Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация диссертации. Результаты научной работы докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения» (Кемерово, 1995) — на юбилейной конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 1997) — на Международном симпозиуме «Психологический универсум образования человека ноэтического» (Томск, 1998) — на 2 съезде… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Изучение агрессивности в отечественной психологии
    • 1. 2. Социально-психологические теории агрессивного поведения в зарубежной науке
      • 1. 2. 1. Виды, формы агрессивного поведения
      • 1. 2. 2. Психофизиологическая составляющая феномена агрессии
      • 1. 2. 3. Психологическая составляющая агрессивного поведения
    • 1. 3. Характеристика уровней и механизмов агрессивного поведения личности
  • Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    • 2. Л.Психологическая сущность и структура семейных отношений
      • 2. 1. 1. Системы совместимости супругов и мотивы воспитания детей
      • 2. 2. Особенности семейных взаимоотношений и агрессивного поведения детей.:. 85−99 «
      • 2. 3. Тревожность и страх как составляющие агрессивность личности. 99−111 '
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ПОДРОСТКА
    • 3. 1. Исследование взаимосвязи стилей родительских отношений и эмоциональных характеристик младшего школьника
    • 3. 2. Исследование внутрисемейных отношений и их влияние на эмоциональные характеристики младшего школьника
    • 3. 3. Взаимосвязь стиля родительского воспитания с эмоциональными реакциями детей
    • 3. 4. Особенности развития и воспитания детей в детском доме семейного типа и детей школы-интерната
    • 3. 5. Исследование эмоциональных характеристик личности подростка в зависимости от стиля взаимоотношений на примере сельской школы). 148−164 '

Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Агрессивность — отражение тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются нравственные ценности, образуется вакуум в сфере идеологии, наблюдается утрата уважения к нравственным ценностям. Возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия и политической нестабильностью в обществе. Семьи легко распадаются, дети становятся добычей криминальных элементов. В такой обстановке человек становится беззащитным и беспомощным и агрессивное поведение воспринимается им как обретение свободы, как ответная реакция на фрустрированность его потребностей.

В ситуации социального кризиса большинство людей растерялись, одни стали депрессивными, другие агрессивными. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, вседозволенность в выборе средств поведения, потеря уважения к другим.

Искажение системы ценностных ориентаций дезориентирует и дезорганизует личность, делает ее эмоционально неустойчивой, ведет к конфликтному поведению. Стало опасным жить в обществе. Вытекает логический вывод — деформация общества ведет к деформации личности. Встает вопрос: как снизить уровень агрессивности в обществе, которое находится в глубоком кризисе? Мы считаем, что ответ можно найти в маленькой ячейке общества — семье, в которой как в капле воды отражается массовый всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей.

Э.Фромм (1993) подтверждает значимость семейных установок на формирование личности ребенка. «Семья — есть своего рода „психологический посредник“ общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем» (146, с.60).

Поэтому предпринятая в данной работе попытка исследования взаимосвязи стилей семейного воспитания и агрессивности детей является значимой и актуальной.

Решению проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как Э. Фромм (1990; 1993; 1994) — А. Адлер (1997; 2000) — А. Бандура (2000) — Л. Берковиц (1999) — Р. Бэрон, Д. Ричардсон (1999) — К. Лоренц (1994).

Э.Фромм (1994) рассматривал два разных вида агрессии: оборонительную «доброкачественную» агрессию, которая служит делу выживания человека и имеет биологические корни. Другой вид агрессии называется «злокачественной». Это деструктивность и жестокость, которая определяется психологическими и социальными факторами.

Л.Берковиц (22) является автором фрустрационной теории агрессии и выдвигает предположение о том, что фрустрация вызывает озлобленность и эмоциональную готовность реагировать агрессивно.

Альфред Адлер (2000) считает, что «агонизирующее» сознание порождает различные формы агрессивного поведения. Это естественная реакция на принуждение, вытекающая из стремления каждого человека ощущать себя субъектом, а не объектом.

Теория социального научения, представленная А. Бандурой, убеждает, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодно, но также перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми.

В отечественной психологии проблема агрессивности представлена следующими учеными: А. А. Реан (1999), Ю. Б. Гиппенрейтер (1995), Ю. М. Антонян (1991), Т. М. Трапезниковой (1998), Ю. Б. Можгинским (1999), И. А. Кудрявцевым (2000), В. Г. Леонтьевым (1982) и многими другими. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

Ю.Б.Гиппенрейтер (1995), Т. М. Трапезникова (1998), изучая агрессивность в связи со стилями семейного воспитания, указывают на то, что авторитарные родители формируют тип агрессивного ребенка, у которого не складываются отношения с окружающими людьми.

