Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коммуникативная культура индивида: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Новые социальные отношения постиндустриального общества со всеми признаками информационной цивилизации в полной мере обнажили социокультурную значимость горизонтальных общественных связей, их влияние на коренные изменения в коммуникативных процессах на рубеже XX — XXI веков. Феномен коммуникативной культуры из фактора, сопутствующего процессу социального взаимодействия… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Коммуникативная культура как условие социального взаимодействия
    • 1. 2. Понимание как основа коммуникативной культуры индивида
    • 1. 3. Функции коммуникативной культуры индивида
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДИВИДА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Социализация как адаптация индивида к социальной среде
    • 2. 2. Уровни коммуникативной культуры индивида
  • Заключение 120−123 Библиографический
  • список

Коммуникативная культура индивида: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новые социальные отношения постиндустриального общества со всеми признаками информационной цивилизации в полной мере обнажили социокультурную значимость горизонтальных общественных связей, их влияние на коренные изменения в коммуникативных процессах на рубеже XX — XXI веков. Феномен коммуникативной культуры из фактора, сопутствующего процессу социального взаимодействия, превращается в один из ведущих факторов достижения социальной устойчивости и упорядоченности благодаря его стабилизирующему влиянию на коммуникативные процессы. При этом, как никогда в истории человечества, культурная наполняемость придает рассматриваемому феномену полифункциональный характер. Коммуникативная культура в условиях информационной цивилизации становится и целью (культура диалога), и основанием (взаимопонимание), и средством регламентации (культура делового и повседневного общения) коммуникативных процессов. Коммуникативная культура как социально обусловленный процесс постижения смысла выражает специфику тенденций современного информационного общества.

Необходимость адаптации современного человека к изменению коммуникативной ситуации информационного общества определяет актуальность исследования проблемы коммуникативной культуры и ее роли в осуществлении этой адаптации, а, следовательно, и в стабилизации коммуникативных процессов. Особую значимость исследование этой проблемы приобретает в условиях современной российской действительности.

Глубинные культурные основания идентификации индивида как «себя» и «другого», использование одного коммуникативного кода при «прочтении» текста (текст как реальная ситуация или действие, разворачивающееся в определенных условиях) и многие другие формы проявления коммуникативной культуры выступают необходимым звеном устойчивой связи между людьми.

Последняя является условием социальной адаптации человека к изменяющейся коммуникативной ситуации информационного общества.

Рассматриваемый феномен играет существенную роль и в диалоге культур, когда непременным условием консенсуса является взаимопонимание между сторонами. Актуальность выбранной темы обусловлена и необходимостью всестороннего анализа механизмов трансляции социального опыта поколений в условиях проявления новых тенденций информационного общества. Возрастание роли СМИ, появление большого количества коммуникационных посредников, и, в особенности, компьютерной техники в современных социокультурных процессах придает проблеме коммуникативной культуры особое значение. На передний план исследований выдвигаются такие ее аспекты, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, влияние средств массовой информации на коммуникативнные процессы, а также ряд теоретических и практических вопросов межкультурных связей, диалога культур, в которых коммуникативная культура приобретает особую значимость.

Степень изученности проблемы. Исследования коммуникативной культуры с позиций социально-философского анализа, пока еще не получили должного развития.

Анализ работ по теории культуры (В.Е.Давидович, Л. Н. Коган. Т. Ф. Кузнецова, Э. С. Маркарян, Б. Малиновский, В. М. Межуев, Э. В. Соколов, В. В. Сильвестров, и др.) позволяет выделить существенные признаки культуры, определяющие пути ее формирования у человека (В.П.Иванов). Так, культура может быть своеобразным критерием степени развития человеческого в самом человеке. Она играет определенную роль в отношении индивида к существующим отношениям, к духовным и нравственным ценностям, нормам и, в то же время, она сама выступает как система норм и требований общества ко всем сторонам деятельности людей в труде, быту, межличностных отношениях (М.И.Боднева, В. П. Левкович, Ю. И. Мирошников, И. М. Орешников, В. Д. Плахов, А.А.Ручка). Культура обладает возможностью передачи социальной наследственности (Т.Е.Ковина, М. Б. Ротанова, О.В.Шмайлова), информации (Г.Г.Воробьев, Н.Б.Зиновьева). Это ее свойство должно использоваться в воспитании, но оно не всегда реализуется в полной мере.

Средством решения задач социального наследования служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества. Значимость и актуальность проблем общения подчеркивает тот факт, что их исследованием занимаются ученые различных областей науки: философии, психологии, социологии, психолингвистики, педагогики, этики.

