Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Миропонимание чуваш и формирование их философской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возрастающий интерес к прошлому, к истокам культуры своего народа направляют усилия современников на изучение накопленного духовного богатства. Рассматривая проблему сохранения и возрождения этнокультурных ценностей в настоящее время, представители чувашской научной и творческой интеллигенции считают, что мировоззрение чувашского народа отражается в народных традиционных верованиях, его мифологии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. РОЛЬ МИФОЛОГИИ В ПОЗНАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕЙ КАРТИНЫ МИРА ЧУВАШ
    • 1. Понятие, особенности и функции мифологии как формы общественного сознания
    • 2. Мифологическое мировоззрение и его роль в развитии общей картины мира чуваш
    • 3. Мифологическое мироощущение чуваш
    • 4. Мифопоэтическая модель мира чуваш как начальный этап формирования философского мышления
  • Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПОСТРОЕНИЙ ЧУВАШ
    • 1. Понятие о материи как первооснове многообразия мира в сознании чуваш
    • 2. Представления чуваш о пространстве
    • 3. Представления чуваш о времени
    • 4. Представления чуваш о движении
    • 5. Отражение взаимосвязи материи, пространства, времени и движения в сознании чуваш

Миропонимание чуваш и формирование их философской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Человек изначально испытывает духовную потребность иметь целостное представление о мире. В ходе практического освоения действительности ему необходимо получить ответы на вопросы о том, что же такое наш мир в целом, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния. Разрешение этих вопросов лежит в области философского мышления. Желание понять суть загадочного, неведомого с древнейших времен являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже на обыденном уровне. Попытку объяснить явления природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал представляла собой мифология. Она ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. В своем возникновении мифология была предшественницей философии, и она сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Проблема происхождения философии, отделения ее от мифа и превращения в самостоятельную сферу духовной жизни стоит в ряду важнейших философских проблем.

Возрастающий интерес к прошлому, к истокам культуры своего народа направляют усилия современников на изучение накопленного духовного богатства. Рассматривая проблему сохранения и возрождения этнокультурных ценностей в настоящее время, представители чувашской научной и творческой интеллигенции считают, что мировоззрение чувашского народа отражается в народных традиционных верованиях, его мифологии и обрядности, которые нельзя воспринимать только как религию. Народная религия чуваш — это накапливавшееся в течение столетий духовное богатство нашего народа, его история, культурное достояние. Понимание культуры как совокупности традиций, обычаев того или иного народа в процессе развития переходит в понимание ее как системы образцов, парадигм деятельности, скрытых в жизни народа. Возникает актуальная потребность выявления этих скрытых мировоззренческих констант и определения форм их осознания народом. В современный период для духовной жизни общества и народа особенно важно изучение такого культурного феномена этноса, как религия, мифология. Особую значимость сегодня приобретает проблема сохранения и приумножения этнических ценностей в целях правильного регулирования деятельности и поведения членов общества. Знакомство с мифологией, традициями и обрядами, позволяет приобщить духовные ценности чуваш к системе общечеловеческих ценностей, дает возможность понять видение мира нашими предками и определить перспективы развития национальной культуры.

Степень разработанности проблемы.

Значительное количество научных работ в отечественной литературе посвящено вопросам мифологии, мировоззрения, формирования философского сознания. Они отражены в трудах Ю. М. Антоняна «Миф и вечность», А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», В. А. Бачинина «Искусство и мифология», Ф. Х. Кесседи «От мифа к Логосу», А. Ф. Лосева «Философия. Мифология. Культура», Е. М. Мелетинского «От мифа к литературе», Д. П. Пашниной «Неопределимость мифа и особенности организации мифопоэтической картины мира», М. И. Шахновича «Первобытная мифология и философия» и др. Наиболее известными зарубежными исследователями мифов являются Э. .Тейлор, Дж.Дж. Фрэзер, Б. Малиновский, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Кассирер, К. Леви-Стросс, Д. Ф. Бирлайн и др., которые анализировали мифы, используя различные формы научной методологии.

Мировоззрение чувашского этноса стало предметом научного исследования с XVIII века, хотя первые попытки их исследования были выражены в кратких сведениях об особенностях социально-этнографического характера еще в XVI веке. Ценные сведения о религиозных верованиях и мифах чувашских крестьян содержатся в трудах казанских ученых А. Фукс и В. А. Сбоева, в исследованиях К. Милькевича,.

B.К.Магницкого, П. В. Никольского, Н. И. Золотницкого, С. М. Михайлова,.

C.Тимрясова, Г. И. Комиссарова, Д. Мессароша, просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева, его школы и др. В послереволюционный период профессор Н. И. Ашмарин выпустил 17-томный «Словарь чувашского языка», который является выдающимся научным трудом и содержит исследовательские материалы по изучению чувашского языка, его этнографии и истории, национальной психологии чувашского народа.

В последующие годы в историческом плане теоретической разработкой вопросов этнографии, религиозно-мифологического мировоззрения, традиций и обрядов чуваш занимались видные ученые вузов республики. Большой интерес представляют исследования П. В. Денисова о религиозных верованиях чуваш, В. Д. Дмитриева о чувашском календаре, Н. И. Егорова о чувашской мифологии, А. К. Салмина о праздниках и обрядах чувашской деревни, семантике дома чуваш и их системе верований. Чувашские ученые и писатели рассматривают мифы, традиции, обряды, сознание с точки зрения духовных, культурных богатств, нравственных ценностей, мировоззрения. Философское осмысление этих проблем изложено в работах А. И. Петрухина, Н. А. Исмукова, Э. З. Феизова, Ю. С. Гуроваих рассмотрению посвящены диссертационные исследования В. А. Федотова «Нравственные традиции этноса как социокультурное явление (на материале устно-поэтического творчества тюркоязычных народов)», Г. Э. Ахтямовой «Проблемы идеала совершенного человека в социокультурных системах татар и чувашей (сравнительно-философский анализ)», Г. Д. Петровой «Народная мудрость (социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья).

