Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Юриспруденция как фактор политико-правового развития дореволюционной России: Историко-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Родиной юридической науки традиционно считается Европа. Именно здесь появляются первые университеты, осуществляющие преподавание и научное исследование в сфере теории и практики государственно-правового регулирования. Европейская юридическая наука стала базовой для российской юриспруденции, дала возможность восприятия и частичное заимствование европейского опыта государственного строительства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА
    • 1. Юриспруденция: основные научные подходы к пониманию феномена
    • 2. Социально-исторические и концептуальные предпосылки формирования отечественной юриспруденции
    • 3. Эволюция юриспруденции в процессе становления и развития Российской Империи
  • ГЛАВА. ЮРИДИЧЕСКИЕ КАДРЫ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
    • 1. государственно-правовое регулирование в сфере высшего образования
    • 2. Становление и развитие системы высшего юридического образования в россии во второй половинеxix-началеxx века
    • 3. Идейно-теоретические и методические основания профессионального юридического образования

Юриспруденция как фактор политико-правового развития дореволюционной России: Историко-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена как научной, так и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с генезисом отечественной юриспруденции.

Возникнув на определенном этапе социального развития, юриспруденция первоначально выступала в качестве сугубо инструментального института, в структуру которого входили нормативная (правила поведения общезначимого характера) и процессуальная (порядок реализации правил, определения и исполнения наказаний за их нарушения) составляющие.

В подобном ракурсе юриспруденция представляла собой область знаний, умений и навыков практического характера, с наличием которых связывались реализация субъектом юридически значимых возможностей, разрешение спорных и конфликтных ситуаций, предупреждение и пресечение общественно вредных деяний, а также определение и применение мер ответственности в отношении нарушителей установленных правил.

Эволюция общественных отношений обусловила накопление значительного опыта в различных областях социальной жизнедеятельности (в том числе в сфере юридической деятельностипрактической юриспруденции), а это в свою очередь предопределило стремление к систематизации и обобщению имеющихся знаний, приданию им собственно научного характера. Таким образом наряду с прикладной появляется научная юриспруденция, несущая в себе системное знание о государстве и праве, рассматриваемых как с точки зрения динамики возникновения, становления, современного состояния и перспективного развития, так и в функциональном контексте, предполагающем регулятивно-охранительное воздействие государственно-правовых институтов на общественные отношения.

Родиной юридической науки традиционно считается Европа. Именно здесь появляются первые университеты, осуществляющие преподавание и научное исследование в сфере теории и практики государственно-правового регулирования. Европейская юридическая наука стала базовой для российской юриспруденции, дала возможность восприятия и частичное заимствование европейского опыта государственного строительства и правового регулирования. Однако не отрицая влияния, оказанного со стороны Запада на становление и развитие отечественной юриспруденции, следует подчеркнуть ее самобытность, связанную как с особенностями социально-исторического развития России, так и со спецификой ментальности российского социума.

Вышесказанное позволяет говорить о российской юриспруденции как о самостоятельном с точки зрения формы и содержания социальном феномене, в структуру которого включаются практическая (деятельностная) и теоретическая (научная) составляющие, а это, в свою очередь, предопределяет целесообразность анализа генезиса отечественной юриспруденции в контексте диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования рассматриваются отношения, складывающиеся в процессе генезиса юриспруденции в дореволюционной России. При этом внимание акцентируется на понимании юриспруденции как формы юридической деятельности, направления научного знания, сферы образовательной деятельности.

Предметом исследования являются проблемные аспекты понимания феномена «юриспруденция», основные этапы генезиса российской юриспруденции, организационно-правовые основания становления и развития отечественной юридической науки и образования.

Цели и задачи работы. Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении системного анализа феномена юриспруденции, рассматриваемого в контексте процессов становления и развития механизмов правового регулирования, юридической науки и образования в дореволюционной России.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и последовательное решение ряда задач. К числу наиболее значимых среди которых следует отнести:

— сравнительный анализ научных подходов к определению феномена «юриспруденция»;

— выделение и хараю-еристика структурных составляющих юриспруденции;

— осуществление хараю-еристики концептуальных, социально-исторических и организационно-правовых предпосылок возникновения российской юриспруденции;

— определение факторов, оказавших наиболее значимое влияние на процессы формирования механизмов правового регулирования на различных этапах становления и развития российской государственности;

— исследование сущностных и содержательных аспектов процесса эволюции юридической науки в дореволюционной России;

— проведение ретроспективного анализа институционально-функциональных и организационно-правовых оснований системы юридического образования в условиях Российской Империи.

Методологическую основу диссертационного исследования в совокупности составляют как общенаучные, так и специальные средства, приемы, принципы познания.

В процессе рассмотрения проблемы возникновения и эволюции юриспруденции в дореволюционной России широко использовались методы структурного и функционального анализа, формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения.

В ходе работы над диссертацией были использованы методы интерпретации научных идей и концепций, теоретико-правового моделирования, научного прогнозирования и т. д.

Рассмотрение проблемных вопросов, обозначенных предметом исследования, осуществлялось при помощи интерактивных методик межотраслевого синтеза, свот-анализа, дискурс-анализа и др.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили произведения классиков политико-правовой мысли, а также научные труды известных русских юристов середины XIX — начала XX в. таких, как Н. А. Бердяев, М. Ф. Владимирский-Буданов,.

B. М. Гессен, А. В. Дубровский, Б. А. Кистяковский, А. Ф. Кони, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий,.

C. Ф. Платонов, П. Г. Редкин, Д. Я. Самоквасов, Ф. В. Тарановский, Е. Н. Трубецкой, Б. Н. Чичерин и др. В качестве теоретических источников диссертационного исследования рассматривались также работы современных отечественных и зарубежных ученых. Среди отечественных исследований прежде всего следует выделить труды таких авторов, как Ю. Е. Аврутин, П. В. Анохин, С. С. Алексеев, М. И. Байтин, В. К. Бабаев, В. В. Бородин, С. Н. Братусь,.

