Отчет о прибылях и убытках как информационная модель оценки финансового результата деятельности организации
Одним из наиболее значимых является форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов. Прибыль (или убытки) является конечным финансовым результатом деятельности предприятия, которой отражается на счете 99 «Прибыли и убытки». Из этой прибыли предприятия уплачивают… Читать ещё >
Отчет о прибылях и убытках как информационная модель оценки финансового результата деятельности организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Основы анализа бухгалтерской отчётности»
ТЕМА: «Отчёт о прибылях и убытках как информационная модель оценки финансового результата деятельности организации»
Содержание Введение
1. Значение отчёта о прибылях и убытках в финансовой деятельности организации
1.1 Сущность и значения отчёта о прибылях и убытках
1.2 Порядок составления и предоставления отчёта о прибылях и убытках
2. История и перспектива развития бухгалтерского учета в России
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры и динамики прибыли Заключение Список литературы Приложение
Введение
В условиях рыночной экономики пользователями финансовой отчетности становятся практически все участники рыночных отношений: лица, непосредственно связанные с предпринимательством.
Непременным условием полного качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является умение читать финансовую отчетность, и, в частности, основную ее форму — бухгалтерский баланс и приложения к нему.
Одним из наиболее значимых является форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов. Прибыль (или убытки) является конечным финансовым результатом деятельности предприятия, которой отражается на счете 99 «Прибыли и убытки». Из этой прибыли предприятия уплачивают различные налоги: налог на имущество, местные налоги и т. д., таким образом, прибыль является источником множества налогов. Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.
Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» обеспечивает формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
Актуальность выбранной темы характеризуется необходимостью рассмотрения отчета о прибылях и убытках, как информационной модели оценки финансовых результатов деятельности организации.
Целью данной работы является определение роли и значения отчета о прибылях и убытках, как информационной модели оценки финансовых результатов деятельности организации.
Объектом исследования в данной работе является организация ООО «Термопакет».
В данной работе следует решить круг основных задач:
— определить сущность и значение отчета о прибылях и убытках в условиях рыночных отношений;
— определить порядок формирования показателей отчетности о доходах по обычным видам деятельности;
— рассмотреть порядок формирования показателей отчетности о расходах предприятия по обычным видам деятельности;
— провести анализ финансовых результатов ООО «Термопакет»
Глава 1. Значение отчёта прибыли и убытках в финансовой деятельности организации
1.1 Сущность и значение отчёта о прибылях и убытках
В условиях рыночной экономики и новых форм хозяйственные предприятия сталкиваются с рядом ранее не возникавших проблем. Одна из них — квалифицированный выбор партнёра на внутреннем и внешнем рынке, поскольку от этого зависит эффективность будущего сотрудничества.
Основным, если не единственным источником информации об устойчивости финансового положения партнёра является бухгалтерская отчётность. В рыночной экономике отчётность предприятия базируется на обобщении данных бухгалтерского учёта и является информационным звеном, связывающий предприятия с обществом и их партнёрами — пользователями информации о деятельности предприятия.
Важнейшей формой выражения деловой активности предприятий является величина текущего финансового результата за определенный период — прибыли, получаемой от их производственно-эксплуатационной, инвестиционной и финансовой деятельности. Во всём деловом мире сведения о формировании прибыли рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерского отчёта предприятия, дополняющая и развивающая информацию, представленную в балансе лишь в виде окончательного оформленного результата.
Прибыль — важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществление расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.
За счет прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому информация, содержащаяся в Отчете о прибылях и убытках, представляет интерес для широкого круга пользователей. Данные, отраженные в Отчете о прибылях и убытках, позволяют достаточно объективно оценить финансовые результаты деятельности организации.
За счет прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.
Поэтому информация, содержащаяся в отчете о прибылях и убытках, представляет интерес для широкого круга пользователей. Данные, отраженные в Отчете о прибылях и убытках, позволяют достаточно объективно оценить финансовые результаты деятельности организации.
Отчет о прибылях и убытках является основной теоретической базой для анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Именно в данном отчете отражается присущие всем организациям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования прибыли, единство системы налогообложения.
Прибыль или убыток являются главным показателем, отражающим финансовый результат, слагаемый из совокупности доходов и расходов, возникающих в результате осуществления хозяйственных операций.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), предусматривает пять основных показателей прибыли:
— Валовая прибыль;
— Прибыль от продаж;
— Прибыль до налогообложения;
— Прибыль от обычной деятельности;
— Нераспределенная прибыль.
Все эти показатели показаны в Отчёте о прибылях и убытках в динамике, т. е. за отчетный период и за аналогичный период предшествующего периода.
Именно данные показатели характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.
Наряду с абсолютной оценкой рассматривают также относительную эффективность хозяйствования — показатели рентабельности.
Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к выручке продукции. Рентабельность отражает степень прибыльности организации.
Анализ финансовых показателей (прибыли или убытка), произведенный по данным отчета о прибылях и убытков, позволяет выявить возможность улучшения финансового положения и по результатам расчетов принять экономически обоснованные решения.
