Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи
Среди научных трудов, раскрывающих в той или иной мере методологию подхода к анализу диалектики взаимосвязи преемственности поколений и воспитания, необходимо отметить исследования по проб См.: Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. — М.:. Наука, 1969; Каирян В. М. Преемственность в развитии культуры в условиях социализма. — М.: Наука, 1971; Харин Ю. А. Диалектика социального… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ШЦИАЛИСТИЗЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
- I. Социальное содержание основных категорий процесса преемственности поколений
- 2. Советская молодежь как объект и субъект преемственности поколений и коммунистического воспитания
- Глава II. ЕДИНСТВО И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИИ -ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА КОМЛУНЖТШЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИСТА
- I. Место и роль революционного опыта старших поколений в коммунистическом воспитании советской молодежи
- 2. Особенности классового воспитания молодежи в развитом социалистическом обществе
Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема преемственности поколений относится к числу исторически непреходящих, «вечных» и всегда актуальных проблем. Ее изучение предполагает анализ' закономерностей и тенденций, отражающих объективную необходимость постоянного воспроизводства общественной жизни через воспроизводство новых поколений как носителей и творцов ее многообразных общественных форм, как объектов и субъектов социально-исторического процесса.
Проблема преемственной связи поколений проявляется и решается по-разному в различных общественных системах. В досоциалистическом классовом обществе отношения между поколениями могут приобретать весьма напряженный, остроконфликтный характер проявления, испытывая на себе непосредственное и опосредованное деформирующее воздействие его социально-классовых антагонизмов. В социалистическом обществе складывается и развивается новый, прогрессивный тип преемственности поколений, воплощающий в себе социальное и идейно-политическое единство поколений трудящихся.
Выявление и анализ специфики преемственной связи поколений в социалистическом /коммунистическом/ обществе, раскрытие особен—ностей формирования новых поколений на разных этапах социалистического и коммунистического строительства — одна из актуальных задач научного коммунизма.
Конкретизируя содержание этой задачи применительно к нашему исследованию, подчеркнем, что ее актуальность определяется необходимостью социально-политического анализа непрерывно развивающегося и усложняющегося механизма преемственности поколений советского общества и в этой связи раскрытия содержания и специфики коммунистического /классового/ воспитании советской молодежи как фактора единства и революционной по своей сути преемственности поколений развитого социализма. Решение этой задачи следует рассматривать в контексте более общих актуальных задач общественных наук, а именно: изучения закономерностей развития советского общества, анализа тенденции возрастания в нем роли субъективного фактора в управлении социальными и духовными процессами, обобщения многообразного опыта социалистического строительства иего творческого развития и использования в цроцессе перерастания социализма в коммунизм.
Вполне закономерно, что по мере развития и совершенствования социализма каждое вступающее в жизнь поколение решает новые и объективно все более масштабные задачи. Здесь есть свои трудности и сложности конкретно-исторического характера, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами, как внутренними, так и внешними причинами и обстоятельствами. Они накладывают определенный отпечаток на содержание и формы преемственной связи поколений, динамику ее проявления. Это не может не вызывать появления новых моментов и по-новому специфических проблем в отношениях между поколениями1, порождающих, соответственно, новые аспекты их изучения и практического решения.
Актуальность исследования взаимосвязи и взаимодействия преемственности поколений и коммунистического /классового/ воспитания советской молодежи определяется, прежде всего, потребностью общества развитого социализма в более полном, оптимальном использовании богатейшего социально-революционного опыта. старших поколений в формировании молодой смены, способной достойно продолжить великое дело строительства коммунизма,*.
Практическая необходимость дальнейшего совершенствования воспитания молодежи на опыте и традициях старших поколений в настоящее время актуализируется потребностью поднять идеологическую, политико-воспитательную работу «."на более высокий качественный уровень, отвечающий требованиям развитого социализма, новым задачам коммунистического строительства» .^.
В свете требований, выдвинутых ХХУТ съездом нашей партии и июньским /1983 г./ Пленумом ЦК КПСС особое пракгически-политиче-ское значение приобретают вопросы именно классового воспитания советской молодеки. Здесь следует иметь в виду, что современная молодежь, выросшая в условиях реального социализма, постоянного подъема материального и духовного благосостояния-, формируется при отсутствии собственного опыта суровых испытаний классовой борьбы и войн.
Вместе с тем, актуальность указанной проблематики обусловлена усилением идейного противоборства двух мировых систем, необходимостью давать решительный классовый отпор противнику, предпринимающему беспрецедентные по масштабу и методам попытки нарушить, разорвать идейно-политйческое единство поколений нашей страны, братских стран социализма, ослабить способность молодежик борьбе против буржуазной идеологии и морали, увлечь ее на. путь без-. духовности и потребительства. «Вот почему, — подчеркивал товарищ.
1 См.: Материалы ХШ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981,.с, 67. о.
О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. — М., 1979, с. 7.
К .У .Черненко на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС, — надо неустанно заботиться об идейно-нравственной, классовой, трудовой закалке молодежи" .*.
Все это, вместе взятое, предопределяет актуальную необходимость научной разработки избранной нами темы диссертационного исследования.
Круг проблем, охватываемый нашим исследованием, находится на стыке философско-социологаческого, социально-политического и социально-воспитательного аспектов /разделов/ марксистско-ленинского учения. КЛаркс и Ф^Энгельс заложили методологические и теоретические основы материалистического объяснения социальной сущноо сти преемственности поколений и общественного воспитания. В. ИДенин уделил значительное внимание разработке концепции революционной преемственности поколений, анализу места и роли прогрессивной молодежи в борьбе за социализм, особенностей ее классового воспитания на опыте и традициях старших поколений. Ученые-марксисты разных стран продолжают углубленную разработку всего широкого комплекса вопросов, составляющих содержание проблемы поколений.
В ооветском обществоведении достаточно высокая активность в Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. — Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года. -М.: Политиздат, 1983, с. 55.
2 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. З, с. 37, 44−45- т.27, с. 402, т.42, с. 122, 123 и др. о См.: Ленин В. И. Полн. собр'.соч., т.5, с.334−335- т.6, с.232- т.14, с.226- т.21, с.261- т.41, с. 298 — 318 и др. исследовании поколенческой проблематики приходится на 60-е -70-е годы. Появляются работы Э. А. Баллера, В. М. Каиряна, Ю.А.Хари-на и ряда других авторов, в которых. проблема преемственности поколений получает отражение в свете философского анализа содержания и форм проявления преемственности в историческом процессе в целом и в различных областях материальной и духовной жизни общества в частности.*.
По мере отработки понятийного аппарата теории преемственности поколений и коммунистического воспитания исследования приобретают междисциплинарный характер. В них все более значительное место занимают как философско-социолошческие, так и социально-политический и социально-воспитательный аспекты.
Среди научных трудов, раскрывающих в той или иной мере методологию подхода к анализу диалектики взаимосвязи преемственности поколений и воспитания, необходимо отметить исследования по проб См.: Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. — М.:. Наука, 1969; Каирян В. М. Преемственность в развитии культуры в условиях социализма. — М.: Наука, 1971; Харин Ю. А. Диалектика социального отрицания. — Минск: Изд-во Белорус .ун-та, 1972; а также: Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. -М.: Наука, 19.83- Пружинин Б. И. Преемственность и диалектика исторической деятельности. — В кн.: Проблемы материалистической диалектики как теории познания. Очерки теории и истории. — М.: Наука, 1979; Рубанов В. Г. Социальная преемственность как закономерность общественного развития. — В кн.: Проблемы познания и моделирования социальных явлений. Сб.статей. — Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1979. лемам личности К 'Л .Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, С. С. Батенина, Л. П. Буевой, Т. М. Даутова, В. Е .Кемерова, И. С .Кона, М.Я.Кор-неева, А. Н .Леонтьева, Г Л. Смирнова, ВЛ. Тугаринова, И. Т. Фролова и многих других.* См.: Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: /Соотношение фшюсофско-мет од алогического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида/. — М.: Мысль, 1977; ее же: Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980; Ананьев Б. Г. Человек как предает познания. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968; Батенин С. С. Человек в его истории. — Л: Изд-во Ленингр .ун-яа", 1976; Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978; Даутов Т. М. Личность как социологическая проблема. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1970; Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. — М.: Политиздат, 1977; Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967; его же. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978; Корнеев М. Я. Личность и общество в условиях научно-технической революции. Критический анализ немарксистских интерпретаций проблемы. — Л.:. Изд-во Ленингр .ун-т а, 1978; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание-. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977; Смирнов Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. — 3-е изд., доп. -М.: Политиздат1980; Тугаринов В. П. Личность и общество. -М.: Мысль, 1965; его же: Философия сознания. — М.: Мысль, 1971; Фролов И. Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. -М.: Политиздат, 1979.
Различные аспекты диссертационной темы нашли отражение в исследованиях актуальных вопросов теории и практики коммунистического воспитания и в целом проблем формирования всесторонне развитой личности, проводимых Е. А. Ануфриевым, Л. М. Архангельским, В. Г. Афанасьевым, А. П. Бутенко, Э. ДЕ .Васиной, Г. Е. Глезерманом, Л Л. Коганом, А. ГЛСовалевым, С Л Досолаповым, А. Н. Красиным, О. В. Ларшнш, Д. Д. Рябовым, Л Л. Соколовым, С. Г. Спасибенко, Е.Ф.Су-лимовым, Ж. Т .Тощенко, А. К. Уледовым, Г. Н. Филоновым, А. Г .Харчевым I и другими авторами. См.: Ануфриев Е. А. Человек — обществу, общество — человеку. -М.: Политиздат, 1975; Архангельский ЛЛ. Социально-этические проблемы теории личности. — М.: Мысль, 1974; Афанасьев’В. Г. Человек в управлении обществом. — М.: Политиздат, 1977; Бутенко АЛ. Социалистический образ жизни и формирование нового человека. -М.: Мысль, 1975; Васина ЭЛ. Социализм и воспитание масс. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973; Глезерман Г. Е. Рождение.. нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. -М.: Политиздат, .1982; Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. -М-: Политиздат, 1983; Красин А. Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. — М.: Высш. школа, 1981; Лармин О .В. Искусство и молодежь: эстетические очерки. — М.: Мол. гвардия, 1980; Рябов Д. Д. Объективные условия и субъективный фактор формирования всесторонне развитой личности. — Вестн.Моек.ун-та. Сер.12, Теория научного коммунизма, 1980, № 5- Развитие социалистического образа жизни в условиях зрелого социализма: Сб.науч.тр.МШИ им. В.ИЛенина /отв.ред.Косолапов С.М./. -М.: МШИ, 1980; Соколов Л Л. Обще.
Органически близки им исследования, посвященные изучению социальных проблем советской молодежи. Заметный вклад в теоретико-методологическую и социологическую разработку всего широкого комплекса проблем молодежи вносят работы Й. В .Бестужева-Лады, В. Н. Боряза, Т Л «Богдановой, Ю •Е.Волкова, С. Н. Иконниковой, В. Т Лисовского, И. М. Слепенкова, В. М. Рамазанова, П. Н. Решетова, В. БЛур-банова и др.^ ственный прогресс и воспитание: методологические проблемы марксистско-ленинской теории воспитания. — Свердловск, 1975; Социалистическая культура и развитие личности: Межвуз.сб.науч.тр. /Редкол.: I .Н.Коган и др./. — Свердловск: Уральск .ун-т, 1982; Спасибенко С. Г. Личность в условиях развитого социализма и методологические проблемы эффективности ее формирования. Автореф. дис. .докт.филос.наук. -М., 1980; Сулимов Е. Ф. Сущность и структура коммунистического воспитания. — Вестн.Моск.ун-та, Сер.12, Теория научного коммунизма, 1979, № 2- Тощенко Ж. Т. Сущность коммунистического воспитания на современном этапе. -В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.12.-М.: Мысль, 1980; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. — М.: Мысль, 1980; Филонов Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. — М.: Педагогика, 1978; Харчев А. Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. — М.: Политиздат, 1977. о.
См.: Бестужев-Лада И.В.и др. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. -М.: Наука, 1978; Боряз В. Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние-, 1973; Богданова Т. П. Молодой рабочий: гражданское и про.
В плане проводимого нами исследования необходимо отметить ряд работ, в которых социальные проблемы молодежи находят отражение в контексте рассмотрения проблем классового воспитания советской молодежи как фактора революционной преемственности поколений. Наиболее выпукло такой подход прослеживается в работах Н. М. Блинова, Ю. В. Еремина, ИЛ. Ильинского, Р. И. Косолапова, А. ВЛялкина, ЮЛ. Окегова, В. АЛеченева, А. АЛоликанова, В. А. Сулемова, В. И. Токфессиональное становление. — Минск: Беларусь, 1981; Волков Ю. Е., Лошкарев Ю. С. Трудовое воспитание молодежи. -М.: Политиздат, 1976; Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-.. психологический анализ. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974; ее же: Социалистический тип молодежи. — В кн.: Пропаганда и молодежь.-М.: Мол. гвардия, 1981; Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости: Об активной жизненной позиции современного молодого человека. Л.: Лениздат, 1982; Лисовский В. Т. Что значит быть современным? — 3-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1983; Макацария Г. В., Лисовский В. Т. Современный студент: Социальные проблемы. обучения и воспитания в высшей школе. — Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1982;.Слепенков ИЛ., Князев Б. М. Молодежь села сегодня. -М.: Мол. гвардия, 1972; Рамазанов В. М. Особенности психологии молодежи. — В сб.: Вопросы теории и методов идеологической работы. — М.: Мысль, 1977; Решетов П. Н. Молодежь: идеология, политика: Социально-критический очерк. -М., Мол. гвардия, 1975; Чурбанов В. Б. «Непризнанные гении»: Социологические заметки о юношестве. -М.: Мол. гвардия, 1977. мань, Г. И. Янаева и других.1.
К настоящему времени некоторые важные общесоциологические и социально-политические аспекты проблемы поколений и воспитания о получили разработку в отдельных публикациях, сборниках, а также.
1 См.: Блинов Н., Ожегов Ю., Шереш Ф. Политическая культура и молодежь. -М.: Мол. гвардия, 1982; Еремин Ю. В. Заговор: Буржуазная идеология и молодежь. — М.: Мол. гвардия, 1978; его же: Юношеский изоляционизм — орудие антикоммунизма. — 2-е изд., доп. — М.: Высш. школа, 1976; Ильинский ИД. ВЛКСМ в политической системе советского общества. -М.: Мол. гвардия, 1981; Косо-лапов Р. И. Социализм. К вопросам теории. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1979; Мяпкин A.B., Ожегов ЮЛ. Классовый, характер коммунистического воспитания молодежи, — Науч. доклады высш.школы. Научный коммунизм, 1983, № 6- Печенев В. АРеволюционная преемственность поколений. — В сб.: Вопросы теории и жизнь. -М.: Правда, 1980; Сулемов В. А. Союз молодых борцов: Теория, исторический опыт и современные проблемы комсомольского строительства. — 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Мол. гвардия, 1982; Токмань В. И, Восхождение к идее: Коммунистическая пропаганда и молодежь. — 2-е изд. -М.: Мол. гвардия, 1975; Янаев Г. И", Поликанов A.A. Возмужание. Вопросы теории и практики современного международного молодежного движения.-М.: Мол. гвардия, 1973. См.: Афанасьева А. И. Исторический процесс и смена поколений. -В кн.: Преемственность поколений как социологическая проблема. — М.: Мысль, 1973; Воловик В. И. Преемственность поколений. -М.: 0-во Знание, 1973; Коган I.H.- Павлов B.C. Молодой рабочий: в кандидатских диссертациях в области исторического материализма" ^ вчера, сегодня. -Свердловск, 1976; Марков B.C. Проблемы социализации молодого поколения. — В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания. — М.: Мол. гвардия, 1978; Момджян A.B. О несостоятельности идеалистических взглядов на взаимоотношения поколений. — В кн.: Социализм и молодежь. — М.: Мол. гвардия,. 1978; Социальный облик рабочей молодежи: По материалам социологических обследований 1936 и 1972 г. г. -М.: Мысль, 1980; Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность.поколений. -, М.: Политиздат, 1976; Теория и практика коммунистического воспитания. — М.- Мысль, 1981; Теория и практика коммунистического воспитания. -М.: Изд-во Моек .ун-та, 1981 и др. См.: Антонов A.A. Взаимоотношения поколений при социализме как социально-философская проблема. Автореф.дис.. канд. фшю с. наук^ - Ростов-на-Дону, 1978; Воловик В. И. Преемственность поколений и прогресс социалистического общества. Автореф.дис.. канд.филос.наук. — М., 1972; Казеннов A.C. Диалектика преемственности поколений н научно-техническом прогрессе. Автореф.дис. .канд.филос.наук. — 1., 1978; Мельникова Н. М. Поколение, как категория исторического материализма. Автореф.дис. .канд.филос.наук. — Саратов, 1980; Оникий А. М. Преемственность политического сознания при смене поколений. Автореф.дис. .канд.филос.наук. — М., 1981; Петров Н. И. Преемственность поколений в трудовой сфере на современном этапе научно-технического прогресса. Автореф.дис. .канд.филос.наук. — Саратов,.1981; Савенков А. И. Преемственность поколений и трудовые династии. Автореф.дис. .канд.филос.наук. — Свердловск, 1978; Шевырногова I.A. Преемственность поколений в поступательном развитии общеи научного коммунизма.^.
Представленные работы свидетельствуют о большом, неослабевающем внимании ученых к проблеме поколений. Однако целый ряд вопросов, связанных с анализом взаимосвязи преемственности поколений и коммунистического воспитания молодежи не стал еще предметом специального рассмотрения в рамках научного коммунизма /исключение в известной мере составляют диссертационные работы В. П. Маслова и Е.В.Сергеева/. Это касается, прежде всего, более углубленной социально-политической характеристики молодежи как объекта и субьекства. Автореф.дис. .канд. филос .наук, ~М., 1981. См.: Боженко Л. Ф. Факторы активизации воспитательной деятельности старших поколений. Автореф.дис.. .канд.филос .наук. -М., 1982; Клепов В. Н. Преемственность поколений рабочего класса. в условиях развитого социализма. Автореф.дис. .канд.филос .наук5−1 — М., 1979; Маслов В. П. Преемственность поколений в. производственном коллективе как проблема коммунистического воспитания. Автореф.дис. .канд.филос .наук', -М., 1982; Паскарь A.A. Закономерности преемственности поколений при социализме. Автореф. дис.. .канд.филос .наук. -М., 1981; Сергеев Е. Ф. Преемственность поколений и проблемы развития личности. в зрелом социалистическом обществе. Автореф.дис. .канд.филос.наук. — Ростов-на-Дону, 1979; Упорова Г. И. Преемственность духовных потребно" стей поколений в условиях социалистического образа жизни. Автореф.дис. .канд.филос .наук. — Л., 1981. та преемственности поколений и коммунистического воспитания, раскрытия содержания социально-революционного опыта старших поколений в его специфическом преломлении к современным задачам классового воспитания молодежи, укрепления и развития революционной преемственной связи поколений общества развитого социализма.
Назревшей потребностью теории и практики коммунистического воспитания является также дальнейшее изучение основных факторов, направлений и средств формирования классового самосознания советской молодежи, в целом формирования у нее высокой политической культуры".
Таким образом, теоретическая и практическая актуальность и значимость проблемы, ее недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.
Основной целью настоящей работы является теоретическое обоснование и анализ социально-политического аспекта взаимосвязи преемственности поколений и коммунистического воспитания советской молодежи, выявление роли социально-революционного опыта старших, поколений как фактора обеспечения социального и идейно-политического единства поколений развитого социалистического общества.
В ходе реализации поставленной цели диссертант стремился решить следующие задачи:. .
— на основесравнительного анализа имеющихся определений уточнить социальные характеристики основных категорий, отражающих взаимосвязь преемственности поколений и воспитания;
— раскрыть место и роль советской молодежи в системе /ряду/ поколений в единстве ее /молодежи/ социальных объектно-субъектных проявлений;
— выявить и проанализировать специфику содержания социалистической преемственности поколений;
— расхить содержание и структуру социально-революционного опыта социалистических поколений и особенности его воздействия на характер классового воспитания советской молодежи, формирование ее классового самосознания;
— определить специфику классового воспитания молодежи, его место и роль как фактора единства и революционной преемственности поколений развитого социалистического общества.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма и, прежде всего, та часть их идейно-теоретического наследия, в которой получили отражение те или иные аспекты преемственности поколений, социально—воспитательного процесса, характеристики молодежи, ее места и роли в обществе.
В своей работе автор руководствовался решениями съездов нашей партии, постановлениями Пленумов ЦК КПСС, другими партийными документами, статьями и выступлениями руководителей партии. и правительства, в которых содержатся принципиально важные для нашего исследования идейно-теоретические установки и положения,.
В диссертации широко представлены и проанализированы труды ведущих советских философов, социологов, психологов, этиков, педагогов, в которых в определенной степени нашла освещение проблематика исследуемой темы, а также материалы статистики, конкретно-социологических исследований, периодической печати.
Научная новизна исследования состоит в дальнейшей разработке теоретико-методологических и социально-политических аспектов преемственности поколений, раскрытия места и роли различных факторов, влияющих на этот процесс. Элементом научной новизны в данном исследовании является сама постановка проблемы, в рамках которой автор предпринимает одну из первых попыток социально-политического анализа взаимосвязи преемственности поколений и коммунистического воспитания советской молодежи. Раскрытие механизма этой взаимосвязи осуществляется на основе подхода к молодежи в единстве ее субъектно-объектных социальных проявлений, то есть как объекта и субъекта преемственности поколений и воспитания. Тем самым преодолевается ограниченность подхода, состоящего в рассмотрении молодежи преимущественно как объекта воспитания и лишь как потенциального носителя активных социальных функций, как «будущего» общества. .
В диссертации формулируется и реализуется подход к расщ>ытию специфики преемственности поколений развитого социализма как особого, нового типа революционной преемственной связи поколений, в основе которой лежит социальное и идейно-политическое единство всех советских людей, их совместная деятельность, направленная на решение задач коммунистического строительства.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее ре-. зультаты могут быть использованы для дальнейшего, более углубленного изучения проблем преемственности поколений и совершенствования содержания и форм идейно-политического воспитания молодежи, формирования ее политической культуры. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы при освещении ряда тем вузовского курса научного коммунизма /" Идеологическая борьба в современном мире", «Социалистический образ жизни», «Всестороннее развитие личности. Коммунистическое воспитание трудящихся» /, а также в качестве научно-методического материала для лекторов и пропагандистов в системе партийного и комсомольского политпросвещения, при составлении комплексных планов коммунистического воспитания молодежи /по разделу «Идейно-политическое воспитание» /.
Ряд выводов исследования может быть применен в практике работы партийных и комсомольских организаций при подготовке и проведении пропагандистских и контрпропагандистских мероприятий.
Основные положения диссертации были апробированы в выступлениях автора на Всесоюзной научно-теоретической конференции «Ленин и молодежь», посвященной 100-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина /Москва, 195Ю г./- на первых уральских социологических чтениях /Ижевск, 1976 г./- на уральской региональной научно-практи-. ческой конференции /Ижевск, 1980 г./- на научно-практической конференции молодых ученых вузов Удмуртской АССР /Ижевск, 1981 г./- на ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Удмуртского государственного университета им.50-летия СССР /Ижевск, 1973;1983 г. г./.
Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседаниях кафедр научного коммунизма Удмуртского государственного университета им.50-летия СССР /декабрь 1983 г./ и Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Ленинградском государственном университете им. А. А. Жданова /декабрь 1983 г./.
Материалы исследования использовались автором при чтении лекций по проблемам коммунистического воспитания на курсах повышения квалификации при Удмуртском 0К КПСС, для слушателей вечернего Университета марксизма-ленинизма при Ижевском ГК КПСС, на республиканских семинарах руководителей партийного и комсомольского политпросвещения, на методологическом семинаре Удмуртского ОК ВЖСМ, в Институте усовершенствования учителей УАССР.
Некоторые выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, были положены в основу рекомендаций методического совета при ОК ВЛКСМ по проведению Ленинского зачета в комсомольских организациях республики. По этим вопросам соискатель неоднократно выступал на страницах газеты «Комсомолец Удмуртии», печатного органа Удмуртского ОК ВЛКСМ • .
По теме диссертационного исследования автором в течение ряда лет читался спецкурс для студентов исторического факультета Удмуртского государственного университета.
Основные выводы и результаты исследования нашли отражение в пяти научных публикациях автора.
Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, изложенных на 165 страницах машинописного текста, и библиографии, состоящей из 221 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящей диссертационной работе проведен социально-политический анализ взаимосвязи преемственности поколений и коммунистического воспитания молодежи в советском обществе.
Необходимость исследования указанной взаимосвязи обусловлена теоретической и практически-политической потребностью общества развитого социализма в более полном использовании социального опыта и традиций старших поколений в укреплении единства и революционной преемственности поколений, в повышении эффективности классового воспитания советской молодежи.
Характер избранной темы предопределил постановку и решение в диссертации двуединой задачи'. С одной стороны, проводится анализ социального содержания основных сопряженных категорий, отражающих процесс преемственности поколений, места в нем революционного опыта поколений, его воспитательного воздействия на молодежь. С другой, исследуется внутренняя структура социально-воспитательного процесса как фактора преемственной связи поколений, в связи с чем раскрывается роль молодежи как объекта и субъекта преемственности поколений и коммунистического воспитания.
В ходе рассмотрения методологических проблем взаимосвязи преемственности поколений и воспитания молодежи в социалистическом обществе в диссертации обращается внимание на необходи-. мость четкого раскрытия философского и социального содержания понятия «преемственность» как ключевого в понимании специфики содержания преемственной связи поколений. Автор, опираясь на диалектико-материалистическую интерпретацию преемственности как одной из важнейших сторон закона отрицания отрицания, подчеркивает, что особенность социальной преемственности /в отличие от «преемственности вообще» / проявляется не столько в осознании необходимости преемственности, сколько в осознанных действиях по освоению и творческому развитию достижений предшествующих поколений. В социалистическом обществе сама проблема преемственности возникает и положительно решается тогда, когда налицо революционное преодоление. предшествующей исторической формы, когда имеет место подлинно новаторское отношение к наследию прошлого. ;
Научный анализ функционирования преемственности поколений в социалистическом обществе невозможен без раскрытия содержания понятий «поколение» и «преемственность^поколений». В работе характеристика этих понятий дана в контексте проведенного автором анализа имеющихся в нашей литературе определений /дефиниций/. При этом подчеркивается необходимость социально-политического подхода, позволяющего более четко обозначить классовый признак как важнейший при характеристике содержания анализируемых понятий /см.гл.1, § I/.