В философских работах М. С. Кагана, В. М. Соковнина раскрывается природа общения, А. В. Резаева — парадигмы общения, И. А. Ильяевой, Е. П. Савруцкой, М. А. Чернышевой — культура общения, Ю. Д. Прилюка — проблема общения в историческом процессе и его значение для развития личности (Е.Г.Злобина), Т. М. Дридзе — общение как образ жизни, Б. А. Родионов — общение как процесс социального взаимодействияэтико-психологические основы общения (В.И. Бакштановский, И. А. Джидарьян, К. Левин, Ю. В. Согомонов, В.А. Чурилов), Н. К. Иконникова, В. П. Конецкая, А. В. Соколов, В. В. Сильвестров — способы общения и деятельности, через системный анализ социальной коммуникации.

Отечественная психология изучает социальные проблемы общения (Г.М.Андреева, Л. П. Буева, А. А. Леонтьев,), исследует возможности общения для развития личности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, И. С. Кон, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.) В педагогике общение изучается, с одной стороны, как составная часть воспитательного процесса (А.В.Мудрик), с другой стороны, как характеристика профессиональной культуры педагога (И.И.Зарецкая, В.А.Кан-Калик, Л. А. Петровская, Г. С. Трофимова). Перечисленные авторы рассматривают педагогическое общение как одно из условий успешности коммуникативной деятельности педагога. Общение, организации взаимоотношения людей с помощью коммуникативных средств (В.А.Сластенин).

Немногочисленную группу источников составили исследования по основам теории коммуникации (Р.Ф.Абдеев, Л. М. Землянова, Г. Г. Почепцов, А.И.Ракитов), межкультурной коммуникации (Т.Г.Грушевицкая, А. Б. Зверинцев, В. В. Знаков, П. Когделл, В. Д. Попков, А. В. Соколов, К. Ситарам,.

A.П.Садохин) где внимание сосредоточено на проблемах взаимоотношений культуры и коммуникации, культуры и поведения, этики и культуры (В.К.Белолипецкий, Г. Г. Воробьев, Л.Г.Павлова). Дан анализ роли коммуникации в социальном наследовании, в воспроизводстве и конструировании социокультурного порядка. Затронуты проблемы инкультурации и социализации человека.

Ряд конкретных работ по межличностной коммуникации (В.Н.Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа, Г. М. Андреева, В.В.Знаков) раскрывают проблемы взаимоотношений людей в конкретной социальной группе, предлагаются теории межкультурной коммуникации.

В западной традиции сущность коммуникации сводится к способам влияния одной личности на другую (Э. Финк), соучастию в другом (Дж. Мид, Э. Берн), обнаружению себя в другом (К.Ясперс), согласию как взаимопониманию смыслов (Ю.Хабермас).

Необходимо назвать и такую группу научных публикаций, в которых исследуются различные аспекты проблемы личности (Т.М.Буякас, И. С. Кон, С. Кэлвин, И. М. Орешников, Б. Д. Парыгин, П. А. Сорокин, В. М. Соколов, Э. Холл,.

B.А.Ядов).

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является коммуникативная культура как условие консолидации общества. В качестве предмета социально-философского анализа рассматриваются сущностные основания коммуникативной культуры социального индивида, ее структурно-функциональная значимость и социокультурные тенденции развития.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в социально-философском анализе природы, характера, функций, уровней и роли коммуникативной культуры индивида в жизни современного общества.

Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

— предъявить коммуникативную культуру как условие социального взаимодействия;

— задать понимание как основу коммуникативной культуры социального индивида;

— определить функциональную значимость коммуникативной культуры индивида;

— показать обусловленность социализации коммуникативной культурой через механизмы идентификации и рефлексии;

— установить уровни коммуникативной культуры в квазипространственном отношении социального бытия.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой формирование коммуникативной культуры индивида способствует повышению общего характера культуры, выступает детерминацией социального существования, новой формой социального бытия индивидов.

Теоретико-методологические основы и источники исследования. Методологической базой для анализа проблемы коммуникативной культуры индивида послужил деятельностный подход, согласно которому любое явление общественной жизни выступает как проявление деятельности, представляющей собою универсальный способ существования человека и общества. В соответствии' с этим подходом коммуникативная культура понимается как совокупность элементов, регулирующих коммуникативную деятельность и формирующихся, функционирующих и развивающихся посредством взаимодействия субъектов в информационном обществе. Поэтому на первый план выходит социальный индивид, в его социальном измерении. Индивид предстает не только с точки зрения деятельностного подхода, но и с точки зрения герменевтического, как субъект. Важным аспектом коммуникативной культуры выступает проблема понимания, которое необходимо не только в межличностных отношениях (В.Н.Куницина), но и в различного рода взаимодействиях: деловом, информационном, политическом, корпоративном.

