Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм организации контроллинга на промышленном предприятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Контроллинг интегрирует учет, контроль, планирование и анализ в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. Контроллинг, обеспечивая стабильность бизнеса и его финансов, выявляя внутренние резервы и оперативно внедряя инновации, выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия. Оптимизируя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и практика организации контроллинга
    • 1. 1. Теоретические основы контроллинга
    • 1. 2. Обоснование необходимости внедрения контроллинга в промышленности
    • 1. 3. Опыт организации контроллинга на отечественных промышленных предприятиях
  • Глава 2. Разработка механизма организации контроллинга на промышленном предприятии
    • 2. 1. Содержание механизма организации контроллинга
    • 2. 2. Постановка системы управленческого учета
    • 2. 3. Построение организационно-методической модели контроллинга (ОММК)
    • 2. 4. Автоматизация системы контроллинга
  • Глава 3. Реализация механизма организации контроллинга на промышленном предприятии
    • 3. 1. Условия и предпосылки организации контроллинга в ОАО «Большевик»
    • 3. 2. Практическое применение ОММК на кондитерской фабрике «Большевик»

Механизм организации контроллинга на промышленном предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

На современном этапе развития российской экономики эффективность работы промышленных предприятий все больше зависит от применяемых технологий и методов управления. Ускорение темпов научно-технического прогресса, глобализация производственно-хозяйственных связей и ужесточение конкуренции выдвигают новые требования к системе управления предприятия. Современные предприятия, превращаясь в сложные системы, децентрализуют управление и оперируют большим потоком быстроустаревающей информации. В связи с этим появляется объективная необходимость координации деятельности разных подразделений. Для обеспечения управляемости таких систем нужны новые методы управления, соответствующие сложности внешней и внутренней среды предприятий. В этих условиях необходимым становится использование контроллинга, который координирует работу функциональных служб предприятия и оказывает информационно-аналитическую поддержку руководству при принятии управленческих решений.

Контроллинг интегрирует учет, контроль, планирование и анализ в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. Контроллинг, обеспечивая стабильность бизнеса и его финансов, выявляя внутренние резервы и оперативно внедряя инновации, выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия. Оптимизируя модель управления промышленным предприятием с учетом его специфики, контроллинг позволяет четко соблюдать принцип целеполагания и принцип соответствия полномочий видам управленческих воздействий. Служба контроллинга обеспечивает системный сбор, обработку и анализ информации по всем подразделениям компании, определяет ее соответствие принятой стратегии развития, подготавливает конструктивные предложения для руководства по эффективному решению возникших проблем. На этой основе существенно улучшается качество управления.

Степень изученности проблемы.

Многие ученые уделяют большое внимание определению и исследованию сущности категории контроллинга. Среди зарубежных авторов это: Блауг М., Буайе Р., Бьюкенен Дж., Вагенхофер А., Вайзенберг Б., Ван Хорн Дж., Вебер Ю., Гайзер Б., Дайле А., Друкер П., Друри К., Зервас А., Каплан Р., Кюппер X., Манн Р., Майер Э., Нортон Д., Пич Г., Райхман Т., Фольмут X., Хан Д., Хорват П., Хорнгрен Ч., Шерм Э., Эверт Р., Эрман X., и др. В их работах подробно характеризуется теория и практика контроллинга, основные подходы к его изучению. Однако авторы, прежде всего, опираются на национальный опыт, который существенно отличается в разных странах. Это накладывает свой отпечаток на теоретические построения и ограничивает их практическое применение на отечественных промышленных предприятиях.

Значительный вклад в адаптацию теории контроллинга к современным условиям российской экономики сделали: Ананькина Е. А., Анискин Ю. П., Данилочкина Н. Г., Дедов О. А., Зайцев С. Н., Ивашкевич В. Б, Карминский A.M., Керимов В. Э., Малышева JI.A., Николаева О. Е., Оленев Н. И., Плеханова А. Ф., Петренко С. Н., Примак А. Г., Уткин Э. А., Фалько С. Г., Фёдоров Б. С., Шеремет А. Д. и др. В работах авторов заложены основы общего понимания сущности контроллинга как одного из наиболее эффективных управленческих инструментов на современном этапе развития рыночных отношений.

Большое внимание в настоящее время уделяется вопросам построения и внедрения контроллинга как структурной составляющей процесса управления. Дефицит специалистов в данной области и отсутствие нормативной базы, регулирующей организацию контроллинга, существенно задрудняют создание системы контроллинга на предприятии. В то же время эффективность контроллинга, главным образом, зависит от того, насколько продуманы содержание и процедура его организации. Поэтому последовательное и системное построение контроллинга является залогом его будущей эффективности. Анализ научных работ, посвященных концепциям и методам создания системы контроллинга, показал, что теория организации контроллинга на сегодняшний день разработана недостаточно. В отечественных работах, посвященных контроллингу, рассматриваются преимущественно вопросы концептуального характера, анализируется роль контроллинга в принятии управленческих решений, но остается без внимания i сам процесс формирования сисетмы контроллинга. При этом, в работах ученых не исследован контроллинг в качестве сложной системы, отсутствует универсальная методика организации контроллинга.

В этих условиях актуальной становится разработка механизма организации контроллинга, позволяющего комплексно подойти к вопросу построения системы контроллинга на промышленном предприятии.

Целью диссертационной работы является разработка механизма организации контроллинга, применение которого, обеспечивая эффективность функционирования системы контроллинга, позволяет минимизировать финансовые и трудовые расходы при ее построении.

Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:

— уточнить понятие и экономическое содержание контроллинга;

— обосновать необходимость организации контроллинга на отечественных промышленных предприятиях;

— на основе результатов анализа теории и практики организации контроллинга в России доказать необходимость проведения теоретических разработок в области формирования системы контроллинга;

— обосновать необходимость постановки управленческого учета в качестве информационной базы контроллинга;

— предложить совокупность процессов, определяющих порядок организации контроллинга, а также их зависимости и взаимосвязиразработать рекомендации по выбору информационного обеспечения, проанализировав для этого возможные варианты автоматизации контроллинга.

Объектом исследования являются промышленные предприятия, имеющие необходимые условия для создания системы контроллинга. Подробно исследовались особенности формирования и функционирования системы контроллинга на ОАО «Высокогорский ГОК», ОАО «НТМК», ОАО «АвтоВАЗ», группе компаний «КОНТИ», ОАО «ЛОМО», ОАО «Северсталь», ОАО «Красный пролетарий», предприятиях ООО «Крафт Фудс Рус»: кондитерской фабрике в г. Покров Владимирской области, заводе полного цикла по производству растворимого сублимированного кофе, кондитерской фабрике «Большевик» .

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы контроллинга на промышленном предприятии.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области менеджмента, управленческого учета и контроллинга. При обосновании и разработке положений диссертации применялись формально-логические и диалектические методы: системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, имитационное моделирование.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, аудиторские и бухгалтерские отчеты хозяйственной деятельности кондитерской фабрики «Большевик».

Научная новизна диссертационной работы обусловлена развитием теоретических и практических положений по формированию системы контроллинга на промышленном предприятии.

Основные научные результаты, полученные лично автором, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Уточнено понятие и содержание контроллинга как управленческой системы, обеспечивающей долгосрочное эффективное функционирование организации посредством координации экономической деятельности ее объектов и оказания информационно-аналитической поддержки руководству. Предложенное определение решает проблему разграничения сферы ответственности между контроллингом и управленческим учетом, подчеркивает системную сущность контроллинга, его нацеленность на долгосрочную перспективу, представляет контроллинг как инструмент координации других функций управления.

2. Обоснована необходимость постановки управленческого учета в качестве информационной базы контроллинга. Доказано, что управленческий учет является фундаментом, без которого невозможно построить и поддерживать систему контроллинга, активно использовать все его достоинства в целях постоянного повышения эффективности бизнеса, решения возникающих проблем.

3. Разработан и апробирован на практике механизм организации контроллинга на промышленном предприятии. Механизм организации контроллинга представляет собой совокупность процессов, определяющих порядок организации контроллинга и сгруппированных в пяти этапах: 1 — обоснование и принятие решения об организации контроллинга- 2 -диагностика существующих элементов контроллинга и систематизация требований к реализации системы контроллинга- 3 — постановка системы управленческого учета (если она отсутствует) — 4 — разработка и внедрение организационно-методической модели контроллинга (ОММК) — 5 -автоматизация контроллинга. Ключевым звеном механизма выступает организационно-методическая модель контроллинга (ОММК). ОММК позволяет определить содержание контроллинга, взаимосвязь его элементов и принципы их функционирования. Использование системного подхода при построении ОММК предприятия предопределило рассмотрение процесса формирования модели по следующим аспектам: функциональному, элементному, структурному, методическому, организационному и коммуникационному, что позволило комплексно представить систему контроллинга как целостное множество элементов во всей совокупности отношений и взаимосвязей между ними. Применение разработанного механизма обеспечивает эффективность функционирования системы контроллинга и позволяет минимизировать финансовые и трудовые расходы при ее построении.

4. Разработана методика комплексного анализа отклонения прибыли (МКАОП), которая дополняет инструментарий контроллера. МКАОП, основанная на принципах факторного анализа, показывает не просто абсолютное отклонение компоненты, а ее стоимостное значение, рассчитанное от общей суммы прибыли, позволяя таким образом рассчитать стоимостную оценку причин отклонения прибыли. Использование МКАОП позволит существенно улучшить качество аналитической функции контроллинга.

5. Предложена единая классификация инструментов и методов контроллинга. Единая классификация может послужить основой для построения методики выбора подходящего метода или инструмента, что позволит службе контроллинга эффективно использовать имеющийся инструментарий. Представленная классификация позволит контроллеру в конкретной ситуации подобрать соответствующий проблематике набор инструментов.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретические положения, разработанные в диссертации, позволяют сформировать комплексный подход к эффективному построению контроллинга на промышленном предприятии. Разработанные механизм организации контроллинга, МКАОП и единая классификация инструментов контроллера вносят вклад в развитие теоретико-методических основ организации контроллинга.

Практическое значение имеют: разработанный механизм, позволяющий оптимально организовать процесс формирования системы контроллинга на промышленном предприятииорганизационно-методическая модель, системно описывающая все аспекты формирования службы контроллинга, раскрывающая взаимосвязи и зависимости ее элементов.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы на промышленных предприятиях различных отраслей и организационно-правовых форм. Разработанные рекомендации по выбору способа автоматизации контроллинга имеют практическую значимость при внедрении информационной системы на предприятии.

Ряд положений диссертационного исследования может быть использован в ВУЗах при преподавании следующих учебных дисциплин: «Экономика предприятия», «Менеджмент».

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические и методические положения, выводы и рекомендации, полученные в ходе диссертационного исследования, докладывались автором на XII и XIII научных конференциях аспирантов и докторантов МосГУ (Москва, 2008 г.), обсуждались на V Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2008 г.). Концептуальные положения и выводы работы апробированы на предприятиях компании «Крафт Фудс Рус», что подтверждается справкой о внедрении результатов исследования. Разработанный автором механизм организации контроллинга применен в процессе формирования системы контроллинга на кондитерской фабрике «Большевик».

По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 1,9 п.л.

Структура диссертационной работы отвечает логике решения цели и задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы к Главе 3.

ОАО «Большевик», обладая крупными производственными и исследовательскими возможностями и занимая достаточно высокую долю рынка, тем не менее, имеет ряд серьезных недостатков снижающих его конкурентоспособность. Среди главных недостатков — невысокое качество управления, характеризующееся медленной реакцией на изменения рынка, недостаточным уровнем внутренней аналитики, отсутствием способности оперативного выявления и анализа причин отклонений прибыли. Проведенный анализ экономической ситуации, а также качества управления на фабрике подтвердил необходимость организации контроллинга, как способа совершенствования системы управления фабрикой.

Основные теоретические и практические положения, разработанные автором, нашли свое применение в рамках построения системы контроллинга на ОАО «Большевик». В частности, на предприятии использован разработанный в исследовании механизм организации контроллинга. При моделировании функционирования будущей системы контроллинга апробирована разработанная автором организационно-методическая модель контроллинга. Применение ОММК позволило сконструировать адаптированную к требованиям предприятия систему контроллинга.

ОММК была сформирована на основе полученных данных анализа хозяйственной деятельности и качества системы управления. Процесс формирования ОММК включал в себя определение цели функционирования системы контроллинга, ее функций, элементов, структуры, методов и взаимосвязей с другими подразделениями компании. Данные положения являлись основными в формируемой модели и повлекли за собой выбор конкретных подходов к вопросу организации службы контроллинга.

Предлагаемый подход к определению функций отдела контроллинга ОАО «Большевик» обеспечил (функциональный аспект):

— соответствие всех выполняемых функций главной цели контроллинга;

— четкое разграничение функций по степени важности той или иной функции на основе иерархии функций;

— возможность при необходимости легко выделить ключевые функции (функции на которые приходится наибольшее число зависимостей);

— декомпозиция функций сформировала четкое представление об обязанностях сотрудников.

Использование ОММК при формировании персонала службы контроллинга ОАО «Большевик» позволило (элементный аспект):

— определить оптимальное количество контроллеров, достаточное для выполнения утвержденных функций контроллинга;

— используя иерархию функций, четко разграничить ответственность между контроллерами и сформировать должностные обязанности контроллеров. Применение декомпозиции при формировании функций, позволило исключить вероятность дублирования обязанностей контроллеров.

Использование структурного аспекта ОММК позволило:

— формализовать основные внутренние аспекты функционирования службы контроллинга;

— определить рациональный состав службы контроллинга: сотрудников, функций и методов, что обеспечило ее целостность и интегрированность.

В рамках методического аспекта на предприятии внедрены:

— разработанная автором методика факторного анализа прибыли;

— единая классификация инструментов и методов контроллинга.

Применение организационного аспекта ОММК на фабрике.

Большевик" позволило определить оптимальную форму включения службы контроллинга в организационную структуру фабрики: линейную организацию с функциональным подчинением контроллера направления (контроллер направления дисциплинарно подчиняется контроллеру более высокого уровня управления, а функционально — руководителю направления соответствующего уровня). Выбранный способ включения службы контроллинга в организационную структуру позволил:

— снизить давление руководителей направлений на контроллеров в процессе выполнения их обязанностей;

— улучшить координацию подразделений в процессе разработки планов, повысить эффективность реализации мероприятий по устранению отклонений фактических результатов.

Использование ОММК при формировании системы контроллинга обеспечило эффективность функционирования системы контроллинга, позволило минимизировать финансовые и трудовые расходы при ее построении.

Заключение

.

Практическая значимость проблемы создания системы контроллинга и несовершенство теоретико-методологических основ, регламентриующих ее построение на промышленном предприятии, обусловили актуальность исследований в данной области, определив в качестве цели диссертации разработку механизма, обеспечивающего эффективное построение и функционирование системы контроллинга.

Для достижения поставленной цели были обозначены и решены следующие задачи:

1. Уточнено понятие и экономическое содержание контроллинга. Анализ и сопоставление имеющихся определений контроллинга, а также критических замечаний к ним, позволил выделить ключевые моменты и сформировать целостную картину из разнообразия понятий. Согласно предложенному автором определению контроллинг является межфункциональной системой, обеспечивающей долгосрочное эффективное функционирование организации, посредством координации экономической деятельности ее объектов и оказания информационно-аналитической поддержки руководству.

2. Обоснована необходимость организации контроллинга на отечественных промышленных предприятиях. Основываясь на результатах анализа эффективности управленческой деятельности и особенностях внешней среды российских промышленных предприятий, а также учитывая положительный эффект от внедрения контроллинга на ряде предприятий, сформулированы основные причины необходимости организации контроллинга:

— потребность повышения качества управленческих решений в условиях нестабильности внешней среды;

— необходимость в постоянном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятий;

— усложнение управления предприятием, требующее механизма координации внутренней системы управления;

— недостаток релевантной информации для принятия управленческих решений;

— необходимость синтеза и интеграции различных видов управленческой деятельности;

— потребность повышения гибкости предприятия и увеличения скорости реакции на изменения внешней среды;

— наличие практических результатов от внедрения контроллинга, свидетельствующих о положительном влиянии контроллинга на качество управления.

3. Доказана необходимость проведения научно-методических разработок в области формирования системы контроллинга. Анализ теоретических подходов к формированию системы контроллинга показал недостаточную разработанность методических основ построения контроллинга. По результатам анализа практического опыта организации контроллинга сделан вывод об отсутствии на сегодняшний день единой эффективной методики организации системы контроллинга на предприятии.

4. Обоснована необходимость постановки управленческого учета в качестве информационной базы контроллинга. Доказано, что управленческий учет является информационной основой системы контроллинга, без которой невозможно активно использовать все его достоинства в целях постоянного повышения эффективности бизнеса.

5. Определена совокупность процессов, определяющих порядок организации контроллинга (рис. 2.1). Установлены зависимости и взаимосвязи данных процессов, а также последовательность их выполнения.

6. Разработаны рекомендации по выбору информационного обеспечения. Представленные рекомендации основываются на возможности автоматизации контроллинга одним из трех способов: ERP-системы, аналитической системы, или аналитической системы совместно с внедрением КХД.

Проведенное автором исследование позволило выработать качественно новый подход к построению системы контроллинга на предприятии. Полученные автором результаты совершенствуют методические основы построения системы контроллинга и тем самым повышают эффективность функционирования контроллинга на предприятии. Применение разработанного механизма на практике позволяет ускорить процесс организации контроллинга, обеспечить эффективное функционирование службы контроллинга, минимизировать трудовые и финансовые затраты, связанные с внедрением контроллинга.

Проведенные теоретические и практические исследования проблем формирования и реализации системы контроллинга на промышленном предприятии позволили сформировать ряд выводов и положений.

1. Уточнение определений контроллинга и управленческого учета позволило определить место управленческого учета в системах управления и контроллинга и решить назревшую проблему идентификации области ответственности, возникшую вследствие отсутствия единогласия ученых по поводу содержания данных понятий. Контроллинг рассматривается как управленческая система, обеспечивающая долгосрочное эффективное функционирование организации, посредством координации экономической деятельности ее объектов и оказания информационно-аналитической поддержки руководству. Управленческий учет относится к одной из подсистем контроллинга, осуществляющей регистрацию, сбор и первичную обработку информации.

2. Обоснование необходимости постановки управленческого учета в качестве главного источника управленческой информации закрепляет за ним учетную функцию контроллинга. Доказано, что управленческий учет является фундаментом, без которого невозможно построить и поддерживать систему контроллинга, активно использовать все его достоинства в целях постоянного повышения эффективности бизнеса.

3. Разработанный механизм организации контроллинга совершенствует теоретико-методологические основы построения системы контроллинга. Представленный механизм позволяет промышленному предприятию, учитывая специфику своей деятельности, с минимальными затратами сформировать эффективную систему контроллинга. Механизм организации контроллинга подтвердил свою эффективность в ходе формирования системы контроллинга на кондитерской фабрике «Большевик».

4. Разработана методика комплексного анализа отклонения прибыли (МКАОП), позволяющая сравнивать величины ее отклонений, выражая их в качестве стоимостной части одного общего отклонения. Предложенная методика комплексного анализа отклонения прибыли дополняет инструментарий контроллера. МКАОП, рассчитывая взвешенную стоимостную оценку причин отклонения прибыли, позволяет значительно улучшить качество аналитической функции контроллинга.

5. Единая классификация инструментов контроллинга совершенствует методологические основы контроллинга. Разработанная классификация позволяет контроллеру подобрать в конкретной ситуации соответствующий проблематике набор инструментов. Использование единой классификации инструментов снижает затраты времени, связанные с поиском необходимого метода для решения проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П., Павлова A.M. Планирование и контроллинг: Учебник. М.: Омега-Л, 2003.-279 с.
  2. А. В. Инструменты контроллинга для малых предприятий // http://www.cfin.m/management/controlling/controlling instruments. shtml (13.06.2007).
  3. И. В. Концепция контроллинга и практика применения // МСФО и МСА в кредитной организации. 2008. № 3. С. 111−123.
  4. Т.П. Механизм внедрения и функционирования контроллинга в промышленной компании: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05, Иркутск. 2006. 225 с.
  5. В. В. Управление промышленными предприятиями на основе развития интегрированного контроллинга: диссертация к.э.н.: 08.00.05. — Тамбов. -2007. 143 с.
  6. О.Ш., Фурманов Д. В., Колотыгина А. В. Развитие системы управления и постановка контроллинга на ОАО «Высокогорский ГОК» // Контроллинг. 2004. № 10. С. 32−35
  7. Ю.И. Контроллинг в управленческом консультировании. Автореферат к.э.н.: 08.00.05. 2007. С. 3−15
  8. Бир С. Кибернетика и управление производством: Пер. с англ. М.: Физматгиз, 1963.
  9. И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. К.: Ника-Центр, 1999.-528 с.
  10. С.И. Контроллинг в управлении развитием корпоративной организации: диссертация к.э.н.: 08.00.05. Москва. 2007. 175 с.
  11. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  12. Бухгалтерская отчетность ОАО «Большевик» за 2005. http://www.kraft-bolshevik.ru/ru/about/results/reportyear/
  13. Бухгалтерская отчетность «Большевик» за 2006. http://www.kraft-bolshevik.ru/ru/aboutyresults/reporty ear/
  14. Бухгалтерская отчетность ОАО «Большевик» за 2007 // http://www.kraft-bolshevik.ru/ru/about/results/reportyear/
  15. Бухгалтерская отчетность ОАО «Большевик» за 2008 // http://www.kraft-bolshevik.ru/ru/about/results/reportyear/
  16. К. Оперативное планирование в концепции контроллинга // Управление организацией. 2002. № 2. С. 64−67
  17. В. Р. Стратегическое управление: Учебник М.: ТК Велби- Проспект, 2006. — 328 с.
  18. С.И. ОАО «Красный пролетарий» // Контроллинг. 2002. № 3. С.40−42
  19. Т. С. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Лань, 2002. — 880 с.
  20. С. А. Контроллинг как технология менеджмента. Заметки практика // Контроллинг. 2002. № 2. С. 2−6.
  21. Л.Н. Личность контроллера успех дела // Экономика и жизнь. 2005. № 49. С. 31.
  22. Вопросы и ответы по теме «Контроллинг на предприятии» // Контроллинг. 2002. № 2. С.62−63.
  23. В. П. Технологии контроллинга в системе управления хлебопекарными предприятиями / В. П. Воронин, В. М. Самойлов, Л. В. Смарчкова. Воронеж: ВГТА, 2005. — 136 с.
  24. Годовой отчет ОАО «Большевик» bolshevik.ru/ru/about/results/reportyear/
  25. Годовой отчет ОАО «Большевик» bolshevik.ru/ru/about/results/reportyear/
  26. Годовой отчет ОАО «Большевик» bolshevik.ru/ru/about/results/reportyear/
  27. Годовой отчет ОАО «Большевик» bolshevik.ru/ru/about/results/reportyear/
  28. О. Контроллинг. Что? Зачем? Кому? Как? // http://www.cfin.ru/management/controlling/whatiscontrolling.shtml (27.02.2003)
  29. И.Б. Инструментальная база контроллинга // Контроллинг. 2007. С.20−29
  30. А. Практика контроллинга / ред. М. JL Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой- пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 2001. — 336 с.
  31. А. Контроллер и контроллинг / А. Дейли, Б. Штайгмайер и др. // Финансовая газета. 1997. № 34.
  32. О.А. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием: Уч. пособие М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 245 с.
  33. О.А. Управление экономической адаптацией промышленного предприятия. Монография Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. — 226 с.
  34. Динамика развития пищевой промышленности России 2001−2007 гг. / Результаты исследования издательского дома «Федерация» // http://www.idfederal.ru/?cat=22 (26.08.2008).
  35. К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник / пер. с англ. В. Н. Егоровой М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 645 с.
  36. П. И. Это всё контроллинг // Экономика и жизнь. 2006. № 23. С. 31.
  37. М. Н. Контроль и минимизация затрат в системе логистики: учеб. пособие / под ред. А. А. Колобова. М.: Экзамен, 2006. — 158 с.
  38. В.А., Попова Т. В. Концепция контроллинга и функционально-стоимостной анализ // http://www.cfin.ru/management/controlandabc.shtml (24.11.2000).
  39. Индексы производства по отраслям промышленности 2000−2007 // http://www.gks.ru/bgd/regl/b08ll/IssWWW.exe/Stg/d02/14−03.htm (14.03.2002).
  40. О.В. Организационно-экономический механизм контроллинга промышленного предприятия: Диссертация канд. экон. наук: 08.00.05, Воронеж. 2006. 217 с.
  41. X. Контроллинг обеспечивает успех в управлении // Экономика и жизнь. 2007. № 22. С. 31.
  42. С.М. Контроллинг: вопросы теории и практики / С. М. Климов, А. Н. Костевят.- СПб.: Знание, ИВЭСЭП.- 2005. 64с.
  43. В. Д. Инструментарий контроллинга в маркетинговой информационной системе // Экономика и производство. 2006. № 4. С. 12−16.
  44. П. Портрет менеджера в новом интерьере // Управление компанией.-2001. № 11. С.32−36
  45. К. Организационная структура контроллинга // Ваш партнер -консультант. 2005. № 26. С. 17
  46. Контроллинг: учебник / А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н.Ю.Иванова- под ред. А. М. Карминского, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.
  47. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н.Г.Данилочкина- под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 279 с.
  48. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. 2-е изд. М.: Финансы и статистика. 2002. — 256 с.
  49. Контроллинг в России // Информационный бюллетень Торговопромышленной палаты.- № 5, — 14 декабря 2006.
  50. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Систем отчетности. Бюджетирование / Horvath&Partners- Пер. с нем. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008, — 269с.
  51. А.А. Контроллинг на понятийном уровне: почему мы употребляем те или иные понятия и как определить что такое контроллинг // Омский научный вестник. 2004. № 2 (27). С. 154−157
  52. А. Ю. Контроллинг и анализ основных показателей бюджета / // Финансы. 1999. № 11. С. 52−54.
  53. Д.С. Продукт как проект // Экономика и жизнь. 2007. № 22. С. 33.
  54. М. Н. Анализ финансовой деятельности предприятия для совершенствования бизнеса М.: УМЦ при Министерстве РФ по налогам и сборам, 2002. — 209 с.
  55. А. Контроллинг как инструмент стратегической навигации / А. Кудинов Э. Телериан // Экономика и жизнь. 2006. № 38. С. 31.
  56. Ю.В. Методика анализа отклонения прибыли // Российское предпринимательство. 2009. № 6. С. 42−49.
  57. Ю.В. Особенности организация управленческого учета в России // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 94. М., 2008. С. 25−32.
  58. П. Об организации системы контроллинга на промышленных предприятиях России / П. Лабзунов, Р. Попов // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2. С. 97−99.
  59. Е. Г. Balanced scorecard как инструмент стратегического контроллинга // Финансовый менеджмент. 2005. № 6. С. 37−45.
  60. П. Контроллинг организация «новых финансов» // http://www.iteam.ru/publications/finances/section50/article3359.
  61. Л. Ш. Универсальный бизнес-словарь / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райсберг, А. А. Ратновский. М.: ИНФРА-М, 1997. — 640 с.
  62. Э. Контроллинг как система мышления и управления / под ред. С. А. Николаевой- пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  63. С.Г. Контроллинг персонала // Служба кадров и персонал. -2004. № 1. С. 88−91.
  64. Л.А. Контроллинг на предприятии // Открытие системы 2000. № 1.С. 68−78
  65. Л. А. Какой контроллинг нужен предприятиям? // http://www.intalev.ru/index.php?id=20 616.
  66. Р., Э. Майер. Контроллинг для начинающих / под ред. В. Б. Ивашкевича- пер. с нем. Ю. Г. Жукова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 304 с.
  67. С.В. «Концептуальная карта» контроллинга // Экономика и жизнь. 2006. № 39. С. 31.
  68. Материалы I Международной практической конференции по контроллингу «Современные инструменты эффективного управления бизнесом», Москва, 2005. Электронный ресурс. — http:/intelcont.ru/conference.html
  69. B.C. Разработка организационно-экономических методов и моделей управления промышленным предприятием на основе системы параметрического контроллинга: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05, Москва. 2007. 245 с.
  70. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1992.-702 с.
  71. , X. Ш. Организация персонала в системе контроля // Управление персоналом. 2008. № 19. С. 45−53.
  72. О.Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  73. , Т. В. Управленческий аудит: персонал / Т. В. Никонова, С. А. Сухарев- под ред. проф. Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2002. — 224 с.
  74. Д.А. НТМК Инициатива — основа контроллинга // Контроллинг. 2003. № 8. С.76−7979,Одегов Ю. Г. Аудит и контроллинг персонала: учеб. пособие / Ю. Г. Никонова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2004. — 544 с.
  75. Е.А. Специфика функционирования и организации контроллинга на российских предприятиях // Контроллинг. 2004. № 4(12), С.22−25
  76. Н. Учёт в системе контроллинга // http://www.cfm.ru/management/controlling/accincontrolling.shtml (15.11.2002).
  77. Ф., Попов Е. Инструментарий контроллинга предприятия // http://www.cfm.ru/management/controlling/controllingoverview.shtml (24.02.2004).
  78. Пич Г. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3. С. 102−107.
  79. JI. В. Контроллинг / JI. В. Попова, Р. Е. Испакова, Т. А. Головина. -М.: Дело и сервис, 2003. 192 с.
  80. JI. В. Современный управленческий анализ. Теория и практика контроллинга: учеб. пособие / Л. В. Попова, Т. А. Головина, И. А. Маслова. М.: Дело и сервис, 2006. — 272 с.
  81. Промышленность России. 2008: Статистический сборник / Росстат. М., 2008.-381 с.
  82. С.П., Головко М. Н., Гачко А. В. Опыт работы системы контроллинга на ОАО «АвтоВАЗ» // Контроллинг. 2005. № 2. С.38−43
  83. Л.С. Основы организационного проектирования. — Л: Издательство Ленинградского университета, 1975. — 132 с.
  84. Развитие промышленного производства и розничной торговли в 2008 году / офиц. сайт Министерства промышленности и торговли РФ // http://www.minprom.gov.rU/activity/light/stat/l0 (04.02.2009).
  85. Россия в цифрах 2008, Статистический сборник, М.: Росстат, 2008. — 510 с.
  86. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. — 304 с.
  87. Ю. А. Основы теории и практики управления персоналом организации: учебно-методическое пособие. Воронеж: ВГТА, 2005. — 149 с.
  88. А. Практический опыт в консалтинге // Ваш партнер -консультант. 2005. № 26
  89. Т. Контроль и контроллинг персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2006. № 9. С. 31−33.
  90. Т. Системный подход к контроллингу персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 11. С. 24−26.
  91. Системный подход / Центр системных исследований «Интегро» // http://www.integro.ru/system/sots.htm (28.10.2001)
  92. Словарь экономических терминов / С. В. Бичик, А. С. Даморацкая. -Минск. 1998.-271 с.
  93. M.JI. Исследование основных аспектов взаимодействия контроллинга и менеджмента: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. С. 4.
  94. Э.А. Контроллинг // Аудит и налогообложение. 1998. № 6. С. 41−47.
  95. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учеб. пособие дл ВУЗов 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1998. — 343 с.
  96. С. Сравниваем ERP по ключевым характеристикам // http://pda.cnews.ru/reviews/index.shtml72005/04/19/177 389 (19.04.2005).
  97. Т.Р., Миллер В. Г. Группа компаний «КОНТИ»: Эффективность управления и система контроллинга // Контроллинг.-2004. № 10. С.66−69.
  98. Е.Н., Филинов А. А. Построение интегрированного информационного пространства — основа развития концепции контроллинга в ОАО «ЛОМО» // Контроллинг. 2006. № 19. С.36−41
  99. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. 2-е изд., испр.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. 512 с.
  100. Д.С. ОАО «Северсталь»: Контроллинг инструмент реализации стратегии //Контроллинг. 2003. № 6. С.68−71.
  101. С.Г. Не просто учёт, а информационная поддержка // Экономика и жизнь. 2007. № 35. С. 31.
  102. С.Г. От конкуренции к конкордации // Экономика и жизнь. 2007. № 33. С. 25.
  103. С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. М.: Финансы и статистика, 2008. — 272 с.
  104. С., К. Расселл, Л. Левин Контроллинг в России // http://www.cfin.ru/management/controlling/controlling.shtml
  105. Г. Н. Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности / Г. Н. Фидельман, С. В. Дедиков, Ю. П. Адлер. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 186 с.
  106. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика. 2002. — 564 с.
  107. Х.Й. Инструменты контроллинга от, А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика. 2001. — 288 с.
  108. Ф. Финансовый контроллинг. Концепция финансовой стабильности фирмы // Финансовая газета. 1999. № 13
  109. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. -М.: Финансы и статистика, 1997. — 928 с.
  110. П. Концепция контроллинга: Управленческий учёт. Система отчётности. Бюджетирование / Horvath & Partners- Пер. с нем. — 3-е изд. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 269 с.
  111. А.Г. Роль системы финансового управления в повышении конкурентоспособности компании // Финансовая газета. 2007. № 23. С. 14.120.121.122.123 124 125 126 127 133 797 816 121 425 920
  112. Е. Контроллинг или Кто владеет информацией владеет миром // http://www.intalev.ua/7id = 21 091.
  113. К. Интегрированная система управления промышленных предприятий России // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 40
  114. Экономическая энциклопедия- научно редакционный совет издательства «Экономика», Институт экономики РАН. — М.: Экономика, 1999. — 757 с. Юдина J1.H. Управленческий учет и контроллинг // Финансовый менеджмент.- 2005. № 1. С. 81−87
  115. Gutenberg Е. Grundlagen der Betriebswirtschaftslehre, Band 1: Die Produktion, Berlin: Springer, 1983.
  116. Niedermayer R., Die Realitat des Controlling. Wien: Verlag Orac, 1999. C.143−159
  117. Hoke M., Konzernsteuerung auf Basis eines intern und extern vereinheitlichen
  118. Rechnungswesen, Bamberg 2001.
  119. Horvath P. Controlling, 8 Auflage. Munchen: 2001.
  120. N. В., Scapens R. W. Structuration Theory in Management Accounting, Accounting, Organizations and Society. 1990. № 15. C. 455−477. Schmidt A. Das Controlling als Instrument zur Koordination der Untemehmungsfuhrung, Frankfurt a. M.: Lang, 1986.
  121. Steinmann H., Scherer A. Controlling, strategisches und operatives, in: Schulte, C. (Hrsg.): Lexikon des Controlling, Munchen: Vahlen, 1996. C. 135 139.
  122. Steinmann H., Schreyogg G. Management. Grundlagen der Unternehmensfuhrung. Konzepte Funktionen — Fallstudien, 4. Aufl., Wiesbaden: Gabler, 1997.
  123. The Pricewaterhouse Cooper’s bulletin. London, № 2. 2002. C. 43 Weber J. Einfuehrung in das Controlling, 7. Aufl., Stuttgart: Poeschel, 1998.
Заполнить форму текущей работой