Организация системы маркетинга на предприятиях в переходный период
В этой связи, маркетинг, как сплав науки предпринимательства и конкретных, проверенных временем практических методов, безусловно, мог бы стать и уже становится той универсальной системой обеспечения работы предприятия в условиях рынка, которая создает предпосылки к совершенствованию его деятельности и помогает избежать многих ошибок по широкому спектру областейпроизводственной, сбытовой… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. МАРКЕТИНГ КАК КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
- 1. 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 2. ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
- 1. 3. СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ — УСЛОВИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОБЩЕСТВОМ
- 2. ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
- 2. 1. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
- 2. 2. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 2. 3. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
- 3. ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
- 3. 1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
- 3. 2. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВАРИАНТЫ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕРОПРИЯТИЙ
Организация системы маркетинга на предприятиях в переходный период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность выбранной темы обусловлена происходящими на отечественных предприятиях процессами адаптации производственно-сбытовой системы к рыночным требованиям, и связанной с этим необходимостью изучения особенностей этого процесса и выработки комплекса поддерживающих мер.
Стремительные изменения, объективно происходящие в политической, экономической и общественной жизни Российской Федерации в последние годы, ставят перед предприятиями ряд серьезных вопросов, связанных не только с поиском новых путей хозяйствования, но и с обеспечением самого выживания в новых экономических условиях.
В этой связи, маркетинг, как сплав науки предпринимательства и конкретных, проверенных временем практических методов, безусловно, мог бы стать и уже становится той универсальной системой обеспечения работы предприятия в условиях рынка, которая создает предпосылки к совершенствованию его деятельности и помогает избежать многих ошибок по широкому спектру областейпроизводственной, сбытовой, финансовой и т. д.
Маркетинг, с определенным, достигнутым к настоящему моменту, уровнем научной и практической составляющей характеризуется значительным опытом использования, во всем своем многоообразии описан в трудах Ф. Котлера, Дж. Эванса и Б. Бермана, М. Портера и многих других известных специалистов в этой области.
Нужно отметить, что прежде всего, он отвечает тому высокому уровню экономического развития, который обеспечен в современных условиях в наиболее продвинутых в этом отношении странах.
Эта высокоорганизованная модель маркетинга в целом может служить ориентиром при формировании отечественного маркетинга.
Однако, процесс внедрения подобной классической схемы маркетинга в наших условиях имеет очевидные трудности и протекает достаточно тяжело.
Специфика условий, в которых происходит формирование маркетинга на отечественных предприятиях, складывающаяся под воздействием факторов переходного периода, порождает определенные проблемы в организации системы маркетинга на предприятиях, во-многом сдерживает продвижение к развитой модели маркетинга.
Хотя работа в этом направлении идет, в большинстве случаев она лишена четких ориентиров применительно к сложившимся условиям. Не ясны и принципы, на которых должна строиться подобная деятельность.
Необходимо отметить также, что наряду со значительным количеством отечественных работ, посвященных переработке западного опыта маркетинговой деятельности, очень малое их число учитывает реальную специфику развития маркетинга на предприятиях в условиях переходного периода.
Таким образом, проведение работы по выбранной теме, имеющей в своей основе, с одной стороны, изучение зарубежных и отечественных источников по маркетингу, а с другойанализ данных по особенностям процесса организации системы маркетинга на конкретных предприятиях, представляется чрезвычайно актуальным для дальнейшего использования в практике отечественных предприятий.
Отмеченная актуальность проблемы, недостаточная научная разработка темы предопределили выбор цели, предмета и объекта исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы проанализировав условия в организации системы маркетинга на предприятиях, выработать и предложить рекомендации к этой деятельности в переходный период. ^ Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные исследовательские задачи :
— определить методологический подход и разработать методические основы исследования;
— уточнить характер эволюции, содержание и сущность современного маркетинга в развитых странах;
— проанализировать характерное для переходного периода состояние факторов внешней среды, определяющих становление маркетинга;
— разработать необходимую методику обследования предприятий;
— провести анализ условий формирования системы маркетинга на уровне промышленного предприятия, выявить их специфику;
— выделить и конкретизировать элементы и ограничения процесса ф формирования системы маркетинга на предприятиях в условиях перехода к рынку;
— учитывая выявленную специфику, разработать рекомендации по организации системы маркетинга на предприятиях применительно к сложившимся условиям.
Объектом исследования явились предприятия в условиях перехода к рыночной модели хозяйствования.
Предметом исследования послужили условия формирования системы маркетинга на предприятиях промышленности в переходный период. * Теоретической и методологической основой исследования явились принципы системного подхода к анализу экономических явлений, теория в щ области маркетинга, управления и методологии научных исследований в изложении зарубежных и отечественных ученых, таких как: Берман Б., Берталанфи Л., Друкер П., Котлер Ф., Коцци Д., Левитт Т., Мадден Т.,.
Олсон Дж., Оптнср С., Питер Дж., Портер М., Харриган К., Шеннон Р., и др.- Богданов А. А., Голубков Е. П., Злобин А. С., Карпов В., Кретов И. И., Лавров С. Н., Хруцкнй В., Хабакук М., и другие.
Эмпирическая база работы сформирована на основе обследований, проведенных на ряде промышленных предприятий г. Новосибирска.
Информационную сторону диссертационного исследования составили статистические данные, законодательные акты, формирующие правовую среду маркетинга, должностные инструкции и штатные расписания предприятий. Использовались обобщенные материалы исследований на сибирских предприятиях промышленности, проведенных группой ученых ИЭ и ОПП СО РАН, аналитические материалы по предприятиям в периодической печати.
В процессе исследования применены методы «case study», анкетного опроса, интервьюирования, экспертных оценок.
Научная новизна.
— разработана и использована методика исследования условий формирования системы маркетинга на предприятиях, на основе метода «case study», анкетного опроса и интервьюирования руководителей;
— выделены и классифицированы предпосылки и элементы процесса формирования системы маркетинга на предприятиях в условиях переходного периода, уточнены причинноследственные связи этого процесса, его уровни и воздействующие на него факторы;
— введены понятия регуляторов процесса организации системы маркетинга на предприятиях, маркетинговой чувствительности руководства предприятий, обстановки системы маркетинга, раскрыто их содержание;
— с учетом выявленной специфики условий формирования маркетинга, в качестве инструментов при разработке мероприятий организации системы маркетинга рекомендовано использовать за основу разработанную методику анкетного опроса руководителей и модель процесса организации системы маркетинга в переходный период.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что предложенные рекомендации учитывают сложившиеся особенности процесса внедрения маркетинга, и это позволяет предприятию использовать их в текущих условиях, совершенствовать свою маркетинговую деятельность на рынке, на этой основе в целом улучшить свое экономическое положение.
Разработанные в диссертации рекомендации приняты к внедрению и используются в практике маркетинговой деятельности на государственном предприятии «Комета «(справка о внедрении № 104 от 07.05.97).
Основные выводы и результаты диссертационного исследования использованы при составлении и прочтении курсов «Стратегический менеджмент «и «Инновационное управление «студентам специальности 0611 «Менеджмент «Новосибирского Государственного Технического Университета и слушателям Межрегионального Центра Повышения Квалификации НГТУ (программа ЕС TACIS).
Апробация работы. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации докладывались и обсуждались на научных семинарах и конференциях, в том числе на научной конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» 11−13 мая 1994 года (НИНХ), Международной научно — технической конференции «Авангардные технологии, оборудование, инструмент и компьютеризация производства оптико — электронных приборов в машиностроении» 10−11 ноября 1995 года (Сибирская Государственная Геодезическая Академия, Новосибирский Государственный Технический Университет, Новосибирский Государственный Университет).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ общим объемом 2.75 пл.
Структура и объем диссертации
Структура обусловлена логикой проводимого исследования, его целыо и задачами н выглядит следующим образом: введение, три главы основного содержания, заключение, приложения, список используемой литературы.
Общий объем работы — 155 страниц. Диссертация содержит 23 рисунка и 14 таблиц, список использованной литературы из 108 наименований, в том числе 12 на иностранных языках, и 4 приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы и предложения.
1.В работе проанализированы теоретические, методологические и практические вопросы формирования маркетинга на предприятиях в условиях перехода к рыночной экономики.
В диссертации вводится понятие обстановки системы маркетинга на предприятии в переходный период, под которой понимается комплекс внешних, по отношению к системе маркетинга на предприятии факторов, обусловливающих ее текущее состояние. Рассматриваемые факторы обстановки в работе разделяются на следующие категории :
— с одной стороны это воздействия внешней среды переходного периода — экономические, политические, социальные и т. д. — факторы, обуславливающие необходимость для предприятия или ее отсутствие заниматься маркетингом, т. е. все то, что определяет внешнеобусловленные проблемы системы маркетинга в сложившихся условиях;
— с другой стороны, предполагается наличие определенных управленческих воздействий на систему маркетинга на уровне предприятия, объем, характер и время осуществления которых обусловлены как объективными, так и субъективными причинами, характерными для переходного периода .
Сам маркетинг на предприятии в условиях переходного периода рассматривается в диссертации как система, состоящая из основных частей — 1) элементов входа (проблемы, обусловленные воздействиями факторов обстановки системы маркетинга), 2) элементов выхода (стратегии и решения маркетинга) и совокупности взаимосвязанных звеньев:
3)маркетинговой структуры предприятия, включающей маркетинговый персонал, техническую базу маркетинга и организационные структуры маркетинга;
4) принципов и методов осуществления маркетинговой деятельности. Под принципами понимается философская составляющая маркетинга. Методы же — способы реализации принципов в конкретных условиях.
2.Проанализированы факторы внешней среды переходного периода, — экономические, социальные, политические и т. д., воздействующие на становление маркетинга на отечественных предприятиях. В этой связи рассмотрены особенности развития рыночной инфраструктуры, которая, будучи объединяющим фактором для сфер производства, обращения и потребления, ускоряет оборот материальных, информационных и финансовых потоков, и в этом своем качестве представляет первостепенную базу для развития маркетинга, в значительной мере опосредует маркетинговую деятельность. Сделан вывод о том, что элементы рыночной инфраструктуры на сегодняшний день практически не сформированы, в целом же наблюдается непропорциональность в их развитии.
3.Проведенное, на основе разработанной автором методики, обследование на восьми промышленных предприятиях г. Новосибирска позволило выявить и проанализировать условия и особенности формирования маркетинга на предприятиях в переходный период.
Выделены и классифицированы предпосылки, элементы, уровни и ограничения процесса организации системы маркетинга на предприятиях в условиях переходного периода.
4.Проведенное обследование позволило ввести в диссертации понятие маркетинговой чувствительности руководства как один из важнейших факторов, характеризующих положение с внедрением маркетинга на предприятии, и определить его как способность руководства к оценке потенциальных возможностей, которые дает применение маркетинга на предприятии.
Результаты обследования дают основания говорить о трех важных факторах, непосредственно не относящихся к элементам процесса формирования системы маркетинга, однако оказывающих значительное воздействие на них, и как следствие, определяющих характер и динамику развития системы маркетинга на предприятиях в условиях переходного периода. Они следующие (их составляющие были рассмотрены во 2 гл.):
— особенности предприятия;
— маркетинговая чувствительность руководства предприятия;
— объективнообусловленные ограничения во внедрении маркетинга;
Поскольку эти факторы способны замедлять или наоборот, усиливать динамику исследуемого процесса, в диссертации они названы регуляторами процесса организации системы маркетинга на предприятиях в условиях переходного периода.
Выяснено, что в настоящих условиях наблюдаемые тенденции сокращения госзаказа на большинстве обследованных предприятий и усиливающаяся конкуренция на рынках всех товарных групп снижают степень воздействия на процесс первого из выявленных регуляторов относительно двух последних.
Выделены составные части регуляторов процесса, на которые возможно воздействие в сложившихся условиях.
5. В качестве инструментов, позволяющих определить направления и характер требуемых мер по организации системы маркетинга в условиях конкретного предприятия в диссертации рекомендовано использовать за основу представленную методику анкетного опроса и разработанную модель процесса организации системы маркетинга на предприятиях. Данная модель дает главному руководителю понимание внутренней структуры этого процесса, понимание его факторов и зачастую скрытых причинно-следственных связей, обусловливающих достижение того или иного представленного в модели уровня развития системы маркетинга. С другой стороны, рекомендуемый, на основе методики анкетного опроса, периодический самоанализ и анализ маркетингового потенциала (вопросы маркетинговой чувствительности и понимания маркетинга) высшего руководства предприятия дает главному руководителю ценную информацию об уровне разделяемых работниками ценностей маркетинга, их видении возможных решений тех или иных его проблем на предприятии, т. е. возможность отслеживать текущее состояние важнейших факторов, которое позволяет или не позволяет развивать систему маркетинга на предприятии. Все вместе это дает возможность четко определить содержание и специфику требуемых мер в организации системы маркетинга, причем с увязкой их со сложившимися на конкретном предприятии условиями.
В диссертации как возможные варианты даны группы соответствующих мероприятий, охватывающие направления маркетинговой подготовки руководителей (требования, особенности, порядок проведения), организации и совершенствования деятельности службы маркетинга (функции, ответственность, взаимодействие, методики работы) в текущих условиях.
6. Нашедшие в диссертационной работе отражение рекомендации и модели учитывают сложившиеся современные особенности процесса внедрения маркетинга, что позволяет предприятиям использовать их в текущих условиях, совершенствовать свою маркетинговую деятельность, и на этой основе в целом улучшить свое экономическое положение.
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: ВЛАДОС, 1994.-335с.
- Брячак И.В. Анализ и оценка маркетингового потенциала предпринимательских структур: автореф.дисс.канд.экон.наук: 08.00.30. / Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.-С.-П.б., 1996.- 15с.
- Веселков Ф. С. Ковалев С.Г.Системный подход к оценке процессов переходной экономики России. Методологический аспект. С.П.б.:Изд-во СПбУЭФ, 1996.-с.65.
- Волкова Л.А.| Косакина Е. А., Чуваков И. В. Маркетинг: проблемы и решения. Акционерный и банковский вестник, 1991, № 1, с. 7. Герасимчук В. И., Удалов Ф. Е. Маркетинг в рисунках, схемах, таблицах: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1995.-с7−9.
- Голубков Е.П. Маркетинг: Стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995.-189с.
- Голубков Е.П. Планирование маркетинга.- Маркетинг, 1996, № 5, с.116−119.
- Грейсон Дж, О’Эелл К. Американский менеджмент на пороге XXI века М.: Экономика, 1991 .-319с.
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетингучеб.пособие. [Пер. с нем.А.М.Макарова]: М.: Высш. шк., 1996.-255с.
- Добров Г. М. и др. Прогнозирование и оценки научно-технических нововведений.-Киев: Наук, думка, 1989.-276с.
- Долинская М. Служба маркетинга на промышленном предприятии., Маркетинг, 1992, № 1, с.47−52.
- Дорошев В.И. Система маркетинговых коммуникаций и сбытоваядеятельность: Учебное пособие .- Спб., 1993.-114с.
- Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. М.: СП «Вся Москва», 1994.-255с.
- Ершов ЮЛ., Палютин Е. А. Математическая логика.-М., 1979?-320с.
- Жигун J1.A. Маркетинг: Основы теории и реализации: концепция потребителя: Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ДВУ., 1993.-135с.
- Зубакин В.А. Вторая экономика.// Об-во и экономика, № 3, 1995. -с.24.
- Итоги года мрачные. Перспективы не лучшие.// Экономические новости России и Содружества, № 24,1996.-е. 18.
- Карпов В. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка.- Маркетинг, 1992, № 3, с.42−54.
- Кейнс. Дж.М.Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. А. Г. Милейковского и И. М. Осадчей.-М.:Прогресс, 1978.-945с.
- Ковалев А.Ц. Методика формирования маркетинговых программ машиностроительных предприятий. М., 1995.-175с.
- Комплексная диагностика предприятия. — Таллин: Межотраслевой институт повышения квалификации ЭССР, 1983.-97с.
- Корольков И.И. и др. Маркетинг: Учеб. пособие / КТЭИ. К., 1980.-87с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга:Пер. с англ./Общ.ред. и вступ.ст. Е. М. Пеньковой. Новосибирск: Наука, 1992.-736с.
- Коцци Д. Взаимоотношение между маркетингом и технологией.//Италия-СССР:совместные предприятия.-М.:Прогресс, 1990.-с.220−223.
- Котлер Ф. Управление маркетингом: Пер с англ. М.: Экономика, 1980.-385с.
- Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. -М.: АО «Финстатинформ», 1994.-142с.
- Кулаичев А. Проблемы аналитических исследований в сферах маркетинга и бизнеса. Маркетинг, 1996, № 5, с. 112−115.
- Лавров С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1989 216 с.
- Лаврова Г. А. Сбытовая политика маркетинга: учеб.-метод. пособие для слушателей сист. повыш. квалиф. Спб., 1994.-83с.
- Лагунов В.Я. Основы маркетинга: лекции по курсу «Основы маркетинга» / под ред. В.И. Иванова- МЭИ М.: изд-во МЭИ, 1992.-119с.
- Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг -М., 1993.-260с.
- Лисичкин В.А. Отраслевое научно-техническое прогнозирование(вопросы теории и практики).-М.: «Экономика», 1971.-231с.
- Лукашев Е.П. Маркетинг в производственно-хозяйственных, системах в условиях перехода к рыночным отношениям: Автореф. дисс.канд. экон. наук: 08.00.05./ Рос.акад.управления.Центрпроблем рыночной экономики.-М., 1993.-27с.
- Лычагин М.В., Мнроносецкнй Н. Б. Моделирование финансовой деятельности предприятия.- Н.: «Наука «, 1986.- 295с.
- Маат Б., Паан К. Маркетинг.- Moscow magazine, 1991, № 4, с. 11−14.
- Маневич В. О закономерностях становления рынка//Вопросы экономики.-1993.№ 3.-с. 104−119.
- Маркетинг учебник для вузов по спец-ти «Маркетинг» и «Менеджмент». / под.ред.Романова А.Н.-М.:Банки и биржшизд. объединение «Книги», 1995.-558с.
- Меркле Э., Энциклопедия маркетинга./пер. с нем. Мальцевой Н.В.-М.:Наука, 1993.-534с.
- Математическая энциклопедия / гл.ред. И. М. Виноградов.-М.: Советская Энциклопедия, 1982.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», 1994.-702с.
- Муфтиев Г. Г. Рынок средств производства в системе региональной экономики.-М .:Наука, 1993.-е. 167.
- Муханова Е. Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры.-М.:ИЭ РАН., 1994.-325с.
- Невелев A.M. Маркетинг искусство работы с рынком. // Снабженческо-сбытовая работа на предприятиях в условиях хозрасчета. — Киев, 1990.-133с.
- Нетрадиционные маркетинговые исследования / Под общ. ред. Б.М. Мочалова- М.: Ин-т экон. развития Всемир. банка и МГУ, 1994.-191с.
- Новиков В. Маркетинг России: муки рождения.- Маркетинг, 1992, № 3, с.30−39.
- Новиков В. Новации как объект собственности, коммерции и регулирования.- Проблемы теории и практики управления, 1991, № 2, с.41−47.
- Новоселов А.С. Исследование процессов формирования и развития рыночной инфраструктуры региона: дисс.доктора.экон.наук.: 08.00.05/ Сибирская коммерческая академия потребительской кооперации.- Н., 1996.- 357с.
- Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем./ Пер. с англ. и ред. С. П. Никанорова.-М., 1967.-213с.
- Осипов Г. В. и др. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983.-477с.
- Основы маркетинговой деятельности на промышленном предприятии: Учебн. пособие. М., Дело. 1991.-115с.
- Основы системного подхода и их приложение к разработке территориалных автоматизированных систем управления/ Под.ред.Ф. И. Перегудова.-Томск: Изд-во Томского университета, 1976.-244с.
- Панкрухин А.П., Клебанова Т. В. Практикум по маркетингу: Практический курс авториз. излож. / Москов. экстер. гуманит. ун-т. -М.: изд-во МЭГУ, 1995.-165с.
- Патласов О. Ю. Джурабаев К.Т.Рыночный хозяйственный механизм (передовой зарубежный и отечественный опыт).Новосибирск: 1991 с. 173.
- Переход к рынку. Концепция и программа. М., 1990.- 360с.
- Переходная экономика: закономерности, модели, перспективы./ Под.ред. А. В. Бузгалина. -М.Экономическая демократия, 1995.-223с.
- Перлов В.Н. Маркетинг: (Сущность и принципы): М.: «Мир книги"1. МГАП, 1995.-27с.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.-345с.
- Порядок проведения маркетинговых исследований: Метод, руководство М.: Знание, 1989.-117с.
- Постановление правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен»
- Проблемы НТП в условиях перехода к рынку. М.: Дело ЛТД, 1992.-94с.
- Рынцев П.И., Серегин В. П. Договорное право в системе маркетинга: Теорет. курс авториз. изложения.-М.: МЭГУ, 1994.-165с.
- Россия в цифрах: крат.стат.сборник/ Гос.ком.стат. России.-М.: Финансы и статистика, 1996.-400с.
- Садохина И.В., Померанцева И. В., Карлина М. Е. Маркетинг на промышленных предприятиях: Учебное пособие/ РХТУ им. Д. М. Менделеева М., 1994.-51с.
- Санамов Ю.А., Белявский И. А. Применение маркетинга в планировании и организации производства на предприятии: Учеб. пособие. Спб., 1994.-89с.
- Севрук М.А. Система маркетинга(социально-экономический анализ, компьютеризация). М.: изд-во МГУ, 1992.-198с.
- Системный анализ и принятие решений: учебное пособие/ А. В. Костров.-Владимир: ВГТУ, 1995.-68с.
- Системный анализ и структуры управления./Под общ.ред. В. Г. Шорина .-М.: Знание, 1975.-520с.
- Современная концепция маркетинга: Конспект лекций (для студентов экономических специальностей)/сост. О. Н. Мозговой К.: КИНХ, 1992.-56с.
- Собственность и трудовые отношения: варианты трансформации. Сборник кейсов./ Под. ред. В. И. Герчикова и М. В. Кошман. Н.:
- Изд. -во ИЭ и ОПП, 1995.- 215 с.
- Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991.-195с.
- Социально-экономическое развитие Российской Федерации//Вестник экономики, 1995. № 8.
- Статистика рынка товаров и услуг: под ред. Белявского И. К. М.: Финансы и статистика, 1995.-431с.
- Тараканов В.А. и др.Правовые средства развития маркетинга в деятельности предприятия: теор. курс авториз. изложения.-М.: МЭГУ, 1994.-172с.
- Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, Л. П. Белых и др.-М.: Закон иправо, ЮНИТИ, 1996.-469с.
- Теория и практика маркетинга: Межвед. темат. науч. сб. С редкол.: Стаханов В. Н. и др. Ростов Н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992.-94с.
- Указ президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен».
- Хабакук М., Юксвярав Р., Лейманн Я. Управленческое консультирование: теория и практика/ М.: Экономика, 1988.-240с.
- Удалов В.П. Маркетинг: Теория и практика / Коммерч. исслед. центр «Маркетинг стандарт» М., 1991.-139с.
- Управленческие нововведения/Под редакцией Ю. А. Ушакова. М.: Наука, 1996.-134с.
- Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. Мировая экономика и международные отношения 1989, J49l2.-c.26.
- Хруцкий В. Какой маркетинг нам нужен// Маркетинг -1992, № 2.-с22−30.
- Черняков М.К. Управление маркетингом с использованием информационных технологий: дисс.доктора.экон. наук: 08.00.05./ Сибирская коммерческая академия потребительской кооперации.1. Н., 1996.-360с.
- Шсметов П.В. Элементы научного управления: учебное пособие.-Новосибирск, 1992.-194с.
- Шинкарева Н.А., Макаров Г. Г. Маркетинг на предприятиях промышленности. Рыбинск, изд.-во РПИ, 1992.-114с.
- Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: сокр. пер. с англ. -М.:Экономика, 1990.-350с.
- Экономика и управление на предприятии: сб. науч. тр. / Спб: СПбГИЭА, 1995.-197с.
- Экономика стран СНГ. Экономические новости России и Содружества, № 18, 1996.-с15.
- Яковец Ю.В. Социальная цена экономических преобразований. -Общество и экономика, № 9, 1996.-c.17.
- Янч Э. Прогнозирование НТП.-М.:Прогресс, 1974.-285с.
- Baker, M.S. Marketing. English language book society/Macmil)an, 1985.-338p.
- De Wit, В., Meyer, R. Strategy:Process.Content.Context.West Publishing Company, 1994.-877p.
- Dillon, W. R., Madden, T. S., Firtle, N. H. Marketing research in a marketing environment/Times mirror/Mosby College publishing, 1987.-275p.
- Drucker, P.F.The practice ofmanagement.-L., 1969.-850p.
- Harrigan, K.R., Porter, M.E.End-game strategies for declining industries. Harvard business review, July-August, 1983.-p.47−54.
- Harrigan, K.R., Strategies for declining business, D. C
- Heath, Lexington, MA, 1980.-365p.
- Levitt, T. The marketing mode. The pathway to corporate group., 1969.-572p.
- Peter, J. P,. Olson, J. C. Consumer behavior. IRWIN, 1987. -698p.
- Porter, M.E., Competitive strategy: techniques for analizing industries andcompetitors, Free press, NY, 1980.-540p.
- Rosenstein-Rodan P. Notes on the theory of the «Big Push «.Economic development for Latin America, N.Y.I96l.-574p.
- Shennon R.E.Systems simulation: The art and science. Englewood Cliffs, N.Y.:Prentice-Hall, 1975.-630p.
- Stein J., ed. Public infrastructure and planning management. Newbury Park, 1968.-724p.