Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей учащихся: предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход учеников к выбору сложности выполнения задания. А также формируют дивергентный тип мышления, при котором появляется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Творческие способности и особенности их проявления у детей на занятиях по изобразительному искусству
    • 1. 2. Возрастные особенности развития творческих способностей у детей от до 10 лет
    • 1. 3. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования
    • 1. 4. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Разработка критериев оценки творческой деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования
    • 2. 2. Констатирующий этап эксперимента
    • 2. 3. Формирующий этап эксперимента. Методика развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
    • 2. 4. Контрольный этап эксперимента. Экспериментальная проверка разработанной методической системы

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

Развитие творческих способностей детей — актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности. Способность творить — одно из фундаментальных свойств человеческой личности, «реализующийся творец начинает определять более или менее частную или глобальную историю мира» [12, с. 366].

Идея творчества — самая влекущая и загадочная в сфере вопросов о природе человека, его самобытности и предназначении. Творчество трактовалось И. Кантом как высшая форма деятельности человека [59], В. Соловьевым, — как космический принцип мира, имманентный человеку- «синоним жизни» — А. Бергсономкак самораскрытие смысла бытияН. Бердяевым [11]- как сущность человеческого бытия — К. Марксомкак выражение законов вселенной — Н. Рерихом. Особую актуальность проблема творчества приобрела на рубеже XX и XXI веков, в условиях «ценностно-нормативной неопределенности» (В. С. Собкин), «распада старых и складывания новых общностей людей, формирования нового социокультурного пространства» (В. В. Рубцов), когда человек оказывается перед необходимостью найти свое место, смысл жизни в постоянно меняющемся мире. В условиях стремительных изменений мира неспособность к творческой деятельности является серьезной проблемой для общества. «Творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего живого на нашей планете» — утверждала академик Н. П. Бехтерева [12, с. 189]. Исследователь К. Роджерс убежден, что, «когда научные открытия и изобретения > увеличиваются, как нам сообщают, в геометрической прогрессии, пассивный и культурно ограниченный человек не может справиться со все возрастающим потоком вопросов и проблем. Если отдельные индивиды, группы людей и целые нации не смогут вообразить, придумать и творчески пересмотреть, как по-новому подойти к этим сложным изменениям, то мы погибнем» [115].

Эффективным средством формирования творческой личности являются занятия изобразительным искусством с раннего детства. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом для развития творческих способностей считается старший дошкольный и младший школьный возраст (от 5 до 10 лет).

Об этом говорится в исследованиях отечественных психологов и педагогов А. В. Бакушинского [7], Л. С. Выготского [31], Е. И. Игнатьева [51], Е. А. Флериной [137], Т. С. Комаровой [67], С. Е. Игнатьева [52], С. Л. Рубинштейна [121], Б. М. Теплова [130]. '.

Важнейшим фактором обучения детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Нужно окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Кроме того, для формирования и развития способностей необходим особый характер творческого процесса, который требует максимального* напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до высшего уровня своих возможностей.

Педагогу важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Н. К. Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений» [113, с. 16].

Можно отметить общую тенденцию во взглядах на данную проблему большинства специалистов, стоящих на принципах гуманистической педагогики, которая выражается в раскрытии творческого потенциала ребенка в его нравственно-духовном воспитании, таких как, В. С. Кузин [74], В. И. Козлов [29], Н. С. Боголюбов [14], JL Б. Ермолаева-Томина [48], Т. Я. Шпикалова [147], Т. С. Комарова [67].

Необходимость развития, в первую очередь, внутренних, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, творческого воображения фантазии, логики) подчеркивается многими учеными, например: JL С. Выготским [32], Н. Н. Ростовцевым [119, 120], В. С. Кузиным [75], Е. В. Шороховым [146], В. К. Лебедко [80], Е. А. Флериной [137], Н. П. Сакулиной [122], Т. С. Комаровой [66], В. С. Мухиной [97], Н. В. Квач [60], М. А. Абрамовой [1].

