Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования
Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей учащихся: предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход учеников к выбору сложности выполнения задания. А также формируют дивергентный тип мышления, при котором появляется… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Творческие способности и особенности их проявления у детей на занятиях по изобразительному искусству
- 1. 2. Возрастные особенности развития творческих способностей у детей от до 10 лет
- 1. 3. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования
- 1. 4. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Разработка критериев оценки творческой деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования
- 2. 2. Констатирующий этап эксперимента
- 2. 3. Формирующий этап эксперимента. Методика развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
- 2. 4. Контрольный этап эксперимента. Экспериментальная проверка разработанной методической системы
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема исследования и ее актуальность.
Развитие творческих способностей детей — актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности. Способность творить — одно из фундаментальных свойств человеческой личности, «реализующийся творец начинает определять более или менее частную или глобальную историю мира» [12, с. 366].
Идея творчества — самая влекущая и загадочная в сфере вопросов о природе человека, его самобытности и предназначении. Творчество трактовалось И. Кантом как высшая форма деятельности человека [59], В. Соловьевым, — как космический принцип мира, имманентный человеку- «синоним жизни» — А. Бергсономкак самораскрытие смысла бытияН. Бердяевым [11]- как сущность человеческого бытия — К. Марксомкак выражение законов вселенной — Н. Рерихом. Особую актуальность проблема творчества приобрела на рубеже XX и XXI веков, в условиях «ценностно-нормативной неопределенности» (В. С. Собкин), «распада старых и складывания новых общностей людей, формирования нового социокультурного пространства» (В. В. Рубцов), когда человек оказывается перед необходимостью найти свое место, смысл жизни в постоянно меняющемся мире. В условиях стремительных изменений мира неспособность к творческой деятельности является серьезной проблемой для общества. «Творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего живого на нашей планете» — утверждала академик Н. П. Бехтерева [12, с. 189]. Исследователь К. Роджерс убежден, что, «когда научные открытия и изобретения > увеличиваются, как нам сообщают, в геометрической прогрессии, пассивный и культурно ограниченный человек не может справиться со все возрастающим потоком вопросов и проблем. Если отдельные индивиды, группы людей и целые нации не смогут вообразить, придумать и творчески пересмотреть, как по-новому подойти к этим сложным изменениям, то мы погибнем» [115].
Эффективным средством формирования творческой личности являются занятия изобразительным искусством с раннего детства. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом для развития творческих способностей считается старший дошкольный и младший школьный возраст (от 5 до 10 лет).
Об этом говорится в исследованиях отечественных психологов и педагогов А. В. Бакушинского [7], Л. С. Выготского [31], Е. И. Игнатьева [51], Е. А. Флериной [137], Т. С. Комаровой [67], С. Е. Игнатьева [52], С. Л. Рубинштейна [121], Б. М. Теплова [130]. '.
Важнейшим фактором обучения детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Нужно окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Кроме того, для формирования и развития способностей необходим особый характер творческого процесса, который требует максимального* напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до высшего уровня своих возможностей.
Педагогу важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Н. К. Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений» [113, с. 16].
Можно отметить общую тенденцию во взглядах на данную проблему большинства специалистов, стоящих на принципах гуманистической педагогики, которая выражается в раскрытии творческого потенциала ребенка в его нравственно-духовном воспитании, таких как, В. С. Кузин [74], В. И. Козлов [29], Н. С. Боголюбов [14], JL Б. Ермолаева-Томина [48], Т. Я. Шпикалова [147], Т. С. Комарова [67].
Необходимость развития, в первую очередь, внутренних, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, творческого воображения фантазии, логики) подчеркивается многими учеными, например: JL С. Выготским [32], Н. Н. Ростовцевым [119, 120], В. С. Кузиным [75], Е. В. Шороховым [146], В. К. Лебедко [80], Е. А. Флериной [137], Н. П. Сакулиной [122], Т. С. Комаровой [66], В. С. Мухиной [97], Н. В. Квач [60], М. А. Абрамовой [1].
