Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы с дифференцированным обучением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно обоснованная технология применения педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением способствуют улучшению практики подготовки школьников к осознанному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
    • 1. 1. Основные этапы развития теории управления педагогическим процессом в истории педагогики и школы
    • 1. 2. Историография применения педагогической диагностики в педагогическом процессе
  • Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ
    • 2. 1. Сущность, содержание и особенности использования современной педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных школах с дифференцированным обучением
    • 2. 2. Педагогические условия использования педагогической диагностики в целостном педагогическом процессе в общеобразовательных школах с дифференцированным обучением

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы с дифференцированным обучением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современной стратегией развития системы образования является гуманизация учебно-воспитательного процесса, которая закреплена в Законах «Об образовании» Российской Федерации и Чувашской Республики [1- 2]1, предоставивших возможность реализации демократического, государственно-общественного управления образованием и повышения качества знаний учащихся. Гуманизация учебно-воспитательного процесса основана на всестороннем изучении сущностных сил школьников. В связи с тем, что каждая личность в педагогическом процессе уникальна, то необходима система исследования личности для управления ее воспитанием и развитием. Одним из перспективных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса, отвечающего данным требованиям, является построение его на основе педагогической диагностики. В условиях гуманизации образования педагогическая диагностика должна быть органической составной частью системы совершенствования учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе, особенно, если она с дифференцированным обучением, в связи с чем, в педагогической теории и практике данная проблема остается актуальной.

В дореволюционной педагогической литературе, в частности, в трудах К. Д. Кавелина [69], Н. И. Пирогова [129], К. Д. Ушинского [158] и других были разработаны основы управления учебно-воспитательным процессом. К. Д. Ушинский утверждал, что, если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. П. П. Блонский [29- 30- 31] издал учебник «Педология». H.H. Иорданским [67] была создана новая научно-теоретическая дисциплина управления школой — «Школоведение». Переход от царской системы управления к общественно-земской, последовавшей социалистической — к авторитарно.

1 Здесь и далее первая цифра в скобках соответствует нумерации по списку, данному в конце диссертациипоследующие цифры обозначают том и страницу. бюрократической и затем к государственно-общественной и менеджменту оставил в истории развития школы огромный опыт, который является основой теории совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Современная педагогическая наука исследовала разнообразные проблемы повышения качества учебно-воспитательной работы и выявила их основные закономерности. Они отражены в трудах Ю. К. Бабанского [16- 17], Ю. В. Васильева [38], В. П. Ковалева [73- 74], Ю. А. Конаржевского [80], М. И. Кондакова [81] и др. В школоведении широко известны исследования, в которых рассмотрены вопросы эффективности учебно-воспитательной работы в школе [Г.Г. Габдуллин [47- 48], B.C. Лазарев [156], М. М. Поташник [137], И. П. Раченко [141], Р. Х. Шакуров [170], Т. И. Шамова [171], H.A. Шубин [175] и др.]. Новой перспективной отраслью современной педагогики отечественные ученые считают педагогическую диагностику, способную обеспечить научное управление целостным педагогическим процессом. Исследования И. С. Батракова [20], A.C. Белкина [22- 23- 24], В. П. Битинас [28], Н. К. Голубева [53], И. В. Житко [60], А. И. Кочетова [86], В. Г. Максимова [101- 102- 103], И. П. Подласого [131], В. А. Сластенина [146] и других вносят большой вклад в понимание необходимости применения педагогической диагностики с целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса в школе.

Исследования названных авторов вносят значительный вклад в создание методологической базы теории и практики применения педагогической диагностики в школе. В то же время в этих исследованиях, на наш взгляд, неполно отражены вопросы формирования педдиагностической культуры у учителей, без которой педагогическая диагностика не может реализовываться на уровне различных технологий, в том числе и в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе.

В результате изучения существующих теорий организации учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе, и понимания необходимости его совершенствования на современном этапе нам удалось выявить следующие противоречия между:

— имеющимися в науке исследованиями по проблемам педагогической диагностики и отсутствием в практике технологии налаженной системы педдиа-гностики как составной части управления учебно-воспитательным процессом;

— потребностями учителей и отдельных коллективов школ работать в инновационных режимах и отсутствием культуры педдиагностического труда у педагогов, администрации;

— необходимостью использования разнообразных педдиагностических технологий для разных типов школ и неподготовленностью педагогических кадров, руководителей школ к внедрению нововведений в работу школ с дифференцированным обучением;

— совершенствованием управления современной школой с дифференцированным обучением и отсутствием условий стимулирования труда педагогов, работающих в инновационном режиме.

Наличие данных противоречий обусловливает сохранение ряда недостатков в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением:

— командно-административной системы руководства с присущим ей авторитарным стилем;

— отсутствия современных психолого-педагогических служб сопровождения, позволяющих повышать уровни самообразования педагогов на основе педдиагностики;

— слабой координации единства государственно-общественных структур в управлении школой и перекладывания ответственности за недостатки в управлении на директора школы.

Выявленные нами противоречия позволяют сформулировать проблему нашего исследования: при каких педагогических условиях педагогическая диагностика способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Общепедагогическое значение данной проблемы и необходимость ее разрешения обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы с дифференцированным обучением».

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением.

Предмет исследования — педагогические условия использования педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением.

