Теоретико-методологические основы формирования налоговой базы региона в период рыночных преобразований
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в анализе и обобщении различных аспектов в подходе к проблемам формирования и функционирования региональной налоговой системы, что может явиться основой углубления методологии исследования бюджетно-налогового механизма в рыночно-трансформационном периоде, а также механизма формирования и определения налоговой базы региона… Читать ещё >
Содержание
- 1. Эволюция концептуального обоснования экономической природы налоговых отношений
- 1. 1. Методологические и теоретические основы анализа налоговых отношений
- 1. 2. Современные концепции налогообложения и их влияние на реформирование налоговой системы РФ
- 2. Государственная региональная политика в контексте современных концепций налогообложения
- 2. 1. Взаимодействие экономических и политических факторов формирования федеральной налоговой политики
- 2. 2. Организационно-экономические принципы функционирования региональной налоговой системы
- 3. Экономический механизм формирования налоговой базы региона в переходный к рынку период
- 3. 1. Принципы и методы формирования налоговой базы региона в переходный период
- 3. 2. Концептуальные подходы и методы оценки налогового потенциала региона
Теоретико-методологические основы формирования налоговой базы региона в период рыночных преобразований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования. Экономическая система переходного периода характеризуется масштабными потрясениями не только в сфере производства материальных благ, но и предполагает адекватную своей природе структуру финансовых отношений. В то же время качественные изменения, происходящие в финансовой сфере, порождают и соответствующие структурные сдвиги в налоговой системе.
На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей.
Решение этой важнейшей задачи усиливает государственную значимость деятельности налоговых органов и требует создания качественно новой системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам возрождающейся российской экономики. Совершенствование налоговой системы должно идти не только в направлении разработки рациональных мер государственного регулирования всей системы налогообложения, включая контрольные функции, но и в плане повышения достоверности оценки налоговой базы субъектов Российской Федерации, являющейся основой при установлении реальных бюджетных заданий регионам.
В настоящий момент российская налоговая система все более приобретает роль основного связующего и перераспределительного канала в рыночных отношениях, так как именно от эффективности ее функционирования во многом зависит осуществление движения товарных и денежных потоков между федеральным центром и регионами. В свою очередь это придает определенную теоретическую и практическую значимость вопросам исследования места, роли и статуса налоговых отношений в обеспечении единства регионального воспроизводственного процесса, раскрытию региональной специфики строения налоговой системы, а также проблемам формирования и оценки налогового потенциала региона.
Степень разработанности проблемы. Основной базой исследования являются положения, выводы и концепции, содержащиеся в научных публикациях зарубежных экономистов — классиков политэкономии, по кругу изучаемых проблем, таких как, В. Петги, А. Смита, Д. Рикардо, Д. Кейнса, А. Маршалла, М. Фридмена и др. При исследовании места, роли и статуса налоговых отношений в обеспечении единства регионального воспроизводственного процесса данные работы явились весомым вкладом.
Также использовались основные законодательные и нормативные материалы, регулирующие экономическую деятельность в данной сфере.
Определенный вклад в решение проблем налогообложения внесли труды ряда российских ученых. Среди них можно выделить работы Шеховцова К., Ситаряна С., Зверева А., в области регионального налогообложения В. И. Бутова, В. Г. Игнатова, Н. И. Ларионовой и др.
В современной литературе различные проблемы налогообложения разбираются в работах известных представителей как зарубежной экономической мысли: Аткинсона Э., Г’ура О., Кинга Т., Самуэльсона П., Стиглица Дж., Шаха А., Шлитера Т., так и отечественной: Абалкина Л., Алексашенко С., Высокова В., Баликоева В., Гайдара Е., Галкина В., Гусева В., Дуканич Л., Дьяченко В., Лившица А., Любимцева Ю&bdquoПавлова Л., Починка А., Раевского В., Тимофеевой О., Шаталова С., Черника Д. и др. Продуктивность этих исследований проявилась в том, что каждый из них выявил новый спектр проблем, требующих своего дальнейшего теоретического осмысления.
Анализ рассмотренных работ свидетельствует о том, что еще недостаточно изученными остаются вопросы о переложении налоговой нагрузки, о закономерностях формирования и функционирования налоговой системы на региональном уровне.
В частности, не достаточно исследованы экономические принципы и методы формирования налоговой базы региона, приемлемые для современной экономики России.
Недостаточная разработанность и практическая значимость проблем формирования региональной налоговой системы в условиях рыночной трансформации российской экономики предопределили выбор темы исследования, постановку его цели и задач.
Цель и задачи исследования
Цель данного диссертационного исследования состояла в анализе государственной региональной политики в контексте современных концепций налогообложения, с целью выработки основ формирования налоговой базы региона в период рыночных преобразований.
Реализация поставленной цели исследования потребовала последовательного решения следующего комплекса взаимосвязанных задач:
— раскрытия теоретико-методологических основ налогообложения;
— анализа современных концепций налогообложения в аспекте формирования региональной государственной политики;
— выявления особенности формирования и функционирования региональной налоговой системы;
— изучения базовых предпосылок формирование налоговой базы регионов в переходный период;
— анализа концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала региона.
Объектом исследования является экономика региона как самостоятельного субъекта РФ и сфера финансовых отношений как результат взаимодействия регионального и федерального уровней.