Однако, несмотря на наличие исследований по проблемам мифологического мировоззрения, недостаточно изученными остаются проблемы становления философской культуры чуваш, что обуславливает необходимость разработки данных проблем в диссертационном исследовании, постановку его цели и задач.

Объект исследования: миропонимание чуваш и процесс становления их философской культуры.

Предмет исследования: развитие мифологического мировоззрения, первых философских представлений о материи, пространстве, времени, движении и их взаимосвязи в сознании чуваш.

Цель и задачи исследования

.

Анализ и оценка степени изученности проблемы, ее актуальность позволяют сформулировать цель работы — исследование миропонимания чуваш и становления их философской культуры. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть различные концепции изучения мифологии, определить основные черты мифологического мировоззрения и специфические особенности мифологического мироощущения чуваш, проанализировать мифопоэтическую модель мира чуваш как начальный этап становления философского мышления;

2) выявить роль мифологии в познании и становлении общей картины мира чуваш;

3) показать отражение мифологического мироощущения и становления философских понятий в культуре чувашского народа на примере фольклора и литературно-философского творчества современных поэтов;

4) выявить своеобразие представлений о материи, пространстве, времени, движении и их взаимосвязи в сознании чуваш.

Методологическую основу исследования составляет применение принципов единства исторического и логического, принципа системности и деятельностного подхода, сравнительного анализа. В процессе решения поставленной задачи автор в качестве методологических основ и ориентиров в анализе поставленной проблемы опирался на теоретические положения перечисленных выше исследований по философии, истории, этнографии и фольклористики. Автор также использует широкий круг источников и литературы, принадлежащих к классической мировой и отечественной философии, труды современных философов, относящихся к различным научным школам и направлениям и литературно-философские произведения.

Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы становления философской культуры чуваш:

1. Проведен анализ различных философских концепций исследования проблемы общих черт и специфических особенностей мифологического мировоззрения чувашского народа, выявлена роль мифологии в познании и развитии общей картины мира чуваш.

2. В научный оборот введены материалы современной чувашской философской поэзии на примере литературно-философского творчества П. Хузангая, Н. А. Исмукова, Г. Айги и др.

3. Выявлено своеобразие становления таких философских понятий, как «материя», «пространство», «время», «движение», и их взаимосвязи в философской культуре чувашского народа.

4. Показано осознание чувашским народом стабильности, гармонии и единства мира, что составляет основу миропонимания чуваш и формирования их философской культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Формирование философской мысли чувашского народа происходило путем развития первых философских представлений самостоятельно, через собственную мифологию. Начальным этапом становления философского мышления чуваш было создание мифопоэтической модели мира, являющейся программой поведения отдельного человека и общества. В дальнейшем, в процессе приобретения ценностей мировой культуры философская мысль чуваш поднялась на уровень научных категорий. 7.

2) Мифологию и философию связывает искусство, которое представляет собой практически-духовную деятельность по воплощению духовных ценностей и формирует особый климат общества, применяя новые способы освоения мира. Эта связь ощущается в фольклоре чувашского народа и в творчестве современных чувашских поэтов.

3) В становлении философской культуры чувашского народа важнейшее место занимает формирование таких фундаментальных категорий, как материя, пространство, время, движение, их взаимосвязь, а также конечное и бесконечное, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность. По мере того, как человек много раз сталкивался с реальными причинно-следственными, пространственно-временными отношениями вещей, их качественными и количественными сторонами, в его сознании формировались эти понятия.

4) В сознании чувашского народа сформировалось осмысление бытия как единства мира, проявляющегося в целостности его составляющих, объединяющего различные части мира и позволяющего воспринимать окружающее как нечто единое. Осознание того, что мир живет и развивается по своим законам, обеспечивающим стабильность и гармонию, было важным для миропонимания чуваш и становления его философской культуры.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Исследование миропонимания чувашского народа и его философской культуры имеет позитивное значение. В процессе постижения философских категорий у человека формируется определенное отношение к себе и окружающему миру, которое предполагает наличие способности личности к саморазвитию. Понимание мировоззренческих представлений чувашского народа позволяет осознать себя частью древнейшего этноса.

Сформулированные в диссертации положения могут быть использованы как рекомендации для дальнейшего исследования происхождения мировоззренческих представлений в культуре чувашского народа, в изучении категориального аппарата чувашской философской мысли. Данные исследования могут быть использованы при разработке вопросов национальной самобытности и культуры чувашского народа.

Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных материалов по темам «Философия и мировоззрение», «Философские проблемы бытия», «Духовная жизнь общества», «Культура и цивилизация» и др.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и политологии Чебоксарского кооперативного института. Основные положения, идеи и предварительные результаты диссертационного исследования были представлены на межвузовских научных конференциях. По результатам диссертационного исследования опубликовано 5 научных работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы (182 наименования).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема становления философской культуры народа стоит в ряду важнейших философских проблем. Свое первоначальное содержание философия не могла почерпнуть ниоткуда, кроме как из мифов. Мифологияэто веха на пути становления философского миропостижения. Мифология является самым древним, архаическим образованием, имеющим синкретический характер — в мифе переплетены элементы религии, философии, науки и искусства. В раннеклассовом обществе мифологический образ мышления наполнился рациональным содержанием и соответствующими формами мышления, возросла сила обобщающего и аналитического мышления, что способствовало зарождению науки и философии. Но неубывающая актуальность древних мифов, которая характеризует всю историю духовной культуры общества, является одним из свидетельств того, что проблема единой всеобщей духовно-нравственной платформы существования многочисленных поколений людей, проблема родовых основ человеческой цивилизации и культуры всегда волновала общественное сознание.

Мифология является формой общественного сознания, мировоззрением людей на ранней стадии человеческой истории, т. е. своеобразной формой мироощущения, мировосприятия, миропонимания. В духовной жизни первобытного общества мифология выступала как единая универсальная форма сознания. Мифологическое сознание у всех народов мира было исторически первым типом мировоззрения. Для мифологического мышления характерны свои особенности: личное отношение к природе, восприятие ее как живого, мыслящего и чувствующего существапонимание событий как индивидуальныхэгоцентризм, выражающийся в социоантропоморфизмепереносе на мир черт человека и обществаотсутствие представлений об однородном пространстве и временимышление, опирающееся на язык, в котором отсутствуют абстрактные общие понятия. Для выработки рациональной картины мира необходимо было строить ее на таких принципах, которые позволяли бы преодолевать данные особенности мифологического мышления. Формулирование этих особенностей явным образом позволяет четко представить характер задач, стоявших перед научным и философским способами освоения мира. Соответственно для выработки рациональной картины мира необходимо было строить ее на таких принципах, которые позволяли бы преодолевать данные особенности мифологического мышления чуваш. Формулирование этих особенностей явным образом позволяет четко представить характер задач, стоявших перед научным и философским способами освоения мира древними чувашами.

И философию, и мифологию интересуют одни и те же вопросы, связанные с происхождением и устройством Вселенной и местом человека в ней. Научная трактовка таких понятий, как материя, пространство, время, изменение, отношение отдельного к общему и единичному, частей к целому и т. д. во многих образах базируется на мифологических представлениях. Субъективное переживание и объективизация через мифотворчество фундаментальных параметров мира — пространства, времени, материи, движения в мифологическом мировоззрении организует философию этноса.

Первичной основой формирования философского мышления чуваш является создание мифопоэтической модели мира исходя из природного окружения, где имеется много неповторимых предметов и явлений. Потребляя ту часть природы, в которой он обитает, чуваш сам становится неотъемлемой частью этого мира. В ходе практической жизнедеятельности, проникая в тайны природы, он стремится понять многообразие свойств и признаки явлений, разобраться в их взаимосвязях, что составляет мировоззрение народа и является частью философской мысли.

Представления чуваш об окружающем их жизненном пространстве, которые они имели в антично — языческую эпоху, говорят о том, что чуваши располагали и такими понятиями, как материя и движение. Эти категории формировались относительно одновременно и во взаимосвязи. Понятие материи является не только самым сложным, но и самым фундаментальным, так как оно имеет принципиальное влияние на процесс формирования мировоззренческой позиции человека. Чуваши, располагая понятием о материи, первоначально имели в виду «землю» как первооснову всего сущего, а затем пользовались понятием «япала» (вещь), которое обозначало единство всего многообразия предметов и явлений, не только видимых, но и невидимых и неслышимых. Чуваши имели вполне отчетливые понятия о неотъемлемых свойствах материи — пространстве, времени, движении, с помощью которых мир приобретает структурные характеристики.

Понятие пространства в сознании чуваш осталось на уровне обыденного понимания и обозначено словом тёнче (мир, космос). Оно рисовалось в виде четырехугольной геометрической фигуры и представлялось как вместилище для расположения чувственно воспринимаемых тел и явлений, как условие существования самих людей. Чуваш еще не мог преодолеть представление о конечности и ограниченности мира. Смысл существования мира для чуваша заключается не в возникновении и исчезновении вещей, а в нахождении каждым предметом своего места друг около друга. Месторасположенность придает предмету устойчивую конфигурацию и определяет его специфику. Определив предмету место, чуваш тем самым снял тождественность мира и пространства. Место (выран) — одна из характеристик пространства. Таким образом, выделяя месторасположенность, самостоятельность и структурированность предметов в один из основных признаков и условий их существования, понятие мира переросло по смыслу в понятие пространства.

В мифах раннего периода чуваш, как и у большинства народов мира, время «вахат» не было дифференцировано по интервалам прошлое — настоящее — будущее. В позднемифологическом сознании чуваш уже усматривается текучесть времени. Единое время стало разрываться на части, счастье и горе, с которым связаны будущее и прошлое, чередуются: человек гоняет горе назад, в прошлое, и торопит будущее, где заключена возможность присутствия счастья. Настоящее время — это расстояние между горем и счастьем. Чуваш не мог не подметить невозвратимость событий того факта, что река времени течет лишь в одном направлении, не имея ни начала, ни конца. Следующей ступенью в становлении понятия времени у чуваш является зафиксированная неразрывность его с материальным миром: оказывается, время заключено в самих вещах, без их изменения невозможно уловить его течение. Время становится объективным, но оно, несмотря на непрестанное движение, пассивно в своей деятельности по конечному результату: время постоянно, неудержимо течет, хотя нет у него конечной цели, оно постоянно спешит, хотя у него впереди нет никаких делв то же время оно приходит и уходит. Проблемы, связанные с архаичными представлениями человека о времени и пространстве, сложны и имеют много различных аспектов. Мы затронули здесь лишь некоторые из них, наиболее характерные и показательные, и обнаружили принципиальное своеобразие важнейших понятий, образующих картину мира.