В основу исследования в соответствии с целью, выявленным объектом и предметом исследований положена следующая гипотеза: педагогическая диагностика может быть использована в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением, если будут:

— четко определены содержательная часть диагностической деятельности, формы и методы ее реализации. При этом основными объектами педагогической диагностики, определяющими ее содержательную часть, могут быть подготовленность детей к обучению в школе, состояние их общефизического развития, уровень развития социальных качеств, воспитательный потенциал каждого школьника, семьи, профориентационная диагностика и т. д.;

— сформирована определенная диагностическая культура у педагогического коллектива и администрации школы;

— создан в школе благоприятный морально-психологический микроклимат и разработана система морально-материального стимулирования учителей, занимающихся диагностической деятельностью.

С учетом выявленной проблемы и поставленной цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

1. Изучить историографию применения диагностики в педагогическом процессе.

2. Раскрыть сущность, содержание и особенности использования современной педагогической диагностики в управлении учебно-воспитательным процессом в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением.

3. Выявить теоретически и опытно — экспериментально обосновать педагогические условия использования педагогической диагностики в организации учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы с дифференцированным обучением.

Общей методологической основой исследования явились важнейшие современные философские учения о материально-диалектическом и системном понимании природы и общества, о всеобщем и особенном, об информационном метаболизме, взаимодействии систем, их структур, педагогических концепций в организации учебно-воспитательного процесса в средней школе.

Частнометодологическую базу исследования составили: важнейшие философские учения о диалектическом развитии личности и общества, теоретические разработки по управлению [И.Б. Абрамова, В. И. Андреев, В. П. Афанасьев, Л. И. Бушуева, А. Д. Урсул и др.]- проблемы повышения эффективности учебно-воспитательной работы, формирования и развития учащихся [Ю.К. Бабанский, Г. Г. Габдуллин, М. И. Кондаков, В. П. Ковалев, Л. И. Новикова, М. М. Поташник, B.C. Лазарев, Л. Ю. Сироткин, А.Н. Хузи-ахметов, Т. И. Шамова и др.]- гуманизация и этнопедагогизация [Г.Н. Волков, Н. Г. Краснов, Л. П. Кураков, И .Я. Яковлев и др.]- методы и приемы педагогических диагностических исследований [Г.С. Абдрахманова, A.C. Белкин, В. П. Беспалько, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, В. Г. Максимов, P.C. Немов, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников и др.].

Методы исследования. Выбор комплекса педагогических методов определился целями, задачами и гипотезой исследования:

1. Общенаучные методы: абстракция и конкретизацияанализ и синтез общепедагогической литературы по педагогической диагностике в целостном педагогическом процессеретроспективный анализ исторических источников и архивных документовсравнение и противопоставлениеиндукция и дедукция.

2. Теоретические методы: анализ школоведческой литературы по управлению педагогическими системамиметодические труды по теме исследованияпостроение гипотезконстатирующий и формирующий экспериментпрогнозирование и моделирование.

3. Эмпирические методы: наблюдение и обобщение опыта инновационных процессов в управлении педагогическими системамианкетированиеопросэкспертные оценкиобобщение опыта использования педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе педагогических систем средних общеобразовательных школ разного типа с дифференцированным обучениемтестирование, экспериментальное моделированиеобработка полученных результатов педагогического экспериментабеседы и интервью со студентами, преподавателями, директорами школ, родителямипрактика преподавания в педагогических классахсобственный опыт диагностической деятельности диссертанта в учебно-воспитательном процессе в различных типах образовательных школ, средне-специальном и высшем педагогических учебных заведениях.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования явились: школа-лицей № 44, учебно-воспитательный комплекс № 59 г. Чебоксары, муниципальные средние общеобразовательные школы № 5, 6, 10 и педагогический колледж г. Канаша, психолого-педагогический факультет ЧГПУ им. И .Я. Яковлева.

В проведении опытной работы под руководством диссертанта принимали участие директора, зам. директора, классные руководители и учителя школ. Всего в исследовании участвовало около 700 учащихся школ и студентов, 110 преподавателей гг. Чебоксар и г. Канаша Чувашской Республики.

Исследование проводилось в несколько этапов в течение пяти лет [1996;2000 гг.].

На первом этапе [1996;1997 гг.] определились тема исследования, ее актуальность, научность, объект и предмет исследованияизучался уровень разработанности проблемы на основе анализа документов, философской, психолого-педагогической, методической и периодической литературы. Проведено теоретическое осмысление темы, выявлены цель и задачи, сформулирована исходная гипотеза на основе краткой характеристики истории педагогической диагностики. Выявлены основные этапы применения педагогической диагностики и обоснованы сущность, содержание, особенности использования современной педагогической диагностики, необходимые для совершенствования учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением.

На втором этапе [1997;1998 гг.] были уточнены теоретические положения и апробировалась методика педдиагностического тестирования уровней подготовки детей к обучению в школе с элементами ранней дифференциации в обучении с целью использования экспериментальных данных в совершенствовании управления общеобразовательной школой. Была реализована технология исследования индивидуально-психологических особенностей развития личности школьника, позволяющая определять уровни развития личности, класса, параллели классов, коллектива школы с целью диагно-стичности управления учебно-воспитательным процессом, реализации дифференциации обучения и обеспечения выбора профессии. Проведен формирующий эксперимент, выявивший педагогические условия, позволяющие реализовать технологию педагогического диагностирования в учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы, обеспечивая дифференциацию в обучении, качественно управляя целостным педагогическим процессом на основе внедрения информационных и мониторинговых моделей. Разработаны и апробированы научно-методические материалы по проблемам исследования, обеспечившие эффективное управление учебно-воспитательным процессом на трех уровнях: индивидуальном, классно-групповом и общешкольном.

На третьем этапе [1999;2000 гг.] осуществлялось оформление результатов исследования, подводились итоги, формулировались и проверялись выводы, осуществлялось литературное оформление диссертации. Диссертантом подготовлена и издана монография «Педагогическая диагностика в системе управления общеобразовательной школой с дифференцированным обучением», рекомендованная работникам школ, преподавателям, студентам средних специальных и высших педагогических учебных заведений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

— определены основные этапы развития теории и практики педагогической диагностики в истории педагогики и школы;

— раскрыты сущность, содержание и особенности использования современной педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением;

— выявлены и опытно-экспериментально обоснованы педагогические условия использования педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно обоснованная технология применения педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением способствуют улучшению практики подготовки школьников к осознанному и правильному выбору будущей профессии, подготовки их к любимому творческому труду, что является основой их дальнейшего всестороннего развития. Многократно проведенные в ходе исследования виды диагностирования уровня развития личностных качеств учащихся, общего их физического развития, индивидуальных особенностей в психическом развитии школьников, воспитательных возможностей классного коллектива, воспитательного потенциала семьи школьника, а также новая система планирования воспитательной работы позволяют строить учебно-воспитательный процесс в школе практически по диагностируемой и прогнозируемой основе. Учебно-методические задания и упражнения, предлагаемые в исследовании, а также подготовленная по материалам диссертации монография могут быть использованы в педвузах при изучении курсов «Педагогическая диагностика», «Педагогика», «Основы управления педагогическими системами».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изменившиеся социально-экономические, политические, объективно-исторические условия развития общества востребовали ряд инноваций в школоведении, включая необходимость внедрения педагогической диагностики. В настоящее время педагогическая диагностика признана быть важнейшей составной частью науки педагогики и педагогики как искусства. Именно она определяет теоретические и практические основы, которые обеспечивают и характеризуют успешность и эффективность деятельности педагога и ученика. Разработанная нами технология применения педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе позволяет совершенствовать существующую систему планирования и прогнозирования педагогического процесса в школе.

2. Основными объектами педагогической диагностики, обеспечивающими ее содержательную часть в системе управления школой, являются: диагностика подготовленности ребенка к обучению в школе, ежегодная диагностика общего физического и социального развития школьников, профдиагно-стика учащихся в 4, 7, 9, 11 классах, диагностика воспитательного потенциала семьи школьника [ежегодно], диагностика воспитательной возможности классного коллектива [по мере необходимости] и ежегодная диагностика общего состояния учебного процесса в классе [школе].

3. Важнейшими условиями использования педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением являются: четкая и своевременная реализация всех диагностических процедур, представленных в специально разработанной нами технологии, требующей от учителей и администрации школы высокой диагностической культуры и создания в школе благоприятного морально-психологического климата, а также разработанной системы морального и материального стимулирования.

Апробация и внедрение результатов исследования:

— результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, педагогического и методического советов Канашского педагогического колледжа [1997—2000гг.], докладывались на научно-практических конференциях «Нетрадиционные системы обучения в начальных классах» [ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1997 г.], «Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и проблемы современного образования» [Канашский педагогический колледж, 1998 г.];

— издана монография «Педагогическая диагностика в системе управления общеобразовательной школой с дифференцированным обучением» [Чебоксары, 2000 г.];

— материалы диссертационного исследования использовались при чтении лекций для студентов Канашского педагогического колледжа, Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, на уроках в педагогических классах Канашской муниципальной общеобразовательной школы № 10.

Цель и задачи, логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы [182 наименования] и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изменившиеся социально-экономические, политические, объективно-исторические условия развития общества востребовали ряд инноваций, включая необходимость внедрения педагогической диагностики для совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных школах, особенно в тех, где большое внимание уделяется дифференциации обучения. Как показывает наше исследование, использование педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе приобретает особую актуальность в связи с необходимостью разрешения противоречий, существующих в современном образовании. Эти противоречия связаны прежде всего с необходимостью повышения культуры педагогического труда, основанной на педагогической диагностике, применением разнообразных технологий в школах с дифференцированным обучением. Наш анализ философской, психолого-педагогической, диагностической и методической литературы позволяет утверждать, что педагогическая диагностика признана быть одной из важнейших частей науки педагогики и педагогики как искусства. Именно она определяет те теоретические и практические основы, которые обеспечивают успешность и эффективность деятельности педагога и ученика, характеризуя уровни обучения, обученности, воспитания и развития. Разработанная нами технология управления учебно-воспитательным процессом направлена на совершенствование существующей системы планирования и прогнозирования педагогического процесса в школе. К такому заключению мы пришли не случайно. Проанализировав историографию развития педагогической диагностики, мы пришли к выводу, что это явление имеет достаточно сложную форму развития. Как и все сущностные явления, она имеет цель, содержание, формы проявления, принципы, технологии применения, средства и зависит от ряда педагогических условий. Из этого следует, что педагогическая диагностика, по нашему мнению, — это особенные технологии, позволяющие изучать состояние объектов учебно-воспитательного процесса в действительности, систему управления школой, личностные характеристики школьников, структуру их деятельности и на основе объективной информации проектировать и прогнозировать систему для эффективного функционирования школы.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. По сущности педагогическая диагностика становится составной частью современного целостного педагогического процесса, обеспечивая объективной информацией о количественных и качественных преобразованиях как отдельных компонентов, так и в целостном проявлении педагогических явлений, определяя условия их функционирования и прогнозирования, гарантируя в итоге объективность, гласность, позитивизм результатов педагогического процесса.

