Проблемы судебной защиты социально-экономических прав человека в современном международном праве
Рассмотренная группа социально-экономических прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках государства. Отсюда… Читать ещё >
Содержание
- Введение стр
- Глава I. Регламентация вопросов защиты социально-экономических прав и свобод человека в деятельности международных организаций. стр
- 1. Устав ООН- стр
- 2. МОТ — специализированное учреждение- стр
- 3. Система защиты прав человека в рамках
- Совета Европы. стр
- Глава II. Проблемы судебной защиты социально-экономических прав человека на международном и национальном уровнях. стр
- 1. Виды международных судебных инстанций по защите социально-экономических прав человека- стр
- 2. Проблема расширения компетенции судов в деле защиты социально-экономических прав человека- стр
- 3. Проблема совершенствования процедуры рассмотрения дел связанных с защитой социально-экономических прав человека- стр
- 4. Проблема контроля за исполнением решений международных судебных инстанций. стр
- Глава III. Судебная практика. стр
Проблемы судебной защиты социально-экономических прав человека в современном международном праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Двенадцатого декабря 1974 года Генеральная Ассамблея ООН.
• приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств,.
• содержащуюся в резолюции 3281. Она была принята в результате W поименного голосования 120 голосами против 6 при 10 воздержавшихся. В преамбуле этой резолюции Ассамблея подчеркнула, тот факт, что «Хартия явится эффективным инструментом создания новой системы международных экономических отношений, основанных на справедливости, суверенном равенстве и взаимозависимости интересов развитых и развивающихся стран». Статья 7 главы 2 Хартии экономических прав и обязанностей государств гласит: «Каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, Л социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития. Все государства обязаны, индивидуально и совместно, сотрудничать, с тем, чтобы устранять препятствия, которые мешают такой мобилизации и использованию».
Социально-экономические права относятся к правам человека 0 второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, ж определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.
В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются:
Распространенность на определенную — социальноэкономическую — область жизни человека;
Допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);
Зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов».
Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав.
Международно-правовая регламентация и защита социально-экономических прав начались в 1948 г., когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. До этого времени права на собственность и на труд объединялись с правами гражданскими. Но определенные трудности в их признании существуют и сегодня. Так, Европейская социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 г., до сих пор ратифицирована не всеми государствами. Ее ратификация — дело будущего и для Российской Федерации.
Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности — бесспорно. Как отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами». Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».
Обязанность государств в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Как отмечалось выше, каждое государство несет ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.
Среди источников правого регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав человека (ст.22−27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, конвенциальных стандартах Международной организации труда (МОТ). В данной области МОТ принято больше 170 конвенций. Важное значение имеют следующие. «О принудительном труде» (1930 г.), «О справедливом вознаграждении» (1951 г.), «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.), «О политике в области занятости» (1964 г.), «О трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.), «О содействии занятости и защите безработицы» (1988 г.) и др.
Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.
Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на трудправо на собственностьправо на предпринимательствоправо на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоровправо на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов1.
В настоящее время наблюдается недостаточное внимание к соблюдению экономических и социальных прав в России, США и ряде других стран. Эти права слабо развиты в Азии, Африке, Латинской Америке. Европейская социальная хартия, которая была принята в 1961 г. Под эгидой Совета Европы, является первым многосторонним соглашением в международном праве, посвященным разрешению трудовых конфликтов. В этой хартии признается право на забастовку, на заключение коллективных договоров, на благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд, на объединение в национальные или международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.
Междунардный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, согласованный в ООН, обязывает государства, являющееся его сторонами, соблюдать социально-экономические права граждан, но, в то же время, не предоставляет индивидуальным лицам права на подачу жалобы на нарушение социально-экономических прав человека государством.
См.: Алексеева Л. Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ — М&bdquo- 1996.
Договор об учреждении Европейского Союза, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Межамериканская конвенция по правам человека, все эти документы содержат положения об экономических и социальных правах.
В настоящее время действуют международные суды, в которые могут подавать жалобы индивиды для защиты своих социально-экономических прав. Существует ряд проблем международной судебной защиты данной категории прав человека. Это и недостаточно четкое урегулирование данных прав в международных многосторонних конвенциях, и отсутствие в ряде регионов специализированных судов по правам человека, которые рассматривали бы индивидуальные жалобы на нарушение государствами социально-экономических прав человека.
