Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования культуры творческого мышления старших дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде докладов на международном форуме «Проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых» (Санкт-Петербург, 2009) — в международных научно-практических конференциях: «Инновационные технологии в дошкольном образовании» (Шадринск, 2007; 2011), «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования культуры творческого мышления старших дошкольников
    • 1. 1. Философские, психологические и педагогические характеристики понятий «культура», «творчество», «мышление» и «культура творческого мышления»
    • 1. 2. Психолого-педагогические и психофизиологические основания формирования культуры творческого мышления старших дошкольников
    • 1. 3. Социоигровой подход к формированию культуры творческого мышления старших дошкольников
    • 1. 4. Педагогическая технология формирования культуры творческого мышления старших дошкольников методами ТРИЗ
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию культуры творческого мышления старших дошкольников
    • 2. 1. Комплексная методика изучения творческого мышления старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
    • 2. 2. Особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, выявленные на констатирующем этапе эксперимента
    • 2. 3. Реализация педагогических условий формирования культуры творческого мышления старших дошкольников
    • 2. 4. Анализ результатов исследования по формированию культуры творческого мышления старших дошкольников
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования культуры творческого мышления старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях демократизации российского общества творческое отношение к продуктам деятельности человека выводится на одно из приоритетных мест в перечне обновленных ценностей современного постиндустриального сообщества. Современные концепции и национальные проекты: «Закон об образовании РФ», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования», «Концепция дошкольного образования» актуализируют проблему разработки концептуально новых подходов к развитию творческой личности. Творческое мышление и детское творчество, созданные и функционирующие в рамках детского образовательного пространства, синкретичны по своей сути. Цель современного дошкольного образования — формирование базиса личностной культуры человека, основанной на осознанном и творчески-преобразующем отношении к окружающему миру.

Положение о том, что творческое мышление выступает как общечеловеческая ценность и компонент социального опыта, подтвердили исследования Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, ДИ. Фельдштейна. В этих исследованиях убедительно показано, что развитие творческого мышления человека происходит на протяжении всей его жизни. При этом для оптимального развития творческого мышления особенно важно, чтобы в начале жизненного пути, в период дошкольного детства, были активизированы все ресурсы образовательного пространства: педагогические технологии, субъекты образовательного процесса, социальные и педагогические факторы.

В психолого-педагогических исследованиях дошкольное детство традиционно выделяется как этап, имеющий особое значение для будущего интенсивного развития личности (Л.С. Выготский, Л. В. Занков, Д. И. Фельдштейн, ПЯХальперин, В. Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов). Поэтому перед дошкольной педагогикой стоит проблема поиска путей, способствующих развитию детского творчества (А.Г. Абсалямова, Т. И. Бабаева, Л. А. Венгер, А. Г. Гошберидзе, О. В. Дыбина, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, Л. С. Коршунова, АЛ. Пономарев, Л. Н. Прохорова, А. М. Страунинг, Л. В. Трубайчук, Е.Е. Шулеш-ко).

В исследованиях проблем дошкольного образования накоплен достаточный опыт развития творчества детей в разных видах деятельности: изобразительной (Т.С. Комарова, А. Мелик-Пашаев, Н. П. Сакулина, Р.М. Чумичева), художественно-речевой (Н.С. Карпинская, JI.A. Пеньевская, О.С. Ушакова), музыкальной (Н.А. Ветлугина, О.П. Ра-дынова, A. R Зимина, А. И. Ходысова, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, Е.А. Дубровская), познавательно-исследовательской (Н.С. Белобородова, И. М. Верткин, В. В. Знаков, М. И. Меерович, А. М. Матюшкин, А. М. Страунинг, Л.И. Шрапша). Однако эти исследования направлены в основном на определение детерминантов, обусловливающих развитие детского творчества, внешних условий и особенностей творческого воображения детей. Внутренние процессы и механизмы развития детского творчества остаются недостаточно изученными. Отсутствуют исследования, рассматривающие творческое мышление дошкольника как сложный вид мыслительной деятельности ребенка.

Анализ содержания педагогической практики показал проявление в детской деятельности следующих тенденций: копирование детьми чужого опыта, действие ребенка по образцу, предоставляемому взрослым, навязывание ему стереотипного мышления, боязнь ребенка перед собственной инициативой и самостоятельными шагами. В данных условиях творческое мышление детей изначально приостанавливается, продукты детского творчества как результат творческой мыслительной деятельности не отражаюттворческой индивидуальности ребенка, коллективная деятельность также не носит творческого, комфортного и радостного характера. Подражание окружающим, копирование чужого опыта, своего рода «имитация созидательной творческой деятельности» может затормозить развитие индивидуальности человека и негативно повлиять на характер деятельности человека в его взрослом состоянии.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, овладевшего основами культуры творческого мышления, знаниями доступных механизмов решения возникших перед ним проблем, практическими умениями, реализуемыми как в индивидуальной, так и коллективной творческой деятельности и способного решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные его возрасту. Исследование также актуализируется Федеральными государственными требованиями к разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части задач, направленных на развитие детского творчества и продуктивной деятельности детей. Предполагается, что ребенок сможет применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации он сможет преобразовывать способы решения задач. Ребенок сможет предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе, песне, стихотворении. Необходимость исследования данной темы подтверждается объективной важностью проблемы, заключающейся в том, что творческое мышление человека как величайший инструмент познания и преобразования мира, способно преобразовывать не только окружающий мир, но и самого себя.

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на методологическом обосновании и теоретическом осмыслении основ культуры творческого мышления, проявления его структурных компонентов в индивидуальной и коллективной творческой деятельности детей, а также исследования особенностей формирования творческого мышления у детей дошкольного возраста как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Анализ современных исследований (О.В. Дыбина, — Т. С. Комарова, А. И. Никашин, А.М. Страунинг) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка наряду с развитием творческого мышления имеются некоторые предпосылки для управления этим процессом. Формирование культуры творческого мышления у детей дошкольного возраста — важная педагогическая проблема, решение которой тормозится по трем основным причинам: отсутствие методологической базы и педагогического инструментария обучения детей мыслить творчески, фрагментарное применение идей и принципов личностно ориентированного подхода в реальной педагогической практике, неподготовленность педагогов к переосмыслению механизмов развития творческого мышления детей.

Актуальность исследования на научно-методическом уровне обосновывается тем, что в настоящее время не создана система планирования работы по формированию культуры творческого мышления дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждений, не разработаны и не приняты педагогические условия формирования культуры творческого мышления детей, не обоснована позиция взрослого в этом процессе. Дидактические материалы, используемые педагогами современных дошкольных учреждений, направлены на прямую передачу знаний, а не на осознанное овладение детьми мыслительными приемами и операциями. Анализ методического обеспечения образовательного процесса дошкольных учреждений подтвердил необходимость разработки методических пособий, рекомендаций для воспитателей и родителей по формированию культуры творческого мышления дошкольников. Изучение вузовской практики по подготовке студентов бакалавриата, будущих педагогов дошкольных учреждений, также под твердило необходимость специальной подготовки студентов к развитию детского творчества.

Наряду с осмыслением остроты изучаемой проблемы можно выделить ряд противоречий между:

— социальным заказом общества на реализацию функций дошкольного образовательного учреждения, связанных с формированием творческой личности, и существующими в дошкольных образовательных учреждениях традиционными подходами к развитию творческого мышления (фрагментарность, действие по образцу и др.);

— необходимостью формирования культуры творческого мышления детей старшего дошкольного возраста как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса, и отсутствием методологической базы и педагогического инструментария, направленного на развитие детского творчества;

— декларируемой задачей развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием эффективной педагогической технологии формирования культуры творческого мышления детей дошкольного возраста, основанной на комплексной методической поддержке этого процесса.

