Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности применения принципов социальной педагогики в работе с детьми с овз как средство коррекции негативных эмоциональных состояний у школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процедура исследования состояла из расположения ребенком себя на лесенкеи ответа на вопрос о степени самооценки ребенка. Если на лесенке ребенок располагает себя на 2-й или 3-й ступени — это признаки адекватной самооценки; если ребенок располагает себя на лесенке на 4 ступени — это признаки заниженной самооценки. Если ребенок рисует себя на лесенке на 5- й или 6-й ступени — это признаки низкой… Читать ещё >

Особенности применения принципов социальной педагогики в работе с детьми с овз как средство коррекции негативных эмоциональных состояний у школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Для определении особенностей (или диагностика) поведения детей с ОВЗ младшего школьного возраста соблюдались следующие принципы: дифференцированный подход, системность, непрерывность. Исследование особенностей детей с ОВЗ проводилось нами с сентября 2016 по январь 2017 г. Наблюдение проводилось в 4 классе МБОУ «Лицей «Держава». г. Обнинска.

В исследовании приняли участие 18 школьников (7 девочек, 11 мальчиков). 18 детей с диагнозом ОВЗ. Учащиеся коррекционного класса .

Процесс экспериментального исследования состоял из пяти этапов:

На первом этапе проводилась диагностика с целья выявления уровней тревожности, самооценки и агрессивности у подростков.

На втором этапеобработка и анализ результатов диагностики.

На третьем этапе осуществлялась разработка комплекса игровых методик, направленных на коррекцию негативных эмоциональных состояний у подростков.

На четвертом этапе проводилось внедрение данного комплекса.

На пятом этапе подводились итоги и проводился анализ результатов на основе данных повторной диагностики.

В диагностических целях были использованы:

Различные виды наблюдений; проектированные методики «Цветик — семицветик» (выявление интересов младших школьников), «Лесенка» (степень самооценки ребенка), «Куст розы», шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилберга — Ханина (полный вариант).

Беседы-интервью с учителями, родителями.

1. Для определения уровня самооценки ребенка был предложен проективный тест «Лесенка». Ребенку предложен рисунок лесенки, на которой он должен нарисовать себя.

Процедура исследования состояла из расположения ребенком себя на лесенкеи ответа на вопрос о степени самооценки ребенка. Если на лесенке ребенок располагает себя на 2-й или 3-й ступени — это признаки адекватной самооценки; если ребенок располагает себя на лесенке на 4 ступени — это признаки заниженной самооценки. Если ребенок рисует себя на лесенке на 5- й или 6-й ступени — это признаки низкой самооценки. Из всего массива полученной информации были выбраны данные об уровне самооценки.

Анализ полученных данных показал, что у восьми младших школьников (35%) были выявлены признаки низкой самооценки, они нарисовали себя на 5-й и 6-й ступенях лесенки. У шестерых детей (35%) выявлены признаки заниженной самооценки. Дети в рисунках нарисовали себя на 4 ступени лесенки. И только у четверых человек (30%) рисунок показал признаки адекватной самооценки — они нарисовали себя на 5-й и 6-й ступенях лестницы.

Исследование детей с ОВЗ младшего школьного возраста из МБОУ.

«Лицей «Держава» выявило, что большинство дети склонны к низкой или заниженной самооценке. Это значит, что при выработке методики для работы с детьми с ОВЗ необходимо опираться на их творческий потенциал, подбирая для них несложные задания по рисованию, театральной деятельности и так далее с целью получения от детей хороших законченых результатов. В этом случае самооценка ребенка повысится, а развитие таких качеств как мышление, речь, память, внимание, восприятие может активизироваться.

Особенности применения принципов социальной педагогики в работе с детьми с овз как средство коррекции негативных эмоциональных состояний у школьников.

Результаты методики «Лесенка».

2. Диагностическая методика «Волшебник» направлена на выявление направленности интересов младших школьников. На первом этапе исследования детям была прочитана сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». Затем каждый ребенок на лепестках бумажного цветка записал свои желания, предварительно пронумеровав каждый лепесток в соответствии с порядком записи желания. Таким образом, каждый ребенок сформулировал 7 желаний, которые выстроены им по значимости.

Подсчитанное количество выборов в каждой колонке позволяет сформировать предположение о направленности интересов учащихся класса. О содержании и направленности интересов каждого ребенка можно судить по его записям на первом, втором и третьем лепестках.

  • 1Я. Дарья
  • 2 С. Анна .
  • 3 П. Александр
  • 4 Г. Алексей
  • 5 Д. Арсений
  • 6 О. Мирослав
  • 7 М. Владислав
  • 8 Д. Федор
  • 9 М. Владислав
  • 10 Р. Олег
  • 11 Б. Кирилл
  • 12 Б. Андрей
  • 13З. Даниил.
  • 14 К. Александр
  • 1 Я. Дарья

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

Духовные нравственные.