На данный момент существуют следующие суды, которые могут рассматривать некоторые категории дел, связанные с защитой социально-экономических прав человека. Это — Европейский Суд по правам человека (в рамках Совета Европы) — Европейский Суд (Суд Европейского Союза), Межамериканский Суд по правам человека.
Основная цель данного исследования состоит в системном анализе и научном обосновании проблематики междунардного права по судебной защите социально-экономических прав человека.
Заключение
.
Международные процедуры важны в качестве гарантий и дополнительных стимулов в деле совершенствования аналогичных внутригосударственных структур.
Активность международных судебных инстанций, устойчивая тенденция к увеличению числа решений по защите социально-экономических прав человека — характерная черта развития современных международных отношений. Результатом активности международных судебных инстанций стало резкое увеличение их вклада в прогрессивное развитие международного права. Необходимо разработать ряд мер, направленных на реализацию конституционного права граждан на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, так как это далеко не автоматический процесс координационным центром в нем мог бы стать Верховный Суд России. Во-первых, целесообразно признать не только Европейскую Конвенцию, но и решения Европейского Суда источником российского права. Пленум Верховного Суда мог бы стать той нормативной базой, которая позволила бы судам всех уровней в своих решениях ссылаться на Страсбургское прецедентное право. Его использование в практике российских судов позволило бы обезопасить государство от лавины решений Европейского Суда, принятых не в пользу российского правительства. Во-вторых, необходимо систематически обучать судей применять прецеденты Европейского Суда, так как порой для них затруднен доступ не только к страсбургскому праву, но и к международным документам, ратифицированным РФ.
Рассмотренная группа социально-экономических прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина, на мой взгляд, достаточно ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких — либо прямых обязанностей. Получается, что экономические и социальные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально поддерживает позицию, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обязанностью.
Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах человека. Если положения Пакта о гражданских правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав» (ч.1 ст.2). Следовательно, реализации прав ставиться в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами — Комитет по правам человека обладает большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по второй группе прав.
В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно большого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России «списан» с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества. Анализ рассмотренных вопросов показывает, что сотрудничество государств в области защиты социально-экономических прав и свобод человека имеет солидную юридическую базу, включающую комплекс соглашений, разработанных как на универсальном, так и на региональном уровнях. В рамках ООН сложился механизм контроля за соблюдением социально-экономических прав, ведущее место в котором, принадлежит созданному в 1986 году при экономическом и социальном совете ООН Комитету по экономическим, социальным и культурным правам.
Однако, в рассматриваемой области имеется ряд проблем, к которым, в частности, относится:
Во-первых, невысокая степень участия государств в защите социально-экономических прав человека. Так, например, участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах являются всего 92 государства, конвенция о защите заработной платы — 88- конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования — 77- конвенции о минимальном возрасте для приема на работу — 37 государств.
Во-вторых, в международных судебных инстанциях существуют сложности при рассмотрении жалоб на нарушение тех или иных социально-экономическихправ человека в связи с недостаточным объемом компетенции для рассмотрения этой категории жалоб. Европейским Судом по правам человека рассматриваются лишь жалобы на принуждение к труду, препятствия к созданию и вступлению в профсоюзы, а также на отсутствие возможности свободно распоряжаться своим имуществом.
В-третьих, от момента подачи жалоб индивидами до принятия дел к рассмотрению проходят сроки равные годам.
В-четвертых, существующий механизм контроля за соблюдением социально-экономических прав и свобод человека не всегда срабатывает. В частности, этот механизм не предусматривает возможности индивидуальных обращений физических лиц в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. В то же время, в области гражданских и политических прав такая возможность предусмотрена в соответствии с факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, сложившееся положение, исходя из идеи о взаимозависимости и неразрывном единстве всего комплекса прав человека, является аномальным.
В-пятых, отсутствие специальных международных соглашений, направленных на защиту прав такой наиболее уязвимой группы населения, как душевнобольные, недостаточная регламентация социально-экономических прав инвалидов.