A. М. Величко, И. А. Возгрин, С. Б. Глушаченко, Ю. И. Гревцов, X. С. Гуцериев, А. В. Зиновьев, А. И. Королев, Э. В. Кузнецов,.

B. В. Лысенко, В. С. Нерсесянц, Н. С. Нижник, Л. А. Николаева,.

О. А. Омельченко, О. В. Родионова, Р. А. Ромашов, В. П. Сальников, М. В. Сальников, В. Д. Сорокин, Л. И. Спиридонов, С. В. Степашин, Е. А. Суханов, И. Е. Тарханов, В. П. Федоров, Р. О. Халфина, Л. С. Явичидр.

Наряду с работами вышеперечисленных авторов в диссертации использованы архивные материалы, мемуарная и публицистическая литература, материалы статистического характера и др.

Научная новизна работы предопределяется как компоновкой проблемных вопросов, в совокупности составивших предмет исследования, так и нетрадиционными методиками, при помощи которых эти вопросы решались.

За основу рассуждений автором принимается гипотеза, в соответствии с которой юриспруденция представляет собой комплексное понятие, объединяющее в своем содержании практику регулятивно-охранительной деятельности, юридическую науку и юридическое образование.

В диссертации на основе проведенного анализа теоретических, нормативных и эмпирических источников делаются обобщающие выводы, позволяющие сформировать целостное восприятие процесса генезиса юриспруденции в дореволюционной России.

Новизна исследования также предопределяется тем, что диссертантом вводятся в широкий научный оборот ранее малоизвестные и неизвестные работы, знакомство с которыми позволяет существенным образом расширить «проблемное поле», обозначенное диссертационной проблематикой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Феномен юриспруденции представляется целесообразным рассматривать в качестве комплекса взаимосвязанных и взаимообусловливающих содержательных элементов, к числу которых следует отнести: профессиональную юридическую деятельность, юридическую науку, юридическое образование.

2. Появление юриспруденции как комплексного социально-правового института носит последовательный, длящийся характер. Первоначально в обществе складываются общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании и охране, а также получают свое юридическое оформление средства и методы, при помощи которых на практике реализуется регулятивно-охранительная функция права. Таким образом, первичным этапом генезиса юриспруденции является опыт, полученный в результате социальной деятельности, направленной на обеспечение реализации субъектами социально-полезных возможностей, разрешение спорных ситуаций, а также осуществления мер ответственности за совершение социально-вредных деяний. В свою очередь, попытки осмысления, систематизации и классификации опыта в данной области привели к появлению юридической науки, а соответствующая деятельность, связанная с последующей передачей полученных опытным путем знаний, умений и навыков другим представителям социума, обусловила формирование системы юридического образования.

3. На процесс генезиса юриспруденции в дореволюционной России наиболее значимое влияние оказали две тенденции: заимствования зарубежного (и прежде всего — европейского) опыта, накопленного в соответствующих юридических сферах, а также сохранения и закрепления на законодательном уровне национальной правовой традиции.

4. Появление отечественной юридической науки и юридического образования связано с формированием в России университетской системы, включенной в единую государственную образовательную систему. Такая система в основном сложилась в эпоху царствования.

Александра! В соответствии с Указом от 24 января 1803 года в стране были созданы 6 учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, Санкт-Петербургский, Харьковский, Казанский), в которых все звенья начального и среднего образования замыкались на университеты и подчинялись им. 5 ноября 1804 года были опубликованы «Устав университетов Российской Империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Принятие данных актов, по сути, означало приобретение системой университетского образования и науки официального правового статуса.

5. Исследование процесса становления и развития системы высшего юридического образования в Российской Империи позволяет выделить следующие особенности:

— в определении форм и содержания юридического образования решающую роль играло государство;

— высокий уровень развития юридической науки в российских учебных заведениях;

— высокий уровень преподавания юридических дисциплин;

— наличие только очной формы юридического образования;

— существование помимо юридических факультетов университетов и лицеев (Демидовский, Александровский, Катковский) ведомственного юридического образования (Училище правоведения, Александровская военно-юридическая академия);

— наличие как государственных, так и неправительственных (частных и общественных) учебных заведений, обеспечивающих юридическое образование по программам, утверждавшимся государством;

— возможность высшего юридического образования для женщин;

— неравномерность распределения учебных заведений, осуществлявших подготовку юристов, на территории России;

— использование в учебном процессе специализированной юридической литературы (как отечественной, так и зарубежной).

6. Серьезная потребность в юридических кадрах, широком развитии юридического образования, усилившаяся в эпоху реформ Александра II, стала новым импульсом в развитии юридического образования и правовой науки.

В связи с проведением реформ и ростом спроса на дипломированных юристов правительство предприняло определенные шаги:

— был увеличен прием в вузы (например, в Петербургском университете численность студентов-юристов с 1861 по 1885 годы выросла на 42% (с 642 до 906 человек));

— были открыты новые вузы (в частности, в 1865 году открыт Новороссийский университета в Одессев 1868 — лицей цесаревича Николая в Москвев 1869 — вновь начал работу (после закрытия) русский Варшавский университета в 1878 — Военно-юридическая академия);

— была осуществлена реорганизация действующих учебных заведений (в частности, лицей камеральных наук в Ярославле преобразован в Демидовский юридический лицей). Вместе с тем, несмотря на имевшие место изменения, определяющую роль в подготовке правоведов продолжали играть университеты, которые давали до 90% всех дипломированных юристов России.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что положения и выводы, формулируемые и обосновываемые в ней, дополняют, развивают и конкретизируют целый ряд разделов истории и теории права и государства. Кроме того, комплексный характер диссертации предопределяет значимость результатов исследования для истории правовых учений, государственного права, педагогики и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты могут быть использованы: а) в научно-исследовательской деятельности при рассмотрении проблем юридического образования и профессиональной подготовки юристовб) в практической деятельности государственных органов и должностных лиц по разработке программных документов в области образовательной и профориентационной деятельности, направленной на подготовку высококвалифицированных юридических кадровв) при подготовке лекций, проведении семинарских и практических занятий по общей теории государства и права, истории государства и права, истории правовых учений, истории педагогики и.

ДР.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации была обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты исследования получили апробацию в публикациях по теме исследования, а также в выступлениях автора на межвузовском научно-практическом семинаре «Государство и право на рубеже веков» (Санкт-Петербург, июнь 2000 г.) — межвузовской научно-теоретической конференции «Правовой режим законности: вопросы теории и истории» (Санкт-Петербург, февраль 2001 г.) — международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью» (Санкт-Петербург, октябрь 2001 г.) — международной научно-практической конференции «МВД России — 200 лет: история и перспективы развития» (Санкт-Петербург, сентябрь 2002 г.) — международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы теории и истории государства и права» (Санкт-Петербург, декабрь 2003 г.) и др.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, объединяющих шесть параграфов, заключение, список литературы, приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование процесса становления и системы юриспруденции в России позволяет выделить ее некоторые особенности:

— политизированность российской юриспруденции и ее связь с развитием идейно-политических и философских течений,.

— высокий уровень развития юриспруденции в целом,.

— высокий социальный статус профессии юриста.

Во второй половине XIX века формируется целый спектр новых научных школ — «возрожденного естественного права», религиозно-нравственной философии права, социологической школы права, школы римского права. В это же время оформляются в стройные и логические конструкции научные концепции таких блестящих правоведов, как Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, И. А. Покровский, Е. Н. Трубецкой, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Г. Ф. Шершеневич, ставших мощным интеллектуальным потенциалом отечественного юридического наследия.

В начале XX века юридическое образование и правовая наука в России явно переживали свой расцвет, о чем свидетельствовали: в практическом плане — широкая сеть государственных и неправительственных высших учебных заведенийналичие в них как никогда мощной когорты профессионалов-юристов, таких, как П. И. Новгородцев, И. А. Покровский, Н. Н. Алексеев,.

Б. А. Кистяковский, Г. Ф. Шершеневич, М. М. Ковалевский. А. Д. Градовский, С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов и др.- в методологическом плане это выразилось в утверждении интегрализма как метода научных исследований по философии, истории, психологии, праву, что проявилось в создании таких интегральных теорий этого времени, как: психологическая теория права (Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов), теория правового социалистического государства (Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен) — в появлении новых подходов научных исследований — с позиций персонализма (И. А. Покровский, Н. Н. Алексеев, Н. А. Бердяев), феноменологии (Н. Н. Алексеев) — в теоретическом плане это нашло отражение в утверждении утопичности теорий конечного завершенного мирового устройства, в кризисе, в связи с этим, теорий правового, конституционного государства, государства правды и справедливости, дрв обращении пристального внимания правовой литературы к таким проблемам, как: право человека на достойное существование, утверждение понимания права как социального регулятора, а личности — как высшей правовой ценности, формирование правовой, гражданской политики, в которой приоритет отдается обеспечению и гарантированности неотъемлемых прав человека.

Все это способствовало утверждению в России либеральной традиции как стиля прогрессивного, радикального, реформистского мышлениякак ценностных ориентаций русского общества на приобщение к достояниям мировой правовой культурыкак общественного движения1.

При этом созидательный процесс формирования устойчивого правового идеала, расцвета юридического образования и правовой науки в России, реформаторский процесс в первой четверти XX века.

1 См.: Глушкова С. И. Развитие права в контексте истории юридического образования и правовой науки в России. С. 175. совпал по времени своего развития с революционным разрушительным потоком. Противостояние этих двух потоков вело к умалению в историческом процессе роли позитивных начал, правовых регуляторов и механизмов. Трагедией правовой культуры российского общества начала XX века стала невостребованность им интеллектуального потенциала правовой культуры, неиспользование политиками глобальных пророчеств и предвидений русских правоведов в отношении теоретического моделирования и практической реализации политико-правовых концепций отечественных мыслителей. Антиправовая политика Советского государства была направлена на физическое и моральное уничюжение целой плеяды передовой университетской профессуры, мощных научных школ, направлений правовой мысли, системы юридического образования. В результате мы до сих пор еще и в XX веке продолжаем открывать для себя новые страницы и новые имена правовой науки, юридического образования, создавать теоретические конструкции и ценностные ориентиры, модели правовых идеалов, уже сформулированные и обоснованные в прошлом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание1.е. Т. 1−45. СПб., 1830.
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание2.е. Т. 1−55. СПб., 1830−1884.
  3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание3.е. Т. 1−33. СПб., 1885−1917.
  4. Полное собрание русских летописей. Т. I XXV. СПб.- М.- Л., 1846−1949.
  5. Российское законодательство Х-ХХ веков / Под общ ред. О. И. Чистякова: В 9 т. М., 1984−1995.
  6. Свод законов Российской империи. СПб., 1832−1917.
  7. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. СПб., 1863−1917.
  8. Дигесты Юстиниана. М., 1984.
  9. Повесть временных лет. М.- Л., 1951.
  10. Слово о полку Игореве. М., 1981.
  11. Изборник Святослава 1073 г. М., 1977.
  12. Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952.
  13. Иларион. Слово о Законе и Благодати // Идейное наследие Илариона Киевского. Ч. 1. М., 1986.
  14. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.
  15. Указы императрицы Екатерины Алексеевны с 28 июня 1762 по 1763 г. М., 1805.
  16. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 1. СПб., 1875.
  17. Монографии и иные научные издания
  18. М. М. Курс законоведения, читанный в Санкт-Петербургском Александровском институте в 1912—1913 учебном году. Б. м., б. г.
  19. А. И. Искание правды. М.: Юрид. лит, 1980.
  20. А. С. Проект реорганизации экзаменов для юристов в университет и в государственной Комиссии, поданный в юридический факультет императорского Московского университета А. С. Алексеевым, ординарным профессором. М., 1901.
  21. С. С. Теория права: поиск новых подходов. Екатеринбург, 2000.
  22. М. И. Источники изучения истории педагогики в России. М., 1991.
  23. Т. В. М. Щербатов. СПб., 1994.
  24. С. М. Права и власть: метаюридическое содержание проблемы в русской философии права первой половины XX в. Глазов, 1997. Рук. деп. В ИНИОН РАН № 53 013 от 27.10.1997.
  25. Д. И. Опыт истории Харьковского университета: В 2 т. Харьков, 1893−1904.
  26. Д. И., Сулимов Н. В., Бузескул В. Л. Краткий очерк истории Харьковского университета за первые сто лет его существования. (1805−1905). Харьков, 1906.
  27. БартошекМ. Римское право. Понятия. Термины. Определения. М., 1989.
  28. С. Е. Очерк истории Ростовского университета. Ростов-на-Дону, 1959.
  29. И. Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1901.
  30. Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  31. Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
  32. Г. Г. Теория естественного права Е. Н. Трубецкого. СПб., 1999.
  33. В. А. Средняя школа в России. СПб., б. г.
  34. П. Развитие способов и средств для образования юристов военного и морского ведомств в России. СПб, 1879.
  35. БорисовА. В., Колодкин Л. М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994.
  36. Т. В. Очерки истории Академической гимназии Санкт-Петербургского университета. СПб., 1993.
  37. М. И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724−1917 годы). Сыктывкар. 2000.
  38. М. И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII начало XIX вв.). Сыктывкар. 1996.
  39. Ведомость о стипендии в императорских университетах. СПб., 1890.
  40. A.M. Философия русской государственности. СПб., 2001.
  41. Н. X. Наша средняя образовательная школа. СПб.
  42. . В. Судебная реформа и контрреформы в России. Саратов, 1969.
  43. Владимирский-Буданов М. Ф История императорского университета Св. Владимира. Киев, 1884.
  44. Владимирский-Буданов М. Ф Пятидесятилетие университета Св. Владимира. 1834−1884: Речь, произнесенная на юбилее университета. Киев. 1884.
  45. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
  46. Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI—XIX вв. М., 1979.
  47. Высшее образование в России: очерки истории до 1917 года / Под ред. В. Г. Кинелева. М., 1995.
  48. И. X. Описание способа взаимного обучения по методу Беля, Ланкастера и других. СПб., 1820.
  49. В. М. Возрождение естественного права. СПб., 1902.
  50. Гимназия высших наук и лицей кн. Безбородко. СПб., 1881.
  51. К. Д. Павел Григорьевич Демидов и история основанного им в Ярославле училища (1803−1886). Ярославль, 1887.
  52. Горюшкин 3. А. Руководство к познанию российского законоискусства. СПб., 1816.
  53. Государственный Совет в России. 1801−1901. СПб., 1902.
  54. Н. И.. Руководство к взаимному обучению. СПб. 1819.
  55. Н. И. Ланкастерские школы. СПб., 1818.
  56. В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет существования. СПб., 1870.
  57. П. Пособие и правила изучения Российских законов. М., 1831.
  58. Ф. Г. Исследование юридическое о принадлежности для суда месте, о судебной власти, о должности судейской, о челобитной и доказательстве судебном. М., 1779.
  59. А. В. Университеты и средние учебные заведения мужские и женские в 50-ти губерниях европейской России и 10-ти губерниях привисленских по переписи 20-го марта 1880 г. СПб., 1888.
  60. А. Д. Демидовский юридический лицей: учебные планы, учебные предметы, учебники и руководства. Иваново, 1994. Рук. деп. в ИНИОН РАН № 50 265 от 10.04.1995.
  61. II. Записки императрицы. М., 1990.
  62. И. А. Всеобщая история права в русском дореволюционном правоведении (XIX в.). Казань, 1981.
  63. И. А. Историко-правовая наука России XIX в. Казань, 1988.
  64. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. М., 1960.
  65. Журнал дома практического правоведения по предмету образования стряпчества. 1813 года, издаваемый надворным советником Иваном Наумовым. СПб., 1813−1814.
  66. Н. Л. История императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. 1804−1904: В 4 т. Казань, 1902−1904.
  67. П. А. Правительственный аппарат державной России в XIX в. М.: Мысль, 1978.
  68. П. А. Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева: Очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет (1880−1955 г.). Томск, 1960.
  69. В. Ф. Сводная таблица расположения лекций на юридическом факультете Казанского Императорского Университета за время с 14 февраля 1805 по 1 мая 1903 г. Казань, б.г.
  70. А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.
  71. Записки Департамента народного просвещения. Кн. 2. СПб., 1827.
  72. Н. П., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.
  73. А. Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. М., 1991.
  74. А. Н. Воспоминания сибирского полицмейстера. СПб., 1900.
  75. Избранные произведения русских естествоиспытателей второй половины XVIII в. Т. 2. М., 1964.
  76. В. С. Русские университеты в связи с ходом общего образования. СПб., 1876.
  77. Н. В. Историко-юридические направления в русской историографии второй половины XIX века. М., 1998.
  78. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.
  79. И. А. История России. Правовые традиции. М., 1995.
  80. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб, 1883.
  81. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб, 1883.
  82. Историческая записка императорского лицея в память царевича Николая за XXX лет (1868−13 января 1898). М., 1899.
  83. История Академии наук СССР. Т. 1. (1724−1803). М.- П., 1958- Т. 2. (1803−1817). М., 1964.
  84. История Ленинградского университета: Очерки (1819−1969). Л., 1969.
  85. История Московского университета: В 2 т. М., 1955.
  86. П. Д. О символизме права вообще и русского в особенности. СПб., 1839.
  87. М. Н. Теория права. Общая догматика. М., 1868.
  88. . А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.
  89. В. О. Неопубликованные произведения. М.: Наука, 1993.
  90. Книга в России в эпоху Просвещения. Л., 1988.
  91. Г. А., Кольцов А. В. Краткий очерк истории Академии наук СССР. Изд. 1-е. М.- Л., 1945.- Изд. 2-е. М.- Л., 1957.
  92. С. А., Сербов Н. И. Очерки истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. М., 1910.
  93. Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей наставники и питомцы. 1811−1843. СПб, 1911.
  94. Г. Д., Левшинов Б. В., Семенов Л. Н. Академия наук СССР: Краткий исторический очерк. М., 1974.
  95. А. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. СПб., 1999−2001.
  96. КонюченкоТ. Статистические сведения о личном составе, воспитанниках и хозяйственной части Императорского Училища правоведения за 50 лет его существования. СПб., 1886.
  97. М. К. Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина за 125 лет: В 2 т. Казань, 1930.
  98. Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.
  99. Е. М., Бапугьянский М. А. Петербургский университет первой четверти XIX в. Л., 1971.
  100. М. О. История русского самосознания. Минск, 1997.
  101. Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет его существования (1888−1913). Томск, 1917.
  102. Краткий обзор деятельности Кавказского юридического общества в 1873—1998 годы. Тифлис, 1898.
  103. Э. В., Сальников В. П. Наука о праве и государстве. М.- СПб., 1999.
  104. Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской академии наук. М.- Л., 1962.
  105. В. Чаадаев. Из истории политической и правовой мысли. М., 1986.
  106. Н.И. Законоведение. Б. м., б. г.
  107. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 19 001 917 гг. М., 1981.
  108. В. В. История либерализма в России. Ч. 1. М., 1996.
  109. В. В. История либерализма в России. М., 1996.
  110. Ф. И. История русского права. Одесса, 1859.
  111. Летопись Демидовского юридического лицея: В 22 т. Ярославль, 1871−1894.
  112. Р. Методология права. М., 1981.
  113. А. Свет русской науки. Очерки. Таллин, 1952.
  114. В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.
  115. Ю. Д., Тишкин Г. А.. «Единым вдохновением»: Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII первой половине XIX в. СПб., 2000.
  116. А. И. Двадцатилетие императорского Новороссийского университета. Одесса, 1890.
  117. Материалы по истории Санкт-Петербургского университета. 1917−1965: Обзор архивных документов / Сост. Балашов Е. М., Евсевьев М. Ю., Черепенина Н. Ю.- Под ред. Тишкина Г. А. СПб., 1999.
  118. Материалы по истории Санкт-Петербургского университета. XVIII век: Обзор документов Санкт-Петербургского филиала Архива РАН / Под ред. Тишкина Г. А. СПб., 2000.
  119. И. Л., Николаев А. С. Санкт-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. 1819−1919. Пг., 1919.
  120. П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. Т. 3. М., 1995.
  121. И. В. Очерки философии права. Томск, 1914.
  122. С. И. Юридический факультет Варшавского университета. 1869−1917: краткий исторический очерк. Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 2000.
  123. А. Г. Становление русской юриспруденции: XVIII век. СПб., 2000.
  124. Московские прелести. Сцены у мировых судей, уголовные процессы, очерки общественной жизни, рассказы и проч. М., 1869.
  125. Московский университет в воспоминаниях современников1755−1917). М., 1989.
  126. Московское юридическое общество: Состав общества на 4 марта 1896 9 марта 1898 г. М., 1896−1898.
  127. С. А Очерки общей теории гражданского права. М., 1877.
  128. С. А. Что такое догма права? М., 1885.
  129. Мэн Г. С. Древнее право, его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям. СПб., 1873.
  130. К. А. Полное собрание сочинений. СПб., 1851.
  131. НижникН. С., Сальников В. П., Мушкет И. И. Министры внутренних дел Российского государства (1802−2002). СПб., 2002.
  132. П. И. Кризис современного правосознания. М., 1909.
  133. П. И. Кризис современного правосознания. М., 1909.
  134. Обзор деятельности императорского Дерптского университета. Дерпт, 1868.
  135. Обозрение преподавания в университете св. Владимира по юридическому факультету с приложением рассказывания лекций: В 12 т. Киев, 1897−1915.
  136. Общество и государство феодальной России. М., 1975.
  137. Одесский университет за 75 лет (1865−1940). Одесса, 1940.
  138. Е. Р., Козлов Ю. А. Зароиодениегосударственной системы управления высшим образованием в России. СПб., 2002.
  139. Описание торжества и ексамена питомцов при Императорском Московском воспитательном доме по причине всерадостного дня рождения Ее Императорского Величества 1773 года. М.: Унив. тип., 1773.
  140. Очерки по истории Академии наук СССР: АН СССР 220 лет. М.- Л., 1945.
  141. Памятная книга (вторая) Восточно-Сибирского учебного округа (сост. по сведениям к 1-му января 1881 г. и дополнительным данным по 1-е октября 1881 г.). Иркутск, 1881.
