Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили принципы единства личности и деятельности (Абульханова-Славская, 1991; Леонтьев, 1972; Ломов, 1990; Петровский, 1981; Рейнвальд, 2000; Рубинштейн, 2002 и др.) — системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (Абульханова-Славская, 1985; Ананьев, 1980; Анцыферова, 1982, 1990; Асмолов, 2007; Голубева, 1993, 2005… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Проблема активности в современной психологии
- 1. 2. Общительность, настойчивость, любознательность как личностные характеристики активности
- 1. 2. 1. Системно-функциональный подход к анализу черт личности
- 1. 2. 2. Общительность как характеристика личностной активности в коммуникативной сфере
- 1. 2. 3. Настойчивость как характеристика личностной активности в волевой сфере
- 1. 2. 4. Любознательность как характеристика личностной активности в познавательной сфере
- 1. 3. Сравнительные исследования личностных характеристик активности в различных сферах
- 1. 4. Проблемы изучения индивидуально-типических проявлений активности на личностном уровне
- ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИХ ОСОБЕНОСТЕЙ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ, НАСТОЙЧИВОСТИ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АКТИВНОСТИ
- 2. 1. Процедура эмпирического исследования
- 2. 1. 1. Основные этапы и выборка исследования
- 2. 1. 2. Методики диагностики общительности, настойчивости и любознательности
- 2. 2. Сравнительный анализ индивидуально-типических особенностей личностной активности студентов с разной профессиональной направленностью обучения
- 2. 2. 1. Индивидуально-типические особенности личностной активности студентов аграрного факультета
- 2. 2. 2. Индивидуально-типические особенности личностной активности студентов факультета естественных и физико-математических наук
- 2. 3. Индивидуально-типические особенности личностной активности в коммуникативной сфере
- 2. 3. 1. Кластерный анализ переменных общительности
- 2. 3. 2. Факторный анализ переменных общительности
- 2. 4. Индивидуально-типические особенности личностной активности в волевой сфере
- 2. 4. 1. Кластерный анализ переменных настойчивости
- 2. 4. 2. Факторный анализ переменных настойчивости
- 2. 5. Индивидуально-типические особенности личностной активности в познавательной сфере
- 2. 5. 1. Кластерный анализ переменных любознательности
- 2. 5. 2. Факторный анализ переменных любознательности
- 2. 1. Процедура эмпирического исследования
- 3. 1. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах
- 3. 1. 1. Сравнительный анализ кластерных структур инструментально-смыслового типа в различных сферах
- 3. 1. 2. Сравнительный анализ кластерных структур мотивированно-агармонического типа в различных сферах
- 3. 1. 3. Сравнительный анализ кластерных структур слабомотивированного типа в различных сферах
- 3. 1. 4. Сравнительный анализ кластерных структур избирательного типа в различных сферах
- 3. 2. Психологическая структура индивидуально-типических особенностей активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах
- 3. 2. 1. Сравнительный анализ факторных структур инструментально-смыслового типа в различных сферах
- 3. 2. 2. Сравнительный анализ факторных структур мотивационно-агармонического типа в различных сферах
- 3. 2. 3. Сравнительный анализ факторных структур слабомотивированного типа в различных сферах
- 3. 2. 4. Сравнительный анализ факторных структур избирательного типа в различных сферах
- 3. 3. Сочетания индивидуально-типических вариантов реализации личностной активности в различных сферах
Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Феномен активности является одним из центральных объектов исследования не только в психологии, но и в философии, биологии, физиологии и других науках. В современной психологии до сих пор отсутствует единое понимание активности, остаются дискуссионными вопросы о соотношении активности и деятельности, о движущих силах, механизмах, уровнях проявления активности. Большинство из этих аспектов рассматривается преимущественно на теоретическом уровне и нуждается в экспериментальной проверке. Важной проблемой, непосредственно встающей в конкретных эмпирических исследованиях активности личности, является вопрос о критериях ее оценки. Опираясь на идеи, высказанные В. Д. Небылицыным, А. И. Крупнов предложил модель целостно-функционального подхода к анализу активности человека. При этом в структуре целостной активности выделяются три взаимосвязанных компонента — мотивационно-смысловой, операционально-динамический и продуктивно-результативный. В этой структуре четко проявляется сущность активности как процесса, «обеспечивающего непрерывное взаимодействие субъекта с миром» (Крупнов, 1984). Однако в рамках данной модели эмпирически изучались преимущественно динамические характеристики активности. В дальнейшем, исходя из такого понимания структуры активности, А. И. Крупнов разработал системно-функциональную концепцию анализа свойств личности, которые рассматривались как характеристики активности субъекта на личностном уровне. Несмотря на большое количество исследований различных черт личности, выполненных в рамках данной модели, остается недостаточно изученным вопрос об общих и специфических характеристиках, присущих проявлениям активности в различных сферах отношений субъекта. Особенно востребованным, на наш взгляд, является индивидуально-типический подход к анализу проявлений активности, так как типология облегчает и систематизирует психологическую работу в образовании, консультировании, психодиагностике, профотборе и т. п. Следовательно, комплексный сравнительный анализ индивидуально-типических особенностей личностной активности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах является актуальным как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Таким образом, проблема данного исследования состоит в выявлении и сопоставлении специфики проявления активности личности и ее индивидуально-типических особенностей в разных сферах жизнедеятельности — коммуникативной, волевой, познавательной.
В работе эта проблема изучается на примере общительности, настойчивости и любознательности как личностных характеристик активности в рамках системно-функциональной концепции А. И. Крупнова.
Цель исследования — сравнительный анализ индивидуально-типических особенностей проявлений активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах.
Объект исследования — общительность, настойчивость и любознательность как личностные характеристики активности.
Предмет исследования — индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах жизнедеятельности.
Гипотезы исследования:
1. Существуют достаточно устойчивые индивидуально-типические варианты реализации активности личности в различных сферах жизнедеятельности.
2. Наибольшим сходством в различных сферах обладают индивидуально-типические варианты реализации активности, проявляемые на полюсах континуума (высокая — низкая активность).
3. Типы реализации личностной активности, выявленные в коммуникативной, волевой и познавательной сферах у отдельных испытуемых, чаще всего совпадают между собой или сочетаются с типами со сходными по уровню выраженности характеристиками.
В соответствии с поставленной целью и сформулированными гипотезами в диссертационном исследовании решались следующие задачи:
1) рассмотреть общительность, настойчивость и любознательность как системные характеристики активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах и обобщить подходы к их индивидуально-типическому исследованию;
2) выявить индивидуально-типические особенности проявления активности личности в каждой из анализируемых сфер жизнедеятельности и дать им содержательную психологическую характеристику;
3) сравнить количественные и качественные характеристики индивидуально-типических проявлений активности личности в различных сферах и установить их сходство и различия;
4) определить наиболее распространенные варианты сочетаний типов реализации активности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах жизнедеятельности личности.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили принципы единства личности и деятельности (Абульханова-Славская, 1991; Леонтьев, 1972; Ломов, 1990; Петровский, 1981; Рейнвальд, 2000; Рубинштейн, 2002 и др.) — системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (Абульханова-Славская, 1985; Ананьев, 1980; Анцыферова, 1982, 1990; Асмолов, 2007; Голубева, 1993, 2005; Ломов, 1984; Мерлин, 1986; Небылицын, 1976; Петровский, 1981; Петровский, 1996; Рейнвальд, 2000; Фельдштейн и др.) — модель целостно-функционального анализа активности человека и концепция системно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности, разработанные А. И. Крупновым (Крупнов, 1984, 1988, 1990, 2006 и др.).
Методы и методики исследования. Использовались методы теоретического анализаопростестирование. Для обработки результатов исследования применялись статистические методы (t-критерий Стьюдента, Н-критерий Крускала-Уоллиса, кластерный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ) с использованием пакетов Statistica for Windows 7.0. С целью диагностики любознательности, настойчивости и общительности применялись методики (бланковые тесты), разработанные А. И. Крупновым.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— с позиций системно-функционального подхода комплексно исследованы общительность, настойчивость и любознательность, характеризующие проявления континуума психической активности на личностном уровне в единстве ее мотивационно-смысловых, операционально-динамических и продуктивно-результативных компонентов;
— обосновано выделение четырех основных индивидуально-типических вариантов, характерных для реализации личностной активности (инструментально-смысловой, мотивированно-агармонический, слабомотивированный, избирательный типы) — надежность статистических критериев типологизации доказана в разных выборках испытуемых и в разных сферах жизнедеятельности личности;
— установлена высокая степень общности типов реализации личностной активности в разных сферах отношений субъектапоказано, что наибольшую консистентность в разных сферах демонстрируют показатели инструментально-смыслового типа, характеризующегося максимальным уровнем проявлений активности в мотивационно-смысловой и инструментально-стилевой подсистемах личности;
— выявлено сходство количественных и качественных характеристик типов проявлений активности в различных сферах, которое определяется характером доминирования и соотношения переменных общительности, настойчивости и любознательности, а также существованием в их факторных структурах «фактора проблем», «целевого фактора» и «продуктивного фактора»;
— показана специфика реализации личностной активности, характерная для каждого из выделенных типов во всех анализируемых сферах, которая проявляется, прежде всего, в специфике их психологической (факторной) структуры;
— определены наиболее распространенные сочетания типов реализации психической активности на личностном уровне в коммуникативной, волевой и познавательной сферах, установлено, что вероятнее всего сочетание типов, близких по уровню проявлений активности (инструментально-смысловой и избирательный);
— даны содержательные психологические характеристики выявленным индивидуально-типическим вариантам в проявлениях общительности, настойчивости и любознательности как личностных характеристик активности, которые могут быть основой для разработки психологических программ диагностики, развития и коррекции данных личностных качеств.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что осуществленное в ней комплексное рассмотрение общительности, настойчивости и любознательности как личностных характеристик активности в коммуникативной, волевой и познавательных сферах содержательно конкретизирует концептуальные основы целостно-функционального подхода к анализу активности. Эмпирически подтверждено существование трех блоков в целостно-функциональной структуре активности — мотивационно-смыслового, операционально-динамического и продуктивно-результативного. В диссертации разработан сравнительный и индивидуально-типический подход в рамках системно-функциональной концепции. Предложенная и обоснованная в диссертации типология реализации активности развивает системные исследования индивидуальности. Полученные в работе факты относительно структуры трех личностных свойств (настойчивости, общительности, любознательности) вносят существенный вклад в рассмотрение различных предметных отношений субъекта и доказывают системное многомерное строение целостной личности, отражающее ее сущностные характеристики.
Практическая ценность исследования заключается в том, что авторская типология индивидуально-типических особенностей реализации личностной активности служит основой для разработки психологических программ развития и коррекции общительности, настойчивости, любознательности, которые могут быть использованы в практике вузовской психологической службы при организации консультативной и развивающей работы со студентами. Предложенные и обоснованные в диссертации статистические критерии типологизации возможно применять для диагностики других личностных качеств. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут быть включены в курсы общей, дифференциальной, возрастной, педагогической психологии, психодиагностики, психологии личности.
Исследование проводилось поэтапно.
На первом этапе (2002 — 2003 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, обосновывалась цель, определялись задачи, разрабатывалась гипотеза исследованияподбирались адекватные цели и задачам методы и методики исследования.
На втором этапе (2003 — 2004 гг.) были изучены индивидуально-типические особенности общительности, настойчивости и любознательности студентов аграрного факультета РУДН.
На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) были изучены индивидуально-типические особенности общительности, настойчивости и любознательности студентов факультета физико-математических и естественных наук РУДН и сформирована окончательная выборка эмпирического исследования.
На четвертом этапе (2007 — 2008 гг.) проводилась статистическая обработка данных объединенной выборки (кластерный, сравнительный, дисперсионный и факторный анализ), качественная интерпретация результатов исследования, формулировка выводов, оформление диссертационной работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют индивидуально-типические варианты, характерные для реализации активности на личностном уровне в коммуникативной, волевой и познавательной сферах:
— инструментально-смысловой тип, для которого свойственны как внешние, динамические проявления активности, так и широта целей, стремлений, мотивов, интересов, которые определяют эту поведенческую активность;
— мотивироеанно-агармонический тип, характеризующийся противоречивыми тенденциями проявления активности в мотивационно-смысловой (высокая активность) и инструментально-динамической (недостаточная активность) подсистемах личности;
— слабо-мотивированный тип, при котором проявления активности выражены неярко как в инструментально-стилевой, так и в мотивационно-смысловой подсистеме личности;
— избирательный тип, спецификой проявления активности представителей данной группы испытуемых является «селективность».
2. Выделенные типы реализации активности при высокой общности основных проявлений в различных сферах жизнедеятельности, тем не менее, характеризуются разной степенью подобия:
— наибольшей консистентностью обладают показатели инструментально-смыслового и мотивированно-агармонического типов;
— показатели слабо-мотивированного типа характеризуются более высокой степенью сходства в мотивационно-смысловой подсистеме личности, чем в инструментально-стилевой;
— показатели активности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах, зафиксированные для избирательного типа, не обладают столь высокой степенью общности, как в предыдущих случаях, однако демонстрируют подобие в характере соотношения и доминирования переменных.
3. В структуре личностной активности во всех сферах четко выделяются три блока, соответствующие ее целостно-функциональному строению: мотивационно-смысловой («целевой фактор»), операционально-динамический («фактор проблем») и продуктивно-результативный («продуктивный фактор»);
4. Специфика индивидуально-типических вариантов реализации активности в различных сферах проявляется не столько в их количественных показателях, сколько в качественном своеобразии психологических (факторных) структур:
— в коммуникативной сфере наиболее специфичным является «фактор неустойчивости общительности» {осведомленность и экстерналъностъ);
— в волевой сфере — «фактор саморегуляции» (интериалъностъ и экстерналъностъ);
— в познавательной сфере — «фактор активности» (эргичностъ и стеничностъ).
