Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проектирование педагогического инструментария формирования профессионализма студентов экономического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа психолого-педагогической литературы, учета специфики предметных областей знаний и индивидуально-типологических особенностей студентов нами разработан интегрированный курс. В основу разработки содержания ИК положена интеграция знаний финансово-экономических дисциплин и русского языка. Под интегрированным курсом мы понимаем целостную образовательную среду, обеспечивающую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 1. 1. Анализ состояния исследуемой проблемы
    • 1. 2. Организационно-дидактические условия формирования профессионального языка студентов экономического вуза на основе синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка
    • 1. 3. Разработка интегрированного курса формирования профессионального языка на основе синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка
    • 1. 4. Проектирование педагогического инструментария формирования профессионального языка
  • ВЫВОДЫ
  • Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПОЛЕЗНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы проведения опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Критерии для оценки уровня сформированности профессионального языка
    • 2. 3. Интерпретация результатов экспериментальной проверки полезности педагогического инструментария формирования профессионального языка
  • ВЫВОДЫ

Проектирование педагогического инструментария формирования профессионализма студентов экономического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование системы образованияодин из решающих факторов повышения интеллектуального потенциала страны. В условиях социально-экономических преобразований перед высшими ф учебными заведениями ставится принципиально новая задача подготовки специалистов различного профиля, способных конкурировать на рынке труда.

Показателем подготовки специалистов является их профессионализм. Это не только высокий уровень теоретической подготовки, но и умение применять знания на практике и приобретать новые знанияспособность формулировать различные задачи и находить рациональные способы их решениявладение приемами совместной деятельности, сотрудничестванацеленность на личное самовыражение и саморазвитиеумение осуществлять выбор оптимальных методов достижения значительных качественных и количественных ф результатов труда при наименьших затратахоформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников и др.

Проблема формирования профессионализма сложна и многоаспектна. Вопросы формирования профессионализма освещены в работах С. Я. Батыше-ва, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, В. А. Сластенина и др.

Практика показывает, что невладение профессиональным языком приводит к разъединению людей даже одной профессиинепониманию профессиональной задачиневерному выбору рациональных способов ее решенияпринятию ошибочных решенийзатруднению взаимодействия специалистов в практической деятельности.

На сегодняшний день в финансово-экономической сфере применяется * большое количество иноязычной терминологии, что вызывает определенные трудности ее усвоения и понимания студентами.

Проблемы научного поиска, связанные с решением формирования профессионального языка студентов экономического профиля, все еще мало исследованы в отечественной и зарубежной педагогике.

Идеи и подходы к формированию профессионального языка студентов отражены в трудах таких исследователей как О. А. Демина, О. А. Лаптева, Д. С. Лотте, М. Мазур, О. М. Орлов, Г. Н. Синелыциков, Е. В. Цибульская и др. При его формировании используются отдельные программы, курсы, учебно-методические пособия и учебно-методические комплексы.

В процессе исследования мы использовали труды отечественных и зарубежных ученых в областях: языкового образования экономистов (Е. В. Быкова, С. М. Киршо, И. В. Малиновская, К. Нинциев, В. Яшманова и др.) — лингвистики (Р. И. Аванесов, Р. А. Будагов, В. П. Даниленко, И. А. Зимняя, Ю. Н. Караулов, Г. А. Китайгородская, В. Г. Костомаров, А. П. Окунева, С. В. Подчасова, М. Риффаттерре, Шмидт Вильгельм и др.) — педагогики (Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.) — психологии (Б. Ц. Бадмаев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Р. А. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). При всей несомненной теоретической и практической значимости вышеназванных исследований и их важности в разрешении педагогических задач в системе образования следует отметить, что они не позволяют в полном объеме решать вопросы формирования профессионального языка студентов. Это означает, что необходимо разработать научный подход к проектированию педагогического инструментария, который бы обеспечил формирование алгоритмов работы с финансово-экономической терминологией (ФЭТ) (знание семантики ФЭТ, применение её в практической деятельности, правописание).

Под педагогическим инструментарием мы понимаем совокупность инструментов (средств), которыми владеет педагог при формировании профессионализма студентов. Он создан с учетом современных достижений в области педагогики, психологии, эргономики, экономики, лингвистики, информатики и других сфер знаний для решения определенных дидактических задач. В нашем случае — это формирование профессионального языка студентов экономического вуза.

В состав такого инструментария входят: интегрированный курс (ИК) синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка, технология его реализации научно-методическое сопровождение.

При анализе психолого-педагогической, экономической и лингвистической литературы нам не встретились работы, в которых бы рассматривался вопрос комплексного подхода к разработке и применению педагогического инструментария формирования профессионального языка студентов экономического профиля. Поэтому встал вопрос о создании и проектировании такого педагогического инструментария, который бы позволял успешно усваивать профессиональный язык.

В условиях становления и развития системы экономического образования, и повышения требований к языковой подготовке специалистов данного профиля, исследование проблемы проектирования и разработки педагогического инструментария формирования профессионального языка студентов экономического профиля представляется актуальным. Таким образом, возникают противоречия между:

— возросшими требованиями к повышению уровня профессионализма специалистов экономического профиля и существующей образовательной системой, в которой доминируют традиционные средства, не обеспечивающие в полном объеме его формирование;

— отсутствием эффективных средств для формирования профессионализма студентов экономического вуза и необходимостью проектирования и создания педагогически полезного инструментария, который бы решал эту задачу.

Разрешение данных противоречий определяет проблему исследования: каковы организационно-дидактические условия формирования профессионализма студентов экономического вуза?

В работе введено ограничение предмета исследования. Оно связано с тем, что в своем изыскании мы не ставили задачу разработки всех основ формирования профессионализма студентов, а в первую очередь рассмотрели лишь одну из составляющих этого процесса — владение профессиональным языком, который используется в речи людей, объединенных общей профессией и является средством целенаправленного эмоционально-интеллектуального взаимодействия в процессе совместной деятельности, позволяет им ориентироваться в профессиональной области и решать различные практические (производственные) задачи.

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточно научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Проектирование педагогического инструментария формирования профессионального языка студентов экономического вуза».

Цель исследования: выявить и обосновать организационно-дидактические условия, способствующие формированию профессионализма студентов экономического профиля.

Объект исследования: формирование профессионализма студентов экономического вуза.

Предмет исследования: процесс проектирования педагогического инструментария формирования профессионализма студентов экономического вуза.

