Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Свободное время как фактор формирования всесторонне развитой личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подход к свободному времени как фактору реализации сущностных сил человека, как мерила общественного богатства требует, чтобы к ному относились как к ценности, которую необходимо использовать разумно. Поэтому, естественно, встает вопрос «культуры свободного времени». Вопрос этот сложный. Одной из важнейших его задач является оптимизация величины и структуры свободного времени, поиски таких форм… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. I, Время общества и развитие личности как объект социально-философского исследования
    • I. Проблема всестороннего развития, личности в историческом материализме
    • 2. Социальное время — время человеческой деятельности
    • 3. Сущность, структура и функции свободного времени
  • Глава II. Воздействие свободного времени на процесс формирования всесторонне развитой личности
    • I. Использование свободного времени для формирования потребностей личности
    • 2. Свободное время и развитие способностей человека.'

Свободное время как фактор формирования всесторонне развитой личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рост свободного времени, превращение его в условие реализации сущностных сил человека, повышение эффективности использования свидетельствуют о возрастании его социальной роли и актуальности дальнейшего теоретического осмысления. Особую значимость приобретает проблема свободного времени в связи с тем, что ее научное обоснование является одной из важных предпосылок всестороннего развития личности.

Провозглашенная партией задача воспитания нового человека* определяется как реальное требование общественного прогресса и конкретная задача на ближайшую перспективу нашего общества. В связи с этим на ХХУ1 съезде КПСС было подчеркнуто, что в «восьмидесятые годы Коммунистическая партия будет последовательно продолжать осуществление своей экономической стратегии, высшая цель которой — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, р роста социальной и трудовой активности советских людей» .

Такая постановка вопроса требует выявления и изучения тех новых условий для формирования личности, которые сложились в зрелом социалистическом обществе, В связи с этим ХХУ1 съезд КПСС по.

1 См.: Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1974, с.83- Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976; Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 63. ставил перед обществоведами задачу более глубокого исследования проблемы «всестороннего и гармоничного развития человека» *.

Научное рассмотрение закономерностей процесса формирования такой личности предполагает выявление и анализ соответствующих социальных факторов в их исторической конкретности. Один из таких факторов — время общества, составным элементом которого является свободное время.

Бремя общества, как это отмечали классики марксизма, является всеобщей мерой социальных процессов и выступает в качестве внутреннего регулятора всемирной истории и жизни каждой личности. В партийных документах, в материалах съездов и пленумов также большое внимание уделяется анализу современного процесса с учетом фактора времени. В частности, в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду отмечалось, что, вступая в 80-е годы, партия «уточнила и конкретизировала пути и сроки реализации наших программных целей, определила стратегию и тактику на длительный период». Представляя собой сложную систему временных характеристик человеческой деятельности, социальное время тесно связано с формированием личности. Карл Маркс гак сформулировал эту взаимосвязь: «Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени». Следовательно, чем эффективнее человек использует свое время, тем больше у него появляется возможностей для реализации своих сущностных сил.

Современный этап развития общества характеризуется ускорением темпов социального, научного и технического прогресса, что оказывает существенное влияние на все сферы жизни, вызывая глубокие изменения в многообразных процессах, в том числе способах и формах проведения свободного времени, в результате чего возникает необходимость соответствующего направления организации свободного времени, воспитания и утвервдения таких форм досуга, которые способствовали бы совершенствованию личности. В связи с этим встает задача познания внутренне необходимых связей между элементами временной структуры свободного времени и ролью каждого из них в общем процессе жизнедеятельности. Без учета роста величины свободного времени невозможно дальнейшее повышение уровня жизни трудящихся, рост образования, социальных и культурных потребностей советских людей. Познание и сознательное использование его имеет большое значение для выявления источника и резервов производительности труда, повышения эффективности производства, сбережения социального времени в целом.

Сокращение рабочего и рост свободного времени в результате успешной реализации экономической политики нашей партии является объективной закономерностью социализма. Это достижение закреплено в Конституции СССР, где указывается, что право советских людей на отдых «обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часе, сокращенной продолжительностью работы в ночное времяпредоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети к у ль тур но-просвети тельных, и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризмасозданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени» *. /.

I Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических.

Республик, статья 41.

Поэтому забота об увеличении свободного времени и улучшении его использования является одним из главных направлений социальной политики КПСС и Советского государства. На ХХУ1 съезде партии было выдвинуто требование «увеличивать свободное время трудящихся на основе развития сферы обслуживания, облегчения работы в домашнем хозяйстве, совершенствовать формы и организацию досуга, особенно молодежи» ^.

Актуальность данной проблемы обусловлена также и насущными потребностями идеологической борьбы. Буржуазные идеологи при помощи концепций «цивилизация досуга», «общество массового потребления» и других пытаются проводить идею о независимости досуга от общественного строя, а свободное время представить как внеисторическую категорию, вытекающую из природы человека и его естественных потребностей. Отождествляя по существу внерабочее и свободное время, они создают миф об избытке свободного времени, которое, якобы, является всеобщим демократическим завоеванием, открывающим равные шансы для всех, и пытаются провозгласить «цивилизацию досуга» новым типом общества, функционирующим на основе определяющей роли свободного времени в жизни общества.

Таким образом, актуальность данной темы определяется: реальными запросами развитого социализма, состоянием теоретических исследований, которые, несмотря на значительные достижения, еще не дали ответа на многие вопросы влияния свободного времени на развитие личности, насущными потребностями идеологической борь:-бы, где проблемы человека и его времени приобрели особую значимость.

В советской философской литературе различные аспекты теории свободного времени всегда привлекали внимание ученых-обществоведов. Так, еще в 20-е годы появился ряд работ*, в которых были сделаны попытки отразить новые явления общественной жизни в области регуляции величин рабочего и свободного времени, активизации способов деятельности в свободное время. Но в результате того, что ряд элементов свободного времени в ту пору еще слабо был исследован, то эта недостаточность нашла отражение в определении самой категории, сущность которой понималась очень упрощенно — как время проведения отдыха.

Особый интерес к данному вопросу возник в начале 60-х годов, когда наша страна вступила в новую фазу своего развития и возникла необходимость дальнейшей разработки теории формирования нового человека, предполагающая выявление основных предпосылок и факторов воздействия на процесс развития всесторонней лично-2 сти .

В настоящее время проблема свободного времени и его воздействия на формирование личности активно разрабатывается многими философами, социологами, экономистами. Можно назвать ряд авторов, работы которых посвящены различным аспектам этого вопроса:

1 См.: Струмилин С. Г. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922;1923 годахКабо Е. О. Очерки русского быта. М., 1928; Михеев В. Бюджет времени рабочих и служащих Москвы и Московской области. М., 1932 и др.

2 С 1958 года коллектив Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР под руководством Г. А. Пруденского начал интенсивные исследования функционирования социального времени в социалистическом обществе, в результате чего была предложена классификация вре.

В.А.Артемьева, В. Г. Байкову, В. И. Болгова, А. А. Глазычева, Л. А. Гордона, Б. А. Грушина, А. С. Дучала, А. А. Земцова, Г. Е. Зборовского, Э. В. Клопова, Г. И. Минца, А. В. Мялкина, А. В. Неценко, Г. П. Орлова, В. Д. Патрушева, В. Н. Пименову, Н. П. Пищулина, Г. А. Пруденского, Э. В. Соколова и других. В результате проделанной работы в рамках ' марксистской социальной науки сложился ряд методов, используемых для изучения свободного времени, накоплен большой эмпирический материал, сделаны значительные теоретические обобщения.

Вместе с тем, рцц вопросов, важных для понимания сущности свободного времени, механизма его влияния на процесс развития всесторонне развитой личности нуждается в дальнейшем исследовании. В большинстве работ делается попытка определить свободное время как простое обобщение тех видов деятельности, которые авторы считают нужным ввести в научный анализ, в результате чего сущность свободного времени вскрывается с количественной стороны. Поэтому в указанных работах лишь констатируются статьи расхода свободного времени и даются рекомендации по улучшению службы быта, культурно-просветительных учреждений и т. д., что конечно же необходимо. Однако социологический анализ свободного времени означает подход к нему как форме социального бытия, как целостной системе, имеющей свои функции, обусловленные характером ее элементов, социальной средой. Следовательно, возникает необходимость вычленить наряду с длительностью, ритмикой качественную основу свободного времени, что, в свою очередь, требует рассмотрения его как элемента социального времени.

