Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили принципы единства личности и деятельности (Абульханова-Славская, 1991; Леонтьев, 1972; Ломов, 1990; Петровский, 1981; Рейнвальд, 2000; Рубинштейн, 2002 и др.) — системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (Абульханова-Славская, 1985; Ананьев, 1980; Анцыферова, 1982, 1990; Асмолов, 2007; Голубева, 1993, 2005… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Проблема активности в современной психологии
    • 1. 2. Общительность, настойчивость, любознательность как личностные характеристики активности
      • 1. 2. 1. Системно-функциональный подход к анализу черт личности
      • 1. 2. 2. Общительность как характеристика личностной активности в коммуникативной сфере
      • 1. 2. 3. Настойчивость как характеристика личностной активности в волевой сфере
      • 1. 2. 4. Любознательность как характеристика личностной активности в познавательной сфере
    • 1. 3. Сравнительные исследования личностных характеристик активности в различных сферах
    • 1. 4. Проблемы изучения индивидуально-типических проявлений активности на личностном уровне
  • ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИХ ОСОБЕНОСТЕЙ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ, НАСТОЙЧИВОСТИ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АКТИВНОСТИ
    • 2. 1. Процедура эмпирического исследования
      • 2. 1. 1. Основные этапы и выборка исследования
      • 2. 1. 2. Методики диагностики общительности, настойчивости и любознательности
    • 2. 2. Сравнительный анализ индивидуально-типических особенностей личностной активности студентов с разной профессиональной направленностью обучения
      • 2. 2. 1. Индивидуально-типические особенности личностной активности студентов аграрного факультета
      • 2. 2. 2. Индивидуально-типические особенности личностной активности студентов факультета естественных и физико-математических наук
    • 2. 3. Индивидуально-типические особенности личностной активности в коммуникативной сфере
      • 2. 3. 1. Кластерный анализ переменных общительности
      • 2. 3. 2. Факторный анализ переменных общительности
    • 2. 4. Индивидуально-типические особенности личностной активности в волевой сфере
      • 2. 4. 1. Кластерный анализ переменных настойчивости
      • 2. 4. 2. Факторный анализ переменных настойчивости
    • 2. 5. Индивидуально-типические особенности личностной активности в познавательной сфере
      • 2. 5. 1. Кластерный анализ переменных любознательности
      • 2. 5. 2. Факторный анализ переменных любознательности
  • ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИХ ОСОБЕНОСТЕЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ
    • 3. 1. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах
      • 3. 1. 1. Сравнительный анализ кластерных структур инструментально-смыслового типа в различных сферах
      • 3. 1. 2. Сравнительный анализ кластерных структур мотивированно-агармонического типа в различных сферах
      • 3. 1. 3. Сравнительный анализ кластерных структур слабомотивированного типа в различных сферах
      • 3. 1. 4. Сравнительный анализ кластерных структур избирательного типа в различных сферах
    • 3. 2. Психологическая структура индивидуально-типических особенностей активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах
      • 3. 2. 1. Сравнительный анализ факторных структур инструментально-смыслового типа в различных сферах
      • 3. 2. 2. Сравнительный анализ факторных структур мотивационно-агармонического типа в различных сферах
      • 3. 2. 3. Сравнительный анализ факторных структур слабомотивированного типа в различных сферах
      • 3. 2. 4. Сравнительный анализ факторных структур избирательного типа в различных сферах
    • 3. 3. Сочетания индивидуально-типических вариантов реализации личностной активности в различных сферах

Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Феномен активности является одним из центральных объектов исследования не только в психологии, но и в философии, биологии, физиологии и других науках. В современной психологии до сих пор отсутствует единое понимание активности, остаются дискуссионными вопросы о соотношении активности и деятельности, о движущих силах, механизмах, уровнях проявления активности. Большинство из этих аспектов рассматривается преимущественно на теоретическом уровне и нуждается в экспериментальной проверке. Важной проблемой, непосредственно встающей в конкретных эмпирических исследованиях активности личности, является вопрос о критериях ее оценки. Опираясь на идеи, высказанные В. Д. Небылицыным, А. И. Крупнов предложил модель целостно-функционального подхода к анализу активности человека. При этом в структуре целостной активности выделяются три взаимосвязанных компонента — мотивационно-смысловой, операционально-динамический и продуктивно-результативный. В этой структуре четко проявляется сущность активности как процесса, «обеспечивающего непрерывное взаимодействие субъекта с миром» (Крупнов, 1984). Однако в рамках данной модели эмпирически изучались преимущественно динамические характеристики активности. В дальнейшем, исходя из такого понимания структуры активности, А. И. Крупнов разработал системно-функциональную концепцию анализа свойств личности, которые рассматривались как характеристики активности субъекта на личностном уровне. Несмотря на большое количество исследований различных черт личности, выполненных в рамках данной модели, остается недостаточно изученным вопрос об общих и специфических характеристиках, присущих проявлениям активности в различных сферах отношений субъекта. Особенно востребованным, на наш взгляд, является индивидуально-типический подход к анализу проявлений активности, так как типология облегчает и систематизирует психологическую работу в образовании, консультировании, психодиагностике, профотборе и т. п. Следовательно, комплексный сравнительный анализ индивидуально-типических особенностей личностной активности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах является актуальным как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Таким образом, проблема данного исследования состоит в выявлении и сопоставлении специфики проявления активности личности и ее индивидуально-типических особенностей в разных сферах жизнедеятельности — коммуникативной, волевой, познавательной.

