Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инвестиционно-финансовая стратегия формирования воспроизводственного потенциала регионального АПК на рыночных основах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция диссертации базируется на рыночной парадигме разработки алгоритма инвестиционно-финансовой стратегии поддержки посткризисного развития производственно-маркетингового потенциала регионального АПК, включающей его моделирование как сложносистемного межсфероотраслевого трансформирующегося мезоэкономического объекта инвестиционного процесса, интеграционная природа и воспроизводственные… Читать ещё >

Содержание

  • I. Агропромышленный комплекс как объект инвестиционного процесса
    • 1. 1. Эволюционная динамика состояния и функционирования АПК России
    • 1. 2. Влияние трансформационных изменений на систему хозяйственных связей и ресурсно-экономический потенциал российского
    • 1. 3. Потребности агропромышленного комплекса страны в инвестиционных ресурсах
  • II. Воспроизводственные ориентиры инвестиционной стратегии реструктуризации и стабилизации АПК региона
    • 2. 1. Характеристика инвестиционного процесса в региональном АПК
    • 2. 2. Структурно-инвестиционная политика рыночного реформирования АПК региона как воспроизводственной системы
    • 2. 3. Стабилизационные функции инвестиционного процесса в АПК региона
  • III. Система инвестиционного обеспечения наращивания производственного потенциала регионального АПК
    • 3. 1. Механизм формирования инвестиционных ресурсов финансовыми институтами региона
    • 3. 2. Кредитная политика в сфере инвестирования агропромышленного комплекса региона
    • 3. 3. Инвестирование объектов АПК — приоритетное направление развития производственной сферы экономики Северного Кавказа
  • IV. Использование инструментария программно-проектных разработок в сфере инвестиционно-финансового обеспечения процесса создания воспроизводственного потенциала АПК региона
    • 4. 1. Концепция политики финансового обеспечения инвестиционного процесса в АПК региона
    • 4. 2. Разработка программы инвестиционно-финансовой поддержки развития регионального АПК территориальным банкОхМ Сбербанка
    • 4. 3. Совершенствование технологии финансово-кредитного обеспечения функционирования и развития регионального АПК

Инвестиционно-финансовая стратегия формирования воспроизводственного потенциала регионального АПК на рыночных основах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Востребованность концептуальной разработки проблемы инвестиционно-финансового обеспечения экономической стабилизации, формирования на рыночных основах воспроизводственного потенциала и режима функционирования агропромышленного комплекса страны и ее регионов обусловлена рядом взаимосвязанных и дополняющих друг друга обстоятельств.

Первое из них связано с бедственным состоянием производственно-ресурсного потенциала АПК, вызванного общесистемным структурно-воспроизводственным кризисом его экономики как компоненты национального хозяйства и глубоким трансформационным спадом производства, приведшим к свертыванию инвестиционного процесса, ускорению процесса износа и выбытия-активных элементов технического строя производства (машин, оборудования, транспортных средств и др.), а также зданий, сооружений, энергосистем, средств связи и т. д., а значит, — к индустриальной деградации (деиндустриализации) агропромышленного производства.

Второе обусловлено рыночной трансформацией экономической природы инвестиционного процесса, осложненной ситуацией обостренности дефицита инвестиций для восстановления естественного хода, нормального режима воспроизводственных процессов в АПК.

Третье предопределено самой природой инвестиционного процесса, его функцией генератора запуска механизма посткризисной стабилизации экономики и выведения ее на траекторию оживления воспроизводственного процесса с дальнейшей перспективой подъема, превышающего уровень предкризисного развития.

Эта инструментарная функция «разогрева» экономики, вызванного посткризисным оживлением и последующим инвестиционным бумом, многократно проявилась в истории развития мирового хозяйства, подтвердившей его циклический характер.

Начало длинноволнового цикла макроэкономической динамики предполагает наличие некоего энергетического импульса запуска этого процесса. Эту функцию выполняет оживление инвестиционного процесса с мощной инновационной компонентой, в ходе которого происходит «закладка» воспроизводственной базы обновленного технико-технологического строя производства, вступающего в начинающийся длинноволновый промышленный цикл.

Диалектикой причинно-следственных взаимосвязей вышеуказанных обстоятельств и особой миссией инвестиционного процесса в данный исторический момент — обеспечения антикризисной траектории эволюционно-циклического движения экономики страны, в целом, и АПК, в частностиобусловлена стратегическая значимость исследуемого экономического процесса и механизмов его финансово-кредитного обеспечения, а также важность теоретической разработки избранной темы исследования.

Не случайно эта проблема привлекает все большее внимание отечественных экономистов и зарубежных ученых.

Разработка общих проблем инвестиционного процесса в трансформационной экономике нашла отражение в трудах Абалкина Л., Батчикова С., Бу-гаяна И., Бунича П., Бухвальда Е., Винслава Ю., Воронина С., Глазьева С., Городецкого А., Грязновой А., Добрынина А., Золотарева В., Клейнера Г., Князева В., Куликова В., Лившица В., Львова Д, Наливайского В., Рекитара Я., Рязанова В., Яковца Ю. и др.

Среди зарубежных ученых, посвятивших свои исследования проблемам инвестиций, следует выделить Ансоффа И., Бирмана Г., Кейнса Дж., Марко-веца Г., Фишера П., Хекслера Е., Шумпетера Й. и др.

Проблемы кредитно-финансового обеспечения инвестиций рассматриваются в трудах Барда В., Голосова О., Лаврушина О., Муравьева А., Павловой Л., Родионовой В., Сенчагова В. и др.

Инвестиционный процесс в экономической системе АПК страны и ее регионов анализируется в работах Анфиногентовой А., Афанасенко И., Беспахотного Г., Боева В., Буздалова И., Буробкина И., Добрынина В., Гатаулина.

A., Гумерова Р., Костяева А., Крылатых Э., Милосердова В., Никонова А., Смекалова П., Ушачева И., Шмелева Г. и др.

Отдавая долг уважения концептуальным разработкам проблемы формирования, функционирования и развития агропромышленного комплекса представителей ростовской агроэкономической школы профессоров Бабкова Г., Бакиновой Т., Белокрыловой О., Борисенко А., Борисенко Н., Гарькавого В., Горлова С., Губанова А., Игнатова В., Кетовой Н., Кузнецова В., Овчинникова.

B., Рузиева И., Солдатовой И., Тарасова А., Усенко Л., Шабуниной И., и др., к которой принадлежит и автор, следует в то же время отметить, что новая задача финансово-кредитного обеспечения инвестиционного процесса АПК в современных условиях обусловила необходимость рассмотрения функционально-блочной структуры АПК как объекта инвестирования в рамках рыночной парадигмы с включением в нее подсистемы маркетинга и сферы институ-. циональной инфраструктуры аграрного рынка и рынка инвестиций.

Действительно, рыночные формы финансового обеспечения инвестиционного процесса в АПК еще не стали специальным объектом системного анализа, вследствие их неразвитости и незавершенности становления. В исследовании их механизмов, моделей, технологий еще остается широкое поле творческого поиска и эвристических находок.

Народнохозяйственной значимостью применения новационных технологий финансово-кредитной поддержки оживления инвестиционного процесса в АПК и недостаточной теоретической разработанностью проблематики механизмов его активизации обусловлена научная актуальность поставленной проблемы, выбор темы исследования, определение его цели и формулирование задач.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационной работы является обоснование инвестиционной стратегии, разработка механизмов формирования кредитно-финансовых ресурсов и отработка инструментарного аппарата инвестиционного обеспечения процессов экономической стабилизации и создания воспроизводственного потенциала АПК региона на рыночной основе.

Реализация этой цели, согласно логике исследования, потребовала решения следующего ряда этапных задач, сблокированных в четыре группы:

1. Характеристика рыночно-трансформирующегося потенциала АПК в качестве воспроизводственно-системного объекта инвестиционного процесса:

— макроэкономический анализ струюрно-функциональной организации и оценка эволюционного состояния воспроизводственной системы российского АПК;

— выявление трансформационного влияния на динамику производственно-маркетингового потенциала АПК страны;

— изучение инвестиционно-воспроизводственных потребностей национального АПК в финансовых ресурсах.

2. Выработка воспроизводственно-ориентированной стратегии инвестирования структурно-стабилизационных преобразований в региональном АПК:

— определение трансформационно-функциональной миссии инвестиционного процесса в АПК региона;

— обоснование стратегии структурно-инвестиционных преобразований воспроизводственной системы регионального АПК на рыночных началах;

— анализ стабилизационного потенциала инвестиционного процесса в АПК региона.

3. Разработка системы инвестиционного обеспечения экономической стабилизации и наращивания производственного потенциала регионального АПК:

— моделирование процесса и отработка инструментария аккумулирования инвестиционных ресурсов кредитно-финансовыми институтами региона;

— определение приоритетов производственной ориентации регионального инвестиционного процесса и выделение в их системе обеспечения финансово-кредитной поддержки объектов АПК, формирующих хозяйственный профиль общероссийской специализации региона.