Исследование преемственности поколений закономерно связано с определением места и роли в этом процессе молодежи как поколен-ческой совокупности. Сама специфика включения молодежи в систему поколений требует анализа диалектики объективного и субъективного как в рамках ее непосредственно поколенческого статуса, так и в системе социально-воспитательных отношений общества. Воспитание в социалистическом обществе стало одним из необходимых элементов сознательного, целенаправленного воспроизводства сменяющих друг друга поколений, воспроизводства человека /личности/ социалистического типа. На основе подхода к советской молодежи как достаточно определенной и, вместе с тем, структурно сложной, социально-дифференцированной поколенческой совокупности, в диссертации обосновывается необходимость рассматривать молодежь в динамике ее социального становления и как результат /объект/ воздействия всех общественных отношений и как самостоятельный, активно деятельный социальный субъект. При этом подчеркивается, что сам процесс социального формирования молодежи — процесс многомерный, характеризующийся постепенным накоплением социально-профессиональных качеств, опыта, которые., преломляясь через возрастные особенности, реализуются в действиях. В этой связи в работе>.уделено значительное внимание характеристике взаимосвязи и взаимодействия факторов социальной детерминации поведения молодежи, что потребовало уточнения определений таких понятий как «социализация», «формирование», «воспитание». /См.гл.1, § 2/.
Воспитание как фактор, формирующий личность, выступает в качестве важнейшего канала передачи и усвоения социального опыта. Существует объективная основа взаимосвязи социального опыта и воспитания, которая анализируется в диссертации под углом зрения воздействия революционного опыта старших поколений на процесс коммунистического воспитания советской молодежи. Этот опыт учит не только тому, что и как делать, но и тому, чего не следует делать, помогает находить правильные решение современных проблем. В опыте старших поколений мы видим концентрированное выражение социально-революционной практики строителей социализма, И чем богаче социально-революционный опыт, старших поколений, чем шире он учитывается молодыми, тем более благоприятно его воспитательное воздействиеон служит основой процесса формирования активной жизненной позиции молодежи. Вместе с тем, молодое поколение не может удовлетвориться достигнутым, оно обогащает опыт предыдущих поколений новыми результатами, новым опытом, Коммунистическая партия рассматривает воспитание подрастающего поколения в духе верности революционному делу старших поколений как одну из своих принципиально важных, ключевых задач.
Концентрированным выражением социально-революционного опыта старших поколений выступают революционные традиции, которые в диссертации подвергаются анализу в плане их содержания и форм проявления, задач воспитания молодежи применительно к условиям развитого социалистического общества. При этом акцентируется внимание на том, что на этапе зрелого социализма проблема воспитания на революционных традициях заключается в нахождении способов выражения духа революционности в формах, адекватных современному этапу коммунистического строительства. В этой связи высказывается ряд соображений, направленных на совершенствование форм и методов воспитания молодежи на опыте и традициях старших поколений и в частности в связи с анализом социально-воспитательных проблем наставничества. /См.гл.П, § I/.
Специфика нынешних условий формирования самосознания советской молодежи, такова, что окружающая ее социалистическая реальность, как правило, не дает непосредственно практического участия в классовой борьбе и, следовательно, объективно затрудняет понимание классового характера жизненных явленийПоэтому возникает необходимость при помощи идейно-воспитательной работы компенсировать то, что в полной мере не отражает социальная среда, то есть появляется общественная потребность в усилении классового воспитания всех слоев трудящихся социалистического общества, и прежде всего самой молодежи. Эта потребность усиливается в связи с дальнейшим обострением идеологической борьбы на международной арене.
Анализируя содержание и структуру классового подхода и классового воспитания молодежи в условиях развитого социализма, его особого места в системе коммунистического воспитания, автор делает вывод о необходимости глубже разъяснять молодежи вопрос об отношении между идеалом и действительностью, чрезвычайно актуальный с точки зрения формирования политической культуры личности, разоблачения враждебных идеологических концепций. /См. гл. П, § 2/.
Из сказанного следует, что проблема взаимосвязи преемственности поколений и коммунистического воспитания молодежи в социалистическом обществе может рассматриваться как одна из актуальнейших тем научного исследования, ряд аспектов которой нашел отражение в представленной диссертации. Автор не претендует на исчерпывающее их освещение, понимая, что требуется дальнейшая углубленная комплексная разработка всего широкого спектра исследуемой проблематики, оперативное и эффективное решение ряда пракгических вопросов. В частности назрела необходимость в проведении теоретических и социологических исследований, касающихся разработки системы классового воспитания в условиях реального социализма. Сделанные на их основе рекомендации могли бы быть весьма полезными для практики классового воспитания, для идейно-политической работы партийных и комсомольских организаций. В этом отношении особого внимания требуют к себе вопросы совершенствования организации контрпропаганды, что предполагает более активное изучение особенностей подрывной идеологической деятельности классового противника, механизма ее воздействия на определенные категории молодежи, обобщения имеющегося опыта по формированию ее политической бдительности, эффективности контрпропагандистских мероприятий. Научный анализ и решение этих проблем будет способствовать повышению классового, в целом идейно-политического воспитания советской молодежи.
— ¿-Ьб.
Список литературы
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
- Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115−217.
- Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.194−203.
- Маркс К. Капитал. Т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.5−784.
- Маркс К. Капитал. Т. З. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25, чЛ, с.3−162.
- Маркс К. Письмо Павлу Васильевичу Анненкову, 28 декабря, 1846 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.27, с.401−412.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41−174.
- Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч., 2-е изд., т.2, с.3−230.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544. .
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459'.13- Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал. Соч., 2-е изд., т.6, с.428−459.
- Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Избр.произв.в трех томах, т.1. М.: Политиздат, 1979.
- Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.544−571.
- Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.231−517.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343−628.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23−178.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269−317.
- Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.ооч., т.2, с.505−550.
- Ленин В.И. Внутреннее обозрение. Полн.собр.соч., т.5, с.295−347.
- Ленин.В. И. Что делать? Поли.собр.соч., т.6, с.1−192.
- Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. -Полн.собр.соч., т.6, с.212−235.
- Ленин В.И. Задачи революционной молодежи. Полн.собр.соч., т.7, с.341−356.
- Ленин В.И. Письмо А.А.Богданову и С. И. Гусеву II.II.1905. -Полн.собр.соч., т.9, с.244−248.
- Ленин В. И" Объединительный съезд РСДРП 10−25 апреля /23 апреля 3 мая/ 1906 г. — Полн.собр.соч., т.12, с.355т-371.
- Ленин В.И. Кризис меньшевизма. Полн.собр.соч., т.14, с.149−172″.
- Ленин В.И. Предисловие к русскому переводу брошюры К.Каутского «Движущие силы и перспективы русской революции». -Полн.собр.соч., т.14, с.221−227.
- Ленин В.И. Первоначальный набросок проекта резолюции по вопросу об участии в выборах в Ш-государственную думу. -Полн.собр.соч., т.16, с.474−475.
- Ленин В.И. К оценке русской революции. Полн.собр.соч., т.17, с.37−51.
- Ленин В.И. Юбилейному номеру Полн.собр.соч., т.19, с.305−309.
- Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн.собр.соч., т.21, с.255−262.
- Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. -Полн.собр.соч., т.23, с.40−48.
- Ленин В.И. Проект платформы к 1У съезду социал-демократии Латышского края. Полн.собр.соч., т.23, с.203−211.- 38! Ленин В. И. Рабочий класс и неомальтузианство. Полн.собр. соч., т.23, с.255−257.
- Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.23, с.315−322.
- Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн.собр.соч., т.24, с. ПЗ-150.
- Ленин В .И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн. собр.соч., т.29, с.77−218^42v Ленин В. И. О брошюре Юниуса. Полн. с обр. соч., т.30, с.1−16.
- Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн.собр. соч., т.30, с.17−58.44″. Ленин В. И. Интернационал молодежи /заметка/. Полн.собр. соч., т.30, с.225−229.
- Ленин В.И. Седьмая /апрельская/ Всероссийская конференция РСДРП/б/ 24−29 апреля /7−12 мая/ 1917 г.: Доклад о текущем моменте 24 апреля /7 мая/. Полн.собр.соч., т.31, с .339 453.
- Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с .1−120.
- Ленин В.И. Из дневника публициста. Полн.собр.соч., т.34, с.257−263.
- Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн.собр.соч., т.35, с.195−205.
- Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи советской власти». Полн.собр.соч., т.36, с.127−164.
- Ленин В.И. Очередные задачи советской власти. Полн.собр. соч., т.36, с.165−208.51'. Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению. -28 августа 1918 г. Полн.собр.соч., т.37, с.74−78.
- Ленин В.И. Успехи и трудности советской власти. Полн.собр. соч., т.38, с.39−73.
- Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
- Ленин В.И. На борьбу с топливным кризисом. Полн.собр.соч., т.39, с.305−308.
- Ленин В. И, УШ Всероссийская конференция РКП/б/ 2−4 декабря1919 г. Полн.собр.соч., т.39, о, 339−371.
- Ленин В.И. IX съезд РКП/б/ 29 марта 5 апреля 1920 г. -Полн.собр.соч., т.40, с.233−287=.
- Ленин В.И. Речь на I Всероссийском учредительном съезде горнорабочих. Полн.собр.соч., т.40, с.292−298.58г, Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1−104-,
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
- Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре. -Полн.собр.соч., т.41, с. 462.
- Ленин В.И. УШ Всероссийский.съезд советов 22−29 декабря1920 г. Полн.собр.соч., т.42, с.89−199.ххх
- Всегда в строю! Встреча в ЦК КПСС с ветеранами партии 15 августа 1983 года. — М.: Политиздат, 1983, — 48. с.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1970, т. З- 1972, т.9, —
- Дело всей партии: Материалы Всесоюз.совещ.идеол.работников.
- Москва, 16−17 окт. 197.9. М.: Политиздат, 1980. — 168 с. 65″ К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.- Сборник документов и материалов, — М.: Политиздат, 1970. — 168 с.
- Конституция /Основной закон/ Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт.1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
- Письмо ветеранов партии и труда в ЦК КПСС в связи с 80-летием П съезда РСДРП/б/.- Правда, 1983, 30 июля.
- Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15- июня 1983 года.- М.: Политиздат, 1983.- 80 с.
- Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 года.- Партийная жизнь, 1984, № 6, с.3−12.
- Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- М.: Политиздат, 1983, — 31 с,
- Зимянин М.В. Партия революционного действия: Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном 80-летию П съезда РСДРП.- Вопросы философии, 1983, № 8, с.3−17.ххх
- К.Маркс и Ф. Энгельс о молодежи.- М.: Мол. гвардия, 1972←464с.
- В.И.Ленин о молодежи.- М.: Мол. гвардия, 1970.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и геихолог^личшэсти-М.: Наука,. 1980. 335 с.- 172 ~
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: /Соотношение филос.-методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индявида./- М.: Мысль, 1977. 224 с.
- Активная жизненная позиция борцов за коммунизм: По материалам Всесоюз.науч.-практ.конф.в Баку /25−27 апр, 1979 г./.- М.: Политиздат, 1979. 349 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.
- Андреенкова Н.П. Проблема социализации личности.- В кн.: Социальные исследования. Вып.З. М., 1970, с.38−52.
- Антонов A.A. Взаимоотношения, поколений при социализме как социально-философская проблема: Автореф. дис. .канд.филос. наук.- Ростов-на-Дону, 1978.
- Ануфриев Е.А. Человек обществу, — общество — человеку.-М.: Политиздат, 1975. — 80 с.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы личности.-М.: Мысль, 1974. 221 с.
- Архангельский Л.М. Об исходных категориях теории коммунистического воспитания.- В кн.: Теоретические основы коммунистического воспитания.-Свердловск, 1975, с.3−11.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом.- М.: Политиздат, 1977. 382 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М.: ПЬлитиздат, 1980. 368 с.
- Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений.- В кн.: Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 197.3, с. 17−30.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.:1. Наука, 1969. 294 с.
- Баразгова Е.С., Жеманов О. Н. Критика буржуазных концепций социализации человека.- В кн.: Теоретические основы коммунистического воспитания.-Свердловск, 1975, с.12−23.
- Батенин С.С. Человек в его истории.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 295 с.
- Батищев Г. С. Задачи воспитания нового человека.- В кн.: Ленинизм и диалектика общественного развития. M., 1970.
- Беляева Л.А., Коростелев Г. М. О соотношении понятий «формирование личности», «воспитание» и «социализация». В кн.: Философско-социологические. проблемы формирования личности Свердловск, 1979, С.13−2Г.
- Блинов Н., Ожегов Ю. Шереги Ф. Политическая культура и молодежь. М.: Мол. гвардия, 1982. — 175 с.
- Богданова Т.П. Молодой рабочий: гражданское и профессиональное становление, — Минск: Беларусь, 1981. 142 с.
- Богомолов A.C., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса,— М.: Наука, 1983, 286 с.
- Боженко Л.Ф. Факторы активизации воспитательной деятельности старших поколений. Автореф, дис, .канд.филос, наук. М., 1982.96! Боряз В. Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука. Ленингр. от-ние, 1973. — 155 с.
- Буева Л.П. Личность и ее социальная деятельность. В кн.: Очерки методологии, познания социальных явлений. M., 1970, с.160−213.- ?74
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978. 216 с.
- Бутенко А.П. Социалистический образ жизни и формирование нового человека. М.: 0-во Знание, 1975. — 48 с.
- Васина Э.Л. Социализм и воспитание масс.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 188 с.
- Виноградов В.Г., Гончарук С. И. Законы общества и научное предвидение.- М.:. Политиздат, 1972. 231 с.
- Волков Ю.Е., Лошкарев Ю. С. Трудовое воспитание молодежи.-М.: Политиздат, 1976. 127 с.
- Воловик В.И. Преемственность поколений и прогресс социалистического общества. Автореф. дис. .канд.филос.наук.1. M., 1972.
- Воловик В.И. Преемственность поколений. М.: 0-во Знание, 1973. — 63 с.
- Гилинский Я. И/. Стадии социализации индавида.- В кн.: Человек и общество. Вып.IX. Л. — 1971, с.44−55.
