Правовая культура органов власти в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование
В последние годы на этом пути проведена определенная плодотворная работа. Однако комплексное исследование правовой культуры законодательной, исполнительной и судебной власти вызывает значительный научно-практический интерес и требует к себе самого пристального внимания. Это направление в отечественной науке разработано слабо. Не определены общие подходы к его исследованию, большинство публикуемых… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Общетеоретические проблемы правовой культуры органов власти
- 1. Государственная власть как разновидность общесоциальной власти
- 2. Понятие и общая характеристика правовой культуры органов власти в Российской Федерации
- 3. Политическая и правовая культура органов власти: соотношение и взаимосвязь
- 4. Политико-правовые проблемы коррупции органов власти
- Глава II. Видовая характеристика и уровни правовой культуры органов власти
- 1. Правовая культура органов законодательной власти в
- Российской Федерации
- 2. Правовая культура органов исполнительной власти в
- Российской Федерации
- 3. Правовая культура органов судебной власти в
- Российской Федерации
Правовая культура органов власти в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. Курс на построение в России правового государства требует кардинального реформирования всех сфер общественной жизни. Проводимые в стране преобразования во многом не дали ожидаемых результатов и породили ряд негативных явлений: разбалансированность государственной системы, противостояние властных структур, коррупцию, взяточничество, безответственность во всех эшелонах государственной власти, рост преступности и т. д.
Практическое решение указанных проблем во многом зависит от уровня развития социально-экономических, политических и нравственных отношений в обществе, качественного состояния правовой культуры власти.
Кризисные периоды в жизни общества заставляют задуматься над многими устоявшимися понятиями, переоценить их, в том числе и над фундаментальными идеями правоведения, связанными с правопониманием, соотношением права и государства, с проблемой правовой культуры органов власти.
Сообразно этому актуальным направлением теоретико-правовых исследований в современных условиях продолжают оставаться как общие вопросы правовой культуры, так и анализ более конкретных ее разновидностей и, в частности, правовой культуры властных структур.
В последние годы на этом пути проведена определенная плодотворная работа. Однако комплексное исследование правовой культуры законодательной, исполнительной и судебной власти вызывает значительный научно-практический интерес и требует к себе самого пристального внимания. Это направление в отечественной науке разработано слабо. Не определены общие подходы к его исследованию, большинство публикуемых по данной теме материалов носит несистемный, публицистический характер. Отсутствие теоретического осмысления указанной проблемы породило множество упрощенных подходов к их практическому решению. Именно этим продиктована необходимость в детальном исследовании сущности правовой культуры органов власти, на котором целесообразно объединить усилия российских правоведов и других специалистов, работающих над данными вопросами.
Развитие и совершенствование правовой культуры органов власти способствует формированию нового социально-правового мышления, коренной ломке устаревших юридических догм и стереотипов, развитию прогрессивной юридической мысли, переориентации властных структур на общечеловеческие ценности. Правовая культура власти выступает специфическим фактором достижения определенных позитивных результатов в правовой сфере. Она служит юридическому обеспечению процесса преобразований, достижению нового качественного состояния социальных отношений. Она не приемлет некомпетентность, расхлябанность, организационную рыхлость и произвол. С недостатками правовой культуры органов власти во многом связаны бюрократизм и злоупотребление властью, чинопочитание, бесхозяйственность и безответственность.
Иными словами, правовая культура органов власти — важнейшая предпосылка всех наших реформ и преобразований, первейшее условие эффективного управления страной. Без этого невозможно нормальное функционирование государственного механизма.
Изучение важнейших социально-правовых явлений с позиций правовой культуры власти позволяет рассматривать ее как специфический субъективный фактор, определяющий поведение участников государственно-властных правоотношений в процессе реализации права.
Необходимость исследования теоретических и практических аспектов, характеризующих правовую культуру органов власти как многоуровневого образования, продиктовано недостаточной разработанностью и дискуссионностью ряда проблем, касающихся определения понятия «правовая культура органов власти», выяснения особенностей ее формирования и развития на современном этапе становления российского государства.
Актуальность проблемы правовой культуры органов власти в России определяется также тем, что в настоящее время ее состояние находится не на должном уровне. Это проявляется по многим параметрам. Так, низкая правовая культура органов законодательной власти негативно влияет на эффективность и качество принимаемых ими законов. Недостатком работы нынешнего парламента Российской Федерации является также включение в сферу его законодательного урегулирования отношений, которые могут быть упорядочены подзаконными актами на уровне управленческих структур исполнительной власти. В результате недостаточной правовой культуры должностных лиц, в их сознании сложились неблагоприятные для общества стереотипы, а именно: неуважительное отношение к закону, злоупотребление властью, использование ее в корыстных целях. Низкая правовая культура органов судебной власти приводит к судебным ошибкам, перегруженности и медлительности судебных разбирательств, неисполнению решений судов.
Вместе с тем, развитие общественных отношений требует слаженной, юридически грамотной, интенсивной деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. К сожалению, эти требования остаются благими пожеланиями. Слабая профессиональная подготовка, низкий уровень правосознания, нечеткая организационная деятельность, бюрократизм, мздоимство — вот неполный перечень компонентов бескультурья нынешней власти. Именно поэтому нужны научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию института правовой культуры органов власти в Российской Федерации, направленные на улучшение их деятельности, повышение эффективности функционирования всех звеньев государственного механизма. Соответственно этому и была выбрана тема настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработки проблемы. В перестроечный и постперестроечный периоды диссертационных работ по общей теории государства и права, посвященных проблеме правовой культуры органов власти в российской юридической литературе, не было.
В связи с исследованием вопросов власти, механизма государства и его структуры, правопонимания, правотворчества, правоприменения, правосознания о ней писали С. С. Алексеев, М. И. Байтин, В. М. Баранов, В. К. Бабаев, H.H. Вопленко, Н. В. Витрук, H. J1. Гранат, JI.H. Завадская, В. П. Казимирчук, В. Т. Кабышев, Д. А. Керимов, H.H. Кейзеров, A.JT. Ликас,.
B.В. Лазарев, Е. А. Лукашева, H.H. Матузов, A.B. Малько, Г. В. Мальцев,.
A.B. Мицкевич, A.C. Мордовец, Л. А. Морозова, A.C. Пиголкин,.
C.B. Поленина, В. Д. Попков, Т. Н. Радько, А. Р. Ратинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, Н. Я. Соколова, И. Н. Сенякин, В. Н. Синюков, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, В. В. Тищенко, Л. Б. Тиунова, В. А. Щегорцев, Л. С. Явич и др.
Наряду с трудами названных выше авторов, значительную помощь в написании диссертации оказало также изучение работ философов.
B.Г. Афанасьева, А. И. Арнольдова, Э. А. Баллера, А.И., Демидова, Н. С. Злобина, С. М. Когана, М. П. Ким, В. М. Межуева, Э. С. Маркаряна, И. Д. Невважая, О. Ю. Рыбакова, А. К. Уледова и др.
Объект исследования — область теоретико-практических проблем, возникающих в процессе осуществления властных полномочий законодательными, исполнительными и судебными органами под углом зрения правовой культуры их деятельности.
Цель исследования заключается в научном осмыслении и анализе правовой культуры органов власти Российской Федерации как целостного, многогранного, многофункционального феномена государственно-правового обновления России.
Достижению поставленной цели соответствуют основные задачи исследования:
• изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, определить степень и уровень научной разработанности исследуемой темы в целом и по ее отдельным направлениям;
• проанализировать и внести необходимые коррективы в теоретическое определение правовой культуры вообще и правовой культуры органов государственной власти в частности с учетом не только теоретических наработок, но и современных социально-политических реалий;
• раскрыть содержание правовой культуры органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
• показать роль правовой культуры органов власти в укреплении законности и правопорядка в стране;
• выявить факторы, оказывающие негативное воздействие на уровень правовой культуры органов власти Российской Федерации;
• определить свою позицию по ряду дискуссионных вопросов и внести некоторые предложения по совершенствованию правовой культуры органов власти.
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Методологическую базу исследования составляют современные методы познания, выявленные юридической наукой и апробированные практикой. При написании работы использованы общенаучные методы диалектический, исторический, логический, анализ и синтез, а также частно-научные методы, в том числе: конкретно-социологический, статистический, моделирования, структурно-функциональный, метод сравнительно-правового анализа.
Теоретическую базу исследования составили специальная юридическая литература по общей теории государства и права, другим отраслям юриспруденции, а также по истории политологии, философии и социологии. Кроме того, использованы материалы ряда научно-практических конференций, посвященных данной проблеме.