В работе эта проблема изучается на примере общительности, настойчивости и любознательности как личностных характеристик активности в рамках системно-функциональной концепции А. И. Крупнова.

Цель исследования — сравнительный анализ индивидуально-типических особенностей проявлений активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах.

Объект исследования — общительность, настойчивость и любознательность как личностные характеристики активности.

Предмет исследования — индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах жизнедеятельности.

Гипотезы исследования:

1. Существуют достаточно устойчивые индивидуально-типические варианты реализации активности личности в различных сферах жизнедеятельности.

2. Наибольшим сходством в различных сферах обладают индивидуально-типические варианты реализации активности, проявляемые на полюсах континуума (высокая — низкая активность).

3. Типы реализации личностной активности, выявленные в коммуникативной, волевой и познавательной сферах у отдельных испытуемых, чаще всего совпадают между собой или сочетаются с типами со сходными по уровню выраженности характеристиками.

В соответствии с поставленной целью и сформулированными гипотезами в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1) рассмотреть общительность, настойчивость и любознательность как системные характеристики активности личности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах и обобщить подходы к их индивидуально-типическому исследованию;

2) выявить индивидуально-типические особенности проявления активности личности в каждой из анализируемых сфер жизнедеятельности и дать им содержательную психологическую характеристику;

3) сравнить количественные и качественные характеристики индивидуально-типических проявлений активности личности в различных сферах и установить их сходство и различия;

4) определить наиболее распространенные варианты сочетаний типов реализации активности в коммуникативной, волевой, познавательной сферах жизнедеятельности личности.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили принципы единства личности и деятельности (Абульханова-Славская, 1991; Леонтьев, 1972; Ломов, 1990; Петровский, 1981; Рейнвальд, 2000; Рубинштейн, 2002 и др.) — системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (Абульханова-Славская, 1985; Ананьев, 1980; Анцыферова, 1982, 1990; Асмолов, 2007; Голубева, 1993, 2005; Ломов, 1984; Мерлин, 1986; Небылицын, 1976; Петровский, 1981; Петровский, 1996; Рейнвальд, 2000; Фельдштейн и др.) — модель целостно-функционального анализа активности человека и концепция системно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности, разработанные А. И. Крупновым (Крупнов, 1984, 1988, 1990, 2006 и др.).

Методы и методики исследования. Использовались методы теоретического анализаопростестирование. Для обработки результатов исследования применялись статистические методы (t-критерий Стьюдента, Н-критерий Крускала-Уоллиса, кластерный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ) с использованием пакетов Statistica for Windows 7.0. С целью диагностики любознательности, настойчивости и общительности применялись методики (бланковые тесты), разработанные А. И. Крупновым.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— с позиций системно-функционального подхода комплексно исследованы общительность, настойчивость и любознательность, характеризующие проявления континуума психической активности на личностном уровне в единстве ее мотивационно-смысловых, операционально-динамических и продуктивно-результативных компонентов;

— обосновано выделение четырех основных индивидуально-типических вариантов, характерных для реализации личностной активности (инструментально-смысловой, мотивированно-агармонический, слабомотивированный, избирательный типы) — надежность статистических критериев типологизации доказана в разных выборках испытуемых и в разных сферах жизнедеятельности личности;

— установлена высокая степень общности типов реализации личностной активности в разных сферах отношений субъектапоказано, что наибольшую консистентность в разных сферах демонстрируют показатели инструментально-смыслового типа, характеризующегося максимальным уровнем проявлений активности в мотивационно-смысловой и инструментально-стилевой подсистемах личности;

— выявлено сходство количественных и качественных характеристик типов проявлений активности в различных сферах, которое определяется характером доминирования и соотношения переменных общительности, настойчивости и любознательности, а также существованием в их факторных структурах «фактора проблем», «целевого фактора» и «продуктивного фактора»;

— показана специфика реализации личностной активности, характерная для каждого из выделенных типов во всех анализируемых сферах, которая проявляется, прежде всего, в специфике их психологической (факторной) структуры;

