Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия прогнозирования подготовки педагогических кадров в регионе: На примере Республики Башкортостан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В единстве системы подготовки кадров существуют разрывы между такими составляющими как «органы управления образованием — высшие учебные заведения — учебные заведения среднего профессионального образования — учреждения повышения квалификации — методические объединения — источники и каналы педагогической информации — среда формирования педагогического опыта». В указанной системе нет должной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РЕГИОНА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Становление прогностического подхода к управлению подготовкой педагогических кадров
    • 1. 2. Решение региональных образовательных проблем на основе синхронизации прогнозных подходов субъектов образования
    • 1. 3. Модельное представление процесса прогнозирования подготовки педагогических кадров для региона
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РЕГИОНА
    • 2. 1. Учет прогнозных характеристик системы региональной подготовки педагогических кадров Республики Башкортостан в опытно-экспериментальной работе

    2.2. Ассоциативно-кооперативная интеграция в деятельности регионального органа управления образованием и учебных заведений профессионального образования региона в формировании прогностической линии в подготовке кадров.

    2.3. Организация подготовки педагогических кадров региона на основе среднесрочной комплексной программы.

    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Организационно-педагогические условия прогнозирования подготовки педагогических кадров в регионе: На примере Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Требования современного этапа развития нашего общества и связанные с ними изменения в сфере образования выдвигают в качестве одной из важнейших задач развития — обновление всех аспектов образовательной политики, ее нацеленность на повышение роли и качества потенциала системы образования, подготовку, соответствующей новым требованиям, структуры кадров педагогических работников.

В Программе развития педагогического образования России на 2001;2010 годы в качестве одной из важнейших выделена проблема формирования профессионально компетентной личности педагога, способной самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты. Высокие требования к профессиональным качествам учителя, необходимость их постоянного совершенствования связаны, прежде всего, с особенностями самой профессии и системы подготовки педагогических кадров, изначально предполагающими творческий характер приложения сил. «Изменение структуры и способов педагогической деятельности не могло не быть связано с изменением ее содержательно-целевой ориентации. С переходом от знаниевой к личностной парадигме педагогической деятельности, когда ее целью становится формирование опыта ориентировки не в сфере отчужденных предметов и явлений, а в жизненной сфере в области самоорганизации личности. Это не просто одно из направлений ее трансформации, а становление педагогической деятельности как таковой, своеобразное возвращение к ее сущности», — пишет один из организаторов системы российского образования В. А. Болотов (58, с. 28).

Система педагогического образования должна решать задачу подготовки учителей с высоким интеллектуальным уровнем самосознания, способных к концептуальному мышлению, рефлексии творческой деятельности и готовых к самостоятельному управлению собственной профессиональной подготовкой, что позволяет более эффективно взаимодействовать с обучающей средой, быть активным субъектом профессионально-педагогического взаимодействия. Решение названных задач предполагает создание гибкой, открытой, вариативной, разноплановой системы педагогического образования, требует перехода на новые технологии, обеспечивающие не только овладение будущими учителями суммы накопленных знаний, но и формирование способности к саморазвитию и умению быть готовыми к проявлению своих сущностных сил.

Анализ современных исследований и практика отечественного и зарубежного педагогического образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблемам обучения и воспитания молодежи. Изменения в общественной жизни, осуществление политических и экономических реформ настоятельно требуют углубления и совершенствования всей образовательной системы как одного из приоритетных направлений государственной политики, гарантирующего стабильное социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее регионов, в том числе, и Республики Башкортостан.

Сегодня система школьного образования Республики Башкортостан включает в себя 5958 образовательных учреждений, из которых 2218 — дошкольные, 3301 общеобразовательные школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи, 28 вечерних школ, 13 педагогических училищ и колледжей, 22 детских дома, в том числе 6 — семейного типа, 120 профессиональных училищ и лицеев, 256 учреждений дополнительного образования. Численность учащихся в школах Республики Башкортостан составляет 697,7 тыс. человек.

Развивается сеть инновационных учреждений. В республике действуют 69 гимназий (в том числе 3 республиканских), 37 лицеев (4 республиканских), 197 школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Функционируют 86 интернатных учреждений, включающих 31 общеобразовательную школу-интернат, 16 детских домов, 32 коррекционные школы и школы-интерната, 6 детских домов семейного типа и специальную школу для детей и подростков с девиантным поведением. Создаются реабилитационные центры, службы помощи и поддержки детей и подростков.

Продолжается работа по модернизации структуры учреждений среднего, среднего и высшего профессионального образования. В 2002 — 2003 уч. году в Республике функционировало 12 государственных высших учебных заведения, 15 филиалов государственных вузов, 4 негосударственных учебных заведения высшего профессионального образования и 8 филиалов российских негосударственных вузов. В целом в системе высшего образования Республики Башкортостан обучается 150,7 тыс. человек.

Система среднего профессионального образования представлена еще шире: 77 государственных средних специальных учебных заведения из которых 38 колледжей, 25 техникумов, 14 училищ и 20 негосударственных ССУЗов. Обучение 103,4 тыс. человек осуществляется по 135 специальностям среднего профессионального образования.

Представляющие единое образовательное пространство, они обеспечивают функционирование и развитие системы образования в Республике (193).

В образовательной сфере Республики Башкортостан работают более 150 тыс. педагогов. Многие из них не просто профессионалы высокого уровня, но и пытливые, открытые для творческого восприятия новых идей, самостоятельно оценивающие их эффективность и состоятельность, люди. Ежегодные республиканские, российские и международные конкурсы: «Учитель года», «Школа года», «Красивая школа», «Директор года» и др., способствуют выявлению талантливых учителей и руководителей образовательных учреждений, проявлению творческого потенциала, без которого невозможно позитивное движение в образовательном пространстве.

Система образования в Республике Башкортостан крупнейший социальный институт, органично связанный с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни региона. Поскольку образование тесно связано со всеми гранями гражданского общества, наряду с гарантией конституционных прав и интересов в образовательной сфере, возникает необходимость приведения самой системы в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, создания предпосылок для ее дальнейшего развития на основе продуманного, научно прогнозируемого кадрового обеспечения, приумножения достижений и сохранения лучших традиций, существенного улучшения подготовки подрастающих поколений к жизни и труду в демократическом государстве с рыночной экономикой.

Программы, разрабатываемые в образовательной сфере призваны определить и систематизировать приоритеты, в соответствии с которыми и происходит актуализация тех или иных аспектов развития. Республиканские программы «Развитие образования на 1993;1998 годы», «Программа развития образования Республики Башкортостан на 1998;2003 годы» направлены на создание концептуальных основ совершенствования образования Республики Башкортостан. В них определены приоритетные направления подготовки кадров, раскрываются содержание и организационные задачи модернизации, установлены сроки и последовательность их решения, представлены структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности выполнения программ.

В законах Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об образовании» и в федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяются ориентиры на интеграцию образования, производства и науки. Ученые и практики связывают реализацию этого направления с усилением творческой компоненты в подготовке будущих специалистов, «.педагог — это не только учитель. Это и ученый-исследователь, скрупулезно изучающий особенности разнообразной педагогической деятельности в самых различных учебно-воспитательных ситуациях. Стремящийся за „деревьями“ частных и конкретных педагогических и не только педагогических фактов увидеть „лес“ общих, закономерных причинно-следственных связей, предопределяющих эффективность того или иного способа достижения целей образования во всей их иерархической многосложной структуре и соподчиненности» (84, с. 7).