Другим важным принципом исследования коммуникативной культуры является принцип системности, разрабатываемый в современной философии и методологии М. С. Каганом, В. Е. Кемеровым, В. А. Лекторским, Б. Г. Юдиным. Дифференциация различных видов и субъектов деятельности приводит к тому, что коммуникативная деятельность приобретает социальные свойства, то есть рассматривается как взаимодействие субъектов, осуществляющих различные функции в социальной системе. Следовательно, коммуникативность, коммуникабельность, компетентность, коммуникативные способности, умения, навыки, этикетные нормы, речь как компоненты социальной регуляции и адаптации служат эффективному взаимодействию индивидов в современном медиатизированном обществе.

Основанием для выделения типов коммуникативной культуры послужила концепция аксиологической топометрии «верха» и «низа» культуры Ю. И. Мирошникова. Движение феноменов культуры обусловлено энергией личностей, сознательно участвующих в культурном процессе. Человек ответственен за свое личностное развитие, за свою открытость другим людям, за свои слова и поступки, за свой вклад в культуру.

При выявлении социального статуса и структуры коммуникативной культуры личности мы ориентируемся на теоретические концепции структурно-функционального подхода В. Е. Давидовича, Н. С. Злобина, В. П. Иванова, В. А. Лекторского, Е. С. Маркаряна, Б. Малиновского В. М. Межуева.

В анализе развития коммуникативной культуры автор использует методологию, предложенную М. Маклюэном для изучения культурных трансформаций. Фактически они сводятся к приравниванию коммуникации к технологиям, ответственным за сохранение или обновление культурных форм (Л.М.Землянова, Н. Б. Зиновьева, Г. Г.Почепцов).

Анализ социальной сущности общения и его роли в развитии личности представлен в работах Л. П. Буевой, А. Ю. Борисова, И. А. Ильяевой, М. С. Кагана, Ю. Д. Прилюка, А. В. Резаева, В. М. Соковнина, культурологическую значимость достижения высокой духовной культуры раскрывает И. М. Орешников, Э. В. Соколов.

Онтологический характер диссертационного исследования потребовал обращения к теории социальной коммуникации, разрабатываемой В. П. Конецкой, В. А. Кутыревым, Б. А. Родионовым, А. В. Соколовым. В этой связи полезными оказываются философские исследования, посвященные анализу межкультурной коммуникации, формируемые в социальной практике и служащие для регуляции поведения межкультурного диалога, в частности концепции Т. Г. Грушевицкой, Н. К. Иконниковой, В. Д. Попкова, А. П. Садохина.

Научная новизна основных результатов исследования заключается в следующем:

— коммуникативная культура представлена как аналогия континуальной интегрируемости, связности, непрерывности социальной среды, где случается «оказаться» тому или иному индивиду;

— понимание задано как основа коммуникативной культуры социального индивида через преодоление противоречий «согласие — несогласие», «понимание — не понимание», которые раскрываются в процессе диалогического взаимодействия или в контексте общенияразработана классификация функций коммуникативной культуры социального индивида, способствующая прояснению особой роли интегративности и детерминации социального существования;

— социализация определена как необходимый компонент приобретения коммуникативного опыта индивида, обусловленный принципами саморефлексии и самоидентификации;

— структура ценностного сознания, выраженная оппозицией «высокийнизкий», преодолевается установлением единства иерархических уровней коммуникативной культуры, которая выступает инструментом ее преодоления.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Выявленные в ходе исследования общие закономерности развития коммуникативной культуры могут конкретизироваться и получить реальную объективацию в анализе процессов культурной модернизации российской действительности. В этой связи социально-философский анализ коммуникативной культуры приобретает принципиальную значимость, содействуя созданию единой, комплексной, междисциплинарной теории социальной коммуникации и различным ее приложениям, находящим применение на практике.

Предпринятый в диссертации анализ коммуникативной культуры индивида может послужить методической основой для конкретных предписаний в регулировании коммуникативных процессов на уровне личности, группы, коллектива.

Результаты диссертационного исследования могут найти применение в практической деятельности в области образования, в работе средств массовой коммуникации и управленческой деятельности. В сфере образования полученные результаты могут быть использованы в специализированных курсах по социальной философии и социологии, а также по дисциплине «Основы теории коммуникации».

Апробация работы. Основные положения работы излагались автором в ряде выступлений на Международных конференциях: «Международная политэкономия и политика в аспекте глобализации (русский и американский подход)» (Ижевск, 2002) — «Достижения науки — агропромышленному комплексу» (Челябинск, 2004) — «PR в некоммерческой сфере» (Ижевск, 2004) — на Всероссийских конференциях: «Современные социально-политические технологии в сфере развития межрегиональных связей» (Ижевск, 2001) — «Современные социально-политические технологии в сфере формирования толерантного общественного сознания» (Ижевск, 2002) — «Современные социально-политические технологии и информационное пространство российских регионов: история, проблемы, перспективы» (Ижевск, 2003),.

Социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт" (Пенза, 2003), «Современные социально-политические технологии и информационное пространство российских регионов: история, проблемы, перспективы» (Ижевск, 2004), «PR в образовании» (Ижевск, 2003) — «Современные социально-политические технологии: проблемы теории и общественной практики» (Ижевск, 2005) — на Региональных конференциях: «Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы» (Омск, 2004) — «Новые технологии в воспитании и социально-педагогической работе: теория и опыт применения» (Глазов, 2001), на Межрегиональных конференциях: «Человек: физическое и духовное самосовершенствование» (Ижевск, 2002) — в 1 Лойфмановских чтениях «Аксиология научного познания» (Екатеринбург, 2005) — «Наука в социокультурной динамике» (Екатеринбург, 2005).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации представлен 123 стр. основного текста и 14 стр. библиографического списка, включающего 194 наименований источников.

Заключение

.

Система культуры представляет собой диалектическое образование. Сегодня мы наблюдаем процесс необходимой адаптации всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству. Активность информационных процессов столь высока, что заставляет подчинять себе традиционные элементы культуры и прежде всего изменяет традиционную систему культурной коммуникации.

Культура есть особый универсум бытия, она определяет сознательную активность людей, задавая и реализуя ее целевую направленность и характер организации. Субъектом культуры выступает человек как носитель всего культурного. Культура выражает всю полноту бытия и его конкретных воплощений, которые уникальны и несоизмеримы. Культура выполняет важную роль в обществе — она является базисом взаимопонимания людей, мерой человеческого общения, деятельности и поведения.

В исследовании проблемы коммуникативной культуры в социально-философском аспекте автор выделяет следующие базовые положения:

Во-первых, объектом социально-философского анализа поставленной проблемы выступают всеобщие закономерности реализации и развития общественных отношений и жизнедеятельности людей, которые преломляясь через призму субъектной деятельности, составляют систему детерминант формирования коммуникативной культуры индивида.

Во-вторых, «коммуникация» — это широкое понятие, раскрывающее характер взаимодействия двух или более систем в процессе обмена информацией. Коммуникация — средство и одновременно условие бытия данных объектов, это реализация потенции систем к саморазвитию. Вне информационных взаимодействий этот объект обречен на стагнацию. Адаптируя понятие «коммуникация» к субъектной сфере, мы подчеркиваем, что коммуникация представляет собой одну из форм социального взаимодействия, то есть деятельность людей по деформации, реформации или трансформации общественных отношений в процессе коммуникативных взаимодействий в обществе. Таким образом, в структуре этой дефиниции выделяется субъектная деятельность, детерминированная социокультурными потребностями личности.

В-третьих, разноуровневое видение коммуникативной культуры становится целерациональным условием осуществления социальных действий в том случае, если в основе регламентации этих действий лежат морально-этические отношения. На общем уровне — коммуникативная культура — исторически определенный уровень развития общества, выраженный в формах коммуникативной деятельности, в материальных и духовных ценностяхна индивидуальном — коммуникативная культура индивида — это сочетание интеллектуальных, духовных, профессиональных качеств и способностей человека, которые детерминируют эффективное взаимодействие в процессе реализации коммуникативных связей.

В-четвертых, основой коммуникативной индивида выступает коммуникационное понимание. Оно обеспечивает расшифровку знаковых систем и культурных кодов, адекватность восприятия социально значимых процессов и приводит к согласию субъектов коммуникации. Понимание как важная характеристика функционирования социальных связей является необходимым условием достижения соглашения взаимодействующих субъектов. Важнейшим компонентом понимания выступает взаимопонимание, которое сосредотачивает в себе согласование идей, мыслей, самопонимание, эмпатию, идентификацию и саморефлексию. Понимание обеспечивается разного рода формами, контактом, диалогом, общением людей, занятых различной деятельностью, обладающих разным статусом, разным сознанием.

В-пятых, структурно-функциональный характер исследования позволил сосредоточить внимание на основных функциях коммуникативной культуры индивида: гуманистической, креативной, оценочно-нормативной, интегрирующей, регулятивной, защитной. Данное соотношение опосредовано спецификой действительности, отражающейся в личностном взаимодействии и в субъективном характере социальных связей. Интеграционный характер коммуникативной культуры способствует объединению людей вокруг общечеловеческих ценностей, сплочению, преодолению изоляции народов, социальных групп. Личностная потенция человека предполагает наличие категории «нравственность», которая отождествляется с понятием «коммуникативность».