В последние годы был систематизирован многочисленный матемени, согласно которой свободное время является частью внерабочего. риал по использованию свободного времени различных социально-демографических групп населения, выявлены основные затраты по отдельным видам деятельности в будни и выходные дни. Этого, однако, недостаточно для выявления общественной ценности свободного времени и его роли как фактора развития в условиях развитого социализма. Современный этап требует создания и совершенствования новой модели структуры и характера исследования свободного времени, которая бы соответствовала программным задачам данного этапа функционирования нашего общества. В связи с этим важно не только знание того, как человек использует свое свободное время, но и как характер подобной деятельности влияет на его формирование.

Все это ставит перед общественными науками, в том числе и перед историческим материализмом, задачу дальнейшего теоретического осмысления проблемы свободного времени.

Анализ произведений классиков марксизма-ленинизма, посвященных данной тематике, а также рассмотрение современного состояния теоретических исследований в этой области социально-философского знания позволяют сформулировать цель диссертационного исследования, которая состоит в том, чтобы, используя последние данные науки, исследовать проблему свободного времени как фактора формирования всесторонне развитой личности, его механизма и условий осуществления.

Исходя из указанной цели, в диссертации решаются следующие задачи: /.

— проанализировать основные условия формирования всесторонне развитой личности и раскрыть главные особенности и закономерности этого процесса;

— рассмотреть свободное время как элемент социального времени и выявить его взаимосвязь с другими элементами;

— уточнить понимание сущности свободного времени, его структуры и функций;

— исследовать особенности использования свободного времени для формирования потребностей;

— выявить специфику воздействия свободного времени на развитие способностей человека.

Методологической и теоретической основой диссертационной работы явились труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы и решения съездов партии, Конституция (Основной Закон), работы руководителей Коммунистической партии и Советского государства.

При написании диссертации автор опирался на работы советских ученых: К.А.Абульхановой-Славской, П. К. Анохина, Я. Ф. Аскина, Т. И. Артемьевой, В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой, Г. Н. Волкова, Г. Е.Гле-зермана, Г. С. Гудожника, А. Я. Гуревича, М. В. Демина, М. С. Кагана, В. А. Канке, А. Г. Ковалева, Л. Н. Когана, И. С, Кона, Ю. С. Кочкарева, Н. И. Красина, В. П. Кузьмина, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лойя, Н. Н. Михайлова, К. Х. Момджяна, А. М. Мостепаненко, А. Г. Мысливченко, Ю.К.Плет-никова, С. Л. Рубинштейна, И. А. Сафронова, И. Н. Сиземской, Б.М.Теп-лова, В. А. Хотяковой, В. П. Яковлева, посвященных проблемам свободного времени, социального времени, теории личности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть свободное время как фактор всестороннего развития личности. Было установлено, что формирование нового типа личности связано с функционированием определенного этапа общества, когда одним из самых важных критериев социального прогресса становится свободное время. Только тогда, когда «мерой богатства будет уже не рабочее время, а свободное» *, — отмечал Маркс, — процесс формирования развитой производительной силы индивидов становится реальностью. Это возможно лишь в высшей фазе коммунистической формации. Движение к всестороннему развитию индивида, основанное на действии крупного машинного производства, зарождается еще при капитализме. Но оно оформляется на этом этапе развития общества как тенденция, реализация которой начинается лишь при установлении общественной собственности на средства производства, что порождает новые формы общественной связи между людьми. Тем самым создаются предпосылки для формирования всесторонне развитой личности. Понятие это предполагает не обязательную сумму каких-то черт, а социальную возможность приобретения этих черт в степени, зависящей от способностей данного индивида. Пространством для расцвета человеческих способностей становится свободное время, которое является многократно опосредованным фактором, включенным в характеристику общественных отношений, и представляет собой специфическую форму социального бытия, развертывающую общественные процессы в определенной длительности и последовательности.

Как показало данное исследование, конструктивный анализ свободного времени возможен лишь при рассмотрении его как элемента социального времени, которое представляет собой временное отношение структуры взаимодействующих объектов, формируемой в процессе труда и опосредуемой орудийно-преобразующей деятельностью. Поэтому основой социального времени является качественная специфика всякой социально-предметной деятельности, а его сущность определяется взаимопревращением «прошлого» и «живого» труда. Таким образом социального времени как такового, как независимого явления не существует. О нем всегда можно говорить как о времени определенного способа жизнедеятельности, который развертывается во внешне противоположных формах: рабочее время — свободное время.

Целесообразная деятельность в свободное время, как и в рабо-чееЛ обусловливается законами развития общества, характером социально-экономических отношений на каждом этапе общественного развития. Это означает, что выбор занятий в сфере свободной жизнедеятельности зависит от места и роли личности, группы, класса в исторически определенной системе общественного производства. Под влиянием общественных отношений формируются характерные черты образа жизни людей, их потребности и интересы, а, следовательно, и соответствующие им способы времяпрепровождения.

Сущность свободного времени вытекает из свободной деятельности и развития каждого индивида, т. е. такой деятельности, которая способствует реализации многогранных задатков человека. Поэтому содержанием свободного времени, как это подчеркивал Маркс, является сам процесс всестороннего развития человека.

Условия свободной жизнедеятельности обеспечивают реализацию физиологических, социальных, культурных потребностей, в силу чего свободному времени присущи антропологические, социальные, культурно-воспитательные функции.

Анализ сущности свободного времени показал, что оно, как и многие другие социальные феномены, характеризуется многомерностью и на разных уровнях социальной действительности проявляется по-разному. На макросоциологическом уровне теоретического обобщения общественного развития, рассматривая его с точки зрения качественной основы социального времени — «опредмечиваемого времени» — можно выявить две его формы: свободное опредмечиваемое время, т. е. свободное время продуктивной деятельности и свободное раопредмечиваемое время, т. е. свободное время по усвоению социального и культурного наследия человечества. На форма-ционном уровне свободное время рассматривается с точки зрения основных его параметров: величины, структуры, содержания, которые по своему характеру являются исторически изменчивыми и поэтому позволяют, в известной степени, исследовать общество, находящееся на определенной ступени своего развития. Конкретно-социологический уровень дает возможность рассматривать свободное время личности, которое в конечном итоге определяется способом производства данной формации.

Подход к свободному времени как фактору реализации сущностных сил человека, как мерила общественного богатства требует, чтобы к ному относились как к ценности, которую необходимо использовать разумно. Поэтому, естественно, встает вопрос «культуры свободного времени». Вопрос этот сложный. Одной из важнейших его задач является оптимизация величины и структуры свободного времени, поиски таких форм организации, при которых материальные и духовные потребности трудящихся удовлетворялись бы наиболее полно. Ближайшей перспективой в области исследования проблем свободного времени является также выработка научно обоснованных представлений, рекомендаций о продолжительности осуществления занятий, а также выявление сущности механизмов формирования устойчивых типов деятельности, способствующих проявлению всего многообразия способностей человека. Б свою очередь, неразвитость отдельных элементов свободного времени и низкая его культура ставят проблему воспитания все более высоких уровней мотивации.

Многие проблемы, как видно из вышеизложенного, в работе только намечены и в силу своей специфики не получили достаточного развития, что отражает определенную стадию в изучении проблемы. Отсюда ясно, что проблема свободного времени потребует дальнейших исследований и в будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. Дебаты о свободе печати. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.30−84.
  3. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115−217.
  4. К. К критике политической экономики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.9−612.
  5. К. Заработная плата, цена, прибыль. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.100−155.
  6. К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9−32.
  7. К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.5−907.
  8. К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч.1, с.278−282- ч. Ш, с. 226, 264−266.
  9. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41−174.
  10. К., Энгельс Ф. Экономические рукописи 1857−1859 годов.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с. З
  11. К. Экономические рукописи I86I-I863 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.47, с.3−612.
  12. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с. П-544.
  13. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.419−459.
  14. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.322−339.
  15. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.339−676.
  16. ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5−338.
  17. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.1, с.347−534.
  18. В.И. Новый фабричный закон. Полн.собр.соч., т.2, с.267−314.
  19. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с. 525.
  20. В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.149−173.
  21. В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1−120.
  22. В.И. Как организовать соревнование. Полн.собр.соч., т.35, с.195−205.
  23. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр. соч., т.36, с.165−208.
  24. В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. -Полн.собр.соч., т.37, с.235−338.
  25. В.И. Проект программы РКП(б). Полн.собр.соч., т.38, с.81−124.
  26. В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде рабочих водного транспорта 15 марта 1920 г. Полн.собр.соч., т.40, с.213−220.
  27. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1−104.
  28. В.И. Задачи Союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи. 2 октября 1920 г.) Полн.собр.соч., т.41, с.299−318.
  29. Официально-документальные материалы
  30. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  31. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1974. — 319 с.
  32. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  33. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982. — 223 с.
  34. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Политиздат, 1977. — 63 с.
  35. О 60-й годовщине образования СССР: Постановление ЦК КПСС от19 февраля 1982 года М.: Политиздат, 1982. — 31 с.
  36. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979. М.: Политиздат, 1979. — 15 с.
  37. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества: Постановление ЦК КПСС от 2 апреля 1978 года.-Правда, 2 апреля, 1978 года.
  38. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  39. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление ЦК КПСС от 15 июня 1983 года. -Коммунист, 1983, № 9, с.40−43.
  40. Материалы Пленума ЦК КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  41. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  42. П.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса. (Мат. к совещанию по философ.вопр.физиологии высш.нерв.деят-ти и псих. Ин-т философии Академии наук СССР). М.: 1962. — 78 с.
  43. Внерабочее время и социальное планирование. Науч.практ.конференция. Свердловск, 1975, с. 237. (отд.пропаганды и агитации Свердл. обкома КПСС, Свердл.юридич.ин-т Уральского отделения Советск.социолог.ассоциации).
  44. Идейно-теоретическое наследие Ф. Энгельса и современность: Тез.докл. к науч.-теоретич.конф.молодых ученых, май, 1981 г. /Редкол.: Лем Г. П. (Огв.ред.) и др. Ташкент: Фан, 1981.- 88 с.
  45. Проблемы формирования целостной личности. (Тезисы докладов межвузовской конференции). Рига: Зинатне, 1976. — 145 с.
  46. Свободное время и нравственное воспитание. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку (в апреле 1979 г.). М.: Знание, 1979. — 280 с.
  47. Социальные проблемы свободного времени трудящихся. (Материалы межреспубликанской научно-практической конференции). -Вильнюс: 1974. 287 с.
  48. В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 431 с.