На основе изложенного, необходимость глубокой модернизации системы подготовки кадров для образования заключается не только в обновлении педагогической парадигмы, но и в кардинальном пересмотре ее содержательной и технологической основы, а также смене ценностных ориентаций в подготовке кадров с учетом прогнозных характеристик указанного процесса.

В работах В. Г. Афанасьева, Г. Кунца, И. В. Блауберга, Б.С. Tejpшуйского, Ф. Тейлора В. Н. Садовского, С. О.'Доннела раскрываются фундаментальные подходы к управлению и прогнозированию развития социальнь"1Х систем. Е. С. Березняк, Ю. А. Конаржевский, П. В. Худоминский, М. И. Кондаков, С. А. Репин, М. М. Поташник определили общие закономерности управления целостными системами образования. Указанные исследователи обосновали необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для сферы образования, раскрыли проблемы взаимосвязи эффективности педагогического труда и качества управления образовательными системами.

Значительный вклад в разработку проблемы подготовки ьсадров для системы образования и совершенствования кадровой политики внесли Ю. В. Громыко, Н. Д. Никандров, В. И. Тенецианский, A.M. Новиков, Н. К. Сергеев.

В настоящее время исследователями заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы педагогического образования (С.И. Архангельский, О. А. Абдуллина, В. А. Сластенин, В. А. Беликов, С. А. Гильманов, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, Н. Е. Мажар, А. И. Мищенко, Э. Ш. Хамитов, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербаков и др.).

Несмотря на то, что система подготовки педагогических кадров в последние годы интенсивно развивается, ей присущи некоторые недостатки. В их числе — бессистемное ведение работы по определению потребности в педагогических кадрахтехнологическая необеспеченность формирования профессиональной деятельности на основе имеющегося опыта, нацеленность ее на сообщение готовых знаний, слабость междисциплинарных связей, отрыв логики усвоения учебного материала от предстоящей профессиональной деятельностислабо выраженная профессионально-педагогическая направленность образовательного процессанеполное использование потенциала личностных возможностей будущего педагога. Такое положение усиливает потребность в поиске новых подходов не только в самом педагогическом образовании, но и в определении способов совершенствования процесса профессионального становления педагога на всех уровнях подготовки с применением методов научно обоснованного прогнозирования.

Перед управленческими структурами стоит широкий спектр задач в образовании, которые необходимо решать с опорой на научные основы прогнозирования. Сейчас основным направлением кадровой политики Министерства образования Республики Башкортостан выступает работа по восполнению потребности образовательных учреждений в педагогических кадрах, совершенствованию системы подготовки специалистов, повышению престижа педагогической профессии. Вместе с тем, реализация указанных подходов все еще остается вне поля зрения исследователей.

Изложенное позволяет выделить ряд противоречий между:

— потребностью общества в развитии научно обоснованной кадровой политики и недостаточной разработанностью теоретических основ процесса профессионального становления педагогических кадров;

— необходимостью разработки прогностической модели кадровой политики, удовлетворяющей образовательные потребности социума, системы образования и личности и отсутствием действенных социально-педагогических механизмов управления данным процессом;

— развернувшейся инициативой субъектов управления образовательной деятельностью в плане разработки кадровой политики и бессистемностью организации управления этой деятельностью.

При всей широте и многообразии современных исследований проблемы профессионального становления будущего учителя, отсутствует четкая нацеленность педагогической науки на разрешение названных недостатков и противоречий, представляется недостаточно изученной проблема управления подготовкой кадров для образовательных учреждений на прогностической основе.

Историко-логический анализ по данной проблеме показывает, что долгие годы исследователи не хотели видеть в кадровой политике насущную потребность личности, обусловленную закономерностями профессионального становления педагога. При этом следует особо отметить, что процесс подготовки кадров не может эффективно функционировать без учета и использования прогностических аспектов, которые на разных этапах социальной организации способствуют внесению оптимизационных корректив в управленческие процессы. В этом плане особую актуальность приобретает осуществление необходимых изменений в сфере образования, вовлеченных в формирование новой генерации педагогических кадров, способных квалифицированно и своевременно решать образовательные задачи в изменившихся социально-экономических условиях развития страны и в сфере образования. Деятельность государственных и образовательных структур

Республики Башкортостан, связанных с воспроизводством педагогических кадров и созданием условий для успешной реализации педагогических задач должна предусматривать весь спектр научных, образовательных и организационных мер, нацеленных на успешное функционирование образовательных систем.

Вместе с тем, конкретная постановка обозначенных задач и их реализация еще не гарантируют получения должного результата, поскольку определение целей и степень их достижения в педагогической науке и практике не всегда четко прослеживаются. Результаты не всегда совпадают с поставленными задачами, что создает противоречия между целевыми прогностическими установками социума и качеством достигнутого. Подобное состояние приводит к снижению мотивации на развитие всех задействованных сторон и, как следствие, ведет к разнонаправленности целевых установок.

Такого рода противоречия могут быть разрешены введением прогностического управления процессом подготовки кадров. В то же время проанализированные нами работы освещают лишь отдельные аспекты данной проблемы, что позволяет говорить об отсутствии целостного подхода к ее решению. Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, недостаточная разработанность в педагогической теории, вытекающие из достаточно сложной проблемы, обусловили выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия прогнозирования подготовки педагогических кадров в регионе (на примере Республики Башкортостан)».

Цель исследования — разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация организационно-педагогических условий успешности осуществления кадровой политики в области подготовки педагогических кадров в Республике Башкортостан на основе научного прогнозирования.

Объект исследования — региональная система подготовки педагогических кадров.

Предмет исследования — прогнозирование подготовки педагогических кадров.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность прогнозирования подготовки кадров будет обеспечена при выполнении следующих условий: подготовка педагогических кадров будет выступать как развивающаяся система, взаимосвязь элементов которой детерминирована динамическими факторами, базирующимися на современных подходах к прогнозированию самоорганизующихся системпрогнозирование кадровой политики обеспечивается путем реализации модели, разработка и внедрение которой осуществляется на основе идей, представленных в виде долгосрочных или среднесрочных программ, учитывающих особенности и перспективы развития федерального образовательного пространства и региональных условийориентация на проблемный анализ и разработку путей решения конкретных, локализованных проблем в деятельности системы непрерывного и профессионально-педагогического образования в Республике Башкортостан будет осуществляться с учетом специфических региональных условий за счет ассоциативно-кооперативной интеграции деятельности субъектов кадровой политики.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу прогностического подхода к подготовке педагогических кадров.

2. Уточнить сущность, структуру и содержание прогностической деятельности в контексте реализации кадровой политики и ее субъектов, находящихся в условиях ассоциативно-кооперативной интеграции деятельности.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия прогнозирования подготовки педагогических кадров в регионе.

4. Разработать рекомендации, способствующие осуществлению прогнозирования подготовки педагогических кадров в национальном регионе.

Методологическая основа исследования. При определении исходных методологических основ мы опирались на философские идеи о единстве общего, особенного и единичногофилософские и педагогические концепции, раскрывающие управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерноститеорию социального управления.

Базовыми для разработки эффективности программы исследования стало рассмотрение системного (В.П. Беспалько, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, С. А. Репин, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева, Т. И. Шамова и др.), личностного (А.С. Гаязов, Н. В. Немова, П. И. Третьяков, Р. Х. Шакуров, И. К. Шалаев, и др.), культурологического (B.JI. Бенин, B.C. Библер, М. М. Левина, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.), оптимизационного (Ю.К. Бабанский, М. М. Поташник, В. А. Черкасов и др.), проблемно-ориентированного (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, Н. В. Немова, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.), ситуационного (М. Альберт, B.C. Лазарев, М. Мескон, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Ф. Хедоури и др.) рефлексивно-деятельностного (Г.Г. Гранатов, Т. М. Давыденко, А. Я. Найн и др.), прогностического и проектировочного (М.Н. Скаткин, Ю. В. Громыко, Л.М. Кустов), технологического (П.Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, В. П. Беспалько и др.) подходов, определяющих в концептуальном плане необходимость отношения к подготовке педагога, как к системе, в которой последний является самоуправляемым субъектом развития.

Методы исследования. Для достижения поставленных целей и решения сформулированных задач педагогического эксперимента мы использовали комплекс взаимодополняющих методов научно-педагогического исследования, среди которых: методы теоретического анализа — сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделированиедиагностическиетестирование, метод независимых экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, анкетирование, интервьюирование, ранжированиеобсервационные — прямое, косвенное и включенное наблюдение за профессиональной деятельностью учителейпраксиометрические — анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение передового педагогического опытаконстатирующий и формирующий экспериментыметоды математической и компьютерной обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились.

Министерство образования РБ, Управление образования администрации города Уфы, Башкирский государственный педагогический университет, Башкирский государственный университет, Башкирский институт развития образования, Бирский и Стерлитамакский государственные педагогические институты, негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения (Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, Башкирский экономико-юридический техникум), педагогические учебные заведения среднего профессионального образования, отделы образования администрации Благоварского, Бураевского и Чишминского районов Республики Башкортостан.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1996;1998 гг.). Целенаправленное изучение проблемы, степени ее разработанности в теории педагогического образования, накопление эмпирического материала. Результаты теоретико-экспериментальной проработки проблемы в названном направлении связаны с теоретической разработкой проекта программы «Кадры системы образования Республики Башкортостан». На этом этапе мы использовали такие методы исследования, как анализ научной литературы, изучение эффективного опыта, включенное наблюдение.

Второй этап (1998;2002 гг.). Теоретический анализ проблемы исследования: историографический и сравнительно-сопоставительныйпостроение прогнозируемой гипотезы и программы исследования, изучение передового педагогического опыта, проверка гипотезы в процессе опытно-экспериментальной работы. Вносились предложения в комплексную программу «Кадры системы образования Республики Башкортостан». Разрабатывались основные положения модели прогностического управления процессом подготовки педагогических кадров и технология ее реализации в системе разноуровневого педагогического образования на базе вузов, колледжей и училищ. В качестве основных на этом этапе использовались следующие методы: интервьюирование, эксперимент, анализ, синтез, экспертная оценка.

Третий этап (2002;2004 гг.). Определялась логика изложения материала, проводился эксперимент, уточнялись теоретические и практические выводызавершена работа по систематизации и оформлению результатов исследования. На данном этапе использовались такие методы, как анализ, обобщение, эксперимент, прямое и косвенное наблюдение.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены особенности прогнозирования взаимодействия органов управления системой регионального образования и учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров в Республике Башкортостан, представленных в виде единой модели и реализованных в виде долгосрочных и среднесрочных программ.

2. Обоснована совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу прогностического управления подготовкой педагогических кадров с целью дальнейшей модернизации целевых, содержательных, технологических и оценочно-рефлексивных компонентов системы непрерывного профессионально-педагогического образования Республики Башкортостан на основе ассоциативно-кооперативной интеграции деятельности субъектов кадровой политики.

3. Определены организационно-педагогические условия:

— подход к подготовке педагогических кадров как к развивающейся, самоорганизующейся системе, в которой взаимосвязь элементов детерминирована динамическими факторами, базирующимися на современных подходах к прогнозированию самоорганизующихся систем и историческом опыте ее организации;

— прогнозирование кадровой политики на основе реализации модели, основанной на долгосрочных и среднесрочных программах развития федерального образовательного пространства с учетом региональных условий;

— ориентация на проблемный анализ и разработку путей решения конкретных, локализованных проблем в деятельности системы непрерывного и профессионально-педагогического образования Республики Башкортостан с учетом специфических региональных условий образовательной практики и реализации ассоциативно-кооперативной интеграции деятельности субъектов кадровой политики, — способствующие успешному осуществлению программы «Кадры системы образования Республики Башкортостан».

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущностных признаков процесса прогнозирования деятельности органов управления системой регионального образования и учебных заведений на основе модельных представлений и реализованных в виде долгосрочных и среднесрочных программ, что может стать теоретической базой для дальнейших исследований.

Практическая значимость заключается в том, что созданная прогностическая модель управления подготовкой педагогических кадров, структура ее функциональных компонентов может стать основой планирования деятельности образовательных учреждений различного уровня. Материалы исследования использованы при разработке и реализации комплексной программы «Кадры системы образования Республики Башкортостан» на 2000 —.

2003 годы, внедрены в практику городских и районных структур управления образованием, могут использоваться в высшей школе и учебных заведениях среднего профессионального образования в процессе подготовки студентов, при разработке программ, учебных курсов и семинаров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, интеграцией различных подходов к решению поставленной проблемыприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логикедлительным характером и повторяемостью результатов опытно-экспериментальной работырепрезентативностью и статистической достоверностью полученных результатовсопоставлением полученных результатов с массовым опытом подготовки специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

— процедура прогнозирования самоорганизующихся и развивающихся образовательных систем, реализация которого обеспечивает управляемость и продуктивность процесса подготовки педагогических кадров для региона на основе учета достижений и результатов развития регионального образования, детерминированного современными динамическими факторами;

— модель прогнозирования' кадровой политики, включающая базовые подсистемы, конкретизированные в виде долгосрочных или среднесрочных программ, учитывающих перспективы развития кадровой политики в едином федеральном, региональном и муниципальном образовательном пространстве;

— проблемный анализ и разработка путей решения конкретных, локализованных проблем в деятельности системы профессионально-педагогического образования региона и их реализация возможностями, формами и средствами ассоциативно-кооперативной интеграции деятельности субъектов кадровой политики.

Апробация и внедрение в практику основных положений исследования осуществлялись при разработке и реализации комплексной Программы «Кадры системы образования Республики Башкортостан» на 2000 — 2003 годы, Программы развития системы образования г. Уфы на 2001;2005 гг., планировании, организации работы Совета по реализации комплексной программы «Кадры системы образования Республики Башкортостан» на 2000 -2003 годы при Министерстве образования РБ и координации деятельности методических служб управленческих структур различного уровня. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики Башкирского государственного педагогического университета и Челябинского государственного университета, Совета управления образования администрации г. Уфы, на городских, республиканских, региональных и всероссийских научно-практических конференциях, съезде учителей Республики Башкортостан.

