Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Моделирование и управление развитием электроэнергетического рынка России переходного периода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процессы формирования нормативно-правовой базы электроэнергетического рынка, его методического обеспечения, а также схем взаимоотношений меэвду существующими и новыми рыночными структурами и институтами характеризуются определенной неравномерностью развития. Эта ситуация может привести к определенным негативным последствиям применения отдельных статей (положений) некоторых законов или… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПЕРЕХОД ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ К КОНКУРЕНТНОМУ РЫНКУ — НЕИЗБЕЖНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТ

1.1. Электроэнергетический рынок — объективная необходимость развития зарубежной энергетики в современных условиях 16 1.1.1. Анализ рыночных преобразований в зарубежной электроэнергетике и систематизация направлений реформирования отрасли

1.2. Анализ рыночных преобразований в электроэнергетике России

1.2.1. Характерные особенности и итоги начального периода становления рыночных отношений в отрасли

1.2.2. Систематизация причин необходимости введения рынка в отрасли

1.2.3. Тенденции рыночных реформ в электроэнергетике России

1.3. Систематизация основных направлений развития сферы купли-продажи электрической энергии на конкурентной основе

1.4. Методология диссертационного исследования

2. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

2.1. Общая постановка решения проблемы

2.2. Целесообразность наличия переходного периода и переходной модели рынка

2.2.1. Необходимость структурных преобразований

2.2.2. Сопоставление экономики РФ и зарубежных государств

2.2.3. Наиболее существенные проблемы переходного периода

2.3. Разработка структуры электроэнергетического рынка России переходного периода

2.3.1. Постановка задачи

2.3.2. Продуктовые и географические границы (энергозоны) оптового рынка

2.3.3. Потенциальные участники электроэнергетического рынка

2.3.4. Альтернативные структурные модели оптового рынка

2.4. Разработка модели функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности

2.4.1. Постановка задачи

2.4.2. Формулировка основополагающих принципов организации и функционирования рыночной среды

2.4.3. Концепция системы контрактных отношений, отвечающая принципам конкурентной рыночной среды

2.4.4. Классификация товара и услуг на оптовом рынке переходного периода

2.4.5. Разработка концепции механизма ценообразования на оптовом рынке переходного периода

2.4.6. Разработка системы взаиморасчетов между участниками оптового рынка переходного периода

2.4.7. Математическая модель формирования отпускной цены ОРЭМ переходного периода

2.4.8. Основы модели функционирования розничного рынка электроэнергии и мощности

2.5. Оценка возможности функционирования оптового рынка электроэнергии на предложенной методической основе

2.5.1. Анализ результатов сценарного моделирования функционирования ОРЭМ (на примере энергозоны Центра)

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭНЕРГОЗОН (ЦЕНОВЫХ ЗОН)

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

3.1. Постановка задачи

3.2. Разработка методики проектирования энергозон (ценовых зон)

3.3. Результаты моделирования энергозон (ценовых зон) оптового рынка электроэнергии в европейско-уральской части РФ и их анализ 167 3.3.1. Анализ выделенных энергозон

3.4. Достоверность и обоснованность результатов кластеризации

3.5. Корректировка энергозон оптового рынка в связи с развитием системообразующей сети европейско-уральской части РФ

3.6. Разработка тарифных зон розничного рынка и механизма интеграции региональных сетевых компаний

4. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ УЧАСТИЯ ТЭЦ В РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

4.1. Постановка задачи

4.2. Выявление проблем функционирования ТЭЦ в условиях рынка

4.3. Идентификация факторов, способствующих эффективному функционированию ТЭЦ в условиях рынка

4.4. Анализ существующих подходов к решению проблемы функционирования ТЭЦ в условиях рынка

4.5. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективное участие ТЭЦ в рынке электрической энергии

4.5.1. Разработка концепции участия ТЭЦ в рынках электрической и тепловой энергии

4.5.2. Управление формированием производственной структуры генерирующих компаний на базе ТЭЦ — как организационный путь повышения эффективности их участия в рынке электроэнергии

4.5.3. Оптимизация учета условно-постоянных затрат в тарифе на электрическую энергию

4.5.4. Оценка возможности участия ТЭЦ в рынке электрической энергии

Моделирование и управление развитием электроэнергетического рынка России переходного периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление конкурентных рыночных отношений в электроэнергетике России предусматривает целенаправленную реализацию организационно-технических мероприятий, благодаря которым отрасль достигла бы максимальной эффективности, сохранив присущую ей надежность энергоснабжения. В их числе — преобразование экономических отношений в электроэнергетике, формирование института участников рынка, совершенствование структуры управления, создание нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения между продавцами, покупателями электроэнергетической продукции и инфраструктурными органами.

В настоящее время в отрасли осуществляется комплекс мероприятий по переходу на рыночную основу функционирования сферы купли-продажи электрической (ЭЭ), а в последствии и тепловой (ТЭ) энергии. Сформированы новые рыночные инфраструктуры на федеральном оптовом рынке электрической энергии (ОРЭМ): Администратор торговой системы ОРЭМ (НП «АТС») — орган коммерческой координации последнегоСистемный оператор (ОАО «СО-ЦЦУ ЕЭС») -орган оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС РоссииФедеральная сетевая компания (ОАО «ФСК ЕЭС») — транспортная инфраструктура ОРЭМ. Приняты пакет Федеральных законов (ФЗ) и правила ОРЭМ переходного периода, предусматривающие либерализацию отпускных цен на ЭЭ. В ноябре 2003 г. осуществлен запуск конкурентного сектора ОРЭМ {рынок 5−15%). РАО «ЕЭС России» формируются и реализуются программы реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго), являющихся субъектами естественных монополий в сфере регионального энергоснабжения.

Период становления конкурентных рыночных отношений в сфере купли-продажи ЭЭ в методическом и организационном плане является наиболее важным и сложным на пути рыночных преобразований в отрасли. В этот период оптимизируется структура рыночной среды, механизмы управления отрасльюосуществляется переход к системе обеспечения надежности энергоснабжения, основанной на законодательной и имущественной ответственности участников рынка и органов государственной власти и управления федерального и регионального уровней. В основе организационно-технических мероприятий переходного периода — совершенствование переходной и разработка целевой модели построения сферы купли-продажи ЭЭ, рыночно ориентированной системы ценообразования, корректировка методов оперативно-диспетчерского управления и экономической координации в ЕЭС России, методов коммерческого учета ЭЭ, системы взаиморасчетов за ее поставку и т. д. Приоритетным направлением является создание экономических условий для привлечения инвестиций в отрасль.

Значительный научный вклад в развитие экономики отечественной электроэнергетики на переходном этапе формирования конкурентной рыночной среды внесли работы Э. П. Волкова, Н. И. Воропая, А. З. Гамма, Л. Д. Гительмана, В. И. Денисова, В. Г. Китушина, В. В. Кузьмина, Г. П. Кутового, Н. Г. Любимовой, А. А. Макарова, Е. А. Медведевой, А. С. Некрасова, C.B. Образцова, В. Р. Окорокова, Б. В. Папкова, И. В. Фраера, Л. Д. Хабачева, В. В. Хлебникова, П. М. Шевкоплясова, В. И. Эдельмана, Е. ВЛркина и др.

В решении конкретных проблем формирования рынка ЭЭ в РФ, в разработке методического, нормативно-правового и программного его обеспечений, в проведении анализа эффективности используемых экономических механизмов, схем взаимодействия между участниками рынка, обобщении полученного опыта принимают участие РАО «ЕЭС России», органы государственного управления [Минэкономразвития России, Федеральные агентства по атомной энергии и по энергетике, ФСТ России и др.], инфраструктурные органы российского ОРЭМ [НП «АТС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС"], научно-исследовательские и проектные институты [АО «ВНИИЭ», ИНЭИ РАН, ОАО «НИИЭЭ», СЭИ СО РАН, АО «ЭНИН им. Г.М.Кржижановского», ОАО «Энергосетьпроект» ], ряд других организаций, авторских коллективов и представителей научной общественности.