Феномен аутоагрессии достаточно хорошо изучен А. А. Реан (1999). Уровень аутоагрессии достоверно коррелирует с интроверсией, педантичностью, невротичностью и отрицательно — с общительностью и с адекватной самооценкой личности.

Криминальные аспекты агрессии исследованы Ю. М. Антонян, В. В. Гульдман (1991), И. А. Кудрявцевым (2000) и другими.

Ю.Б.Можгинский (1999) исследует эмоциональные и кризисные механизмы агрессивного поведения личности, а И. А. Фурмановым (1996) проведен теоретический анализ многочисленных концепций и механизмов агрессии и условно определены уровни агрессии. Критерием данных уровней являются субъектно-объектные отношения.

По мнению В. Г. Леонтьева, А. Н. Жмырикова (1982) агрессия является неконструктивной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т. д.), а иногда и в физической агрессии. Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность, эргонапряженность. Такие личностные характеристики снижают уровень психической адаптации, так как у них доминирует эго-защитная направленность. Субъекты с такой направленностью предъявляют гораздо более высокие требования к окружающим людям, чем к себе, всегда оправдывают собственные неудачи вмешательством других людей. Они легко впадают в аффективное состояние даже при решении простых задач.

Нарушения адекватности в поведении чаще вызываются непосильными требованиями общества к личности, семьи к ребенку. Агрессивно-негативная атмосфера общества, пропаганда насилия средствами массовой информации провоцирует разрушительные тенденции в личности.

Функции агрессивного поведения разнообразны. Это:

• функция самозащиты, ориентирующаяся на инстинкт самосохранения;

• функция самореализации и самоутверждения;

• функция разрядки накопившейся негативной энергии;

• функция адаптации.

Перегруженность человека негативными эмоциями закономерно ведет к появлению враждебности, конфликтам. Свои негативные эмоции родители часто «выливают» на детей, «срывают» на них зло. По утверждению А. А. Реан (109, с.3−17), жестокое обращение с детьми ведет к развитию агрессивности, превращает ее в жизненный стиль личности. В связи с этим проблема взаимосвязи стилей семейных отношений с агрессивным поведением личности приобретает особую актуальность. От того как складываются отношения взрослого и ребенка зависит нервно-психическое и моральное здоровье будущей личности взрослого человека.

Исходя из существующей проблемы, нами были сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования.

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязей стилей семейного воспитания и агрессивности личности ребенка.

В соответствии с целью объектом нашего исследования явились разные варианты агрессивного поведения личности ребенка.

Предметом исследования является влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное развитие личности ребенка.

Гипотеза исследования. Сформулировано несколько допущений гипотезы:

1. Негативные особенности эмоционального развития ребенка (агрессивность, тревожность) зависят от стиля семейных отношений.

2. Властное, подавляющее отношение родителей к ребенку способствует развитию агрессивности.

3. Индифферентное, пассивное отношение родителей обусловливает агрессивность детей — воспитанников школы-интерната.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ различных подходов и раскрыть психологическое содержание понятия «агрессивность» как свойства личности и «агрессии» как состояния.

2. Изучить влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка (агрессивность, тревожность).

3. Теоретически выявить уровни развития агрессивности и уровни семейных отношений.

4. Наметить формы и пути коррекции агрессивности в зависимости от уровня ее развития.

Методологической основой исследования явились теоретические положения ведущих отечественных и зарубежных психологов. Мы опирались на базовые подходы развития и воспитания личности:

• принцип детерминизма, разработанный С. Л. Рубинштейном (1976), А. Н. Леонтьевым (1983) и понимаемый в психологии как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов;

• деятельностный подход, сформулированный в работах А. Н. Леонтьева (1972), С. Л. Рубинштейна (1976), Л. С. Выготского (1981), с позиции которого изучалось развитие агрессивности;

• принцип личностно-ориентированной направленности, сформулированный и разработанный А. Маслоу, К. Роджерсом (1994)и другими представителями гуманистической психологии.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ первоисточников о роли семейных отношений в формировании личности ребенка и концепций агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.

2. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, сравнительного, корреляционного и кластерного анализов.

3. Методики по изучению родительского отношения: О. И. Маткова, А.Я.Варга-В.В.Столина, В. П. Михайловой, Т.Лири.

4. Методы по изучению агрессивности, тревожности и самооценки личности ребенка: опросник Басса-Дарки, модифицированный вариант А. Ассингера, методика Спилбергера-Ханина, тест А. М. Прихожанопросники Г. П.Лаврентьевой, Т. М. Титаренкотест Дембо-Рубинштейнамодифицированный вариант методики Б. К. Пашнева «Двенадцать животных» на измерение самооценки личности и др.