Предметом исследования явились теоретические и практические проблемы организации и функционирования эффективной системы региональных налоговых отношений в современной экономике России.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные положения общей экономической теории, груды российских и зарубежных ученых-экономистов по кругу изучаемых проблем, основные законодательные акты и нормативные материалы Правительства России, администрации Краснодарского края, регулирующие экономическую деятельность в этой сфере, обширные источники научной литературы, периодические издания, материалы конференций по совершенствованию налогообложения.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили экономико-статистический материал, опубликованный финансовыми институтами Российской Федерации за 1991;2000 годы, материалы, характеризующие бюджетно-налоговый механизм, а также материалы регионального уровня, представленные финансовыми показателями развития Краснодарского края.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: по специальности 08.00.0J — экономическая теория: 1. Современная отечественная и зарубежная теория и практика налогового регулирования экономики свидетельствуют о постоянно возрастающей тенденции конвергенции основных налоговых теорий и их адаптации к конкретным социально-экономическим условиям, которая в перспективе приведет, очевидно, к созданию единой научно-обоснованной (комплексной) концепции налогообложения в решении насущных задач экономического развития.
2. Эффективный спрос может быть обеспечен только путем постоянного и целенаправленного государственного регулирования экономики различными способами, в том числе и через систему налогообложения. Увеличение налогов приводит к сокращению спроса через уменьшение размеров располагаемого дохода одновременно в части потребительских расходов и сбережений. Рост налогообложения сокращает частные совокупные расходы на величину, меньшую, чем объем прироста налогов, и приводит к уменьшению величины равновесного национального дохода (эффективного спроса). При этом возникает эффект налогового мультипликатора, в соответствии с которым снижение эффективного спроса в случае увеличения налогов больше, чем это увеличение.
3. Специфика социально-экономического развития российского общества в рыночно-трансформационный период проявляется в том, что она осуществляется под приоритетным воздействием фискальной политики государстваприоритетность регулирующего воздействия фискальной системы объясняется тем, что на начальном этапе переходного к рынку периода необходимо обеспечить финансирование бюджетного дефицита. по специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение, кредит:
I. Эффективность региональной налоговой системы определяется, с одной стороны, обеспечением налоговой деятельности государства (фискальная функция налогов), а с другой — соблюдением экономических интересов собственников в регионе, предоставлением им возможности осуществлять расширенное воспроизводство (регулирующая функция налогов). В этой связи, налоги выступают не только источником формирования регионального бюджета, но и оказывают непосредственное воздействие на производство.
2. Специфика регионального процесса формирования налоговой базы обусловлена не только многофакторностью механизма данного процесса, но и бюджетным статусом региона: социально-экономическое развитие «региона-донора» в меньшей мере зависит от региональной направленности централизованных фискальных потоков, тогда как развитие «региона-дотационника» в максимальной степени определяется «регионализацией» макроэкономической фискальной политики.
3. В формировании налоговой базы определяющее значение имеет региональный аспект, преломляющийся в практических расчетах через оценку налогового потенциала региона. Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемой налоговыми базами. По мере совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации, подъема производства и, соответственно, расширения налоговых баз все большее практическое значение будет приобретать проблема адекватного соответствия налоговых поступлений от различных секторов экономики их налоговому потенциалу.
4. Понятия налогового и финансового потенциала различаются и с точки зрения влияния каждого из них на формирование доходной части бюджетной системы. Если налоговый потенциал является основой для формирование базы налоговых доходов бюджета, то финансовый потенциал интегрирует как налоговую базу бюджета, так и базу формирования неналоговых доходов (доходов от собственности и операций с ней), а также возможности осуществления заимствования на финансовых рынках для целей финансирования определенных программ или текущего финансирование дефицита бюджета субъекта РФ, т. е. в значительной мере определяет инвестиционную привлекательность региона.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в попытке концептуального анализа и обоснования специфики построения налоговых отношений в субъектах Российской Федерации в рамках современных достижений экономической теории, а также в разработке теоретических основ формирования и оценки налоговой базы регионовэлементы научной новизны представлены, по мнению автора, следующими пунктами работы: по специальности 08.00.01 — экономическая теория:
— выявлены теоретико-методологические основы анализа специфики построения региональных налоговых отношений;
— показано, что недооценка и соответственно недоиспользование возможностей налоговой системы снижают ее эффективность, препятствуют определению ее оптимальных критериев. Однако абсолютизированная трактовка возможностей и функций налогов и налоговой политики, приписывающая им способность решения всех главных финансово-экономических проблем и задач преодоления экономического кризиса, также не позволяет решать те проблемы, которые на них возлагаются. В настоящее время основное внимание уделяется налоговой системе, но при этом остаются незадействованными в позитивном плане экономические рычаги (ценовые, денежно-кредитные и др.), применение которых объективно обусловлено;
— осуществлен анализ концептуальных и методологических подходов к определению налогового потенциала регионов, как базовой предпосылки для синтеза их наиболее рациональных элементов, определения функциональных зависимостей между выбранными макроэкономическими показателями и состоянием налоговой базы и выработки на згой основе соответствующих рекомендаций для объективной оценки налогового потенциала в отраслях экономики и регионах страны. по специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение, кредит:
— раскрыта доминирующая роль фискальной политики в социально-экономическом развитии регионов на начальном этапе переходного к рынку периода;
— определена зависимость между оптимизацией налоговой системы на региональном уровне и социально-экономическим развитием региона, в рамках которой осуществляется воздействие регионально-ориентированной рациональной фискальной политикицель последней должна заключаться, с одной стороны, в преодолении состояния полной дотационности одних регионов, а с другой, в предоставлении льготного налогового режима регионам-донорампоказаны преимущества метода регрессионного анализа репрезентативной налоговой системы: сокращение потребности в данных для измерения налогового потенциалаотсутствие необходимости в группировке доходных статей по налоговым компонентам и в создании собственной налоговой базы для каждого компонента налоговой системыповышение точности регрессионного варианта РНС за счет более эффективного анализа данных при включении большего количества переменных.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в анализе и обобщении различных аспектов в подходе к проблемам формирования и функционирования региональной налоговой системы, что может явиться основой углубления методологии исследования бюджетно-налогового механизма в рыночно-трансформационном периоде, а также механизма формирования и определения налоговой базы региона. Сформулированы конкретные предложения по формированию налоговой базы региона. Отдельные разделы работы могут послужить базой для дальнейших исследований в области налоговой системы, а также использоваться в процессе преподавания курсов «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Налоги и налоговая политики» «Налоги и налогообложение», в высших учебных заведениях, а также при подготовке специалистов — управленцев различного уровня.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации исследования апробированы автором в докладах на научно-теоретических конференциях в Северо-Кавказской академии государственной службы, Кубанском государственном университете, а также в деятельности органов налогового контроля г. Краснодара.
По результатам диссертационного исследования опубликованы 4 научные работы общим объемом в 1,9 п. л.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основные выводы и предложения можно представить следующими положениями.
В условиях федеративного государства особый смысл и значимость может приобретать правильная трактовка принципа справедливости, которая должна предполагать точное соответствие построения налогообложения на региональном уровне реальным потребностям и возможностям региона в целом, рассматриваемого как единое целое хозяйствующих на его территории субъектов — налогоплательщиков.
Отсюда следует вывод не о необходимости использования для государственного регулирования экономического роста в основном не налоговых источников, а о целенаправленном управлении дефицитом государственного бюджета, что позволяет, ввести такие принципы государственного управления экономикой, которые могут быть эффективными при учете состояний экономики.
Так при кризисном состоянии экономики следует наращивать государственные расходы при одновременном сокращении налоговпринцип экспансионистской (стимуляционной) фискальной политики.
При инфляционном (неоправданном) экономическом росте следует сокращать государственные расходы при одновременном увеличении налогов, что, по сути, является принципом рестрикционной (сдерживающей) фискальной политики.
Для современных экономических школ характерен возврат к постулатам классической теории: выдвижение на первый план концепции свободной конкуренции, отказ от идей государственного вмешательства в экономику и ограничение регулирующей роли государства обеспечением нормального действия рыночных законов.
Современная отечественная и зарубежная теория и практика налогового регулирования экономики свидетельствуют о постоянно возрастающей тенденции конвергенции основных налоговых теорий и их адаптации к конкретным социально-экономическим условиям, которая в перспективе приведет, очевидно, к созданию единой научно-обоснованной (комплексной) концепции налогообложения в решении насущных задач экономического развития.
В основе этой концепции, по нашему мнению, должны лежать следующие положения: строгое соблюдение принципов налогообложения, сформулированных классической школой, которые должны являться критерием концептуальной эффективности налоговой системы;
— точное определение сферы государственного и регионального влияния на экономические процессы и, в соответствии с этим, применение возможностей налогового мультипликатора;
— объективная оценка исходя из реальной ситуации в экономике эффективного соотношения между налоговым и дефицитным финансированием государственного бюджетаопределение рационального соотношения структуры налогообложения с точки зрения сочетания прогрессивных и пропорциональных налогов по масштабам налоговых изъятий и объектам налогообложения;
— объективный анализ возможных результатов снижения налогов в целях обеспечения необходимых государственных доходов и стимулирования деловой и инвестиционной активности в конкретных условиях;
— научно-обоснованная методика определения предельного уровня налогообложения;
— рационализация по объемам и структуре государственных расходов с ориентацией на денежно-налоговое регулирование экономики;
— объективный учет особенностей государственного устройства при определении состава налогов, способов и методов их взимания и перераспределения.
Все вышесказанное позволяет автору сделать вывод о том, что разработка и практическое применение эффективности системы налогообложения представляет собой комплексную задачу, которую следует трактовать как задачу формирования государственной налогового политики,.
В настоящий момент российская налоговая система все более приобретает роль основного связующего и перераспределительного канала в рыночных отношениях, так как именно от эффективности ее функционирования во многом зависит осуществление движения товарных и денежных потоков между федеральным центром и регионами. В свою очередь это придает определенную теоретическую и практическую значимость вопросам исследования места, роли и статуса налоговых отношений в обеспечении единства регионального воспроизводственного процесса.
Следует отметить, что эффективность государственного регулирования во многом определяется степенью и глубиной рыночных процессов, происходящих в системе национального хозяйства. Однако институциональные, структурные, налоговые и финансовые реформы, проводимые в российской экономике, отличаются своей пространственно-временной разнонаправленностью. Результатом этих процессов является то, что рыночная трансформация региональной экономической системы сопровождается противостоянием между федеральным центром и отдельными региональными хозяйствующими субъектами. Все эти явления, а также различный уровень социально-экономического развития регионов обусловливают необходимость эффективной региональной политики.