Данные противоречия обусловили актуальность проблемы, которая заключается в определении педагогических условий формирования культуры творческого мышления старших дошкольников.

Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая изученность особенностей формирования культуры творческого мышления у старшего дошкольника обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования культуры творческого мышления старших дошкольников».

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования культуры творческого мышления старших дошкольников.

Объект исследования: процесс развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию культуры творческого мышления старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: эффективность формирования культуры творческого мышления ребенка старшего дошкольного возраста может быть обеспечена следующими педагогическими условиями:

• обновлением содержания образовательного процесса доступными дошкольникам способами решения творческих задач, в том числе методами теории решения изобретательских задач;

• теоретическим обоснованием педагогической технологии формирования культуры творческого мышления старших дошкольников;

• комплексной педагогической диагностикой, направленной на выявление особенностей развития творческого мышления в различных видах творческой деятельности;

• построением педагогического взаимодействия субъектов индивидуальной и коллективной творческой деятельности на основе социоигрового подхода;

• проектированием творчески-развивающей среды, соответствующей актуальным задачам развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, стимулирующей их к продуктивному детскому творчеству.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме развития детского творчества и обосновать необходимость целенаправленного формирования культуры творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2. Уточнить категориально-понятийный аппарат исследования и дать непротиворечивые и корректные определения ключевых понятий.

3. Спроектировать педагогическую технологию формирования культуры творческого мышления старших дошкольников и представить в виде структурно-функциональной модели.

4. Выявить особенности формирования культуры творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с применением комплексной педагогической диагностики.

5. Раскрыть субъект-субъектный характер творческого взаимодействия детей и взрослых в различных видах деятельности на основе идей социоигровой педагогики.

6. Обосновать творчески-развивающую среду группы, соответствующую актуальным задачам развития творческого мышления старших дошкольников и стимулирующую их к продуктивному детскому творчеству.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: на общефилософском уровне — основные положения системного (С.И. Архангельский, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, А. Н. Уемов, H.JI. Худякова, Г. П Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.), структурного (А.И. Никашин, А.М. Страунинг), ком-петентностного (Э.Ф. Зеер, В. А. Сластенин, JI.B. Трубайчук и др.), личностно-деятельностного (А.Ф. Аменд, А. Г. Асмолов, Г. И. Вергелес, Е. Ю. Никитина, В. В. Сериков, Е. А. Ямбург и др.) подходовна общенаучном уровне — теории психического развития ребенка (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, М. И. Лисина, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, ДБ. Эльконин), теории развития творчества (Д.Б. Богоявленская, A.B. Бруншинский, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), концепции развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (А.Г. Абсалямова, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, О. В. Солнцева, P.M. Чумичева) — на конкретно-научном уровне — ведущие идеи психологии творчества (Л.С. Выготский, Г. С. Алышуллер, И. М. Верткин, В. В. Знаков, А. М. Матюшкин, Ю. Г. Тамберг, Л.И. Шрагина), теории диагностики и развития творческих способностей ребенка (Т.А. Барышева, И. Г. Тулина, В. А. Шекалов, О. М. Дьяченко, В. В. Синельников, В.Т. Кудрявцев), теории развития творчества дошкольников (Н.А Ветлугина, М. С. Гафитулин, Т. С. Комарова, Л. В. Марьяновская, КН. Мурашковская, A.A. Нестеренко, О. П. Радынова, А. М. Страунинг, М.Н. Шустерман), личностно ориентированная концепция дошкольного образования (В.А. Петровский, В.В. Давыдов), концепция предметно-развивающей среды (НЛ. Михайленко, С.Л. Новоселова) — на технологическом уровне — основные положения теории решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер, И. Н. Мурашковская, Т. А. Сидорчук, А. М. Страунинг, Ю. Г. Тамберг, М.Н. Шустерман), социоигровой подход к развитию детского творчества (Д.А. Белухин, А. П. Ершова, В. М. Букатов, Е.Е. Шулешко), зарубежные демократические технологии творческой деятельности человека (Э. Боно, Т. Бьюзен, Т. Сайлер). Комплексная методика исследования включала следующие группы методов: Методы общенаучного уровня: философские — анализ и синтез, сравнениесоциологические — анкетирование, экспертные опросысоциально-психологические — тренинг, тестированиематематические (качественный и количественный анализ экспериментальных данных, построение таблиц, рисунков, гистограмм, графиков и схем).

Методы конкретно-научного уровня: теоретические методы — анализ психолого-педагогической и психофизиологической литературы, документации и продуктов деятельностианализ понятийно-терминологической системы, построение гипотез, построение мысленного эксперимента, прогнозирование, систематизация, обобщение фактов, моделирование, проектирование, технологизация, интерпретацияэмпирические методы — рабочие, частные — анализ педагогических концепций, программ и деловой документации, изучение результатов творческой деятельности детей, студентов, наблюдение (включенное, прямое и косвенное), беседакомплексные, общие — изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме, педагогический консилиум, локальный педагогический эксперимент. Сочетание данных групп методов позволило провести системно-комплексное изучение педагогических условий формирования культуры творческого мышления старших дошкольников с целью получения более обширной и объективной информации.

Организация и этапы исследования. Исследования проводились в четыре этапа в период с 1990;2011 гг.

На первом этапе (1990;1995 гг.) изучались и обобщались состояние проблемы творческого развития старших дошкольников и возможные пути ее решенияанализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и программно-методическая документацияопределялись теоретико-методологические позиции исследованияуточнялся понятийно-категориальный аппаратосновные положения теории решения изобретательских задач были адаптированы к условиям дошкольного образовательного учрежденияспроектирована программа исследования.

На втором этапе (1995;2000 гг.) осуществлялось обоснование и разработка педагогической технологии формирования культуры творческого мышления старших дошкольниковее концептуальных основ, когнитивного, рефлексивного и продуктивного компонентовпроводилась апробация технологии формирования культуры творческого мышления старших дошкольниковосуществлялась проверка и уточнение полученных научно-методических выводов.

На третьем этапе (2000;2005 гг.) был проведен локальный опытно-поисковый экспериментанализировались и обобщались полученные результатыосуществлялось текстовое оформление экспериментальных материаловформулировались выводы, разрабатывались методические рекомендации для педагогов и родителей, и была организована их апробация в педагогической практике дошкольных учреждений г. Туймазы Республики Башкортостан.

На четвертом этапе (2005;2011 гт.) осуществлялась систематизация материалов диссертациикачественный и количественный анализ результатовуточнение теоретических положений исследованияматериалы исследования апробировались в ходе подготовки бакалавров педагогики по профилям дошкольного образования БГПУ им. М.Акмуллыполученные результаты исследования апробировались на международных и всероссийских научно-практических конференциях, публиковались и распространялись на страницах ведущих научно-педагогических изданий.

Базой для проведения опьггао-поисковой работы выступили МДОУ № 6,9,18,21, 24 и начальная школа СОШ № 8 г. Туймазы Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 320 детей дошкольного возраста, 182 педагога, 346 родителей, 124 студента БГПУ им. М. Акмуллы.

Научная новизна результатов диссертационного исследования:

— раскрыты научные психолого-педагогические и психофизиологические основания формирования культуры творческого мышления старших дошкольников, опирающиеся на взаимосвязь детского творчества с психофизиологическими процессами, свойственными периоду дошкольного детства;

— обоснована и разработана педагогическая технология, обеспечивающая эффективность процесса формирования культуры творческого мышления старших дошкольников и соответствующая критериям технологичности: концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости;

— доказано, что реализация данной педагогической технологии оптимизирует процесс формирования культуры творческого мышления старших дошкольников, обеспечивая большинству дошкольников возможность раскрыть творческие проявления;

— выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования культуры творческого мышления старших дошкольников: обновление содержания образовательного процесса, реализация педагогической технологии формирования культуры творческого мышления старших дошкольников, комплексная педагогическая диагностика, построение субъект-субъектного взаимодействия детей и взрослых, проектирование предметно-развивающей среды.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— теория и методика дошкольного образования обогащается новыми моделями взаимодействия детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

— уточнено и предложено авторское определение ключевых понятий исследования («культура творческого мышления детей старшего дошкольного возраста», «педагогическая технология формирования культуры творческого мышления старших дошкольников»);

— выделена трехкомпонентная структура понятия «культуры творческого мышления» старших дошкольников и определены функции творческого мышления детей дошкольного возраста: ценностно-смысловая, аналитическая и развивающая;

— разработана структурно-функщ-юнальная модель формирования культуры творческого мышления старших дошкольников, опирающаяся на синтез системного, лично-стно-деятельностного, социоигрового подходов и включающая целевой, содержательный, функциональный и результативный компоненты;

— определены критерии и показатели сформированности культуры творческого мышления старших дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработано комплексное научно-методическое обеспечение формирования культуры творческого мышления старших дошкольников (портфолио творческих достижений, групповой журнал детского творчества, картотеки игр для развития детского творчества);

— разработаны и апробированы рекомендации по формированию культуры творческого мышления старших дошкольников для педагогов (тетради творческого роста педагога, консультации, планы занятий с детьми, программа взаимодействия с родителями, гостевой обмен опытом педагогов, планы метод ического объединения);

— предложены новые формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по развитию творческого мышления дошкольников (совместные занятия детей и родителей, сотрудничество при создании коллективного проекта, творческая организация совместных развлечений, конкурсы творчества);

— спроектирована творчески-развивающая среда группы, способствующая развитию творческого мышления детей и инициирующая к продуктивному детскому творчеству;

— разработанные на основе материалов исследования спецкурсы «Социоигровая педагогика» и «ТРИЗ в ДОУ» введены в учебный план и апробированы в ходе подготовки бакалавров педагогики ГОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы».

Материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования, а также в процессе подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности творческого мышления старшего дошкольника заключаются в возможности проявлять творчество в различных видах деятельности, представленных в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (2009): игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музьжально-художественной, чтение. В связи с этими требованиями, необходимо обновление содержания образовательного процесса дошкольного учреждения, включающее информацию о доступных дошкольникам способах активизации творческого мышления и методах теории решения изобретательских задач, а также практических умениях, осваиваемых и реализуемых детьми в индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

2. Творческое мышление старшего дошкольника — это осознанный, целенаправленный и управляемый процесс, связанный с поиском ребенком собственного варианта решения проблемы (задачи) и созданием творческого продукта детской деятельности как результата его творческого мышления. Культуру творческого мышления детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как свойство личности, проявляющееся в творческом восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего мира, направленное на создание нового продукта творческой деятельности, обогащающего детскую субкультуру.

3. Формирование культуры творческого мышления старших дошкольников осуществляется в рамках авторской педагогической технологии, разработанной на основе системного, личностно-деятельностного и социоигрового подходов и включающей следующие взаимосвязанные компоненты: целевой (социальный заказ, цель, задачи), содержательный (интеллектуальный, коммуникативный и деятельностный блоки), функциональный (педагогические условия, методика) и результативный (критерии, показатели и результаты). Процесс формирования культуры творческого мышления является достаточно технологичным в связи с необходимостью обеспечения комплексного влияния на развитие детского творчества.

4. Эффективность сформированности культуры творческого мышления старших дошкольников определяется следующими показателями: подготовка необходимых условий для творческой деятельностисоздание детьми нового продукта, используя доступные ресурсы (подручные и бросовые материалы, время, энергию) — придание объектам (предметам, явлениям) новых свойств и функцийкомбинирование различных (знакомых и новых) способов деятельностиумение организовать совместную творческую деятельность со сверстникамииспользование нового продукта в детской деятельностиличностная позиция ребенка по отношению к продукту творческой деятельности. Комплексная педагогическая диагностика критериальных показателей позволяет проследить динамику сформированности культуры творческого мышления старших дошкольников и выработать способы педагогического взаимодействия в решении поставленных задач.

5. Формирование культуры творческого мышления старшего дошкольника обеспечивается взаимодействием субъектов образовательного процесса на основе идей со-циошровой педагогики, организацией сотрудничества, партнерских, «ровеснических» отношений детей, педагогов и род ителей в индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Достижению цели исследования способствуют также новые формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по развитию творческого мышления дошкольников: совместные занятия детей и родителей, сотрудничество при создании коллективного проекта, творческая организация совместных развлечений, конкурсы творчества.

6. Формирование культуры творческого мышления старших дошкольников обеспечивается специальным проектированием творчески-развивающей среды группы и детского сада, соответствующей актуальным задачам развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста и инициирующей детей к творческой деятельности. Студии развития детского творчества, составляющие творчески-развиваюшую среду старших групп дошкольного учреждения, включают необходимые пособия и нетрадиционные материалы для формирования культуры творческого мышления старших дошкольников.

Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается: непротиворечивостью и четким обозначением теоретико-методологических позиций, выработке которых способствовал глубокий анализ научной литературы по теме исследования и содержания образовательной практикиприменением взаимодополняемого комплекса методов и методик исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследованиярепрезентативностью выборки исследования и глубокой интерпретацией наблюдений и полученных результатоввостребованностью материалов исследования в педагогической практике дошкольных учреждений.

Личное участие соискателя в исследовании выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемыдлительным периодом работы (более 25 лет) в должности методиста МДОУ № 21 г. Туймазыличным руководством и осуществлением всех этапов опытно-экспериментальной работыразработкой и адаптацией методов педагогической диагностикипроектированием педагогической технологии формирования культуры творческого мышления старших дошкольниковвнедрением материалов исследования в педагогическую практикупроведением городских методических объединений старших воспитателей по инновационным технологиям дошкольного образованияразработкой спецкурсов по теме исследованияопределении перспектив в решении проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде докладов на международном форуме «Проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых» (Санкт-Петербург, 2009) — в международных научно-практических конференциях: «Инновационные технологии в дошкольном образовании» (Шадринск, 2007; 2011), «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследований к технологиям сопровождения» (Санкт-Петербург, 2009) — на всероссийских научно-методических семинарах и конференциях: «Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ» (Челябинск, 2011) — «Оптимизация многоуровневой подготовки специалистов дошкольного образования» (Уфа, 2009; 2010) — «Современное состояние и перспективы речевого развития дошкольников» (Уфа, 2010) — на региональных научно-практических конференциях (г.Туймазы, 1992,2002; г. Ижевск, 1993,1995; г. Томск, 2011). Материалы исследования обсуждались на заседаниях научно-исследовательской лаборатории социокультурного развития дошкольника, кафедры дошкольной педагогики Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. По теме диссертации имеется 11 публикаций, из них одна монография и две статьи, опубликованные в издании, включенном в реестр ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 178 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 185 наименований и 12 приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами и рисунками, отражающими положения и результаты исследования.

Выводы по второй главе.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил определить педагогический инструментарий целенаправленного формирования культуры творческого мышления старших дошкольников. На основе выделенных нами критериальных показателей культуры творческого мышления старших дошкольников была проведена педагогическая диагностика развития творческого мышления, обоснованы и апробированы педагогические условия и факторы, влияющие на этот процесс. Проявление каждого критерия рассматривалось нами при помощи соответствующих методов и методик, способствующих выявлению и уточнению степени выраженности критериальных показателей культуры творческого мышления старших дошкольников.

Уровень сформированности культуры творческого мышления детей стал основой для отбора содержания преобразующего этапа эксперимента. Преобразующий этап эксперимента был направлен на формирование культуры творческого мышления дошкольников при помощи методов активизации творческого мышления детей и методов теории решения изобретательских задач с учетом принципов социоигровой педагогики. Осуществлялось обновление содержания и форм организации образовательного процесса детского сада на основе разработанной нами педагогической технологии формирования культуры творческого мышления старших дошкольников.

Организация творческого взаимодействия субъектов (ребенок-ребенок, воспитатель-ребенок) творческой деятельности осуществлялась на основе идей социоигровой педагогики. Мы выбрали новое направление взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию культуры творческого мышления старших дошкольников, результатом которой стала смена позиции родителей: из «наблюдателей» за процессом детского творчества они становились «участниками» совместной творческой деятельности с детьми.

Формирование культуры творческого мышления осуществлялось в условиях проектирования творчески-развивающей среды — пространства группы в виде студий детского творчества, соответствующих целям нашего исследования и основным видам деятельности детей, выделенным в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (2009). Деятельность детей в условиях созданной нами творчески-развивающей среды приобрела инновационный характер, осуществляя самостоятельный выбор видов и способов деятельности по созданию продукта детского творчества, они демонстрировали высокий уровень сформированности культуры творческого мышления и творческой деятельности. Высокие показатели сформированности культуры творческого мышления старших дошкольников на завершающем этапе локального эксперимента продемонстрировали эффективность предложенной нами авторской педагогической технологии.

Заключение

.

Проведенная работа по формированию культуры творческого мышления старших дошкольников подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующее заключение:

1. Социальные изменения в обществе, сопровождающиеся постановкой новых целей и задач перед системой дошкольного образования, повлияли на пересмотр содержания, форм и методов дошкольного образования. В Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (2009 г.) выделены следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, направленные на воспитание творческой личности. Эти виды деятельности соотносятся с идеями социоигровой педагогики о том, что творческие цели и задачи детей становятся целями и задачами взрослых — педагогов, родителей. Творчество предполагает отказ от авторитарности, регламентации, принуждения, заорганизованности и тотального контроля детской деятельности. Творчество исходит от детей, принося радость ребенку и окружающим его людям, оно доброе и полезное. Творчество возникает в совместной деятельности и в процессе свободного сотрудничества детей и взрослых. Именно на эти идеи мы опирались при разработке педагогических условий формирования культуры творческого мышления старших дошкольников.

2. Анализ теоретической литературы по проблеме исследования показал, что она рассматривается учеными в философском, психологическом, педагогическом, психофизиологическом аспектах с использованием разных подходов к содержанию творческого мышления и способам его развития у детей старшего дошкольного возраста. Нами разработано авторское определение понятия «культура творческого мышления дошкольника», выделены в его структуре когнитивный, рефлексивный и продуктивный компоненты, системно отражающие как содержание данного термина, так и этапы его формирования. Культура творческого мышления детей старшего дошкольного возраста — это свойство личности, проявляющееся в творческом восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего мира, и направленное на создание нового продукта творческой деятельности, обогащающего детскую субкультуру.

3. Анализ результатов нашего исследования показал возможность целенаправленного формирования культуры творческого мышления старших дошкольников и сориентировал нас на возможность технологизации данного процесса. Апробированная нами педагогическая технология формирования культуры творческого мышления старших дошкольников рассматривается нами как способ проектирования педагогического процесса, основанного на создании психолого-педашгических условий, определяющих обновление содержания теории и методики дошкольного образования в различных видах деятельности дошкольников, организацию индивидуальной и коллективной творческой деятельности субъектов с целью освоения детьми методов и приемов творческого преобразования действительности. Возможность и актуальность формирования культуры творческого мышления старших дошкольников обусловлена тем, что продукт творческого мышления ребенка рассматривался нами как средство преобразования окружающей действительности. Именно в продуктах детского творчества проявляются оригинальность, развитие, переработка идей, ассоциирование в той степени, которая свойственна детям старшего дошкольного возраста.

4. В качестве критериев сформированное&tradeкультуры творческого мышления старших дошкольников были выделены критерии оптимальности, достаточности и минимальности. Каждый критерий характеризовался показателями, позволившими проследить положительную динамику развития когнитивного, рефлексивного и продуктивного компонентов культуры творческого мышления старших дошкольников: подготовка необходимых условий для творческой деятельности, создание детьми нового продукта, используя доступные ресурсы (подручные и бросовые материалы, время, энергия), придание объектам (предметам, явлениям) новых свойств и функций, комбинирование различных (знакомых и новых) способов деятельности, умение организовать совместную творческую деятельность со сверстниками, использование нового продукта в детской деятельности, личностная позиция ребенка по отношению к продукту творческой деятельности.

5. С точки зрения личностно ориентированной педагогики любое взаимодействие людей между собой подразумевает общение и совместную деятельность. Принципиальными характеристиками общения и совместной деятельности педагога и ребенка является равенство в общении и партнерство. Равенство в общении обеспечивалось взаимным уважением к личности участников общения, диалектическим принципом самого процесса общения. Партнерство проявлялось в инициативном, доброжелательном и диалогическом общении детей, где каждый ребенок ощущает себя равным по своим возможностям и с другими детьми, и с педагогом. Равенство в общении и партнерство обеспечивали эффективность процесса формирования творческого мышления старших дошкольников. В процессе детского творчества создавалась детская субкультура, которая, вступая в диалог с культурой взрослого и с культурным наследием предыдущих поколений, воспроизводила продукт творческого наследия, передающийся другому поколению детей.

6. В процессе формирования культуры творческого мышления детей образовательная практика показала востребованность новых форм организации предметно-развивающей среды группы и детского сада. Нами были выделены принципы творче-ски-развивающей среды: разнообразие (наличие игрового, бытового, жизненно-важного материала для развития детского творчества) — простота и привлекательность (все предметы сделаны из простых, присутствующих в практической жизни ребенка, экологически чистых материалов) — логика построения творческих студийдоступность (расположение игрового, бытового, жизненно-важного материала на «уровне глаз» и «рук») — безопасность (оборудование и средства, необходимые для творчества). Разработанная и предложенная нами творчески-развивающая среда группы включала: студии игровой деятельности, коммуникации, трудовой деятельности, познавательно-исследовательской деятельности, продуктивной деятельности, музыкально-художественной деятельности, литературно-речевой деятельности. Предложенная нами творчески-развивающая среда группы способствовала творческой самореализации детей, они выбирали виды деятельности по собственному желанию, необходимые предметы и материалы и способы их творческого преобразования.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы связано с дальнейшей разработкой следующих направлений: взаимосвязи детского творчества с современным информационным обществомпроектирование дидактического и методического комплекса, способствующего формированию творческого мышления дошкольников, начиная с младшего дошкольного возрастаразработка педагогического инструментария формирования творческого мышления дошкольников на основе интеграции образовательных областей дошкольного образованиямодернизация творчески-развивающей среды детского сада, основанной на принципах социоигровой педагогикисравнительный анализ и выявление особенностей развития творческого мышления детей дошкольного возраста на основе I тендерного подходавзаимосвязь детского творчества с доминирующим левополушарным или правополушарным мышлением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Г. Детское творчество и народная сказка Текст./А.Г. Абса-лямова. -М.: Русский Раритет, 1998. — 124 с.
  2. , Е.А., Брофман, В.В., Булычева, А.И. и др. Чего на свете не бывает Текст. / Е. А. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева и др.//Под ред. О. М. Дьяченко, E.JI. Агаевой. М.: Просвещение, 1991. — 64с.
  3. , Г. С. Найти идею Текст./Г.С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука, 1986.- 132 с.
  4. , Г. С. Основы изобретательства Текст. / Г. С. Альтшуллер. -Тамбов: Изд-во Тамб. отд-ние, 1964. 124 с.
  5. , Г. С. Творчество как точная наука Текст./Г.С. Альтшуллер-М.: Изд-во «Советское радио». 1979. — 174 с.
  6. , Г. С. Теория решения изобретательских задач, справка «ТРИЗ-88» Текст./Г.С. Альтшуллер. Норильск, 1989. — 84 с.
  7. , Г. С., Шапиро, Р.Б. Психология изобретательного творчества / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро Текст. / Вопросы психологии. 1956. — № 6. -С.37−49.
  8. , Е.А. Развитие воображения и речи детей 4−7 лет: Игровые технологии Текст./Е.А. Алябьева. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
  9. , И. Развитие творческих способностей студентов по технологии ТРИЗ Текст. / И. Аляева. Дошкольное воспитание. — 1997. — № 8. — С.86−88.
  10. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев. М., 1998. — 346 с.
  11. , A.B. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на примере пространственных искусств Текст./А.В. Бакушинский. М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
  12. , Г. С., Лебедева H.H. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогического мышления) Текст./Г.С. Батищев, H.H. Лебедева. Вестник высшей школы. — 1989. — № 8. -С. 58−63.
  13. , О., Дружинина, Ю. Моделирование маленькими человечками Текст. / О. Белобрыкина, Ю. Дружинина. Дошкольное воспитание. — 1996. — № 5. — С.33−48.
  14. , Д.А. Личностно ориентированная педагогика Текст./Д.А. Белу-хин.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-448с.
  15. , H.A. Смысл творчества Текст./Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 2002. — 248 с.
  16. В., Нюкалов, В. Развиваем творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Текст./В. Богат, В. Нюкалов. Дошкольное воспитание. — 1996. — № 5. — С.17−19.
  17. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст./Д.Б. Богоявленская. Ростов на Дону, 1983.- 236 с.
  18. , Д.Б. Пути к творчеству Текст./Д.Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.-96 с.
  19. , Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте Текст./Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  20. , Э. Латеральное мышление Текст./Э. Боно//Пер. с англ. П. А. Самсонов. Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 384 с.
  21. , Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления Текст./Э. Боно/ЛТер. с англ. A.A. Курсков. Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 288 с.
  22. , Э. Нестандартное мышление: самоучитель Текст./Э. Боно // Пер. с англ. Мн.: ООО «Попурри», 2006. — 272 с.
  23. , Э. Развитие мышления: Три пятидневных курса Текст./Э. Боно/ЛТер. с англ. -Мн.ЮОО «Попурри», 2005. 128 с.
  24. , Э. Серьезное творческое мышление Текст./Э. Боно//Пер. с англ. Д. Я. Онацкая. Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 416 с.
  25. , A.B. О субъекте мышления и творчества Текст./ A.B. Брушлинский/Юсновные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С.39−55.
  26. , Т. Могущество Творческого Интеллекта Текст./Т. Бьюзен. -Мн.: ООО «Попурри», 2004. 160 с.
  27. , Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Текст./Л.А. Венгер. М., 1989. — 137 с.
  28. , И.Л., Кайков, И.К. Лестница идей. 20 уроков творчества Текст. / И. Л. Викентьев, И. К. Кайков. М., 1989. — 68 с.
  29. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст./Л.С. Выготский: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. -93 с.
  30. , Л.С. Мышление и речь Текст./Л.С. Выготский. М., 1956. -521 с.
  31. , Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Текст./Ю.Б. Гиппенрей-тер. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ЧеРо», 2004. — 240 с.
  32. А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хоровых игр: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002. —. с.
  33. А.П. Понятийный словарь русского язык. Толковая энциклопедия Текст. / А. П. Гуськова, Б. В. Сотин. М.: Русский язык. — Медиа, 2003. -869.
  34. , И.Я. Методическое пособие по организации проведению развивающих занятий с дошкольниками Текст./И.Я. Гуткович. — Ульяновск: Изд-во НМЦ «Садко». 100 с.
  35. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Авт. кол.: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие. СПб, 2002. — 248 с.
  36. Дошкольная педагогика: Учебное пособие Текст./Л.В. Трубайчук, С. Д. Кириентко, C.B. Проняева. Челябинск, 2010. — 290 с.
  37. , В.Н. Психология общих способностей (2-е издание) Текст./В.Н. Дружинин. СПб, 2002.
  38. , О.В. Творчество как сущностная характеристика человеческого бытия Текст. / О. В. Дыбина. М., 2001. — 240 с.
  39. , О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. М., 2002. — 44 с.
  40. , О.М. Развитие воображения у дошкольников Текст./О.М. Дьяченко. М.: Омега, 1997. — 124 с.
  41. , О.М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? Текст./О.М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. М., 1994. — 224 с.
  42. , А.П. Лабиринты общения, или Как ладить с людьми Текст./А.П. Егидес. М.: ACT — ПРЕСС КНИГА, 2006. — 368 с.
  43. , М.В. Практическая психология детского творчества Текст./М.В. Ермолаева. М., 2001. — 248 с.
  44. Ермолаева-Томина, Н. Б. Психология художественного творчества Текст./Н.Б. Ермолаева. М., 2005. — 128 с.
  45. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования Текст./Е.С. Заир-Бек. СПб, 1995. — 356 с.
  46. , Ю. Этерлинг. Версия чуда. Дети Индигов в России Текст.ЯО. Зе-мун. М.: ACT- СПб.: Сова, 2007. — 158 с.
  47. .Л., Зусман A.B. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения Текст./Б.Л. Золотин, A.B. Зусман. Кишинев: Лу-мина, 1988. — 246 с.
  48. , Б.Л., Зусман, A.B. Изобретатель пришел на урок Текст./Б.Л. Золотин, A.B. Зусман. Кишинев: Изд-во «Лумина», 1988. — 124 с.
  49. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов Текст. / Под общей ред. В.М. Букато-ва. СПб.: Речь- Образовательные проекты- М.: Сфера, 2009.-189с.
  50. , М.В. Развитие вербального воображения Текст./М.В. Ильина. -М.: Книголюб, 2005. 64 с.
  51. Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров Текст./Авт.-сост. Н. И. Филимонова. СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004. — 112 с.
  52. , М.С. В едином контексте: о культурологическом подходе к изучению сценического творчества Текст./М.С. Каган. М., 1981. — № 3. — С.85−90.
  53. , Т.Г. Детское изобразительное творчество Текст./Т.Г. Казакова. -М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. 192 с.
  54. Как воспитать в ребенке творческую личность?/ Серия «Мир вашего ребенка» Текст./Авт.- сост.: Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 224 с.
  55. Как стать еретиком / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1990.-98 с.
  56. , Т.Я., Гелазония, П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей Текст./ Т. Я. Кедрина, П. И. Гелазония. М: 1992. — 64 с.
  57. , Л. Тесты на креативность Текст. / Л. Кинг. Спб.: Питер, 2005. -96 с.
  58. , Н.И., Лейзеров, H.JI. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе) Текст./Н.И. Киященко, H.JI. Луйзеров. М.: Знание, 1984. — 112 с.
  59. , Т., Крейнина С. От Незнайки до . Текст./ Т. Клеймихина, С. Крейнина // Худ. O.P. Гофман. (Сер. Талантами не рождаются). — СПб.: АКЦИДЕНТ, 1996. — 174 с.
  60. Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. Москва — Ростов на Дону: Изд-во МарТ, 2005. — 448 с.
  61. , Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов Текст./Т.С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 120 с.
  62. , Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество Текст./Т.С. Комарова. -М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  63. , Т.С., Антонова, А.В., Зацепина, М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет Текст./Т.С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина Изд. 3-е испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
  64. , Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество дошкольников Текст./Т.С. Комарова, А.И.Савенков//Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. — 2005. — 128 с.
  65. Е. Развитие воображения Текст./Е. Кравцова. Дошкольное воспитание. — 1989. — № 12. — С.37−41.
  66. , Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника Текст./Е.Е. Кравцова. -М.: Просвещение, 1996. 160 с.
  67. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов и др. — Ростов на Дону, 2004. 124 с.
  68. , И.С. Гимнастика для ума. Логические задачи и головоломки Текст./И.С. Кротов. Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2006. — 288 с.
  69. , М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности Текст.: дис.. докт. пед. наук: М. В. Крулехт. — СПб., 1996. — 426 с.
  70. , Е. Школа творческой личности (Статья 1) Текст./Е. Крылов. -Дошкольное воспитание. — 1992. № 7−8. — С.11−20.
  71. , Е.К. Школа творческой личности (Статья 2) Текст./ Е. К. Крылов. Дошкольное воспитание. — 1992. — № 9−10. — С. 11−23.
  72. , Е. Школа творческой личности (статья 3) Текст./Е. Крылов. -Дошкольное воспитание. — 1993. № 3. — С. 15−26.
  73. , Е. Школа творческой личности (статья 4) Текст./Е. Крылов. -Дошкольное воспитание. — 1993. № 6. — С. 14−24.
  74. , Е. Школа творческой личности (статья 5) Текст./Е. Крылов. -Дошкольное воспитание. — 1993. № 11. — С.28−38.
  75. , Е. Школа творческой личности (Статья 6) Текст./Е. Крылов. -Дошкольное воспитание. — 1994. № 8. — С.44−52.
  76. , В.Т., Уразалиева, Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе Текст./В.Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева//Вопросы психологии. 2001. — № 4. -С.14−30.
  77. , И.Г., Кузнецова, В.В., Пыстина, Л. А. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром Текст./И.Г. Кудрякова и др. Саров: Изд-во «Детские сады Сарова». — 1997. — 148 с.
  78. , С.В. Педагогика личности: учебное пособие для высших и средних учебных заведений Текст./С.В. Кульневич//Под ред. Е.В. Бондарев-ской. Ростов-на-Дону, 1995. — С. 59−71.
  79. , Л.И. ТРИЗ в повседневную жизнь Текст./Л.И.Курбатова//Дошкольное воспитание. 1993. — № 4. — С. 24−27.
  80. , А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Проблемы развития психики Текст./А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 584 с.
  81. , И.Я. Дидактическая природа творчества Текст./Творчество и личность: межвузовский сборник научных трудов.- М., 1985. С.3−11.
  82. , С.Н. Жизнь моя — школа, или право на творчество Текст./С.Н. Лысенкова. — М.: Новая школа, 1995. 237 с.
  83. , O.E. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества: дис.. канд. пед. наук.-С-Пб.,-2008.-180 с.
  84. , Т.В., Синицина Е. И. Через игру к творчеству Текст./Т.В. Ляш-ко, Е. И. Синицина. — Методическое пособие. — Вып. 2. — Раздел 2. — Обнинск, изд-во «Интерколледж», 1994. — 78 с.
  85. , Т.В., Синицина, Е.И. Через игру к творчеству Текст./Т.В. Ляшко, Е. И. Синицина. — Методическое пособие. — Вып. 2. — Раздел 1. — Обнинск: Изд-во «Интерколледж», 1994. — 32 с.
  86. , O.E. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.07 / Люблинская Ольга Евгеньевна- РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008.-24 с.
  87. , И.Ю., Рыбникова, И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения Текст./И.Ю. Матюгин, И. К. Рыбникова. — Волгоград: Учитель, 2003.-61 с.
  88. , М.Д., Рещикова, C.B. Мы с друзьями целый мир (программа социально-эмоционального развития детей 7−10 лет) Текст./М.Д. Маханева, C.B. Рещикова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
  89. Мелик-Пашаев, A.A., Новлянская, З. Н. Ступеньки к творчеству Текст./ A.A. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская // Дошкольное образование. -2004. -№ 5 (125). — С.5−16.
  90. Методы развития творческого мышления / Авторы-составители: Марфи-дина В.А., Хархан Г. В., Шевченко Г. И. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. — Норильск: Изд-во АОИА России. 1996. — 64 с.
  91. , О.Б. Типология творческих задач. Учебно-методическое пособие для студентов, учителей и учащихся Текст./О.Б.Мочалова. Уфа: «Центр образовательных технологий», 2002. — 50 с.
  92. , A.B. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов Текст./А.В. Мудрик//Под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 1999. — 184 с.
  93. , И.Н. Когда я стану волшебником Текст./И.Н. Мураш-ковская. Рига: Изд-во «Педагогический центр». — 1994. — 62 с.
  94. , A.A. Страна загадок Текст./А.А. Нестеренко. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та. — 1993. — 27 с.
  95. , А.И., Страунинг, A.M. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии Текст./А.И. Никашин, A.M. Страунинг. Обнинск: Изд-во «Аспект — ТРИЗ», 1995. — 30 с.
  96. , Е.И. Психология детского творчества Текст./Е.И.Николаева. С-Пб.: Речь, 2006. — 220 с.
  97. , С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками Текст. /С.О. Николаева. М.: 1999. — 124 с.
  98. , Н. Играем по системе ТРИЗ Текст./Н. Огнева. Дошкольное воспитание. — 1997. — № 7. — С.78−81.
  99. , O.E. Развитие творческого мышления и воображения у детей: игры и упражнения Текст. / O.E. Озерова. — Ростов на Дону, 2005. 124 с.
  100. , Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей Текст./Е.А. Осипова. — М.: АРКТИ, 2004. — 114 с.
  101. , JI. Дети в перевернутом мире, или Попытка нового прочтения старой темы Текст./Л. Павлова. Дошкольное воспитание. — 1997. — № 8. -С.65−85.
  102. , Л.Ф. Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы Текст./Л.Ф. Павлюченко. Ульяновск. 1993. — 162 с.
  103. , А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст./А.П. Панфилова//Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  104. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей редакцией B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МАРт»: Ростов н/Д: Издательский центр «МАРт», 2006. — 336 с.
  105. , H.H. Мышление дошкольника Текст./Н.Н. Подъяков. — М.: Педагогика, 1977.-271 с.
  106. , H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников Текст./Н.Н. Подъяков. Вопросы психологии. — 1990.- № 1.- С. 16−19.
  107. , H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста (концептуальный аспект) Текст./Н.Н. Подъяков. Волгоград, 1994. — 186 с.
  108. , М.Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх Текст./М.Н. Полякова//Игра и дошкольник. -Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб, 2004. — С.42−68.
  109. , Я.А. Психология творчества Текст./Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  110. , О.В. Формирование творческого воображения у дошкольников: Учеб.- метод, пособие Текст./О.В. Попова. — Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007. 165 с.
  111. , О.Г. Педагогическое проектирование: основания, процесс, результаты (образовательная программа) Текст./О.Г. Прикот. СПб, 1998. — 84 с.
  112. , Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников Текст./Л.Н. Прохорова. М.: 5 за знания, 2007. — 256с.
  113. , Л. Развиваем творческую активность дошкольников Текст./Л. Прохорова. Дошкольное воспитание. — 1996. — № 5. — С.4−13.
  114. , Л. Развиваем творческую активность дошкольников Текст./Л. Прохорова. Дошкольное воспитание. — 1996. — № 8. — С.78−81.
  115. . Л. Развиваем творческую активность дошкольников Текст./Л.Прохорова. Дошкольное воспитание. — 1997. -№.- С.21−27.
  116. А.З. Творческое мышление. Монография Текст./А.З. Рахимов. .— Уфа: Изд-во «Творчество», 2005. 244 с.
  117. , А.З. Педагогическая технология творческого развития Текст./А.З. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. — 140 с.
  118. , А.З. Психодидактика творчества Текст./А.З. Рахимов. Уфа: Изд-во БГПУ им. М.Акмуллы. — 2002. — С.281.
  119. , Ю.Г. Интерактивное самообучение: Монография Текст./Ю.Г. Репьев. -М.: «Логос», 2004. 248 с.
  120. , Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие Текст./Л.С. Римашевская. -М., Центр педагогического образования, 2007. 112 с.
  121. , Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй Текст./Дж. Родари. Детский сад со всех сторон. — 2002. — № 20 (104). -24 с.
  122. , Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй Текст./Дж. Родари//Пер. с итал. Ю. А. Добровольской. М.: Изд-во «Прогресс». — 1978. — 343 с.
  123. , C.JI. Способности. Психология индивидуальных различий Текст./С.Л. Рубинштейн//Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: Изд-во, 2002. — С.20−39.
  124. , А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников Текст./А.И. Савенков. СПб.: Питер, 2004. — 272 с.
  125. , Т. Мыслить как гений Текст./Т. Сайлер//Пер. с англ. В.М. Боже-нова. Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 240 с.
  126. , Ю.П. Как стать изобретателем Текст.ЛО.П. Саламатов. М.: Просвещение. — 1990. — 124 с.
  127. , О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками Текст./О.Н. Самойлова. Ульяновск: Изд-во НМЦ «Садко». — 1996. — 39 с.
  128. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников Текст./Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1980. — 244 с.
  129. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие Текст./Под ред. Т. И. Ерофеевой.- М.: Академия. 344 с.
  130. Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  131. , Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности. Автореф.. канд. пед. наук. — ИОО МО РФ. — 1998. — 24 с.
  132. , Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи Текст./Т.А. Сидорчук. Ульяновск. — 1996. — 234 с.
  133. , Т.А., Хоменко, H.H., Лелюх, С. В. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ Текст./Т.А. Сидорчук и др. Ребенок в детском саду. — 2006. — № 3. — С.8−13.
  134. , Т.А., Хоменко, H.H., Лелюх, C.B. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ Текст./Т.А. Сидорчук и др. Ребенок в детском саду. — 2006. — № 4. — С.22−27.
  135. , Т.А., Хоменко, H.H., Лелюх, C.B. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ Текст./Т.А. Сидорчук и др. Ребенок в детском саду. — 2006. — № 5. — С. 10−15.
  136. Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет Текст./Дж. Силберг//Пер. с англ. Е. А. Бакушева. 2-е изд. — Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 192 с.
  137. , А.Э. Развитие творческого мышления детей Текст./А.Э. Симановский. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 192 с.
  138. , Т.В. Развитие интеллектуально-творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6 лет Текст./Т.В. Симева: дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1998.- 184 с.
  139. , В.Б. Исследование воображения творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии Текст./В.Б. Синельников. Дошкольное воспитание. — 1993. — № 10. — С. 69.
  140. , В.О. Интллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников Текст./В.О. Скворцова. Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 219 с.
  141. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.).- М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981.-1600 с.
  142. , М.В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2004.
  143. , Н.Ф., Миланович, Л.Г. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства Текст./Н.Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. Дошкольное воспитание. — 1996. — № 8.
  144. Сто фантазий в голове Текст./Авт.-сост. Т. В. Димитрова. Самара: Изд-во СОИПКиПРО. — 1996. — 132 с.
  145. , Л.П. Уроки сказки Текст./Л.П. Стрелкова. М., 1989. — 124 с.
  146. , О. Сказка в развитии дошкольника Текст.Ю. Сидловская. — Докшольное образование. 2001. — № 5.
  147. , А. Методы активизации творческого мышления Текст./А. Страунинг. Дошкольное воспитание. — 1997. — № 1. — С. 13−24.
  148. , А. Методы активизации творческого мышления Текст./А. Страунинг. Дошкольное воспитание. — 1997. — № 3. — С.13−24.
  149. , А. Методы активизации творческого мышления Текст./А. Страунинг. Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5. — С.13−24.
  150. , A.M. Задачи вокруг нас. О системах и противоречиях в окружающем нас мире: Учебно-методическое пособие Текст./А.М. Страунинг. — Обнинск: Изд-во ООО «Росток», 1998. 108 с.
  151. , A.M. Игры по развитию творческого воображения Текст./А.М. Страунинг. Ростов на Дону. — 1991.-136 с.
  152. , A.M. Методы активизации мышления дошкольников Текст./А.М. Страунинг. — 1 том: Учебно-методическое пособие. Обнинск: ООО «Росток», 1998. — 112 с.
  153. , A.M. Методы активизации мышления дошкольников Текст./А.М. Страунинг. 2 том: Учебно-методическое пособие. — Обнинск: ООО «Росток», 1998. — 96 с.
  154. , A.M. Методы активизации мышления дошкольников Текст./А.М. Страунинг. — 3 том: Учебно-методическое пособие. Обнинск: ООО «Росток», 1998. — 264 с.
  155. , A.M. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток», 1 том: Учебно-методическое пособие Текст./А.М. Страунинг.- Обнинск: ООО «Росток», 1998. 264 с.
  156. , Л.Ю. Развитие воображения у детей Текст./Л.Ю. Субботина.- Ярославль: «Академия развития». 1997. — 240 с.
  157. , Ю. Учись соображать!: 10 тренингов развития творческого мышления детей Текст./Ю. Тамберг. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 240 с.
  158. , Ю.Г. Как научить ребенка думать Текст./Ю.Г. Тамберг. Ростов на Дону, 2007. — 445с.
  159. , Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка Текст./Ю.Г. Тамберг. СПб, 2002. — 207 с.
  160. , Е.Е. Креативные тесты Текст./Е.Е. Туник. СПб.: Дидактика плюс. — 2002. — 240 с.
  161. Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Приказ МОиН от 23 ноября 2009 г.
  162. , Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства Текст./Д.И. Фельдштейн. — М.: Флинта, 1997. — С.8.
  163. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983.- 836 с.
  164. , A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя Текст./А.В. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.
  165. , P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника Текст./Р.М. Чумичева: дисс.. д-ра пед.наук. Ростов на Дону, 1995.-448 с.
  166. , В.П. Методика игрового общения Текст./В.П. Шашина. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 288 с.
  167. , В.А. Моделирование и философия Текст./В.А. Штоф. M.-JI.: Наука, 1966.-120 с.
  168. , Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму и счету Текст./Е.Е. Шулешко. М., Мозаика-Синтез, 2001. — 384 с.
  169. , З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких Текст./З.Г. Шустерман. М.: Педагогика-Пресс, 1993. -256 с.
  170. , М.Н., Шустерман, З.Г. Как попасть в сказку: Для мл. и сред, шк. возраста Текст./М.Н. Шустерман, З.Г. Шустерман. М.: Просвещение.: Владос, 1995. — 160 с.
  171. , М.Н., Шустерман, З.Г., Вдовина, В.В. «Поваренная» книга воспитателя Текст./М.Н. Шустерман и др. Норильск: Изд-во ТИУУ, 1994. -50 с.
  172. , Е. Учиться должно быть интересно Текст./Е. Щербакова. -Дошкольное воспитание. 1996. — № 5. — С.41−46.
  173. , Д.Б. Психология игры Текст./Д.Б. Эльконин. М: Владос.-1999. — 360с.
  174. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С.Я. Ба-тышева. М.: АПО. — 1999. — Т.2. — 440 с.
  175. , Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей Текст./Е.А. Юзбекова. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 128 с.
  176. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования Текст./И.С. Якиманская/ М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  177. Kasschau R. Psychology: exploring behavior. New Jersey, 1980. — P. 304 332.
  178. Анализ программ дошкольного образованиявыборка)
  179. Критерии «Детство» «Радуга» «Из детства — в отрочество» ТРИЗ
  180. Педагогическое взаимодействие «воспитатель-ребенок» Воспитание навыков сотворчества с взрослым Личностно-ориентированный стиль общения Восприятие ребенком педагога как партнера в игре Педагог учит находить истину
  181. Взаимодействие со сверстниками «ребенок-ребенок» Проявление инициативы в общении со сверстниками, участие в коллективных делах Взаимодействие с детьми
  182. Взаимодействие с детьми другого возраста «ребенок-малыш» Создание «детского сообщества» —
  183. Идеи социоигро-вой педагогики Создание в группе семейной обстановки Создание атмосферы доброжелательности, введение добрых традиций Идеи педагогики сотрудничества по созданию эмоционального комфорта
  184. Возможность выбора ребенком вида деятельности, партнеров, материалов Реализация права на свободу выбора деятельности Поощрять возникновение проблемных вопросов Самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности
  185. Инструкция к заполнению анкеты.
  186. По ряду вопросов Вам предлагаются варианты ответов. Прежде всего, внимательно прочитайте и проанализируйте их. Если Вы считаете необходимым дополнить данный круг вопросов, мы будем вам благодарны.
  187. Считаете ли Вы проблему развития творческого мышления детей актуальной на сегодняшний день?• да-• нет-• не знаю-• сомневаюсь.
  188. Укажите преобладающий характер деятельности детей на занятиях?• репродуктивный (повторение знакомого)-• творческий-• оба вида деятельности.
  189. На ваш взгляд, творческое мышление это:• творческое воображение-• креативность-• беглость мышления-• гибкость мышления-• оригинальность-• построение новых идей-• (свои варианты)
  190. Убеждены ли вы в возможности целенаправленного развития творческого мышления старших дошкольников?• да-• нет-• (свой вариант).
  191. Может быть, творческое мышление детей надо развивать индивидуально, ведь этот процесс довольно сложный?• да-• нет-• (свой вариант)
  192. Если Вы развиваете творческое мышление детей, то делаете это:• во время сообщения новых знаний-• в процессе уточнения полученных знаний-• в процессе закрепления и обобщения знаний.
  193. Приведите пример творческого проявления старших дошкольников в свободной игровой деятельности:
  194. Известны ли Вам какие-либо образовательные программы и технологии, направленные на развитие детского творчества? Назовите.
  195. Знакомы ли вы с Теорией решения изобретательских задач? (если вы с ней знакомы, то заполняете анкету дальше, если нет, то мы надеемся увидеть вас на семинаре по ТРИЗу, который проводит наша кафедра)•да-• нет-• имеем общее представление.
  196. Кто является автором данной теории?
  197. Как вы оцениваете свои знания в области применения теории решения изобретательских задач?• высокий-• средний-• низкий.
  198. В какой возрастной группе Вы применяете методы теории решения изобретательских задач?• с трех лет-• с четырех лет-• с пяти лет-• с шести лет.
  199. Укажите, какие именно методы теории решения изобретательских задач Вы используете в работе с детьми?
  200. Что бы вы посоветовали учителям начальных классов в вопросах формирования творческого мышления первоклассников — ваших выпускников?
  201. Благодарим за участие в исследовании !
  202. Матрица гостевого обмена опытом педагогов МДОУ № 21 г. Туймазы
  203. Ф.И. О. Радуга ТРИЗ Обучение грамоте Росток Социоигровая педагогика Здоровье Региональные программы
  204. Толстова Л.Н. О о О О О О О
  205. Ситдикова М.Х. О • • • О О О
  206. Хамзина Ф.М. О • • О • о о
  207. Харисова ДР. о • • о • о •
  208. Курмыгина Ф.Р. о • о о о о
  209. Лапотникова C.B. о о О о о о о
  210. Шайдуллина P.A. • • • о • о •
  211. Николаева H.A. о • • о • о •
  212. Осипова Т.А. о о • • о • о
  213. Л.А. • • • • • • о11. Маслова Н. Е. • • о о о о
  214. Хисамова М.С. о • о • о о •
  215. Зарипова Н.В. • о о • о о •
  216. Ишбулдина Д-А. о о • • • • ф
  217. Муртазина Т.Г. о о • • • • о
  218. Гергенрейдер М.А. о • • о • • о
  219. Торгашева О.И. о • • о • о •
  220. Хамитова С.С. о о • • о о о
  221. Абунагимова Г. Р. • • • о • • оф могу поделиться опытом ф — есть проблемные вопросы
  222. Л владею методикой не владею методикой
  223. ВОЛШЕБНИКИ (разработаны на основе рекомендаций И.Н. Мурашковской)
  224. Цель: развитие творческого мышления и воображения детей с помощью волшебников (Великан-Кроха, Бегунок-Ползунок, Замри-Отомри, Фея-Инверсия, Робот «Всеможет"-Робот «Можетголько», Дели-Давай, Фея Новинка-Фея Старинка, Туда-Сюда)
  225. Материал: таблица фантограмма, карточки с изображением волшебников.
  226. Увеличение-уменьшение (Великан-Кроха)
  227. Ускорение-замедление (Бегунок-Ползунок)
  228. Сделать объект динамичным -статичным (Замри-Отомри)
  229. Сделать наоборот (Фея Инверсия)
  230. Универсализация- специализация (РоботВсеможет-РоботМожеттолько)
  231. Дробление-объединение (Дели-Давай)
  232. Обновление-старение (Фея Новинка Фея Старинка)
  233. Смещение во времени вперед-назад (Туда-Сюда)е &
Заполнить форму текущей работой