В настоящее время в отрасли не внедрены эффективно работающие механизмы оптовой и розничной торговли ЭЭне решен ряд основополагающих методических, нормативно-правовых, организационных, информационно-технологических аспектов проблемы последовательного реформирования отрасли на конкурентной основе. Не полностью завершено формирование организационно-технологической модели функционирования электроэнергетического рынка переходного периода1. Не полностью определены, конкретизированы и взаимоувязаны в пространственном и временном аспектах все составляющие её механизмы (хозяйственные, финансовые, экономические, технологические, регулирующие). В частности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N643 Правила ОРЭМ переходного периода требуют корректировки и методической проработки отдельных регламентируемых ими механизмов. Правила:

— не полностью увязаны с ФЗ «Об электроэнергетике», определяющим основополагающие элементы целевой модели конкурентного ОРЭМ;

— не создают должных экономических стимулов для развития сектора свободной торговлине обеспечивают полную поддержку функционирования ОРЭМ в условиях прекращения действия его регулируемого сектора;

— существенно ограничивают возможности заключения прямых двухсторонних контрактов на ОРЭМ и не предполагают возможность хеджирования сделок купли-продажи ЭЭ;

— предоставляют покупателям и продавцам ЭЭ неравные права участия в конкурентном секторе ОРЭМ;

— не в полной мере учитывают особенности участия ТЭЦ в рынке ЭЭ.

В результате актуальным становится поиск организационных, экономических, управляющих и иных решений, способствующих устранению возникших проблем переходного периода и вхождению в конкурентный рынок на взаимоприемлемых для потребителей и производителей ЭЭ условиях. Отсутствие управляющих решений по формированию структуры рынка и института его участников, организации системы хозяйственных взаимоотношений меиеду ними может существенно затруднить переход к конкурентной основе рынка ЭЭ, спровоцировать необоснованный рост цен, чрезмерно увеличить финансовые риски предприятий от.

1 Под указанной моделью понимается некоторый набор правил, методических положений и рекомендаций, экономических условий, регламентирующих состав субъектов рынкамеханизмы ценообразования, хозяйственных взаимоотношений и взаиморасчетов между субъектами рынкамеханизмы государственного и рыночного регулированиямеханизмы экономической координации и диспетчерского управлениямеханизмы финансового и информационного обслуживания. расли, привести к технологическим нарушениям в системе энергоснабжения, спровоцировать возникновение и развитие кризисных ситуаций.

Сложившаяся в отрасли экономическая ситуация и общая направленность рыночных реформ в отрасли предопределили цель и задачи настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка научно обоснованных методов управления развитием электроэнергетического рынка России переходного периода, обеспечивающих возможность обоснования выбора и оптимизации структурных, организационных, экономических и иных решений, способствующих устранению возникших в отечественной электроэнергетике проблем переходного периода, повышению финансовой устойчивости производителей ЭЭ и установлению минимально возможной отпускной цены ЭЭ при условии соблюдения требуемых показателей ее качества и стандартов надежности энергоснабжения потребителей.

Реализация поставленной цели базируется на методическом решении комплекса задач по идентификации параметров модели электроэнергетического рынка России переходного периода, адаптированной к реформируемой структуре отрасли, вновь создаваемому институту участников рынка ЭЭ и обновляемым положениям государственного регулирования тарифов в сфере производства и сбыта энергии. Задачами диссертационного исследования являются разработка:

— организационно-технологической модели функционирования электроэнергетического рынка России переходного периода, адаптированной к условиям завершения реструктуризации его оптовой и розничной сферы и поддерживающей управление процессом последовательной либерализации рыночной среды для обеспечения плавного ценового вхождения в его конкурентную фазу;

— методического обеспечения для моделирования (идентификации) и обоснования границ зон обслуживания (ценовых зон) оптовой и розничной торговли электрической энергией,.

— методов и механизмов, обеспечивающих повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности ТЭЦ АО-энерго в период реформ, в том числе за счет оптимизации их производственной структуры;

— контрактной системы участников рынка ЭЭ России переходного периода, адаптированной к формируемой его инфраструктуре, составу коммерческих участников (продавцов и покупателей) и модели функционирования.

Предмет исследования — система хозяйственных взаимоотношений между поставщиками, покупателями ЭЭ и обслуживающей их рыночной инфраструктурой (органы коммерческой и технологической координации, сетевые структуры), действующая в условиях перехода к конкурентному рынку.

Объект исследования — сфера оптовой и розничной купли продажи электрической энергии и мощности российского электроэнергетического рынка переходного периода.

Методическая и теоретическая основа исследования: элементы аппарата теории вероятностей и математической статистики, кластерного анализа, теории двойственностибазовые положения теории электрических цепей, теории контрактов, методы экономико-математического моделирования и оптимизации, рейтинговых оценок и количественной оценки сложных систем в условиях определенности (метод векторной оптимизации) — основополагающие принципы организации вычислительных (компьютерных) сетей, информационных баз данных, систем управления ими, организации системы оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России.

— нормативно-правовые акты РФ, отраслевые инструктивные материалы и методические разработки, связанные с реструктуризацией отрасли и реформированием сферы купли-продажи электроэнергии;

— нормативно-правовые акты РФ и методические разработки товарно-сырьевых и фондовых бирж РФ, определяющие условия и процедуру биржевых торгов;

— теоретические и прикладные разработки российских и зарубежных ученых и ведущих специалистов отрасли в области формирования механизмов хозяйственных взаимоотношений и взаиморасчетов между предприятиями электроэнергетики, тарифной (ценовой) политики на оптовом и розничном рынках ЭЭ, механизмов государственного и рыночного регулированияорганизации управления электроэнергетическим комплексом;

— нормативно-правовые акты зарубежных государств, регламентирующие механизмы функционирования электроэнергетических рынков.

Информационная база исследования — результаты зарубежных и отечественных маркетинговых исследований в сфере купли-продажи товара и оказания услуг, в том числе на электроэнергетических рынкахпоказатели экономического развития электроэнергетики зарубежных государств рыночной ориентацииобосновывающие материалы для расчета тарифов на ЭЭ, отпускаемую АО-энергоданные Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) по инфраструктурным отраслям экономики РФпоказатели экономического развития субъектов электроэнергетики (в объеме представляемых ими в ФСГС России форм отчетности) — характеристики режимов электропотребления отдельных групп потребителей, энергообъединений и объединенных энергосистем.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором, заключаются в разработке:

— организационно-технологической модели функционирования оптовой сферы торговли ЭЭ на электроэнергетическом рынке России переходного периода: а) адаптированной к условиям и направлениям реформирования инфраструктуры рынка и института его участниковв) поддерживающей управление процессом либерализации рынка ЭЭ, функционирование вновь вводимых секторов торговли (рынка электрической мощности и балансирующего рынка), введение производных финансовых инструментов и биржевой формы торговли имиг) иерархически структурированной вследствие различной подготовленности территории РФ к введению конкуренции в сфере поставки ЭЭд) реализуемой на оперативно-договорной основе и на базе прямых контрактных отношений типа «продавец-покупатель»;

— концепции перехода электроэнергетики РФ к конкурентному рынку ЭЭ, определяющей перечень и последовательность реализации основных мероприятий (управляющих решений) по реформированию рыночной инфраструктуры и института поставщиков, системы контрактных отношений в коммерческой сфере и сфере услуг, принципов государственного регулирования энерготарифовметодов и механизмов топологического моделирования (идентификации) энергозон оптовой сферы электроэнергетического рынка России (зон торговли ЭЭ) исходя из условий доступа в рыночную среду, а также моделирования сетевой инфраструктуры розничной сферы этого рынка нг" базе региональных электрических сетей, выделяемых из региональных энергосистем (АО-энерго);

— концепции и механизмов обеспечения безубыточности производственной деятельности ТЭЦ АО-энерго на электроэнергетическом рынке России переходного периода в период исполнения ими социальных обязательств по теплоснабжению населения;

— методики моделирования конкурентоспособных и финансово устойчивых генерирующих компаний (на базе ТЭЦ АО-энерго), оптимизирующей их производственную структуру исходя из выравнивания стартовых условий выхода этих компаний на конкурентный сектор рынка ЭЭ (рынок 5−15%);

— системы контрактных отношений участников электроэнергетического рынка России переходного периода, обеспечивающей правовую поддержку базового набора транзакций, имеющих место и возникающих вновь в процессе продвижения ЭЭ от ее производителя до конечного потребителя в указанный период;

— системы ограничений поставки и отключения потребителей в связи с неплатежами, адаптированной к реформированной инфраструктуре рынка электрической энергии России переходного периода и составу его участников.

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации. В основе полученных в диссертации научных результатов лежит:

— анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта рыночного реформирования электроэнергетики, в т. ч. анализ проблем переходного периода;

— выработка, логико-экономический анализ альтернативных вариантов решений и их рейтинговое оценивание по обоснованным критериям сравнения;

— использование аппарата теории вероятностей и математической статистики для оценки непротиворечивости рабочих гипотез, формируемых в процессе проведения кластерного анализа;

— сопоставление результатов моделирования с ретроспективными отчетными данными предприятий отрасли;

— системный подход к разработке модели функционирования рыночной среды в сфере купли-продажи ЭЭ, базирующийся на взаимоувязке механизмов функционирования российского рынка ЭЭ переходного периода и системы информационно-технологического обслуживания его участников в пространственном и временном аспектах и на учете общей направленности и результатов рыночных преобразований в отрасли.

Научная новизна диссертационной работы. Состоит в разработке методологии и комплекса моделей управления развитием электроэнергетического рынка России переходного периода на конкурентной основе, предназначенных для выработки логически и экономически обоснованных управляющих решений в области идентификации и оптимизации границ зон оптовой и розничной торговли ЭЭоптимизации производственной структуры поставщиков электрической энергии (ТЭЦ АО-энерго) — синтеза контрактной системы оптового электроэнергетического рынка России переходного периода исходя из заданной его инфраструктуры, системы взаимоотношений между его участниками и модели.

Значение полученных результатов для теории и практики. Значимость полученных автором научных результатов для теории состоит в приращении научных знаний в области разработки методов идентификации и оптимизации параметров российского электроэнергетического рынка переходного периода (географические границы рынка, его участники) — в области формирования организационно-технологической модели этого рынка и управления его развитием на конкурентной основе исходя из баланса коммерческих интересов производителей и конечных потребителей ЭЭ.

Практическая значимость диссертации определяется использованием её результатов для разработки нормативно-правовой базы и механизмов функционирования российского электроэнергетического рынка переходного периода, проектирования системы информационно-технологического обслуживания участников этого рынка и управления развитием параметров рыночной среды.

Сведения о реализации и целесообразности практического использования результатов. Основополагающие положения и методические рекомендации диссертации положены в основу методических разработок ЦДУ «ЕЭС России», РАО.

ЕЭС России" и НП «АТС" — использованы в практической деятельности ряда акционерных обществ энергетики и электрификации и в процессе их реструктуризациивнедрены в учебный процесс ВИГПСэнерго в целях повышения квалификации руководящих работников и специалистов отрасли.

Апробация результатов работы. Основные результаты диссертации докладывались и обсуждались:

— на республиканском семинаре «Проблемы энергосбережения в законодательстве и стандартах» (Киев: РДЭНТЗ, март 1992 г.);

— на всероссийской научно-технической конференции «Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири» (Иркутск: Ир-ГТУ, 1994 г.);

— на международной научно-практической конференции «Евразийский рынок энергоресурсов: новые стимулы и приоритеты устойчивого развития» (Москва: МТЭА, ноябрь 1994 г.);

— на научно-практическом семинаре «Инвестиционные ресурсы для стабилизации функционирования систем энергетики» (Киев: УДЭНТЗ, май 1996 г.);

— на всероссийском научном семинаре с международным участием «Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики» (Санкт-Петербург: ИСЭМ СО РАН, апрель 1997 г.);

— на международном конгрессе энергетиков «Энергетика. Рынок. Интеграция» (Алматы: ОАО"КЕСОС", июнь 1998 г.);

— на всероссийском научном семинаре «Проблемы надежности при управлении функционированием, реконструкцией и развитием больших систем энергетики» (Вышний Волочок: ИСЭМ СО РАН, июнь 2000 г.);

— на пленарном заседании Бюро научно-технического совета РАО «ЕЭС России» и научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики (Москва: РАО «ЕЭС России», май, 2001 г.);

— на межрегиональном научно-техническом семинаре «Оперативное управление электроэнергетическими системами — новые технологии» (Сыктывкар: ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН, май 2003 г.);

— на 8-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2003» (Москва: ГУУ, октябрь 2003 г.);

— на открытом семинаре «Экономические проблемы энергетического комплекса» (Москва: ИНП РАН, 46-е заседание, ноябрь 2003 г.);

— на секции экономики и реформирования электроэнергетики НТС РАО «ЕЭС России» (Москва: РАО «ЕЭС России», декабрь 2003 г.);

— на первом международном симпозиуме по межсистемным электрическим связям в северо-восточном регионе Азии (NEAREST, Сеул: KERI, май 2004 г.).

Публикации. Основные положения диссертации, отражающие отдельные аспекты исследования, опубликованы в 34 печатных работах общим объемом 137,9 п.л. (на долю автора 67,7 п.л.), из них 6 монографий общим объемом 126,4 п.л. (на долю автора 57,1 п.л.). Диссертация состоит из введения (10 е.), пяти глав (259 е.), заключения (9 е.), списка использованных источников (190 наименований) и двух приложений (61 е.). Основной текст диссертации изложен на 298 страницах и включает 8 рисунков, 17 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Период становления конкурентных рыночных отношений в сфере купли-продажи ЭЭ в методическом и организационном плане является наиболее важным и сложным на пути рыночных преобразований в отрасли. В этот период оптимизируется структура рыночной среды и механизмы управления отрасльюосуществляется переход к системе обеспечения надежности энергоснабжения, основанной на законодательной и имущественной ответственности участников рынка и органов государственной власти и управления федерального и регионального уровней. В основе организационно-технических мероприятий переходного периода — разработка модели построения сферы купли-продажи ЭЭ, рыночно ориентированной системы ценообразования, корректировка методов оперативно-диспетчерского управления и экономической координации в ЕЭС России, методов учета ЭЭ, системы взаиморасчетов за ее поставку и получение и т. д. Приоритетным направлением является создание экономических условий для привлечения инвестиций в отрасль.

2. Результаты анализа современного состояния и проблем переходного периода в электроэнергетике России свидетельствуют о том, что в настоящее время в отрасли пока еще не внедрены эффективно работающие механизмы оптовой и розничной торговли ЭЭне решен ряд методических, нормативно-правовых, организационных, информационно-технологических аспектов проблемы последовательного реформирования отрасли на конкурентной основе. Не завершено формирование организационно-технологической модели функционирования электроэнергетического рынка переходного периода, не полностью отработаны и взаимоувязаны все составляющие её механизмы (хозяйственные, финансовые, экономические, технологические, регулирующие). В частности, утвержденные Правила ОРЭМ переходного периода требуют корректировки и методической проработки отдельных регламентируемых ими механизмов. Правила не полностью увязаны с ФЗ [92], определяющим основополагающие элементы целевой модели конкурентного ОРЭМне создают должных экономических стимулов для развития сектора свободной торговли, не обеспечивают полную поддержку функционирования ОРЭМ в условиях прекращения действия его регулируемого секторасущественно ограничивают возможности заключения прямых двусторонних контрактов на ОРЭМ и не предполагают возможность хеджирования сделок купли-продажи ЭЭпредоставляют покупателям и продавцам ЭЭ неравные права участия в конкурентном секторе ОРЭМне в полной мере учитывают особенности участия ТЭЦ в рынке ЭЭ. В результате актуальным становится поиск организационных, экономических, управляющих и иных решений, способствующих устранению возникших проблем переходного периода и вхождению в конкурентный рынок на взаимоприемлемых для потребителей и производителей ЭЭ условиях. Поиску таких решений посвящена настоящая диссертационная работа.

3. В диссертации впервые для отечественной практики поставлена и решена научная проблема, имеющая важное народно-хозяйственное значение: разработана модель функционирования отечественного электроэнергетического рынка переходного периода, адаптированная к условиям выхода всех производителей ЭЭ на ОРЭМ и реструктуризации системы регионального энергоснабжения.

