Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и реализация стратегии предпринимательской деятельности для предприятий пищевой промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Долгое время экономика России развивалась вне русла мировых тенденций. Это было обусловлено попытками административной ликвидации рынка и предпринимательской деятельности в масштабах всего государства после событий 1917 года. Весь внутренний рынок оказался объектом принудительной унификации. Любая хозяйственная инициатива граждан должна была пройти проверку на соответствие идеям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии предпринимательской деятельности
    • 1. 1. Сущность и содержание стратегии предпринимательской деятельности
    • 1. 2. Формирование внешней подсистемы стратегии предпринимательской деятельности
    • 1. 3. Особенности разработки внутренней подсистемы стратегии предпринимательской деятельности
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Экономико-организационные проблемы функционирования предприятий пищевой промышленности в предпринимательской среде
    • 2. 1. Состояние и развитие отраслей отечественной пищевой промышленности
    • 2. 2. Организационно-экономические условия функционирования отечественных предприятий пищевой промышленности
    • 2. 3. Проблемы продовольственной безопасности и условия самообеспечения страны основными видами продуктов
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Методические рекомендации по формированию эффективной стратегии предпринимательской деятельности в пищевой промышленности
    • 3. 1. Анализ предпринимательского потенциала предприятия пищевой промышленности
    • 3. 2. Стратегические аспекты повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере пищевого производства
    • 3. 3. Концепция формирования стратегии предпринимательской деятельности для предприятий пищевой промышленности
  • Выводы по главе 3

Формирование и реализация стратегии предпринимательской деятельности для предприятий пищевой промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предпринимательство выступает как одна из наиболее важных тенденций функционирования и развития экономики. Глубинные истоки предпринимательства в экономике содержатся в принципиальной невозможности полного совпадения интересов субъектов бизнеса на фоне относительной ограниченности благ и невозможности обеспечения равенства в доступе каждого из экономических субъектов к этим благам.

Долгое время экономика России развивалась вне русла мировых тенденций. Это было обусловлено попытками административной ликвидации рынка и предпринимательской деятельности в масштабах всего государства после событий 1917 года. Весь внутренний рынок оказался объектом принудительной унификации. Любая хозяйственная инициатива граждан должна была пройти проверку на соответствие идеям марксизма-ленинизма. Потребительские ожидания людей обусловливались динамикой не потребностей, а директивных показателей потребления, содержащихся в народнохозяйственных планах. Общественная ценность и реальная конкурентоспособность товаропроизводителей должна была подтверждаться не на рынке, а в кабинетах партийно-государственных руководителей разного уровня.

Такие события не могли пройти бесследно. В результате, в ранний период зарождения российского бизнеса, одной из самых злободневных проблем было непонимание принципов его ведения. Практически полное отсутствие опыта участия в рыночной конкуренции и связанные с этим серьезные проблемы подтолкнули менеджеров фирм-дебютантов и ученых-теоретиков к изучению западного опыта. Однако реальная предпринимательская среда российского рынка сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой. Этот факт не позволяет применять на практике многие методики, предлагаемые иностранными специалистами.

Одной из таковых является методика разработки предпринимательской стратегии. Задача эффективного противостояния конкурентам не утратила своей актуальности, напротив, с развитием экономики, она становится еще более острой. Ограниченность ресурсов, которые предприятие может направить на обеспечение превосходства над соперниками, заставляет искать пути их наиболее дальновидного и рационального использования, то есть, разрабатывать собственную стратегию предпринимательской деятельности. Этот факт давно осознан многими предпринимателями. Однако по сей день не существует единой методики поиска наиболее эффективных решений в данной области.

В условиях усиливающейся конкуренции такая методика является жизненно необходимой для предприятий. Неумение четко определить собственную позицию в конкурентной борьбе, предвидеть действия соперников, ставить цели и разрабатывать наиболее эффективные пути их достижения в наши дни приводит предприятие к утрате конкурентных позиций и полному вытеснению с рынка.

Пищевая промышленность России — одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. На пищевую и перерабатывающую промышленности (пищевая, мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная и комбикормовая), насчитывающих более 28 тыс. различных объединений, акционерных обществ, предприятий и цехов (количество которых увеличилось за последние годы в 3,5 раза) с численностью работающих около 1,5 млн. человек, приходится более половины продовольственного товарооборота. Сложившаяся в 90-х годах производственно-экономическая ситуация в пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуется резким спадом производства продуктов питания, кризисным состоянием большинства предприятий пищевых отраслей, старением основных производственных фондов, особенно их активной части. Значительно сократился ассортимент выпускаемой продукции, диабетических и специальных продуктов для населения, проживающего и работающего в тяжелых условиях.

За годы осуществления реформ в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в результате просчетов в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике проявились негативные тенденции, приведшие к катастрофическому снижению объемов производства продукции, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, экспансии импортных продовольственных товаров низкого качества.

Таким образом, проработка теоретических и практических вопросов, связанных с методикой создания предпринимательских стратегий для предприятий пищевой промышленности является актуальной научной задачей, от решения которой зависит как конкурентоспособность отечественной экономики на мировом рынке, так и продовольственная безопасность России.