Роль родителей в творческом развитии детей на научном уровне исследовано в работах Н. А. Ветлугиной [138], О. Н. Соблик [126], А. В. Усовой [134], С. В. Максимовой [90], И. Я. Лейбман, М. И. Лисиной [85], Н. В. Хозратовой, С. П. Акутиной [3].
Проблемы развития художественного творчества в системе дополнительного образования рассматриваются в исследованиях Е. Б. Евладовой, Л. Г. Логиновой, Н. Н. Михайловой [47], В. П. Голованова [35], А. В. Золотаревой [49], Т. С. Комаровой [67], Т. Г. Казаковой [55], Т. В. Тимофеевой [131], Н. В. Падашуль [103].
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований в области изобразительного творчества учащихся, недостаточно разработаны вопросы о взаимосвязи личности ребенка и творчества, о развитии творческих способностей детей в возрасте от 5 до 10 лет, о создании педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей, о возможностях дополнительного образования, о роли родителей в творческом развитии детей.
Это создает определенные проблемы в практике. Например, большинство учебных заведений, обучающих художественным видам деятельности, не столько развивает личность будущего художника, сколько насыщает его инструментальными навыками, в результате чего получаются хорошие исполнители, но не творцы. Традиционная система школьного образования зачастую не справляется с задачей развития личности детей, их творческих способностей, раскрытия индивидуальности каждого.
Исследования С. В. Максимовой [90] показали, что наиболее творчески одаренные дети, по ее терминологии, «звездочки», не всегда становятся более успешными в школе. Педагоги в большинстве своем не могут или не хотят разглядеть в этих детях творческое начало, для некоторых из преподавателей творчество не является ценностью, по сравнению с исполнительностью. Организация школьного пространства не предоставляет таким детям возможностей для полноценной самореализации.
Многие западные исследователи пытались выявить связи между влиянием школьной среды и развитием творческих способностей в детском возрасте (Sternberg & Lubart. 1991,1993) [158- 159]. Они пришли к выводу, что педагоги, организуя занятия с детьми, тем или иным образом передают ученикам собственные установки и предпочтения. В многочисленных эмпирических исследованиях было показано, что некоторые педагоги более всего ценят послушность и конформизм в ущерб любопытству и независимости. В представлении подобных преподавателей, идеальный ученик — это ребенок, который строго следует указаниям, работает молча и задает лишь уточняющие вопросы по изучаемому материалу, т. е. удобный для них ученик.
Таким образом, на сегодня обозначилось острое противоречие между требованиями общества к развитию творческих способностей учащихся и условиями организации творческой реализации детей.
Решение этих проблем, на наш взгляд, во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое создает условия для развития уникальности личности, ее творческих способностей.
В центре внимания становится роль педагогической поддержки обеспечивающей индивидуальное развитие ребенка на основе совместного с ним определения его интересов, целей, и путей преодоления препятствий, мешающих ему в достижении позитивных результатов в личностном и творческом росте, в обучении, общении.
Исходя из вышеизложенного, цель нашего исследования — определить, научно обосновать и экспериментально проверить те педагогические условия, которые могут обеспечить развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Объектом исследования является творческая деятельность учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
Предмет исследования — пути, методы, приемы и условия развития творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в изостудии будет протекать наиболее эффективно при выполнении следующих условий:
• использование творческих заданий, специальной системы упражнений на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, интеграции различных видов искусства, работа с различными художественными материалами;
• формирование умений и навыков, необходимых для выполнения заданий, должно сочетаться с использованием средств ТСО и наглядных пособий, изучением и творческим освоением на занятиях в изостудии лучших традиций мировой изобразительной культуры;
• стимулирование самостоятельной работы творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого ребенка;
• взаимодействие педагога с родителями (лекции, беседы, проведение совместных занятий детей с родителями).
В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
— провести анализ психолого-педагогической, учебно-методической, философской, искусствоведческой и специальной литературы по проблеме исследования;
— определить психологические и педагогические условия, влияющие на развитие творческих способностейопределить пути, методы формирования творческих способностейучащихся;
— определить содержание и порядок изложения учебного материала по изобразительному искусству в системе дополнительного образования, позволяющий наиболее эффективно способствовать развитию творческих способностей детей;
— обосновать и разработать методическую систему развития творческих способностей на занятиях в изостудииэкспериментально проверить и подтвердить эффективность предложенной методики в условиях изостудии.
Методы исследования: теоретический анализ научной, методической, педагогической литературы и учебных программ;
— наблюдение за процессом обучения изобразительному искусству в различных детских учреждениях;
— наблюдение за детьми во время индивидуальной и коллективной изобразительной деятельности;
— определение исходного уровня художественной подготовки детей;
— анкетирование и беседы с педагогами, преподающими изобразительное искусство у детей в системе дополнительного образования;
— анкетирование и беседы с родителямиизучение и анализ результатов учебной деятельности детей, осуществляемой в процессе обучения по традиционной методике, и результатов учебно-творческой деятельности детей в процессе применения приемов предлагаемой методической системы.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось с 2005 по 2009 гг. в три этапа.
• На первом этапе (2005;2007) был осуществлен анализ специальной психолого-педагогической, методической, искусствоведческой и философской литературы, а также диссертационных работ, близких по теме исследования. Активно изучался опыт преподавания изобразительного искусства в системе дополнительного образования. Проводился анализ особенностей преподавания изобразительного искусства детям от 5 до 10 лет. Также был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось определение исходных позиций исследования. Для проведения экспериментального педагогического исследования были выделены контрольные группы, в которых обучение проводилось с использованием традиционных технологий, и экспериментальные группы, в которых обучение осуществлялось в соответствии с разработанной гипотезой. Помимо этого разрабатывалась методическая система развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
• На втором этапе (2007;2008) проводился формирующий эксперимент, который включал в себя опытно-экспериментальную деятельность по апробации системы занятий по изобразительному искусству, методических приемов, направленных на развитие творческих способностей детей.
• Третий этап (2008;2009) был посвящен контрольному эксперименту, выявлению эффективности разработанной методической системы, подведению итогов и анализу результатов эксперимента. Оценивался уровень развития творческих способностей детей в конце учебного года после обучения по традиционной и по экспериментальной программе. Редактировался текст диссертации, составлялись приложения, оформлялись наглядные материалы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образованияопределены наиболее благоприятные педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей;
— разработаны критерии оценки уровня развития творческих способностей по результатам наблюдений за работой детей над заданиями и анализа детского рисунка;
— определена роль взаимодействия ребенка со взрослыми на пути формирования творческих способностей;
— найден эффективный способ решения проблемы развития творческих способностей, а именно: проведение совместных занятий ребенка с родителями, интегрированных занятий, творческие задания и упражнения.
Теоретическая значимость результатов исследования: предложено конструктивное решение актуальной научно-педагогической проблемы развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования. Теоретически обоснованы методы, специальные упражнения и задания, использование которых на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования являются важным фактором развития творческих способностей детей.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе с учащимися в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях в качестве дополнительного углубленного курса изучения изобразительного искусства, для организации и проведения уроков по изобразительному искусству в школе.
Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что автор в своей работе основывается на результатах исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания художественных дисциплин, касающихся исследуемой проблемыхудожественно-педагогической практикой автора и его участием в экспериментальной работеопытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследованияобъективным анализом полученных результатов и исходных данных.