- Глезерман Е.Г. Формирование, воспитание, самовоспитание личности.- Вопросы философии, 1976, № 4, с.27−42.
- Глезерман Г. Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982.- 255 с.
- Даутов Т.М. Личность как социологическая проблема. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1970. — 264 с.
- Дело огромной важности. Молодой коммунист, 1982, Je 5, с.6−17 — № 6, с.30−38.
- Дубинин Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека. Вопросы философии, 1971, № I, с.36−46.- 175
- Ш. Дюнин В., Проскура В. Шагни первым. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1975. — 144. с.
- П2. Еремин Ю. В. Юношеский изоляционизм орудие антикоммунизма. — 2-е изд., доп. — М.: Высш. школа, 1976. — 392 с.
- Еремин Ю.В. Заговор: Буржуазная идеология и молодежь. -М.: Мол. гвардия, 1978. 287 с.
- П4. Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 166 с.
- Иконникова С.Н. Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества, — В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания. M. J 1978, с.3−23.
- Иконникова С.Н. Социалистический тип молодежи, — В кн.: Пропаганда и молодежь .-М.- 1981.
- Иконникова С.Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках: Социологическое исследование.- Л.: Лениздат, 1969. 134 с.
- Иконникова С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. Об активной жизненной позиции современного молодого человека.- Л.: Лениздат, 1982. 174 с.
- Ильинский И, М. ВЛКСМ в политической системе советского общества.- М.: Мол. гвардия, 1981. 239 с.
- Йолов Г, Социальный опыт и формирование личности. В кн.: Идеологический процесс и воспитание личности /перевод с болгарского/.-М., 1980, с.250−293.
- Казеннов A.C. Диалектика преемственности поколений в научно-техническом прогрессе: Дисс. .канд.филос.наук. Л., 1978.- 176 с.- 176
- Каирян В.М. Преемственность в развитии культуры в условиях социализма. М.: Наука, 1971. — 212 с.
- Кёмеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
- Клепов В.Н. Наставничество опора партии и комсомола в Воспитании достойной смены рабочего класса. — В кн.: Позывные истории. Вып.УТ.- М., 1978, с.169−183.
- Клепов В.Н. Преемственность поколений рабочего класса в условиях развитого социализма. Авторе®.дис. .канд.филос. наук. М., 1979.
- Клепов В.Н., Новосельцева В. А. Наставничество как социальный институт преемственности поколений. В кн.: Наставники рабочей молодежи: Опыт и проблемы развития наставничества. М., 1979, с.160−171.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256 с.
- Коган Л.Н. Понятие «поколение» в теории научного коммунизма. Научный коммунизм, 1974, № 5, с.70−77.
- Коган Л.Н., Павлов Б. С. Молодой рабочий: вчера, сегодня: Опыт ист.-социол.исследования образа жизни молодых рабочих 30-х и 70-х годов. На материалах Урала. Свердловск: Сред.-Уральск.кн.изд-во, 1976. — 175 с.
- Коммунист, I976-I980: Сборник.- М.: Правда, 1980, 671 с.
- Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М. — Соцэкгиз, 1959. — 403 с.
- Кон И, С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
- Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе.- Социологические исследования, 1978, № 3, с.76−86.- 177
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.135″. Кон И. О. Понятие поколения в современном обществоведении,-В кн.: Актуальные, проблемы этнографии и современная буржуазная наука.-I., 1979, с.209−228-.
- Корнеев М.Я. Личность и общество в условиях научно-технической революции. Критический анализ немарксистских интерпретаций проблемы.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 120 с.
- Косолапов Р.И. Социализм. К. вопросам теории. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1979. — 598 с.
- Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. М.: Высш. школа, 1981, — 176 с.
- Критика буржуазных, теорий, молодежи /В.Фридрих, В. Гайер, П. Фос и др./. Пер. с нем.Г. С. Черновой, общ.ред.и предисл. Б. К. Лисина. М.: Прогресс, 1982. — 335 с.
- Г40. Лармин О. В. Искусство и молодежь: эстетические очерки. -М.: Мол. гвардия, 1980. 191 с.
- Лебедев П.Н. Социализация.индивида и воспроизводство общества.- В" кн.: Человек и общество. Вып.П.-Л., 1971, с.56−86.
- Ленинские принципы и методы партийного руководства.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Политиздат, 1983. 336 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.-М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лисовский В.Т. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи /По материалам социологических исследований/. М.: Мол. гвардия, 1969.- 20 В с.
- Лисовский В.Т. Что значит быть современным? 3-е изд., — 178доп. M: Политиздат, 1983. — 222 с.
- Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания.-Избр.педагог.соч. в 2-х.томах. T.I. М.: Педагогика, 1978. с.261−281.
- Макацария Г. В., Лисовский В. Т. Современный студент: Социал. пробл. обучения и воспитания в высш. шк!- Тбилиси: Изд-во1. Тбил. ун-та, 1982. 367 с.
- Марков B.C. Проблемы социализации: молодого поколения. В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания.-М., 1978, с.24−44.
- Марксистско-ленинская теория народонаселения /Под ред. Валентея Д. И* 2-е изд., перераб. — М.: Мысль, 1974.- 415 с.
- Маслов В.П. Преемственность поколений в производственном коллективе как проблема коммунистического воспитания. Ав-тореф. дис. .канд.филос.наук. M., 1982.
- Мельникова Н.М. Поколения как, общесоциологическая теория.- Философские науки, 1974, JS 3, с.59−66.
- Мельникова Н.М. Поколение как категория исторического материализма. Автореф.дис. .канд.филосонаук.- Саратов, 1980.
- Микульский К.И. Опыт строительства нового общества коллективное достояние.- М.: Международные отношения, 1983.- 207 с.
- Молодежь, НГР, капитализм: /Сб.статей/ /Пробл.н.-и.лаб.ком. воспитания молодежи — Под ред. Лармина О. В., Липицкого В.С./г М.: Изд-во Моск. ун-та, 197.9. 288 с.
- Момджян A.B. О несостоятельности идеалистических взглядов- 179 на взаимоотношение поколений. В кн.: Социализм и молодежь.-М., 1978, с.245−248.
- Момов Васил. Человек. Мораль. Воспитание.- М.: Прогресс, Г975. 163 с.
- Мялкин A.B., Ожегов Ю. П. Классовый характер коммунистического воспитания, молодежи. Научный коммунизм, 1983, № 6, с.61−69.
- Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты,— Л.: Лениздат, 1972. 296 с.
- Оникий А. М, Преемственность политического сознания при смене поколений. Автореф. дис. .канд.филос.наук. M., 1981.
- Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность: Социал. -психол.пробл. М.: Политиздат, 1978. — 240 с.
- Паскарь A.A. Закономерности преемственности поколений при социализме. Автореф.дис. ,.канд.филос.наук.- M., 1981.
- Петров Н.И. Преемственность поколений в трудовой сферена современном этапе научно-технического прогресса. Автореф.дис. .канд.филос.наук.- Саратов, 1981.