Степень разработанности проблемы. В экономической литературе индустриально развитых стран проблемы предпринимательства занимают значительное место. Большое внимание уделяется и теме стратегического управления. Однако вопросы разработки и применения стратегий предпринимательского поведения пока не получили должного освещения.

В отечественной научной литературе эта область знаний представлена работами Ю. Б. Рубина, Г. J1. Азоева, P.A. Фатхутдинова., А. Ю. Юданова, некоторые аспекты данной темы также затрагиваются в работах И. К. Беляев-ского, B.JT. Белоусова, А. П. Дуровича. Гораздо шире список западных авторов: М. Портер, И. Ансофф, А. Стрикленд, Ж.- Ж. Ламбен, М. Мак-Дональд, Д. Аакер, П. Друкур, Дж. Траут, Дж. Дэй, К. Прахалад, Г. Хамел, М. Трейси, Ф. Мур, Ф. Вирсема, Г. Минцберг, Эл. Райе и др.

Несмотря на такое количество трудов, практически отсутствуют работы, в которых целостно была бы представлена методика разработки и реализации предпринимательской стратегии в переходной экономике. На восполнение этого пробела и направлено данное диссертационное исследование. Подобная работа необходима для выработки научных рекомендаций по формированию стратегий предпринимательской деятельности для предприятий, действующих на российском рынке пищевых продуктов.

Цель диссертационной работы состоит в разработке комплексной методики формирования стратегии предпринимательской деятельности в условиях усиливающейся конкуренции и дефицита достоверной информации. Цель исследования предполагает постановку следующих задач:

• выявление сущности и формулировка определения стратегии предпринимательской деятельности предприятия;

• проведение анализа существующих методик создания стратегий предпринимательской деятельности;

• выявление тенденций формирования и развития отраслей пищевой промышленности в России;

• проведение анализа организационно-экономических условий функционирования предприятий пищевой промышленности в современной России;

• разработка научно-практических рекомендаций обеспечения развития предприятий пищевой промышленности;

• разработка методики формирования стратегии предпринимательской деятельности для отечественных предприятий;

• исследование научных перспектив и предложение возможных направлений формирования и реализации стратегии предпринимательской деятельности для предприятий пищевой промышленности;

• разработка методики определения конкурентной позиции предприятия на рынке.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, характеризующих подходы к разработке стратегии предпринимательской деятельности.

В качестве объекта исследования выступают отечественные предприятия пищевой промышленности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основе исследования лежит системный анализ рыночных процессов, определяющих специфику исследуемого объекта. В работе использовались методы страте7 гического анализа и некоторые методы сценарного анализа: описательный метод, экспертные оценки и параметрические индексы. Также были использованы количественные и качественные методы исследования рынка и анализа деятельности предприятия, в частности, методы опроса потребителей, фокусные группы, тестирования рынка, наблюдения.

В процессе исследования использовались научные труды отечественных и зарубежных специалистов по экономической теории, рыночной экономике, региональной экономике, теории эффективности работы предприятий, научные отчеты и разработки ИЭ и ОПП СО РАН.

В качестве исходной информации использовались законодательные акты и нормативно-правовые документы органов государственного управленияофициальные информационно-статистические данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Минсельхоза РФмонографии и статьи российских и зарубежных авторовстатистические данные предприятий пищевой промышленности.

Научная новизна полученных диссертантом результатов исследования состоит в решении актуальной научной проблемы разработки комплексной методики формирования стратегии предпринимательской деятельности для предприятий пищевой промышленности.

Основные научные результаты, полученные в ходе исследования, состоят в следующем:

1. Сформулировано определение стратегии предпринимательской деятельности. Под стратегией предпринимательской деятельности понимается совокупность мер, направленных на достижение устойчиво выгодной конкурентной позиции и обеспечение ее воспроизводимости на максимально продолжительном отрезке времени путем предупреждения и отражения действий конкурентов, способных ухудшить конкурентную позицию предприятияи создание таких условий, в которых возможности влияния конкурентов на достижение предприятием своих целей будут сведены к.

2. Выявлена целостность стратегии предпринимательской деятельности 8 как системы, включающей в себя две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя подсистема содержит описание путей достижения желаемого состояния предприятия по отношению к конкурентам с точки зрения внутренней организации бизнеса. Внешняя подсистема содержит описание совокупности возможных подходов и действий по отношению к соперникам, необходимых для сохранения и усиления собственных позиций в конкурентной борьбе. Данные подсистемы находятся в непосредственном взаимодействии, содержание одной из них оказывает влияние на содержание другой. Их взаимное влияние направленно на нахождение такого сочетания, которое способствует наиболее эффективному достижению целей предпринимательской стратегии предприятия.

3. Выявлены 4 типа стратегических действий (внутренняя подсистема): занятие узкого рыночного сегмента, свободного от конкуренции (рыночной ниши) — вывод на рынок принципиально нового товара/услугиустановление на товар/услугу более привлекательной ценывывод на рынок товара/услуги, предоставляющей дополнительные выгоды.

