Малое предпринимательство Белгородской области
Рис. 2. Институциональная структура поддержки малого и среднего предпринимательства в Белгородской области Указанные органы и учреждения оказывают государственную поддержку по нескольким направлениям: финансовую (микрофинансирование, гранты, субсидии, поручительство по кредитам, банковской гарантии, лизингу), имущественную, консультационную и образовательную. Так за 2013 г. государственная… Читать ещё >
Малое предпринимательство Белгородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80−99% от общего числа предприятий в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития малого предпринимательства. В России государство предприняло определённые шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Всё большее внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.
Актуальность работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.
Цель данной работы — на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние малого предпринимательства, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития в Белгородской области .
Объект исследования в курсовой работе — малое предпринимательство Белгородской области; предмет исследования — государственные меры поддержки малого предпринимательства.
В первой части работы даётся характеристика сущности и роли малого предпринимательства, показаны его преимущества и определённые недостатки, а также роль малого предпринимательства в экономике страны.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан направленной на получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе показано кто может быть субъектом малого предпринимательства. Во второй части работы говорится об особенностях развития малого предпринимательства в Белгородской области. Способы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства описаны в заключительной части курсовой работы.
Глава 1. Сущность и роль малого предпринимательства Малым предпринимательством признаётся деятельность, осуществляемая определёнными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющие сущность этого понятия. Основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчётный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия управляемые одним собственником.
Наряду со средней численностью персонала, критериями отнесения предприятий к малым, выступают объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.
В Европейском Союзе с 1 января 1995 г. к малым относятся предприятия, имеющие число занятых работников до 50 человек, годовой оборот менее 4 млн евро, сумму баланса менее 2 млн евро. Комиссией ЕС (КЕС) предложены следующие критерии отнесения фирм к малым: число занятых работников не должно превышать 100 человек, размер собственного основного капитала должен быть менее 75 млн евро при условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные семейные и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых на которых колеблется от 10 до 99 человек.
В Японии в таких отраслях как горнорудная промышленность, транспорт, строительство, связь, обрабатывающая промышленность, кредит, коммунальное хозяйство, финансы и страхование, операции с недвижимостью, численность работающих не должна превышать 300 человек. В оптовой торговле — менее 100 человек, в розничной — до 50 человек. Производство и т. д. — 20 или менее занятых, коммерция, услуги-5 и менее занятых.
В США по определению Администрации малого бизнеса считается, что малый бизнес доминирует в отрасли, если объём среднегодовой численности рабочей силы приходится на предприятия с численностью занятых до 500 человек. Под это определение подпадают розничная торговля, сфера услуг, жилищное строительство, а также сельское хозяйство, лесная и рыбная промышленность.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лицпотребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
— для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
— от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
— до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [ Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г.)]
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление, большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности, более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков, относительно более высокая оборачиваемость капитала и др.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наёмных работников. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ оказанию услуг).
Однако малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке, большая зависимость от крупных компаний, ошибки в управлении собственным делом, слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования, трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов, неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров и др.
Шансы малых фирм на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более стабильный и высокий доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы в бизнесе. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырёх лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше у неё возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.
Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:
— численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики,
— вкладом малых предприятий в создание ВВП, в производство продукции (выполнение работ оказание услуг),
— вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов,
— ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных,
— насыщением рынка потребительскими товарами (работами услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения,
— навыками дееспособных граждан в создании собственного дела накопления опыта управления предприятиями и др.
К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций:
хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме, но они являются субъектами малого предпринимательства.
Хозяйственные товарищества — коммерческие организации с разделённым на доли складочным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Учредителями полных товариществ и полными товариществами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Полным товариществом признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Размер складочного капитала должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда.
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, но учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Товарищество на вере создаётся и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Размер складочного капитала товарищества на вере должен быть не менее 100 МРОТ.
Управление деятельностью товарищества осуществляется полными товарищами, а вкладчики не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества. Вкладчик товарищества на вере имеет право получить часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признаётся созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесённых ими вкладов. ООО учреждается, функционирует и ликвидируется в соответствии с положениями, установленными ГК РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 8-ФЗ.
Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Максимальное число участников общества не должно быть более 50. В случае превышения этого предела численности, общество в течение года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.
Учредительными документами общества являются учредительный договор и устав. Уставный капитал общества должен быть не менее 100 МРОТ.
