Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Отображение предметно-чувственного мира в журналистских произведениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако есть и еще одно обстоятельство, которое делает наш исследовательский замысел актуальным. Исключительно важно рассмотреть мультимедийные материалы как новый продукт журналистской деятельности. Произведения конвергентных редакций часто сравнивают с набором разрозненных элементов, представляют их неким «лоскутным» образованием, объединенным лишь интернет-пространством, что в корне неверно… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МНОГООБРАЗИЕ ПРЕДМЕТНО-ЧУВСТВЕННОГО МИРА В ОТОБРАЖЕНИИ ПЕЧАТНЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕКСТОВ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Многообразие предметно-чувственного мира и особенности его восприятия человеком
    • 1. 2. Способы передачи «многозвучия» действительности в печатных СМИ
    • 1. 3. Мультимедиа как феномен. Дефиниции и характеристики мультимедийных продуктов
    • 1. 4. Проявление идеи мультимедийности в культуре, истории коммуникации и философии
    • 1. 5. Мультимедийный контент в журналистике как инструмент передачи многообразия предметно-чувственного мира
  • 2. СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ МНОГООБРАЗИЯ ПРЕДМЕТНО-ЧУВСТВЕННОГО МИРА В ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТАХ
    • 2. 1. Использование образных ресурсов языка при передаче предметно-чувственной картины мира (на примере журнала «Русский репортер»)
    • 2. 2. Документализм как основа воспроизведения предметно-чувственной действительности в печатном журналистском тексте (на примере журнала «Русский Newsweek»)
    • 2. 3. Мультимедийная история «РИА новости»: многогранный рассказ о реальности
    • 2. 4. Мультимедийный контент «Нью-Йорк Тайме» как эталон интеграции различных выразительных средств

Отображение предметно-чувственного мира в журналистских произведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современной журналистике особую остроту приобретает проблема дисбаланса в использовании первичных и вторичных источников информации при создании продуктов, направляемых в каналы массовой коммуникации. Это связано с широким распространением интернета. Он открыл журналистам доступ к огромному массиву информации. Однако у работников СМИ возникает иллюзия осведомлённости в новых данных о происходящих событиях, тогда как реально в интернете сосредоточены в основном источники вторичной информации. В силу этого процесс получения сведений из первичных источников подменяется переработкой вторичной информации. Такой феномен в теории и практике уже получил название «копипаста"1.

Что может противостоять наметившейся тенденции? В многолетней практике журналистики есть ответ на этот вопрос: новые, эксклюзивные данные о том, что совершается в мире, журналисту может дать его непосредственный контакт с действительностью. Достигается такой контакт с помощью специальных методов журналистской деятельности, в частности, — метода наблюдения. Наблюдение позволяет получить новые данные о действительности, используя такие её свойства, как многообразие предметно-чувственного мира и способность показывать, что объекты реального мира взаимодействуют друг с другом, сообщая о себе информацию по разным каналам, с помощью разных сигналов. Журналист способен воспринимать эту разнородную информацию, поскольку, как и любой человек, он обладает мультисенсорностью.

1 Копипаст (англ. copy-paste — скопировать-вставить) — создание контента путем копирования из открытых источников, дублирование чужих текстов. (Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. — М.: Аспект Пресс, 2010. — С. 342). восприятия. Выезжая на место события, корреспондент лично знакомится с происходящим, беседует с участниками той или иной истории, с очевидцами, черпает сведения из предметно-вещественной среды, всматриваясь и вслушиваясь в неё. Таким образом он добывает эксклюзивные фактические данные и, осмысливая их, вырабатывает новое знание оперативного назначения.

К сожалению, сегодня в СМИ всё реже появляются материалы, авторы которых, получая информацию, опираются на метод наблюдения и широко используют его результаты в тексте. Это означает, что непосредственный контакт с действительностью как средство нейтрализации неблагоприятной тенденции, о которой шла речь выше, задействован в профессиональной практике слабо, что превращается в серьёзную помеху для реализации предназначения журналистики. В связи с этим наука о журналистике оказывается перед необходимостью проявить значение непосредственного контакта журналиста с действительностью, показать возможности метода наблюдения как средства постижения многообразия предметно-чувственного мира и тем самым помочь решению проблемы дисбаланса между первичными и вторичными источниками информации. Этим, прежде всего, и определяется актуальность темы данного исследования.

Однако есть и еще одно обстоятельство, которое делает наш исследовательский замысел актуальным. Исключительно важно рассмотреть мультимедийные материалы как новый продукт журналистской деятельности. Произведения конвергентных редакций часто сравнивают с набором разрозненных элементов, представляют их неким «лоскутным» образованием, объединенным лишь интернет-пространством, что в корне неверно. Особое значение приобретают культурологический и психологический подходы к изучению мультимедиатекстов, так как благодаря использованию междисциплинарного инструментария они позволяют сконцентрировать исследовательское внимание на многогранности мультимедиа как феномена. Тема диссертационного исследования «Отображение предметно-чувственного мира в журналистских произведениях: от печати до мультимедиа» дает возможность отчетливо увидеть некую преемственность в использовании инструментария для воспроизведения многозвучия реальности в традиционных печатных и современных мультимедийных текстах. При этом автор работы рассматривает мультимедийность в широком культурологическом контексте, фиксируя истоки мультимедиа в разных феноменах.

Степень разработанности проблемы.

Проблема дисбаланса в использовании современными журналистами первичных и вторичных источников информации сегодня только осознаётся, равно как и значение непосредственного контакта журналиста с действительностью в качестве средства ее разрешения. В то же время разные аспекты многообразия окружающей нас объективной действительности, лежащие в основе нашего подхода к постижению значения непосредственного контакта, многократно отражены в трудах философов, психологов, физиков, семиологов, информатиков и т. д. Однако сразу следует отметить, что в различных областях науки одни и те же явления часто рассматривают под разным углом зрения, используя несовместимый терминологический аппарат. В философии встречается такое понятие, как картина мира. Термин был введен в работе немецкого ученого М. Вебера, а потом стал использоваться и в физике. Разработке этого понятия способствовали философы Э. Хайдеггер, Л. Витгенштейн, М. Гуссерль. Оно обрело широкий смысл. За словами «картина мира» встаёт не только образ физической многомерности реальности, но и целостное представление человечества об устройстве вселенной.

Известный российский психолог А. Н. Леонтьев для обозначения похожего смысла использует другой термин. В своих трудах ученый разрабатывает понятие «образ мира», который рассматривается в контексте теории восприятия. В физике и естественных науках о многообразии материальной реальности писали многие ученые, начиная с древности (атомизм Демокрита) и заканчивая современной теорией относительности А. Эйнштейна. Гетерогенность физической реальности отмечали как западные, так и российские семиологи (Р. Барт, М.Ю. Лотман). Можно сказать, что представление о разнородности материи, предстающей в многообразии форм, поверхностей, звуков, цветов, вкусов и т. д., стало общепринятым.

В то же время в науке практически нет трудов, в которых рассматривалось бы отображение многообразия предметно-чувственной оболочки действительности с точки зрения теории коммуникации и журналистики.

Что касается изучения мультимедийное&trade-, то до сих пор большинство попыток научного рассмотрения мультимедиа сводились к анализу технических параметров мультимедийных продуктов (А. Чэпмен, Д. Нилсен, Т. Воган, Т. Сэведж, К. Вогель, Дж. Даулинг и др.), в то время как теоретическое осмысление феномена с его содержательной стороны оставалось на заднем плане. Только в последние несколько лет в западной и российской литературе стали появляться работы, рассматривающие теоретические проблемы мультимедийности (Р. Бернетт, Р. Пэкер, К. Джордан, А. Шлыкова, A.B. Крапивенко). Есть пласт литературы, посвященный психологическим особенностям восприятия мультимедийности (Р. Мейер, Р. Морено, А. Паивио, А. Сатклиф). Нельзя сказать, что он дает исчерпывающее представление о психологическом аспекте новых многогранных продуктов, но всё-таки позволяет получить ответы на многие вопросы, которые были бы интересны и журналистам как создателям информационной продукции. Тем более, что в теории журналистики практически нет научных трудов, которые бы анализировали мультимедийный текст с точки зрения его потенциала как специфического журналистского контента. Не предпринималось и сравнения новых мультимедийных приемов со старыми журналистскими техниками. А такое сравнение, на наш взгляд, позволяет проникнуть в суть мультимедийности и рассмотреть процесс развития средств массовой информации и журналистики как некое поступательное движение, где давно существующие идеи в связи с развитием техники получают новое воплощение.

Научная новизна предлагаемой диссертации определяется тем, что в ней делается попытка показать это поступательное движение, выявив особенности воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира, характерные для журналистских произведений новых медиа и печатных СМИ. Здесь сравниваются с этой точки зрения сосуществующие сегодня медийные продукты, которые зародились в журналистике в разное время. Эти два типа медиатекстовмультимедийные публикации и материалы печатных СМИ сопоставляются на основе оригинальной методики, позволяющей увидеть и осмыслить точки пересечения между ними. При этом мультимедийные произведения впервые рассматриваются с точки зрения журналистского творчества, что даёт возможность обратить внимание на некоторые их уникальные характеристики.

Таким образом, объектом данного диссертационного исследования является медиатекст в двух своих вариантах, отображающих многообразие предметно-чувственного мира: материалы традиционных печатных изданий с репортажными компонентами и мультимедийные материалы СМИ. Предметом нашего исследования стали средства воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира в мультимедийных и традиционных печатных медиатекстах1.

Основная цель работы — выявить, как достигается воспроизведение многообразия предметно-чувственного мира в материалах печатных СМИ и в мультимедийных материалахустановить роль в этом процессе непосредственного контакта автора с действительностьюопределить общие и особенные черты, характерные для воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира в данных типах медиатекста.

Для достижения этой цели оказалось необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать объективные предпосылки и факторы, определившие воспроизведение многообразия предметно-чувственного мира в журналистских произведениях;

2) выявить особенности репортажного письма как техники воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира в печатных журналистских текстах;

3) рассмотреть феномен мультимедиа в журналистике и выявить его особенности как техники воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира в мультимедийных текстах;

4) определить, какие выразительные средства используются при передаче предметно-чувственного мира в реальной практике журналистов печатных изданий и журналистов новых медиа;

5) рассмотреть эффекты, которые достигаются при отображении предметно-чувственного мира в журналистских текстах;

6) охарактеризовать значение непосредственных контактов журналиста с действительностью в процессе творчества;

1 Уточним, что в нашем исследовании понятие медиатекст используется в своем узком значении. Под медиатекстом мы имеем в виду не все произведения, циркулирующие в СМИ (широкое значение), а только те, которые являются продуктом журналистской деятельности.

7) раскрыть потенциал мультимедийных продуктов для современной журналистики.

Теоретико-методологическая база исследования Теоретическая база исследования сложилась в процессе изучения трудов российских и зарубежных ученых по истории коммуникации, теории и технологии журналистики, культурологии, психологии и филологии. Это было обусловлено междисциплинарным характером диссертации. При выработке исследовательского аппарата анализировались работы Е. Л. Вартановой, Я. Н. Засурского, И. И. Засурского, Л. М. Земляновой, М. Н. Кима, Г. В. Лазутиной, Е. И. Пронина, Е. Е. Прониной, Г. Я. Солганика, А. А. Тертычного, М. И. Шостак.1 Исследования этих авторов позволили сопоставить основные характеристики журналистских медиатекстов, уяснить жанровые.

1 Вартанова ЕЛ. Теория СМИ: актуальные вопросы. — М.: МедиаМир, 2009; Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект пресс, 2003; Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. — М.: Изд-во МГУ, 1999. Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ. // Национальные модели информационного общества. — М.: Икар, 2004; Засурский Я. Н. Колонка редактора: Журналистика и вызовы XXI века. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2009, № 5- Засурский ЯН СМИ вступают в эпоху мобильной коммуникации. // К мобильному обществу: утопии и реальность. — М.: Изд-во МГУ, 2009; Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализируеющейся коммуникативистики. — М.: Изд-во МГУ, 2010; Землянова Л. М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. -М.: МедиаМир, 2012; Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. Изд-во Моск. ун-та, 1999; Землянова Л. М. Медиаэкологические проблемы информационного общества (концепции зарубежных коммуникативистов). // К мобильному обществу: утопии и реальность. / Под редакцией Я. Н. Засурского. — М.: Изд-во МГУ, 2009; Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005; Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001; Лазутина Г. В Основы творческой деятельности журналиста. — М.: .Аспект пресс, 2004; ЛазутинаГ.В., Pacnonoea С. С. Жанры журналистского творчества. — М.: Аспект пресс, 2012; Пронина Е. Е. Психология журналистского творчестваМ.: КДУ, 2006. Пронин Е. И., Пронина Е. Е. Experimenten crucis, или Начала и перспектива медиапсихологии //Человек как субъект и объект медиапсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 2011; СолганикГ.Я. Стилистика текста. -М.: Флинта: Наука, 2009; Солганик Г. Я. Стиль репортажа — М.: Изд-во МГУ, 1970;Тертычный A.A. Жанры периодической печати — М.: Аспект пресс, 2002; Шостак М. И. Журналист и его произведение. -М.: Гендальф, 1998; Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. -М.: РИП-холдинг, 2001. J особенности произведений, а также понять те трансформации, которые произошли в сфере коммуникации и журналистики в XX и XXI веке.

Концепция мультимедийное&tradeи конвергенции сложилась на основе работ Д. Чэпмана, Р. Пэкера, К. Джордана, С. Куина, В. Филака, Т. Флу 1. При рассмотрении проблем конвергенции и мультимедиа учитывались также научные изыскания российских ученых E.JI. Вартановой, Я. Н. Засурского, И. И. Засурского, М. М. Лукиной, О. В. Шлыковой, A.B. Крапивенко. При изучении особенностей функционирования СМИ, специфических черт средств массовой информации использовались труды известных западных исследователей «2 масс-медиа М. Маклюэна, М. Кастельса, Э. Тоффлера, В. Митчела .

Психологический аспект взаимодействия аудитории и СМИ анализируется в диссертации на основе разработок российских исследователей в области психосемантики, когнитивной теории и теории восприятия (А.Н. Гусев, Л. С. Выготский, А. Е. Кибрик, A.A. Леонтьев,.

А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко)4. Для раскрытия понятия «медиатекст» и понимания его современного наполнения использовались труды Т.Г.

1 Chapman N. Chapman J. Digital multimedia, 2009; Packer, R., Jordan, K. Multimedia: From Wagner to Virtual Reality, 2001; Filak V., Quinn S. Convergent Journalism. 2007; Flew T. New Media: An Introduction. 2008.

2 Вартанова E.JI. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. — М.: Аспект пресс, 2010; Лукина М. М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры, типы//Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика-2001, № 6- Шлыкова О. В. Культура мультимедиа. — М.: Фаир пресс, 2004; Крапивенко А. В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. — М.: БИНОМ, 2004.

3 Маклюэн М. Галактика Гутенберга. — М.: Академический проект, 2005; Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека /Пер с англ.- М.: Кучково поле, 2007; McLuhan М., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. 2005; Кастелъс M. Галактика Интернет / Пер. с англ. — Екатеринбург.: У-Фактория, 2004; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. -М.: ГУ ВШЭ, 2000; ТоффлерЭ. Третья волна. -М.: ACT, 1999; ТоффлерЭ. Шок будущего. — М.: ACT., 2002; Mitchell W.J.T. What do pictures want? Chicago, 2005.

4 Гусев А. Н. Ощущение и восприятие // Общая психология в 7 т. — М.: Академия, 2009. — Т. 2. — 2009; Выготский Л. С. Мышление и речь: сборник. — М.: ACT, 2011; Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 2008; Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. — М.: Смысл, 2008; Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 2008; Петренко В. Ф. Основы психосемантики. -М.: ЭКСМО, 2010.

Добросклонской, С. И. Сметаниной1, а также западных исследователей (Т. ван Дейка, А. Белла, М. Монтгомери) 2. Рассмотрение коммуникационных характеристик медиатекстов дается с опорой на научные статьи и пособия западных учёных — Р. Мейера, Р. Морено, А. Паивио, А. Сатклифа3.

Методы исследования.

Методика исследования в целом определялась принципами системного подхода и базировалась на комплексном сравнительном анализе научных концепций, научных фактов, исторических данных.

Для изучения печатных материалов применялся. традиционный профессиональный анализ текста, который предполагает рассмотрение идейно-тематических и структурно-композиционных особенностей произведения, в том числе — выразительных средств, с помощью которых воспроизводятся в пределах одной знаковой системы визуальные, звуковые, тактильные и иные впечатления автора и, тем самым, передается многообразие предметно-чувственного мира.

Анализируя мультимедийные произведения, мы применяли комплексный анализ. Каждый журналистский материал рассматривался с точки зрения темы, которую он затрагивает, жанра, композиционного построения, особенностей расположения элементов на веб-странице, смыслового содержания каждой из частей истории. Второй этап.

1 Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. — М.: УРСС Эдиториал, 2005; Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. -М.: Наука., 2010; Добросклонская Т. Г. Язык средств массовой информации. — М.: КДУ, 2012; Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры. — М.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

2 Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. -М. ¡-Прогресс, 1989; Bell A. The language of news media. Blachwell, 1991; Montgomery M. An introduction to language and society. London: OUP, 1992.

3 Moreno, R., & Mayer, R. (1999). «Cognitive principles of multimedia learning: The role of modality and contiguity». Journal of Educational Psychology 91: 358−368- Mayer R. E. Multimedia learning. New York: Cambridge University Press. 2001; Paivio A. Mental representations: A dual coding approach. Oxford, 1986. исследования предполагал выявление того, как передается многообразие предметно-чувственного мира.

Эмпирическая база исследования.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили медиатексты из печатных изданий и мультимедийные материалы, опубликованные на сайтах СМИ. Анализировались публикации из двух еженедельных журналов — «Русского Репортера» и «Русского Newsweek». Выбор был мотивирован тем, что на страницах этих изданий часто появлялись и появляются материалы, выполненные с использованием репортажного письма. Кроме того, журналы представляют собой две параллельно существующие традиции в современной журналистикероссийскую и западную. В подборку вошли по 10 публикаций разных жанров, вышедших в свет на страницах рассматриваемых еженедельников в 2010;2012 гг.

В выборку мультимедиатектов попали 10 материалов из двух СМИ — информационного агентства «РИА новости» (5 материалов) и американской газеты «Нью-Йорк Тайме» (5 материалов). Такой выбор обусловлен несколькими причинами. В нашем исследовании мы хотели отобразить тот факт, что мультимедийность может использоваться на разных медийных площадках. Применение мультимедийных средств не привязано к одному типу СМИ. Включение же в исследуемую выборку жураналистских произведений из зарубежного средства массовой информации обусловлено тем, что в российской современной практике мультимедийные форматы ещё не получили широкого распространения.

Общее количество материалов объясняется задачами нашего исследования, которое подразумевало скрупулёзное рассмотрение ткани текстов с целью выявить интересующую нас закономерность их создания.

Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что между репортажным письмом как техникой, используемой в традиционных журналистских жанрах, и мультимедийностью как качеством текстов новых медиа есть определенная связь: и то, и другое служит отображению многообразия предметно-чувственного мира, проявляющегося как полифония действительности — её объективное свойство излучать информацию, доступную разным каналам восприятия. Именно это делает обстоятельством первостепенной важности непосредственный контакт журналиста с действительностью. Рассматривая мультимедийные произведения в таком контексте, мы подчеркиваем, что последние, безусловно, являются продуктом журналистского творчества, хотя имеют особую форму и используют новые выразительные средства.

Основные положения, выносимые на защиту:

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Анализ эмпирических материалов из конвергентных и печатных СМИ дает нам основание прийти к следующим выводам:

1.Рассмотренные медиатексты обоих типов отображают сенсорные впечатления, но — по-разному. В печатных материалах полифоничность сообщается тексту через слово. Поэтому для создания более точных картин журналисты применяют выразительные ресурсы естественного языка, то есть используют разнообразные тропы. В мультимедийных текстах передача полифонии осуществляется за счет вспомогательных средств — видеороликов, фото, аудио и т. д. Однако важно отметить, что в большинстве случаев полифоничным был и вербальный текст, который входил в структуру мультимедийных произведений. То есть характер выразительных средств в печатных и мультимедийных СМИ отличался, но был направлен на одну и ту же задачу — передачу наглядной стороны действительности.

2. В обоих типах произведений предметно-вещественная среда, а также наглядные факты играли большую роль. Журналисты работали через деталь и вводили сенсорную информацию с определенной целью.

3. Были зафиксированы случаи, когда необоснованное введение наглядных картин нарушало структуру материала, вызывало логические сбои и мешало восприятию основной мысли текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе диссертационного исследования нам удалось прийти к следующим выводам.

Многообразие предметно-чувственного мира является его объективным свойством. Несмотря на то, что это обстоятельство отмечалось многими учеными из разных сфер, до сих пор не было четкой характеристики проявления данного свойства. Мы посчитали целесообразным ввести для этой цели термин «полифония действительности», который может использоваться в теории коммуникации и журналистике.

Многообразие предметно-чувственного мира, которую мы рассматриваем как данность, сказалась и на способах восприятия человеком окружающей среды. В процессе эволюции у него выработался особый сенсорный аппарат, дающий возможность почувствовать полифонию действительности. То есть у людей появилась так называемая мультимодальность восприятия — способность получать разнородные сигналы из окружающего мира с помощью всех органов чувств.

Полифония действительности и мультимодальность восприятия являются объективными предпосылками формирования в рамках журналистики таких техник, как репортажное письмо и мультимедийность. Дело в том, что журналистика имеет дело с информацией и создает определенный образ реальности в сознании человека. Чем точнее этот образ, тем лучше журналистика выполняет свою главную функцию — информационную. Поэтому не удивительно, что журналисты часто стараются создать некий отпечаток реальности в своих произведениях и обращаются к разным техникам для достижения этой цели, используют для этого разные каналы информации и разные выразительные средства.

Репортажное письмо в печатной журналистике имеет ряд особенностей. Как мы и предполагали в первой главе диссертационного исследования, это особая техника создания материалов, которая накладывает свой отпечаток на все стадии процесса создания журналистского произведения. Включение репортажных вставок приводит к изменению технологии работы автора. К стандартным методам сбора информации, характерным для того или иного жанра, всегда подключается метод наблюдения, а иногда и метод интервью, беседы.

На стадии создания текста введение репортажного письма также отражается на структуре журналистского произведения. Иногда использование этой особой техники может привести к изменению композиции, качественного состава элементарных выразительных средств, а также усилить использование разнообразных тропов. Однако, как показал анализ, введение репортажного письма в текст само по себе не превращает произведение в репортаж. Дело в том, что предмет отображения и функциональная предназначенность текста не претерпевают изменений в результате интеграции этой техники. Корреспонденция остается корреспонденцией, очерк очерком и т. д.

Проведенный анализ дал нам возможность показать, что репортажное письмо может использоваться в самых разных жанрах, вне зависимости от их тематических особенностей. Кроме того, жанровая палитра материалов доказывает высокую «мобильность» техники, которая интегрируется в любые жанровые модели — информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Важно также отметить, что в проанализированных журналистских текстах практически не встречалась реконструкция событий по словам очевидцев. Все наглядные сцены, описанные журналистом, являлись результатом его непосредственных наблюдений. Это можно назвать особой тенденцией в современной печатной журналистике. Раньше некоторые исследователи полагали, что внедрение так называемых репортажных вкраплений может осуществляться за счет реконструктивного повествования или описания. Однако современная практика показывает, что журналист чаще всего присутствует на месте события, если прибегает к технике репортажного письма. Реконструктивные эпизоды, написанные в репортажном ключе, на наш взгляд, можно отнести к использованию репортажного стиля, т. е. только специфической лексико-синтаксической оболочки.

Следует также сказать, что немотивированная интеграция репортажного письма может нарушить структуру текста, размыть идею произведения и привести к снижению его качества. Чрезмерное увлечение наглядными картинами и динамичными эпизодами иногда только уводит читателя от главный мысли, заложенной в журналистском тексте.

Проведенный анализ показал и другую особенность репортажного письма. Оно встречается не только в отечественной журналистской практике, но и активно используется в западных изданиях. Разница в терминологии и жанровых моделях не мешают нам показать, что эта особая техника письма не является российским ноу-хау.

Проведенное исследование дало нам возможность выявить особенности мультимедийного журналистского контента. Как показал анализ, мультимедийный контент сохраняет все черты журналистского произведения, несмотря на новизну формы и необычность подачи материала.

Анализ мультимедийных текстов выявил, что мультимедийность как характеристика журналистских продуктов и как новая техника подачи информации может использоваться в разных жанрах. Несмотря на свою подчеркнутую ориентацию на развлечение, мультимедийный контент может вполне эффективно использоваться для создания серьезных аналитических материалов. Это подтвердил анализ как российских, так и американских медиатекстов. Важно отметить, что некоторые жанры легче поддаются воплощению в мультимедийной среде, другие сложнее интегрируют в себя мультимедийные элементы. Кроме того, конструкция каждого мультимедийного материала зависит от конкретной реальной ситуации, которая рассматривается журналистом. Не все события могут быть рассказаны с использованием мультимедийных средств.

Мы также обнаружили, что использование мультимедийности накладывает определенный отпечаток на методы работы журналиста, на структуру материала, а также и на тот набор выразительных средств, которыми он пользуется. Все рассмотренные нами произведениями обладали устойчивыми признаками. Они были построены по модульному принципу, а кроме того обладали высокой интерактивностью.

Следует сказать, что работа с мультимедийным контентом требует от журналиста не только определенных технических навыков, но и умения наглядно представлять информацию, умения видеть ту или иную ситуацию объемно, учитывая преимущества и недостатки разных медиа (вербального текста, аудиоматериала, видеоклипов и фотографий).

Это выводит на первый план фигуру мультимедийного редактора, который должен обладать всеми вышеуказанными качествами и уметь правильно сформулировать задачу перед корреспондентом, а также профессионально сконструировать ту или иную историю. В итоге важными оказываются своего рода режиссерские качества, которые позволяют журналисту выявить особенности собранного материала. Можно также сделать вывод, что мультимедиа как новое явление объединяет выразительные средства всех предыдущих форм журналистских произведений (печатного текста, радийного материала, телевизионного сюжета) с особой опорой на визуализацию информации.

Мы также пришли к выводу, что «мультимедийная журналистика» хотя и меняет специфику работы журналиста, полностью трансформируя творческий процесс от начала до конца, она ориентируется все же на базовые требования к журналистскому произведению — точность, информационный баланс, объективность.

Анализ эмпирики из американского издания «Нью-Йорк Тайме» показал, что западные средства массовой информации обладают большим опытом в создании мультимедийного контента. В результате разного рода экспериментов появляются жанры-гибриды, синтетические жанры. Однако их анализ не входил в задачи нашего исследования.

Полифония действительности, как особое свойство мира, отображается как с помощью репортажного письма, так и с помощью мультимедийных техник. При этом свойство полифоничности сообщается и самим произведениям старых и новых СМИ. Однако для этого используются разные средства. Репортажное письмо описывает множество сигналов действительности с помощью вербального текста. Для этого применяются разные словесные единицы, тропы. То есть разнообразие разнородных сигналов действительности переводится в одну знаковую систему — текст. Этот процесс изображен на схеме.

Схема 1. Полифония действительности в печатном журналистском произведении вкус звук запахи визуальные картины тактильность.

Журналист.

Полифоничный журналистский текст.

В результате мы получаем приблизительное представление о том, какие сенсорные впечатления испытывал автор во время сбора информации. С помощью своего воображения читатель может воссоздать картину, описанную в материале. Репортажное письмо активирует сенсорную память человека, возрождая старые впечатления.

В случае с мультимедийными материалами механизм действия иной. Во-первых, множество слуховых, визуальных впечатлений переводится в цифровой формат с помощью специальной техники (видеокамеры, цифрового фотоаппарата, диктофона). После оцифровки информации мы получаем нечто вроде «цифрового отпечатка действительности». Далее из всего набора видео, аудио и фотоматериала редакторы и журналисты отбирают самое нужное и конструируют мультимедийный материал. В итоге весь комплекс разнородных сигналов действительности переводится в новый продукт, который также выполнен в разных знаковых системах.

Схема 2. Полифония действительности в мультимедийном журналистском контенте.

Конечно, в мультимедийной журналистике пока не появились такие жанры, которые бы передавали осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения. Как показал анализ, они могут передаваться пока только в вербальном тексте. Однако стоит отметить, что уже есть арт-инсталляции и машины виртуальной реальности, которые воссоздают мультисенсорное переживание и вовлекают все пять органов чувств. Такие мультимедийные формы пока не прижились в журналистике, но, возможно, приобретут популярность в будущем. Как известно, наши основные каналы получения информации — визуальный и слуховой. Поэтому даже современный мультимедийный текст может создать у пользователя многогранное впечатление.

Передача полифонии действительности не является самоцелью, а только лишь средством для достижения определенного результата. И мультимедийные материалы, и тексты с репортажным письмом создают у пользователя или читателя эффект присутствия. Кроме того, и тот и другой информационный продукт невозможно создать, не побывав на месте событий. Требуется серьезная проработка первичных источников, что дает материалу большую объективность и эмоциональный заряд.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что репортажное письмо действительно несет в себе зачатки идеи мультимедиа, идеи интеграции различных сигналов действительности. Однако оно, конечно, уступает по своим характеристикам мультимедийным материалам, так как в мультимедиа создается более сильный эффект присутствия. Наши органы чувств задействованы не только в нашем воображении, как в случае с репортажным письмом, но реально. Сравнение этих двух техник подачи информации показывает, что журналистика давно стремилась к многогранной фиксации действительности, однако изначально не имела для этого необходимых технических средств. Мы также пришли к выводу, что обе техники передачи полифонии действительности (аналоговая и цифровая) ориентированы на такое свойство человеческого восприятия, как синестезия. За счет этого и удается создать мультисенсорный эффект, не используя раздражители всех типов модальностей.

Исследовав мультимедийные и печатные журналистские тексты, мы выяснили, что причины обращения к репортажной технике и к мультимедиа могут быть самые разные. Среди них можно выделили шесть основных:

1) Формирование у аудитории «эффекта присутствия».

2) Создание «эффекта соучастия» (эмпатии).

3) «Эффект приманки».

4) Рассказ о серьезных проблемах с помощью легкой для восприятия техники.

5) Передача документальности, правдивости описываемых событий.

6) Акцентирование внимания на том, что информация эксклюзивна, получена из первых рук.

Последний мотив не всегда имеет место быть в мультимедийной журналистике, так как мультимедийные материалы иногда составляются из контента, который предоставлен пользователями. То есть включенные в произведение элементы могут быть запечатлены не только журналистом, но и аудиторией.

В работе мы также попытались развеять миф о том, что мультимедийность и репортажность не могут использоваться в глубоких аналитических произведениях. Если журналист ориентирован на создание качественного произведения и руководствуется принципами объективности, информационного баланса, полноты данных, то тогда ему удастся использовать мультимедийность как средство для достижения этой цели.

Отметим также, что не все мультимедийные произведения направлены на воспроизведение полифонии действительности в нашем понимании. Однако есть и такие форматы, которые позволяют многогранно передать то, что происходит в реальности, создать у аудитории сильный эффект присутствия.

В ходе исследования нам удалось установить и серьезные отличия между репортажным письмом и мультимедийной техникой подачи информации. О некоторых из них мы уже упомянули. Особого внимания заслуживает тот факт, что репортажное письмо практически всегда отображает процесс «добычи» информации, тогда как в мультимедийном материале может этого не быть. Кроме того, в текстах с репортажными вкраплениями практически всегда возникает фигура автора, а в мультимедийном произведении авторов может быть много, и аудитория, как правило, их редко видит.

Отметим также, что полифония действительности в печатном тексте и в мультимедийных произведениях отображается с разной силой. В мультимедийном материале воспроизведению наглядной картины могут способствовать и текст, и видеоэлементы, и фотографии. В итоге получается, что эффект воздействия и так называемая полифоничность усиливаются многократно.

Наше исследование позволило нам выявить важность непосредственного контакта журналиста с окружающей действительностью. Дело в том, что некоторые внешние проявления того или иного события имеют сущностный характер и позволяют работникам СМИ лучше постигнуть причины и последствия происходящих изменений. В то же время отсутствие журналиста на месте события, опосредованный контакт с героями и очевидцами может лишить его важной информации, которую невозможно получить в интернете, в результате телефонного звонка или по электронной почте. В проанализированных нами материалах, опубликованных в печати и в интернете, часто встречались говорящие сенсорные детали, воспроизведение которых осуществлялось как раз с помощью репортажного письма или мультимедийности. Воспроизводя эту деталь, автор делился с читателями /пользователями сущностным знанием, добытым в процессе наблюдения за действительностью. Отсюда вытекает важность метода наблюдения и воспроизведения полифонии действительности как результата наблюдения за предметно-вещественной средой, людьми и т. д. Однако важно понимать, что масштаб некоторых событий и процессов сложно поддается визуализации и воспроизведению через сенсорные впечатления.

В современной российской интернет-журналистике мультимедийность применяется в основном в развлекательных целях. Однако, как показывают результаты нашей работы, мультимедийные материалы можно использовать для создания качественных журналистских произведений в разных жанрах, при этом используя их для достижения разных эффектов (документальности, эффекта эмпатии и т. д.) Ориентация на воспроизведение полифонии действительности позволяет мультимедийному журналисту глубинно освещать события и показывать не просто внешнюю сторону явлений, но и то, что кроется за ними.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Аналитические жанры журналистики, г. Ростов-на-Дону.: Изд-во Института массовых коммуникаций, 1996. 51 с.
  2. А. Новостная интернет-журналистика. М.: Аспект Пресс, 2011.-143 с.
  3. В. А. Современный газетный очерк. Минск.: Наука и техника, 1972. — 180 с.
  4. A.B. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. -М.: Книга, 1972. 104 с.
  5. A.B. Информация: восприятие и понимание. Киев.: Наукова думка, 1988. 184 с.
  6. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
  7. Г. П. Конвергенция медиа и журналистика. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006. -109 с.
  8. Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и конфепции. -М.: Аспект Пресс, 2010.-192 с.
  9. М. К. Жанры печати, радио и телевидения. Сравнительный анализ. Алма-Ата.: КазГУ, 1974. — 129 с.
  10. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика, М.: Прогресс: Универс, 1994. 616 с.
  11. В. Аналитический репортаж. — М.: ВК, 2006. 240 с.
  12. М. М. Поэтика Достоевского. Киев.: NEXT, 1994. — 511 с.
  13. О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. М.: Академия, 2009. — 240 с.
  14. ., Дезормо Д. Построение телевизионного репортажа. М.: Галерея, 2004. — 124 с.
  15. А. Е., Федров А. Г. Мультимедиа для всех. М.: КомпьютерПресс, 1996. -252 с.
  16. Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2004. — 280 с.
  17. Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.-335 с.
  18. Е. Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.: МедиаМир, 2009.-488 с.
  19. Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 287 с.
  20. И.А. Словарь иностранных слов. -М.: ACT, 2001.-990 с.
  21. М. Избранные произведения /Под ред. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.-809 с.
  22. .М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл: Академия, 2006. — Т.1. — 2006. — 448 с.
  23. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. / Пер. с нем. X.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. — 288 с.
  24. Л.С. Мышление и речь: сборник. М.: ACT, 2011. — 637, 3. с.
  25. И.М., Урсул А. Д. Информация всеобщее свойство материи. -М.: Либриком, 2013.-312 с.
  26. С. М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004.-288 с.
  27. С.М. Репортаж в газете. -М.: Изд-во МГУ, 1963. 132 с.
  28. А.Н. Ощущение и восприятие // Общая психология в 7 т. М.: Академия, 2009. — Т. 2. — 2009. — 416 с.
  29. Э. Логические исследования. Картезианские размышления / Пер. с нем. М.: ACT, 2000. — 752 с.
  30. Э. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.0 / Пер. с англ. М.: Бизнес и компьютер, 1998. — 398 с.
  31. Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: опыт исследования современной английской медиаречи. М.: УРСС Эдиториал, 2005. — 288 с.
  32. Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Наука, 2008. — 202 с.
  33. Т. Г. Язык средств массовой информации. М.: КДУ, 2012.-116 с.
  34. Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа / Пер. с англ. М.: Вагриус, 1997.-177 с.
  35. А.Е. Живой репортаж: профессиональный советы тележурналисту. М.: Аспект Пресс, 2010. — 112 с.
  36. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные/ под ред. А. Н. Качкаевой. М.: Фонд Фокус-Медиа, 2010. — 200 с.
  37. И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 1999.-272 с. 38.3емлянова JI.M. Гуманитарная миссия современной глобализируеющейся коммуникативистики. М.: Изд-во МГУ, 2010. -272 с.
  38. .А. Социо-психолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. Саратов.: Изд-во Саратов, ун-та, 1986. -211 с.
  39. Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. — 348 с.
  40. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника / Под науч. ред. Т. Е. Шехтер. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. — 204 с.
  41. К мобильному обществу: утопии и реальность. / Под редакцией Я. Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 2009. — 304 с.
  42. A.A., Коханова JI.A. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ, 2005.-383 с.
  43. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 423 с.
  44. М. Галактика Интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. Екатеринбург.: У-Фактория, 2004. — 328 с.
  45. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра— СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005.-224 с.
  46. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 320 с.
  47. Краткий философский словарь / Кириленко Г. Г. и Швецов E.B. М.: ЭКСМО, 2004.-480 с.
  48. Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. — 448 с.
  49. И. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 224 с.
  50. A.B. Практическая журналистика. М.: Изд-во МГУ, 2010.-192 с.
  51. А. М., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. -М.: Изд-во МГУ, 1974. -215 с.
  52. A.B. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: Учебное пособие. М.: БИНОМ, 2009. — 271 с.
  53. Лазутина Г. В Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004. — 240 с.
  54. Г. В. Технология и методика журналистского творчества. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 79 с.
  55. Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. -М.: Аспект Пресс, 2012. 320 с.
  56. Т.А. Медиатекст в свете текстообразующих стратегий. М.: Либриком, 2011. — 136 с.
  57. A.A. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. -М.: Смысл, 2008. 271 с.
  58. A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2008. — 288 с.
  59. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. -142 с.
  60. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во МГУ, 1975.-215 с.
  61. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. — СПб.: Институт экспериментальной социологии, 1998. 159 с.
  62. М.Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2001. — 704 с.
  63. М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве интернета. М.: Юнити, 2005.-89 с.
  64. , А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. СПб.: Питер, 2006. -320 с.
  65. M. Галактика Гуттенберга. М.: Академический проект, 2005. -496 с.
  66. Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. -М.: Кучково поле, 2007. 464 с.
  67. А. Н. Физическая картина мира. М.: Дрофа, 2008. — 270, 2. с.
  68. В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2010. — 208 с.
  69. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: Материалы к обучающим семинарам // Сост. Балмаева. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2010.-148 с.
  70. А. Н. Mass Media: психологические процессы. М.: Изд-во СПбГУ, 1996.-296 с.
  71. Н. Н., Мироненко Е. Н. Международные издательские дома в России. М.: Икар, 2006. — 92 с.
  72. М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: Либриком, 2010.-360 с.
  73. У. Познание и реальность / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. -230 с.
  74. Национальные модели информационного общества // Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Икар, 2004. — 412 с.
  75. К.Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке. М.: ВК, 2005.-88 с.
  76. От книги до Интернета. Журналистика и мир на рубеже нового тысячелетия / Под ред. Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой. М.: Изд-во МГУ, 2000.-307 с.
  77. H.A. Становление и развитие газетного репортажа. Жанровые особенности. -М.:Наука, 1972.
  78. В.Д. Дифференциация жанров газетной журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 48 с.
  79. В.Ф. Основы психосемантики. М.: ЭКСМО, 2010. — 480 с.
  80. К. К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высш. школа, 1977. — * 248 с.
  81. Е.Е. Психология журналистского творчества. М: КДУ, 2006.-368 с.
  82. Е. И. Выразительные средства журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1980.-91 с.
  83. Е.И. Текстовые факторы журналистского воздействия. М., 1981.-158 с.
  84. Е.П. Введение в теорию журналистики. — М.: Аспект Пресс 2003.-367 с.
  85. Е. П. Исследуя журналистику. Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. М.: РИП-холдинг, 2006. — 200 с.
  86. Д. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. —345 с.
  87. О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М.: Академический проект, 2007. 527 с.
  88. З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие / З. С. Смелкова, JI.B. Ассуирова, М. Р. Савова, O.A. Сальникова. М.: Флинта: Наука, 2002. — 320 с.
  89. С.И. Медиа-текст в системе культуры. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 383 с.
  90. Соколов-Митрич Д. В. Реальный репортёр. СПб.: Питер, 2012. — 256 с.
  91. Г .Я. Стилистика текста. -М.: Флинта: Наука, 2009. 256 с.
  92. Г. Я Стиль репортажа. М.: Изд-во МГУ, 1970. — 80 с.
  93. Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2012. — 589 с.
  94. А.И. Журналистские расследования. — Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростов, университета, 1997.-201 с.
  95. А. А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2010. — 352 с.
  96. A.A. Жанры периодической печати. М.: Аспект пресс, 2011.-320 с.
  97. ЮО.Тертычный A.A. Методы профессиональной деятельности журналиста. М.: ВК, 2011. — 560 с.
  98. Э. Третья волна / Пер. с англ. М.: ACT, 2004. — 781, 2. с.
  99. Э. Шок будущего /Пер. с англ. М.: ACT, 2002. — 256 с. ЮЗ. Уебстер Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект пресс, 2004.-400 с.
  100. Д. Журналистское расследование: Современные методы и техника. М.: ВИОЛАНТА, 1998. — 224 с.
  101. В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия. М.: Изд-во МГУ, 1982.-354 с.
  102. Юб.Ученова В. В., Шомова С. А. Полифония текстов в культуре. М.: Омега-Л, 2003. — 392 с.
  103. М. Бытие и время. М.: Академический проект, 2011. -460 с.
  104. B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. М.: Мысль, 1977.-316 с.
  105. Человек как субъект и объект медиапсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 2011.-824 с.
  106. ПО.Шлыкова О. В. Культура мультимедиа. -М.: Фаир-пресс, 2004. 415 с.
  107. Ш. Шостак М. И. Журналист и его произведение. М.: Гендальф, 1998. -96 с.
  108. М. И. Репортер: профессионализм и этика. М.: РИП-холдинг, 2001. — 165 с.
  109. ПЗ.Шостак В .И., Лытаев С. А. Физиология психоческой деятельности. -СПб.: Изд-во Деан, 1999. 128 с.
  110. Н. Реальность масс-медиа / Пер. с нем. — М.: Канон, 2012. -240 с.
  111. А.И. Мир современных медиа. М.: Территория будущего, 2007.-312 с.
  112. Пб.Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: Либроком, 2009. — 284 с.
  113. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. СПб.: Симпозиум, 2007. — 502.
  114. Я. И. Документальные жанры, Образ, жанр, структура произведения. Саратов.: Изд-во Саратов, ун-та, 1974. — 231 с.
  115. Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: МедиаМир, 2007. — 574 с.
  116. Язык средств массовой информации / Под ред. М. Н. Володиной. -М.: Академический проект, 2008. 766 с.
  117. Диссертации и авторефераты диссертаций
  118. А. Е. Полифония как мироощущение и индивидуальный режиссерский метод в творчестве Алексея Германа: Дис. кандидата искусств.: 17.00.03.-М., 2006. 141 с.
  119. Е.А. Особенности развития газетных редакций в условиях медиаконвергенции: Автореф. дис. .кандидата филол. наук: 10.01.10. -М., 2011.-22 с.
  120. К.А. Особенности журналистского и пользовательского контента в Интернете: Автореф. дис. кандидата филол. наук: 10.01.10. -М., 2011.-22 с.
  121. Т.А. Текстообразующие стратегии создания письменного дискурса репортажа в современной немецкой прессе: Автореф. дис. кандидата филол. наук: 10.02.04. -М., 2009. -24 с.
  122. A.B. Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения: Автореф. дис.. кандидата филол. наук: 10.01.10. М., 2011 — — 29 с.
  123. О.В. Социокультурная природа мультимедиа: Дис. доктора культур, наук: 24.00.01. -М., 2004.-307 с.
  124. В. Модерновый запрос на правду/ МедиаТренды, 27 февраля 2012. -№ 1.
  125. М.М. Трансформация журналистского текста в условиях Интернет-среды // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2009. -№ 3.
  126. М.М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры, типы //Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика 2001. — № 6.
  127. М.И. «Картинки» репортера // Журналист. 1997. — № 10.
  128. Г. Я. К определению понятий &bdquo-текст" и &bdquo-медиатекст" // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2005. — № 2.
  129. А. А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. -2002. № 2.
  130. В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1976. -№ 4.1. Интернет-ресурсы
  131. В. «Русский репортер» едет в регионы искать цивилизацию. Режим доступа: http://old.uralpolit.ru/actual/act/21 -05−2007/page 59 689. html
  132. Д. Москвичи простились с погибшими в ДТП на Минской улице сиротами. Режим доступа: http://www.ria.ru/societv/20 120 926/759857677.html
  133. А., Безносов С., Райзман А. От «Камчатки» до Фонтанки. Уголки, хранящие воспоминания о Викторе Цое. Режим доступа: http://ria.ru/ocherki/20 120 621 /677 766 722.html
  134. Е., Смотров А. Катя Затуливетер: Я сражалась с одной из самых могущественных разведок. Режим доступа: http://ria.ru/world/20 111 203/505392741.html
  135. Д. Моногород на грани нервного срыва. Режим доступа: http://www.ria.ru/ocherki/20 120 912/748392966.html
  136. П. Марш Миллионов пришел к перепутью. Режим доступа: http ://www.ria.ru/anal vtics/20 120 507/643093637.html