В сознании чуваш нашло отражение понимание естественности и неотвратимости последовательного хода развития предметов и явлений окружающего мира. Во всем предпочитающий стабильность и гармонию в мире вещей и человеческих отношений, чуваш принимает в большинстве своем лишь такое движение, которое не нарушало бы устойчивость мира. Развитие понимается чувашами как противоречие, обеспечивающее стабильность мира и человеческого общества. Такое компромиссное состояние при сохранении автономности сторон составляет основу их устойчивого развития. Философское понимание движения чуваш выразил словами «ку9ам», «шавам», которые обозначают не только перемещение тел из одного места в другое, но и всякое изменение вообще.

Представление о взаимозаменяемости и взаимообусловленности материи, пространства, времени и движения у чуваш строилось на элементарно-реалистическом понимании. Сменяемость, последовательное пребывание на этом месте различных предметов — время, нахождение их друг подле друга — пространство. И все это в один узел связывает движение. Без движения, изменения материальных тел мы не смогли бы сформировать и понятия пространства и времени.

Исследуя проблему взаимоотношения пространства и времени, материи и движения в философской культуре чуваш, мы пришли к выводу, что в сознании человека понятия материи и форм ее существования развивались не отдельно, а параллельно и в неотрывной связи. Обнаружить эту взаимозависимость человек смог лишь на определенном уровне развития науки, техники и философского сознания. При изучении различных изменений в объекте человек обнаружил, что некоторые из них повторяются в пространстве или во времени или в том и другом одновременно. Так у него возникает представление о регулярных зависимостях между явлениями, или о феноменологических закономерностях — повторяющихся, существенных связях явлений.

В историческом развитии категориального аппарата философского мышления чуваш присутствуют некоторые особенности. Основу их устойчивого развития составляет понимание чувашами развития как ведущего к гармонии, целостности путем достижения компромисса альтернативных сил, как противоречия с исключением наиболее крайних, разрушительных проявлений, обеспечивающее стабильность мира и человеческого общества. В сознании чувашского народа существует осмысление бытия как единства мира, проявляющегося в целостности его составляющих, объединяющего различные части мира и позволяющего воспринимать существующее как нечто единое. Осознание того, что мир живет и развивается по своим законам, обеспечивающим стабильность и гармонию, было важным для миропонимания чуваш и формирования его философской культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П. Здесь: Избранные стихотворения / Г. Н. Айги. М.: Современник, 1991.-287 с.
  2. , Н.Н. Русский народ и государство / Н. Н. Алексеев. М.: Аграф, 1998.-635 с.
  3. , М.В. Проблема нравственного выбора в фольклоре и современной теории нравственности / М. В. Андрюшкина // Автореферат дисс. канд.филос.наук. Чебоксары, 1999. — 24 с.
  4. , Ю.М. Миф и вечность / Ю. М. Антонян. М.: Логос, 2001. -464 с.
  5. , Т.А. Тоска по мифу или миф как событие современности / Т. А. Апинян // Философские науки. 2004. — № 11. — С. 73−83.
  6. , А.И. Этнографическое обозрение чувашей / А. И. Артемьев // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2001. С. 52−61.
  7. , А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Справочно-библиографические материалы / А. Н. Афанасьев, редкол.: Т. А. Агапкина, и др. М.: Индрик, 2000. — 574 с.
  8. , А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. 2000. — № 9. — С. 29−45.
  9. , Г. Э. Проблема идеала совершенного человека в социокультурных системах татар и чувашей (сравнительно-философский анализ) / Г. Э. Ахтямова. Автореферат дисс. д-ра филос.наук. Чуваш.гос.ун-т, Чебоксары, 2005. 40 с.
  10. , М.Д. Концепция пространства и времени: источник, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов. М.: Знание, 1982. — 186 с.
  11. , Н.И. Словарь чувашского языка // Чаваш самахсен кёнеки: в 17 т. Чебоксары: Руссика, 1994−2000 г. г.
  12. , Н.И. Чувашская народная словесность: исследования, автобиография, воспоминания, письма / Н. И. Ашмарин. Чебоксары: Изд-во Чуваш.гос.ун-та. — 2003. — 429 с.
  13. , М.М. Автор и герой / М. М. Бахтин. СПб.: Наука, 2000. — 345 с.
  14. , В.А. Искусство и мифология / В. А. Бачинин. М.: Знание, 1987. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», № 4)
  15. , Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Н. А. Бердяев. -М.: Моск. психолог-соц. ин-т: Флинта, 1999. 311 с.
  16. , Д.Ф. Параллельная мифология / Д. Ф. Бирлайн. М.: Крон-Пресс, 1997.-345 с.
  17. , А.Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии /А.Н. Быстрова// Философские науки. -2004. -№ 12 С. 24−40.
  18. Васильева, J1.H. Философия развития цивилизаций / JI.H. Васильева // Социально-гуманитарные знани. 2005. — № 1. С. 108−119.
  19. , В.И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. -М.: Наука, 1988.-519 с.
  20. , В.П. О религиозных поверьях чуваш / В. П. Вишневский // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2001. С. 231−254.
  21. , В.Б. Актуализация понятия времени / В. Б. Власова // Философские науки. 1997. -№ 2.- С. 37−45.
  22. , В. Миф и религия / М. Мюллер, В. Вундт // От слова к вере. Миф и религия. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. С. 245−826.
  23. , А.Г. Пространство и время / А. Г. Габричевский // Вопросы философии. 1994. — № 3. — С.45−58.
  24. , Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М.: Академия, 1998.-430 с.
  25. Гегель, Г. В Ф. Лекции по истории философии // Г. В. Ф. Гегель. В 3 кн. Кн.1. / авт. вступ. ст. К. А. Сергеев. СПб.: Наука, 1999. — 349 с.
  26. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии// Г. В. Ф. Гегель. В 3 кн. Кн.З./ авт. вступ. ст. К. А. Сергеев, Ю.В. Перов- СПб.: Наука, 1999.-582с.
  27. , И.И. Чуваши / И. И. Георги // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2001.-С. 173−179.
  28. , Я.Э. Логика мифа / Э. Я. Глосовкер. М.: Наука, 1987. -209 с.
  29. , В.П. Древнегреческая мифология судьбы / В. П. Горан. — Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1990. 300 с.
  30. , В.Н. Обыденное сознание как объект социально-философского анализа / В. Н. Горелова // Автореферат дисс. д-ра филос.наук. Нижегор.гос.архит.-строит.акад. -Ниж.Новг, 1997. 33 с.
  31. , А. Философские проблемы пространства и времени / А. Грюнбаум. -М: Прогресс, 1969. 590 с.
  32. , П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики / П. С. Гуревич // Вопросы философии. 2000. — № 10. — С. 37−41.
  33. , К.Д. Национальные и религиозные компоненты культуры // К. Д. Давлетшин // Педагогика. 2003. — № 6. — С.74−81.
  34. , Р. Сочинения: в 2-х т. / Р. Декарт. М.: Мысль, 1989.-Т.1 — 654с.
  35. , Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. СПб.: Алетейя, 1998.-286 с.
  36. , П.В. Религиозные верования чуваш (историко-этнографические очерки) / П. В. Денисов. Чебоксары: Чув.гос.изд-во, 1959. — 408 с.
  37. , В.Д. Параллели в верованиях древних суваров и чувашей / В. Д. Димитриев // Уч. зап. ЧНИИ. Вып. XXI. Чебоксары, 1962.- С. 227 233.
  38. , В.Д. Чувашский календарь и метрология / В. Д. Димитриев // Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1982. 36 с.
  39. , И.А. К вопросу изучения чувашских обрядов в этно-театроведческом аспекте / И. А. Дмитриев // Национальное и народное в чувашском искусстве. Сб. статей. Чебоксары, 1993. — С.71−125.
  40. , О.А. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии / О. А. Донских, А. Н. Кочергин. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 240 с.
  41. , В.Н. Эволюционирует ли время, пространство и причинность? / В. Н. Дубровский, Ю. Б. Молчанов // Вопросы философии. -1986. № 6.-С. 137−144.
  42. , В.В. Мифы о мироздании: Вселенная в религиозно-мифологических представлениях / В. В. Евсюков. М.: Политиздат, 1986. — 112 с.
  43. , В.В. Мифы о Вселенной / В. В. Евсюков. Новосибирск: Наука, 1988.-177 с.
  44. , К. Время временится из прошлого (Культ предков, культ будущего и смена) / К. Ефремов // Знание сила. — 2001. — № 4. — С.63−69.
  45. , А.В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. М.: Изд-во МГУ, 1994.-198 с.
  46. , В.П. Чуваши: Этническая история и традиционна культура / В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Димитриев. М.: Изд-во ДИК, 2000. -96 с.
  47. , Д.Е. Национальная культура, традиции и элементы философии чуваш / Д. Е. Иванов, Т. Н. Петрова. Чебоксары, 1996. — 115 с.
  48. , В.Б. О едином ядре древних цивилизаций / В. Б. Иорданский // Вопросы философии. 1998. — № 12 — С. 37−49.
  49. , А. В. Магия чисел: Современная интерпретация древнего изречения «Все есть число». / А. В. Исаев // Экология и жизнь. 2003. -№ 2. — С. 13−18.
  50. , Н.А. Философская лирика в современной чувашской поэзии / Н. А. Исмуков // Родная Волга. 1989. — № 4. — С. 23−28.
  51. , Н.А. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур / Н. А. Исмуков. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992.-204 с.
  52. , Н.А. Проблема целостности национальной культуры / Н. А. Исмуков. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филос.наук. Москва, 1994. 34 с.
  53. , Н.А. Современность и проблемы целостности национальной культуры/ Н. А. Исмуков. Чебоксары: Изд-во Чув.гос.ун-та, 1994.-237с.
  54. , Н.А. Суйласа илнё саввамсем / Н. А. Исмуков. Чебоксары: Салика, 1997.-261 с.
  55. , Н.А. В мире подлунном / Н. А. Исмуков. Чебоксары: Изд-во «Чувашия», 2000. — 415 с.
  56. , Н.А. Национальное измерение культуры (философско-методологический аспект) / Н. А. Исмуков // Москва, МПГУ, «Прометей», 2001. 273 с.
  57. , Н.А. К проблеме соотношения мифологии, искусства и философии / Н. А. Исмуков // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Вып.4. Чебоксары: Руссика, 2005. — С. 793−815.
  58. История родного края. Учебное пособие. Хрестоматия. Ч. 1. Чебоксары, Чуваш.кн.изд-во, 1993. — 367 с.
  59. , М.С. Пространство и время как культурологические категории / М. С. Каган // Вестник СПб Ун-та. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право. 1993. Выпуск 4. — С. 30−40.
  60. , С.Г. «Нация» и «этнос» как объект социально-философского исследования / С.Г. Кагиян// Философские науки. 2003. -№ 8 — С.38−48.
  61. , Ю.А. Этнокультурный статус мифологического сознания / Ю. А. Калиев. Уфа: Изд-во Башкир. ун-та, 2004. — 321 с.
  62. , Ю.А. Этнокультурный статус мифологического сознания: генезис, функционирование и эволюция традиционного мировосприятия/
  63. Ю.А. Калиев // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филос.наук. Чебоксары, 2004. 52 с.
  64. , И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Наука, 1999. — 655 с.
  65. , Э. Философия символических форм / Э. Кассирер. М.: Наука, 1998.-С. 118−119.
  66. , В.Ф. Происхождение чувашского народа / В. Ф. Каховский. -3-е изд., перераб. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 2003. — 463 с.
  67. , В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры / В. Ж. Келле // Вопросы философии. 2005. — № 10. — С. 38−54.
  68. , Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии / Ф. Х. Кессиди. Изд.2-е, испр. и расшир. СПб.: Алетейя, 2003. 316 с.
  69. , Н.Н. К анализу обыденного сознания / Н. Н. Козлова // Философские науки. 1984. — № 4. — С. 25−32.
  70. , Г. И. О чувашах: исследования, воспоминания. Дневники, письма/ Г. И. Комиссаров. Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 2003. — 528 с.
  71. , Г. И. Чуваши / Г. И. Комиссаров // Г. Комиссаров краевед и просветитель / Сост. Кондратьев А. А — Уфа: Изд-во ТГТ, 1999. — С. 402 404.
  72. , Б.Г. Современная наука и философия: пути фундаментального исследования и перспективы философии / Б. Г. Кузнецов. М.: Политиздат, 1981.- 183 с.
  73. , В.Г. Миф, мудрость и начало философии. От мифа к логосу / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова и др. // Философия. М.: ИНФРА-М, 1999.-с. 11−18.
  74. , В.Ю. Мифологическое освоение времени / В. Ю. Кузнецов. Чебоксары: Чуваш.гос.ун-т, 2001. 19 с.
  75. , В.Ю. Проекция представлений о времени как социально-философская проблема //В.Ю. Кузнецов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. Чебоксары, 2002. 24 с.
  76. , Т.А. Философия и обыденное сознание / Т. А. Кузьмина // Философия и ценностные формы познания. М.5 1988. — С. 191−243.
  77. Культура чувашского края: Учебное пособие / В. П. Иванов, Г. Б. Матвеев, Н. И. Егоров и др. / Сост М. И. Скворцов. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1994. — 351 с.
  78. , В.И. Симбирские чуваши / В. И. Лебедев // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2001. С. 182−191.
  79. Леви-Строс, К. Печальные тропики / К. Леви-Строс. М.: Мысль, 1984. — 220 с.
  80. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. М.: Республика, 1994. — 384 с.
  81. , А.П. Научное постижение времени / А. П. Левич // Вопросы философии. 1993. — № 4. — С. 115−124.
  82. , В.И. О национальном вопросе и национальной политике / Сост. Э. В. Тадавесян. М.: Политиздат, 1989. 557 с.
  83. , И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства / И. И. Лепехин // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2001. С. 198−228.
  84. , Т.Г. Особенности мифологического сознания / Т. Г. Лешкевич // Философия. Вводный курс. М.: Контур, 1998. — с.69−84.
  85. , Ю. Силы магии и мир духов / Ю. Липе // История древних цивилизаций. СПб, М., 1999. — 478 с.
  86. , А.Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1982. -479 с.
  87. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 525с.
  88. , А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1993. -959с.
  89. , А.Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994. -919 с.