Очевидно, что при таком положении вещей беспрецедентно возрастает роль и значение федерального центра, его ответственность в определении общего направления процессов рыночной трансформации региональных экономик, в разработке общих рамок и критериев реформ, а также эффективного механизма согласования действий различных регионов, поддержания единых для всей страны сфер деятельности (энергетической и транспортной систем, национальной безопасности, обороны, внешней политики и т. д.) связующими всю страну в единое целое.
Выбор средств, направляемых на ускорение регионального развития, детерминирован определенным рядом факторов, а именно: рыночно-институциональным статусом регионов, их социально-экономическим развитием, типом государственного устройства страны, а также источниками финансирования государственных региональных инструментов.
Экономическая практика последних лет дает многочисленные подтверждения тому, что российская налоговая система обслуживает в основном потребности государственного бюджета. Безусловно, фискальная функция системы налогообложения является основной, однако не единственной. При этом опыт использования налоговой системы странами с развитой экономикой подтверждает необходимость паритетного действия двух налоговых функций: фискальной и регулирующей.
Более того, налоговое регулирование должно осуществляться в основном по двум направлениям, во-первых, через систему налоговых льгот (налоговое стимулирование), а во-вторых, через систему налоговых санкций (налоговый контроль). Иными словами, налоговая система призвана практически в равной степени служить общегосударственным и частным хозяйственным интересам, интересам федерального центра, регионов и муниципальных образований.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод об этапности в становлении и развитии бюджетного федерализма в России, В соответствии с высказываемыми в литературе точками зрения можно выделить следующие два этапа:
I этап — существование формального бюджетного федерализма в РСФСР как составной части СССР:
II этап — этап становления и развития подлинного бюджетного федерализма в России как независимом государстве, который можно разбить на два периода: до принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ и после ее принятия.
Также можно спрогнозировать появление и III этапа — этапа действительного бюджетного федерализма, поскольку сегодняшний бюджетный федерализм в России, как экономически обоснованный процесс, формален, не говоря уже о том, что само это понятие нуждается в расширенной трактовке.
С точки зрения экономической целесообразности и реализации бюджетного федерализма налоговая политика должна быть нацелена на решение целого ряда задач: во-первых, повысить продуктивность функционирования региональных бюджетных систем, оздоровить региональные финансыво-вторых, обеспечить объективную обусловленность централизованно выделяемых средств финансовой поддержки развития регионовв-третьих, создать механизмы избирательной инвестиционной поддержки территорий.
Процесс создания мног оуровневой налоговой системы в российской экономике еще полностью незавершен и находится на стадии своего формирования, что придает противоречивый и неравномерный характер действия всему налоговому механизму.
С этих позиций очевидно, что рассмотрение теоретических основ эффективного механизма функционирования региональной налоговой системы является чрезвычайно актуальной экономической задачей, для решения которой необходим синтез различных научных дисциплин и адаптация исторически накопленного опыта в этой области к специфическим условиям рыночной трансформации региональной экономики, осуществляемым на основе комплексного подхода.
Региональному процессу воспроизводства присуща определенная специфика, которая не учитывается в традиционно используемых параметрах классификации уровней социально-экономического развития регионов. В условиях рыночной трансформации региональной экономики требуется дополнительная градация по приоритетным — для переходного к рынку периода макроэкономическим признакам: по степени индустриальности, инвестиционности и «открытости» экономики данного регионаконкретная комбинация этих признаков объективно обусловливает специфику социально-экономического развития региона и источников его финансирования.
Налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков, с одной стороны, должна способствовать развитию производительных сил путем создания благоприятного инвестиционного климата в реальной экономике, с другой стороны, обеспечивать наполняемость бюджетов различных уровней для решения важнейших социально-экономических проблем. Для этого необходим поиск научно обоснованных параметров налогового регулирования — налогооблагаемой базы, ставок налогов, порядка взимания налогов, установления льгот и т. д. При этом надо иметь в виду действие фактора времени, т. е. от момента введения оптимальной налоговой системы (системы, которая позволяет достичь максимального развития производства и максимальной наполняемости бюджета) до получения желаемых результатов должно пройти определенное время. На момент введения такой системы может упасть величина налоговых поступлений в бюджет, но развитие производства получит импульс и со временем произойдет увеличение налогооблагаемой базы и доходов населения, обеспечивающее максимальную наполняемость бюджета.
Всю совокупность факторов влияющих на налоговую базу можно разделить на две группы: внешние, возникающие вне региона, и внутренние. Конкретный регион не может оказывать какого-либо значительного влияния на внешние факторы, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на налоговую базу региона. Внутренние факторы в достаточной степени подвержены влиянию региональной законодательной и исполнительной власти.
Внешние факторы.
1. Государственные факторы — налоговое законодательство федерального уровня, включающее нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Под влиянием этих факторов налоговая база региона может сужаться и расширяться, а само влияние может быть прямым и косвенным.