Эмпирической базой исследования послужили социологические, в том числе статистические данные, отражающие состояние правовой культуры органов власти.
Нормативную основу составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты.
Научная новизна диссертации заключается, прежде всего, в том, что в ней предпринята одна из первых попыток комплексного монографического теоретико-правового исследования проблем правовой культуры органов власти в Российской Федерации. Научная новизна работы определяется также поставленными выше задачами и целями, самим подходом диссертанта к самостоятельной разработке сложной темы, сосредоточением внимания на наиболее важных и актуальных ее сторонах с учетом происходящих в обществе преобразований, связанных с формированием правового государства.
На защиту вынесены следующие положения, отражающие новизну проведенного исследования:
• на основе обобщения имеющихся теоретических источников, включая публикации последних лет, накопленного нормативного материала и данных юридической практики, государственная власть рассматривается как особая разновидность общесоциальной власти;
• анализируется соотношение и взаимосвязь государственной и политической власти;
• дается общая характеристика правовой культуры органов власти в Российской Федерации;
• правовая культура органов власти в Российской Федерации определяется как качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в высоком уровне правосознания и правовой деятельности должностных лиц и органов государства, направленной на выполнение задач и функций государства, утверждение прав и свобод человека и гражданина, которая определяет смысл и содержание всех направлений их деятельности;
• показывается соотношение и взаимосвязь политической и правовой культуры органов государственной власти;
• анализируются основные характерные признаки правовой культуры органов власти;
• обосновывается роль правосознания в формировании правовой культуры органов власти;
• рассматриваются политико-правовые проблемы коррупции в органах законодательной власти, в органах исполнительной власти, в органах судебной власти;
• анализируются причины правового нигилизма должностных лиц, деформации их правосознания и профессиональной правовой культуры;
• обосновываются практические предложения по повышению и совершенствованию правовой культуры органов власти и должностных лиц.
Научное и практическое значение. Содержащиеся в диссертации теоретические обобщения, положения, выводы и предложения могут быть использованы в решении проблем государственного управления, правотворческой и правоприменительной деятельности, преподавании соответствующих разделов курса теории государства и права, написании дипломных и курсовых работ по данной тематике, в работе научных кружков студентов юридических вузов, в работе по повышению правовой культуры органов власти в деле правового воспитания должностных лиц.
Апробация результатов исследования. Изложенные в диссертации теоретические выводы и положения докладывались на заседаниях кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права. Они получили отражение в публикациях автора по теме работы, в том числе в учебном пособии «Правовая культура органов власти в Российской.
Федерации" Саратов, 2002 год, изложены в сообщении «К вопросу о правовой культуре власти» на третьей научно-практической конференции 27 марта 2001 года в г. Волжском, посвященной теме: «Защита субъективных прав: история и современные проблемы», а также статье «Проблемные аспекты правовой культуры власти в современных условиях».
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, и списка использованной литературы.
1.1. Конституция Российской Федерации. М., 1996.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1997.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1996.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.
6. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. М., 1997.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.
8. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.
10. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
11. Закон Российской Федерации. О милиции // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 16. Ст. 503.
12. Закон Российской Федерации. О статусе судей в Российской Федерации // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, 1992, № 30. С.2208−2217.
13. Закон Российской Федерации. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 19. Ст. 685.
14. Федеральный закон. Об основах государственной службы РФ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31.
15. Федеральный закон. Об оперативно-розыскной деятельности // Собрание законодательства РФ, 1995, № 33. Ст. 3349.
16. Федеральный закон. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1995, № 35. Ст. 3506.
17. Федеральный закон. О прокуратуре Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1995, № 47. Ст. 4472.
18. Федеральный закон. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1997, № 38. Ст. 4339.
19. Федеральный закон. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ // Собрание законодательства РФ, 1999, № 26. Ст. 3178.
20. Федеральный закон. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 2000, № 32. Ст. 3336.
21. Федеральный закон. О политических партиях // Собрание законодательства РФ, 2001, № 29. Ст. 2950.
22. Федеральный конституционный закон. О Правительстве российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1997, № 51. Ст. 5712.
23. Указ Президента Российской Федерации. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, 1992, № 17. Ст. 923.
24. Указ Президента Российской Федерации. О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 21. Ст. 1731.
25. Указ Президента Российской Федерации. О назначении судей районных судов // Собрание законодательства РФ, 1998, № 14. Ст. 1547.
26. Указ Президента Российской Федерации. О назначении судей районных судов // Собрание законодательства РФ, 1998, № 37. Ст. 4597.
27. Указ Президента Российской Федерации. О Концепции национальной безопасности // Собрание законодательства РФ, 2000, № 2. Ст. 170.
28. Указ Президента Российской Федерации. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе // Собрание законодательства РФ, 2000, № 20. Ст. 2112.
29. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Конституционный Вестник, 1991, № 8.
30. Постановление Пленума Верховного суда РФ. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1996, № 2.
31. Постановления Президиума, решения и определения судебных коллегий Верховного суда Российской Федерации. Извлечения // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001, № 1.
32. Европейская хартия местного самоуправления. Подписана в Страсбурге 15 октября 1985 г. // Краснов М. А.
Введение
в муниципальное право. М., 1993.
33. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, 2001, 4 апреля.1. КНИГИ.
34. Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.
35. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1973.
36. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981.
37. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995.
38. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
39. Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
40. Байтин М. И. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть // Теория государства и права. Курс лекций. М., 2000.
41. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.
42. Баранов В. М. Истинность норм советского права / Под ред. М. И. Байтина. Саратов, 1989.
43. Баранов П. П., Рыбак C.B. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан России. Монография. Ростов-на-Дону, 2001.
44. Боброва H.A. Гарантии реализации государственных правовых норм. Воронеж, 1984.
45. Бойков А. Д. Третья власть в России. М., 1997.
46. Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России. Ростов-на-Дону, 1996.
47. Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1992.
48. Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. Саратов, 1977.
49. Братко А. Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. М., 1991.
50. БратусьС.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
51. Бурлацкий Ф. М. Ленин. Государство. Политика. М., 1970.
52.
Введение
в политологию. Казань, 1992.
53. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом государстве. М., 1979.
54. Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
55. Власенко H.A. Язык права. Иркутск, 1997.
56. Власть и право: Из истории русской правовой мысли / Сост. A.B. Поляков, И. Ю. Козлихин. JL, 1990.
57. Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.
58. Вознесенский H.A. Законодательные акты Петра I. Т. 1. М., 1945.
59. Вопленко H.H. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. Волгоград, 2000.
60. Гавриленко Д. А. Основной закон и дальнейшее развитие демократии. М., 1981.
61. Гуцериев Х. С., Сальников В. П., Федоров В. П., Худяк А. И. Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов. Санкт-Петербург, 1996.
62. Гойман В. И. Действие права (Методологический анализ). М., 1992.
63. Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996.
64. Горшнев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987.
65. Государственное право Германии. М., 1994, Т. 1.
66. Денисов Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности. Д., 1983.
67. Дыльнов Г. В., Шабалин В. А. Социальный механизм законодательной власти. Саратов, 1992.
68. Дюрягин И. Я. Право и управление. М., 1981.
69. Еременко Ю. П. Советская Конституция и законность. Саратов, 1982.
70. Ефремов А. Ф. Принципы законности и проблемы их реализации // Тольятти, 2000.
71. Желтобрюхов С. П. Прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве /проблемы теории и практики/. Тамбов, 1999.
72. Защита субъективных прав: история и современные проблемы. Материалы III научно-практической конференции. Волгоград, 2001.
73. Иванников И. А. В поисках идеала государственной формы России. Ростов-на-Дону, 2000.
74. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.
75. Институт прав человека в России / Под ред. Г. Н. Комковой/. Саратов, 1998.
76. Иоффе О. С. Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.
77. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.
78. Карташов В. Н. Правоприменительная система в социалистическом обществе. Ярославль, 1986.
79. Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура // Методологические проблемы. М., 1983.
80. Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.
81. Киреева С. А. Правовая культура и правосознание как средства демократизации политического режима. Методические рекомендации. Астрахань, АГПИ, 1995.
82. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. Санкт-Петербург. 1998.
83. Кокотов А. Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург, 1994.
84. Конституция буржуазных государств. Учебное пособие. М., 1982.
85. Корельский В. М. Власть. Демократия. Перестройка. М., 1990.
86. Кореневский Ю. В. Государственное обвинение в условиях судебной реформы /процессуальный, тактический и нравственный аспекты/. М., 1994.
87. Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Сборник статей / Под ред. П. Н. Панченко, А. Ю. Чупровой, А.И. Мизерия/. Нижний Новгород, 2001.
88. Краткий политический словарь. М., 1987.
89. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978.
90. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986.
91. Курицин В. М. Развитие прав и свобод в советском государстве. М., 1983.
92. Курский Д. И. Избранные статьи и речи. М., 1958.
93. Курс лекций по теории государства и права/ под ред. A.B. Малько, Н. Г. Разгельдеева. Ч. П. Саратов, 1993.
94. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978.
95. Лазарев В. В. Эффективность правоприменительных актов: вопросы теории. Казань, 1975.
96. Ленин В. И. План статьи «К вопросу о роли государства». Полн. собр. соч., Т. 33.
97. Ленин В. И. Тезисы письма «О „двойном“ подчинении и законности». Полн. собр. соч., Т. 45.
98. Ликас А. Л. Культура правосудия. М., 1990.
99. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.
100. Лучин В. О. «Указное право» в России. М., 1996.
101. Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.
102. Марксистско-ленинская общая теория государства. Основные институты и понятия. М., 1970.
103. Матузов Н. И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.
104. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
105. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.
106. Матузов Н. И. Личность, политика, право // Теория политики. Саратов, 1994.
107. Механизм исполнительной власти в Российской Федерации. Сборник научных статей. Волгоград, 1994.
108. Михайловская Н. Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека в массовом сознании. М., 1995.
109. Мишин A.A. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1983.
110. Молодежный парламент /Материалы круглого стола/. М., 1999.
111. Нерсесянц B.C. Право и закон: из истории правовых учений. М., 1983.
112. Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева B.B. М., 1994.
113. Общая теория права / Под ред. В. В. Лазарева. МГТУ, 1996.
114. Общая теория государства и права: Академический курс. М., 1998. Т. 1.
115. Организация и методика участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Санкт-Петербург, 1994.
116. Орзих М. Ф. Личность и право. М., 1975.
117. Орзих М. Ф. Право и личность. Киев, 1978.
118. Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974.
119. Познышев C.B. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913.
120. Проблемы правотворчества и совершенствования законодательства. Иркутск, 1996.
121. Политические предпочтения и ожидания российской молодежи накануне парламентских и президентских выборов. Аналитический доклад. М., 1999.
122. Политология / Под ред. Г. А. Воробьева, K.M. Мартыненко. Краснодар, 1995.
123. Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1997.
124. Поленина C.B. Законодательство в Российской Федерации. М., 1996.
125. Полянский И. А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М., 2001.
126. Права человека. Основные международные документы. М., 1989.
127. Правовая культура в России на рубеже столетий. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции /16−17 февраля 2001 г./. Волгоград, 2001.
128. Проблемы теории государства и права // Под ред. М. М. Марченко. М., 1999.
129. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998.
130. Рукавишников В. О. Политическая культура и социальные изменения: международные сравнения. М., 2000.
131. Русинов Р. К., Тарасов H.H. Юридическое образование: проблемы и перспективы // Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества. Свердловск, 1991.
132. Азовкин И. Е. Демократический характер государственной власти в СССР и механизм ее осуществления // Советское государство и право, 1968, № 3.
133. Алексеев А. Общий надзор: проблемы и перспективы // Законность, 1998, № 2.
134. Андреев Н. Дума и закон // Российская газета, 1999, 5 июня.
135. Байтин М. И. Механизм современного российского государства // Правоведение, 1996, № 3.
136. Вельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право, 1997, № 3.
137. Батыгин А. Повеяло весной и. съездами // Российская газета, 1997, 28 февраля.
138. Батрах Д. Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право, 1992, № 3.
139. Боброва H.A. О конституционных гарантиях основных прав, свобод и обязанностей граждан СССР // Советское государство и право, 1979, № 3.
140. Бойков А. Д., Карпец И. И. О законотворчестве, судебной власти и правосудия // Государство и право, 1992, № 11.
141. Бутаков A.B. Российская система разделения властей: Традиции и новации // Правоведение, 1997, № 1.
142. Васильева JI.H. О несоответствии законодательства о судебной системе некоторых субъектов Российской Федерации федеральному законодательству // Журнал Российского права, 2000, № 10.
143. Веденеев Ю. А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право, 1997, № 2.
144. Винокуров А., Чурилов А. Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ // Законность, 1997, № 6.
145. Водолеев Г. С. Уроки российской демократии // Волхв, 1998, № 1 (19).
146. Вопленко H.H. Причины ошибок в правоприменении // Советское государство и право, 1982, № 4.
147. Вопленко H.H., Рудковский В. А. Принципы правоприменительной политики // Вестник ВолГУ. Сер.З.Вып.1, 1996.
148. Гурова T.B. Судебная власть и судебный прецедент в современной России (дискуссионные вопросы) // Атриум. Серия юриспруденция, 1997, № 1.
149. Дахин A.B. Коррупция: элементы социологической модели // Сборник Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Нижний Новгород, 2001.
150. Демидов А. И. Политическая культура как средство борьбы против бюрократизма // Советское государство и право, 1988, № 7.
151. Дмитриев Ю. А. Соотношение политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право, 1994, № 7.
152. Дмитриев Ю. А., Черемных Г. Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право, 1997, № 8. «.
153. Зотов А. П. К вопросу о правовой культуре власти // Защита субъективных прав: история и современные проблемы. Материалы III научно-практической конференции г. Волжский, 27 марта 2001 год. Волгоград, 2001.
154. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
155. Кашепов В. П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право, 1998, № 2.
156. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: федеральный уровень // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1992, № 6.
157. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: региональный уровень // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1993, № 1.
158. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1993, № 3.
159. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: Правительство Российской федерации // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1993, № 4.
160. Колобов O.A. Власть и коррупция (глобальное измерение проблемы) // Сборник Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Нижний Новгород, 2001.
161. Копейчиков В. В., Бородин В. В. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства // Советское государство и право, 1990, № 2.
162. Королев А. И., Мушкин А. Е. Государство и власть // Правоведение, 1963, № 2.
163. Краснов М. А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. 1993, 3 6.
164. Кроз М. Судебная власть в зеркале прессы // Российская юстиция, 1998, № 10.
165. Кузнецова Н. В. А судьи кто? (К вопросу о профессиональном отборе на судебную работу) // Государство и право, 1994, № 8−9.
166. Лазарев Б., Лукьянов А. Власть, демократия, самоуправление // Советы депутатов трудящихся, 1964, № 12.
167. Леонов В. В. О компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации доходчиво, со знанием дела // Журнал Российского права. 2000, № 10.
168. Лившиц Р. З. О легитимности закона // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М., 1995.
169. Лунеев В. В. Политические и правовые проблемы коррупции // Сборник Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Нижний Новгород, 2001.
170. Малеин Н. С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М., 1995.
171. Манохин В. М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право. 1990, № 1.
172. Матузов Н. И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение, 1997, № 4.
173. Матузов Н. И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь, 2000, Ноябрь.
174. Мельников А. Надзор за исполнением законов // Законность, 1998, № 3.
175. Молодежный парламент (Материалы круглого стола). М., 1999.
176. Мурадян А. Политическая культура и власть // Власть, 1999, № 7.
177. Мушинский В. О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов // Советское государство и право, 1988, № 2.
178. Невважай И. Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение, 2000, № 2.
179. Никитина В. Ретроспектива: Парламент России и российские граждане // Мониторинг общественного мнения, 2000, № 5.
180. Николаев А. Некоторые проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь, № 25.
181. Никонова О. Система органов государственной власти Российской Федерации // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал, № 25.
182. Никонова Ю. Система органов государственной власти Российской Федерации // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал, № 24.
183. Новой России нужна сильная и независимая судебная система // Российская газета, 2000, 26 января.
184. Новокшонов И. Таможенное законодательство. Проблемы и перспективы // Право и экономика, 1999, № 8.
185. Поленина C.B. Качество закона и совершенствование правотворчества // Советское государство и право, 1987, № 7.
186. Поленина C.B., Лазарев Б. М., Лившиц Р. З., Козлов В. Е., Глушко Е. К. Инициативный проект федерального закона о законах и иных нормативно-правовых актах РФ // Государство и право, 1995, № 3.
187. Путин В. В. Новой России нужна сильная и независимая судебная система // Российская газета, 2000, 26 января.
188. Рабко Т. А. Правотворчество законодательных органов субъектов Федерации: возможен ли превентивный надзор прокуратуры? // Журнал российского права. 2000, № 9.
189. Радченко В. И. Судебная реформа в России // Журнал российского права, 1999, № 1.
190. Рахимов P.A., Хабибулин А. Г. Политическая власть и право: проблемы семиотического анализа // Правоведение. 2000, № 2.
191. Рябов А. И., Чистяков В. Б. Политическая культура // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки, 1994, № 1.
192. Сапун В. А. О критериях правового закона // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальные и региональные измерения. Екатеринбург, 1993.
193. Сенякин И. Н. Формы специализации советского законодательства // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1988.
194. Сенякин И. Н. Специализация и унификация правоприменительной практики как средства упрочения законности в современных условиях // Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград, 1991.
195. Сенякин И. Н. Федерализм и развитие российского законодательства // Правоведение, 1996, № 3.
196. Сенякин И. Н. Проблемы безопасности личности в условиях перехода к рынку // Общество. Право. Власть. Ч. 1. Современные проблемы правовой реформы. Волгоград, 1997.
197. Сенякин И. Н. Права человека и ответственность государства перед личностью // Права человека: пути их реализации. Материалы международной конференции. Саратов, 8−10 октября 1998 г. Саратов, 1999.
198. Сенякин И. Н. Политика и законотворчество // Политология для юриста. М., 1999.
199. Сенякин И. Н. Проблемы упорядочения терминологии нормативно-правовых актов Российской Федерации // Вопросы теории государства и права. Новые идеи и подходы. Вып. 2(11). Саратов, 2000.
200. Смирнов В. А. Модель комплексного взаимодействия государства и молодежных общественных объединений // Современное молодежное, детское движение и государство. М., 2000.
201. Скитович В. В. Судебная власть как системное образование // Правоведение, 1997, № 1.
202. Смоленцев Е. Проблемы становления судебной власти // Вестник Верховного Суда СССР, 1991, № 6.
203. Соловьев Э. Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права // Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1990.
204. Сырых В. М. Законотворчество как вид социального проектирования // Проблемы юридической техники. Сборник статей // Под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2001.
205. Тиунова Л. Б. Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Правоведение, 1996, № 4.
206. Тихомиров Ю. А. Социализм и политическая власть // Советское государство и право, 1974, № 5.
207. Тихомиров Ю. А. Государственность: крах или воскрешение? // Государство и право, 1992, № 9.
208. Тихомиров Ю. А. Критерии законности правовых актов // Право и экономика, 1997, № 19.
209. Уразаев Ш. З. Перестройка и правовая культура // Советское государство и право. 1989, № 5.
210. Фарукшин М. Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки, 1991, № 4.
211. Фоков А. П. Судебная власть в системе разделения властей /Научно-правовые, философские и исторические аспекты/ // Государство и право, 2000, № 10.
212. Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение, 1992, № 2.
213. Чеснокова М. Д. Отношение населения к федеральным законам и органам государственной власти. Журнал Российского права, 2000, № 10.
214. Чиркин В. Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право, 1995, № 8.
215. Чиркин В. Е. Государственная власть субъекта федерации // Государство и право, 2000, № 10.
216. Шейнин X. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан // Российская юстиция, 1996, № 8.1. АВТОРЕФЕРАТЫ.
217. Анохин A.B. Правовые вопросы формирования профессиональной культуры работника. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2000.
218. Зиновьева М. Ю. Специально-юридические гарантии законности в условиях формирования правового государства. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
219. Ершова Л. А. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Москва, 1991.
220. Есипова И. А. Правовое бездействие. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 1998.
221. Киримова Е. А. Правовой институт (теоретико-правовое исследование). Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
222. Козлихин И. Ю. Право и политика: историко-теоретический анализ концепций правления права. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1994.
223. Лисюткин А. Б. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1992.
224. Пастушенко А. Б. Нормотворчество субъектов Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1996.
225. Селихов Н. В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
226. Сенякин И. Н. Специализация и унификация российского законодательства: проблемы теории и практики. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Саратов, 1993.
227. Синюкова Т. В. Юридические гарантии реализации прав и обязанностей советских граждан (вопросы теории). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1986.
228. Ткачев Н. И. Законность и обоснованность судебных постановлений в гражданском процессе. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1985.
229. Тутинас В. А. Социалистическая законность и личность (вопросы теории). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1985.