  49. М.Н. Эстетические потребности человека. М.: Знание, 1979. — 62 с.
  50. В.Г., Дучал А. С., Земцов А. А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М.: Мысль, 1965. — 271 с.
  51. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Политиздат, 1977. — 143 с.4Д6. Белик А. П. Социальная форма движения (Явление и сущность). -М.: Наука, 1982. 270 с.
  52. А.Б. Свободное время в структуре времени общества. -В кн.: Развитие экономических отношений и механизма социалистического хозяйствования на современном этапе. Выпуск 3. Межвуз.науч.сборник. Саратов: Изд-во СГУ, 1975. — 190 с.
  53. И.В., Юдин Э. Г. Системный подход в социальном познании. В кн.: Исторический материализм как теория познания и деятельности. М., 1972, с.157−189.
  54. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  55. В.И. Бюджет времени при социализме. (Теория и методы исследования). М.: Наука, 1973. — 287 с.
  56. Ю.М. Воображение и теория познания (Критич.очерк кант. учения о продуктив. способности воображения). М.: Высш. школа, 1966. — 150 с.
  57. В.А. Диалектика как теория развития. Киев: Изд-во Киевск. ун-та, 1966. — 246 с. 4. Книги
  58. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение филос., методол. и конкретно-науч.подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. — 224 с.
  59. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология. М.: Наука, 1980. -333 с.
  60. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — с.19−45.
  61. Активность личности в социалистическом обществе. /Редколлегия: Т. Ярошевский (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1976. -278 с.
  62. В.Г. Молодой рабочий: (формирование ценностных ориентации). М.: Мысль, 1983. — 222 с.
  63. .С. О таланте и способностях. Очерки о самовоспитании. М.: Знание, 1971. — 173 с.
  64. А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. — 128 с.
  65. Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 183 с.
  66. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — с.67−87.
  67. JI.M., ХёрцХ., Лик Й. Нравственное развитие личности. В кн.: Социализм и личность: Совместное изд. /Под ред.Л. М. Архангельск ого. — М.: Мысль, 1979. — 357 с.
  68. Дж. Психология познания. /За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  69. А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  70. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  71. П.В., Журавлева К. П., Скальная Л. Е. Свободное времяи воспитание нового человека. Кишинев: Изд-во Картя Мол-довеняскэ, 1979. — 136 с.
  72. А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. — 365 с.
  73. Вальд-А. Человек и время. В кн.: Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. — М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  74. М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.: Знание, 1981. — 36 с.
  75. Г. Н. Эра роботов или эра человека? (Социол.проблемы развития техники). М.: Политиздат, 1965. 159 с.
  76. Д.А. Научно-технический прогресс и развитие личности. М.: Знание, 1977. — 46 с.
  77. .А., Плетников Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. М.: Знание, 1975. — 63 с.
  78. Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974, ч.1. — с.393.
  79. Е.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  80. Л.А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М.: Наука, 1972. -367 с.
  81. Л.А., Клопов Э. В., Оников Л. А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, завтра. -М.: Знание, 1977. 160 с.
  82. .А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967. — 175 с.
  83. А.Я. Об исторической закономерности. Б кн.: Философские проблемы исторической науки. — М.: Наука, 1969. -319 с.
  84. М.Б. Проблемы теории личности (социально-философский аспект). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 240 с.
  85. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. -191 с.
  86. Диалектика социальных процессов: Сб. статей /Под ред. Боголюбовой Е. В.: МГУ им. Ломоносова. Филос. фак-т. Каф.ист.материализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 132 с.
  87. Л.П. Способности и их воспитание. Саратов: Изд-во СГУ, I960. — 34 с.
  88. Е.А. Потребление и развитие личности (социально-психологический анализ). Киев: Наукова думка, 1982. -III с.
  89. Духовная культура и проблемы социального управления. Новосибирск- Наука, 1981. — 209 с.
  90. Духовные потребности в системе социалистического образа жизни. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1979. — 171 с.
  91. Э.А. Время общества. (Философский и социально-экономический аспект). Новосибирск: Изд-во Наука, Сибирское отделение, 1969. — 192 с.
  92. Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980.247 с.