- Петров Н.И. Преемственность поколений рабочего класса в сфере труда. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. — 59 с.
- Петухов H.H. Общие основы теории коммунистического воспитания: Учеб.пособие. Ч.1.- Л.: Ленингр.гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена, 1975. 131: с.
- Печенев В.А. Революционное, единство поколений. Проблемы мира и социализма, 1974., № 3, с.44−49.
- Печенев В. А, Революционная преемственность поколений. В кн.: Вопросы теории и жизнь.-М., 1980, с.331−340.
- Печенев В. Социализм: связь идеала с реальностью. Правда, 1983, 25 ноября.
- Плахов В.Д. В.И.Ленин о развитии революционной традиции /опыт структурного анализа/. В кн.: Ленинская теория социалистической революции и современность. Проблемы научного коммунизма, вып.4.-Л., 1970, с.98−106.
- Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт филос.-социол.исслед. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
- Полякова Д.И. В.И.Ленин о значении революционных, традиций в воспитании молодежи. В кн.:. Позывные истории.-М., 1928, с.25−49.
- Проблемы коммунистического воспитания и социалистической культуры: Материалы всесоюз.науч.-теорет.конф. «ХХУ съезд КПСС и развитие марксистско-ленинской теории.» /4−6 окт. 1976 г. Москва/. М.: Политиздат, 1977. — 272 с.
- Прогнозирование социальных потребностей молодежи: Опыт социол.исслед. /Под ред. Бестужева-Лады И.В., Орлова Ю. М. и др. М.: Наука, 1978. — 207 с.
- Раглазанов В.М. Особенности психологии молодежи. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.8. М., 1977, с.188−198.
- Решетов П.Н. Молодежь: идеология, политика: Социально-критический очерк.- М.: Мол. гвардия, 1975. 192 с.
- Рубанов В.Т. Социальная преемственность как закономерность общественного развития.- В кн.: Проблемы познания и моделирования социальных явлений. Томск, 1979, с. 40−48.
- Руткевич М.Н. Социально-профессиональная ориентация молодежи в условиях развитого социалистического общества.- Философские науки, 1977, № I, с.25−33.
- Руткевич А'.М. Социальная философия мадридской школы.- М.: И, зд-во Моск. ун-та, 1981. 176 с.
- Рябов Д.Д. Объективные условия и субъективный фактор формирования всесторонне развитой личности.- Вестн.Моск.унта. Сер.12. Теория научного коммунизма, 1980, № 5, с.29−34.
- Савенков А.И. Преемственность поколений и трудовые династии. Автореф. дис. .канд.филос.наук.- Свердловск, 1978.
- Савенков А.И. Преемственность поколений и процесс формирования личности.- В кн.: Философско-социологические проблемы формирования личности. Свердловск, 1979, с.148−161.
- Сергеев Е.Ф. Преемственность поколений и проблемы развития личности в зрелом социалистическом обществе. Автореф.дис.канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1979.
- Слепенков И.М., Князев Б. М. Молодежь села сегодня.- М.: Мол. гвардия, 1972. 207 с.
- Слесарев Г. А. Демографические процессы и социальная струк- 182 тура социалистического общества.- М.: Наука, 1978. 222 с.
- Смирнов Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980. — 463 с.
- Соколов В.М. Нравственный: мир советского человека. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника.-М.: Политиздат, Г981. 279 с.
- Соколов Л.П. Общественный прогресс и воспитание: Методологические проблемы марксистско-ленинской теории воспитания.- Свердловск: йзд-во Свердл.пед.ин-та, Г975. 264 с.
- Социалистическая культура и развитие личности: Межвуз.сб. науч.тр. /Редкол.: Л. Н. Коган и др./. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1982 152 с.
- Социальная активность молодежи и коммунисты. Науч.-теор. конф.6−8 мая 1974. г. Прага.- Проблемы мира и социализма, 1974, te 7, с.33−39.
- Социально-экономические проблемы развитого социалистического общества: Межвуз.темат.сб. /Калинин.гос.ун-т — Редкол.: В. И-.Чекалин /отв.ред./ и др./. Калинин: КГУ, 1979. — 88 с.
- Социальный облик рабочей молодежи: По материалам социол. обследований 1936 и 1972 г. г. М.: Мысль, 1980. — 301 с.
- Спасибенко С.Т. Личность в условиях развитого социализмаи методологические проблемы эффективности ее формирования. Автореф.дис. .д-ра филос.наук.- М., 1980.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М.: Политиздат, 1976. 216 с.
- Сухомлинский В.А.О воспитании. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979. — 270 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
- Теория и практика коммунистического воспитания /Под ред. М. М. Лисенкова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 161 с.20Г. Теория и практика коммунистического воспитания. /Под ред. Ж. Т. Тощенко и др. М.: Мысль, 1980. — 367 с,
- Токмань В. И. Восхождение к. идее: Коммунистическая пропаганда и молодежь. 2е изд. — М.: Мол. гвардия, 1975.- 223 с.
- Тощенко Ж.Т. Сущность коммунистического воспитания на современном этапе.- В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.12. М., 1980, с.23−40.
- Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965.- 191 с.
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 124 с.
- Тугаринов В.П. Философия сознания.- М.: Мысль, 1971.- 199 с.
- Уледов А.К. О методологических и теоретических вопросах теории коммунистического воспитания.- Вестн.Моск.ун-та. Сер.13. Теория научного коммунизма, 1973, № 6, с.8−15.
- Уледов А. К. Духовная жизнь общества: Пробл. методологии- 184 исслед. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
- Упорова Г. И. Преемственность духовных потребностей поколений в условиях социалистического образа жизни. Автореф.дис. .канд.филос.наук.- Л., 1981.
- Фролов Й.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения, — М.: Политиздат, 1979. 336 с.
- Харин Ю.А. Диалектика социального отрицания. Минск: Из-во Белорус. ун-та, 1972. — 277 с.
- Харчев А. Школа воспитывающая.- Коммунист, 1984, № 3, с.46−57.
- Харчев А.Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание.- М.: Политиздат, 1977. 143 с,
- Харчев А.Г.,. Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы: /социально-демографическое исследование/. М.: Статистика, 1978. — 223 с.
- Человек и научно-технический прогресс в современную эпоху: Социально-философские проблемы.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. 152 с.
- Чурбанов В.Б. «Непризнанные гении»: Социологические заметки о юношестве.- М.: Мол. гвардия, Г977. 175 с.
- Шевырногова Л.А. Преемственность поколений в поступатель- 185 ном развитии общества. Автореф.дис. .канд.филос.наук,-М., 1981.
- Шевырногова Л. А. Преемственность поколений в поступательном развитии общества, — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1983. НО с.
- Янаев Г. И., Поликанов A.A. Возмужание. Вопросы теории и практики соврем.междунар.молодежного движения. М.: Мол. гвардия, 1973. — 208 с.