Моральные качества личности проявляются в этикетных нормах. Знание и соблюдение этикета облегчает общение, повышает культуру, позволяет избежать конфликтных ситуаций. Этикет пронизывает жизненное пространство индивида. Безошибочное использование этикетных норм дает личности свободу взаимодействий с представителями других культур. Речевое поведение человека предполагает гармонию, меру, следование основным речевым принципам — целесообразности, уместности, истинности. Приоритетным является культура диалога как коммуникативная заинтересованность в социальной гармонии. В рамках диссертационного исследования выявлены постулаты нормального общения: информативность, полнота, тождество, детерминизм, прогноз, истинность, общая память, семантика.

В-шестых, социальные институты являются наиболее благоприятной средой развития коммуникативной культуры индивида и, поскольку, образование и семья обладают функциональностью социализации индивида, то возникает задача развития коммуникативной культуры посредством выработки и применения особых механизмов (идентификации, рефлексии) и методов, обеспечивающих эту необходимость.

В-седьмых, при определении структуры коммуникативной культуры обнаружилась двузначность ценностного сознания субъектов. С позиции «верхнего» и «низкого» сознания мы убеждаемся, что инструментом их преодоления выступит овладение коммуникативной культурой каждого субъекта взаимодействия.

Исследование позволяет наметить ряд проблем формирования коммуникативной культуры, которые еще ждут своего решения в будущем. К их числу можно отнести следующие: исследование проблем функционирования коммуникативной культуры на эмпирическом уровнеразработка экспертизы коммуникативной культуры личности. На теоретическом уровне необходимо изучить механизмы, трансформирующие коммуникативную культуруисследовать роль и место коммуникативной культуры в структуре профессиональных качеств специалистов различных сфер деятельностии, наконец, рассмотрение коммуникативной культуры как основного способа формирования и развития мировоззренческих установок индивида.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.-336 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989.-243с.
  3. Н.И. и др. Социологический словарь.- М.: Экономика, 2000.-428с.
  4. Л.К. Управление общением: теория и практика для социального работника. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1999. -216с.
  5. A.M. Человеческая общность. М.: Наука, 1982. — 180 с.
  6. Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников.// Факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Морлоу. /Под ред. И. А. Зимней.- М.: 1992. Вып.5. С.76−92
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.- 339с.
  8. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000.-412с.
  9. Г. М. Социальная психология.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1998. -376с.
  10. Античные риторики. / Под редакцией А.А.Тахо-Годи.- М.: Изд-во МГУ, 1978.-352 с.
  11. П.Арестова О. Н., Пахомов И. А. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства // Вопросы психологии. 2002.-№ 2.-С. 12−19.
  12. А.И. Человек и мир культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992.273 с.
  13. В.И., Согомонов Ю. В., Чурилов В. А. Этика успеха. Введение в доктрину.- Тюмень- «Югра»,-Москва, 1996.-134с.
  14. Н.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.: Советская Россия, 1979. -320с.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
  16. В.К., Павлова Л. Г. Этика и культура управления.- М. -Ростов-на-Дону. Изд. Центр «МарТ», 2004.- 384с.
  17. Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Академия, 1999. — 783 с.
  18. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век.- М.: Политиздат, 1991.- 412с.
  19. М. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения // Школьный психолог. 2000. -№ 27. С.27−62.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком,— М.: МГУ, 1982.-199с.
  21. А.А. Психология общения. М.: Институт практической психологии, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256с.
  22. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970.- 135с.
  23. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.- С.144−171.
  24. Бор Н. Жизнь и творчество. Сборник статей М.: Наука, 1967. 344 с.
  25. А.Ю. Роскошь человеческого общения.- М.: 1998. 184с.
  26. С.В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме.// Вопросы философии.-2004.-№ 5.- С. 163−176.
  27. Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИНФРА — М, 1999. — 224с.
  28. А.А. К теории коммуникативного воздействия// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С.32−49.
  29. Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978. 216с.
  30. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002.- № 2. С. 9−18.
  31. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: психология человеческих взаимоотношений.- Екатеринбург. Литур, 2000.-573с.
  32. Э.Л. Общение и социально-психологическая компетентность руководителя: Автореф. дис. канд. психол. наук: Рига, 1983. — 20 с.
  33. С.А. Психология коммуникативной активности: Учебное пособие для спецкурса.- Ижевск: Издательский дом «Удм. Ун-т», 2000.- 84 с.
  34. М. Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1990.- 804 с.
  35. В.И. О деловой этике и этикете.- М.: Фонд «Правовая культура», 1994.- 176с.
  36. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1983.-269 с.
  37. А.Е. Я говорю, мы говорим.- М.: Знание, 1990.- 238с.
  38. О.В. Аспекты развития коммуникативной культуры личности// Вестник Удмуртского университета, 1999. № 10. — С. 181−185.
  39. Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая гвардия, 1990.- 256с.
  40. Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988.-304с.
  41. А.С. Место и роль поведения в самосовершенствовании // Человек: физическое и духовное самосовершенствование. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции.- Ижевск: Изд-во УдГУ, 2002.-С. 109−113.
  42. М. Раскрепощенный менеджер.- М.: Дело ЛТД, 1994.- 318с.
  43. Д.М. Коммуникативные способности субъекта. Ижевск: Удм. Ун-т, 2001.- 152с.
  44. Гак В.Г. К типологии форм языковой политики //Вопросы языкознания.-1989.-№ 5.-С. 104−133.
  45. Г. М. Управляемость культурой и управление культурными процессами. М.: 1998. — 464с.
  46. Г. Феноменология духа. Пер. под ред. Э. Л. Родлова.- СПб.: Спб. Философ. Общество, 1913.- 376с.
  47. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранный язык в школе, 1985.-№ 2.- С. 17−24.
  48. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.-104с.
  49. Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16.- М.: 1985.- С.217−237.
  50. Н.В. Психология социальных ситуаций// Вопросы психологии. -1997.-№ 5.-С. 34−42.
  51. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1979. — 264 с.
  52. И.А. Эстетическая потребность.- М.: Наука, 1976. -191с.
  53. Т.М. Теоретико-методологические аспекты исследования общения и обособления в структуре образа жизни // Вопросы философии.- 1981, № 6.-С. 111−119.
  54. .С. Социальная культурология.- М.: Аспект Пресс, 1998.- 592с.
  55. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / Под ред. А. А. Акишина.- М.: Русский язык, 1991. -144с.
  56. Л. и др. Стереотипы в принятии решений как проблема менеджмента //Управление персоналом. -2001.-№ 6.-С. 42−45.
  57. А.Б. Коммуникационный менеджмент. — СПб.: Союз, 1997. — 288с.бО.Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика.- М.: МГУ, 1995.-271с.61.3лобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. -303с.
  58. В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии.-2002,-№ 6.-С. 45−54.
  59. В.В. Психология понимания в познании и общении.- М.: Политиздат, 1983. 178 с. 64.3имбардо Р., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000, — 448с.
  60. Н.Б. Информационная культура личности.- Краснодар, 1996.-149 с.
  61. И.Н. О социокультурной стилизации личности // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 6. — С. 176−187.
  62. И.А. Культура общения: опыт философско-методического анализа.-Воронеж, 1989.- 167с.
  63. Н.К. Социальная коммуникация: понятие, символическое содержание // Личность. Культура. Общество.- 2001.- т.З. Выпуск 9. — С.41−51.
  64. Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования.- 1995. № 11.- С. 26−34.
  65. История философии: Запад Россия — Восток. Кн.4. Философия XX в.-М.: Наука, 2000.- С.287−297.
  66. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-315 с.
  67. М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1984.- 328 с.
  68. К. Воображаемое установление общества. М.: Гнозис: Логос, 2003.- 480с.
  69. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям: Сборник
  70. Сост. В. Е. Хруцкий М.: Политиздат, 1992.- 509с.
  71. Канн-Калик В. А. Грамматика общения, — Грозный: Чеч.-Инг. Кн. Изд-во, 1988.- 68с.
  72. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М.: 1998. С.2−36
  73. В.Е. Введение в социальную философию. М.: Академический проект, 2000.-314с.
  74. Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск. 1992. -47с.
  75. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореф. дис. канд. психол. наук: СПб.: С.-Петербургский ун-т, 1995. -16 с.
  76. Т.Е. Коммуникативная культура и ее экспертиза. Автореф. дис. канд.педаг. наук: СПб.: СПб ГУПМ, 1996.- 16 с.
  77. В.З. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки. Новосибирск. Изд-во Новосибирского ун-та, 1991.-320 с.
  78. В.З. Человек в потоке информации.- Новосибирск. Наука, 1981.-175с.
  79. О.Н. Культура в жизни общества// Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 6. С. 102−119.
  80. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
  81. В.П. К обоснованию категорий и единиц социальной коммуникации // Вестник Московского ун-та. — Сер. 18. 1996. № 1. — С.34−43.
  82. В.П. Социология коммуникации. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
  83. Н.В. Формирование стиля разрешения трудностей в условиях неправильного воспитания.// Вопросы психологии.- 1985.-№ 3.- С. 48−54.
  84. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы.- М.: ИНФРА -М, 2000.-361с.
  85. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело, 1993. — 192с.
  86. Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие. М.: Ось-89, 1997. — 89с.
  87. Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея -Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 309 с.
  88. Культура и развитие человека. Очерк философско-методологических проблем. / Под ред. В. П. Иванова. Киев. Наук думка, 1989. — 320с.
  89. Культура: теории и проблемы. / Сост. Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев. -М.: Наука, 1995.-275с.
  90. В.Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. — 544с.
  91. В.А. Апология человеческого. //Вопросы философии.-2003.-№ 1. -С. 63−75.
  92. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров.- Н. Новгород. Нижний Новгород, 1994.- 200с.
  93. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000.- 364 с.
  94. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  95. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979.-№ 1.- С. 121−132.
  96. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999.- 365с.
  97. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. Л.: Знание, 1982.-256 с.
  98. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  99. Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст — семиосфера -история. — М.: Языки русской культуры, 1999.- 443с.
  100. Ю5.Лузянина Л. Л. Нравственные основы коммуникативной культуры учителя. Диссертация кандидата педагогических наук. Омск. ОмГУ, 2000.-165 с.
  101. С.П. Понимание и противоречие: методологическая проблема. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. — 143 с.
  102. У. Глобализация и межкультурный диалог. //Вопросы философии.- 2003.-№ 1.- С. 21−28.
  103. Г. П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие в профессиональной деятельности: дис. канд. педаг. наук. -Ростов-на-Дону. 2000. 143 с.
  104. К.Б. Психология управления.- М.: Мысль, 2000.- 196 с.
  105. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. -199 с. ИЗ. Мирошников Ю. И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. -160с.
  106. М. Эссе о тщеславии // Опыты. В 3 кн. М.: Рипол Классик, 1997.-654 с.
  107. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с. Пб. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.:1. Педагогика, 1984. 111 с.
  108. А.В. Социальная педагогика./Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 192 с.
  109. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Круглый стол. //Вопросы философии.- 2003.-№ 12. -С.3−53.
  110. Новая философская энциклопедия. В 4 т. /рук. Проекта В. С. Степин, Г. Ю. Семигин. Т. 2. Е М.- М.: Мысль, 2001.- 635 с.
  111. Н.Н. Межличностные отношения. Д.: Изд-во ЛГУ, 1979. -151 с. 121.0ллпорт, Гордон В. Личность в психологии. М.: КСП- СПб: Ювента, 1998.- 349с.
  112. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат: «Человек», 1991.-190с.
  113. И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1994. — 147 с.
  114. Основы межкультурной коммуникации. /Ред. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. М.: Юнити, 2002.- 352с.
  115. Основы этических знаний./Под ред. М. Н. Росенко. СПб.: Лань, 2002.-224 с.
  116. .Д. Анатомия общения.- СПб.: Изд. Михайлова В. А., 1999.-301с.
  117. А.А. и др. Социальное поведение саморазвивающегося индивида // Человек: физическое и духовное самосовершенствование. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции.-Ижевск: Изд-во УдГУ, 2002.- С. 90−106.
  118. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М.: МГУ, 1989.- 216 с.
  119. Пиз А. Язык телодвижений.- Н. Новгород. Совм. Рос.-австр. Предприятие «Ай Кью», 1992.- 262 с.
  120. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Киев Ваклер, 2001. — 348 с.
  121. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001.- 656 с.
  122. Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме.- Киев: Наук. думка, 1985. 192 с.
  123. А.И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991.-287 с.
  124. Д.Я. Реклама: внушение и манипуляция: учебное пособие. Самара. Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. -752 с.
  125. А.В. Парадигмы общения: взгляд с позиции социальной философии.- СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 1993.- 210с.
  126. Э., Роджерс Р. Коммуникации в организациях,— М.: Экономика, 1980.-175 с.
  127. .А. Актуальные проблемы социальной коммуникации // Вестник Удмуртского университета. 1999.-№ 10. С. 58−59.
  128. .А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону. Изд. Рост. Ун-та, 1984. — 144 с.
  129. .А. Социология социальной коммуникации. Ижевск. Изд. Удм. ун-та, 1996.-18 с.
  130. А.А. Социальные ценности и нормы.- Киев. Наукова думка, 1976. -152 с.
  131. В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: Росспэн, 1998.- 480 с.
  132. В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.: Изд-во Всесоюзного заочного политехнического института, 1990.- 242 с.
  133. К., Когделл П. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1993. № 3. — С.52−55.
