Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический механизм формирования оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей: На материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с низкими показателями кредитоспособности предприятий сельского хозяйства и соответственно высокими рисками банковского кредитования отрасли государство должно взять на себя исполнение функции гаранта по кредитным вложениям в агропромышленный комплекс. Нами разработаны и предложены основные положения концепции создания государственной программы гарантий. В рамках концепции мы предлагаем… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
    • 1. 1. Экономический механизм и формирование оборотных средств в АПК
    • 1. 2. Кредитование аграрного производства в России
    • 1. 3. Опыт кредитования сельскохозяйственного производства за рубежом
  • 2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
    • 2. 1. Анализ экономического состояния сельскохозяйственного производства Ставропольского края
    • 2. 2. Формы и методы государственной поддержки аграрного сектора в современных условиях
    • 2. 3. Анализ эффективности практики сезонного кредитования предприятий АПК на условиях компенсации ссудных процентов и влияния кредита на эффективность сельскохозяйственного производства
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
    • 3. 1. Концепция создания государственной программы гарантий по кредитным вложениям в АПК
    • 3. 2. Стимулирование кредитных вложений региональных банков в агропромышленный комплекс
    • 3. 3. Предложения по оптимизации механизма привлечения заёмных средств сельскохозяйственными предприятиями

Экономический механизм формирования оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей: На материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Длительный кризис в аграрном секторе экономики сопровождался не только спадом производства, но и перестройкой его структуры. Были нарушены пропорции развития отрасли. Диспаритет цен обусловил утрату собственного оборотного капитала предприятий агропромышленного производства и привёл к существенному сокращению закупок удобрений, средств защиты растений, семян и кормов. Диспропорции в структуре источников формирования оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей характеризуются превышением кредиторской задолженности над собственными средствами, кредитами и займами.

Многие экономисты ищут пути решения проблем аграрной экономики. Однако потребность в дальнейшей концентрации усилий исследователей в данном направлении очевидна. Это определило выбор данной темы исследований и постановку особых акцентов на вопросах кредитования агропромышленного производства.

Состояние изученности проблемы. Проблема формирования оборотных средств в аграрной экономике рассмотрена с позиций воспроизводства в увязке с экономическим механизмом, то есть с функционированием цен, финансовыми, налоговыми отношениями, кредитом. В последнее десятилетие взаимодействие между ними и функции изменились. Обо многих экономических явлениях пока ещё не сложилось устойчивого мнения. Это отразилось на ходе настоящего исследования, поскольку потребовало критического осмысления теоретических и методологических положений авторов — сторонников разных экономических школ.

Современные подходы к формированию оборотных средств в аграрном секторе экономики содержатся в работах: Белоусенко Г. Ф., Боева В. Р., Борху-нова Н.А., Бодровой Н. А., Костяева А. И., Колычева Л. И., Кроливецкой Л. П., Круш З. А., Лишанского М. А., Любимова П. В., Меликова Ю. И., Масловой И. Б.,.

Никифорова П.В., Никонова А. А., Пизенгольца М. З., Серовой Е. И., Холода Л. И., Эльдиева М. Д., Ямпольского М. М., Янбых Р. Г. и других.

Теоретические и практические аспекты организации кредитования нашли отражение в работах таких учёных экономистов и практиков, как Атлас З. В., Бирман A.M., Геращенко В. В., Жуков Е. Ф., Захарова B.C., Косой A.M., Красавина JI.H., Кравцова Г. И., Лаврушин О. И., Пашковский B.C., Пессель М. А., Усоскин М. М., Ширинская Е. Б. и других, а также в исследованиях зарубежных экономистов: У. Блумфильда, Стэнли Л. Брю, Э.Дж. Долана, Д. Линдсея, Кэм-пбелла Р. Макконела, Г. Спенсера, Дж. Синке, А. Уильямса, Э. Шоу, и других.

Проблемам кредитования агропромышленного производства всегда уделялось много внимания. Протекающие в современных условиях процессы перестройки организации кредитных отношений, формирование вертикально интегрированных агропромышленных образований, рост уровня концентрации производства уже не позволяют сегментировать проблематику кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий обслуживающих отраслей. В связи с этим в диссертации они рассмотрены во взаимосвязи.

Цель исследований — разработать предложения по совершенствованию экономического механизма формирования оборотных средств сельскохозяйственных предприятий и расширению доступа аграрных образований к кредитным ресурсам банков.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: проанализировать, обобщить и уточнить теоретические аспекты формирования оборотных средств в аграрном секторе и определить место кредитных отношений в данном процессеизучить и оценить отечественный и зарубежный опыт обеспечения сельского хозяйства заёмными ресурсами с целью его использования в современной практикеобосновать основные направления совершенствования механизма формирования оборотных средств сельскохозяйственных предприятийразработать рекомендации по расширению кредитования аграрного производства банковской системой.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения государства, агропромышленного комплекса, банковской системы в области кредитования аграрного производства.

Объектом исследования выступают сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, кредитные организации Ставропольского края.

Теоретическую и методологическую базу диссертационной работы составили труды российских и зарубежных экономистов в области экономики, финансов и кредита. В процессе научного исследования использовались нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Основным источником информационного обеспечения исследования послужили данные официальной статистической отчётности, информационные материалы министерств и ведомств, публикуемая отчётность кредитных организаций, материалы ставропольского архива.

В ходе исследования использованы методы: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, балансовый, расчётно-конструктивный, системного и сравнительного анализа, экспертных оценок, прогнозирования, моделирования.

Научная новизна исследования заключается в разработке механизма обеспечения сельскохозяйственного производства оборотными средствами, основанного на паритете интересов аграрных образований, кредитных организаций и государства как выразителя интересов общества в обеспечении продовольственной безопасности страны.

В работе наиболее важными элементами новизны являются: формирование концептуальных основ участия государства в процессах обеспечения сельского хозяйства оборотным капиталом, заключающихся в исполнении государством исключительно стимулирующей функции и принятии обязанностей гаранта по кредитным вложениям в отрасльрекомендации по привлечению заёмных ресурсов сельскохозяйственными предприятиями, имеющими низкие показатели кредитоспособности, путём реализации схем переучёта векселей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленностиразработка предложений по стимулированию региональных банков к расширению объёмов кредитования АПКобоснование стратегического направления решения проблемы покрытия сезонного недостатка оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством создания аграрных и кредитных образований, связанных взаимоотношениями собственности.

Практическая значимость. Выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы законодательными и исполнительными органами региона при разработке и проведении аграрной политикисельскохозяйственными товаропроизводителями в решении проблемы формирования оборотных средств на уровне, необходимом для покрытия сезонного недостатка в оборотном капиталекоммерческими банками при реализации кредитной политики в отношении предприятий АПК.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследований докладывались на всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях в Ставропольской государственной сельскохозяйственной академии, Северо-Кавказском государственном техническом университете, Ставропольском университете (институте) им. В. Д. Чурсина в 19 992 002гг.

Разработанные в процессе исследования практические рекомендации по обеспечению оборотными средствами экономически слабых сельскохозяйственных предприятий были внедрены в период работы автора в Ставрополь.

Промстройбанке — ОАО и реализованы в 2000;2001гг. при участии ОАО «Ес-сентуки-хлеб» и ОАО «Пятигорский хлебокомбинат».

Публикации. По теме работы опубликовано 14 научных работ общим объёмом 2,5 п.л. авторского текста.

Объём и структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 144 страницах машинописного текста, состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 121 источниксодержит 24 таблицы, 12 рисунков, 14 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведённые исследования по проблемам обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей оборотными средствами позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Формирование оборотных средств в полном объёме является объективной необходимостью развития сельскохозяйственного производства. Без этого невозможна ни организация производства продовольствия на современной технологической основе, ни формирование отношений, стимулирующих работников сельского хозяйства к эффективному производительному труду.