Гипотеза исследования: формирования профессионализма студентов экономического вуза с использованием педагогического инструментария будет результативным, если:

— выявлен комплекс организационно-дидактических условий формирования профессионализма студентов с применением педагогического инструментария;

— разработан интегрированный курс синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка;

— спроектирована и реализована технология формирования профессионального языка студентов экономического вуза.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования нами решались следующие задачи:

1. Определить теоретические основы формирования профессионального языка студентов экономического вуза.

2. Выявить организационно-дидактические условия, обеспечивающие формирование профессионализма студентов экономического вуза.

3. Разработать интегрированный курс синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка с целью формирования профессионального языка студентов.

4. Спроектировать технологию формирования профессионального языка и экспериментально проверить ее в реальном педагогическом процессе.

5. Разработать научно-методическое сопровождение проектирования и использования педагогического инструментария для формирования профессионализма студентов экономического вуза.

Методологической основой исследования явились системный и дея-тельностный подходы. Теоретической — работы современных исследователей в области содержания образования (Б. С. Гершунский, В. С. Леднев, М. Н. Скат-кин и др.) — профессионального образования (Г. С. Батищев, А. В. Брушлин-ский, Л. П. Буева и др.) — проектирования и создания педагогических систем (В. П. Беспалько, И. И. Ильясов, Н. В. Кузьмина, Э. Г. Скибицкий, Г. П. Щедровицкий и др.) — педагогического прогнозирования (И. В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский, В. О. Кутьев и др.) — целеполагания и регуляции деятельности (О. А. Конопкин, О. К. Тихомиров, Л. И. Холина и др.) — модульного обучения (П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.) — интеграции и интегративных процессов в науке и образовании (В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, С. И. Гессен, В. И. Загвязинский, Б. М. Кедров, Н. Б. Лаврентьева, и др.) — коммуникативных процессов (Л. С. Выготский, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев и др.) — возрастных особенностей самоопределения (Л. И. Божович, Ю. А. Захаров, Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров, Е. Л. Руднева, Т. М. Чурекова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали комплекс методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследованияобобщение, экстраполяция, моделирование, проектирование систем и процессов, изучение нормативных и программно-методических документов в сфере образования, прогнозирование) — эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование студентов и педагогов, проведение педагогических экспериментов) — статистические (количественная и качественная обработка экспериментальных данных и их графическое представление).

Опытно-экспериментальная база исследования: Сибирский институт финансов и банковского дела, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирский государственный аграрный университет, Современная гуманитарная академия г. Новосибирска. В эксперименте участвовало 480 студентов, 35 педагогов и 30 специалистов финансово-банковского профиля.

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении состояния исследуемой проблемывыявлении комплекса организационно-дидактических условий, способствующих формированию профессионализма студентовпроектировании и разработке педагогического инструментария формирования профессионализма студентоворганизации опытно-экспериментальной работы по проверке полезности педагогического инструментария формирования профессионального языка студентоввнедрении результатов исследования в педагогическую практикуанализе и обсуждении перспектив исследования.

Исследование проводилось в течение четырех лет. Условно можно выделить три этапа.

На первом этапе исследования (2000;2001 гг.) изучались и анализировались отечественные и зарубежные литературные источники, теории преподавания дисциплин экономического цикла и русского языка, диссертационные работы, сопряженные с темой диссертационного изыскания, уточнялись методическая и теоретическая основы исследования. Были выявлены противоречия, определены объект и предмет изыскания, его цель, задачи, сформулирована гипотеза исследования, проведен анализ специфики преподавания учебных дисциплин: «Экономическая теория», «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит» и «Русский язык и культура речи». Оценены их взаимодополняющие возможности для интеграции экономического и лингвистического содержания с целью формирования профессионального языка студентов.

Основными методами исследования на данном этапе были: анализ и обобщение педагогического опыта, работа с первоисточниками, анкетирование педагогов и студентов, собеседование. Особое место занимал анализ государственных образовательных стандартов и учебных программ общеобразовательных учреждений по экономике и русскому языку, документов федерального уровня, государственных концепций, целей и программ управления качеством образовательного процесса.

Второй этап исследования (2001 — 2002 гг.) связан с поиском новых концептуальных подходов к формированию профессионализма студентов. На этом же этапе были проведены сравнительные контрольные эксперименты с целью установления целесообразности проектирования и использования педагогического инструментария, а также опросы педагогов и анкетирование студентов с целью выяснения у них отношения к интегрированному курсу и тех-• нологии его реализации.

При этом были использованы такие методы исследования, как педагогическое моделирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, оценивание результатов деятельности студентов и педагоговпедагогическое проектирование и прогнозирование, прямое и косвенное наблюдениеметоды самооценки и экспертной оценки.

Третий этап (2002 — 2004 гг.) включал анализ влияния интеграции дисциплин экономического цикла и «Русский язык им культура речи» на корректировку процесса формирования профессионализма, математическую обра-Ф ботку результатов эксперимента. На этом этапе получил завершение и был внедрен в процесс обучения ряда учебных заведений педагогический инструментарий формирования профессионального языка, проведено соответствующее оформление диссертационных материалов.

На данном этапе использовались методы педагогической диагностики, методы математической статистикивнедрение педагогического инструментария формирования профессионального языка в других образовательных учреждениях.

Научная новизна исследования:

— дидактически интерпретированы понятия «профессиональный язык» и «педагогический инструментарий». Профессиональный язык — это язык, используемый в речи людей, объединенных общей профессией. Он является Ц средством целенаправленного эмоционально-интеллектуального взаимодействия специалистов в процессе совместной деятельности, позволяющего им ориентироваться в профессиональной области, и на основе этого решать различные практические (производственные) задачи. Под педагогическим инструментарием мы понимаем совокупность взаимосвязанных инструментов (средств), которыми владеет педагог при формировании профессионализма студентов. Он создан с учетом современных достижений в области педагогики, психологии, эргономики, экономики, лингвистики, информатики и других сфер знаний для решения определенных дидактических задач. В структуру педагогического инструментария входят: интегрированный курс синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка, технология его реализации и научно-методическое сопровождение;

— разработаны организационно-дидактические условия, способствующие повышению эффективности использования педагогического инструментария формирования профессионализма студентов в реальном процессе обучения.

К организационным условиям относятся: а) подготовка педагогов к использованию педагогического инструментарияб) организационная подготовка студентовв) подготовка материально-технического обеспечения использования педагогического инструментария.

К дидактическим условиям относятся: а) дидактическое обеспечение для реализации интегрированного курса в реальном процессе обученияб) высокая мотивационная готовность участников процесса обучения к реализации педагогического инструментария в реальных условияхв) владение студентами навыками активной целенаправленной самостоятельной работыг) организация систематического контроляд) обеспечение активного эмоционально-интеллектуального взаимодействия между педагогом и студентамие) использование активных методов обученияж) формирование равной ответственности педагога и студента за результаты обучения;

— на основе системно-деятельностного и модульного подходов разработано содержание и структура интегрированного курса синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка, позволяющее повысить эффективность формирования профессионального языка студентов экономического профиля. Интегрированный курс является содержательным компонентом педагогического инструментария;

— спроектирована технология формирования профессионального языка студентов. Она включает в себя следующие компоненты: мотивационно-целевой, предметно-содержательный, когнитивно-операциональный, кон-трольно-коррекционный и рефлексивно-прогностический.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических основ проектирования педагогического инструментария формирования профессионализма студентов, а также в том, что полученные автором результаты позволяют разрабатывать эффективные подходы к совершенствованию процесса формирования профессионального языка студентов экономического профиля.

Практическая значимость определяется тем, что исследование направлено на дальнейшее усовершенствование процесса формирования профессионализма студентов экономического вуза. Педагогический инструментарий может быть реализован в образовательных учреждениях различного уровня, а также на курсах подготовки и переподготовки педагогических кадров в области экономики и лингвистики (приложение 21).

На защиту выносятся положения:

1. Дидактически интерпретированные понятия «профессиональный язык» и «педагогический инструментарий» обусловливают интеграцию учебных дисциплин экономического цикла и «Русский язык и культура речи» с целью формирования профессионального языка студентов экономического вуза.

2. Выявленный комплекс организационно-дидактических условий обеспечивает возможность организации педагогического процесса с целью формирования профессионализма студентов экономического вуза.

3. Конструирование и создание интегрированного курса (принципы, содержание, структура) позволяют повысить эффективность формирования профессионального языка студентов экономического профиля.

4. Проектирование и разработка технологии (принципы, содержание, модели эмоционально-интеллектуального взаимодействия, методы, организационные формы обучения и контроля, уровни формирования и критерии оценки результатов учебной деятельности) обеспечивают комплексное решение задачи интеграции экономических дисциплин и русского языка с целью формирования профессионализма студентов экономического профиля.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены выбранной методологической основойсогласованностью основных результатов с требованиями к формированию профессионального языка студентов экономического профилясочетанием методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследованияположительными результатами опытно-экспериментальной работысравнительным анализом данных, полученных с помощью различных методов педагогического исследования, а также их математической обработкой и репрезентативностью.

Апробация основных положений и материалов исследования осуществлялась путем их регулярных обсуждений на кафедрах: педагогики и психологии, иностранного языка, экономики и менеджмента Сибирского института финансов и банковского делагосударственного и муниципального управления Новосибирского Государственного аграрного университетасоциологии, педагогики и психологии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, Современной гуманитарной академии г. Новосибирска. Основные результаты исследования были доложены автором и представлены тезисами докладов на конференциях: 4-х Международных (Астана,.

2003 г.- Караганда, 2003 г.- Караганда 2004 г.- Новосибирск, 2004 г.) — 4-х Всероссийских (Тобольск, 2001 г.- Белово, 2002 г.- Тамбов, 2002 г.- Новосибирск,.

2004 г.) — 3-х межрегиональных (Абакан, 2003 г.- Новосибирск, 2003 г.- Пермь, 2004 г.) — 2-х межвузовских (Бийск, 2001 г.- Новосибирск, 2004 г.) — научно-методическом межвузовском семинаре (Новосибирск 2002, 2003, 2004 гг.).

Основные научные идеи исследования были использованы в педагогическом процессе Сибирского института финансов и банковского дела, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, Новосибирского государственного аграрного университета, Современного гуманитарного университета г. Новосибирска. Основные результаты исследования отражены в 10 публикациях автора.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (232 источника, в том числе 4 на иностранном языке) и приложений (21).

157 ВЫВОДЫ.

1. Результаты проведенного исследования показали, что выдвинутые в гипотезе теоретические положения доказаны.

2. Для проверки эффективности педагогического инструментария формирования профессионального языка в реальном педагогическом процессе использованы следующие критерии: а) уровень усвоения орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыковб) знание семантики финансово-экономической терминологиив) коммуникативные навыки (использование финансово-экономической терминологии в профессиональной деятельности).

3. Анализ результатов экспериментального обучения доказал эффективность синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка. У студентов с помощью педагогического инструментария зафиксированы устойчивые навыки владения финансово-экономической терминологией в практической деятельности.

4. На основе сопоставительного анализа результатов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов подтверждена целесообразность использованных принципов разработки педагогического инструментария. Установлено, что положительная динамика усвоения иноязычной финансово-экономической терминологии в экспериментальных группах связана с более устойчивой мотивацией студентов. Это подтверждается ростом среднего балла с 3.57 баллов в 2000 г. (табл. 2.1) до 4.21 баллов в 2004 г. (табл. 2.5).

5. Эффективность реализации педагогического инструментария формирования профессионального языка в образовательном процессе зависит от обеспечения оптимизации совершенствования управления педагогом познавательной деятельностью студентов, повышение роли педагога в процессе обучения с применением педагогического инструментария.

6. Показано, что эффективность использования педагогического инструментария зависит от уровня подготовки педагогов (82%). Это важнейший фактор, обеспечивающий эффективность педагогической деятельности в процессе синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка. Подготовка педагога формируется на основе понимания необходимости использования педагогического инструментария в процессе обучения и создания условий для его овладения.

7. Опытно-экспериментальная проверка педагогического инструментария показала, что выявленные организационно-дидактические условия способствуют повышению эффективности формирования профессионализма студентов экономического вуза. Доказано, что адекватная операциональная, мотивационная и рефлексивная подготовка педагогов обеспечивает интеллектуальноэмоциональное взаимодействие, которое вместе с научно-методическим, дидактическим, психологическим и эргономическим сопровождением педагогического инструментария профессионального языка активизирует учебно-познавательную деятельность студентов и ведет к развитию навыков владения профессиональным языком в практической деятельности.

8. В результате опытно-экспериментальной проверки педагогического инструментария формирования профессионального языка в условиях реальноф го педагогического процесса выявлены пути его совершенствования: а) необходимость поиска новых приемов активизации учебно-познавательной деятельности студентов и организации их самостоятельной работы при более тесной интеграции процесса обучения с реальным производствомб) подготовка и переподготовка педагогов, которая должна проводиться в системе, включающей следующие взаимосвязанные направления: психолого-педагогические, технологические и техническиев) интеграция русского языка не только с финансово-экономическими дисциплинами, но и с другими учебными дисциплинамиг) усовершенствование структуры и содержания интегрированного курса в условиях производственной практики и дистанционного образования, оптимизация видов контроля в процессе обученияд) необходи.

Ф мость разработки и создания научно-методического и дидактического сопровождения педагогического инструментария формирования профессионального языка на основе синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате анализа проблемы проектирования и реализации педагогического инструментария формирования профессионального языка студентов экономического вуза, а также проведенного педагогического эксперимента, доказана выдвинутая нами гипотеза о результативности применения педагогического инструментария, включающего в себя интегрированный курс и технологию его реализации в процессе обучения. Решены поставленные в соответствии с целью исследования задачи и сформулированы основные теоретические выводы и положения. Итоги проведенного исследования могут быть изложены в следующих результатах:

1. Проведен ретроспективный анализ теоретических и практических подходов и методов обучения финансово-экономической терминологии в экономических вузах, который показал, что совершенствование процесса формирования профессионального языка студентов является актуальным и требует проектирования и создания педагогического инструментария, обеспечивающего решение этой задачи.

2. Уточнены понятия «профессиональный язык» и «педагогический инструментарий». Профессиональный язык — это язык, используемый в речи людей, объединенных общей профессией. Он является средством целенаправленного эмоционально-интеллектуального взаимодействия специалистов в процессе профессиональной совместной деятельности, позволяющий им ориентироваться в профессиональной области и на основе этого успешно решать различные задачи.

Под педагогическим инструментарием мы понимаем совокупность взаимосвязанных инструментов (средств), которыми владеет педагог при формировании профессионализма студентов. Он создан с учетом современных достижений в области педагогики, психологии, эргономики, экономики, лингвистики, информатики и других сфер знаний для решения определенных дидактических задач. В структуру педагогического инструментария входят: интегрированный курс синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка, технология его реализации и научно-методическое сопровождение.

3. Выявлены организационно-дидактические условия формирования профессионализма студентов экономического вуза. Организационными условиями формирования профессионализма студентов являются: 1) подготовка педагогов к использованию педагогического инструментария- 2) организационная подготовка студентов- 3) подготовка материально-технической базы к работе при использовании педагогического инструментария.

К дидактическими условиям относятся: 1) дидактическое обеспечение для реализации педагогического инструментария в реальном процессе обучения- 2) высокая мотивационная готовность участников процесса обучения к реализации педагогического инструментария в реальных условиях- 3) владение студентами навыками активной целенаправленной самостоятельной работы- 4) организация систематического контроля- 5) обеспечение активного эмоционально-интеллектуального взаимодействия между педагогом и студентом- 6) использование активных методов обучения- 7) формирование равной ответственности педагога и студента за результаты обучения.

4. На основе анализа психолого-педагогической литературы, учета специфики предметных областей знаний и индивидуально-типологических особенностей студентов нами разработан интегрированный курс. В основу разработки содержания ИК положена интеграция знаний финансово-экономических дисциплин и русского языка. Под интегрированным курсом мы понимаем целостную образовательную среду, обеспечивающую формирование профессионального языка студентов и подготовку их к будущей практической деятельности. Интегрированный курс состоит из двух модулей: «Экономика» и «Русский язык». Модуль «Экономика» состоит из подмодулей: «Экономическая теория», «Финансы и кредит», «Банковское дело». Модуль «Русский язык» включает три подмодуля: «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи». Подмодули объединены в модульные единицы, которые состоят из определенных модульных элементов (темы модульной единицы). Из них складывается учебная и воспитательная работа. При разработке курса использовались следующие дидактические принципы, учитывающие специфику синхронного преподавания ФЭТ на базе русского языка: системностиинтеграциисинхронностиупотребления и частотности в речинеобходимости и достаточности знания семантики терминамодульностипрофессиональной направленности знанийкомплексного становления навыка соотнесения всех компонентов изучаемого языкового явления (графического, артикуляционного и акцентологического) с его семантическим содержанием.

Интегрированный курс может применяться как для теоретического обучения, так и для практического решения задач по финансово-экономической терминологии и русскому языку, для контроля усвоения знаний, а также повышения качества подготовки специалистов в области профессионального языка. Интегрированный курс позволяет: а) повысить эффективность формирования профессионального языкаб) формировать устойчивый интерес и постоянную мотивацию к процессу обученияв) осознанно выполнять практические задания, связанные с профессиональной деятельностьюг) приобретать навыки нахождения различных ошибок, классифицировать их и, применяя теоретические положения, быстро исправлять ихд) развивать навыки творческой работые) прививать навыки самоконтроля и самокоррекции в учебной деятельностиж) обогащать личный глоссарий.

5. Разработан педагогический инструментарий формирования профессионального языка студентов экономического вуза. Он включает содержательную часть (интегрированный курс), операциональную часть (модель деятельности педагогамодель деятельности студента, модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и студента) и научно-методическое сопровождение. Технология создана на основе системы принципов: целостности, целеустремленности, адаптивности, активного эмоционально-интеллектуального сотрудничества педагога и студентов, воспроизводимости обучающего цикла, технологичности, самоконтроля и самокоррекции, коммуникативности, динамичности и гарантированности результатов учебной деятельности. Системообразующим является принцип целостности. Педагогическая технология позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность в соответствии с уровнем сформированности профессионального языка студента, способствует повышению ответственности за результаты своего обучения, обеспечивать высокую объективность оценки знаний. Использование технологии позволяет прививать навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самокоррекции. Проверку знаний и их итоговую аттестацию студент может производить самостоятельно, используя индивидуальную карту успеваемости.

6. Для оценки педагогической полезности педагогического инструментария нами использованы следующие критерии: глубина и объем знанийсфор-мированность прикладных умений и навыков использования финансово-экономической терминологии в профессиональной деятельностизапоминание учебного материала.

Для оценки уровня сформированности профессионального языка студентов экономического вуза — орфографические и пунктуационные знания, умения и навыкизнания семантики финансово-экономической терминологиикоммуникативные навыки.

В процессе опытно-экспериментальной работы было установлено, что предложенный подход формирования профессионального языка студентов экономического вуза позволяет выявить у них определенные личностные качества: готовность студентов к восприятию иноязычной финансово-экономической терминологиикоммуникабельностьответственностьсамостоятельность при овладении профессиональным языком.

7. Проведена опытно-экспериментальная работа, в которой участвовало 480 студентов, 35 преподавателей из Сибирского института финансов и банковского дела, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, Новосибирского государственного аграрного университета, Современной гуманитарной академии г. Новосибирска и 30 специалистов финансово-банковского профиля.

8. Экспериментально доказано, что разработанные автором структурно-логические схемы и алгоритмы к ним, таблицы, карточки способствуют изучению и закреплению учебного материала. 96% обучающихся и 98% педагогов показали, что наглядный теоретический материал способствует развитию орфографической зоркости и зрительной памяти студентов, а также позволяет применять их на практике (98%) — 78% респондентов, считают, что структурно-логические схемы и алгоритмы к ним, таблицы, карточки позволяют систематизировать знания, умения студентов, приобретенные ранее, вырабатывать новые навыки грамотного письма- 95% опрошенных отмечают, что наглядный теоретический материал способствует формированию логического и алгоритмического мышления студентов. В соответствии с этим в основу разработки структурно-логических схем были положены следующие основные принципы: научностинаглядностипрограммирования знанийпроблемности обученииповторяемости, систематичности и последовательности.

9. Экспериментальные исследования по оценке результативности обучения с помощью педагогического инструментария показывают правильность положений, которые легли в основу модели деятельности преподавателя и студента, а также модели их эмоционально-интеллектуального взаимодействия. Экспериментально установлен характер управляющих воздействий со стороны педагогов экономики и русского языка и подтверждена их эффективность.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что модульная структура содержания интегрированного курса повышает производительность труда всех субъектов образовательного процесса, так как позволяет студенту овладеть структурой учебной деятельности и продвигаться с индивидуальной скоростью при формировании профессионального языка. 88% обучающихся показали, что с помощью педагогического инструментария легче изучать учебный материал, поскольку он структурирован, систематизирован, нагляден- 85% респондентов отметили, что учебный материал быстрее усваивается, так как он параллельно изучается на занятиях по экономическим дисциплинам- 98% - появляется возможность видеть связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью.

10. Разработано научно-методическое сопровождение педагогического инструментария для педагога и студента. Оно включает рабочую программу интегрированного курса и методические рекомендации к ней, учебное пособие и методические указания к нему, контролирующие материалы. Разработаны тренировочные упражнения и методика их реализации в виде рекомендаций по подготовке и их выполнению в четырех уровнях сложности: оптимальном, допустимом, критическом, недопустимом.

Установлено, что одним из основных условий эффективности использования педагогического инструментария является активное функционирование его научно-методического сопровождения. С этой целью необходимо: а) предоставить студентам непосредственный доступ ко всему комплексу учебно-методического обеспечения, начиная с рабочей программы интегрированного курса и методических указаний к нейб) формировать умения и навыки самостоятельной учебно-познавательной деятельностив) осуществлять контроль знаний.

11. Проведенная экспериментальная работа позволяет сформулировать следующие научно-обоснованные выводы по проектированию педагогического инструментария формирования профессионального языка студентов экономического вуза: а) на настоящем этапе реформирования высшего образования и интеграции различных учебных дисциплин, проявляющаяся тенденция синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка в целях профессиональной деятельности (применение теоретических положений па практике, деловое общение, принятие решения и др.) требует всесторонней разработки педагогических технологий на основе интегрированных курсовб) внедрение инструментария в педагогический процесс обусловлено объективной необходимостью формирования профессионального языка студентов экономического вузовв) проектирование и создание педагогического инструментария формирования профессионального языка требует научно-теоретической подготовки педагогов и педагогически полезного дидактического обеспечения.

12. Выявлено, что образовательный процесс при использовании педагогического инструментария формирования профессионального языка рассматривается как соотношение взаимосвязанных дидактических, психологических и социальных явлений, развивающий личность, соответствующую профессиональным и социальным требованиям на основе международных стандартов и мировой культуры.

