Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка
Апробация диссертации. Результаты научной работы докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения» (Кемерово, 1995) — на юбилейной конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 1997) — на Международном симпозиуме «Психологический универсум образования человека ноэтического» (Томск, 1998) — на 2 съезде… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Изучение агрессивности в отечественной психологии
- 1. 2. Социально-психологические теории агрессивного поведения в зарубежной науке
- 1. 2. 1. Виды, формы агрессивного поведения
- 1. 2. 2. Психофизиологическая составляющая феномена агрессии
- 1. 2. 3. Психологическая составляющая агрессивного поведения
- 1. 3. Характеристика уровней и механизмов агрессивного поведения личности
- Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- 2. Л.Психологическая сущность и структура семейных отношений
- 2. 1. 1. Системы совместимости супругов и мотивы воспитания детей
- 2. 2. Особенности семейных взаимоотношений и агрессивного поведения детей.:. 85−99 «
- 2. 3. Тревожность и страх как составляющие агрессивность личности. 99−111 '
- 2. Л.Психологическая сущность и структура семейных отношений
- 3. 1. Исследование взаимосвязи стилей родительских отношений и эмоциональных характеристик младшего школьника
- 3. 2. Исследование внутрисемейных отношений и их влияние на эмоциональные характеристики младшего школьника
- 3. 3. Взаимосвязь стиля родительского воспитания с эмоциональными реакциями детей
- 3. 4. Особенности развития и воспитания детей в детском доме семейного типа и детей школы-интерната
- 3. 5. Исследование эмоциональных характеристик личности подростка в зависимости от стиля взаимоотношений на примере сельской школы). 148−164 '
Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Агрессивность — отражение тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются нравственные ценности, образуется вакуум в сфере идеологии, наблюдается утрата уважения к нравственным ценностям. Возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия и политической нестабильностью в обществе. Семьи легко распадаются, дети становятся добычей криминальных элементов. В такой обстановке человек становится беззащитным и беспомощным и агрессивное поведение воспринимается им как обретение свободы, как ответная реакция на фрустрированность его потребностей.
В ситуации социального кризиса большинство людей растерялись, одни стали депрессивными, другие агрессивными. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, вседозволенность в выборе средств поведения, потеря уважения к другим.
Искажение системы ценностных ориентаций дезориентирует и дезорганизует личность, делает ее эмоционально неустойчивой, ведет к конфликтному поведению. Стало опасным жить в обществе. Вытекает логический вывод — деформация общества ведет к деформации личности. Встает вопрос: как снизить уровень агрессивности в обществе, которое находится в глубоком кризисе? Мы считаем, что ответ можно найти в маленькой ячейке общества — семье, в которой как в капле воды отражается массовый всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей.
Э.Фромм (1993) подтверждает значимость семейных установок на формирование личности ребенка. «Семья — есть своего рода „психологический посредник“ общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем» (146, с.60).
Поэтому предпринятая в данной работе попытка исследования взаимосвязи стилей семейного воспитания и агрессивности детей является значимой и актуальной.
Решению проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как Э. Фромм (1990; 1993; 1994) — А. Адлер (1997; 2000) — А. Бандура (2000) — Л. Берковиц (1999) — Р. Бэрон, Д. Ричардсон (1999) — К. Лоренц (1994).
Э.Фромм (1994) рассматривал два разных вида агрессии: оборонительную «доброкачественную» агрессию, которая служит делу выживания человека и имеет биологические корни. Другой вид агрессии называется «злокачественной». Это деструктивность и жестокость, которая определяется психологическими и социальными факторами.
Л.Берковиц (22) является автором фрустрационной теории агрессии и выдвигает предположение о том, что фрустрация вызывает озлобленность и эмоциональную готовность реагировать агрессивно.
Альфред Адлер (2000) считает, что «агонизирующее» сознание порождает различные формы агрессивного поведения. Это естественная реакция на принуждение, вытекающая из стремления каждого человека ощущать себя субъектом, а не объектом.
Теория социального научения, представленная А. Бандурой, убеждает, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодно, но также перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми.
В отечественной психологии проблема агрессивности представлена следующими учеными: А. А. Реан (1999), Ю. Б. Гиппенрейтер (1995), Ю. М. Антонян (1991), Т. М. Трапезниковой (1998), Ю. Б. Можгинским (1999), И. А. Кудрявцевым (2000), В. Г. Леонтьевым (1982) и многими другими. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.
Ю.Б.Гиппенрейтер (1995), Т. М. Трапезникова (1998), изучая агрессивность в связи со стилями семейного воспитания, указывают на то, что авторитарные родители формируют тип агрессивного ребенка, у которого не складываются отношения с окружающими людьми.
Феномен аутоагрессии достаточно хорошо изучен А. А. Реан (1999). Уровень аутоагрессии достоверно коррелирует с интроверсией, педантичностью, невротичностью и отрицательно — с общительностью и с адекватной самооценкой личности.
Криминальные аспекты агрессии исследованы Ю. М. Антонян, В. В. Гульдман (1991), И. А. Кудрявцевым (2000) и другими.
Ю.Б.Можгинский (1999) исследует эмоциональные и кризисные механизмы агрессивного поведения личности, а И. А. Фурмановым (1996) проведен теоретический анализ многочисленных концепций и механизмов агрессии и условно определены уровни агрессии. Критерием данных уровней являются субъектно-объектные отношения.
По мнению В. Г. Леонтьева, А. Н. Жмырикова (1982) агрессия является неконструктивной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т. д.), а иногда и в физической агрессии. Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность, эргонапряженность. Такие личностные характеристики снижают уровень психической адаптации, так как у них доминирует эго-защитная направленность. Субъекты с такой направленностью предъявляют гораздо более высокие требования к окружающим людям, чем к себе, всегда оправдывают собственные неудачи вмешательством других людей. Они легко впадают в аффективное состояние даже при решении простых задач.
Нарушения адекватности в поведении чаще вызываются непосильными требованиями общества к личности, семьи к ребенку. Агрессивно-негативная атмосфера общества, пропаганда насилия средствами массовой информации провоцирует разрушительные тенденции в личности.
Функции агрессивного поведения разнообразны. Это:
• функция самозащиты, ориентирующаяся на инстинкт самосохранения;
• функция самореализации и самоутверждения;
• функция разрядки накопившейся негативной энергии;
• функция адаптации.
Перегруженность человека негативными эмоциями закономерно ведет к появлению враждебности, конфликтам. Свои негативные эмоции родители часто «выливают» на детей, «срывают» на них зло. По утверждению А. А. Реан (109, с.3−17), жестокое обращение с детьми ведет к развитию агрессивности, превращает ее в жизненный стиль личности. В связи с этим проблема взаимосвязи стилей семейных отношений с агрессивным поведением личности приобретает особую актуальность. От того как складываются отношения взрослого и ребенка зависит нервно-психическое и моральное здоровье будущей личности взрослого человека.
Исходя из существующей проблемы, нами были сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязей стилей семейного воспитания и агрессивности личности ребенка.
В соответствии с целью объектом нашего исследования явились разные варианты агрессивного поведения личности ребенка.
Предметом исследования является влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное развитие личности ребенка.
Гипотеза исследования. Сформулировано несколько допущений гипотезы:
1. Негативные особенности эмоционального развития ребенка (агрессивность, тревожность) зависят от стиля семейных отношений.
2. Властное, подавляющее отношение родителей к ребенку способствует развитию агрессивности.
3. Индифферентное, пассивное отношение родителей обусловливает агрессивность детей — воспитанников школы-интерната.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ различных подходов и раскрыть психологическое содержание понятия «агрессивность» как свойства личности и «агрессии» как состояния.
2. Изучить влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка (агрессивность, тревожность).
3. Теоретически выявить уровни развития агрессивности и уровни семейных отношений.
4. Наметить формы и пути коррекции агрессивности в зависимости от уровня ее развития.
Методологической основой исследования явились теоретические положения ведущих отечественных и зарубежных психологов. Мы опирались на базовые подходы развития и воспитания личности:
• принцип детерминизма, разработанный С. Л. Рубинштейном (1976), А. Н. Леонтьевым (1983) и понимаемый в психологии как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов;
• деятельностный подход, сформулированный в работах А. Н. Леонтьева (1972), С. Л. Рубинштейна (1976), Л. С. Выготского (1981), с позиции которого изучалось развитие агрессивности;
• принцип личностно-ориентированной направленности, сформулированный и разработанный А. Маслоу, К. Роджерсом (1994)и другими представителями гуманистической психологии.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ первоисточников о роли семейных отношений в формировании личности ребенка и концепций агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.
2. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, сравнительного, корреляционного и кластерного анализов.
3. Методики по изучению родительского отношения: О. И. Маткова, А.Я.Варга-В.В.Столина, В. П. Михайловой, Т.Лири.