4. Выявлено 5 типов стратегических целевых установок внешней подсистемы: механическая монополизация, интегрирующая консолидация, кооперативная солидарность и компромиссное сотрудничество, вооруженный нейтралитет.

5. Для классификации сочетаний различных типов подсистем стратегии предпринимательской деятельности разработан новый инструмент — матрица предпринимательских стратегий.

6. Разработана новая методика определения уровня конкурентоспособности предприятий, ведущих предпринимательскую деятельность. Выявлены две составляющие конкурентоспособности: наличие у предприятия стратегических факторов успеха (СФУ) и уровень потребительских оценок результатов деятельности предприятия. Разработана методика оценки обоих составляющих и интегрирующего показателя конкурентоспособности предприятия.

7. Разработана концепция формирования стратегии предпринимательской деятельности для отечественных предприятий пищевой промышленности, основанная на принципах системного регулирования с построением принципиальной схемы, характеризующей технологическую последовательность проведения прогнозно-аналитических работ по ее формированию.

Практическая ценность Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в предпринимательской деятельности предприятий (прежде всего пищевой промышленности) в процессе стратегического планирования бизнеса, при разработке конкурентных стратегий, а также в преподавании ряда экономических дисциплин, в которых значительное внимание уделяется планированию и организации производства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы использованы в докладах, представленных на конференциях, опубликованы соискателем, часть из них применена в деятельности отдельных предприятий и организаций, а также реализованы в учебном процессе Балтийской академии туризма и предпринимательства, Ленинградского областного института экономики и финансов, Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина.

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 7 научных публикациях автора общим объемомп. л.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, отражает его логику и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы по главе 3.

Предпринимательство выступает как одна из наиболее важных тенденций функционирования и развития экономики. Долгое время экономика России развивалась вне русла мировых тенденций. Практически полное отсутствие опыта участия в рыночной конкуренции и связанные с этим серьезные проблемы подтолкнули отечественных ученых и практиков к изучению западного опыта. Однако реальная предпринимательская среда российского рынка отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой. Этот факт не позволяет применять на практике многие методики, предлагаемые иностранными специалистами.

Так, существующие методики определения интенсивности конкуренции на рынке предполагают проведение оценки составляющих каждой из конкурентных сил с выведением интегрирующего показателя, однако получаемые данные имеют высокую степень условности в силу возникающих трудностей при выделении оценочных факторов. Для преодоления указанных недостатков автором разработана новая методика, основанная на декомпозиции факторов, влияющих на интенсивность конкуренции, качественной оценке полученных составляющих и выведении на их основании количественного интегрирующего показателя. Данная методика легко модифицируется для решения конкретных задач. Она может быть применена как для оценки привлекательности отрасли в долгосрочной перспективе, так и для периодического мониторинга уровня интенсивности конкуренции на рынке.

Разработанная автором методика определения позиций предприятий соперников, ведущих предпринимательскую деятельность, основана на анализе причин и следствий определенной конкурентной позиции предприятия. Для наглядного представления конкурентных позиций соперников автор вводит новый инструмент анализа — «конкурентную модель рынка». Конкурентная модель представляет собой поле, по осям которого откладываются значения уровня СФУ и уровня потребительских оценок предприятий-конкурентов.

Положение предприятия определяется соответствующими координатами. В модели выделено четыре типовые зоны, в которых может находиться предприятие, ведущее предпринимательскую деятельность. Отнесение конкурирующего предприятия к какой-либо из них позволяет определять его стратегические задачи и спрогнозировать его возможные действия. Данный инструмент позволяет определить соотношение сил на рынке и выявить маркетинговые задачи по позиционированию предприятия в конкретной ячейке матрицы, установлению текущих и перспективных конкурентов, наметить рекомендации по выбору стратегии конкуренции.

В процессе разработки концепции формирования стратегии предпринимательской деятельности для предприятия пищевой промышленности требуется соблюдения определенных принципов, главными из которых предлагается считать принципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов, легитимности, демократичности, профессионализма, принципа «первого руководителя».

Обоснование стратегических целей и механизмов их достижения предполагает выполнение целого ряда работ прогнозно-аналитического характера. Для этого автор формулирует ряд принципиальных положений формирования концепции, предлагает технологическую схему, раскрывающую последовательность выполнения основных прогнозно-аналитических работ.

Во-первых, главным целевым ориентиром всех работ в области стратегического планирования развития предприятия пищевой промышленности является повышение дохода сотрудников до уровня, нижняя граница которого определяется государственными нормативами.

Во-вторых, при разработке стратегических целей развития и механизма их реализации следует, в первую очередь, ориентироваться на эффективное использование ресурсного потенциала.

В-третьих, результативность прогнозно-аналитических работ, связанных с определением целей стратегического развития предприятия отечественной пищевой промышленности, обоснованием его стратегического выбора, разработкой других элементов концепции в значительной мере определяется наличием полной и достоверной информации о внутренних закономерностях развития предприятия, факторов местного и внешнего характера, определяющих в совокупности своей исходную социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на предприятии к началу работ в сфере стратегического планирования.

В четвертых, следует осуществлять интегральную оценку исходной социально-экономической ситуации для формирования стратегических целей и обоснования стратегического выбора предприятия.

В пятых, возникает необходимость определения стратегических целей развития роста доходов работников предприятия, основой разработки которых выступают: система государственных норм, установленных законом, результаты интегральной оценки.

Следующая важная задача концепции — обоснование нового стратегического выбора предприятия, который является, по существу, ядром концепции. В рамках решения этой задачи определяются «полюса» перспективного роста, вокруг которых формируются доминантные функции, реализуемые предприятием в перспективе.

Дальнейший этап разработки концепции связан с формированием стратегических целей экономического характера. При выборе главной цели следует не путать саму цель и средства ее достижения (цели более низких иерархических уровней). В качестве главной цели автор предлагает использовать показатель, характеризующий прогнозируемое превышение доходной части перспективного финансового баланса над расходной, которая определяется в результате генетического прогноза Именно преодоление отмеченной неувязки бюджета предприятия и должно быть поставлено во главу угла общей предпринимательской стратегии.

И, наконец, требует решения проблема практической реализации концепции, которая возникает уже на этапе ее формирования. Отсутствие даже эскизного контура механизма воплощения стратегического замысла, приводит к получению документа, существование которого не даст реального импульса к решению имеющихся и прогнозируемых проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Пищевая промышленность остается самой крупной и жизненно важной отраслью экономики. В условиях рыночной экономики эффективность отраслей пищевой промышленности достигается за счет высокой специализации производства и совершенствования управления им.

Разделение на перерабатывающую и пищевую промышленность носит условный характер. Конечный потребительский продукт и той и другой отраслипищевой продукт со всеми специфическими требованиями при его изготовлении. На предприятиях перерабатывающей промышленности производятся пищевое сырье или пищевой продукт для дальнейшей обработки в пищевой промышленности и готовый к непосредственному потреблению пищевой продукт — консервы, масло, сыр, мясные изделия и т. п. Поэтому эти отрасли, как правило, в практике планирования и учета сведены в одну группу отраслей пищевой промышленности и именуются пищевой промышленностью.

Исходя из выше сказанного, пищевую промышленность можно определить как совокупность отраслей промышленности и отдельных производств, специализированных на выпуск продуктов питания.

Пищевая промышленность — эта часть всей промышленности, объединяющая совокупность однородных пищевых и перерабатывающих предприятий, характеризующаяся единством потребительского назначения производимого конечного продукта пищевого назначения, перерабатывающая, как правило, сырье сельскохозяйственного происхождения и располагающая специфичной материально-технической базой в виде системы машин и аппаратов и соответствующим составом кадров пищевиков.

В состав пищевой промышленности входят более 40 специализированных отраслей, подотраслей и отдельных производств. Все их объединяет прежде всего единство потребительского назначения производимого специфического продукта — продукта питания, что, в свою очередь, определяет специфические требования к сходному сырью, применяемой технологии, системе машин и всей материально-технической базе и к персоналу.

Пищевая промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства. На ее долю падает значительная часть перевозимых различными видами транспорта грузов. Пищевики — крупнейшие заказчики строительства.

Но особенно тесные и родственные связи сложились между пищевой промышленностью и сельским хозяйством. Именно объективно сложившиеся тесные взаимосвязи между этими крупнейшими отраслями сформировали агропромышленный комплекс. Поэтому пищевую промышленность в совокупности правомерно также рассматривать как часть агропромышленного комплекса, а перерабатывающую промышленность как его неотъемлемую органическую составляющую.

Роль и значение пищевой промышленности определяется тем, что она производит продукт питания, пищу. Этим сказано все. С точки зрения человеческой жизни, всего человечества и его цивилизации все остальные отрасли должны служить ей и быть как бы второстепенными. Недаром в знаменитой триаде «сыт, одет, обут» даже в числе самого необходимого на первом месте продукт пищевой промышленности.

Но не только этим, разумеется, определяется место и роль пищевой промышленности в системе народного хозяйства, промышленности и агропромышленного комплекса.

Пищевая промышленность бесспорно главенствует среди отраслей промышленности по доле производимого ею валового внутреннего продукта, национального и чистого дохода Предприятия пищевой промышленности производят свыше пятой части всей промышленности по указанным показателям, хотя они составляют лишь около семи процентов ее численности персонала и такой же мизерной долей представлена в стоимости основных производственных фондов, во всем производственном аппарате.

Пищевая и перерабатывающая промышленность — составная часть всей промышленности и агропромышленного комплекса. И это обстоятельство делает ее, с одной стороны, представителем самой ведущей отрасли народного хозяйства и, с другой стороны, завершающим звеном и основой продовольственного комплекса.

Разнообразие сырья и наличие потребителей пищевых продуктов во всех регионах обусловливают повсеместное распространение предприятий пищевой промышленности. Но в одних местах они обслуживают нужды местного населения, в других — создают продукцию для многих районов страны. В последние годы проблемы коснулись и этой отрасли российской экономики. Производство продукции очень существенно снизилось. Страна импортирует широкий ассортимент продовольственных товаров.

Кардинальное решение проблем предприятий пищевой промышленности как самостоятельного стратегического сектора экономики России требует активного включения данных предприятий в предпринимательскую деятельность, совершенствования систем стратегического планирования.

Чтобы обеспечить развитие отечественной пищевой промышленности, нужно применять такие способы предпринимательства, которые позволяют в большей степени использовать внутренние способности самоорганизации этих производств в условиях, предоставляемых им возможностями экономической самостоятельности, свободы целесообразного выбора форм корпоративного построения и интеграции сил в борьбе за рынки.

В ходе достижения цели диссертационной работы и решения поставленных задач были получены следующие научные и практические результаты.

1) Сформулировано определение и раскрыто понятие стратегии предпринимательской деятельности. В исследовании, предпринимательская стратегия определена как совокупность мер, направленных на обеспечение соответствия деятельности организации вектору изменения внешней среды в долгосрочном периоде более эффективным способом, чем способы конкурентов. Предпринимательская стратегия определяет, какой должна быть организация, для того чтобы обеспечить более высокую, чем у конкурентов востребованность результатов собственной деятельности со стороны внешнего окружения и каким образом она должна действовать по отношению к конкурентам, чтобы предупреждать, отражать их действия направленные на ухудшение конкурентных позиций предприятия.

2) Сделан вывод о системном характере предпринимательской стратегии. Являясь абстрактной системой, предпринимательская стратегия включает в себя две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя подсистема содержит описание путей достижения желаемого состояния предприятия по отношению к конкурентам с точки зрения внутренней организации бизнеса. Внешняя подсистема содержит описание совокупности возможных подходов и действий по отношению к соперникам, необходимых для сохранения и усиления собственных позиций в конкурентной борьбе.

3) Для определения целесообразности вступления в конкуренцию на том или ином рынке была разработана новая методика определения уровня интенсивности конкуренции. Она основана на декомпозиции факторов, влияющих на интенсивность конкуренции, качественной оценке полученных составляющих и выведении на их основании количественного интегрирующего показателя. К плюсам методики можно отнести оперативность, невысокую стоимость проведения исследования, и возможность получения прогноза изменения интересующего показателя.

4) Разработана методика определения позиций предприятий-соперников в конкурентной борьбе. Предлагаемая методика оценки конкурентоспособности предприятия основана на анализе причин и следствий определенной конкурентной позиции предприятия. В данном случае причиной определенного уровня конкурентоспособности является ресурсный потенциал предприятия и действия его руководства, направленные на извлечение выгод из его использования (стратегические факторы успеха), а следствием — оценка предприятия его потенциальными клиентами (соответствие требованиям внешней среды). Для наглядного представления конкурентных позиций соперников предложено использовать новый инструмент анализа -«конкурентную модель рынка». Конкурентная модель представляет собой поле, по осям которого откладываются значения уровня СФУ и уровня которого откладываются значения уровня СФУ и уровня потребительских оценок предприятий-конкурентов. Положение предприятия определяется соответствующими координатами. В модели выделено четыре типовые зоны, в которых может находиться предприятие, ведущее предпринимательскую деятельность. Отнесение конкурирующего предприятия к какой-либо из них позволяет определять его стратегические задачи и спрогнозировать его возможные действия. Данный инструмент позволяет определить соотношение сил на рынке и выявить маркетинговые задачи по позиционированию предприятия в конкретной ячейке матрицы, установлению текущих и перспективных конкурентов, наметить рекомендации по выбору стратегии конкуренции.

В целом, по результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Стратегия предпринимательской деятельности является базисом арсенала инструментов деятельности каждого конкурента. Не имея стратегии, предприятие не в состоянии формировать прагматически мотивированные установки на те или иные действия, и, тем самым, положительно влиять на улучшение дел внутри компании и на состояние внешней среды своего бизнеса. В отсутствие стратегии конкурентные действия неизбежно приобретают хаотический характер, что, в конечном счете, оборачивается утратой конкурентных преимуществ, снижением конкурентоспособности предприятие и подрывом его конкурентного потенциала.

Для предотвращения подобных событий, необходима целенаправленная работа по разработке предпринимательской стратегии.

