Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

ВрансдисциплинарноС пространство Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° историчСского развития ΠΊΠΈΠ±Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ систСм ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ слоТности (синСргСтики), ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ XX Π². сформировался Π½Π΅ΠΊΠΈΠΉ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ, Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΠ»Π΅ нСизвСстный Ρ‚ΠΈΠΏ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… изысканий. Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ мСТдисциплинарныС ΠΈΠ»ΠΈ трансдисциплинарныС исслСдования, хотя Π² Π½Π°ΡˆΠΈ Π΄Π½ΠΈ слывСт Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌ Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π°Π½Π³Π°ΠΆΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π² ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВрансдисциплинарноС пространство Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° историчСского развития ΠΊΠΈΠ±Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ систСм ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ слоТности (синСргСтики), ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ XX Π². сформировался Π½Π΅ΠΊΠΈΠΉ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ, Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΠ»Π΅ нСизвСстный Ρ‚ΠΈΠΏ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… изысканий. Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ мСТдисциплинарныС ΠΈΠ»ΠΈ трансдисциплинарныС исслСдования, хотя Π² Π½Π°ΡˆΠΈ Π΄Π½ΠΈ слывСт Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌ Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π°Π½Π³Π°ΠΆΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π² ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ Π½Π΅ΠΊΠΎΠΌ Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ Ρ„Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‚Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½Π΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅Ρ‚ Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ дисциплины, Π½ΠΎ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ знания Π² ΠΈΡ… Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ…. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ этот Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ, пионСрский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡƒΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ с ΠΈΡΡ‚оричСской сцСны, открывая Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ³Ρƒ ΠΈΠ½ΠΎΠΌΡƒ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ Π΅Π³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π²ΠΎΡΠΏΠ»Π°ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ стимула.

Π­Ρ‚ΠΎ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Ѐокус трансдисциплинарных исслСдований ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΌΠ΅Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π° ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π΅ внимания. Но ΡΡƒΡ‚ΡŒ самой трансдисциплинарной структуры, Π±Π°Π·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ Π½Π° ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ нСлинСйности, слоТности, самоорганизации, эмСрдТСнтности ΠΈ ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ, ΠΏΠΎ-Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΌΡƒ, остаСтся Π½Π΅ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ.

Будя ΠΏΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌΡƒ, Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ самоорганизации ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ слоТных систСм, Π½Π΅Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅: синСргСтикой ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚, ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ. Π’ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΄Π°ΠΆΠ΅, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚ Π² Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΉΠ΄Π΅Π½. Но Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ история всС расставит Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠΈ мСста.

Π’Ρ€Π°Π½ΡΠ΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — это ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅. ВрансдисциплинарныС области знания — Ρ‚Π΅ ΡƒΠ·Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ΡΡ СстСствСннонаучныС ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ дисциплины; фСномСнологичСскиС, ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹, Π±Π°Π·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½Ρ‹Π΅, ΠΈΠ½ΠΆΠ΅Π½Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ исслСдования. Π’Ρ€Π°Π½ΡΠ΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ развиваСтся Π² Ρ€ΡƒΡΠ»Π΅ соврСмСнных, Π½Π°Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… силу Ρ‚Ρ€Π΅Π½Π΄ΠΎΠ², ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π½Π° Ρ…олистичСском Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π’Ρ€Π°Π½ΡΠ΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — это ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ способ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, нСсмотря Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ сопротивлСниС Π΅ΠΌΡƒ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСских областях ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… СстСствСнных ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊΠ°Ρ…. Π£Ρ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅-Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ, скаТСм, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π·Π°ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ся Π½ΠΈ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… трансдисциплинарных ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°Ρ… ΠΈ Π² ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ навязываСмом мСтаязыкС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ хотят ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ свои исслСдования, опСрируя Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ понятиями ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ Π² ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠΉ дисциплинарной области. Π’Π΅ΠΌ самым ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΠ±Π΅Ρ€Π΅Π³Π°ΡŽΡ‚ своС Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ пространство. Но Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ классы вопросов, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π³ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ дисциплинарныС Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹. Π­Ρ‚ΠΎ вопросы, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ связаны с ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ сущности ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ с Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями, цСлями ΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, вопросы этики, экологии ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Рассматривая эти вопросы, ΠΌΡ‹ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅Π΅ для дисциплин ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ пространство — пространство трансдисциплинарноС.

Π’ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ дисциплины проводят ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, трансдисциплинарноС исслСдованиС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ совмСстныС усилия, Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ дисциплинами, использованиС ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ слоТных вопросов. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ Π΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ Ρ‚рансдисциплинарности — это ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΊ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³Ρƒ, пСрСносу ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… схСм ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ совмСстных ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ².

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ трансдисциплинарныС исслСдования ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π΄Π²Π΅ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Они ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ основаны Π½Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ (knowledge-based) ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π° Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (reality-based). ПониманиС ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² Π΅Π΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ слоТности, Π² ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚вСнности ΠΈ Π² Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Π² Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠΌ СдинствС, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ пСрСсСчСния Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ† ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ дисциплинами, создания мСтаязыка ΠΈ Ρ‚рансдисциплинарных стратСгий исслСдования. Π£Ρ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²ΡƒΡŽ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ строили Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ философы, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Николай Π“Π°Ρ€Ρ‚ΠΌΠ°Π½ (1882—1950).

ΠžΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ всС ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ Ρ†ΠΈΠΊΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — Π²Ρ‹Π·ΠΎΠ² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ. На ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π·ΠΎΠ² ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ соврСмСнная тСория слоТности ΠΈ Π½Π΅Π»ΠΈΠ½Π΅ΠΉΠ½Π°Ρ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ°, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅. Они ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΊΠ²ΠΎΠ·Π½ΡƒΡŽ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΠΏΠ°Ρ‚Ρ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ повСдСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈ, ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ для всСх ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Они Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ рСдукционистский дисциплинарный ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ холистичСским, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ, трансдисциплинарным ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ. Π’ Π΅ΡΡ‚Сствознании, разумССтся, Ρ€Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΠ·ΠΌ вовсС Π½Π΅ Ρ‚Π°ΠΊ ΡƒΠΆ ΠΏΠ»ΠΎΡ…. Π‘ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ Π°ΠΊΠΊΡƒΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ осущСствлСнным, Ρ€Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΠ·ΠΌ — свСдСниС слоТных процСссов ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°ΠΌ, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π½Π° Π±Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠΌ, ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ физичСском, ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ королСвской Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠΉ ΠΊ ΠΠΎΠ±Π΅Π»Π΅Π²ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠΈΠΈ. Но Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ большоС ΠΈ Π²ΡΠ΅ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ количСство вопросов соврСмСнной Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅, Ссли ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π²Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ дисциплины, ΠΏΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΠΈΡ… Ρ‚СорСтичСскиС Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°, ΠΈ Π΄Π»Ρ исслСдования создаСтся трансдисциплинарноС пространство.

Π‘ΠΌΠ΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ трансдисциплинарныС ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ Ρ‚рансдисциплинарныС ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ стратСгии — Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ шаг Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания. ИмСнно Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ, кросс-Ρ„Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… дисциплин — Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