Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лингвокультурный концепт «Время» в метафорических репрезентациях (на материале немецкого языка)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепт «Времени» современного периода вобрал в себя основные тенденции, сохранил базовые образы предыдущих периодов: мифологическую цикличность и антропоморфизм, средневековую линейность и необратимость, ренессансную ценность времени, но они претерпели некоторые качественные и количественные изменения, модификации, связанные, в первую очередь, с развитием науки, техники, экономики, культуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Время в свете научных исследований
    • 1. 1. Языковая картина мира и концепт
    • 1. 2. Метафора как вербальное выражение образа
      • 1. 2. 1. Классификация метафор
      • 1. 2. 2. К вопросу о когнитивной функции метафоры
    • 1. 3. Время как лингвокультурный концепт
      • 1. 3. 1. Время в различных науках в отражении понятийного компонента концепта «Время
      • 1. 3. 2. Время в естественных науках
      • 1. 3. 3. Время в гуманитарных науках
      • 1. 3. 4. Отражение свойств времени в языке
    • 1. 4. Ценностный и образный компоненты концепта «Время»
  • Выводы
  • Глава II. Историческое развитие лингвокультурного концепта «Время»
    • 2. 1. Язык как зеркало культуры
    • 2. 2. Мифологические представления о времени
    • 2. 3. Концепт «Время» в средневековой картине мира
    • 2. 4. Концепт «Время» в период Северного Ренессанса
  • Выводы
  • Глава III. Базовые метафоры и метафорические модели концепта «Время» в современной немецкой темпоральной картине мира
    • 3. 1. Новое время — источник новых базовых метафорических образов времени современности
    • 3. 2. Метафорические модели концепта «Время» современного периода
      • 3. 2. 1. Пространственная метафора
      • 3. 2. 2. Биологическая метафора
      • 3. 2. 3. Экономическая метафора
      • 3. 2. 4. Психофизическая метафора
      • 3. 2. 5. Деструктивная метафора
      • 3. 2. 6. Квалитативная метафора
    • 3. 3. Базовая метафора и её- репрезентации
    • 3. 4. Авторские метафоры концепта «Время»
    • 3. 5. Текстовая репрезентация концепта «Время»
  • Выводы

Лингвокультурный концепт «Время» в метафорических репрезентациях (на материале немецкого языка) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Языкознание конца XX столетия характеризует смена научной парадигмы, ключевой в современной лингвистике становится идея антропоцентричности языка. В центре внимания нового направления находится язык как общий когнитивный механизм, играющий важную роль в процессе передачи, получения, хранения и обработки информации. Информация поступает к человеку по разным каналам, полученные знания аккумулируются в сознании человека в виде особых когнитивных структур. Важнейшим объектом исследования в когнитивной лингвистике являются концепты. Концепты и разного типа их репрезентации (представления, схемы, картинки, фреймы, гештальты и т. п.) рождаются в процессе восприятия мира, отражая и обобщая человеческий опыт и действительность, осмысленную в разных типах деятельности с миром (Нюбина 2005: 19). Изучению различных аспектов концепта посвятили свои работы С. А. Аскольдов-Алексеев, А. П. Бабушкин, Н. Н. Болдырев, С. Г. Воркачев, В. 3. Демьянков, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, В. В. Колесов, В. В. Красных, Д. С. Лихачев, М. В. Никитин, Л. М. Нюбина, 3. Д. Попова, Е. В. Рахилина, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин и др. Концепт на настоящем этапе рассматривается главным образом с двух позиций. В первом случае концепт выступает единицей хранения знаний в качестве лингвокогнитивного явления, как «дискретное ментальное образование», как «базовая единица мыслительного кода человека» (Стернин 2005: 257). Вторая точка зрения видит в концепте лингвокультурный феномен, который есть «сгусток культуры в сознании человека» (Степанов 1997: 400).

Данное диссертационное исследование посвящено изучению лингвокультурного концепта «Время». В силу предельной абстрактности для описания семантической структуры данного концепта используются метафоры. Метафора, являясь неотъемлемой частью человеческого мышления, а также действенным инструментом концептуализации и категоризации мира, позволяет исследователю составить представление об образе времени через изучение сфер ассоциаций и персонификацию данного понятия. Исследованию когнитивной метафоры в свете вербальной манифестации посвятили свои работы В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, И. М. Кобозева, Л. О. Чернейко, А. П. Чудинов, Дж. Лакофф, М. Джонсон и др.

Актуальность настоящего исследования обусловлена изучением образного представления концепта «Время» в немецкой языковой картине мира в исторической перспективе. Обращение к феномену времени, как к одной из ведущих (наряду с «пространством» и «материей») миромоделирующих категорий, является чрезвычайно важным и актуальным для описания языковой картины мира. В эпоху всеобщей глобализации, увеличения числа международных контактов, в рамках постоянно расширяющегося диалога культур требуется не только наличие языковой, но и культурной компетенции. Концепт «Время» относится к тем лингвистическим единицам, которые в наибольшей степени «насыщены» культурной информацией. С ним связано мироощущение эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, отношение к вещам. Рассматривание базовых метафорических образов, представленных в разные исторические периоды, демонстрирует развитие концепта «Время» в связи с совершенствованием и углублением познания человека.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые концепт «Время» как лингвокультурный феномен рассматривается в диахроническом аспекте с привлечением исторического и культурологического материала. В диссертации проводится анализ метафор, объективирующих концепт «Время», выявляются и систематизируются основные метафорические образы времени (базовые метафоры) на определенном историческом этапе, рассматриваются их модификаци, изучаются способы и возможности их репрезентаций.

Целью диссертационной работы является комплексная характеристика концепта «Время» в немецкоязычной лингвокультуре и выделение на данной основе базовых метафорических моделей времени, формирование которых зависит от физического и культурного опыта человека.

Цель исследования определила решение следующих конкретных задач:

1. Рассмотреть универсальные свойства времени и выявить, как они отражены в концепте «Время».

2. Проследить динамику метафорических представлений о времени в немецкой языковой картине мира в исторической перспективе.

3. Охарактеризовать взаимосвязь между лингвистической и экстралингвистической реальностью концепта «Время» для выявления базовых метафорических моделей на определенном этапе развития немецкого общества.

4. Выявить и систематизировать метафоры, участвующие в вербальной манифестации концепта «Время».

5. Описать субкатегоризацию и модификации базовых метафорических моделей исследуемого концепта на современном этапе развития.

Материалом исследования послужили прозаические и поэтические произведения немецкоязычных авторов объёмом в более чем 8500 страниц. Исследовательский корпус составил более 500 примеров и 1500 текстов и контекстов. Для анализа привлекались также сборник древнеисландских песен «Die Edda», древнегерманский эпос «Das Nibelungenlied», сборник библейских текстов. Кроме того, использовались лексикографические источники «Немецко-русский фразеологический словарь», «Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов» M. М. Маковского, «Moderne Spruche & Zitate fur originelle Reden», «Geflugelte Worte», «Herder Lexikon. Germanische und keltische Mythologie».

Теоретической базой диссертационного исследования послужили работы: • в области когнитивной лингвистики: С. А. Аскольдов, А. Н. Баранов, А. Вежбицкая, В. 3. Демьянков, В. И. Карасик, И. М. Кобозева, Е. С. Кубрякова, М. В. Никитин, Е. В. Рахилина,.

Н. К. Рябцева, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин, Дж. Лакофф, М. Джонсон и др.;

• в области исследования когнитивной метафоры в свете вербальной манифестации различных концептов: В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, А. Н. Баранов, С. Г. Воркачев, Ю. Н. Караулов, Н. В. Павлович, Г. Н. Скляревская, В. Н. Телия, JL О. Чернейко, А. П. Чудинов и др.;

• в области лингвокультурологии и семиотики: М. М. Бахтин,.

