Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политический идеал и его роль в становлении социалистической личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее интенсивное влияние идеала на мировоззрение, морально-политические и деловые качества человека происходит в период вступления его в трудовую сферу деятельности, включения в систему производственных и политических отношений, когда личность объективно приобретает и осознает свою социально-классовую сущность, на практике усваивает ближайшие и коренные интересы, цели и задачи трудового… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
    • I. Сущность и специфика политического идеала
    • 2. Основные функции политического идеала
  • Глава II. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА НА
  • СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
    • I. Влияние политического идеала на формирование научного мировоззрения и высоких морально-политических качеств советского человека
    • 2. Роль политического идеала в развитии добросовестного отношения к труду и общественно-политической активности личности

Политический идеал и его роль в становлении социалистической личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях актуальное теоретическое и практическое значение приобретает проблема марксистско-ленинского политического идеала, реальным воплощением которой в жизнь является опыт строительства социализма и коммунизма в СССР и странах социалистического содружества. «Совершенствование развитого социализма. -подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, -главное содержание деятельности партии и народа на современном этапе». Такова суть политики Коммунистической партии и Советского государства, главное направление материализации политического идеала советского народа в условиях зрелого социализма.

Проблема коммунистического политического идеала, его сущности и роли в формировании нового человека выдвинулась сегодня в ряд важнейших теоретических, идеологических и практических проблем общественной жизни, которые, как укар зал ХХУ1 съезд КПСС, надо анализировать глубже и смелее. Актуальность исследования проблемы политического идеала в теории научного коммунизма определяется тем, что:

— коммунистический политический идеал выступает высшей духовной ценностью прогрессивного человечества современной эпохиосуществление его является целью стратегии и тактики коммунистических и рабочих партий в развитии общества, их борьбы против реакционных сил и классов, противостоящих со.

1. Андропов Ю. В. Шестьдесят лет СССР. — Избранные речи и статьи. 2-е изд. М., 1983, с. 9.

2. См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 78. циализму и коммунизму- ,.

— коммунистический политический идеал имеет всевозрастающее мобилизующее значение на всех этапах и главных направлениях социалистического и коммунистического строительства, исторического творчества советского народасознательное участие в реализации данного идеала становится смыслом жизни, нормой деятельности широких масс трудящихся, личности социалистического типа- ^.

— коммунистический политический идеал указывает не только главные цели общественного прогресса, но и определяет перспективы личностного развития, направленность, способы и методы коммунистического воспитания нового советского человека. Причем практика убедительно подтверждает, как сказал на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов, «насколько возрастают темпы продвижения вперед. когда массы лучше понимают политику партии, воспринимая ее как свою собственную, отвечающую кровным интересам народа» ^.

Коммунистическая партия исходит из того, что «формирование нового человека — не только важнейшая цель, но и нер пременное условие коммунистического строительства». Именно в революционной борьбе и созидании нового общества рос и закалялся советский человек — пламенный патриот и интернационалист, убежденный в правоте идеалов коммунизма, отличающийся активной жизненной позицией, заинтересованностью во всех государственных и общественных делах, инициативным, творческим отношением к труду. «.У нас есть все основания счи.

1. Андропов Ю. В. Речь на Пленуме ЦК КПСС. 15 июня 1983 года. — Избранные речи и статьи. 2-е изд. М., 1983, с. 284.

2. Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. — В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с. 27 тать, — отметил К. У. Черненко, — что новый человек — это не только отдаленный идеал, но и реальность наших дней" ^.

Вместе с тем июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС обратил внимание, что процесс формирования нового человека так же непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Изменяются социально-экономические условия труда и быта, происходят изменения в общественном сознании людей, повысился уровень их образованности, культуры и информированности. В пору зрелости вступают все новые поколения. А это выдвигает перед партией и государством, общественными науками, системой идеологической и массово-политической работы немало новых задач, центральная из которых состоит в том, чтобы «активней ставить на службу нашим воспитательным целям великую притяга.

2 п тельную силу коммунистических идеалов", так как нет и не может быть задачи благороднее, чем нести людям идеалы коммунизма, бессмертные идеи Маркса-Энгельса-Ленина .

Поэтому актуальное научное, политическое и практическое значение имеет теоретическое осмысление и анализ процесса реализации политического идеала, особенно его влияния на становление и развитие важнейших социальных качеств новых поколений строителей коммунизма.

Необходимость научного исследования политического идеала и его роли в становлении и развитии социалистической личности обусловлена также тем, что формирование политического сознания человека, его мировоззрения происходит в обстановке острейшей идеологической борьбы на международной арене.

I.Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. — В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с. 27.

2. Там же, с. 43.

3. Там же, с.бб.

В настоящее время, как особо подчеркнул Ю. В. Андропов, «идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы» *. Империализм и его идеологи прибегают ко все более изощренным методам, стремясь извратить социалистическую действительность, скомпрометировать идеалы коммунизма, затормозить развитие позитивных тенденций в мире и усложнить международную напряженность. В этих условиях идейно-политическая, классовая закалка каждого советского человека, основанная на осознании личностью марксистско-ленинского политического идеала и активной деятельности по его реализации, выступает важным фактором усиления наступательной, бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии, выработки способности советского человека противостоять влиянию чуждых идей антикоммунизма.

Разработанность проблемы. В последние два десятилетия проявляется огромный научный интерес философов, социологов, психологов, педагогов, представителей других областей знаний к исследованию категорий «идеал», «общественный идеал», «коммунистический идеал» .

В советской философской и социально-политической литературе опубликовано значительное число монографий и статей, посвященных различным аспектам идеала. С общефилософских и общесоциологических позиций он анализируется в работах Е. М. Амелиной, А. И. Антоновича, Э. Я. Баталова, Л. А. Гуцаленко, М. И. Вощиковой, Э. В. Ильенкова, П. В. Копнина, Д. Ф. Козлова, .Р. И. Косолапова, В. С. Маняшина, Е. В. Осичнюка, В. Л. Павлова,.

I. Андропов Ю. В. Речь на Пленуме ЦК КПСС. 15 июня 1983 года. — Избранные речи и статьи. 2-е изд. М., 1983, с. 285.

О.П.Петрушенко, В. А. Печенева, В. Г. Татаринцева, С. В. Туманова, Ю. Н. Филиппова, Д. С. Черкашина, В. И. Шевченко, П. Я. Ярмоленко, А. И. Яценко и др.

Наибольшее число публикаций посвящено исследованию конкретных видов идеала: нравственного и эстетического. Проблема нравственного идеала освещена в работах Л. М. Архангельского, В. В. Врублевской, Г. Н. Гончаровой, А. П. Желобова, О.Н.Жема-нова, Л. А. Калинникова, Н. П. Казьминой, Г. М. Мереминского, Н. И. Судакова, В. А. Сухомлинского, А. И. Титаренко, О.П.Целико-вой, В. Г. Яценко и др. Эстетический идеал исследуется в работах А. И. Бурова, С. С. Гольдентрихта, Е. С. Громова, А. Дремо-ва, А. Т. Калинкина, В. С. Корниенко, В. И. Коровина, О. В. Лармина, М. А. Лифшица, В. М. Муриана, Т. Г. Осиповой, В. Пискунова, Л.Н.Сто-ловича, К. П. Шудри, Н. А. Ястребовой и др. Публикации Е.С.Ляхо-вича посвящены научному идеалу.

В ряде работ рассматриваются вопросы о роли идеала в коммунистическом воспитании трудящихся, молодежи"отдельной лич ности. Среди их авторов А. И. Бурдина, Г. Е. Глезерман, С. Н. Иконникова, И. П. Калин, В. Т. Лисовский, Ф. П. Репа, В. М. Соколов, Е. А. Якуба и др. По этой проблеме защищены несколько кандидатских диссертаций*.

I. См.: Еремина Л. М. Жизненные идеалы молодых рабочих: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1969; Земцов И. Г. Проблема нравственного идеала личности в марксистской этике: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1967; Зиньковская Е. М. Гуманность как нравственный идеал личности социалистического общества: Автореф. дис. канд.филос.наук. Киев, 1974; Квасов Г. Г. Коммунистический идеал и его роль в воспитании трудящихся: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1965; Классен Э. Г. Нравственный идеал строителей коммунизма и его роль в формировании личности: Автореф. ис. канд.филос.наук. Ульяновск, 1975; Курсаков В. И. оциальные идеалы и особенности их формирования у молодых воинов: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1974; Мальцева Л. П. Формирование образа будущего коммунистического.

Продолжение см. на след. странице).

Исследованием проблемы идеала занимаются зарубежные ученые-марксисты: П. Андрей, А. Георге, Т. Господинова, Ф. Гронс-ки, Н. Давидов, Т. Кун, К. Нешев, Ф. Рей, Р. Рихта, Э.§ аркаш, Т. Ярошевский и др.

Теоретическая разработка проблемы идеала не была бы V обоснованной и полноценной, если бы не опиралась на результаты исследования вопросов, тесно связанных с ней. Ценный материал для научной разработки идеала вносят труды советских ученых-марксистов по теории личности и коммунистического воспитания (Е.А.Ануфриев, В. Г. Афанасьев, Н. М. Бережной, Ю. Г. Волков, Г. М. Гак, Г. Е. Глезерман, Ю. А. Замошкин, М.Т.Иов-чук, С. М. Ковалев, И. С. Кон, Ф. Н. Константинов, П. В. Корнеев, А. Н. Красин, П. Е. Кряжев, Е. В. Лазоренко, А. В. Мялкин, Г. Л. Смирнов, Л. В. Сохань, Е. Ф. Сулимов, В. П. Тугаринов, С. С. Уткин, П. Н. Федосеев, А. Г. Харчев и др.), сознания, общественного сознания (Н.Б.Биккенин, Л. П. Буева, В. В. Журавлев, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, В. А. Медведев, Н. И. Михальченко, В.В.Мшвение-радзе, В. И. Прокофьев, Н. М. Сапожников, А. Г. Спиркин, А.К.Уле-дов, В. А. Фомина, Б. А. Чагин, В. А. Ядов, М. В. Яковлев и др.), политики как общественного явления, объективных закономерностей развития социально-политических отношений (Н.И.Азаров, Г. А. Белов, А. К. Белых, Ф. М. Бурлацкий, А. П. Бутенко, М. А. Ваобщества в сознании личности при социализме: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1980; Петров Ю. П. Роль нравственного идеала в формировании жизненных планов школьной молодежи: Автореф. дис. канд.филос.наук. Свердловск, 1969; Сорокин В. А. Коммунистический идеал, его влияние на формирование личности молодого человека (некоторые вопросы методологии и теории): Автореф. дис. канд.филос.наук.М., 1979; Шубенкова Е. И. Нравственный идеал строителя коммунизма: Автореф. дис. канд.филос. наук. М., 1964; Юров В. И. Формирование нравственного идеала у молодежи: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., силик, А. С. Вишняков, Ю. Е. Волков, Д. П. Зеркин, Д. А. Керимов, А. И. Куфтырев, В. Н. Лавриненко, М. В. Лашина, П. П. Лопата, В. П. Пугачев, В. И. Разин, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, Е. М. Чехарин, Г. Х. Шахназаров и др.), социального предвидения и прогнозирования перспектив общественно-исторического процессаO.A.Араб-оглы, И.В.Бестужев-Лада, В. Г. Виноградов, С. И. Гончарук, А. М. Гендин, В. С. Готт, В. И. Куценко, Е. Д. Морджинская, А. Г. Никитина, Ю. П. Ожегов, А. В. Сергиев, Ц. А. Степанян и др.). Многие из этих работ были использованы автором в процессе работы над диссертацией.

Однако, как показал анализ, в современных исследованиях общественного идеала все еще остается малоизученным его социально-политический аспект. В философской, социально-политической литературе отсутствуют работы, специально исследующие понятие «политический идеал» и его роль в развитии общества, становлении личности нового человека. Единственной работой, посвященной этой проблеме, является диссертационное исследование В.Ю.Шпака* и ряд его научных статей.

Те или иные вопросы политического идеала затрагиваются учеными-обществоведами, например, в монографиях В. Иванова,.

H.И.Михальченко, А. Т. Калинкина, Б. В. Сафронова и Л. Н. Дорогор вой, О. П. Целиковой и других авторов. Но политический идеал.

I.См.:Шпак В. Ю. Социалистический политический идеал как фактор развития личности при социализме: Автореф. дис. канд. филос.наук. Ростов-на-Дону, 1973.

2. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. Пер. с болг. М., Политиздат, 1977; Михальченко Н. И. Политическая идеология как форма общественного сознания. Киев, Наукова думка, 1981; Калинкин А. Т. Эстетический идеал, искусство, познание. М., Изд-во Моск. ун-та, 1983; Сафронов Б. В., Дорогова Л. Н. Мир человека: Методологические вопросы формирования духовного мира личности. М., Мысль, 1975; Целикова О. П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М., Наука, 1970. выступает в них не как самостоятельный объект исследования, а как аспект более широкой темы: при анализе политической идеологии, духовного мира человека, роли коммунистического идеала в нравственном и эстетическом воспитании личности.

В некоторых публикациях и диссертационных исследованиях по проблемам общественного и коммунистического идеала делается попытка дать характеристику содержания политического идеала, выделить его специфику как структурного компонента более общего идеологического образования — общественного идеала, подчеркивается доминирующее значение, направляющая роль политического идеала среди других видов общественного идеала.

Вместе с тем в нашей литературе еще нет единой, устоявшейся точки зрения в определении политического идеала. Отдельные авторы неправомерно, на наш взгляд, это понятие трактуют неадекватно его специфике как явления политической сферы отношений, вкладывают в него смысл, отражающий то, что входит в содержание более широкого и емкого идеологического образования — общественного идеала.

Отдельные исследования, раскрывающие роль социально-^-— политического, нравственного и эстетического идеалов в духовном становлении личности, к сожалению, рассматривают этот процесс, не учитывая объективно обусловленной субординации видов общественного идеала в современную эпоху. Трудно согласиться с утверждением Б. В. Сафронова и Л. Н. Дороговой о. том, что «наиболее важным из всех идеалов для формирования духовного мира человека является идеал нравственный, так как именно в нем. нагляднее всего соединяются воедино мысли, чувства, поступки людей» *. Не вполне убедительна их.

I. Сафронов Б. В., Дорогова Л. Н. Мир человека, с.163−164. точка зрения, что нравственный и эстетический — «оба эти идеала составляют основу воспитания нового человека-гражданина коммунистического общества» *. Такая постановка вопроса не отвечает особенностям периода совершенствования развитого социализма, характеру современного общественно-исторического процесса, объективные тенденции и условия развития которого определяют первенство политики, политического идеала во всех сферах жизни социалистического общества, в том числе и в воспитании нового человека.

Рассмотренные выше обстоятельства, особая актуальность и недостаточная изученность политического идеала и его роли в становлении социалистической личности определили интерес автора к исследованию данной проблемы, обусловили выбор темы диссертации.

Цели и задачи исследования. Учитывая многогранный и интегративный характер понятия «политический идеал», всесторонний анализ которого как категории научного коммунизма может быть обеспечен лишь коллективами ученых, в диссертации сознательно поставлена сравнительно ограниченная цель — исследовать содержание политического идеала на этапе зрелого социализма и его влияние на становление основных социальных качеств советского человека.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: I) анализируются сущность и специфика политического идеала в условиях развитого социализма;

2) характеризуются социальные функции политического идеала;

3) исследуется влияние политического идеала на формирование научного мировоззрения и высоких морально-политических ка.

I. Сафронов Б. В., Дорогова Л. Н. Мир человека, с. 170. честв советского человека- 4) раскрывается роль политического идеала в развитии добросовестного отношения к труду и общественно-политической активности социалистической личности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили классические произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, их научные положения о политике как общественном явлении, перспективах развития общества, роли субъективного фактора в историческом процессе, их выводы о природе и содержании общественного идеала, политических идеалах социализма и коммунизма. В работе над темой диссертант руководствовался положениями Программы КПСС и Конституции СССР, материалами ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, постановлениями ЦК КПСС по вопросам идеологической работы и коммунистического воспитания. Использованы речи и статьи выдающихся деятелей КПСС и правительства, труды советских и зарубежных философов, социологов, психологов, экономистов, материалы Всесоюзных конференций.

Недостаточная изученность социально-политического аспекта предмета исследования и определяет научную новизну предлагаемой работы, которая заключается в следующих моментах:

— дано теоретическое обобщение исследований по проблеме общественного идеала и его основополагающего структурного компонента — политического идеала, показана диалектика его возникновения, становления и развития;

— исходя из анализа современного этапа развития общества зрелого социализма, выводов и установок, вытекающих из решений ХХУ1 съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, документов партии и правительства, раскрываются содержание и основные черты политического идеала в условиях развитого социализма, дается его определение;

— сформулированы и теоретически зафиксированы моменты конкретного проявления важнейших социальных функций политического идеала, раскрыт механизм его влияния на формирование научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, добросовестного отношения к труду и социально-политической активности социалистической личности;

— предложены пути и направления идейно-воспитательной работы, способствующие усилению роли политического идеала в становлении и развитии нового человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Научно-теоретическое обоснование коммунистического политического идеала как высшего типа политического идеала, который занимает доминирующее место в структуре общественного идеала. Политический идеал указывает наиболее масштабные по своему значению задачи и цели, главную перспективу общественных преобразований.

2. На каждом конкретном этапе общественно-исторического процесса политический идеал приобретает конкретное содержание, отражающее объективные тенденции и потребности развития социально-политических отношений и общества в целом. С построением развитого социализма политический идеал из идеала рабочего класса становится идеалом всех социальных групп и слоев советского народа.

3. Важнейшими чертами коммунистического политического идеала являются научность, прогрессивность, интернационализм, гуманизм, социальный оптимизм, партийность, классовость. Эти черты предопределяют всевозрастающую роль данного идеала в становлении и развитии социалистической личности.

4. Политический идеал, получая в научной политической идеологии свое теоретическое обоснование как программы, цели развития социально-политических отношений, одновременно выступает стержневым элементом мировоззрения социалистических классов, социальных групп и слоев советского общества.

В прогрессивном политическом идеале гармонически сочетаются интересы общества, классов и индивидов, он (идеал) способствует выработке ценностной ориентации и социальной установки личности на конкретную общественно значимую деятельность и на этой основе оказывает активное воздействие на формирование научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств советского человека, развитие добросовестного отношения к труду и общественно-политической активности социалистической личности.

5. Активность влияния политического идеала на становление нового человека определяется объективными условиями общества зрелого социализма и зависит от субъективного фактора — целенаправленной идеологической, политико-воспитательной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно развивает социально-политический аспект теории социального идеала, дает научно-методическую основу для уяснения содержания и специфики функционирования политического идеала на современном этапе зрелого социализма. В то же время настоящее исследование может принести определенную пользу представителям тех отраслей науки, перед которыми поставлена задача дальнейшей теоретической разработки проблем коммунистического воспитания личности, управления политическими и социальными процессами. Положения и выводы диссертации могут быть использованы для разоблачения буржуазных концепций, искажающих социалистическую действительность, фальсифицирующих идеалы коммунизма.

Результаты работы, ее рекомендации могут применяться воспитателями и наставниками молодежи, преподавателями и пропагандистами — различными категориями научных и практических работников, занимающихся проблемами коммунистического воспитания.

Апробация работы. Основные положения исследования апробированы на международной конференции «Молодежь, развитие, мир» (Баку, 1981 г.), конференции молодых ученых г. Москвы «ХХУ1 съезд КПСС и философские проблемы политической науки» (1981 г.), всесоюзных научно-практических конференциях «ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы формирования умолодежи классового подхода к явлениям общественной жизни» (Москва, 1982 г.) и «Марксизм-ленинизм и проблемы подготовки и воспитания молодого поколения в условиях развитого социализма» (Москва, 1983 г.), научно-практическом семинаре аспирантов ВКШ при ЦК ВЛКСМ «XIX съезд ВЛКСМ и задачи коммунистического воспитания молодежи» (Москва, 1982 г.), на методологическом семинаре и заседании кафедры научного коммунизма ВКШ при ЦК ВЛКСМ.

Цели и задачи, поставленные в работе, определели структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав и заключения, в которых исследуются названные выше проблемы.

Выводы и обобщения настоящего исследования могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по отдельным темам вузовского курса «Научный коммунизм» /Превращение социализма из утопии в науку. Коммунистическая общественно-экономическая формация и закономерности ее становления и развития. Политическая система развитого социалистического общества. Становление и развитие социалистического типа личности. Коммунизм — будущее всего человечества и др./, исторического материализма /Общественное сознание, его структура и основные формы. Классы и классовые отношения. Политическая область общественной жизни. Политическая организация общества. Общество и личность и др./, марксистско-ленинской этики, в спецкурсах по теории и практике коммунистического воспитания, проблемам критики современного антикоммунизма. Результаты исследования могут быть полезны в препода.

— 182 вании общественных дисциплин в общеобразовательных школах, ПТУ и средних специальных учебных заведениях, а также в работе университетов марксизма-ленинизма, методологических семинаров и школ системы партийного и комсомольского политического образования, в идеологической, массово-политической деятельности по воспитанию трудящихся и молодежи.

Диссертант полностью осознает, что не все задачи предлагаемого исследования разработаны всесторонне и исчерпывающе. Сама по себе проблема влияния политического идеала на становление личности многогранна и нуждается в дальнейшей теоретической разработке таких вопросов, как: обоснование понятия «политический идеал» в его многоаспектном проявлении как фундаментальной ценности социализма, как категории научного коммунизмасоотношения и связи политического идеала с реальными тенденциями экономического и социально-политического развития, практическими задачами, которые решает партия, советский народ в процессе совершенствования зрелого социализмасоциально-психологических аспектов механизма осознания политического идеала личностью на различных возрастных стадиях ее становления и в зависимости от положения человека в социальной структуре обществапоиск и внедрение новых форм идеологической, массово-политической работы, убедительно раскрывающих воспитательную силу идеала и обеспечивающих идейную базу усиления влияния политического идеала на становление личности. Представляется, что разработка названных проблем будет способствовать решению многих задач, имеющих теоретическое, политическое и практическое значение.

— 173 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате исследования избранной темы диссертации, теоретического анализа важнейших ее аспектов и разработки поставленных задач автор пришел к следующим итоговым выводам:

Коммунистиский политический идеал, представляя собой высшую духовную ценность рабочего класса, марксистско-ленинской партии, всего советского народа, реализуется в практике совершенствования зрелого социализма и коммунистического строительства, играет большую роль в становлении и политическом развитии личности нового человека.

Научное объяснение природы и содержания политического идеала как важнейшего компонента общественного идеала стало возможным лишь на основе марксистско-ленинской методологии, коренного положения исторического материализма о соотношении общественного бытия и общественного сознания, раскрывающего целеполагающую предметно-деятельностную сущность человека, активно-творческую природу общественного сознания, а также марксистской концепции о политике как общественном явлении.

Материалистическое понимание истории, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитое В. И. Лениным, позволило выявить объективные факторы развития эксплуататорского, капиталистического строя и исторического процесса в целом, раскрыть социально активную роль передовых политических идеалов в революционном обновлении мира, выработать научную политическую идеологию рабочего класса, в которой цели и идеалы коммунистического движения связывают научную теорию общественного развития, знание объективных закономерностей общественного процесса с практикой социальных преобразований.

Политический идеал порождается в психологии пролетариата материальными и социально-политическими условиями его жизнедеятельности как требование, коренной интерес, призыв к определенным политическим действиям в отношении данной среды. Получая теоретическое осмысление и обоснование, четкую социальную направленность, оформление и развитие в политической идеологии рабочего класса, политический идеал с помощью целенаправленной идеологической, массово-политической работы возвращается к общественному бытию. Овладевая сознанием масс, научно обоснованный политический идеал стимулирует деятельность рабочего класса, трудящихся масс, направляет их энергию и стремления в определенное русло, мобилизует их на практическое изменение действительности в конкретном направлении. В этом проявляется действенность политического идеала, его материальная сила в революционном преобразовании общественно-политических и экономических отношений.

Политический идеал занимает доминирующее положение в структуре общественного идеала, так как порождается в конечном счете материально-производственными, экономическими отношениями, непосредственно отражает коренные потребности и политические интересы больших социальных общностей (прежде всего классов), наиболее масштабные задачи и цели общественных преобразований. Указывая главную перспективу общественно-политического процесса, он придает направленность, политическую окраску содержанию и развитию других видов социального идеала (нравственного, эстетического, правового и др.).

Становление и развитие прогрессивного политического идеала исторически осуществляется одновременно с возникновением и развитием коммунистического общественного сознания и про.

— 175 ходит три основных этапа: I) со времени возникновения научной пролетарской идеологии до социалистической революциина этом этапе развития политический идеал выступает в форме пролетарского социалистического политического идеала- 2) от установления диктатуры пролетариата до полной и окончательной победы социализма, построения развитого социалистического обществана данной стадии развития политический идеал сначала выступает в форме социалистического политического идеала рабочего класса и его Коммунистической партии, а затем социалистического политического идеала всего советского народа- 3) развитие идеала в условиях совершенствования зрелого социализма, строительства коммунизма и до полной его реализациина современном этапе развития политический идеал приобрел значение коммунистического политического идеала советского народа и его Коммунистической партии. Данный идеал выступает ядром политики и многогранной деятельности КПСС и Советского государства по мобилизации советского народа на совершенствование зрелого социализма и строительство коммунизма. Реализация каждого из этапов развития политического идеала представляет собой решение многообразных политических задач и целей, выдвигаемых конкретно-историческими условиями общественного процесса.

Коммунистический политический идеал в современную эпоху носит ярко выраженный политический характер не только по своей природе и происхождению, но и потому, что достижение бесклассового общества, общества коммунистического общественного самоуправления осуществляется деятельностью социалистических классов, которая по-существу является деятельностью политической. Процесс построения бесклассового коммунистического общества есть политическое явление, так как осуществляется через исторически длительную полосу политической борьбы,.

— 176 социально-политических и экономических преобразований. С построением коммунизма коммунистический политический идеал утрачивает свое политическое качество.

Применительно к современным условиям политический идеал может быть определен как научно обоснованное на уровне идеологии и сформулированное в программных документах Коммунистической партии представление о совершенстве отношений между классами, социальными группами трудящихся, общественно-политическими организациями по поводу устройства и функционирования государственной власти, рассматриваемых под углом зрения реализации коренных социальных интересов и обеспечения условий всестороннего развития личности при проведении социально-политических и экономических преобразований на пути к бесклассовому социально однородному обществу.

Коммунистический политический идеал является научным, прогрессивным, интернациональным, гуманным, партийным и, отражая коренные интересы классов, советского народа, объективные тенденции общественного развития, вызывает в сознании масс оптимизм, уверенность в торжестве общего дела, стимулирует активное участие в строительстве коммунизма.

Научно-теоретическое обоснование содержания, путей и средств реализации политического идеала в условиях зрелого социализма дано в решениях последних съездов КПСС, закреплено в Конституции СССР 1977 года. Программное значение в уточнении и конкретизации первоочередных и перспективных задач реализации политического идеала имеют установки июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, положения и выводы речи на нем Ю. В. Андропова.

Развитие и действенность политического идеала проявляется через реализацию основных его социальных функций: про.

— 177 граммной, воспитательной, оценочно-регулятивной и предметно-практической. Органическая взаимосвязь социальных функций характеризует политический идеал как важнейший фактор политического развития строителей коммунистического общества, становления важнейших социальных черт социалистической личности.

Политический идеал, отражая коренные интересы социалистических классов, всего советского народа, является идеологической основой, стержнем научного мировоззрения личности социалистического типа, ее политической убежденности. Политический идеал — это мировоззренческая категория, определенная степень обобщения, целостный взгляд на окружающую политическую жизнь с позиций коренных интересов классов, трудящихся масс.

Политический идеал способствует согласованию интересов общества, классов и личности и на этой основе развивает ценностную ориентацию и социальную установку личности на деятельность в определенном направлении. Как выражение объективной необходимости политический идеал предполагает реализацию коренных интересов, высшей цели классов, трудящихся масс, а потому он выступает высшей социальной ценностью и в то же время критерием оценки прошлого и настоящего с позиций представлений класса о совершенном общественном устройстве. В качестве высшей ценности класса, общества, политический идеал развивает ценностный подход личности к явлениям общественной жизни и играет роль общественного побудительного мотива сознательной, целеустремленной деятельности.

Ценностная ориентация, формирующаяся под влиянием политического идеала, определяет оценочный способ и характер мышления человека и предполагает оценку социально-политических.

— 178 и экономических отношений в их значении удовлетворять потребности общества, класса и личности. Формирование ценностной ориентации под влиянием политического идеала является непременным условием становления и развития научного мировоззрения личности, ее морально-политических качеств. Под влиянием идеала мировоззрение личности становится более цельным, активным и творческим. В то же время на основе ценностной ориентации у личности формируется установка на конкретный вид и характер деятельности в существующих условиях. У личности с устойчивой ценностной ориентацией на политический идеал вырабатывается установка на творческое, добросовестное отношение к труду, высокую общественно-политическую активность.

Процесс влияния идеала на становление нового человека предполагает осознание личностью содержания и специфики идеала. Теоретически обоснованный и сформулированный марксистско-ленинской политической идеологией политический идеал усваивается личностью через осознание ближайших политических интересов, превращаясь в реальный стимул активно-творческого участия в совершенствовании общественных отношений, строительстве коммунизма.

Осознание личностью ближайших политических интересов, а через них политического идеала, происходит на основе научных политических знаний, усвоение которых обеспечивается целенаправленной идеологической, политико-воспитательной работой. Политические знания, объективно отражающие политические интересы, высшие ценности социалистических классов, всего народа, тенденции прогрессивного социально-политического развития, отвечающие интересам и жизненным целям человека, переходят в стойкие политические убеждения, становятся основой.

— 179 научного, классового мировоззрения личности, регулятором деятельности ее по реализации политического идеала.

Наиболее интенсивное влияние идеала на мировоззрение, морально-политические и деловые качества человека происходит в период вступления его в трудовую сферу деятельности, включения в систему производственных и политических отношений, когда личность объективно приобретает и осознает свою социально-классовую сущность, на практике усваивает ближайшие и коренные интересы, цели и задачи трудового коллектива, класса и общества. Вместе с тем большая возможность активного влияния политического идеала на личность имеется в период учебы человека в школе, системе ПТО и других учебных заведениях при условии, когда обучение личности органически сочетается с общественно-полезным трудом, когда процесс познавательной деятельности тесно связан с жизненной практикой. В этом плане чрезвычайно важным является предложение июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Осуществление реформы, безусловно, ускорит процесс осознания учащейся молодежью идеалов советского общества, сократит удлинившиеся сроки социального и трудового взросления молодого человека.

Процесс воздействия политического идеала на становление и развитие социальных качеств социалистической личности зависит от объективных условий общества зрелого социализма и субъективного фактора, целенаправленной идеологической, политико-воспитательной работы, опирающейся на прочный фундамент социально-экономической политики КПСС.

Исходя из требований июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС о тесной связи идеологической, массово-политической работы с задачами совершенствования развитого социализма, считали.

— 180 бы целесообразным выделить некоторые направления работы, которые, по мнению диссертанта, способствовали бы повышению роли политического идеала в становлении советского человека. В этих целях необходимо:

— усилить пропаганду коммунистического политического идеала, особенно на начальных стадиях становления личности, в годы ее учебы в общеобразовательной и профессиональной школе;

— в учебных программах и пособиях по общественным дисциплинам и наукам предусмотреть освещение основ теории идеала, его структуры, социальных функций, этапов развития и реализации в практике коммунистического строительства;

— предусмотреть вопросы изучения и пропаганды проблем идеала в программах партийной и комсомольской системы политической учебы, планах лекционной и других форм массово-политической работы;

— на основе имеющихся в литературе материалов и результатов научных исследований осветить понятие «политический идеал» в справочно-энциклопедических изданиях и пособиях для пропагандистов, лекторов, агитаторов и политинформаторовпри этом показать коренные отличия передовых идеалов классового общества и политических идеалов эксплуататорских классов;

— обеспечивая непрерывность, преемственную связь всех этапов марксистско-ленинской учебы советского человека, важно вырабатывать у него умение сопоставлять идеальные представления о совершенстве общественно-политических отношений, государственного устройства с реальной действительностью, способность с классовых позиций объяснять как успехи и достижения развитого социализма, так и трудности, проблемы,.

— 181 противоречия, возникающие в нашем обществе на пути к идеалу коммунизмавоспитывать у каждого человека глубокое понимание общественной значимости результатов своего труда как конкретного вклада в реализацию политического идеалавсесторонне раскрывать ведущую роль рабочего класса, преемственность революционных, боевых и трудовых традиций и политического опыта КПСС и советского народавоспитывать у юношей и девушек историческую ответственность за судьбы мира и социализма, преданность делу партии, гордость гражданина СССР, готовность к защите Родинывоспитывать у каждого советского человека веру в торжество идеалов коммунизма, глубокую убежденность в том, что только социализм и коммунизм в состоянии решить назревшие проблемы общественного процесса, обеспечить необходимые условия для всестороннего и гармонического развития личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Дебаты шестого рейнского ландтага (статья первая). Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.30−84.
  2. К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219−368.
  3. К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.382−413.
  4. К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414−429.
  5. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  6. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.65−185.
  7. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонопарта. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115−217.
  8. К. Введение (Из экономических рукописей 18 571 858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с.709−738.
  9. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1−167.
  10. К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9−32.
  11. К. Капитал Т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.5−784.
  12. К. Капитал Т. 3. Маркс., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25, ч. П, с.3-458.'
  13. К. Павлу Васильевичу Анненкову, 28 декабря 1846 г.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.27, с.401−412.
  14. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41−174.
  15. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч., 2-е изд., т.2, с.3−230.
  16. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
  17. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
  18. Ф. 0 Польше. Речь на международном митинге в Лондоне, посвященном 17-й годовщине польского восстания 1830 г., 29 ноября 1847 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.372−373.
  19. Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343−437.
  20. Ф. Карл Маркс. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.105−115.
  21. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23−178.
  22. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философий. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269−317.
  23. Ф. Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.29, с.490−496.
  24. Ф. Полю Лафаргу, (около II августа 1884 г.). -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.36, с.166−171.
  25. Ф. Конраду Шмидту, 17 октября 1889 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.242−244.
  26. Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.414−422.
  27. В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., т.2, с.505−550.
  28. В.И. Наша ближайшая задача. Полн.собр.соч., т.4, с.187−192.
  29. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Полн.собр.соч., т. б, с.1−192.
  30. В.И. Материалы к выработке программы РСДРП. -Полн.собр.соч., т.6, с.193−256.
  31. В.И. Революционный авантюризм. Полн.собр.соч., т. б, с.377−398.
  32. В.И. Совет РСДРП 15-Г7 (28−30) января 1904 г. -Полн.собр.соч., т.8, с. Ш-162.
  33. В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч., т. II, с.1−131.
  34. В.И. По поводу одной статьи в органе Бунда. -Полн.собр.соч., т.14, с.187−194.
  35. В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн.собр. соч., т.15, с.368−388.
  36. В.И. 0 социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве. Полн.собр.соч., т.20, с.186−207.
  37. В.И. О политической линии. Полн.собр.соч., т.22, с. 99−106.
  38. В.И. Три источника и три составных части марксизма. Полн.собр.соч., т.23, с.40−48.
  39. В.И. Разговор. Полн.собр.соч., т.23, с.51−54.
  40. В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1−120.
  41. В.И. Материалы к ненаписаной статье «К вопросу о роли государства». Полн.собр.соч., т.33, с.329−340.
  42. В.И. Ответ на открытое письмо специалиста. Полн. собр.соч., т.38, с.218−222.
  43. В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
  44. В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевке. Полн. собр.соч., т.41, с.107−109.
  45. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
  46. В.И. УШ Всероссийский съезд Советов 22−29 декабря 1920 г. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря. Полн.собр.соч., т.42, с.128−161.
  47. В.И. Об едином хозяйственном плане. Полн.собр. соч., т.42, с.339−347.
  48. В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции. Полн.собр.соч., т.44, с.144−152.
  49. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1972. — Г44 с.
  50. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. -304 с.
  51. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
  52. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  53. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  54. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление Пленума ЦК КПСС от 15 июня1983 г. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с.'67−80.
  55. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва, 7 октября 1977 г. -М.: Политиздат, 1977. 62 с.
  56. Закон Союза Советских Социалистических Республик о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Правда, 1983, 19 июня.
  57. Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС. 22 ноября 1982 года. Избранные речи и статьи. 2-е изд. М., 1983, с.209−218.
  58. Ю.В. Встреча с московскими станкостроителями. 31 января 1983 года. Избранные речи и статьи. 2-е изд. М., 1983, с.221−230.
  59. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Избранные речи и статьи. 2-е изд. М., 1983, с.231−249.
  60. Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС. 15 июня 1983 года. Избранные речи и статьи, 2-е изд. М., 1983, с.284−299.
  61. Всегда в строю!: Встреча Ю. В. Андропова в ЦК КПСС с ветеранами партии 15 августа 1983 г. — М.: Политиздат, 1983. — 48с.
  62. Л.И. Исторический рубеж на пути к коммунизму: Статья из журнала «Проблемы мира и социализма» № 12 за 1977 год. Ленинским курсом. Речи и статьи, М., 1978, т. б, с.622−641.
  63. Г. В. Великая жизненная сила идей и дела Октября: Доклад на торжественном заседании, посвященном 66-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, в Кремлевском Дворце съездов 5 ноября 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 31с.
  64. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М., с.27−66.
  65. .Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. — 159с.
  66. И.В. Воспитывать в сознательном и дисциплинированном труде. В кн.: Документы и материалы 1У пленума ЦК ВЛКСМ. II февраля 1983 года. М., 1983, с.5−14.
  67. К.В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. М.: Политиздат, 1982. — 47с.
  68. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий: Документы и материалы. Москва, 5−17 июня 1969 г. М.: Политиздат, 1969. — 352с.
  69. XIX съезд ВЛКСМ, 18−21 мая 1982 г.: Стенограф.отчет. В 2-х т. М.: Мол. гвардия, 1982, Т.1.-415 е., т.2.-415с.
  70. Документы и материалы У пленума ЦК ВЛКСМ. 8 июля 1983 г. М.: Мол. гвардия, 1983.-48 с.
  71. Народное хозяйство СССР. 1922−1982: Юбил.стат.ежегодник /ЦСУ СССР. М. '.Финансы и статистика, 1982.-223 с.
  72. СССР в цифрах в 1982 году: Крат. стат'.сб./ЦСУ СССР. -М.: Финансы и статистика, 1983. 237 с.
  73. ВЛКСМ от съезда к съезду: ХУШ, апрель 1978 г. XIX, май 1982 г. — М.: Мол. гвардия, 1982, — 159 с.
  74. Н.И. В.И.Ленин о политике как общественном явлении: Учеб.пособие. 2-е изд., доп. — М.: Высш.школа, 1975. — 336 с.- 190
  75. Активная жизненная позиция борцов за коммунизм. По материалам Всесогоз.науч.-практ.конф. в Баку /25−27 апр.1979г./. М.: Политиздат, 1979. — 349 с.
  76. Актуальные вопросы современной идеологической борьбы /Редкол.: А. Н. Аверьянов и др. М.: Политиздат, 1980. — 446с.
  77. Н.И. Диалектика труда при социализме. М.: Политиздат, 1979. — 151 с.
  78. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. — 183 с.
  79. И.И. Буржуазная социология и проблема общественного идеала. Вопросы философии, 1974, № 12, с.104−114.
  80. Е.А. Социальная роль и активность личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 152 с.
  81. Е.А. Социалистический образ жизни: /Методологические и методические вопросы/. М.: Высш. школа, 1980. -183 с.
  82. Г. С. Социальная активность: /Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании/. М.: Политиздат, 1974. — 230 с.
  83. Л.М., Жеманов О. Н., Петров Ю. П. К вопросу о природе, структуре и функциях нравственного идеала. -В кн.: Уральский государственный университет. Сер. философск. Вып. 2. Свердловск, 1970, № НО, с.42−59.
  84. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  85. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  86. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе: /Методологические аспекты проблемы/. М.: Политиздат, 1977. 143 с.
  87. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 230 с.
  88. Г. А. Политические отношения социалистического типа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 182 с.
  89. А.К. Политическая организация общества и социалистическое управление. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. -215 с.
  90. А.К. Развитой социализм: сущность и закономерности. Л.: Лениздат, 1982. — 183 с.
  91. Н.М. Личность и ее идеалы в социалистическом обществе. М.: Знание, 1972. — 42 с.
  92. Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. -М.: Высш. школа, 1981. III с.
  93. .Н. Антикоммунизм политика и идеология обреченного класса. — М.: Мысль, 1983. — 93 с.
  94. Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее: Современные проблемы социального прогнозирования. М.: Мысль, 1970. — 269 с.
  95. Н.Б. Социалистическая идеология. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. — 414 с.
  96. Н.М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. М.: Наука, 1979. — 143 с.
  97. Н.М., Ожегов Ю. П., Шереги Ф. Э. Политическая культура и молодежь. М.: Мол. гвардия, 1982. — 175 с.
  98. B.C. Личность и социальное прогнозирование: /Критика футурол. концепций/. Минск: Наука и техника, 1977. — 182 с.
  99. A.C., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. — 286 с.- 192
  100. В. Марксистская теория оценки: Пер. с словац. -М.: Прогресс, 1982. 261 с.
  101. Будущее человеческого общества: /Критика современных буржуазных философских и социально-политических концепций/. М.: Мысль, 1971. — 399 с.
  102. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  103. А.П. Политическая организация общества при социализме. М.: Мысль, 1981. — 224 с.
  104. Ф.М. Ленин. Государство. Политика. М.: Наука, 1970. — 526 с.
  105. Ф.М. К вопросу о социалистическом идеале. -Рабочий класс исовременный мир, 1980, № 4, с.21−35.
  106. Ц. Социализм как идеал и реальность. В кн.: Проблемы научного коммунизма: Вып. 17. Теорет. вопр. становления социальной однородности сов. об-ва /Редкол.: А.А.Амвро-сов /отв.ред./ и др. М., 1983, с.197−211.
  107. М.А. Механизм действия и использования политических закономерностей в развитом социалистическом обществе.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 143 с.
  108. Ю.А. В.И.Ленин и социальное предвидение. -Минск: Изд-во Беларус. ун-та, 1978. 270 с.
  109. С.Г. Воспитание активной позиции личности. -Л.: Лениздат, 1981. 144 с.
  110. С.С. Воспитание коммунистической убежденности. М.: Мысль, 1983. — 189 с.
  111. A.C. Политика КПСС: методологические проблемы и практика. М.: Мысль, 1980. — 455 с.
  112. Возрастание руководящей роли КПСС в социально-политическом развитии общества в период зрелого социализма. М.: — 193
  113. Изд-во Моск. ун-та, 1980. 126 с.
  114. Ю.Е., Лошкарев Ю. С. Трудовое воспитание молодежи. М.: Политиздат, 1976. — 127 с.
  115. Ю.Е., Роговин В. З. Вопросы социальной политики КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 286 с.
  116. М.И. Познавательные и ценностные аспекты функционирования социального идеала. В кн.: Проблемы структуры и функционирования общественного сознания. Челябинск, 1980, с.60−69.
  117. Высшие ценности /Сост. А.А.Гусейнов/. М.: Мол. гвардия, 1971. — 192 с.
  118. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1960.- 200 с.
  119. Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1973. — 352 с.
  120. Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  121. С.И. Общественные законы и закономерности. -М.: Политиздат, 1977. 112 с.
  122. Т. /НРБ/ 0 некоторых методологических аспектах проблемы коммунистического идеала. Научный коммунизм, 1981, № I, с.61−67.
  123. Л.А. Коммунистический идеал в наших планах и свершениях. Минск, Беларусь, 1975. — 159 с.
  124. М.В. Проблемы теории личности: /Социально-философский аспект/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 240 с.- 194
  125. Диалектика взаимосвязи личного и социального в условиях развитого социализма /Отв. редакторы Б.В.Ахлибинин-ский, В. И. Сурин. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 120с.
  126. Диалектика перерастания развитого социалистического общества в коммунистическое /Под ред. Г. Л. Фурманова, А.П.Сер-цовой, С. С. Ильина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 400 с.
  127. Диалектика социального познания и революционного действия /Редкол.: Л.Н.Суворов/гл.ред./ и др. М.: Мысль, 1981. — 318 с.
  128. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.- 228 с.
  129. Г. Л. Современная эпоха и «переоценка ценностей» в буржуазной идеологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 104 с.
  130. Л.М. Жизненные идеалы молодых рабочих: Автореф. дисс. .канд.филос.наук. М., 1969. — 21 с.
  131. Л.М. Структура общественного идеала. В кн.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии. Вып. 5. Челябинск, 1973, с.76−87.
  132. В.В. Основные закономерности развития коммунистического общественного сознания. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1966. — 287 с.
  133. В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. М.: Высш. школа, 1980. — 176 с.
  134. За высокое качество и действенность идеологической работы: Материалы Всесоюзного семинара-совещания идеологических работников. Москва, 20−25 апр. 1981 г. М.: Политиздат. 1981. — 576 с.
  135. Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980, 247 с.
  136. Запись беседы с Уильямом Полом. 6 октября 1920 г. -В кн.: Ленинский сборник ХХХУП. М., 1970, с.248−252.
  137. Д.П. Объективные законы общественного развития и политика. М.: Мысль, 1982. — 158 с.
  138. O.A. К проблеме соотношения общественного и эстетического идеалов коммунизма. Вестник Моск. ун-та: Сер. 13. Теория научного коммунизма. 1975, № 2, с.28−36.
  139. В. Идеология: характер и закономерности развития. Пер. с болг. М.: Политиздат, 1977. — 303 с.
  140. В.И. Единство политики и морали. Л.: Знание, 1979. — 36 с.
  141. Идеал. В кн.: Словарь по этике /Под ред. И. С. Кона. 4-е изд., доп. М., 1981, с.94−97.
  142. С.Н. Идеал нравственный. В кн.: Филос. энциклопедия. 1962, т.2, с.202−204.
  143. С.Н. Становление и развитие личности молодого человека. М.: Знание, 1972. — 36 с.
  144. С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости: /Об активной жизненной позиции современного молодого человека/. Л.: Лениздат, 1982. — 176 с.
  145. Э.В. Идеал. В кн.: Филос.энциклопедия. 1962, т.2, с.195−199.
  146. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. — 317 с.
  147. Э.В. Идеал. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1972, т.10, с.34−35.
  148. И.М. О воспитании молодежи на коммунистическом идеале. В кн.: Активная жизненная позиция молодежи: Некоторые аспекты нравственного воспитания. М., 1980, с.66−73.- 196
  149. Д.П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М.: Экономика, 1974. — 237 с.
  150. И.П. Коммунистические идеалы. Как их утвердить и развить в человеке: Из опыта Компартии Молдавии по совершенствованию партийного руководства воспитательным процессом. М.: Политиздат, 1981. — 238 с.
  151. А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 120 с.
  152. Л. А. Структура идеала как носителя активности общественного сознания. В кн.: Ученые записки Калининградского университета. Вып. 4. Общественные науки. Калининград, 1970, с.245−250.
  153. Г. Г. Коммунистический идеал и его роль в воспитании трудящихся: Автореф. дис. .канд.филос.наук. М., 1965. — 18с.
  154. Г. Г. Коммунистический идеал и типология развития социалистической личности. Коммунист Молдавии, 1980, № 8, с.14−22.
  155. Н.М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. М.: Юрид.лит., 1983. — 232 с.
  156. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: /Проблемы теории исторического процесса/. М.: Политиздат, 1981. -288 с.
  157. Д.А. Демократия развитого социализма. М.: Политиздат, 1980. — III с.
  158. A.B. Политическая активность личности при социализме: Сущность и факторы ее повышения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 136 с.
  159. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256 с.- 197
  160. A.M. Социализм и закономерности общественного развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 352 с.
  161. С.М. Формирование социалистической личности. -М.: Мысль, 1980. 228 с.
  162. Е.М. Совершенствование советской государственности и демократии. М.: Мысль, 1982. — 216 с.
  163. Д.Ф. Великая сила коммунистических идеалов. -Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Теория научного коммунизма, 1983, № 2, с.12−20.
  164. Коммунизм и управление общественными процессами: Закономерности перерастания социалистического управления в коммунистическое самоуправление. Т.5./Под ред. А. К. Белых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — 116 с.
  165. Коммунистический идеал и советский образ жизни /Редкол.: Г. П. Давидгок и др. Минск: Беларусь, 1980. — 206 с.
  166. Коммунистическое воспитание трудящихся / Под ред.С.И.Ни-кишова и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 224 с.
  167. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  168. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1980. — Зббс.
  169. П.В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека. М.: Высш. школа, 1981. — 136 с.
  170. Р. Социалистический идеал: Теория и реальность. Проблемы мира и социализма, 1978, № 9, с.58−64.
  171. Р.И. Социализм: К вопросам теории. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1979. — 598 с.
  172. А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа Личности. М.: Высш. школа, 1981. -176 с.- 198
  173. Ю.А., Лейбзон Б. Н. Революционная теория и революционная политика. М.: Политиздат, 1979. — 255 с.
  174. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций по проблемам строительства социализма и коммунизма. -М.: Высш. школа, 1980. 327 с.
  175. П.Е. Социологические проблемы личности: Лекции по спецкурсу. М.: Изд-во Моск.обл.пед.ин-та, 1971. — 167с.
  176. А.И. Некоторые вопросы формирования общественно-политических интересов молодежи. В кн.: Ученые записки Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Т.306. Научный коммунизм. Вып. 4. М., 1971, с.115−123.
  177. В.И. Социальные идеалы и особенности их формирования у молодых воинов: Автореф. дис. .канд.филос. наук. М., 1974. — 25 с.
  178. А.И. Политическая организация социалистического общества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 256 с.
  179. В.Н. Проблема социальных интересов в ленинизме: Методологические аспекты анализа в свете ленинского теоретического наследия. М.: Мысль, 1978. — 188 с.
  180. Е.В. Всестороннее развитие личности: /Исследование проблемы в теории научного коммунизма/. Киев: Вища школа, 1980. — 176 с.
  181. О.В. Эстетический идеал и современность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 155 с.
  182. М.В. Закономерности политики как общественного явления. В кн.: Политика как общественное явление. М., 1972, с. 3−197.
  183. Ленин как политический мыслитель /Редкол.: В.В.Загла-дин и др. М.: Политиздат, 1981. — 431 с.- 199
  184. В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1968. — 22 с.
  185. В.Т. Советская молодежь: идеалы и стремления.-М.: Знание, 1971. 32 с.
  186. В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 184 с.
  187. М.А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал.-2-е изд. М.: Худож. лит., 1979. — 471 с.
  188. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий /Отв. ред. М. Б. Митин. М.: Мысль, 1979. — 260 с.
  189. Е.Б., Паточкин В. Ф. Проблемы этики и нравственного воспитания в теоретическом наследии В.И.Ленина. Харьков. Вища школа, 1978. — 152 с.
  190. Л.Н. Конкретно-историческая обусловленность человеческой деятельности: /Проблема объективного и субъективного в общественном развитии/. Киев: Вища школа, 1983. -176 с.
  191. В.А. Развитой социализм: вопросы формирования общественного сознания. М.: Политиздат, 1980. — 272 с.
  192. Методологические проблемы социального предвидения /Отв. ред. В. И. Куценко. Киев: Наукова думка, 1977. — 347 с.
  193. Н.И. Коммунистическая идеология и деятельность масс. Киев: Наукова думка, 1976. — 192 с.
  194. Н.И. Политическая идеология как форма общественного сознания. Киев: Наукова думка, 1981. — 262 с.
  195. Г. В., Москаленко А. Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск: Наука, 1981. — 295 с.
  196. Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы: Всесоюз. науч.-теорет. конф. «Социализм и молодежь». /Под общ. ред. Л. Н. Когана. М.: Мол. гвардия, 1969. — 430 с.
  197. Молодежь: проблемы формирования и воспитания. /Сост. В. А. Титов. М.: Мол. гвардия, 1978. — 256 с.
  198. А. Особенность формирования коммунистического нравственного идеала. /На материалах Уз. ССР/: Автореф.дис. .канд.филос.наук. Ташкент, 1974. — 25 с.
  199. В.М. Эстетический идеал. М.: Искусство, 1966.247 с.
  200. В.В. Современное буржуазное политическое сознание: Философский аспект. М.: Наука, 1981. — 448 с.
  201. A.B. Личность и строительство коммунизма: Сущность процесса формирования всесторонне развитой личности.-Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1971. 171 с.
  202. A.B. Способности и потребности личности: диалектика формирования. М.: Мысль, 1983. — 260 с.
  203. A.B., Ожегов Ю. П. Классовый характер коммунистического воспитания молодежи. Научный коммунизм, 1983, № 6, с.61−69.
  204. А.Г. Предвидение как человеческая способность. М.: Мысль, 1975. 151 с.
  205. Общественно-политическая активность трудящихся: /Проблемы методологии, методики и техники социологического ис- 201 следования/. /Отв. ред. Л. Н. Коган. Свердловск: Изд-во Уральск, полит, ин-та, 1970. — 233 с.
  206. Ю.П. Социальное прогнозирование и идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1975. — 192 с.
  207. Ю.П. Политическая культура и молодежь. В кн.: Искусство воспитания. М., 1981, с.53−75.
  208. Е.В. Идеал и деятельность. Киев: Вища школа, 1981. — 184 с.
  209. В.Л. Философско-социологический анализ общественного идеала: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Киев, 1980. 24 с.
  210. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности: Некоторые вопросы методологии и теории. — М.: Мысль, 1972. — 198 с.
  211. Ю.П. Роль нравственного идеала в формировании жизненных планов школьной молодежи: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Свердловск, 1969. — 23 с.
  212. В.А. Социалистический идеал, реальный социализм и идеологическая борьба. Общественные науки, 1980, № 2, с.145−159.
  213. П.В. Место и роль политики в развитии советского общества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 124 с.
  214. Г. В. Примечания к книге Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Избр. философ, произв. В 5-ти т. М., 1956, т.1, с.453−498.
  215. Г. В. К вопросу о роли личности в истории. -Избр. философ, произв. В 5-ти т. М., 1956. т.2, с.300−334.
  216. Г. В. Генрик Ибсен. Избр. философ, произв. В 5-ти т. М., 1958, т.5, с.457−508.- 202
  217. Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX в. М.: Наука, 1979. — 408с.
  218. Проблема ценности в философии /Редкол.: А. Г. Харчев /отв. ред./ и др.- М. -Л.: Наука, 1966. 261 с.
  219. В.И. Кодекс коммунистической морали и религиозная «нравственность». М.: Воениздат, 1964. — 113 с.
  220. В.И. Коммунистическая и религиозная этика о смысле жизни. М.: Знание, 1973. — 32 с.
  221. В.П. Демократизм политической системы социализма: /идеология, политика, критика буржуазной демократии/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 176с.
  222. Развитое социалистическое общество: сущность, критерии зрелости, критика ревизионистских концепций. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Мысль, 1979. — 599 с.
  223. В.И. Политическая организация общества как категория исторического материализма. В кн.: В. И. Ленин и актуальные проблемы исторического материализма. М., 1970, с.70−92.
  224. B.C. Идеалы и социализация личности. В кн.: Личность и проблемы коммунистического воспитания /Редкол. В. С. Рахманин и др. Воронеж, 1973, с.5−20.
  225. Ф.П. Формирование морально-политических идеалов молодежи на образе В.И.Ленина. Душанбе: Ирфон, 1975. -254 с.
  226. Р., Баталов Э. Социальная реальность и социалистический идеал. Проблемы мира и социализма, 1977, № 3, с.64−69.
  227. М.В. Диалектика объективного и субъективного в условиях развитого социализма. М.: Мысль, 1981. — 120 с.- 203
  228. В.М. Противоречия в развитии личности и их разрешение в процессе воспитания. Вып. 2. Калинин: Кали-нинск. ун-т, 1973. — 306 с.
  229. В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1974. -175 с.
  230. Т.О. Коммунизм возводить молодым. Комсомольская правда, 1980. I октября.
  231. Н.М. Структура политического сознания. -Минск: Наука и техника, 1969. 163 с.
  232. .В., Дорогова Л. Н. Мир человека: Методологические вопросы формирования духовного мира личности. М.: Мысль, 1975. — 206 с.
  233. B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества. М.: Мысль, 1977. — 216 с.
  234. A.B. Предвидение в политике. М.: Политиздат, 1974. — 135 с.
  235. В.Д. Заговор против будущего: Ревизионизм -орудие антикоммунизма в борьбе за умы молодежи. М.: Мол. гвардия, 1982. — 223 с.
  236. В.К. Величие коммунистического идеала и нищета философии потребительства и аскетизма. В кн.: Проблемы современной идеологической борьбы, развития социалистической идеологии и культуры. М., 1972, с.114−131.
  237. Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980. — 463 с.
  238. Советская демократия в период развитого социализма /Акад. обществ, наук при ЦК КПСС- Отв. ред. Д. А. Керимов. -2-е изд., перераб. М.: Мысль, 1979. — 303 с.- 204
  239. Ю.В., Левицкая А. Г. Коммунистический идеал -ориентир нравственного воспитания. М.: ЦК ВЛКСМ, 1981. -58 с.
  240. В.М. Коммунистические идеалы и воспитание молодежи. В кн.: ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. М., 1976, с.215−218.
  241. В.А. Коммунистический идеал, его влияние на формирование личности молодого человека: /Некоторые вопросы методологии и теории/: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1979. 23 с.
  242. Социализм и личность /Под ред. Л. М. Архангельского. -М.: Мысль, 1979. 357 с.
  243. С.Г. Личность и социализм. М.: Высш. школа, 1972. — 182 с.
  244. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 301 с.
  245. Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал: Историко-проблемные очерки. М.: Искусство, 1969. -352 с.
  246. Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. — 271 с.
  247. Е.Ф. Методологические проблемы коммунистического воспитания. Вестник Моск. ун-та. Сер.12. Теория научного коммунизма, 1982, № 2, с.3−13.
  248. Е.Ф., Лисенков М. М., Магомедов K.M. Актуальные проблемы коммунистического воспитания в свете документов июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС. Научный коммунизм, 1983, № 5, с.3−10.
  249. В.Я. Труд в условиях развитого социализма: /Социально-философские вопросы/. Л.: Наука, 1976. — 150с.- 205
  250. В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 152 с.
  251. В.Г. Роль коммунистического идеала в формировании ценностной направленности социалистической личности.-В кн.: XXX Герценовские чтения: Философия и социальная психология. Л., 1977, с. II0-II3.
  252. В.Г. Общественный идеал и социальная действительность: Автореф. дис.. канд.филос. наук. Л., 1978.20 с.
  253. Теория и практика коммунистического воспитания /Редкол.: Ж. Т. Тощенко /рук./ и др. М.: Мысль, 1980. — 367 с.
  254. А.И. Коммунистический идеал и антикоммунизм.-М.: Знание, 1967. 40 с.
  255. А.И. Мораль и политика: Критические очерки современных представлений о соотношении морали и политики в буржуазной социологии. М.: Политиздат, 1969. — 264 с.
  256. А.И. В.И.Ленин о взаимоотношении политики и морали. Коммунист, 1983, № II, с.23−33.
  257. С.С. Философские проблемы труда и техники. -М.: Мысль, 1972. 279 с.
  258. .Н. Советская политическая система. М.: Политиздат, 1975. — 128 с.
  259. Труд как основная форма жизнедеятельности социалистического общества /В.А.Буслинский, Э. К. Самборский, Ю. И. Ширяев и др. Киев: Наукова думка, 1981. — 358 с.
  260. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 124 с.
  261. C.B. Коммунистический идеал как высший тип общественного идеала: /методологический аспект/. Научный коммунизм, 1982, № 5, с.123−130.- 206
  262. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  263. А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  264. С.С. Так мы живем: Раздумья о советском образе жизни. Ростов н/Д. Рост. кн. изд-во, 1978. — 80 с.
  265. С.Л. Политические учения древнего Рима. М.: Наука, 1977. — 256 с.
  266. П.Н. Философия и научное познание. М.: Наука, 1983. — 464 с.
  267. В.П. 0 формировании научного мировоззрения и коммунистического идеала. В кн.: Некоторые вопросы формирования духовного облика советской молодежи: Научные труды. Вып. 97. Краснодар, 1968, с.3−18.
  268. Ю.И. Философское обоснование коммунистического идеала в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. В кн.: Реальный социализм: Философские проблемы общественного развития. М., 1979, с.18−38.
  269. Ю.И. Марксистско-ленинское философское обоснование коммунистического идеала и критика его социал-реформистских искажений: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1979. — 27 с.
  270. Формирование мировоззрения нового человека /М.А.Парнюк, С. Н. Баранович, И. В. Валько и др. Киев: Политиздат Украины, 1977. — 246 с.
  271. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1983. — 350 с.
  272. А.Г. Становление личности: некоторые проблемы- 207 воспитания молодежи в современных условиях. М.: Знание, 1972. — 48 с.
  273. О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970. — 202 с.
  274. О.П. Нравственный идеал строителя коммунизма. -М.: Знание, 1973. 64 с.
  275. О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983. — 158 с.
  276. .А. Структура и закономерности общественного сознания.-Л.: Наука, 1982. 314 с.
  277. Н.М. 'К вопросу передачи социально-политического опыта рабочего класса в трудовом коллективе. В кн.: Рабочий класс СССР и его ведущая роль в строительстве коммунизма. Материалы конференции. Вып. 2 /I часть/. М., 1974, с. 6870.
  278. Н.М. Формирование политического сознания молодого рабочего. В кн.: Проблемы теории научного коммунизма. М., 1976, с.69−86.
  279. И.И. Труд: Социологические аспекты теории и методологии исследования. М.: Наука, 1973. — 588 с.
  280. Человек как объект социологического исследования /Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 197 с.
  281. Человек и его работа: Социологическое исследование /Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. М.: Мысль, 1967, — 392 с.
  282. Д.С. Диалектика коммунистического общественного идеала и действительность: /Некоторые вопросы методологии и теории/: Автореф. дис. .докт. филос. наук. Киев, 1977.33 с.- 208
  283. Д.С. Диалектика коммунистического общественного идеала и действительность: /Некоторые вопросы методологии и теории/. Диссертация .докт. филос. наук. — Харьков, 1977. — 377 л.
  284. В.Ф. Мировоззрение и научное познание. -Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1970. 173 с.
  285. Е.М. Советская политическая система в условиях развитого социализма. М.: Мысль, 1975. — 351 с.
  286. Г. Х. Социалистическая судьба человечества. -М.: Политиздат, 1978. 462 с.
  287. Г. Х. Фиаско футурологии: /Критический очерк немарксистских теорий общественного развития/. М.: Политиздат, 1979. — 352 с.
  288. А.П. Категории диалектики. М.: Высш. школа, 1971. — 279 с.
  289. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
  290. А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. М.: Мысль, 1968. — 271 с.
  291. В.Ю. О специфике общественного идеала. В кн.: Вопросы общественных наук. Ростов н/Д, 1972, с.23−27.
  292. В.Ю. Роль прогрессивного идеала в политическом развитии личности. В кн.: Молодые ученые — науке. Ростов н/Д, 1973, с.11−14.
  293. В.Ю. Социалистический политический идеал как фактор развития личности при социализме: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1973. — 22 с.
  294. Е.И. Коммунистический нравственный идеал в системе ценностной ориентации. Философские науки, 1974, № I, с.139−143.- 209
  295. В.И. Формирование нравственного идеала у молодежи: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1970. — 22 с.
  296. М.В. Идеология: /Противоположность марксистско-ленинской и буржуазной концепций/. М.: Мысль, 1979. -271 с.
  297. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. — 275 с.
Заполнить форму текущей работой