2. Осуществляя трехуровневую педагогическую диагностику [компонентная, структурная и системная], можно обеспечить высокую педагогическую культуру труда учителя и педагогического коллектива с гарантией успеха в управлении целостным педагогическим процессом.

3. Педагогическая диагностика личности, социальной среды, диагностика «сверху» — аттестация, управленческая диагностика, самодиагностика, диагностика проектирования, диагностика научного прогнозирования — инструментарий управления школой.

4. По видам воспитательной деятельности педагогическая диагностика применяется по разным институциональным признакам: в семье, в определении социального и физического развития детей, в учебном процессе, в классном коллективе и т. д.

5. Педагогическая диагностика имеет пять основных функций, которые реализованы в процессе нашей опытно-экспериментальной работы: собственно-диагностическая, аналитическая, оценочная, обратной связи, мотива-ционная.

Нам удалось выявить особенности применения педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в условиях внутренней и внешней дифференциации обучения. Нами разработана педагогичеекая технология, позволяющая определять уровни подготовленности детей к обучению в школе, для осуществления дифференцированного обучения начиная с начальных классов. В содержание разработанной технологии также входит «Диагностика индивидуально-психологических особенностей в развитии личности школьника», которая позволяет определять склонности школьников к одному из пяти групп типов профессии, что позволяет управлять развитием интересов, способностей, индивидуально-психологических качеств личности с рекомендациями к осознанному выбору профессий. Результаты наших диагностических исследований по развитию социальных и физических качеств и свойств позволили повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в современных школах с дифференцированным обучением на трех уровняхиндивидуальном, классно-групповом и коллективном — на уровне всей школы. Наше исследование показало, что разработанная нами технология способствует внедрению личностно-ориентированного обучения, достижения необходимых государственных стандартов в уровне знаний и воспитанности учащихся.

Нами выявлены, теоретически и практически обоснованы педагогические условия использования педдиагностики в управлении общеобразовательной школой с дифференцированным обучением, основными из которых являются:

1. Четкая разработка структур и содержание педдиагностической деятельности работников общеобразовательных школ с дифференцированным обучением. Наши исследования показали, что в содержание этой деятельности включаются следующие диагностические процедуры: диагностика готовности ребенка к обучению в школе и создание разноуровневых классов обученияежегодная диагностика общефизического, социального развития школьников, профориентационная диагностика в 4, 7. 9, 11 классах, диагностика воспитательного потенциала семьи, общего состояния учебного процесса в классе и т. д.

2. Формирование диагностической культуры педагога, основными компонентами которой являются системы знаний и умений осуществления педдиагностики на индивидуальном, классном и общешкольном уровнях.

3. Создание в общеобразовательных школах с дифференцированным обучением информационно-диагностических центров или служб для сбора и накопления, обработки необходимой информации и выдачи диагностических заключений по вышеназванным уровням.

4. Создание благоприятного психолого-педагогического микроклимата и системы морально-материального стимулирования труда педагогов общеобразовательных школ, строящих педагогический процесс на основе педагогической диагностики при дифференцированном обучении. Примерные расчеты оплаты труда педагогов даны в материалах диссертации.

5. Создание пилотных школ, информатико-диагностических центров, служб педагогической поддержки при райгоротделах образования.

Наш формирующий эксперимент показал, что педагогическая диагностика способна регулировать и реализовывать информационные потоки и инновации, создавая условия к переводу управляемой системы в соуправляемую в благоприятном морально-психологическом микроклимате в коллективе школы, поставив в центре своей деятельности личность развивающегося ребенка, признав его как саморегулирующую систему. Выявив и обосновав проблему «школьной зрелости» по результатам проведенного формирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что создание опорных школ, служб психолого-педагогической и медицинской поддержки в общеобразовательных школах обеспечивает своевременную коррекцию, работу классов выравнивания, создает деятельностно-успешный интерес к учебной работе отстающих в учебе школьников.

Мы считаем, что решение данных вопросов обеспечивает совершенствование учебно-воспитательного процесса. Использование педагогической диагностики в управленческой деятельности подготовленным педагогическим коллективом повышает уровень знаний воспитанности, осознанности в выборе профессий учащихся.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются:

— методологически правильным подходом и адекватностью методики исследования, совершенствования учебно-воспитательного процесса в средней школе с дифференцированным обучением;

— анализом и синтезом теоретического материала, успешностью в апробации выдвинутых идей исследования;

— использованием и анализом современной педагогической и методической литературы по проблемам педагогической диагностики;

— правильной постановкой и формулировкой научной проблемы, цели и задач, объекта и предмета исследования;

— проведением широкомасштабного эксперимента по всем видам пед-диагностических исследований;

— репрезентативностью выборки и положительной оценкой педагогической, родительской общественности;

— внедрением полученных результатов в практику работы педагогов и администрации общеобразовательных школ, будущих учителей в Канашском педколледже и Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева;

— результатами педдиагностических исследований, обеспечивших переход в экспериментальных классах к ранней дифференциации с последующим углубленным изучением педагогических дисциплин и поступлением в педагогические учебные заведения выпускников профильных классов.

Материалы исследования позволяют внедрять современную модель управления школой. Таким образом, проведенное нами исследование разрешило поставленные задачи в рамках конкретно-определенной темы и научной проблемы.

Результаты теоретического поиска и опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования, которая по своему содержанию стала намного богаче и полнее. Материал исследования полностью апробирован и внедрен в практику работы конкретных школ, педкол-леджа и вуза.

В целом, мы считаем на данном этапе наше исследование завершенным. Однако оно не исчерпало всех аспектов этой сложной проблемы, связанной с применением педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе с дифференцированным обучением. Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требуют вопросы, в которых использование педагогической диагностики на основе компьютерных информационных технологий в системе таких комплексов, как «детский сад — школа», «школа — средние специальные профессиональные учебные заведения — вуз» обеспечит непрерывность в получении образования и профессиональной подготовки. По нашему мнению, совершенствование управления целостными педагогическими комплексами за счет инновационных технологий психолого-педагогической диагностики обеспечивает личностно-ориентированное обучение с созданием необходимых условий функционирования служб поддержки, коррекции во главе с заместителем директора по науке, психологами, социальными педагогами, медиками, работающими не только в лицеях, гимназиях, но и в каждой средней общеобразовательной школе.

Мы отчетливо видим пути дальнейшего исследования в использовании педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса за счет применения компьютерных технологий, робототехники, информационных технологий и инновационных внедрений — менеджмента, позволяющих занять выпускникам общеобразовательных школ достойное место в деятельностно-творческой профессиональной работе нового столетия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Учительская газета. -№ 5. 30 января 1996 г.
  2. Закон Чувашской Республики «Об образовании» //Чаваш ен. № 30−31. — 24 ноября 1992 г.
  3. Закон Чувашской Республики «О физической культуре и спорте» //Советская Чувашия. № 29. — 11 февраля 1994 г.
  4. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. М.: Известие, Издание Государственной Думы, 1995. — 40 с.
  5. Г. С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1998.-201 с.
  6. А. Психология на каждый день. М.: Вече Аст, 1997. — 480 с.
  7. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988. -208 с.
  8. Ш. А. Оценка. Отметка. М.: Знание. — 1980. — № 10. — 96 с.
  9. А. Психологическое тестирование: Пер. с англ.: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. -Т.1.-320 с.
  10. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: КГУ, 1996. — 568 с.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997 — 376 с.
  12. Т., Ковалева А. Проблема обучения детей с шестилетнего возраста //Народное образование. 1999. — № 9−10. — С. 175−176.
  13. М. Так нужны ли коррекционно развивающие классы? //Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 31−36.
  14. В.Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: Знание, 1980.-64 с.
  15. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-251 с.
  18. Н.И., Иванов Д. С., Толстов Н. С. Проблемы управления образованием. Чебоксары: РИПКРНО, 1993.-120 с.
  19. И.А., Барташников A.A. Учись играя: Тренировка интеллекта: игры и тесты для детей 5−7 лет. Харьков: Фолио, 1997 — 412 с.
  20. И.С., Мосина A.B., Тряпицына А. П. Педагогическая диагностика опытно-экспериментальной работы в школе. СПб.: ПИТЕР, 1993. — 135 с.
  21. Башарина J1.A. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Дисс. канд. пед. наук. -СПб, 1996.-250 с.
  22. A.C. Диагноз в педагогике //Народное образование. 1970. -№ 9.-С. 37−41.
  23. A.C. Как поставить диагноз? //Народное образование. 1973. -№ 8.-С. 47−55.
  24. A.C. Чтобы не ошибиться в диагнозе //Народное образование1978.-№ 1.-С. 79−83.
  25. Е.С. Руководство современной школой. М.: Просвещение, 1983.-207 с.
  26. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием //Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 13−36.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  28. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика, сущность функции, перспективы //Педагогика. 1993. — № 2. — С. 10−15.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения /Под редакцией A.B. Петровского. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 2. — 400 с.
  30. П.П. Педология. М: Учпедгиз., 1936 — 189 с.
  31. П.П. Педагогика массовой школы I ступени. М.: Раб. проев., 1930.-200 с.
  32. Большая Советская Энциклопедия: В 30-ти т. /Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 8. — 592 с.
  33. Г. В., Бограш Г. Н., Ваулина О. В., Обижесвет В. П., Куттерман Э. М. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1997. — Кн. 2. — 79 с.
  34. H.A. Опыт учета школьной успешности по методу тестов //Основные проблемы педологии в СССР. -М.: Раб. проев., 1930. 108 с.
  35. Бюллетень народного комиссариата по просвещению РСФСР. М., 1933. — № 2. — С. 5. Постановление коллегии Наркомпроса «О состоянии и задачах педологической работы» от 7 мая 1933 г.
  36. В XXI век с новой школой. Чебоксары: Министерство образования, науки и высшей школы 4P, 1997 — 10 с.
  37. Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Постатар, 1995. — 96с.
  38. Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  39. Л.А., Венгер A.JI. Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1985.-№ 2.-80 с.
  40. В.А. Педагогическая диагностика в системе управления средней общеобразовательной школой с дифференцированным обучением. Чебоксары: ЧГПУ, 2000. — 204 с.
  41. Г. Н. И.Я. Яковлев и его школа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1971. — 304 с.
  42. Г. Н. Судьба просветителя //Народная школа. 1994 — № 5. -С. 98−111.
  43. М.В. Организация дифференцированного обучения старшеклассников в условиях учебно-воспитательного комплекса: Дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 1999. — 154 с.
  44. Вопросы школоведения /Под ред. П. В. Зимина, М. И. Кондакова, Н. И. Содердотова. М.: Просвещение, 1974. — 303 с.
  45. А.М., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск: БГПИ, 1997. — 133 с.
  46. JI.C. Основы педологии. JL: Госиздат, 1935. — 139 с.
  47. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Казанский пед. ин-т, 1990. — 206 с.
  48. Г. Г. Программно-целевой подход к управлению общеобразовательной школой: Научно-методические рекомендации в помощь школам, ОНО, РМК. Алма — Ата: ИУУ, 1988. — 156 с.
  49. Г. Ф. В начале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника //Начальная школа. 1994. — № 1. — С. 16−18.
  50. ГАКК Ф.Р. 137 ОПI — Д. 105 Л. 225−232.
  51. ГАКК Ф.Р. 137 ОП I — Д. 66 Л. 5.63- Д. 109 — 1.165.
  52. Ю.З. Психодиагностика в школе М.: Знание, 1989 — № 4- 80 с.
  53. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 157 с.
  54. П.Н., Мапанюк О. Ф. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1940. — 543 с.
  55. K.M. Что такое психодиагностика? М.: Знание, 1985 — № 4.-80 с.
  56. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.: Просвещение, 1988. 136 с.
  57. Диагностика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. 2-е изд. /Под. ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 312 с.
  58. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» М.: РАО, 1996.-720 с.
  59. С. Школа для «трудных» и «бесталанных» //Народное образование. 1955. — № 2. — С. 28 — 31.
  60. И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия детей: Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1990. — 225 с.
  61. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание. — 1982. — № 1. — 96 с.
  62. А.Б. Основные вопросы педологии. М.: Работник просвещения, 1930.-264 с.
  63. М.П. Организация труда директора школы. М.: Просвещение, 1971.- 176 с.
  64. Е.В. Особенности управления Чувашской сельской средней малокомплектной школой как образовательной системой: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. — 17 с.
  65. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  66. Инспектирование школы /Под ред. В. П. Стрезикозина. М.: Просвещение, 1977.-304 с.
  67. Н.Н. Школоведение. М.: Работник школы, 1929. — 254 с.
  68. История педагогики /Под ред. А. И. Пискунова. Ч. 2. М.: ТЦ «Сфера», 1998.-304 с.
  69. К.Д. Педагогические сочинения. СПб.: Б.и., 1898 — Т. 2. — 752 с.
  70. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. -223 с.
  71. Е.А., Чистяков С. Н. Основы производства. Выбор профессий. -М.: Просвещение, 1987. II ч. — 64 с.
  72. Е.А. Реформа высшего образования //Педагогическое образование. 1992. — № 5. — С. 75 — 81.
  73. В.П. Вопросы управления общеобразовательной школой. Чебоксары: Чувашский пед. ин-т, 1995. -Ч. 1.-112с.-Ч. 2.-170 с.
  74. В.П. Основы управления педагогическими системами. -Чебоксары: ЧГПУ, 2000. 176 с.
  75. Я.Л. Человек: Психология. М.: Просвещение, 1986. -223 с.
  76. Коло дин А. Игра по правилам и без //Народное образование. 1995. -№ 2.-С. 28 -31.
  77. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. -416с.
  78. Кон С. И. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
  79. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993. — 140 с.
  80. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1986. — 141 с.
  81. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982.-157 с.
  82. H.A., Медынский E.H., Шибаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1974. — 447 с.
  83. Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики. Чебоксары: Министерство образования Чувашской Республики, 1998. — 10 с.
  84. Концепция дифференцированного обучения в средней школе /Под ред. Монахова В. М., Орлова В .А., Фирсова В. В. и др. М.: АПН СССР, 1990. — 44 с.
  85. Коррекционная педагогика /Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Асадем А, 1999.-144 с.
  86. А.И. Педагогическая диагностика. Минск: Народная асвета, 1987.-223 с.
  87. Н.Г. Выдающийся чувашский педагог просветитель. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1992. — 416 с.
  88. В.Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1980. — 262 с.
  89. Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. /Сост. Н. И. Монахов, Л. В. Горностаев. М.: Просвещение, 1979. — Т.З. — 208 с.
  90. Л.П. И.Я. Яковлев. Моя жизнь. Воспоминания. М.: Республика, 1997. — 696 с.
  91. И.В., Ахутина Т. В., Битянова М. Р. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. М: НМЦ «Дар» Л. С. Выготского, 1997. — 118 с.
  92. Л.Г., Малова Л. Н. Условия эффективного управления инновационным средним учебным заведением. Чебоксары: ЧТУ, 1998. — 146 с.
  93. Ю.А. Опыт объективного учета достижений и дифференциаций учащихся //Основные проблемы педологии в СССР. М.: Орг. бюро съезда, 1928. — 111 с.
  94. E.H., Погадаев Г. Н., Торчкова Т. Ю., Щитова Р. Я. Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов. М.: Просвещение, 1997. — 80 с.
  95. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. — 464 с.
  96. Г. О профессиональном применении диагностических средств //Народное образование. 1998. — № 9 — 10. — С. 260 — 262.
  97. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического развития учащихся V-IX классов. М.: МГП «Фемида», 1992. — 48 с.
  98. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического развития учащихся X-XI классов. М.: МГП «Фемида», 1992. — 36 с.
  99. A.C. Собрание сочинений: В 5-ти т.- М.: Правда, 1971. Т. 1. -384 с.
  100. В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессиональной диагностической деятельности. М.: NB Магистр, 1993. — 84 с.
  101. В.Г. Формирование профессионально-творческой личности: Дисс. доктора пед. наук. Чебоксары, 1994. — 360 с.