Роль родителей в творческом развитии детей на научном уровне исследовано в работах Н. А. Ветлугиной [138], О. Н. Соблик [126], А. В. Усовой [134], С. В. Максимовой [90], И. Я. Лейбман, М. И. Лисиной [85], Н. В. Хозратовой, С. П. Акутиной [3].

Проблемы развития художественного творчества в системе дополнительного образования рассматриваются в исследованиях Е. Б. Евладовой, Л. Г. Логиновой, Н. Н. Михайловой [47], В. П. Голованова [35], А. В. Золотаревой [49], Т. С. Комаровой [67], Т. Г. Казаковой [55], Т. В. Тимофеевой [131], Н. В. Падашуль [103].

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований в области изобразительного творчества учащихся, недостаточно разработаны вопросы о взаимосвязи личности ребенка и творчества, о развитии творческих способностей детей в возрасте от 5 до 10 лет, о создании педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей, о возможностях дополнительного образования, о роли родителей в творческом развитии детей.

Это создает определенные проблемы в практике. Например, большинство учебных заведений, обучающих художественным видам деятельности, не столько развивает личность будущего художника, сколько насыщает его инструментальными навыками, в результате чего получаются хорошие исполнители, но не творцы. Традиционная система школьного образования зачастую не справляется с задачей развития личности детей, их творческих способностей, раскрытия индивидуальности каждого.

Исследования С. В. Максимовой [90] показали, что наиболее творчески одаренные дети, по ее терминологии, «звездочки», не всегда становятся более успешными в школе. Педагоги в большинстве своем не могут или не хотят разглядеть в этих детях творческое начало, для некоторых из преподавателей творчество не является ценностью, по сравнению с исполнительностью. Организация школьного пространства не предоставляет таким детям возможностей для полноценной самореализации.

Многие западные исследователи пытались выявить связи между влиянием школьной среды и развитием творческих способностей в детском возрасте (Sternberg & Lubart. 1991,1993) [158- 159]. Они пришли к выводу, что педагоги, организуя занятия с детьми, тем или иным образом передают ученикам собственные установки и предпочтения. В многочисленных эмпирических исследованиях было показано, что некоторые педагоги более всего ценят послушность и конформизм в ущерб любопытству и независимости. В представлении подобных преподавателей, идеальный ученик — это ребенок, который строго следует указаниям, работает молча и задает лишь уточняющие вопросы по изучаемому материалу, т. е. удобный для них ученик.

Таким образом, на сегодня обозначилось острое противоречие между требованиями общества к развитию творческих способностей учащихся и условиями организации творческой реализации детей.

Решение этих проблем, на наш взгляд, во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое создает условия для развития уникальности личности, ее творческих способностей.

В центре внимания становится роль педагогической поддержки обеспечивающей индивидуальное развитие ребенка на основе совместного с ним определения его интересов, целей, и путей преодоления препятствий, мешающих ему в достижении позитивных результатов в личностном и творческом росте, в обучении, общении.

Исходя из вышеизложенного, цель нашего исследования — определить, научно обосновать и экспериментально проверить те педагогические условия, которые могут обеспечить развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования.

Объектом исследования является творческая деятельность учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Предмет исследования — пути, методы, приемы и условия развития творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в изостудии будет протекать наиболее эффективно при выполнении следующих условий:

• использование творческих заданий, специальной системы упражнений на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, интеграции различных видов искусства, работа с различными художественными материалами;

• формирование умений и навыков, необходимых для выполнения заданий, должно сочетаться с использованием средств ТСО и наглядных пособий, изучением и творческим освоением на занятиях в изостудии лучших традиций мировой изобразительной культуры;

• стимулирование самостоятельной работы творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого ребенка;

• взаимодействие педагога с родителями (лекции, беседы, проведение совместных занятий детей с родителями).

В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

— провести анализ психолого-педагогической, учебно-методической, философской, искусствоведческой и специальной литературы по проблеме исследования;

— определить психологические и педагогические условия, влияющие на развитие творческих способностейопределить пути, методы формирования творческих способностейучащихся;

— определить содержание и порядок изложения учебного материала по изобразительному искусству в системе дополнительного образования, позволяющий наиболее эффективно способствовать развитию творческих способностей детей;

— обосновать и разработать методическую систему развития творческих способностей на занятиях в изостудииэкспериментально проверить и подтвердить эффективность предложенной методики в условиях изостудии.

Методы исследования: теоретический анализ научной, методической, педагогической литературы и учебных программ;

— наблюдение за процессом обучения изобразительному искусству в различных детских учреждениях;

— наблюдение за детьми во время индивидуальной и коллективной изобразительной деятельности;

— определение исходного уровня художественной подготовки детей;

— анкетирование и беседы с педагогами, преподающими изобразительное искусство у детей в системе дополнительного образования;

— анкетирование и беседы с родителямиизучение и анализ результатов учебной деятельности детей, осуществляемой в процессе обучения по традиционной методике, и результатов учебно-творческой деятельности детей в процессе применения приемов предлагаемой методической системы.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось с 2005 по 2009 гг. в три этапа.

• На первом этапе (2005;2007) был осуществлен анализ специальной психолого-педагогической, методической, искусствоведческой и философской литературы, а также диссертационных работ, близких по теме исследования. Активно изучался опыт преподавания изобразительного искусства в системе дополнительного образования. Проводился анализ особенностей преподавания изобразительного искусства детям от 5 до 10 лет. Также был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось определение исходных позиций исследования. Для проведения экспериментального педагогического исследования были выделены контрольные группы, в которых обучение проводилось с использованием традиционных технологий, и экспериментальные группы, в которых обучение осуществлялось в соответствии с разработанной гипотезой. Помимо этого разрабатывалась методическая система развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

• На втором этапе (2007;2008) проводился формирующий эксперимент, который включал в себя опытно-экспериментальную деятельность по апробации системы занятий по изобразительному искусству, методических приемов, направленных на развитие творческих способностей детей.

• Третий этап (2008;2009) был посвящен контрольному эксперименту, выявлению эффективности разработанной методической системы, подведению итогов и анализу результатов эксперимента. Оценивался уровень развития творческих способностей детей в конце учебного года после обучения по традиционной и по экспериментальной программе. Редактировался текст диссертации, составлялись приложения, оформлялись наглядные материалы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образованияопределены наиболее благоприятные педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей;

— разработаны критерии оценки уровня развития творческих способностей по результатам наблюдений за работой детей над заданиями и анализа детского рисунка;

— определена роль взаимодействия ребенка со взрослыми на пути формирования творческих способностей;

— найден эффективный способ решения проблемы развития творческих способностей, а именно: проведение совместных занятий ребенка с родителями, интегрированных занятий, творческие задания и упражнения.

Теоретическая значимость результатов исследования: предложено конструктивное решение актуальной научно-педагогической проблемы развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования. Теоретически обоснованы методы, специальные упражнения и задания, использование которых на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования являются важным фактором развития творческих способностей детей.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе с учащимися в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях в качестве дополнительного углубленного курса изучения изобразительного искусства, для организации и проведения уроков по изобразительному искусству в школе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что автор в своей работе основывается на результатах исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания художественных дисциплин, касающихся исследуемой проблемыхудожественно-педагогической практикой автора и его участием в экспериментальной работеопытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследованияобъективным анализом полученных результатов и исходных данных.

На защиту выносится:

— разработанная, научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования, которая включает в себя:

— цели и задачи содержания обучения в студии изобразительного искусства;

— основные задания и серия упражнений, которые направлены на развитие творческих способностей;

— формы и методы обучения, методические приемы, способствующие решению поставленной проблемы.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства, на заседаниях Совета художественно-графического факультета МПГУ, на научных конференциях и семинарах. Результаты исследования отражены в публикациях автора, в том числе в видеопрограмме для занятий с детьми «Развитие творческих способностей детей от 3 лет». Результаты исследования внедрены в практику работы Центра Развития Ребенка д/с № 1544 г. Москвы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложение включает в себя таблицы, анкеты, экспериментальную программу студии изобразительного искусства.

Результаты исследования показали, что в экспериментальных группах отмечается высокий уровень развития творческих способностей. Анализ и обработка результатов экспериментальной работы показали, что если на момент проведения констатирующего эксперимента у большинства детей наблюдался низкий уровень развития творческих способностей, а высокий почти не наблюдался, то в период проведения контрольного эксперимента в экспериментальных группах количество детей с низким уровнем творческих способностей уменьшилось.

В результате проверки методов активизации творческих способностей выявлены достоинства системы педагогических средств решения научно-педагогической задачи развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.

Интеграция учебного процесса, совместная деятельность с родителями, специальные упражнения, направленные на формирование образов воображения детей, такие как: а) визуальная ассоциация, б) отражение эмоционального состояния неодушевленных предметов, в) рекомбинация известного, г) создание альтернативного решения, д) трансформация исходного материала, е) активизация субъективного опыта и другие задания, -способствуют развитию творческих способностей, восстанавливает естественный процесс познания мира ребенком. Синтез знаний, отбор материала и методики преподавания согласно возрасту, включение игровых форм, способствуют осмыслению явлений в процессе активной художественной деятельности, формируют мышление. Решаются многие проблемы позволяющие облегчить обучение ребенка в школе. Повышаются уровень развития творческих способностей детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей учащихся: предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход учеников к выбору сложности выполнения задания. А также формируют дивергентный тип мышления, при котором появляется возможность получить множество вариантов решения одной задачи, в результате чего не возникает условий для формирования изобразительных штампов, поддерживают интерес учащихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания детей, формируют художественное видение окружающего мира, способствуют формированию изобразительной грамотности учеников.

Каждый ребенок объективно нуждается в создании условий, содействующих его творческому росту за счет максимально возможного обогащения его опыта.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1) обучение изобразительному искусству, организованное согласно методической системе, сочетающей в себе комплекс развивающих и творческих заданий, оказало существенное влияние на развитие творческих способностей учащихся;

2) в ходе экспериментального исследования мы нашли подтверждение известных теоретических положений о благоприятных возможностях детей 510 летнего возраста к развитию творческих способностей;

3) результаты экспериментального исследования показали возможность достижения детьми указанного возраста новой ступени проявления творчества в изобразительной деятельности, преобразование спонтанного детского творчества в сознательный творческий процесс по созданию чего-либо нового, не существовавшего ранее;

4) результаты проведенного исследования по предложенной методике показали высокую эффективность развития творческих способностей учащихся, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу;

5) выработанные в ходе исследования критерии позволяют выявить и оценить уровень проявления творческих способностей детей в процессе выполнения ими творческих заданий.

Данное исследование позволило выявить, теоретически и экспериментально обосновать группу условий, непосредственно влияющих на развитие художественно-творческих способностей в системе дополнительного образования на занятиях изобразительным искусством. В качестве этих условий выступают:

— развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

— смена видов заданий и упражнений, согласно разработанной методике;

— последовательное усложнение творческих задач при выполнении заданий и упражнений на развитие творческих способностей;

— применение разнообразных художественных материалов и техник;

— введение в структуру занятий игровых элементов и проведение их в игровой форме;

— использование проблемных ситуаций;

— проведение коллективных, интегрированных занятий;

— использование на занятиях изобразительным искусством технических средств и наглядных специальных пособий;

— проведение работы с родителями и др.