Объем и структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы по проблемам исследования, включает 13 таблиц, 4 рисунка.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Несмотря на целенаправленную работу, в сфере образования ощущается дефицит не только квалифицированных специалистов, но и личностей и групп, способных обеспечивать решение сложных педагогических вопросов, принимать наиболее правильные решения в условиях сложной и неоднозначной современной ситуации ответственности, вызванной сегодняшним состоянием социально-экономических и психолого-педагогических преобразований. Данные компоненты, как было выявлено в ходе исследования, обусловливают не только степень выраженности знаний, умений и навыков, направленности и ценностных ориентаций личности, но и эффективность педагогического труда, определяют успешность деятельности по прогнозированию, организации, реализации и контролю образовательного процесса. Анализ эмпирических материалов позвояет установить слабость работы по подготовке учителей в регионе. Неоднозначен и подход педагогов, органов управления и учреждений образования к различным видам подготовки, что выступает фактором снижения эффективности процессов совершенствования и модернизации образовательных систем. При устранении данного фактора система образования превращается в самоуправлямую систему, выполняющую функции управляемой и управляющей подсистем.

В единстве системы подготовки кадров существуют разрывы между такими составляющими как «органы управления образованием — высшие учебные заведения — учебные заведения среднего профессионального образования — учреждения повышения квалификации — методические объединения — источники и каналы педагогической информации — среда формирования педагогического опыта». В указанной системе нет должной целостности и преемственности по многим параметрам: целям и задачам, содержанию и форме обучения. Этапы движения в самообразовании и повышении квалификации сопряжены чисто хронологически и между ними сложились своего рода пограничные организационные барьеры, нередки содержательные, понятийные несоответствия и прямые противоречия. В реальной практике подготовки кадров направление взаимодействия этих структур пока расходятся. Каждая из них стремится к созданию реального и целостного педагогического процесса под свою теоретическую схему, что ведет к существенному разрыву в понимании качества подготовки кадров. Следствием этого выступает непоследовательность, бессистемность и фрагментарность в выполнении задач подготовки, управления и прогнозирования подготовки кадров в регионе.

Недостаточно подготовленные специалисты в настоящее время не только обучают, но и формируют миропонимание, культуру учащихся, вырабатывают алгоритмы поведения в дальнейшей жизни, осуществляют процесс социализации, педагогического просвещения и дальнейшей передачи опыта.

Современная образовательная система нуждается в повышении качества подготовки специалистов в сфере ценностно-целевых, содержательно-технологических и рефлексивно-оценочные компонентов образовательного процесса, разработки новых организационных форм, методов и методик подготовки педагогических кадров с учетом достижений психолого-педагогической науки. Постоянное овладение новыми знаниями и профессиональными навыками является непременным условием сохранения квалификации педагога и должно обеспечиваться государственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Только сочетание компетентности и мобильности делает подготовку кадров для образовательной системы региона адекватной общественным, государственным запросам и потребностям самой личности.

Указанные недостатки позволяет устранить ассоциативно-кооперативная интеграция в деятельности структур, занимающихся подготовкой педагогических кадров.

В среднесрочной комплексной программе подготовки педагогических кадров Республики Башкортостан «Кадры системы образования Республики Башкортостан» на 2000 — 2003 годы, подготовленной по плану нашей опытной работы, определены основные направления работы органов государственной власти и органов управления образованием Республики Башкортостан, связанные с воспроизводством педагогических кадров и созданием условий для их успешной деятельности. Программа предусматривает целый спектр правовых, научных, образовательных и организационных мер, обеспечивающих успешное функционирование педагогического образования и педагогической деятельности.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выяснить, что при целенаправленной организации работы включающей организацию, функционирование и ассоциативно-кооперативную интеграцию деятельности субъектов подготовки кадров на основе среднесрочной комплексной программы по подготовке педагогических кадров, опора на соответствующее прогнозирование становится важнейшей частью деятельности системы регионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Категории «управление» и «прогнозирование» относятся к числу межнаучных понятий, а в педагогической науке они сегодня становятся ключевым, и проецирующими в своем содержании множество возможных воздействий на систему образования и отдельные ее компоненты, ведущих к улучшению и оптимизации ее функционирования. Системный подход является действенным путем соединения в единое целое отдельных составляющих образования, его упорядочения и перевода всей системы в новое качественное состояние.

Динамика изменений в системе образования, безусловно, предусматривает периодически происходящие переходы системных содержащих из одного состояния в другое в силу действующих внешних и внутренних воздействий и причин их обусловливающих. Именно идея оптимизации, упорядочения процессов и состояний в сложных, перманентно усложняющихся системах легла в основу формирования и определения понятий «управление» и «прогнозирование» в том широком смысле слов, в котором они наиболее часто используются в общей теории управления. В данных определениях подчеркнут важный элемент, обеспечивающий не только функционирование и сохранение системы образования, но и ее целенаправленное развитие, обогащение ее квалифицированными кадрами.

В настоящее время в рамках теории управления получают развитие различные подходы, которые нашли воплощение в предложенной ассоциативно-кооперативной интеграции деятельности субъектов подготовки кадров для образовательной системы региона.

Концептуальные положения, которые определены в ходе опытно-экспериментальной работы следующего порядка:

1. Интеграция выступает базовым понятием, на котором строятся возможные формы ассоциации и различные способы кооперации. Определенная нерядоположенность и наличие иерархичности в нашем контексте отвечает лишь задачам нашего исследования и не может быть воспринята как всеобщая характеристика педагогических явлений.

2. Ассоциативно-кооперативные связи вызваны к жизни сложностью ассоциируемых и кооперируемых субъектов, когда простая интеграция не может охватить все стороны изучаемого и реализуемого процесса, а новые связи, наоборот, помогают обогатить их новым содержанием.

3. Интеграция более применима в том случае, когда речь идет о взаимосвязях учебного материала, или при реализации содержания образования, вместе с тем, опытно-экспериментальная работа, организованная нами, включает в себя не только ассоциативные и кооперативные типы связей, но и интегративные, призванные более широко представить и обозначить границы участвующих в эксперименте субъектов.

4. Интегративный тип связей регионального органа управления образованием и учебных заведений профессионального образования региона в формировании прогностической линии в подготовке педагогических кадров, опирается на традиционные, уже проверенные временем способы реализации, тогда как ассоциативно-кооперативные требуют новых форм.

Как показали наши исследования, система подготовки педагогических кадров представляет собой развивающуюся, самоорганизующуюся систему, в которой взаимосвязь составляющих ее элементов детерминирована динамическими факторами, базирующимися на современных подходах к прогнозированию самоорганизующихся систем. Кроме того, отмечен ряд основных тенденций, лежащих в основе развития региональной системы образования, которые нельзя не учитывать при прогнозировании подготовки педагогических кадров:

Во-первых, процесс децентрализации в подходах к образованию как общественному феномену неизбежно ведет к необходимости делегирования, по возможности, большого количества функций и полномочий в регионы. Этому способствует стремление к определенной автономности субъектов Российского государства при сохранении его целостности и единого социального, экономического, производственного и, как следствие, образовательного пространства.

Во-вторых, единство образовательного пространства России оставляет за федеральным центром такие важные рычаги, как финансирование высшего образования и планирование контингента студентов в целом и по специальностям, предоставив регионам самостоятельность в определении главных приоритетов в кадровой политике.

В-третьих, оставляя решение части проблем субъектам, центр освобождает себя от решения ситуативных проблем.

В-четвертых, в суть проблемы регионализации вплетена экономическая нить — часть расходов по поддержанию жизнедеятельности учебных заведений и системы подготовки и переподготовки кадров несут регионы, что само по себе является важным «довеском» к автономизации управленческих структур в образовании регионов.

В-пятых, региональные образовательные системы, набирая опыт, методологию и методы в стратегиях, в осуществлении прогнозов доказали свою жизненность, при этом своеобразно укрепив единое образовательное пространство.

Прогнозирование реализации кадровой политики в таких условиях реализуется через соответствующее, опирающееся на научно-методическое обеспечение модель процесса, разработка и внедрение которой осуществляется на основе идей, представленных в виде долгосрочных или среднесрочных программ, учитывающих особенности и перспективы развития федерального образовательного пространства и региональных условий;

Примером является уникальная экспериментальная комплексная программа «Кадры системы образования Республики Башкортостан», представленная в нашей работе. Главный итог нашей экспериментальной работы заключается в том, что указанная программа из разряда локального экспериментального предложения перешла в разряд общереспубликанской комплексной программы реализации кадровой политики.

Основными приоритетами региональной системы образования и соответствующей системы подготовки кадров сегодня выступают:

— оптимизация сети образовательных учреждений республики по ее регионам;

— организация системы профессионального образования в соответствии с потребностями развития Республики Башкортостан;

— широкое внедрение в образование всех форм республиканского образовательного стандарта, позволяющего соединить социализацию и профессионализацию личности со спецификой развития региона;

— гуманизация образования как ориентация всей системы образования на жизненные потребности личности и ее целостное развитие;

— обновление содержания, методики и технологии обучения, расширение инновационной деятельности;

— расширение и повышение качества преподавания экономических дисциплин, информатики, иностранных языков;

— укрепление взаимодействия научных и образовательных учреждений Республики Башкортостан, повышение научно-теоретического уровня разработки проблем образования;

— развитие дистанционных технологий обучения;

— комплексное улучшение материально-технической базы образования, обеспечение необходимого финансирования системы образования РБ, изыскание дополнительных, в том числе внебюджетных источников;

— совершенствование системы социальной защиты педагогов, сотрудников образовательной сферы и учащихся;

— развитие образовательных учреждений всех форм собственности с учетом потребности региона;

— осуществление ассоциативно-кооперативной интеграции в деятельности субъектов кадровой политики в регионе.

Ориентация на проблемный анализ и разработку путей решения конкретных, локализованных проблем в деятельности системы непрерывного и профессионально-педагогического образования Республики Башкортостан с учетом специфических региональных условий образовательной практики за счет ассоциативно-кооперативной интеграции деятельности субъектов кадровой политики, как показали результаты нашего исследования, становится опытом, который может экстраполироваться и в другие регионы Российской Федерации в качестве одного из возможных вариантов подготовки кадров для системы образования.

Результаты исследований позволили сделать выводы о том, что в региональной системе образования развитие получают те направления, которые реально поддерживаются реализацией целевых программ, организационным, научно-методическим и кадровым подкреплением.

Структурная и уровневая универсальность нашей модели подготовки педагогических кадров для региона позволяет использовать ее для прогнозирования эффективности функционирования управленческих и педагогических систем, уполномоченными решать указанные задачи.

Требует дальнейшего изучения такой аспект, как экспертиза прогнозных параметров развития образовательной системывыработка общих критериев для оценки деятельности всех субъектов кадровой политикиизучение адаптационных механизмов внедрения разработанной модели и принятия комплексной программы развития системы кадрового обеспечения на уровне субъектов Урало-Поволжского региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 304 с.
  3. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М. Политиздат, 1985. 263 с.
  4. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Тоника, 1994. — 608 с.
  5. Р.Ш. Проектный подход к личностному образованию. Уфа: БГПИ, 1999.- 132 с.
  6. Ю.С. Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 92 -99.
  7. Ф 7. Амиров А. Ф. Допрофессиональная социализация школьников: аспектпедагогического руководства. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 238 с.
  8. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990.-540 с.
  9. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих, труды. В 2-х томах. М., 1980. Т.П. — С. 9−127.
  10. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 384 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика. — 1980.Т.1. — С. 16 — 178.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во КГУ, 1996. -586 с.
  13. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личностиЩменеджера. Казань, 1992. — 207 с.
  14. A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. — Уфа, 1997.- 167с.
  15. Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск, 1998. — 140с.
  16. Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во МГУ, 1971.- 152 с.
  17. В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998.- № 1. — С. 18 -23.
  18. М.В. Муниципальная система образования. М.: «Педагогика-Пресс», 1999. — 136 с.
  19. М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. Новокузнецк, 1999. -38 с.
  20. М.В. Управление дифференцированным обучением школьников в промышленно развитом регионе: Монография. Кемерово, 1997. — 232 с.
  21. М.В. Управление муниципальной образовательной системой: опыт Сибирского региона // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 14−18.
  22. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  23. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.Политиздат, 1981. 432 с.
  24. К.Ш. Логико-методологические аспекты педагогических исследований // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Уфа: Изд-во БГПИ, 1997.-С. 3−5.
  25. К.Ш., Амиров А. Ф. Краткий словарь педагогических понятий. — Уфа, 1994.- 16 с.
  26. К. Ш. Соловьянюк В.Т. Профессиональная направленность общеобразовательного процесса в средних учебных заведениях. Уфа: БГУ, 1998.- 104с.
  27. .В. Категориальный аспект понятия интеграции // Диалектика как основа интеграции научного знания. Л.:ЛГУ, 1984. — С.50−59.
  28. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  29. Ю.К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей // Избр. пед. труды. М.: Педагогика, 1989. — С. 365−378.
  30. Е.М. Социология управления: Уч. пособие для студентов вузов. -М.: Тетрасистема, 2000. 288 с.
  31. А. Факторы мотиваторы // Директор школы. — 1997, — № 1, — С. 9−13.
  32. Н.Ю., Глуздов В. А., Загренова Л. В. Регионализацияобразовательной системы (из опыта Нижегородской области) // Педагогика. — 1999.-№ 2.-С. 13- 17.
  33. A.M. Педагогические основы управленческого общения в школе: теория и практика. — Челябинск, 1997. 275 с.
  34. З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 98 — 101.
  35. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. -Свердловск, 1990. С. 5 — 25.
  36. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург, 1992. -305 с.
  37. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. — Челябинск: ЧГПУ: Факел, 1995.1. Щ>141 с.
  38. А.С., Жукова Н. К. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург, 1998. — 75 с.
  39. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М.: Тодек, 1996.-318 с.
  40. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилище. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  41. А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 68 — 72.
  42. JI.A. Философский образ человека и модели воспитания. -Екатеринбург, УралГУ, 1994. — 138 с.
  43. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  44. М.Н. Интеграция общего и профессионального образования // Педагогика. 1990. — № 6. — С. 57−60.
  45. М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.- 170 с.
  46. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Томск: Издательство Томского университета, 1988.— 222с.
  47. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. № 1. — С.9−11.
  48. В.П. Педагогика и педагогические технологии. М.: Российское педагогическое агентство, 1999. — 150 с.
  49. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  50. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 3 — 10.
  51. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  52. П.П. Новые программы ГУСа и учитель. М.: Издательство «Работник Просвещения», 1925. — 34 с.
  53. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  54. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С. 65 — 71
  55. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.-190 с.
  56. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  57. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Инст. практической психологии. — Воронеж, 1995.-352 с.
  58. В.А. Педагогическое образование России в новых условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление. — Волгоград: Перемена, 2001. 324 с.
  59. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  60. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 145 -146.
  61. П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996.-№ 10.-С. 62−65.
  62. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11 — 17.
  63. В.П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика. -1993. № 4. — С. 3 — 15.
  64. В., Горленко О., Попков В. Регион и вузовская наука // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 30 — 36.
  65. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль. 1978. — 216 с.
  66. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3 — 8.
  67. А.П. Философское основание современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15 — 19.
  68. Е.Э. Педагогические условия применения НИТ в преподавании предметов школьной программы // ЭВТ в обучении и моделировании: Сб. науч. тр.: В 2-х ч. Всерос. науч. конф. 9−10 июня 2001 г. г. Бирск.: БГПИ, 2001. ч. 2. -С.145−147.
  69. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  70. Н.А. Вопросы управления // Вопросы организации и управления. -№ 2.- 1922.-С. 19−28.
  71. К.Н. Психологи о педагогических проблемах / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  72. Н.Д. Подготовка педагогов общеобразовательных школ к исследовательской деятельности как фактор повышения их квалификации. -Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 1998. — 19 с.
  73. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков, 1997. — 421с.
  74. Н.А. Управление развитием консалтинговой деятельности методической службы города: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999. -210 с.
  75. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  76. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  77. П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. — № 6.- С. 3 — 14.
  78. А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. -М.: Наука, 2003. -258 с.
  79. А.С., Баязитов С. Б., Амиров А. Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования: Монография. —Уфа, 2000.- 197 с.
  80. .С. Педагогическая прогностика. — М.:Педагогика, 1988. -266 с.
  81. .С. Стратегические приоритеты развития образования России // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46 — 54.
  82. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках Щ практико-ориентированных образовательных концепций) — М.: Изд-во
  83. Современник", 1998. — 608 с.
  84. Э. Социология. Челябинск, 1991. -94 с.
  85. JI. Д. Отечественные педагогические инновации 60−80-х гг. XX в. // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 83 — 86.
  86. Глоссарий современного образования // Народное образование. 1997. -№ 3. — С. 93 — 95.
  87. JI.B. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования // Педагогика, 2001. № 3. — С .48−52.
  88. JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. Дисс.. докт. пед. наук. -М., 2000.-441 с.
  89. Г. В. Личность как аксиологическая проблема: Дис. док. пед. * наук. М., 1993. — 286 с.
  90. Ю.В. О национальной доктрине образования, безопасности России и ее будущем // Аргументы и факты, 1994. № 61. — С. 2−3.
  91. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. — 545с.
  92. Ю.В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. М.: Институт учебника Пайдейя, 1998. — 560с.
  93. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. Учебное пособие. М.: Логос, 2000. — 224 с.
  94. С.В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (муниципальный аспект): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 17 с.
  95. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. — № 5. — С. 142−147.
  96. А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. — № 1.- С. 18 — 20.
  97. С.В., Купцов В.И. XX столетие век образования // Философия образования. — М., 1996. — С. 97 — 103.
  98. Н.П. Дидактические условия формирования эффективного стиля руководства образовательными учреждениями: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1999.-22 с.
  99. У.Д. Суд над системой образования: стратегия на будущее. М.: Педагогика, 1994.-261 с.
  100. Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
  101. А.Ф. Межпредметные связи между общеобразовательными и специальными предметами. Киев.: Вища школа, 1978. — 96 с.
  102. В.И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе // Образование и наука. 1999. — № 1. — С. 32 — 40.
  103. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. — 78 с.
  104. В.И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 8 — 13.
  105. В.И. Развитие педагогического творчества учителей. — М.: Знание, 1986.-40 с.
  106. Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: Науч.-метод. пособие. М., 1993. — 437с.
  107. Закон Республики Башкортостан «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений» // Сборник законод. актов Республики Башкортостан об образовании, науки, культуры, спорту и туризму, молодежной политики. Уфа. — 2000. — С. 3 — 9.
  108. Закон Республики Башкортостан «Об образовании» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров РБ. -Уфа, 1998. -С.23−55.
  109. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сборник законод. актов Российской Федерации. Вып ХУ. 18 июня 10 июля 1992. — М.: Известия, 1992.- С. 74 124.
  110. А.Н. Организационная психология М.: Флинта: МПСИ, 2000.- 648 с.
  111. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург: Йзд-во УГППУ, 1998. 126 с.
  112. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. -Свердловск: СГПИ, 1998. 118 с. 115.3игерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов (Пер. с нем. М.: Экономика, 1990 — 240с .
  113. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -480 с.
  114. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающейся: Очерки Российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  115. Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. — № 4.- С. 105 — 109.
  116. Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. М. — 1999. — 40 с.
  117. Т.А. Педагогика: Курс лекций. -М.: Просвещение, 1984.^495 с.
  118. Интеграция общественных, естественных и технических наук: основные проблемы и тенденции / Под. Ред. Юдина Б. Г. М., 1987. — 44 с.
  119. Интеграция современного научного знания. Киев.: Вища школа, 1984. -184 с.
  120. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Л.: Изд-во Лен. университета, 1991.-384 с.
  121. И. Только один способ управления эффективен // Народное образование. 1997. — № 1. — С. 4 — 11.
  122. .М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего. -М.: Мысль, 1985.-543 с.
  123. Т.В. Социальный прогресс и управление. М.: Политиздат. -1980.-174 с.
  124. А.В. Теория ориентации школьников в мире ценностей. -Оренбург: ОГПИ, 1996. 169 с.
  125. Е.А. Введение в психологию труда. -М., 1998. -254 с.
  126. Е.А. Как выбрать профессию. -М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  127. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-Дон: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
  128. А.В. Управление развитием региональной системой начального профессионального образования (на примере Оренбургской области): Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 21 с.
  129. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
  130. П.П. Генезис теории природосообразности развития человека в истории психологии и педагогики. -Уфа, 1995. -148 с.
  131. И.Г. Социально-психологические аспекты мотивации трудовой деятельности. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1985, -250 с.
  132. Л.Ф., Турченко В. Н. Стратегия образования в интересах безопасности страны // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 3 — 7.
  133. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  134. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 84 — 89.
  135. Комплексная программа «Кадры системы образования Республики Башкортостан» на 2000−2001 годы. // Развитие системы народного образования: Сб. республиканских программ. Уфа, 2000. — С. 109−131.
  136. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  137. Ю.А. Внутришкольный менеджмент.-М.: Мысль, 1992. 67 с.
  138. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: Дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1980. -492с.
  139. Ю.А. Совершенствование функций управления. -Челябинск, 1988. 180 с.
  140. Ю.А. Формирование педагогического коллектива. — М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1997. -64 с. 144.'Концепция развития национальной школы в РБ. Уфа, 1992. — 34 с.
  141. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Образование: Сборник нормативных документов, 2000. — № 3.- С.5−18.
  142. А.В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М.: изд-во МГУ, 2003. — 321 с.
  143. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Мысль, 1993.-260 с.
  144. В.В. Методология педагогического исследования: Пособия для педагога-исследователя. Самара: изд. Сам. ГПИ, 1994. — 165 с.
  145. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 24 — 31.
  146. В.В. Педагогическая наука и педагогическая система как единая система // Внедрение достижений педагогики в практику школы. -М., 1992. — С. 23−35.
  147. В.В. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса в средней школе // Современная педагогика. 1984. — № 9. — С. 36 -42.
  148. В.В. Сколько у нас педагогик // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 113 — 118.
  149. В.А. Психология: 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-335 с.
  150. Р.А. О педагогическом профессионализме современного учителя // Технологизация учебно-воспитательного процесса в школе: Материалы республиканской научно-практической конференции. -Уфа, 2000. С.3−6.
  151. О.З. Методическая служба как фактор развития профессиональной компетенции педагога: Дисс.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000.- 167 с.
  152. Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1975. — 41с.
  153. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -JI. 1985. — 235 с.
  154. Ю.Н. Психология обучения взрослых. -М.: Просвещение, 1985. -127 с.
  155. Г., О.'Доннел С. Системный и ситуационный анализ управленческих функций.-Т.1.-М., 1981.-213 с.
  156. И.М. Местные органы управления образованием в Великобритании // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 11−119.
  157. В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы // Методология педагогики. Сборник статей. Выпуск 4. М.: Педагогика, 1997. -103 с.
  158. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 160 с.
  159. B.C. Теоретические основы управления развитием школы // + Управление развитием школы М., 1995 — С. 69−83.
  160. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 12 — 17.
  161. B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. -М., 1995.- 158 с.
  162. О. Разработка образовательных программ как управленческая задача // Народное образование. 1999. — № 7 — 8. — С. 178- 183.
  163. К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период: Автореф. дисс.. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 34 с.
  164. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  165. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. М.: Политиздат, 1977 — 304 с.
  166. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 281 с.
  167. Г. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство И профессионально-квалификационного роста учителя. -Дисс. канд. пед. наук.
  168. Екатеринбург, 2000. 209 с.
  169. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-445 с.
  170. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестации / Под ред. В. А. Балакина. М.: Исслед. центр, 1992. — 148 с.
  171. Н.Д. Нововведение в региональном управлении образованием // Педагогика. 1994. — № 7. — С. 27 — 33.
  172. Н.Д. Развитие муниципальных систем управления образованием // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 20 — 26.
  173. Ю.С. Средовой подход в воспитании. Дисс.. докт. пед. наук. -М., 1997.- 193 с. ф 177. Маркова А. К. Психология профессионализма. М: Знание, 1996. 309 с.
  174. А. Цель и значение гуманистического образования // Здравый смысл. 1998. — № 6. — С. 27 — 42.
  175. С.Е. Народность в воспитании гражданственности. -Челябинск, 1999.-95 с.
  176. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-200с.
  177. С.А. Основы управления педагогическими системами. -Уфа, 1998.- 144 с.
  178. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. -Челябинск: УралГАФК, 1996. 144 с.
  179. Научно-методическое обеспечение развития образовательного пространства / Под редакцией М. В. Артюхова, Г. А. Вержицкого, О. А. Добрыниной. Новокузнецк, 1999. — 234 с.
  180. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: СБ. документов. Уфа, 2001. — 76 с.
  181. Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1999. 177 с.
  182. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -304 с.
  183. Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997.-144 с.
  184. Э.М. Проблемы и перспективы развития федеральной системы повышения квалификации // Методист. 2001, — № 1. С. З-10.
  185. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадокс наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  186. В.Б. Региональные образовательные программы: новгородский вариант // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 24 — 28.
  187. Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления / под ред. Н. Д. Малахова. М.: Новая школа, 1997. — 96 с.
  188. Д., Эбурдин П. Что ждет нас в 90-е годы. Мегатенденции: Десять новых направлений на 90-е годы / Пер. с англ. М.: Респуб лика, 1992. — 415 с.
  189. Образование в Республике Башкортостан: справочник высших и средних специальных учебных заведений. — Уфа: Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике, 2003. — 156с.
  190. Обэр-Крие Дж. Управление предприятием — М., 1975. 146с.
  191. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  192. А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус // Педагогика 1999. — № 7. — С.60−68.
  193. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  194. Педагогика развития личности / Под общ.ред. В. А. Ван. Уфа, 1993. — 122 с.
  195. Педагогическая (антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. -М.: Изд-во УПАО, 1998. 576 с.
  196. Н.А. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании в ИППК. Дисс.. докт. пед. наук. -Иркутск, 1999.-361 с.
  197. Пермикова JI. M, Баранов П. А., Ермолаева JI.K., Махинько Л. Н. Опыт внедрения регионального компонента в содержание образования // Педагогика. -1998. -№ 4.-С. 35 -40.
  198. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-225 с.
  199. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59 — 63.
  200. М.Н., Пахомова С. Е. Становление институтов сферы образования // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 3 — 7.
  201. Подготовка специалистов в области образования: анализ и оценка качества. СПб: Образование, 1996. — Вып. 3. — 208 с.
  202. В.М. Научно- педагогическая информация. Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  203. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. 144 с.
  204. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Дис.. докт. пед. наук. Ульяновск, 1993. — 398 с.
  205. Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / Под редакцией Н. Д. Малахова М., 1997 — 96 с.
  206. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  207. М.М. Каждому по способностям исходя из потребностей: как развивается муниципальная образовательная система // Народное образование. -2000. -№ 7.-С. 47−53.
  208. М.М. Комплексный характер и внутренняя взаимосвязь целостной оценки качества образования на различных этапах управления // Народное образование. 1999. — № 7- 8. — С. 172 — 175.
  209. М.М. Педагогическое творчество. М.: Знание, 1989. — 189 с.
  210. М.М., Лазарев B.C. Функционирование и развитие школы // Управление развитием школы. М.: 1995. — С. 92−100.
  211. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
  212. Прогностика: Терминология / Отв.ред. В. И. Сидоров. М., 1990. — С. 9 -11.
  213. Программа развития образования Республики Башкортостан на 1993−1998 гг.-Уфа, 1993.-66 с.
  214. Программа развития образования Республики Башкортостан на 1999−2003 гг. —Уфа, 1998. —75 с.
  215. Программа развития системы образования г. Уфы на 2001−2005 гг. Управление народного образования администрации г. Уфы. — Уфа, 2001. -65 с.
  216. И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования. Дисс.. докт. пед. наук. — С-Пб, 1998. — 433 с.
  217. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  218. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  219. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. -544 с.
  220. Развитие образования и науки на пороге XXI века. М.: МАН ВШ, 1996. -149 с.
  221. Развитие системы народного образования. Сборник республиканских программ. Уфа: MHO, 2000. — 192 с.
  222. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880с.
  223. С.А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Челябинск, 1999. 37 с. /
  224. Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в профессиональной деятельности. Дисс.. докт. пед. наук. — Ростов-на-Дону, РГПУ, 1999.-337 с.
  225. Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. -1990. -№ 1. С. 164−167.
  226. В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» — 1993.-352с.
  227. Российская педагогическая энциклопедия. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.-608с.
  228. С.А. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. -680 с.
  229. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. -Т.1. — 488 с.
  230. С.Л. Человек и мир. — М.: Наука, 1997. — 191 с.
  231. В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Изд. «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1996. -384 с.
  232. В.Г. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / В. Г. Рындак, Л. В. Мещерякова. М.: Педагогический вестник, 1998. — 110 с.
  233. В.Г., Мещерякова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). — М.: Педагогический вестник, 1998. -116 с.
  234. В.Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. — № 8. — С. 51−54.
  235. . Общество и образование / Пер. с англ. Общ. ред. и предисловие В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
  236. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
  237. П.И., Сергеев А. В. Развитие дидактики физики как интеграционный процесс // Среднее профессиональное образование, 1998. -№ 11−12. С.39−45, 1999. — № 1. — С.36−40, 1999.-№ 2. — С.26−33.
  238. Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя. Дисс. докт. пед. наук. -Волгоград, — 1998. — 379 с.
  239. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994.-№ 5.-С. 16−21.
  240. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  241. Г. Н. Единое информационное обеспечение управленцев // Народное образование. 1999. — № 7- 8. — С. 158 — 160.
  242. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Издательство «Зауралье», 1977. — 464 с.
  243. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 264 с.
  244. Л.Ю. Теория и практика формирования социальной устойчивой личности учащихся: Дис.. докт. пед. наук. Казань, 1993. — 323 с.
  245. М.Н. О школе будущего. М.: Просвещение, 1974. — 140 с.
  246. Р. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ. М.: Филин, 1998−368 с.
  247. В.А. Ведущие тенденции развития дополнительного образования взрослых. М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, — 2000. -С. 275−292.
  248. В.А. Личностно ориентированные технологии профессионального педагогического образования // Сластенин. М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, — 2000. -С.408−434.
  249. В.А. Педагогическое образование: опыт философско-антропологической рефлексии // Сластенин. М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, — 2000. -С.220−228.
  250. В.А. Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя // Сластенин. М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, — 2000. -С.310−349.
  251. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки // Сластенин. М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, — 2000.-С.51 -187.
  252. В.А. Формирование социально-активной личности учителя // Сластенин. М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. -С.398−407.
  253. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд. «Магистр», 1997. — 224 с.
  254. В. И. Новое образование путь к новому сообществу // Народное образование. — № 5. — 1998. — С. 3−5.
  255. Н.Н. Российское учительство накануне и во время революции 1917 года: Дис. д-ра ист. наук. С.Пб., 1994. — 496с.
  256. Современная философия: словарь и хрестоматия / Отв. ред. В. П. Кохановский .- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 511 с.
  257. Ю.П. Общая педагогическая теория: Системное понимание педагогической действительности. Москва-Белгород, 1997. — 29 с.
  258. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды. Дисс.. докт. пед. наук. Казань, 1997. — 422 с.
  259. И.Н. Философско-антропологическое основание современных стратегий образования и воспитания // Наука и образование Зауралья. Курган. — 1998.-№ 1.-С. 19−27.
  260. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. -М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  261. В.В. Теория и практика развития региональной системы педагогического образования учителя. — Дисс.. докт. пед. наук. — М., 1997, -355 с.
  262. Д.В., Воровщиков С. Г. Консалтинговая служба в образовании. М.: Новая школа, 1997. — 80 с.
  263. П.И. Практика управления современной школой. М., 1995. -204с.
  264. Ю.С. методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе в СПТУ. М.: АПН СССР, 1986. — 46 с.
  265. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 264 с.
  266. Управление современной школой / Под. ред. М. М. Поташника. — М.: 1992. 168 с.
  267. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванникова, О.П.Молчанова- Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
  268. Управление социалистическим производством. (Организация. Экономика): Словарь М., Экономика, 1975. — 386 с.
  269. К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950, Т. 1. — С. 5 — 776.
  270. А. Общее и промышленное управление / Пер. с фран. М.: ЦИТ, 1923−280 с.
  271. Федеральная программа развития образования. М., 2000. — 89 с.
  272. Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» / Вестник образования. -2000.-№ 12.-С. 3−69.
  273. Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 35 — 40.
  274. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова, — 6-е изд., переработанное и дополненное. -М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  275. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1989.-815 с.
  276. И.Г. Модели педагогической деятельности: опытксистематизации. Тюмень: Издательство Тюмен. Гос. ун-та, 1997.-255 с.
  277. С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений, 2-е издание, переработанное и дополненное, М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. -360 с.
  278. Г. Синергетика. -М.: Мир, 1980. 404 с.
  279. Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. / Пер. с англ. М.: Мир, 1985, 419 с.
  280. Э.Ш. Контингент гуманитарного вуза: теория, подходы, практика. -Челябинск: Факел.- 1999. -221 с.
  281. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер Пресс, 1997. — 608с.
  282. Н.М. Теоретические и организационные основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров. -Автореф. дисс.докт. пед. наук С-Пб., 1997. — 47 с.
  283. С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность 1997.- № 1.- С. 125−133.
  284. В.Г. Основа развития регионального образования — природосообразность // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 25 — 28.
  285. Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ // Педагогика и логика. М., 1993.-С.16−200с.
  286. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. — 153с.
  287. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 13−21.
  288. К.Г. Основы управления школой. -Уфа: Изд-во БГПИ, 1998. 144с.
  289. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  290. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск, 1987.-68 с.
  291. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000.- 128 с.
  292. Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск: ЧТУ, 1996.-21 с.
  293. Deqreen К.В. Long waves cycles of sociotechnical Chad and innovation. A macropsychologicfl perspective // Journal of Occupational Psychjlody. № 61. -1988.-P.20.
  294. Driker P. The new society. -№ 10. 1978.
  295. L. (1954). A thery of social comparison processes // Human Relations. № 7. — P. 117−140.
  296. French R.P., Raven B. The Bases of Social Power// Studies in Social Power / Ed by Д. Cartwright/ Ann Ab. University of Michigan, Institute for Social Restrch. -1959.-P. 167.
  297. Phuder D. The value os unit information. 1969. — 312 p.
  298. Trist E.L., Barns L.W. Some Social and Psycolodical Constquences of lond-Wfill Vethod of Qoal Settind // Human Relations, 1951. — P. 3−38.
  299. Trist E.L., Susman Q.L., Bijwn Q.R. An experement in autonous workind in an Amerikan under dijund coal mine // Human Relations.- № 30. 1977. — P.201−236.
Заполнить форму текущей работой