На защиту выносится:
— разработанная, научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования, которая включает в себя:
— цели и задачи содержания обучения в студии изобразительного искусства;
— основные задания и серия упражнений, которые направлены на развитие творческих способностей;
— формы и методы обучения, методические приемы, способствующие решению поставленной проблемы.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства, на заседаниях Совета художественно-графического факультета МПГУ, на научных конференциях и семинарах. Результаты исследования отражены в публикациях автора, в том числе в видеопрограмме для занятий с детьми «Развитие творческих способностей детей от 3 лет». Результаты исследования внедрены в практику работы Центра Развития Ребенка д/с № 1544 г. Москвы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложение включает в себя таблицы, анкеты, экспериментальную программу студии изобразительного искусства.
Результаты исследования показали, что в экспериментальных группах отмечается высокий уровень развития творческих способностей. Анализ и обработка результатов экспериментальной работы показали, что если на момент проведения констатирующего эксперимента у большинства детей наблюдался низкий уровень развития творческих способностей, а высокий почти не наблюдался, то в период проведения контрольного эксперимента в экспериментальных группах количество детей с низким уровнем творческих способностей уменьшилось.
В результате проверки методов активизации творческих способностей выявлены достоинства системы педагогических средств решения научно-педагогической задачи развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Интеграция учебного процесса, совместная деятельность с родителями, специальные упражнения, направленные на формирование образов воображения детей, такие как: а) визуальная ассоциация, б) отражение эмоционального состояния неодушевленных предметов, в) рекомбинация известного, г) создание альтернативного решения, д) трансформация исходного материала, е) активизация субъективного опыта и другие задания, -способствуют развитию творческих способностей, восстанавливает естественный процесс познания мира ребенком. Синтез знаний, отбор материала и методики преподавания согласно возрасту, включение игровых форм, способствуют осмыслению явлений в процессе активной художественной деятельности, формируют мышление. Решаются многие проблемы позволяющие облегчить обучение ребенка в школе. Повышаются уровень развития творческих способностей детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей учащихся: предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход учеников к выбору сложности выполнения задания. А также формируют дивергентный тип мышления, при котором появляется возможность получить множество вариантов решения одной задачи, в результате чего не возникает условий для формирования изобразительных штампов, поддерживают интерес учащихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания детей, формируют художественное видение окружающего мира, способствуют формированию изобразительной грамотности учеников.
Каждый ребенок объективно нуждается в создании условий, содействующих его творческому росту за счет максимально возможного обогащения его опыта.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1) обучение изобразительному искусству, организованное согласно методической системе, сочетающей в себе комплекс развивающих и творческих заданий, оказало существенное влияние на развитие творческих способностей учащихся;
2) в ходе экспериментального исследования мы нашли подтверждение известных теоретических положений о благоприятных возможностях детей 510 летнего возраста к развитию творческих способностей;
3) результаты экспериментального исследования показали возможность достижения детьми указанного возраста новой ступени проявления творчества в изобразительной деятельности, преобразование спонтанного детского творчества в сознательный творческий процесс по созданию чего-либо нового, не существовавшего ранее;
4) результаты проведенного исследования по предложенной методике показали высокую эффективность развития творческих способностей учащихся, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу;
5) выработанные в ходе исследования критерии позволяют выявить и оценить уровень проявления творческих способностей детей в процессе выполнения ими творческих заданий.
Данное исследование позволило выявить, теоретически и экспериментально обосновать группу условий, непосредственно влияющих на развитие художественно-творческих способностей в системе дополнительного образования на занятиях изобразительным искусством. В качестве этих условий выступают:
— развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
— смена видов заданий и упражнений, согласно разработанной методике;
— последовательное усложнение творческих задач при выполнении заданий и упражнений на развитие творческих способностей;
— применение разнообразных художественных материалов и техник;
— введение в структуру занятий игровых элементов и проведение их в игровой форме;
— использование проблемных ситуаций;
— проведение коллективных, интегрированных занятий;
— использование на занятиях изобразительным искусством технических средств и наглядных специальных пособий;
— проведение работы с родителями и др.
Полученные в ходе экспериментальной проверки результаты исследования свидетельствуют о том, что предложенная методическая система развития творческих способностей учащихся является эффективной, а се результаты могут быть использованы в работе, как со старшими дошкольниками, так и с младшими школьниками.
Данное исследование не является исчерпывающим, оно может послужить основой для дальнейшего изучения особенностей развития творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству для различных возрастных групп.
Список литературы
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1−4 кл. М.: ВЛАДОС, 2004. 122 е.: ил.
- Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией // Сборник научных трудов. М.: Прометей 1994. 299 с.
- Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 9−15
- Аничкин С. А. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Свердловск, 1982. 28 с.
- Аркин Е. А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка // Семья и школа. 1976. № 8. С. 24−26.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
- Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. М.: Культура и просвещение, 1922. 66 с.
- Батищев Г. С. Творчество и рациональность // Человек, творчество, наука. М., 1967.
- Батищев Г. С. Нравственный смысл и содержание всесторонне-целостного развития человека / Нравственный прогресс и личность. Вильнюс, 1976.
- Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990. С.194−209.
- Бердяев Н. А. Философия творчества культуры и искусства: В двух томах. М.: Искусство, 1994. Т.1. С. 530 542.
- Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., 2008. 383 е.: ил.
- Библер В. С. Мышление как творчество. / Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. 339 с.
- Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствам изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Докт. дис. М., 1993. 380 с.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Дону. РГУ, 1983. 176 с.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 182 195.
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. № 10. — 96 с.
- Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. ВП.№−2. 1999.
- Бородатая М. Н. Детская студия как форма взаимодействия детей, педагогов и родителей в системе непрерывного образования. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Киров, 1997. -24 с.
- Венгер JI. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 95 с.
- Венгер A. JT. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 159 е.: ил.
- Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи. //Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 124−128.
- Ветлугина Н. А. Методы эстетического воспитания и художественного обучения. / Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика. 1980. 271с.
- Винниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. 1993. № 5. С. 41−43.
- Винсент Ван Гог. Письма. СПб.: Азбука, 2001. 848 е.: ил.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшими классами школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 442с.: ил.
- Волкова А. А. Дошкольное воспитание. 1933. № 7−8.
- Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 441 е.: ил.
- Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей. Выпуск VI- М.: МПГУ, 2005. С. 23−47.
- Вопросы психологии творчества: Сб. статей. Саратов, 1968. 112с.
- Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2005. 512 с.
- Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6 38.
- Гегель Г. В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
- Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М., Владос, 2004. 237с.
- Голованова И. JI. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы с различными художественными материалами: Дис. канд. пед. Наук. М., 1995. 150с.
- Громов Е. С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. 238 с.
- Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте.// Вопросы психологии. 1992. № 1 2. С. 22−23.
- Диченская Е. Л. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания: автореф. канд. дис. М., 1994. 16 с.
- Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 22 с.
- Дорфман JI. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. ВП. № 2.1999.
- Дрезнина М. Г. Каждый ребенок — художник: Обучение дошкольников рисованию. М.: Ювента, 2002. 200 с.
- Дьяченко О. М., Венгер Л. А. Пути активизации воображения дошкольников. М., 1987. 125 с.
- Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Еще не поздно / Развитие творческих способностей у детей. М.: Знание, .1992. 127 с.
- Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М.: Владос, 2004. 352 с.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. / Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990
- Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. М., 2005. 304 с.
- Золоторева А. В. Дополнительное образование детей. Методика воспитательной работы. Ярославль, 2004.
- Золочевский С. А. Какого цвета мир? Введение в искусство живописи: Программа развития цветовосприятия для детей 6−7 лет. М., 1991.
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. 223с.
- Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. М., 2007. 208 с.
- Кажохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. М.:ТЦ Сфера, 2002. 192 с.
- Казакова Р. Г. Игровой аспект детского изобразительного творчества. / Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11−14 апреля 1995. М.: Прометей, 1995. С. 24 26.
- Казакова Р. Г. Ненасильственная диагностика природной одаренности детей при отборе в изостудии. / Материалы третьей международной конференции «Педагогики ненасилия в деятельности породненных школ. М.: Педагогика, 1992. С. 10 13.
- Казакова Т. Г. Творческие проявления в изобразительной деятельности младших дошкольников. // А. В. Запорожец и современная наука о детях. М., 1995. С. 75−77.
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: ВЛАДОС, 2006. 255 е.: ил.
- Каневская М. Е., Фирсова Л. М. О связи успешности художественного творчества с направленностью личности у детей. // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 69−75.
- Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.
- Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5−7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2001. 160 е.: ил.
- Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности. // Проблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева. М.: АПИ РСФСР, 1962. С. 68−75.
- Коган Л. Н. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 138 146.
- Козлов В. И. Роль эмоций в художественном восприятии произведений изобразительного искусства // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск VI. М., 2005 47с.
- Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М., 1985. 192 с.
- Колокольников В. В. Дидактические основы занятий рисованием в начальной школе // Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Л.: АПН РСФСР, 1959. С. 81−84.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 е.: ил.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-синтез, 2005. 120с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Корнилова С. Н., Галанов А. С. Уроки изобразительного искусства для детей 5−9 лет. М.: Ррольф, 2000. 7 с.
- Краткий психологический словарь / под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.
- Кубышкина Э. И. Особенности передачи цвета в рисунках учащихся 1 класса // Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. Под ред. В. С. Кузина М: Просвещение, 1975. С. 112- 119.
- Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии, 1990. № 3. С. 113 121.
- Кузин В. С. Вопросы изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1971. 143 с.
- Кузин В. С. Новые подходы к эстетическому воспитанию и художественному образованию младших школьников // Начальная школа. М., 1989. № 3. С. 63 71.
- Кузин В. С. Психология. М.: АГАР, 1997. 304 с.
- Кульневич С. В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб. практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 160с.
- Лабунская Г. В. Детское изобразительное творчество. М., 1942. 24с.
- Ладенко И. С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск: СО АН СССР, 1990. 52с. 65с.
- Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Л., 1924. 33 с.
- Лебёдко В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дис. .д -ра пед. наук. -М, 1994. -409 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения- в 2-х т. М.: Педагогика, Т. I, 1983. 47с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 86с.
- Лернер И. Я. Дидактическая природа творчества.// Творчество и личность: Межвузовский сб. научных трудов. М., 1985. С. 3 11.
- Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64 с.
- Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18−35.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. 528 с.
- Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. М.: Книжный Дом Локус, 2002. 320 с.
- Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. М.: Амрита-Русь, 2004. 288 е.: ил.
- Лук А. Н. Творчество// Популярная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пединститутов / Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. С. 175−190.
- Максимова С. В. Творчество: созидание или деструкция? М., 2006. 224 с.
- Маслоу А. Самоактуализация. М.: Просвещение, 1982. 132 с.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29−33.
- Медведев Л. Г. Графический художественный образ и его выражение в академическом рисунке. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. С. 51.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Художник в каждом ребенке. М., Просвещение, 2008. 157 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности.// Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 22−30.
- Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994.№ 5. С. 86−95.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240с.
- Научные труды МПГУ //серия: гуманитарные науки. М.: Прометей, 2004. 532 с.
- Неменский Б. М. Распахни окно. М.: Молодая гвардия, 1972.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. 255с.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 255с.
- Пеленков А. И. Значение художественно-дидактических игр в специальной подготовке будущих учителей начальных классов // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей. Выпуск V- М.: МПГУ, 2003. 322 с.
- Петров-Водкин К. Пространство Эвьслида. СПб.: Азбука, 2000. 768 е.: ил.
- Психология: словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошсвского. М., 1990.
- Плестед JI. Ручной труд и его место в воспитании раннего детства. М.: Мир, 1915.330 с.
- Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96с.
- Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд / Ю. А. Полуянов. М.: Вита Пресс, 1 кл. 2003, 2 кл. — 2004, 3 кл. — 2005, 4 кл. — 2006.
- Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса / вместо введения/. В кн.: Исследование проблем психологии и творчества. М.: Наука, 1993.1. С. 3−25.
- Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Санкт-Петербург, 1995. 263с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. JI. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224с.
- Рерих Н. К. Пути благословения. Рига, 1924. 16с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие в 2 кн. М.: Изд.-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. — Кн. 1: Система работы с детьми разного возраста. 324 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Роджерс К. Р. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164−168.
- Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Из опыта учителя. М., Просвещение, 1980. 96 с.
- Рожкова Е. Е. Лабунская Г. В. и др. Пособие для учителя. Изд. Акад. Пед. Наук РСФСР, 1961. 166 с.
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1982. 240 с.
- Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. 8 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989, т. 1.488с., т.2. 328с.
- Сакулина Н. П. рисование в дошкольном детстве. М., 1965.
- Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 208 с.
- Слободчиков В. И. Теоретические проблемы становления внутреннего мира человека. ВП. № 6. 1986
- Сокольникова Н. М. Воспитание художественно- творческой активности учащихся I-III классов в процессе иллюстрирования произведений на уроках изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. 24 с.
- Соблик О. Н. Влияние эмоционального отношения к родителям на развитие общих способностей ребенка: Дис канд. псих. наук. М., 1996.
- Станиславский К. С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания.СПб., 2008. 478 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1986. 105 с.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1978. С. 26 27.
- Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. М., 1947. № 11. С. 7−26
- Тимофеева Т. В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000.
- Тодд Любарт. Психология креативности / Пер. с фр. М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.
- Тютюнник В. И. Тенденции в исследовании творческих способностей в западной и российской психологии // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., 1994. С. 94−100.
- Усова А. В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6−7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1996
- Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1997.
- Философский словарь Владимира Соловьева. Р. н/ Д., 1997.
- Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 332с.
- Художественная самостоятельная деятельность детей 4−7 лет. Тезисы всесоюзной научно-практической конференции 22−24 июня 1976. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1976. 189с.
- Цветкова Л. В. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 16 с.
- Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М.: Искусство, 1953. 592с.
- Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992. 126 с.
- Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Р. н/ Д., Изд-во РГПУ, 1995. 272с.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 322с.
- Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1981. ¦
- Шорохов Е. В. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. // Под ред. В. С. Кузина. М.: Просвещение, 1975. С. 119−128.
- Шорохов Е. В. Повышение эффективности уроков рисования на темы в I-4 классах / В сб. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. Под ред. В. С. Кузина. М: Просвещение, 1975. С. 81 108.
- Шпикалова Т. Я. ИЗО. Художественный труд. 1−4 кл. / Программа и тематическое планирование. М.: Просвещение, 2008. 92 с.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 63с.
- Эстетическое воспитание: Вопросы теории и практики. / Отв. Ред. В. Л. Самохвалова. М.: Институт Философии АН СССР, 1990. 144с.
- Эстетическое воспитание в детском саду./ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1985.207с.
- Юсов Б. П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. канд. дис. М., 1963. 23 с.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996. 33 с.
- Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. №−5.С. 37 -42.
- Яценко JI. В., Дышлевый П. С. Регуляция творческой деятельности. Воронеж, 1986. 267 с.
- Haskell L. Art in early childhood year. Charles R. Merril, Columbus, USA, 1979.
- Mumford M. D. & Gustafson S. B. Greativiti syndrome: Integration, Applikation, and innovation, Psychological Bulletin, 1988. 103(1), P. 27−43.
- Renzulli J. S/ The enrichment triad model: A guide for developing programs for the gifted and talented. // Gifted Child Quarterly. 1976. P. 303−326.
- Sternberg R. J., & Lubart Т. I. / An investment theoru of creativity and its development. // Human Development, 34, 1991. P. 3−31.
- Sternberg R. J., & Lubart Т. I. / Creative giftedness: A multivariate investment approach. // Cifted Child Quarterly, 37(1), 1993. P. 7−15.
- Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg T. Tardif (eds.) The nature of creativity Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43−75.