Выработка стратегии должна основываться на объективных данных о состоянии конкурентной среды. Регулярному сбору подобной информации необходимо уделять первостепенное значение. Для того чтобы сократить финансовые и временные затраты на сбор и анализ информации, а также на получение значимых результатов с успехом может быть применена методика предложенная в данной работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I, II // Система «Гарант» Справочно-правовая система. Санкт-Петербургский выпуск, 2006.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 03.06.2006) // Система «Гарант» Справочно-правовая система. Санкт-Петербургский выпуск, 2006.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 02.02.2006) // Система «Гарант» -Справочно-правовая система. Санкт-Петербургский выпуск, 2006.
  4. Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ (ред. от 26.07.2006) «О Федеральном бюджете на 2006 г.» (принят ГД ФС РФ 07.12.2005) // Система «Гарант» Справочно-правовая система. Санкт-Петербургский выпуск, 2005.
  5. Конституция Российской Федерации // Система «Гарант» Справочно-правовая система. Санкт-Петербургский выпуск, 2006.
  6. СБ., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т «Открытое о-во». М.: Магистр, 1998. — 311 с.
  7. В. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.
  8. А., Грачев М., Кузин Д. Предпринимательство: стратегия нового поколения //Мировая экономика и рыночные отношения. 1991. № 3. С. 117−118.
  9. Ю.П., Липкина В. В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. 2000. — N 10, с. 14−22.
  10. Анализ концепций стратегического управления / Л. Г. Головач, И. Ю. Исаев, Г. А. Краюхин и др. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  11. В.В. Многофакторные экономико-математические методы и модели сложных систем и процессов. М.: Моск.гос.техн.ун-т ГА, 1996.
  12. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Питер, 1999. 214с.
  13. И. Стратегическое управление в корпорациях. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  14. В.М. Внутрифирменное целеполагание в стратегическом менеджменте. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  15. Л.Н., Юрханов А. Л. Организация работы коммерческих служб на предприятиях пищевой промышленности в условиях рынка // Пищевая промышленность.-1997.- К 11.- С. 28.
  16. В. С. Блинов В.М. Инновационная стратегия малых и крупных фирм // Инновационная политика развитых капиталистических государств / ВНИИ системных исследований. М., 1990. — С. 71−82.
  17. Г. Л., АсаулА.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. СПб.: СП6ТУЭФ, 2001.
  18. М. Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  19. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5.
  20. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: Инфра-М, 1999.
  21. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. Раздел 2. М.: МГФ «Знание», 2001, с. 34−55.
  22. А.Ю. и др. Основы стратегической деятельности на предприятии. Краснодар: Изд-во Куб. ГТУ, 1999.
  23. Бизнес-карта 2004. Пищевая промышленность. Молочная продукция. Масло животное. Сыры. Т. 6. Россия, Изд-во Бизнес-карта, 2004,422 с.
  24. Л.С. Предпринимательство основа социально-экономического развития общества (Вестник СПб У-та № 5 «Экономика», 1992), с.44−51.
  25. E.H. Психология обмана. Преимущества и потери. СПб.: Лань, 1998.-186 с.
  26. Н.В. Концепция управления В Сони. «Экономические науки», 1991 г., № 12.
  27. К. Основы стратегического менеджмента /Пер. с англ.- Под ред. Л. Г. Зайцева. М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
  28. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода. Методология и практика. М.: Экономика, 1997.
  29. А. В. Предпринимательство. Основной курс. Ч. 1. М.: Фирма «Интерпракс», 1994.
  30. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995. -344с.
  31. СВ. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  32. Е.И. и др. Стратегическое управление: практика принятия системных решений. Мн.: Технология — БГЭУ, 1997. — 199 с.
  33. Вестник экономики / Бюллетень Министерства экономического развития и торговли РФ и РИА «Новости». 2001. — № 9. — с. 23−29.
  34. Г. С., Ковалев СТ., Чистов Л. М. Актуальные проблемы экономической теории и практики. СПб.: Астерион, 2003.
  35. А.И. Особенности стратегического планирования некоммерческих организаций на современном этапе экономического развития. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  36. О.С. Стратегическое управление: Ученик. М.: Гардарика, 1998.
  37. К. Е., Коваленко В. В. О проблеме преодоления инновационного застоя в российской экономике // Инновации. 2001. № 4−5. С. 48−50.
  38. С. А., Казакова Н. В. Инновационные факторы повышения региональной конкурентоспособности // Логистические подходы в управлении инвестициями и инновациями: Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2000. С. 88.92.
  39. А. В. Инвестиции и финансирование. Методы оценки и обоснования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998.
  40. А.М. Внешнеэкономическая зависимость продовольственного рынка России // Пищевая промышленность. 2001. — № 6. — с. 10−11.
  41. Генри Чармэссон. Торговая Марка. Санкт-Петербург: «Питер», 1999.
  42. Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991. 64 с.
  43. В.А., Богомолов O.A. Экономическая стратегия предприятия. -М.: Филинъ: Рилант, 2001.
  44. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Российская газета № 2,1999.
  45. Дей Д. Маркетинговая стратегия,
  46. Л.Б. «Повышение эффективности сезонных производств мясной и молочной промышленности». Экономические и организационные проблемы. Москва. «Пищевая промышленность».- 1989 г. 125 с.
  47. Р., Кост Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство (теория систем и руководство системами). М.: Сов. радио, 1971.
  48. B.C. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования. М.: Финпресс, 1998.-192 с.
  49. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.-195 с.
  50. В. Стратегия предприятия в переходный период // Бизнес-информация. 1998.- № 13−14. — С. 124.
  51. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1994.
  52. В.А., Тренев В. Н. Распределение системы принятия решений: Теория и приложения. М.: Наука, 1999.
  53. В. С, Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1996. t
  54. А.К., Серова JI.C. Стратегическое управление инновациями на предприятии. СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1996.
  55. КарлофБ. Деловая стратегия: Пер. с англ. М: Экономика, 1997.
  56. У., Клиланд Д Стратегическое планирование и хозяйственная политика/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.
  57. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  58. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  59. Г. Б., Смоляк С. А. Эконометрические зависимости: Принципы и методы построения. М.: Наука, 2001.
  60. Козлов М.В., Тульская Н.С.Бизнес-план как инструмент эффективного управления пищевым предприятием // Пшц. пром-сть.-1998.-М 1 .-С. 18−20.
  61. Комплексный прогноз развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом преобразований сельского хозяйства в условиях рыночных отношений. М.: АгроНИИТЭИПП, 2001.
  62. В. М. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
  63. Костомаров В. Дахомчик В.Качество продукции категория рыночная. Из опыта работы пищевых предприятий Тюменской области // Пищ. пром-сть.-1997.-№ 11 — С20−21.
  64. СЕ. Экономика мясной и молочной промышленности: Учеб. для вузов по спец. «Экономика и упр. в отраслях агропром. комплекса».-2.изд., перераб. и доп.-М.:Агропромиздат, 1990, — 319 с.
  65. А. Б., Горенбургов М. А. Экономика России на рубеже XXI века. Академический и межвузовский сборник научных трудов. Академия гуманитарных наук. СПб Казань, «АБАК», 1999.
  66. А.Б., Маркин A.A. Предпринимательство и экономический рост. Журнал «Регион». СПб., 1999 № 1.
  67. А.Б., Маркман Ф. Н. Инновации и информационные технологии в предпринимательских структурах. СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  68. А.Б., Маркушевич О. Г. Механизм управления предприятия в условиях свободной экономики. СПб.: Политехника, 1992.
  69. А.Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. Серия «Теория и практика менеджмента» СПб.: Питер, 2001.
  70. А.Б., Никольская Е. Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Учебники для вузов. СПб. Лань 2000. 544с.
  71. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981.
  72. Н.С. и др. Инновационные стратегии фирм. М.: Изд-во ГУ У, 1999.
  73. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  74. Л.Л. Основные направления работ по экологизации пищевых производств // Междунар.конф."Науч.-техн.прогресс в перерабатывающих отраслях АПК" Материалы.- М. Д995.-С. 151−152.
  75. Майкл Леви, Бартон А. Вейтц. Основы розничной торговли. Санкт-Петербург: «Питер», 1999.
  76. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. ~ СПб: Питер, 2000. 238 с.
  77. X. Как уцелеть среди акул./ Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. -Уфа: Акад. Менеджмента- М.: Экономика, 1993.-367 с.
  78. В.Г. Инновации в предпринимательстве. M., 1997.
  79. В.Г., Ильдеменов C.B. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999.
  80. Г. и др. Школы стратегий: Стратегическое сафари. ~ СПб: Наука, 2000. 283 с.
  81. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001.-с. 684.
  82. И. К. Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Тт. 1,2 М.: Внешторгиздат, 1993.
  83. А.М., Диваева Э. А. Организационно-экономические основы инновационного механизма в промышленности.- Уфа, 1999.
  84. С. Внешняя среда экономических систем. СПб.: Изд-во «Два-Три», 1994.
  85. C.B. Научные основы разработки маркетинговых стратегий СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.
  86. А. Инновационное развитие и инновационная культура/Проблемы теории и практики управления.- 2001.- № 5.
  87. М.В. Гибридная стратегия фирмы: проблемы разработки и реализации// Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». — 2001.- Вып. 1.- С.48−52.
  88. Обер-Крис Дж. Управление предприятием / Пер. с фр. М.:Сирин, 1997.
  89. Г. В. Рыночная модель инновационной деятельности предприятий. В 2-х ч. Ростов н/Д.: РГА СХМ, 1999.
  90. Организация и ее деловая среда. Управление развитием организации. -М.: Инфра-М., 1999.
  91. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент/ Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1995.
  92. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК: наука, технология, экономика / Тужилкин В. И., Масленникова О. А. Ульянов Е.В. и др. (Учебник) 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский комплекс1. МГУПП, 1998.-844 с.
  93. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК: наука, технология, экономика / Тужилкин В. И., Масленникова O.A. Ульянов Е. В. и др. (Учебник) 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский комплекс МГУПП, 1998. — 844 с.
  94. С.Н. Законы Паркинсона. М.: Прогресс, 1989. — 448 с.
  95. A.M. Внешняя торговля России продовольственными товарами и сырьем // Пищевая промышленность. 2001. — № 6. — с. 14−15.
  96. A.M. Состояние пищевой промышленности на рубеже веков // Пищевая промышленность. 2001. — № 5. — с. 30−31.
