Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Человеческий капитал как фактор регионального развития: На примере Хабаровского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По нашему мнению, в современных условиях децентрализации экономической, политической и социальной жизни обобщенный макроэкономический подход не позволяет находить наиболее рациональные решения многих задач, в т. ч. и связанных с развитием человеческого капитала. Стратегический универсализм необходимо дополнить рассмотрением региональных аспектов совершенствования данного процесса. Как было… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
    • 1. 1. Теории человеческого капитала и оценка факторов экономического роста
    • 1. 2. Индивидуальные, корпоративные и региональные особенности формирования человеческого капитала: сравнительный анализ
    • 1. 3. Методические подходы к оценкам регионального человеческого капитала
  • Гл. 2. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПЕРИОД РЕФОРМ В РОССИИ
    • 2. 1. Реформирование экономики России и динамические характеристики человеческого капитала страны
    • 2. 2. Дифференциация региональных условий развития человеческого капитала в период реформ
    • 2. 3. Особенности формирования человеческого капитала в Хабаровском крае в 1992—2002 гг.
  • Гл.З. ПРОГРАММНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РОСТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Формирование человеческого капитала в Хабаровском крае: программные задачи
    • 3. 2. Программные инструменты системной организации прироста человеческого капитала в Хабаровском крае
    • 3. 3. Опыт программных мероприятий по формированию и использованию человеческого капитала в Хабаровском крае

Человеческий капитал как фактор регионального развития: На примере Хабаровского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что современное экономическое развитие все в большей степени связывается с включением в качестве основной движущей силы хозяйственного прогресса человеческого фактора. Для отдельных стран и регионов человеческие ресурсы стали играть определяющую роль в повышении их конкурентоспособности, в обеспечении улучшения количественных и качественных характеристик функционирования. По мнению многих специалистов, образовательный уровень и квалификация людей относятся к социально-экономическим характеристикам, которые в наибольшей мере будут определять перспективные позиции тех или иных территорий на национальных и международных рынках.

Это положение имеет особую важность для современной России. Текущий этап осуществления реформ связан с выбором стратегии, обеспечивающей высокие темпы экономического роста как страны в целом, так и ее регионов. Разработка правительством «Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу» и ряда дополняющих ее документов показывает, что существующая — так называемая «сырьевая» — модель уже не рассматривается как базовая в обозримом периоде и требует замены на другую — более эффективную. При этом очевидно, что одним из важнейших условий реализации любой из намеченных стратегий является формирование необходимого человеческого потенциала, соответствующего требованиям создаваемой хозяйственной системы, осуществление мероприятий по управлению количественными, качественными и пространственными характеристиками трудовых ресурсов. Роль этого фактора в национальном развитии была особо выделена Президентом РФ В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ 2004 года: «Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны — это ее граждане».

Эта принципиальная позиция государства имеет важнейшее значение для организации эффективного развития регионов России. Многие проблемы, возникающие на территориях в процессе реформирования экономики, имеют либо в своей основе, либо в способах разрешения, взаимосвязи с деятельностью общественных институтов, обеспечивающих увеличение человеческого потенциала регионального развития: образовательной системы, здравоохранения и других социально-ориентированных отраслей. Методы целенаправленного их совершенствования являются одним из важных (а, по мнению многих специалистов, важнейшим) элементом создания жизнеспособной модели регионального развития.

Состояние научной разработанности проблемы. В методологическом плане формирование эффективной стратегии развития на основе прироста качественного потенциала населения в отдельных национальных или субнациональных (региональных) структурах опирается на парадигму, которая обозначается в современной науке как «теория человеческого капитала».

В ней в наиболее систематизированном виде получили отражение идеи об оценке влияния человеческого потенциала на экономическое развитие, начало которым было положено в трудах классиков политической экономии У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо, К.Маркса. Современная концепция человеческого капитала была сформирована в начале 1960;х годов ХХ-го века, когда были опубликованы работы Т. Шульца и Г. Беккера. В дальнейшем их развитием стало исследование вопросов обоснования целесообразности инвестиций в человека, получившее отражение в моделях, описывающих экономическое поведение человека в определенной социальной среде, предложенных Дж. Минцером, Л. Туроу и другими учеными.

В настоящее время теория человеческого капитала и ее приложения предоставляют возможности для достаточно полного и конструктивного описания отдельных систем как национального, так и регионального уровня, и последующей разработки эффективных подходов к их совершенствованию.