5. Психологические особенности каждого из выделенных типов подтверждаются существованием в их факторных структурах во всех сферах «специфических» факторов:
— в структуре инструментально-смыслового типа — «эмоционально-личностного фактора», отражающего тесную связь мотивационно-смысловой и инструментально-динамической подсистем личности;
— в структуре мотивированно-агармонического — факторов, включающих переменную социоцентричностъ, что отражает роль общественно значимой мотивации в проявлениях активности данного типа;
— в структуре слабо-мотивированного — наиболее «нехарактерных» факторов, которые подчеркивают специфику данного типа в каждой из сфер;
— в структуре избирательного — факторов, свидетельствующих о «селективности регуляции» активности ('интерналъностъ и экстерналъностъ входят в разные факторы).
6. При несовпадении типов реализации активности в различных сферах наиболее вероятно сочетание типов со сходным уровнем проявлений активности — инструментально-смыслового и избирательного, наименее вероятно сочетание типов, относящихся к противоположным полюсам континуума активности — избирательно-смыслового и слабомотивированного.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов. Всего в исследовании участвовало 243 студента 1−3 курса в возрасте от 17 до 25 лет. В объединенную окончательную выборку вошли 207 человек, из них 147 девушек и 60 юношей.
Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются посредством реализации методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования. В работе использованы адекватные целям и задачам исследования методы, конкретные методики и способы статистической обработки данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов и на следующих научных конференциях: Международной научно-практической конференции «Проблемы развития и формирования личности в современных условиях» (Москва,, апрель 1997 г.), Международной научно-практической конференции «Экспериментально-теоретические аспекты индивидуализации учебно-воспитательного процесса» (Бийск, октябрь 1997 г.), Межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых.
Москва, РУДН, 2003, 2008) — Международной научно практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 2008), III Международной конференции «Личность в межкультурном пространстве» (Москва, ноябрь, 2008).
Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (206 наименований) и 14 приложений. Объём диссертации составляет 199 страниц. По теме диссертационного исследования опубликовано 14 работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенный в работе теоретический анализ литературы позволяет утверждать, что проблема активности остается одной из актуальных, но в то же время наиболее дискуссионных в современной психологии. На наш взгляд, особого внимания и эмпирического изучения заслуживает проблема соотношения между собой параметров активности в различных сферах.
В данной работе мы рассматривали, вслед за В. Д. Небылицыным и А. И. Крупновым, общительность, настойчивость и любознательность как личностные характеристики активности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах. Изучение этих личностных качеств в рамках системно-функционального подхода, проведенное, как с помощью методов математической статистики (^критерий Стьюдента, Н-критерий Крускала-Уоллиса, кластерный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ), так с использованием содержательного психологического анализа данных, позволило нам выявить и сравнить индивидуально-типические особенности активности в различных сферах. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Выявлены индивидуально-типические варианты реализации общеличностной активности, устойчивость основных характеристик которых доказывается как на разных выборках испытуемых, так и в разных сферах отношений субъекта:
— для представителей инструментально-смыслового типа («активных) характерны максимальные показатели большинства мотивационно-смысловых и инструментально-гармонических переменных, минимальные показатели основных инструментально-агармонических переменных и трудностей;
— для представителей мотивированно-агармонического типа («агармонически активных») — высокие показатели основных мотивационносмысловых переменных, максимальные или близкие к максимальным показатели основных инструментально-агармонических переменных и трудностей;
— для представителей слабо-мотивированного типа («пассивных») — минимальные или близкие к минимальным показатели большинства мотивационно-смысловых и инструментально-гармонических переменных, высокие показатели трудностей;
— для представителей избирательного типа («избирательно активных») — средние показатели основных мотивационно-смысловых и инструментально-гармонических переменных (при их доминировании над инструментально-агармоническими), очень низкие показатели трудностей.
2. Зафиксирована максимальная степень общности в различных сферах для показателей инструментально-смыслового типа, достаточно высокое сходство демонстрируют показатели мотивированно-агармонического (в инструментально-стилевой подсистеме) и слабо-мотивированного типов, средний уровень подобия — показатели избирательного типа. Данные факты подтверждают гипотезу о более выраженном сходстве индивидуально-типических вариантов активности, относящихся к разным полюсам континуума активности.
3. Показано, что сходство и различия выявленных типов реализации личностной активности подтверждается при сравнении их психологических структур:
— в факторных структурах всех типов во всех анализируемых сферах выделяются (с небольшими вариациями) «фактор проблем», «целевой фактор», «продуктивный фактор»;
— специфика реализации личностной активности в коммуникативной сфере отражается в существовании в факторных структурах различных типов «фактора неустойчивости общительности», в волевой сфере — «фактора саморегуляции», в познавательной — «фактора активности»;
— психологическое своеобразие инструментально-смыслового типа подчеркивается существованием в его факторных структурах во всех сферах «эмоционально-личностного фактора», мотивированно-агармоническогофакторов, в которые входит переменная социоцентричностъ, слабомотивированного — наиболее «нехарактерных факторов», избирательного -«факторов селективной регуляции».
4. Установлено, что в 28% случаев наблюдается совпадение типов, характерных для реализации активности в коммуникативной, волевой и познавательной сфере, в 59% случаев типы совпадают в двух сферах (при этом чаще всего сочетаются инструментально-смысловой и избирательный типы). В целом, преобладают сочетания типов с близкими показателями выраженности активности в разных сферах.
5. Перспективой исследования является разработка и апробация психологических программ по развитию общительности, настойчивости, любознательности с учетом выявленных индивидуально-типических особенностей реализации личностной активности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах.
Таким образом, мы можем констатировать, что поставленные в исследовании цели и задачи выполнены, гипотезы, в целом, подтверждены.
Список литературы
- Абраменко В. А. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера // Вопросы психологии. 1970. № 4. — С. 53−65.
- Абулъханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. Т.4 — № 1 — 1983. — С.14−29.
- Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.
- Абулъханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985.- Т. 6.- № 5.- С. 3−18.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. Зап. ЛГУ. Серия философских наук, вып. 16. 1959. 37 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2. С. 13−179.
- Анастазн А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-752 с.
- Анциферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. — М., 1990. С. 61−78.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 140−147.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание психологии человека. — М.: Смысл: Издательский дом «Академия», 2007. 528 с.
- Бабаев Т. М. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности. Автореф.дисс.канд. психол. наук. М., 2005.-21 с.
- Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. -М.: Изд-во РАН, 1998. 248 с.
- Базылевич Т.Ф. Развитие концепции целостной индивидуальности //
- B.Д. Небылицын: Жизнь и научное творчество. М.: Ладомир, 1996.1. C. 292−303.
- Байков В.И. Динамика развития переменных инициативности в ходе тренинга: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 19 с.
- Бану Л.А. Индивидуально-психологические особенности общительности студентов интернационального вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: УДН, 1986. 20 с.
- Барабанщиков В.А. Идея системности в современной психологии: предпосылки и тенденции развития // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2003. — № 1. С. 7−17.
- Барабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте. Дис. канд. пед. наук. М.: РУДН, 1992.- 185 с.
- Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 47−53.
- Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54−60.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990. 392 с.
- Беспалова Т.М. Ответственность старшеклассников и курсантов военного вуза и ее проявление в речевой деятельности: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 21 с.
- Богданов Н.Н. Типология индивидуальности. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2004. 384 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону: РГУ, 1983. — 172с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности: Дисс. канд. психол.н. М., 1971.- 18 с.
- Бодалев A.A. Психология о личности. -М.: МГУ, 1988. 183 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения и развития личности. М., 1981. — С. 257−283.
- Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности личности у российских и африканских студентов // Вестник РУДН. — Серия: Психология педагогика. 2007. — № 1. — С.35−42.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 627 с.
- Брушлинский A.B. О взаимосвязи природного и социального в психологическом развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. — С. 11−21.
- Будрейка H.H. Межполовые различия в психологических проявлениях настойчивости юношей и девушек: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996−17 с.
- Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический проект, 2006. — 606 с.
- Василенко Л.Р. Типологические исследования по психологии личности. Пермь, 1967.- 167 с.
- Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 1996. -111с.
- Волочков A.A. Исследования психологии активности субъекта бытия в пермской научной школе: этапы, итоги и перспективы исследования // XXIII Мерлинские чтения «Активность-индивидуальность-субъект»: Материалы
- Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения B.C. Мерлина, 2−4 октября 2008 г., Пермь / Научн. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: ПГПУ, 2008. — С. 11−14.
- Высоцкий А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников // Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. Рязань: РГПИ, 1984.-С. 22−32.
- Высоцкий А.И., Антонченкова Л. П., Тетерина Т. В. Экспериментальное изучение настойчивости школьников // Вопросы психологии воли. Рязань: РГПИ, 1979.-С. 41−51.
- Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. — С. 25−78
- Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1983. -№ 3. — С.16 — 28.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -306 с.
- Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. Дубна: Феникс, 2005.-511 с.
- Гримак Л.И. Общение с собой: Начала психологии активности. — М.: Политиздат, 1991. 320 с.
- Гусева Т.А. Влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 1998.
- Давыдов В.В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.-С. 3−18.
- Джамила Джаффар Али Фадел. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2004. 17 с.
- Джидаръян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С.56−88.
- Додонов В.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М., 1991. — С. 284−305.
- Дронов В.М. Соотношение свойств темперамента с различными переменными настойчивости: Дисс. .канд. психол. наук М., 2007. — 18 с.
- Дукаревич М.З. Лекции по характерологии. М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. -174 с.
- Евтеева Г. А. О некоторых источниках волевой активности студентов // Проблемы психологии воли. Рязань: РГПИ, 1974. — С. 120−123.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
- Ершова Р.В. Исследования организованности в психологии // Вестник РУДН. Серия: Психология педагогика. — 2007. — № 2. — С. 14−24.
- Жемчугова JI.B. Факторный анализ динамических качеств активности общительности // Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1979. — С. 45−63.
- Жемчугова JI.B. Влияние динамических качеств активности общительности на успешность деятельности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и самореализации поведении человека. Свердловск, 1982. — С. 16−20.
- Журавлев A.JJ. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. М., 1985. С. 57−69.
- Журавлева Я.А. Связь общительности личности и доверия к людям. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М.: РУДН, 2004. 19 с.
- Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
- Зинъковская С.М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 25 с.
- Зинъковская С.М. Связь регуляторно-динамических признаков инициативности со свойствами темперамента у летного состава гражданской авиации // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2007. -№ 1.- С.50−55.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.- 142 с.
- Иващенко A.B. Особенности теоретической реконструкции идеи личности в зарубежной психологии // Вестник РУДН. — Серия: Психология и педагогика. № 1. 2003. — М.: РУДН. — С. 48−65.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -288 с.
- Ильина А.И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961. 118с.
- Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во ИП РАН, 1999. — 328 с.
- Исаева КС. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 20 с.
- Каменева Г. Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-родительских отношений в его становлении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005.- 18 с.
- Карамова Э.И. Особенности проявления инициативности сотрудников правоохранительных органов с учетом стажа профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 20 с.
- Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов. Дис.. канд. психол. наук. — М., 2005.- 159 с.
- Кезнкова И.З. Сравнительный анализ инициативности и любознательности старшеклассников из чистых и зараженных радиацией районов. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2002. — 25с.
- Коваленко Е.А. Особенности общительности при различных типах акцентуации характера: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М.: РУДН, 2008.- 16 с.
- Кокарева Е.Д. Роль общительности личности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: УДН, 1989. — 21 с.
- Конопкин O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 18−26.
- Конорева Т.С. Изучение динамических характеристик настойчивости в разных условиях деятельности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. — С. 38−46.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. — № 6. С. 58−68.
- Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2000. — 240 с.
- Котлярова А.И. Изучение познавательных запросов учащихся // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 46−50.
- Крупное А. И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск, 1983. — 118 с.
- Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека //Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25−32.
- Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1985. — С. 3−20.
- Крупное А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — С. 92−102.
- Крупное А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. — С.6−24
- Крупное А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М.: УДН, 1990. — С. 31−38.
- Крупное А. И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. -М.: Институт молодежи, 1993. 78с.
- Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: РУДН, 1994. -С. 9−23.
- Крупное А.И. Проблема активности и целостная характеристика индивидуальности // В. Д. Небылицын: жизнь и научное творчество. М.: Ладомир, 1996. — С. 281−292.
- Крупное А.И. О соотношении различных черт характера // Психология образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999а. С. 11−15.
- Крупное А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ, 19 996. — С. 38−40.
- Крупное А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции 26−27 апреля 2002 г. Ч. I. М.: РУДН, МАНПО, 2002. — С. 4−7.
- Крупное А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. II. М.: Уникум-Центр, 2004. С. 3−5.
- Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». № 1 (3). — 2006. — С.63−73.
- Крупное А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. Учебное пособие. М.: ИИЦ МГУДТ, 2007. — 56 с.
- Крупное А.И., Шляхта Д. А. Особенности организации коммуникативного поведения у различных социальных групп // Проблемы современного образования: Мезвузовский сборник научных трудов/ Науч. ред. В. И. Казаренков. Выпуск 3 М.: РУДН, МАНПО, 2006. — С. 7−8.
- Крупное А.И., Шляхта Д. А. Психологические особенности организованности у различных социальных групп // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской конференции. 4.II. 24−25 ноября 2006 г., Москва, РУДН. М.: РУДН, 2008. — С. 210−215.
- Крупное А.И., Шляхта Д. А. Специфика структуры организованного поведения у различных социальных групп // Проблемы современного образования: Мезвузовский сборник научных трудов/ Науч. ред. В. И. Казаренков. Выпуск 6 М.: РУДН, МАНПО, 2007. — С. 3−5.
- Крупное А.И., Шляхта Н. Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2003. -№ 1. — С. 66−72.
- Крутецкий В.А. Любознательность // Педагогическая энциклопедия: В 4-х тт. М., 1965. — Т. 2. — С. 696.
- Кудинов С.И. Некоторые аспекты исследования свойств личности / Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Бийск: НИЦ БиГПИ. 1997. — С. 174−180.
- Кудинов С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1999. — 313 с.
- Кудипов С.И. Сравнительный анализ любознательности у девочек и мальчиков раннего юношеского возраста. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Ин-т Молодежи, 1994. — 23 с.
- Кудшов С.И., Русакова Н. Г. Психологический анализ типологических проявлений организованности личности. // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2007. — № 2. — С. 24 -32.
- Купер К Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т. М. Марютиной под. ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000. — 527 с.
- Куренков H.A. Индивидуальные особенности ответственности личности учителя // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т Молодежи, 1993. — С.32−33.
- Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977.-С. 164−179.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: МГУ, 1972.-574 с.
- Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов: Дис.. канд. психол. наук М., 2005. -20 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. -144 с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−35.
- Лобова Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1986. — 18 с.
- Ложечка О.И. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности личности: Дис.. канд. психол. наук М., 1993. -185 с.
- Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — с.10−18.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-324 с.
- Макарова Н.Г. Тендерные различия в проявлениях волевых черт характера: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2004. — 20 с.
- Марисова ЛИ. О потребностно-мотивационной основе общения // Тезисы научных сообщений советских психологов XXII международного психологического конгресса. М., 1981. С. 325−331
- Матвеева И.В. Модель дифференцированного обучения русскому языку как иностранному с учетом индивидуальных характеристик общительности // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. — С.49−50.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1982. — № 4. С. 5−17.
- Меньшенина Е.В. Сравнительная характеристика настойчивости личности у старших школьников и студентов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.- 19 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 333 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Климова Е. А. Москва Воронеж, 1996. — 448 с.
- Михневич Т.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Минск, 1989.- 19 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. -47 с.
- Мясыщев В.Б. Основные проблемы и современной состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1960. Т. 2. С.110−125.
- Небылицын В. Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1990. — 406 с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Новикова И.А. Психологическая специфика развития настойчивости в студенческом возрасте // Личность студента — 2001: Научно-методический сборник. Шуя: ШГПУ, 2001. — С.69−77.
- Новикова И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2003. — № 1. — С.98−107.
- Новикова И.А. К проблеме сравнительного исследования черт характера // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С.83−92.
- Новикова H.A., Нечепуренко Т. В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология педагогика. — 2007. — № 1 — С. 20−28.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.:МГУ, 1987.-346 с.
- Олпорт Г. Становление личности: избранны труды. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
- Остапец C.B. Системная диагностика и развитие организованности личности: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 19 с.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. — М.: Аспект-Пресс, 2000. 607 с.
- Петровский A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С. 57−66.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М.: РГГУ, 1994. — 448 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М.: ТОО Горбунок, 1992.-215 с.
- Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дисс. .докт. психол. наук. -М., 2001. 350с.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. — М., 2000. 187 с.
- Поддъяков H.H. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 207−211.
- Польская А.Ю. Соотношение инициативности и самоактуализации личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005. — 18 с.
- Полянская E.H. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов: Дис.. канд. психол. наук. М., 2008. — 22 с.
- Пономарева И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1994.- 182 с.
- Пополужный B.JJ. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1969.-24 с.
- Проколиенко В.Г. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста. Киев: Радянска школа, 1979. — 88 с.
- Прядеин В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. -Новосибирск, 1999.-41 с.
- Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001.-209 с.
- Пятинин А.Э. Психологический анализ сравнительной структуры инициативности студентов педагогического вуза и опытных учителей. Дисс.канд. психол. наук. -М., 1996. -21 с.
- Рейнвалъд Н.И. Любознательность как важнейшее условие и результат непрерывного образования // Проблемы организации непрерывного образования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. -М., 1981.-С. 230−232.
- Рейнвалъд Н.И. Психология личности: Монография. М.: Изд-во УДН, 1987.- 200 с.
- Рейнвальд Н.И., Лобова Н. Т. Влияние учебно-исследовательской работы на познавательную активность студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — С.23−35.
- Рим Алави Мулъхи. Психологическое строение трудолюбия и его влияние на успешность учебной деятельности студента. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: РУДН, 1995. 18 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.-М., 1996.-С. 185
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.-М.: Наука, 1979.-351 с.
- Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. — Т. 7. — № 4.-С. 23−35.