2. Инфляционные факторы — бумажно-денежная «болезнь» экономики всей страны вследствие дополнительной денежной эмиссии. Инфляция проявляется в общем повышении уровня всех цен. Под воздействием инфляции налоговая база всех регионов страны расширяется, но это увеличение является мнимым (инфляционное «вздутие»), и для достоверной оценки налоговой базы региона во времени необходима ее корректировка на коэффициент инфляции, призванный нивелировать воздействие на размер налоговой базы региона.
Внутренние факторы.
Влияние внутренних факторов может корректироваться в ту или иную сторону в рамках региона. При определении состава этих факторов необходимо учесть основные макроэкономические, социально-демографические и другие характеристики региона. Например, для Краснодарского края этот перечень будет следующим.
1. Ресурсно-сырьевые (геоэкономические) факторы.
2. Производственные факторы — это результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона, состояние производственных мощностей. В условиях переходного периода региональная экономическая политика должна быть направлена на стимулирование обновления производственных мощностей.
3. Трудовые факторы — это трудовые ресурсы и их образовательный уровень.
4. Внутренние законодательные факторы — это законотворческий потенциал региональной власти при издании нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.
5. Инфраструктурные факторы — это транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность.
6. Организационные факторы, под которыми понимается статус налоговой службы и финансовых органов, уровень постановки налоговой работы в данном регионе.
7. Инвестиционные факторы. Они зависят от производственного потенциала региона, уровня прямых и портфельных инвестиций. При благоприятном инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона способствуют расширению налоговой базы.
8. Инновационные факторы — уровень развития НИОКР и их финансирование, внедрение в регионе достижений научно-технического прогресса. Так как эти факторы не дают быстрой отдачи в виде поступлений в бюджет, в условиях переходного периода их финансирование при недостатке средств прекращается, как правило, в первую очередь.
9. Экологические факторы это состояние окружающей среды региона. Налоговой базой является размер ущерба, причиненного природе, и платежи носят компенсационный характер. Поэтому рассматривать возможность увеличения налоговой базы за счет этих факторов было бы неправильно.
Совершенствование налоговой базы региона — это путь к увеличению наполняемости регионального бюджета. Но чрезвычайно важно отметить, что изменение налоговой базы региона только тогда даст устойчивый рост поступлений от налогов в бюджет, когда воздействие на налоговую базу будет рассматриваться в стратегическом, а не в тактическом плане. Это требование специфики экономической ситуации, в которой мы живем.
В переходный период любое планируемое воздействие на налоговую базу региона должно тщательно просчитываться с точки зрения влияния на реальный сектор экономики. В этом смысле формулировка задачи наполнения регионального бюджета путем совершенствования налоговой базы региона не означает одномоментного ее расширения, а подразумевает совершенствование налоговой базы и повышение ее эффективности.
В формировании налоговой базы определяющее значение имеет региональный аспект, преломляющийся в практических расчетах через оценку налогового потенциала региона.
Понятия налогового и финансового потенциала различаются и с точки зрения влияния каждого из них на формирование доходной части бюджетной системы.
При оценке имеющегося налогового потенциала региона и прогнозировании его динамики на перспективу целесообразно четко разграничивать два аспекта данного понятия: налоговый потенциал в узком и широком смысле.
Налоговый потенциал в узком смысле — финансовые ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей в стране системой налогообложения.
Налоговый потенциал в широком смысле — совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе «население — хозяйство — территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона.
Выбор того или иного аспекта рассмотрения налогового потенциала региона зависит от решаемой задачи. Так, оценку налоговой активности администраций регионов и, в первую очередь, оценку собираемости налогов в отдельных регионах и сопоставление регионов по этому показателю целесообразно базировать на исследовании налогового потенциала региона в узком смысле.
При решении масштабных задач, связанных с совершенствованием налоговой системы и реформированием межбюджетных отношений, а также перспективами регионального развития, необходимо опираться на оценку налогового потенциала регионов в широком смысле.
В целом налоговый процесс, основой которого является объективное определение налогового потенциала региона, не может успешно прогнозироваться и развиваться по субъективистским сценариям. Основы этого процесса должны соответствовать мировоззрению, идеологии, социальным условиям и потребностям развития производственной базы современного российского общества. Направленность налогового процесса должна определяться диалектической необходимостью разрешения противоречий, систематически назревающих в социально-экономической жизни и материальном производстве России.
В настоящее время в Российской Федерации в качестве меры налогового потенциала регионов используется показатель платежей фактически собранных в базовом 1991 г. с корректировкой на последующие изменения в законодательстве. Использование данных за базовый год минимизирует влияние временного фактора, поскольку платежи, собранные в регионе в текущем периоде, не оказывают определяющего влияния на получаемые регионами трансферты. Однако метод пересчета показателей базового года не исключает возможности субъективного подхода, в результате чего система расчета межбюджетных трансфертов оказывается не вполне «прозрачной». Использование данных по базовому году также не способствует стимулированною регионов, проявляющих недостаточную финансовую активность.
По мере совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации, подъема производства и, соответственно, расширения налоговых баз все большее практическое значение будет приобретать проблема адекватного соответствия налоговых поступлений от различных секторов экономики их налоговому потенциалу.
Проведенный анализ концептуальных и методологических подходов к определению налогового потенциала регионов создает предпосылки для синтеза их наиболее рациональных элементов, определения функциональных зависимостей между выбранными макроэкономическими показателями и состоянием налоговой базы и выработки на этой основе соответствующих алгоритмов для объективной оценки налогового потенциала в отраслях экономики и регионах страны. Таким образом будет создана надежная база для обеспечения роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей и, соответственно, повышена эффективность системы бюджетно-налогового планирования и прогнозирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Осуществленный в данной диссертационной работе анализ государственной региональной политики в контексте современных концепций налогообложения, с целью выработки основ формирования налоговой базы региона в период рыночных преобразований позволил сделать ряд выводов методологического, теоретического и прикладного характера, имеющих, по мнению автора, определенное значение для повышения реальной эффективности бюджетно-налогового механизма в нашей стране.
Список литературы
- Албегова И.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку/ Под общей ред. А. В. Сидоровича. М. 1999.
- Алимурзаев Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики //Российский экономический журнал. 1999. № 3.
- Балабин В.И. Налоговые льготы: опора или помехи //Налоговый вестник. 1998. № 3.
- Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Н. 1998.
- Балкизов В.Б., Чеченов А. А. Единый налог на вмененный доход: проблемы и просчеты //Финансы. 1999. № 7.
- Банхаева Ф. X. Современные концепции налогообложения и их влияние на реформирование налоговой системы. //Налоги. Выпуск третий. 1999.
- Банхаева Ф.Х. Концептуальные положения налогового процесса. //Налоговый вестник. 1999. № 12.
- Банхаева Ф.Х. Методологические и теоретические положения налогообложения. //Налоговый вестник. 2000. № 11.
- Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления//Вопросы экономики. 1999. № 3.
- Ю.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. 4-е изд. М. Дело ЛТД, 1994.
- П.Брингман К. Налоги и иноземное господство. М. 1992.
- Брызгалин А. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике. Налоги, выпуск первый, 2000.
- Брызгалин А., Зарипов В. Особенности применения мер налоговой ответственности при реорганизации юридических лиц. М. 1997.
- Брызгалин А.В. и др. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)./ Под ред. АВ. Брызгалина. М. 1999.
- Брызгалин А.В. и др. Методы налоговой оптимизации, или как избежать опасных ошибок. М.: «Аналитик-Пресс», 1999.
- Брызгалин А.В. Организационные принципы российской налоговой системы //Финансы. 1998. № 3.
- Бутов В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов-н/Д: 2000.
- Бутшин Е.В. Совершенствовать систему бюджетно-налогового федерализма //Финансист. 1998. № 11.
- Бюджетная система Российской Федерации. /Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М. 1999.
- Бюллетень Высшего аттестационного комитета Российской Федерации. М. № 6. 1996.
- Вагнер А. Финансы. В. 1886.
- Валлотон А. Александр I. М. 1991.
- Варнавская Н. Хорошо зарабатывать стало выгодно вдвойне, «как заработать налоги» // Деньги. 1998. № 1.
- Виссаринов А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности. Экономист. 1998. № 4.
- Воронова Л. Налоговое право и налоговые правоотношения. Советское финансовое право. М. 1987.
- Все о подоходном налоге. Документы и комментарии. /Авторы и сост. М. П. Сокол и др. М. 1997.
- Гаджиев Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель налогоплательщик -государство. М., 1998.
- Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. М. 1997.
- Голомазова Л.А. Налоговый кодекс РФ: взаимоотношения между государством и налогоплательщиками. Бухгалтерский учет. 1999. № 2.
- Гольденберг А., Юткина Т. Модели налогового регулирования интересов субъектов сфер «бюджет» и «бизнес». //Налоги, выпуск первый, 2000.
- Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений// Финансы. 1999. № 6.
- Государственное право Германии: В 2 т. М. 1994.
- Гранберг А.Г. Региональная политика в программах экономических реформ. Федерализм и региональная политика. Вып. 1. Н. 1995.
- Демчук Н.Н. Налоги: функции, структура, пути совершенствования// Налоговый вестник. 1999. № 4.
- Демчук Н.Н. Теория налогов и некоторые практические аспекты ее применения // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999. № 4.
- Денисова И. Понятие налога. Принципы и функции налогообложения. Налоговая система России./Под ред. О.Горбуновой. М. 1996.
- Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.
- Джон Пеппер. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М. 1999.
- Евсеев Д., Воскобойников А. О перспективах реформирования налоговой системы России. Финансы. № 6. 1997.
- Евсеенко А.В., Зверев В. С., Унтура Г А. Процессы регионального научно-технического развития, Н. 1993.
- Евстигнеев Е.И. Основы налогообложения и налогового права. М. 1999.
- Закон Российской Федерации от 06.12.91 г. № 1992−1 «О налоге на добавленную стоимость».
- Закон Российской Федерации от 07.07.91 г. № 1998−1 «О подоходном налоге с физических лиц».44.3акон Российской Федерации от 11.10.91 г. № 1738−1 «О плате за землю».
- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».
- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».48.3емляченко С. В. Исчисление налога на прибыль бюджетными организациями. Глав. бух. № 11. 1999.
- Из истории налогообложения в разных странах // Аудит и налогообложение. 1999. №№ 4−9.
- Игнатов В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 1998.
- Инструкция ГНС России по применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 20 марта 1992 года № 8.
- Инструкция ГНС РФ от 10.08.95 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Зарегистрирована в Минюсте РФ от 25.08.95 г. № 938.