++.

2 С. Аня.

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

Духовные, нравственные.

++.

3 П. Александр

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

Духовные, нравственные.

4 Г. Алексей.

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

Духовные нравственные.

5 Д. Арсений.

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

Духовные нравственные.

6 О. Мирослав.

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

Духовные, нравственные.

7 М. Владислав.

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

++.

Духовные, нравственные.

8 Д. Федор

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

Духовные, нравственные.

++.

9Ф. Лиза.

Потребности.

Для себя лично.

Для, родных, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

++.

Духовные, нравственные.

10 Р. Олег.

Потребности.

Для себя лично.

Для бли родных, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

Духовные, нравственные.

11 Б. Кирилл.

Потребности.

Для себя лично.

Для родных, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

++.

Духовные, нравственные.

12 Б. Андрей.

Потребности.

Для себя лично.

Для родных, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

++.

Духовные, нравственные.

13 З. Даниил.

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

Духовные, нравственные.

++.

++.

14К. Александр

Потребности.

Для себя лично.

Для близких, семьи.

Для друзей.

Для всех людей.

Материальные.

++.

Духовные, нравственные.

Таким образом, характер потребностей учеников 4 класса варьируетсяот материально/духовных для себя лично до материальных / духовных для всех людей. .Приоритетным желанием детей является хорошо учиться, все остальнок (компьютер, планшет) зависит от того, что не достает.

Для близких — больше всего хотят, чтоб родные были здоровы и счастливы. Но немногие дети задумываются о будущем.

Для друзей — самое большое желание — иметь хорошую школу и добрых учителей. Все остальное- (кружок робототехники, бассейн) — не приоритетное. от материальных/духовных для себя лично до материальных/духовных для всех людей. Нужно отметить, что желание З. Даниила отомстить всем, кто его обидел, выпадает из рамок материальных и духовных ценностей .Это говорит о повышенной агрессивности. Мальчику посоветовали занятия с психологом.

Приводим примеры приоритетных желаний: «Вылечить всех больных людей и животных» и «Принести много подарков друзьям» (80%), а лишь затем — «Сделать так, чтобы меня все любили» (10%), «Сделать семью богатой» (5%) и «Стать самому умным и красивым» (5%).

Таким образом, под эмоциональным впечатлением от прочитанной сказки, в которой настоящая радость связана с помощью другому человеку, дети выбирают и соответствующие приоритетные желания. Поэтому, для формирования комплекса методик для занятий с детьми с ОВЗ необходимо приоритетное значение отдавать жанровым играм и формам работы, связанным со словом.

Определяя и выявляя приоритетные желания детей с ОВЗ, их самооценку и отношение к другим детям, мы отобрали две однотипные игры, а детей разделили на 2 подгруппы. Смысл игры заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы в определённый момент оставался вне игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых, на одну меньше чем детей. Некоторые дети проявляли агрессивность по отношению к товарищам во время игры и после игры. Наблюдение за ними позволило сделать вывод, что их поведение нуждается в корректировке и что в этом случае методику работы с этими детьми необходимо строить на основе принципа личностной обусловленности, когда большое значение имеет слово и мнение педагога.

3. Методика «Куст розы». Эта методика является проективной. Детям предлагается следующая инструкция: Представьте себе, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите внимательно куст. Какой вы куст? Большой, маленький? Высокий или низкий? Сильный или слабый? Есть ли на кусте цветы, много ли и каких? Они полностью распустились или есть только бутоны? Какие стебли и ветки, есть ли на них листья? Есть ли на ветках шипы? Есть ли корни, какие они, как глубоко проникают в землю? Оглянитесь, где вы находитесь: в городе, в деревне, на клумбе или в вазе? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь, или забор? Кто за вами ухаживает? Какая теперь погода? Что происходит с вами, когда меняется время года и становится холодно? Каково это — быть розовым кустом?

«На листе белой бумаги нарисуй кустууу такой, какой ты себе представляешь». Время рисования не ограничено.

При анализе детских работ нас в основном интересовали такие характеристики как: размер рисунка — чем меньше розовый кусттем неувереннее себя ощущает ребенок, об импульсивности ребенка свидетельствует «не умещение» рисунка на альбомном листке.

Темные тона, коричневый, серый и фиолетовый цвета говорят о неблагополучном эмоциональном фоне. Яркие теплые краски и оттенки — признаки психологического благополучия и внутренней гармонии.

Признаком агрессивности является большое количество колючек и шипов на кусте роз. Шипы могут выражать потребность в защите и символизировать о чувстве небезопасности. Пышный куст с листвой, корнями, солнце, небо является признаком психологического благополучия. Интровертированность — на рисунке изображен один куст розы.