4. Разработка и использование аппарата инструментарно-программного и прогнозно-проектного характера в региональной инвестиционной политике кредитно-финансовых институтов, направленной на формирование воспроизводственного потенциала и репродуктивного режима функционирования АПК:

— обоснование методологии и алгоритма разработки концепции кредитно-финансового обеспечения региональной инвестиционной политики территориального банка СБ РФ, а также логики и технологии формирования программы поддержки развития АПК региона;

— прогноз эволюции механизмов и инструментов финансово-кредитного обеспечения процессов репродуктивного функционирования и развития регионального АПК.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является производственно-маркетинговый потенциал регионального АПК как некой открытой системной мезоэкономиче-ской целостности, структурно-рыночная трансформация, репродуктивный режим функционирования и эволюционное развитие которой в посткризисный период должны быть обеспечены финансово-кредитной поддержкой воспроизводственно ориентированного инвестиционного процесса.

В рамках этого объекта предметом исследования выступают стратегия и мотивационные механизмы инвестиционного поведения институциональных субъектов регионального финансово-кредитного рынка, ориентированных на поддержку процессов посткризисного формирования воспроизводственной базы устойчивого функционирования и наращивания производственно-маркетингового потенциала последующего развития АПК региона.

Теоретико-методологические основы исследования представлены использованными в рамках авторской позиции концептуальными положениями марксистской политической экономии (воспроизводственный подход, субъ-ектно-объектная определенность отношений участников инвестиционного процесса) — институционализма (институциональная определенность субъектов рынка инвестиций, кредитных ресурсов и др.), эволюционной экономики (взаимодействия системы — регионального АПК — с внешней средой, теории длинноволновой циклической динамики экономического развития) — транзитивной экономики (системный характер трансформационных преобразований в АПК), классической политической экономии и меркантилизма (теория сравнительных и абсолютных преимуществ во внешнеторговых связях, адаптированная к условиям трансрегионального обмена), маржинализма (принцип приоритетов при ресурсной ограниченности выбора вариантов экономического поведения), монетаризма (регулирующее воздействие денежной массы) и др.

В работе концептуально использованы исследования зарубежных и отечественных ученых, разрабатывающих принципы системно-функционального анализа, научный аппарат программно-проектного-прогнозирования, а также инструментарно-методические наработки научных коллективов. При разработке проблемы использовалось широкое разнообразие методологического инструментария: подходов, методов, приемов, технологий. В их числе: анализ макрои мезоэкономической динамики, экономико-статистические группировки, динамические ряды, программно-прогнозное моделирование, конструирование финансовых технологий, сравнительные исследования, вариантные расчеты, социологические обследования и др.

Использование функциональных возможностей и разрешающих способностей каждого из этих частных приемов, примененных в соответствии с их эвристическим потенциалом для решения этапных задач разработки проблемы, позволило в рамках единого алгоритма достижения поставленной цели обеспечить надежность общего системно-функционального метода исследования проблемы, его выводов.

Информационно-эмпирическая и нормативная база исследования формировалась на основе офици&чьных статистических источников федеральных и региональных органов, данных ведомственных справочников, а также материалов монографических исследований российских и зарубежных ученых, периодических изданий, банка информации средств массовых коммуникаций (прессы, интернет) и документов первичной отчетности Центробанка и Сберегательного банка России и их территориальных структур (не содержащих сведений, составляющих закрытую информацию для служебного пользования), значительная часть которых впервые обработана, проанализирована, обобщена, прокомментирована и введена в научный оборот.

В работе была использована возможность обобщения многолетнего опыта практической банковской деятельности и личных наблюдений автора, а также его исследований и проводимых под его научным руководством разработок возглавляемого им коллектива кафедры.

Репрезентативность этой широкой эмпирической базы исследований, представленной многочисленными таблицами в тексте диссертации и ее приложениях, в единстве с использованным инструментарием. обеспечила достоверность результатов разработки проблемы и аргументированную обоснованность практических рекомендаций.

Логика исследования представлена движением процесса научного познания от сущностно-аналитического уровня рассмотрения АПК страны как макроэкономической подсистемы ее национального хозяйства в качестве объекта посткризисного инвестиционного процесса к системно-функциональному, характеризующему эволюционную динамику регионального АПК как трансформирующейся мезоэкономической подсистемы, находящейся в посткризисной ситуации и потому остро нуждающейся в активизации инвестиционного процесса для обновления и наращивания производственного потенциала, далее к инструментарно-конструирующему уровню знания — выработке стратегии, моделированию механизмов финансового обеспечения и выбору приоритетов инвестиционного процесса в региональном АПК и, наконец, — к организационно-прикладному знанию — выработке программно-прогнозных средств научного аппарата разработки проблемы, алгоритмизирующих процесс практического решения задачи организационного и финансово-технологического обеспечения инвестирования средств в воспроизводственную базу регионального АПК.

Концепция диссертации базируется на рыночной парадигме разработки алгоритма инвестиционно-финансовой стратегии поддержки посткризисного развития производственно-маркетингового потенциала регионального АПК, включающей его моделирование как сложносистемного межсфероотраслевого трансформирующегося мезоэкономического объекта инвестиционного процесса, интеграционная природа и воспроизводственные императивы которого обусловливают необходимость осуществления смежных капиталовложений инновационного типа в приоритетно определенные отраслепродуктовые подкомплексы общероссийской специализации, обеспечивающих структурно-воспроизводственную ориентированность и стабилизационно-синергетический эффект укрепления конкурентоспособностимеханизмы мобилизации и трансформации денежных средств в инвестиционные ресурсы и агропромышленный вектор их приоритетно-производственного использования, а также инструментарий прогнозно-программного и проектно-технологического обеспечения инвестиционной политики региональных кредитно-финансовых институтов, имеющей свой миссией формирование воспроизводственного потенциала и репродуктивного режима функционирования и развития АПК региона.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством.

1. Структурно-функциональная модель открытой воспроизводственной системы АПК России как объекта инвестирования представлена его двумя подсистемами: производственной (включающей три сферы: ресурсопроизво-дящую, аграрную и перерабатывающую) и маркетинговой (включающей сферу закупок сельхозпродукции, торговли товарами сельскохозяйственного происхождения и общепит), а также блоками производственной, институционально-рыночной инфраструктуры и инвестиционно-финансового обеспечения репродуктивно-эволюционного режима его функционирования. Воспроизводственная целостность и действенное состояние АПК обеспечивается логистическими цепями товародвижения между сферами производства (технические и химические средства агропромышленного производства — исходный, первичный и промежуточный продукт сельского хозяйства — промышленно изготовленные товары сельскохозяйственного происхождения). Финансовое обеспечение инвестиционного процесса в АПК осуществляется из внутренних источников, формирующихся из денежной выручки от реализации товарной продукции и направляемых на замену выбывших средств производства (простое воспроизводство) или на накопление (расширенное воспроизводство) капитала, а также за счет потенциала инвестиций, представленного кредитными ресурсами и прямыми вложениями внешних инвесторов.

2. Диалектика противоречивого влияния трансформационного процесса на эволюционную динамику состояния и функционирования АПК проявилось в его двойственном воздействии, которое следует оценивать с позиции не только сегодняшнего дня, но и перспективы. В этом контексте, в качестве активных носителей рыночно-преобразующего потенциала следует считать обеспечивающие адаптацию экономики комплекса к рыночным условиям: формирование полиморфизма отношений собственности и форм хозяйствования, появление возможности выбора видов и форм предпринимательской деятельности, вложения и перелива капиталасоздание конкурентной среды, стимулирующей технический прогресс, организационные и управленческие инновации, повышение качества продукции и снижение издержек ее производства и реализации, т. е. появление действенных мотивационных механизмов рыночного поведения субъектов хозяйствования, обеспечивающих их заинтересованность и ответственность в результатах своей деятельностиа также развитие системы маркетинга, становление институционально-рыночной инфраструктуры и др. Все это в рамках изменения парадигмы экономического развития страны в пользу укрепления его рыночных основ, стимулов потребительского спроса выдвигает АПК, производящий товарную продукцию первой необходимости и массового потребления, на приоритетные позиции среди других комплексов.

Вместе с тем, сопутствующий этим преобразованиям трансформационный спад, переросший впоследствии накопившихся противоречий, воспроизводственно-структурных деформаций и просчетов выбранного алгоритма осуществления реформ в системный кризис Российской экономики, проявившийся в массовом выведении из оборота пашни, снижении поголовья скота, резком падении продуктивности растениеводства и животноводства, стремительном росте диспаритета цен на аграрную и промышленную продукцию, массовом выбытии производственных фондов без необходимого обновления, приведшем к деиндустриализации сельскохозяйственного производства, существенно сократил возможности реализации преобразующего потенциала реформ. Деформированная ложнорыночным менталитетом нерациональная эксплуатация земель (особенно под посевы высокорентабельных культур, и прежде всего, подсолнечника) привела к их деградации, истощению, эрозии.

