Позитивные направления интерпретации
Папа Лев XIII в своей энциклике «Providentissimus Deiis» закрепляет принципы, касающиеся авторства Отцов, положенные в основу Ватиканским и Трентским Соборами. Энциклика прокламировала, что те, кому после апостолов церковь обязана своим возвышением, кто насадил, вскормил, построил, управлял и лелеял ее, эти Святые Отцы являются верховным авторитетом всякий раз как они все истолковывают в одной… Читать ещё >
Позитивные направления интерпретации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Св. Ириней, ссылаясь на раннее учение Церкви, утверждал, что истина познается там, где присутствует харизма, и что Писание верно истолковывается теми, кто имеет апостолическую преемственность. Точно так же многие Отцы и богословы приходят к выводу, что ввиду большой запутанности вопроса и различных ошибок необходимо, чтобы линия Пророческого и Апостольского истолкования была продолжена согласно правилу церковного и католического учения. Эта мысль была закреплена декретом Трентского Собора, где утверждалось, что в вопросах веры и морали, относящихся к укреплению христианской доктрины, должно понимать тот смысл Священного Писания, которого придерживалась и придерживается Церковь, ибо только она вправе судить об истинном смысле и правильных принципах истолкования. Никому не позволительно истолковывать Священное Писание вопреки подобному смыслу или вопреки единодушному согласию Отцов. Отсюда вытекают следующие принципы позитивного направления интерпретации.
(1) Текст, смысл которого определен канонически
Для католического комментатора не существует трудностей в понимании некоторых текстов, которые Церковь (на Трентском Соборе) определила либо специально, либо имплицитно. Количество этих текстов невелико, так что комментатор легко может избежать любого нарушения этого принципа. Собор утвердил, что текст Рим. 5:12 ссылается на первородный грех, что Ин. 3:5 учит абсолютной необходимости крещения водой, текст из Мф. 26:28 раскрывает тайну евхаристии, и его следует понимать в его собственном смысле. Ватиканский Собор указывает на тексты, которые следует понимать непосредственно — это Мф. 16:16 (и далее) и Ин. 21:15.
Гораздо больше текстов лишь косвенно указывают на вероучение, поэтому задачей комментатора является учет определенных положений доктрины и осуждение некоторых ошибок. Такие пассажи должны быть истолкованы в духе христианского вероучения. Например, Никейский Собор показал, что подобным образом следует истолковывать пассажи, опираясь на которые ариане отрицают идею сотворения мира; а Пятый Экуменический Собор (II Константинопольский) дал образцы правильного понимания значения многих пророчеств, отвергая при этом принципы истолкования Феодора Мопсуэстина.
(2) Главенство и авторитет патристического истолкования
Папа Лев XIII в своей энциклике «Providentissimus Deiis» закрепляет принципы, касающиеся авторства Отцов, положенные в основу Ватиканским и Трентским Соборами. Энциклика прокламировала, что те, кому после апостолов церковь обязана своим возвышением, кто насадил, вскормил, построил, управлял и лелеял ее, эти Святые Отцы являются верховным авторитетом всякий раз как они все истолковывают в одной и той же манере любой текст Библии, как относящийся к доктрине веры или морали, ибо их единодушие ясно свидетельствует о том, что подобное истолкование исходит от Апостолов, и отражает сущность католической веры. Три условия необходимо соблюдать для того, чтобы патриотический авторитет мог быть абсолютно решающим:
- (1) они должны истолковывать тексты в согласии с сущностью веры и морали;
- (2) они должны говорить как свидетели католической традиции, не просто как частные теологи;
- (3) они должны быть морально единодушны в своем истолковании. Это единодушие не умаляется молчанием наиболее выдающихся Отцов, и достаточно гарантировано единодушным голосом принципиальных патриотических авторов, живших в любой переломный период; или согласием комментаторов, живших в различные времена; но единодушие умаляется, если некоторые из Отцов открыто отрицают корректность истолкования, данного другими, или если их объяснения противоречат объяснениям, данным другими.
Энциклика предостерегает от любых форм осуждения Отцов, призывая относиться к их мнению с почтением, даже если в понимании того или иного вопроса нет единодушия. Авторитетное «мнение Отцов» весома даже тогда, когда они говорят неофициально, выступая «в компетенции докторов», не потому, что они непревзойдены в своем знании откровенной доктрины и в своем знакомстве с многими вещами, которые полезны для понимании Апостольских книг, но потому, что «они являются людьми выдающейся святости и ревностного рвения в соблюдении истины, кого Господь наградил более обильной мерой своего света».
(3) Аналогия веры
Соблюдение принципа аналогии веры («верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить», сформулированный в такой афористичной форме Августином) есть ни что иное, как следование католической доктрине. Церковь, рассматривает этот принцип как верховный закон, на том основании, что сам Господь является автором Священного Писания и доктрины, обязательной для Церкви. Аналогия веры имеет двойное влияние на истолкование, «негативное» и «позитивное».
Во-первых, комментатор не может допустить утверждения, противного учению; с другой стороны, согласование объяснения с доктриной Церкви до конца не обеспечивает его корректности, поскольку более чем одно объяснение должно быть использовано, чтобы соответствовать всем положениям церковного учения.
Во-вторых, католический истолкователь должен объяснить неясный или неполный смысл Писания, дополняя его ясным и полным учением Церкви. Пассажи, которые, например, относятся к божественной и человеческой природе Христа и к силе приобретения и утраты, находят свое объяснение и дополнение в католической традиции понимания и определениях консилиума. Относительно доктрины, католическая Церковь учит, что изучение Писания всегда приводит к успехам Церкви, в силу этого даже те комментаторы, авторитет которых не так велик, «занимают свое собственное почетное место и служат многими способами опровержению противников и объяснению трудностей».