- Самошин А.И. Проблема настойчивости в зарубежной психологии // Ученые записки РГПИ. М.: Просвещение, 1968. — Т.59. — С. 221−239.
- Санникова О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1970. — 21 с.
- Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань: РГПИ, 1974. -218с.
- Селиверстова М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М.: РУДН, 2007.- 16 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2004.-350 с.
- Сокова Т.О. Особенности настойчивости личности при алкогольной и наркотической зависимости: Автореф. дисс. .канд. психол. наук .-М., 1999. 19 с.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». — М.: Смысл, 1997. -653 с.
- Солонкина О.В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996.-21 с.
- Стакина Ю.М. Индивидуально-типические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2006. 19 с.
- Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Тучак Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993.-20 с.
- Тырнова O.A. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 20 с.
- Фаллах Расми Абдул-Рахим Моххамад. Этнопсихологические особенности ответственности у арабских и российских студентов: Автореферат дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 1997. — 16 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Фернхем А., Хейвен 77. Личность и социальное поведение. СПб: Питер, 2001.-368 с.
- Фомина H.A. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 2002.-56 с.
- ХъеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер-Пресс, 1997. 608 с.
- Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2000. — 26 с.
- Чивилева И.В. Личностные характеристики активности и их проявления в речи: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М.: РУДН, 2005. — 19 с.
- Шляхта Д. А. Факторная структура настойчивости // Проблемы развития и формирования личности в современных условиях. М.: Институт Молодежи, 1997.-С. 59−60.
- Шляхта Д.А. Стилистические характеристики психологических проявлений настойчивости у студентов // Психология образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции (26 февраля 1999 г.). Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. — С.32−33.
- Шляхта ДА. К проблеме устойчивости типов в проявлениях черт характера // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — № 1. — 2008.-С. 50−57.
- Шляхта Н.Ф. Психологическая структура познавательной активности // Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы: Сборник научных трудов. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. С. 127−134.
- Шляхта Н.Ф., Крупное А. И. Общительность как свойство личности и различные подходы к ее изучению // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. М., 1996.-С. 6−21.
- Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. — С. 10−35.
- Щебетенко А.И. Структура динамических характеристик общительности // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 128−132.
- Юнг КГ. Психологические типы. -М.: Попурри, 1998. 656 с.
- Юркевич B.C. Воля и привычка // Семья и школа. 1986. № 4−6.
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии. № 2. — 1980. — С. 83−92.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 316 с.
- Ян Бинъ. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов. М.: РУДН, 2004. — 16 с.
- Allport G. W. Traits revisited // American Psychologist. № 21. 1966. P. 1−10.
- Atkinson J. W., Litwin G.H. Achievment motive and test anxiety conceived as motives to approach success and to avoid failure // J.Abnorm.Soc.Psychol. 1960. № 60. P. 52−63.
- Eysenk H., Eysenk M. Personality and individual differences: a natural science approach. N.Y.: Plenum, 1985. 424 p.
- Friday A.S. Criterion-related validity of Big Five adolescent personality traits. The University of Tennessee, 2004. 72 p.
- Guilford J. P. Personality. N. Y., 1959. 562 p.
- McArtur R.S. An experimental investigation of persistence in secondary scool boys // Canad.J.Psychol. 1955. № 9. P. 42−54.
- McClellandD.S., Winter D.S. Motivating economic achievment. N.Y., 1969.
- Rethlingschafer D. The relationship of test of persistence to other measures of continuance of activites // J.Abnorm.Soc.Psychol. 1942. № 37. P. 71−82.
- Starnes D.M., Zinser O. The effect of problem difficulty, locus of control and sex on task persistence // J.Gen.Psychol. 1983. V.108 (2). P. 294−255.1. Ф.И.О.
- ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ НА БЛАНКОВЫЕ ТЕСТЫвозрастпол1. Другие сведения
- Бланковый тест состоит из отдельных бланков. Каждый из них содержит по 14 утверждений.
- В каждом бланке расставьте индексы против конкретных утверждений: 1 вовсе нет 5 — пожалуй, да2 нет 6 — да3 пожалуй, нет 7 — несомненно, да.4 нечто среднее
- Другие, важные, на Ваш взгляд, цели допишите на листе для ответов.
- Графические изображения результатов кластерного анализа переменных ОНЛ (студенты-аграрии, N=101)
- Инструментально-смысловой тип? Мотивированно-агармонический тип
- Слабо-мотивированный тип д Избирательный тип
- Рис. 1. График выраженности средних значений переменных общительности, полученных в результате кластерного анализа (студенты-аграрии.N =101)45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
- Инструментально-смысловой тип п Мотивированно-а гармонический тип о Слабо-моти8ированный тип й Избирательный тип5 з