2. Кредит является одним из ключевых элементов системы экономических отношений сельскохозяйственного производства в области формирования оборотных производственных фондов.

3. Развитие кредитных отношений в сельском хозяйстве нашей страны складывалось в условиях разных социально-экономических формаций. В XIX в. начале XX в. в Российской Империи функционировала система учреждений мелкого кредита: кредитных товариществ, сельских банков, ссудо-сберегательных касс, которая наиболее полно отвечала экономическим интересам крестьян, динамично развивалась и практически полностью обеспечивала сезонные потребности сельского хозяйства страны в заёмных средствах. Советская власть в период становления активно использовала систему кредитных товариществ в решении проблемы сезонного кредитования села. К 1930 г. кредитные товарищества были ликвидированы и функции кредитования сельскохозяйственного производства были возложены на систему Государственного банка СССР. До 1987 г. кредитные операции в сельском хозяйстве по сути являлись формой финансирования.

4. Изучение практического опыта зарубежных стран позволяет заключить, что механизмы кредитования АПК в этих странах являются высокоэффективными системами покрытия недостатка оборотных средств аграрного комплекса, развитие и становление которых происходило на протяжении продолжительного периода и в условиях исторической, правовой, экономической и социальной самобытности каждого государства. Данные причины делают практическую разработку западного опыта в современной России ограниченной. Наиболее приемлемым направлением развития системы кредитования села является освоение механизмов, уже функционировавших в нашей стране и в Ставропольской губернии в частности. В определённой части они схожи с опытом развитых стран, но имеют свои особенности, характерные только для сельского хозяйства и кредитной системы нашей страны.

5. Постсоветский период развития системы обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей заёмным капиталом характеризуется многообразием форм и методов кредитования: от государственных централизованных кредитов 1992;1994гг. до системы субсидирования процентных ставок по ссудам, привлечённым предприятиями агропромышленного комплекса в кредитных организациях 2000;2001гг. Главной проблемой обозначенного периода является высокий уровень невозвратов. Так, в 1995;1996гг. просроченная задолженность по товарным кредитам в Ставропольском крае составляла 40−80% совокупного объёма кредитования, в 1997;2000гг. — по ссудам, полученным из средств фонда льготного кредитования АПК, — 10−25%. Анализ практического опыта позволяет сделать вывод, что государство должно отказаться от прямого вмешательства в процесс кредитования отрасли, а исполнять лишь стимулирующую функцию. Данный вывод подтверждается опытом 2001 г., когда кредит в сумме 649 млн руб., полученный предприятиями агропромышшленного комплекса Ставропольского края в кредитных организациях на условиях субсидирования процентной ставки, был полностью погашен.

6. Анализ кредитования в 2001 г. позволил сделать вывод о том, что заёмными ресурсами в настоящее время имеют возможность пользоваться предприятия АПК, имеющие идеальные показатели кредитоспособности. Основной массе сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитные ресурсы банков остаются по-прежнему недоступны. Решение проблемы дальнейшего расширения объёмов привлечения кредитных ресурсов предприятиями аграрного сектора при сохранении высоких показателей возвратности ссуд невозможно исключительно в рамках программы компенсирования расходов предприятий отрасли по ссудным процентам. Мы считаем, что помимо стимулирования процессов кредитования АПК, государство должно нести и обязанности гаранта. Актуальным представляется создание программы государственных гарантий по кредитным вложениям в отрасль.

7. В связи с низкими показателями кредитоспособности предприятий сельского хозяйства и соответственно высокими рисками банковского кредитования отрасли государство должно взять на себя исполнение функции гаранта по кредитным вложениям в агропромышленный комплекс. Нами разработаны и предложены основные положения концепции создания государственной программы гарантий. В рамках концепции мы предлагаем функции гаранта возложить на организацию со стопроцентным государственным участием. Для обеспечения целевого и экономически обоснованного характера государственной программы гарантий по кредитным вложениям в АПК и исключения принятия государством излишних рисков по кредитам гарантийная организация должна выполнять также функцию бюро кредитных историй. Это позволит построить механизм, при котором гарант на основе данных кредитной истории потенциального заёмщика будет иметь возможность оценки и определения доли предполагаемого кредита, на которую может быть выдана гарантия. Необходимо принятие Федерального закона «Об организации хранения кредитных историй и доступа к ним». В проекте закона должны найти место положения, допускающие функциональный симбиоз бюро кредитных историй и государственных гарантийных организаций.

8. Основное направление решения проблемы расширения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам банков мы видим в укрупнении капитала региональных кредитных организаций посредством вхождения в состав акционеров/участников предприятий агропромышленного комплекса. Реализация предложения позволит банкам и предприятиям аграрного сектора, связанным взаимоотношениями собственности, строить отношения в области кредитования на качественно более высоком уровне. В данной ситуации имеют место фактор заинтересованности акционеров-заёмщиков в результатах деятельности и устойчивой работе зависимого банка, фактор рационализации механизма принятия решения о выдаче ссуд банком, фактор оптимизации условий кредитного договора.

9. Выявленные диспропорции в развитии банковской системы края и анализ активности банков в кредитовании АПК позволяют определить ключевым направлением поддержку региональных банков. Для стимулирования развития региональных финансово-кредитных учреждений необходим комплекс мер в области пруденциального надзора Банка России, ограничения монопольных преимуществ системы Сберегательного банка РФ, построения эффективных механизмов взаимодействия региональных банков и органов государственной власти.

10. В области надзора за деятельностью кредитных организаций необходим дифференцированный подход при установлении нормативов резервирования, нормативов риска, ликвидности для банков разных «весовых категорий». Разработанная нами прогрессивная шкала норматива текущей ликвидности базируется на системе диверсификации норматива в зависимости от размера валюты баланса кредитного учреждения. Практическое применение данного предложения, во-первых, позволяет Банку России сохранить действующую ставку норматива НЗ и контроль за банками с высокой долей привлечённых пассивов. Во-вторых, позволит региональным банкам, специализирующимся на кредитовании региональной экономики, имеющих валюту баланса до 2500 млн руб., расширить среднесрочный кредитный портфель.