  137. Веб-сайт журнала «Русский репортер». Режим доступа: http ://www.rusper.ru
  138. На английском языке Монографии, многотомные издания и сборники
  139. Art and the senses / Edit, by D. Melcher and F. Bacci. N.Y.: Oxford University Press, 2011. 622 p.
  140. Bell A. The language of news media. Oxford: Balckwel, 1991. 278 p.
  141. A. 50 ways of understanding communication. Oxford: Rowman&Littlefield Publishers, 2006. 161 p.
  142. Briggs M. Journalism 2.0: How to Survive and Thrive. N.Y.: J-Lab and the Knight Citizen News Network, Washington DC, 2007. 128 p.
  143. Bull A. Multimedia journalism. N.Y.: Routledge, 2010. 499 p.
  144. Caroll B. Writing and digital media. N.Y. Routledge, 2010. 328 p.
  145. Chapman N., Chapman J. Digital multimedia. West Sussex: John Willey&Sons, 2009. 724 p.
  146. Convergence media history / Edit by Staijer J., Hake S. N.Y.: Routledge, 2009. 224 p.
  147. Cranny-Fancis A. Multimedia: Texts and Contexts. Wiltshire: Sage, 2003. 208p.
  148. Dictionary of Media Studies. London: A & C Black Publishers Ltd, 2006. 288 p.
  149. Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism / Edit, by K. Kawamoto. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2004. 208 p.
  150. Dixon S. Digital Performance: A History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. London: MIT Press, 2007. 832 p.
  151. Dowling J.C. Multimedia Demystified. Columbus: McGraw-Hill Osborne Media. 2011.352 p.
  152. Encyclopedia of new media / Edit, by Steve Jones. Thousand Oaks, Calif.: Sage publications, 2003. 544 p.
  153. Fedler F., Bender J. R., Davenport, L., Drager M. W. Reporting for the media. N.Y.: Oxford University Press, 2004. 700 p.
  154. Filak V., Quinn S. Convergent Journalism an introduction: writing and producing across media. Burlington: Focal Press, 2007. 227 p.
  155. Flew T. New Media: An Introduction. Singapore: Oxford University Press, 2008. 261 p.
  156. Foust J. Online Journalism Principles and Practices of News for the Web. Scottsdale: Holcomb Hathaway Publishers, 2008. 288 p.
  157. Garrant T. Writing for multimedia and the web. Oxford: Focal press, 2006. 520p.
  158. Geertz C. Interpretation of Cultures. N.Y.: Basic books, 1977. 480 p.
  159. Halsall F. Multimedia communications. Applications, Networks, Protocols and Standards. Essex: Addison-Wesley, 2001. 1034 p.
  160. Handbook of media studies / Edit, by Karin Wahl-Jorgensen, Thomas Hanitzsch. Abingdon: Routledge, 2008. 472 p.
  161. Howes D. Sensual Relations: Engaging the Senses in Culture and Social Theory. Michigan: University of Michigan Press, 2003. 288 p.
  162. Kobre K. Videojournalism. Waltham: Focal Press, 2012. 272 p.
  163. Luckie M. The Digital Journalist’s Handbook. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2010. 236 p.
  164. Manovich L. Language of new media. London: MIT Press, 2001.354 p.
  165. MacClanahan R. Word painting: a guide to writing more descriptively. Cincinnatti: F&W Publications, 1999. 256 p.
  166. Mayer R. E. Multimedia learning. N. Y.: Cambridge University Press, 2001. 318 p.
  167. McQuail D. McQuail’s mass communication theory. Cornwall: Sage, 2010. 632 p.
  168. Mitchell W.J.T. Picture theory: Essays on verbal and visual representation. Chicago: The University of Chicago Press, 1994. 447 p.
  169. Mitchell W.J.T. What do pictures want? Chicago: The University of Chicago Press, 2005. 380 p.
  170. McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. Gingco Press, 2005. 160 p.
  171. Media Worlds: Anthropology on New Terrain / Edit, by B. Larkin, F. Ginsburg, L. Abu-Lughod. Los Angeles: University of California Press, 2002. 410 p.
  172. Multimedia: From Wagner to Virtual Reality/ Edit, by Packer R., Jordan K. N.Y.: Norton&company, 2001.458 p.
  173. The new media theory reader / Edit, by Robert Hassan, Julian Thomas. Berkshire: Open University Press, 2006. 352 p.
  174. New media: A critical introduction / Edit, by M. Lister, J. Dovey, S. Giddings and K. Kelly. Sulfolk: Routledge, 2009. 464 p.
  175. News: a reader / Edit, by H. Tumber. N.Y.: Oxford University Press, 1999. 432 p.
  176. Nielsen J. Multimedia and hypertext: the Internet and beyond. Boston: Morgan Kaufmann, 1995. 480 p.
  177. On Narrative / Edit, by W.J.T. Mitchell. Chicago: University of Chicago Press, 1981. 280 p.
  178. Ong W. Orality and literacy.N.Y.: Routledge, 2002. 232 p.
  179. Paivio A. Mental representations: A dual coding approach. N.Y.:Oxford University Press, 1990. 336 p.
  180. Perspectives on Multimedia: Communication, Media and Information Technology / Edit, by R. Burnett, A. Brunstrom, A. G. Nilsson. Chichester: Wiley, 2004. 228 p.
  181. Rich C. Writing and reporting news: a coaching method. Boston: Wadsworth, 2002. 552 p.
  182. Satcliff A. Multimedia and virtual reality. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. 334 p.
  183. Savage T.M., Vogel K.E. An Introduction to Digital Multimedia. Sudburry: Jones & Bartlett Publishers, 2008. 344 p.
  184. Seely G. Oxford guide to effective writing and speaking. N.Y.: Oxford University Press, 2005. 312 p.
  185. Stuart A. News culture. Berkshire: Open University Press, 2007. 272 p.
  186. Writing for journalists / Edit, by W. Hicks, S. Adams, H. Gilbert, T. Holmes: Routledge, 2008. 208 p.
  187. Taussig M. Mimesis & Alterity: A Particular Histoiy of the Senses. London: Routledge, 1993. 299 p.
  188. Van Campen C. The Hidden Sense: Synesthesia in Art and Science. London: MIT Press, 2010. 200 p.
  189. Vaughan T. Multimedia Making It Work. Columbus: McGraw-Hill Osborne Media, 2011. 478 p.
  190. Wheeler S. Feature writing for journalists. London: Rouledge, 2009. 208 p.
  191. Wide R., Steemers J. Multimedia: A critical introduction. London: Routledge, 2002. 256 p.
  192. Публикации в периодических изданиях
  193. , R., & Mayer, R. Cognitive principles of multimedia learning: The role of modality and contiguity //Journal of Educational Psychology. 1999. Vol. 91. № 2. pp. 358−368.
  194. Shyam Sundar S. Multimedia effects on processing and perception of online news: a study of picture, audio, and video downloads //Journalism and Mass Communication Quarterly. 2000, Vol.77, № 3. pp. 480−499.
  195. Zerba A. Narrative storytelling: putting the story back in hard news to engage younger audiences // Newspaper Research Journal. 2008. Vol.29, № 3. pp. 94−102.
  196. Kashi E. Jorney to a new beginning // Nieman Reports. 2010.1. Интернет ресурсы
  197. Encyclopedia Britannica, Entry «Multimedia. Режим доступа: http ://www.britannica.com/EBchecked/topic/289 959/interactive-multimedia
  198. Noble Wilford J. A Bone Here, a Bead There: On the Trail of Human Origins. Режим доступа: http://www.nvtimes.com/2012/07/17/science/chris-stringer-on-the-origins-and-rise-of-modern-humans.html
  199. What is a multimedia story? Режим доступа: http://multimedia.iournalism.berkelev.edu/tutorials/starttofinish/multimedia/
Заполнить форму текущей работой