  93. Г. Е. Проблемы социологической теории свободного времени. М., 1970. — 10 с.449. Зборовский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск: Свердл.юрид.ин-т, 1974. — 223 с.
  94. В.Г. Строительство коммунизма и формирование всесторонне и гармонически развитого человека. В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. — Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979. — 174 с.
  95. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. -318 с.
  96. М.Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. — 208с.
  97. Исторический материализм как социально-философская теория: Моногр./Под ред.В. И. Разина. М.: Высш. школа, 1982. — 364 с.
  98. А.И. Труд и коммунизм. М.: Соцэкгиз, 1961. — 166 с.
  99. Е.О. Очерки русского быта. Опыт монографического исследования домашнего рабочего быта. T.I. М.: Книгоиздательство ВЦСПС, 1928. — 290 с.
  100. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 382 с.
  101. В.А. Социальные пространство и время в системе категорий исторического материализма. В кн.: Методологические проблемы исторического материализма. — Барнаул, 1976.
  102. Д.П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М.: Экономика, 1974. — 237 с.
  103. Категории исторического материализма в их взаимосвязи.сб.статей). Урал.гос.ун-т им. А. М. Горького /Редкол. Г. П. Орлов (отв.ред. и др. Свердловск: УГУ, 1978. — 160 с.
  104. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. (Социолог.аспект). Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1974. — 222 с.
  105. B.C. Свободное время и вопросы воспитания. М.: Политиздат, 1977. — 56 с.
  106. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 3 изд., переработ, и доп. 1970. — 391 с.
  107. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  108. Р.И. Социализм: К вопросам теории 2-ое изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1979. — 598 с. — (Социализм: опыт Проблемы. Перспективы).
  109. Ю.С. Природа способностей. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1980. 256 с.
  110. В.Н. Критика буржуазной так называемой теории «индустриального общества» и «социологии досуга». М.: Знание, 1972, 10 с.
  111. А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. М.: Высш. школа, 1981. — 176 с
  112. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1976. — 247 с.
  113. Культурная деятельность. (Опыт социологического исследования). М.: Наука, 1981. — 240 с.
  114. .М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. М.: Мысль, 1974. — 316 с.
  115. Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961. -32 с.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  117. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  118. Н.И. Время и общественное развитие. В кн.: Принцип развития. — Саратов: Изд-во СГУ, 1972, с.224−234.
  119. Личность в XX столетии. Анализ буржуазных теорий /Редкол.: М. Б. Митин (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1979. — 206 с. (Критика буржуаз. идеологии и ревизионизма).
  120. Лой А.й. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев: Наукова думка, 1978. — 133 с.
  121. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 176 с.
  122. Е.А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М.: Знание, 1977. — 44 с.
  123. Л.Н. Категория времени и системный анализ. М.: Знание, 1966. — 31 с.
  124. В.М. Культура и история. (Проблема культуры в филос.-ист.теории марксизма). М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  125. С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М.: Мысль, 1966. — 383 с.
  126. Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979. — 176 с.
  127. Методологические проблемы исторического материализма. -Барнаул: Алтайский политехнический ин-т, 1976. 267 с.
  128. Г. Свободное время: желаемое и действительность. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  129. Н.Н. Социализм и разумные потребности. М.: Политиздат, 1982. — 191 с.
  130. Н.Н. Потребность как социологическая категория. Учебное пособие для студентов. Челябинск: Челяб.гос.пед. ин-т, 1974. — 58 с.
  131. Н.Н., Михайлова Е. П. Мировоззренческие потребности в структуре духовных потребностей современных рабочих. В кн.: Духовные потребности в системе социалистического образа жизни. — Л.: Ленингр.гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена, 1979. — 171 с.
  132. К.Х. Концептуальная природа исторического материализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 208 с.
  133. .М. Развитой социализм: человек и его потребности.-М.: Знание, 1982. 62 с.
  134. A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л.: Изд-во Наука, Ленинградское отделение, 1969. — 227 с.
  135. М.М., Шукуров Э. Д. 0 наследственном и приобретенном в развитии интеллектуальной деятельности. В кн.: Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. Алма-Ата, с. ПО-122.