Научная новизна исследования.

1. На теоретическом уровне структурирована проблема семейных отношений и эмоционального развития личности ребенка.

2. На основе общепсихологических концепций агрессивности нами сформулированы в теоретическом плане уровни агрессивного развития личности.

3. Намечены пути коррекции эмоционального развития личности в зависимости от уровня ее агрессивности.

4. Подтверждены экспериментальным путем зависимость агрессивности, тревожности и самооценки от особенностей стиля семейного воспитания.

5. Систематизированы представления о механизмах агрессивного поведения личности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты дополняют и углубляют существующее представление об агрессивности и ее зависимости от стилей взаимоотношений. Нами была предложена концепция уровней развития агрессивности и намечены пути ее коррекции в зависимости от этих уровней. Приведены в систему имеющиеся механизмы ее реализации, что имеет большое значение для дальнейшего развития концепции межличностного взаимодействия и формирования механизмов конструктивного поведения.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Выявленные связи между стилем родительского отношения и уровнем развития агрессии могут быть использованы в качестве теоретической основы создания коррекционных программ, методик и т. д.

2. Результаты исследования используются в учебном процессе в курсе «Психология личности». (См. приложение 3).

Положения, выносимые на защиту:

1. Стиль поведения родителей — это относительная устойчивость целей, действий, операций и реакций взрослых, направленных на формирование личности ребенка.

2. Выделенные нами уровни развития агрессивности и механизмы ее проявления связаны с доминирующими стилями воспитания детей.

3. Такие характеристики как тревожность и самооценка личности ребенка зависят от стиля взаимоотношений в семье.

Апробация диссертации. Результаты научной работы докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения» (Кемерово, 1995) — на юбилейной конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 1997) — на Международном симпозиуме «Психологический универсум образования человека ноэтического» (Томск, 1998) — на 2 съезде Российского Психологического Общества «Психология и практика» (Ярославль, 1998) — на Международной летней психологической школе «Интегральная психология личности: вопросы теории и практики» (Кемерово, 2000). Отдельные вопросы исследования освещены в 16 публикациях (1994;2000 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 6 приложений.

Выводы.

1. Дети из детского дома № 2 имеют более низкий уровень личностной тревожности по тестам Спилбергера-Ханина, по проективным тестам ДДЧ и более низкий уровень агрессивности по тестам «Несуществующее животное», ДДЧ.

2. Подростки из интерната № 6 более агрессивны, напряжены, более озабочены своими эмоциональными переживаниями. Они имеют неудовлетворенную потребность в любви, реакции их носят агрессивный, обвинительный характер, скрытны, подозрительны и не достаточно адекватно реализованы.

3. Высокий уровень тревожности, агрессивности, импульсивности связан как с условиями жизни, так и с доминирующим стилем отношений.

Резюме.

Период формирования старшего подросткового возраста характеризуется большими сдвигами в психическом развитии, особенно в эмоциональной сфере.

Дети, лишенные семейного окружения, в большей степени испытывают стресс в результате осознания собственных изменений и катаклизмов.

Поэтому воспитателям и педагогам необходимо это знать, чтобы строить правильно с ними взаимоотношения.

По результатам нашего исследования наиболее адекватным стилем общения с подростками является гуманистический, который помогает преодолеть воспитанникам излишнюю тревогу, чувство неуверенности, отверженности и покинутости, одиночества и дискомфорта.

3.5. Исследование эмоциональных характеристик личности подростка в зависимости от стиля взаимоотношений (на примере сельской школы).

Исследование проводилось в Святославской средней школе Кемеровской области. Участники эксперимента: подростки — 24 человека, родители и классные руководители — 48 человек.

Нами использованы следующие методики: тест «Формула темперамента» (А.Белов) — анкета «Изучение семейных отношений», метод беседы с подростками (анкета «Необитаемый остров»), опросник определения стилей взаимоотношений, методика изучения самооценки личности (В.П.Михайлова) — методика «Выявление уровня тревожности, агрессивности, импульсивности» (Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко) — шестнадцатифактор-ный опросник Р. Кеттелла (для подростков).

Методика «Формула темперамента» А.Белова.

Эта методика была использована для определения темперамента подростка. Суть ее состоит в следующем.

Методика включает в себя 4 группы вопросов, ответы на которые позволяют делить испытуемых на 4 темперамента: холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика.

Подросток отвечает на каждую группу вопросов, после чего подсчиты-ваются результаты. Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16−20, то это значит, что ярко выражены черты данного типа темперамента. Если ответов насчитывается 11−15, это значит, что качества данного темперамента присущи подростку в значительной степени. Если «+» ответов 6−10, то качества данного типа присущи совсем в небольшой степени. Затем определяем формулу темперамента:

Ах Ас Аф Ам.