Иначе говоря, рыночная трансформация АПК создавала экономические предпосылки его будущего развития, а неверно выбранная стратегия реформирования принесла его производственно-ресурсному потенциалу серьезные разрушения, преодоление которых, как и реализация рыночных возможностей связаны с существенной активизацией инвестиционного процесса.

3. Посткризисное состояние производственного аппарата АПК и системы его хозяйственных связей требует значительного энергетического потенциала для преодоления последствий глубокого трансформационного спада и последующего «разогрева» его экономики. Преодоление инерции ее стагнационного состояния и выход на траекторию вхождения в новый длинноволновый макроэкономический цикл, возможны лишь при существенной активизации инвестиционного процесса и наличии в его структуре мощной инновационной компоненты, поскольку одновременно должно происходить обновление и наращивание производственного потенциала АПК, формирование нового технического строя производства и его технологических укладов, имеющих ресурсные возможности обеспечения прорывного характера развития материальной базы труда — создания нового поколения технологий экстра-класса (информационных, экологических, ресурсно-энергосберегающих, эргономичных).

4. Региональный АПК, будучи мезоуровневой территориальной подсистемой АПК страны как межотраслевого модуля ее макроэкономики и, одновременно, — органичным компонентом производственно-территориальной структуры хозяйства региона, может быть определен как относительно обособленная открытая межотраслевая мезоэкономическая система, функционирующая в репродуктивном режиме и выполняющая роль специализированного органа в макрои мезовоспроизводственных процессах.

На обеспечение стабилизации и устойчивости этих процессов и должна быть сориентирована структурно-инвестиционная политика возрождения и развития производственного потенциала регионального АПК и его воспроизводственного функционирования в условиях преодоления ценового диспаритета между отраслями и сферами АПК.

5. Среди основных направлений структурно-инвестиционной политики в АПК региона следует выделить:

— реструктуризацию его межотраслевой системы в соответствии с рыночными императивами;

— инвестиционную поддержку предприятий сельхозмашиностроения с целью модернизации материальной базы I сферы АПК — ресурсопроизводства;

— приоритетное инвестирование проектов, обеспечивающих совершенствование технологии производства и переработки сельхозпродукции, повышение конкурентоспособности продукции регионального АПК на рынке продовольствия;

— увеличение доли инвестиций на обновление машинно-тракторного парка, расширение практики приобретения сельхозтехники и оборудования в лизинг;

— привлечение инвестиций для формирования развитой производственной, рыночной, социальной и природоохранной инфраструктуры АПК региона.

6. Стабилизационная стратегия инвестиционной политики в региональном АПК связана прежде всего с преодолением ограничивающего влияния фактор-минимума в структуре ресурсного потенциала агропромышленного производства, а также с осуществлением смежных (по технологической цепочке) и сопряженных (по принципу инфраструктурного сопровождения основного производства) инвестиций.

Именно на этом пути выравнивания уровня функционально-производственного потенциала технологически объединенных звеньев единого воспроизводственного процесса и увязки основного производства с функционированием агросервисных служб и других звеньев инфраструктуры, обеспечивающих создание общих условий репродуктивное&tradeи доведение продукции до потребителя, благодаря синхронизации процессов их сопряженного инвестирования, может быть достигнута стабилизация и устойчивость функционирования регионального АПК.

По специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит.

7. При существующем дефиците свободных (от текущего оборота) денежных средств чрезвычайно важным представляется создание мотивацион-ных и институциональных механизмов их аккумуляции на инвестиционные нужды из ресурсов успешно функционирующих производственно-хозяйственных единиц, как входящих в АПК региона (особенно его третьей сферы, представленной в Ростовской области в большинстве своем корпоративными структурами: ФПГ «Дон», «Донинвест», ОАО «Донской табак», АО «Ростов-водка», АК «Природа», Ассоциация «Ростоврыбком», ОАО «Напитки Дона»), так и внешних институциональных инвесторов, например, АО «Таг-мет», «Роствертол» и др. Одним из каналов их инвестиций могут быть прямые вложения в объекты АПК региона (ОАО «Донской табак» в ЗАО «Тавр», ОАО «Напитки дона» в Цимлянский завод игристых вин и др.), другим — мобилизация инвестиционного потенциала через портфельную политику институциональных инвесторов: ФПГ, страховые компании, инвестиционные фонды и др.

Важным каналом формирования инвестиционного потока представляется мобилизация на эти цели денежных сбережений населения через сеть коммерческих банков и, прежде всего, через Сберегательный банк России, имеющий для выполнения этой миссии необходимую сеть филиалов, кадровый и организационный потенциал, а также наработанные схемы, инструменты, технологии. Формирование имиджа Сбербанка и благоприятного сберегательно-инвестиционного климата будут способствовать стимулированию инвестиционной активности потенциальных вкладчиков. Не менее важной задачей является превращения их денежных сбережений в долгосрочные инвестиционные ресурсы, что становится мотивационно и технологически возможным при создании совокупных условий привлекательности (доходности, ликвидности, оборачиваемости) производственных инвестиций по сравнению с финансовыми спекуляциями и использовании финансово-инвестиционных инструментов (инвестиционные, сберегательные и депозитные сертификаты, инвестиционные облигации), а также при обоснованной стратегии портфельных инвестиций, оптимизированных по критерию сочетания надежности, доходности, ликвидности в режиме мониторинга (в реальном масштабе времени).

8. Специфика кредитной политики в АПК связана, в первую очередь, с особенностями функционирования здесь воспроизводственного процесса, обусловленными биоиндустриальным характером создания исходного первичного продукта в его центральном звене — сельском хозяйстве. Использование специфических биологических средств производства: культурных растений и продуктивных животных, а также природных ресурсов-условий: почвы, влаги, солнечной радиации, световой энергиисезонный характер вегетационного процесса обусловливают цикличность воспроизводства с годичным (как правило) циклом репродукции и повышенную рисковость аграрного производства, подверженного влиянию различных факторов. Необходимость вложений значительных инвестиций не только в технические, но и в химические, биологические средства производства для поддержания нормального режима воспроизводства обусловливает его особую капиталоемкость. Отсутствие финансовых средств у многих сельхозтоваропроизводителей порождает необходимость конструирования и использования специальных технологий и схем их кредитования, обеспечения гарантий со стороны государственных органов управления, банков, залоговых фондов и др.

Разделяя все более утверждающийся в научной литературе тезис о том, что развитие рынка инвестиций сдерживается вследствие неразвитости рыночного оборота земли, автор понимает под последним рынок прав владения и пользования участками земли с наследованием, дающих возможность получения дохода от производственно-целевого использования сельхозугодий, сдачи в залог под ссуду ипотечного банка и др.

Итак, сезонность, рисковость, капиталоемкость и экономическая неустойчивость сельскохозяйственного производства обусловливает специфическую комбинацию форм кредитования: финансовый и оперативный лизинг техники и оборудования, фьючерсные сделки, товарный краткосрочный кредит (до одного года) в виде «технологического пакета», возможность последовательного (по технологической цепочке) товарного кредитования предприятий-участников единой корпоративной структуры как единого владельца ресурсов по схеме «кольцо» (например, производители зерна — предприятия хлебопродуктов — мукомольной — хлебопекарной промышленности — розничная торговая сеть). Преимущества последней технологической схемы — экономия на трансакционных издержках, налогообложении, преодоление дефицита оборотных средств за счет товарного кредита и клиринговых расчетов, повышение доли прибыли основного сельхозтоваропроизводителя в цене конечного продукта за счет устранения посредников. Недостатки ее: ограниченность возможностей расширенного воспроизводства, сужение поля хозяйственного маневра (по сравнении с финансовым кредитом), возможное негативное влияние динамики цен на результаты работы сельхозтоваропроизводителей при фьючерсных сделках под товарный кредит.

9. Приоритетный характер инвестирования объектов агропромышленного производства регионов, Южный России, обусловлен тем, что АПК определяет здесь профиль хозяйственной специализации, экономический облик региона в обновляющемся на рыночных основах экономическом пространстве России, трансформирующейся системе общественного разделения труда и изменяющейся схеме размещения и развития производительных сил. Рыночный принцип реализации абсолютных и сравнительных преимуществ в трансрегиональном обмене для укрепления конкурентных позиций определяет приоритетное положение отраслей, имеющих высокий конкурентный потенциал развития. К таковым относятся отрасли зернового хозяйства, плодоовощеводства, производства теплолюбивых продовольственно-технических культур (подсолнечника, сои и др.), для которых здесь имеются благоприятные условия. Не случайно около половины (43%) всего освоенного объема инвестиций в объекты сельских районов Ростовской области за 1995 — 1998 годы за счет всех источников (1,086 млн руб.) приходится на вложения в предприятия II и III сфер АПК (464 млн руб.).

10. Инструментарий проектно-программных разработок в сфере финансового обеспечения возрождения и наращивания воспроизводственного потенциала АПК региона базируется на разработке концепции инвестиционно-финансовой политики поддержки его развития, определяющей миссию и содержащей проблемно-функциональный, структурно-отраслевой и территориально-пространственный аспекты ее развертки. В концепции определены подходы, принципы, императивы, приоритеты, цели и задачи инвестиционной политики в АПК региона, а также механизмы, инструменты, технологии, алгоритмы, схемы, модели и варианты их реализации и источники финансирования инвестиционного процесса.