  102. В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ин-т, 1996. — 288 с.
  103. В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-эксперементальной работы в школе. СПб.: ЛОИУУ, 1995.-85 с.
  104. Материалы Всесоюзного съезда работников народного образования 20−22 декабря 1988. М.: Просвещение, 1989. — 48 с.
  105. Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: LINKA-PRESS, 1997.- 176 с.
  106. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1992.-702 с.
  107. В.М. Педагогическая диагностика школьников. Самара: Бахрах, 1994. — 98 с.
  108. A.M., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научной работе. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
  109. A.M., Капто А. Е., Лоренсов A.B., Хомерики О. Г. Нововведение во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1998.-232 с.
  110. НА АПН СССР-Ф.18-ОП.2. Д.16 — Л.37.
  111. НА АПН СССР-Ф. 18-ОП.2. Д. 112 — Л.80−81.
  112. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917 1973 гг. /Сост. A.A. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф.И. Пу-зырев, Л. Ф. Литвинов. — М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
  113. P.C. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психодиагностическое исследование с элементами математической статистики. М.: Владос, 1998. — 632 с.
  114. К.И. Организация учебно-воспитательной работы в школе. -М.: АПН РСФСР, 1950.- 86 с.
  115. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112 с.
  116. Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
  117. С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1968.-900 с.
  118. А.Г. Управленческие аспекты организации дифференцированного обучения в общеобразовательных учреждениях нового типа: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. 188 с.
  119. A.A. Внутришкольное управление. Поиск путей эффективности //Советская педагогика. 1986. — № 4. — С. 71 — 76.
  120. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.-478 с.
  121. Педагогика /Под ред. В. Г. Максимова. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1999. — 254 с.
  122. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
  123. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида /Под ред. Н. В. Бочкина, Н. И. Роговцева. СПб.: Образование, 1995. -171с.
  124. Педагогическая культура современного учителя: Сборник научных трудов /Под ред. В. Г. Максимова. Чебоксары: ЧГПИ, 1997. — 282 с.
  125. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Асадем А, 1999. — 544 с.
  126. Педагогическая энциклопедия /Гл. редактор И. А. Каиров, Ф. Н. Петров.- М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.1. — 834 с.
  127. E.H. Руководство учебно-воспитательной работой в школе.- М.: АПН РСФСР, 1950. 68 с.
  128. Н.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. М. Н. Кондаков. М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
  129. И.В. Сталина //Педология. М., 1931. — № 4. — С. 32 — 33.
  130. И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. — 576 с.
  131. Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985. — 335 с.
  132. Г. Х. Проблемы теории управления. -М.: Экономика, 1974.-318 с.
  133. M.JI. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1994. -191 с.
  134. M.JI. Труд руководителя школы. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  135. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» от 4 июля 1936 года //Дошкольное воспитание. 1936-№ 5.-С. 20−22.
  136. М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие: Опыт программного целевого управления. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  137. Практическая психодиагностика /Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998. — 672 с.
  138. Программы общеобразовательных учреждений начальные классы (1−4) одиннадцатилетней школы /Сост. JI.A. Вохиянина, Т. В. Игнатьева, Т. А. Федосова. М.: Просвещение, 1994. — Усл. печ. л. 16,0.
  139. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации, начальные классы (1−3). М.: Просвещение, 1993. — Усл. печ. л. 7,0.
  140. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Педагогика, 1998.-256 с.
  142. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 182 с.
  143. Л.Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань: Казанский пед. ун-т, 1997. — 232 с.
  144. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
  145. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика. -М.: Пресс, 1997.-512 с.
  146. Ю.П. Логика и планирование деятельности школы. М.: Межрегиональная исследовательская ассоциация «Воспитание», 1992. — 80 с.
  147. СССР: энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1982. — 607 с.
  148. Н.И. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  149. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. M.: Педагогика, 1981.-Т. 3.-640 с.
  150. А.Н. Об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политике России //Вестник образования. 1988. — № 8. — С.3−11.
  151. Е.В. Управление образованием в современных условиях //Вестник образования. 1996. — № 4. — С.3−24.
  152. Е.П. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ. М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
  153. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — 88 с.
  154. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  155. Управление развитием школы /Под ред. М. М. Поташник, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  156. К.Д. О проекте реорганизации сиротского Гатчинского института. М.-Л.: АПН, 1948. — 692 с.
  157. К.Д. Собрание сочинений: В 10-ти т. /Ред. коллегия: A.M. Еголин, E.H. Медынский, В. Я. Струминский. М.: АПН РСФСР, 1950. -Т.8. — 776 с.
  158. H.A., Фомин В. П. Возрастные основы физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1972. 166 с.
  159. И. Феномен инновационной школы //Народное образование. -1993. -№ 7. С.11−18.