Фт = (Х)Х" Ю0%) + (С)" д*' 100%) + (ф)~д~ ' 100%) + (М)" д~ ' 100%), где Ах — количество положительных ответов в паспорте халерика Ас — количество положительных ответов в паспорте сангвиника Аф — количество положительных ответов в паспорте флегматика Ам — количество положительных ответов в паспорте меланхолика, А — общее количество положительных ответов по всем разделам.

В конечном виде формула приобретает приблизительно такой вид: Фт = 35% X + 30% С + 14% Ф + 21% М.

Анкета «Изучение семейных отношений», позволяющая выявить представления подростков и их родителей об идеальной семье, об отношениях в этой семье, взаимопонимании в семье.

Анкета «Необитаемый остров». В ходе проведения этой анкеты подросткам задаются вопросы, с целью выяснения их отношения к предметам, определения, кто из преподавателей смог найти индивидуальный подход к ребенку, определив их стиль общения, и еще раз доказать — как он влияет на формирование отношений.

Тест на определение стиля взаимоотношений В. П. Михайловой включает в себя 63 вопроса, разделенных на 3 группы: 1−21 вопросы, характеризующие гуманистический, авторитарный, индифферентный стили общения. После ответов подсчитываются результаты: до 7 баллов — слабо выраженный стиль общенияот 7 до 14 баллов — средне выраженный стиль общения- 14 и более баллов — сильно выраженный стиль общения. Методика «Выявление уровня тревожности, агрессивности, импульсивности» Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко включает в себя перечень качеств тревожности, агрессивности, импульсивности. В каждом по 20 вопросов. После ответов суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности, агрессивности, импульсивности: высокий балл -15−20- средний балл — 7−14- низкий балл -1−6.

Методика «Изучение самооценки личности» В. П. Михайловой выявляет самооценку подростка. Ее суть состоит в следующем. Она включает в себя большой перечень личностных качеств, разделенных на 4 группы: интеллектуальные, нравственные, волевые и мировоззренческие. В каждую группу входят по 10 качеств. Сначала подросток самостоятельно оценивает по трехбальной шкале степень выраженности личностных качеств у себя. После самооценки подсчитывается средний балл по каждой группе качеств: сумма баллов группы средний балл = — — ,.

10 а затем аналогичным способом оценивал его другой человек, в данном случае — его одноклассник. Занижена или завышена самооценка ясно тогда, когда она расходится с оценкой от 0,4 и более. Затем этого подростка оценивала его классный руководитель. Сравниваются оценки сверстника, испытуемого и учителя.

Шестнадцатифакторный опросник Р. Кэттелла (для подростков) использовался для исследования личностных качеств подростков. Он у ни-версален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Содержит 187 вопросов. Предлагается занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю».

По результатам анкетного опроса для детей авторитарного стиля поведения характерны большая озабоченность, боязливость, неуверенность в себенегативное отношение к школе и школьным предметамна остров они не берут людей, а только животныхв людях же они ценят уверенность и инициативу, но не любят, когда на них кричат. По тесту Кэттелла для них характерны подозрительность, черствость, смелость, свобода от моральных норм, доминантность, тревожность и низкая самооценка. Для них также характерна большая напряженность потребностей.

Наличие таких качеств, как черствость и подозрительность могут стать фундаментом для возникновения агрессивности.

Подростков с авторитарным стилем общения оказалось всего 8% и.

16% подростков было отнесено к индифферентному стилю общения. Высокая агрессивность и импульсивность была характерна только для 50% подростков. Сочетание же высокой агрессивности и тревожности имели подростки с индифферентным стилем общения. Видимо, подростки больше всего переживают равнодушие и безразличие взрослых, то, что их не замечают, ими не интересуются, когда они для окружающих и самых близких людей «пустое место».

По тесту Кэттелла для них характерны такие черты как: замкнутость, подозрительность, большая напряженность потребностей, низкий самоконтроль, высокая самооценка и стремление доминировать. Дефицит внимания и заботы со стороны близких, неудовлетворенность самой главной потребности — потребности в любви, эмоциональное отвержение его вливается в своеобразную психологическую защиту — завышенную самооценку и желание доминировать, быть главным. Наибольшее количество подростков (55% и 76%) с элементами гуманистического стиля общения имеют средний уровень агрессивности, импульсивности и тревожности, 17% подростков имеют высокий уровень агрессивности.

Иными оказались у них результаты опроса по анкете «Необитаемый остров». Для подростков, имеющих родителей и преподавателей с характеристиками гуманистического стиля общения, характерно положительное отношение к предметам, которые изучают в школе: положительное отношение к своим сверстникам, родителям и классному руководителю. Они ценят в себе доброжелательность, чувство юморав людях — искренность, честность, тактичность и ненавидят несправедливость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема агрессивности личности является одной из актуальных в связи с всплеском насилия в обществе и семье.

Теоретическое и практическое исследование данной проблемы отражено в многочисленных работах отечественных авторов: Н. Д. Левитова (1976) — В. Г. Леонтьева, А. Н. Жмырикова (1982) — Ю. Б. Можгинского (1999) — А. К. Осницкого (1994) — А. А. Реан (1999) — Т. Г. Румянцевой (1991, 1999) — Ф. С. Сафуанова (1999) — Т. В. Строиловой (1999) — Л. М. Семенюк (1998) — Ц. А. Ковалева (1995) — В. В. Знакова (1990) и в исследованиях зарубежных ученых: Дж. Бейч, Г. Гольдберг (1974) — А. Бандура, Р. Уолтерс (2000) — С.Грофф.

1993) — Э. Фромм (1994) — З. Фрейд (1991) — Г. Паренс (1997) — Х.Ремшмидт.

1994) В. Холичер (1975) — Х. Хекхаузен (1986) и др.

Теоретический анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме агрессивности показал многозначность данного понятия, сложность его восприятия разными учеными.

Мы придерживаемся точки зрения, что понятие «агрессивность» включает в себя эмоциональный, волевой и познавательный компоненты. На самом низшем уровне генерализованной агрессии доминирует эмоциональный компонент, самый высокий уровень — уровень творческой агрессии представлен в большей степени интеллектуальным компонентом. В зависимости от уровня развития агрессивности намечаем пути ее коррекции.

Стили семейного воспитания в отечественной литературе рассматриваются авторами А. С. Спиваковской (1999) — Ю. Б. Гиппенрейтер (1995) — Г. М. Трапезниковой (1998) — И. А. Руденко (1988) — А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых (1990) — А. Я. Варга (1986) — А. И. Захарова (1981) — С. В. Ковалева (1987) — С. В. Небыковой (1998) и др.

За основу понимания стиля семейного воспитания мы взяли толкование стиля, описанного А. В. Либиным (1999), которое включает в себя как мо-тивационные, так и исполнительские характеристики.

Исходя из представления о значимости семейных отношений для формирования эмоциональной сферы ребенка нами было выдвинуто предположение, что тип семейных отношений оказывается решающим для становления агрессивности ребенка.

В экспериментальном исследовании обнаружены тесные корреляции между стилем семейного отношения и такими эмоциональными характеристиками младших школьников как агрессивность, тревожность, эмпатия.

Так, в одной группе испытуемых в количестве 40 человек, агрессивность и тревожность детей была выше в семьях, где доминируют стили воспитания «Отвержение», «Маленький неудачник», «Авторитарная гиперсоциализация». У этих детей обнаружены более низкие показатели по эм патии и самооценке.

Данная закономерность подтвердилась и на выборке в 42 человека детей 9−10 лет. При стилях «Маленький неудачник» и «Авториатарная гиперсоциализация» агрессивность имеет тенденцию к росту (г = 0,38), а уровень эмпатии при этом снижается (г = -0,38). Эмпатийность детей связана с тенденцией доброжелательности, отзывчивости родителей к детям.

По результатам кластерного анализа было установлено, что агрессивное и равнодушное отношение родителей к детям провоцирует устойчивое агрессивное поведение ребенка и высокую тревожность.

Положительные корреляции были получены на третьей выборке, включающей 23 школьника и такое же количество родителей между показателями тревожности, агрессивности, авторитарным и индифферентным стилями отношений родителей.

Сравнительный анализ экспериментальных данных, полученных при обследовании воспитанников интерната № б и детского семейного дома № 2 показал наибольшую агрессивность детей интерната № 6. Воспитатели этого интерната оказались более авторитарными, чем их коллеги из семейного детского дома.

Полученные закономерности были подтверждены и на выборке школьников сельской школы в количестве 23 подростков и 48 взрослых (родителей и классных руководителей).

Таким образом, в качестве фактора, определяющего агрессивность, тревожность, эмпатию и самооценку ребенка может выступать стиль семейных отношений.

