Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Тренинг метафоричности как условие самореализации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во многих психологических подходах акцентируется внимание на взаимосвязи' между речевым проявлением индивида, а в частности метафорическими, символическими* процессами1 и стремлением человека к реализации смысла себя, открытости миру (К. Гольдштейн,. 1948; Р. Ассаджиоли, 1994; К. Г. Юнг, Р. 1995; Ж. Лакан, 1996; А. Маслоу, 1997 и др.). В современной психологической науке проблемы изучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема самореализации личности: анализ основных концепций и методологических подходов
    • 1. 1. Самореализация личности как предмет психологического исследования
    • 1. 2. Возможности актуализации самореализации личности в коммуникативном процессе тренинга
    • 1. 3. Теоретическое обоснование использования средств метафоризации для актуализации самореализации личности
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Методология исследовательской программы
    • 2. 1. Схема эмпирического исследования личностной динамики в условиях метафоризации коммуникативного процесса
    • 2. 2. Теоретико-методологические основы программы тренинга метафорично
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Эмпирическое определение возможностей актуализации самореализации личности средствами метафоризации коммуникативного процесса
    • 3. 1. Оценка личностной динамики участников тренинга
    • 3. 2. Исследование качественного своеобразия потенциала самореализации личности
    • 3. 3. Выявление взаимозависимости транскоммуникативных проявлений в метафорической вербализации и самоактуализации личности
  • Выводы по главе

Тренинг метафоричности как условие самореализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы исследования определяется закономерностями современного этапа развития психологической науки, который обозначает перед нами необходимость раскрытия природы душевной’жизни человека не*каю отдельно взятого в исследовательских, целях субъекта, а в целостности своих эмоциональных, ценностно-смысловых, коммуникативных феноменов жизни. В-психологии назрела необходимость исследования личности в концептуальных моделях, преодолевающих «расширяющих пределы жесткой научной парадигмы академической психологии.

Уже у представителей" гуманистической психологиизазвучалиидеи открытости личности и определения коммуникативных условий, необходимых для) полноценной-самоактуализации и самореализации человека'(Э". Шостром,. 1992; К. Роджерс, 1994; Г. Олпорт, 2002; А. Маслоу, 2002;).

Сложность,. многогранность человека, его открытость миру акцентируется в психологической' парадигме, рассматривающей, человека1 как психологическую систему (0:М! Краснорядцева, 1998; В'.Е. Клочко, 1999; Б. С. Братусь, 2000; Л. А. Коростылева, 2001; А. Г. Асмолов, 2002; Э. В'. Галажинский, 2002).

В работах М. М. Бахтина (1994), М. Бубера (1995), Л. С. Выготского (2001) — Дж. Мида (2005) постулируется коммуникативный, диалогический, контекст обретения человеком смысловых отношений с реальностью. Теория линш гвистической относительности (Б. Уорф, 1960;Э. Сепир, 1993) выходит на проблему взаимосвязи языка, культуры и. норм поведения, обозначая, необходимость междисциплинарного изучения этих феноменов как целого.

Во многих психологических подходах акцентируется внимание на взаимосвязи' между речевым проявлением индивида, а в частности метафорическими, символическими* процессами1 и стремлением человека к реализации смысла себя, открытости миру (К. Гольдштейн,. 1948; Р. Ассаджиоли, 1994; К. Г. Юнг, Р. 1995; Ж. Лакан, 1996; А. Маслоу, 1997 и др.). В современной психологической науке проблемы изучения языковых феноменов во взаимосвязи с экзистенциальными ценностями, глубинными проявлениями личности, процессом ее самореализации представлены в работах В. И. Кабрина (1992, 2005) — Э. И. Мещеряковой (2001) — Д. В. Труевцева (2002) — Н. З. Бикмухаметовой (2002) и др. Взяв за основу коммуникативный подход, исходным постулатом которого является понимание первичности коммуникативного процесса, в который погружен человек относительно всех остальных форм его активности, мы выходим на новый уровень понимания универсума человеческой жизни. В феномене и понятии коммуникации главное — это передача информации, имеющей жизненный смысл. В. контексте проблемы самореализации личности это передача’смысла себя — как способ выхода за собственные пределы.

Актуальность обращения к исследованию возможностей актуализации самореализации личности средствами метафоризации коммуникативного процесса определяется в первую очередь базисностью метафорического моделирования смыслов в языке в целом, его генетической первичностью в построении картины^ мира. Исследования вь философском, лингвистическом, психологических подходах (Б. Уорф, 1960; Т.В. Арютюнова- 1990; Э. Кассирер, 1990; Г. С. Баранов, 1993; Г. Н. Скляревская, 1993; М. Хайдеггер, 1993; М. Berman, D. Broun, 2000; Г. С. Абрамова, 2001; O.A. Свирепо, 2004; S. Guttenplan, 2005. и др.) показали роль метафор не только как риторического языкового средства, а как концептуальной основы, человеческого способа восприятия мира. Метафора в этом контексте становится основой смыслового взаимодействия человека с социокультурным пространством.

Концептуальные положения коммуникативного подхода позволяют исследовать метафорическую феноменологию в транскоммуникативном аспекте, что дает возможность выхода на проблему создания целостных технологий и тренинговых стратегий, представляющих особую важность для практической психологии.

Целью работы является изучение возможностей актуализации самореализации личности средствами метафоризации коммуникативного процесса.

Объектом исследования является самореализация личности.

Предмет исследования — условия актуализации самореализации личности средствами метафоризации коммуникативного процесса тренинга.

Гипотеза исследования конкретизируется следующими положениями:

1. Опора на концепцию транскоммуникации позволяет определить основные характеристики процесса метафоризации, создающего условия для актуализации самореализации личности, что может являться основой для создания целостной схемы тренинга метафоричности.

2. В условиях метафоризации коммуникативного процесса интенсифицируется динамика транскоммуникативных состояний личности, и актуализируются глубинные, архетипические элементы коммуникативного мира личности, что будет содействовать смысловой интеграции личности как открытой, самореализующейся системы.

Задачи исследования:

1. Определить методологические основания использования средств метафоризации для актуализации самореализации личности.

2. Определить закономерности актуализации самореализации в коммуникативном процессе метафоризации.

3. Проанализировать проявление транскоммуникативных тенденций личности в процессе метафоризации.

4. Выявить тенденции взаимозависимости транскоммуникативных проявлений в метафорической вербализации и самоактуализации личности.

5. Разработать модель тренинга метафоричности и определить его возможности в актуализации самореализации по личностной динамике участников.

Теоретико-методологическая база исследования.

В качестве предпосылок исследования выступили методологические принципы гуманистической психологии (К. Гольдштейн, 1948; К. Роджерс, 1994; А. Маслоу, 1997), принципы интегративности и системности в изучении самореализации личности (В.Е. Клочко, 2000; Л. А. Коростылева, 2001; Э.В.

Галажинский,.2002), идеи теории лингвистической относительности, постулирующие интегративный взгляд на природу языка, взаимосвязанного со всеми проявлениями «реальной человеческой жизни» (Б. Уорф, 1960; Э. Сепир, 1993), положения структурализма в. лингвистике (К. ЛевиСтросс, 1994; Р. Барт, 1994; М. Фуко, 1994; Ж. Лакан, 1996), обозначившие необходимость использования естественного языка, как означающей системы^ для исследования «сложных объектов^, человеческой духовной культуры», подходы к изучению метафоры представителей современной теории языковой картины, мира (Дж. Лакофф, М. Джонсон, 1990): В качестве базовой теоретической модели исследованияпринят коммуникативный подход В'.И. Кабрина (1985,1992, 2002!- 2004, 2005).

При разработке-модели тренинга, мы, основывались на положениях о"ра-боте групп ноэтического опыта (В.И. Кабрин, 2002, 2005), представлениях о целостности человека в. метафорических, символических процессахидеях о возможной реализации архетипов, в различных символических и метафорических формах в трансперсональной-психологии (К.Г. Юнг, 1995, 2003; Рг Ас-саджиоли, 1994), на разработках в области практического применения-метафор' в’психодиагностической, коррекционной и терапевтической работе (Н! Пезеш-кян, 1993; М. Эриксон, 1994; Дж. Миллс, Р. Кроули, 2000; Л. Кроль, 2001; И. Оуэн, 2002).

Методы исследования:

А. Теоретический анализ литературных источников подтеме исследованияВ'. Эмпирическое определение возможностей средств метафоризации в актуализации самореализации личности и исследование качественной специфики потенциала самореализации: 1.) Экспериментальная апробация тренинга метафоричности, центральным^звеном которого является моделирование коммуникативных, ситуаций с использованием метафоры.- 2.) методы сбора эмпирических данных: Метод моделирования* коммуникативных миров (ММКМ) В.И. КабринаТест самоактуализации личности. (CAT) — разработанный М. Крозом под руководством Л .Я: ГозманаМетодика «Определение стратегий самоутверждения», разработанная E.H. Никитиным и Н. Е. Харламенковой на основе классификации типов самоутверждения Р. Альберти и М. ЭмонсаМетодика исследования самоотношения, разработанная В. В. Столиным, С.Р. ПантелеевымОпросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехра-биена и Н. Эпштейнаматериалы сбора данных в рамках качественного анализа (тексты дневников и индивидуальные сказки участников-тренинга) — С. Для обработки данных применялись следующие методы: контент-анализметоды математической статистики (методы описательной статистики, непараметрический критерий Вилкоксона для установления значимости различийкорреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием компью-тернойшрограммы Statistica 6. for Windows.

Исследовательская база.

В исследовании принимали участие студенты Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета в количестве 74 человека, из них 39 девушек и 35 юношей. В тренинге участвовали студенты 2—3-х курсов разных факультетов. Возрастной диапазон испытуемых: 18 лет — 35 человек, 19 лет — 39 человек.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались согласованностью исходных методологических позиций автораиспользованием комплекса надежных и валидных методик, адекватных цели и задачам исследованияприменением количественных и качественных методов анализа результатоврепрезентативностью выборкистатистической значимостью эмпирических показателей.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) Определены методологические основания использования средств метафоризации для актуализации самореализации личности. Выделены основные характеристики процесса метафоризации (креативность, многомерность, транскоммуникативность, архетипичность и др.) как целостного коммуникативного процесса, создающего условия для осознания и раскрытия внутренних ресурсов и потенциала самореализации личности.

2) Выявлены закономерности актуализации самореализации в коммуникативном процессе метафоризации: расширение границ коммуникативного опытадинамика транскоммуникативных состояний личностиактуализация архетипических уровней коммуникативного? мира, — что способствует смысловой интеграции-личности.

3) Метафорическая феноменология проанализирована и исследована в транскоммуникативном контексте: описаны проявления транскоммуникативных тенденцийае именно стресс-транс-формациишереживаний-, проявляющейся вадинамике метафорической вербализации:

4)" Выявлены: тенденции взаимозависимости транскоммуникативныхпроявлений в метафорической вербализации по текстам рефлексивных отчетов и самоактуализации личности. V.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

1) Интегрированы представления о коммуникативных факторах самореализации личности, которые можно определить как транскоммуникативные возможности личностиотражаемые в параметрах еетранскоммуникабельности, что дополняет существующие представления/ о феноменологии коммуникативногомира личности.

2)> Дополнены и расширены представления об использовании коммуникативных средств (метафоризации) для актуализации самореализации лично" сти. «Метафора» рассматривалась не как статическое: понятие, а как элемент динамически, развивающегося коммуникативного процессав который личность включается в целостности своих языковых, эмоциональных и поведенческих проявлений:.

Практическаязначимость проведенного исследованияопределяется тем, что:

1) Разработанная модель тренинга может быть использована в практической работе в рамках дополнительного образования для развития транскоммуникабельности личности, актуализации самореализации личности.

2) .Описанные принципы транскоммуникативного анализа метафоры определяют возможность его использования в индивидуальной и групповой консультативной, диагностической и коррекционной работе для отслеживания специфики качественных личностных изменений.

3)' Выделенные в работе этапы и способы организации процесса ме-тафоризации могут послужить, основой для планирования разных форм тре-нинговой работы.

Основные положения, выносимые на защиту: I.

1) Процесс метафоризации, разворачивающийся в следующей последовательности: коммуникативная ситуация — конструирование метафорьь на основе метафорического перенесения, иносказания — трансформация метафоры — интеграция метафоры — осмысление и преобразование коммуникативной ситуации — создает условия для актуализации самореализации личности. Основной функцией процесса метафоризации в. этом контексте является* возможность предвосхищения, проигрывания различных вариантов коммуникативной ситуации в метафорической форме, что расширяет границы коммуникативного опыта личности.

2) Метафоризация коммуникативного процесса интенсифицирует динамику транскоммуникативных состояний личности, проявляющуюся как стресс-транс-формацияпереживаний, способствующих смысловому синтезу разнопорядковых коммуникативных миров личности.

3) Метафора в коммуникативном процессе актуализирует архетипы, что позволяет человеку установить смысловую связь с глубинными, мифологическими уровнями его коммуникативного мира.

4) Данные закономерности содействуют смысловой интеграции1 личности, позволяя «человеку осознать и раскрыть свои внутренние ресурсы и потенциал самореализации.

5) Концепция транскоммуникации позволяет создать целостную схему тренинга метафоричности, критерием эффективности которого является положительная личностная динамика по параметрам: транскоммуникабельностиуровня самоактуализациивыбираемых стратегий самоутверждения в общениихарактеристик самоотношения и уровня развития эмпатических тенденций.

Апробация результатов исследования. Апробация работы проведена на кафедре социальной и гуманистической психологии факультета психологии Томского государственного университета. Внедрение результатов исследование осуществлялось в с 2004 по 2007 год в. Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н. Г Чернышевского. Основные положения и материалы диссертации были представлены и докладывались на конференциях разного уровня: на всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2007) — на международных научно-практических конференциях «Образование и воспитание в двадцать первом веке: глобальный и региональные аспекты» (Чита, 2003), «Психология и современное общество: взаимодействие как путь развития» (Санкт-Петербург, 2008), «Теоретические проблемы этнической и кросскуль-турной психологии» (Смоленск, 2008). По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложение вынесены: таблицы статистических данных, используемый стимульный материал для тренинга. Общий объем диссертации (без списка литературы и приложений) составляет 158 страниц. В работе содержится 10 таблиц, 13 рисунков. Библиография включает 278 наименований, из них 24 источника на иностранном языке.

Выводы по главе.

1. Концепция транскоммуникации позволяет создать целостную схему тренинга метафоричности, критерием эффективности которогоявляется положительная личностная динамика по параметрам: транскоммуникабельностиуровня самоактуализациивыбираемых стратегий-самоутверждения в общениихарактеристик самоотношения и уровня развития, эмпатических тенденций. Основным интегральным критерием эффективности тренинга метафоричности является возросшая транскоммуникабельность участников тренинга, выражающаяся, в ощущении, духовно-душевно-телесного единства К-мира человека-. открытости трансцендентальным, символическим, психосемантическим процессам.

2. Процесс метафоризации, разворачивающийся в следующей последовательности: коммуникативная? ситуация — конструирование метафоры на основе, метафорического перенесения, иносказания — трансформация^ метафоры— интеграция метафоры — осмысление и, преобразование коммуникативной? ситуации: — создает условия? для актуализациисамореализации личности-. Основной функцией процесса метафоризации в этом контексте является возможность предвосхищения, проигрывания различных вариантов коммуникативной ситуации в метафорической форме, что расширяет границы коммуникативного опыта личности.

3. Метафоризация коммуникативного процесса интенсифицирует динамику транскоммуникативных состояний личности, проявляющуюся как стресс-транс-формация переживанийспособствующих смысловому' синтезу разнопорядковых коммуникативных" миров-личности.

4. Метафора в коммуникативном' процессеактуализирует архетипы, что!' позволяет человеку установить смысловую связь с глубинными, мифологическими уровнями его коммуникативного мира.

5., Данные закономерности содействуют смысловойинтеграции личности, позволяя человеку осознать и раскрыть свои внутренние ресурсы и потенциал самореализации.

6. Основной транскоммуникативной тенденцией процесса метафоризации является стресс-транс-формация переживаний, проявляющаяся: в динамике метафорической! вербализации. Проведенный качественный— анализ позволил выявить последовательность, транскоммуникативных проявлений^ личности в процессе метафоризации:

• - выделены транскоммуникативные фазы тренинга метафоричности: (фаза вхожденияв процесс метафоризации" — «кризисная? фаза"-: «фаза креативной трансформации»);

• описана динамика транскоммуникативных тенденций метафорического сюжета индивидуальных сказок: (1. подготовка к основному сюжету — коммуникативный транс- 2. завязка сюжета — коммуникативный стресс- 3. период поиска, действий — преобразование коммуникативного стресса в коммуникативный транс- 4. осмысление, преобразование героя — стресс-транс-формациязавершение сюжета — коммуникативный транс).

7. Проведенный качественный анализ, позволяет сделать вывод, что через исследование метафоры, трансформацию метафорического образа человек повышает свою способность к осознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов для осмысления своего реального коммуникативного пространства и возможностей продуктивной самореализации в нем.

8. Проведенный корреляционный анализ выявил значимые линейные корреляции между индексом стресс-транс-формации переживаний по метафорической вербализации и показателями по шкалам CAT: «креативности" — «спонтанности" — «компетентности во времени" — «самопринятия" — «познава тельных потребностей" — «синергии».

Заключение

.

Теоретический анализ работ, посвященных проблемам самореализации личности, показал, что изучение возможностей актуализации самореализации личности коммуникативными средствами относится к одной из актуальных задач современной психологической науки: Наиболее проблемной сферой в этом направлении является поиск эффективных приемов организации. коммуникативного* пространства в различных формах групповой и тренинговой работы, актуализирующих самореализацию личности;

В ходе диссертационного исследования нами осуществлен теоретический и методологический анализ проблем самореализации личности, разработана модель транскоммуникативного, тренинга метафоричности, проведено исследование качественного своеобразия потенциала, самореализации в транс— коммуникативном контексте. В ходе исследования проведена апробация разработанного тренинга и определена его эффективностьпо параметрам личностных изменений после прохождения тренинга.

Нами выдвинута эмпирическая гипотеза о том, что в условиях метафо-ризации коммуникативного процесса интенсифицируется динамика транскоммуникативных состояний личности, и актуализируются глубинные, архетипи-ческие элементы коммуникативного мира личности, что будет содействовать смысловой интеграции личности как открытой, самореализующейся системы.

В отличие от других моделей тренинга: социально-психологического, в которомиспользуются отдельные метафорические техникимодификаций сказкотерапевтических тренингов, акцентирующих внимание на возможностях сказочной метафоры с. практической работе — в предложенной модели тренинга метафора рассматривалась как элемент динамически развивающегося коммуникативного процесса. Процесс метафоризации, разворачивающийся в следующей последовательности: коммуникативная ситуация — конструирование метафоры на основе метафорического перенесения, иносказания — трансфермация метафоры — интеграция метафоры — осмысление и преобразование коммуникативной ситуации, — определяется, прежде всего, как смыслотворческий, транскоммуникативный процесс:

Проведение сравнительного анализа количественных и качественных, показателей, выявленных в ходе исследования, позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и определить возможности актуализации самореализации личности средствами метафоризации коммуникативного процесса.

Исследование базировалось на методологических и теоретических основаниях коммуникативного подхода и позволило сделать следующие выводы:

1. Полученныерезультаты показаличто опора' на транскоммуникативный подход открывает новую стратегию в изучении и актуализации самореализации личности в условиях метафоризации коммуникативного процессачто создает теоретические и методологические предпосылки разработки транскоммуникативной модели тренинга метафоричности.

2. Включение в процесс метафоризации. позволяет человеку отреагировать свои проблемы, проецируя их в метафору, предвосхитить и проиграть возможные вариантыразвития* значимых коммуникативных ситуаций через трансформацию метафоры, осознать их смыслы, и внутренние ресурсы через интеграцию метафоры с реальным коммуникативных пространством жизни личности. Целостный процесс метафоризации создает условия для актуализации самореализации личности.

3. Основной транскоммуникативной тенденцией процесса метафоризации является стресс-транс-формация переживаний, проявляющаяся в динамике метафорической вербализации и способствующая смысловому синтезу разнопорядковых коммуникативных миров личности.

4. Выявленный глубинный, архетипический смысл большинства метафорических категорий, позволяет сделать, вывод о томчто на уровне метафорического отражения человек включаетсяв более шйрокий, трансперсональный контекст открытия смысла жизни.

5. Проведенный контент-анализ позволил выявить последовательность транскоммуникативных проявлений личности в процессе метафориза-ции:

• выделены транскоммуникативные фазы тренинга метафоричности: «фаза вхождения в процесс метафоризации», характеризующаяся следующими^ транскоммуникативными проявлениями: коммуникативный транс и коммуникативный стресс примерно равны, небольшие проявления стресс-трансформации и транс-стресс-формации переживаний- «кризисная фаза», для которой характерно" преобладание коммуникативного стресса в переживаниях, который содержит в себе мобилизационный фактор, приводящий к личностным изменениям- «фаза креативной трансформации», отличающаясясявысокими показателями стресс-транс-формации и коммуникативного транса которая отражает транскоммуникативный рост участников.

По результату контент-анализа* выявлены, транскоммуникативные1 проявления в метафорическом сюжете индивидуальных сказок участников тренинга: наблюдается преобладание коммуникативного транса над стрессом, хорошо выражена стресс-транс-формация, что касается знака переживаний, более чаще в сказке встречаются позитивные переживания. Описана динамика транскоммуникативных тенденций метафорического сюжета индивидуальных сказок участников тренинга: 1. подготовка к основному сюжету — коммуникативный транс- 2. завязка сюжета — коммуникативный стресс- 3. период поиска, действий — преобразование коммуникативного стресса в коммуникативный транс- 4. осмысление, преобразование героя — стресс-транс-формациязавершение сюжета — коммуникативный транс.

6. Проведенный корреляционный анализ выявил значимые линейные корреляции между индексом стресс-транс-формации переживаний' по метафорической вербализации и показателями по шкалам САТ: «креативности" — «спонтанности" — «компетентности во времени" — «самопринятия" — «познавательных потребностей" — «синергии» что позволяет говорить о том, что развивающийся процесс метафоризации в тренинге взаимосвязан с динамикой самоактуализации участников тренинга.

7. После прохождения тренинга метафоричности у участников выявлена положительная личностная динамика по параметрам: транскоммуникабельностиуровня самоактуализациивыбираемых стратегий самоутверждения в общениихарактеристик самоотношения и уровня развития эмпатиче-ских тенденций.

Таким образом, можно констатировать, что цели и задачи, поставленные в данной работе, достигнуты.

Основными перспективами дальнейшего изучения данной проблематики является исследование различных ментальных, этнических проекций личности в метафоруизучение архетипических, ценностно-смысловых аспектов потенциала самореализации личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Графика в психологическом консультировании Текст.: монография / Г. С. Абрамова — М.: ПЕР СЭ, 2001.-142 с.
  2. , А. Наука жить Текст.: монография* / А. Адлер- Пер. с англ. и нем. Киев PORT-ROYAL, 1997. — 287 с.
  3. , А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологичекой теории смысла Текст.: монография / А. Ю. Агафонов Самара: Бахрах-М, 2000.-335 с.
  4. , А.А. Поведенческая психотерапия Текст. /А.А. Александров // Современная психотерапия. Курс лекций — СПБ.: Академ, проект, 1997. -С. 59−81.
  5. , К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии Текст. /К.И. Алексеев//Вопросы психологии-1996. -№ 2.-С. 73−85.
  6. Алексеев, К. И. Понимание и распознавание метафоры детьми^-Ю лет: (По материалам психол. исслед) Текст. / К. И. Алексеев // Вопросы психологии. 2001.-№ 3.-С. 27−39.
  7. , К.И. Восприятие метафоры и его виды Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / К. И. Алексеев МГУ им. М. В. Ломоносова, Ин-т психологии РАН — М., 1998. — 24 с.
  8. , Г. М. Интеракционистская ориентация Текст. / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская // Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Уч. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.-С. 179−219.
  9. Ю.М. Миф и вечность Текст.: монография / Ю. М. Антонян, -М.: Логос, 2001.-464 с.
  10. Ю.Анцупова, В. В. Язык и личность в пространстве современных социокультурных коммуникаций Электронный ресурс.: дис.. канд. филос. наук: 24.00.01/ Анцупова, Валерия Витальевна. Ростов н/Д, 2005. -170 с.
  11. П.Аристотель Поэтика / Аристотель // Собр. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — 830 с. С. 66−90.
  12. , T.B. Понимание переносных значений метафор и пословиц младшими школьниками в условиях традиционной и развивающей систем обучении Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.07/Т.В. Артемьева. Казань, 2004. — 19с.
  13. З.Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс Текст. / Н. Д. Арутюнова// Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг. яз./Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. ред. Н. Д: Арютюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 532.
  14. , Р. Психосинтез: теория и практика Текст.: монография / Р. Ассаджиоли. M.: REFL-book, 1994.- 314 с.
  15. П.Афанасьева, А. П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности Электронный ресурс.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/Афанасьева, Антонина Петровна. Москва, 2002 — 149 с. РГБ ОД.
  16. , H.A. Метафоры в системе профессиональной деятельности практического психолога Текст.: учеб.- метод, пособие / H.A. Бабаева. М.: МАИ: МОСУ, 2004. — 33 с.
  17. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст.: монография / Р. Барт. — М.:. Прогресс, Универс, 1994. 616 с.
  18. , Ф. Использование метафор в психотерапии Текст.: монография / Ф. Баркер- Пер. с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-224 с.
  19. , М.М. Проблемы творчества Достоевского Текст. / М. М. Бахтин // Проблемы поэтики Достоевского. — Киев, 1994, — С. 338- 339.
  20. , М.М. Эстетика словестного творчества Текст.: монография / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 421 с.
  21. , Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн- Пер. с англ. М.: Гранд: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 473 с.
  22. , Н.З. Социально-психологические аспекты использования метафоры в психодиагностике и психокоррекции личности и группы Электронный ресурс.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05/ Бикмухаметова, Назия Закизяновна. Ярославль, 2002. — 131 с.
  23. , М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей Текст.: учеб. пособие / М. Р. Битянова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.
  24. , JI. Язык Текст.: монография / JI. Блумфилд- Пер. с англ.- Под ред. и с предисл. М. М. Гухман. 2-е изд., стер. — М.: УРСС, 2002. — 606 с.
  25. , М. Метафора Текст. / М. Блэк// Теория метафоры: Сборник: Пер. с"анг. яз./Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. ред. Н. Д. Арютюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. С.153−173.
  26. , Б.С. К проблеме человека в психологии Текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. С. 3−20.
  27. , Б.С. Смысловая сфера личности Текст. / Б. С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. СПб., 2000.-С. 130−139:
  28. , Б. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии Текст.: Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия в клинической практике"/Б. Брун, Э. Педерсен, М. Рунберг. — М.: „Инф. Центр пси-хол. культуры“, 2000. 184с.
  29. , М. Проблема человека Текст.: монография / М.Бубер. — Киев: Ника-Центр- Вист-С, 1998. 420 с.
  30. , М. Я и Ты Текст.'/ М. Бубер // Два образа веры. — М.: Республика, 1995.-С. 15−92.
  31. , А.П. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл Текст. / А. П. Бутенко, Ю. В. Колесниченко // Социс. 1996. — № 5. — С. 92−102.
  32. , К. Теория языка. Репрезентативная функция языка Текст.: монография / К. Бюлер- Пер: с нем., Общ. ред. Т. В. Булыгиной. М.: Прогресс, 2001.-528 с.
  33. , Ж. Метафора как источник синонимии Текст.: монография / Ж. Вардзелашвилли. Тбилиси, 1999. — 204 с.
  34. , О.С. Психология здоровья’человека: эталон, представления, установки: учеб. пособие для студ. вузов/ О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. — М.: Академия, 2002. 352 с.
  35. , П. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия Текст.: монография/ П. Вац-лавик, Д. Бивин и Д. Джексон- Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 320с.
  36. , И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст.: учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп./ И. В. Вачков. — М.: Ось-89,2001.-224 с.
  37. , И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку Текст.: монография / И. В. Бачков. -М.: Ось- 89, 2001. — 144с.
  38. Бачков, И. В .Метафорический тренинг Текст. / И. В. Бачков. — М!: Ось-89, 2005. 143 с.
  39. , О.Л. Символ в когнитивной эволюции культуры Электронный ресурс.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.13/ Венгерская, Ольга Леонидовна. Омск, 2004. — 142 с.
  40. , Д.С. Группа как инструмент психологической помощи. Текст.: монография / Д. С. Витакер. М.: Класс, 2000. — 432 с.
  41. , Л. Человек и мыслитель Текст.: монография / Л. Витгенштейн- Пер. с англ. — М.: Прогресс: Культура, 1993. 350 с.
  42. Витгенштейн, Л: Философские исследования^ Текст. / Л. Витгенштейн // Философские работы. Ч. 2. М.: Гнозис, 1994. — 206 с.
  43. , Е.В. Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05/Власова, ЕленаВик-торовна. Москва, 1998. — 182 с.
  44. , Л.С. Психология Текст.: монография / Л. С. Выготский. — М.: Апрель-Пресс. Эксмо-Пресс. — 2000. 1007 с.
  45. , Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования Текст.: монография / Л. С. Выготский. -М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
  46. , Л.С. Психология искусства Текст.: монография / Л. С. Выготский. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 479 с.
  47. Галажинский, Э: В. Системная детерминация самореализации личности Электронный ресурс.: дис.. д-ра-психол. наук: 19.00:01/Галажинский, Эдуард Владимирович. — Томск, 2002 — 320 с.
  48. , Э.В. Системная организация науки и принципы детерминизма: историко-системный анализ Текст. / Э. В. Галажинский // Сибирский психологический журнал. 2006.- № 23.- С. 7−11.
  49. , Э.В. Психологические основания изучения полноты и качества процесса самореализации<�личности Текст. / Э.В. Галажинский'// Сибирский психологический журнал. 2006.— № 24.— С. 70−76.
  50. Глушкова, И: П. Индийское паломничество. Метафора движения и движение метафоры Текст.: монография / И. П. Глушкова. М.: Научный мир, 2000.-261с.
  51. , Т. Левиафан Текст. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 2001. — 478 с.
  52. , Е.А. Метафора в науке: Филосовско-методологический анализ Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.08 /Е. А. Гогоненкова. -М., 2005.-26 с.
  53. , Л.Я. Самоактуализационный тест Текст. / Л. Я. Гозман, М. В: Кроз, М. В. Латинская. М., 1995. — 44 с.
  54. , Д. Терапевтические метафоры Текст.: монография / Д. Гордон.- М.: Харвест, 1999. 218 с.
  55. , С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии Текст.: монография / С. Гроф- Пер с анг. А. Адрианова, Л. Земской, Е. Смирновой под общ. ред.А. Дегтярева. — М.: ACT и др., 2005. 497с.
  56. , С. Неистовый поиск себя Текст.: монография / С. Гроф, К. Гроф.
  57. М.: Изд-во трансперсонального ин-та, 1996. — 345 с.
  58. Гинзбург, М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками Текст.: / М. Р. Гинзбург // Психол. наука и образование. — 1997. — № 1. — (Психология детства). С. 66−75.
  59. , С.С. Наука и метафора Текст.: монография / С. С. Гусев. Л., 1984.- 152 с.
  60. , С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии Текст. / С. Дженнингс, А. Минде- Пер. с англ. М.: Иэд-во Эксмо, 2003. — 384 с.
  61. , Д. Что означают метафоры Текст.,/ Д. Дэвидсон // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг. яз./Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. Ред. Н.Д.1 Арютюновой и М. А. Журинской. М.-: Прогресс, 1990. — С. 173−193.
  62. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение • Текст.: монография / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд. ЛГУ, 1985(. — 166 с.
  63. , Р. П. Развитие метафоры в групповом’процессе Текст. / Р.П. Ефимкина- М! Ф. Горлова // Журнал практического психолога.— 1998.— № 4.— С. 103−109.
  64. , К.К. Мысль. Слово: Метафора. Проблемы семантики: в философском освещении Текст.: монография / К. К. Жоль. — Киев, 1984. 303 с.
  65. , Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности Текст.: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.05 / Жуков Юрий Михайлович. — Москва, 2003 356 с.
  66. , Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст. / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: МГУ, 1991— 104 с.
  67. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказ-котерапии Текст./ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб: Златоуст, 1998. — 352с.
  68. Зинкевич-Евстигнеева- Т. Д. Практикум по сказкотсрапии Текст. / Т.Д. Зинксвич-Евстишеева. — СПб.: Речь, 2001. — 310с.
  69. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психодиагностика- через- рисунок в сказкотсрапии Текст./ Т. Д: Зинкевич-Евстигнеева- Д*Б:.Кудзилов! -СПб: Речь^2003: 144 с. ', '
  70. Знаков- В .В. Понимание как. проблема психологии, человеческого- бытия? Текст.-/ В .В. Знаков // Психологический' журнал. — 2000. Т. 21. № 2. -С. 7−15.
  71. , Е.А. Психологические эффекты западных моделей социт-ально-психологических тренингов в России Текст.: дис.. .канд. психол. наук: 19.00Ю5/Е.А. Иноземцева. М, 2004. — 179с.
  72. , В.И. Коммуникативный подход в психологии и многомерная метрическая модель общения Текст. / В. И. Кабрин // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. — Томск, 1985.-С. 3−23.
  73. Кабрин, В. И Транскоммуникация и личностное развитие Текст.: монография / В. И. Кабрин. Томск, изд-во ТГУ, 1992 — 233с.
  74. , В.И. Ноэтическое измерение в психологии человека: новое и ночное Текст. / В. И. Кабрин // Сибирский психологический журнал. — 2000.' — № 12. С. 23−28.
  75. , В.И. Ментальная структура1 и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования Текст. / В. И. Кабрин Томск: ЦПКЖК, 2002. — 68 с.
  76. , В.И. Архетипика базовых коммуникативных отношений проблема толерантности в коммуникативном мире современного человека Текст.' / В. И. Кабрин, С. И. Тимонова // Сибирский психологический журнал. 2003. — № 18.- С. 7−10.
  77. Кабрин, В: И. Психология как наука о толерантности: коммуникативный подход Текст. / В. И. Кабрин // Сибирский психологический журнал.— 2004 № 20 — С. 43−46.
  78. , В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный.потенциал жизни личности: теория, методы, исследования Текст.: монография /В.И. Кабрин. М.: Смысл, 2005. — 248 с.
  79. Кассирер, Э: Сила метафоры! Текст. / Э. Кассирер // Теория метафоры: Сборник: Пер. с нем. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. ред. Н. Д. Арютюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. С. 33−44.
  80. , Д.А. Время- в зеркале русской языковой» метафоры Электронный, ресурс.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.02.01./ Д. А. Катунин. Томск, 2005 — 195 с
  81. , М. Экзистенциальная гипнотерапия Текст.: монография / М. Кинг. М.: Класс, 1998. — 137 с.
  82. , Г. А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада Текст. / Г. А. Ковалев //Психологический журнал. 1989. — Т.2. — № 1- С.127−136.
  83. , В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. Текст./ В. В. Козлов. М.: ИЗд-во Ин-та Психотер., 2003. — 302 с.
  84. Коростылева, J1.A. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности Электронный ресурс.: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01/ Коростылева, Людмила Алексеевна. СПб., 2001 — 398 с. •
  85. , Дж. Психотерапевтическое консультирование Текст.: монография / Дж. Коттлер, Р. Браун- Перевод с анг. А. Ракитина, М. Потапова. — СПБ.: Питер, 2001ч 464 с.
  86. , Т.И. Мир человеческих проблем: Психологическая концепция здоровья/ Т. И. Колесникова. М.: Владос, 2003. — 208 с.
  87. , М.В. Корпоративный тренинг: от, А до- Я* Текст.: научно-практическое пособие / М. В. Кларин. — М., Дело, 2000. — 224 с.
  88. Г. Клочко, В.Е. Самореализация’личности: системный взгляд Текст.: монография / В. Е. Клочко, Э.В. Галаджинский/ Под редакцией Г. В. Залевского. — Томск: Изд-во Томского университета, 1999.' 154 с.
  89. , В.Е. Щит Персея и круг Хомы: психоисторический этюд Текст. / В.Е. Клочко// Сибирский психологический журнал. — 2003.- № 19.-С. 11−17.
  90. , В.Е. Теориями методология психологии. Современная^психология: трудное прощание с методологическимишллюзиями* Текст. / В.Е. Клочко// Сибирский психологический журнал. — 2004.— № 20, — С. 7−11.
  91. Краснорядцева- ОМ. Особенности1 профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности Текст.: монография / О. М. Краснорядцев а. Барнаул: БГПУ, 1998. — 114с.
  92. Кипнис, М: Тренинг креативности Текст. / М: Кипнис- 2-е изд., стер. — Ml: Ось-89, 2006.-128 с.118'. Киппер, Д. Клинические ролевые игры и психодрама Текст. / Д: Кип-пер- пер М. Ю. Никуличева, Ю. Г. Григорьевой. М.: Класс, 1993. — 224 с.
  93. Краткий психологический словарь Текст. /под общ. ред A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов- на- Дону: Феникс, 1998 — 512 с.
  94. Кричевец, Е.А.О понимании метафор детьми младшего школьного возраста Текст. / Е. А. Кричевец // Образование и здоровье, Науч.-метод. Центр «Д.А.Р.» им. Л. С. Выготского и др. М. — 2004. -№ 1. — С. 22−28.
  95. Кроль, Л. М. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии Текст.: Учеб. пособие по специальности «Психотерапия и мед. психология"/ Л. Кроль. Ml: Класс, 2001. — 119 с.
  96. , Н.Ф. Метафоризация- и метафоричность как параметры рефлективного действования при продукции и рецепции текста Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19/ Крюкова Н.Ф.- Твер. гос. ун-т. — М., 2000. — 29 с.
  97. , Е.С. О связях когнитивной науки с семантикой Текст. / Е. С. Кубрякова // Язык и культура: Факты и ценности. — М., 2001. — С. 283−291.
  98. , Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе Текст.: монография / Ж. Лакан. М.: „Гнозис“, 1996. — 192 с.
  99. , Ж. Семинары. Кн.2. „Я“ в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954−1955)/ Ж. Лакан- Пер. с фр. А. Черноглазова, Ред. Ж. А. Миллера. -М.: Логос: Гнозис, 1999. 520 с.
  100. , Д. Метафоры, которыми мы живем Текст./ Д. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг. яз./Вступ. Ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. ред. Н. Д. Арютюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.-152с., С.387−416.
  101. , С.В. Метафорические аспекты коммуникации в тренинговом процессе Текст. / С. В. Лебединская // Вестник Бурятского университета. Сср.10: Психология. Вып. 3:. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. — G. 197−202.
  102. , C.B. Изучение коммуникативного мира личности студента в пространстве социально-психологического тренинга Текст. / C.B. Лебединская // Молодая наука Забайкалья: Аспирантский сборник. Чита: Изд-во ЗабШУ, 2006.-Ч: 2. — С. 144−148.
  103. , В.В. Метафора в гештальт-подходе. Текст.- / В. В. Лежнев // Журнал практическогошсихолога-—2003.—№ 3.—С. 161−166.
  104. Лэнгтон, Кэрол X. Волшебные сказки: Ориентированные на цель метафоры при лечении взрослых и детей Текст.» / X. Кэрол Лэнгтон. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 432 с.
  105. , Д.А. Динамика смысловых процессов Текст. / Д.А. Леонтьев// Психологический журнал. 1997. -Т18. — № 6. — С. 13−27.
  106. , Д.А. Очерк психологии личности Текст./ Д. А. Леонтьев. -М: Смысл, 1997.-64с.
  107. Леонтьев- А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст.: монография / А. Н. Леонтьев.-М.: Политиздат, 1977. 304с.
  108. , X. Кататимное переживание образов Текст./ X. Лейнер. М.: — Эйдос, 1996.-340 с.
  109. , Е.Д. Диагностика межличностных отношений с помощью проективной сказки Текст.,/Е. В. Лобачева, Е. Л- Доценко // Журнал- практического психолога. Спец. выпуск. Психология сказки и сказкотерапия. 1999. -№ 10−11.-С. 180−196.
  110. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст.: монография / Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1999. 350с.138- Ломов- Б. Ф: Проблема общения-в психологиияТекст.-/ Б. Ф: Ломов // Проблема общения в психологии. М., 1981. — С.3−23.
  111. , Ю.М. Внутри мыслящих-миров Текст.: монография / Лотман Ю. М. М.: Языки русской культуры, 1996. — 312 с.
  112. , А.Ф. Знак. Символ. Миф Текст.: монография /А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 480 с.
  113. , А. Язык тела Текст.: монография / А. Лоуэн. — СПб. Академ. Проект, 1997.-384 с.
  114. , В.В. Транзактный анализ восточная версия Текст.: учеб. пособие/ В. В. Макаров, Г. А. Макарова. — М.: Академ. Проект, ОППЛ, 2002. — 496 с.
  115. МакКормак, Э. Когнитивная теория метафоры Текст./ Э. МакКормак// Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг. яз./ Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. ред. Н. Д. Арютюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. -С. 358−387.
  116. , С. Теории личности: сравнительный анализ Текст./ С. Манди- Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 539 с.
  117. , Г. И. Социально-психологический тренинг Текст. / Г. И. Марасанов. — М.: Когито-центр, 2001. 251с.
  118. , А. Дальние"пределы человеческой психики Текст.: монография / А. Маслоу- Пер. с англ. СПб., 1997. — 430с.
  119. , А. Психология бытия Текст.: монография/А. Маслоу- Пер. с англ. — М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997. 300 с.
  120. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст.: монография / А. Маслоу- Под общ. ред. Г. А. Балла и др. М.: Смысл, 1999. — 423 с.
  121. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу// Психология личности: хрестом./ Составит. Райгородский Д. Я. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. Т1. — С. 391−416.
  122. , А. По направлению к психологии бытия. Религия, ценности и пик-переживания Текст.: монография / А. Маслоу- Пер. с англ. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. — 270с.
  123. , Дж. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» Текст. / Дж. Миллс, Р. Кроули- Пер. с англ. — М.: Независимая фирма1. Класс", 2000. 144 с.
  124. Метафорическая деловая игра: Практическое пособие для бизнес-тренера Текст. / Под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004. — 134с.
  125. , Э.И. Персональный, миф в психологическом консультировании Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19 100.02 / Э.И. Мещерякова- Том. гос. ун-т. Барнаул, 2001. — 48 с.
  126. , О.И. Уровни общения и основные коммуникативные стратегии Текст. / О. И. Муравьева // Сибирский психологический*журнал. 2002. -№ 16−17.-С.7−12.
  127. , О.И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / О.И. Муравьева- Том. гос. ун-т. — Томск, 2001. — 24 с.
  128. , A.M. Пространственные метафоры как фрагмент русской языковой картины мира Электронный ресурс.: автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук: 10.02.01/ A.M. Мухачева. Томск, 2003 — 29 с.
  129. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования Текст.: монография / Р. Мэй- Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, — 256 с.
  130. , М. Как преодолеть непонимание и улучшить взаимоотношения Текст. / М. Николе- Пер. с англ. /под ред-. Пьянковой С. М.: Изд-во Экс-мо, 2003.-320с.
  131. , О.В. Терапевтическая роль групповой динамики Текст. / О. В. Немиринский // Московский психотерапевтический журнал. — 1993. — № 3.-С. 5−25.
  132. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования Текст. / Р. Нельсон-Джоунс- Пер. с анг. Е. Волков. СПб.: Питер, 2001. — 464с.
  133. , Ф. Сочинения Текст.: в 2 т. / Ф. Ницше- Пер. с нем. М.: Мысль, 1996.- Т.1.- 1996.- 831 с.
  134. , Г. Становление личности Текст.: монография / Г. Олпорт. — М.: Смысл, 2002. 462 с.
  135. , Г. В. Личность в психологии (The person in psychology)/ Г. В. Оллпорт- Пер. с англ., Ред. Л. М. Шлионский. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998. -345 с.
  136. , А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология"/ А. Б. Орлов. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  137. , М.А. Социальное поведение и самореализация-личности Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 19.00.11/ М.А. Остроушко- Ново-сиб., 1999.-29 с.
  138. , Н. Магические метафоры 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей Текст./ Н. Оуэн- пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Изд-во Экс-мо, 2002. — 320 с.
  139. , С.Р. Методика исследования самоотношения Текст. / С. Р. Пантелеев. М.: Смысл, 1993. — 32 с.
  140. Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия Текст. / Н. Пезешкян. М.: «Прогресс», «Культура», — 1992. -25с.
  141. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт Текст.: монография / Н. Пезишкян. -М.: Смысл, 1993. 332с.
  142. , JI. Психология личности. Теория и исследования Текст. / Л. Первин, О. Джон- Пер. с англ., Под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. — 607 с
  143. Ф. Практика гештальттерапии Текст.: монография / Ф. Перлз- перевод М. П. Папуш. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. -408с.
  144. Е.Ю. Для чего дети «едят «своих родителей, а родители «едят «своих детей: (Тема поедания в играх детей с родителями в жизни и в метафоре) Текст.: / Е. Ю. Петрова // Журн. практ. психолога. 1997. — № 1. — С. 7784.
  145. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности Текст.: уч. пособие для студ. вузов / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-509 с.
  146. C.B. Психологический тренинг в многочисленной группе Текст. / C.B. Петрушин. М.: Академ Проект, 2000. — 248 с.
  147. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга Текст.: монография /Л.А. Петровская. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. 168 с.
  148. Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг Текст. /Л.А. Петровская. М., 1989. — 215 с.
  149. . Речь и мышление ребенка Текст.: монография / Ж. Пиаже. -СПб.: Союз, 1997.-250 с.
  150. A.A. Слово и миф Текст. / A.A. Потебня. М.: Правда, 1989. -285 с.
  151. Практикум по социально-психологическому тренингу Текст. / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 20 001 — 352 с.
  152. A.C. Трудное восхождение к себе Текст.: Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов / A.C. Прутченков. М: Российское педагогическое агентство, 1995. — 140 с.
  153. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э.Фромма. М.: Юрист, 1995.-623 с.
  154. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии Текст. / Под ред. М.К. Тутушкиной- 3-е изд. — СПб.: Дидактика плюс, 2001.-348 с.
  155. Психологический универсум образования человека ноэтического Текст.: Сборник статей / Под. ред.В. И. Кабрина, Э. И. Мещеряковой. Томск: Водолей, 1999.-384с.
  156. Психотерапевтическая энциклопедия Текст. / Под ред. Б.Д. Карвасар-ского. СПб., 2002. — 1024 с.
  157. , В. Анализ личности Текст.: монография / В. Райх. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1999. — 332 с.
  158. , А. Философия риторики Текст. /А. Ричарде // Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. ред. Н. Д. Арютюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс- 1990. С. 44−68.
  159. , К. Взгляд на психотерапию: становление человека Текст.: монография / К. Роджерс- М.: Прогресс, Универс, 1994. 480с.
  160. , К. Клиентоориентированная терапия Текст.: монография/ К. Роджерс. М., 1997. — 312 с.
  161. , Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учеб. пособ./ Е. В. Руденский. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. -180с.
  162. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика Текст./ К. Рудестам. М.: Прогресс, 1993. — 386с.
  163. Резанова, 3. И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты Текст.: / З. И. Резанова, H.A. Мишанкина, Д.А. Ка-тунин. // Монографии- Вып. 1. Межрегион, исслед. в обществ, науках 4.1-Воронеж: РИЦ УФ ВГУ. 2003. — 209 с.
  164. , M.B. Развитие понимания и порождения метафоры у школьников Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13/ М. В. Самойлова. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Сургут, гос. ун-т., 2002. -22 с.
  165. , Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении Текст./ Е. Е. Сапогова // Вопросы психологии. —1996. — № 2. — С.5−3.
  166. , O.A. Образ, символ, метафора в современной психотерапии Текст. монография / О. А. Свирепо, О. С. Туманова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 270с.
  167. , В.Е. Социокультурный и транскоммуникативный аспекты психологии российской ментальности Текст.7 В. Е. Семенов, В. И. Кабрин // Сибирский психологический журнал. — 1999.— № 11.— С. 11−20:
  168. Семинар с доктором медицины Милтоном Эриксоном (Уроки гипноза) Текст. / Редакция и комментарии Дж. К. Зейга- Пер. с англ. — М.:Класс, 1994. -336 с.
  169. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии Текст.: монография / Э. Сепир: пер. с англ. — М.: Прогресс, 2001. — 654 с. i
  170. , Дж. Метафора Текст. / Дж. Серль // Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. ред. Н.Д. Арю-тюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 307−341.
  171. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. /Е.В. Сидоренко. СПб, 1996. — 346 с.
  172. , Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии Текст./ Сидоренко Е. В. СПб: Речь, 2003. — 208 с.
  173. , Г. Н. Метафора в системе языка Текст./ Г. Н. Склярев-ская- Рос. АН, Ин-т лингв, исслед.- Отв. ред. Д. Н. Шмелев. СПб.: Наука, 1993.- 150 с.
  174. , В.И. Антропологический принцип в психологии развития Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Вопросы психологии. — 1998. — № 6.-С. 3−18.
  175. Словарь символов и знаков Текст. / Авт.-сост. H.H. Рогалевич. Мн.: Харвест, 2004. — 512 с.
  176. , Д. Ю. Сказки и сказкотерапия Текст. / Д. Ю. Соколов. М.: Класс, 2000. — 160 с.
  177. , О.В. Обратная связь в межличностном общении Текст. / О. В. Соловьева. М., МГУ, 1992. — 115 с.
  178. , И.В. Самореализация личности в зрелом возрасте Текст.: автореф. дис.. докт. психол. наук: 19.00.01/ И. В. Солодникова. М., 2006. — 58 с.
  179. , И.В. Сказки в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост ¿-Текст.: монография / И. В. Стишенок. СПб.: Речь, 2006. — 141 с.
  180. В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании Текст.монография / В. Стюарт. М.: Класс, 2003. — 384 с.
  181. , О.В. Соотношение метафоры и науки: основные философско-мировоззренческие подходы Электронный ресурс.: автореф. дис.. к. филос. н.: 09.00.01/ О. В. Тарасов. Уфа, 2005. — 19 с.
  182. , Д.В. Психосемантическое моделирование мотивационного пространства ментальности на основе метафорических языковых конструктов Электронный ресурс.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/ Труевцев, Дмитрий Владимирович. Барнаул, 2002 — 171 с.
  183. .Л. Отношение норм поведения и мышления к языку Текст./ Б. Л. Уорф // Новое в лингвистике. Выпуск 1. — М.: Изд-во Иностранной литры, ред. В. А. Звегиринцева. — М., 1960. — С. 111−134- С. 135−168
  184. , Дж. Личность и личностный рост Текст./ Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер- Пер. с англ. М.- Изд-во РОУ, 1994. — 420 с.
  185. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.- М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. 490 с.
  186. , К. Технология ведения тренинга. Теория и практика Текст. / К. Фопель. М.: Генезис, 2003. — 272 с.
  187. , В. Психотерапия на практике Текст.: монография / В. Франкл.- СПб.: Речь, 2001. 256с.
  188. Франц, фон M.-JI. Психология сказки: толкование волшебных сказок. Психол. смысл мотива искупления в волшеб. сказке Текст.: монография / M.-JI. фон Франц- Пер. с англ. СПб.: Б.С.К., 1998. -361 с.
  189. , А. Психология Я и защитные механизмы Текст. / А. Фрейд- Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 140 с.
  190. Фрейд, 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии Текст.: монография / 3. Фрейд- Пер. с нем. — СПб.: Алетейя, 2000. 223 с.
  191. Фрейд, 3. Толкование сновидений Текст.: монография / 3. Фрейд- Пер. с нем. Минск: Попурри, 1997. — 576 с.
  192. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды Текст./ 3. Фрейд- Сост. Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского. Минск: Попурри, 1998. — 608 с.
  193. Фрейд, 3. Художник и фантазирование Текст.: монография / 3. Фрейд- Пер. с нем. — М.: Республика, 1995. 396 с.
  194. , Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя Текст.: монография / Э. Фромм. М.: Клиника глубинной психологии П. С. Гуревича, Изд-во. «Изида», 2004. — 399с.
  195. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук Текст.: монография / М. Фуко. М. «А-cad», 1994. — 407 с.
  196. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Текст.: монография / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. — 258 с.
  197. , М. Путь к языку Текст. /М. Хайдеггер// Время и бытие. — М.: Республика, 1993. 445 с.
  198. , В.К. Функции метафоры: Лингвистика Текст.: учебное пособие / В. К. Харченко. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1992. — 86 с.
  199. , С.А. Категория метафоричности: (Формы, средства выражения, функции) Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19. 10.02.04. / С.А. Хахалова- Моск. пед. ун-т. М., 1997. — 33 с
  200. , К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию Текст.: монография / К. Хорни- Пер. с англ. СПб.: Восточно-Европ. ин-т пс-за, 2000.-315 с.
  201. , Л. Теории личности: Основные положения исследования и применение Текст. / Л. Хъелл, Д. Зиглер. СПб.- Харьков- Минск- М.: Питер, 2002. — 608 с.
  202. , Н.Ю. Тренинг креативности. Психогимнастика в тренинге Текст. / Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшанов. СПб.: Ювента, 1999. — 256 с.
  203. Я.Б. Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности Текст.: автореф дис.. канд. психол. наук: 09.00.05 / Я. Б. Частоколенко. Томск, 2004. — 23 с.
  204. , Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы Текст.: автореф дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11/ Г. К. Чернявская.- СПб, 1994. 38 с.
  205. , Е.И. Язык и коммуникация: Проблема метода исследования в современной западной философии Электронный ресурс.: дис.. д-ра филос. наук: 09.00.03/ Чубукова, Елена Ивановна. Санкт-Петербург, РГБ, 2004 -320 с.
  206. , Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я» Текст. / Н. В Чуднова // Психологический журнал.-1990.— № 5. С.45−51.
  207. , JI.B. Метафорическое моделирование.социальных процессов и барьеры непонимания. Текст. / Л. В Шабанов // Сибирский) психологический журнал-—2006.- № 23 С. 66−70.
  208. , Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор Текст./ Э. Шо-стром. —Минск- «Феникс», 1992- 128 с:
  209. , О.Н. Работа над метафоричностью речи младших школьников. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ OiH. Шумкина: — Mi, Моск. пед. уи-т, 2000. 18 с.
  210. , Э.Ф. Эго и архетип: Индивидуализация и религиозная функция психического/ Э: Ф: Эдиигер- Под общ. ред. В: В. Зеленского, Пер: с англ. -М.: ПентаГрафик, 2000. 264 с.
  211. М. Аспекты мифа Текст.: монография /М. Элиаде: пер. с-, франц. — М. Академ 11роект, 2000. 222 е.
  212. , К. Бегущая с волками Текст.: монография / К. Эстес —М.: София, 2001. 650 с.
  213. Юнг, К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и. настоящее Текст.: монография / К.Г. Юнг- Пер. с англ. М.: Мартис, 1995.- 309 с.
  214. Юнг, К. Г. Проблема души нашего времени Текст.: монография / К.Г. Юнг- Пер: с англ! М.: Прогресс: Универс, 1993.-331с.
  215. Юнг, К. Г. Символическая жизнь Текст.: монография / К.Г. Юнг- Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 20 031- 326с.
  216. Юнг, К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст.: монография / К.Г. Юнг- пер A.A. Спектор--М.:-АСТ, Мн-:Харвест, 2005. -400с.
  217. Юрченко, И. В. Психологические условия? использования метафоры как средства развития творческих способностей младших школьников Электронный ресурс.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Юрченко, Ирина Викторовна. -Курск, 2004.-191 с.
  218. , O.A. Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05/ Юрченко, Олег Александрович. — Самара, 1999. -194 с.
  219. , И. Теория и практика групповой психотерапии Текст.: монография / И. Ялом. СПб.: Питер- Москва-Харьков-Минск., 5-е изд. — 2000. -547 с.
  220. Янг, П. Метафоры и модели изменения: Постигаем искусство НЛП Текст.: монография / П. Янг. Пер. с англ. -М.: ЭКСМО, 2003. 411с.
  221. , Е.Л. Развитие творческого потенциала личности, школьника Текст. / Е. Л.» Яковлева // Вопросы психологии.- 1996- № 3.- С. 28−34.
  222. , К. Смысл и назначение истории Текст.: монография / К. Яс-перс. М.: Политиздат, 1991. — 528 с.
  223. , Т.С. Социально-психологический тренинг студентов педвуза Текст. / Т. С. Яценко // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С. 48−50.
  224. Alexlou, M. After antiguity: Greek languager, myth and metaphor. Ithaca- London: Cornell university press, 2002. -XVII, 567 p.
  225. Beavis, A.K. Metaphors as storehouses of expectation: Stabilizing the structures of organizational life in independent schools/ A.K. Beavis, Thomas A.R. // Educational management administration. 1996. — T.24. — N 1. — P. 93−106.
  226. Berman, M., Broun, D. The power of metaphor. Carmarthen: Croun House Publishing, 2000. — 240 p.
  227. Buddemeier, H. Kommunikation als- Verstandigungshandlung. Sprachphilosophische Ansatze zu einer Theorie der Kommunikation. Frankfurt / Meine: Athenaum Verlad, 1973.- 250 p.
  228. Gannon, Martin J. Understanding global culture: Metaforrical jouneys throygh 23 nations / Martin J.Gannon. 2 ed. Thousand Oak a.o.: Sage Publications, 2001 XXII.-466 p.
  229. Goatly, A. The language of metaphors. — London- New York: Routledge, 1997.-XVI, 360 p.
  230. Goldstein, K. Languager and languager disturbences. -'New York: Routledge, 1948.-458 p.
  231. Guttenplan, S. Objects of metaphor. Oxford: Clarendon Press- New York: Oxford University Press, 2005. — 305 p.
  232. Hannabuss, S. Thinking in metaphors: An approach to coherence in reading/ S. Hannabuss // Education today. 1996. — T.43. — N. 3. — P. 8−17.
  233. Hwang, S. Metaphor and literalist in buddhism the doctrinal history of nirvana. New York: Routledge, 2006. — XV, 160 p.
  234. James, C., Roffe, I. The evaluation of goal and goal-free training innovation // Journal of the European Industrial Training. 2000. — Vol. 24. — N. 1. — P. 12−20.
  235. Kovecses, Z. Metaphor in culture universality and variation. — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. XV, 314 p.
  236. Lawlay, J. Tompkins, P. Metaphors in mind. — London: Developing Company Press, 2000. 315 p.
  237. Lin, Min Gertainty as a social metaphor the social and historical production of certainty in China and West. Westport, Conn: Greenwood Press, 2001. -XIV, 286 p.
  238. Linton, R. Handbook of research methods in social and personality psychology. New York: Cambridge University Press, 2000. — XII, 558 p.
  239. McAllister, M. Metaphor in the thinking of teachers/ M. McAllister, McLaughlin D. // Education and society. 1996. — T.14. -N. 1. — P. 75−87.
  240. Metaphor and thought / Ed. by A. Ortony. — 2 ed. Cambridge- New York- Melbourne: Cambridge University Press, 1993. -XVI, 678 p.
  241. Peter, John M. Adult education: Evolution and achievements in a developing field of study. San Francisco: Jossey-Boss, 1991. — XXXII, 491 p.
  242. Researching and applying metaphor / Ed. by L. Cameron and G. Loww. -Cambridge- New York- Melbourne: Cambridge University Press, 1999. XV, 295 p.
  243. Rolf, Eckard Metaphertheorien Typologie, Darstellung, Bibliographie. -Berlin: Walter de Gruyter, 2005.-305 p.
  244. Ruvoldt, M. The Italian Renaissance imagery of inspiration: Metaphors of sex, sleep, and dreams / M. Ruvoldt. Cambridge- New York- Melbourne: Cambridge University Press, 2004. — XI, 244 p.
  245. Sallas, E., Cannon-Bowers, J. A. The science of training: A decade of progress. //Annual Review of Psychology. 2001. — Vol. 52. -N.l. -P. 471−479.
Заполнить форму текущей работой