Проблемам рационального и эффективного использования этого ресурса для экономического развития России был посвящен ряд работ отечественных экономистов (Денисенко М.Б., Дятлова С. А., Капелюшникова Р. И., Нестерова Д., Саградова A.A., Сабирьянова К. и др.), изданных в конце 1990;х — начале 2000;х годов. В них исследовались специфические проблемы человеческого капитала и особенности его формирования в условиях переходной экономики. При этом следует отметить, что большинство из названных работ посвящено макроэкономическим аспектам роста человеческого капитала в период постсоциалистических реформ.

По нашему мнению, в современных условиях децентрализации экономической, политической и социальной жизни обобщенный макроэкономический подход не позволяет находить наиболее рациональные решения многих задач, в т. ч. и связанных с развитием человеческого капитала. Стратегический универсализм необходимо дополнить рассмотрением региональных аспектов совершенствования данного процесса. Как было показано в работах А. Л. Гапоненко, А. Г. Гранберга, В. И. Ишаева, В. Н. Лексина, П. А. Минакира, В. П. Чичканова и других ученых, в условиях России регионализация принимает такие формы, которые требуют применения дифференцированных тактик управления развитием для получения эффективных результатов. Особенно это важно для территорий, хозяйственное развитие которых может существенно измениться в позитивном направлении при целенаправленном формировании и использовании человеческого капитала.

Недостаточная теоретическая и прикладная разработанность данной проблемы, ее высокая актуальность для современного этапа развития страны определили выбор автором темы исследования, структуру и содержание данной работы.

Цель и задачи исследования

Общая цель диссертации заключается в разработке на основе современных теоретических и методических подходов основных направлений эффективного формирования и использования регионального человеческого капитала, обеспечивающих ускоренное развитие экономики Хабаровского края.

Достижение этой цели обеспечивается путем решения следующих задач: определить потенциальные возможности использования инструментария, разработанного в теории человеческого капитала, для стимулирования регионального экономического развитиявыявить особенности оценки человеческого капитала на региональном уровнесформировать систему показателей, характеризующих человеческий капитал региона;

— охарактеризовать процессы развития человеческого капитала в Хабаровском крае за период 1992;2003 гг.;

— определить тенденции изменений, происходящих в количественном и качественном составе человеческого капитала Хабаровского края;

— обосновать цели и задачи увеличения человеческого капитала в регионе;

— разработать основные направления, обеспечивающие рост и повышение конкурентоспособности региональной экономики Хабаровского края за счет увеличения человеческого капитала;

— количественно оценить влияние роста человеческого капитала в Хабаровском крае на увеличение потенциала развития экономики региона в среднесрочной перспективе.

Объектом исследования является процесс формирования и использования человеческого капитала в регионе.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, возникающих при формировании и использовании человеческого капитала в регионе.

Теоретической и методической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам регионального развития и формирования человеческого капитала, законодательные акты Российской Федерации и Хабаровского края, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и губернатора Хабаровского края, нормативные документы субъектов РФ, посвященные проблемам подготовки высококвалифицированных специалистов.

Информационная база диссертации включает данные государственной и региональной статистики, материалы специализированных обследований, включая опрос, проведенный автором работы.

В исследовании применялись методы анализа и синтеза, структурного, факторного и системного анализа, экспертных оценок.

Новые научные результаты, полученные лично автором в ходе проведенного исследования, состоят в следующем:

1) Определены методические подходы к использованию инструментария, разработанного в теории человеческого капитала, для оценки роли этого фактора в региональном экономическом развитии:

— осуществлена классификация базовых характеристик человеческого капитала по степени влияния на экономический рост, выявлена определяющая роль уровня образования в значениях оценок человеческого капитала;

— выделены особенности оценки влияния человеческого капитала на экономическое развитие, которые включают одновременность эффектов, возникающих на индивидуальном, корпоративном, региональном и макроэкономическом уровнях;

— определена двойственность влияния человеческого капитала на региональную экономику, состоящая в увеличении эффективности производства и повышении конкурентоспособности региона;

— предложен комплекс оценочных показателей, позволяющих выявить тенденции развития человеческого капитала и его влияние на региональное развитие.

2) На основе анализа динамических характеристик формирования и развития человеческого капитала в Хабаровском крае за период 1992;2003 гг., оценены тенденции изменений, происходящих в количественном и качественном составе человеческого капитала региона:

— путем сравнительного анализа установлено, что агрегированные показатели развития человеческого капитала по Хабаровскому краю имели положительную динамику;

— выявлен разнонаправленный тренд изменений в показателях, характеризующих человеческий капитал: при повышении образовательного уровня населения, одновременно произошла стабилизация оценок жизненного уровня и снижение уровня здоровья населения;

— установлено, что в крае, несмотря на общий высокий уровень накопленного образовательного потенциала, нарастают диспропорции между спросом и предложением по отдельным профессиональным позициям (как в отраслевом, так и территориальном разрезе);

— определено, что наиболее сложные проблемы в текущей и прогнозируемой обеспеченности человеческим капиталом возникают в северных и отдаленных районах краяч- спрогнозировано, что при сохранении сложившихся тенденций в среднесрочной перспективе конкурентное преимущество края в развитии человеческого потенциала будет утеряно.