Полученные в ходе экспериментальной проверки результаты исследования свидетельствуют о том, что предложенная методическая система развития творческих способностей учащихся является эффективной, а се результаты могут быть использованы в работе, как со старшими дошкольниками, так и с младшими школьниками.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может послужить основой для дальнейшего изучения особенностей развития творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству для различных возрастных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1−4 кл. М.: ВЛАДОС, 2004. 122 е.: ил.
  2. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией // Сборник научных трудов. М.: Прометей 1994. 299 с.
  3. С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 9−15
  4. С. А. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Свердловск, 1982. 28 с.
  5. Е. А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка // Семья и школа. 1976. № 8. С. 24−26.
  6. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
  7. А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. М.: Культура и просвещение, 1922. 66 с.
  8. Г. С. Творчество и рациональность // Человек, творчество, наука. М., 1967.
  9. Г. С. Нравственный смысл и содержание всесторонне-целостного развития человека / Нравственный прогресс и личность. Вильнюс, 1976.
  10. Н. А. Самопознание. М., 1990. С.194−209.
  11. Н. А. Философия творчества культуры и искусства: В двух томах. М.: Искусство, 1994. Т.1. С. 530 542.
  12. Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., 2008. 383 е.: ил.
  13. В. С. Мышление как творчество. / Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. 339 с.
  14. Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствам изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Докт. дис. М., 1993. 380 с.
  15. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Дону. РГУ, 1983. 176 с.
  16. Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 182 195.
  17. Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. № 10. — 96 с.
  18. Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. ВП.№−2. 1999.
  19. М. Н. Детская студия как форма взаимодействия детей, педагогов и родителей в системе непрерывного образования. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Киров, 1997. -24 с.
  20. JI. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 95 с.
  21. A. JT. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 159 е.: ил.
  22. Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи. //Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 124−128.
  23. Н. А. Методы эстетического воспитания и художественного обучения. / Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика. 1980. 271с.
  24. В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. 1993. № 5. С. 41−43.
  25. Винсент Ван Гог. Письма. СПб.: Азбука, 2001. 848 е.: ил.
  26. Возрастные возможности усвоения знаний (младшими классами школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 442с.: ил.
  27. А. А. Дошкольное воспитание. 1933. № 7−8.
  28. В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 441 е.: ил.
  29. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей. Выпуск VI- М.: МПГУ, 2005. С. 23−47.
  30. Вопросы психологии творчества: Сб. статей. Саратов, 1968. 112с.
  31. JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
  32. Л. С. Психология развития ребенка. М., 2005. 512 с.
  33. О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6 38.
  34. Г. В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
  35. В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М., Владос, 2004. 237с.
  36. И. JI. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы с различными художественными материалами: Дис. канд. пед. Наук. М., 1995. 150с.
  37. Е. С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. 238 с.
  38. В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте.// Вопросы психологии. 1992. № 1 2. С. 22−23.
  39. Е. Л. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания: автореф. канд. дис. М., 1994. 16 с.
  40. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 22 с.
  41. JI. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. ВП. № 2.1999.
  42. М. Г. Каждый ребенок — художник: Обучение дошкольников рисованию. М.: Ювента, 2002. 200 с.
  43. О. М., Венгер Л. А. Пути активизации воображения дошкольников. М., 1987. 125 с.
  44. О. М., Веракса Н. Е. Еще не поздно / Развитие творческих способностей у детей. М.: Знание, .1992. 127 с.
  45. Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М.: Владос, 2004. 352 с.
  46. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. / Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990
  47. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. М., 2005. 304 с.
  48. А. В. Дополнительное образование детей. Методика воспитательной работы. Ярославль, 2004.
  49. С. А. Какого цвета мир? Введение в искусство живописи: Программа развития цветовосприятия для детей 6−7 лет. М., 1991.
  50. Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. 223с.
  51. С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. М., 2007. 208 с.
  52. С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. М.:ТЦ Сфера, 2002. 192 с.
  53. Р. Г. Игровой аспект детского изобразительного творчества. / Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11−14 апреля 1995. М.: Прометей, 1995. С. 24 26.
