Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методология стратегического управления торгово-производственным комплексом в российской экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Влияние сетевых форм межфирменной кооперации на развитие российских предприятий привлекает пристальное внимание отечественных исследователей на протяжении последнего десятилетия. Вначале преобладало скептическое отношение к объединениям предприятий как создающим опасность воссоздания советской организации промышленности. В последние годы в развитии бизнес-групп большая часть исследователей видит… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК СИСТЕМОЙ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОГО УРОВНЯ
    • 1. 1. Жизненный цикл теории стратегического управления предприятием как отражение аспектов системного подхода к объекту управления
    • 1. 2. Эволюция концепций предприятия как объекта стратегического управления
    • 1. 3. Институциональная теория и информационная экономика в ракурсе развития методологии стратегического управления
    • 1. 4. Информационно-логистическая концепция предприятия
    • 1. 5. Принципы системного моделирования предприятия
  • 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
    • 2. 1. Диалектика регионального и отраслевого подходов к управлению торгово-производственным комплексом
    • 2. 2. Закономерности и тенденции распространения предприятий новых организационных форм в сфере торговли
      • 2. 2. 1. Закономерности и тенденции развития международного ритейла: макроуровень
      • 2. 2. 2. Закономерности и тенденции развития ритейла в России: макро и мезо- уровни
      • 2. 2. 3. Конъюнктура российского потребительского рынка
    • 2. 3. Конкурентные преимущества сетевых форм межфирменной кооперации
    • 2. 4. Виртуальные предприятия и интеграция информационных ресурсов
  • 3. МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОНЪЮНКТУРЫ МАКРОСРЕДЫ ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
    • 3. 1. Принципы, модели и методы стратегического анализа конъюнктуры рынков и обоснования стратегий развития предприятия
    • 3. 2. Стратегический анализ конъюнктуры региональных рынков
      • 3. 2. 1. Дескриптивные статистические модели ресурсных аспектов конъюнктуры рынков
      • 3. 2. 2. Дескриптивные статистические модели производственных аспектов конъюнктуры рынков
      • 3. 2. 3. Дескриптивные статистические модели потребительских аспектов конъюнктуры рынков
    • 3. 3. Построение интегральных характеристик конъюнктуры рынков
  • 4. МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОНЪЮНКТУРЫ МЕЗОСРЕДЫ ТОРГОВО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
    • 4. 1. Анализ динамики конъюнктуры регионального рынка
    • 4. 2. Модели территориальной дифференциации конъюнктуры регионального рынка
    • 4. 3. Стратегический анализ состояния и условий производства и сбыта продукции
    • 4. 4. Статистические модели потребительских предпочтений (по данным социологических наблюдений)
  • 5. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСОВ (МЕЗОУРОВЕНЬ)
    • 5. 1. Стратегическое планирование концентрированного роста торгово-производственного комплекса
      • 5. 1. 1. Стратегическое планирование развития конкурентоспособного производства и сбыта на основе оптимизационных моделей принятия решений
      • 5. 1. 2. Стратегическое планирование конкурентоспособного производства и сбыта на основе метода системной динамики
    • 5. 2. Интеграционные стратегии региональных торгово-производственных комплексов в условиях глобализации торговых сетей
    • 5. 3. Стратегии развития маркетинга взаимоотношений
  • 6. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-СТРАТЕГИЙ ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА (МИКРОУРОВЕНЬ)
    • 6. 1. Многокритериальное оценивание структуры выпуска продукции торгово-производственных комплексов
    • 6. 2. Формирование собственных торгово-производственных марок
    • 6. 3. Балансовые модели оценки потенциала компании
      • 6. 3. 1. Постановка вопроса
      • 6. 3. 2. Содержание понятий ликвидности и платежеспособности
      • 6. 3. 3. Числовая модель потенциальной платежеспособности: логистический подход
      • 6. 3. 4. Числовая модель потенциальной платежеспособности: математико-статистический подход

Методология стратегического управления торгово-производственным комплексом в российской экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С начала 2000;х годов в России происходит стремительное изменение условий функционирования предприятий и организаций, связанное с постиндустриальным развитием общества и становлением информационной экономики, трансформацией экономических и социально-политических институтов, возникновением межнациональных рынков товаров и услуг, широким распространением новых организационных форм деятельности — сетевых, виртуальных и других структур. Неуклонно возрастает роль нематериальных активов организаций как доминирующих источников конкурентных преимуществ и как объектов управления. Информация, знания, интеллектуальный капитал становятся важнейшими нематериальными активами организации, определяющими значительную долю ее рыночной стоимости.

Российские предприятия втягиваются в международное бизнес-соперничество, им уже противостоят не отдельные зарубежные компании, а организации с сетевыми формами межфирменной кооперации. Однако стратегическое предвидение глубины и необратимости общемировых изменений организационно-экономических факторов конкурентоспособности для большей части отечественного менеджмента отходит на задний план перед лицом тактической борьбы за выживание или сиюминутную выгоду.

В сфере торговли происходит стремительное изменение конкурентной ситуации, связанное с вторжением на национальные рынки мировых ритейлеров. В Восточной Европе национальные торговые сети куплены крупнейшими транснациональными компаниями. Российский рынок уже успел развиться настолько, что основные игроки к моменту появления международных сетевых операторов пытаются соперничать с ними. Тем не менее, в настоящее время российский потребительский рынок является одним из самых привлекательных в Европе. Наблюдаемый в последние годы опережающий рост среднедушевых доходов населения по сравнению с оборотом розничной торговли свидетельствует о потенциальной возможности его расширения.

Реорганизация промышленных предприятий, создававших конкурентные стратегии в соответствии с новыми экономическими условиями, началась в 90-х годах. В последнее время процессы интеграции предприятий во многих отраслях экономики усиливаются. При этом происходит выстраивание вертикальных производственных цепочек для обеспечения поставок и сбыта, снижения риска колебаний конъюнктуры сырьевых рынков и реализации конечной продукции, обеспечения качества продукции. Одновременно развиваются процессы горизонтальной интеграции и избавления от непрофильных производственных активов с целью укрепления позиций на рынках, привлечения инвестиций. Формирующаяся структура промышленности характеризуется возрастанием доли замкнутых вертикально интегрированных производственных комплексов с собственной сырьевой базой и системой сбыта и, в перспективе, — с ограниченным числом крупных игроков на каждом рынке. Это может привести к ухудшению условий конкуренции путем вытеснения отдельных производителей и создания барьеров для входа рынок потенциальных производителей.

Перечисленные факторы усиления конкурентной борьбы неизбежно ведут к возникновению новых проблем реорганизации менеджмента на отечественных торговых и промышленных предприятиях. Наиболее перспективные направления трансформации менеджмента в условиях динамичной конкурентной среды базируются на методологии стратегического управления.

Разработанность темы исследования. Теоретические исследования в области стратегического управления представлены ставшими уже классическими и новыми научными разработками зарубежных и отечественных авторов. Среди зарубежных в нашей стране наибольшую известность приобрели исследования таких авторов, как Д. Аакер, P. JL Акофф, И. Ансофф, Дж. Арженти, Дж. Барни, С. Бир, М. Блауг, Б. Вернерфельт, С. Грант, П. Дженстер, П. Друкер, Р. Каплан, Б. Карлофф, Дж. Квин, У. Кинг, Д. Клиланд, Д. Коллиз, Д. Лэмпел, Г. Минцберг, С. Монтгомери, И. Нонака, Д. Норт, Т. Питере, М. Портер, К. К. Прахалада, Р. Рамелт, X. Такеучи, Д. Тис, Дж. Уэлч, Р. Уотермен, О. И. Уильямсон, Г. Хамел, Д. Хасси, Дж. Штайнер, А. Чандлер, К. Эндрюс и ряд других.

Проблемам управления экономическими системами посвятили свои работы российские ученые: Л. И. Абалкин, Ю. Е. Благов, A.B. Бухвалов, О. С. Виханский, А. Г. Гранберг, И. Б. Гурков, А. Т. Зуб, B.C. Катькало, Г. Б. Клейнер, Ю. Б. Кочеврин, Е. А. Кургин, Г. В. Логинов, М. В. Локтионов, Д. С. Львов, В. Л. Макаров, Б. З. Мильнер, P.M. Нуреев, В. В. Радаев, Я. Ш. Паппе, А. Н. Петров, В. М. Полтерович, Е. В. Попов, С. А. Попов, В. В. Радаев, В. И. Сигов, А. И. Татаркин, H.H. Тренев, Э. А. Уткин, P.A. Фатхутдинов, В. Е. Хруцкий, А. Ю. Юданов и другие.

Жизненный цикл теории стратегического управления в настоящее время находится в фазе интенсивного роста, одним из главных признаков которого является развитие новой парадигмы стратегического управления, адекватной динамике конкуренции в условиях становления постиндустриального общества.

Исследование проблем стратегического управления экономикой России, анализ тенденций и перспектив развития страны, отдельных ее регионов и предприятий побуждает к формированию новых концептуальных основ стратегического управления экономическими системами различных уровней [Львов Д.С., 2002; Львов Д. С., Гранберг А. Г., 2005; Макаров В. Л., Варшавский А. Е., 2004; Некипелов А. Д., 2001, 2003; Клейнер Г. Б., 2001, 2003, 2004 и др.]. В современной экономической науке появляется осознание того факта, что развитие теории и методологии стратегического управления невозможно без использования аппарата неоинституционализма [Норт Д., 1997; Львов Д. С., 2001; Макаров В. Л., 2003; Полтерович В. М., 1999, 2001, 2003, 2004; Гурков КБ., 2001; Нуреев P.M., 2001; Радаев В. В., 2001, 2002; Клейнер Г. Б., 2001, 2004; Бухвстов A.B., Катъкало B.C., 2005; Дроздова Н. П., Катъкало B.C., 2005].

Естественным полем формирования и действия экономических институтов является мезоэкономика. Мезоэкономический уровень является связующим звеном между двумя предметными сферами экономического анализа: макроэкономической и микроэкономической. Объектами рассмотрения и управления в мезоэкономике являются совокупности предприятий и организаций, демонстрирующие поведение группы объектов или группового объекта, например, торгово-производственные комплексы, крупные сетевые структуры, вертикально интегрированные компании и т. д. Мезоэкономические структуры и их участники являются генераторами и носителями экономических и социальных институтов, поэтому изучение мезоэкономических структур фактически равносильно изучению институтов [Клейнер Г. Б., 2001, 2003].

Научное и практическое развитие теории предприятия и теории стратегического управления привело к становлению взаимосвязей между ними. Формируется экономическая дисциплина — миниэкономика [Попов Е.В., Татаркин А. И., 2002; Попов Е. В., 2002; Некипелов АД., Татаркин А. И., Попов Е. В., 2004], предметом изучения которой является фундаментальное и прикладное развитие и использование теории предприятия [Попов Е.В., Симонова В. Л., 2002].

Теория предприятия понимается также как базовая структура теории стратегического менеджмента. Формулируются требования к теории предприятия, необходимые для использования ее в качестве отправной точки развития методологии стратегического управления, в том числе — требования полноты, системности и динамичности описания функционирования предприятия [Клейнер Г. Б., 2003].

Для стратегического описания российских предприятий предлагается (основанная на системной парадигме экономического развития [Корнай Я., 2002]) системная концепция предприятия [Клейнер Г. Б., 2002], которая комбинирует реактивные (опирающиеся на предположение о пассивной роли предприятия по отношению к окружающей среде) и проактивные (предполагающие доминирующую роль внутренних факторов в поведении предприятия) представления предприятия. В этой концепции внешнее давление на предприятие в духе «школы дизайна» [Г.Минцберг и др., 2000] рассматривается в сочетании с давлением внутренних сил в духе теории «ресурсной базы» [Prahalad С.К., Hamel G., 1990; Teece D.J. et al., 1997; TeeceD.J. etal, 2000;КатькалоB.C., 2003].

Интернационализация бизнеса в условиях становления информационной экономики привела к возникновению парадигмы глобального менеджмента как комплекса взаимосвязанных, логически последовательных действий в области организации, менеджмента, принятия решений и мотивации [Макаров В.Л., 2003; Макаров В. Л., Варшавский А. Е., 2004; Мильнер Б. З., 2003, 2005; Корнейчук Б. В., 2006 и др.]. Новую парадигму можно назвать системой стратегического управления, базирующейся на знаниях, горизонтальных связях, корпоративной динамике (то есть способности к гибкой онлайновой реакции компании), ориентированной на клиента (продукт, услуги). Концептуальной основой управления в информационной экономике является извлечение наибольшей монополистической ренты путем контроля над информационной инфраструктурой и содержанием информации. Новые идеи, инновации и мощный управленческий потенциал являются наиболее ценной и устойчивой формой капитала с точки зрения привлечения и поддержания. Деньги, технологии и труд тяготеют к знаниям, реализуются и управляются ими.

Влияние сетевых форм межфирменной кооперации на развитие российских предприятий привлекает пристальное внимание отечественных исследователей на протяжении последнего десятилетия [Авдашева С.Б., Розанова Н. М., Поповская Е. В., 1998; Авдашева С. Б., 2000, 2004; Гурков КБ., 1997; ДементьевВ.Е., 1998; Долгопятова Т. Г., 1995; Катъкало B.C., 1999; Кущ С. П., Рафинеджад Д., Афанасьев A.A., 2002; Макаров В. Л., Клейнер Г. Б., 1999; Мильнер Б. З., 1998; Мирошниченко Н. В., 2004; Радаев В. В., 1998, 2005; Паринов С. И., 1999, 2002, 2004; Третьяк O.A., Румянцева М. Н., 2004, Храмова И., 2001]. Вначале преобладало скептическое отношение к объединениям предприятий как создающим опасность воссоздания советской организации промышленности. В последние годы в развитии бизнес-групп большая часть исследователей видит магистральный путь реструктуризации российских предприятий. Результативность действий бизнес-групп большинством авторов изучается на примере крупных компаний. Интересы исследователей в основном сосредоточены на детальном описании феномена сетевой межфирменной организации с позиций описания процессов взаимодействия организаций, определения их структур и границ, а также на теоретическом обобщении различных взглядов и подходов к объяснению феномена межфирменных сетей. Вместе с тем известно, что процесс кооперации (основанный как на собственности, так и на неимущественных инструментах) затрагивает и предприятия относительно небольшого размера, функционирующие на региональных рынках [Авдашева С.Б., 2004].

Обобщая приведенную краткую характеристику условий функционирования отечественных предприятий, а также состояния текущего этапа развития теории стратегического управления можно сделать вывод об ее эклектичности и объективно обусловленной потребности дальнейшего развития ее методологии применительно к специфике типовых российских предприятий.

В настоящее время отсутствует системная методология стратегического управления, в соответствии с которой торгово-производственный комплекс рассматривался бы как подсистема мезоэкономического уровня. Рассматриваемый в литературе инструментарий стратегического анализа, прогнозирования и планирования представляет собой набор известных методов и приемов экономического и финансового анализа, статистического анализа данных и исследования зависимостей, экспертного оценивания, теории принятия решений и т. д., выбор из которого наиболее приемлемых методов с целью создания научно обоснованной системы поддержки принятия стратегических управленческих решений является самостоятельной трудоемкой задачей. Необходима разработка такой методологии стратегического управления предприятием, которая бы на основе реализации общих принципов системного анализа объединяла, взаимно обогащала и развивала существующие концепции и методы стратегического управления.

Развитие стратегического управления предприятием как научной дисциплины возможно и необходимо, с учетом современного уровня развития экономической науки и потребностей российской экономики, в следующих основных направлениях:

— развитие взаимодополняющих теоретических основ и концепций теории стратегического управления и теории предприятия с учетом принципиальных положений информационной экономики;

— развитие общих методологических основ стратегического управления предприятием на основе аспектов и принципов системного подхода в предположении правомерности представления предприятия как институциональной подсистемы мезоэкономического уровня;

— развитие инструментария стратегического анализа и стратегического планирования на основе принципа многомодельности исследования динамики поведения предприятия и его взаимосвязей с внешней средой как источника неопределенности и риска;

— апробация на примере типовых предприятий и отраслей основных методологических положений стратегического управления предприятием.

Вышеизложенные положения определяют актуальность избранной темы исследования и необходимость решения крупной научной проблемы — разработки системной методологии стратегического управления предприятием — имеющей важное хозяйственное значение.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методологических основ и аналитических технологий стратегического управления региональным торгово-производственным комплексом, функционирующим в условиях динамичной конкурентной мезосреды.

Эта цель предопределила постановку следующих основных задач:

1) исследовать жизненный цикл теории стратегического управления предприятием как отражение аспектов системного подхода к объекту управления и выявить роль и место институциональной теории и информационной экономики в развитии методологии стратегического управления;

2) провести анализ и синтез современных теорий и концепций предприятия как миниэкономической системы и с общесистемных позиций разработать концептуальную модель торгово-производственного комплекса и сформулировать концептуальные основы развития методологии стратегического управления.

3) предложить общую методологию и частные методики стратегического анализа внешней среды регионального торгово-производственного комплекса, позволяющие выделить факторы внешней макросреды (политика, экономика, социум, технологии,) и мезоросреды (сырье, поставщики, продукция, потребители, конкуренты) комплекса, оказывающие существенное влияние на его развитие и дать количественную оценку влияния этих факторов;

4) провести стратегический анализ конъюнктуры молочной индустрии на макрои мезоуровнях в целях апробации предложенной методологии;

5) обосновать методологию формирования корпоративных стратегий развития регионального торгово-производственного комплексов для мезо-экономического уровня;

6) обосновать методологию формирования бизнес-стратегий торгово-производственного комплекса для микроэкономического уровня.

Объект исследования — макроэкономические и мезоэкономические процессы производства и сбыта продукции торгово-производственных комплексов пищевой индустрии в условиях рынка.

Предмет исследования — методологические и методические проблемы формирования системы управления региональным торгово-производственным комплексом как предприятием сферы услуг.

Методологической основой исследования является диалектический и сравнительно-исторический подходы, системный подход, его аспекты и принципы, использованные для характеристики предприятия как экономической системы и разработки моделей его функционирования, в том числе, элементный аспект — для определения состава компонентов экономических систем, их качественной и количественной характеристикиструктурный аспект — для описания архитектоники экономической системы, указания способов связи и организации взаимодействия между элементами экономической системыфункциональный аспект — для выявления функций экономической системы в целом, и функциональных задач ее подсистемпроцессный аспект — для описания процессов в экономической системе, определяющих ее целевое функционированиекоммуникативный аспект — для исследования связей и взаимодействия экономической системы с внешней средойисторический аспект — для изучения жизненного цикла экономической системыцелевой аспект — для определения целей функционирования экономической системы, в частности выявления миссии предприятия, его корпоративной, стратегической и тактических целейуправленческий аспект — для выявления роли управления в экономической системеинформационный аспект — для характеристики процессов информационного обмена внутри экономической системы и системы с внешней средойа также принцип системности, утверждающий взаимозависимость системы и ее элементов, постулирующий динамическую природу объектов и выдвигающий в качестве условия адекватного познания требование единства анализа и синтезапринцип иерархичности, отражающий иерархию взаимосвязи целого и частей системы, иерархию систем и иерархию моделей, описывающих системыпринцип многомодельности, предполагающий, что познание системы может быть достигнуто лишь путем построения комплекса моделей, отражающих различные аспекты функционирования системыпринцип отрицания редукции, отвергающий постулат неограниченной транзитивности научного исследования, то есть сведения свойств системы к свойствам ее первичных элементовпринцип сочетания детерминизма и антидетерминизма, провозглашающий отказ от вероятностного детерминизма и необходимость более глубокого учета факторов неопределенности и риска в оценке возможности возникновения тех или иных событийпринцип антиинтуитивизма, требующий проверки методами экспертных оценок интуитивных суждений отдельных специалистов.

Теоретической основой диссертации послужили концептуальные построения школ менеджмента, стратегического управления, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области институциональной теории, маркетинга, теории организации, информационной экономики, а также междисциплинарных исследований, посвященных общеэкономическим, информационным и системным проблемам управления.

Материалы и методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования изученные материалы включали: законодательные и нормативные акты, регламентирующие функционирование предприятийданные государственной статистики, в том числе официальные статистические данные об объемах производства и потребления молока и молочной продукции на российском и региональных рынкахматериалы и разработки научно-исследовательских организаций и консалтинговых фирмданные о развитии крупных российских предприятий, размещенные на их официальных сайтахрезультаты собственного обследования репрезентативного контингента потребителей в регионе.

Методической базой исследования явились методы и диагностический инструментарий перечисленных выше научных дисциплин. В рамках общего системного подхода к стратегическому управлению торгово-производственным комплексом были использованы методы дескриптивной, многомерной и непараметрической статистики. Применение статистических методов сопровождалось анализом достоверности получаемых результатов в соответствии со стандартными процедурами статистики.

Статистические данные обрабатывались в среде Microsoft Excel 2000, а также с помощью специализированного пакета для статистического анализа данных Statistica 6.0 for Windows.

Использование указанных методов и материалов обеспечивает, по нашему мнению, обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций диссертации.

Границы исследования позволили конкретизировать понятие торгово-производственного комплекса как совокупности предприятий, действующих на региональном потребительском рынке, имеющего вертикально интегрированную структуру с приоритетом торговой функции. Такая структура обусловлена ориентацией торгово-производственного комплекса торгово-производственного комплекса на максимальное удовлетворение нужд конечного потребителя, то есть «диктатом покупателя», который приводит к «диктату торговли» над производством.

Для апробации разработанной методологии стратегического управления торгово-производственным комплексом избрана молочная продукция, как системообразующая группа товаров. Этот выбор связан с тем, что, во-первых, молочная продукция в силу ментальных особенностей российского населения являются социально значимым товаром. Во-вторых, она имеет существенную долю в общем обороте торговли пищевой продукцией и потреблении. В-третьих, в последние годы имеет место устойчивая тенденция роста потребления молочной продукции, причем биологическая норма потребления в России еще не достигнута, что позволяет прогнозировать рост рынка и развитие работающих на нем предприятий в перспективе. В-четвертых, при анализе процессов производства и реализации молочной продукции высвечиваются все ключевые проблемы стратегического управления предприятием, такие как поиск конкурентных преимуществ, завоевание рынка, интеграция и диверсификация бизнеса, развитие сетевых форм организации бизнеса и т. д. В-пятых, благодаря значительной регионализации производства исходного сырья и потребления конечной продукции есть возможность рассмотреть всю производственно-торговую цепочку «исходное сырье — производство — торговля — потребители» в рамках одного региона, что позволяет избежать «лишних» исходных упрощений и допущений при моделировании работы предприятия как подсистемы мезоэкономического уровня, а следовательно, повысить надежность моделей и достоверность выводов и прогнозов.

Научная новизна результатов исследования заключается в представленных ниже положениях, характеризующих в совокупности методологические основы стратегического управления торгово-производственным комплексом:

— определены концептуальные положения применения институциональной теории, методов системного анализа, теории принятия решений, статистического анализа данных и многомерной классификации в стратегическом управлении торгово-производственным комплексом;

— определено понятие информационного пространства предприятия и обоснован приоритет стратегического управления информационными ресурсами и знаниями в условиях становления информационной экономики;

— обоснована системная информационно-логистическая концепция предприятия как база разработки методологии стратегического управления предприятием;

— сформулирована концепция опережающего латентного развития совокупного потенциала фирмы как основа достижения конкурентных преимуществ в условиях современной российской экономики;

— разработана система взаимосвязанных моделей на основе методов оптимизации и системной динамики для анализа конъюнктуры потребительского рынка и принятия решений по развитию торгово-производственного комплекса.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методологического и методического обеспечения формирования стратегий развития регионального торгово-производственного комплекса, функционирующего в условиях развития сетевых форм организации торговли. Практическая значимость заключается также в принципиальной возможности применения разработанной методологии в стратегическом управлении другими типами российских предприятий.

Структура диссертации отражает логическую последовательность и взаимосвязь решаемых проблем. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы (296 наименований), содержит 18 таблиц и 35 рисунков.

1. Авдашева С. Б. Количество против качества экономического роста: эффективность использования ресурсов в российской промышленности в 1997;2001 гг. // Российский журнал менеджмента. — 2003. — Т. 1. — № 2. -С. 51−78.

2. Авхачев Ю. Международные слияния и поглощения компаний: новые возможности предприятий России по интеграции в мировое хозяйство. М.: Изд-во «Научная книга», 2005. 120 с.

3. Айвазян С. А., Бухштабер В. М., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. (1989): Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. Москва: Финансы и статистика.

4. Айвазян С. А., Мхитарян B.C. Теория вероятностей и прикладная статистика. Том 1. Москва: Юнити, 2001. — 656 с.

5. Айвазян С. А. и др. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. — 607 с.

6. Академия рынка: маркетинг / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- М.: Экономика, 1993.

7. Акофф Р. Л. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2002.

8. Амблер Т. Маркетинг от, А до Я. СПб.: Питер, 1998. — 480 с.

9. Ананьин О., Одинцова М. Методология экономической науки: современные тенденции и проблемы // Истоки. 2000. Вып. № 4. С. 92−137.

10. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ.— М.: Экономика, 1989.

11. Архипова Л. В., Сребник Б. В. Основы маркетинга. М.: МФИ, 1990.

12. Аршинов В. И., Данилов Ю. А., Тарасенко В. В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации. http://www.iph.ras.ru.

13. Афанасьев В. Г. Информация как ресурс управления // Становление информатики-М.: Наука, 1986;С. 156−172.

14. Афанасьев М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995.

15. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ. Москва: Мир, 1982.

16. Багиев Г. Л., Томилов В. В., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства. СПб.: СПбУЭФ, 1995.

17. Бейкер М. Будущее маркетинга // Маркетинг / Под ред. М. Бейкера. СПб., 2002.

18. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. — 263 с.

19. Благов Ю. Е. Альфред Д. Чандлер и история бизнеса // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 2002. Вып.4. С. 95—101.

20. Блаубер И. В., Садовский В. Н. и др. Проблемы методологии системного исследования. -М.: Мысль, 1970.-435 с.

21. Бобина М. Стратегические межфирменные альянсы // Вопросы экономики. 2002. — № 4.

22. Богатко А. Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1999. — 208 с.

23. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ.— М.: Экономика, 1991.

24. Бусленко Н. П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. -469 с.

25. Бухвалов А. В., Катькало B.C. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента // Российский журнал менеджмента. -2005. Т. 3. -№ 1.

26. Валитова JI.A., Тамбовцев B.JI. Организационная экология: взгляд экономиста // Российский журнал менеджмента. 2005. — Т. 3. — № 2. — С. 109−118.

27. Верзилин Д. Н. Черешнев В.В. К вопросу оценивания целевой эффективности социальных и медицинских систем // В сб.: Актуальные проблемы теоретической и прикладной медицины. Екатеринбург, 2003. — С. 410−414.

28. Верзилин Д. Н., Черешнев B.B. Инструментарий маркетинговых исследований в управлении предприятием: анализ и интерпретация таблиц сопряженности признаков // Пятые Петровские чтения: Сб. научных трудов. СПб.: ПАНИ, 2004. — С. 145−146.

29. Верзилин Д. Н., Черешнев В. В. Использование метода анализа соответствий при управлении производственно-сбытовой деятельностью предприятия // Экономика и математические методы. 2005. — Т. 41, № 1.-С. 80−93.

30. Верзилин Д. Н., Черешнев В. В., Николашин A.A. Проблемы и технологии менеджмента виртуальных предприятий // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Тезисы докладов I науч.-практ. конф. 22 марта 2006 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. — С.68−70.

31. Вимм-Билль-Данн Продукты питания: Информационный меморандум. М.: «Тройка Диалог», 2003. — 39с.

32. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. радио, 1968. — 268 с.

33. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.

34. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: МГУ, 1995.

35. Вихляев A.A., Шавишвили Д. Ф. Розничные цены. — М.: Финансы и статистика, 1990.

36. Гаврилова С. Н., Рыбалко A.A., Черешнев В. В. Управление инвестиционной сферой региона в условиях финансовых рисков. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002 — 212 с.

37. Галпин Т., Хэндон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний: Методы и процедуры интеграции на всех уровнях организационной иерархии (пер. с англ., под ред. Кондуковой Э.В.) М: Изд-во «Вильяме», 2005, — 240 с.

38. Гамбаров Г. М., Шураев Н. М., Королев Ю. Г. и др. Статистическое моделирование и прогнозирование: учеб. пособие / Под ред. Грандберга А.Г.- М.: Финансы и статистика, 1990 383 с.

39. Голубков Е. П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. -М.: Экономика, 1977.

40. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 с.

41. Горячев A.A. Изучение внешнеторговых рынков: цели, средства, эффективность. — М., 1984.

42. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения: ГОСТ Р 51 303−99. Утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст, введен в действие с 01.01.2000.

43. Грант Р. М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник СПбГУ. 2003. -Вып. 3.

44. Гринберг A.C., Гобачев H.H., Бондаренко A.C. Информационные технологии управления. М.: Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2004 — 479 с.

45. Гудков А. Наценка на цивилизацию // Время новостей. 2005. -26.08.

46. Гурков И. Б. Воздействие интегрированных структур управления на инновационное развитие российских предприятий: попытка эмпирического анализа // Российский журнал менеджмента. 2005. — Т. 3. — № 4. — С. 55−66.

47. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации. М.: Изд-во ТЕИС, 2004.-240 с.

48. Гурков И. Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006. -320 с.

49. Данько Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: Изд-во ИНФРА-М, 1997. — 280 с.

50. Добрынин А. И., Тарасевич JI.C. Экономическая теория. СПб.: Питер, 1998.-576 с.

51. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. СПб, 1992. — 496 с.

52. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. М.: Бук Чембер Интернешнл, 1992.

53. Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики. 2002. — № 4.

54. Евланов Л. Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. — М.: Экономика, 1978.

55. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1996.

56. Журавлева Т. Коронный брэнд // Эксперт. 2001. — № 5. — С. 146.

57. Ивашковская И. В., Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации // Российский журнал менеджмента. 2004. Т.2. — № 4. — С. 19−34.

58. Игнатишин Ю. В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. СПб.: Питер, 2005. — 208 с.

59. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / Петров А. Н., Демидова Л. Г. и др. СПб.: Знание, 2000. — 96 с.

60. Институциональная экономика: Уч. пособие / Под ред. акад. Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001.

61. Информационно-аналитический портал профессионалов розничной торговли. http://www.retailer.ru.

62. Каплан P.C., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей, определяющих эффективность работы организации: Перев.: И. Н. Баранов (ориг.: английский) // Российский журнал менеджмента. 2004. — Т.2. — № 3. -С.71−84.

63. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. -М.: Экономика. 1991. -238 с.

64. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

65. Катькало В. С. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980;1990;е гг. // Вестн. С.-Петерб. унта. Сер. Экономика. 1999. Вып. 2. № 12. С. 21−38.

66. Катькало B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента. 2003. — Т. 1. — № 1. — С. 7−30.

67. Катькало B.C. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.8. — 2003, -Вып. 3(№ 24). — С.3−17.

68. Катькало B.C. Обучение стратегическому управлению на основе концепции компетенций: успешный российский опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.8. — 2004. -Вып. 2(№ 16). — С.201−207.

69. Ким Дж. О., Мьюллер Ч. У., Кленка У. Р., Олдендерфер М. С., Блэш-филд Р.К. (1989): Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. Москва: Финансы и статистика.

70. Кинг У., Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление / Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. — 280с.

71. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. -М.: Прогресс, 1982.

72. Клейнер Г. Б. Микроэкономические факторы экономического роста // Труды Всероссийского симпозиума по миниэкономике: Пленарные доклады. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. — С.45−62.

73. Клейнер Г. Б. Особенности процессов формирования и эволюции социально-экономических институтов в России. М.: ЦЭМИ РАН, 2001.

74. Клейнер Г. Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. 2003. — Т. 1. — № 1. -С. 31−56.

75. Клейнер Г. Б. Реформировании предприятий: возможности и перспективы // Общественные науки и современность. 1997. — № 3.

76. Клейнер Г. Б. Системное моделирование макроэкономических объектов. Системный анализ в экономике. Таганрог, 2001.

77. Клейнер Г. Б. Современная российская экономика как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 1996. — № 4.

78. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. ЦЭМИ РАН. -М.: Наука, 2004.-240 с.

79. Клейнер Г. Б. Экономико-математическое моделирование и экономическая теория // Экономика и мат. методы 2002. — Т.38. — № 3.

80. Коллиз Д. Дж., Монтгомери С. А. Конкуренция на основе ресурсов: стратегия в 1990;е гг. // Вестник Санкт-Петербургского ун-та: Сер. 8. -2003. Вып. 4.

81. Колмогоров А. И. Теория информации и теория алгоритмов. М.: Наука, 1987.

82. Корнай Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. -№ 4. — С.3−18.

83. Корнейчук Б. В. Информационная экономика. СПб.: Питер, 2006. -400 с.

84. Корнейчук Б. В. Макроэкономика: Учебник. М.: Экономист, 2004. -458с.

85. Корогодин В. И. Информация и феномен жизни. Пущино: Пущин-ский научный центр АН СССР, 1991.-202 с.

86. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998. -896 с.

87. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. — 879 с.

88. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М: Дело, 1993.

89. Краснова В. О пользе воинских уставов в конкурентной борьбе // Эксперт. -1998. -№ 6.

90. Кущ С. П., Рафинеджад Д., Афанасьев А. Сетевой подход в маркетинге: российский опыт // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. -2002.-Вып. 1.-С. 81−107.

91. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива. Спб.: Наука, 1996. Ю5.Ланцов В. А., Песоцкая Е. В., Чикишева Н. М. Стратегический анализ. СПб., Изд-во «Литера Плюс», 2001. — 274 с.

92. Львов Д. С. Управление научно-техническим развитием // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 3. — С.63−67.

93. Львов Д. С. Управление социально-экономическим развитием России. М.: Экономика, 2002. — 702 с.

94. Ю. Львов Д. С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.Ш.Львов Д. С., Гранберг А. Г. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. -М.: Изд-во: Экономика, 2005.

95. М&А: В ритейле выгоднее вместе // Новости торговли. 2006. -№ 5.ИЗ.Макаров В. Л. Исчисление институтов // Экономика и математические методы. 2003. — Т.39. -№ 2. — С.14−37.

96. Макаров В. Л. О применении меода эволюционной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 3.

97. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН. 2003. — № 3. — С.450−456.Пб.Макаров В. Л., Варшавский А. Е. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и технологической безопасности. М.: Наука, 2004. — 880 с.

98. Макконелл K.P., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т./ Пер. с англ. М.: Республика, 1992. — т.1 — 400 е., т.2 -400 с.

99. Максимов Г. К., Черешнев В. В. Организация службы маркетинга на предприятии: некоторые вопросы метатеории // Журнал «Современные аспекты экономики». 2001. — № 10. — С.

100. Максимова Т. Г. Логистика медико-социальных систем в чрезвычайных ситуациях. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 270 с.

101. Максимова Т. Г., Пыткин А. Н., Черешнев В. В., Максимов Г. К. Общий маркетинг: информационно-технологическая концепция маркетинговой деятельности // Современные аспекты экономики. 2001. — № 11. -С.63−65.

102. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2001. — 516с.

103. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2005. — 648 с.

104. Мильнер Б. З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003. -178 с.

105. Мильнер Б. З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента. 2003. — Т.1. — № 1. — С. 57−76.

106. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.

107. Минцберг Г., Куин Дж.Б., Гошил С. Стратегический процесс. -СПб.: Питер, 2001.

108. Мировой рынок молочной продукции // Ьир://шозкоу1а. marketcenter.ru.

109. Михалев О. В. Моделирование потребительского поведения // Маркетинг. 1995. -№ 2- С.66−71.

110. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. -М.: Наука, 1987. 302 с.

111. Молотников А. Е. Слияние и поглощение. Российский опыт. М.: Изд-во «Вершина», 2006. — 344 с.

112. Молочные инвесторы идут в провинцию // Независимая газета.2002.-№ 237(2791).

113. Некипелов А. Д. Влияние глобализации на реалоккацию ресурсов в переходных экономиках // Проблемы теории и практики управления.2003. № 2. — С.10−20.

114. Некипелов А. Д. О стратегических установках и экономической политике федеральных властей // Российский экономический журнал. 2004. -№ 5−6.-С.3−11.

115. Некипелов А. Д. От квазирынка к рынку (концептуальные вопросы экономического развития России в начале XXI века) // Российский экономический журнал. 2001. — № 2.

116. Некипелов А. Д., Татаркин А. И., Попов Е. В. Современная экономическая теория: систематизация накопленного // Вестник РАН. 2004. -Т.74. — С.255−259.

117. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002.Ш.Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: «Финансы и статистика», 1991. 304 с.

118. Норт Д. Вклад неоинституциализма в понимание проблем переходной экономики: Доклад. 1997. -http://www.wider.unu.edu/northpl.htm.МЗ.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

119. Олдрич X. Предпринимательские стратегии в новых популяциях организаций // Российский журнал менеджмента. 2005. — Т. 3. — № 2. — С. 139−154.149.0лейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2000.

120. Осипенко О. В. Защита компании от недружественного поглощения и корпоративного шантажа. М: Изд-во: «Юркнига», 2005. — 208 с.

121. Официальный портал компании ACNielsen. -http://www.acnielsen.ru.

122. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ. http://www.economv.gov.ru/wps/portal.

123. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/portal.

124. Паринов С. И. К построению теоретической модели сетевой экономики. Новосибирск: Институт Экономики и ОПП СО РАН, 1999. -http://rvles.ieie.nsc.ru/~parinov/.

125. Паринов С. И. Третья форма управления для сетевой экономики, 1999. http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/net-form.htm.

126. Перегудов Ф. И.

Введение

в системный ацализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. М.: Высшая школа. — 1989. — 367 с.

127. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. — М.: Экономика, Дело, 1992.

128. Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. — Т.35. — № 2. -С.3−20.

129. Полтерович В. М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. — № 3. — С.5−16.

130. Полтерович В. М. Оптимальный выбор экономических институтов // Экономика и математические методы. 2003. — Т.39. — № 4. — С.52−58.Ш.Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. — № 3. — С.24−51.

131. Попов Е. В. Институты миниэкономики. М.: Экономика, 2005. -638 с.

132. Попов Е. В. Классификация и специализация разделов экономической науки // Общество и экономика. 2001. -№ 2. — С. 200−207.

133. Попов Е. В. Продвижение товаров и услуг. М.: «Финансы и статистика», 1999. — 320 с.

134. Попов Е. В. Рождение миниэкономики // Наука Урала. 2002. -№ 28−30(12).

135. Попов Е. В. Рыночный потенциал предприятия. М.: Экономика, 2001.

136. Попов Е. В. Теория маркетинга. Екатеринбург: Наука, 1999.

137. Попов Е. В., Попова JI.H., Клюев Ю. Б. Разработка товара. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т, 1997.

138. Попов Е. В., Симонова B.JI. Матрица теорий предприятия // Экономическая наука современной России. 2002. — № 4. — С.5−18.

139. Попов Е. В., Татаркин А. И. Миниэкономика. М.: Наука, 2002.

140. Попов Е. В., Татаркин А. И. Теория анализа рынка. Екатеринбург.: Институт экономики УрО РАН, 2000. — 220 с.

141. Портер М. Конкуренция. М.: Издат. дом «Вильяме»., 2000.

142. Потребление молока и молочной продукции гражданами России. -http://www.romir.ru.

143. Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований. Под редакцией Голубкова Е. П. и Жандарова А. М. М.: Экономика, 1987.

144. Пыткин А. Н., Черешнев В. В., Максимова Т. Г., Максимов Т. К. Стратегический и операционный маркетинг в свете информационно-технологической концепции маркетинговой деятельности // Современные аспекты экономики. 2001. — № 11. — С. 66−69.

145. Радаев В. В. Деформализация правил в российской хозяйственной деятельности // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо-и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2001. С.253−261.

146. Радаев В. В. Динамика деловых стратегий российских розничных компаний под воздействием глобальных торговых сетей // Российский журнал менеджмента. 2005. — Том 3. — № 3. — С.3−26.

147. Радаев В. В. Легализация российского бизнеса как институциональная проблема // Куда идет Россия?. Формальные институты и реальные практики / Под общ. ред. Т. П. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002. С.95−107.

148. Радаев В. В. Популяционная экология организаций: как возникает разнообразие организационных форм // Российский журнал менеджмента. -2005. Т. 3. -№ 2. С. 99−108.

149. Радаев В. В. Что такое конкуренция? // Экономическая социология. -2003.-Т. 4.-№ 2.-С. 16−25.

150. Радаев В. В. Что такое экономическое действие? // Экономическая социология. 2003. — Т. 3. — № 5.

151. Радыгин А. Д. Эволюция форм интеграции и управленческих моделей: опыт крупных российских корпораций и групп // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. — № 4. — С. 35−58.

152. Рид С. Ф., Лажу А. Р. Искусство слияний и поглощений: Пер. с англ. М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2004. — 956 с.

153. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.: Прогресс, 1986.

154. Роджерс Ф. Дж. IBM. Взгляд изнутри: человек фирма — маркетинг. — М.: Прогресс, 1990.

155. РосБизнесКонсалтинг: Новости. Аналитика. http://www.rbc.ru.

156. Российская молочная перспектива-2005: проблемы инвестиций в молочную отрасль. Итоги. http://www.conditer.ru.

157. Роуз М.Дж., Даеленбах У. С. Переосмысление методов исследований для развития ресурсной концепции: выявление источников устойчивых конкурентных преимуществ // Российский журнал менеджмента. -2003.-Т. 1.-№ 2.-С. 115−126.

158. Рудык Н. Б. Конгломеративные слияния и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов. М: Изд-во: «Дело», 2005. — 224 с.

159. Рыночная экономика: Учебник. — М.: Соминтек, 1992.

160. Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1991. 224 с.

161. Сергиенко Я. В. Современные корпоративные стратегии: роль специализации и трансакционных издержек // Российский журнал менеджмента. 2004. — Т. 2. — № 3. — С. 47−62.

162. Середа В. А. Экономика и организация фирмы, производственного предприятия. Екатеринбург, 1996.

163. Сеть магазинов «Пятерочка»: Информационный портал. -http://www.e5.ru.

164. Синк Д. С. Управление производительностью: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.

165. Современный бизнес: Учебник в 2-х т. /Д.Дж.Речмен, М. Х. Мескон, К. JI. Боуви, Дж. В. Тилл / Пер. с англ. М.: Республика, 1995, — т1. — 431 е., т.2−479 с.

166. Становление информационной экономики: теория и практика: Сб. научн. трудов / Под ред. д.э.н., проф. Б. В. Корнейчука. СПб.: Нестор, 2006. — 240 с.

167. Старк А. Розничная азбука. М.: Экономика, 2002.

168. Старое С. А. Становление и развитие частных торговых марок продовольственных розничных сетей в современной России // Вестник Санкт-Петербургского ун-та: Сер. 8 (Менеджмент). 2003. — Вып. 4. — С.26−48.

169. Тейлор Д., Смоллинг А. В тени Wal-Mart: Учебник по конкурентной борьбе независимого розничного предприятия с сетевым гигантом. М.: Издательство Жигульского, 2002.

170. Технология // Энциклопедический словарь по экономике.-Минск: Польше, 1997.-С.447.

171. Технология системного моделирования / Под ред. C.B. Емельянова. -М.: МашиностроениеБерлин: Техник, 1988, — 357 с.

172. Типология потребления / Под ред. С. А. Айвазяна, Н. М. Римашевской. -М.: Наука, 1978. 168 с.

173. Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник Санкт-Петербургского ун-та: Сер. 8.-2003.-Вып. 4.

174. Тренев H.H. Стратегическое управление. М.: Изд-во «Приор», 2000.-288 с.

175. Третьяк О. Новый этап эволюции маркетинговой концепции управления // РЭЖ. 1997. № 10. С. 74−81.

176. Третьяк O.A., Румянцева М. Н. Сетевые подходы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена // Российский журнал менеджмента. 2003. — Т. 1. — № 2. — С. 25−50.

177. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1994.

178. Устинов И. Н. Мировая торговля М., Экономика, 2000.2Ю.Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятий (Индустриальнаядинамика). -М.: Прогресс, 1971.-229 с.

179. ЬФоррестер Дж. Основы кибернетики предприятий (Индустриальная динамика).-М.: Прогресс, 1971.-229 с.

180. Фридман A.A., Маракулин В. М., Коковин С. Г., Денисова И. А., Ту-гарева Е. В. Исследования закономерностей и процессов в моделях экономических систем. М.: Моск. обществ, науч. фонд, серия «Новая перспектива», 1996.

181. Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.

182. Хасис Л. А. Поворотные пункты в развитии российского ритейла // Вопросы экономики. 2006. № 6. — С.136 — 144.

183. Хасис Л. А. Розничные торговые сети в современной экономике. -М., 2004.-80 с.

184. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. М.: Дело, 2003.

185. Храмова И. Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России // www.iet.ru.

186. Чармэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы. СПб.: Питер, 1999. — 321 с.

187. Чезборо Г. У., Тис Д.Дж. Организационные формы инноваций: когда виртуальная корпорация эффективна? // Российский журнал менеджмента.-2003.-Т. 1. -№ 1.-С. 123−136.

188. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: Реориен-тация теории стоимости. М.: Экономика, 1996.

189. Черешнев В. В. Потребление молока и молочной продукции населением северных регионов России: статистический анализ // Всероссийская научная конференция «Стратегия развития северных регионов России». -Архангельск, 2003.-С. 166−167.

190. Черешнев В. В. Верзилин Д.Н. Человеческий потенциал: качественные и количественные характеристики // В сб.: Актуальные проблемы теоретической и прикладной медицины. Екатеринбург, 2003. — С. 424−430.

191. Черешнев В. В. Информационно-технологическая концепция маркетинговой деятельности // Вестник Уральского государственного технического университета УПИ. Серия «Экономика и управление». Выпуск девятый. — Екатеринбург, 2006. — № 7(78). — С. 47−54.

192. Черешнев В. В. Конкурентная борьба и маркетинг: проблемы и технологии управления производственно-торговым комплексом. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 99 с.

193. Черешнев В. В. Мезоэкономические модели функционирования предприятия: элементы теории и практики // Журнал экономической теории.-2005.-№ 2.-С. 103−125.

194. Черешнев В. В. Методика планирования развития регионального рынка молочной продукции: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2004. -20с.

195. Черешнев В. В. Методологические аспекты концепций маркетинга // Журнал «Современные аспекты экономики». 2001. — № 10. — С. 182 185.

196. Черешнев В. В. Модели конкуренции и конъюнктуры товарного рынка. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 115с.

197. Черешнев В. В. Определение нормативных показателей структуры активов предприятия // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: Тезисы V Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Нестор, 2004. — Ч. 2. — С. 177−179.

198. Черешнев В. В. Планирование развития регионального молочного комплекса // Экономика региона. 2005. -№ 3. — С. 153−168.

199. Черешнев В. В. Применение метода статистического анализа соответствий для исследования предпочтений потребителей пива // Труды Всероссийского симпозиума по миниэкономике. Екатеринбург, 2002. — С. 138−141.

200. Черешнев В. В. Роль малого бизнеса в условиях экономики переходного периода // Материалы международной научно-практической конференции «Российская экономика на рубеже XXI века». Пермь, 1999. -С. 164−166.

201. Черешнев В. В. Стратегический анализ конъюнктуры молочной индустрии в регионах России: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2004. -36с.

202. Черешнев В. В. Стратегический анализ конъюнктуры молочной индустрии Пермской области: Препринт. Пермь-СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.-22с.

203. Черешнев В. В. Стратегическое планирование производства и сбыта на основе метода системной динамики // Известия Уральского государственного экономического университета. Екатеринбург, 2006. -№ 1(13).-С. 94−101.

204. Черешнев В. В. Управление системой маркетинга как способ повышения эффективности предприятия: Препринт. Пермь: ПФ ИЭ УрО РАН, 2002. — 56 с.

205. Черешнев B.B. Некоторые проблемы теории и практики стратегического управления региональным производственно-торговым комплексом молочной индустрии // Пятые Петровские чтения: Сб. науч. трудов. -СПб.: ПАНИ, 2004. С. 188−190.

206. Черешнев В. В., Верзилин Д. Н. Иерархическая модель формирования маркетинговой политики организации // Труды Всероссийского симпозиума по миниэкономике. Екатеринбург, 2002. — С. 29−31.

207. Черешнев В. В., Максимова Т. Г. Расширенный операционный анализ продаж торгового предприятия и его прикладные показатели // Труды VI Международного российско-китайского симпозиума «Государство и рынок». Секция 2. Екатеринбург, 2005. — С. 363−366.

208. Черешнев В. В., Максимова Т. Г., Максимов Г. К. К методике определения общего показателя ликвидности торгово-производственного предприятия // Вестник Российской академии естественных наук. 2006. — Т. 6, № 2. — С. 60−64.

209. Черешнев В. В., Максимова Т. Г., Рыжков H.A. Моделирование нормативов структурных показателей экономических ресурсов предприятия // Актуальные проблемы управления рыночной экономикой в России: Сборник научных трудов, — Тверь, 2004. С. 114−115.

210. Черешнев В. В., Соловьева Ю. А., Исенова Т. С. Методологические подходы к исследованию производственно-торгового комплекса как объекта миниэкономики // Пятые Петровские чтения: Сб. науч. трудов. -СПб.: ПАНИ, 2004. С. 185−188.

211. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: ТЭИС, 1999.

212. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2004. — 237 с.

213. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 1995. 176 с.

214. Шерешева М. Ю. Информационная инфраструктура розничных сетей в России // Российский журнал менеджмента. 2005. — Т. 3. — № 1. — С. 53−74.

215. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Мысль, 1982.

216. Эксперт Online. http://www.expert.ru.

217. Экспертный канал «Открытая экономика». http://www.opec.ru.

218. Энджел Д. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. — 864 с.

219. Юл Дж. Эдни, Кендал М.Дж. Теория статистики. 14 изд. переем, и расш./Пер. с англ. Ф.дЛившица. М.: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1960, -780 с.

220. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974.

221. Ackoff R. L. A Concept of Corporate Planning. John Wiley and Sons. -N. Y., 1970.

222. Andrews K. R. The Concept of Corporate Strategy. Dow Jones-Irwin: Homewood, II. 1971.

223. Ansoff I. Corporate Strategy: An Analytical Approach to Business Policy for Growth and Expansion. N. Y., 1965.

224. Barbrook R. The Hi-Tech Gift Economy // http://www.firstmonday.dk/issues/issue312/barbrook/index.html.

225. Boston Consulting Group, Perspectives on Experience. Boston, Mass.: The Boston Consulting Group, 1970.

226. Bowman C, Faulkner D. Competitive and Corporate Strategy IRWIN, 1997.

227. Burns Alvin C., Bush Ronald F. Marketing Research. New Jersey, Prentice Hall, 1995.

228. Carrol, J.D., Green, P.E., and Schaffer, C.M. (1986): Interpoint distance comparisons in correspondence analysis // Journal of Marketing Research. 23.

229. Chandler A. D. Strategy and Structure. Cambridge, MA, 1962.

230. Charmasson H. The name the thing: creating the perfect name for your company or product. American management association, Amacom, 1999. 321P.

231. Christopher Martin, McDonald Malcolm H. B. Effective Marketing Management. Cranpield School of Management, 1986.

232. De Long J. Bradford. Rules, New and Old, for Tomorrow’s Economy // http://econ 161.berkeley.edu/EconArticles/Reviews/InformationRules.html.

233. Douglass C. North. Economic Performance Through Time // The American Economic Review. June 1994. — No. 3.

234. Edmonds Br. Modelling Bounded Rationality In Agent-Based Simulations using the Evolution of Mental Models, 1998. http://www.cpm.mmu.ac.uk/cpmrep33.html.

235. Encyclopedia of the New Economy, WIRED May, 1998. -http://www.hotwired.com/special/ene/.

236. Furubotn E., Richter R. Institutions and Economic Theory: The Contribution of the New Institutional Economics (Economics, Cognition, and Society). -Michigan: University of Michigan Press, 2005 547p.

237. Grant R.M., Contemporary Strategy Analysis: Concepts, Techniques, Applications. 3rd edition.-Blackwell Business, 1998.

238. Hamer G., Prahalad C. Competing for the Future. — Harvard Business School Press, 1994.

239. Hunger D.J., Wheelen T.L. Essentials of Strategic Management. Addison-Wesley, 1996.

240. Kevin K. New Rules for the New Economy, WIRED September, 1997. -http://www.wired.eom/wired/5.09/newrules.html.

241. Kotier P. Sales Management Organization: Analyses, Planning, Realization and Controlling. 8 ed. Englewood Cliffs. -N.Y.: Prentice-Hall, 1994.

242. Lebart, L., Morineau, A., and Warwick, K., M. (1984): Multivariate descriptive statistical analysis: Correspondence analysis and related techniques for large matrices. New York: Wiley & Sons.

243. Leevers D. Inner Space the Final Frontier, 1997, http://www.vers.co.uk/DLEEVERS/PAPERS/innerspace.htm.

244. Michael H. Goldhaber. The Attention Economy: The Natural Economy of the Net, http://www.well.com/user/mgoldh/natecnet.html.

245. Miles R.E., Snow C.C. Organizations: New Concepts for New Forms // California Management Review. 1986. -№ 28 (3).

246. Mintzberg H. Patterns of strategy formulation // Management Science. -1978.-24. P. 934—948.

247. Mintzberg H. The Design school: Reconsidering the basic premises of strategic management // Strategic Management Journal. 1990. — № 11 (3). -P.171−195.

248. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamic of Innovation. -N.Y.: Oxford Univ. Press, 1995.

249. Osier S.M. Modern Competitive Analysis. — Oxford University Press, 1994.

250. Peters T. Liberation Management. Knopf: N. Y., 1992.

251. Quinn J. B. Strategies for Change: Logical Incrementalism. Dow JonesIrwin: Home wood, IL., 1980.

252. Rubin P. H. The State of Nature and the Origin of Legal Institutions, 1998, Working Paper.

253. Scott M., Edmonds Br. Modelling Learning as Modelling, 1998. -http://www.cpm.mmu.ac.uk/cpmrep03.html.

254. Segev E. Corporate Strategies: Portfolio Models. — Boyd & Fraser, 1995.

255. Shepard St. B. The New Economy: What It Really Means. -http://www.businessweek.com/1997/46/b3553084.htm.

256. Steiner G. A. Strategic Factors in Business Success. Financial executives research foundation. N. Y., 1969.

257. Thompson A.A. Jr. et. al. Strategic Management: Concepts and Cases. 9th edition. IRWIN, 1997.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой