Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка к учебным занятиям

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется… Читать ещё >

Подготовка к учебным занятиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формула эффективности любого учебного занятия включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Рассмотрим методику подготовки урока. Без особых доказательств понятно, что плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и несогласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может.

Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки, или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д.

Подготовительная работа сводится к приспособлению учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе лежит алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, оказывающих влияние на эффективность будущего занятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается:

  • а) в прояснении всех обстоятельств проведения урока — возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока;
  • б) во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе — на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представлено действие факторов, определяющих эффективность занятия. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Прогнозирование урока учитель осуществляет по специальным методикам с помощью так называемой прогностической линейки педагога или специальных компьютерных программ[1]. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

Проектирование (планирование) — завершающая стадия подготовки урока. Она заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления — это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планыконспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организацию предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.

В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:

  • • дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  • • название темы урока и класса, в котором он проводится;
  • • цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
  • • структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • • содержание учебного материала;
  • • методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
  • • учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
  • • задание на дом.
  • [1] Подробнее об этом см.: Подласый И. П. Педагогика. Углубленный курс: учебник: в 2 т. Т. 1., 2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой