Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образование как сфера созидания и самосозидания человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, образовательная парадигма, в основе которой лежит гармоничное единство традиционализма и модернизации имеет большую индивидуальную и общественную значимость. Кроме того, именно для российского социума данная образовательная модель приобретает большое значение еще и потому, что она соответствует концепции устойчивого развития. Концепция устойчивого развития, по мнению многих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕСТО И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
    • 1. 1. Образование в системе сфер общественной жизни
    • 1. 2. Общественная и индивидуальная значимость образования
  • ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ САМОСОЗИДАНИЯ
    • 2. 1. Самосозидание как процесс позитивного преобразования личностных качеств
    • 2. 2. Образование как важнейшая подсистема общества, способствующая самосозиданию человека
  • ГЛАВА III. РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО
    • 3. 1. Кризис образования: специфика и основные черты
    • 3. 2. Образование и возрождение России в условиях глобализации

Образование как сфера созидания и самосозидания человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап социального развития характеризуется ситуацией многоступенчатого кризиса. На глобальные масштабы данного кризиса указывают его многочисленные проявления в экономической, политической, социальной и духовной сферах общественной жизни, а также состояние нестабильности и крайней социальной напряженности, наблюдающееся как в мировом сообществе в целом, так и в пределах российского социума.

Главная опасность состоит в том, что основания этого системного кризиса лежат в сфере духовной культуры человечества. Человек в начале XXI века преимущественно ориентирован на достижение материального благополучия, тогда как высшие духовные ценности либо играют в его жизни незначительную роль, либо подменяются ценностями западной массовой культуры, далекими по самой своей сути от духовной сферы. Кроме того, ситуация осложняется трудностями адаптации человека к новым условиям своего бытия.

Выход из сложившейся ситуации многие современные зарубежные и отечественные ученые, общественные деятели видят в обращении к сфере образования. Образование в современном мире многими исследователями видится как ключ к решению глобальных проблем, стоящих перед человечеством. И для такого понимания образования имеются веские основания, так как оно в неразрывном единстве двух своих функций — сохранения и развития — во все времена было основным хранилищем и транслятором культурных ценностей. Культура же, как известно, является ведущим фактором, способствующим сохранению и позитивному развитию общества. Кроме того, одной из важнейших целей образования является созидание человека. Это обстоятельство предопределило выбор темы данного исследования.

Однако, рассматривая образование в качестве основной силы, способной вывести общество из кризиса, не следует игнорировать тот факт, что полноценное функционирование образования невозможно в отрыве от всего общественного целого. Вступая во взаимодействие с другими общественными подсистемами, образование не только оказывает на них определенное влияние, но и испытывает на себе воздействие со стороны последних, причем, далеко не всегда позитивное.

В настоящее время образование, как и всё общество в целом, находится в состоянии глубокого кризиса. Требуется незамедлительная выработка новой образовательной парадигмы, адекватной современным условиям общественного развития.

Смещение приоритетных позиций в сторону образования, получившее свою наибольшую актуальность в современную эпоху, во многом обусловило активное развитие образовательных идей в различных областях научного знания. Известно, что образование сегодня является объектом изучения таких научных дисциплин как педагогика, социология образования, философия образования, социальная философия. По нашему мнению, особую актуальность на данном этапе общественного развития приобретает социально-философский анализ образования. Это связано, прежде всего, с тем, что социальная философия является методологической основой для теоретической педагогики и философии образования. Социально-философский анализ образования позволяет также определить место последнего в системе сфер общественной жизни, выявить специфику образования как общественного явления и определить его социальную значимость. Социальная философия рассматривает человека в качестве общественного субъекта, деятельность которого находит свое отражение во всех сферах общественной жизни. Это позволяет, на наш взгляд, наилучшим образом выявить сущностные характеристики его бытия, а также специфику взаимодействия людей друг с другом, в том числе и в образовательном пространстве.

Вышеназванные обстоятельства предопределили необходимость специального исследования образования на современном этапе исторического развития с позиций социальной философии.

Степень научной разработанности проблемы. Большое количество работ посвящено образовательной проблематике, в рамках таких дисциплин как педагогика, социология образования, философия образования, социальная философия и др. Это, безусловно, является положительным моментом. Однако пока еще нет единого концептуального подхода к проблемам образования, в частности, к определению его места в обществе, к пониманию его специфики, его сущностных основ.

Среди отечественных мыслителей, посвятивших свои работы общей теории образования, в частности, его философскому аспекту, следует назвать Л. П. Буеву, JI.C. Выготского, Б. С. Гершунского, С. И. Гессена, К. Х. Делокарова, A.C. Запесоцкого, Г. А. Комиссарову, Г. Б. Корнетова, В. В. Краевского, А. Ж. Кусжанову, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, В. М. Розина, Н. С. Розова, К. Д. Ушинского, Г. Н. Филонова, В. Д. Шадрикова, П. Г. Щедровицкого и многих других.

Вместе с тем, до сих пор недостаточно внимания уделялось и уделяется определению места образования в системе сфер общественной жизни. В социально-философской литературе нет работ, специально посвященных этому вопросу, хотя указания на данную проблематику встречаются в работах B.C. Барулина, С. К. Булдакова,.

С.И. Григорьева, А. Ж. Кусжановой, H.A. Матвеевой, A.M. Осипова и др. Это обстоятельство послужило поводом для обращения диссертанта к общим вопросам методологии общественного устройства, взаимосвязи сфер общественной жизни.

Известно, что в центре образовательного процесса находится человек. Изучению человека, его места в мире, его особенностей и т. д. посвящено большое количество философских трудов. Особый интерес у диссертанта вызывают работы, в которых делается акцент на биосоциальной природе человека. Анализ природной и общественной составляющей человека, их взаимопроникновения служит основой для его дальнейшего комплексного изучения. Эту проблематику, так или иначе, поднимают в своих работах П. С. Гуревич, М. С. Каган, В. А. Кобылянский, В. Я. Нечаев, В. Ф. Сержантов, В. П. Тугаринов, В. О. Шадриков, И. Т. Фролов и др.

Многими отечественными и зарубежными учеными признается правомерность перехода от социоцентризма к антропоцентризму в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе, и в сфере образования. В этой связи на первый план выходит идея самосозидания как процесса позитивного преобразования личностных качеств. Ключевым звеном процесса самосозидания является свобода. Поэтому образовательный процесс должен строиться на ценностях свободы, способствовать полноценной самореализации субъектов образования. При этом важно заметить, что свобода не должна пониматься как вседозволенность. Поэтому в любом общественном процессе (в том числе и в самосозидании) необходимо четко определить меру свободы и меру ответственности. К сожалению, можно встретить точку зрения, когда свобода приравнивается к понятию «вседозволенность». Например, английский педагог XX столетия Александр Нилл, основатель школы Саммерхилл выступает за полное равенство в правах взрослых и детей, за отказ от всякой дисциплины, всякого управления, всяких моральных поучений.1.

Несмотря на довольно полную разработанность проблемы самосозидания человека в отечественной и зарубежной научной мысли, всё же остается до конца нерешенным вопрос о переустройстве образовательной системы с учетом антропоцентристского подхода, о роли образования в созидании человека.

В настоящем исследовании образование рассматривается как особая сфера созидания и самосозидания человека. На наш взгляд, созидание человека невозможно без гармоничного единства его с процессом самосозидания. Особенно это актуально для современности, так как обществу, находящемуся в состоянии глубокого кризиса, нужны свободные, творческие, высокодуховные личности, способные не только к самосозиданию, но и к позитивному преобразованию общества. Это обстоятельство необходимо с должным вниманием учитывать при разработке новой стратегии образования.

Проблеме выработки новой образовательной парадигмы, также как и общей проблематике образования, посвящено большое количество научных трудов. В частности, этой проблематике, так или иначе, посвящены работы Б. С. Гершунского, C.B. Казначеева, Н. М. Канаева, Н. В. Наливайко, В. Н. Турченко, С. С. Шевелевой, В. Т. Пуляева, Ю. А. Ротенфельда, А. И. Субетто, Х. Г. Тхагапсоева, В. М. Розина и др.

Поиски, ведущиеся в этом направлении пока, к сожалению, не привели к единому мнению относительно новой образовательной парадигмы, соответствующей в полной мере объективным законам развития современного бытия. К примеру, достаточно не осмыслена образовательная парадигма, в основе которой лежит гармоничное един.

1 Подробнее об этом см.: Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой. Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. ство традиционализма и модернизации образования. Вместе с тем, именно данная образовательная модель является, по нашему мнению, наиболее целесообразной в условиях современной России, для которой особую важность представляет опора на традиции. Это обусловливает дальнейшую всестороннюю разработку соответствующей образовательной парадигмы с целью последовательного внедрения её в образовательную практику.

Актуальность темы

её общественная и индивидуальная значимость, недостаточная разработанность проблемы определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является общество в единстве его основных сфер.

Предметом исследования выступает образование как сфера созидания и самосозидания человека.

Целью настоящего исследования является социально-философский анализ образования как сферы созидания и самосозидания человека на современном этапе общественного развития.

В соответствии с поставленной целью в диссертации выдвигаются следующие задачи:

1. Уточнить место образования в системе сфер общественной жизни.

2. Определить общественную и индивидуальную значимость образования.

3. Дать развернутую характеристику процесса самосозидания человека и выявить факторы, способствующие этому самосозиданию.

4. Выявить специфику и основные черты современного кризиса образования.

5. Проанализировать возможные пути выхода России из кризиса образования в условиях усиливающейся глобализации.

Гипотеза. Образование как сфера созидания и самосозидания человека есть целостный срез общественной жизни, и представляет собой диалектическое единство и взаимодействие объективных и субъективных факторов. Созидание и самосозидание человека как цели образования могут успешно реализоваться только в том случае, если оно (образование) представляет собой гармоничный синтез традиционализма и модернизации. Этот синтез является реальным воплощением некогда утраченной целостности образования, которое, в свою очередь, должно быть направлено на производство целостного человека.

Методологические и теоретические основы диссертации. В настоящем исследовании использован диалектический метод, метод системного анализа, сравнительного анализа, аналогий, индукции и дедукции и др.

В основе диссертации лежат положения, сформулированные теми социальными философами, которые в качестве объекта своего анализа избрали образование как общественный феномен.

Значительное влияние на авторскую позицию диссертанта оказали работы B.C. Барулина и В. А. Кобылянского.

B.C. Барулин в своей монографии «Диалектика сфер общественной жизни» (М., 1982) рассматривает общество как диалектическое единство сфер общественной жизни, подробно раскрывает специфику каждой сферы, а также характер их взаимовлияния.

В.А. Кобылянский в учебнике «Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества» (Новосибирск, 2004) рассматривает общество как «компонент натурсоциоэко-системы», которое в своей целостности есть совокупность двух уровней — социального и технологического (природного подчиненного).

Это обстоятельство требует рассмотрения всех общественных явлений, в том числе и образования, с позиции двухуровневого подхода.

В основе диссертации лежат также многочисленные общетеоретические разработки образовательной проблематики. При рассмотрении процесса самосозидания человека диссертант опирался, в частности, на работы таких отечественных и зарубежных психологов и педагогов, как Р. Берне, Б. С. Братусь, JI.C. Выготский, В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов, А. Б. Орлов, Б. Г. Мещеряков, В. Г. Маралов, K.P. Роджерс, Г. К. Селевко, Э. Фромм, А. Маслоу, Е. А. Шуклина и др.

Научная новизна. В диссертации проведен социально-философский анализ образования как сферы созидания и самосозидания человека, определена роль современного образования для личности и общества.

1. Определены контуры сферы образования и её место в обществе с учетом реалий современного бытия.

2. Обосновано положение о том, что образование представляет собой целостный срез общества.

3. На основе философских, психологических и педагогических обобщенных данных сделан вывод о том, что самосозидание является процессом позитивного преобразования личностных качеств.

4. Проведен сравнительный анализ образования с другими общественными институтами с целью доказать особую значимость образования для процесса созидания и самосозидания человека.

5. Доказано, что «педагогика свободы» в современных условиях необходимо должна быть откорректирована в «педагогику свободы и ответственности».

6. Исследованы взгляды философов и педагогов на проблему кризиса образования, на основе которых выявлены его основные черты.

7. Выявлена общественная и личностная значимость новой образовательной парадигмы для возрождения России, в основе которой лежит гармоничное единство традиционализма и модернизации образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Образование представляет собой не просто некую изолированную подсистему общественной жизни, не просто некий элемент одной из сфер общества, образование — это целостный срез общественной жизни, оно, так или иначе, пронизывает своим влиянием всё общество в целом. Образование одновременно выступает и как причина, и как следствие других общественных систем. Смысл образования раскрывается в противоречивом диалектическом единстве причинно-следственных и функциональных связей его с другими подсистемами общества.

2. Созидание и самосозидание человека представляют собой диалектическое единство и взаимодействие объективных и субъективных факторов образовательного процесса. С одной стороны, образование выступает как сфера созидания человека, в процессе которого происходит становление личности. С другой стороны, образование выступает как сфера самосозидания человека, в котором учитываются субъективные возможности человека по преобразованию своих личностных качеств.

3. Созидание и самосозидание человека как двуединый процесс невозможен вне соответствующего образовательного пространства. Образовательное пространство представляет собой совокупность необходимых условий, в которых осуществляется созидание и самосозидание человека.

4. «Педагогика свободы» как одно из позитивных направлений образовательного процесса требует необходимой трансформации в педагогику свободы и ответственности". Педагогикой не должна игнорироваться ответственность, которую несут учитель и ученик перед самими собой и перед обществом.

5. Образование есть целостный процесс, направленный на созидание, гуманизацию и одухотворение личности и общества. Именно поэтому образование представляет собой единство обучения и воспитания. Кроме того, целостность образования заключается в гармоничном единстве двух функций — сохранения и развития, которые лежат в основе новой образовательной парадигмы.

6. Созидание и самосозидание как цели образования могут успешно реализоваться только в том случае, если оно (образование) представляет собой гармоничное единство традиционализма и модернизации. Традиционализм, в основе которого лежит опора на традиции, способствует становлению личности, главными ценностями которой будут патриотизм, сострадание, терпимость, нравственная чистота, духовность. Модернизация, в свою очередь, является одним из основных адаптивных механизмов, готовящих человека к жизни в меняющемся мире.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое значение предлагаемой диссертации заключается в том, что её материалы и результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении образования в социально-философском аспекте, при определении его места в обществе и роли, как в индивидуальной, так и в общественной жизни. Материалы данного исследования могут найти своё применение также при дальнейшей разработке новой образовательной парадигмы и внедрении последней в практику.

Кроме того, материалы, представленные в данном исследовании, могут быть использованы при совершенствовании самого образовательного процесса, в учебных курсах по социальной философии, философии образования, педагогике, для разработки элективных и спецкурсов в вузах и других учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций: статей, тезисовв выступлениях на международных, межрегиональных и вузовских научных конференциях: Межрегиональной научно-практической конференции «Культура и образование: традиции и инновации» (Чита, 2001), Международной молодежной конференции «Талант и труд молодых — родному Забайкалью» (Чита, 2002), Научно-практической конференции «Шестые Иннокентьевские чтения» (Чита, 2002), Конференции, посвященной 140-летию со дня рождения В. И. Вернадского (Москав, 2003), «Ломоносовских чтениях — 2003» (Москва, 2003), на семинаре аспирантов кафедры философии ЗабГПУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

Современное общество находится в состоянии системного кризиса. Образование, представляя собой целостной срез общественной жизни, поскольку своим влиянием охватывает все, без исключения, подсистемы общества, является на сегодняшний день, пожалуй, самой важной сферой, способной вывести общество из кризисной ситуации.

Являясь целостным срезом общественной жизни, образование играет большую роль, как в жизни отдельного человека, так и всего общества в целом. Во-первых, образование — это основной механизм воспроизводства общественной целостности. Образование напрямую способствует очеловечиванию всех общественных систем, наполнению их духовным смыслом.

Во-вторых, образование представляет собой особую сферу созидания и самосозидания человека. Человек несет в себе активное творческое начало. Одна из главных задач образования — пробудить в человеке творческую мощь, направить его развитие (и саморазвитие) в нужное русло, обогатить его внутренний мир высшими духовными ценностями. Если эта задача образования будет достигнута, то человек, получивший образование, будет способен не только к самосозиданию, но и к усовершенствованию общественной жизни.

Образование одновременно является и антропологическим, и общественным процессом. Общественная и индивидуальная значимость образования диалектически взаимосвязаны. Роль его в жизни человека и общества настолько велика, что можно сказать, что без образования невозможно полноценное существование и развитие, как человека, так и общества. Созидая человека и способствуя его самосозиданию, а, также наполняя каждую общественную систему духовным смыслом, образование тем самым участвует в процессе рождения человека-творца и в процессе духовно-нравственного обновления общества.

Созидание и самосозидание человека — это две, диалектически взаимосвязанные стороны образовательного процесса. Между этими двумя процессами нет четких границ, так как они постоянно находятся в состоянии взаимодействия и взаимопроникновения. Центральным звеном двух этих процессов является человек. И созидание, и самосозидание направлены на человека с целью наполнения его внутреннего мира знаниями, нравственным содержанием, культурными традициямис целью позитивного преобразования личностных качеств. Путь созидания и самосозидания человека — это путь от сущего к должному.

Самосозидание человека приобретает сегодня все большую актуальность, так как обществу нужны самостоятельные, творчески мыслящие личности, способные наилучшим образом адаптироваться к жизни в стремительно изменяющемся мире.

Первостепенными по степени значимости общественными факторами, способствующими самосозиданию человека, являются культура, семья, духовное наследие мировых религий, образование. Хотя, по сути, и семья, и религия, и образование являются составными частями культуры.

К сожалению, образование может, напротив, препятствовать самосозиданию человека. Речь об этом может идти в том случае, если образование, во-первых, ограничивает свободную деятельность учащихся, а, во-вторых, занимает пассивную позицию по отношению к субъекту самосозидания.

Образование можно назвать важнейшей общественной подсистемой, способствующей самосозиданию человека, в том случае, если оно построено на принципах свободы, гуманизма, веры в каждого воспитанника. Здесь особую актуальность приобретает «педагогика свободы», в полной мере отвечающая этим принципам. Но свобода не должна исключать ответственность, которую несут учитель и ученик перед самими собой и перед обществом, и тем более, не должна подменяться вседозволенностью. В настоящее время назрела острая необходимость в определении меры свободы и меры ответственности в образовательном процессе. Поэтому «педагогика свободы» со всей очевидностью требует трансформации в «педагогику свободы и ответственности».

К одухотворению общества и личности может привести образование, построенное на принципах человеколюбия, свободы и ответственности. Но для этого система образования должна измениться, то есть требуется выработка новой образовательной парадигмы. Эта парадигма в равной степени должна способствовать и выходу общества из кризиса (и его дальнейшему устойчивому развитию), и становлению целостной, самостоятельной, высокодуховной, творчески активной личности.

Известно, что целостный подход к человеку является традиционным для всей русской культуры, начиная с эпохи Древней Руси. К сожалению, для современного образования предпочтительнее рационализированный мир знания, нежели созидание целостного, действительно духовного человека. Новая образовательная парадигма, представляющая собой синтез традиционализма и модернизации, способствует целостности, как самого образовательного процесса, так и возврату утраченного целостного подхода к человеку.

В основе традиционализма и модернизации лежат две основные функции образования — сохранения и развития.

Традиционализм заключается в сохранении и бережном отношении к традициям своего народа, и в целом ко всему богатому духовному наследию прошлого. Опора на традиции приобретает особую актуальность в условиях современной России, где наблюдается тенденция отрыва от духовных основ своего народа. В русле традиционного образования осуществляется воспитание чувства патриотизма, толерантного отношения к народам, проживающим на территории многонациональной России, а также привитие высших духовных ценностей посредством обращения к богатой духовной культуре русского и других народов.

Модернизация образования должна осуществляться не в ущерб традиционному образованию, а гармонично вписываться в последнее, наполняя образовательный процесс новым содержанием.

Одним из первых по степени значимости направлений образования должна стать ориентация образовательной практики на субъект-субъектное взаимодействие, при котором центральное место должна занять идея самосозидания человека.

Здесь следует особо подчеркнуть, что самосозидание как цель образования в полной мере может реализоваться лишь в том случае, если этот процесс рассматривать в единстве с процессом созидания человека, а также, если, в образовании будет достигнута оптимальная пропорция сохранения и развития.

Вторым направлением модернизации образования является переориентация образовательной теории и практики с учетом синерге-тического подхода, главными основаниями которого являются открытость и нелинейность.

Если современная образовательная система станет нелинейной, то это значит, что одной из основных её характеристик будет много-вариативность, то есть способность видоизменяться в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями субъектов образования. Особую актуальность нелинейный принцип приобретает при личностно-ориентированном подходе.

Открытость образовательной системы напрямую связана с учетом культурных традиций многочисленных народов, проживающих на территории России. Особенно важно это учитывать в современных условиях, когда назрела острая необходимость в консолидации народов, в диалоге культур с целью совместного нахождения путей выхода из глобального кризиса.

Кроме вышеназванных направлений модернизации образования, следует отметить фундаментализацию, включающую в себя экологизацию и гуманитаризацию. Фундаментальное знание — это знание-основа, обеспечивающее в отличие от прикладного знания, воссоздание целостной картины мира, и способствующее созиданию целостной личности.

Таким образом, образовательная парадигма, в основе которой лежит гармоничное единство традиционализма и модернизации имеет большую индивидуальную и общественную значимость. Кроме того, именно для российского социума данная образовательная модель приобретает большое значение еще и потому, что она соответствует концепции устойчивого развития. Концепция устойчивого развития, по мнению многих современных ученых — это основа самобытного пути России, для которой важную роль играет опора на традиции. Но в то же время Россия не может (и не должна) развиваться изолированно от других государств и народов, их населяющих. Более того, развитие российского социума предполагает его активное участие в жизни мирового сообщества и реагирование на вызовы современности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Аксиологические основания образования // Философия образования. — 2003. — № 9. — С. 134−137.
  2. Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект / под редакцией Е.М. Бабосова- АН БССР, Институт философии и права. — Минск: Наука и техника, 1986.- 147 с.
  3. . Вклад в будущее: приоритет образования. — М.: Педагогика-Пресс- Юнеско. Международный институт планирования образования, 1993. 168 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  5. Андреев В. И, Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. — Казань: Издательство Казанского университета, 1988. — 236 с.
  6. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.
  7. О.В. Образование как становление человека. Дис.. на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.11 -М., 1999.
  8. О.В. Сущность образования // Образование в Сибири 1995.-№ 1. — С. 35−40.
  9. Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: Научное издание. М.: Изд-во МГУП, 2000. — 400 с.
  10. B.C. Основы социально-философской антропологии.- М.: Академкнига, 2002. 455 с.
  11. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2000. — 431 с.
  12. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 184 с.
  13. О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопросы философии. 2001. — № 1. — С. 143−160.
  14. H.A. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: монография. — Н-Новгород: изд-во Нижегородского университета, 1998.- 194 с.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  16. М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы // Гуманизация образования. 1994. -№ 1.-е. 3−11.
  17. .Н. Назначение человека. М.: РАГС, 1995. — 103с.
  18. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. — № 5. — с. 3−10.
  19. Биологическое и социальное развитие человека. М., Наука, 1977.-225 с.
  20. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 48 с.
  21. Л.И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д.И. Фельдштейна/ Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
  22. М.В. Правда о человеке. — М, 2000. 156 с.
  23. Н.К. Духовность: феномен и понимание. / Волгогр. гос. архитектур.-строит, акад. — Волгоград: ВолгГАСА, 1999. 129 с.
  24. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — с. 4−19.
  25. С.К. Социально-философские основания образования / Науч. изд. Кострома: изд-во Костромского гос. ун-та им. H.A. Некрасова, 2000. — 290 с.
  26. A.M. Законы глобальной эволюции и педагогической культуры // Философия образования. — 2003. — № 8. с. 6−15.
  27. А.Ю. Образование в контексте цивилизации и культуры. М.: Педагогика, 1999. — 117 с.
  28. А.П. Образование в России: Стратегия выбора. — СПб.: Образование, 1998. 127 с.
  29. Введение в социологию образования: тематический план и программа экспериментального учебного курса / РАН, Институт социологии / автор-составитель Козырев Ю. Н. — М., 1996. — 75 с.
  30. Е.В. Просвещение в XXI веке и его современные разрушители // Философия образования. 2003. — № 9. — с. 150 154.
  31. В.И. Духовная антропология как область гумани-таристики и предмет изучения // Мир человека. 1994. — № 1. — с. 1620.
  32. Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь / Ю. Г. Волков, B.C. Поликарпов. М.: Гардарики, 2000. — 518 с.
  33. И.А. Слово о личности. Философское эссе / Под ред. JI.B. Уварова. — Минск: Навука i тэхшка, 1990. — 157 с.
  34. .С. Россия-США: Интеграция в сфере образования (Ценностно-целевые приоритеты). — М., 2003. 444 с.
  35. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  36. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
  37. А. От расщепленного человека к целостной личности // Общественные науки и современность. 1991. — № 1. — с. 137−144.
  38. С.И., Матвеева H.A. Неклассическая социология образования начала XXI века. — Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2000.- 159 с.
  39. М.Т. Образование — стимул саморазвития личности // Педагогика. 1993. — № 3. — с. 20−25.
  40. В., Некрасова Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов. — М.- СПб.: ПЕР СЭ- Университетская книга, 2000.- 240 с.
  41. П.С. Куда идешь, человек? — М.: Знание, 1991. — 48 с. — (Подписная научно-популярная серия «Знак вопроса" — № 7).
  42. П.С. Философская антропология: Учебное пособие для высших учебных заведений. M.: NOTA BENE, 2001. — 456 с.
  43. Н.В. Три философских очерка об образовании. — М., 1992.-51 с.
  44. Э.Н., Турганинова Ю. И. Введение в философию образования: учеб. пособие. М.: Логос, 2000 222 с.
  45. В.В. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
  46. К.Х., Комисарова Г. А. Образование и динамика социокультурных ценностей. М.: Изд-во КМК Scientific Press Ltd, 2000. — 74 с.
  47. К.Х., Комисарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. М.: КМК Scientific Press Ltd, 1997.- 132 с.
  48. В.А., Люрья М. А. Образование как социальный институт. — Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1989.- 169 с.
  49. О. Очерки по философии образования. М.: Про-мо-Медиа, 1995. — 239 с.
  50. И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1999. — 511 с.
  51. С.Н. Философия образования как предмет рефлексии // Образование в Сибири. 2000. — № 1.-е. 13−22.
  52. М.В. Философский анализ феномена образования в контексте онтологии человеческого бытия // Образование в Сибири. — 1994. -№ 1.-е. 12−16.
  53. М.В. Философское осмысление понятия «образование» в западноевропейской традиции // Образование в Сибири. — 1995. -№ 1.-е. 40−43.
  54. А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  55. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Предисловие П. В. Алексеева. М.: Школа-Пресс, 1996.-271 с.
  56. В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова): Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  57. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. 304 с.
  58. Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социс. № 11.— 1998. — с. 66−72.
  59. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948−1954 годов. В 2-х т. / Подготовка текста и вступит. статья И. Н. Смирнова. — М.: Рарог, 1992.
  60. И.А. Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.-912 с.
  61. И.А. Сочинения: В 10-ти т. Т.1. Путь духовного обновления / (Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы). М.: Русская книга, 1993.-400 с.
  62. И.А. Сочинения: В 10-ти т. Т.7. Творческая идея нашего будущего: об основах духовного характера / (Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы). — М.: Русская книга, 1998. 608 с.
  63. Ин-Сук Ча. Глобализация, культурная идентичность и развитие личности // Вестник РФО. 2003. — № 3. — с. 24−33.
  64. О.Б., Нечаев В .Я. Социокультурные функции образования // Социально-политический журнал. 1994. — № 11/12. — с. 164 170.
  65. М.С. О структуре современного антропологического знания / Очерки социальной антропологии. Санкт-Петербург: Петрополис, 1995. — с. 30−40.
  66. Т. Человек: существование деятельность — культура. — М.: Станкин, 1998. — 149 с.
  67. C.B., Канаев Н. М., Лепин П. В., Наливайко Н. В. К вопросу построения концептуальной модели образования в XXI веке // Образование в Сибири. — 2000. — № 1.-е. 3−7.
  68. Н.М. Глобализация как угроза культурному разнообразию и социально устойчивому развитию // Философия образования. -2003.-№ 8.-с. 3−6.
  69. Н. Идеалы общего образования // Вестник высшей школы. 1992. -№ 1.-е. 81−86.
  70. P.C. Человек и его жизнедеятельность: (Фило-софско-публицистический очерк). — М.: Знание, 1988. — 63 с.
  71. В.А. К вопросу о статусе философии образования // Образование в Сибири. — 2002. — № 1.-е. 53−59.
  72. В.А. Русская идея и возрождение России. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1997. — 164 с.
  73. В.А. Философия антропоэкологии: исходные идеи, понятия, проблемы. Учебное пособие. — Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2003. 95 с.
  74. В.А. Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества. Учебник (2-е изд., испр., доп.). Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2004, 318 с.
  75. Г. А. Образование как социокультурная ценность: философский анализ. Дис.. на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1999.
  76. Г. А. Экология, образование и современная цивилизация: социально-философские аспекты. М.: КМК Scientific Press Ltd, 1998.- 130 с.
  77. В.А. Человек в мире культуры: (Пособие по спецкурсу) / Международный ин-т «Открытое общество», Самарский филиал. -Самара, 1998.-99 с.
  78. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 135 с.
  79. А.А. Русская духовная философия. СПб.: Издательство РХГИ, 1998. — 576 с.
  80. Т.С. Проблемы аксиологического осмысления образовательного процесса // Философия образования. 2003. — № 9. — с. 154−158.
  81. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. — 1997. — № 6. — с. 58−69.
  82. Н.С. Человек: потребности и ценности. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1992. 152 с.
  83. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. — № 2. — с. 57−71.
  84. В.Б. Педагогическая антропология: Истоки. Направления. Проблемы. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988.- 191 с.
  85. B.B. Метафизика образования в русской религиозной философии XIX века: Учебное пособие к спецкурсу. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004.- 173 с.
  86. Культура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем / (В.П. Иванов, В. П. Козловский, Е.К. Бы-стрицкий и др.: Отв. ред. В.П. Иванов) — АН УССР, Институт философии. Киев: Наук. Думка, 1989. — 319 с.
  87. А.Ж. Социально-философские проблемы теории образования. Монография. СПб.: Синтез-Полиграф, 2003. — 472 с.
  88. В.П. Современные модели социализации молодежи: концептуальные подходы // Вестник РФО. 2003. — № 4. — С. 110−112.
  89. Д.А. Образование как процесс общественного воспроизводства личности: Дис.. на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.11. — Санкт-Петербург, 2001.
  90. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в 19 и 20 веках). — Самара: изд-во СИУ, 1997. 85 с.
  91. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. — 528 с.
  92. О.Т. Способно ли современное образование преодолеть «манкуртизацию» общества? // Философия образования. — 2003. — № 8. с. 42−46.
  93. A.B. Православная антропология: курс лекций, 19 962 000 (свящ. А. Лоргус- Рос. Правосл. ун-т им. Апостола Иоанна Богослова. М., 2001. — 216 с.
  94. H.A. Образование и личность // Образование в Сибири. 1995. — № 1. — с. 29−35
  95. Н.И. К вопросу о значении философии образования в анализе концепции педагогики ненасилия // Образование в Сибири. 2000. — № 1. — с. 89−91.
  96. В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. 208 с.
  97. А.Ф. Образование: социально-философский аспект проблемы // Мир человека. — 1994. — № 1.-е. 4−9.
  98. В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.-256 с.
  99. ЮЗ.Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «REFLbook», 1994. -368 с.
  100. Г. П. Духовная реальность человека: (анализ фи-лософско-онтологического основания). — Казань: Грандан, 1999. 407 с.
  101. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь: ПГПИ, 1990. — 110 с.
  102. .Г. Психологические проблемы антропологиза-ции образования // Вопросы психологии. 1998. — № 1.-е. 20−31.
  103. .Г., Мещерякова И. А. Введение в человекозна-ние М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994.-319 с.
  104. Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997.- 192 с.
  105. В.Б. Век образования. — М.: Педагогика, 1990. 177с.
  106. Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека / H.H. Авдеева, И. И. Ашмарин, В. Г. Борзенков и др.- РАН, Институт человека. М.: Наука, 2001. — 235 с.
  107. Ш. Мурамов В. И. Идея духовности: фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия / Чувашский государственный университет им. Н. Ульянова и др. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 197 с.
  108. Дж. Философия и образование / Пер. с англ. М. В. Бахтина. СПб.: Анима, 2000. — 45 с.
  109. Н.В. Категория «образовательное пространство» для становления концепции философии образования // Образование в Сибири. 2000. — № 1. — с. 63−68.
  110. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.
  111. В.Я. Социология образования: Курс лекций. Часть первая. М.: ЦСО РАО, 1998. — 191 с.
  112. Пб.Никандров Н. Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Мир образования образование в мире. — 2003. — № 3. — с. 319.
  113. В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-67 с.
  114. А. Саммерхилл: Воспитание свободой: Пер. с англ. -М.: Педагогика Пресс, 2000. — 296 с.
  115. О понятиях «дух» и «духовность» // Вестник РФО. — 2000. — № 2. с.
  116. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. — № 9. — с. 3−21.
  117. Образование в мире на пороге XXI века: Сборник научных трудов / АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики. М., 1991. — 97 с.
  118. Образование в условиях формирования нового типа культуры: Материалы круглого стола. 24 января, 17 февраля 2003 года. — СПб.: СПбГУП, 2003. 132 с.
  119. Общественные отношения и формирование нового человека / Под общ. ред. А. И. Комаровой, В. М. Пичи. Львов: Свит, 1990. — 300 с.
  120. О.Д. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре // Философия образования для 21 века. — 2001. — № 1. с.
  121. Л.Г. Типы культуры и образования // Образование в Сибири. 1995. 1. — с. 3−10.
  122. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — с. 5−19.
  123. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. — М.: Логос, 1995. 224 с.
  124. A.M. Общество и образование: лекции по социологии образования/ Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, Совет по меж-дунар. обмену ученых информ. агентства США. — Новгород, 1998. — 204 с.
  125. Г. П. История социальной (культурной) антропологии: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Гаудеа-мус, 2003. — 400 с.
  126. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт. -сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Издательство УРАО, 1998. — 576 с.
  127. Г. В., Косичев А. Д. Духовность и наша жизнь: (научно-популярный очерк). М.: Московский общественный научный фонд: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. — 159 с.
  128. Проблема человека в истории науки и философии: Межвузовский сборник научных трудов / Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. JL: ЛГПИ, 1990. — 165 с.
  129. Проблемы развития человека и общества: Сборник научных трудов / С.-Петерб. гос. инженер.-эконом, академия. — СПб, 2000. -192 с.
  130. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М.: Издательство МГУ, 1982. 288 с.
  131. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2002. — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  132. В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры её реализации в России // Социально-политический журнал. 1998. -№ 5. с. 3−21.
  133. A.B. Философия и история образования: Учебное пособие (Забайкальский гос. пед. университет им. Н. Г. Чернышевского. -Чита: ЗабГПУ, 2000. 140 с.
  134. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. — М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
  135. Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследовательский. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 194 с.
  136. А.Н. Введение в теорию содержания общего образования: философско-методологические проблемы. Свердловск, 1990.
  137. А.Н. Культурологический смысл содержания образования // Социально-политический журнал. — 1995. — № 3. — с. 173 178.
  138. Ю.А. Новый подход к философии образования и воспитания // Философия образования. — 2003. — № 8. — с. 23−34.
  139. . Общество и образование: Перевод с англ. — М.: Прогресс, 1989. 199 с.
  140. .В., Дорогова JI.H. Мир человека. Методологические вопросы формирования духовного мира личности. — М.: Мысль, 1975.-206 с.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  142. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / Д.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — 360 с.
  143. И.Б. Философские проблемы образования // Образование в Сибири. — 1995. — № 1. с. 10−15.
  144. И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин // Педагогика. — 2001. — № 1. — с. 63−67.
  145. В.И. Жизнь и человек / Латв. АН, Институт философии и социологии — 2-ое изд., Рига, 1992. — 131 с.
  146. Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. — М.: Политиздат, 1989. — 317 с.
  147. Современная наука: познание человека: (сб. ст.) / АН СССР, Институт философии- Отв. ред. И. Н. Смирнов. М.: Наука, 1988. — 202 с.
  148. Современная парадигма человека. Межвузовский сборник. -Саратов, 2000. 199 с.
  149. Социальная сфера: политическое и духовное развитие общества / В. Г. Бритвин, С. Н. Быкова, В. Д. Войнова и др.- отв. редактор В. Н. Иванов, В.Э. Роговин- АН СССР, Институт социологии. М.: Наука, 1991.-204 с.
  150. Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования / РАН, Институт философии. М., 1995. — 242 с.
  151. Социально-философские аспекты воспроизводства общественных отношений и личности / А. А Овсенян, В. Ф. Акопян, И.М. Ха-чатрян и др.- Ереванский государственный университет Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1987. — 192 с.
  152. Социально-философские идеи современного образования. — М.: Знание, 1986. 63 с.
  153. JI.A. Субъектный подход как теоретико-методологическая проблема современного образования // Философия образования. 2003. — № 9. — с. 187−195.
  154. Л.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Флинта, 1999.-272 с.
  155. B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. — 199 с.
  156. А.И. Проблемы фундаментализации и источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики. Кострома — М.: КГПУ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 332 с.
  157. Телевизионная антропофагия. Православный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма», 2000. — 32 с.
  158. М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. — М.: ИКАР, 1998. — 312 с.
  159. Туман-Никифоров A.A. Духовность и личность // Философия образования. 2003. — № 8. — с. 234−240.
  160. Туман-Никифорова И.О., Туман-Никифоров A.A. Роль образования и самообразования в формировании личности и её духовного аспекта // Философия образования. — 2003. № 8. — с. 245−249.
  161. В.Н. Духовный потенциал образования // Образование и социальное развитие региона. — 2000. № 3−4. — с. 61−65.
  162. В.Н. Необходимость радикально нового подхода к стратегии развития российской системы образования // Педагог. -2000.-№ 2.-с. 12−17.
  163. Х.Т. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. — № 1. — с. 103−110.
  164. Устойчивое развитие. Выпуск 4−5 Постнеклассическая наука: проблема человека / Материалы межрегионального философского семинара. — Улан-Удэ, 2002. 452 с.
  165. Р.Ф. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 200 с.
  166. Философия образования для XXI века: Сборник статей. — М., 1992.-208 с.
  167. Философия образования: Сб. науч. ст./ МГУ им. М. В. Ломоносова и др.- Отв. ред. А. Н. Кочергин. М.: Новое тысячелетие, 1996. -287 с.
  168. Философско-психологические проблемы развития образования / (A.C. Арсеньев, Э. В. Безчеревных, В. В. Давыдов и др.) — Под ред. В.В.Давыдова- РАО. — М.: ТОО «Центр инновации в науке, технике, образовании», 1994.— 127 с.
  169. Философско-психологические проблемы развития образования. -М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  170. Философско-социологические вопросы развития и формирования духовного мира человека: межвузовский сборник научных трудов / Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького Горький, 1986. — 121 с.
  171. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-510 с.
  172. С.Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. СПб.: Наука, 1995. — 655 с.
  173. И.И. Человек — живая система: естественнонаучный и философский анализ. Минск: Беларусь, 1989. — 269 с.
  174. Человек в контексте глобальных проблем: Реферативный сб. / (Отв. ред. В.Е. Ермолаева). М.: ИНИОН, 1989. — 138 с.
  175. Человек и социокультурная среда: Научно-аналитический обзор / (С.Я. Левит). М.: ИНИОН, 1989. — 50 с.
  176. Человек. Философско-энциклопедический словарь. — М.: Наука, 2000. 516 с.
  177. Н.П. Культура и смысл образования // Образование в Сибири. 2002. -№ 1. — с.69−73.
  178. В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. — 104 с.
  179. В.Д. Философия образования и образовательные политики. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов и др., 1993. 181 с.
  180. К.А. Философия и воспитание. — М.: Политиздат, 1989.-207 с.
  181. С.С. Открытая модель образования (синергетиче-ский подход): Проблемы формирования открытого общества в России.- М.: Магистр, 1997. 47 с.
  182. М. Формы знания и образование // Человек. 1992. — № 4. — с. 85−96.
  183. Шор Ю. М. Человек, образование, культура // Мир человека. — 1994.-№ 1. — с. 10−15.
  184. Штейнер Рудольф. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки / Пер. с нем. Д. Виноградова. — М.: Парсифаль, 1993. — 40 с.
  185. B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. 1990. — № 12.-е. 60−65.
  186. B.C. Человек как цель воспитания // Педагогика.- 1992. № 3−4. — с. 37−43.
  187. Е.А. Самообразование как отрасль социологического знания // Социс. № 4. — 1999. — с. 87−94.
  188. П.Г. Очерки по философии образования. М.: Высшая школа, 1993. — 250 с.
  189. М. От многокультурия — к транскультуре // Вестник РФО. 2003. — № 3. — с. 110−114.
  190. Р.Т. Философия образования в модификации предметной соотнесенности наук в условиях глобализации общественного развития // Образование в Сибири. 2000. — № 1. с. 115−122.
Заполнить форму текущей работой