4. Методы по изучению агрессивности, тревожности и самооценки личности ребенка: опросник Басса-Дарки, модифицированный вариант А. Ассингера, методика Спилбергера-Ханина, тест А. М. Прихожанопросники Г. П.Лаврентьевой, Т. М. Титаренкотест Дембо-Рубинштейнамодифицированный вариант методики Б. К. Пашнева «Двенадцать животных» на измерение самооценки личности и др.
Научная новизна исследования.
1. На теоретическом уровне структурирована проблема семейных отношений и эмоционального развития личности ребенка.
2. На основе общепсихологических концепций агрессивности нами сформулированы в теоретическом плане уровни агрессивного развития личности.
3. Намечены пути коррекции эмоционального развития личности в зависимости от уровня ее агрессивности.
4. Подтверждены экспериментальным путем зависимость агрессивности, тревожности и самооценки от особенностей стиля семейного воспитания.
5. Систематизированы представления о механизмах агрессивного поведения личности.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты дополняют и углубляют существующее представление об агрессивности и ее зависимости от стилей взаимоотношений. Нами была предложена концепция уровней развития агрессивности и намечены пути ее коррекции в зависимости от этих уровней. Приведены в систему имеющиеся механизмы ее реализации, что имеет большое значение для дальнейшего развития концепции межличностного взаимодействия и формирования механизмов конструктивного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявленные связи между стилем родительского отношения и уровнем развития агрессии могут быть использованы в качестве теоретической основы создания коррекционных программ, методик и т. д.
2. Результаты исследования используются в учебном процессе в курсе «Психология личности». (См. приложение 3).
Положения, выносимые на защиту:
1. Стиль поведения родителей — это относительная устойчивость целей, действий, операций и реакций взрослых, направленных на формирование личности ребенка.
2. Выделенные нами уровни развития агрессивности и механизмы ее проявления связаны с доминирующими стилями воспитания детей.
3. Такие характеристики как тревожность и самооценка личности ребенка зависят от стиля взаимоотношений в семье.
Апробация диссертации. Результаты научной работы докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения» (Кемерово, 1995) — на юбилейной конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 1997) — на Международном симпозиуме «Психологический универсум образования человека ноэтического» (Томск, 1998) — на 2 съезде Российского Психологического Общества «Психология и практика» (Ярославль, 1998) — на Международной летней психологической школе «Интегральная психология личности: вопросы теории и практики» (Кемерово, 2000). Отдельные вопросы исследования освещены в 16 публикациях (1994;2000 гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 6 приложений.
Выводы.
1. Дети из детского дома № 2 имеют более низкий уровень личностной тревожности по тестам Спилбергера-Ханина, по проективным тестам ДДЧ и более низкий уровень агрессивности по тестам «Несуществующее животное», ДДЧ.
2. Подростки из интерната № 6 более агрессивны, напряжены, более озабочены своими эмоциональными переживаниями. Они имеют неудовлетворенную потребность в любви, реакции их носят агрессивный, обвинительный характер, скрытны, подозрительны и не достаточно адекватно реализованы.
3. Высокий уровень тревожности, агрессивности, импульсивности связан как с условиями жизни, так и с доминирующим стилем отношений.
Резюме.
Период формирования старшего подросткового возраста характеризуется большими сдвигами в психическом развитии, особенно в эмоциональной сфере.
Дети, лишенные семейного окружения, в большей степени испытывают стресс в результате осознания собственных изменений и катаклизмов.
Поэтому воспитателям и педагогам необходимо это знать, чтобы строить правильно с ними взаимоотношения.
По результатам нашего исследования наиболее адекватным стилем общения с подростками является гуманистический, который помогает преодолеть воспитанникам излишнюю тревогу, чувство неуверенности, отверженности и покинутости, одиночества и дискомфорта.
3.5. Исследование эмоциональных характеристик личности подростка в зависимости от стиля взаимоотношений (на примере сельской школы).
Исследование проводилось в Святославской средней школе Кемеровской области. Участники эксперимента: подростки — 24 человека, родители и классные руководители — 48 человек.
Нами использованы следующие методики: тест «Формула темперамента» (А.Белов) — анкета «Изучение семейных отношений», метод беседы с подростками (анкета «Необитаемый остров»), опросник определения стилей взаимоотношений, методика изучения самооценки личности (В.П.Михайлова) — методика «Выявление уровня тревожности, агрессивности, импульсивности» (Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко) — шестнадцатифактор-ный опросник Р. Кеттелла (для подростков).
Методика «Формула темперамента» А.Белова.