Концепция как алгоритмизированная модель активизации инвестиционного процесса получила свою реализацию в программе инвестиционно-финансовой поддержки развития регионального АПК.

11. Предложенная программа инвестиционной поддержки территориальным банком Сбербанка России АПК Ростовской области как инструмент управления инвестиционным процессом в регионе состоит из 5 подпрограмм, агрегированных в 3 вышеуказанных блока. В проблемно-функциональный вошли подпрограммы инвестиционного обеспечения: воссоздания на рыночной основе производственно-маркетингового потенциала АПК области, институциональной трансформации организационного строя агропромышленного воспроизводства в АПК, параметрической оптимизации сочетания технологических звеньев производственно-стоимостных цепочек продуктовых подкомплексов. Они составили блок системно-функциональных преобразований в организационно-производственном строе АПК области. Блок структурно-отраслевой реорганизации включает подпрограмму «Отраслевая реструктуризация производственно-маркетинговой системы АПК области». Блок территориальной дислокации объектов инвестиционных вложений содержит подпрограмму: «Рыночная перестройка пространственно-территориальной организации производственно-хозяйственной системы АПК области».

Каждая подпрограмма включает: целевые установки, механизмы запуска и функционирования, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, этапы реализации, сроки исполнения, исполнителей и контроль за ходом и результатами осуществления мер финансово-кредитной политики.

Каждая подпрограмма содержит по 3 раздела ее концептуального обоснования: анализ сложившейся ситуации в охватываемых ее рамками сферах деятельности, выявление актуальных проблем инвестиционной политики и разработку механизмов и перспективных мер инвестиционного процесса, обеспечивающих решение поставленных жизнью проблем.

12. К разработке инструментарных средств инвестиционно-финансовой политики институциональных инвесторов (в т.ч. и Сбербанка России) относится проектирование новационных или адаптация апробированных за рубежом схем, технологий, моделей финансового обеспечения инвестиций в АПК региона и инвестиционной поддержки его ключевых объектов.

К числу таких инструментарных средств, все более получающих развитие в отечественной практике финансирования инвестиционного процесса в АПК, относятся схемы, модели, технологии: финансового и оперативного лизинга, товарной контрактации и кредита продавца (товарного кредита), а также схемы непосредственного финансирования предприятий АПК (в форме денежного, вексельного и смешанного кредита), финансирование сельхозтоваропроизводителей через предоставление кредитов финансовым органам местных администраций, безденежного кредитования аграриев с применением аккредитивов, кредитование экспортеров зерна с использованием варрантов, складских свидетельств.

Комбинированное и селективное использование этих схем будет способствовать оживлению и активизации инвестиционного процесса в региональном АПК.

Научная новизна исследования.

Элементами реального приращения новационного знания, характеризующего эвристический потенциал диссертационной работы, обладают следующие положения проведенного исследования: По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством.

— существенно детализирована, дифференцирована и дезагрегирована с позиций структурно-функционального подхода модель организационно-производственной системы АПК как объекта инвестиционного процесса, шес-тиблочное построение которой, охватывая производственную (включающую три сферы), маркетинговую, инфраструктурно-производственную и институционально-рыночную подсистемы, позволило усилить методологическую четкость анализа и повысить адресную точность инвестиционного процесса, финансируемого из внутренних источников (денежная выручка от продажи продукции) и кредитов, а также за счет прямых вложений внешних инвесторов;

— охарактеризовано влияние рыночной трансформации АПК на состояние его производственно-ресурсного и коммерческо-маркетингового потенциала: заложены предпосылки формирования экономического базиса последующего эволюционного развития АПК (выбор многообразия форм и видов предпринимательской деятельности, свобода применения и перелива капитала, действенный мотивационный механизм хозяйствования, повышение тонуса экономической жизни вследствие влияния конкурентной среды, стимулирование повышения качества продукции и снижения издержек и др.), прослежены также последствия разрушения производственного потенциала АПК в результате трансформационного спада производства и системно-воспроизводственного кризиса, углубленного неконструктивностью избранной версии осуществления экономической реформы.

— дана оценка инвестиционных потребностей АПК, усиленных необходимостью преодоления стагнации инвестиционного процесса, обеспечения обновления технического базиса труда на новый макроэкономический цикл, характеризующийся сменой технико-технологического строя производства;

— определен экономический статус регионального АПК, выступающего в двух ролях: территориально-мезоэкономической открытой специализированной подсистемы АПК России и межотраслевого функционально ориентированного модуля структуры регионального территориально-производственного комплекса, что предопределяет его функционирование на мезои макровос-производственном уровнях национального хозяйства, а следовательно, и формирует соответствующие ориентиры инвестиционной политики, направляя ее на обеспечение возрождения и развитие воспроизводственного потенциала и достижение репродуктивного режима регионального АПК функционирования в обеих подсистемах макроэкономики: отраслевой и территориальной;

— обоснована миссия инвестиционно-структурной политики в процессе рыночной реорганизации АПК региона — приведение его организационного строения и отраслевого состава в соответствии с императивами рынка, регулирующими структуру, объем и режим воспроизводства конкурентной продукциикритерием продвижения к этой цели можно считать меру его сбалансированности и достижения естественно-нормативного хода репродуктивного процесса;

— раскрыты стабилизационные функции инвестиционного процесса в региональном АПК, связанные с преодолением напряжений на «стыках» отраслей и видов деятельности из-за параметрического или технологического несоответствия характеристик производственно-ресурсного потенциала последовательных звеньев (ресурсопроизводства, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, хранилищно-складского хозяйства, системы закупок, оптово-торговой сети) производственно-стоимостной цепочкиалгоритм обеспечения устойчивого функционирования АПК региона включает преодоление ограничений факторов производства, находящихся в ситуации дефицита, за счет их выявления в общем контексте определения приоритетов инвестиционной политики и тактики сопряженных, связанных капиталовложений;

По специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит.

— определены функции институциональных инвесторов, и прежде всего, финансово-кредитных учреждений в обеспечении процессов аккумуляции денежных средств предприятий и населения, превращения их в долговременные инвестиционные ресурсы при помощи финансовых инструментов (депозитные, сберегательные и инвестиционные сертификаты и облигации и др.), направления их из сферы спекулятивно-финансового оборота в производственную сферу при помощи механизмов мотивации инвестиционного поведения потенциальных вкладчиков капитала, а также выравнивания привлекательности условий вложения капитала в реальный сектор экономики путем обеспечения сравнительной прибыльности (на пути льготного налогообложения), ликвидности (благодаря введению в оборот вышеназванных инвестиционно-финансовых инструментов) и оборачиваемости (за счет развития вторичного рынка ценных бумаг);

— выявлены особенности кредитно-инвестиционной политики в АПК, предопределяемые биоиндустриальным характером, сезонностью, рисково-стью, капиталоемкостью, многофакторностью, диверсифицированным характером капиталовложений и экономической неустойчивостью нынешнего состояния сельскохозяйственного производства — центрального ядра комплекса-и предложены специальные технологии и схемы кредитования: финансовый и оперативный лизинг, фьючерсная контрактация продукциикраткосрочный товарный кредит в виде «технологического пакета», система внутрикорпоративного взаимокредитования по схеме «кольцо» с единым владельцем ресурсов и продукции, охарактеризованы их достоинства и недостатки;

— показана обусловленность приоритетного характера инвестиций в АПК регионов Юга России, определяющие производственные профили их хозяйственной специализации в обновляющемся на рыночных основах экономическом пространстве, системе общественного разделения труда и схеме размещения и развития производительных сил, поскольку условия сельхозпроиз-водства здесь зерновых, технических и плодоовощных культур дают им неоспоримые абсолютные и сравнительные преимущества в системе межрегионального обмена, обеспечивающие конкурентоспособность на рынке;

— осуществлена разработка концепции инвестиционно-финансовой политики в сфере АПК региона, определяющей миссию, содержащей проблемно-функциональный, структурно-отраслевой и территориально-пространственные подходы к ее реализации и обоснование принципов, императивов, приоритетов, целевых ориентиров и этапных задач инвестиционно-финансового обеспечения развития АПК, а также инструментарные средства достижения этой цели;

— предложена программа инвестиционной поддержки развития АПК области территориальным банком Сбербанка России, 5 подпрограмм которой агрегированы в 3 блока имеющих соответствующие ориентиры: системно-функциональных преобразований организационно-производственного строя АПК, (3 подпрограммы) — структурно-отраслевой реорганизации его производственно-маркетинговой системы (1), территориальной дислокации объектов инвестиционных вложений (1) — развертка подпрограмм дана в двух плоскостях: первая включает целевые установки, механизмы запуска и реализации, ожидаемые результаты, ресурсы, этапы, сроки, исполнители, контрольвторая содержит триаду: оценка сложившегося состояния, вытекающие из диагноза инвестиционно-финансовые проблемы и механизмы, инструменты, меры их решения;

— разработаны нетрадиционные и адаптированы используемые в международной практике инструментарные средства финансово-инвестиционного обеспечения развития регионального АПК, включающие фьючерсную контрактацию продукции АПК, торговый кредит, оперативный и финансовый лизинг, а также специфические схемы и технологии финансирования инвестиций, разработанные при активном участии автора: денежного, вексельного и смешанного кредита товаропроизводителей (непосредственно и через администрацию районов), с применением аккредитивов, варрантов-складских свидетельств.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Углубленный анализ механизмов и технологий инвестирования АПК региона может явиться концептуальной базой дальнейшей разработки научных основ инвестиционно-финансовой политики, опирающейся на сочетание бюджетных, коммерческих источников финансирования и личных доходов населения как исходной формы потенциальных инвестиционных ресурсов, а также программно-прогнозных и проектных разработок стратегий стабилизации воспроизводственного режима функционирования АПК региона.

Наряду с такой возможностью концептуального использования результатов в эвристическом процессе, они могут быть использованы для подготовки специалистов в области рыночной экономики. Они апробированы в учебной деятельности соискателя в качестве профессора, заведующего кафедрой «Финансы и кредит» Южно-Российского Государственного университета экономики и сервиса при чтении нормативных и специальных учебных курсов.

Они использованы также в разработанных автором материалах методического обеспечения учебного процесса: учебниках, учебных пособиях, методических рекомендациях.

Прикладные результаты разработки проблемы могут быть использованы финансово-кредитными институтами, институциональными инвесторами и органами государственного управления, ведающими инвестиционной политикой в регионе.

Апробация результатов разработки проблемы.

Кроме вышеприведенных форм практического применения результатов исследования, последние нашли свое воплощение в разработке ряда программно-прогнозных и проектных документов, а также финансовых технологий, схем, инструментов инвестиционно-финансовой политики кредитно-финансовых учреждений, которые конструктивно использованы в практике деятельности Ростовского территориального банка Сберегательного банка Российской Федерации.

Итоговые и промежуточные результаты поэтапной разработки проблемы докладывались на ряде научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров общероссийского и регионального уровня, проводившихся в 19 952 000 гг. в гг. Москва, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар, Владикавказ, Волгоград, Волжский, Шахты.

Публикации результатов исследования.

Основное содержание диссертации и результаты проведенных исследований изложены в многочисленных публикациях автора, включающих ряд коллективных и индивидуальных монографий, изданных научными издательствами, а также брошюр и статей в центральных и региональных научных журналах общим объемом свыше 160 п.л. (из них лично авторский вклад составляет около 118 п.л.).

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов и обобщений. Наиболее важными из них являются следующие:

1. Для рассмотрения АПК в качестве объекта инвестиционного процесса в условиях рыночной трансформации российской экономики оказалось не достаточно отработанных в научной литературе традиционных 3 и 4-х блочных схем его структурной организации, поскольку в этих условиях резко возрастает роль маркетинговой деятельности, которая должна быть выделена в отдельную сферу (наряду с ресурсопроизводящей, аграрной, перерабатывающей и производственно-инфраструктурной). В предложенной структрно-функциональной схеме (модели) АПК отдельной сферой представлена и вся подсистема институтов инфраструктуры аграрного рынка, обслуживающих трансакционные переходы в движении от производителя .к потребителю средств агропромышленного производства, исходного (сырья), промежуточного и конечного (готового) продукта сельскохозяйственного происхождения (включая систему продаж техники и ее преди послепродажного обслуживания, лизинг сельхозмашин и оборудования, закупок сельхозпродукции в государственный продовольственный фонд, оптовую и розничную торговлю продуктами АПК и общепит): товарные биржи, торговые дома, лизинговые компании, дилерско-дистрибьютерные сети, рекламные бюро, страховые компании, залоговые фонды, ипотечные и инвестиционные банки и др. финансово-кредитные учреждения.

Именно такая степень структурной дезагрегации модели АПК на 6 блоковподсистем обладает значительно большими функционально-эвристическими возможностями и разрешающими способностями для обеспечения дифференцированно-селективной инвестиционной политики и повышения ее направленности на решение приоритетных задач, поддержки «точек роста» и «полюсов развития», имеющих высокий конкурентный потенциал, а также для соблюдения принципа адресности и пропорциональности распределения связанных, смежных, сопряженных инвестиций, что принципиально важно для эволюционно-трансформационного развития АПК как целостной интеграционной межсфероот- «раслевой системы.

2. Состояние производственно-ресурсного потенциала АПК, подвергшегося наиболее разрушительному воздействию системного кризиса российской экономики и трансформационного спада производства, достигло критической точки траектории своего эволюционно-циклического развития, когда без резкой активизации инвестиционного процесса невозможны посткризисное оживление, «разогрев» и подъем экономики АПК, стабилизация воспроизводственного режима ее функционирования, «закладка» технико-технологического фундамента нового длинноволнового макроэкономического цикла.

Для решения этой задачи необходимо обеспечить «энергеотическую мощность» инвестиционного процесса, выполняющего одновременно функции «импульсного генератора» запуска системы мер антикризисной стратегии оживления экономики АПК и «локомотива», позволяющего преодолеть инерцию посткризисного стагнационного покоя и обеспечить постепенно набирающей темп процесс ее развития. Это создает ситуацию возрастающего спроса на рынке инвестиционных ресурсов, предложение которых ограничено наличием свободных финансовых средств.

3. Инвестиционная стратегия реструктуризации и стабилизации АПК региона должна быть выверена по воспроизводственным критериям организации, функционирования и развития его хозяйственной системы. При этом важно учитывать в целях, задачах и ориентирах структурно-инвестиционной политики, что формируемая модель производственно-экономической системы регионального АПК должна отвечать критериям «встроенности» в АПК России как межсфероотрасле-вую подсистему ее макроэкономики и в производственно-территориальный комплекс региона в качестве его специализированного модуля. Вместе с тем, эта модель должна отвечать и императивам функциональности, обеспечивая режим участия регионального АПК в репродуктивных процессах двух уровней: как зонально-специализированного звена (органа) российского АПК и как функционально ориентированного модуля мезоэкономики. Это предполагает открытость его экономической системы, которая обеспечивается развитием в структуре регионалъного АПК отраслей общероссийской специализации агропромышленного производства и хозяйственными связями, материально-продуктовыми и финансовыми потоками трансрегионального обмена, поддерживающими его воспроизводственную базуа также достижением режима финансовой самодостаточности для обеспечения экономической стабилизации и перехода к устойчивому развитию АПК региона.

4. Для регионов, входящих в структуру Северного Кавказа, в силу изменения геоэкономических и геополитических координат, вызванных развалом СССР и суверенизацией России как самостоятельного государстварыночной трансформацией ее единого экономического пространстваобновлением парадигмы общественного разделения труда, все более ориентирующегося на принципы реализации сравнительных и абсолютных преимуществ (не только в международной торговле, но и в межрегиональном обмене), конкурентоспособностиа также обусловленными ими изменениями в схеме размещения и развития производительных сил страны, приоритетным направлением в сфере инвестирования производства являются капиталовложения в АПК, представляющего среди отраслей общероссийской специализации сферы сельхозмашиностроения, производства зерновых, плодоовощных, маслично-технических культур, мясомолочного животноводства и перерабатывающей промышленности.

Эта миссия российской нивы, сада, огорода, подсолнечно-соевой плантации и мясо-молочной фермы и переориентация всей экономики страны на потребительский рынок как ее системообразующее и конъюнктуроформирующее начало предопределяют приоритетность и связанный характер стратегических инвестиций в вышеуказанные отрасли АПК, имеющие значительный конкурентный потенциал развития.

5. Кредитно-инвестиционная политика в региональном АПК для выполнения структурорегулирующих и стабилизационных функций должна подчиняться следующим принципам:

— приоритетность вложений в отрасли общероссийской специализации, определяющие перспективный экономической облик региона в обновляющемся разделении труда, его место в трансрегиональном обмене и его рейтинг в межрегиональном сопоставлении;

— поддержка отраслей, формирующих воспроизводственно-продуктовую самодостаточность жизнеобеспечения населения региона;

— обеспечение ускоренного развития отраслей, базирующихся на уникальном благоприятном сочетании факторов-ресурсов, природно-климатических условий, собственном энерго-сырьевом потенциале и реализующих принцип абсолютных или сравнительных преимуществ для укрепления конкурентоспособности на общероссийском и мировом рынках;

— преодоление структурных деформаций и восстановление нормативно-параметрической пропорциональности и естественно-репродуктивного режима деятельности производственно-маркетинговой системы АПК и его инфраструктурных подсистем;

— обеспечение синхронности (с динамикой основного производства) темпов развития производственной и рыночной инфраструктур, создающих благоприятные общие условия воспроизводственного режима функционирования АПК;

— реализация принципа сопряженных инвестиционных потоков, распределенных между смежными звеньями производственно-стоимостных цепочек, формирующихся соответственно технологически-осевым структурам продуктовых подкомплексов, что позволяет реализовать их интегрально-кумулятивный синер-гетический эффект;

— соблюдение адресности «точечных» вложений, позволяющей преодолеть ограничивающий продуктивность всего производственно-ресурсного потенциала эффект фактор-минимума;

— соблюдение экологических императивов, принципа эколого-хозяйственного баланса природохозяйственных систем агропромышленного типа путем поддержки новационных ресурсосберегающих технологий в АПК;

— инвестиционная поддержка научно-практических разработок, связанных с повышением генетического потенциала культурных растений и продуктивных животных и освоением технологий его высокопродуктивной реализации;

— финансирование мероприятий общесистемного характера, направленных на обеспечение устойчивости функционирования производственно-хозяйственной системы АПК.

Реализация совокупности этих подходов, принципов императивов в инвестиционной политике будет способствовать достижению режима стабильного развития АПК региона.

6. Механизм формирования инвестиционных ресурсов как финансового потенциала развития регионального АПК включает следующие блоки:

— технологии аккумуляции свободных денежных ресурсов населения, оборотных средств предприятий, госбюджетных фондов развития в руках институциональных субъектов региональной инвестиционно-кредитной политики, стимулирующих сберегательную активность физических и юридических лиц;

— инструментарий трансформации их (кроме бюджетных средств) в долгосрочные ресурсы капиталовложений при помощи организации рынка соответствующих ценных бумаг: сберегательных, депозитных, инвестиционных сертификатов и облигаций займов под определенный инвестпроект или программу («Жилье», «Транспорт» и др.);

— механизм перелива инвестиционных ресурсов из сфер спекулятивно-финансового оборота и коммерции в реальный сектор экономики — производственную сферу, имеющий конструкцию внутренне-технологической встроенности (ФПГ, корпоративно-холдинговые структуры и др.), либо построенный на основе мотивов привлекательности этой сферы для потенциальных инвесторов на пути создания режима благоприятствующей кредитно-налоговой политики, гарантирующей устойчивую и воспроизводственно-самодостаточную прибыльность (не ниже альтернативных вариантов), снижение рисков (благодаря протекционистской деятельности залоговых фондов, страховых компаний, перестраховочных пулов и др.) и повышения ликвидности вложений и их оборачиваемости (за счет развития вторичного рынка вышеуказанных финансово-инвестиционных инструментов) и активной политики формирования финансово-инвестиционных портфелей;

— система инвестиционных приоритетов, ориентирующих на первоочередной характер капиталовложений в АПК как функциональную сферу общероссийской специализации регионов Северного Кавказа.

7. Инструментарно-нормативными и одновременно эвристически-прогнозными средствами обеспечения процессов разработки и реализации региональной инвестиционной стратегии вообще и инвестиционной политики в АПК региона, в частности, являются концепция и программа инвестиционно-финансовой поддержки его развития. Концепция политики определяет его стратегические установки и позициимиссию, идеальную модель перспективной системы финансового обеспечения инвестиционного процесса в региональном АПК, подходы и идеологию, принципы и приоритеты ее построения и алгоритм запуска и действия.

Программа же определяет траекторию движения и этапность перехода от существующего к перспективному состоянию в трех срезах: проблемно-функциональном, структурно-отраслевом и пространственно-территориальном, а также алгоритмизированную развертку этого процесса от диагностики ситуации в рамках предметной специфики каждой из 5 подпрограмм, постановки вытекающих из нее проблем и выработки механизмов, инструментов, мер их решения с указанием ожидаемых результатов, исполнителей, сроков и контроля за выполнением намеченных действий.

8. Аппарат финансовых технологий инвестиционно-кредитного обеспечения репродуктивного функционирования и эволюционного развития регионального АПК включает испытанные мировой практикой и адаптируемые к условиям России (и к тому же к ситуации транзитивности отечественной экономики) инструменты финансового и оперативного лизинга сельхозтехники, машин и оборудования, фьючерсно-товарной контрактации разных типов (с отраслевой спецификацией) и торгового кредита (продавца или посредника), а также предложенные к использованию апробированные при участии автора в деятельности территориального (Ростовского) банка Сбербанка России оригинальные технологические схемы прямого и опосредованного (через финансовые органы местных администраций — муниципальных структур) вексельного, денежного и смешанного кредитования сельхозтоваропроизводителей и использованием специфических финансовых инструментов: варрантов, складских свидетельств, аккредитивов и др. * *.

Реализация этих результатов исследования в деятельности инвестиционно-финансовых и кредитных институтов, органов областной и районных администрации, а также использование теоретических обобщений в учебном процессе при осуществлении образовательных программ подготовки кадров-специалистов в сфере финансового и инвестиционного менеджмента, экономики АПК, региональной экономики и др. и при преподавании соответствующих учебных курсов в экономических вузах и на факультетах может способствовать решению задач научного обеспечения и кадрового сопровождения экономических реформ в России, вообще, и в ее региональных АПК, в частности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Экономика и жизнь. 1991. 26 июня.
  2. Закон РФ «О внесении изменений в статью 20 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 мая 1999 г.№ 93.
  3. Закон РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (новая редакция) от 13 мая 1996 г. № 407.
  4. Закон РФ «Об особенностях создания и правового положения акционерных обществ в сельском хозяйстве» от 10 сентября 1993 г. № 1523.
  5. Постановление Правительства РФ «Концепция формирования долгосрочной продовольственной политики» от 15 апреля 1996 г. № 229.
  6. Постановление Правительства РФ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г. № 708.
  7. Постановление Правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства «от 16 марта 1999 г. № 295.
  8. Постановление Правительства РФ «Федеральная комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков» от 21 ноября 1996 № 1887.
  9. Постановление Правительства РФ от 01.05.96 № 534 (ред. от 21.06.96) «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.05.96. № 19. ст. 2298.
  10. Постановление Правительства РФ от 19.12.97. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.01.98. № 1. ст. 123.
  11. Постановление Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 507 «О привлечении внебюджетных инвестиций».
  12. Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ».
  13. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».
  14. Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 г. № 66.
  15. Указ Президента РФ от 17 сентября. 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации».
  16. Указ Президента РФ от 20 января 1996 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 19 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации».
  17. Федеральный закон от 26.11.98. № 181-ФЗ «О бюджете развития Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 05.11.98) // Российская газета. 1998. № 229.
  18. Л. и др. Инвестиционная политика: программа на завтра. // Инвестиции в России. 1996. № 9.
  19. Абалкин J1. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  20. Аграрная экономика и политика: история и современность. Сборник научных трудов под ред. А. В. Петрикова. М. 1996.
  21. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития. М. 1993.
  22. Аграрный сектор США в конце XX века. М.: Наука. 1997.
  23. Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку под ред. Шапиро Б. М./М. 1997.
  24. Агропромышленный комплекс российской Федерации: оперативная информация. М.: Аграрный институт. 1998.
  25. В. Н. Совершенствование внутрихозяйственных отношений важный резерв подъема экономики сельхозпредприятий. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 12.
  26. А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе до 2003 г. // Экономист. 1998. № 12. С.16- Ушачев И. АПК: политика стабилизации и экономического роста. //Экономист. 2000. № 3. С.6−7.
  27. Ю.Андрианов В. Иностранный капитал в экономике России // ЭКО. 1997. № 5.
  28. Антология экономической классики. T. l, Т.2. М.: Эконов. 1993.
  29. В.Х., Сатарова В. Ф., Самофалов В. И. Инвестиционный аспект хозяйственного механизма региона. / Монография: РГЭА. Ростов-на-Дону. 1998.
  30. И.О. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Эко. 1995. № 10.
  31. Е. Эффективность инвестиций в открытой экономике. // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 10.
  32. Банковская система России (настольная книга банкира). М.: Де Ка. Кн. 2. 1995, С. 63.
  33. B.C. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М.: Финансы и статистика. 1998.
  34. А. Масштабы неинвестирования в российской промышленности. // Вопросы экономики. 1999. № 10.
  35. А. Радикальная экономическая реформа и ее проблемы.// Экономист. 2000. № 3.C.23.
  36. В., Матросова Е. Приоритеты развития экономики и его условия. // Экономист. 1999. № 9.
  37. С.М., Восканян Г. Г. К вопросу о безопасности продуктов питания. // Пищевая промышленность. 1996. № 4.21 .Белокрылова О. С. Особенности и темпы аграрных преобразований в Ростовской области//Международный сельскохозяйственный журнал. 1996. № 1.
  38. О.С. Развитие инвестиционных процессов в аграрной сфере переходной экономики. Ростов-на-Дону.: Книга. 1998.23 .Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственной ценности. // Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика. 1992.
  39. В.Ф., Березкин С. Ф., Буланов А. И., Лукьянов А. С., Костяев Е. А. Профессиональное управление инвестиционными программами развитии. М.: Спецстрой России. 1999.
  40. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД. 1994.
  41. Ю. Промышленный спад и структура производства // Экономист. 1997. № 12.
  42. В. Р. Румянцева Е. Е. Продовольственная безопасность СНГ: выбор альтернативы на пороге XXI века .М.: ЗАО «Издательство БИНОМ». 1998.
  43. О. Г. Усейская Н. Б. Эластичность себестоимости продовольственных товаров по ценам производственных ресурсов. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. №. 5.
  44. А.Н. Инвестиционная политика в агропромышленном комплексе в условиях рыночной экономики. Ростов-на-Дону: Изд-во «Литера-Д». 1993.
  45. М.А. Организационно-экономический механизм функционирования государственных сельхозпредприятий. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 4.
  46. В. Инвестиционный имидж России: между прошлым и будущим. // Хозяйство и право. 1996. № 4.
  47. И. Н. Возрождение кооперации. М.: Экономика. 1990.
  48. А. Какой продовольственный рынок нам нужен. // Российский экономический журнал. 1998 .№ 5.
  49. В. Инвестиции в реальном измерении. // Экономика и жизнь. 1999. № 21.
  50. Е.М. Инвестиционная ситуация и фактор собственности. // Проблемы прогнозирования. 1999. № 3.
  51. Бюллетень банковской статистики. 1999. № 11(78).
  52. А. Дилемма инвестиционной стратегии государства. // Российский экономический журнал. 1997. № 10.
  53. А. Инвестиционный кризис: последствия и пути преодоления. // Экономист. 1998. № 5.
  54. Возможен ли в России «инвестиционный бум»?// Дайджест Финансы. 1997. № 3.
  55. Вопросы экономики, управления и организации торговли сельскохозяйственной продукцией. под ред. Соломатина А. НА Спб. 1997.
  56. Г. Инвестиции в экономике Российской империи. // Инвестиции в России. 1995. № 5.
  57. Г. Как инвестировать регионы. // Инвестиции в России. 1996. № 12.
  58. В.В. Региональная инвестиционная политика. // Инвестиции в России. 1996. № 12.
  59. В.М. Критерии оценки инвестиционной привлекательности проектов. // Финансы. 1997. № 12.
  60. С. Состоится ли в 1999 г. переход к политике экономического роста. // Российский экономический журнал. 1999. № 1.
  61. С.Ю. Политика национальной безопасности Российской Федерации (1996−2000): М.: Проект. 1996.
  62. Госкомстат России сообщает. // АПК: Экономика, управление. 2000. № 5. С. 49.
  63. Л. К новому этапу трансформации.// Вопросы экономики. 2000. № 4. С. 8.
  64. В., Курнышов М. Особенности инвестиционного процесса. // Экономист. 2000. № 3. С. 8.
  65. С. Рынок молокопродуктов: состояние и перспективы. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. № 11.
  66. Р. Инвестиционный кризис в АПК: причины, последствия, пути преодоления. // Российский экономический журнал. 2000. № 2. С.45−51.-
  67. Р. Новый этап аграрного кризиса: содержание и последствия. // Российский экономический журнал. 1998. № 6.
  68. Р. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция в пореформенной России. // Российский экономический журнал. 1998. № 4.
  69. P.P. Новый этап аграрного кризиса: содержание и последствия.// Российский экономический журнал. 1998. № 6. С. ЗО 32.
  70. В. Инвестиции новые цели. // Экономика и жизнь. 1998. № 13.
  71. К. Государственное регулирование частных инвестиций. // Экономист. 1999. № 5.
  72. К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата. // Вопросы экономики. 1996. № 6.
  73. К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессионных регионах. // Экономист. 1997. № 5.
  74. В. А. Реформирование агропромышленного комплекса: теория и практика. М.: ОАО «Издательство «Экономика» 1997.
  75. Данные по 1990 г. Шутьков А. Проблемы выхода агропромышленного комплекса из кризиса. // АПК: экономика, управление. 2000. № 1. С. 6.
  76. В. ФПГ в российской экономике. // Российский экономический журнал. 1999. № 3,4.
  77. Н.В., Чирков Е. П., Соколов Н. А., Парфенова А. С. Внутрихозяйственные отношения в условиях перехода к рынку. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 2.
  78. Деятельность сельскохозяйственных кооперативов (экономический обзор) // АПК: экономика, управление. 2000. № 2. С. 50 -57.
  79. В. В. Рынок мяса и мясопродуктов. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. // 1999. № 7.
  80. Доклад: Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-июле 2000 года. Ростов-на-Дону. 2000. С. 166 -168.
  81. С.И., Перская В. В. Инвестиционное сотрудничество на территории России. Экономика, правовая поддержка, техника организации. М.: Луч. 1993.
  82. В. А. Спад инвестиционной активности продолжается. // Экономика строительства. 1998. № 12.
  83. С. Б. Дотации и компенсации методик стимулирования эффективности сельхозпроизводства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 12.
  84. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принятый в 1991 г., не предусматривал существование таких организационно-правовых форм предприятий, как колхоз или совхоз.
  85. Земельный вопрос./ Под ред. Строева Е, С., Никольского С.А./. М.: Колос. 1999.
  86. Н. Е. Современные тенденции оснащения сельского хозяйства и их последствия. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 12.
  87. B.C., Высокое В.в., Черенков, А .Я. Психологические барьеры на пути инвестиционного проекта. / Региональная инвестиционная политика: Investing Promotion. РГЭА. Ростов-на-Дону. 1997.
  88. К. А что же федеральный центр? Самоустранился. (Об инвестициях, 1994 1997 гг.) // Экономика и жизнь. 1998. № 20.
  89. Л.Л. Проблемы финансирования инвестиционной деятельности // Финансы. 1998. № 9.
  90. Извлечение из приложения 1 к Федеральному Закону «О федеральном бюджете на 2000 год». // Экономика сельского хозяйства России. 2000. 33. С. 20.
  91. О. 1996: правительственная инвестиционная политика. // Инвестиции в России. 1996. № 1−2.
  92. М. Производство с иностранным участием. // Экономист. 1996. № 12.
  93. С. С. Бабков А. М. Крестьянское (фермерское) хозяйство и рынок. М.1995.
  94. Инвестиции в агропроизводство. // Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 5. С. 2.
  95. Инвестиционная деятельность в России в 1997 году, (извлеч. из аналитич. докл. Минэкономики РФ «Итоги социально-экономического развития РФ в 1997 году) // Приватизация в России. 1998. № 4.
  96. Инвестиционная политика на федеральном и субфедеральном уровнях: (материалы аналит. Службы Москов. Межбанков. Валютной биржи) // Федерализм. 1998. № 4.
  97. Инвестиционная программа Ростовской области на 2000 г.
  98. А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. // Индрисов А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. 2-е изд. М.: Филинъ. 1997.