3) Сформулированы цели, определены механизмы и сформулированы предложения, обеспечивающие повышение эффективности процессов формирования и использования человеческого капитала в Хабаровском крае:

— для оценки происходящих изменений в соотношении спроса и предложения на высококвалифицированных специалистов предлагается введение системы мониторинга в территориальном разрезе, пилотный проект которой осуществлен автором и описан в работе;

— для повышения обеспеченности высококвалифицированными специалистами северных и отдаленных районов края предлагается использовать механизм бюджетного финансирования специализированных программ по подготовке специалистов из числа местных жителей, начальный этап внедрения которых осуществлен по инициативе и под руководством автора работы.

4) Количественно оценены взаимосвязи между увеличением человеческого капитала и увеличением потенциала роста экономики Хабаровского края на среднесрочную перспективу:

— на основе использования модели, описывающей зависимость между динамикой ВРП Хабаровского края и уровнем развития человеческого капитала, исчислено влияние инвестиций в вещественный и человеческий капитал на изменение темпов экономического роста региона;

— при введении полученных оценок в прогнозы роста ВРП Хабаровского края на среднесрочную перспективу (2004;2010 гг.) по трем сценарным вариантам изменения человеческого капитала (пассивный, мобилизационный, оптимистический), установлено, что максимизация темпов роста экономики Хабаровского края до уровня, обеспечивающего удвоение ВРП в среднесрочном периоде, достигается при обеспечении вложений в человеческий капитал в размере 30−35% общего инвестирования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке подходов к оценке влияния приращения человеческого капитала на развитие экономики региона и использовании их при формировании стратегии развития Хабаровского края на среднесрочную перспективу.

Апробация работы и внедрение результатов исследований. Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались автором на межрегиональных, общероссийских и международных научных и научно-практических конференциях.

Авторские оценки перспектив развития экономики Хабаровского края были учтены при разработке стратегии развития региона на среднесрочную перспективу.

Ряд положений, описанных в диссертации, использовался при чтении лекций в Дальневосточной академии государственной службы.

Опубликовано 6 печатных работ общим объемом более 3 п.л.

Структура и содержание работы определены целью и задачами исследования. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений. Основной текст изложен на 176 страницах, включает 46 таблиц, 6 рисунков.

Список литературы

включает 162 источника.

Заключение

Для современной России особую важность имеет формирование новой модели экономического развития. Существующая — так называемая «сырьевая» — модель уже не рассматривается как базовая в обозримом периоде и требует замены на другую — более эффективную.

Одним из важнейших условий реализации любой из альтернативных стратегий является формирование необходимого человеческого потенциала, соответствующего требованиям создаваемой хозяйственной системы, осуществление мероприятий по управлению количественными, качественными и пространственными характеристиками трудовых ресурсов.

Эта позиция согласуется с подходом, который сформировался в современной мировой науке и практике. Эффективная организация института подготовки и использования квалифицированных кадров играет все большую роль в современном обществе и будет, как прогнозируется, усиливать свое влияние. Многие проблемы, возникающие в процессе реформирования экономики, имеют либо в своей основе, либо в способах разрешения, взаимосвязи с образовательной системой.

В современных условиях децентрализации экономической, политической и социальной жизни, все большее значение приобретает рассмотрение региональных аспектов совершенствования данного процесса. В России регионализация экономического развития принимает формы, которые требуют применения особых методов управления для получения эффективных результатов. Особенно это важно для территорий, хозяйственное развитие которых может существенно измениться в позитивном направлении при более целенаправленном формировании и использовании человеческого капитала.

Методологической основой для решения возникшей проблемы может стать теория человеческого капитала. Она является плодотворной попыткой учесть реальные народнохозяйственные сдвиги, порожденные ¦ «научно-технической революцией за счет перемещения экономической политики с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы.

Благодаря этой теории, инвестиции в человека (точнее, в его качественные характеристики) стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции.

Формирование человеческого капитала необходимо рассматривать как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества. В современной экономике практически вся хозяйственная деятельность осуществляется не индивидуумами, а организациями, что требует высокой степени социальной кооперации.

В последние годы агрегаты индивидуальных человеческих капиталов исследуются как часть «организационных капиталов» отдельных фирм, «культурных» и «социальных» капиталов различных территориальных и экстерриториальных сообществ, национальных и региональных экономических систем.