A. Я. Гуревич, В. В. Красных, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, В. А. Маслова, Е. М. Мелетинский, В. Я. Пропп, Т. Н. Топоров, Т. В. Топорова, Ж. Ле Гофф, М. Элиаде и др.;

• в области грамматического и художественного времени:

B. С. Баевский, В. А. Жеребков, Р. А. Зобов, О. И. Москальская, А. М. Мостепаненко, В. Я. Мыркин, Л. М. Нюбина, 3. Я. Тураева, Е. И. Шендельс, J. Erben, Н. Weinrich и др.

В качестве основных методов исследования использовались интерпретационный, сравнительно-исторический, концептуальный, классификационный, лингвистическое моделирование, направленное на выявление моделей метафорического обозначения времени.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку проблем когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, стилистики. Значимость диссертационного исследования определяет также соотнесенность рассматриваемых в ней проблем с современными общенаучными и лингвокультурологическими теориями, что может представлять определенный интерес для смежных дисциплин, рассматривающих такие проблемы как язык и сознание, язык и действительность, язык и культура, язык и общество.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения результатов исследования в курсах по когнитивной лингвистике, семантике, стилистике и интерпретации текста, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии. Результаты исследования могут быть использованы в качестве актуального материала на практических занятиях по немецкому языку.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Категория времени представляет собой лингвокультурный концепт: его структуру составляют понятийный, образный и ценностный компоненты.

2. Концепт «Время» как абстрактное понятие находит выражение в многочисленных метафорах, которые могут быть сведены к ограниченному набору базовых метафор.

3. Базовые метафоры возникают на основе культурного и физического опыта этноса, каждой культурно-исторической эпохе соответствуют определенные базовые метафоры.

4. Современная темпоральная картина мира как часть языковой картины мира немецкого узуса представляет собой совокупность модифицированных метафорических моделей на основе соответствующих базовых метафор, возникших в разные периоды культурно-исторического развития этноса.

5. Базовая метафора находит воплощение в различных авторских репрезентациях на основе новых ассоциаций, расширяющих область метафорического мышления.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 8 публикациях, включая статью в рекомендованном ВАК РФ журнале «Вестник Челябинского государственного университета», и в докладах на межвузовских, региональных и международных конференциях: «Риторика <->• лингвистика» (Смоленск, 2003), «Язык. Человек. Культура» (Смоленск, 2005), «Молодые ученые — России» (Смоленск, 2005), «Scripta Manent XII» (Смоленск, 2005), «Риторика в свете современной лингвистики» (Смоленск, 2007), «Риторика лингвистика» (Смоленск, 2008), «Филологическому семинару — 40 лет» (Смоленск, 2008).

Структура работы. Цель и основные задачи исследования определяют объем и структуру работы: диссертация состоит из введения, трёх глав,.

ВЫВОДЫ.

Концепт «Времени» современности вобрал в себя основные тенденции, сохранил базовые образы предыдущих периодов: мифологическую цикличность и антропоморфизм, средневековую линейность и необратимость, ренессансную ценность времени, но они претерпели некоторые качественные и количественные изменения, модификации, связанные, в первую очередь, с развитием науки, техники, экономики, культуры и с темпом современной жизни.

Анализ метафор на современном этапе показал тенденцию к укрупнению «области цели», что позволило выделить в отдельных случаях общую лингвокультурную метафорическую модель, включающую в себя несколько базовых метафор. Так, метафорическая модель — пространственная метафора объединила базовые метафоры «Время — круг», «Время — линия», «Время контейнер», метафорическая модель — экономическая метафора представлена базовыми метафорами «Время — деньги», «Время — ресурс», «Время — ценность», метафорическая модель — биологическая метафора объединила антропоморфную, зооморфную и флористическую метафоры.

Качественные изменения коснулись базового образа «Время — движения». Если ранее этот образ основывался на признаке одушевленности времени, то на современном этапе метафоры движения скорее употребляются в психологическом контексте. Время может «идти», а может «бежать», может «тащиться», «подкрадываться», а может «пролететь», и все это связано с психоэмоциональным состоянием человека. Это позволило охарактеризовать данную метафорическую модель как психофизическую метафору.

При рассмотрении базовых образов «Время — враг"/"Время — лекарь», имеющих место в современной картине мира, пришли к выводу, что наиболее продуктивен базовый образ «Время — враг». Время на современном этапе представляет собой скорее разрушительную, чем созидательную силу. Связано это, в первую очередь, с развитием исторического сознания, которое представляет время жизни как отрезок, имеющий начало и конец, жизнь и смерть. С каждым днем человек приближается к своему концу и виновником данного положения вещей считается время, которое нельзя ни оставновить, ни повернуть вспять. Современное время предстаёт и как убийца, и как препятствие, и как разрушительная сила, что позволило охарактиризовать данный метафорический образ как деструктивную метафору.

Эмоционально-оценочный аспект выражен квалитативной метафорой. Если для мифологического периода было характерно время либо доброе, либо злое, либо хорошее, либо плохое, в зависимости от господствующего божества, для средневекового периода было характерно разделение времени и вечности и их качественность сводилась к бренности, а значит ничтожности времени и идеальности вечности, то на современном этапе качественная шкала времени не • знает границ. Источником метафоризации может служить запах, цвет, вкус, чувства, тактильные ощущения, температурные, погодные явления. Структура осмысления, основывается на том, что у человека при определенном запахе, вкусе, цвете возникают соответствующие воспоминания о предыдущем телесном, чувственном или социальном опыте, вызывая при этом соответствующие эмоции, которые служат критерием оценки.

В современном языковом пространстве мы встречаем и другие базовые образы предыдущих периодов как «Время — вода», «Время — вещество», «Время — могущественная сила», «Время — собственность», но степень их распространенности не так велика.

Современная немецкая темпоральная картина мира, как часть языковой картины, таким образом, представляет собой некоторый набор лингвокультурных метафорических моделей, основанных на базовых метафорах, возникших на разных этапах культурно-исторического развития.

Исследование показало также, что новую базовую метафору на пустом месте придумать невозможно. Базовая метафора представляет собой некий общий смысл, имеющий под собой основу в виде определенных экономических, социальных, научных, религиозных и др. предпосылок, известных носителю языка определенного этноса на определенном культурно-историческом этапе развития. Базовая метафорическая модель, однако, может найти воплощение в различных авторских репрезентациях. В исследовании на основе проведенного анализа авторских метафор были выделены способы создания нового образа-репрезентации. Среди которых: совмещение двух (или более) базовых образовсовмещение двух (или более) метафорических моделей-репрезентаций в одном образекосвенные способы сближенияиспользование редких лексемиспользование авторских окказионализмовиспользование приёма звукоподражания. Авторские варианты базовой модели представляют определенный интерес для прозаических произведений и особенно для поэтических. Яркая неординарная метафора несет большую семантическую и эмоциональную нагрузку, что позволяет ей оказывать влияние на умы и сердца там, где рациональные формулы науки зачастую оказываются бессильны. Декодирование авторской метафоры может представлять определенные трудности. Большую помощь при этом оказывает знание базовой метафоры, инвариантом которой является данная авторская вариация. В авторских метафорах, таким образом, происходит «переоткрытие» рецепиентом базовой метафоры. В неординарной метафоре должен угадываться общий смысл, должен присутствовать намек на базовую метафорическую модель. Только в этом случае возможно успешное декодирование и коммуникация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основой исследования концепта «Время» послужила новая парадигма научного знания. На смену статического воззрения на мир как на жестко упорядоченную совокупность элементов, частиц и т. п. пришло рассмотрение мироздания как динамической системы разворачивающихся вокруг человека событий, явлений, свойств. В центре внимания оказалась деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в мире, его практическое освоение. Этот переход на постижение связей и отношений в природе и мышлении оказал влияние и на методы изучения языковых систем, в которых стали вскрываться «глубинные» структуры, скрытые за ними смыслы и закономерности. В центре лингвистических исследований оказались когнитивные процессы получения, обработки и хранения информации. Инструментом оперирования в когнитивной лингвистике становятся концепты — оперативные содержательные единицы памяти ментального лексикона, концептуальной системы мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике. В современной лингвистической науке понимание концептов весьма вариативно и существует несколько точек зрения на природу и определения концепта. Исследуемый в работе феномен «Время» рассматривается как лингвокультурный концепт. Лингвокультурный концепт — условная ментальная единица, направленная на комплексное изучение языка, сознания и культуры. Структура лингвокультурного концепта трёхкомпонентна. Она включает в себя понятийный, образный и ценностный элементы.