  136. А.Г. Человек как предмет философского познания. -М.: Мысль, 1972. 190 с.
  137. А.В. Свободное время и всестороннее развитие личности. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1962. — 70 с.
  138. А.В. Личность и строительство коммунизма. (Сущность процесса формирования всесторонне развитой личности). -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1971. 171 с.
  139. А.В. Способности и потребности личности: диалектика формирования. М.: Мысль, 1983. — 260 с.
  140. Народное хозяйство СССР, 1922−1982: Юбил.стат.ежегодник. -М.: Финансы и статистика, 1982 (К 60-летию образов. СССР) ЦСУ СССР. 623 с.
  141. В.Н. Культура и досуг. М.: Профиздат, 1981. — 80 с.
  142. А.П. Опережающее отражение действительности. -Во пр. философии, 1962, № 7, с .97-III-.
  143. З.Г. Пространство и время. Филос. науки, 1972, № 5, с.132−139.
  144. Г. А. Рец.на кн.: Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л., 1969. Вопросы философии, 1970, № I, с.149−158.
  145. Л.П. Человек и общественный прогресс. Вопр. философии, 1982, № 2, с.20−36.
  146. Г. Е., Келле В. Ж., Пилипенко И. В. Исторический материализм теория и метод научного познания и революционного действия. — Коммунист, 1971, № 4, с.60−71.
  147. .А. Творческий потенциал свободного времени. -Коммунист, 1980, № 2, с.72−82.
  148. А.Я. Время как проблема истории культуры. Вопр. философии, 1969, № 3, с.105−116.
  149. И. Особенности углубления общего кризиса капитализма в современных условиях. Мировая экономика и международные отношения. 1981, № 2, с.12−29.
  150. .И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности. Вопр. психологии, 1978, № 3,с.21−31.
  151. М.С. Время как философская категория. Вопр. философии, 1982, № 10, C. II7-I24.
  152. В.А. Проблема реальности социального времени. Фи-лософ.науки, 1979, № 2, с.17−19.
  153. Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности. -Философ.науки, 1976, № I, с.9−16.
  154. Лой А.Н., Шинкарук Е. В. Время как категория социально-исторического бытия. Во пр. философии, 1979, № 12, с.73−86.
  155. A.M. О соотношении уровней материи и пространственно-временных форм. Философ. науки, 1969, № 2, с.30−38.
  156. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопр. психологии, I960, № 3.
  157. И.А. Зависимость временных отношений от форм взаимодействия материальных систем. Философ. науки, 1973,4, с.55−62.
  158. В.И. Развитие понятия времени. Вопр. философии, 1981, Ш 3, с.157−160.6. Авторефераты
  159. Аза Л. А. Свободное время как фактор социальной ориентации: Автореф.канд. дисс.. Киев: 1972. — 24 с.
  160. Ш. Г. Время как философская категория: Автореф.канд. дисс.. Киев, 1981. — 23 с.
  161. .А. Методологические проблемы системного подхода к классификации социальных потребностей: Автореф. канд .дисс.. М.: 1975. — 13 с.
  162. Л.Н. Рациональное использование свободного времени как фактор всестороннего развития личности: Автореф.канд. дисс.. М.: 1974. — 26 с.
  163. М.В. Личность как предмет социально-философского анализа: Автореф. докторской дисс.. М.: 1977. — 45 с.
  164. В.А. Некоторые аспекты субординации между свойствами пространства и времени и материальными взаимодействиями: Автореф.канд.дисс.. М.: 1975. — 16 с.
  165. Н.И. Время и общественное развитие: Автореф.канд. дисс.. Саратов: 1975. — 22 с.
  166. И.П. Проблема времени в историческом материализме. Автореф. дисс.. канд.философ.наук. Саратов: 1978. -U с.
  167. Л.Д. Пространственные и временные аспекты единстваи многообразия исторического процесса: Автореф.канд.дис.. М.: 1978. 25 с.
  168. Е.И. Структура и свойства социального времени: Автореф.канд.дисс.. Томск: 1981. — 17 с.
  169. А.И. Методологический аспект понятия социального времени: Автореф.канд.дисс.. М.: 1981. — 17 с.
  170. З.И. Рациональное использование свободного времени как фактор развития и совершенствования социалистического образа жизни: Автореф. канд. дисс.. Киев: 1979. -25 с.
  171. Jlumc-haMujog на тостЬамыу. луг/аз х. t I Qme^ioten dtt did^eii im Uniit. P. ООО Wetting1.3
  172. Фге. Szuztii dci JuaznJ /AufoZJinlofA^tiv nnhtb
  173. V- fcuzui ш Jtz fcukb: Jilicmaiivc ConZ^'k. zjuz. S^uZtit. и • ШигЪоййк /Ммище&гор-гиЬ
  174. U «SuiZeii"*. Buazus И it a t. KoGl :1. Hu^fe*., mo. ?11 s.
  175. Нан4е ttdyytui t.a. HuStuz. <�ГыгЬи-Ь. %ц Текс! емze^. iW EzfobdetKiss^t ejne& fLuZtuzvo&Lvt FzuZ&lvttkMv"&. /Aul: И. Иаикс,
  176. Hb^. VOK и. Ианкл.- Bet&*: УЗ?/. -JSSS.7.-G- KuCtutztft Всс (й<�Лк<'2?е ok г Jtz&i&zA&sse -idsL, Jd? s. -efcs.y.f. J/d'c^os Cfoaefcyn, Jz&-'iии
  177. Tim^o tiht ц bcisow&dtaot.-ba Иа&аио: Editouai
  178. Jt ZieKCitu SocPJh,)№. -1Щ.
Заполнить форму текущей работой