Учитывая имеющуюся в целом неподготовленность рыночной среды для решения информационно-технологических задач конкурентного ОРЭМ в рамках его одноуровневой модели, автором впервые предложено применять иерархически структурированную модель его, предоставляющую равные права коммерческим участникам по обороту ЭЭ в пределах энергозон (центров торговли — так называемых торговых хабов). Модель позволяет: сочетать региональные и межрегиональные интересы коммерческих участников рынка ЭЭустанавливать стабильные долговременные и экономически целесообразные контрактные отношения между ними на прямой двухсторонней основереализовать принцип иерархической централизации технологического управления, обработки и обмена текущей коммерческой информациейуправлять процессом перехода к равновесным (свободным) ценам на ЭЭ (за счет последовательного снятия ограничений переходного периода) — реализовать право перепродажи невостребованной ЭЭ покупателемввести спотовую сферу ОРЭМ с почасовой реализацией всей располагаемой ЭЭ на конкурентных условиях — с момента запуска рынка в рассматриваемой версии.

Методическая основа модели впервые сформирована в 2000 г. [31]. Допустимость применения ее в настоящее время подтверждается отражением ряда основополагающих ее принципов в утвержденной Правительством РФ модели рынка ЭЭ переходного периода [109] и законодательстве РФ в области электроэнергетики [86,92].

4. Зависимость принципов функционирования электроэнергетического рынка и уровня его конкурентности от вида и глубины интеграции технологических процессов производства, передачи и распределения ЭЭ, предполагает необходимость оптимизации организационной структуры рыночной среды. В условиях имевшей место неоднозначности представлений о структуре ОРЭМ переходного периода автором впервые для отечественной практики были сформированы и проанализированы характерные модели интеграции субъектов рынка ЭЭ в РФ и получены интегральные рейтинговые оценки альтернативных вариантов по классификационным признакам (критериям). Более высокую рейтинговую оценку получила модель, основанная на вертикальной дезинтеграции сфер производства, передачи и распределения ЭЭ на региональном уровне и горизонтальной интеграции передающих сетей в единую транспортную инфраструктуру рынка с функцией общедоступной передачи ЭЭ от поставщика к крупному потребителю или компании по распределению ЭЭ. Данный методический подход, предложенный автором в 2000;2001 гт. [31,58], нашел отражение в программе РАО «ЕЭС России» по реформированию отрасли (Концепция стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003;2008 гт.) и в законодательстве РФ в области электроэнергетики [88,92].

5. Специфика функционирования рынка ЭЭ, как единого во времени технологического процесса ее производства, транспортировки и потребления, предполагает обязательную координацию действий участников рынка (продавцов и покупателей). Достижение минимальной отпускной цены для покупателей обеспечивается более высоким приоритетом коммерческой координации рынка. Данный методический подход в сочетании с раздельным функционированием органов коммерческой и технологической координации, предложенный автором для российского ОРЭМ в середине 90-х гг. [72,73,138], реализован в действующей его модели.

6. В условиях одновременного существования в переходный период систем регулируемого и конкурентного ценообразования в механизм функционирования ОРЭМ РФ автором введен ряд ограничений, ограждающих рынок от возможных нарушений его участниками условий конкуренции. Введенные ограничения (по максимальному объему поставки ЭЭ по свободным ценам и минимальному — по регулируемым ценампо цене перепродажи ЭЭ) впоследствии последовательно снимаются, обеспечивая плавное «ценовое» вхождение в конкурентный рынок. Предложенный автором в 2000 г. [31] принцип ограничения объемов продаж ЭЭ по свободным ценам для поставщиков по своей методической основе соответствует одному из условий запуска в ноябре 2003 г. рынка 5−15%.

1. Автором методически решен комплекс взаимосвязанных организационно-экономических и информационно-технологических задач по определению параметров рынка ЭЭ переходного периода и управлению его развитием на конкурентной основе. В частности осуществлена разработка методов и механизмов:

— моделирования топологии системообразующей электрической сети (идентификации энергозон) ОРЭМ, исходя из критериев, определяющих условия доступа в рыночную среду;

— моделирования топологии электрической сети РРЭМ, формируемой на базе региональных электрических сетей, выделяемых из АО-энерго;

— оптимизации условий функционирования в рынке ЭЭ переходного периода ТЭЦ АО-энерго;

— моделирования контрактной системы рынка ЭЭ переходного периода, обеспечивающей правовую поддержку и защиту типовых (базовых) транзакций, а также возможность управления развитием его конкурентной основы.

Полученные результаты имеют важное значение для науки и практики, поскольку обеспечивают возможность оптимизации параметров электроэнергетического рынка, создания эффективных механизмов его функционирования и развития в рыночных условиях переходного периода, в основе которых — минимизация отпускных цен на ЭЭ для конечных потребителейсохранение регламентированных показателей качества ЭЭ и надежности электроснабженияуправление уровнем либерализации сферы купли-продажи ЭЭснижение финансовых рисков коммерческих участников рынка ЭЭ и вероятности нарушения ими финансовой дисциплины.

8. Впервые для отечественной электроэнергетики автором классифицированы экономические, технологические и административные барьеры, определяющие географические границы рынков зональной и межзональной продажи ЭЭ.

В европейско-уральской части РФ: а) выделены регионы с существенно различающимися условиями поставки ЭЭ через их границу в прямом и обратном направлениях (Архангельская, Мурманская, Калининградская, Тюменская области и республика Коми), претендующие на получение статуса особых (обособленных) энерго-зон ОРЭМб) сформирована топология сети ОРЭМ с приемлемой сбалансированностью по сальдо-перетоку ЭЭ в разрезе года и по году в целом, которая не будет претерпевать изменений при ожидаемом развитии системообразующей сети (на период до 2011 г.). Это свойство определяет целесообразность организации центров торговли ЭЭ (виртуальных торговых хабов) в каждой из сформированных модельными расчетами энергозон.

Устранение имеющихся экономических, технологических и административных барьеров (в т.ч. за счет ввода дополнительных электросетевых объектов) открывает возможность для последующего слияния энергозон ОРЭМ и перехода к его одноуровневой модели. Актуальность решения задачи зонирования ОРЭМ отмечается в решениях Правительства РФ (ПП РФ № 643 от 24.10.2003 г.).

9. Одной из центральных проблем реформирования является определение оптимальных условий выхода на ОРЭМ переходного периода и участия в нем ТЭЦ АО-энерго, играющих ключевую роль в электроэнергетике России. В диссертации выявлены основные аспекты проблемы участия ТЭЦ в конкурентном ОРЭМ и локальных рынках ТЭпроизведен их логико-экономический анализсистематизированы факторы, препятствующие выводу этой группы поставщиков на ОРЭМ. Разработан комплекс организационно-экономических и правовых мероприятий и механизмов, обеспечивающих создание приемлемых условий участия ТЭЦ в ОРЭМ переходного периода, снижение рисков потери ТЭЦ финансовой устойчивости и рынка сбыта ТЭ, включающий:

— концепцию участия ТЭЦ в рынке ЭЭ, регламентирующую допустимые организационно-структурные формы ТЭЦмеханизм ценообразованияособенности подачи заявок и приема их рынком ЭЭ, привлечения к участию в общесистемных мероприятиях, построения контрактной системы;

— механизм формирования производственной структуры конкурентоспособных ГК с участием ТЭЦ, позволяющий оптимизировать стартовые условия выхода этих ГК на рынок 5−15%;

— предложения по корректировке и развитию нормативно-правовой базы отрасли, учитывающие особенности участия ТЭЦ в рынках ЭЭ и ТЭ и снижающие риски потери ими рынков сбыта в период реформ.

10. Успешное функционирование рынка ЭЭ предполагает наличие нормативно-правовой основы системы взаимосвязи сфер производства, передачи-распределения и потребления ЭЭ — контрактной системы (КС) участников ОРЭМ и РРЭМ. Последняя представляет собой ту необходимую юридическую форму, в которую облекаются экономические отношения участников рынка и которая по определению должна способствовать повышению результатов их хозяйственной деятельности по сравнению с чисто рыночной формой экономической организации.