  54. Р. Г. Ненасильственная диагностика природной одаренности детей при отборе в изостудии. / Материалы третьей международной конференции «Педагогики ненасилия в деятельности породненных школ. М.: Педагогика, 1992. С. 10 13.
  55. Т. Г. Творческие проявления в изобразительной деятельности младших дошкольников. // А. В. Запорожец и современная наука о детях. М., 1995. С. 75−77.
  56. Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: ВЛАДОС, 2006. 255 е.: ил.
  57. М. Е., Фирсова Л. М. О связи успешности художественного творчества с направленностью личности у детей. // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 69−75.
  58. И. Критика чистого разума. М., 1999.
  59. Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5−7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2001. 160 е.: ил.
  60. А. Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности. // Проблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева. М.: АПИ РСФСР, 1962. С. 68−75.
  61. Л. Н. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 138 146.
  62. В. И. Роль эмоций в художественном восприятии произведений изобразительного искусства // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск VI. М., 2005 47с.
  63. С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М., 1985. 192 с.
  64. В. В. Дидактические основы занятий рисованием в начальной школе // Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Л.: АПН РСФСР, 1959. С. 81−84.
  65. Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 е.: ил.
  66. Т. С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-синтез, 2005. 120с.
  67. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  68. С. Н., Галанов А. С. Уроки изобразительного искусства для детей 5−9 лет. М.: Ррольф, 2000. 7 с.
  69. Краткий психологический словарь / под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.
  70. Э. И. Особенности передачи цвета в рисунках учащихся 1 класса // Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. Под ред. В. С. Кузина М: Просвещение, 1975. С. 112- 119.
  71. В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии, 1990. № 3. С. 113 121.
  72. В. С. Вопросы изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1971. 143 с.
  73. В. С. Новые подходы к эстетическому воспитанию и художественному образованию младших школьников // Начальная школа. М., 1989. № 3. С. 63 71.
  74. В. С. Психология. М.: АГАР, 1997. 304 с.
  75. С. В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб. практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 160с.
  76. Г. В. Детское изобразительное творчество. М., 1942. 24с.
  77. И. С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск: СО АН СССР, 1990. 52с. 65с.
  78. А. Ф. Классификация личностей. Л., 1924. 33 с.
  79. В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дис. .д -ра пед. наук. -М, 1994. -409 с.
  80. А. Н. Избранные психологические произведения- в 2-х т. М.: Педагогика, Т. I, 1983. 47с.
  81. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 86с.
  82. И. Я. Дидактическая природа творчества.// Творчество и личность: Межвузовский сб. научных трудов. М., 1985. С. 3 11.
  83. И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64 с.
  84. М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18−35.
  85. . Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. 528 с.
  86. А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. М.: Книжный Дом Локус, 2002. 320 с.
  87. А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. М.: Амрита-Русь, 2004. 288 е.: ил.
  88. Лук А. Н. Творчество// Популярная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пединститутов / Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. С. 175−190.
  89. С. В. Творчество: созидание или деструкция? М., 2006. 224 с.
  90. А. Самоактуализация. М.: Просвещение, 1982. 132 с.
  91. А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29−33.
  92. Л. Г. Графический художественный образ и его выражение в академическом рисунке. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. С. 51.
  93. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Художник в каждом ребенке. М., Просвещение, 2008. 157 с.
  94. Мелик-Пашаев А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности.// Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 22−30.
  95. В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994.№ 5. С. 86−95.
  96. В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240с.
  97. Научные труды МПГУ //серия: гуманитарные науки. М.: Прометей, 2004. 532 с.
  98. . М. Распахни окно. М.: Молодая гвардия, 1972.
  99. . М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. 255с.
  100. . М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 255с.
  101. А. И. Значение художественно-дидактических игр в специальной подготовке будущих учителей начальных классов // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей. Выпуск V- М.: МПГУ, 2003. 322 с.
  102. Петров-Водкин К. Пространство Эвьслида. СПб.: Азбука, 2000. 768 е.: ил.
  103. Психология: словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошсвского. М., 1990.
  104. JI. Ручной труд и его место в воспитании раннего детства. М.: Мир, 1915.330 с.
  105. Ю. А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96с.
  106. Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд / Ю. А. Полуянов. М.: Вита Пресс, 1 кл. 2003, 2 кл. — 2004, 3 кл. — 2005, 4 кл. — 2006.
  107. Я. А. Фазы творческого процесса / вместо введения/. В кн.: Исследование проблем психологии и творчества. М.: Наука, 1993.1. С. 3−25.
  108. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Санкт-Петербург, 1995. 263с.
  109. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. JI. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224с.
  110. Н. К. Пути благословения. Рига, 1924. 16с.
  111. Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие в 2 кн. М.: Изд.-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. — Кн. 1: Система работы с детьми разного возраста. 324 с.
  112. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  113. К. Р. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164−168.
  114. Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Из опыта учителя. М., Просвещение, 1980. 96 с.
  115. Е. Е. Лабунская Г. В. и др. Пособие для учителя. Изд. Акад. Пед. Наук РСФСР, 1961. 166 с.
  116. Н. Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1982. 240 с.
  117. Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. 8 с.
  118. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989, т. 1.488с., т.2. 328с.
  119. Н. П. рисование в дошкольном детстве. М., 1965.
  120. М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 208 с.
  121. В. И. Теоретические проблемы становления внутреннего мира человека. ВП. № 6. 1986
  122. Н. М. Воспитание художественно- творческой активности учащихся I-III классов в процессе иллюстрирования произведений на уроках изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. 24 с.
  123. О. Н. Влияние эмоционального отношения к родителям на развитие общих способностей ребенка: Дис канд. псих. наук. М., 1996.
  124. К. С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания.СПб., 2008. 478 с.
  125. В. А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1986. 105 с.
  126. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1978. С. 26 27.
  127. . М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. М., 1947. № 11. С. 7−26
  128. Т. В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000.
  129. Тодд Любарт. Психология креативности / Пер. с фр. М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.
  130. В. И. Тенденции в исследовании творческих способностей в западной и российской психологии // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., 1994. С. 94−100.
  131. А. В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6−7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1996
  132. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1997.
  133. Философский словарь Владимира Соловьева. Р. н/ Д., 1997.
  134. Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 332с.
  135. Художественная самостоятельная деятельность детей 4−7 лет. Тезисы всесоюзной научно-практической конференции 22−24 июня 1976. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1976. 189с.
  136. Л. В. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 16 с.
  137. П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М.: Искусство, 1953. 592с.
  138. P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992. 126 с.
  139. P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Р. н/ Д., Изд-во РГПУ, 1995. 272с.
  140. В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 322с.
  141. Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1981. ¦
  142. Е. В. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. // Под ред. В. С. Кузина. М.: Просвещение, 1975. С. 119−128.
  143. Е. В. Повышение эффективности уроков рисования на темы в I-4 классах / В сб. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. Под ред. В. С. Кузина. М: Просвещение, 1975. С. 81 108.
  144. Т. Я. ИЗО. Художественный труд. 1−4 кл. / Программа и тематическое планирование. М.: Просвещение, 2008. 92 с.
  145. Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 63с.
  146. Эстетическое воспитание: Вопросы теории и практики. / Отв. Ред. В. Л. Самохвалова. М.: Институт Философии АН СССР, 1990. 144с.
  147. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1985.207с.
  148. . П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. канд. дис. М., 1963. 23 с.
  149. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996. 33 с.
  150. Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. №−5.С. 37 -42.
  151. JI. В., Дышлевый П. С. Регуляция творческой деятельности. Воронеж, 1986. 267 с.
  152. Haskell L. Art in early childhood year. Charles R. Merril, Columbus, USA, 1979.
  153. M. D. & Gustafson S. B. Greativiti syndrome: Integration, Applikation, and innovation, Psychological Bulletin, 1988. 103(1), P. 27−43.
  154. Renzulli J. S/ The enrichment triad model: A guide for developing programs for the gifted and talented. // Gifted Child Quarterly. 1976. P. 303−326.
  155. R. J., & Lubart Т. I. / An investment theoru of creativity and its development. // Human Development, 34, 1991. P. 3−31.
  156. R. J., & Lubart Т. I. / Creative giftedness: A multivariate investment approach. // Cifted Child Quarterly, 37(1), 1993. P. 7−15.
  157. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg T. Tardif (eds.) The nature of creativity Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43−75.
Заполнить форму текущей работой