В работе систематизированы данные о механизмах и уровнях развития агрессивности с целью ее корректировки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. О нервическом характере/Под ред. Э. В. Соколова (пер. с нем. И.В.Стефонович). — СПб.: Университетская книга, 1997. — 338 с.
  2. А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2000. -256 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  5. Г. М. Социальная психология. М: изд-во МГУ, 1988. — 432 с.
  6. Ю.М., Гульдман В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. — 176 с.
  7. Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития/Шсихологический журнал.-1998 Т.20. — № 1. — С.32−44.
  8. Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1984. 182 с.
  9. Т.В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис. .канд.психол.наук. -М., 1990.-С.21.
  10. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М.: Апрель-пресс, 2000.- 507 с.
  11. Дж., ГольдбергГ. Творческая агрессия. Нью-Йорк, 1974. — 219 с.
  12. С.А. Основы превентивной психологии. Ред.изд. Центр консорциума. М.: Социал. Здоровье России, 1994. — 221 с.
  13. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М. Воронеж: Ин-т прикладной психологии, 1996. 4.1. — 318 с.
  14. Ф.В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1988. 270 с.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. (Пер. с англ.)/Под ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  16. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995. — 326 с.
  17. A.A. Психология общения. М.-Воронеж: НПО «Модэк», 1996. -256 с.
  18. В.В. Энергия эмоций в общении. М.: Филинъ, 1996. — 472 с.
  19. И.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола//Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С.27−30.
  20. Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. -Кемерово, 1999. 115 с.
  21. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского пси-хиатора. М.: Просвещение, 1988, — 207 с.
  22. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., Питер, 1999. — 352 с.
  23. А.Я. Структуры и типы родительских отношений: Дис. .канд.психол.наук. ~М., 1986.
  24. А. Дорогой длинною. М.: Знание, 1990. — 512 с.
  25. Л.С. Соб.соч. в 6 т. М.: Педагогика. 1981−1986.
  26. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста//Вопросы психологии. 1974. — № 5. -С.76−87.
  27. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии//Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С.107−114.
  28. В.И. Неврозы у детей и их лечение.- М.: Медицина, 1977.-150 с.
  29. В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
  30. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс-Медиа, 1995. -240 с.
  31. С. За пределами мозга. М., 1993. — 504 с.
  32. H.H., Крылова А.JI. Физиология высшей нервной деятельности. М.: изд-во МГУ, 1989. — 399 с.
  33. Дж. Непослушный ребенок: Практическое руководство для родителей. М.: Пенаты, «Т-ОКО», 1992. — 205 с.
  34. H.H., Михайлова Т. П., Корытченкова Н. И. Эмоциональное состояние детей, живущих в интернате/УВопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1999. — С.252−271.
  35. М.С., Палей И. М. О связях интеллекта с индивидуальными особенностями тревожности и экстраверсии//Экспериментальная и прикладная психология. Вып.8. — Л., 1977.
  36. Г. В. Психологическая ригидность в норме и патологии. -Томск: изд-во ТГУ, 1993. 272 с.
  37. Г. В. Преступное поведение как психологическая проблема криминальной антропологии//Сибирский Психологический журнал. -1996. Вып.2. — С.36−39.
  38. Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск: ВосточноСибирское кн. изд-во, 1998. — 191 с.
  39. А.И. Генезис некоторых реактивных изменений личности у сту-дентов//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.З. Л.: изд-во ЛГУ, 1976. — С.75−81.
  40. А.И. Особенности диагностики взаимоотношений в конфликтной семье//Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С.58−68.
  41. А.И. Как преодолеть страхи у детей и подростков. М.: Педагогика, 1986. — 109 с.
  42. А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — 248 с.
  43. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  44. .В. Личность и патология деятельности. М.: изд-во МГУ, 1971 — 100 с.
  45. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства//Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С.20−27.
  46. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. — 464 с.
  47. К. Психогигиена половой жизни. М.: Наука, 1973. — 256 с.
  48. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х т. М.: Русский язык, 1999. — 624 с.
  49. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспита-ние//Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 14−21.
  50. Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни//Вопросы психологии. 1983. — - 3. — С.83−89.
  51. В.Г. Психология общения. СПб.: Образование, 1993. — 25 с.
  52. Кан-калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  53. Н.Э., Руднева E.JI. Мониторинг изучения проблемы семьи в условиях Кузбасса/Юбразование. Личность. Здоровье. Кемерово, 1996. -С.65−73.
  54. Е.П. Здоровье основная жизненная ценность//Мир психологии. — 2000. — № 1. — С.75−82.
  55. П.А. Агрессивность и агрессивное поведение//Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции/Под ред. А. А. Крылова. -СПб., 1995. С.28−29.
  56. C.B. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  57. Я.Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Минск: Университэтская, 1977.