В диссертации сформулированы основные требования, предъявляемые к КС на рынке ЭЭидентифицированы базовые положения хозяйственных взаимоотношений его участников, регламентирующие структуру КСсформулированы критерии сопоставления альтернативных КС и на их основе разработана процедура выбора наилучшего варианта её построенияразработана процедура синтеза КС на базе переходной модели организации рыночной среды в отрасли.

КС, разработанная в соответствии с моделью организации рынка ЭЭ переходного периода по версии автора, способна обеспечить:

— стабильность финансовой деятельности поставщика и снижение его финансовых рисков (за счет введения системы страхования, ограничения и прекращения поставок ЭЭ при нарушении финансовой дисциплины покупателямихеджирования риска колебания цены на ЭЭэкономической ответственности за нарушение условий поставок ЭЭ);

— управление надежностью поставок ЭЭ (за счет наличия требований по обеспечению системной надежностипривлечения генерирующих мощностей и потребителей с управляемой нагрузкой к участию в системных мероприятиях);

— снижение рисков возникновения неплатежей (за счет введения согласованных с покупателями регламентов ограничения и прекращения поставок ЭЭ);

— развитие конкурентной среды (за счет поддержки введения рынков производных финансовых инструментов, электрической мощности, системных услуг);

— привлечение инвестиций в отрасль (за счет предоставления гарантий по сбыту ЭЭ и возможности заключения долгосрочных контрактных отношений на ее поставку от вновь сооружаемых генерирующих мощностей);

— правовую поддержку механизмов ценообразования, взаиморасчетов за ЭЭ;

— плавное ценовое вхождение в конкурентный рынок и ценовую стабилизацию рынка переходного периода (за счет управления либерализацией рынка ЭЭ).

Эти характерные черты предполагают лучшую адаптированность КС к поддержке системы хозяйственных взаимоотношений участников рынка ЭЭ переходного периода и к ее трансформации в ходе создания конкурентного рынка.

11. Формированию рыночной среды в сфере регионального энергоснабжения способствует появление сети независимых энергосбытовых компаний (ЭСК), конкурирующих за право обслуживания потребителя. Создание ЭСК предполагает снятие с АО-энерго монопольного права и законодательно закрепленной обязанности по энергоснабжению потребителей региона. Данное обстоятельство, а также предлагаемая автором принципиально иная система контрактных отношений на РРЭМ и нормативно-правовая основа функционирования ЭСК создают определенные организационно-экономические условия, способствующие устранению неплатежей покупателей. Сформулированная в 1998 г. [76] при участии автора концепция организации энергосбытовой деятельности на РРЭМ на базе двух типов ЭСК (группы независимых ЭСК с произвольной зоной обслуживания и одной специализированной ЭСК на базе энергосбыта АО-энерго, с сохранением зоны обслуживания последнего) нашла отражение в федеральном законодательстве [92], в утвержденной Правительством РФ модели рынка ЭЭ переходного периода [109], в методических разработках НП «АТС» по созданию перспективных механизмов функционирования рыночной среды в отрасли [21].

12. Процессы формирования нормативно-правовой базы электроэнергетического рынка, его методического обеспечения, а также схем взаимоотношений меэвду существующими и новыми рыночными структурами и институтами характеризуются определенной неравномерностью развития. Эта ситуация может привести к определенным негативным последствиям применения отдельных статей (положений) некоторых законов или нормативно-правовых документов, обусловленных и неподготовленностью рыночной среды (в том числе участников рынка), и отсутствием необходимой экономической мотивации, и законодательным закреплением не полностью проработанных концепций развития или отдельных экономических механизмов и т. д. С целью апробации и отладки методической и нормативно-правовой базы, а также подготовки квалифицированного персонала экономических служб участников ОРЭМ к организации сделок купли-продажи ЭЭ автором впервые в отечественной практике предложено использовать специализированные имитационные модели и тренажерные комплексы [60,64,82,83], предназначенные для компьютерного моделирования реальных рыночных ситуаций и осуществления сделок по купле-продаже ЭЭ. Ряд таких программных продуктов создан на основе предлагаемой в диссертации модели электроэнергетического рынка при непосредственном участии и под общим методическим руководством автора. Данный методический подход нашел отражение в деятельности НП «АТС» в период, предшествующий запуску рынка 5−15%, когда параллельно с действующим механизмом реализации ЭЭ проводились имитационные торги. После запуска рынка 5−15% подобная имитационная модель использована НП «АТС» (http://www.np-ats.ru/market/ 1еагпша. рЬр) для учебных торгов на рынке финансовых контрактов на ЭЭ.

13. Дальнейшее развитие электроэнергетики РФ требует конкретизации основных направлений создания конкурентной рыночной среды, способов решения поставленных перед отраслью задач. Особую значимость приобретает разработка методического обеспечения и организационных (управляющих) решений, способствующих целенаправленному, последовательному и бескризисному переходу от современного псевдорыночного состояния отрасли к полноценно функционирующему конкурентному рынку на взаимоприемлемых для производителей ЭЭ и конечных потребителей условиях. Ряд основополагающих методических и организационных решений в этой области впервые для отечественной электроэнергетики сформулирован автором в рамках разработанной им концепции построения конкурентного рынка ЭЭ в РФ [31,58]. Сопоставление предлагаемых автором решений по созданию инфраструктуры оптового и розничного рынка и института коммерческих участников этих рынков (см. табл. П 1.13) с результатами и направлениями осуществляемой в настоящее время реструктуризации отрасли [88,92,109 и др.] свидетельствует о достаточно высокой их корреляции.

14. Изложенные в диссертации методологические и концептуальные подходы, основополагающие принципы, а также отдельные структурные и организационно-технологические решения, разработанные под руководством и при непосредственном участии автора на протяжении последних 10 лет:

— соответствуют общим тенденциям формирования отечественного электроэнергетического рынка и поддерживающей этот процесс нормативно-правовой базе [92,99,101−103,106,109], методическим разработкам ФСТ России [18,107] и основным направлениями развития рыночной среды в отрасли, сформулированным НП «АТС» [21];

— учтены в методических разработках Оператора ФОРЭМ — ЦДУ «ЕЭС России» (проект правил работы ФОРЭМ на 1999 г., сентябрь 1998 г.) и Организатора ФОРЭМ — РАО «ЕЭС России» (Программа действий по повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям в электроэнергетике Российской Федерации, август 1998 г.- Основные положения функционирования ФОРЭМ в Российской Федерации" от 26.11.99 г.- Концепция реструктуризации РАО «ЕЭС России», проект для обсуждения от 27.03.2000 г.- Модель оптового рынка электроэнергии, версии от 03.08.2000 г. и от 22.01.2001 г.- Технологические правила оптового рынка электроэнергии, проект, 10.04.2001 г.).

В целом это свидетельствует о корректности разработанных в диссертации теоретических положений и о соответствии изложенного автором концептуального подхода общей направленности реструктуризации отечественного электроэнергетического рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация диспетчерского управления в электроэнергетике /Баринов В.А., Гамм А. З., Кучеров Ю. Н. и др. / Под общ. ред. Ю. Н. Руденко и В. А. Семенова. -М.: МЭИ, 2000. 647 с.
  2. Д.Ю. Формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии в России: состояние и перспективы развития: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Иваново, 2000. -18 с.
  3. В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации / Петрозаводский гос. ун-тет. Каф. Экономической теории и организации (http://media.karelia.ru/~resource/ econ/Teororg).
  4. М. Условие эффективности в экономике. / Пер. с франц. Под ред. H.A. Егорова. М., 1998.- 304 с.
  5. B.C., Емельянов A.A., Кукушкин A.A. Системный анализ в управлении. / Под. Ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  6. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: М.: Финансы и статистика, 2001. — 415 с.
  7. В.Н. Проблемы развития электросетевого хозяйства России // Экономические проблемы энергетического комплекса / Открытый семинар, 41 заседание, 20 мая 2003 г. М.: ИНП РАН. — 35 с.
  8. Г. О., Михайлов В. И. Оптимизация режима работы ТЭЦ с учетом экологических аспектов энергоснабжения // Проблемы энергосбережения в законодательстве и стандартах. Тез. докл. шк.-семинара. Киев: РДЭНТЗ, 1992.
  9. Г. О., Михайлов В. И. Экологическая стратегия ТЭС и ее оптимизация в условиях рыночного механизма реализации электроэнергетической продукции //Энергетическое строительство. 1995, N3, с. 12−14.
  10. Н.К. Реформирование хозяйственных отношений при переходе к рынку (на примере топливно-энергетического комплекса Оренбургской области): Автореф. дис. доктора экон. наук. М., 1997.-47 с.
  11. В.В. Концепция совершенствования управления электроэнергетикой на основе региональных энергетических компаний (методология и принципы): Автореф. дис. доктора экон. наук. Иваново, 2000. — 38 с. 12. Вестник ФЭК. 2001, № 7.
  12. Э.П., Баринов В. А., Маневич A.C. Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России. М.: Энергоатомиздат, 2001. — 432 с.
  13. JI.B. Управление региональной энергосистемой на основе моделирования и оптимизации рынков электроэнергии и мощности: Автореф. дис.. доктора техн. наук. Воронеж, 2000. — 33 с.
  14. Н.В. Методические основы организации планирования и анализа производственно-экономической и финансовой деятельности АО энергетики и электрификации в условиях рынка: Автореф. Дис. канд. экон. наук.- М., 2000.
  15. Н.И., Паламарчук С. И., Соболевский В. М. Развитие оптового рынка в России с учетом региональных особенностей // Энергетика. Рынок. Интеграция. Сб. докл. Межд. конгресса энергетиков (25−26 июп. 1998 г.). Алматы: ОАО «KEGOC». 1998, с. 161−165.
  16. Н.И., Соболевский В. М., Федотова Г. А., Черникова Л. И. Тарифы на электроэнергию средство управления надежностью ЭЭС в условиях рынка // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики, вып.49. Иркутск, 1998.
  17. Временные правила работы Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) / Утв. ФЭК России 31 июля 1996 г.
  18. А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. -М.: Теис, 2000. 253с.
  19. А.З., Васильев М. Ю. Эскизы моделей рыночных механизмов в электроэнергетике // Препринт ИСЭМ СО РАН. Иркутск, 1999. — 49 с.
  20. Годовой отчет НП «АТС» за 2003 г 1 квартал 2004 г. (http://www.np-ats.ru/about/report.php).
  21. И. Финансовые контракты на российском энергорынке: возможная структура портфеля // Энергорынок. 2004, № 7.
  22. Государственное регулирование рыночной экономики / Архангельский В. Н., Бобков В. Н., Буланов B.C. и др. М.: Экономика, 2001. -735 с.
  23. Гражданский Кодекс РФ. 4.1−2 / ФЗ РФ № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. в ред. от 23.12.2003 г.
  24. А.Н. Исследование регионального рынка электроэнергии: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Новосибирск, 2000. -19 с.
  25. В.А., Баринов В. А. Современное состояние электроэнергетики и перспективы формирования единого энергетического пространства СНГ // Энергетик. 2000, № 1, с.5−7.
  26. A.A. Экономический механизм управления государственными инвестициями в промышленности: Автореф. дис.канд. экон. наук. -Орел, 1999. -19с.
  27. А.Н. Маркетинговые стратегии торговой фирмы: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 1999. -22 с.
  28. A.A. Реструктуризация предприятий на основе интеграционной стратегии в условиях переходной экономики: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1999. -27 с.
  29. В.В. О развитии конкурентного оптового рынка электроэнергии и мощности на базе единой энергетической системы Российской Федерации (концепция) // Топливно-энергетический комплекс. 1998, N3−4, с.54−58.
  30. В.В., Михайлов В. И., Фраер И. В., Эдельман В. И. Рынок электрической энергии и мощности в России: каким ему быть. М.: Энергоатомиздат, 2000. 364 с.
  31. В.В., Образцов С. В., Эдельман В. И., Кузьмин В. В. О концепции формирования и развития экономических отношений в единой энергетической системе России на современном этапе // Электрические станции. 1997, № 9, с.4−9.
  32. К. Энергетика Казахстана. Интеграция. Рынок. // Энергетика. Рынок. Интеграция. Сб. докл. межд. конгресса энергетиков (25−26 июн. 1998 г.). Алма-ты: ОАО «KEGOC». 1998, с.21−39.
  33. А.Ф. Направления развития Единой энергосистемы России в период до 2010 г. // Энергетик. 1999, № 12, с. 2.
  34. А.Ф. Тарифная политика и электроэнергетическая безопасность России. -М.: МЭИ, 2000. 23с.
  35. А.Ф. Электроэнергетика России на рубеже XXI века // Энергетик. 2000, № 1, с.2−4.
  36. Зарубежные энергообъединения / Бондаренко А. Ф., Лисицын Н. В., Морозов Ф. Я. и др. М.: НЦ ЭНАС, 2001. 360 с.
  37. Л.А. Инфраструктура товарного рынка. М., 2001. — 255 с.
  38. Информационный материал о применении системы автоматизированной передачи информации о ценах и условиях продажи электроэнергии между параллельно работающими странами / энергопредприятиями в Западной Европе (UCPTE), Прага, октябрь 1993 г.
  39. И.Ф. Состояние и перспективы развития энергетики Российской Федерации в условиях переходной экономики: Автореф. дис.. канд. экон. наук. -М, 1996. -20 с.
  40. Итоги работы ФОРЭМ в 2002 г. / ЗАО «ЦДР ФОРЭМ», 2003 г. 40с.
  41. Концептуальные положения организации конкурентного рынка и экономического обоснования инвестиций в электроэнергетике / Денисов В. И., Петров И. М., Файн И. И., Ферапонтова Ю. Б. // Электрические станции. 1997, N9, с.91−95.
  42. Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: построение и анализ. М: Центр непрер. матем. образ-я. — 960 с.
  43. А.Г. Практика сегментирования рынка. Сер. Маркетинг для профессионалов. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  44. В.В. Математические модели и методы адаптации ТЭЦ к работе в условиях рынка: Автореф. дис. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2003. — 24 с.
  45. Я.И., Юдкевич М. М. «Институциональная экономика». М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  46. Г. П. О рыночных отношениях в электроэнергетике России // Топливно-энергетический комплекс. 1998, N1−2, с. 39.
  47. Н.Г. Мировая практика бизнеса в электроэнергетике.- М., 1997.- 63с.
  48. Н.Г. Государственное управление электроэнергетикой (проблемы и пути решения). М., 1998. -176 с.
  49. Н.Г., Фомина В. Н. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в электроэнергетике. М., 1999. -66 с.
  50. А. Совершенствование рыночных отношений в электроэнергетике России важное условие развития отрасли // Энергетика. Рынок. Интеграция. Сб. докл. Межд. конгресса энергетиков (25−26 июня 1998 г.). Алматы: ОАО «KEGOC». 1998, с. 149−153.
  51. A.A. Энергетическая стратегия и атомная энергетика России // Энергия: экономика, техника, экология. 1996, N 8, с. 2−9.
  52. В.Н. Совершенствование энергосбытовой деятельности на энергетических предприятиях. Саратов, 2000. -143 с.
  53. Д.Д. Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика / Пер. с англ. -М.: Диаграмма, 2000. -588 с.
  54. Методика расчета размера платы за услуги по передаче электрической энергии / Утв. Постановлением ФЭК России от 12.05.2000 г. № 25/3.
  55. В. Концепция реструктуризации электроэнергетики России и схемы ее управления //Энергетика. Рынок. Интеграция. Сб. докл. Межд. Конгресса энергетиков (25−26 июн. 1998 г.). Алматы: ОАО «КЕСОС». 1998, с.187−199.