- Инструкция ГНС РФ от 6 марта 1992 г. № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
- Ивпгервью с заместителем министра финансов РФ по поводу уточненного проекта Налогового кодекса. Финансы. № 2. 1998.
- Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. Яр. 1887.
- Как повысить собираемость налогов // Финансы. 1997.№ 6.
- Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики России // Аудитор. 1998. № 9.
- Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. М. 1992.
- Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах // Налоговый вестник. 1998. № 9.
- Козырин А. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М. 1993.
- Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы//Экономист. 1996. № 11.
- Коломиец А., Мельник А. О налоговом потенциале региона. //Налоги, выпуск первый, 2000.
- Коломиец А.Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов. //Налоговый вестник, 2000, № 2.
- Коломин Е.В. 190 лет Министерству финансов России: Значение исторического опыта. Министерству финансов России 190 лет. -Специальное приложение к журналу «Финансы», 1993.
- Колчин С.П. Снижение налогового «пресса» и его вероятностные последствия//Финансы. 1999. № 7.
- Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М. 1997 г.
- Кочетков А.И. Анализ налоговых ошибок. М. 1999.
- Лайкам К. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы// Экономист. 1998. № 11.
- Ламперт X. Социально-рыночная экономика. Германский путь. М. 1994.
- Л any ста М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М. 1999.
- Ларина Н. Задачи и методы региональной политики в странах рыночной экономики // Регион: экономика и социология. 1994. № 4.
- Лексин В., Андреева Ё., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России- концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. № 9.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов, правовые и финансовые решения. М. 1999.
- Лившиц А .Я., Новикова А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. 1994. № 3.
- Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий// Финансы. 1998. № 5.
- Логвина А. Налоговая составляющая экономической безопасности России// Российский экономический журнал. 1998. № 5.
- Логинов В., Новицкий Н. Совершенствование финансово-налоговой системы // Экономист. 1998. № 2.
- Лопатников Л.И., Филиппов П. С. Вопрос-ответ. Выпуск 3. Налоги и бюджет. «Из серии «Записная книжка сторонника реформ» СПб. 1997.
- Ляменков А.К. Переход России к рыночной экономике: чем нам полезен опыт других стран. М. 1997.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика. В 2 т. М. 1993.
- Малис Н.Н., Веселова А. И. Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы // Финансы. 1999. № 1.
- Мартынов А.В. Прибыль источник поступлений бюджета и развития предприятий // Налоговый вестник. 1998. № 4.
- Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. М. 1998.
- Митюхин С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду// Федерализм. 1997. № 1.
- Налоги в России и в мире. М. 1999.
- Налоги и налоговое право /Под ред. А. В. Брызгалина. М. 1998.
- Налоги./Под ред. Д. Г. Черника. М. 1999.
- Налоговая реформа 1999 года: проблемы и перспективы. Налоги. № 22 (154), сентябрь, 1999.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Постатейный комментарий./ Под ред. В. И. Слома. М. 1999.
- Наумова Н. Свободные экономические зоны: отдельные вопросы налогообложения. //Налоги. Выпуск третий.
- Нестеров В.В. Сущность налога, его общественное назначение.//Налоговый вестник. 2000. № 2.
- Орехов В.В., Федулова С. Ф. Налоговые проблемы региона //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2000. № 1.
- Орлов М. К разработке общегосударственной концепции налоговой реформы // Российский экономический журнал. 1998. № 9−10.
- Основы налогового права /Под ред. С. Г. Пепеляева. М. 1995.
- Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации // Финансы. 1998. № 1.
- Пансков В.Г. Муниципальные бюджеты в системе межбюджетных отношений // Российский экономический журнал. 1998. № 11−12.
- Пансков В.Г. Налоговое бремя в Российской налоговой системе // Финансы. 1998. № 11.
- Пепеляев С.Г. Закон о налогах: элементы структуры. М. 1995.
- Перова А.Д. Налоговая политика государства: прогнозы и тенденции// Налоги и финансовое право. 1997. № 11.
- Перонко И.А., Вишневская Н. Г. Формирование налоговой базы регионов в переходный период. //Налоговый вестник. 2000. № 7.
- Петров Ю. Налоговый кодекс РФ и реформа финансово-кредитной системы: упорядочение фискальных отношений или ослабление налогового бремени? //Российский экономический журнал. 1998. № 11−12.
- Петров Ю. Селективная финансовая политика: повышение собираемости налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития экономики // Российский экономический журнал. 1999. № 4.
- Петров Ю., Афонина С. Коллизии налоговой системы и Налоговый кодекс // Российский экономический журнал. 1996. № 56.
- Петти В. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики. В 2-х томах. Т I М.: ЭКОНОВ, 1993.
- Письмо Госналогслужбы РФ от 16.11.98 г. № ШС-6−01-/827 «О введении на региональном уровне налога с продаж».
- Письмо МФ РФ от 15 апреля 1999 г. № 03−07−20/18 «О распределении налогов и сборов между бюджетами разных уровней».
- Письмо МФ РФ от 4 марта 1999 г. № 04−03−06 «Об акцизах».
- Подпорина И. Налоги в системе межбюджетных отношений// Налоги. 1998. № 3−4.
- Полное собрание законов Российской империи. T. XXXVIII, № 29 423.-Спб. 1830.
- Постановление Правительства РФ от 09.12.98 г. № 1461 «О дополнительных мерах по исполнению федерального бюджета».
- Потапов Л. Финансовый механизм саморазвития региона// Экономист. 1999. № 3−4.
- Починок А. Л. Повышение научно-методологической обоснованности налогового процесса веление времени //Налоговый вестник. 1999. № 12.
- Предпринимательство./ Под ред. проф. В .Я. Горфинкеля и др. М. 1998.
- Пушкарева В.И. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки// Финансы. 1999. № 6.
- Рагозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и организациях. М. 1997.
- Региональный разрез экономической реформы. Экономика и жизнь. № 39. 1992.
- Рогачев В.Э. Некоторые вопросы правовой доктрины налоговой реформы и Налоговый кодекс РФ. Налоговый кодекс. Сегодня и завтра: сборник статей. М. 1997.
- Романов М., Суслов Д. Налоговые резервы России переходного периода// Налоги. 1999. № 2.
- Романовский М.В., Врублевская О. В., Косарева Т. Е. Бюджет и бюджетный процесс в РФ. СПб. 1992.
- Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. Госкомстат России. М.-1999.
- Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996.
- Савченко Е.С. Налоговая система: проблемы, решения: предл. Белгородской области по реформированию. АПК: достижения науки и техники. № 1. 1998.
- Садков В.Г., Гринкевич JI.C. Межбюджетные отношения и методические основы определения размеров региональных бюджетов // Финансы. 1997. № 6.
- Садыгов Ф.К. О налоговых проблемах субъектов Российской Федерации // Финансы. 2000. № 11.
- Селиверстов В.Е. Современные тенденции региональной политики в России // Регион: экономика и социология. 1995. № 3.
- Семенов А.В. Налоги и региональные бюджеты. Финансы. 1996. № 12.
- Сенокосов Л.Н., Петрунин В. В. Система экологических фондов и экологических платежей в России // Финансы. 1998. № 2.
- Сербашева С.М. Налогообложение и малое предпринимательство//Финансы. 1999. № 10.
- Смирнов Д. Налогообложение: модели оптимизации: Анализ подходов к возможной практической реализации бюджетной концепции А. Лаффера, предполагающей минимальные государственные издержки // Экономист. 1998. № 2.
- Смит А. «Исследования о природе и причинах богатства народов. //Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. I. -М: МП «ЭКОНОВ», 1993.
- Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д.:1995.
- Стиглиц. Дж. Многообразные инструменты, цели шире // Вопросы экономики. 1998. № 8.
- Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах. М.1997.
- Территориальное управление: самоуправление, самофинансирование (опыт, проблемы, перспективы). М. 1990.
- Тимофеева О. Налоги как инструмент государственного регулирования// Экономист. 1998. № 11.
- Тодосийчук А. Модель налоговой системы и экономический рост// Налоги. 1999. № 2.
- Торопицын И В. Взгляды Татищева на налоговую политику Российского государства //Налоговый вестник. 2000. № 2.
- Тяжких Д.С. Налоговая проверка. В 2-х т.: С-П. 1997.
- Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ».
- Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях с бюджетами различных уровней».
- Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налоговых и иных обязательных платежей».
- Умарова Н.Э. Регулирующие налоги в системе межбюджетных отношений//Финансы. 1999. № 10.
- Учебник по основам экономической теории. /Под ред. В. Д. Камаева. М. 1994.
- Ушаков Е. Недвижимость в системе налогообложения// Российский экономический журнал. 1999. № 2.
- Федеральный закон от 14 июня -1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. № 51-ФЗ «О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
- Федеральный закон от 25.09.97 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».
- Федеральный закон от 26.03.98 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год».
- Федеральный закон от 28.04.97 г. № 73-Ф3 «О внесении изменений в ст. 6 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»».
- Федеральный закон от 3 марта 1999 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»».
- Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ».
- Федотов Д.Ю. Налогообложение доходов граждан России// Налоговый вестник. 1998. № 4.
- Финансовые проблемы региона. Финансы. № 4. 1998.
- Ховард К. Почему надо платить налоги. Мнение экономиста // Закон и право. 1998. № 6.
- Черепанов В.А., Ковалев П. И. Единый налог на вмененный доход. Ставрополь. 1999.
- Черник Д.Г., Починок А. П. Основы налоговой системы. М. 1999.
- Шандиров О. Формирование стратегии налогового регулирования социально-экономических процессов в регионе. //Аудитор. 2000. № 7.
- Шаталов С.Д. О налоговой политике России. Финансовая газета. № 3. 1997.
- Шахмалов Ф. Государство и экономика (власть и бизнес). М. 1999.
- Штарев С.С. Использование налоговых механизмов в обеспечении нового качества экономического роста // ЭКО.1998. № 5.
- Шуткин А.С. Единый налог с малого предприятия: иллюзия или реальность // Финансы. 1997. № 6.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М. 1993.
- Экономика. /Под ред. А. С. Булатова. М. 1995.
- Экономический механизм федеративных отношений (принципы, цели, механизм реализации). Экономика и жизнь. 1994. № 52.
- Эрхард JT. Благосостояние для всех. М. 1991.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М. 1999.
- Amstrong N, Taylor J. Regional Economics and Policy 1993.