  134. В.М. О природе человеческого общения.- Фрунзе. Мектеп, 1974.-147 с.
  135. А.В. Метатеория социальной коммуникации,— СПб.: Российская национальная библиотека, 2001.-352 с.
  136. А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 459 с.
  137. А.В. Социальные коммуникации. Учебное пособие. М.: ИПО Профиздат, 2001. — 221 с.
  138. В.М. Социология нравственного развития личности. — М.: Политиздат, 1986. 240 с.
  139. Э.В. Введение в психоанализ: социокультурный аспект. СПб.: Лань, 1999.-215 с.
  140. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. — 227с.
  141. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.: ЛГНК, 1989.-83 с.
  142. Р.В. Коммуникативная деятельность личности: социально-философский анализ: дис. канд. философ, наук. Ижевск. 2002. — 151 с.
  143. П.Л. Основы искусства речи М.: «Яхтсмен», 1995. — 416 с.
  144. П.А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 125−138.
  145. В.А. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Мысль, 1996.-472 с.
  146. П.Р. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Вып. 17.- 1986.- С. 131−150.
  147. Теория общества. Сборник под ред. А. Ф. Филиппова. М.: «КАНОН -Пресс -Ц», 1999.-416с.
  148. Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности: методологический аспект.- Ижевск. Купол, 2000. 89с.
  149. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.- 334с.
  150. К.А. Никлас Луман и функционалистская идея ценностно-нормативной интеграции: конец вековой дискуссии // Социологические исследования.- 1997.- № 3, — С. 48−52.
  151. К. А. Социология организаций Никласа Лумана: коммуникация власти и доверия // Социологические исследования. -1999.-№ 3.- С. 126−128.
  152. Философия культуры. Становление и развитие. /Под ред. М. С. Кагана. -СПб.: Лань, 1998.-448 с.
  153. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1987. -590с.
  154. Философский словарь Владимира Соловьева /сост. Беляев Г. В. -Ростов-на-Дону. Феникс, 2000. 462 с.
  155. Э. Основные феномены человеческого бытия. М.: 1999.- 397 с.
  156. Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении. М.: Знание, 1989. -160 с.
  157. Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализа речевого общения, лингвистике, риторике // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. -М.: 1986. С. 363−373.
  158. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб.: Наука, 2000.- 383с.
  159. Ю. Будущее человеческой природы.- М.: Весь мир, 2002.-144с.
  160. Хорькова Е.П. PR компетентность современного менеджера// Современные социально-политические технологии в сфере развития межрегиональных связей — Ижевск: Удмуртский ун-т, 2002. — С. 129−131.
  161. Холл Э, Кэлвин С. Теория личности. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО -Пресс, 2000. — 590 с.
  162. М.А. Психология интеллекта: парадоксы и исследования. -СПб.: Питер, 2002. 264 с.
  163. Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира/ред.Н. В. Топоров. М.: Наука, 1990. 203 с.
  164. С.В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и Международные отношения. 1993.- № 1. — С.41−53.
  165. С.В. Имидж учреждения культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. — № 4. — С.27−35.
  166. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  167. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М.: Финансы и статистика, 1992. 273 с.
  168. В.М. Управленческая этика. М.: Экономика, 1994. — 284 с.
  169. Ф.Э., Харчева В. Г. Социология образования: прикладной аспект.-М.: Юристь, 1997.- 164с.
  170. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М.: Мысль, 1973.- 215с.
  171. Т. Социальная психология.- М.: Прогресс, 1969.- 535с.
  172. В. Г. Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности.- М.: Высшая школа, 1999.-302с.
  173. П.Н. Исследования стереотипа в американской социальной науке //Вопросы философии. -1971. -№ 5. С. 168−175.
  174. О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей: дис. канд. педаг. наук. Сургут. 1997. — 129 с.
  175. Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. — 601 с.
  176. Г. Г. Философские этюды/Ред. А. А. Яковлев. М.: Прогресс, 1994. -370 с.
  177. Г. П. Интеллект и коммуникация.//Вопросы философии.-2004.-№ 3.- С.170−183.
  178. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Наука, 1969. -300 с.
  179. JI.B. Языковая система и речевая деятельность. J1.: Наука, 1974. -408 с.
  180. .Г. О человеке, его природе и его будущем.//Вопросы философии.-2004.-№ 2.- С. 16−21.
  181. В.А. Изменения в идентификации личности // Альтернатива социальных преобразований в Российском обществе в 1991—1994 гг.- М.: 1995.- С.95−97.
  182. В.А. Социальная психология: становление научной дисциплины // Социологические исследования.- 1981.- № 3.- С.201−207.
  183. Л.П. Язык и его функционирование // Избранные работы./Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986.-205 с.
  184. К. Всемирная история философии. (Пер. с нем. К.В.Лошевский).- СПб.: Наука, 2000.- 272с.
Заполнить форму текущей работой