  56. В.И. Концепция рыночных реформ в электроэнергетике России. М.: ГУУ, 2001.-182с.
  57. В.И. Методы математического моделирования электрических нагрузок коммунально-бытовых потребителей: Дис.. канд. техн. наук, М., 1985.
  58. В.И. Обучающий программный комплекс «Конкурентный федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности» // Экономическая стратегия в электроэнергетическом комплексе. Тр. науч.- иссл. ин-та экон. энергетики. М.: НЦЭНАС. 1998, с.67−76.
  59. В.И. Организационно-экономические аспекты участия ТЭЦ в рынке электро- и тепловой энергии // Экономические проблемы энергетического комплекса / Открытый семинар, 46 заседание, 25 ноября 2003 г. М.: ИНП РАН. -65 с.
  60. В.И. Организационно-экономические аспекты участия ТЭЦ в рынке электро- и тепловой энергии // ТЭК, 2004, № 4, с.80−88.
  61. В.И. Проблемы участия ТЭЦ в рынке электрической энергии и пути их решения//Вестник ФЭК, 2004, № 1.
  62. В.И. Программный комплекс «Экономический советчик диспетчера» // Экономическая стратегия в электроэнергетическом комплексе. Тр. науч. -иссл. ин-та экон. энергетики. М.: НЦ ЭНАС. 1998, с. 199−206.
  63. В. Реформирование российской электроэнергетики на конкурентной основе: проблемы и пути решения // Энергорынок, 2003, № 0 (01), с.42−48.
  64. В.И. Российский электроэнергетический рынок: переходный период М.: Полиграфический центр МЭИ, 2004. — 247 с.
  65. В.И. Рыночные отношения в электроэнергетике: проблемы и решения // Электрические станции. 1994, N5, с.5−11.
  66. В.И. Сфера регионального электроснабжения: концепция рыночных реформ// Электрика. 2001,№ 1.
  67. В.И., Тарнижевский М. В., Тимченко В. Ф. Режимы коммунально-бытового электропотребления. М.: Энергоатомиздат, 1993. — 288 с.
  68. В., Фраер И. Выбор структурно-функциональных моделей российского оптового рынка электрической энергии и мощности // Вестник электроэнергетики. 1996, N2, с.68−76.
  69. В., Фраер И. К вопросу о формировании рыночных отношений в электроэнергетике России //Вестник электроэнергетики. 1996, N1, с.65−79.
  70. В., Фраер И. Основы концепции формирования конкурентного оптового рынка электрической энергии и мощности // Вестник электроэнергетики. 1996, N3, с.55−63.
  71. В.И., Фраер И. В. Проблемы участия ТЭЦ в рынках электрической и тепловой энергии // Энергетик. 2003, № 6, с.34−35.
  72. В., Фраер И. Транспортная инфраструктура в организации оптового рынка электрической энергии и мощности // Энергетическое строительство. 1995, N4, с.2−7.
  73. В.И., Фраер И. В. Энергосбытовые компании на рынке электрической энергии и мощности // Экономическая стратегия в электроэнергетическом комплексе. Тр. науч.- иссл. ин-та экон. энергетики. М.: НЦ ЭНАС. 1998, с.49−58.
  74. В.И., Фраер И. В., Эдельман В. И. Биржевое обслуживание участников электроэнергетического рынка// Электрические станции. 1997, N9, с.20−24.
  75. В.И., Фраер И. В., Эдельман В. И. Ответ авторов по отклику на статью «Перспективы организации конкуренции производителей энергии на Российском оптовом рынке электроэнергии и мощности» // Электрические станции. 1997, N9, с. 19−20.
  76. Михайлов В. И, Фраер И. В., Эдельман В. И. Перспективы развития федерального (общероссийского) рынка электроэнергии и мощности // Топливно-энергетический комплекс. 1998, N1−2, с.40−43.
  77. В.И., Фраер И. В., Эдельман В. И. Перспективы организации конкуренции производителей энергии на Российском оптовом рынке электроэнергии и мощности //Электрические станции. 1997, N9, с.13−17.
  78. В., Шетлер Г. О разработке программных средств обучения по основам функционирования Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности // Вестник электроэнергетики. 1997, Nl, c.69−74.
  79. В.В., Окин A.A. Надежность работы ЕЭС России в условиях рынка // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики, вып.49. Иркутск, 1998.
  80. Т.Т., Холден Р. К. Стратегия и тактика ценообразования / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2001.-543 с.
  81. Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации // Указ Президента РФ от 15 августа 1992 г. N923 в ред. от 05.11.1992 г.
  82. Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию // Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N121 в ред. от 31.10.1999 г.
  83. Об электроэнергетике // Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3.
  84. C.JI. Стратегия формирования и функционирования территориальных генерирующих компаний: организационно-экономический аспект: Дис.. канд. экон. наук, Иваново, 2004. 21 с.
  85. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках // Федеральный закон в ред. от 09.10.2002 N 122-ФЗ.
  86. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации // Фед. закон от 14.04.95 г. N 41-ФЗ в ред. от 11.02.1999 г.
  87. О концепции формирования и развития экономических отношений в Единой энергетической системе России на современном этапе /Дорофеев В.В., Образцов C.B., Эдельман В. И., Кузьмин В. В. //Электрические станции. 1997, N9, с.4−12.
  88. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации // Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526.
  89. Организационные модели управления территориальными энергосистемами: Сб. докл. научн.-техн. копф., 20−23 мая 1997 г., Красноярск. Красноярск: Красноярский гос. техн. университет, 1997. — 194 с.
  90. Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий // Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426.
  91. Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" / Утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109.
  92. О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) // Постановление Правительства РФ от 12.07.96 г. N793 в ред. от 31.10.1999 г.
  93. .В. Электроэнергетический рынок и тарифы. Н. Новгород: Нижего-род. гос. гехн. ун-т., 2002.-252 с.
  94. .В., Татаров Е. И. Экономические аспекты надежности электроснабжения в современных условиях // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики, вып.49. Иркутск, 1998.
  95. План мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2003−2005 годы // Утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 июня 2003 г. N 865-р.
  96. Порядок вывода на Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) энергоемких организаций-потребителей / Утв. Постановлением ФЭК России от 07.09.2000 г. № 47/1.
  97. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках // Утв. Приказом МАП России от 20 декабря 1996 г. N 169 (в ред. Приказа МАП России от 11.03.99 г. № 71).
  98. Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода /Утв. Постановлением Правительства РФ от24 октября 2003 г. N643.
  99. РАО «ЕЭС России». Годовой отчет 2002 г. 86 с.
  100. Реструктуризация предприятий и компаний / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. -М.: Высшая школа, 2000. 587 с.
  101. Е. Энергетические деривативы и управление рисками на свободных рынках электроэнергии и мощности // Энергорынок. 2004, № 6, с.32−42.
  102. В.А. Дерегулирование в электроэнергетике США // Топливно-энергетический комплекс. 1998, N1−2, с.45−46.
  103. В.А. Оптовые рынки электроэнергии за рубежом. Аналитический обзор. М.: НЦ ЭНАС, 1998. — 192 с.
  104. В.А. Рынок электроэнергии в Калифорнии, США // Энергетик. 2000, № 1, с. 19.
  105. В.А. Скандинавский рынок электроэнергии // Топливно-энергетический комплекс. 1998, № 3−4, с. 103−104.
  106. Т.А., Яркин Е. В. Цены и ценообразование. -М.: ИНФРА-М, 2001. -238с.
  107. Е.Я. Теплофикация и тепловые сети / 6-е изд., перераб. М.: МЭИ, 1999.-472 с.
  108. Состояние и развитие энергетики в республике Коми / Информационно-аналитические обзоры ИНЭИ РАН. Энерго 21, 2001.
  109. Справочник по проектированию электроэнергетических систем / Под ред. С. С. Рокотяна и И. М. Шапиро. М.: Энергоатомиздат, 1985.
  110. Стратегия бизнеса / Под общей ред. Г. Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.
  111. У.Р., Образцов С. В., Эдельман В. И. Подход к созданию рынка электроэнергии в Калифорнии (США) и перспективы ФОРЭМ в России // Электрические станции. 1997, N9, с. 100−105.
  112. М.В., Михайлов В. И. Моделирование суточных графиков электрических нагрузок коммунально-бытовых потребителей методом ортогональных разложений // Электричество. 1985, № 5, с.66−68.
  113. Тер-Григорьянц A.A. Неполные контракты как метод управления рисками / Сб. научн. тр. Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-та (http://www.ncstu.ru). Сер. Экономика, вып.8. Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. — 55 с.
  114. Технико-экономическое обоснование реформирования электроэнергетики Российской Федерации. М.: ОАО «НИИЭЭ», 2001. — 346с.
  115. О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отно-шенческая» контрактация. СПб., 1996.
  116. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. / Дж.-О. Ким, Ч. У. Мыоллер, У. Р. Клекка и др. -М.: Финансы и статистика, 1989. -215 с.
  117. С., Дорнбуш Р, Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М.: Дело ЛТД, 1995.-864 с.
  118. A.M. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике: разработка управленческих решений. -М.: Финансы и статистика, 2001. -317 с.
  119. М.М. Государственное регулирование процесса становления рыночной экономики в России: Автореф. дис. .канд. экон. наук. -М., 1995. -23 с.
  120. Е.П. Оптимизация режимов работы ЭЭС с учетом особенностей рыночной экономики: Автореф. дис. канд. техн. наук. Новосибирск, 1997. -18с.
  121. А. В энергетике Великобритании // Бюл. иностр. коммер. информ. 1996,28 дек., N152−153, с. 12−13.
  122. С.А. Автоматизация проведения клиринговых расчетов в системе регионального оптового рынка энергии и мощности: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Красноярск, 2000. — 20 с.
  123. Е.В. Разработка методических основ оценки конкурентоспособности ТЭЦ при формировании территориальных генерирующих компаний: Автореф. дис. канд. экон. наук. Москва, 2003. — 21 с.
  124. В.И. Экономическое обоснование реформирования электроэнергетического комплекса России / Материалы для Рабочей группы Президиума Госсовета по вопросам реформирования электроэнергетики. М., НИИЭЭ, 2001 г.
  125. Энергетика за рубежом // Прил. к журналу Энергетик. 2001, вып.2. 56с.
  126. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: ГУ ИЭС Минэнерго России, 2001.-544 с.
  127. А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. М.: «Финансист», 2000.-183 с.
  128. A shock to the system: restructuring America’s electricity industry / Timothy J. Bren-nan. et al.- Washington, D.C.: Resources for the Future, 1996. 138 p.
  129. Bernitz U. Den svenska konkurrenslagen. Stockholm: Juristforlaget, 1996. -138p.
  130. Brockway N., Sherman M. Stranded benefits in electric utilities restructuring. S.I.: National Council on Competition and the Electric Industry, 1996.- 51 p.
  131. Burns R.E., Eifert M. A white paper on the Energy Policy Act of 1992 // an overview for state commissions of new PURPA statutory standards. Columbus, Ohio: National Regulatory Research Institute, Ohio State University, 1993.
  132. California’s power crisis: a state of gloom // Economies, 20 Jan., 2001, p.85−87.
  133. Centolella P. The organization of competitive wholesale power markets and spot price pools. S. 1.: National Council on Competition and the Electric Industry, 1996. — 52p.
  134. Competition and new technology in the electric power sector. Paris: OECD- Washington, D.C.: OECD Washington Centre, 1996. — 91 p.
  135. Competition in energy supply: A Review of the Development of Competition in Domestic Gas and Energy Supply // Utilities Journal, Dec. 2000, p.24−25.
  136. Competition in Electricity Markets // International Energy Agency-Paris, 2001.-160p.
  137. Competition policy and the transformation of Central Europe / John Fingleton. et al. London: Centre for Economic Policy Research, 1996. — 253 p.
  138. Compilation of selected energy-related legislation: electricity. Washington: U.S. G.P.O., 1997.-223 p.
  139. Electric power trends 2001// Cambridge Energy Research Associates, 2000. 137 p.
  140. Electricity Industiy Review // Electricity Association. London: Business Information Centre, 2000, no. 4. — 94p.
  141. Electricity regulation // Hearing before the Subcommittee on Energy and Power of the Committee on Commerce, House of Representatives, 104th Congress, 2 session, May 15, 1996. Washington: U.S. G.P.O., 1996. — 201 p.
  142. Electricity: state of the states // Hearing before the Subcommittee on Energy and Power of the Committee on Commerce, House of Representatives, 104th Congress, 2 session, February 27,1996. Washington: U.S. G.P.O., 1996. — 111 p.
  143. Energy policies of IEA countries: 2000 review // International Energy Agency. -Paris, 2000.- 307 p.
  144. From regulation to competition: new frontiers in electricity markets / edited by Michael A. Einhorn. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1994. — 286 p.
  145. Gardner N. A guide to United Kingdom and European Union competition policy. -Basingstoke, Hampshire: Macmillan, 1996. 227 p.
  146. Golding, G. Guide to power exchanges // Utility Week, 24th Nov. 2000, p. 16−18.
  147. Green N., Robertson A. Commercial agreements and competition law: practice and procedure in UK and EC.- London- Boston: Kluwer Law International, 1997.- 992p.
  148. Hunt S., Shuttleworth G. Competition and choice in electricity. Chichester, U.K.- New York: John Wiley & Sons, 1997. — 237 p.
  149. Journal of segmentation in marketing. Binghamton, NY: Haworth Press, 1997, vol.1.
  150. Mariani E.E., Murthy S.S. Advanced load dispatch for power systems: principles, practices, and economics. London- New York: Springer, 1997.
  151. Market reform: who says NETA will be simpler than the Pool? // Power UK, № 82, Dec. 2000, p. 15−18.
  152. McCullogh, R. Price spike Tsunami: how market power soaked California // Public Utilities Fortnightly, v. 139(1), 1 Jan 2001, p.22−32
  153. Miller R.K. Electric utilities and independent power: impact of deregulation. Lil-burn, GA: Fairmont Press, 1996. — 209 p.
  154. Mikhailov V.l. Feasibility of multilateral electricity system ties in competition market conditions of Russia: legislative and methodological frameworks // Int. Symposium on NEAREST, May 18−19,2004, Seoul, Korea. Seoul: KERI, 2004. p. 132−136.
  155. Mork, E. Emergence of financial markets for electricity: a European perspective // Energy Policy. 2001, № 29, p.7−15.
  156. National energy strategy // Oversight hearing before the Subcommittee on Energy and the Environment of the Committee on Interior and Insular Affairs, House of Representatives, 102 Congress, 1 session. Washington: U.S. G.P.O., 1992.
  157. O’Connor G. How California guzzled the North-West's Power // Financial Times, 22 Dec. 2000, p. 14.
  158. Office of Gas and Electricity Markets: giving domestic customers a choice of electricity supplier / Great Britain. National Audit Office. London, 2001. — 50 p.
  159. Ottervanger T., Steenbergen J., van der Voorde J. Competition law of the European Community, the Netherlands and Belgium. Boston: Kluwer Law International, 1998.
  160. Parkes C. Power Failure // Financial Times, 27 Dec. 2000, p. 12.
  161. Proceedings of the 1996 IEEE Power Engineering Society Transmission and Distribution Conference, Los Angeles, California, September 15−20, 1996. New York: IEEE- Piscataway, N.J., 1996. — 706 p.
  162. Reitzes, J.D.- Earle, R. L- Hanser, P.Q. Deregulation and monitoring of electric power markets // The Electricity Journal, v. 13(8), Oct. 2000, p. 11−25.
  163. Restructuring the electricity & gas markets: the new scene // Papers of conference, 24 April, 1996, London, UK. London: Institute of Energy, 1996.
  164. Retail power markets in the U.S. // Resource Data International, Inc. Boulder, CO: Resource Data International, Inc., 1995.
  165. Review of the development of competition in industrial and commercial electricity supply (December 2000) / Great Britain. Office of Gas and Electricity Markets. London, 2000.- 31 p.
  166. Rose K. An economic and legal perspective on electric utility transition costs. -Columbus, Ohio: National Regulatory Research Institute, Ohio State Univ., 1996. -106p.
  167. Ruge, R. Abolition of the pool and introduction of new trading rules for electricity in Great Britain // Elektrizitaetswirtscahft, v.99(23), 2000, p.45−46.
  168. Sidak G.J., Spulber D.F. Deregulatory takings and the regulatory contract: the competitive transformation of network industries in the United States. Cambridge, UK- New York, NY: Cambridge University Press, 1997. — 631 p.
  169. Thompson R. UK electricity industry and the environment 2000 // Electricity Association. London, 2000. — 33 p.
  170. Transmission markets in the U.S.: a detailed assessment of the nation’s electric transmission system in today’s emerging power market / Resource Data International, Inc. Boulder, CO: Resource Data International, 1995.
  171. Whitehead, P. NETA: impact on industry documents // Utilities Journal, Aug. 2000, p.40−41.
Заполнить форму текущей работой