Эта методика была использована для определения темперамента подростка. Суть ее состоит в следующем.
Методика включает в себя 4 группы вопросов, ответы на которые позволяют делить испытуемых на 4 темперамента: холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика.
Подросток отвечает на каждую группу вопросов, после чего подсчиты-ваются результаты. Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16−20, то это значит, что ярко выражены черты данного типа темперамента. Если ответов насчитывается 11−15, это значит, что качества данного темперамента присущи подростку в значительной степени. Если «+» ответов 6−10, то качества данного типа присущи совсем в небольшой степени. Затем определяем формулу темперамента:
Ах Ас Аф Ам.
Фт = (Х)Х" Ю0%) + (С)" д*' 100%) + (ф)~д~ ' 100%) + (М)" д~ ' 100%), где Ах — количество положительных ответов в паспорте халерика Ас — количество положительных ответов в паспорте сангвиника Аф — количество положительных ответов в паспорте флегматика Ам — количество положительных ответов в паспорте меланхолика, А — общее количество положительных ответов по всем разделам.
В конечном виде формула приобретает приблизительно такой вид: Фт = 35% X + 30% С + 14% Ф + 21% М.
Анкета «Изучение семейных отношений», позволяющая выявить представления подростков и их родителей об идеальной семье, об отношениях в этой семье, взаимопонимании в семье.
Анкета «Необитаемый остров». В ходе проведения этой анкеты подросткам задаются вопросы, с целью выяснения их отношения к предметам, определения, кто из преподавателей смог найти индивидуальный подход к ребенку, определив их стиль общения, и еще раз доказать — как он влияет на формирование отношений.
Тест на определение стиля взаимоотношений В. П. Михайловой включает в себя 63 вопроса, разделенных на 3 группы: 1−21 вопросы, характеризующие гуманистический, авторитарный, индифферентный стили общения. После ответов подсчитываются результаты: до 7 баллов — слабо выраженный стиль общенияот 7 до 14 баллов — средне выраженный стиль общения- 14 и более баллов — сильно выраженный стиль общения. Методика «Выявление уровня тревожности, агрессивности, импульсивности» Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко включает в себя перечень качеств тревожности, агрессивности, импульсивности. В каждом по 20 вопросов. После ответов суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности, агрессивности, импульсивности: высокий балл -15−20- средний балл — 7−14- низкий балл -1−6.
Методика «Изучение самооценки личности» В. П. Михайловой выявляет самооценку подростка. Ее суть состоит в следующем. Она включает в себя большой перечень личностных качеств, разделенных на 4 группы: интеллектуальные, нравственные, волевые и мировоззренческие. В каждую группу входят по 10 качеств. Сначала подросток самостоятельно оценивает по трехбальной шкале степень выраженности личностных качеств у себя. После самооценки подсчитывается средний балл по каждой группе качеств: сумма баллов группы средний балл = — — ,.
10 а затем аналогичным способом оценивал его другой человек, в данном случае — его одноклассник. Занижена или завышена самооценка ясно тогда, когда она расходится с оценкой от 0,4 и более. Затем этого подростка оценивала его классный руководитель. Сравниваются оценки сверстника, испытуемого и учителя.
Шестнадцатифакторный опросник Р. Кэттелла (для подростков) использовался для исследования личностных качеств подростков. Он у ни-версален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Содержит 187 вопросов. Предлагается занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю».
По результатам анкетного опроса для детей авторитарного стиля поведения характерны большая озабоченность, боязливость, неуверенность в себенегативное отношение к школе и школьным предметамна остров они не берут людей, а только животныхв людях же они ценят уверенность и инициативу, но не любят, когда на них кричат. По тесту Кэттелла для них характерны подозрительность, черствость, смелость, свобода от моральных норм, доминантность, тревожность и низкая самооценка. Для них также характерна большая напряженность потребностей.
Наличие таких качеств, как черствость и подозрительность могут стать фундаментом для возникновения агрессивности.
Подростков с авторитарным стилем общения оказалось всего 8% и.
16% подростков было отнесено к индифферентному стилю общения. Высокая агрессивность и импульсивность была характерна только для 50% подростков. Сочетание же высокой агрессивности и тревожности имели подростки с индифферентным стилем общения. Видимо, подростки больше всего переживают равнодушие и безразличие взрослых, то, что их не замечают, ими не интересуются, когда они для окружающих и самых близких людей «пустое место».
По тесту Кэттелла для них характерны такие черты как: замкнутость, подозрительность, большая напряженность потребностей, низкий самоконтроль, высокая самооценка и стремление доминировать. Дефицит внимания и заботы со стороны близких, неудовлетворенность самой главной потребности — потребности в любви, эмоциональное отвержение его вливается в своеобразную психологическую защиту — завышенную самооценку и желание доминировать, быть главным. Наибольшее количество подростков (55% и 76%) с элементами гуманистического стиля общения имеют средний уровень агрессивности, импульсивности и тревожности, 17% подростков имеют высокий уровень агрессивности.
Иными оказались у них результаты опроса по анкете «Необитаемый остров». Для подростков, имеющих родителей и преподавателей с характеристиками гуманистического стиля общения, характерно положительное отношение к предметам, которые изучают в школе: положительное отношение к своим сверстникам, родителям и классному руководителю. Они ценят в себе доброжелательность, чувство юморав людях — искренность, честность, тактичность и ненавидят несправедливость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проблема агрессивности личности является одной из актуальных в связи с всплеском насилия в обществе и семье.
Теоретическое и практическое исследование данной проблемы отражено в многочисленных работах отечественных авторов: Н. Д. Левитова (1976) — В. Г. Леонтьева, А. Н. Жмырикова (1982) — Ю. Б. Можгинского (1999) — А. К. Осницкого (1994) — А. А. Реан (1999) — Т. Г. Румянцевой (1991, 1999) — Ф. С. Сафуанова (1999) — Т. В. Строиловой (1999) — Л. М. Семенюк (1998) — Ц. А. Ковалева (1995) — В. В. Знакова (1990) и в исследованиях зарубежных ученых: Дж. Бейч, Г. Гольдберг (1974) — А. Бандура, Р. Уолтерс (2000) — С.Грофф.
1993) — Э. Фромм (1994) — З. Фрейд (1991) — Г. Паренс (1997) — Х.Ремшмидт.
1994) В. Холичер (1975) — Х. Хекхаузен (1986) и др.
Теоретический анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме агрессивности показал многозначность данного понятия, сложность его восприятия разными учеными.
Мы придерживаемся точки зрения, что понятие «агрессивность» включает в себя эмоциональный, волевой и познавательный компоненты. На самом низшем уровне генерализованной агрессии доминирует эмоциональный компонент, самый высокий уровень — уровень творческой агрессии представлен в большей степени интеллектуальным компонентом. В зависимости от уровня развития агрессивности намечаем пути ее коррекции.
Стили семейного воспитания в отечественной литературе рассматриваются авторами А. С. Спиваковской (1999) — Ю. Б. Гиппенрейтер (1995) — Г. М. Трапезниковой (1998) — И. А. Руденко (1988) — А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых (1990) — А. Я. Варга (1986) — А. И. Захарова (1981) — С. В. Ковалева (1987) — С. В. Небыковой (1998) и др.
За основу понимания стиля семейного воспитания мы взяли толкование стиля, описанного А. В. Либиным (1999), которое включает в себя как мо-тивационные, так и исполнительские характеристики.
Исходя из представления о значимости семейных отношений для формирования эмоциональной сферы ребенка нами было выдвинуто предположение, что тип семейных отношений оказывается решающим для становления агрессивности ребенка.
В экспериментальном исследовании обнаружены тесные корреляции между стилем семейного отношения и такими эмоциональными характеристиками младших школьников как агрессивность, тревожность, эмпатия.
Так, в одной группе испытуемых в количестве 40 человек, агрессивность и тревожность детей была выше в семьях, где доминируют стили воспитания «Отвержение», «Маленький неудачник», «Авторитарная гиперсоциализация». У этих детей обнаружены более низкие показатели по эм патии и самооценке.
Данная закономерность подтвердилась и на выборке в 42 человека детей 9−10 лет. При стилях «Маленький неудачник» и «Авториатарная гиперсоциализация» агрессивность имеет тенденцию к росту (г = 0,38), а уровень эмпатии при этом снижается (г = -0,38). Эмпатийность детей связана с тенденцией доброжелательности, отзывчивости родителей к детям.
По результатам кластерного анализа было установлено, что агрессивное и равнодушное отношение родителей к детям провоцирует устойчивое агрессивное поведение ребенка и высокую тревожность.
Положительные корреляции были получены на третьей выборке, включающей 23 школьника и такое же количество родителей между показателями тревожности, агрессивности, авторитарным и индифферентным стилями отношений родителей.