Понятийный компонент формируется фактуальной информацией о реальном или воображаемом объекте. Фактуальная информация о концепте «Время» многочисленна и разнообразна. Она включает в себя наивные представления о времени, известные каждому носителю языка, и научные данные, которые известны узкому кругу специалистов, так как время — предмет изучения различных наук — естественных, теологических, культурологических, философских, лингвистических и др. Вся совокупность этих представлений.

— это опыт соприкосновения и обращения человека со временем. Данные этих наук раскрывают метрические и топологические свойства времени, такие, как последовательность, одновременность/разновременность, ритмичность, повторяемость и др., которые находят своё- выражение в языке благодаря соответствующим лексемам и грамматическим формам глагола. Интегративный характер времени обусловил необходимость исследования концептуальной системы «Время» с учетом достижений различных областей знания. Именно комплексный поход в изучении такого феномена, как время, представляется наиболее оптимальным.

Основанием для выделения в концепте «Время» ценностного компонента послужила, прежде всего, его «номинативная плотность» — наличие в языке целого ряда разноуровневых средств его реализации, что напрямую связано с важностью этого феномена в глазах лингвокультурного социума, аксиологической либо теоретической ценностью данного явления, отраженного в его содержании.

Включение в состав культурного концепта образной составляющей выгодно отличает его от понятия, лишенного наглядности. Время как явление чрезвычайно абстрактное передаётся через образ, через метафору в самом широком смысле. Метафорическая экспликация концепта «Время» достаточно многочисленна и разнообразна. Но большинство, на первый взгляд, разрозненных метафор может быть сведено к ограниченному количеству базовых метафорических моделей.

Концепт «Время», представленный в современной немецкой языковой картине мира, является результатом суммы представлений о времени, сложившихся в определенные культурно-исторические эпохи, так как человек не рождается с готовыми формами представлений о времени. Смена каждой культурно-исторической эпохи характеризуется значительными изменениями социально-культурного, экономического, религиозного характера, что влечет за собой изменения среды существования языка. Язык чутко реагирует на эти изменения. Для того чтобы изучить функционирование языка в тот или иной период, необходимо изучить среду, тот культурный фон, который стоит за единицей языка.

В истории возникновения и развития человеческого разума и основных его категорий важное место занимает период мифологического мышления. На протяжении длительного времени мифологическое мировоззрение было единственным способом объяснения и понимания окружающей действительности древним человеком, и мифические образы для него представляли не поэтические фантазии и аллегории, а саму реальную действительность. Человеку архаического общества было присуще «наивно-целостное» понимание окружающего мира как неотъемлемой части вселенной, что, в свою очередь, и определило его отношение ко времени. Древний человек не выделял себя отчетливо из окружающего его мира, он ощущал себя частью природы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание и всеобщая персонификация природных объектов, в том числе и времени. Время представлялось предметом и человеком, а человек — предметом и временем. В результате лингвокультурологического исследования данного периода были выявлены следующие базовые метафоры «Время — вещество», «Время — живое существо», «Время — движение».

Восприятие временного континуума древним сознанием было обусловлено космопланетарными циклами, так как человек ощущал себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами, которые определяли его жизнь и привели к понятию цикла. В основе летоисчисления и в целом временных представлений того периода лежал природно-космогонический природный акт и биокосмические ритмы, согласно которым строилась хозяйственная, семейная, трудовая жизнь человека. Символом циклического времени становится круг, языковое воплощение которого представлено базовой метафорой «Время — круг».

Вследствие конкретности мышления древний человек вел осознанный образ жизни в рамках непосредственно текущего настоящего времени, которое рассматривалось по типу пространства, так как пространство нагляднее и доступнее для понимания первобытному сознанию. Пространственное представление времени привело к образованию базовой метафоры «Время — пространство».

Для периода мифологического мышления, таким образом, было характерно возникновение следующих базовых метафор: «Время — живое существо», «Время — вещество», «Время — движение», «Время — круг», «Время пространство».

Переход от язычества к христианству в Средние века сопровождается существенной перестройкой всей структуры временных представлений. Средневековое осознание времени опирается на три определяющих момента начало, кульминацию и завершение жизни рода человеческого. Именно наличие этих опорных точек во времени «распрямляют», «растягивают» его в линию. Время становится линейным и необратимым, представляющим собой последовательность протекания событий из прошлого через настоящее в будущее. Историческое время получает направление и содержание. История движется от акта божественного творения ко времени пришествия Христа, а от него к Страшному Суду. Для данного периода характерно появление базового метафорического образа «Время — линия».

Важнейшим положением в христианском миросозерцании было отделение понятия времени от понятия вечности. Вечность неизмерима, непостижима, она атрибут Бога. Время же сотворено, имеет начало и конец, ограничивающие длительность человеческой истории. В дуалистической системе антитез: «земное — небесное», «посюстороннее — потустороннее», «телесное — духовное», «естественное — сверхъестественное» сложилась антиномия «преходящее — вечное» как «временное — вневременное», причем первая сторона закрепилась за земной жизнью индивида, вторая — за потусторонней, загробной «жизнью» его духа. При этом подлинной ценностью обладало не время — текучесть, изменчивость, динамизм реального человеческого бытия, а вневременное, неизменное, божественное. Средневековое время, таким образом, было подчинено идее вечности. Время, подразделяясь на прошедшее (акт сотворения мира), настоящее (время земного существования) и будущее (жизнь души после смерти), получает свою аксиологически-ценностную характеристику: прошедшее время важно как время сотворения мира Богомбудущее время ценно как пребывание души в совершенной, бесконечной вечностинастоящее же время оказалось менее ценно для средневекового христианина, так как оно несовершенно, бренно, конечно. Большая роль здесь принадлежит базовой метафоре «Время — качество», которая даёт аксиологически-ценностную характеристику прошедшему, настоящему и будущему.

В эпоху Северного Ренессанса происходит переоценка времени. Научные изобретения и открытия, развитие экономики и промышленности привели к расширению исторических, географических, космографических представлений о человечестве и Вселенной. Земное время, время «здесь и сейчас» признается единственно реально существующим (прошлого уже нет, будущего еще нет). Поэтому время нужно беречь и ценить. Новому отношению ко времени способствовала и протестантская этика, которая выступала против недостойной траты времени, праздности и тунеядства. Время признается драгоценнейшим благом, данным человечеству во спасение души. Все это способствовало возникновению базовой метафоры «Время — ценность».

Новое время — это время становления капитализма, когда у населения складывается преимущественно рационалистический тип сознания. Время начинает рассматриваться как ценный ресурс, который может быть выражен в денежном эквиваленте. Следствием этого является образование следующих базовых метафор — «Время — ресурс», «Время — деньги».

Концепт «Времени» современного периода вобрал в себя основные тенденции, сохранил базовые образы предыдущих периодов: мифологическую цикличность и антропоморфизм, средневековую линейность и необратимость, ренессансную ценность времени, но они претерпели некоторые качественные и количественные изменения, модификации, связанные, в первую очередь, с развитием науки, техники, экономики, культуры и с темпом современной жизни. Анализ метафор показал тенденцию к укрупнению «области цели», что позволило выделить в отдельных случаях общую лингвокультурную метафорическую модель, включающую в себя несколько базовых метафор. Так, метафорическая модель — пространственная метафора — объединила базовые метафоры «Время — круг», «Время — линия», «Время — контейнер», метафорическая модель — экономическая метафора — представлена базовыми метафорами «Время — деньги», «Время — ресурс», «Время — ценность», метафорическая модель — биологическая метафора — объединила антропоморфную, зооморфную и флористическую метафоры.