Эффекты, которые при этом возникают на региональном уровне, аналогичны рассматриваемым на уровне других объединений индивидуальных капиталов (корпоративном и национальном). Прежде всего, это повышение конкурентоспособности регионов в национальной экономической системе и обеспечение за счет этого более высоких показателей экономического и социального развития. Именно это предопределяет необходимость инвестиций в человеческий капитал на уровне территориально локализованных экономических систем.

Для России в целом и для ее регионов образовательный потенциал является важным конкурентным фактором. Исходя из этого, следует признать, что сохранение и приращение образовательного уровня населения страны может стать «локомотивным» фактором устойчивого экономического роста России и ряда ее регионов. Именно поэтому следует его наращивать, эффективно использовать и формировать для ¦ ¦ этого стратегии развития как национального, так и региональных уровней. В них должны содержаться программные мероприятия, обеспечивающие, с одной стороны, прирост человеческого капитала, и, с другой, его закрепление на территориях. Решение этих задач имеет свою специфику для каждого из регионов, поэтому необходим скрупулезный анализ сложившейся ситуации и поиск наиболее эффективных решений, адекватных региональным процессам формирования и использования человеческого капитала.

Обеспечение экономического роста предполагает комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере воспроизводства человеческого капитала. Нужны не изолированные мероприятия, сколь бы радикальными они ни казались, а осуществление системной государственной политики, активно влияющей на процессы воспроизводства человеческого капитала.

Основной тенденцией социально-экономического развития России 90-х годов является растущая дифференциация условий обеспечения человеческого потенциала в различных регионах. Межрегиональная дифференциация крупных территорий дополняется внутрирегиональными различиями условий развития человеческого потенциала. Это касается как вопросов экономического развития, так и расслоения между крупными городами и сельской местностью. Это во многом определяется различиями в формировании в них человеческого потенциала.

Традиционно Хабаровский край характеризуется высоким уровнем образовательного потенциала населения. При этом оценка динамики и структуры развития человеческого потенциала в Хабаровском крае в 19 922 003 гг. показала, что образование является единственной позицией, которая показывает устойчивый рост в течение всего исследуемого периода.

Данная составляющая рассматривается экспертами как неоспоримое «¦ преимущество региона в инвестиционной конкуренции с другими субъектами Российской Федерации. Следовательно, дальнейшее развитие края неотъемлемо связано с сохранением образовательного потенциала населения и его поддержанием на высоком уровне.

Несмотря на позитивные оценки, современную ситуацию с формированием и использованием образовательного потенциала в крае не следует рассматривать как благополучную. В современном развитии человеческого капитала в Хабаровском крае наметился ряд отрицательных тенденций.

Прежде всего, это отраслевая диспропорция в подготовке кадров и занятости по сферам деятельности. Высокообразованное население оказывается занятым на рабочих местах, либо не соответствующих имеющейся квалификации, либо безработным.

Во-вторых, это территориальные диспропорции в распределении квалифицированных специалистов. Упразднение обязательного государственного распределения молодых специалистов, при отсутствии заменяющих его новых институтов, вызвало диспропорции в пространственном размещении накопленного в крае образовательного потенциала населения, значительное ухудшение обеспечения специалистами сельских и отдаленных районов региона.

Для изменения такой ситуации, по нашему мнению, необходима разработка как новых образовательных программ, так и увеличение финансирования уже принятых программ, что в конечном итоге повысит образовательный потенциал края.

Формирование и эффективное использование человеческого капитала не происходит спонтанно, оно связано с проведением целенаправленной политики, обеспечивающей как собственно приращение, так и сохранение и использование человеческого капитала.

Решение задач приращения абсолютных объемов человеческого ¦ капитала в регионе может быть осуществлено несколькими способами.

Прежде всего, оно связано с созданием эффективных институциональных условий для увеличения человеческого капитала. Второе направление связно с увеличением финансовых вложений в человека, предполагающее изменение не только в объемах, но и в заданных направлениях, темпах и структуре. Третье — разработка и реализация мероприятий противодействующих размыванию накопленного человеческого капитала.

Одновременно с программами по увеличению человеческого капитала необходимо проведение активной региональной политики по его рациональному использованию, в т. ч. эффективному размещению на территории.

Важное место в реализации программного подхода к развитию человеческого капитала занимает оценка эффектов, получаемых в результате их реализации.

Прежде всего, это связывают с экономическими показателями за счет увеличения производства. Другой важный экономический эффект связан с формированием конкурентных позиций региона. Третий определяет позитивное изменение социальной ситуации на территории.

Исходя из этого, можно считать, что оценка только экономических эффектов при реализации программ позволяет получить не полные, а нижние значения позитивных для региона результатов, которые, будучи взятыми за ориентир, дают представление о минимальных выгодах, полученных территорией.

Оценка факторов роста ВРП в Хабаровском крае показала более важное значение человеческого капитала в этом регионе, по сравнению с вещественным капиталом. На основе моделирования развития Хабаровского края до 2010 было выявлено сохранение этой пропорции при развитии по различным сценариям.

Это определяет необходимость реализации целевых программ, ¦ обеспечивающих сохранение и приращение человеческого капитала для обеспечения экономического роста в регионе.

Экономическая ситуация, которая сложилась в Хабаровском крае в реформенный период, определила необходимость активного участия органов регионального управления в регулировании процессов формирования и использования одного из наиболее дефицитных ресурсов для Дальнего Востока страны на всех периодах его развития квалифицированных работников.

Для решения этой проблемы в Хабаровском крае были осуществлены комплексы мероприятий, направленных на совершенствование системы формирования и использования регионального человеческого капитала.

Накопленный в процессе реализации опыт позволяет, с одной стороны, выделить позитивные результаты и дать рекомендации по их более широкому применению при осуществлении региональной политики, и, с другой стороны, определить те направления, в которых обнаружились дефекты в подготовке и применении программных мероприятий и предложить способы их преодоления.

Установлена необходимость реализации двух типов программных документов: во-первых, специализированных целевых программ по формированию и использованию человеческого капитала, ориентированных на решение специфических для региона проблемво-вторых, разделов по развитию профессионального образования в общеэкономических и инвестиционных программах региона.

Их совместная реализация позволяет, с одной стороны, увеличить позитивное влияние накопленного человеческого капитала на экономическое развитие, и с другой стороны, обеспечить сохранение и усиление конкурентных позиций региона в национальной экономической системе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» (в ред. от 10 июня 2000 г. № 92-ФЗ)
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 № 110-ФЗ). М.: Инфра-М. 2003
  4. Концепция стратегического развития России до 2010 года / Гос. Совет Российской Федерации Разраб.: В. И. Ишаев. М.:Изд-во ИСЭПН, 2001
  5. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803
  6. Федеральная программа развития образования (утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ).
  7. Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 31.01.2000 № 29
  8. Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ, учрежденные федеральными органами исполнительной власти//Российская газета. 2003. 13 февраля.
  9. Краевая целевая программа «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003−2007 годы».
  10. Стратегия экономического развития Хабаровского края на период до 2010 г. Утверждена Постановлением Правительства Хабаровского края 9.07.2002. № 13-пр
  11. В. Модель человека в экономической науке. СПб. Экономическая школа. 1998.
  12. В. Образ человека в политической экономии//МЭиМО. 1990. № 2. С. 18−28
  13. С.А. К методологии измерения синтетических категорий качества жизни населения//Экономика и математические методы. 2003. том 39. № 2.
  14. С.А. Эмпирический анализ синтетических категорий качества жизни населения//Экономика и математические методы. 2003. том 39. № 3. С. 19−53.
  15. Г. Д. Унтура Г. А. Конкурентные позиции Кузбасса, их оценка и позиции развития. Кемерово. 1995
  16. И.С. и др. К вопросу о концепции и содержании системы статистических показателей для анализа социально-экономического развития России и ее регионов//Вопросы статистики. 1999. № 7. С.40−45.
  17. А.Багиров. Информационная эпоха: тенденции развития// Международная жизнь. 2001. № 8. С.90−96.
  18. Г. А. Управление развитием образования: организационно"экономический аспект. М.: Экономика. 2003.
  19. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ. 2003.
  20. Г. Экономический взгляд на жизнь//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.5. Экономика. Вып.З. 1993.
  21. Биктимирова 3. Государственное управление и качество жизни населения/Юбщество и экономика. 2003. № 3. С. 119−132.
  22. М. Методология экономической науки. М.: НП «Журнал Вопросы экономики». 2004.
  23. М. Обзор современной теории//Панорама экономической мысли конца XX столетия. Ред. Гринэуэй Д. и др. Т.1. С-Пб.: Экономическая школа. 2002. С.173−191.
  24. О.Н. и др. Динамика и структура сферы образования в России в 90-е годы//Проблемы прогнозирования. 2002. № 4. с.122−133.
  25. B.C., Ермакова Е. Е., Похвощев В. А. Занятость населения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 320с.
  26. С., Нестеров JI. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы//Вопросы экономики. 2002. № 3 С.51−64.
  27. С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры//Вопросы экономики. 1999. № 2
  28. B.C. Экономист с «человеческим лицом» (взгляды и концепции проф. Л.К.Туроу)//США. 1991. № 10. С.3−13
  29. Э. О «посттейлоризме» и «человеческом капитале»//МЭиМО. 1995. № 11. С. 138−140.
  30. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе//Вопросы экономики. 2002. № 8. С.115−121.
  31. Гайдар Е. Т. Современный экономический рост и стратегия перспективного социально-экономического развития
  32. России//Модернизация экономики России. Социальный контекст. Кн. 1.¦
  33. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2004. С.68−104.
  34. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: Издательство РАГС. 2001.
  35. А.Д., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М. 1999.
  36. В.Г. Экономическая реформа в КНР. М.: Международные отношения. 1990.
  37. М.И. и др. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели/ТВопросы статистики. 1999. № 12. С.15−21
  38. В.В. и др. Экономика знаний. СПб.: Питер. 2003.
  39. Н. Социальная составляющая региональной политики на Западе/ТМЭиМО. 2003. № 4. С.63−70
  40. К.И. Образовательные услуги и современное состояние рынка//Российский гуманитарный Интернет-университет//ууул-и.ги
  41. А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2003
  42. А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи до реализации//Вопросы экономики. 2001.№ 3.
  43. А.Г., Зайцева Ю. С. Валовой региональный продукт. М.: Экономика. 2003
  44. JI. Российское образование в зеркале демографии/ТВопросы экономики. 2003. № 7. С. 4−25
  45. Дал Г., Морган К. Прибыль на инвестиции в трудовые ресурсы//Производительность труда белых воротничков. М.: Прогресс. 1989. С.213−223.
  46. Дальний Восток и Забайкалье 2010. Под ред. П. А. Минакира. М.: Экономика. 2002
  47. Дальний Восток России: экономический потенциал. Отв. ред. П. А. Минакир, Н. Н. Михеева. Владивосток: Дальнаука. 1999
  48. Дальний Восток России: экономическое обозрение. Под ред. П. А.&diams-
  49. Минакира. Хабаровск: РИОТИП. 1996
  50. Денежные доходы и расходы населения Хабаровского края. Стат. сборник. Хабаровск. 2002
  51. Динамика и факторы эффективности профессионального обучения и переподготовки безработных//Вопросы экономики. № 11. 2002. С. 7690.
  52. И.Е. Экономическая трансформация и социальный капитал//Проблемы прогнозирования. 1997. № 1. С. 10−21.
  53. А.И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Методология оценки человеческого капитала//Экономика образования. 1999. № 1.
  54. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 1998. Основные тенденции развития человеческого потенциала в России в 1997 году и первой половине 1998 года // Общество и экономика, № 2, 1999.
  55. П. Труд и управление в современном мире//США-ЭПИ. 1993. № 5. С.106−115.
  56. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации. Под ред.А.Гапоненко, Т. М. Орловой. М.: ИД «Социальные отношения». 2003
  57. А.Н. Человеческий капитал в современной экономике//США-Канада. 2002. № 2. С. 110−127.
  58. В.И., Минакир П. А. Дальний Восток России: реальности и"возможности экономического развития. Хабаровск: ДВО РАН. 1998
  59. В.И. Экономическая реформа в регионе. Тенденции развития и регулирование. Владивосток: Дальнаука. 1998
  60. Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению//США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11.
  61. Р.И. Послесловие. Вклад Гэри Беккера в экономическую теорию//В кн. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ. 2003. С.645−671
  62. Р.И. Рынок труда в России. Адрес в Интернет http://www.libertarium.ru/libertarium/librarv
  63. Р. Региональная политика в местном и региональном измерении//Регион: экономика и социология. 1995. № 4.
  64. А. Об оценке эффективности политики на рынке труда// Общество и экономика. 2001 № 6.
  65. Дж. Экономический рост и формирование капитала//Вопросы экономики. 1976. № 11.
  66. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. С-Пб. 2002.
  67. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН. 1997
  68. A.B. Введение в теорию человеческого капитала. Новосибирск: СибУПК. 2000.
  69. Е., Тюрюканова Е. Интеллектуальная миграция//Экономист. 1999. № 3.
  70. Е.В. Индекс человеческого развития и тенденции его изменения в России и зарубежных странах//Вопросы статистики. 1999. № 2. С.21−30.
  71. В., Мильнер Б., Шевцов А. Региональная экономика России:*концепции, проблемы, решения//Российский экономический журнал. 1994. № 5.
  72. В. Н., Швецов А. Н. Общероссийская реформа и территориальное развитие. Статья 2//Российский экономический журнал. 2000.№ 1.
  73. В. Н., Швецов А. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. В 10 кн. М.: Проект «Социальные последствия экономических реформ и приватизации в РФ». 1999 Кн. 3.
  74. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект-пресс. 1995.
  75. В.В. и др. Модель региона-квазикорпорации/ТРегион: экономика и социология. 2000. № 2. С. 17−36.
  76. В.Мау. Политэкономические проблемы проведения рыночных реформ в посткоммунистической России // Общество и экономика. 2000, № 7. С.3−38.
  77. В.А. Перед вызовами постиндустриализма. М.: Альпина паблишер. 2003.
  78. П.А. Системные трансформации в экономике. Владивосток: Дальнаука. 2001.
  79. П., Рензин О., Чичканов В. Экономика Дальнего Востока. Перспективы ускорения. Хабаровск: Кн. изд-во. 1986
  80. H.H. Не вижу людей, с которыми можно разговаривать//Эксперт. 1997. № 49.
  81. Г. Занятость в социальной сфере России: противоречия роста //МЭиМО, 2002, № 4.
  82. Г. Современные проблемы «третьего мира». М.: Прогресс. 1972.
  83. С.Б. и др. Качество жизни населения республики Бурятия//Регион: экономика и социология. 1998. № 2. С.84−92.
  84. Л. Новые подходы к оценке национального¦богатства//Вопросы статистики. 1998. № 8. С.3−7.
  85. Л.И. Обзор публикаций по проблемам статистики образования и науки//Вопросы статистики. 1999. № 10. С.89−91.
  86. Л.И. Человеческий потенциал и Российская Федерация//Вопросы статистики. 1999. № 2. С.31−33.
  87. Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал//Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 103−110.
  88. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. М.: РПЭИ. 2004. № 99.
  89. А. Экономический рост и кадровый потенциал России//Вопросы экономики. 2000. № 7.96,Ослунд А. Строительство капитализма. М.: Логос. 2003.
  90. Н. Надо прекратить безумное бегство государства из экономики//ЪИр:// ууу. гЬсс!аПу. ги./03.07.2003/
  91. Проблемы и тенденции развития образования в РФ. М. Минобразования России. 2002
  92. Прогнозирование развития региональных экономических систем. Отв. ред. П. А. Минакир, Н. Н. Михеева. Владивосток: ДВО АН СССР. 1989.
  93. В.И. Интеллектуальные потенциалы США и России: феноменология, подходы определения//США-Канада. 1999. № 7. С.91−107.
  94. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика. 2000
  95. Регионы России. М.: Госкомстат. 2001.
  96. Л.А. Адаптация человека в переходной экономике: модификация стратегий, ценностей, норм//Общество и экономика. 1997. № 7−8. С.33−47.
  97. Н.М. Качественный потенциал населения России:¦взгляд в XXI век//Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М. Экономика. 2002. С.34−48.
  98. П.О. Теоретические проблемы функционирования государственного сектора экономики/Юбщество и экономика. 1994. № 7−8. С. 103−123.
  99. И.М. Регион и его роль в создании общего экономического пространства//Экономическая наука современной России. 2003. № 3. С.73−85.
  100. Р. Социально-экономическая информация в меняющемся обществе/ТВопросы статистики. 1998. № 11. С.13−17.
  101. Р. Экономическая социология переходной России. М.: Дело. 1998.
  102. П., Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России//Российский экономический журнал, 2000, № 7. С.66−73.
  103. А. Россия и индекс человеческого развития/ТНаселение и общество. 2000. № 43.
  104. А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала//МЭиМО. 1995. № 9. С.20−36-
  105. Л.В., Шупер В. А. Регионализация общественного развития и парадоксы региональной политики в России//Регионализация в развитии России. М.: УРСС. 2001.
  106. И. Недоиспользование трудового потенциала страны: путь в направлении, обратном общемировому. Адрес в Интернет http://www.chelt.ru/2003/6−03/soboleva-6−3.html
  107. Социальное положение и уровень жизни населения России. Ст.сб. М.: Госкомстат России. 2003.
  108. Социальный капитал и социальное расслоение в России. Под ред.*
  109. Д.Твигг, К.Шектер. М.: Альпина паблишер. 2003
  110. Дж. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ. 1997.
  111. Стратегия для России: образование. М.: ГУ-ВШЭ. 2003
  112. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Под ред. А. Г. Гранберга и др. М.: Экономика. 2002
  113. Стратегии макрорегионов России. Методологические подходы, приоритеты и пути реализации. Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука.2004
  114. Стратегия развития Уральского федерального округа на период до 2010 г. Науч. рук. А. И. Татаркин. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН. 2002.
  115. Стрижкова JL, Златоверховникова Т. Качество жизни в российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления)//Экономист. 2002. № 10. С. 67−76
  116. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций//Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia. 1999. С. 372−400
  117. США: государство, человек, экономика, (региональные аспекты) М. Анкил. 2001
  118. С. Региональное экономическое развитие на базе программного подхода//Регион: экономика и социология. 2000. № 1.
  119. Труд и занятость в России. М.: Госкомстат. 2003
  120. В., Колесников J1. Стратегия образования, в России: Кризис и перспективы // Обозреватель. 1997. N 9.
  121. Д., Шаститко А. Экономический подход к проблемам организации знаний о человеке//Вопросы экономики. 2002. № 9. С.46−63.
  122. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи¦высшей школы. Доклад Всемирного банка. М.: Изд-во «Весь мир». 2003.
  123. Хабаровский край в 2002 году. Статистический ежегодник. Хабаровск. 2003.
  124. И.И. Сфера образования в переходный период: региональный аспект//Регион: экономика и социология. 2000. № 4. С.96−117.
  125. Т.В. Эффективность методов профессионального обучения персонала российских предприятий/ЯТроблемы прогнозирования. 2003. № 4. С. 131−137.
  126. Хэмильтон Брюс У. Гипотеза Тибу//Экономическая теория. М.: Инфра-М. 2004. С.820−826.
  127. Ю.В. Дополнительное профессиональное образование: тенденции, проблемы, перспективы. М. Внешторгиздат. 1998.
  128. В.П. Особенности социально-экономической трансформации современной России//Вестник ПАГС. 2001. № 1. С. 3550.
  129. Г. Социально-трудовая сфера: динамика, качество человеческого потенциала, проблемы управления//Вопросы статистики. 1998. № 5. С.77−81
  130. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка//Регион. Экономика и социология. 1995.№ 1
  131. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ. 2000.
  132. В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг//МЭиМО. 1997. № 11. С.127−135.
  133. В. Человеческий капитал и неоднозначность его¦трактовки//МЭиМО. 2001. № 12. С. 45 46
  134. В. Экономика, экономическая теория, Человеческий и вещественный капитал: общность и различие/ТМЭиМО. 2003. № 8. С.55−61
  135. Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании//Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia. 1999. С. 429−447
  136. Экономика Дальнего Востока: переходный период. Отв. ред. П. А. Минакир, Н. Н. Михеева. Хабаровск Владивосток: Дальнаука. 1996
  137. Экономика России на пути от стабилизации к росту. М. 2002.
  138. Экономическая политика: региональное измерение. Под ред. П. А. Минакира. Владивосток: Дальнаука. 2001
  139. Экономическая реформа на Дальнем Востоке: результаты, проблемы, концепция развития. Отв. ред. П. А. Минакир. Хабаровск: ДВО РАН. 1993
  140. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики//Вопросы экономики. 2004. № 7. С.4−34
  141. Bilington N. The Location of Foreign Direct Investment: An Empirical Analysis, Applied Economics, Vol. 31, 1999. pp. 65−76.
  142. Blomstrom Magnus, Ari Kokko and Mario Zejan. Foreign direct investment: firm and host country strategies. NY, Martin’s Press, 2002.
  143. Blanshflower, D.C. and Osvald, A.J. Well-being over Time in Britain and the USA, Working Paper No. 7487, National Bureau of Economic Research, Cambridge, MA, 2000.
  144. Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital, American Journal of Sociology, Vol. 94, Supplement, 1988, pp.95−120.
  145. De la Fuente, A. and Domenech, R. Human Capital in Growth Regression: How Much Difference does Data Quality Make? CSIC, 2000.
  146. Edvinson L., Malone M. Intellectual Capital. N.Y., Harper. 1997.
  147. J.F.Helliwell (ed.) The Contribution of Human and Social Capital to"
  148. Sustained Economic Growth and Well-being: International Symposium Report, Human Resources Development Canada and OECD. 2001
  149. Human Capital Investment An International Comparison, Paris. OECD, 1998.
  150. Jencks Gh. Inequality: A Reassessment of the Effect of Family and Schooling in America. N. Y. 1972.157.. Kenkel, D. Health Behavior, Health Knowledge, and Schooling, Journal of Political Economy, 1991, Vol. 99(2), pp. 287−305
  151. Knowledge Management in the Learning Society, Paris: OECD, 2000
  152. Lesser, E.L. Knowledge and Social Capital, Butterworth-Heinemann, Boston. 2000
  153. Mincer, J. Schooling: Experience and Earnings. National Bureau of Economic Research, Cambridge, 1974.
  154. Schultz T. W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. In: Human Resources. Fifteen Anniversary Colloquium. N.Y., 1975.
  155. Schultz T.W. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N.Y., London, 1971.
Заполнить форму текущей работой