  142. Памятная книга Одесского учебного округа. Одесса, 1914.
  143. Памятная книжка Виленского учебного округа за 18 741 915 гг. Вильна, 1874−1915.
  144. Памятная книжка Киевского учебного округа на.1889−1917. учебный год. Киев, 1889−1917.
  145. Памятная книжка лицеистов 1811−19 октября 1911. СПб., 1911.
  146. Памятная книжка правоведов XX выпуска 1859 года: В 2 ч. СПб., 1894.-1899.
  147. А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л.: Наука, 1984.
  148. ПапковА. А. Жизнь и труды принца Петра Георгиевича Ольденбурского. Ко дню 50-летия Училища правоведения. СПб., 1885.
  149. П. П. История императорской Академии наук в Петербурге. Т. 1−2. СПб., 1870−1873.
  150. Первый университет в Сибири. Томск, 1889.
  151. Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. СПб., 1908.
  152. Л. И. Университет и наука. Т. I. СПб., 1907.
  153. Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.
  154. С. Ф. Учебник по русской истории. СПб., 1994.
  155. С. П. Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем. Ярославль, 1914.
  156. М. Д. История русского летописания XI—XII вв.. Л., 1940.
  157. В. Э. Статистические материалы для определения лиц, получивших образование в Дерптском университете, в 18 021 852 годах. СПб., 1862.
  158. Е. В. Историческая эволюция, теория и опыт интеграции педагогической культуры в юридическое образование. М., 2001.
  159. Путеводитель по Музею Императорского Училища правоведения. СПб., 1910.
  160. Л. Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. М., 1982.
  161. ПыпинА. Н. Общественное движение в России при Александре I: Краткие очерки. Изд. 5-е. Пг., 1918.
  162. Пятидесятилетний юбилей Императорского Училища правоведения. (1835−5 декабря 1885 гг.). СПб., 1886.
  163. Развитие русского права в XVI первой половине XVII веков. М., 1986.
  164. П. Г Конспект лекций энциклопедии юридических и политических наук. СПб., 1882.
  165. П. Г. История философии права в связи с историей философии вообще. Т.1. СПб., 1889.
  166. И. О. Античная наука. М., 1980.
  167. С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802−1902. СПб., 1902.
  168. С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVII—XIX вв.еках. T. I. СПб., 1912.
  169. С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв.еках. Т. 1. СПб., 1912.
  170. Ростовский-на-Дону университет: Статьи, воспоминания, документы. Ростов-на-Дону, 1965.
  171. А. А. Памятная книжка чинов императорского Александровского, бывшего Царскосельского лицея с 1811 по1911год. СПб., 1911.
  172. С.-Петербургский университет в первое столетие его деятельности: Материалы по истории С.-Петербругского университета. Т. 1. 1819−1835. Пг., 1919.
  173. Д. Я. История русского права: Университетский курс. Кн. 1. Варшава, 1888.
  174. Саратовский университет: 1909−1959. Саратов, 1959.
  175. Свод важнейших правил, инструкций, постановлений, касающихся прохождения учебного плана студентами и сторонними слушателями: Для преподавателей юридического факультета императорского Московского университета. На правах рукописи. М., 1909.
  176. И. Я. Исторический очерк императорского бывшего Царскосельского, ныне Александровского, лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. СПб. 1861.
  177. С. М. Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т. 1. СПб., 1902.
  178. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М.- П., 1953.
  179. С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855.
  180. В. И. Императорское Училище правоведения в 1885—1910 гг.. Памятная записка. СПб., 1910.
  181. Современные зарубежные исследования русской правовой мысли. М., 1982.
  182. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  183. Е. В. Пособие к лекциям по энциклопедии права. Саратов, 1915.
  184. М. М. Обозрение исторических сведений о своде законов. СПб., 1833.
  185. М. М. Руководство к познанию законов. СПб., 1809.
  186. Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права Х1-Х1Х вв. М., 2001.
  187. М. И. История Российской Академии. Вып. 3. СПб., 1876.
  188. Г. П. Ко дню XXV юбилея императорского Училища правоведения. 1835−1910: Исторический очерк. СПб., 1910.
  189. Ф. В. Сравнительное правоведение в конце XIX в. Варшава, 1902.
  190. Ф. В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.
  191. В. Н. История российская: В 7 т. Т. 1. М.- Л., 1962.
  192. В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. М., 1887.
  193. Д. А. Академическая гимназия в XVIII столетии по рукописным документам архива Академии наук. СПб., 1885.
  194. В. А., Ярецкий Ю. Л. История политической и правовой мысли России. М., 1996.
  195. Н. А. Россия в XIX веке. М., 1997.
  196. Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.
  197. Университет для России: взгляд на историю культуры XVIII столетия. М., 1997.
  198. Ф. Н. Исследование Псковской судной грамоты. СПб., 1855.
  199. Учебный план и правила юридического факультета о прохождении курса, о полукурсовых испытаниях. Обозрение преподавания на юридическом факультете за 1914−1915 г. М., 1914.
  200. И. А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. M. М. Щербатов. М., 1967.
  201. Е. М. Материалы для истории просвещения в России. Т. 1. СПб., 1865.
  202. Г. В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.
  203. К. К. Историко-статистические записки о императорском Харьковском университете и его заведениях от основания университета до 1859 г. Харьков, 1859.
  204. Харьковский государственный университет им. А. М. Горького за 150 лет. 1805−1955. Харьков, 1955.
  205. Н. В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923.
  206. И. А. История С.-Петербургской духовной Академии. М., 1879.
  207. . Н. Опыты по истории русского права. М., 1858.
  208. . Н. Курс государственной науки: В 2 ч. М., 1896.
  209. . Н. Наука и религия. М., 1879.
  210. . Н. Основания логики и метафизики. М., 1894.
  211. . Н. Собственность и государство. Ч. II. М., 1883.
  212. А. Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. СПб., 1993.
  213. С. П. История императорского Московского университета, написанная к столетниму его юбилею (1755−1855) М., 1855.
  214. В. Г. Высшее учебное заведение в городе Ярославле имени Демидова в первый век его образования и деятельности (6 июня 1803−1903): Исторический очерк. Ярославль, 1903.
  215. М. М. Неизданные сочинения. М., 1935.
  216. Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции: конец XIX-начало XX в. М., 1995.
  217. Юридическая наука и преподавание права: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. Тверь, 1996.
  218. Юридический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805−1905). Харьков, 1908.
  219. К. Статистические сведения по учебным заведениям Кавказа: учебные округа за пятидесятилетний период. 1889−1893 г. Тифлис, 1894.
  220. Ю. В. Правда и закон. Из истории российского правоведения. СПб., 2001.
  221. Geny F. Science et technique en droit prive positit. Paris, 1924.
  222. Grimm J. Deutsche Rechtsalterthumer. Gottingen, 1881.
  223. Violett P. Pr ecis de l’historie du droit francais. Paris, 1886.1. Научные статьи
  224. A. П. Русский юридический факультет в Праге // Русская старина. 1904. Кн. 3. С. 134−146.
  225. А-в Вл. О задачах и постановке высшего юридического образования в России // Юридическая газета. 1901. № 15. С. 2−3.
  226. Д. Учебный план юридических факультетов в Италии и России // Журнал гражданского и уголовного права. 1881. № 4. С. 95−131.
  227. И. С. Присутственный день в Уголовной палате // Письма провинции. М.: Правда, 1967. С. 412−432.
  228. В. Высшее юридическое образование в царстве Польском в XIX в. и его организация // Журнал городского общества. 1894. № 4. С. 51−54.
  229. Н. П. Воспоминания судебного пристава Н. П. Арапова // Петроградский мировой суд за пятьдесят лет. 18 661 916. Т. 2. Пг., 1916. С. 1464−1472.
  230. А. H. Московский университет (1844−1848) // Московский университет в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 250−254.
  231. М. В. Заметка о Диоптре // Журнал Министерства народного просвещения. 1893. № 11. С. 44−59.
  232. А. И. Стихотворения Симеона Полоцкого на темы из всеобщей истории // Сборник статей в честь профессора
  233. B. П. Бузескула. Харьков, 1914. С. 596−605.
  234. Н. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1.1. C. 90−99.
  235. ВалицкийА. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX- начала XX века // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 93−99.
  236. Вопрос о реформе юридического образования на съезде польских юристов и экономистов в 1887 г. в Кракове // Юридический вестник. 1889. № 5. С. 161−164.
  237. П. Н., Кожевников Н. В. Краткий очерк истории юридического факультета МГУ//Ученые записки МГУ. Вып. 180. 1956. С. 28−38.
  238. В. В. Государственная власть и юридическое образование в России // Юридическое образование и наука. 2002. № 4. С. 23−27.
  239. С. И. Развитие права в контексте истории юридического образования и правовой науки в России // Вестник ГУ. Серия: Право. 2002. № 1(3). С. 169−175.
  240. А. Г. Юридические общества в дореволюционной России // Советское государство и право. 1989. № 7. С. 111−120.
  241. П. С. Конституционные проекты в России второй половины XVIII в. // Советское государство и право. 1980. № 7. С. 36—42.
  242. П. С., Шебанов А. Ф. Юридическое образование // Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 30. М., 1978. С. 412−413.
  243. В. Судебные деятели об университетской подготовке молодых юристов // Журнал Министерства юстиции. 1902. № 1. С. 36−67.
  244. Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып. 2. М., 1990. С. 129−135.
  245. Т. Н. С. С. Уваров и воссоздание Санкт-Петербургского университета // Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. Вып. VII. СПб., 1998. С. 60−66.
  246. И. Е. Проект богословского факультета при Екатерине II // Вестник Европы. 1873. Ноябрь. С. 313−315.
  247. Н. М. Политические взгляды А. Л. Ордин-Нащокина // История политических и правовых учений. С. 334−336.
  248. Р. Юридическая техника // Юридические записки. СПб., 1860. Т. 4. С. 50−64.
  249. Какое общее образование требуется современностью от русского правоведа: Речь профессора Редкина 15 июня 1846 г. // Москвитянин. IV. № 7. С. 149−159.
  250. Е. И. Дореформенный полицейский суд // Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1906. С. 177−198.
  251. С. А. Историческое и юридическое образование // Сборник статей в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 40−49.
  252. М. Л. Магницкий в 1812—1844 гг. // Русская старина. 1875. Т. XIV. Декабрь. С. 341−344.
  253. Ю. Д., Тишкин Г. А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу // Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII начале XIX в. Л. 1988. С. 105−110.
  254. Ю. Д., Тишкин Г. А. Сколько лет Петербургскому университету? //Ленинградский университет. 1983. 18 марта. С. 6−7.
  255. П. Правовоспитание и гражданственность // Право. 1909. № 50. Стлб. 2744−2755- № 52. Стлб. 2901−2910.
  256. П. О практическом юридическом образовании // Юридический вестник. 1860−1861. Вып. XVII. С. 26−61.
  257. Наше высшее юридическое образование // Юридическая газета. 1900. № 9. С. 1−2.
  258. А. Е. Р. Дашкова и французские философы Просвещения Вольтер и Дидро // Екатерина Романовна Дашкова. СПб., 1996. С. 40−65.
  259. А. Описание путешествия в Московию // Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 381−429.
  260. Е. Р. Пополнение документальной базы истории Петербургского университета // Исторический архив. 2001. № 6. С. 56−61.
  261. А. О современном юридическом образовании в России // Современник. 1850. XXI. № 5. Отд. II. С. 87−96.
  262. О скуднение юридических факультетов в русских университетах // Юридическая газета. 1902. № 85. С. 1−2.
  263. Н. Н. Синергийность отечественной нравственно-религиозной правовой мысли // Философия права 2000. № 2. С. 22−32.
  264. И. А. Роль римского права в правовой истории человечества и в современной юриспруденции // Ученые записки Императорского Московского университета. 1894. Отд. 3. С. 27−28.
  265. С. О. Мнение об учреждении университета в С.Петербурге // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1860. Октябрь-ноябрь. Кн. 4. С. 309−310.
  266. Профессор. «Малограмотные и неведущие юристы» // Юридическая газета. 1902. № 66. С. 2−3.
  267. Пятидесятилетний юбилей военно-юридического образования в России // Журнал гражданского и уголовного права. 1882. № 9. С. 1—44.
  268. В. А. Академия наук и университеты (Историко-научный очерк) // Вестник МГУ. Сер. 12. Право. 1974. № 4. С. 3−10.
  269. Реформа на юридических факультетах российских университетов // Юридическая газета. 1898. № 41. С. 2.
  270. Русская высшая школа общественных наук в Париже // Право. 1901. № 48. Стлб. 2114−2115.
  271. Свириденко Ю, П., Ганин В. В. Юристы-министры Российской империи // Юридическое образование и наука. 2001. № 2. С. 42—43.
  272. Г. К вопросу о реформе юридического образования // Вестник права. 1901. № 4−5. С. 268−283.
  273. В. Н. Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном//Избранные произведения. С. 146−152.
  274. В. Н. Разговор двух лриятелей о пользе науки и училищ//Избранные произведения. П., 1979. С. 51−132.
  275. Г. А. Возвращение имени и обретение статуса 1819−1835 // 275 лет Санкт-Петербургскому университету. СПб., С. 100−123.
  276. Г. А. Кормилица университета академическая гимназия в XVIII в. // 275 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. Летопись. 1724−1999. СПб., 1999. С. 64−74.