Успешному решению этих проблем могли бы способствовать следующие меры: усовершенствование механизма контроля за исполнением решений международных судебных инстанций государствамирасширение компетенции Европейского Суда поправам человека в сфере защиты всех социально-экономических прав человекаСокращение процедуры переписки с секретариатами международных судебных инстанций и введение одной развернутой стандартной формы для обращения в международные судебные инстанцииактивизация деятельности ООН по осуществлению линии на универсализацию международных соглашений в области защиты прав человекаразработка и принятие дополнительного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах, предусматривающего возможность индивидуальных обращений физических лиц в комитет по экономическим, социальным и культурным правамразработка конвенций по вопросам защиты прав душевнобольных и инвалидов.
В то же время проблемы судебной защиты социально-экономических прав человека в современном международном праве постепенно решаются путем расширения практики Европейского Суда по правам человека и Суда Европейских сообществ порассмотрению данной категории прав человека. Решение проблем компетенции, финансирования, перегруженности международных судебных инстанций приводит к дальнейшему углублению влияния прецедентов международных судов на национальные законодательства государств. Расширение штатов международных судов упрощает процедуру рассмотрения индивидуальных жалоб, особенно по такой категории дел как споры, связанные с защитой социально-экономических прав человека.
Изучение вопроса о международном сотрудничестве России в области защиты прав человека, позволяет сделать вывод о том, что негативное влияние на развитие этого сотрудничества оказала имевшая место в практике нашего государства конвенция о безусловном примате внутригосударственного права над международным. Принимая на себя международные обязательства в области прав человека, наша страна (бывший СССР) не трансформировала их в целом ряде случаев во внутреннее законодательство. При ратификации конвенций часто делались заявления о том, что принятие конвенции не потребует внесения во внутреннее законодательство, которое считалось совершенным. Конституция СССР разрабатывалась без учета международного права и международных обязательств страны. Идеологический подход был определяющим в вопросах отношения к Совету Европы, Европейской комиссии и Европейскому суду по правам человека, а также правозащитным неправительственным организациям. Длительное время в СССР существовал международно-правовой информационный вакуум, ряд универсальных и региональных актов о правах человека не были известны населению, так как не публиковались в СССР. Существовала практика, допускающая применение неопубликованных актов, затрагивающих права и обязанности граждан. Данная практика не соответствует Итоговому документу Венской встречи, Документу Копенгагенского Совещания по человеческому измерению СБСЕ, положениям Парижской Хартии для новой Европы.
В настоящее время ситуация изменилась. Расширяется международное сотрудничество России в области прав человека как на универсальном уровне, так и в рамках общеевропейского процесса. Идет процесс приведения внутреннего законодательства в соответствие с взятыми международно-правовыми обязательствами.
Однако, обращает на себя внимание наличие в данной области целого ряда проблем, в частности, низкая степень участия России в многосторонних конвенциях, направленных на защиту социально-экономических и культурных прав человекаслабое развитие правовой базы двусторонних отношений РФ по вопросам условий труда, социального обеспечения, медицинского обслуживания граждан РФ, постоянно проживающих за границей или выезжающих туда на работу.
В целях совершенствования международного сотрудничества РФ в области защиты социально-экономических и культурных прав человека, а также полной имплементации международных норм во внутригосударственные необходимо осуществлять следующие меры:
1. Ускорить присоединение РФ к международным соглашениям в области защиты социально-экономических и культурных прав человека.
2. Заключить двусторонние соглашения по вопросам условий труда, социального обеспечения и медицинского обслуживания, постоянно проживающих и временно выезжающих на работу за границу граждан РФ.
3. Отразить во внутригосударственном законодательстве основные положения Конвенций о ночном труде женщин в промышленности, Конвенции о трудящихся-мигрантах. Конвенции о содействии занятости и защиты от безработицы и ряда других конвенций по правам и свободам человека.
4. Создать условия для реализации гарантированных международными и национальными нормами прав и свобод в области социально-экономических отношений.
Однако осуществление одних этих мер недостаточно. Присоединение к конвенциям и разработка самых совершенных внутригосударственных норм еще не решают проблему прав человека по существу. Необходимо создать механизм, гарантирующий применение законов и уважение к ним со стороны всех членов общества, независимо от занимаемой должности. Нужно добиться материального обеспечения прав человека, отвергнуть подход к ним как «дару государства» .
Только при таком подходе к правам и свободам человека можно построить правовое государство, ибо само понятие правового государства означает примат закона, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.
Европейская Конвенция о защите прав человека не является панацеей от всех болезней в области прав человека в Европе. Эта Конвенция родилась сразу после Второй мировой войны и сосредоточена исключительно на личности и защите основных прав этой личности. В результате этого, в настоящее время она не может разрешить многие острые актуальные проблемы прав человека, в первую очередь в области экономических и социальных прав. Но, несмотря на те ограничения, которые есть в Европейской Конвенции о защите прав человека, как политикам, так и юристам необходимо следовать тем традициям в области прав человека, которые она воплощает, и работать над повышением замечательных результатов. Принятие в члены Совета Европы и присоединение к Конвенции о защите прав человека стран Центральной и Восточной Европы должной придать новый импульс этим усилиям, заставив и Совет Европы, и его старых и новых членов оценить и проанализировать свои достижения с тем, чтобы вновь заявить о своей приверженности обеспечению высокого уровня защиты прав человека, так как этооснова политической и нравственной жизни Европы.
Международные судебные инстанции уже доказали своепреимущество перед национальными по решению ряда важных вопросов международной жизни. Это, в частности, объясняется тем, что.
— процедура обращения в международные судебные инстанции менее бюрократична, чем аналогичная процедура внациональных судебных органах;
— международные судебные инстанции выступают в качестве нового механизма, в противовес национальным судам, в демократизации общества, в деле защиты прав человека, открывая двери для защиты социально-экономических прав широких масс.
При соответствующих благоприятных условиях целесообразно создание универсального судебного органа по защите как гражданских, политических, так и социально-экономических прав человека. Это обеспечит защиту основных прав человека на должном уровне не только в Европе, но и в Азии, Африке, Латинской Америке.
Список литературы
- Документы: А). На русском языке
- Устав Организации Объединенных Наций 1945 года
- Всеобщая декларация прав человека 1948 года
- Конвенция № 153 о продолжительности рабочего времени и периода отдыха на дорожном транспорте 1979 года
- Конвенция № 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией рабочих местах 1977 года
- Конвенция № 127 о максимальной нагрузке, допустимой для переноски одним трудящимся 1967 года
- Конвенция № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации I960 года
- Конвенция № 138 о минимальном возрасте при приеме на работу 1973 года
- Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года
- Конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 года
- Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда 1957 года
- Конвенция № 132 об оплачиваемых отпусках 1970 года
- Конвенция №Ш относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 года
- Конвенция № 98 относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров 1949 года
- Конвенция № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию 1948 года
- Конвенция № 89 о ночном труде женщин в промышленности 1948 года
- Конвенция № 30 о регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях 1930 года
- Конвенция № 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода 1935 года
- Конвенция № 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю 1935 года
- Конвенция № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин-трудящихся с семейными обязанностями 1981 года
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года23. Устав Совета Европы 1948
- Европейская Конвенция по правам человека 1950
- Маастрихтский Договор 1992 года
- Европейская социальная Хартия 1965 года
- Декларация прав человека и гражданина РФ 1991 года
- Распоряжение Президента РФ о первоочередных мероприятиях, связанных со вступлением России в Совет Европы № 66-рп от 13 февраля 1996 года
- Резолюция Комитета Министров Совета Европы от 8 февраля 1996 года1. Б). На иностранных языках30. Charter of the UN 1945
- Charter of Council of Europe 194 832 .The European Convention on Human Rights (with Comments). + Strasbourg-1995
- Universal Declaration of Human Rights 1948
- Алексеева Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судамиф РФ-М., 1996ф 35. Аметистов Э. М. Международное право и труд. М., 1989
- Бекназар-Юзбашев Т. Б. Права человека и международноеправо. М., 1996.
- Блтценко И.П. Международное публичное право. М., 1992
- Блищенко И.П. Международное право в правовом государстве // Международная жизнь. 1988. № 12
- Богуславский М.М. Международное частное право. М. Д990
- Бъерк А. Совет Европы в общем европейском государстве // Международная жизнь. 1988. № 9
- Щ 41. Вестник МИД СССР. М., 1990. № 7
- Ф 42. Всемирное профсоюзное движение: Международныйф журнал. 1986
- Грачев А. Последний мир и права человека // Новое время. Приложение. 1988. декабрь
- Генеральная Ассамблея. Комитет по правам человека. Сорок четвертая сессия. Доп.40/А/44/40/
- Действующее международное право в 3-х томах.-М., 1997
- Дженис М., Кэй Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека М., 1997
- Жеребцов А. Н. «Международное Гуманитарное право». Курс лекций. Краснодар., 1998.