  99. Иовчук и др. Иностранные капиталовложения в России // Вопросы экономики. 1996. № 12.
  100. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 1997 году // Дайджест Финансы. 1998. № 6.
  101. А. Стимулирование инвестиционных процессов в муниципальных образованиях // Федерализм. 1998. № 4.
  102. М. П. Масленкова В.Ф. О финансово-кредитном механизме в сельском хозяйстве (экономическое обозрение). // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 4−5.
  103. Э., Бекер М. Эффективное фермерское хозяйствование. М. 1991.
  104. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. // Антология экономической классики. Т.2. М.: Эконов. 1993.
  105. В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики. // Российский экономический журнал. 1999. № 8.
  106. С. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 5.
  107. Е. Б. Состояние животноводства в 1998 году. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 5.
  108. Е.Б. Рынок молока и молокопродуктов. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 1.
  109. Г. Б. и д.р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. -М.: ОАО «Издательство» Экономика. 1997.
  110. Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М: ОАО «Издательство «Экономика». 1997.
  111. А. Проблемы развития перерабатывающей и сырьевой базы сельского хозяйства. // Экономика сельского хозяйства России. 1995. № 11.
  112. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика. 1998.
  113. В.В. Инвестиции в Российской Федерации. // ЭКО. 1998. № 9.
  114. Н. Приватизация предприятий переработки и агросервиса. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 4.
  115. Е. Инвестиционные ресурсы: проблемы аккумуляции. // Экономист. 1997. № 7.
  116. Концепция аграрной политики России в 1997 2000 годах. Под ред. Е. С. Строева. — М.: ООО «Вершина — Клуб». 1997,
  117. Концепция развития Сбербанка России до 2005 года. М., 2000.
  118. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 2000 гг. // Вопросы экономики. 1997. № 1.
  119. Концепция экономической политики Ростовской области. Ростов-на-Дону. 1999.
  120. А.К. Об отраслевых приоритетах выделения средств на инвестиционную деятельность. // Проблемы прогнозирования. 1999. № 1.
  121. В. Анализ структуры воспроизводства. // Экономист. 1997. № 5.
  122. Г. Б. Инвестиционные решения на стыке деловых культур. // США. Экономика, политика, идеология. 1998. № 4.
  123. Н. Проблемы формирования инвестиционного рынка. // Инвестиции в России. 1999. № 2.
  124. А. Российский инвестиционный калейдоскоп: соотношение потребностей, возможностей и факторов // Инвестиции в России. 1997. № 5−6.
  125. Краткосрочные экономические показатели: Российская Федерация, М. 1997.
  126. Крестьяноведение: теория, история, современность. М.: ОАО «Издательство «Экономика». 1996.
  127. С., Яковлева Е. Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности // Российский экономический журнал. 1997. № 11−12.
  128. А.И. Модели наилучшего использования ресурсов в сельском хозяйстве. М.: Финансы и статистика. 1994.
  129. В.В. Лизинг в сельском хозяйстве. / Проблемы теории и практики экономического развития АПК в кризисных ситуациях. Всероссийский НИИ экономики и нормативов ВНИИЭиН. ЦОП: «Коралл-Микро». 1999.
  130. Кузнецов В В. О мерах по стабилизации развития АПК Северного Кавказа. / Проблемы теории и практики экономического развития АПК в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону.: Всероссийский НИИ экономики и нормативов. ВНИИЭиН. ЦОП «Коралл-Микро». 1999.
  131. В.В., Гарькавый В. В. и др. Паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (проблемы и методы отслеживания) Ростов-на-Дону. Всероссийский НИИ экономики и нормативов. 1999.
  132. Ю. Инвестиционный кризис в России с позиции австрийской школы. // Вопросы экономики. 1998. № 12.
  133. А. Институциональные реформы в третьей сфере АПК. // АПК: экономика, управление. 1995. № 1.
  134. Ю.Г. Оценка риска в инвестиционном анализе. // Вестник Финансовой Академии. 1997. № 1.
  135. JI.П., Мухетдинова Н. М., Сергеенко В. Н. Инвестиционная политика в современных условиях. М.: Республика. 1996.
  136. И. Накопления и структурные сдвиги. // Экономист. 1996. № 3.
  137. Е.Д., Кухлева Т. Е., Гайдук Опыт интеграционных связей в молочном подкомплексе АПК. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 2.
  138. В.М. Развитие инвестиционной сферы в российской экономике. // Финансы. 1998. № 7.
  139. В.М. Система комплексного стимулирования инвестиций. // Финансы. 1996. № 5.
  140. О. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов // АПК: экономика, управление. 1998. № 3.
  141. А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: 1992.
  142. М.Л., Маслова И. Б. Лизинг как форма льготного кредитования. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 7.
  143. И.Я. Методы анализа рисков инвестиционных проектов // Финансы. 1998. № 9.
  144. В. 3., Аджиева А. Ю. Формирование хозяйственного механизма АПК в переходный период. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 3, 4.
  145. А. П. Эволюция мирового кооперативного движения М. 1993.
  146. А.И. Продовольственная ситуация в России после финансового кризиса 1998 года. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.1999. № 11.
  147. А.И. Рынок молока и молокопродукгов. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 1.
  148. П. Перспективы привлечения финансовых ресурсов к инвестированию производства. // Экономист. 1998. № 10.
  149. К. Капитал. Т. 2. Гл. 1., М., 1978. С. 31.
  150. К. Капитал. Т.1. // Соч. Маркс К., Энгельс Ф. Т.23.
  151. А. Активизация инвестиционной политики. // Экономист. 1997. № 9.
  152. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: ОАО Издательство «Экономика». 1998.
  153. Материалы выборочного обследования в Орловской, Псковской и Ростовской областях. М. 1997.
  154. Материалы Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ростовской области. Информационно-аналитический выпуск. Ростов-на-Дону. 2000.
  155. Материалы Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ростовской области. Информационно-аналитических выпуск. Ростов-на-Дону. 2000.
  156. Материалы Госкомстата РФ // Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 4.
  157. Материалы предложения создания МТС в Целинском районе Ростовской области. Ростов-на-Дону. 2000.
  158. Международная академия информатизации. Сборник научных трудов под ред. С. П. Гржибовского. М. 1995.
  159. АЛ. Оптимизация хозяйственных решений. М.: Экономика. 1976.
  160. Методика автоматизированного расчета издержек производства в основных отраслях животноводства // В. В .Кузнецов, В. В. Гаркавый, Г. П. Романов, Н. Н. Архипова и др. Ростов-на-Дону: ВНИИЭиН. 1999. с.22−25.
  161. Методические основы социально-экономического мониторинга аграрной реформы. М. 1993.
  162. Е.В. Финансовый рынок в Российской Федерации. М.: 1992.
  163. Э.Р. Инвестиции в Ростовской области.// Биржевые ведомости Юга России. 2000. № 7(061). 7 июля 2000.
  164. В. Методы оценки качества инвестиционных проектов // Экономист. 1998. № 7.
  165. Н.М. Инвестиционный процесс в России. // Российский экономический журнал. 1997. № 1.
  166. М. Экономическая политика государства в современных условиях. // МЭ и МО. 1999. № 1.
  167. В., Тебенчук В., Бабаян Э. Концепция поэтапного подъема экономики Ростовской области на базе направленного инвестирования.// Бизнес-Консультант. 1996. № 2.
  168. И.В. Проблемы совершенствования инвестиционной политики в России. // Изв. Вузов Сев.-Кав. Регион. Обществ. Науки. 1997. № 2.
  169. Немного статистики. // Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 4
  170. К. Финансирование НТП: Формирование системы инвестиционных фондов // Финансы. 1997. № 6.
  171. Д. Институциональные предпосылки экономического роста // Вопросы экономики. 1997. № 11.
  172. А.А. Системные исследования в аграрной сфере. / Вестник сельскохозяйственной науки. 1991. № 11.
  173. А.А. Спираль многовековой драмы: Аграрная наука и аграрная политика России (XXVII-XX вв.). М.: Энциклопедия российских деревень. 1995.
  174. Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности. // Экономист. 1999. № 3.
  175. Новости деловой жизни. // Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 1.
  176. Нормативная база сельхозпредприятия. Практическое пособие по ее формированию в современных условиях. Ростов-на-Дону: Всероссийский НИИ экономики и нормативов. 1995.
  177. Нормативный парк и нагрузки на машину рассчитаны, исходя из фактических объемов работ, выполненных в 1998 г.
  178. О программе мер по стимулированию инвестиционной деятельности. // Бюл. иностр. коммерч. инфор. 1999. № 41.
  179. О состоянии сельского хозяйства в 1998 году. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 5.
  180. Обзор сельскохозяйственной политики в Российской Федерации. М. 1998.
  181. С. Б Использование эмиссионных ресурсов для выхода АПК из кризиса. II Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 11.
  182. С. Современные проблемы моделирования АПК: Экономика, управление. 1999. № 10.
  183. Основные показатели функционирования АПК Российской Федерации в1995. М. 1995.
  184. Основные показатели функционирования АПК Российской Федерации в1996. М. 1996.
  185. Основные показатели функционирования АПК Российской Федерации в1997. М. 1997.
  186. Основные показатели функционирования АПК Российской Федерации в1998. М. 1998.
  187. Официальные материалы немного статистики. // Экономика сельского хозяйства России. 1998. № 4
  188. Г., Хитаришвили Т. Лизинг, торговый кредит и товарное финансирование в странах ОЭСР. // Семинар экспертов «Кредитно-финансовая инфраструктура сельского хозяйства в странах с переходной экономикой». М., 10−12 февр. 1999.
  189. Н., Маневич Е., Перламутров В. Как придать денежной политике инвестиционную направленность // Российский экономический журнал. 1996. № 2.
  190. А. Специфика сельского хозяйства, аграрная реформа в России. М. 1995.
  191. В. А. Модели внутрихозяйственных отношении в сельскохозяйственных предприятиях. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 8.
  192. П.А. Кто защитит инвестора?//Финансы. 1996. № 4.
  193. Ю. Инвестиции: главные задачи рост плюс отдача. // Экономика и жизнь. 1998. № 3.
  194. Л. М. Конъюнктура: теоретический и практические аспекты М. 1997.
  195. Пищевая промышленность России в 1999 году. // Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 4. По данным Госкомстата России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 4.
  196. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области за 1999 г.
  197. И. Инвестиционный подход к выходу из экономического кризиса // Проблемы прогнозирования. 1996. № 1.
  198. Л. М., Поздняков К. К. Анализ деятельности предприятий пищевой промышленности АПК России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 11.
  199. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. // Газеев М. Х., Смирнов А. П., Хрычев А. Н. — М.: Дело. 1993.
  200. Е. Инвестиционные возможности бюджетных и внебюджетных фондов // Российский экономический журнал. 1998. № 1.
  201. А. Об инвестициях в АПК. // Российский экономический журнал. 1998. № 4.
  202. Постановление РФ № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1994. № 9. С. 17.
  203. Пошкус Б И Совершенствование экономических отношении в сельскохозяйственных предприятиях. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 3.
  204. Пояснительная записка к перечню региональных целевых программ, принимаемых к финансированию из областного бюджета в 2000 году. С. I.
  205. Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. М. 1995.
  206. М.Б. Инвестиции: в ожидании попутного ветра. // Эко. 1998. № 4.
Заполнить форму текущей работой