  97. Пищевая промышленность Российской Федерации в условиях рынка / Под. общей ред. акад. Сизенко Е. И. М.: 1997. — 188 с.
  98. Пищевая промышленность, 2000, № 7 Лифанчиков А. Н. «Состояние пищевой промышленности в 2000 г.» с. 23−45.
  99. Пищевая промышленность", 2000, № 8. Чешинский J1.C. «Пути форсирования развития производства отечественного продовольствия».
  100. B.C. Единая теория циклов, кризисов, формаций. М.: Гра-витоника, 1999.
  101. Планирование в сложных хозяйственных системах. Тюмень. Тюм. ГНГУ, 1999.
  102. В.В. Стратегия ресурсного обеспечения инновационной деятельностью / Под ред. акад. АН высшей школы А. И. Муравьева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  103. H.H., Погостинский Ю. А. Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности. Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1997.
  104. М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. -495 с.
  105. Портфель конкуренции и управление финансами. // Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996.
  106. Предпринимательство. Социально-экономическое управление. Юнити-Дана
  107. М.:2002,340 с. Пустуев A. JL, Жапаров К. Ж., Равепов Р. Р. Продовольственная безопасность региона: теоретико-методологический подход. Журнал Пищевая промышленность № 2,2004 с. 30−44.
  108. Райе Эл, Траут Дж. Маркетинговые войны.- СПб: Питер, 2000. 256 с.
  109. А.Н. Роль и место пищевой отрасли в промышленном комплексе России // Пищевая промышленность. 2001. — № 6. — с. 12−13.
  110. Российский статистический ежегодник 2006, Стат. Сборник. М. Гос-комстат-2006,790 с.
  111. Ю. Б. Теория и практика конкуренции. Учебное пособие для студентов 3-го курса экономических специальностей. / МЕСИ.- М., 2001.
  112. Ю.Б. «Теория и практика предпринимательской конкуренции" — 2003, М.- Маркет, 210 с.
  113. Ю.Б. Основы Бизнеса. 5-е издание. Учебник для студентов высших учебных заведений. М: «Маркет ДС», 2003. — 784 с.
  114. В.Н. «Пищевая промышленность России на «весах» продовольственной безопасности» // Журнал «Пищевая промышленность», № 67,2001 г.
  115. Сио К. К. Управленческая экономика. М.: ИНФРА-М, 2000. — 671 с.
  116. Э.А. Разработка управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 2000. — 271 с.
  117. Т.М. Предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы: Учеб. пособие М. РГОТУПС 2003,207 с.
  118. Стратегическое управление: практика принятия системных решений /Велесько Е.И., Быков A.A., Иванова Л. Я. и др.-М.: Закон и право, 1996 -408 с.
  119. М.Н. «Экономика и организация промышленного производства». М. -1987 г. «Мысль», 205 с.
  120. В.В., Крупанин A.A. Экономико-организационные основы предпринимательства. СПб.: СПбУМ, 1996,120 с.
  121. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, Юнити, 1998.427 с.
  122. Дж. Новое позиционирование. СПб: Питер, 2000.
  123. Дж. Сила простоты. Руководство по успешным бизнес-стратегиям. -СПб: Питер, 2001.-224 с.
  124. В.И., Дасковский В. Б. Эффективность инвестиций в пищевую промышленность // Пищевая промышленность. -1998. № 6. — с. 4−7.
  125. Е.В., Масленникова O.A. Роль налогов в развитии инновационного инвестирования производственной сферы // Пищевая промышленность, № 12,2003 с. 20−23.
  126. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  127. P.A. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 304 с.
  128. В.П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  129. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987.-272 с.
  130. П. Экономический образ мышления/ Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  131. А.Н. «Основы планирования производства на предприятиях пищевой промышленности». М. -1986 г. «Пищевая промышленность», 243 с.
  132. Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  133. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А. П. Градова. СПб.: Спец. лит., 1995.
  134. Экономика предприятия / Под ред. проф. О. И. Волкова. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998.-344 с.
  135. Экономика предприятия А. М.: Издательский комплекс МГУ 1111, 1998.-516 с.
  136. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки / под ред. В. К. Сенчагова. М.: пищевой промышленности: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. Масленниковой 0.3 АО «Финстатинформ», 1998. — 621 с.
  137. Экономическая политика России: итоги 2000 года // Инвестиции в России. 2001.-№ 3. — с. 3−9.
  138. Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. -СПб: Питер ком, 1999.
  139. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: АКАЛИС, 1996. -272 с.
  140. Baker К., Baker S. How to Promote, Publicize, and Advertise Your Growing Business. -N. Y.: John Wiley & Sons, Inc., 1992.
  141. Buehlmann, H., Straub, T. Glaubwuerdigkeit fuer Schadensaetze // Mitteilungen der Vereinigung schweizerischer Versicherungsmathematiker, 1970.-S.I 11−133.
  142. Carlton P., Perloff J. Modern indastrial Organisation. N.Y., 1980, p.790.
  143. Churchill G.A.-Jr., Peter J.P. Marketing: Creative Value for Customers. Bun-Ridge, Illinois: Irwin, 1995.
  144. Cummins, J., Harrington, S. Property-Liability Insurance Rate Regulation
  145. Journal of risk and Insurance, 1985. № 52. — S. 16−43.
  146. Eisen, R., Mueller, W., Zweifel, P. Unternehmerische ersicherungswirtschaft? Konsequenzen der Deregulierung flier Wettbewerbsordnung und Untemehmungsfiierung. Wiesbaden, 1991.-197s.Eriauterungen fuer die Praxis. — Karlsruhe: VVW, 1995. — 40s.
  147. Fairly, W. Investment Income and Profit Margins in Property Liability Insurance// Bell Journal of Economics, 1979. № 10. — S. 192.
  148. Jones G. Organizational Theory. N.Y., 1995, p.248.
Заполнить форму текущей работой