Качественные изменения коснулись базового образа «Время — движения». Если ранее этот образ основывался на признаке одушевленности времени, то на современном этапе метафоры движения скорее употребляются в психологическом контексте. Время может «идти», а может «бежать», может «тащиться», «подкрадываться», а может «пролететь», и все это связано с психоэмоциональным состоянием человека. Это позволило охарактиризовать данную метафорическую модель как психофизическую метафору.

При рассмотрении базовых образов «Время — враг"/"Время — лекарь», имеющих место в современной картине мира, мы пришли к выводу, что наиболее продуктивен базовый образ «Время — враг». Время на современном этапе представляет собой скорее разрушительную, чем созидательную силу, что позволило охарактиризовать данный метафорический образ как деструктивную метафору.

Эмоционально-оценочный аспект выражен квалитативной метафорой. Если для мифологического периода было характерно время либо доброе, либо злое, либо хорошее, либо плохое, в зависимости от господствующего божества, для средневекового периода было характерно разделение времени и вечности и их качественность сводилась к бренности, а значит ничтожности времени и идеальности вечности, то на современном этапе качественная шкала времени не знает границ. Источником метафоризации может служить запах, цвет, вкус, чувства, тактильные ощущения, температурные, погодные явления.

Исследование также показало, что новые базовые метафоры на пустом месте придумать невозможно. Базовые метафоры представляют собой некий общий смысл, имеющий под собой основу в виде определенных экономических, социальных, научных, религиозных и др. предпосылок, известных носителю языка определенного этноса на определенном культурно-историческом этапе развития. Базовые метафорические модели, однако, могут найти воплощение в различных авторских репрезентациях. Анализ креативных авторских метафор обнаружил некоторые способы создания нвого образа-репрезентации, среди которых — совмещение двух или более базовых метафор в одном образесовмещение двух или более новых моделей-репрезентацийкосвенные способы сближения с базовым образомупотребление редких лексемиспользование авторских окказионализмовприменение приёма звукоподражания.

Исследуемая тема открывает перспективы дальнейшего анализа концепта «Время» в свете когнитивного и лингвистического описания. Интересным представляется рассмотрение средств и возможностей создания «нового» образа и их сопоставление в разных языках (например, в русском и немецком). Сравнительный анализ концепта «Время» в разных языковых культурах мог бы внести определенный вклад в понимание процессов создания национально-специфической картины мира и в исследование типологии метафорически-образного мышления человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Г. Исторический синтаксис немецкого языка / В. Г. Адмони. -М.: Высш. школа, 1963. — 334 с.
  2. Г. П. Что такое причинное истолкование времени и пространства? / Г. П. Аксенов // Вестник Российской Академии естественных наук. — 2003. № 1. — С. 36−44.
  3. П. К. Опережающее отражение действительности / П. К. Анохин // Вопросы философии. 1962. — № 7. — С. 97−110.
  4. Античные теории языка и стиля (антология текстов) / отв. ред. О. Фрейденберг. СПб.: Изд-во Алетейя, 1996. — 368 с.
  5. В. Ю. Метафора в семантическом преставлении эмоций /
  6. B. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1993. — № 3. -С. 27−35.
  7. Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. — 1995. — № 1. —1. C. 37−67.
  8. Аристотель. Поэтика / Аристотель. Л., 1927. — 120 с.
  9. И. В. Стилистика современного английского языка / И. В. Арнольд. М.: Просвещение, 1990. — 300 с.
  10. Ф. Время и история / Ф. Артог // Анналы на рубеже веков антология: пер. с франц. — М.: XXI век: Согласие, 2002. — 284 с.
  11. Н. Д. Время: модели и метафоры / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997. — С. 51−61.
  12. Н. Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры: пер. с англ., фр., исп., польск. яз. / отв. ред. Н. Д. Арутюнова и М. Журинская. М.: Прогресс, 1990. — С. 5−32.
  13. С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997.-С. 267−279.
  14. В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1998.-400 с.
  15. . В. Ф. Историко-философские этюды / В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1984.-318. с.
  16. О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — М.: КомКнига, 2005. 576 с.
  17. М. Д. Пространство и время: от мифа к науке / М. Д. Ахундов // Природа. 1985. -№ 8. — С. 53−65.
  18. Ш. Французская стилистика: пер. с франц. / Ш. Балли. М., 1961. -394 с.
  19. А. Н. О типах сочетаемости метафорических моделей / А. Н. Баранов // Вопросы языкознания. 2003. — № 2. — С. 73−93.
  20. Р. В. Метафорическая репрезентация абстрактных концептов «Gedanke» и «Wort»: когнитивный аспект (на материале немецкого языка): дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Р. В. Белютин. Смоленск, 2005. — 213 с.
  21. Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев. М.: ООО Изд-во ACT- Харьков: Фолио, 2003. — 679 с.
  22. Э. М. Очерки по экпрессивному синтаксису / Э. М. Берегов-ская М.: Изд-во Рохос, 2004. — 208 с.
  23. Бестужев-Лада И. В. Развитие представлений о будущем: первые шаги. (Прсзентатизм первобытного мышления) / И. В. Бестужев-Лада // Советская этнография. -1968. -№ 5. С. 123−133.
  24. Бич А. М. Природа времени: Гипотеза о происхождении и физической сущности времени / А. М. Бич. М.: ООО Изд-во ACT, ООО Изд-во Астрель, 2002. — 288 с.
  25. М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры: пер. с англ., фр., исп., польск. яз. / отв. ред. Н. Д. Арутюнова и М. Журинская. М.: Прогресс, 1990.-С. 162−172.
  26. Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. — 123 с.
  27. Е. Г. Пространство, время и число в древнеанглийском заговоре / Е. Г. Брунова // Филологические науки. — 2005. № 2. — С. 59−67.
  28. А. Понимание культур через посредство ключевых слов /
  29. A. Вежбицкая. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 287 с.
  30. В. И. О жизненном (биологическом) времени / В. И. Вернадский // Философские мысли натуралиста. -М.: Наука, 1988. 520 с.
  31. А. Н. Из истории эпитета / А. Н. Веселовский // Историческая поэтика. Л., 1940. — С. 73−92.
  32. В. В. О языке художественной прозы. Избр. труды /
  33. B. В. Виноградов. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  34. Г. О. Филологические исследования: лингвистика и поэтика / Г. О. Винокур. М.: Наука, 1990. — 452 с.
  35. С. Г. Концепт как «зонтиковый термин / С. Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация. 2003. — Вып. 24. — С. 5−12.
  36. Гак В. Г. Пространство времени / В. Г. Гак // Логический анализ языка. Язык и время.-М.: Индрик, 1997.-С. 122−130.
  37. Г. Энциклопедия философских наук. Философия духа / Г. Гегель. Т. 3. — М.: Мысль, 1977. — 471 с.
  38. Г. Библейские истории: пер. с венгер. / Г. Гече. — М.: Политиздат, 1990.-318 с.
  39. Е. Л. Словообразование и синтаксис / Е. Л. Гинзбург. М.: Наука, 1979.-264 с.
  40. С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997. — 660 с.
  41. И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. М.: Рольф, 2001. — 448 с.
  42. О. Н. Цвет и запах власти / О. Н. Григорьева // Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах. — М.: Флинта: Наука, 2004. 248 с.
  43. Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. М.: Гнозис, 2003. — 288 с.
  44. Е. В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке / Е. В. Гулыга, Е. И. Шендельс. М.: Просвещение, 1969. — 184 с.
  45. А. В. Путями Фауста: Этюды германиста / А. В. Гулыга. — М.: Советский писатель, 1987. 368 с.
  46. А. Я. Историческая наука и историческая антропология /
  47. A. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 56−71.
  48. А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1972. — 317 с.
  49. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию: пер. с нем. / Э. Гуссерль. СПб.: Владимир Даль, 2004. — 398 с.
  50. В. Н. Мироздание постигая. / В. Н. Демин, В. П. Селезнев. М.: Молодая гвардия, 1989. — 265 с.
  51. В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. 3. Демьянков // Вопросы языкознания. 1994. — № 4. -С. 17-33.
  52. Т. И. Лингвистический аспект категории времени в его отношении к физическому и философскому аспектам / Т. И. Дешериева // Вопросы языкознания. 1975. — № 2. — С. 111−112.
  53. В. В. Мифы о мироздании. Беседы о мире и человеке / В. В. Евсю-ков. М.: Политиздат, 1986. — 112 с.
  54. Р. А. Перцептуальное время и его выражение в функционально-семантическом поле темпоралыюсти (на материале англ. языка): специальность 10.02.04 „Германские языки“: автореф. дис.. канд. филол. наук /
  55. B. А. Жалейко- Институт языкознания АН СССР. Москва, 1980. — 22 с.
  56. Зализняк Анна А. О семантике щепетильности (обидно, совестно и неудобно на фоне русской языковой картины мира) /Анна А. Зализняк // Логический анализ языка. Языки этики. — М.: Школа яз. рус. культуры, 2000. -С. 101−118.
  57. Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. М.: Дело, 2001. — 480 с.
  58. И. Познание и информация / И. Земан. — М.: Прогресс, 1966. 202 с.
  59. В. П. Время — действующее лицо / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 36−54.
  60. Г. А. Категории времени и вида с точки зрения текста / Г. А. Золотова // Вопросы языкознания. — 2002. № 3. — С. 7−29.
  61. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры / Вяч. Вс. Иванов. М.: Языки русской культуры, 1999. Т. 1. — 912 с.
  62. М. С. Время как философская проблема / М. С. Каган // Вопросы языкознания. 1982. — № 10. — С. 117−124.
  63. В. П. Понятие времени в структуре научного знания / В. П. Казарян. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 176 с.
  64. В. А. Формы времени / В. А. Канке. — М.: Едиториал УРСС, 2002. -260 с.
  65. И. Критика чистого разума: пер. с нем. / И. Кант. М.: Наука, 1998. — 655 с.
  66. В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования /
  67. B. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / отв. ред. И. А. Стернин. — Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 75−80.
  68. В. И. Субкатегориальный кластер темпоральности (к характеристике языковых концептов / В. И. Карасик // Концепты: научные труды Центрконцепта. — Архангельск: Изд-во Поморск. гос. ун-та, 1997.1. C. 154−171.
  69. В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. — 390 с.
  70. Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М.: Едиториал УРСС, 2002. 264 с.
  71. А. А. Когнитивные исследования по дискурсу / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания. 1994. -№ 5. — С. 126−139.
  72. Н. И. Языковые механизмы формирования оценки СМИ / Н. И. Клушина // Публицистика и информация в современном обществе. -М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 94−106.
  73. И. М. Семантические проблемы анализа политической метафоры / И. М. Кобозева // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2001. — № 6. -С. 132−149.
  74. A. Г. Коваленко // Филологические науки. 2000. — № 6. — С. 3−11.
  75. В. В. Ментальная характеристика слова в лексикологических трудах В. В. Виноградова / В. В. Колесов // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1995. -№ 3. — С. 130−139.
  76. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. М.: КомКнига, 2006. — 128 с.
  77. Косидовский 3. Библейские сказания: сказания Евангелистов: пер. с польск. / 3. Косидовский. — М.: Политиздат, 1990. 479 с.
  78. В. В. Свой» среди «чужих»: миф или реальность? /
  79. B. В. Красных. — М.: Гнозис, 2003. 375 с.
  80. К. Г. Три модели индоевропейского времени на материале лексики и грамматики / К. Г. Красухин // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997. — С. 63−76,
  81. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — С. 77−78.
  82. М. А. Семантика / М. А. Кронгауз. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.-399 с.
  83. И. В. Введение в общую теорию Земли. Уровни организации геосистем / И. В. Круть. М.: Мысль, 1978. — 368 с.
  84. Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1986. — 157 с.
  85. Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика- психология когнитивная наука / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. — С. 34−46.
  86. Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е. С. Кубрякова. -М.: Наука, 1981. 199 с.
  87. И. Н. Образ-символ в поэтике Гёте (о функции «сада» в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера») / И. Н. Лагутина // ВМУ. Серия 9. Филология. 1997. -№ 1. — С. 9−16.
  88. Дж. Когнитивное моделирование // Женщины, огонь и опасные предметы // URL: http://elenakosilova.narod.ru/studia2/lakoff.htm (2006. 10 июля).
  89. Дж. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 256 с.
  90. Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика / Ю. И. Левин. — М.: Языки русской культуры, 1998. 824 с.
  91. Леви-Стросс К. Структура мифов / К. Леви-Стросс // Вопросы философии. 1970. -№ 7. — С. 153−163.
  92. Ле Гофф Ж. Другое средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. — 326 с.
  93. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: пер. с фр. / Ж. Ле Гофф. М.: Прогресс-Академия, 1992. — 375 с.
  94. Лой А. М. Время как категория социально-исторического бытия / А. М. Лой, Е. В. Шинкарук // Вопросы философии. 1979. — № 12. -С. 73−86.
  95. Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968−1992) / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство-СПб, 2001. 704 с.
  96. Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970.-381 с.
  97. Т. Социология А-Я: Словарь-справочник: пер. с англ. / Т. Лоусен, Д. Гэррод. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.
  98. Л. Н. Философские проблемы времени в контекстемеждисциплинарных исследований / Л. Н. Любинская, С. В. Лепилин. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. 304 с.
  99. В. С. Философские вопросы географии / В. С. Лямин // Философские основания естествознания. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 343 с.
  100. М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. — М.: Гнозис, 2003.-280 с.
  101. Э. Когнитивная теория метафоры / Э. Маккормак // Теория метафоры: пер. с англ., фр., исп., польск. яз. / отв. ред. Н. Д. Арутюнова и М. Журинская. М.: Прогресс, 1990. — С. 358−386.
  102. М. М. Сравнительный словарь мифологичекой символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов / М. М. Маковский. М.: ВЛАДОС, 1996. — 416 с.
  103. В. А. Когнитивная лингвистика / В. А. Маслова. — Мн.: ТетраСи-стемс, 2004. 256 с.
  104. В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. — М.: Академия, 2004. 208 с.
  105. Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Вост. лит., 2000. — 407 с.
  106. И. М. Время в культуре / И. М. Меликов // ВМУ. Серия 7. Философия, 1999. -№ 2. С. 94−104.
  107. А. А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности / А. А. Мельникова. — СПб.: Речь, 2003.- 320 с.
  108. Мифологический словарь / отв. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 736 с.
  109. Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура / Н. Б. Мечков-ская. М.: Академия, 2004. — 432 с.
  110. А. В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры (очерки из истории филологической науки) / А. В. Михайлов. -М.: Наука, 1989.-224 с.
  111. JI. Н. Время в русской языковой картине мира / JI. М. Михеева. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. 252 с.
  112. В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии / В. М. Мокиенко. СПб.: Фолио-Пресс, 1999.- 464 с.
  113. О. И. Теоретическая грамматика современного немецкого языка / О. И. Москальская. — М.: Высшая школа, 1975. — 366 с.
  114. В. А. Философско-психологические аспекты исследования категории времени / В. А. Москвин, В. В. Попович // Электронная версия статьи журнала «Credo» № 6 (12) 1998 г.: URL: .http: // www.improvement.ru/ bibliot/filos.htm (2005. 20 марта).
  115. А. М. Пространство-время и физическое познание / А. М. Мостепаненко. -М.: Атомиздат, 1975. 216 с.
  116. В. Я. Вид и время глагола в русском и немецком языках (сопоставительный анализ) / В. Я. Мыркин. Д.: ЛГПИ, 1989. — 126 с.
  117. М. От слова к вере. Религия как предмет сравнительного изучения / М. Мюллер // Языки как образ мира. М.: ООО Изд-во ACT- СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 9−126.
  118. Немецко-русский фразеологический словарь / отв. ред. X. Малиге-Клаппенбах и К. Агрикола. — М.: Русский язык, 1975. — 656 с.
  119. Н. А. Филологический анализ / Н. А. Николина. — М.: Академия, 2003.-256 с.
  120. М. В. Основы когнитивной семантики / М. В. Никитин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 277 с.
  121. М. В. Пространство и время в ментальных мирах / М. В. Никитин // Вопросы германской и романской филологии. СПб., 2003.-С. 11−23.
  122. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1: А-Д / отв. ред.
  123. B. С. Степин. М.: Мысль, 2000. — 721 с.
  124. Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: Андрей Платонов и западный утопический роман / Т. Новикова // Вестн. Моск. у-та. Серия 9. Филология. — 1997. — № 31.—1. C. 67−76.
  125. А. «Диагноз времени» как третий жанр социологической теории / A. Hopo // Социс. 2002. — № 2. — С. 3−11.
  126. Л. М. «Остановись, мгновение.» / Л. М. Нюбина // Язык. Человек. Культура. Смоленск: СГПУ, 2005. — Ч. 1. — С. 19−31.
  127. Л. М. Роль грамматической формы настоящего времени в сю-жетно-композиционной структуре художественного текста: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Л. М. Нюбина. Л., 1980. — 217 с.
  128. С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Русский язык, 1981.-816с.
  129. Е. О. Концептуальная метафора / Е. О. Опарина // Метафора в языке и тексте. -М.: Наука, 1988. — С. 65−77.
  130. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры: пер. с англ., фр., исп., польск. яз. / отв. ред. Н. Д. Арутюнова и М. Журинская. — М.: Прогресс. — 1990. — С. 68−81.
  131. Н. В. Язык образов / Н. В. Павлович. — М.: Азбуковник, 2004. -527 с.
  132. В. Я. Мифы древней Скандинавии /В. Я. Петрухин. М.: ООО Изд-во Астрель- ООО Изд-во ACT, 2003. — 464 с.
  133. Е. В. Когнитивные модели времени в русской грамматике / Е. В. Петрухина // Концептуальное пространство языка. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005.-С. 111−127.
  134. По дорога В. А. Полное и рассеченное. Политика тела: материалы к истории базовых образов / В. А. Подорога // Психология телесности между душой и телом. М.: Изд-во ACT, 2005. — 731 с.
  135. Попова 3. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / 3. Д. Попова, И. А. Стернин // Воронеж: Истоки, 2001. 192 с.
  136. Попова 3. Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / 3. Д. Попова, И. А. Стернин // Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2000. -30 с.
  137. В. И. Существует ли языковая картина мира? / В. И. Постовалова // Язык как коммуникативная деятельность человека. -М.: Изд-во МГПИИЯ. Вып. 284. — 1987. — С. 65−72.
  138. Н. А. Время в языке (опыт комплексного описания) / Н. А. Потаенко // Логический анализ языка. Язык и время. — М.: Индрик, 1997.-С. 113−120.
  139. А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. СПб.: Изд-во Академия, 2003. — 384 с.
  140. В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. 364 с.
  141. Е. Я. Мифомышление (когнитивный анализ) / Е. Я. Режабек. — М.: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.
  142. Г. Философия пространства и времени: пер. с англ. / Г. Рейхенбах. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  143. Н.Ф. Концепция художественного времени в современном романе / Н. Ф. Ржевская. НДВШ. Филологические науки. — 1970. -№ 4. — С. 28−40.
  144. Э. Г. Стилистика немецкого языка / Э. Г. Ризель, Е. И. Шендельс. — М.: Высшая шк., 1975. 316 с.
  145. П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение / П. Рикер // Теория метафоры: пер. с англ., фр., исп., польск. яз. / отв. ред. Н. Д. Арутюнова и М. Журинская. М.: Прогресс, 1990. — С. 416−434.
  146. А. Философия риторики / А. Ричарде // Теория метафоры: пер. с англ., фр., исп., польск. яз. / отв. ред. Н. Д. Арутюнова и М. Журинская. М.: Прогресс, 1990. — С. 44−67.
  147. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренников. -М.: Наука, 1988. — 215 с.
  148. И. Г. Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов / И. Г. Рузин // Вопросы языкознания. — 1996. — № 5. — С. 39−50.
  149. Н. К. Аксиологические модели времени / Н. К. Рябцева // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997. — С. 78−94.
  150. О. М. Философия времени в творчестве О. Э. Мандельштама / О. М. Седых //Вопросы философии. -2001. -№ 5.-С. 103−131.
  151. Э. Статус лингвистики как науки / Э. Сепир // Языки как образ мира. М.: Изд-во ACT- СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 127−219.
  152. Г. Н. Метафора в системе языка / Г. Н. Скляревская. — СПб.: Наука, 1993.- 151 с.
  153. Г. Г. Аксиология языковой личности и сфера наивной лингвистики / Г. Г. Слышкин // Социальная власть языка. — Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 87−90.
  154. Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование / Г. Г. Слышкин. Воронеж: Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». — 2004. — № 1. — С. 29−34.
  155. Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. М.: Academia, 2000. — С. 7−25.
  156. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
  157. Э. Ю. Прошлое толкует нас (очерки по истории философии и культуры) / Э. Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991. — 432 с.
  158. Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
  159. И. А. Концепт и языковая семантика / И. А. Стернин // Связи языковых единиц в системе и реализации. Когнитивный аспект. Тамбов, 1999.-Вып. 2.-С. 69−75.
  160. И. А. Типы значений и концепт / И. А. Стернин // Концептуальное пространство языка. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. — С. 257−282.
  161. В. А. Когнитивное описание языка и его культурологическая интерпретация: когнитивные трансформации / В. А. Сулимов // Филологические науки. 2006. — № 1. — С. 40−47.
  162. В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лин-гвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. — М.: Языки русской культуры, 1996.-288 с.
  163. В. Н. Типы языковых значений / В. Н. Телия. — М.: Наука, 1981. — 269 с.
  164. В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. -М.: Наука, 1988.-С. 173−203.
  165. В. JI. Метафоризация концепта «Время» в среднеанглийском и современном английском языке / В. JI. Темкина, И. Н. Ларионова. — Оренбург: Вестник ОГУ, 2004. № 11. — С. 144−148.
  166. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 352 с.
  167. С. М. Человек живет, как трава растет: Вегетативная метафора человеческой жизни / С. М. Толстая // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. М.: Языки славянской культуры, 2004. — С. 686−689.
  168. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В. Н. Топоров. — М.: Прогресс, 1995. — 624 с.
  169. Т. В. О древнеисландских космологических загадках как феномене языка и культуры / Т. В. Топорова. М.: ИМЛИ РАН, 2002. -236 с.
  170. Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира / Т. В. Топорова. -М.: Радикс. 1994. — 190 с.
  171. Н. Н. Время человеческого бытия / Н. Н. Трубников. — М.: Наука, 1987.-253 с.
  172. Н. Н. Проблема времени в свете философского мировоззрения / Н. Н. Трубников // Вопросы философии. 1978. — № 2. — С. 111−121.
  173. Тураева 3. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное / 3. Я. Тураева. М.: Высш. школа, 1979. — 220 с.
  174. Дж. Естественная философия времени: пер. с англ. / Дж. Уитроу. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 400 с.
  175. А. Миф и ритуал в христианстве: пер. с англ. / А. Уотс. -К.: София- М.: София, 2003. 240 с.
  176. . А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. М.: Искусство, 1970.-225 с.
  177. Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф. П. Фёдоров. Рига: Зинатне, 1988. — 413 с.
  178. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. — 719 с.
  179. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  180. Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. ML: Академия, 2003.-320 с.
  181. М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  182. М. Прологомены. К истории понятия времени / М. Хайдеггер. Томск: Водолей, 1998. — 383 с.
  183. И. А. Время: природа, равномерность, измерение / И. А. Хаса-нов. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
  184. A. Г. Цейтлин. М.: Наука, 1965. — 319 с.
  185. Л. О. Абстрактное имя как объект концептуального анализа / Л. О. Чернейко // Лингво-философский анализ абстрактного имени. — М., 1997.-320 с.
  186. Л. В. К теории поэтических тропов // ВМУ. Серия 9. Филология. -2001. -№ 2.-С. 7−17.
  187. А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000) / А. П. Чудинов. — Екатеринбург, 2001.-238 с.
  188. О. Г. Представление о времени в древнем языке и сознании (на материале древнеанглийского языка) / О. Г. Чупрына. — М.: Прометей, 2000.-150 с.
  189. Е. И. Многозначность и синонимия в грамматике (на материале глагольных форм современного немецкого языка) / Е. И. Шендельс. М.: Высшая школа, 1970. — 204 с.
  190. В. Б. Проблема времени в искусстве. О теории прозы /
  191. B. Б. Шкловский. М.: Советский писатель, 1983. — 384 с.
  192. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: пер. с нем. / О. Шпенглер. М.: Мысль, 1998. — 663 с.
  193. В. И. Метафора в поэтическом дискурсе / В. И. Шувалов // Филологические науки. 2006. — № 1. — С. 56−63.
  194. М. Священное и мирское: пер. с франц. / М. Элиаде. — М.: Изд-во МГУ, 1994. -144 с.
  195. Юнг В. Грамматика немецкого языка / В. Юнг. СПб.: Лань, 1996. — 544 с.
  196. В. С. Философские и лингвистические проблемы семантики /
  197. B. С. Юрченко. Саратов: СГПИ, 1993. — 48 с.
  198. В. С. Реальное время и структура языка / В. С. Юрченко // Вопросы языкознания. — 1993. — № 3. — С. 36−46.
  199. Языки как образ мира / отв. ред. К. Королев. — М: Изд-во ACT- СПб.: Terra Fantastica, 2003. 568 с.
  200. Языческие божества Западной Европы: энциклопедия / под ред. К. Королева М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2005. — 800 с.
  201. В. П. Социальное время / В. П. Яковлев. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1980. — 160 с.
  202. Е. С. Жизнь в терминах времени: эпоха, дни, век, времена / Е. С. Яковлева // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 880 с.
  203. Е. С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова / Е. С. Яковлева // Вопросы языкознания. — 1998. — № 3. —1. C. 43−73.
  204. Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994. -343 с.
  205. Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. М.: Наука, 1986. — 205 с.
  206. В. Н. Развитие понятия времени / В. Н. Ярская // Вопросы философии. 1981.-№ 3. — С. 157−160.
  207. К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. / К. Ясперс. — М.: Республика, 1994.-527 с.
  208. Albert К. Vom Kult zum Logos: Studien zur Philosophie der Religion / K. Albert. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1982. — 132 S.
  209. Bibeltexte: Lutherbibel. Deutsche Bibelgesellschaft Stuttgart: Evangelische Kirche, 1985.-1472 S.
  210. Bieri P. Zeit und Zeiterfahrung / P. Bieri. — Frankfurt am Mein: Suhrkamp Verlag, 1972.-236 S.
  211. Bieritz K.-H. Das Kirchenjahr: Feste, Gedenk-und Feiertage in Geschichte und Gegenwart / K.-H. Bieritz. Munchen: С. H. Beck Verlag, 1994. — 302 S.
  212. Brinkmann K. Zu Zeit und Raum. Gegen die Relativitatstheorie / K. Brinkmann. -Munchen: Johannes Berchmans Verlag, 1984. 263 S.
  213. Buchmann G. Geflugelte Worte / G. Buchmann. Koln: Komet, 2005. -320 S.
  214. Cramer F. Der Zeitbaum: Grundlegung einer allgemeinen Zeittheorie / F. Cramer. Frankfurt am Main und Leipzig: Insel Verlag, 1994. — 283 S.
  215. Eliade M. Das Heilige und das Profane: vom Wesen des Religiosen / M. Eliade. Hamburg: Rowohlts Taschenbuchverlag GmbH, 1957. — 154 S.
  216. Enzyklopadie Philisophie. 4 Bande. Bd. 2: O-Z. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1999.-1902 S.
  217. Erben J. Deutsche Grammatik: ein Abriss / J. Erben. — Munchen: Hueber Verlag, 1972.-392 S.
  218. Flamig W. Skizze der deutschen Grammatik / W. Flamig. — Berlin: Volk und Wissen, 1972.-376 S.
  219. Geissler K. Zeit leben. Vom Hasten und Rasten / K. Geissler. Beltz: Quadriga Verlag, 1997. — 184 S.
  220. Geissler K. Vom Tempo der Welt // URL: www.ksluzern.ch/diversicum/ archiv/kantiforum2000/VortragGeissler.htm (2006. 10 июля).
  221. Gutknecht Th. Zur Entstehung des modernen Zeitbewusstseins // URL: www. praxis-logos.de/main/texte/zeit.pdf. (2006. 20 февраля)
  222. Herder Lexikon. Germanische und keltische Mythologie. Freiburg: Herder Verlag, 1990.-191 S.
  223. Moderne Spruche & Zitate fur originelle Reden: Zitate aus allen Bereichen: z.B. Literatur, Kunst, Medien, Politik, aktuell aus dem 20. und 21. Jahrhundert / Red.: Anne Weiss. — Baden-Baden: Humbolt-Taschenbuchverlag, 2003. — 128 S.
  224. Raehlmann I. Zeit und Arbeit / I. Raehlmann. Hagen: FernUniversitat, 2002. — 171 S.
  225. Thies Ch. Vom richtigen Umgang mit der Zeit. Philosophische Uberlegungen // URL: www. uni-Rostock.de/fakult/philfak/fkw/iph/Thies/Zeit.html (2007. 3 июня).
  226. Wege der deutschen Literatur / Red. H. Glaser. Frankfurt am Main- Berlin: Ullstein, 1994. — 654 S.
  227. Weinrich H. Tempus: besprochene unf erzahlte Welt / H. Weinrich. Munchen: Beck Verlag, 2001. — 338 S.
  228. Weinrich H. Knappe Zeit. Kunst und Okonomie des befristeten Lebens / H. Weinrich. Munchen: С. H. Beck Verlag, 2005. — 272 S.
  229. Albert Н. Ein Kurbis spricht / Н. Albert // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. — Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. —5. 289.