Конечный финансовый результат, характеризующий качество хозяйственной деятельности организации, выражается в бухгалтерском учете в показателе прибыли или убытка, при определении которого за определенный период учитываются все доходы и расходы этого периода. Информация о формирование конечного финансового результата накапливается нарастающим итогом в течение отчетного года на счете 99 «Прибыли и убытки». Посредством противопоставления оборотов о доходах (кредит счета) и расходах (дебет счета) выявляется чистая прибыль (убыток) отчетного года. Такой подход принят для расчета прибыли (убытка) при составлении отчета о прибылях и убытках.
При отражении доходов и расходов в отчете в соответствие с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» обязательному раскрытию подлежат:
— выручка от продажи продукции (работ, услуг);
— себестоимость проданной продукции (работ, услуг);
— проценты к получению и уплате;
— доходы от участия в других организациях;
— доходы и расходы от других хозяйственных операций, не характерных для данной организации.
В зависимости от вида доходов и расходов и их влияния на конечный финансовый результат организации при составлении отчета предусмотрена определенная группировка и последовательность отражения показателей, характеризующих структуру доходов и расходов при расчете прибыли (убытка) отчетного года.
1.2 Порядок составления и представления отчета о прибылях и убытках В отчете о прибылях и убытках отражаются финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года. В бухгалтерской отчетности можно привести данные более чем за два года, если организация считает это целесообразным и соответствующее положение есть в приказе по учетной политике. В этом случае в отчет, который формирует организация, добавляются дополнительные графы.
Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Структура отчета о прибылях и убытках в российской практике соответствует форме отчета, принятой международными стандартами. Расхождения существуют лишь в методике расчета отдельных показателей.
Составление и ведение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках предусмотрено действующим законодательством. В бухгалтерской отчетности отражаются показатели, необходимые для правильного исчисления налога на прибыль. Несмотря на то, что согласно статье 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета, из данной нормы следует, что для целей налогообложения регистры бухгалтерского учета, показатели которых отражаются в бухгалтерской отчетности, могут заявляться налогоплательщиком как регистры налогового учета.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» .
Представление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках с нарушением установленного срока (30 календарных дней по окончании квартала, 90 календарных дней по окончании года) является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в форме № 2 нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.
Все расходы организации, а также показатели, имеющие отрицательные значения, в отчете о прибылях и убытках показывают в круглых скобках.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) содержит следующие сведения:
— раздел I — о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
По строке 010 показана выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
По данной статье показывается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций (поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности), являющиеся доходами от обычных видов деятельности, признанные организацией в бухгалтерском учете в соответствии с условиями, определенными для ее признания в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, и в сумме, исчисленной в денежном выражении в соответствии с правилами указанного Положения, включая условия договоров по продаже товаров, продукции, выполнению работ и оказанию услуг (с учетом скидок (накидок), суммовых разниц, изменений условий договора, расчетов не денежными средствами и т. п.).
По строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются расходы по обычным видам деятельности, выручка от продажи которых отражена по предыдущей строке. Данный показатель указывается в круглых скобках.
Разница между выручкой и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг покажет валовую прибыль, которая отражается по строке 029. Если получен отрицательный результат, то результаты по данной строке указываются в скобках.
Строка 030 «Коммерческие расходы». Организации, осуществляющие производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), по данной строке отражают расходы, связанные со сбытом продукции. Организации торговли по этой строке отражают сумму издержек обращения.
Коммерческие расходы в производственных организациях учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Издержки обращения в торговых организациях учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» .
К коммерческим расходам могут относиться, в частности, следующие виды затрат:
— на рекламу продукции (работ, услуг);
— на транспортировку продукции до места назначения;
— на погрузочно-разгрузочные работы;
— на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи.
Промышленные предприятия здесь также могут отражать расходы на тару и упаковку продукции, комиссионные вознаграждения, уплаченные торговым и снабженческо-сбытовым организациям, заработную плату продавцов готовой продукции и другие аналогичные расходы.
По строке 030 «Управленческие расходы» формы № 2 отражаются общехозяйственные расходы организации. Сумма этих расходов указывается в Отчете о прибылях и убытках в круглых скобках.
Организации, занимающиеся производством продукции (работ, услуг), по данной строке указывают косвенные расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом:
— расходы на оплату труда административного персонала;
— расходы на подготовку и переподготовку кадров;
— расходы на содержание имущества общехозяйственного назначения;
— расходы по оплате аудиторских услуг и т. п.
— Расходы, связанные с управлением производством, отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» .
Прибыль (убыток) от продаж (строка 050) определяется как разность между валовой прибылью (строка 029) и коммерческими (строка 030), управленческими (строка 040) расходами. Если организация получает убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), он должен быть отражен по данной строке в круглых скобках.
Раздел II — об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходах от участия в других организациях и прочих операционных доходах и расходах По строке «Проценты к получению и уплате», в частности, указываются проценты, полученные:
- по облигациям;
— по векселям, в т. ч. дисконт по векселям;
— по депозитным сертификатам;
— за пользование денежными средствами, находящимися на банковских счетах организации;
— за предоставление денежных средств по договору займа.
По строке «Доходы от участия в других организациях» отражаются:
поступления от долевого участия в уставных номиналах других организаций;
прибыль от совместной деятельности.
Доходы от долевого участия в уставных капиталах других организаций или дивиденды по акциям отражаются в бухгалтерском учете по мере объявления их размеров организацией, которая их выплачивает.
Согласно пункту 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», к операционным доходам, отражаемым в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке «Прочие доходы» относятся:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
— поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
— поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты).
— штрафы, пени и неустойки, получаемые за нарушение контрагентом условий договоров;
— поступления, связанные с возмещением убытков, причиненных организации;
— активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
— прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
— суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
— положительные курсовые разницы;
— сумма дооценки активов;
— прочие операционные доходы.
В соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» являются:
- расходы по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
— расходы по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
— расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
— расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);
— расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями;
— отчисления в оценочные резервы;
— прочие операционные расходы.
— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
— возмещение причиненных организацией убытков;
— убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
— суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;
— курсовые разницы;
— сумма уценки активов;
— перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
Отчет о прибылях и убытках составляется в основном по данным счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» по сути дела представляет собой аналитику к счету 99 «Прибыли и убытки». Отложенные налоговые активы (обязательства) напрямую на величину финансового результата (прибыли или убытка) не влияют. Они влияют на величину финансового результата непосредственно через сумму текущего налога на прибыль.
В соответствии с ПБУ 9/99 выручка, операционные и внереализационные доходы, составляющие 5% и более от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности.
Рассмотрим пример финансового результата предприятия ООО «Термопакет».
Глава 2. Анализ финансовых результатов ООО «ТЕРМОПАКЕТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия Общество с ограниченной ответственностью «Термопакет» создано в соответствии с законодательством РФ. Полное фирменное наименование, сокращенное название ООО «Термопакет» .
Предприятие основано в 2007 г., цель создания — производство упаковочных материалов.
Сегодня ООО «Термопакет» — это современное предприятие, оснащенное современным оборудованием, высокими технологиями и высококвалифицированным персоналом.
В настоящее время ООО «Термопакет» имеет тесные деловые связи с такими предприятиями как ОАО «Биосинтез» (г. Пенза), ООО «Бэстком-ХХ1 век» (г. Москва), ЗАО «Готэк» (г. Белгород), ЗАО «Готэк-литар» (г. Курск), ООО «Эксимпакет» (г. Санкт-Петербург) и др. предприятиями в России и Белоруссии, а также с предприятиями сельхозпроизводителями Пензенского региона.
ООО «Термопакет» разработал и предлагает своим партнерам такие виды продукции как:
— - гофротару и картонную упаковку;
— - упаковочный материал из полиэтилена.
Продукция предприятия производится на современном импортном оборудовании.
По мнению партнеров предприятия, ООО «Термопакет» — это, прежде всего, надежность в сотрудничестве и качество продукции.
На предприятии внедрена система менеджмента качества на базе международного стандарта 1 309 000 версии 2009 года. В 2010 г. получено заключение от органа по сертификации систем качества ГУП «Технолизинг ЦНИИ ЭИСУ» на соответствие системы качества предприятия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2010. Предприятием получен «Предварительный экологический сертификат соответствия», удостоверяющий экологическую чистоту продукции. Все виды продукции предприятия производятся с соблюдением природоохранного законодательства, не допускаются вредные выбросы в окружающую среду и водную среду.
Высшим органом управления является Общее собрание собственников, руководство текущей деятельностью осуществляется директором.
Основная цель деятельности предприятия определена уставом — обеспечение устойчивого выпуска продукции в максимальной степени удовлетворяющих требования и ожидания потребителей, а также получение прибыли при оптимизации затрат за счет эффективного использования технических, трудовых и материальных ресурсов.
В соответствии с целью директор предприятия решает следующие задачи:
— изучение конъюнктуры рынка и адаптация бизнеса под постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка;
— обеспечение оперативного регулирования объема и номенклатуры производства;
— повышение высокого качества продукции;
— увеличение производственной мощности предприятия и эффективное использование оборудования;
— бесперебойное материальное обеспечение производственного процесса;
— внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий;
— сертификации качества продукции;
— оценка предпринимательских рисков и прогнозирование результатов деятельности;
— контроль за выполнением плановых показателей.
Система качества предприятия базируется на долгосрочной стратегии постоянного повышения качества и направлена на неукоснительное соблюдение требований потребителя к продукции предприятия. Такая политика принята для того, чтобы сформировать у потребителя доверие к продукции предприятия.
Эффективное функционирование и развитие системы управления качеством обеспечивается ее взаимодействием со всеми структурами предприятия и основывается на следующих принципиальных положениях:
- проведение кадровой политики, направленной на постоянное совершенствование системы профессиональной подготовки всего персонала, как в области современных методов обеспечения качества, так и в области профессиональной подготовки, повышение квалификации сотрудников, заинтересованности их в результате труда;
— обеспечение безопасных условий труда, принятие возможно более
— полных мер по сохранению природной среды;
— повышение культуры производства, решение проблем технической
— уровня и качества продукции, совершенствования ее конструкции
— основное использования достижений научно-технического процесса и
— передового опыта, прогрессивных технологий;
— совершенствование управления с использованием современных
— методов и информационных технологий, компьютеризации производства;
— рациональное использование материальных, энергетических и
— трудовых ресурсов, снижение трудоемкости выпускаемой продукции;
— постоянная связь с поставщиками комплектующих и материалов и потребителями, направленная на повышение требований к качеству продукции.