Сравнительный анализ экспериментальных данных, полученных при обследовании воспитанников интерната № б и детского семейного дома № 2 показал наибольшую агрессивность детей интерната № 6. Воспитатели этого интерната оказались более авторитарными, чем их коллеги из семейного детского дома.
Полученные закономерности были подтверждены и на выборке школьников сельской школы в количестве 23 подростков и 48 взрослых (родителей и классных руководителей).
Таким образом, в качестве фактора, определяющего агрессивность, тревожность, эмпатию и самооценку ребенка может выступать стиль семейных отношений.
В работе систематизированы данные о механизмах и уровнях развития агрессивности с целью ее корректировки.
Список литературы
- Адлер А. О нервическом характере/Под ред. Э. В. Соколова (пер. с нем. И.В.Стефонович). — СПб.: Университетская книга, 1997. — 338 с.
- Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2000. -256 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М: изд-во МГУ, 1988. — 432 с.
- Антонин Ю.М., Гульдман В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. — 176 с.
- Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития/Шсихологический журнал.-1998 Т.20. — № 1. — С.32−44.
- Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1984. 182 с.
- Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис. .канд.психол.наук. -М., 1990.-С.21.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М.: Апрель-пресс, 2000.- 507 с.
- Бейч Дж., ГольдбергГ. Творческая агрессия. Нью-Йорк, 1974. — 219 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Ред.изд. Центр консорциума. М.: Социал. Здоровье России, 1994. — 221 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М. Воронеж: Ин-т прикладной психологии, 1996. 4.1. — 318 с.
- Березин Ф.В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1988. 270 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. (Пер. с англ.)/Под ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995. — 326 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. М.-Воронеж: НПО «Модэк», 1996. -256 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. М.: Филинъ, 1996. — 472 с.
- Бойко И.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола//Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С.27−30.
- Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. -Кемерово, 1999. 115 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского пси-хиатора. М.: Просвещение, 1988, — 207 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., Питер, 1999. — 352 с.
- Варга А.Я. Структуры и типы родительских отношений: Дис. .канд.психол.наук. ~М., 1986.
- Вертинский А. Дорогой длинною. М.: Знание, 1990. — 512 с.
- Выготский Л.С. Соб.соч. в 6 т. М.: Педагогика. 1981−1986.
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста//Вопросы психологии. 1974. — № 5. -С.76−87.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии//Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С.107−114.
- Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение.- М.: Медицина, 1977.-150 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс-Медиа, 1995. -240 с.
- Грофф С. За пределами мозга. М., 1993. — 504 с.
- Данилова H.H., Крылова А.JI. Физиология высшей нервной деятельности. М.: изд-во МГУ, 1989. — 399 с.
- Добсон Дж. Непослушный ребенок: Практическое руководство для родителей. М.: Пенаты, «Т-ОКО», 1992. — 205 с.
- Егорова H.H., Михайлова Т. П., Корытченкова Н. И. Эмоциональное состояние детей, живущих в интернате/УВопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1999. — С.252−271.
- Жамкочьян М.С., Палей И. М. О связях интеллекта с индивидуальными особенностями тревожности и экстраверсии//Экспериментальная и прикладная психология. Вып.8. — Л., 1977.
- Залевский Г. В. Психологическая ригидность в норме и патологии. -Томск: изд-во ТГУ, 1993. 272 с.
- Залевский Г. В. Преступное поведение как психологическая проблема криминальной антропологии//Сибирский Психологический журнал. -1996. Вып.2. — С.36−39.
- Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск: ВосточноСибирское кн. изд-во, 1998. — 191 с.
- Захаров А.И. Генезис некоторых реактивных изменений личности у сту-дентов//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.З. Л.: изд-во ЛГУ, 1976. — С.75−81.
- Захаров А.И. Особенности диагностики взаимоотношений в конфликтной семье//Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С.58−68.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей и подростков. М.: Педагогика, 1986. — 109 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — 248 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: изд-во МГУ, 1971 — 100 с.
- Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства//Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С.20−27.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. — 464 с.
- Имелинский К. Психогигиена половой жизни. М.: Наука, 1973. — 256 с.
- Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х т. М.: Русский язык, 1999. — 624 с.
- Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспита-ние//Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 14−21.
- Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни//Вопросы психологии. 1983. — - 3. — С.83−89.
- Каменская В.Г. Психология общения. СПб.: Образование, 1993. — 25 с.
- Кан-калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Касаткина Н.Э., Руднева E.JI. Мониторинг изучения проблемы семьи в условиях Кузбасса/Юбразование. Личность. Здоровье. Кемерово, 1996. -С.65−73.
- Кокорина Е.П. Здоровье основная жизненная ценность//Мир психологии. — 2000. — № 1. — С.75−82.
- Ковалев П.А. Агрессивность и агрессивное поведение//Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции/Под ред. А. А. Крылова. -СПб., 1995. С.28−29.
- Ковалев C.B. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
- Коломинская Я.Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Минск: Университэтская, 1977.
- Колчина Л.П. Связь поведенческого и вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации//Темперамент/Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1976. — С.45−64.
- Короленко Ц.П., Фролова Г. В. Вселенная внутри тебя. Новосибирск: Наука, 1979. — 204 с.
- Корытченкова H.H., Михайлова В. П., Шпилева Е. Б. Стили взаимоотношений старшеклассников в зависимости от темперамента и ведущих акцентуаций характера//Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб.: изд-во СПб ун-та, 1997. — С.26−31.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Снимем маску с тревоги//Семья и школа. -1988. -№ 11.-С.34−35.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Крюкова C.B., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис, 1999. — 198 с.
- Кудрявцев H.A., Ратинова H.A. Криминальная агрессия (экспериментальная типология и судебно-психологическая оценка). М.: изд-во МГУ, 2000. — 192 с.
- Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. Киев, 1992. — 29 с.
- Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984.-334 с.
- Левик Г. Е. Руководство по применению методики комплексной оценки индивидуального стиля деятельности руководителя в зависимости от свойств и типа темперамента. СПб.: изд-во ЛГУ, 1990. — 21 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 343 с.
- Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии//Вопросы психологии. 1976.-- 6. — С.169−172.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во МГУ, 1972. -575 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.-215 с.
- Леонтьев В.Г., Жмыриков А. Н. Адаптация человека к новой деятельности как условие формирования профессиональной направленно-сти//Условия формирования профессиональной направленности. Новосибирск, 1982. — С.3−6.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. — 64 с.
- Либин A.B. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. — С.251−284.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психоло-гии//Методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С.151−164.
- Ломов Б.Ф. Проблемы биологического и социального в развитии человека. М.: Наука, 1977. — С.15−28.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 446 с.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). (Пер. с нем.). М.: Прогресс-Универс., 1994. — 272 с.
- Люкин В.В. Индивидуальный стиль руководства и его связь с разными подуровнями индивидуальности/Шсихология общения и проблемы воспитания. Омск, 1981. — С.41−43.
- Люнде Г. Лобовая психическая атака. М.: Прогресс, 1977.
- Маерс Д.Г. Социальная психология (Пер. с англ.). СПб.: Питер, 1997. -688 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. M.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 448 с.
- Михайлова В.П. Воспитание творческой личности задача нового обра-зования//Психолого-педагогические проблемы образования. — Кемерово: изд-во ОблИУУ, 1988. — 230 с.
- Михайлова В.П. Психология межличностных отношений. Кемерово, 1999.-91 с.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный кризисный механизм. СПб.: Лань, 1999. — 128 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995. — 356 с.
- Небыкова C.B. Особенности родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста в полной малодетной семье//Сибирский психологический журнал. Вып. 8−9. 1998. — С.72−76.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения.-М.: изд-во МГУ, 1996.- С.53−84.
- Ольшанский В.Б. Социально-психологический климат в коллекти-ве//Социальная психология. М.: Прогресс, 1975. — 267 с.
- Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уча-щихся//Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.61−68.
- Панин А.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении/Под ред Г. Н. Пивоварова. М.: Медицины, 1966. — 48 с.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. (Пер. с англ.). М.: Форум, 1997. — 152 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1981.- 351 с.
- Пашнев Б.К. Новая проектно-психодиагностическая методика. Тест «Двенадцать животных"//Психологический журнал. 1998. — № 3. -С.134−180.
- Петровский A.B. Психология и приоритеты в семейном воспита-нии//Перспектива: Вопросы образования. М., 1983. — № 4. — С.126−133.
- Петровский A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
- Петровский A.B. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. М.: Академия, 1996. — 384 с.
- Петровский A.B., Платонов К. К. Психология межличностных отноше-ний//Общая психология. М.: Просвещение, 1976. С.136−157.
- Платонов К.К. Общие проблемы теории групп и коллекти-вов//Коллектив и личность. М.: Педагогика, 1973. — С.8.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Педагогика, 1986. -256 с.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. -160 с.
- Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1998. 440 с.
- Психологический словарь/Под ред В. В. Юрчук. Минск: Элайда, 2000. -704 с.
- Психологическая служба школы под ред. И. В. Дубровиной. М.: изд-во Междунар. пед. Академия, 1995. — 222 с.
- Рабочая книга школьного психологи/Под ред Н. Э. Касаткиной и С. П. Зуевой. Кемерово, 1995. — 233 с.
- Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. Т.17. 1996. — № 5. — С.3−17.
- Реан A.A. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб., 1999.-288 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. (Пер. с нем.). М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владом, 1996. — 529 с.
- З.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление «человека». М.: Прогресс, 1994.-480 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
- Руденко И.А. Стили общения и его детерминанты: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1988. — 17 с.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной пси-хологии//Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С.81−86.
- Румянцева Т.Г. Факторы, способствующие агрессии//Психология человеческой агрессивности/Под ред А. Е. Тарас. Минск: Карвест, 1999. -С.64−115.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
- Сафуанов Ф.С. Психологическая типология криминальной агрес-сии/Шсихологический журнал. Т.20. 1999. — № 6. — С.24−25.
- Семенюк JIM. Психологические особенности агрессивного поведения подростков в условиях его коррекции/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Флинта, 1998. — 96 с.
- Серый A.B., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: изд-во КемГУ, 1999. — 92 с.
- Словарь иностранных слов/Под ред И.АЛЗасюковой. М.: Аст-Пресс, 1999. — 640 с.
- Собчик JI.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психологической индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1997. — 480 с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: изд-во МГУ, 1989. 215 с.
- Сорока-Расинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-С. 143−146.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993. — 197 с.
- Симонов П.В. Что такое эмоция. М.: Наука, 1966. — 95 с.
- Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х т. М.: ООО Апрель-Пресс- ЗАО Эксмо-Пресс, 1999.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1998. -320 с.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. №-е изд., доп. М.: Академия, 1996. — 96 с.
- Строилова Т.В. Социальные детерминанты агрессивного поведения подростков//Вопросы общей и дифференциальной психологии: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — С.212−218.
- СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.
- Тиллих П. Бытие, небытие и тревога/ТМосковский психотерапевтический журнал. 1994. — № 1. — С.48−73.
- Титаренко Т.М. Такие разные дети. Киев: Радянська школа, 1989.-144 с.
- Трапезникова Т.М. Формирование личности ребенка в условиях се-мьи//Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь/Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: изд-во СПб университета, 1998. — 196 с.
- Тулеев А.Г., Сыровецкий Ю. Власть в руках человека и. человек в руках власти. Новосибирск, 1993. — 187 с.
- Ухтомский A.A. Собр.соч. В 5-ти т. Л, 1954.
- Ухтомский A.A. Письма//Пути в незнаемое. М., 1973. — С.371−435.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — 493 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. (Пер. с англ.). М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
- Фрейд 3. Методика и техника психоанализа. Минск: Беларусь, 1991. -308 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 354 с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психологическая проблема и психокоррекция. Минск, 1996. — 192 с.
- Хациева М.А. Педагогическое руководство формированием жизненных планов подростков в условиях детского дома семейного типа: Дис. .канд. пед.наук.- Кемерово, 1997. 196 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
- Холличер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. — 96 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 1993. — 480 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты: невроз и развитие личности. (Пер. с англ). М.: Смысл, 1997. — 696 с.
- Л- 155. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. (Пер. с фин.). М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
- Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности советской психоло-гии//Психологическая наука в СССР. Т.2. — М.: АПН РСФСР, Ин-т психологии, 1960. — 656 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Просвещение, 1969. — 258 с.
- Шнуренко И. Вычеркнуть все//Ангелы с распродажи. СПб, 1999.- 303 с.
- Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности/УПсихология личности/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1992. — С.55−60.
- Щербатых Ю.В. Психология страха. М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 416 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. 656 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996. — 592 с.
- Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961. — 213 с.
- Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития/ТВ опросы психологии. 1997. № 4. — С.20−27.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
- Buhler Ch. Das Seelenleben des Jugendlichen. Versuch einer Analiyse und Theorie der psychischen Pubertat. 7. Aufl. G. Fischer, Stuttgart 1991.
- Lippold G. Der Schlaf bei verschidenen sozialen Gruppen||Der Schlaf in physiologischer, pharmakologischer, kinischer, soziologischer und therapeutischer Sicht. Herrausgegeben von Prof. Em. Dr. Med. Hanns Schwarz. Berlin, 1972.-P.81.
- OlfeichE., TodtE. Probleme des Jugendalters, Springer. Berlin 1984.