  160. М.Л. Построение и решение учебно-познавательных задач в системе профессиональной педагогической подготовки учителей: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. — 158 с.
  161. А., Гордон Т. Популярная педагогика.: Пер. с англ-Екатеринбург: АРД ЛДТ, 1997. 608 с.
  162. И.Ф. Педагогика. 5-е издание. Минск: Ушверсггацкая, 1998.-560 с.
  163. И.Ф. Директор школы /из опыта работы/. М.: Просвещение, 1979.- 232 с.
  164. Т.Н. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988.-168 с.
  165. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994 — Усл. печ. л.4.
  166. А.Н., Калаев A.B. Воспитание личности школьника. Казань: Дом печати, 1998. — 224 с.
  167. А. Жаль, что раньше этого не делали //Народное образование.- 1995. -№ 6-С. 107−110.
  168. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 206 с.
  169. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогического коллектива. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  170. Т.И. Исследовательский подход к управлению школой. М.: АПНЦИТП, 1992.-64 с.
  171. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  172. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.-544 с.
  173. С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений //Начальная школа. 1997. — № 10. — С.71−88.
  174. Н.И. Внутришкольный контроль. М.: Просвещение, 1977. -240 с.
  175. В.Н. Основные вопросы социального воспитания. Изд. 5-е.- М.: Рабочее просвещение, 1925. 226 с.
  176. Г. И. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
  177. Е. Разработка и запуск новой модели школы //Народное образование. 1991. — № 2. — С. 17 — 31.
  178. Е. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. — 346 с.
  179. K.S. (Hg) Hand uach der Padageg ischen Diagnostic. Dusseldorf: Schawann, 1978.
  180. Mauermann L. Thesen zur Rolle des lehrers bei Entwicrlunng und Einsatz schulischer Entscheidungsverfahren // In: Garten H. K. (Hg.). Diagnose von Lernprozessen. Westermann: Braunschweig, 1977.
  181. Reulecke W., Rollett B. Padagogische Diagnostik und lernzielorientierte Tests. // In: Pawlik K. (Hg). Diagnose der Diagnostik. Stuttgart: Klett, 1976.158 Схема 1
  182. Административно-командная модель управления общеобразовательной школой
  183. Модель управления современной школойгосударственно-общественныйсодержание образованиятехнологияорганизациякадровый потенциалматериально-техническая базаинформационное обеспечение
  184. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: анализ, диагностирование, прогнозирование, целеполагание, выработка решения, планирование, распределение полномочий, ответственность, постановка заданий исполнителем, мотивация, контроль, коррекция, оценка эффективности
  185. ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРУпри проведении психолого-педагогического тестирования по выявлению уровня успешной подготовки детей к обучению в школе
  186. Проводить тестирование с согласия администрации образовательного учреждения, учителей, родителей.
  187. Обследование и тестирование проводить в атмосфере доброжелательности, откровенности, доверительности с учетом специфики возраста исследуемого.
  188. Экспериментатор обязан хорошо усвоить тест, проверить его на себе, учитывать ситуацию и особенности личности испытуемого.
  189. Ответственность за правильное проведение тестов и оформление итоговой таблицы по тестированию возлагается на экспериментатора.
  190. Результаты тестирования в доступной форме доводятся до учеников, родителей, педколлектива, соблюдая принцип: «Не навреди!».
  191. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
  192. Тест № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний». Исследуемому дать ответы на следующие вопросы:
  193. Как тебя зовут? (полное имя, название фамилии не является ошибкой).2. Сколько тебе лет?
  194. Как зовут твоих родителей? (название уменьшительных имен не является ошибкой).
  195. Как называется город, в котором ты живешь?
  196. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
  197. Какой у тебя номер дома, квартиры?
  198. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, какие домашние? (правильный ответ, в котором названы не менее двух диких и двух домашних животных).
  199. В какое время года появляются, в какое время года опадают листья с деревьев?
  200. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
  201. Назови предметы и столовые приборы, которыми ты пользуешься? (правильный ответ, в котором названы не менее трех предметов одежды и трех разных столовых приборов).1. Оценка по тестированию.
  202. Для ответа на вопрос ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в указанное время оценивается 0 баллов.
  203. За правильный ответ по каждому вопросу ребенок получает 1 балл.
  204. Готовым полностью к обучению в школе считается ребенок, получивший 10 баллов.
  205. В течение 30 секунд при затруднении ребенку можно задавать дополнительные вопросы, но не подсказывать.
  206. Результаты тестирования занести в итоговую таблицу.
  207. Тест № 2. «Графический диктант» предназначен для диагностики умения действовать строго по инструкции (методика Д.Б. Эльконина). Цель: проверка кистевой, графической и математических способностей.
  208. Материал: Тетрадный лист в клеточку, ручка и поставленные три точки в левой части листа по образцу.1. Инструкция ребенку:
  209. Поставь ручку на точку и под диктовку нарисуй узор, не отрывая ручку от бумаги во всех трех диктантах.
  210. Начинай рисовать узор под диктовку, а затем самостоятельно продолжи узор до конца листа.1. Образец диктанта 1.
  211. Если ребенок допустил ошибки, рисуя узор, спутал вверх, вниз, количество клеток, то за каждую ошибку снижается 1 балл.
  212. При самостоятельном продолжении узора за каждую ошибку, если не верно продолжено выполнение графического узора, снижается 1 балл.
  213. Безошибочно выполненный диктант оценивается 10 баллами.
  214. Балльная оценка графического диктанта заносится в итоговую таблицу.
Заполнить форму текущей работой