Федеральным законом установлены права и обязанности участников общества, порядок формирования уставного капитала общества, порядок увеличения (уменьшения) размеров уставного капитала общества и др.
Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку.
Высшим органом общества является общее собрание его участников.
Акционерные общества — субъекты малого предпринимательства.
В соответствии с федеральным законом акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество может быть открытым или закрытым.
Открытое акционерное общество (ОАО) — это общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учётом требований федерального законодательства. Минимальный размер уставного капитала ОАО должен быть не менее 1000 МРОТ. Число учредителей ОАО не ограничено.
Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Если число акционеров ЗАО превышает 50, оно должно преобразоваться в ОАО в течение года.
География устойчивого развития малого предпринимательства постоянно расширяется, хотя и сохраняется неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, около четверти — в Москве. 40% всего малого предпринимательства России сконцентрированы в Москве, Санкт — Петербурге, Московской и Ленинградской областях. За пределами этих регионов уровень развития этого сектора резко падает. Такая концентрация малого бизнеса в столичных городах приводит к тому, что 70% таких предприятий занимается предоставлением услуг и розничной торговлей, тогда как только 30% заняты в сфере материального производства.
Нужно заметить, что предприниматели за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилось много предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и лёгкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности продукции малых предприятий.
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации С начала 2008 г. система по реализации наиболее актуальных мероприятий, способствующих развитию малого предпринимательства, представляется пятью основными направлениями:
— совершенствование нормативной правовой базы;
— развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства;
— меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые могут включать в себя информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства на основе использования возможностей и координации действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и обработке соответствующей информации и др.;
— информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;
— развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.
Проблема мирового финансового кризиса влечет за собой актуальность рассмотрения основных целей государственной политики в области развития малого предпринимательства под призмой влияния кризиса на экономику Российской Федерации.
Одной из основных целей государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации. Основными мерами государственного стимулирования развития конкурентной среды должны быть меры по улучшению рыночной инфраструктуры с целью облегчения доступа к кредитно-финансовым, информационным, трудовым и другим ресурсам.
Для вступления новых хозяйствующих субъектов на рынок важным фактором является развитость необходимых средств коммуникации, служб по оказанию консалтинговых услуг, информационных и иного рода деловых услуг, развитие межфирменной кооперации.
Ориентация российской экономики на поддержку производства и улучшение социального климата должна создать базисные условия развития малого предпринимательства, ослабить тенденцию к теневому и криминальному характеру его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться. Меры государственной политики по поддержке малого предпринимательства играют принципиальную роль для развития конкуренции.
Приоритетной целью государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства.
Эффективность выполнения органами власти своих функций в области развития малого предпринимательства зависит от характера взаимодействий всех трех уровней государственной власти: федеральной, региональной и муниципальной.
Как важнейшее направление развития малого предпринимательства необходимо указать поддержку субъектов малого предпринимательства, в том числе финансовую, координируемую компетентными государственными органами. Малому предпринимательству всегда было непросто получить кредитное финансирование, а в условиях мирового финансового кризиса эта ситуация обострилась.
С конца 2008 г. — начала 2009 г. для оптимизации роста доли малого предпринимательства в ВВП страны государство должно было методом нормативно-правового регулирования начать решение следующих проблем:
— развитие малого предпринимательства в России тормозит отсутствие свободного доступа к недвижимости (аренда площадей) и финансовым ресурсам,
— проблемы с подключением к объектам инфраструктуры,
— административные барьеры,
— проблемы с контрольно-надзорными органами, налогообложение, а также недостаток квалифицированных кадров.
В условиях финансового кризиса государственную финансовую поддержку малого предпринимательства пришлось скорректировать. Банки, опасаясь не возврата кредитов, стали требовать большего залогового обеспечения. Следует обеспечить качественное целевое кредитование малого бизнеса; четко следить, чтобы поступающие в банки государственные средства шли именно на кредитные программы, а не на решение внутренних проблем банков.
Необходимо дальнейшее усиление контроля за кредитной политикой банковского сектора. Речь идет о фиксации процентных ставок, по которым, с одной стороны, банки получают государственные средства, с другой — кредитуют этими средствами предприятия реального сектора. Если необходимо изменить нормативную базу, то нужно применить эту меру.
Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу.