- Жарков Б.Н. Профсоюзные права и их международно-правовая защита. М., 1990
- Заявление советской делегации по ст. 1 Устава ООН на конференции в Сан-Франциско // Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. Сборник документов. М., 1980. Информ. МОТ. 1987. № 2 (87)
- Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участинков Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 года // Права человека. Сборник международных документов. М., 1990
- Информационный бюллетень. МЕТ. 1983. № 3 (69) итоговый документ Венской встречи представителей государств -участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. М., 1989
- Карташкин В.А. как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека. -М., 1998
- Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1986
- Карташкин В.А. Международная защита прав и свобод человека. М., 1976
- Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995
- Комплектов В.Г. Доклад на научно-практическом форуме МИД СССР и Советской Ассоциации международного права «Новое мышление и международное право» // Вестник МИД СССР. 1990. № 4
- Кудрявцев В.Н., Лукашева Е. А. Правовое государство. М., 1989
- Курс международного права. В.7 T.I.
- Крылов С.Б. История создания Организации Объединённых Наций. 2-е изд., доп. М., 1960
- Коршунов Е.Н. Международная защита прав женщин. М., 1975
- Колосов Н.М. Конституционное право граждан на обращение в международные организации по защите прав и свобод человека// Право и экономика. М., 1997. № 7−8
- Левин Д.Б. Проблемы соотношения международного и внутригосударственного права// Сов. государство и право. 1964. № 7
- Лукашук И.И. Международное право в судах государств. -М., 1992
- Ледях И.А. Механизмы защиты прав и свобод граждан // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990
- Манов Б.Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М., 1986
- Мюллерсон Р. Соотношение международного и национального права. С. 126−127
- Мелков Г. М. Вступительная статья к сборнику международных документов по правам человека. -М., 1999
- Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.М., 1990
- Международное право в документах. М., 1982
- Международное право в документах. М., 1969
- Международное публичное право. М., БЕК, 1996
- Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991
- Обращение в международно-правовые органы, как средство защиты прав и свобод человека. Манов Б., Манов А., Москаленко К. // Законность. М., 1996. № 6
- Рекомендация МОТ о максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся от 28 июня 1967 года // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990
- Рекомендация МОТ о максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся от 28 июня 1967 года // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990
- Решетов Ю.А. Права человека: где мы стоим? // Вестник МИД СССР. 1990.№ 6
- Топорнин Б.Н. Декларация прав человека: новые подходы // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990
- Тункин Г. И. Теория международного права. Чхиквадзе В. Пакты о правах человека и их историческое значение.//Международная жизнь. 1986. № 12
- Энтин M.JI. Международные гарантии прав человека. М., 1997
- Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. М., 19 921. Б) На иностранных языках:
- International Human Rights, Nutshell, 1995
- P. Van Dijk, Theory and Practice of the European Convention on HR, 2001
- Encyclopedia of Public International Law.-R Bernhard Ed., 2000
- J.P. Gardner, Aspects of Incorporation of European Convention, 2001
- T. Meron, Human Rights in International law: Legal and Policy issues, 1984
- Petrold, «The Convention and the Principle of Subsidiarity», 2000
- Stein, «Lawyers, Judges and the Making.», 2001
- Bodging an Application with the European Commission of Human Rights, Strasbourg, 1994
- Yearbook of the ECHR (1961), Austria v. Italy, 1956
- Stock-Taking on the European Convention on Human Rights, 2001
- Macdonald, The European System of Protection of H.R., 1993
- UN HR Committee, Selected Decisions under the Optimal Protocol, 2001
- Collection of Decisions of the European Commission of HR, 2000
- Confederation Francaise Democratique du Travail v. European Communities, Apl. # 8/030/7796. F. Jacobs, The ECHR, 1975
- X v. Austria and Germany, Apl. # 347/9/69
- De Wilde, Ooms and Versyp Cases, 2000
- Stogmuller Case, 10.11.2001
- R. Lillich, Fact-finding before International Tribunals, 1990
- Melander, Responsibilities for the Organs of the EC, 2000 «102. Watch, «The European Court of HR», 2001
- Explanatory Reports on the 2nd Protocol, 1971
- European Cjurt of H.R., Publ. # 17,2 000 105. Rep. Of ECHR, 2000