11. Кредитование сельскохозяйственных предприятий, имеющих низкий уровень показателей кредитоспособности, испытывающих проблемы с предоставлением ликвидного залога, периодически имеющих задолженность по обязательным платежам в бюджет, мы предлагаем осуществлять в формах, исключающих юридический аспект кредита. Другими словами, необходимы инструменты, которые не будут требовать от заёмщика предоставления ликвидного залога, продолжительной процедуры оформления кредитного договора. Разработанная нами и внедрённая на практике в Ставропольском крае схема переучёта векселей предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности по сути является скрытой формой сезонного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предприятию пищевой, перерабатывающей промышленности данная схема гарантирует стабильные поставки сырья и систему расчётов по выходу и реализации готовой продукции. Интерес банка, осуществляющего учёт векселей, состоит в том, что он вступает в долговые отношения лишь с векселедателем. Схема не требует заключения кредитных договоров и договоров залога с массой сельхозпроизводителей, не требуется также проведения оценки их кредитоспособности и принятия на себя риска неисполнения заёмщиками своих обязательств. Данные категории перекладываются в область взаимоотношений векселедателя и заёмщиков, связанных между собой технологической цепочкой. И главное, сельхозпредприятиям данная схема позволяет привлечь для покрытия сезонного разрыва в денежном потоке «живые» денежные средства и иметь проавансированный сбыт продукции по гарантированным ценам. В целом, развитие таких форм скрытого кредитования будет способствовать процессу дальнейшего вытеснения теневого товарного кредита в сельском хозяйстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием12 декабря 1993 г. Офиц. текст по состоянию на 1 января 1997 г. М.: Изд. гр. ИНФРА. М-НОРМА, 1997. — 80 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Принят Государственной думой РФ 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Принят Госу-г дарственной думой РФ 22 декабря 1995 г. № 14-ФЗ.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Принят Государственной думой РФ 1 ноября 2001 г. № 146-ФЗ.
  5. О государственном регулировании агропромышленного производства: ФЗ РФ от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ.
  6. О кредитных потребительских кооперативах граждан: ФЗ РФ от 7 августа ^ 2001 г. № 117-ФЗ // Российская газета 2001. — 9 августа. — С. 5.
  7. Об организации хранения кредитных историй и соответствующей информации и доступа к ним: ФЗ РФ (проект).
  8. О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе: Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565 // Российская газета 1996. — 23 апреля. — С. 6.
  9. Об агропромышленном банке Российской Федерации (Агропромбанке Рос*сии): Указ Президента РФ от 19.07.96 г. № 1042.
  10. О дополнительных мерах по уборке урожая в 2000 году: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2000 г. № 580 г. Москва // Российская газета. -2000. 8 августа. — С.4.
  11. О концепции стабилизации и развития агропромышленного производства Ставропольского края на 1998−2005гг.: Постановление Минсельхозпрода РФ от 26 марта 1998 г. № 03−5.
  12. О мерах по обеспечению минеральными удобрениями и средствами защиты растений под урожай 1995 года: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 1995 г. № 137.
  13. О порядке регулирования деятельности банков: Инструкция Банка России от 1 октября 1997 г. № 1 в редакции от 20.03.2002 г. № 1128-У.
  14. Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 г.: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 224.
  15. Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1998 г.: Постановление Правительства РФ от 15гапреля 1998 г. № 392.
  16. О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей края минеральными удобрениями в 1999 году: Постановление Губернатора Ставропольского края от 26 января 1999 г. № 37.
  17. О мерах по обеспечению горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных предприятий края для проведения весенне-полевых работ в 1997 г.: Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 4 марта 1997 г. № 185-р.
  18. О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей края минеральными удобрениями под урожай 1997 года: Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 19 февраля 1997 г. № 137-р.
  19. О мерах по своевременной подготовке машинотракторного парка к весенне-полевым работам: Постановление Губернатора Ставропольского края от 10 января 1997 г. № 10.
  20. О погашении задолженности по товарным кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям: Постановление Губернатора Ставропольского края от 26 июня 1997 г. № 415.
  21. О погашении облигаций правительства Ставропольского края: Постановление Губернатора Ставропольского края от 8 августа 1998 г. № 678.
  22. О проведении взаимозачёта по задолженности федерального бюджета, зачтённой в погашение товарного кредита, предоставленного в 1995 году: Постановление главы администрации Ставропольского края от 30 мая 1996 г. № 333.
  23. О финансировании авиахимических работ в 1997 г.: Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 7 апреля 1997 г. № 256-р.
  24. Соглашение о предоставлении бюджетной ссуды под товарный кредит на поставку горючих и смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1995 г. Между Министерством финансов и администрацией Ставропольского края: Подписано 10 апреля 1995 г.
  25. Замечания и предложения к проекту федерального. закона об организации хранения кредитных историй и соответствующей информации и доступа к ним: Письмо Ставропольпромстройбанка ОАО от 15.10.2001 г. № 1730/01.
  26. О получении субсидии в 2001 г.: Письмо Минсельхоза РФ от 24.07.2001 г. № 24−24/734.
  27. О порядке формирования и использования специального фонда для кредитования предприятий агропромышленного комплекса на льготных условиях: Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 100-ФЗ.
  28. О применении на практике отдельных положений порядка возмещения в 2001 году из федерального бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями: Письмо Минфина РФ от 18.07.2001 г. № 07−02−05/1041.
  29. О ходе выполнения распоряжения Губернатора Ставропольского края от 07.04.97 г. № 256-р «О финансировании авиахимических работ в 1997 г.»: служебная записка Министра финансов Ставропольского края Затыкьяна Г. З. От 28 августа 1997 г. № 03−05.
  30. Е.В. Организационно-экономические основы формирования системы сельской крдеитной кооперации (на примере Саратовской области): Автореф. дисс. на. канд. экон. наук. СПб., 1998. — 196 с.
  31. П.В., Гаевский В. В., Рязанцев С. В. Экономика Ставропольского края / Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений экономических специальностей. Ставрополь: Кн. Издательство, 2000. — 392с.
  32. А.И. Реструктуризация в сфере кредитования малого бизнеса // Деньги и крдеит. 2000. — № 4. — С. 22−27.
  33. М.А. О состоянии сословных учреждений мелкого кредита в Ставропольской губернии. Ставрополь: Типография Губернского Правления. 1913.-20с.
  34. Д. Экономика сельскохозяйственного прдеприятия. Учебно-методическое пособие. М.: ЭкоНива, 1999, 282 с.
  35. В.Р., Серков А. Ф., Романов А. Е. Аграрной реформе нужен новый курс r II Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996.- № 5. С. 9−12.
  36. В.Р., Серков А. Ф., Романов А. Е. Основные результаты аграрной реформы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1996. -№ 4.-С. 7−14.
  37. Т. Субсидирование и кредитование сельского хозяйства во Франции // Международный сельскохозяйственный журнал. 1992. — № 5. — с.52. 43.
  38. Н.А., Назаренко А. Цены, инфляция паритет // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 1. — С. 13.
  39. А.И. Деньги банков не вкладываются в реальную экономику, но это не вина самих банков // Ставропольский бизнес. -2001.-8 февраля.-№ 5/289.-С.3.
  40. А.И. Новые формы «хорошо забытой» практики кредитования // Банковское дело в Москве. 1999. — № 10. — С. 26−27.а,
  41. А.В. Сбербанк главнй кредитор села // Ставропольская правда.- 2001 г. 29 августа. — С.4.
  42. В.В. Ставропольский Сбербанк в краевых инвестиционных программах // Банковское дело в москве. 2000. — № 7(67). — С. 28−30.
  43. В.В. Сложившаяся ситуация меня не устраивает // Ставропольский бизнес. 2001. — 25 января. — № 3/287. — С. 1−5.
  44. В.В. Финансирование экономики ниша отечественных банков // Банковское дело в москве. — 2000. — № 3(63). — С. 4−5.
  45. В.Ф. Агропромышленный комплекс Ставропольского края // АПК: экономика, управление. 2000. — № 10. — С. 11−18.
  46. В.В. Материалы выступления в Финансовой академии при Правительстве РФ на международной научно-практической конференции «XXI век: новая модель специалиста-экономиста» // Вестник Банка России. 2000. — 19 апреля. — № 20(448).
  47. А.В. Приоритеты аграрной политики и перспективы развития крупных сельскохозяйственных предприятий России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 4. — С. 8−12.
  48. Деньги, кредит, банки / Под ред. Лаврушина О. И. М.: Финансы и статистика, 1998. — 448с.
  49. З.А. Совершенствование финансово-крдеитных отношений // АПК: экономика, управление. 2000. — № 10. — С. 44−48.
  50. Е.Ф. Общая теория денег и крдейта. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 359с.
  51. В.Р. Правовые основы организации и деятельности сельских кредитных кооперативов в Российской Федерации: Автореф. дисс. на. канд. экон. наук. Уфа, 1999. — 180 с.
  52. Н.Ф., Винничел Л. Б. Оценка финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — октябрь. — № 10. — С. 40−42.
  53. .Ф. О рациональном использовании средств специального бюджетного фонда льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей // Деньги и кредит. 1999. № 3. С. 75−76.
  54. М.П., Панкова К. И., Масленкова В. Ф. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 2. — С. 37−41.
  55. И.Б. Кредитный механизм регулирования сельскохозяйственного производства: Автореф. дисс. на. канд. экон. наук. Уфа, 2000. — 206с.
  56. И. Роль государственной финансовой помощи и кредитования в развитии сельского хозяйства ФРГ // Международный сельскохозяйственный журнал. 1992. — № 5. — С.39−44.
  57. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Издательство ЭКМОС, 1998. — 448 с.
  58. Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации (проект) // Вестник Банка России 2001. — 8 февраля. -№ 12.
  59. JI.M. Экономический механизм обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства (на материалах Удмуртской республики): Автореф. дисс. на. канд. экон. наук. Москва, 2000. — 23 с.
  60. Кредитование фермеров в Швеции. НИИТЭИагропром // Экономика сельского хозяйства России. 1994. -№ 11. с. 31. 45.
  61. В.В. Анализ развития банковской системы Ставропольского края // Аналитический банковский журнал. 2001. — № 5(72). — май.
  62. В.В. Опыт скрытых форм сезонного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. — № 2. — февраль. — .
  63. Ку куру зова Н. В. Проблемы кредитования реального сектора экономики универсальным коммерческим банком // Вестник банковского дела. 2001. -№ 7.-С. 13−16.
  64. О.И. Кредит как стоимостная категория социалистического воспроизводства. -М.: Финансы и статистика, 1989, с. 60.
  65. М.Л., Маслова И. Б. Краткосрочное кредитование хозяйствующих субъектов АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. — № 10. — С. 46−50- № 11.- С.50−52.
  66. М.Л., Маслова И. Б. Организация финансов аграрных формирований в условиях рыночных отношений. Новгород, 1998. — 84с.
  67. М.Л., Маслова И. Б. Финансы в сельском хозяйстве. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 430 с.
  68. М. Данкен. Структура рынка сельскохозяйственных кредитов США //АПК: экономика, управление. 1996. — № 5. — с.52. 46.
  69. И.Б. Вексель как инструмент кредитования // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 3. — С. 37.
  70. И.Б. О проблеме формирования оборотных средств // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997.-№ 6.-С. 46−47.
  71. В.Д. Современное банковское дело: опыт организации и функционирования банков США. М.: Издательство Московского университета 1992. — 174с.
  72. В.А. Главная цель поддержка сельхозпроизводителей края // АПК: экономика, управление. — 2000. — № 10. — С. 49−51.
  73. А.В. Реструктуризация становится неизбежностью // Банковское дело в Москве. 1999. — № 10. — С. 12−14.
  74. Организация сельскохозяйственного производства / Ф. К. Шакиров, В. А. Удалов, С. И. Грядов и др.- Под ред. Ф. К. Шакирова. М.: Колос, 2000. — 504 с.
  75. А.Г. Государственное субсидирование АПК за рубежом: Обзорная информация. / НИИТЭИагропром. М., 1993. 36с.
  76. М.А. Коммерческий кредит в новых условиях // Деньги и кредит. -1988.-№ 12.-С. 14−19.
  77. К. Развитие системы сельскохозяйственного кредита в США: уроки для России? // Вопросы экономики. 1997. — № 8. — С. 147−160.
  78. В.В. Роль региональных банков в укреплении финансово-экономического федерализма//Банкир.Ру. -Статьи и аналитика.-2001г.-7 марта.
  79. Н.А. Экономика сельского хозяйства: Учебник. М.: Издательство «Дело и сервис», 2000. — 368 с.
  80. Т.С. Управление сельским хозяйством во Франции // АПК: экономика, управление. 1996. — № 2. — С. 25−27.
  81. В., Свободина М., Экономический механизм восстановления и развития сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 1999. — № 9. — С. 20−23.
  82. Е.И., Мумладзе Р. Г., Липенкин А. В. Проблемы неплатёжеспособности аграных предприятий // экономика сельскохозяйственных и перерраба-тывающих предприятий. 2001. — № 10. — С. 43−45.
  83. Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 480с.
  84. А.С., Вадковский А. А., Педашенко А. А. Мелкий кредит и учреждения его вообще и в Ставропольской губернии в частности. Ставрополь-ГУБ, типография наследников Берк. 1906. — 100с.
  85. Е. Региональные банки могут и должны стать источником инвестиций // Банковское дело в Москве. 2000. — № 3(63). — С. 18−19.
  86. В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. -М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 1994. 320с.
  87. М.М. Основы кредитного дела. М.: Госфиниздат, 1946, с. 551. 31.
  88. Финансовуые результаты и состояние платежей и расчётов в отраслях экономики края на 1.01.2002г. // Статистический бюллетень / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. 2002. — 45с.
  89. А.А., Черний Р. Н. Проблемы формирования эффективной кредитной системы по обслуживанию сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 3. — С. 17−20- № 4. -С. 44−48.
  90. JI. АПК отрасль, которая работает с реальными деньгами и выпускает товар с хорошими конъюнктурными перспективами // Страна.Ру. — 2001.
  91. Л.И. Возможные пути реформирования финансово-кредитного механизма в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 10. — С. 3−7.
  92. Л.И. Система государственного регулирования АПК // АПК: экономика, управление. 1996. — № 4. — С. 3−17.
  93. А. О строительстве сельскохозяйственной кооперации // АПК: экономика, управление. 1999. — № 3. — С. 72−75.
  94. В.А. Кредит и крдеитный механизм в условиях перестройки. -М.: Финасы и статистика, 1989. 216 с.
  95. Р.Ш. Оборотные средства сельскохозяйственных предприятий и роль крдейта в их формировании (на материалах Республики Адыгея): Авто-реф. дисс. на. канд. экон. наук. Ростов, 1998. — 202 с.
  96. В. Администрация Кубани пытается оптимизировать систему товарного кренгования селхозтоваропроизводителей // Страна.Ру 2001.
  97. А.Л. Ставропольский края на рубеже XXI века // АПК: экономика, управление. 2000. — № 10. — С. 4−10.
  98. Г. А. Сущность и функции кредита и банков при социализме. М.: Московский финансовый институт, 1956, с. 10.
  99. Ю.Е. Кредит и предприятие. М.: Финансы, 1973, с. 160.
  100. Ю.Е. Очерки советского кредита. — М.: Госфиниздат, 1961, с. 268.
  101. Ю.Е. Очерки советского кредита. — М.: Госфиниздат, 1961, с. 53.
  102. З.Г. Кредит и интенсификация совхозного производства: Монография. М.: Финансы, 1980. — 144 с.
  103. З.Г. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 1993. — 236 с.
  104. Д. Регионалная аграрная политика в современных условиях // АПК: экономика, управление. 1998. — № 10. — С. 14−21.
  105. А. Государственное регулирование и кредитование сельского хозяйства в Великобритании и США // Международный сельскохозяйственный журнал. 1992. — № 5. — с.50. 47.
  106. Р.Г. Организационно-экономический механизм крдеитования сельскохозяйственных предприятий (на материалах Пензинской области): Ав-тореф. дисс. на. канд. экон. наук. М., 1998. — 189 с.
  107. A. Smith. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, Oxford University Press, 1976 1.
  108. D. Ricardo. On the Principles of Political Economy and Taxation, Cambridge University Press, 1951.
  109. Dictionary of business and finance. Donald T. Clark and Bert A. Colleried, p.416
  110. Heady E.O. Economics of Agricultural Production and Resource Use. New Jersey: Englewood Cliffs, 1952.
  111. J.A. Schumpeter. The Theory of Economic Development, R. Opie, tr., Harvard University Press, 1934.
  112. Johnson D. Gale. World Agriculture in Disarray. London: Macmillan Press Ltd., 1991.
  113. Tsakok I. Agricultural Price Policy: A Practitioner’s Guide to Partial-Equilibrum Analysis. Ithaca L.: Cornell Uni Press, 1990.
Заполнить форму текущей работой