  230. Bachmann I. Stromung / I. Bachmann // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. — Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 319.
  231. Biermann W. Ermutigung / W. Biermann // Geschichte der deutschen Lyrik seit 1945. Stuttgart: Metzler Verlag, 1989. — S. 132.
  232. Benn G. Astern / G. Benn // 1000 Deutsche Gedichte und ihre Interpretationen.
  233. Bd. Frankfurt am Main und Leipzig: Insel Verlag, 1995. -S. 169.
  234. Bernhard Th. Ein Kind / Th. Bernhard. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1997.-167 S.
  235. Benidiktinerregel // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. — Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. S. 90.
  236. Binding R. G. Spruch fur eine Sonnenuhr / R. G. Binding // Der ewige Brunnen. Munchen: С. H. Beck Verlag, 1970. — S. 236.
  237. Brant S. Das Narrenschiff / S. Brant // От «Нибелунгов» до Рильке: нем. поэзия и рус. переводы / отв. ред. Н. Любимова, Н. Шляпина. — М.: МАРТ, 2000. С. 54.
  238. Brecht В. Gegen Verfuhrung / В. Brecht // 1000 Deutsche Gedichte und ihre Interpretationen. 7. Bd. — Frankfurt am Main und Leipzig. Insel Verlag, 1995. -S. 261.
  239. Bulla H. G. Vom Herbst / H. G. Bulla // Lyrik fur Kinder und junge Leute. -Schwerte: Viktor Verlag, 1988. S. 91.
  240. Busch W. Sag, wie war’es, alter Schragen. / W. Busch // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003.-S. 170.
  241. Celan P. Auge der Zeit / P. Celan // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 391.
  242. Das erste Buch Mose // Die Bibel: Genesis. Deutsche Bibelgesellschaft Stuttgart: Evangelische Kirche, 1985. — S. 3.
  243. Das Nibelungenlied // От «Нибелунгов» до Рильке: нем поэзия и рус. переводы / отв. ред. Н. Любимова, Н. Шляпина. М.: МАРТ, 2000. -С. 16−18.
  244. Die Edda // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 59.
  245. Domin H. April H. Domin // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. — Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. S. 116.
  246. Ein Gebet des Mose, des Mannes Gottes // Die Bibel: Psalm 90. — Deutsche Bibelgesellschaft Stuttgart: Evangelischen Kirche, 1985. S. 597.
  247. Ende M. Momo / M. Ende. Munchen: W. Goldmann Verlag, 2002. — 270 S.
  248. Esmarch N. L. Die Zeit ist stetes heute // URL: www.onlinekunst.de/ kalender/zeit.html (2005. 19 сентября).
  249. Falke G. Ein Tageslauf / G. Falke // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 171.
  250. Th. О trube diese Tage nicht. / Th. Fontane // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. — Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S.311.
  251. Geissler K. Zeit leben. Vom Hasten und Rasten / K. Geissler. — Beltz: Quadriga, 1997.-S. 35.
  252. Gleim W. L. An Leukon / W. L. Gleim // Wege der deutschen Literatur. Frankfurt am Main, Berlin: Ullstein, 1994. — S. 144.
  253. Goethe J. W. Grenzen der Menschheit / J. W. Goethe // 1000 Deutsche Gedichte und ihre Interpretationen. 2. Bd. — Frankfurt am Main und Leipzig: Insel Verlag, 1995.-S. 117.
  254. Goethe J. W. Wie von unsichtbaren Geistern gepeitscht. / J. W. Goethe // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 258.
  255. Gryphius A. Es ist alles eitel / A. Gryphius // 1000 Deutsche Gedichte und ihre Interpretationen. 1. Bd. — Frankfurt am Main und Leipzig: Insel Verlag, 1995. -S. 135.
  256. Gryphius A. Betrachtung der Zeit / A. Gryphius // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. -S. 386.
  257. Harsdorffer G. Ph. Ratsel Die Zeit / G. Ph. Harsdorffer // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. — Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003.-S.12.
  258. Heidegger M. Nietzsche / M. Heidegger // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 378.
  259. Hesse H. Verfruhter Herbst / H. Hesse // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. -S. 261.
  260. Hesse H. Stufen // / H. Hesse Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 333.
  261. Hesse H. Klein und Wagner / H. Hesse // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 353.
  262. Hinterberger Th. Zeitmaschine / Th. Hinterberger // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. -S. 32.
  263. Holderlin F. Der Fruhling / F. Holderlin // 1000 Deutsche Gedichte und ihre Interpretationen. 3. Bd. — Frankfurt am Main und Leipzig: Insel Verlag, 1995. -S. 83.
  264. Holty L. H. Lebenspflichten / L. Holty // Wege der deutschen Literatur: ein Lesebuch / Red. H. Glaser. — Frankfurt am Main- Berlin: Ullstein, 1994. -S. 144.
  265. Hunold Ch. F. Uber die Zeit / Ch. Hunold // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 100.
  266. Kant I. Kritik der reinen Vernunft /1. Kant // Zeit und Zeiterfahrung. — Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1972. S. 80−81.
  267. Kastner Erh. Der Hund in der Sonne / Erh. Kastner // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 235.
  268. Kastner E. Der Dezember / E. Kastner // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. -S. 389.
  269. Kastner E. Kleine Stadt am Sonntagmorgen / E. Kastner // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003.-S. 151.
  270. Kastner E. Zur Fotografie eines Konfirmanden / E. Kastner // 1000 Deutsche Gedichte und ihre Interpretationen. — 7. Bd. — Frankfurt am Main und Leipzig: Insel Verlag, 1995. S. 379.
  271. Kastner E. Die Zeit fahrt Auto / E. Kastner // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 123.
  272. Keller G. Die Zeit geht nicht. / G. Keller // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 39.
  273. Kubler-Ross E. Die Realitat der Zeit ist die. / E. Kubler-Ross // Geborgen im Leben. Wege zu einem erfullten Dasein. — Stuttgart: Kreuz Verlag, 2001. — S. 138.
  274. Kunert G. Vorschlag / G. Kunert // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 318.
  275. Mann Th. Der Zauberberg / Th. Mann. Berlin: S. Fischer Verlag, 1997. -1002 S.
  276. Mann Th. Lotte in Weimar / Th. Mann // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 89.
  277. Meister E. Der Himmel ist rein. / E. Meister // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. — Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 56.
  278. Morgenstern Ch. Die Zeit / Ch. Morgenstern // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 139.
  279. Nietzsche F. Jedes Ding hat zwei Gesichter. / F. Nietzsche // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. -S. 20.
  280. Nietzsche F. Unzeitgemasse Betrachtungen / F. Nietzsche // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003.-S. 251.
  281. Plankenauer R. Leben nach Uhr. // URL: http: // members.chello.at/ robert. plankenauer/philosophie-text-archiv.htm (2006. 20 августа).
  282. Rilke R. M. Ich lebe mein Leben in wachsenden Ringen / R. M. Rilke // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 332.
  283. Rilke M. Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge / M. Rilke. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag GmbH, 2000. — 255 S.
  284. Roth E. Fluchtige Zeit / E. Roth // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 215.
  285. Rossler О. E. Jetzt-Schraube / O. Rossler // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 371.
  286. Schiller F. Die Gunst des Augenblicks / F. Schiller // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. -S. 361.
  287. Schiller F. Spruch des Confucius / F. Schiller // 1000 Deutsche Gedichte und ihre Interpretationen. 3. Bd. — Frankfurt am Main und Leipzig: Insel Verlag, 1995. -S. 63.
  288. Schwarz-Friesel M. Sprache und Emotion / M. Schwarz-Friesel. — Tubengen: A. Francke Verlag, 2007. 401 S.
  289. Silesius A. Man redt von Zeit und Ort. / A. Silesius // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. -S. 51.
  290. Tieck L. Zeit / L. Tieck // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 234.
  291. Trakl G. In den Nachmittag geflustert / G. Trakl // Wege der deutschen Literatur / Red. H. Glaser. Frankfurt am Main- Berlin: Ullstein, 1994. — S. 456.
  292. Tucholsky K. Die funfte Jahreszeit / K. Tucholsky // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. -S. 259.
  293. Uhde-Stahl B. Ich Schnittstelle Interface / B. Uhde-Stahl // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. — Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003.-S. 29.
  294. Weber М. Die protestantische Ethik // Zeit und Arbeit. Hagen: FernUniversitat, 2002.-S.13.
  295. Werfel F. Auf den alten Stationen / F. Werfel // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. -S.330.
  296. Wiengarn B. Toulouser Fruhling / B. Wiengarn // Lyrik fur Kinder und junge Leute. Schwerte: Viktor — Verlag, 1988. — S. 108.
  297. Witowski S. Tage wie Nebelschwaden / S. Witowski // Das Geschenk der Zeit. Ein Begleiter durch 365 Tage. Dusseldorf und Zurich: Patmos Verlag, 2003. — S. 18.
  298. Wolf Ch. Kindheitsmuster / Ch. Wolf. — Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1995.-519 S.
  299. Zollinger A. Stille des Herbstes / A. Zollinger // 1000 Deutsche Gedichte und ihre Interpretationen. 7. Bd. — Frankfurt am Main und Leipzig: Insel Verlag, 1995.-S. 131.
Заполнить форму текущей работой