В соответствии с бизнесом, руководитель создает необходимую для успешного бизнеса организационную структуру предприятия и разрабатывает штатное расписание.
Для обеспечения производства сырьем, материалами и комплектующими изделиями сформирован отдел снабжения.
Оценка рынка сбыта и реализация продукции входит в компетенцию структурного подразделения «Управление маркетинга и сбыта». Данная структура формирует портфель заказов предприятия или план продаж на ближайшую перспективу.
В соответствии с планом реализации продукции планово-технический отдел разрабатывает производственный план, в соответствии с этим планом отдел «Снабжение» формирует план поставок сырья и материалов.
Техническую службу предприятия возглавляет главный инженер, его функции входит организация производственного процесса, контроль за выполнением плановых показателей, закрепленных за службой структурных подразделений.
Недавно в структуру предприятия введено новое структурное подразделение — отдел экономической и технологической безопасности. Основные функции отдела — обеспечение защиты разработанных производственных технологий и других ноу-хау, а также обеспечение экономической безопасности предприятия. Основная задача службы в этом направлении — защита предприятия от «рейдеров» .
Особое внимание заслуживает такое структурное подразделение как бухгалтерия, работой которого руководит гл. бухгалтер. Бухгалтерия предприятия осуществляет учет всех совершенных операций и систематизирует полученные результаты, как в оперативной, так и в финансовой отчетности. Бухгалтерией предприятия осуществляется бухгалтерский, управленческий и налоговый учеты. На бухгалтерию возложены анализ и обобщение результатов анализа, а также представление руководителю информации, необходимой для принятия управленческих решений, разработки долгосрочных и краткосрочных финансовых планов.
Основные технико-экономические характеристики ООО «Термопакет» представлены в таблице 2.1. Расчеты выполнены на основании форм финансовой отчетности предприятия за 2011;2012 гг. (приложение 1 и 2).
Таблица 2.1 показывает, что:
- несмотря на увеличение доходов, темп прироста по отношению к предыдущим периодам снижается (стр. 1);
— одновременно происходит увеличение себестоимости продукции, при этом, темп прироста себестоимости продукции по отношению к предыдущим периодам также снижается (стр. 2);
— произошло существенное снижение коммерческих расходов, существенно снизился темп прироста этого показателя (стр. 3);
— вместе с тем, произошло увеличение управленческих расходов, темп прироста по отношению к предыдущим периодам также высокий (стр. 4);
— прибыль от реализации (стр. 5), также имеет тенденцию к снижению, основное влияние на темп изменения прибыли от реализации оказали управленческие расходы (стр. 4);
— существенные изменения в росте чистой прибыли произошли в 2011 г. (стр. 6), 2010 г. был трудным для предприятия и предприятие сработало в убыток, после того, как деятельность предприятия стабилизировалось, имеет место тенденцию к ее увеличению;
— особенного внимания заслуживает коэффициент изношенности ОС (стр. 10), его положительная динамика указывает, что на предприятии происходит постепенная замена устаревшего оборудования (снижение коэффициента незначительное);
— особенного внимания также заслуживает коэффициент оборачиваемости оборотных активов (стр. 12), его отрицательная динамика указывает, что происходит снижение оборачиваемости оборотных активов (коэффициент отражает скорость оборота активов). Данный коэффициент тесно взаимосвязан с прибылью организации, что подтверждается снижением темпа роста прибыли от реализации (стр. 5).
2.2 Анализ структуры и динамики прибыли Одной из задач, возникающих при анализе рядов динамики, является установление закономерности изменения уровней изучаемого показателя во времени. Эта закономерность, общая тенденция развития объекта, вполне ясно отображается уровнями динамического ряда. Однако часто приходится встречаться с такими рядами динамики, когда уровни ряда претерпевают самые различные изменения, (то возрастают, то убывают) и можно говорить лишь об общей тенденции развития явления, либо о тенденции к росту, либо к снижению.
Уровни ряда динамики формируются под совокупным влиянием множества длительно и кратковременно действующих факторов и в том числе различного рода случайных обстоятельств.
Структуру таких показателей предприятия как доходы представлены на диаграммах (рисунки 2.2−2.4), которые составлены по таблице 2.2.
На диаграммах (рисунки 2.2, 2.3 и 2.4), построенных по данным таблицы 2.2 видно, что существенных изменений в структуре доходов в 2012 г. по сравнению с 2011 г. не произошло, изменения по элементам доходов не превысили 5%. Т.к. превышение незначительные, этими данными для дальнейших исследований можно пренебречь. Однако следует отметить, что доля выручки в сумме всех доходов в 2010 г. по сравнению с 2011 г., превышала порог в 5%.
Структуру таких показателей предприятия как расходы представлены на диаграммах (рисунки 2.5−2.7), которые составлены по таблице 2.3. Показатели таблиц взяты из приложения 1 и 2.
Соотношение элементов расходов предприятия к их общей их величине за 2010, 2011 и 2012 гг. представлены на диаграммах (рисунок 2.5, 2.6 и 2.7 соответственно), диаграммы построены по данным таблицы 2.3.
Наибольший удельный вес в расходах организации занимает себестоимость (в 2010;2012 гг. 38.56, 41.32% и 41.43% соответственно). К существенным расходам организации также можно отнести управленческие расходы (24.25%, 23.04% и 23.20% соответственно по годам), прочие расходы (33.42%, 31,11% и 31.99%). Остальные расходы составляют менее 5% по каждой статье расходов. Как показывают данные таблицы 2.3, на все другие виды расходов в их общей сумме за отчетный период приходится 3.38%, они существенного влияния на прибыль не оказали.
Диаграмма дает представление о текущих финансовых результатах и позволяет увидеть динамику изменения элементов прибыли в период 2010;2012 гг. Динамика явно указывает, что имеет тенденция к увеличению прибыли по всем ее элементам (объем валовой прибыли, прибыли от продаж и др.).
На рисунке 2.8 видно, что предприятие испытывало некоторые трудности в бизнесе, в 2010 г. оно сработало в убыток, однако далее произошла стабилизация финансового положения, в период с 2011 г. по 2012 г. включительно, предприятие работает стабильно, на что указывает рост по всем показателям прибыли (валовая прибыль, прибыль от продаж и чистая прибыль).
Качественная оценка уровня достижения финансового результата представлена в расчете (таблица 2.4).
Используя данные таблицы 2.4, можно рассчитать ряд показателей, характеризующих качество уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как:
— маржинальный доход (МД), обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли, тыс. руб.;
— точка критического объема продаж ®, тыс. руб.;
— запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. Оптимальное значение этого показателя — свыше 60% от объема продаж.
Порядок исчисления названных показателей представлен в таблице 2.4. Данные таблицы свидетельствуют, что валовая прибыль (маржинальный доход) в отчетном году (2012 г.) по сравнению с предыдущим годом увеличился на 15 441 тыс. руб. или на 20.36%, а выручка от продаж выросла на 27 699 тыс. руб. или на 21.14%.
Критическая точка объема продаж, или, как еще ее называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности), в предыдущем году составляла 56 828 тыс. руб., в отчетном году 66 053 тыс. руб. Объем продаж составил в предыдущем отчетном периоде 131 020 тыс. руб. и в отчетном году 158 719 тыс. руб., что вдвое превышает порог рентабельности продаж. Отсюда следует, что деятельность предприятия в 2010 и 2011 гг. была безубыточной, рентабельной.
Общую модель определения запаса финансовой прочности (ЗФП) можно представить формулой:
ФЗП = В — R = В — (ЗП/ d) (2.1)
ФЗП2011= 158 719 — 66 053ф =92 666 тыс. руб.
ФЗП2010= 131 020 — 56 828 =74 192 тыс. руб.
где ФЗП2011и ФЗП2010— запас финансовой прочности за отчетный и базовый период соответственно.
Запас финансовой прочности в процентах к объему продаж составил 58.38% в 2006 г. и 56.63% в 2005 г. В отчетном году по сравнению с предыдущим годом ЗФП несколько увеличился на 1.75 пункта (58.38 — 56.63). Несмотря на то, что он находится в пределах нормативного уровня. Можно сказать, что достигнутый в отчетном периоде процент ЗФП не очень высокий. Его следует поддерживать на нормативном уровне 60% и более, т.к. в этом случае, при хозяйственных затруднениях и ухудшении конъюнктуры рынка, предприятие может уменьшать его до 50%, без ущерба своему финансовому положению.
Заключение
Анализ финансовых результатов позволяет ответить на вопрос — насколько успешен бизнес сейчас, и какие у него перспективы. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая компонента приводит отсутствию у него средств для развития производства.
Прибыль не имеет материальной основы и рассматривается как индикатор, отражающий эффективность производства. Таким образом, сущность прибыли определяется эффективностью бизнеса в части формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Абсолютная величина прибыли (убытка) показывает, насколько эффективно (безубыточно или убыточно) работает предприятие. Однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин могут использоваться усредненные по временному ряду значения показателей, относящихся к прошлым периодам, среднеотраслевые значения показателей, значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента. Кроме того, в качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины, характеризующие оптимальные или критичные с точки зрения устойчивости финансового состояния, значения относительных показателей. Такие величины фактически выполняют роль нормативов для финансовых коэффициентов. Для точной и полной характеристики результатов финансовой деятельности предприятия и тенденций его изменения достаточно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.
Абсолютная величина прибыли (убытка) показывает, насколько эффективно (безубыточно, убыточно) работает предприятие, однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
В качестве со измерителя к величине прибыли выступает уровень рентабельности. Показатели рентабельности являются важнейшими для оценки рыночной активности фирмы, эффективности использования экономического потенциала и финансовых результатов предприятия.
По данным «Отчета о прибылях и убытках» можно рассчитать рентабельность финансовых результатов базисного и отчетного периода, а также влияние факторов на изменение прибыли. Построим аналитическую таблицу показателей, необходимых для расчета рентабельности (таблица 2.4).
Рентабельность продаж (Rп) — это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.8:
Rп2010= 28 884 / 99 648 * 100 = 28.99
Rп2011= 42 866 / 131 020 *100 = 32.72
Rп2012= 52 956 / 158 719 *100 = 33.36
Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение рентабельности продаж может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижением индивидуальной рентабельности конкретного вида продукции. Если снижение данного показателя является тенденцией, то предприятию необходимо предпринять меры по снижению себестоимости продукции, чтобы обеспечить повышение показателя рентабельности продаж, увеличение прибыли.
В нашем случае этот показатель в сравнении 2010;2011 гг. увеличился на 3.73 пункта (32.72−28.99), а 2011;2012 гг. увеличился на 0.64 пункта (33.36 — 32.72). Несмотря на то, что показатель имеет тенденцию к увеличению, однако прирост этого показателя значительно замедляется. Такое поведение рентабельности продаж указывает на то, что у предприятия в ближайшее время могут возникнуть трудности относительно приращения прибыли.
Рентабельность текущей деятельности (Rт) — это отношение суммы прибыли от продаж к себестоимости продукции, рассчитана по формуле 1.9:
Rт2010= 28 884 / 42 211 *100 = 68.43
Rт2011= 42 866 / 55 194 *100 = 77.66
Rт2012= 52 956 / 67 452 *100 = 78.51
Рентабельность текущей деятельности показывает, сколько предприятие получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Выше произведенные расчеты показывают, что рентабельность от производственной деятельности имеет положительную тенденцию, показатель в сравнении 2010;2011 гг. увеличился на 9.23 пункта (77.66−68.43), а 2011;2012 гг. увеличился на 0.85 пункта (78.51−77.66). Несмотря на то, что показатель имеет тенденцию к увеличению, т. е. каждый вложенный в производство рубль приносит существенную прибыль, мы видим снижение прироста этого показателя и значительное (неустойчивый характер поведения). Данный коэффициент также указывает на то, что у предприятия в ближайшее время могут возникнуть трудности относительно приращения прибыли.
Рентабельность продаж относительно чистой прибыли (Rч) — это отношение суммы чистой прибыли к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.10:
Rч2010= -89 / 99 648 *100 = - 0.09
Rч2011= 15 840 / 131 020 *100 = 12.09
Rч2012= 21 093 / 1 587 199 * 00 = 13.30
Показатель рентабельности чистой прибыли также показывает положительную динамику по всем периодам, но прирост этого показателя по сравнению с предыдущим периодом, значительно уменьшился. В настоящий момент предприятие имеет высокую степень привлекательности для инвесторов. Однако отрицательная тенденция — это признак того, что инвестиционная привлекательность бизнеса под угрозой.
Рентабельность продаж относительно прибыли до налогообложения (Rб) — это отношение суммы прибыли до налогообложения (балансовая прибыль) к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.11:
Rб2010= -89 / 99 648 *100 = - 0.09
Rб2011= 20 842 / 131 020 *100 = 15.91
Rб2012= 32 129 / 158 719 *100 = 20.24
Показатель рентабельности прибыли до налогообложения также показывает положительную динамику по всем периодам, но прирост этого показателя по сравнению с предыдущим периодом, значительно уменьшился. Это отрицательная тенденция признак того, что прочая деятельность не оказала существенного влияния на прибыль предприятия в целом.
Эффективность использования финансовых результатов рассматривается посредством оценки коэффициентов рентабельности, т. е. элементом результативности являются показатели рентабельности. Данные расчетов сведены в таблице 2.5.
Особого внимания заслуживают такие показатели как рентабельность продаж и рентабельность чистой прибыли, т.к. они определяют инвестиционную привлекательность предприятия, в нашем случае предприятие имеет высокую степень привлекательности для инвесторов.
В завершении анализа рентабельности необходимо рассмотреть коэффициент (норму) валовой прибыли. Данный коэффициент характеризует доходность хозяйственной деятельности, как коэффициент покрытия, он отражает возможность покрытия обычных и прочих расходов. Величина нормы валовой прибыли существенно влияет на величину чистой прибыли. Норма валовой прибыли (Nв) рассчитывается по формуле:
Nв= Пв/ В (2.2)
где Пв — прибыль валовая;
В — выручка отчетного периода.
Nв2010 = 57 437 / 99 648 = 0.58
Nв2011= 75 826 / 131 020 = 0.58
Nв2012= 91 267 / 158 719 = 0.58
Как показывают расчеты — коэффициент валовой прибыли оставался стабильным. Норма валовой прибыли в исследуемые периоды отражает динамику объема продаж и себестоимости — в нашем случае существенных изменений в соотношении выручки и себестоимости продукции не происходило.
Для оценки динамики показателей рентабельности, характеризующих эффективность использования финансовых результатов, сведем полученные выше результаты в таблицу 2.5. Показатели рентабельности в данной таблице, рассчитаны по данным таблицы 2.4. Особого внимания заслуживают такие показатели как рентабельность продаж и рентабельность чистой прибыли, т.к. они определяют инвестиционную привлекательность предприятия.
Таблица показывает, что, несмотря на положительную динамику показателей рентабельности, происходит снижение темпа роста по всем видам рентабельности. Существенно снижется темп роста у рентабельности текущей деятельности, рентабельности чистой прибыли и общей рентабельности (с 9.23 пунктов до 0.85, с 12.18 пунктов до 1.28, с 16.00 пунктов до 4.33 соответственно). Не столь значительно изменялась рентабельность продаж (с 3.37 пунктов до 0.64).
Все эти показатели и каждый из них в отдельности указывают на возможность предприятия увеличивать прибыль и определяют инвестиционную привлекательность бизнеса. Как видно из таблицы 2.5 в некоторой перспективе у предприятия могут возникнуть трудности в развитии бизнеса.
финансовый прибыль экономический бухгалтерский
1. Анциферова И. В. Бухгалтерский финансовый учет. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2010 г. 556 с.
2. Алексеева, Т. П. Алавердова; Под ред. С. Р. Богомолец. — М.: МФПУ Синергия, 2013. — 720 c.
3. Богаченко В. М. Бухгалтерский учет: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова. — 14-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 461
4. Богаченко В. М. Основы бухгалтерского учета. — Ростов на/Д: Феникс, 2013. — 336 с
5. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебник под ред. проф. В. Д. Новодворского М.: Омега — Л, 2009. — 608 с.
6. Бухгалтерский учет. — М.: ИНФРА-М, 2009 г. — 240 с.
7. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник, 8-е изд. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010 г. — 570 с.
8. Всийчук, М. Ф. Бухгалтерский учет и контроль внешнеэкономической деятельности организаций: Учебник / М. Ф. Овсийчук, И. Д. Демина. — М.: КноРус, 2009. — 208 c.
9. Губина О. В., Губин В. Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Практикум: Учебное пособие: М.: Инфра — М, 2014.
10. Гуляева A.Ф.
Введение
в специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»: учеб.-справоч. пособие. — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010 г. — 104 с.
11. Жуков В. Н. Основы бухгалтерского учета. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с
12. Портал для аудиторов и бухгалтеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.audit.ru, свободный. — Загл. с экрана.
13. Жуклинец И.И., Попова М. И. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство Юрайт, 2011 г. — 594 с.
14. Колаева, Г. А. Бухгалтерский учет в торговле: Оптовая торговля. Розничная торговля. Общественное питание. Заготовительные предприятия / Г. А. Николаева. — М.: А-Приор, 2012. — 352 c.
15. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. — 2- изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2014. — 448 с.
16. Лытнева, Н. А. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. пособие / Н. А. Лытнева, Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 604 с.
Приложение 1
Рисунок 2.1. Организационная структура предприятия
Приложение 2
Таблица 1. Основные технико-экономические показатели предприятия (тыс. руб.)
№ | Показатели | 2010 г. базисный период | 2011 г. | Темп роста, % к 2010 г. | 2012 г. | Темп роста, % к 2011 г. | |
1. | Выручка от реализации | 1.31 | 1,21 | ||||
2. | Себестоимость реализованной продукции | 1.31 | 1.22 | ||||
3. | Коммерческие расходы | 1.08 | 0.25 | ||||
4. | Управленческие расходы | 1.16 | 1.23 | ||||
5. | Прибыль от реализации | 1.48 | 1.24 | ||||
6. | Чистая прибыль | — 89 | ; | 1.33 | |||
7. | Среднесписочная численность. | 1.03 | 1.03 | ||||
8. | Среднегодовая стоимость ОС (восстановительная стоимость) | 1.07 | 1.07 | ||||
9. | Амортизация ОС | 1.03 | 1.0 | ||||
10. | Степень изношенности ОС (п.9/п.8) | 0,37 | 0,36 | 0.97 | 0,34 | 0.94 | |
11. | Средняя величина оборотных активов | 1.08 | 1.41 | ||||
12. | Оборачиваемость оборотных средств (п.1/п.11) | 4.05 | 4.93 | 1.22 | 4.23 | 0.86 | |
Приложение 3
Таблица 2. Анализ структуры и динамики доходов (тыс. руб.)
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | ||||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % К итогу | Тыс. руб. | % к итогу | ||
Выручка (нетто) товаров, работ, услуг без учета НДС, акцизов и иных аналогичных платежей | 91.10 | 84.84 | 82.84 | ||||
Проценты к получению | 0. 001 | 0.06 | 0.06 | ||||
Прочие доходы | 8.89 | 15.10 | 19.93 | ||||
Отложенные налоговые активы | ; | ; | ; | ; | 0.18 | ||
Итого доходов (УД) | |||||||
Приложение 4
Структура доходов организации Рис. 2.2. Структура доходов организации за 2010 год Структура доходов (%) предприятия по элементам доходов (тыс. руб.) за 2011 год (рисунок 2.3).
Рис. 2.3. Структура доходов организации за 2011 год Результаты деятельности предприятия по элементам доходов (тыс. руб.) за 2012 год (рисунок 2.4).
Рис. 2.4. Структура доходов организации за 2012 год
Приложение 5
Таблица 3. Анализ структуры и динамики расходов
Показатель | 2010 г | 2011 г. | 2012 г | ||||
Тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | ||
Себестоимость товаров, работ, услуг | 38.56 | 41.32 | 41.43 | ||||
Коммерческие расходы | 1.84 | 1.64 | 0.33 | ||||
Управленческие расходы | 24.25 | 23.04 | 23.20 | ||||
Проценты к уплате | 1.93 | 2.89 | 0.80 | ||||
Прочие расходы | 33.42 | 31.11 | 31.99 | ||||
Отложенные налоговые обязательства | ; | ; | ; | ; | 2.25 | ||
Итого расходов (УР) | |||||||
Приложение 6
Структура расходов (%) по элементам за 2010 год представлена на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Структура расходов организации за 2010 год Результаты деятельности предприятия по элементам расходов (тыс. руб.) за 2011 год (рисунок 2.6).
Рис. 2.6. Структура расходов организации за 2011 год Результаты деятельности предприятия по элементам расходов (тыс. руб.) за 2012 год (рисунок 2.7).
Рис. 2.7. Структура расходы организации за 2012 год
Приложение 7
Рисунок 2.8. Динамика и структура результатов финансовой деятельности предприятия (прибыль) за 2010;2012 годы
Приложение 8
Таблица 4. Уровень достижения финансовых результатов (качественная оценка) (тыс. руб.)
№ | наименование показателя | код строки | 2012 г. | 2011 г. | Отклонение (+/-) | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В) | ||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С) | ||||||
Валовая прибыль или маржинальный доход (МД) | ||||||
Доля маржинального дохода к выручке от продаж (d), (п.3/п.1) | 0.58 | 0.58 | ; | |||
Постоянные и условно-постоянные затраты (ЗП) | 030 + 040 | |||||
Порог рентабельности (критическая точка объема продаж)®, (п.5/п.4) | ||||||
Прибыль / убыток от продаж | ||||||
Рентабельность продаж (Rп), (п.7/п.1)*100 | 33.36 | 32.72 | 0.64 | |||
Запас финансовой прочности (ФЗП), (п. 1 — п.6) | ||||||
Запас финансовой прочности в % к объему продаж (п.9/п.1) | 58.38 | 56.63 | 1.75 | |||
Приложение 9
Таблица 5. Показатели предприятия, для расчета рентабельности (тыс. руб.)
№ | Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
1. | Выручка от реализации | ||||
2. | Себестоимость реализованной продукции | ||||
3. | Валовая прибыль | ||||
4. | Прибыль от продаж | ||||
5. | Прибыль до налогообложения | — 89 | |||
6. | Чистая прибыль | — 89 | |||
Приложение 10
Таблица 6. Коэффициент рентабельности
Показатель | Ссылка на алгоритм расчета | Значение показателя в % | Отклонение (+/-) | ||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | гр.2 — гр.1 | гр.3 — гр.2 | |||
Рентабельность текущей ликвидности | Rт | 68.43 | 77.66 | 78.51 | 9.23 | 0.85 | |
Рентабельность продаж | Rп | 28.99 | 32.72 | 33.36 | 3.37 | 0.64 | |
Рентабельность чистой прибыли | Rч | — 0.09 | 12.09 | 13.30 | 12.18 | 1.21 | |
Общая рентабельность | Rб | — 0.09 | 15.91 | 20.24 | 16.00 | 4.33 | |
Норма валовой прибыли | Nв | 0.58 | 0.58 | 0.58 | ; | ; | |
Приложение 10
Формулы для расчета данных курсового проекта Рентабельность предприятия
Rп2010= 28 884 / 99 648 * 100 = 28.99
Rп2011= 42 866 / 131 020 *100 = 32.72
Rп2012= 52 956 / 158 719 *100 = 33.36
Рентабельность текущей деятельности (Rт) — это отношение суммы прибыли от продаж к себестоимости продукции, рассчитана по формуле 1.9:
Rт2010= 28 884 / 42 211 *100 = 68.43
Rт2011= 42 866 / 55 194 *100 = 77.66
Rт2012= 52 956 / 67 452 *100 = 78.51
Рентабельность продаж относительно чистой прибыли (Rч) — это отношение суммы чистой прибыли к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.10:
Rч2010= -89 / 99 648 *100 = - 0.09
Rч2011= 15 840 / 131 020 *100 = 12.09
RЧ2012= 21 093 / 1 587 199 * 00 = 13.30
Рентабельность продаж относительно прибыли до налогообложения (Rб) — это отношение суммы прибыли до налогообложения (балансовая прибыль) к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.11:
Rб2010= -89 / 99 648 *100 = - 0.09
Rб2011= 20 842 / 131 020 *100 = 15.91
Rб2012= 32 129 / 158 719 *100 = 20.24
Норма валовой прибыли (Nв) рассчитывается по формуле:
Nв= Пв/ В (2.2)
где Пв — прибыль валовая;
В — выручка отчетного периода.
Nв2010 = 57 437 / 99 648 = 0.58
Nв2011= 75 826 / 131 020 = 0.58
Nв2012= 91 267 / 158 719 = 0.58