На основе всех данных можно выделить следующие уровни и критерии тревожности, которые представлены в таблице.

Название уровня.

Критерии.

Высокий.

Длинные, торчащие в разные стороны колючки шипы. Иголки прорисованы тщательно. Куст розы нарисован в пустыне .

Средний.

Умеренное количество колючек и шипов, нарисован небольшой куст, преобладают темная, коричневая цветовая гамма.

Низкий.

Теплая цветовая гамма Помимо куста розы нарисовано солнце, небо, пышный куст, листья и крепкие корни.

На основании, полученных данных и руководствуясь таблицей можно сделать следующие выводы, которые представлены в таблице.

ФИО.

Критерии, показатели.

Уровень.

Наличие колючек и шипов.

Наличие ответвлений.

Острые шипы.

Наличие солнца, неба, листьев.

Теплая цветовая гамма.

Даша Аня.

Средний.

Саша Алексей.

Высокий.

Арсений Мирослав.

Высокий.

Влад Федор

Высокий.

Кирилл.

Андрей Даниил.

Средний.

Александр Никита.

Средний.

Роман Лиза.

Средний.

Настя Олег.

Вы сокий.

Максим Саша.

Вы сокий.

На основании полученных данных в результате проведенной диагностики (таб.2.5) мсожно сделать выводы, что детям с ОВЗ свойственны тревожность, мнительность, показатель агрессивности не свойственен всем детям, но он присутствует в исследовании.

Показатели среднегрупповых значений выраженной агрессивности у испытуемых представлены в таблице.

Таблица 2.3 Уровень тревожности.

Высокий.

Средний.

Низкий.

0%.

%.

%.

Результаты методики «Куст розы».

Повышенная агрессивность была отмечена у 55% детей (больше половины). На рисунках Арсения С. и Мирослава Б. были нарисованы кусты роз с большими колючками. Причем у Мирослава Б. шипы были особенно длинными.

Средний уровень агрессивность присутствует у 45% детей (почти половина) на рисунках этих детей небольшой куст роз нарисован маленьким. Так на рисунке Лизы М. изображен куст розы с листьями. Например у Максима М. куст розы весь в колючках, но они очень маленькие.

Отсутствие шипов, теплая цветовая гамма красок как было сказано выше, свидетельствует о низком уровне агрессивности. Таких рисунков было 0.

Также в работах детей помимо кустов роз были изображены заборы. Многие дети пририсовывали своим растениям заборчики. Например, Даша Я., Кирилл Б., Алексей С. нарисовали свои розы в окружении заборов — это свидетельствует о чувстве небезопасности.

4. Методика шкала ситуативной (реактивной) тревожности СпилбераХанина (полный вариант) Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Авторы данной методики Спилбергеа Ч. и Ханин Ю.Л.

Методика состоит из ряда вопросов, представляющих собой возможность ответить на предложенные утверждения вариантами ответов от.

1 до 4 (в зависимости от выраженности данного утверждения у испытуемого).

Опросник позволяет оценить состояние ситуативной тревожности. Методика содержит 20 утверждений, касающихся различных состояний самочувствия на данный момент времени.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Опросник шкалы ситуативной тревожности.

пп.

№ Суждение.

Это не так.

Пожалуй, так.

Верно.

Совершенно верно.

Я спокоен.

Мне ничто не угрожает.

Я нахожусь в напряжении.

Я внутренне скован.

Я чувствую себя свободно.

Я расстроен.

Меня волнуют неудачи.

возможные.

Я ощущаю.

душевный.

покой.

Я встревожен.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

Я уверен в себе.

Я нервничаю.

Я не нахожу себе места.

Я взвинчен.

Я не чувствую скованности, напряжения.

Я доволен.

Я озабочен.

Я слишком возбужден и мне не по себе.

Мне радостно.

Мне приятно.

Обработка результатов.

Определение показателей ситуативной тревожности с помощью ключа.

На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31 — 44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

Особенности применения принципов социальной педагогики в работе с детьми с овз как средство коррекции негативных эмоциональных состояний у школьников.

Значение показателя ситуативной (личностной) тревожности по методике Спилбергера — Ханина (полный вариант) Из рисунка 2.8. видно, что среднее количество учеников имеют выраженный показатель ситуативной (реактивной) тревожности с преимущественно высоким уровнем. Он составляет 25% от общего количества испытуемых. Умеренный уровень тревожности ситуативной (реактивной) набрали по классу 61% учеников. А показатель с низким уровнем ситуативной тревожности набрали 14% человек.

В результате исследования были сделаны выводы, которые позволили разработать и апробировать методику коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой