Управление издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия
Сначала выполняется оценка значений интегральных параметров воздействий внешней среды на предприятие: объемов спроса и уровня рыночной цены на все виды продукции. Далее определяется реальность покрытия общей величины постоянных издержек. В случае если такое покрытие реально, используется специально разработанная итерационная процедура распределения постоянных издержек на единицу продукции. При… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА. !
- 1. 1. Проблема и задачи управления издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия
- 1. 2. Теоретические основы управления издержками производства
- 1. 2. 1. Издержки производства: исходные понятия, определения, соотношения
- 1. 2. 2. Управление издержками производства: сущность, факторы, эффективность
- 1. 3. Оптимизация управления издержками производства
- 1. 4. Роль постоянных издержек в системе управления издержками производства
- ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ИЗДЕРЖЕК 1 ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ * СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 2. 1. Производственная организация как объект моделирования
2.2. Влияние внешней среды на издержки производства: спрос на продукцию производства. 2.3. Методика решения задачи оптимизации структуры издержек производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия.
I 2.4. Модель оптимизации распределения постоянных издержек производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия.
— ГЛАВА 3. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ СТРУК ТУРЫ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЛОНДОКОВСКИЙ ИЗВЕСТКОВЫЙ ЗАВОД».
3.1. Анализ деятельности конкретного хозяйствующего субъекта
ОАО «Лондоковский известковый завод».
3.1.1. Общая характеристика ОАО «Лондоковский известковый завод».
3.1.2. Финансово-экономический анализ деятельности ОАО «Лондоковский известковый завод».
3.1.3. Специфика учета и планирования себестоимости ОАО «Лондоковский известковый завод».
3.1.4. Проблемы управления издержками ОАО «Лондоковский известковый завод» в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия.
3.2. Особенности воздействия внешней среды на производственную деятельность ОАО «Лондоковский известковый завод».
3.3. Реализация системы оптимального управления издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия (на примере ОАО «Лондоковский известковый завод»).
Управление издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
В условиях современной российской экономики, когда ее развитие нередко оказывается непредсказуемым и неконтролируемым, производственные предприятия сталкиваются с разнообразными краткосрочными или долгосрочными кризисами.
Кризисные явления в развитии современного производства побуждают предприятия к активным действиям как во внутренней организации дела, так и во внешних хозяйственных связях. Изменения охватывают кадровые, коммуникационные, организационные и информационные аспекты. Поэтому не случайно то, что именно в этой сфере сегодня ведутся полноценные научные изыскания.
В практике и научных исследованиях все больше внимание уделяется анализу методов научного прогнозирования развития предприятия. Наряду с классическими задачами планирования и прогнозирования непрерывного эволюционного развития предприятия возникает и интенсивно изучается неординарная задача прогнозирования качественных, скачкообразных изменений.
Нетрудно заметить, что эти две крайние формы изменений ведут к двум различным путям развития предприятия: к сохранению его идентичности (в смысле сохранения специфических параметров технологии, менеджмента, структуры производства и т. д.) или к существенным изменениям предприятия, обеспечивающим его адаптацию к изменившейся внешней среде.
Выбор того или иного решения требует четкого понимания руководством предприятия ответа на вопрос, на какой стадии развития оно находится. Для формируемой при этом картины издержки производства представляют собой один из важнейших внутрипроизводственных индикаторов анализа.
Если спрос на продукцию предприятия претерпевает существенные скачки, становится необходимым оптимизировать структуру издержек производства, поскольку именно издержки решающим образом определяют возможные цены на производимую продукцию, а значит, и конкурентоспособность продукции.
Особо актуальна проблема оптимизации структуры издержек производства, прежде всего для отечественных производственных предприятий, ориентированных на спрос. Изменение принципа ценообразования с затратного на рыночно ориентированный предопределяет необходимость учитывать рыночную цену своей продукции как максимально возможную. Поэтому при изменении объема производства необходимо оценивать границы допустимых преобразований факторов производства (что для предприятия равнозначно издержкам).
Данная работа позволяет дать количественные и качественные оценки различных вариантов управленческих решений, связанных с изменением структуры удельной себестоимости и их конечным влиянием на функционирование предприятия на рынке товаров и услуг.
Цель и основные задачи работы. Цель исследования: разработать методические подходы к повышению эффективности управления производством путем оптимизации структуры издержек производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:
•изучить современные классификации экономических издержек производства, рассматривая их с позиций обеспечения функций управления и ориентируясь на задачи оптимизации издержек производства- •рассмотреть специфику управления издержками в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия, в том числе выявить основные факторы внешнего характера и оценить степень их воздействия на изменение структуры издержек предприятия;
•осуществить выбор рабочего инструментария для решения указанной проблемы, выделяя в качестве основы оптимизации постоянные издержки;
•разработать методику управления издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия- •провести апробацию разработанной методики на примере реального хозяйствующего субъекта в Еврейской автономной области.
Объектом исследования являются экономические процессы формирования структуры издержек производства и оптимизации принятия соответствующих управленческих решений в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия.
Предметом исследования являются •взаимосвязи и экономические отношения, характеризующие структуру издержек производства и определяющие их формирование- •специфика управления постоянными издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия.
Методологическая и теоретическая основа работы.
Методологической основой работы является системный анализ, обеспечивающий рассмотрение проблемы управления издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия с наиболее важных сторон этой проблемы, дающий возможность учитывать ее роль и значение во всей системе организации производственной деятельности. При этом управление издержками производства изучается как подсистема системы управления всей организации, рассматривается логическая структура данной проблемы, оценивается специфика ее проявления, связанная с нестабильностью спроса на продукцию.
При анализе и обобщении материалов в диссертационной работе применялись методы системного, логического и сравнительного анализа, экономико-математические, статистические и графические методы. Наиболее сложные вычисления выполнены с использованием ЭВМ.
Теоретической основой работы являются труды российских и зарубежных ученых, базирующиеся на фундаментальных и эмпирических законах экономической теории, а также современные концепции управления, разработанные в странах с развитой рыночной экономикой и адаптированные отечественными специалистами применительно к условиям экономического развития России.
В частности, автор рассматривал проблематику издержек производства в условиях рыночной экономики, их связи с экономической теорией, используя результаты работ Гальперина В. М., Дорнбуша Р., Лившица А. Я., Львова Ю. А., Михеевой H.H., Фишера С. Кроме того, при анализе вопросов управления издержками производства были учтены работы Фрайберга Ф., Бланка И. А., Денисова И. П., Лебедева В. Г., Николаевой O.E., Романенко-ва И.Д., Скоуна Т., Ткач М. В., Шима Д.К.
Актуальные вопросы менеджмента предприятия были исследованы автором в соответствии с работами Ансоффа И., Виханского О. С., Градо-ва А.П., Клейнера Г. Б., Мильнера Б. З., Румянцевой З. П., Русиновой Ф. М., Фатхутдинова P.A.
В исследовании финансово-экономических аспектов деятельности предприятия автор опирался на работы Балабанова И Т., Баканова М. И., Крейниной М. Н., Леонова С. Н., Стояновой Е. С., Шеремета А.Д.
При выполнении работы одновременно с экономической и специальной литературой, автором были использованы официальные статистические материалы, результаты научно-исследовательских работ ИЭИ ДВО РАН, ИКАРП ДВО РАН.
Основные научные результаты:
• обоснованы концептуальные основы управления структурой издержек производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия, в рамках которых показана существенная роль управления постоянными издержками производства;
•выделены факторы внутренней и внешней среды, которые интегрируются в количественные и качественные оценки эффективности управленческих решений, связанных с изменением объема постоянных издержек на единицу продукции;
•предложена модель распределения постоянных издержек производства, которая позволяет проводить оптимизацию структуры удельной себестоимости, обеспечивая положительную рентабельность и максимально возможную разницу между ценой и себестоимостью продукции;
•подтверждено в ходе апробации, что предложенная система управления издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия позволяет рассматривать вариативные прогнозы нижней границы цены (себестоимости) и соответствующие им минимальные объемы производства в едином комплексе по всем видам продукции.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
•обоснованы основные методические подходы формирования системы управления издержками производства для предприятий, ориентированных на спрос и использующих механизм рыночного ценообразования в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия;
•разработана модель оптимизации распределения постоянных издержек, учитывающая основные стратегические цели предприятия и применимая в различных ситуациях, в том числе при изменении ассортимента выпуска продукции.
Практическая значимость результатов работы. Практическая значимость результатов работы заключается в том, что предложенная автором методика, синтезируя основополагающие компоненты производственного менеджмента — цель, процесс и результат — может служить основой принятия менеджерами предприятий оптимальных управленческих решений, связанных с изменениями объема производства.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе преподавания экономических дисциплин в Биробиджанском государственном педагогическом институте, Биробиджанском филиале Московского Современного Гуманитарного Университета, через публикации промежуточных результатов исследования, участие в научных конференциях в городах Биробиджане, Хабаровске, Киеве, Красноярске. Предложенная автором методика формирования системы управления издержками производства для предприятий, ориентированных на спрос и использующих механизм рыночного ценообразования, апробирована и используется в деятельности ОАО «Лондоковский известковый завод».
Публикации. Основное содержание и результаты исследования отражены в восьми научных работах общим объемом пять печатных листов.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен на 158 страницах, включает 25 таблиц, 12 схем и рисунков, 2 приложения. Список использованной литературы насчитывает 106 наименований.
ВЫВОДЫ.
1. В качестве объекта исследования реальных процессов управления издержками производства в условиях нестабильной рыночной ситуации нами был выбран ОАО «Лондоковский известковый завод». Анализ деятельности этого предприятия за период с 1989 г. по 1999 г. показал, что.
•ОАО «Лондоковский известковый завод» представляет собой крупное предприятие, ведущее добычу и переработку минерального сырья;
•финансово-экономическое состояние предприятия в целом может быть оценено как удовлетворительное;
•нехватка оборотных средств и финансовые затруднения стали одной из серьезнейших причин сокращения объема производства;
•в системе этого предприятия произошло формирование двух типов каналов сбыта;
•имели место резкие изменения спроса на производимую продукцию в течение 1993 — 1999 гг.
•за последние годы в значительной степени сильно изменилась структура себестоимости.
2. Результаты опытно-экспериментальных исследований показали, что, в сложившихся условиях усиление стратегического потенциала ОАО «Лондоковский известковый завод» можно обеспечить за счет более полного использования благоприятных условий на основе учета принципов регулирования процесса формирования затрат, в том числе и производственных затрат.
3. На базе имеющейся информации нами была апробирована методика оптимизации структуры издержек на основные виды продукции ОАО «Лондоковский известковый завод». Данная методика учитывает:
•оценку объема спроса, причем эта оценка может включать в себя случайную составляющую, которая отражает возможности резкого изменения спроса;
•ценовую стратегию предприятия, которая базируется как на учете рыночных цен, так и на политике активного ценообразования;
•производственную функцию, определяющую зависимость объема выпуска продукции от объемов трудозатрат и использованного капитала;
•ресурсные и технологические ограничения ОАО «Лондоковский Известковый завод»;
•стратегические установки менеджмента рассматриваемого предприятия.
4. Исследование различных вариантов распределения постоянных издержек в рамках предложенной методики подтвердило, что оценки необходимых объемов производства должны выполняться в зависимости от уровня рыночных цен на различные виды продукции и с учетом возможностей обеспечения покрытия производственных затрат.
5. Результаты апробации предложенной методики ОАО «Лондоковский известковый завод"показали, что управление издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия на основе применения процедуры корректировки калькуляции издержек с использованием нетрадиционных подходов распределения постоянных издержек по видам выпускаемой продукции на данном предприятии по своей сути обеспечило решение шести проблем производства.
6. На основе разработанной методики был выполнен анализ ситуации 1999 года, когда имело место резкое повышение спроса на породу карбонатную. При этом были рассмотрены возможности оперативного увеличения выпуска породы карбонатной и соответствующих изменении распределения компонентов издержек по всем видам выпускаемой продукции. В ходе указанного анализа подтверждена существенная роль распределения постоянных издержек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
К наиболее существенным результатам работы, полученным в соответствии с основными задачами диссертационной работы можно отнести следующие:
1. В результате изучения современных классификации экономических издержек производства (рассматривая их с позиций обеспечения функций управления и ориентируясь на задачи оптимизации структуры издержек производства) показано существование в современной экономической теории различных классификаций издержек производства. При этом каждая классификация построена для обеспечения различных задач управления производством.
Ориентируясь на оптимизацию структуры издержек производства, наиболее подробно в работе рассматриваются бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки включают расходы, явно относящиеся на затраты производства: затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование, материальные затраты и амортизация. Экономические издержки отличаются от бухгалтерских своей структурой, способом расчета и тем, что выражают разные варианты использования средств предприятия.
Традиционно анализ экономических издержек ориентирован на регулирование процесса формирования затрат за счет изменения цен на факторы производства. В то же время при управлении издержками производства необходимо учитывать результаты стратегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания затрат в разрезе основных этапов производства от его начала до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю.
В ходе анализа системы управления издержками производства была выявлена важность разделения общей задачи управления издержками: на управление переменными затратами и управление постоянными затратами. В данной работе показано, что один из важнейших экономических рычагов, с помощью которого можно реально обеспечить оптимизацию структуры издержек производства, связан с возможностью оптимального распределения постоянных затрат по видам продукции. При этом оптимизация управления издержками производства позволяет обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Следует отметить, что на уровне оперативных решений задачи управления издержками производства на первое место выдвигается проблема текущей эффективности, т. е. преобразование существующих ресурсов в рыночные конкурентные преимущества предприятия. Это означает управление издержками производства с целью их минимизации (снижения). На уровне стратегических решений экономическая эффективность обеспечивается оптимизацией отношений со средой, т. е. адаптивным реагированием на долговременные тенденции ее развития, в том числе оптимизацией издержек.
2. При рассмотрении специфики управления издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия в данной работе обоснована целесообразность использования открытой модель производственной организации, ориентированной на стратегическое управление и формирование внутренней среды предприятия путем принятия управленческих решений.
В части выявления основных факторов внешнего характера и оценки степени их воздействия на изменение структуры издержек предприятия показано, что такие факторы можно распределить по трем группам: внешние детерминанты производствавнешние ограничения производствафункциональные факторы производства.
К функциональным факторам производства относится совокупность количественных и качественных доминант задачи построения теории управления издержками в условиях нестабильной экономической ситуации. При этом фактор спроса на продукцию предприятия выступает как основной представитель данной совокупности, синтезирующий влияние различных факторов третьей группы.
Для предприятий, ориентированных на рыночный спрос, объем производства является важнейшим изменяющимся параметром, поэтому представляется естественным считать, что оптимизация структуры затрат означает оптимизацию структуры их постоянных и переменных издержек.
В условиях рыночной экономики предприятие вынуждено изменить ценообразование (которое ранее строилось на затратной основе) на активное ценообразование, ориентированное на цену, заданную извне. Для обеспечения гибкости в определении цены реализации в данный момент и в конкретных условиях необходимо определять минимально допустимую цену, лимитируемую издержками производства. Поэтому особую смысловую (и экономическую) нагрузку получает задача оптимального распределения постоянных затрат по видам продукции.
3. Как показано в работе, управление издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия может быть реализовано на основе предложенной автором методики.
Сначала выполняется оценка значений интегральных параметров воздействий внешней среды на предприятие: объемов спроса и уровня рыночной цены на все виды продукции. Далее определяется реальность покрытия общей величины постоянных издержек. В случае если такое покрытие реально, используется специально разработанная итерационная процедура распределения постоянных издержек на единицу продукции. При этом существенно, что распределение постоянных издержек выполняется в едином комплексе по всем видам продукции предприятия, учитывая основные закономерности взаимовлияния объема производства, цены и себестоимости единицы продукции.
Заметим, что в ходе указанной процедуры проводится оптимизация распределения постоянных издержек, обеспечивающая реализацию основных стратегических целей предприятия.
Кроме того, на основе данной методики (например, положив цену равной максимально возможной рыночной цене) можно рассматривать вариативные прогнозы нижней границы цены (себестоимость) и соответствующий минимальный объем производства. Таким образом, методика позволяет предприятию освоить принципиально новые возможности управления производством, в частности, принимать и реализовывать управленческие решения в рамках активного ценообразования.
4.В рамках методики управления издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия обоснована и предложена модель, реализующая выбранный критерий оптимальности. Сущность и новизна данной модели проявляется в следующих аспектах.
•Наиболее важным положительным качеством данной модели является ее способность обеспечить определенную адаптацию предприятия к условиям существенных изменений спроса на выпускаемую продукцию.
•Адекватно учитывается взаимодействие управляемых и неуправляемых подсистем и элементов производственной системы, реагирующих на резкие изменения спроса. При этом управляемая подсистема — издержки производства — обеспечивает целенаправленное функционирование трех стратегий (товарной, ценовой, снижения издержек производства) при изменившихся внешних условиях.
•Распределение постоянных издержек на единицу продукции выполняется в едином комплексе по всем видам продукции предприятия. При этом учитываются все основные закономерности взаимовлияния объема производства, цены и себестоимости единицы продукции, что позволяет проводить оптимизацию, обеспечивающую положительную рентабельность по всем видам продукции, а также значительное увеличение разницы между ценой и себестоимостью. Это дает менеджерам объективную основу для принятия решения по формированию производственного ассортимент.
•В рамках предложенной модели распределения постоянных издержек становится также возможным принятие управленческих решений в плане активного ценообразования в пределах достигнутой разницы между ценой и себестоимостью по всем видам продукции, что обеспечивает максимизацию объема продаж.
5. В качестве объекта исследования реальных процессов управления издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия выбрано ОАО «Лондоковский известковый завод».
В течение 1999 г.-2000г. при участии автора на предприятии были проведены вариантные оптимизационные расчеты по предложенной методике.
На базе имеющейся информации апробирована методика оптимизации структуры издержек на основные виды продукции ОАО «Лондоковский известковый завод». Данная методика учитывает:
•оценку объема спроса, причем эта оценка включает в себя случайную составляющую, которая отражает резкие изменения спроса- •ценовую стратегию предприятия, которая базируется как на учете рыночных цен, так и на политике активного ценообразования- •производственную функцию, описывающую зависимость объема выпуска продукции от объемов трудозатрат и использованного капитала- •ресурсные и технологические ограничения ОАО «Лондоковский известковый завод»;
•стратегические установки менеджмента рассматриваемого предприятия.
Расчеты финансово-экономических показателей деятельности предприятия на 1999 г. были выполнены с учетом предложенной методики. В настоящее время отношение персонала экономической службы ОАО «Лондоковский известковый завод» к использованию на практике методики данного исследования можно характеризовать как устойчиво положительное. Управление издержками производства в условиях нестабильности спроса на продукцию предприятия на основе применения процедуры корректировки калькуляции издержек с использованием нетрадиционных подходов распределения постоянных издержек по различным видам продукции на данном предприятии по своей сути обеспечило решение шести проблем управления издержками данного производства. В частности, подтверждена возможность обеспечения в условиях нестабильности спроса на выпускаемую продукцию получение дополнительных объемов производства, достижения возможностей максимизации денежной прибыли, улучшения финансового состояния предприятия, повышения конкурентоспособности предприятия и продукции, снижения риска стать банкротом.
Результаты апробации подтвердили эффективность предложенной автором методики управления издержками предприятия в условиях нестабильности спроса на продукцию и целесообразность распространения этой методики на других предприятиях.
Список литературы
- Приказнг Минфина РФ от 06.05.99 № 32н. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Доходы организации“ ПБУ 9/99».
- Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99″.
- Абрютина М.С., Грачева А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство „Дело и Сервис“, 1998. — 256 с.
- Авдашева С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: ИЧП. „Издательство Магистр“, 1998. — 320 с.
- Адамов В.Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т. П., Смирнов С. А. Экономика и статистика фирм / Под ред. д-ра эконом, наук, проф. С. Д. Ильенковой 2 -изд.- М.: Финансы и статистика, 1997. — 240 с.
- Азоев Г. А. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
- Алексеев Н. Эволюция систем управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С. 104 107.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998. — 248 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л. И. Евенко. -Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Баканов М.И., Шеремет, А Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 1998. — 428 с.
- Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1998. — 109 с.
- Балашов В. Как управлять предприятием // Ваш партнер консультант. 1996. № 49. декабрь.
- Балашов В. Можно ли управлять себестоимостью // Ваш партнер -консультант. 1996. № 41. октябрь.
- Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5. С. 85 90.
- Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999. — 260 с.
- Беляев В.К. Проблемы соизмерения затрат и результатов на предприятии. Иркутск: Из-во ИГЭА, 1999. — 288 с.
- Бланк И.А. Управление прибылью. К.: „Ника — Центр“, 1998.544 с.
- Бусыгин A.B. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. ИНФРА-М, 1998. — 608 с.
- Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. -М.:ИНФРА-М, 1999. 392 с.
- Веснин В.Р. Основы финансового анализа и финансового менеджмента на предприятиях в условиях рынка М.: о-ва „Знание России“», 1995. -62 с.
- Введение в рыночную экономику / Под ред. А .Я. Лившица, И. Н. Никулиной. -М.: Высшая школа., 1994. -447 с.
- Вороновицкий М.М., Щербаков A.B. Поведение предприятия при олигопольной конкуренции на денежном и бартерном рынках одновременно // Экономика и мат. методы. 1999. Т35. № 2. С. 88 -101.
- Гальперин, Игнатьев С М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2 -хт. / Общая редакция В. М. Гальперина В.М. СПб.: Экономическая школа. Т. 2.-503 с.
- Гершуни М. От учета затрат к управлению издержками // Финансовая газета 1998. № 44. ноябрь.
- Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. -М: Дело, 1998. -248 с.
- Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. проф. В. П. Грузинова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 535 с.
- Гуриев С.М., Поспелов И. Г., Петров А. А., Шананин A.A. О роли неплатежей в интеграции предприятий. // Экономика и мат. методы. 1999. Т35. № 1. С. 55−66.
- Демин A.A. Фирма: испытание рынком. Сиб.: ТООТК «Петрополис», 1994.-133 с.
- Денисов И.П. Управление издержками и ценообразование. М.: Экспертное Бюро М., 1997. — 64 с.
- Емцов Р.Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. — 320 с.
- Ефимова О.В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1998. -320 с.
- Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. Учебное пособие / Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997. — 160 с.
- Иозайтис B.C., Львов Ю. А. Экономико-математическое моделирование производственных систем. Москва «Высшая школа» 1991. — 192 е.:
- Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. М.: ИНФРА — М, 1997.
- История менеджмента: Учеб. пособие / под ред. Д. В. Валового. -М.: ИНФРА М, 1997, — 256 с. 1. W
- Иеннер Томас. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С. 83 88.
- Клейнер Г. Б. Производственные функции: теория, методы, применение. М.: Финансы и статистика, 1986. — 239 с.
- Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: «Экономика». 1997.-288 с.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. — 429 с.
- Количественные методы финансового анализа / Под редакцией С.Дж. Брауна и М. П. Крицмена: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 329 с.
- Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. М.: Финансы и статистика, 1998. — 144 с.
- Коровина H.A. Анализ затрат, результатов и финансового состояния предприятия Владивосток: Дальрыбвтуз (техн. Ун-т), 1996 — 54 с.
- Корсунский Б.Л., Леонов С. Н. Депрессивный район в переходной экономике. Владивосток: Дальнаука, 1999. — 155 с.
- Котлер Филипп, Армстронг Гари, Сондерс Джон, Вонг Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-европ.изд. — М.- СПб- К.- Издат. дом «Вильяме», 1999. — 1056 с.
- Котляров С. А., Васильева Е. К. Издержки производства и обращения: Учебное пособие. Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 144 с.
- Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.224 с.
- Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. — 304 с.
- Кузнецов С., Рожков И. Долгосрочное планирование рынков в системе управления компанией // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 2. С. 79 84.
- Кучин Б.Л., Якушев Е В. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. М.: «Экономика», 1990. -182 с.
- Ларионов А.И., Юрченко Т. И., Новоселов Л. А. Экономико-математические методы в планировании. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1991. — 240 с.
- Липсид И. Пять правил ценообразования или как победить на рынке // Экономика и жизнь. 1997. № 34.
- Литовченко В.П. О взаимосвязи переменных издержек и объема производства в конкурентной среде // Труды СГУ. Сер. 6. Экономика, 1997. № 2. С. 66 85.
- Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГПМ «ФОРМИКА» Санкт — Петербург. 1992.- 378 с.
- Макаров В., Клейнер Г. Б. Бартер в России: институциональный этап. // Вопросы экономики, 1999. № 4. С. 79 101.
- Маркушевич О.Г. Свободная экономика и управление предприятием. СПб.: Политехника, 1993. — 488 с.
- Мельник А. Трансформация системы планирования на предприятиях России // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2. С. 54 57.
- Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. -504 с.
- Минакир П.А. Реформа системы ценообразования: сравнение моделей // Вестник ДВО РАН. 1996. № 6. С. 3−14.
- Мицкевич В. Стратегическое управление // Финансовая газета 1999. № 1. январь.
- Михеева H.H. Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов. Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. — 400 с.
- Николаева O.E., Шишкова Т В. Управленческий учет. М.: УРСС, 1997. -368 с.
- Норберт Том. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 67 74.
- Организация производства и менеджмента в промышленности: Сб. науч. тр. СПбГИЭА, 1995. — 127 с.
- Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.- 187 с.
- Пахнина Т.Л. Минимизация издержек на полиграфических предприятиях. М.: 1998 19 с.
- Петрова В.И. Системный анализ себестоимости. -М.: Финансы и статистика, 1986. 173 с.
- Пичугин В. Управление начинается с планирования // Финансовая газета 1999. № 106. апрель.
- Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н. В. Состав и учет затрат в современных условиях. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000, 576 с.
- Райзерберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцев Е. Б. Современный экономический словарь 2-е изд., исправ. -М.: ИНФРА-М, 1998. — 479 с.
- Родионова В.Н. Организация производства на промышленных предприятиях в современных экономических условиях. Воронеж: изд-во Воронеж. Гос. техн. Ун-та, 1998, — 151 с.
- Розанова Н.М. Поведение фирмы в условиях переходной экономики// Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1997. № 2. С.66- 85.
- Романенко И. В. Ценообразование: Конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000 г. — 64 с.
- Романенков И. Д. Издержки производства в современной экономике. М.: Диалог — МГУ, 1998. — 168 с.
- Румянцева З.П. Современный менеджмент // Российский экономический журнал. 1996. № 8. С. 83 91.
- Румянцева З.П. Современный менеджмент // Российский экономический журнал. 1997. № 5−6. С. 45 49.
- Сажина М.А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА. М, 1998. — 456 с.
- Седлак Микулан. Сущность и содержание теории менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5. С. 107 112.
- Синавина В. С. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. -М.: Экономика, 1991. 253 с.
- Синк Д. Скотт. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М.: Прогресс, 1989. — 528 с.
- Скоун Т. Управленческий учет / Пер. с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили. Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 179 с.
- Соколовская Г. А. Себестоимость продукции в планировании и управлении промышленностью. М.: Экономика, 1987. — 136 с.
- Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. Изд. 3 е, испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 1999. — 784 с.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.: Финансы и статистика, 1994. — 194 с.
- Стоянова Е.С., Быкова Е. Б., Бланк И. А. Управление оборотным капиталом /Под ред. Е. С. Стояновой. М.: «Перспектива», 1998. — 128 с.
- Сыркин В.И. Структура промышленного производства //Экономика Дальнего Востока, пять лет реформ. -Хабаровск: ДВО РАН, 1998. С 60 — 64.
- Терехов Л.Л. Экономико-математические методы. М.: «Статистика», 1968.-300 с.
- Ткач В.И., Ткач М. В. Международная система учета и отчетности. -М.: Финансы и статистика, 1992. 160 с.
- Управление затратами на предприятии: Учебник / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев и др.- Под общ. ред. Г. А. Краюхина. СПб.: «Издательский дом „Бизнес — пресса“, 2000, — 277 с.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 669 с.
- Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. М.: Издательство „Зерцало“, 1998. — 272 с.
- Фатхутдинов P.A. Система менеджмента: учебно-практическое пособие, 2-е изд.- М.:ЗАО „Бизнес-школа“ Интел-Синтез», 1997. -352 с.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело ЛТД, 1993.
- Фомченкова Л.В. Динамическое моделирование в стратегическоманализе и планировании // Менеджмент в России и за рубежом 1998. № 3. С. 24 -30.
- Фрайберг Франтишек Финансовый контроллинг. Концепция финансовой стабильности фирмы // Финансовая газета 1999. № 13 -16. апрель.
- Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие. Издание 2-е. М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1998. -448 с.
- Шеремет А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа -М.: ИНФРА М, 1995. — 176 с.
- Шим Д.К., Сигел Д. Т. Методы управления стоимостью и анализа затрат М.: Информ. — изд. Дом «Филинъ», 1996. — 341 с.
- Шикин Е.В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. — 440 с.
- Эдоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / пер. с англ. Под ред. член-корр. РАН И. И. Елисеевой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. -50с.
- Экономика Дальнего Востока: пять лет реформ. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 1998. -264 с.
- Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ под ред. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. — 560 с.
- Baily M.N., Friedman P. Macroeconomics, financial markets, and the internal sector. Boston: IRWIN, 1991. — 798 p.
- Katz M.L., Rozen H.S. Microeconomics. Boston: IRWIN, 1991.589 p.
- Starting Up Your Own Business /compiled by DR. G. Howard Poteet/ -New York: Mc Craw-Hill, 1991. -211 p.