Перспективными направлениями исследований по совершенствованию педагогического инструментария формирования профессионального языка могут стать: а) расширение интеграции учебных дисциплин финансово-экономического направления и «Русский язык и культура речи" — б) интеграция дисциплины «Русский язык и культура речи» с другими учебными дисциплинамив) оптимизация видов контроля в процессе обученияг) усовершенствование структуры и содержания интегрированного курса в условиях производственной практики и дистанционного образованияд) формирование профессионального языка на основе педагогического инструментария в виде синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О., Кривошеее А., Ушаков А., Проектно-созидательная модель обучения // Alma-Mater. 1994. — № 1. — С. 18−22.
  2. А. Н. Большой экономический словарь. М., 1999. -1248 с.
  3. А. Н. Краткий экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2001. — 1088 с.
  4. Л. М. Метафорическое терминопорождение и функции терминов в тексте: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 1999. 18 с.
  5. А. Д. Родной язык в средней школе: опыт методики. М., 1991.- 105 с.
  6. А. А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. М.: Крон-Пресс, 1993. — 122 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  8. А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика). Учебное пособие в 2 кн. М.: МЭСИ, 2000. — Кн. 1. — 141 с.
  9. Л. Г. Методика формирования профессионально-значимых письменно-речевых умений в курсе практикума русского языка (на примере ведения дневниковых записей): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1994.-21 с.
  10. О. В., Скибицкий Э. Г. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры личности / Сб. научных• трудов. Вып. 11. Новосибирск, 2002. — 208 с.
  11. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.:ВШ, 1974.-384 с.
  12. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: ВШ, 1980. — 384 с.
  13. В. Г. Проблема мотивации и личность. М.: Наука, 1974.120 с.
  14. Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк, 2001.85 с.
  15. Г. И. К вопросу о дефинитивном слове и дефинитивности словосочетания. Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1971. -23 с.
  16. О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 607 с.
  17. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1998. — 479 с.
  19. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  20. Ю. К., Ильина Т. А., Жантекеева 3. У. Педагогика высшей школы. Алма-Ата: Мекжен, 1989. — 176 с.
  21. . Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  22. Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-416 с.
  23. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХТИ, 1997.-463 с.
  24. Г. С. Гегель и современная философия: Сб. / Ред.: Г. С. Батищев и А. А. Цыпник. Ч. 1. М., 1970. — 165 с.
  25. В. С. Педагогика: Проектив. педагогика: Учеб. для ин-дустр.-пед. техникумов и учеб. пособие для инж.-пед. спец. Екатеринбург: Деловая кн., 1996. — 342 с.
  26. А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Шадринск, 1998. — 47 с.
  27. М. Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования // Гуманизация образования. Бийск. БГПИ. — 1994. № 4.-С. 3−8.
  28. М. Е., ГузеевВ. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-256 с.
  29. В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института- - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 352 с.
  30. В. П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
  31. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  32. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социологическое прогнозирование: перспективные проблемы общества. М.: Наука, 1984. — 271 с.
  33. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  34. JI. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
  35. А. В. и др. Введение в психологию: Учеб. пособие для высших пед. учеб. заведений / Брушлинский А. В., Зинченко В. П. Зинчен-ко Т. П. и др.- под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 1995. — 494 с.
  36. Р. А. Что такое научный термин. В кн.: Язык, история и современность. — М., 1991. — 122 с.
  37. JI. П. Социология и педагогика. М.: Академия, 1971. — 27 с.
  38. Е. В. Однословные финансово-экономические термины, заимствованные из английского языка в 90-е годы (этапы и типы адаптации). Автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 2000. — 18 с.
  39. К. Я. Модель саморазвития человека: (Концепция, технологии). Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — 255 с.
  40. К. С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. — 576 с.• 44. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк. 1991. — 207 с.
  41. А. А. Педагогические технологии контекстного обучения: Сб. / Под ред. А. А. Вербицкого. М.: Знание, 1994. — 112 с.
  42. JI. С., Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. теории JI. С. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 167 с.
  43. JI. С. Избранные психологические исследования. М.:
  44. Изд-во АПН РСФСР, 1956. 386 с.
  45. JI. С. Развитие высших психологических функций. М., 1960.-С. 272, 274.
  46. П. Я. Управление познавательной деятельностью учащихся. Сб. статей / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 262 с.
  47. П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. статей / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 135 с.
  48. . С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  49. . С. Содержание обучения как объект прогностиче-ф ского исследования. Программное обучение. 1980. — Вып. 17. — 37 с.
  50. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  51. . А. Лингвистические характеристики термина и методика его презентации в учебном процессе. Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1979.-21 с.
  52. . Н. О некоторых проблемах изучения терминов. Вестник МГУ, 1972. — № 5. — С. 3 — 8.
  53. В. Г. Формирование основ профессиональной культуры речи учащихся на этапе довузовской подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 1995. — 21 с.
  54. ГоробецЛ. Н. Формирование профессиональных коммуникативно-речевых умений студентов нефилологов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1998.-20 с.
  55. В. И. Актуальные проблемы терминологии по информатике и документации. М., 1979. — 134 с.
  56. В. А. Из истории терминов (семантическое и грамматическое развитие терминологических дериватов). Термин и слово: межвуз. сб. / Горьк. ун-т. — Горький, 1981. — С. 29 — 34.
  57. С. В. Исторический систематизированный словарь терминов терминоведения: (Учебное пособие) / Моск. пед. ун-т. М., 2000. — 320 с.
  58. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. 1996. — № 1.-С. 117−121.
  59. В. В. Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе: Сб. статей / Под ред. В. В. Давыдова и Д. И. Фельдштейна. Душанбе, 1970.-340 с.
  60. В. В. Теория развивающего обучения / Рос. акад. образования. Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». М.: Интор, 1996.-542 с.
  61. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1997. 800 с.
  62. В. П. Русская терминология. М.: Наука, 1977. — 65 с.
  63. М. А. Процессы обучения в современной школе. М., 1960.234 с.
  64. О. А. Технология формирования языковой профессиональной культуры у выпускников технических вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2001. — 23 с.
  65. О. В., Шатуновский В. JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 198 с.
  66. В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — С. 14−57.
  67. О. JI. Фразеологические единицы современного русского языка, восходящие к составным терминам (состав и функционирование). Ав-тореф. дис.. канд. филол. наук. Томск, 1989. — 23 с.
  68. В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педа-щ, гогика, 1990. — 165 с.
  69. В. И. Теория обучения. Современная интерпретация.- М.: Академия, 2001, — 192 с.
  70. В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995. — 98 с.
  71. Занков JL В. Избранные педагогические труды. 3-е изд. допол. -М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.
  72. Ю. А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования / Отв. ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово: Кузбасс-вузиздат, 1996. 160 с.
  73. Е. С. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1999. -203 с.
  74. И. А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностр. языки в школе. № 3. — С. 9 — 15.
  75. Н. Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997. — 78 с.
  76. ИзместьеваГ. Классицизм ведет только к одной аристократии -аристократии ума, трудолюбия, знания // Народное образование. 1997. — № 8.- С. 46.
  77. И. И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Издат. корпорация1. Логос", 1994. 208 с.
  78. Инструкция по глоссарному обучению. Адрес Internet: http: // www. Bitpro.ru / 1ТО/ 2002/е/ html.
  79. Е. Н. Педагогика: Курс лекций (Пособие для подготовки к экзаменам для студентов всех форм обучения). Ростов н/Д: Феникс, 2003. -160 с. (Серия «зачет и экзамен»)
  80. Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Отв. ред. Д. Н. Шмелев. АН СССР отд-ние лит. и яз. М.: Наука, 1987. — 263 с.
  81. Н. Э., Руднева Е. JI. Аксиологические основы гражданского воспитания студенческой молодежи в воспитательно-образовательном процессе вуза // Вестник педагогических инноваций. 2004. — № 1. — С. 87 -97.
  82. Н. С. Термины в научном документе. Львов, 1976. — 74 с.
  83. . Н. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1962.- 192 с.
  84. Г. Я., Сурганов Б. С. Популярный экономический словарь. М.: Экономика, 1993. — 226 с.
  85. Кирикова 3. 3. Педагогическая технология: Теоретические аспекты.- Екатеринбург: Изд-во Урал гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 284 с.
  86. С. М. Современная русская финансово-кредитная терминология как система (лингвистический анализ): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Одесса, 1989. — 20 с.
  87. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986. — 103 с.
  88. Е. А. Общая психология = Common Hsychology: общеобразовательный курс учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 551 с.
  89. Н. Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп: АТУ, 1995.-25 с.
  90. Е. Н. Педагогические условия повышения уровня педагогической культуры сельского учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2001. — 20 с.
  91. Н. И. Лингвистические основы развития научной речи студентов нефилологических вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999.-21 с.
  92. Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова / Н. Г. Комлев. 2-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 192 с.
  93. Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1975. — 96 с.
  94. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности.-М., 1980.-248 с.
  95. В. Г. и др. Функционирование русского языка: итоги, состояние, перспективы: Пленар. докл. / В. Г. Костомаров, Л. Н. Григорьева, Г. В. Хруслов- VII Междунар. конгр. преподавателей рус. яз. и лит. М.: Рус.яз., 1990.-22 с.
  96. В. В., ЛернерИ. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
  97. В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практика // Сов. педагогика. 1988. — № 7. — С. 23 — 29.
  98. В. Ю. Очерки истории и теории управления образованием. Пед. теории и практики упр. и экономики образования. СПб., 2001. — 166 с.
  99. Л. П. Иноязычные слова в современном русском языке. — М.: Наука, 1968.-208 с.
  100. Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.
  101. Н. В. Понятие педагогической системы и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. — 172 с.
  102. Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательная технология и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ, 2002. — 46 с.
  103. Л. П. Интегрированное образование: Источники и итоги / Рос. акад. образование. Чебоксары, 2000. — 84 с.
  104. В. О. Воспитание в школе: оптимистическая гипотеза: (рет-росп. и прогност. анализ воспитат. процессов). Новосибирск: НИПКиПРО, ж 1999.-101 с.
  105. О. А. Русский язык в нефилологическом вузе: (Синтакс. основа обучения яз. спец.). Сб. ст. / Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина- Под. ред. О. А. Лаптевой. М.: Русский язык, 1985. — 136 с.
  106. ЛедневВ. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / (2-е изд. переработ.). М.: Высш.шк., 1991. — 224 с.
  107. В. Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр. 1996. — № 1. С. 36 — 41.
  108. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  109. ЛернерИ. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  110. И. Я. Проблемное обучение. М., 1974. — 158 с.
  111. А. Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. — 172 с.
  112. Д. С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. М.: Наука, 1982. — 79 с.
  113. Д. С. Как работать над терминологией. М.: Наука, 1968. — 75 с.
  114. Д. С. Краткие формы научно-технических терминов. М.: Наука, 1971.- 120 с.
  115. ЛурияР. А. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 319 с.
  116. ЛюбичеваЕ. В. Новая информационная технология обучения русскому языку. СПб.: Образование, 1993. — 134 с.
  117. А. Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование, 1998.-439 с.
  118. А. С. Собрание сочинений в пяти томах. Том II. С. 150.
  119. И. В. Экономическая терминология в английском языке: процессы формирования и функционирования: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Киев, 1984. — 21 с.
  120. МамедоваР. М. Фразеологические единицы в современном русском языке, имеющие терминологическую и профессиональную основу: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Тбилиси, 1981. — 20 с.
  121. Н. В. Ноосферное образование: технология, методология, методика. М.: РАЕН, 1998. — 58 с.
  122. М. И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985, — 44 с.
  123. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения (Педагогическая наука реформ школы). М.: Педагогика, 1988.-192 с.
  124. В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  125. В. А. Психолого-педагогический словарь. Ростов н/Д, 1998.-234 с.
  126. Т. Н., Хасанова И. И., Шалунова М. Г., ЭргановаН. Е.• Практикум по педагогическим технологиям. Екатеринбург, 2002. — 66 с.
  127. Е. И. Теория и практика мониторинга качества обучения в региональной системе образования. М., 1999. — 84 с.
  128. Н. Н., Семенова О. А. Комплексный подход к применению педагогических технологий. М., 2001. — 122 с.
  129. А. К. Теоретические основы педагогической риторики.-М., 1993.-432 с.
  130. В. М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения: сб. науч. тр. «Проектирование новых информационных технологий обучения» / Под ред. В. М. Монахова. М., 1991. -С. 4−30.
  131. Т. С., ПолатЕ. С. Средства обучения (технология создания и использования). М.: УРАО, 1998. — 203 с.
  132. С. А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, — 2001. — 18 с.
  133. НинциевК., ЯшмановаВ. Языковая подготовка экономистов. // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 73 — 78.
  134. Ф 139. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Харвест, М.: ООО «Изд-во ACT», 2001. 976 с.
  135. НуждинВ.Н. Система развития индивидуального творческого мышления: Итоги и проблемы. Иваново, 1990. — 59 с.
  136. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1997.-944 с.
  137. В. Я. Технические средства в учебном процессе: Информ. свойства и эргон. особенности применения. Киев: Вища шк., 1984. — 184 с.
  138. А. П. Русский глагол: Словарь-справочник: Более 4000 глаголов и 60 000 глагол, форм. М.: Рус. яз., 2000. — XVIII. — 557 с.
  139. Г. С. Взаимоотношения русских и иноязычных морфем в составе научно-технических терминов: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Киев, 1984. — 20 с.
  140. О. М. Устные профессионально-значимые жанры речи экономиста: Теоретические основы экономической риторики. М., 1993. — 219 с.
  141. Н. Д., Ушакова Т. К. Речь, язык, коммуникация // Современная психология. Справочное руководство. М.: Инфра-М., 1999. — С. 266 — 304 с.
  142. К. Т. Осознаваемые мотивы учения подростков. Сб.: «Мотивы учения» / Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград, 1976. — С. 32 — 38.
  143. Педагогика: педагогические теории, системы, технология: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. С. Смирнов, И. Б. Котов, Е. К. Шиянов и др. Под ред. А. С. Смирнова. 4-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512 с.
  144. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов- -3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  145. В. Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.-400 с.
  146. П. И. Педагогика. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  147. А. И., Воробьева Г. В. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  148. В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М., 1991. — 191 с.
  149. ПодолинаО. В. Функционально-семантический анализ именных терминологических словосочетаний в структуре ученого текста: (На материале фин.-кредит. подъяз.): Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Рос. ун-т дружбы народов. М., 1992. — 16 с.
  150. С. В. Иноязычные слова в современной российской рекламе: (на материале период, печати 1990- 1995 гг.): Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. Ломоносова. Фак. журналистики. М., 1998. — 25 с.
  151. В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  152. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  153. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  154. А. А. О некоторых вопросах терминологии / В кн.: Сб. докл. и сообщ. лингв, об-ва. IV. Калинин, 1974. — С. 36 — 41.
  155. А. А. Что такое термин и терминология. «Вопросы терминологии». М., 1961. — 14 с.
  156. Н. М. Проблемы изменений в дидактике. Киев: Выща шк., 1979. — 174 с.
  157. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608с., ил. Т. 1. А-М. — 1993- Т. 2. — 1999. — 608 с.
  158. П. Психология и педагогика. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 80 с.
  159. С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-416 с.
  160. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973.424 с.
  161. А. Я. Технология обучения и ее роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 29 — 37.
  162. Ю. А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М., 1962. — 504 с.
  163. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 258 с.
  164. Г. Н. Вопросы методики изучения технических терминов в средних специальных учебных заведениях: Автореф. дис.. канд. щ пед. наук. Н. Новгород, 1995. — 18 с.
  165. М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  166. Э. Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризированных курсов в общеобразовательной школе. Новосибирск: НГУ, 1996. — 194 с.
  167. Э. Г., СлудновА. В. Педагогическая полезность как средство оценки качества компьютеризированного курса: Монография. Новосибирск: РИО НИПКи ПРО, 1996. — 107 с.
  168. Э. Г., Холина JI. И. Основы педагогики и психологии: Учеб. пособие. Новосибирск: Сибирский институт финансов и банковского дела, 2000.- 113 с.
  169. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989.624 с.
  170. Словарь синонимов русского языка / ИЛИ РАН / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 656 с.
  171. Т. А. Развитие речевой деятельности студентов в учебном ф процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. — 20 с.
  172. Т. П., Раимбеков Б. X. Современные формы организации и методы проведения занятий в вузе. Эвристическое обучение: Научно-методическое пособие. Караганда: Болашак — Баспа, 2003. — 240 с.
  173. Советский энциклопедический / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 1600 с.
  174. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. -Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.
  175. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, этимология / JI. М. Баш, А. В. Боброва и др. издание 4-е, стер. М.: Цитадель-трейд, Рипол классик, 2003. — 960 с.
  176. И. И. Русское слово: Избран, тр.: Учеб. пособие дляпед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Сост. Н. А. Кондратов. М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  177. А. Г. Из истории терминов политической экономии в русском языке. Сб.: Проблемы истории русской лексики и терминологии. М., 1985.-С. 23−28.
  178. И. И. Языковой подход в юридическом вузе // Право и образование. 2003. — № 6. — С. 113 — 119.
  179. В. Д. Понятие научно-технического термина и требования к его определению. Межвуз. сб.: Термин и слово. Горький, ГГУ, 1982.• -С. 18−24.
  180. Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.
  181. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 343 с.
  182. ТатариновВ. А. История отечественного терминоведения: В 3 т. -М.: Моск. лицей, 1995. 334 с.
  183. А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  184. Н.Г. Моделирование процесса интеграции психолого-педагогической составляющей в содержание высшего технического образоващ ния: Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 16 с.
  185. О. К. Психологическое мышление: Учебное пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
  186. П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практ.-ориентир. моногр. 2-е изд., доп. — М.: Новая шк., 2001. -350 с.
  187. Д. Н. Толковый словарь русского языка в 4 томах. -М., 1998.- 1118 с.
  188. К. Д. Избранные педагогические произведения. Пре-дисл. проф., д-ра пед. наук В. Я. Струминского. С. 5 — 321. — М.: Просвещение, 1968.-557 с.
  189. А. О современной технологии обучения // Alma-Mater. -1993.-№ 3.-С. 29−30.
  190. JI. П. Принципы и методы обучения русскому языку. -М.: Наука, 1964.-214 с.
  191. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  192. ХолинаЛ. И., Скибицкий Э. Г. Дидактические принципы дистанционного обучения // Новые информационные технологии в университетском образовании. Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НИИ МИО НГУ, 1998. -С. 193−194.
  193. Е. В. Теория и методы профессионального языкового образования морских судоводителей: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Кемерово, 2001.-46 с.
  194. Е. В. Лингво-профессиональная направленность языкового образования морских судоводителей: научное издание. Новосибирск: Новосибирская гос. академия водного транспорта, 1998. — 100 с.
  195. Е. В. Проблемы языкового образования судоводителей и их разрешение на основе лингво-профессионализма: научное издание. Новосибирск: Новосибирская гос. академия водного транспорта, 1998. — 73 с.
  196. Ф. А. Аспекты развития исследований в сопоставительном терминоведении. Межвуз. сб.: термины в структурно-семантическом и функциональном аспектах. Н. Новгород, 1991. — С. 23 — 25.
  197. Ф. А. Терминология и перевод: (К основам сопоставительного терминоведения). Львов, 1988. — 98 с.
  198. ЦыбинаЛ. П. Отраслевой словарь и методы выделения лексико-семантических вариантов экономических терминов (на материале английского языка): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1975. — 20 с.
  199. И. М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
  200. В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  201. Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
  202. А. П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 176 с.
  203. JI. А. О способах перевода научно-технических терминов. В кн. Теор1я i практика перекладу. — Кшв, 1980. Вып. 4, С. 9 — 17.
  204. ЧошановМ. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. — 157 с.
  205. В. Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 181 с.
  206. И. К. Программно-целевая психология управления: Уч. пособие. Барнаул: Издательство БГПУ. — 1997. — 158 с.
  207. Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.-327 с.
  208. В. М. Проблемы обучения орфографии и пунктуации. Сб. научных трудов. М., 1977. — С. 23−28
  209. ШепельЭ. Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1990. — № 1. — С. 7−8, 13.
  210. И. П. Финансы предприятий. М., 1998. — 176 с.
  211. ШестакН. В. Высшая школа: технология обучения. М.: Вузовская книга, 2000. — 80 с.
  212. Л. Языковая профессиональная подготовка в техническом университете // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 103 — 108.
  213. В. Н., Каменков В. С. Словарь экономических и правовых терминов. М., 1999. — 134 с.
  214. Г. П. Проблемы системно-структурной методологии.-М.: 1964.-236 с.
  215. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: 1986.144 с.
  216. ЩурковаН. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  217. Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. Давыдова В. В., Нежиной Т. А. М.: Интор, 1998. — 112 с.
  218. Э. Г. Системный подход и принципы деятельности: мето-дол. пробл. соврем, науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  219. П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. — 271 с.
  220. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  221. А. А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьная технология. 2001. — № 6. — С. 10−15.
  222. Garrol L. Alice in Wonderland. M., 1967, Garrol L. Through the Looking Glass. — M., 1966. (AW.)
  223. Mazur M. Terminologia techniczna. W-wa, 1961.
  224. Riffatterre M. Criteria for Stule Analusis. Word, 1959, v. XV, n. 1.
  225. Schmidt Wilhelm. Lexikalische und aktuelle Bedeutung. Ein Beitrag zur Theorie der Wortbedeutung. 3., Durchges. Aufl. Berlin. Akad. — Verl., 1966. — 87 c.
Заполнить форму текущей работой