  90. , Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. СПб., 1994. -С.8.
  91. , Ю.М. Современность между Востоком и Западом / Ю.М. Лотман// Знамя. 1994. № 9. — С. 157−163.
  92. , А.С. Миф как источник знания / А. С. Майданов // Вопросы философии.-2004.-№ 9.-С. 91−101.
  93. , А.Н. Место и роль категории ценности в социальной философии / А. Н. Максимов. М.: МУПК, 2002. 136 с.
  94. , М. К. Появление философии на фоне мифа / М. К. Мамардашвили // Экология и жизнь. 1999. — № 3. — С. 14−15.
  95. , М. К. Мой опыт нетипичен / М. К. Мамардашвили. -СПб.: Азбука, 2000. 397 с.
  96. , Ю.В. Роль жертвоприношений в мезоамериканских мифах творения / Ю. В. Мамонтова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. -2000.-№ 2.-С. 104−106.
  97. , М.А. Искусство культура — образование / М. А. Маниковская // Философские науки. — 2005. — № 3. — С. 125−132.
  98. , К. Избранные сочинения / К. Маркс, Ф.Энгельс. В 9 т. Т.5.- М.: Политиздат, 1986. — 779 с.
  99. , К. Об атеизме, религии и церкви / К. Маркс, Ф.Энгельс. М.: Мысль, 1986.-669 с.
  100. , О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации / О.В. мартышин // Государство и право. 2005. -№ 4.-С.9−17.
  101. Ю2.Марутаев, М.А. О гармонии мира / М. А. Марутаев // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 9.
  102. , А.Г. Мифологическое мировоззрение как социокультурное явление / А. Г. Матвеев // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.филос.наук. Чебоксары, 2000. 24 с.
  103. , Г. Об этничности и этнических ценностях материальной, духовной и соционормативной культуры / Г. Матвеев // Проблемы национального в развитии чувашского народа. Сб. статей. Чебоксары, 1999.-С. 161−246.
  104. , Г. М. Религиозно-мифологическое мировоззрение: Конспект лекций / Г. М. Матвеев. Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2002. — 44 с.
  105. , Г. М. Мифоязыческая картина мира: Конспект лекций / Г. М. Матвеев. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та., 2003. — 100 с.
  106. , Е.М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.-407 с.
  107. , Д. Памятники старой чувашской веры / Д. Месарош. Пер. с венг. Чебоксары: ЧГИГН, 2000. — 360 с.
  108. О.Миллер, Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов / Г. Ф. Миллер // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары: Чув.кн. изд-во, 2001. С. 92−143.
  109. Мироздание и человек / Сборник. М.: Политиздат, 1990. 350 с.
  110. , М.Е. Социальная природа и функция обыденного сознания / М. Е. Миронов // Автореферат дисс. д-ра филос. н. Москва, 1992. — 36 с.
  111. , М.Е. Обыденное сознание и современность (философский анализ) / М. Е. Миронов. М.: Ветеран Отчизны и др., 2002. — 265 с.
  112. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 736 с.
  113. Мифы Древней Волги: Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / Сост. Вардугин В. И. Саратов: Надежда, 1996. — 686 с.
  114. , А.И. Современное философское мышление и проблема сознания / А. И. Михайлов // Философские науки. 2003. — № 3. — С.61.
  115. , Л.Я. Этническое сознание: социальное содержание и закономерности исторической эволюции / Л. Я. Михайлова // Автореферат дисс. канд. филос. наук. Ульянов, гос.техн.ун-т, Ульяновск, 2002. 21 с.
  116. , А.А. Специфика и функции мифологического сознания / А. А. Мишучков // Кредо. 2000. — № 6. — С. 87−101.
  117. , А.А. Философская мифология или медитационный синдром / А. А. Мишучков // Кредо. 1998. — № 7. — С. 54−61.
  118. , В.А., Философско-психологические аспекты исследования категории времени / В. А. Москвин, В. В. Попович // Кредо. 1998. — № 6 — С. 46−60.
  119. , М. О философии мифологии / М. Мюллер, В. Вундт // От слова к вере. Миф и религия. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — С. 209−244.
  120. , А. Педагогический аспект мифа / А. Наговицын // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 106−108.
  121. , В.М. Философия мифологии. XIX начало XXI в. / В. М. Найдыш / М.: Альфа-М, 2004. — 544 с.
  122. , С.С. Время культуры / С. С. Неретина, А. П. Огурцов. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар, ин-та, 2000. — 343 с.
  123. , В.П. Табуированный пантеон чувашской религии / В. П. Никитин // Проблемы национального в развитии чувашского народа. Сб. статей. Чебоксары, 1999. — С. 248−259.
  124. , Ю.Н. Происхождение пространственно-временных представлений и понятий чувашского народа и их отражение в его духовной культуре / Ю. Н. Никитин // Автореферат дисс.канд. филос.наук. Чуваш, гос. ун-т. Чебоксары, 2002. 20 с.
  125. , Э.В. Специфика менталитета чувашского народа (философский аспект исследования сущности этнического менталитета) Э. В. Никитина // Автореферат дисс.канд. филос.наук. Чуваш, гос. ун-т. Чебоксары, 2004. 26 с.
  126. , В.В. История предков чувашей / В. В. Николаев. Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова, 2005.-408 с.
  127. , Н.В. Собрание сочинений в четырех томах / Н. В. Никольский. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. — Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2004. — 527 с.
  128. , А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности / А. И. Осипов. Минск: Наука и техника, 1989.-220с.
  129. , Г. В. Научное познание в социальном измерении / Г. В. Осипов // Вопросы философии. —2005. № 3. — С. 29−37.
  130. , В.А. Магия как форма вненаучного знания и психологического воздействия / В. А. Павлова // Автореферат дисс.канд. филос.наук. Чуваш, гос. ун-т. Чебоксары, 2000. 24 с.
  131. , Б.Я. Становление современной физической картины мира / Б. Я. Пахомов. М.: Мысль, 1985. — 300 с.
  132. , Д.П. Неопределимость мифа и особенности организации мифопоэтической картины мира / Д. П. Пашнина // Вестн. Моск. ун-та. -Сер. 7. Философия. -2001. № 6. -С. 88−108.
  133. , Г. Д. Народная мудрость (социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья) / Монография / Г. Д. Петрова. Чебоксары, 2005. — 225 с.
  134. , Ю.А. Методология научного познания / Ю. А. Петров, Э. А. Феизов. Чебоксары: Изд-во Чуваш.гос.ун-та, 2001. — 590 с.
  135. , А.И. Материализм и атеизм в устном творчестве чуваш // А. И. Петрухин // Чебоксары: Чувашское государств, издат-во. 1959. — 191 с.
  136. , А.И. Мировоззрение и фольклор // А. И. Петрухин // Чебоксары: Чувашкнигоиздат. 1971. — 223 с.
  137. , А.И. Основные черты мифологического мировоззрения // А. И. Петрухин // Вестник Чуваш, ун-та. 1995. — № 2. — С. 14−19.
  138. , И.Р. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках / И. Р. Пригожин. М.: Наука, 1985. 327 с.
  139. , И.Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы / И. Р. Пригожин. Ижевск, 2000. — 207 с.
  140. , А.А. Предфилософское значение мифологии и религии / А. А. Радугин // Философия. М.: Центр, 1996. — С. 16−19.
  141. , Б. Искусство мыслить: пер. с англ. / Б. Рассел, общ.ред., сост. и авт. предисловия О. А. Назарова. М.: Идея-Пресс, 1999. 239 с.
  142. , Е.Я. Становление мифологического сознания и ее когнитивности / Е. Я. Режабек // Вопросы философии. 2002. — № 1. — С. 52−66.
  143. , П. Время и рассказ // П. Рикер. Пер. с фр. Т.1. Интрига и исторический рассказ. СПб.: Университет, кн., 2000. — 313 с.
  144. , Т.Д. Миф, традиции, природа / Т. Д. Рюмина // Экология и жизнь. 1999.-№ 3.-С. 16−18.
  145. , В.М. Некоторые особенности обыденного сознания / В. М. Сабирова // Философский анализ явлений духовной культуры. М.: Наука, 1994.-С. 8−13.
  146. , А.К. Семантика дома у чувашей / А. К. Салмин. Чебоксары: ЧГИГН, 1998.-64 с.
  147. , А.К. Фолк-религия чувашей / А. К. Салмин // Проблемы национального в развитии чувашского народа. Сб. статей. Чебоксары: ЧГИГН, 1999. — С.23 5−246.
  148. , А.К. Праздники и обряды чувашской деревни / А. К. Салмин. -Чебоксары: ЧГИГН, 2001. 48 с.
  149. , А.К. Колдуны и знахари / А. К. Салмин. Чебоксары: ЧГИГН, 2002.-36 с.
  150. , А.К. Система верований чуваш / А. К. Салмин. Чебоксары: ЧГИГН, 2004. — 208 с.
  151. Сборник чувашского фольклора: в 2-х т.т. Чебоксары: Чуваш.гос.ин-т. гуманитар. наук, 2000. — Т.1.: Памятники старой чувашской веры. — 358 с.
  152. B.C. О перспективах человека в XXI столетии / B.C. Семенов // Вопросы философии. 2005. — № 3. — С. 26−37.
  153. , М.Ю. Мифологическое сознание и религия (теоретико-методологическое исследование) / М. Ю. Смирнов // Автореферат дисс. д-ра. филос.наук. С.Петерб. гос. ун-т, 2002. 45 с.
  154. , А.Г. Коллективистские начала в национальных традициях чувашского народа как философского мировоззрения этноса / А. Г. Степанов // Социально-экономическое развитие Чувашии: теория и практика: Сб. статей. Вып. 3. Чебоксары, 2003. — С. 196−199.
  155. , А.Г. Традиции коллективизма чувашского народа как социокультурный феномен / А. Г. Степанов // Автореферат дисс.канд. филос.наук. Чуваш, гос. ун-т. Чебоксары, 2003. 19 с.
  156. , М.В. Движение цивилизаций: Россия и Запад / М. В. Сухарев // Полис. 2005. — № 1. — С. 72−93.
  157. , А. Миф и его место в становлении религии и познании мира / А. Тришин // Мировые религии и религиозные памятники. М.: Политиздат, 1997. 484 с.
  158. , А.А. Космогонические представления древних чуваш и отражение их в орнаменте вышивки / А. А. Трофимов // Труды НИИ при Совмине ЧАССР. Чебоксары, 1976. — Вып.70. — С. 3−52.
  159. , В.П. Развитие представлений о времени и пространстве / В. П. Трофимов // Философия времени: социальный аспект. Чебоксары: ЧКИ МУПК, 2001.-с. 5−51.
  160. , М.Б. Мифология и философия как формы знания / М. Б. Туровский, С. В. Туровская // Философские науки. 1991- № 10 — С. 3−20.
  161. , Г. Н. Мировоззрение как категория философии и феномен сознания / Г. Н. Федоренко // Автореферат дисс. канд. филос.наук. — Кубан.гос.ун-т. Краснодар, 2000. — 23 с.
  162. , В.А. Нравственные традиции этноса как социокультурное явление (на материале устно-поэтического творчества тюркоязычных народов) / В. А. Федотов // Автореферат дисс. д-ра филос.наук. Чуваш, гос. ун-т. Чебоксары, 2003. 48 с.
  163. , В.Г. Практическое, практически духовное и духовно-теоретическое освоение мира / В. Г. Федотова // Научные и вненаучные формы в социальном познании. М.: Центр, 1997. С. 25−48.
  164. , Э.З. Философские анализ психологической проблемы (методологические аспекты) / Э. З. Феизов. Чебоксары: Изд-во Чуваш.гос.ун-та, 1993. — 314 с.
  165. , Э.З. Сознание / Э. З. Феизов. Чебоксары: Изд-во Чуваш.гос.ун-та, 1996.- 151 с.
  166. Философия: Прошлое и настоящее / М. Н. Вольф, А. П. Козырев, С. А. Коначева и др. М.: Аспект Пресс, 2003. — 156 с.
  167. Фрейд, 3. Тотем и табу: Сборник / З.Фрейд. М.: Олимп: ACT, 1997. -446 с.
  168. , П. Были мы, и есть, и будем! // П. П. Хузангай. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1982. — 400 с.
  169. , П. Вечерняя тень // П. П. Хузангай. М.: Современник, 1987. -285 с.
  170. , А.Н. Философия как вид мировоззрения / А. Н. Чанышев // Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001. — 703 с.
  171. , М.И. Первобытная мифология и философия/ М. И. Шахнович. -Л.: Наука, 1971.-240 с.
  172. , В. Ф. Философия искусства / В. Ф. Шеллинг. М.: Мысль, 1999.-607 с.
  173. , В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) / В. Г. Щукин // Вопросы философии. 1998. — № 11. С.20−29.
  174. , А. Собрание научных трудов. Т.2. Работы по теории относительности / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1996. 700 с.
  175. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг / Пер. с англ. М.: Совершенство- Киев: Порт-Рояль, 1997. — 383 с.
  176. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное / К. Г. Юнг / Пер. с англ. — СПб: Университет.кн., 1997. 544 с.
  177. Чаваш халах самахлахё: V том. Вак жанрсем.- Шупашкар: Чаваш кёнеке издательстви, 1984. 352 с.
  178. Чаваш халах самахлахё: VI том. II пай: Мифсемпе халапсем.-Шупашкар: Чаваш кёнеке издательстви, 1987. 443 с.
  179. Чаваш халах пултарулахё. Мифсем, легендасем, халапсем. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 2004. — 567 с.
Заполнить форму текущей работой