  277. В. А. Понятие юриспруденции, ее происхождение и основные функции // Законодательство. 2003. № 6. С. 86−92.
  278. Н. Ф. Наука нового времени и Россия XVIII века // Вопросы философии. 1969. № 12. С. 73−75.
  279. М. Ф. Создание народных (городских) училищ // Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в. М., 1973. С. 149−154.
  280. М. М. Размышления о неудобствах в России дать свободу крестьянам или сделать собственность имений // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1861. Кн. 3. Отд. 5. С. 156.1. Диссертации, авторефераты
  281. Ю. С. История развития общего высшего образования в России, 1900−1917 гг.: Автореф. дис.. докт. ист. наук. М., 1995.
  282. И. Г. Порядок присуждения ученых степеней в России и СССР, 1802−1995: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Невинномысск, 2000.
  283. А. А. Правовая теория И. А. Ильина (гносеологический аспект): Автореф. диб.. канд. юрид. наук. СПб., 1998.
  284. П. В. Метод «взаимного обучения» и русское прогрессивное общество (к проблеме просветительства в идеологии и практике либералов 1815—1825 гг.): Дис.. канд. ист. наук. СПб., 1996.
  285. А. Г. Становление русской юриспруденции: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
  286. А. В. «Возрожденное естественное право» в России (критический анализ основных концепций): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Л., 1987.
  287. В. А. Юриспруденция в духовной культуре древнего и средневекового общества: (Историко-сравнительное юридическое исследование): Автореф. дис.. докг. юрид. наук. Гродно, 1993.
  288. А. П. Петербургская школа в первой половине XIX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1984.
  289. А. Н. Организационно-правовой анализ подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в университетах и академиях России. 1747−1918: История и опыт реализации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1998.1. Учебники, учебные пособия
  290. С. С. Теория права. М.: Бек, 1995.
  291. С. С. Философия права. М.: НОРМА, 1999.
  292. А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2000.
  293. В. И. Очерк теории государства и права. М.: МЮИ, 1996.
  294. А. В. Правосознание и правотворчество. Учебное пособие. Екатеринбург, 1996.
  295. И. А. История государства и права России. М., 1994.
  296. История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. М., 1996.
  297. С. А. Общая теория государства и права. СПб.: Изд-во ЮИ, 2001.
  298. В. В. Теория государства и права. М.: Спарк, 1998.
  299. В. В. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород: ВШ МВД, 1993.
  300. В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999.
  301. Общая теория государства и права: Акад. курс: В 2 т. / Под ред. проф. В. Н. Марченко. М.: Зерцало, 2000.
  302. В. П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Юрист, 1999.
  303. С. Ф. Учебник по русской истории. СПб., 1994.
  304. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: ИНФРА-М, 1999.
  305. В. А. История государства и права России 1Х-начала XX в. М., 1995.
  306. Романович-Славатинский А. Пособие для изучения государственного права по методу историко-догматическому: В 3 т. Киев. 1872.
  307. Р. А. Теория государства и права. СПб., 2003.
  308. Теория государства и права / Под ред. А. И. Косарева. М.: ЮНИТИ, 2000.
  309. Теория государства и права. Екатеринбург: УрГЮА, 1996.
  310. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.
  311. Теория государства и права: Курс лекций: В 2 т. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1995.
  312. Теория государства и права: Схемы. Комментарии. М.: Юриспруденция, 1999. 80 с.
  313. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юрист, 1999.
  314. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  315. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый юрист, 1998.
  316. Теория права и государства / Под ред. проф. Г. Н. Малова. М.: Изд-во БЕК, 1996.
  317. Теория права и государства: Курс лекций / Под ред. Н. А. Катаева, В. В. Лазарева. Уфа: УВШ МВД РФ, 1994.
  318. ХропанюкВ. Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 2001.
  319. Д. А. Теория государства и права. Ёкатеринбург: УАГС, 1997.
  320. Словари, справочники, указатели
  321. Алфавитный указатель местонахождения в империи учебных заведений всех ведомств. 1886. СПб, 1886.
  322. Биографические сведения о 32-х правоведах 20 выпуска 1859 г. и 26-ти их товарищах, из которых одни окончили курс императорского училища правоведения в 1858 и 1860 годах, а другие вышли из училища, не окончив в оном курса. СПб., б. г.
  323. Биографический словарь питомцев Московского университета. М., 1855.
  324. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Юрьевского, бывшего Дерптского, университета за сто лет его существования (1802−1902): В 2 т. Юрьев, 1902−1903.
  325. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Казанского университета за сто лет (1804−1904) / Под ред. Н. П. Загоскина: В 2 ч. Казань, 1904.
  326. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Санкт-Петербургского университета за третью четверть века его существования (1869−1894): В 2 т. СПб, 1896−1898.
  327. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998.
  328. Государственность России (конец XV в. февраль 1917 г.): Словарь-справочник: В 4 кн. М., 2001.
  329. Н. П. Деятели императорского Казанского университета 1805−1900 г.: Опыт биографического словаря профессоров и преподавателей Казанского университета за первые 95 лет его существования. Казань, 1900.
  330. В. С. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского университета Св. Владимира. (1834 -1884). Киев, 1884.
  331. И. И. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской империи (1755−1918): Библиографический указатель. Ставрополь, 1998.
  332. С. И. Словарь русского языка. М., 1987.
  333. Популярный юридический энциклопедический словарь / Редкол.: О. Е. Кутафин, В. А. Туманов, И. В. Шмаров. М.- Большая Российская энциклопедия, 2000.
  334. Российская юридическая энциклопедия / Гл ред. А. Я. Сухарев. М., 1999.
  335. О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996.
  336. Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1998.
  337. Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения: Справочная книга, составленная по официальным сведениям. СПб., 1883−1916.
  338. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.
  339. Д. Н. Государственные деятели Российской Империи. 1802−1917: Биобиблиографический справочник. СПб., 2001.
  340. Юридический словарь / Под ред. П. И. Кудрявцева: В 2 т. М., 1956.
  341. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Я. Сухарев. М.: Советская энциклопедия, 1987.
Заполнить форму текущей работой