— определены наиболее распространенные сочетания типов реализации психической активности на личностном уровне в коммуникативной, волевой и познавательной сферах, установлено, что вероятнее всего сочетание типов, близких по уровню проявлений активности (инструментально-смысловой и избирательный);

— даны содержательные психологические характеристики выявленным индивидуально-типическим вариантам в проявлениях общительности, настойчивости и любознательности как личностных характеристик активности, которые могут быть основой для разработки психологических программ диагностики, развития и коррекции данных личностных качеств.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что осуществленное в ней комплексное рассмотрение общительности, настойчивости и любознательности как личностных характеристик активности в коммуникативной, волевой и познавательных сферах содержательно конкретизирует концептуальные основы целостно-функционального подхода к анализу активности. Эмпирически подтверждено существование трех блоков в целостно-функциональной структуре активности — мотивационно-смыслового, операционально-динамического и продуктивно-результативного. В диссертации разработан сравнительный и индивидуально-типический подход в рамках системно-функциональной концепции. Предложенная и обоснованная в диссертации типология реализации активности развивает системные исследования индивидуальности. Полученные в работе факты относительно структуры трех личностных свойств (настойчивости, общительности, любознательности) вносят существенный вклад в рассмотрение различных предметных отношений субъекта и доказывают системное многомерное строение целостной личности, отражающее ее сущностные характеристики.

Практическая ценность исследования заключается в том, что авторская типология индивидуально-типических особенностей реализации личностной активности служит основой для разработки психологических программ развития и коррекции общительности, настойчивости, любознательности, которые могут быть использованы в практике вузовской психологической службы при организации консультативной и развивающей работы со студентами. Предложенные и обоснованные в диссертации статистические критерии типологизации возможно применять для диагностики других личностных качеств. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут быть включены в курсы общей, дифференциальной, возрастной, педагогической психологии, психодиагностики, психологии личности.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, обосновывалась цель, определялись задачи, разрабатывалась гипотеза исследованияподбирались адекватные цели и задачам методы и методики исследования.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.) были изучены индивидуально-типические особенности общительности, настойчивости и любознательности студентов аграрного факультета РУДН.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) были изучены индивидуально-типические особенности общительности, настойчивости и любознательности студентов факультета физико-математических и естественных наук РУДН и сформирована окончательная выборка эмпирического исследования.

На четвертом этапе (2007 — 2008 гг.) проводилась статистическая обработка данных объединенной выборки (кластерный, сравнительный, дисперсионный и факторный анализ), качественная интерпретация результатов исследования, формулировка выводов, оформление диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существуют индивидуально-типические варианты, характерные для реализации активности на личностном уровне в коммуникативной, волевой и познавательной сферах:

— инструментально-смысловой тип, для которого свойственны как внешние, динамические проявления активности, так и широта целей, стремлений, мотивов, интересов, которые определяют эту поведенческую активность;

— мотивироеанно-агармонический тип, характеризующийся противоречивыми тенденциями проявления активности в мотивационно-смысловой (высокая активность) и инструментально-динамической (недостаточная активность) подсистемах личности;

— слабо-мотивированный тип, при котором проявления активности выражены неярко как в инструментально-стилевой, так и в мотивационно-смысловой подсистеме личности;

— избирательный тип, спецификой проявления активности представителей данной группы испытуемых является «селективность».

2. Выделенные типы реализации активности при высокой общности основных проявлений в различных сферах жизнедеятельности, тем не менее, характеризуются разной степенью подобия:

— наибольшей консистентностью обладают показатели инструментально-смыслового и мотивированно-агармонического типов;

— показатели слабо-мотивированного типа характеризуются более высокой степенью сходства в мотивационно-смысловой подсистеме личности, чем в инструментально-стилевой;

— показатели активности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах, зафиксированные для избирательного типа, не обладают столь высокой степенью общности, как в предыдущих случаях, однако демонстрируют подобие в характере соотношения и доминирования переменных.

3. В структуре личностной активности во всех сферах четко выделяются три блока, соответствующие ее целостно-функциональному строению: мотивационно-смысловой («целевой фактор»), операционально-динамический («фактор проблем») и продуктивно-результативный («продуктивный фактор»);

4. Специфика индивидуально-типических вариантов реализации активности в различных сферах проявляется не столько в их количественных показателях, сколько в качественном своеобразии психологических (факторных) структур:

— в коммуникативной сфере наиболее специфичным является «фактор неустойчивости общительности» {осведомленность и экстерналъностъ);

— в волевой сфере — «фактор саморегуляции» (интериалъностъ и экстерналъностъ);

— в познавательной сфере — «фактор активности» (эргичностъ и стеничностъ).

5. Психологические особенности каждого из выделенных типов подтверждаются существованием в их факторных структурах во всех сферах «специфических» факторов:

— в структуре инструментально-смыслового типа — «эмоционально-личностного фактора», отражающего тесную связь мотивационно-смысловой и инструментально-динамической подсистем личности;

— в структуре мотивированно-агармонического — факторов, включающих переменную социоцентричностъ, что отражает роль общественно значимой мотивации в проявлениях активности данного типа;

— в структуре слабо-мотивированного — наиболее «нехарактерных» факторов, которые подчеркивают специфику данного типа в каждой из сфер;

— в структуре избирательного — факторов, свидетельствующих о «селективности регуляции» активности ('интерналъностъ и экстерналъностъ входят в разные факторы).

6. При несовпадении типов реализации активности в различных сферах наиболее вероятно сочетание типов со сходным уровнем проявлений активности — инструментально-смыслового и избирательного, наименее вероятно сочетание типов, относящихся к противоположным полюсам континуума активности — избирательно-смыслового и слабомотивированного.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов. Всего в исследовании участвовало 243 студента 1−3 курса в возрасте от 17 до 25 лет. В объединенную окончательную выборку вошли 207 человек, из них 147 девушек и 60 юношей.

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются посредством реализации методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования. В работе использованы адекватные целям и задачам исследования методы, конкретные методики и способы статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов и на следующих научных конференциях: Международной научно-практической конференции «Проблемы развития и формирования личности в современных условиях» (Москва,, апрель 1997 г.), Международной научно-практической конференции «Экспериментально-теоретические аспекты индивидуализации учебно-воспитательного процесса» (Бийск, октябрь 1997 г.), Межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых.

Москва, РУДН, 2003, 2008) — Международной научно практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 2008), III Международной конференции «Личность в межкультурном пространстве» (Москва, ноябрь, 2008).

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (206 наименований) и 14 приложений. Объём диссертации составляет 199 страниц. По теме диссертационного исследования опубликовано 14 работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в работе теоретический анализ литературы позволяет утверждать, что проблема активности остается одной из актуальных, но в то же время наиболее дискуссионных в современной психологии. На наш взгляд, особого внимания и эмпирического изучения заслуживает проблема соотношения между собой параметров активности в различных сферах.

В данной работе мы рассматривали, вслед за В. Д. Небылицыным и А. И. Крупновым, общительность, настойчивость и любознательность как личностные характеристики активности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах. Изучение этих личностных качеств в рамках системно-функционального подхода, проведенное, как с помощью методов математической статистики (^критерий Стьюдента, Н-критерий Крускала-Уоллиса, кластерный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ), так с использованием содержательного психологического анализа данных, позволило нам выявить и сравнить индивидуально-типические особенности активности в различных сферах. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

1. Выявлены индивидуально-типические варианты реализации общеличностной активности, устойчивость основных характеристик которых доказывается как на разных выборках испытуемых, так и в разных сферах отношений субъекта:

— для представителей инструментально-смыслового типа («активных) характерны максимальные показатели большинства мотивационно-смысловых и инструментально-гармонических переменных, минимальные показатели основных инструментально-агармонических переменных и трудностей;

— для представителей мотивированно-агармонического типа («агармонически активных») — высокие показатели основных мотивационносмысловых переменных, максимальные или близкие к максимальным показатели основных инструментально-агармонических переменных и трудностей;

— для представителей слабо-мотивированного типа («пассивных») — минимальные или близкие к минимальным показатели большинства мотивационно-смысловых и инструментально-гармонических переменных, высокие показатели трудностей;

— для представителей избирательного типа («избирательно активных») — средние показатели основных мотивационно-смысловых и инструментально-гармонических переменных (при их доминировании над инструментально-агармоническими), очень низкие показатели трудностей.

2. Зафиксирована максимальная степень общности в различных сферах для показателей инструментально-смыслового типа, достаточно высокое сходство демонстрируют показатели мотивированно-агармонического (в инструментально-стилевой подсистеме) и слабо-мотивированного типов, средний уровень подобия — показатели избирательного типа. Данные факты подтверждают гипотезу о более выраженном сходстве индивидуально-типических вариантов активности, относящихся к разным полюсам континуума активности.

3. Показано, что сходство и различия выявленных типов реализации личностной активности подтверждается при сравнении их психологических структур:

— в факторных структурах всех типов во всех анализируемых сферах выделяются (с небольшими вариациями) «фактор проблем», «целевой фактор», «продуктивный фактор»;

— специфика реализации личностной активности в коммуникативной сфере отражается в существовании в факторных структурах различных типов «фактора неустойчивости общительности», в волевой сфере — «фактора саморегуляции», в познавательной — «фактора активности»;

— психологическое своеобразие инструментально-смыслового типа подчеркивается существованием в его факторных структурах во всех сферах «эмоционально-личностного фактора», мотивированно-агармоническогофакторов, в которые входит переменная социоцентричностъ, слабомотивированного — наиболее «нехарактерных факторов», избирательного -«факторов селективной регуляции».

4. Установлено, что в 28% случаев наблюдается совпадение типов, характерных для реализации активности в коммуникативной, волевой и познавательной сфере, в 59% случаев типы совпадают в двух сферах (при этом чаще всего сочетаются инструментально-смысловой и избирательный типы). В целом, преобладают сочетания типов с близкими показателями выраженности активности в разных сферах.

5. Перспективой исследования является разработка и апробация психологических программ по развитию общительности, настойчивости, любознательности с учетом выявленных индивидуально-типических особенностей реализации личностной активности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах.

Таким образом, мы можем констатировать, что поставленные в исследовании цели и задачи выполнены, гипотезы, в целом, подтверждены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера // Вопросы психологии. 1970. № 4. — С. 53−65.
  2. Абулъханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. Т.4 — № 1 — 1983. — С.14−29.
  3. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.
  4. Абулъханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985.- Т. 6.- № 5.- С. 3−18.
  5. .Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. Зап. ЛГУ. Серия философских наук, вып. 16. 1959. 37 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2. С. 13−179.
  7. А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-752 с.
  8. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. — М., 1990. С. 61−78.
  9. Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 140−147.
  10. А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание психологии человека. — М.: Смысл: Издательский дом «Академия», 2007. 528 с.
  11. Т. М. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности. Автореф.дисс.канд. психол. наук. М., 2005.-21 с.
  12. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. -М.: Изд-во РАН, 1998. 248 с.
  13. Т.Ф. Развитие концепции целостной индивидуальности //
  14. B.Д. Небылицын: Жизнь и научное творчество. М.: Ладомир, 1996.1. C. 292−303.
  15. В.И. Динамика развития переменных инициативности в ходе тренинга: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 19 с.
  16. Л.А. Индивидуально-психологические особенности общительности студентов интернационального вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: УДН, 1986. 20 с.
  17. В.А. Идея системности в современной психологии: предпосылки и тенденции развития // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2003. — № 1. С. 7−17.
  18. О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте. Дис. канд. пед. наук. М.: РУДН, 1992.- 185 с.
  19. В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 47−53.
  20. Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54−60.
  21. Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990. 392 с.
  22. Т.М. Ответственность старшеклассников и курсантов военного вуза и ее проявление в речевой деятельности: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 21 с.
  23. Н.Н. Типология индивидуальности. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2004. 384 с.
  24. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону: РГУ, 1983. — 172с.
  25. Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности: Дисс. канд. психол.н. М., 1971.- 18 с.
  26. A.A. Психология о личности. -М.: МГУ, 1988. 183 с.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  28. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения и развития личности. М., 1981. — С. 257−283.
  29. З.В. Этнопсихологические особенности уверенности личности у российских и африканских студентов // Вестник РУДН. — Серия: Психология педагогика. 2007. — № 1. — С.35−42.
  30. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 627 с.
  31. A.B. О взаимосвязи природного и социального в психологическом развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. — С. 11−21.
  32. H.H. Межполовые различия в психологических проявлениях настойчивости юношей и девушек: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996−17 с.
  33. М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический проект, 2006. — 606 с.
  34. Л.Р. Типологические исследования по психологии личности. Пермь, 1967.- 167 с.
  35. М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 1996. -111с.
  36. A.A. Исследования психологии активности субъекта бытия в пермской научной школе: этапы, итоги и перспективы исследования // XXIII Мерлинские чтения «Активность-индивидуальность-субъект»: Материалы
  37. Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения B.C. Мерлина, 2−4 октября 2008 г., Пермь / Научн. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: ПГПУ, 2008. — С. 11−14.
  38. А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников // Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. Рязань: РГПИ, 1984.-С. 22−32.
  39. А.И., Антонченкова Л. П., Тетерина Т. В. Экспериментальное изучение настойчивости школьников // Вопросы психологии воли. Рязань: РГПИ, 1979.-С. 41−51.
  40. .А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. — С. 25−78
  41. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1983. -№ 3. — С.16 — 28.
  42. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -306 с.
  43. Э.А. Способности, личность, индивидуальность. Дубна: Феникс, 2005.-511 с.
  44. Л.И. Общение с собой: Начала психологии активности. — М.: Политиздат, 1991. 320 с.
  45. Т.А. Влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 1998.
  46. В.В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.-С. 3−18.
  47. Джамила Джаффар Али Фадел. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2004. 17 с.
  48. И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С.56−88.
  49. В.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М., 1991. — С. 284−305.
  50. В.М. Соотношение свойств темперамента с различными переменными настойчивости: Дисс. .канд. психол. наук М., 2007. — 18 с.
  51. М.З. Лекции по характерологии. М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. -174 с.
  52. Г. А. О некоторых источниках волевой активности студентов // Проблемы психологии воли. Рязань: РГПИ, 1974. — С. 120−123.
  53. М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
  54. Р.В. Исследования организованности в психологии // Вестник РУДН. Серия: Психология педагогика. — 2007. — № 2. — С. 14−24.
  55. JI.B. Факторный анализ динамических качеств активности общительности // Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1979. — С. 45−63.
  56. JI.B. Влияние динамических качеств активности общительности на успешность деятельности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и самореализации поведении человека. Свердловск, 1982. — С. 16−20.
  57. A.JJ. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. М., 1985. С. 57−69.
  58. Я.А. Связь общительности личности и доверия к людям. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М.: РУДН, 2004. 19 с.
  59. Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
  60. С.М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 25 с.
  61. С.М. Связь регуляторно-динамических признаков инициативности со свойствами темперамента у летного состава гражданской авиации // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2007. -№ 1.- С.50−55.
  62. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.- 142 с.
  63. A.B. Особенности теоретической реконструкции идеи личности в зарубежной психологии // Вестник РУДН. — Серия: Психология и педагогика. № 1. 2003. — М.: РУДН. — С. 48−65.
  64. Е.П. Психология воли. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -288 с.
  65. А.И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961. 118с.
  66. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во ИП РАН, 1999. — 328 с.
  67. КС. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 20 с.
  68. Г. Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-родительских отношений в его становлении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005.- 18 с.
  69. Э.И. Особенности проявления инициативности сотрудников правоохранительных органов с учетом стажа профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 20 с.
  70. Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов. Дис.. канд. психол. наук. — М., 2005.- 159 с.
  71. И.З. Сравнительный анализ инициативности и любознательности старшеклассников из чистых и зараженных радиацией районов. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2002. — 25с.
  72. Е.А. Особенности общительности при различных типах акцентуации характера: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М.: РУДН, 2008.- 16 с.
  73. Е.Д. Роль общительности личности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: УДН, 1989. — 21 с.
  74. O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 18−26.
  75. Т.С. Изучение динамических характеристик настойчивости в разных условиях деятельности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. — С. 38−46.
  76. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. — № 6. С. 58−68.
  77. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2000. — 240 с.
  78. А.И. Изучение познавательных запросов учащихся // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 46−50.
  79. А. И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск, 1983. — 118 с.
  80. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека //Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25−32.
  81. А.И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1985. — С. 3−20.
  82. А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — С. 92−102.
  83. А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. — С.6−24
  84. А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М.: УДН, 1990. — С. 31−38.
  85. А. И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. -М.: Институт молодежи, 1993. 78с.
  86. А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: РУДН, 1994. -С. 9−23.
  87. А.И. Проблема активности и целостная характеристика индивидуальности // В. Д. Небылицын: жизнь и научное творчество. М.: Ладомир, 1996. — С. 281−292.
  88. А.И. О соотношении различных черт характера // Психология образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999а. С. 11−15.
  89. А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ, 19 996. — С. 38−40.
  90. А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции 26−27 апреля 2002 г. Ч. I. М.: РУДН, МАНПО, 2002. — С. 4−7.
  91. А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. II. М.: Уникум-Центр, 2004. С. 3−5.
  92. А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». № 1 (3). — 2006. — С.63−73.
  93. А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. Учебное пособие. М.: ИИЦ МГУДТ, 2007. — 56 с.
  94. А.И., Шляхта Д. А. Особенности организации коммуникативного поведения у различных социальных групп // Проблемы современного образования: Мезвузовский сборник научных трудов/ Науч. ред. В. И. Казаренков. Выпуск 3 М.: РУДН, МАНПО, 2006. — С. 7−8.
  95. А.И., Шляхта Д. А. Психологические особенности организованности у различных социальных групп // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской конференции. 4.II. 24−25 ноября 2006 г., Москва, РУДН. М.: РУДН, 2008. — С. 210−215.
  96. А.И., Шляхта Д. А. Специфика структуры организованного поведения у различных социальных групп // Проблемы современного образования: Мезвузовский сборник научных трудов/ Науч. ред. В. И. Казаренков. Выпуск 6 М.: РУДН, МАНПО, 2007. — С. 3−5.
  97. А.И., Шляхта Н. Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2003. -№ 1. — С. 66−72.
  98. В.А. Любознательность // Педагогическая энциклопедия: В 4-х тт. М., 1965. — Т. 2. — С. 696.
  99. С.И. Некоторые аспекты исследования свойств личности / Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Бийск: НИЦ БиГПИ. 1997. — С. 174−180.
  100. С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1999. — 313 с.
  101. С.И. Сравнительный анализ любознательности у девочек и мальчиков раннего юношеского возраста. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Ин-т Молодежи, 1994. — 23 с.
  102. С.И., Русакова Н. Г. Психологический анализ типологических проявлений организованности личности. // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2007. — № 2. — С. 24 -32.
  103. Купер К Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т. М. Марютиной под. ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000. — 527 с.
  104. H.A. Индивидуальные особенности ответственности личности учителя // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т Молодежи, 1993. — С.32−33.
  105. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977.-С. 164−179.
  106. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: МГУ, 1972.-574 с.
  107. Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов: Дис.. канд. психол. наук М., 2005. -20 с.
  108. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  109. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−35.
  110. Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1986. — 18 с.
  111. О.И. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности личности: Дис.. канд. психол. наук М., 1993. -185 с.
  112. .Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — с.10−18.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-324 с.
  114. Н.Г. Тендерные различия в проявлениях волевых черт характера: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2004. — 20 с.
  115. . О потребностно-мотивационной основе общения // Тезисы научных сообщений советских психологов XXII международного психологического конгресса. М., 1981. С. 325−331
  116. И.В. Модель дифференцированного обучения русскому языку как иностранному с учетом индивидуальных характеристик общительности // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. — С.49−50.
  117. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1982. — № 4. С. 5−17.
  118. Е.В. Сравнительная характеристика настойчивости личности у старших школьников и студентов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.- 19 с.
  119. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 333 с.
  120. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Климова Е. А. Москва Воронеж, 1996. — 448 с.
  121. Т.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Минск, 1989.- 19 с.
  122. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. -47 с.
  123. В.Б. Основные проблемы и современной состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1960. Т. 2. С.110−125.
  124. В. Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1990. — 406 с.
  125. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  126. И.А. Психологическая специфика развития настойчивости в студенческом возрасте // Личность студента — 2001: Научно-методический сборник. Шуя: ШГПУ, 2001. — С.69−77.
  127. И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2003. — № 1. — С.98−107.
  128. И.А. К проблеме сравнительного исследования черт характера // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С.83−92.
  129. H.A., Нечепуренко Т. В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология педагогика. — 2007. — № 1 — С. 20−28.
  130. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.:МГУ, 1987.-346 с.
  131. Г. Становление личности: избранны труды. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
  132. C.B. Системная диагностика и развитие организованности личности: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М.: РУДН, 2008. — 19 с.
  133. Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. — М.: Аспект-Пресс, 2000. 607 с.
  134. A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С. 57−66.
  135. A.B., Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М.: РГГУ, 1994. — 448 с.
  136. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
  137. В.А. Психология неадаптивной активности. — М.: ТОО Горбунок, 1992.-215 с.
  138. А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дисс. .докт. психол. наук. -М., 2001. 350с.
  139. А.Н. Исследовательское поведение. — М., 2000. 187 с.
  140. H.H. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 207−211.
  141. А.Ю. Соотношение инициативности и самоактуализации личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005. — 18 с.
  142. E.H. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов: Дис.. канд. психол. наук. М., 2008. — 22 с.
  143. И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1994.- 182 с.
  144. B.JJ. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1969.-24 с.
  145. В.Г. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста. Киев: Радянска школа, 1979. — 88 с.
  146. В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. -Новосибирск, 1999.-41 с.
  147. В.П. Ответственность как системное качество личности. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001.-209 с.
  148. А.Э. Психологический анализ сравнительной структуры инициативности студентов педагогического вуза и опытных учителей. Дисс.канд. психол. наук. -М., 1996. -21 с.
  149. Н.И. Любознательность как важнейшее условие и результат непрерывного образования // Проблемы организации непрерывного образования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. -М., 1981.-С. 230−232.
  150. Н.И. Психология личности: Монография. М.: Изд-во УДН, 1987.- 200 с.
  151. Н.И., Лобова Н. Т. Влияние учебно-исследовательской работы на познавательную активность студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — С.23−35.
  152. Рим Алави Мулъхи. Психологическое строение трудолюбия и его влияние на успешность учебной деятельности студента. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: РУДН, 1995. 18 с.
  153. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.-М., 1996.-С. 185
  154. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720 с.
  155. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.-М.: Наука, 1979.-351 с.
  156. В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. — Т. 7. — № 4.-С. 23−35.
  157. А.И. Проблема настойчивости в зарубежной психологии // Ученые записки РГПИ. М.: Просвещение, 1968. — Т.59. — С. 221−239.
  158. О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1970. — 21 с.
  159. В.И. Психология волевой активности. Рязань: РГПИ, 1974. -218с.
  160. М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М.: РУДН, 2007.- 16 с.
  161. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2004.-350 с.
  162. Т.О. Особенности настойчивости личности при алкогольной и наркотической зависимости: Автореф. дисс. .канд. психол. наук .-М., 1999. 19 с.
  163. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». — М.: Смысл, 1997. -653 с.
  164. О.В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996.-21 с.
  165. Ю.М. Индивидуально-типические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2006. 19 с.
  166. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  167. Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993.-20 с.
  168. O.A. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 20 с.
  169. Фаллах Расми Абдул-Рахим Моххамад. Этнопсихологические особенности ответственности у арабских и российских студентов: Автореферат дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 1997. — 16 с.
  170. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  171. А., Хейвен 77. Личность и социальное поведение. СПб: Питер, 2001.-368 с.
  172. H.A. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 2002.-56 с.
  173. ХъеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер-Пресс, 1997. 608 с.
  174. И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2000. — 26 с.
  175. И.В. Личностные характеристики активности и их проявления в речи: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М.: РУДН, 2005. — 19 с.
  176. Д. А. Факторная структура настойчивости // Проблемы развития и формирования личности в современных условиях. М.: Институт Молодежи, 1997.-С. 59−60.
  177. Д.А. Стилистические характеристики психологических проявлений настойчивости у студентов // Психология образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции (26 февраля 1999 г.). Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. — С.32−33.
  178. ДА. К проблеме устойчивости типов в проявлениях черт характера // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — № 1. — 2008.-С. 50−57.
  179. Н.Ф. Психологическая структура познавательной активности // Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы: Сборник научных трудов. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. С. 127−134.
  180. Н.Ф., Крупное А. И. Общительность как свойство личности и различные подходы к ее изучению // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. М., 1996.-С. 6−21.
  181. Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. — С. 10−35.
  182. А.И. Структура динамических характеристик общительности // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 128−132.
  183. Юнг КГ. Психологические типы. -М.: Попурри, 1998. 656 с.
  184. B.C. Воля и привычка // Семья и школа. 1986. № 4−6.
  185. B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии. № 2. — 1980. — С. 83−92.
  186. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 316 с.
  187. Ян Бинъ. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов. М.: РУДН, 2004. — 16 с.
  188. Allport G. W. Traits revisited // American Psychologist. № 21. 1966. P. 1−10.
  189. Atkinson J. W., Litwin G.H. Achievment motive and test anxiety conceived as motives to approach success and to avoid failure // J.Abnorm.Soc.Psychol. 1960. № 60. P. 52−63.
  190. Eysenk H., Eysenk M. Personality and individual differences: a natural science approach. N.Y.: Plenum, 1985. 424 p.
  191. Friday A.S. Criterion-related validity of Big Five adolescent personality traits. The University of Tennessee, 2004. 72 p.
  192. Guilford J. P. Personality. N. Y., 1959. 562 p.
  193. McArtur R.S. An experimental investigation of persistence in secondary scool boys // Canad.J.Psychol. 1955. № 9. P. 42−54.
  194. McClellandD.S., Winter D.S. Motivating economic achievment. N.Y., 1969.
  195. Rethlingschafer D. The relationship of test of persistence to other measures of continuance of activites // J.Abnorm.Soc.Psychol. 1942. № 37. P. 71−82.
  196. Starnes D.M., Zinser O. The effect of problem difficulty, locus of control and sex on task persistence // J.Gen.Psychol. 1983. V.108 (2). P. 294−255.1. Ф.И.О.
  197. ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ НА БЛАНКОВЫЕ ТЕСТЫвозрастпол1. Другие сведения
  198. Бланковый тест состоит из отдельных бланков. Каждый из них содержит по 14 утверждений.
  199. В каждом бланке расставьте индексы против конкретных утверждений: 1 вовсе нет 5 — пожалуй, да2 нет 6 — да3 пожалуй, нет 7 — несомненно, да.4 нечто среднее
  200. Другие, важные, на Ваш взгляд, цели допишите на листе для ответов.
  201. Графические изображения результатов кластерного анализа переменных ОНЛ (студенты-аграрии, N=101)
  202. Инструментально-смысловой тип? Мотивированно-агармонический тип
  203. Слабо-мотивированный тип д Избирательный тип
  204. Рис. 1. График выраженности средних значений переменных общительности, полученных в результате кластерного анализа (студенты-аграрии.N =101)45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
  205. Инструментально-смысловой тип п Мотивированно-а гармонический тип о Слабо-моти8ированный тип й Избирательный тип5 з
Заполнить форму текущей работой