  58. Л.П. Связь поведенческого и вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации//Темперамент/Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1976. — С.45−64.
  59. Ц.П., Фролова Г. В. Вселенная внутри тебя. Новосибирск: Наука, 1979. — 204 с.
  60. H.H., Михайлова В. П., Шпилева Е. Б. Стили взаимоотношений старшеклассников в зависимости от темперамента и ведущих акцентуаций характера//Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб.: изд-во СПб ун-та, 1997. — С.26−31.
  61. .И., Новикова Е. В. Снимем маску с тревоги//Семья и школа. -1988. -№ 11.-С.34−35.
  62. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  63. C.B., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис, 1999. — 198 с.
  64. H.A., Ратинова H.A. Криминальная агрессия (экспериментальная типология и судебно-психологическая оценка). М.: изд-во МГУ, 2000. — 192 с.
  65. Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. Киев, 1992. — 29 с.
  66. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984.-334 с.
  67. Г. Е. Руководство по применению методики комплексной оценки индивидуального стиля деятельности руководителя в зависимости от свойств и типа темперамента. СПб.: изд-во ЛГУ, 1990. — 21 с.
  68. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 343 с.
  69. Н.Д. Психологическое состояние агрессии//Вопросы психологии. 1976.-- 6. — С.169−172.
  70. А.Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во МГУ, 1972. -575 с.
  71. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.
  72. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.-215 с.
  73. В.Г., Жмыриков А. Н. Адаптация человека к новой деятельности как условие формирования профессиональной направленно-сти//Условия формирования профессиональной направленности. Новосибирск, 1982. — С.3−6.
  74. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. — 64 с.
  75. A.B. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
  76. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  77. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. — С.251−284.
  78. .Ф. Общение как проблема общей психоло-гии//Методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С.151−164.
  79. .Ф. Проблемы биологического и социального в развитии человека. М.: Наука, 1977. — С.15−28.
  80. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 446 с.
  81. К. Агрессия (так называемое зло). (Пер. с нем.). М.: Прогресс-Универс., 1994. — 272 с.
  82. В.В. Индивидуальный стиль руководства и его связь с разными подуровнями индивидуальности/Шсихология общения и проблемы воспитания. Омск, 1981. — С.41−43.
  83. Г. Лобовая психическая атака. М.: Прогресс, 1977.
  84. Д.Г. Социальная психология (Пер. с англ.). СПб.: Питер, 1997. -688 с.
  85. B.C. Психология индивидуальности. M.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 448 с.
  86. В.П. Воспитание творческой личности задача нового обра-зования//Психолого-педагогические проблемы образования. — Кемерово: изд-во ОблИУУ, 1988. — 230 с.
  87. В.П. Психология межличностных отношений. Кемерово, 1999.-91 с.
  88. Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный кризисный механизм. СПб.: Лань, 1999. — 128 с.
  89. В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995. — 356 с.
  90. C.B. Особенности родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста в полной малодетной семье//Сибирский психологический журнал. Вып. 8−9. 1998. — С.72−76.
  91. Н.Н. Межличностные отношения.-М.: изд-во МГУ, 1996.- С.53−84.
  92. В.Б. Социально-психологический климат в коллекти-ве//Социальная психология. М.: Прогресс, 1975. — 267 с.
  93. А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уча-щихся//Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.61−68.
  94. А.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении/Под ред Г. Н. Пивоварова. М.: Медицины, 1966. — 48 с.
  95. Г. Агрессия наших детей. (Пер. с англ.). М.: Форум, 1997. — 152 с.
  96. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1981.- 351 с.
  97. .К. Новая проектно-психодиагностическая методика. Тест «Двенадцать животных"//Психологический журнал. 1998. — № 3. -С.134−180.
  98. A.B. Психология и приоритеты в семейном воспита-нии//Перспектива: Вопросы образования. М., 1983. — № 4. — С.126−133.
  99. A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
  100. A.B. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. М.: Академия, 1996. — 384 с.
  101. A.B., Платонов К. К. Психология межличностных отноше-ний//Общая психология. М.: Просвещение, 1976. С.136−157.
  102. К.К. Общие проблемы теории групп и коллекти-вов//Коллектив и личность. М.: Педагогика, 1973. — С.8.
  103. К.К. Структура и развитие личности. М.: Педагогика, 1986. -256 с.
  104. A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. -160 с.
  105. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1998. 440 с.
  106. Психологический словарь/Под ред В. В. Юрчук. Минск: Элайда, 2000. -704 с.
  107. Психологическая служба школы под ред. И. В. Дубровиной. М.: изд-во Междунар. пед. Академия, 1995. — 222 с.
  108. Рабочая книга школьного психологи/Под ред Н. Э. Касаткиной и С. П. Зуевой. Кемерово, 1995. — 233 с.
  109. A.A. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. Т.17. 1996. — № 5. — С.3−17.
  110. A.A. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб., 1999.-288 с.
  111. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. (Пер. с нем.). М.: Мир, 1994. — 320 с.
  112. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владом, 1996. — 529 с.
  113. З.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление «человека». М.: Прогресс, 1994.-480 с.
  114. C.JI. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
  115. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  116. И.А. Стили общения и его детерминанты: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1988. — 17 с.
  117. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной пси-хологии//Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С.81−86.
  118. Т.Г. Факторы, способствующие агрессии//Психология человеческой агрессивности/Под ред А. Е. Тарас. Минск: Карвест, 1999. -С.64−115.
  119. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
  120. Ф.С. Психологическая типология криминальной агрес-сии/Шсихологический журнал. Т.20. 1999. — № 6. — С.24−25.
  121. Семенюк JIM. Психологические особенности агрессивного поведения подростков в условиях его коррекции/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Флинта, 1998. — 96 с.
  122. A.B., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: изд-во КемГУ, 1999. — 92 с.
  123. Словарь иностранных слов/Под ред И.АЛЗасюковой. М.: Аст-Пресс, 1999. — 640 с.
  124. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психологической индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1997. — 480 с.
  125. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: изд-во МГУ, 1989. 215 с.
  126. Сорока-Расинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-С. 143−146.
  127. .А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993. — 197 с.
  128. П.В. Что такое эмоция. М.: Наука, 1966. — 95 с.
  129. A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х т. М.: ООО Апрель-Пресс- ЗАО Эксмо-Пресс, 1999.
  130. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1998. -320 с.
  131. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. №-е изд., доп. М.: Академия, 1996. — 96 с.
  132. Т.В. Социальные детерминанты агрессивного поведения подростков//Вопросы общей и дифференциальной психологии: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — С.212−218.
  133. СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
  134. .М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.
  135. П. Бытие, небытие и тревога/ТМосковский психотерапевтический журнал. 1994. — № 1. — С.48−73.
  136. Т.М. Такие разные дети. Киев: Радянська школа, 1989.-144 с.
  137. Т.М. Формирование личности ребенка в условиях се-мьи//Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь/Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: изд-во СПб университета, 1998. — 196 с.
  138. А.Г., Сыровецкий Ю. Власть в руках человека и. человек в руках власти. Новосибирск, 1993. — 187 с.
  139. A.A. Собр.соч. В 5-ти т. Л, 1954.
  140. A.A. Письма//Пути в незнаемое. М., 1973. — С.371−435.
  141. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — 493 с.
  142. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
  143. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. (Пер. с англ.). М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
  144. Фрейд 3. Методика и техника психоанализа. Минск: Беларусь, 1991. -308 с.
  145. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  146. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  147. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 354 с.
  148. И.А. Детская агрессивность: психологическая проблема и психокоррекция. Минск, 1996. — 192 с.
  149. М.А. Педагогическое руководство формированием жизненных планов подростков в условиях детского дома семейного типа: Дис. .канд. пед.наук.- Кемерово, 1997. 196 с.
  150. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
  151. В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975.
  152. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. — 96 с.
  153. К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 1993. — 480 с.
  154. К. Наши внутренние конфликты: невроз и развитие личности. (Пер. с англ). М.: Смысл, 1997. — 696 с.
  155. Л- 155. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. (Пер. с фин.). М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
  156. П.Р. Вопросы самосознания личности советской психоло-гии//Психологическая наука в СССР. Т.2. — М.: АПН РСФСР, Ин-т психологии, 1960. — 656 с.
  157. Т. Социальная психология. М.: Просвещение, 1969. — 258 с.
  158. И. Вычеркнуть все//Ангелы с распродажи. СПб, 1999.- 303 с.
  159. Э. Основные идеальные типы индивидуальности/УПсихология личности/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1992. — С.55−60.
  160. Ю.В. Психология страха. М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 416 с.
  161. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. 656 с.
  162. Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  163. Э. Детство и общество. М., 1996. — 592 с.
  164. П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961. — 213 с.
  165. E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития/ТВ опросы психологии. 1997. № 4. — С.20−27.
  166. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  167. Buhler Ch. Das Seelenleben des Jugendlichen. Versuch einer Analiyse und Theorie der psychischen Pubertat. 7. Aufl. G. Fischer, Stuttgart 1991.
  168. Lippold G. Der Schlaf bei verschidenen sozialen Gruppen||Der Schlaf in physiologischer, pharmakologischer, kinischer, soziologischer und therapeutischer Sicht. Herrausgegeben von Prof. Em. Dr. Med. Hanns Schwarz. Berlin, 1972.-P.81.
  169. OlfeichE., TodtE. Probleme des Jugendalters, Springer. Berlin 1984.
Заполнить форму текущей работой