В 2008 г. законодатель внес поправки в Налоговый кодекс о снижении на 2/3 ставки налога на малый бизнес. Такое право теперь есть у региональных властей, и они смогут им воспользоваться в отношении предприятий, которые необходимо поддержать. Снижен с 24 до 20% налог на прибыль. 2]
Финансовая поддержка частного, особенно малого предпринимательства, должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.
В Законе в качестве цели государственной политики в области малого предпринимательства в Российской Федерации указывается обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства. Государственная политика сегодня направлена на решение вопроса чрезвычайной важности — об участии предпринимательского сообщества в преодолении финансово-экономического кризиса в России. В условиях кризиса, как никогда, важно оказывать внимание малому предпринимательству. Развитие малого предпринимательства становится одним из важных средств противодействия уже начавшемуся росту незанятой части населения. Особую роль малое предпринимательство играет в разработке и внедрении нововведений, т.к. более гибкое управление малыми предприятиями в большей степени оказывается восприимчивым к новым разработкам.
В условиях мирового кризиса малое предпринимательство — двигатель номер один в решении проблемы занятости населения, а поэтому властям придется развивать малый бизнес, несмотря на нехватку заемных средств.
Государство должно сделать все от него зависящее, чтобы помочь созданию малых предприятий, обеспечить им стартовые условия. Таким образом, в данном аспекте государственная политика будет направлена на реализацию сразу двух целей развития малого предпринимательства — обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства и обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
В качестве основной цели государственной политики в области развития малого предпринимательства Закон обозначает оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. В связи с этим в отношении малого предпринимательства применяются некоторые послабления в виде специальных налоговых режимов, упрощенной системы ведения и составления бухгалтерской и статистической отчетности и ряда других.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, на которые указывает Закон. Они установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008 года № 556, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятия — 60 млн. рублей; малые предприятия — 400 млн. рублей; средние предприятия — 1000 млн. рублей) Увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме внутреннего валового продукта — одна из основных задач государственной политики Российской Федерации.
К послаблениям, предоставленным субъектам малого предпринимательства, относится также особый порядок участия субъектов малого предпринимательства при размещении заказа на поставки товара, выполнении работ для государственных и муниципальных нужд.
Законодательство устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В целях поддержки малого предпринимательства ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственные заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в диапазоне от десяти до двадцати процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ/оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг Причем обязательное размещение заказов у субъектов малого предпринимательства распространяется на государственных, а не на муниципальных заказчиков. Последние вправе, но не. обязаны соблюдать данное требование законодателя.
Положительным является тот факт, что в Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» подробно урегулирована процедура проведения закрытых конкурсов среди субъектов малого предпринимательства. Изменен перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, а также Правительство Российской Федерации установило начальную (максимальную) цену контракта (цену лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере 15 млн. рублей [2]
Выделенные законодателем малому предпринимательству преференции в области размещения государственного заказа недостаточны. Усугубляет положение незаинтересованность муниципальных заказчиков в сотрудничестве с малым бизнесом. Без законодательного квотирования на муниципальном уровне условий участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа, вряд ли ожидается увеличение заключенных контрактов с представителями малого бизнеса.
Предшествующая практика показала, что вопреки требованиям Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), мероприятия по контролю нередко осуществляются без каких-либо поводов и оснований для их проведения. При этом установлен ряд нарушения порядка проверок [2]
На основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» был принят ряд мер, направленных на снижение бремени контроля за субъектами малого предпринимательства. [2]
С 1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанный закон расширяет уровни контроля (к государственному контролю добавляется муниципальный контроль); вводит уведомительный порядок для начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; устанавливает новый порядок проведения планового контроля и внеплановых проверок предпринимателей; вводит пресекательные сроки проведения контрольных мероприятий (в пользу предпринимателей). Закон закрепляет, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства внеплановые выездные проверки могут проводиться только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления предпринимательской деятельности. Также законом вводится принцип недопустимости проведения проверок в отношении одного субъекта предпринимательства несколькими органами государственного контроля (надзора) или органами муниципального контроля. Традиционно к системе поддержки малого предпринимательства относятся вопросы предоставления льгот и преференций, связанных с приобретением недвижимого имущества. По статистическим данным, в среднем по Российской Федерации 15% малых предприятий, действующих менее 3 лет, и до 32% малых предприятий, действующих свыше 3 лет, владеют собственными помещениями. Российское законодательство предоставляет возможность субъектам малого предпринимательства приватизации государственного и муниципального имущества[2]
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 159-ФЗ) при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135-ФЗ), в случаях, если: — арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона № 159-ФЗ в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 Закона № 159-ФЗ, — на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;- площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства [4]
Развитию сектора микрофинансирования малого бизнеса способствует новый федеральный закон «О кредитной кооперации». Указанный закон будет способствовать свободному развитию различных видов кредитных кооперативов Принимая во внимание, что венчурные и инновационные предприятия в значительной степени являются субъектами малого предпринимательства, необходимо особо подчеркнуть актуальность формирования и развития нормативной правовой базы в сферах венчурного инвестирования и инновационного предпринимательства. Одним из важнейших направлений поддержки предпринимательства является работа по возрождению ремесленничества как неотъемлемой части малого бизнеса. Как свидетельствует опыт многих стран мира, ремесленничество является необходимым сектором любой национальной хозяйственной системы. Основным недостатком в сфере правового регулирования в настоящее время является отсутствие на федеральном уровне правовых актов, регламентирующих ремесленную деятельность и ремесленное образование. Вместе с тем в России повсеместно создаются ремесленные палаты, увеличивается число предпринимателей, сохраняющих и развивающих народные ремесла. Принимая во внимание важность возрождения ремесленничества в Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и принятие федерального закона «О ремесленной деятельности и ремесленных организациях в Российской Федерации», учитывающего положительный опыт регионов России. Таким образом, законодательная власть Российской Федерации оказывает большое внимание развитию малого бизнеса. В результате законотворческой работы удается постоянно улучшать положение малых предприятий.
Для благополучной реализации направлений нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства необходимо постоянно уделять внимание основным направлениям государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства, таким как: — формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; - расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; - системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса.
Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно. Говоря о финансовом кризисе, нужно исходить из того, что наряду с издержками он дает возможность экономике Российской Федерации стать более эффективной и сильной.
В данном аспекте политика государства исходит из того, что малое предпринимательство является очень гибкой формой хозяйствования и быстрее всего реагирует на происходящие изменения на рынке труда, и в условиях сложностей в мировой финансовой системе и в России он заслуживает самого пристального внимания и поддержки, а поэтому в условиях финансового кризиса малый бизнес не должен почувствовать на себе увеличения налоговой нагрузки.
В настоящее время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как именно малый и средний бизнес, создание условий для начала собственного дела, смогут смягчить последствия финансового кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства.
Глава 3. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства на примере Белгородской области На современном этапе развития экономика России, основная роль в наращивании экономического потенциала, отводиться малому предпринимательству, как важнейшему инструменту реализации инноваций в бизнесе, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и услугами, обеспечивать занятость, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется как на федеральном так и на региональном уровне. основные программы государственной поддержки малого предпринимательства реализуемые в России направлены на расширение возможностей кредитования субъектов малого бизнеса с применением субсидирования процентной ставки по кредитам и займам, расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, информационную поддержку субъектов малого бизнеса.
Устойчивому развитию малого предпринимательства в Белгородской области способствует созданная система поддержки малого и среднего бизнеса, в состав которой входит 14 микрофинансовых организаций и кредитные кооперативы региона. Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства ведущей структурной единицей системы, оказывающей колоссальную поддержку малому бизнесу области.
Динамично развивающийся малый и средний бизнес (МСБ) является важнейшей «точкой роста» экономики Белгородской области. Область держит курс на повышение роли МБ в экономике, реализуя региональные целевые программы поддержки предпринимательства, которые дают бизнесу прочную юридическую и организационную основу, обеспечивают мотивацию граждан к созданию собственного дела, устраняют административные барьеры и давление на бизнес. Поэтому на протяжении нескольких лет такой показатель как количество субъектов малого предпринимательства увеличивается с каждым годом (Рис.1).
Рис. 1. Динамика количества малых предприятий, зарегистрированных на территории Белгородской области с 2009 по 2013 годы, единиц
За первое полугодие 2013 г. по проекту «Микрофинансирование малого предпринимательства Белгородской области» предоставлен 161 займ размером до 1 млн. рублей в общем объеме 109,4 млн. рублей. Финансирование осуществлялось в большей степени за счет средств Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства (70,9 млн. рублей).
Одной из программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Белгородской области является программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Белгородской области на 2011;2015 годы». Общий объем ресурсного обеспечения программы за 2011;2015 годы по всем источникам финансирования — 12 187,0 млн. рублей в том числе:
· кредитные ресурсы коммерческих банков — 5543,0 мл. рублей;
· средства федерального бюджета — 2522,1 млн. рублей;
· средства областного бюджета — 916,7 млн. рублей;
· прочие источники финансирования — 3205,2 млн. рублей В соответствии с этими программами реализуется комплекс мероприятий по организационной, финансовой и имущественной поддержке МСБ, который реализуется институциональной структурой поддержки Белгородской области. Данная структура отображена на рисунке 2.
Рис. 2. Институциональная структура поддержки малого и среднего предпринимательства в Белгородской области Указанные органы и учреждения оказывают государственную поддержку по нескольким направлениям: финансовую (микрофинансирование, гранты, субсидии, поручительство по кредитам, банковской гарантии, лизингу), имущественную, консультационную и образовательную. Так за 2013 г. государственная поддержка по всем источникам бюджетного финансирования составила около 1,6 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета — 234 млн. рублей, областного бюджета — 134,4 млн.рублей. Государственную поддержку получили более 2,6 тыс. субъектов МСБ, в том числе финансовую поддержку в форме целевых займов, грантов, субсидий, поручительств по банковским кредитам и муниципальным договорам, а также имущественную поддержку в форме предоставлений в аренду помещений на льготных условиях получили 1,1 тыс.субъектов. Информационно-образовательные услуги субъектам МСП получили 1,5 тыс. потенциальных и действующих предпринимателей в объеме 1,9 млн. рублей из средств областного и федерального бюджетов.
В 2014 г. 48 предпринимателей получили гранты на развитие бизнеса на сумму 14 226 тыс. рублей, размером до 300 тыс.рублей. Основными направлениями отобранных бизнес-проектов стали:
— предупреждение и ликвидация АЧС — 15 грантов на сумму 4 470 тыс. рублей;
— реализация проекта «Вовлечение выпускников профессиональных образовательных организаций и незанятых граждан в новые экономические отношения (на примере рабочих строительных профессий)» — 7 грантов на сумму 2100 тыс. рублей;
— реализация проекта «Организация производства земляники садовой (клубники) на территории Белгородской области на основе кластерного подхода» — 9 грантов на сумму 2700 тыс. рублей;
— реализация проекта развития садоводства на территории Грайворонского района в рамках областной программы «Начинающий фермер» — 1 грант на сумму 300 тыс. рублей;
— поддержка предпринимательской деятельности многодетных граждан, проживающих в сельской местности, — 16 грантов на сумму 4656 тыс. рублей. 9]
Активным участником предоставления заемных средств выступает Белгородский областной фонд поддержи малого и среднего предпринимательства, который за первое полугодие 2013 г. по проекту «Микрофинансирование малого предпринимательства Белгородской области», где был предоставлен 161 займ размером до 1 млн. рублей в общем объеме 109,4 млн. рублей, выделил 70,9 млн руб. За январь-сентябрь 2014 г. на территории области проведено 18 тематических семинаров, посвященных организации и способам успешного функционирования предприятий. За счет реализации инвестиционных проектов по государственной поддержке в рамках вышеназванной долгосрочной целевой программы в 2013 г. создано около 2,2 тыс. новых и сохранено более 1 тыс. действующих рабочих мест.
«…для развития бизнеса в Белгородской области делается очень многое. Но то ли недостаточно информации поступает предпринимателям о том, что уже сделано и чем можно воспользоваться, то ли они сами относятся инертно к тому, как можно развиваться в условиях, созданных на уровне области». — утверждает начальник управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития области Владимир Зубков.
Приведенное утверждение подтверждается тем фактом, что хотя и проинформировано достаточное количество предпринимателей, все-таки задействовано в программах поддержки не столь большое количество.
Рис. 3. Программы поддержки МСБ: информированность и участие С 2009 г. по 2013 г. произошел значительный скачок рассматриваемого показателя, увеличившись в 1,3 раза (темп прироста составил 13%) или на 12,1 тыс. человек. Так как область в большей степени является агарной, то наибольшее количество населения задействовано в сфере сельского хозяйства, что отличается от общих показателей по стране, где практически половину работающих в МБ, в процентном отношении, занимаются оптовой и розничной торговлей.
Возрастая, среднесписочная численность работников не уменьшала заработок на одного работающего, а наоборот среднемесячная заработная плата также имела положительную динамику [6,7].
Рис. 5. Динамика среднемесячной заработной платы работников (без внешних совместителей) малых предприятий (вкл. микропредриятия) на территории Белгородской области за 2009;2013 гг., человек Последствия увеличения вакантных позиций имеют тенденцию к уменьшению уровня безработицы в регионе. Таким образом, являясь одним из факторов влияния на этот важный экономический показатель региона. И действительно (Рис. 6), ситуация по безработице в регионе стала улучшаться, ежегодно уменьшая свой показатель. 10]
Рис. 6. Общая численность безработных на территории Белгородской области в динамике с 2010 г. по 2012 г., тыс. человек С 2009 г. по 2012 г. произошел значительный скачок оборота малых предприятий (Рис.7), увеличив показатель в 2 раза и составив 214 752,2 млн.рублей.
Рис. 7. Динамика оборота малых предприятий (вкл. микропредриятия) на территории Белгородской области за 2009 г., 2011 г., 2012 г., 2013 г., млн. рублей В 2013 г. наблюдается незначительный спад на 658,4 млн. рублей, что соответствует — 0,3% от уровня предыдущего года. Этот спад является результатом снижения поступления инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса (Рис.8), которые в 2013 г. уменьшились на 12% от уровня 2012 г. и составили 7 058,3 млн. рублей (в 2012 г. — 8 026,2 млн. рублей).
Рис. 8. Поступление инвестиций в основной капитал малых предприятий (включая микропредриятия) Белгородской области за 2009;2013 гг., млн. рублей При этом снизился показатель отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на 5% или на 5 164,6 млн. рублей и составил 98 360,8 млн. рублей (Рис.9), а выручка от реализации товаров (работ, услуг) стала меньше на 2,2% от уровня прошлого года и составила 210 137,1 млн. рублей (изменения в основном произошли в сфере оптовой и розничной торговли).
Рис. 9. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малыми предприятиями (вкл. микропредриятия) Белгородской области за 2009;2013 гг., выручка от реализации товаров (работ, услуг) (без сумм налогов и аналогичных обязательных платежей), млн. рублей Из всего вышеперечисленного следует вывод, что динамичное увеличение основных показателей деятельности субъектов МП свидетельствует об эффективной поддержке на уровне региона, направленной на их развитие. На данном этапе развития она является одним из важнейших направлений для становления эффективной и развитой системы МП, требуя достаточности и своевременности.
Заключение
Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России пока идет очень трудно.
Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-политического характера.
В процессе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с рядом проблем: отсутствие кредитных ресурсов, административные барьеры, территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах, низкий потребительский (платежеспособный) спрос, несовершенство законодательства, неустойчивость государственной политики, нестабильность рынка сбыта, низкая квалификация предпринимателей (работников), незащищенность прав собственности.
В современных условиях механизм активизации финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого, в первую очередь, необходимо:
Формирование концепции, выбор приоритетов и основные роли малого бизнеса в экономике;
Упрощение регулирующих процедур в отношении субъектов малого предпринимательства, их унификация;
Совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;
Совершенствование налогообложения малых предприятий, в т. ч. повышение оборотного критерия для перехода на упрощенную систему налогообложения, льготирование налогообложения инвестиционной деятельности малого бизнеса;
Льготирование налогообложения банков, осуществляющих кредитование малого бизнеса;
Активация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого бизнеса.
В целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым предпринимательством, но чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо затронуть исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и финансовыми ресурсами.
Также поддержку малому предпринимательству оказывают негосударственные структуры: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды.
Перечисленные выше теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства позволили сделать вывод, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне.
предпринимательство белгородский финансовый малый
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г.)
2. Прудников В. М. «Налоговая система РФ»: Сборник нормативных документов, М: ИНФРА-М, 2008 г.
3. Федеральный закон № 224-Ф-3 от 26.11.2008 г. «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации «
4. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 464 с.
5. Кучерявенко С. А., Сидоренко Е. Е. Методика проведения мониторинга деятельности предприятий малого бизнеса: в 26 частях. 2013 г.
с. 103−107.
6. Кучерявенко С. А., Ковалева Е. А. Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области // Молодой ученый. 2013. № 8. с. 204−209.
7. Кучерявенко С. А., Федотова К. М. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства (на примере Белгородской области). Под редакцией Е. В. Никулиной. Белгород, 2014. с. 60−63.
8. Литау Е. Я. Малые и средние предприятия: критерии разграничения // Экономический анализ: теория и практика. — 2013 г. — № 34. — с. 55−54.
9. Любушин Н. П., Ионова Е. С. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях // Экономический анализ: теория и практика. — 2013 г. — № 32. — с. 2−13.
.ur