Расходы фирмы и себестоимость продукции
Формирование себестоимости можно рассматривать последовательно. Основа себестоимости формируется непосредственно в цеху. В первую очередь следует выделить прямые расходы, которые прямо и непосредственно связаны с изготовлением продукции (расходы на сырье, зарплату основных рабочих и др.). В отличие от прямых, косвенные расходы не могут быть сразу отнесены на себестоимость тех или иных видов… Читать ещё >
Расходы фирмы и себестоимость продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольная работа
Расходы фирмы и себестоимость продукции
1. Издержки производства и обращения
расход себестоимость калькулирование
Понятие издержек производства и обращения. Фирма в процессе своей деятельности использует свои материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы. Затраты указанных ресурсов в денежном выражении можно сгруппировать следующим образом:
• текущие затраты на производство и реализацию продукции и услуг;
• капитальные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и нематериальных активов;
• затраты на социальное развитие предпринимателя и коллектива.
Основную долю в затратах фирмы составляют текущие затраты на производство и реализацию продукции и услуг. Затраты живого и овеществленного труда фирмы на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг и их реализацию называются издержками производства и обращения. Они являются денежным выражением затрат факторов производства, необходимых для осуществления фирмой своей производственной и коммерческой деятельности.
Понятия «затраты», «расходы», «издержки производства и обращения» не равнозначны. Затраты становятся расходами в момент их фактического использования в производстве. К примеру, предприятие тратит средства на покупку сырья и материалов для использования в производстве, но расходуют их при организации самого производства. Расходы принимаются к учету в момент признания доходов (принцип начисления). Под расходами фирмы понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества), приводящее к сокращению капитала данной фирмы. Затраты — это фактическая потеря стоимости вообще, а издержки — это потеря стоимости, обусловленная производственной деятельностью. В затратах, помимо издержек, отражаются внеплановые расходы (упущения в хозяйственной деятельности и чрезвычайные потери), а также расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом.
Издержки формируются под влиянием стоимости используемых факторов производства, величины объема производства и ассортимента продукции. Из этого следует, что исходным моментом в установлении динамики и характера формирования издержек является определение величины производственных мощностей и тенденций развития объемов производства.
Издержки фирмы в рыночной экономике делятся на явные (бухгалтерские) и вмененные. Явные издержки — это затраты, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и отражающиеся в бухгалтерской отчетности. Однако фирма помимо явных издержек имеет и неявные (вмененные) издержки.
Вмененные (альтернативные) издержки — это упущенная выгода фирмы, которая могла бы быть получена при выборе альтернативных вариантов осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности. Так, владелец предприятия может использовать собственные ресурсы (капитал, труд и пр.), никому не платя за это и не отражая в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.
Каждая фирма имеет издержки как производственного, так и коммерческого характера. Производственная фирма помимо затрат непосредственно на производство продукции, расходует средства на изучение рынка и сбыт продукции. Торговая фирма имеет расходы, не только связанные с реализацией товаров, но и подготовкой товаров к продаже (переработка, фасовка, хранение, перемещение и т. д.), т. е. затраты производственного характера. По мере дальнейшего развития экономики и специализации отраслей хозяйствования, фирмы будут освобождаться от несвойственных им функций и соответственно затрат. Производственное предприятие будет больше уделять внимание производству, доведя товар до полной готовности к потреблению. Торговая фирма тем самым меньше будет тратить средства на продолжение процесса производства в сфере обращения.
Постоянные, переменные и общие издержки производства, характер их взаимосвязи. Различные виды ресурсов по-разному переносят свою стоимость на готовую продукцию. В соответствии с этим в теории и на практике различают постоянные и переменные издержки производства.
К постоянным издержкам производства относятся затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены, даже если фирма не производит продукцию (работы, услуги). К ним относятся отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленческого персонала и т. д.
В свою очередь, постоянные издержки, в зависимости от влияния прекращения деятельности фирмы, делятся на остаточные и стартовые. Фирма продолжает на какое-то время нести остаточные издержки (арендная плата, коммунальные платежи, выплата работникам заработной платы в сумме минимального размера) и в случае прекращения производства и реализации продукции. К стартовым относятся постоянные издержки, которые имеют место при возобновлении процесса производства или реализации продукции. Ими являются расходы на электроэнергию, заработная плата по ставкам и окладам, расходы на техническое обслуживание оборудования и уборку помещений.
Под переменными издержками понимают затраты, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также их структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции. К ним относятся затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т. д.
Деление издержек на постоянные и переменные является условным. В долгосрочном периоде условно-постоянные расходы также подвержены изменению под воздействием изменения объема производства.
Институциональная теория делит издержки на трансакционные и трансформационные. Понятие трансакционные издержки ввел впервые лауреат Нобелевской премии Р. Коуз (Природа фирмы, 1937). Он определил эти издержки как издержки функционирования рынка и объясняет факт существования фирмы наличием значительных издержек функционирования ценового механизма.
Трансакционные издержки неоднородны и в их составе можно выделить следующие группы:
— издержки поиска информации;
— издержки ведения переговоров;
— издержки измерения и контроля;
— издержки определения прав собственности;
— издержки оппортунистического (недобросовестного) поведения.
Наряду с трансакционными выделяются также трансформационные издержки. Ими являются издержки по производству, транспортировке, хранению и другим видам обработки товара, т. е. затраты по превращению ресурсов в продукцию.
Показатели издержек: уровень издержек, экономичность, эффективность использования ресурсов, издержкоемкость. При учете, анализе и планировании деятельности фирмы используют различные абсолютные и относительные показатели издержек.
Абсолютную величину издержек характеризует их сумма. Однако сумма издержек не характеризует качественную сторону деятельности фирмы, уровень эффективности ее функционирования. Для этого используется уровень издержек, который определяется по следующей формуле:
где Cu — уровень издержек;
C — сумма издержек;
Q — объем производства (реализации) продукции.
Показатель экономичности можно рассчитать соотношением плановой себестоимости продукции (издержек производства и обращения) к фактической. Значение данного показателя, превышающее единицу, свидетельствует об экономичности произведенных текущих затрат:
где Ec — показатель экономичности затрат,
C1 — фактические издержки,
C2 — плановые издержки.
Эффективность использования ресурсов можно определить отношением суммы сэкономленных затрат на величину использованного ресурса:
где Эи — эффективность использования ресурсов,
— экономия издержек, З — использованные ресурсы (трудовые затраты, основные фонды, оборотные средства).
Большое значение в системе показателей издержек имеет издержкоемкость (JT) — показатель, отражающий долю издержек в продажной цене товара или выручке:
где С — сумма издержек производства и обращения товара;
Р — продажная цена товара (выручка от продажи).
Предприятие не сможет продолжить деятельность, если не покрывает имеющиеся при этом затраты, т. е. доходы должны хотя бы равняться издержкам, а для дальнейшего роста и развития требуется не только простое покрытие текущих затрат, но и превышение доходов над расходами, т. е. получение прибыли.
2. Себестоимость продукции и группировка расходов
Совокупность всех явных (бухгалтерских) издержек производства и обращения фирмы образует себестоимость продукции (работ, услуг), под которой понимается стоимостная оценка используемых в процессе деятельности фирмы ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых и пр.).
Формирование себестоимости можно рассматривать последовательно. Основа себестоимости формируется непосредственно в цеху. В первую очередь следует выделить прямые расходы, которые прямо и непосредственно связаны с изготовлением продукции (расходы на сырье, зарплату основных рабочих и др.). В отличие от прямых, косвенные расходы не могут быть сразу отнесены на себестоимость тех или иных видов продукции, без специальных расчетов, поскольку они носят общий характер для всей номенклатуры. К косвенным расходам цеха относятся расходы на содержание и обслуживание оборудования цеха, расходы на подготовку и освоение нового производства, а также цеховые расходы. В состав цеховых расходов включают затраты на управление цехов основного производства: зарплата управленческого персонала цеха, расходы на амортизацию, текущий ремонт, освещение, уборку зданий и др. В совокупности прямые и косвенные расходы, включая цеховые расходы, образую цеховую себестоимость.
Производственное предприятие, как известно, состоит не только из цехов, но и из других служб обеспечивающих жизнедеятельность всего предприятия. Поэтому наряду с расходами связанными с образованием цеховой себестоимости также неизбежны общепроизводственные расходы. К последним относятся затраты по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд аппарата управления, содержание зданий, территории, транспорта и т. д.
Цеховая себестоимость и общепроизводственные расходы образуют производственную себестоимость. Потери от брака, при их наличии, также включаются в производственную себестоимость.
Коммерческие расходы (реклама, изучение спроса, заключение контрактов) в условиях рынка важный элемент себестоимости продукции. Если к производственной себестоимости добавить коммерческие (внепроизводственные расходы) образуется полная себестоимость продукции.
В зависимости от объема продукции различается себестоимость единицы продукции и себестоимость всего объема продукции.
Для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) в целом расходы группируются по элементам затрат:
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизационные отчисления;
• прочие затраты (командировочные и др.).
По классификации затрат по экономическим элементам невозможно определить расходы, непосредственно связанные с производством отдельных видов продукции. Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) применяется группировка по статьям калькуляции:
• сырье и материалы;
• возвратные отходы (они вычитаются из состава затрат);
• покупные изделия и полуфабрикаты;
• топливо и энергия;
• заработная плата производственного персонала;
• общепроизводственные расходы;
• общехозяйственные расходы;
• отчисления социального характера;
• потери от брака;
• прочие производственные расходы.
От степени готовности продукции можно определить себестоимость валовой продукции, себестоимость товарной продукции и себестоимость реализованной продукции.
По отношению к периоду отчетности можно выделить фактическую и плановую себестоимость продукции.
В управлении затратами принята следующая классификация затрат:
Таблица 1
Признак классификации | Виды затрат | |
По виду производства | Основное и вспомогательное | |
По виду продукции | Отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги | |
По виду расходов | Статьи калькуляции и элементы затрат | |
По месту возникновения затрат | Участок, цех, производство, хозрасчетная бригада | |
В зависимости от способа включения в себестоимость | Прямые и косвенные | |
В зависимости от степени реагирования на изменение объема производства | Условно — переменные и условно-постоянные | |
Налоговый учет подразделяет расходы фирмы на учитываемые при налогообложении прибыли и не учитываемые для этой цели.
Расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Совокупность всех этих расходов как раз и составляет себестоимость продукции (работ, услуг). Тем самым, государство регулирует порядок формирования себестоимости продукции. Происходит это двумя путями: определением качественного состава расходов и установлением количественных норм тех или иных расходов.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности предприятия подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, фирма вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет такие расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на:
1) производство, хранение и доставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав);
2) содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
3) освоение природных ресурсов;
4) НИОКР;
5) обязательное и добровольное страхование;
6) прочие, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) амортизационные отчисления;
4) прочие расходы.
Материальные расходы. Материальные затраты являются наиболее крупным элементом себестоимости производства, доля которого в общей сумме затрат составляет 60−90%. Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на:
• приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров;
• приобретение материалов, используемых: для упаковки и иной подготовки произведенных и реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
• другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);
• приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;
• приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;
• приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
• приобретение работ и услуг производственного характера (включая транспортные услуги), выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями фирмы;
• содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов и возвратной тары, если стоимость последней включена в цену материала.
К материальным расходам приравниваются также потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.
Расходы на оплату труда. В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми и коллективными договорами.
Амортизационные отчисления. Амортизируемым имуществом признаются основные средства и нематериальные активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 тыс. рублей, которые находятся у фирмы на праве собственности, используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).
Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:
1) имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного и используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
2) имущество некоммерческих организаций, полученное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
3) имущество, приобретенное с использованием бюджетных средств целевого финансирования;
4) объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;
5) продуктивный скот, а также одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота).
Из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли исключаются основные средства:
• переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
• переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;
• находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
Амортизация начисляется в течение всего срока полезного использования основного средства. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование основного средства приносит определенные выгоды предприятию.
Сумма амортизации определяется ежемесячно и начисляется отдельно по каждому объекту (амортизируемой группе). Амортизация начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло выбытие или полное списание стоимости такого объекта.
Амортизацию начисляют одним из методов, представленных в таблице:
для целей бухгалтерского учета | для целей налогового учета | |
линейный метод; метод уменьшаемого остатка; кумулятивный метод (списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования); метод списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). | линейный метод; нелинейный метод. | |
Выбранный метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета применительно ко всем объектам амортизируемого имущества, кроме тех объектов, которые входят в восьмую, девятую или десятую амортизационные группы. Объекты, входящие в эти группы, всегда амортизируются линейным методом. Желательно выбрать один приемлемый метод для обоих видов учета.
Предприятие самостоятельно устанавливает срок полезного использования объекта основных средств при его принятии к учету, исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.
В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относится с учетом классификации основных средств. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской Федерации (см. табл. 2). Указанная классификация может быть использована также для целей бухгалтерского учета Фирма вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования.
Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия).
Амортизируемые основные средства (имущество) объединяются в следующие амортизационные группы:
Таблица2
Группа | |||||||||||
Срок полезного использования, лет | от 1 до 2 лет | свыше 2 до 3 | свыше 3 до 5 | свыше 5 до 7 | свыше 7 до 10 | свыше 10 до 15 | свыше 15 до 20 | свыше 20 до 25 | свыше 25 до 30 | свыше 30 лет | |
Норма амортизации (месячная) для нелинейного метода | 14,3 | 8,8 | 5,6 | 3,8 | 2,7 | 1,8 | 1,3 | 1,0 | 0,8 | 0,7 | |
Линейный метод начисления амортизации в обязательном порядке применяют к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле 5:
где К — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
По указанной формуле определяется так называемая основная норма амортизации. Фирма в отдельных случаях имеет право на применение повышающих (понижающих) коэффициентов к этой норме амортизации.
При этом сумма начисленной за один месяц амортизации определяется следующим образом:
где Ан — сумма начисленной за один месяц амортизации;
АИп — первоначальная (восстановительная) стоимость амортизируемого имущества;
К — норма амортизации за месяц, определенная для данного объекта.
Пример. Стоимость объекта 240 тыс. руб., а срок его использования — 2 года.
Определить норму амортизации и осуществить расчет суммы начисленной амортизации линейным методом.
Норма амортизации данного объекта за месяц: 1/24*100=4,17%
Сумма ежемесячной начисленной амортизации равна:
4,17*240/100 = 10 тыс. руб.
Начисленные суммы амортизации и остаточная стоимость выглядят следующим образом:
Таблица 3
месяц | Первоначальная стоимость | Сумма амортизации | Амортизационные отчисления нарастающим итогом | Остаточная стоимость на конец мес. | |
и т.д. | |||||
При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение суммарного баланса амортизируемой группы и нормы амортизации, определенной для данной амортизируемой группы. Для этого применяется следующая формула:
где Ан — сумма начисленной за один месяц амортизации;
Б — суммарный баланс амортизируемой группы;
К — норма амортизации за месяц, определенная для данной группы (см. табл. 2).
Суммарный баланс рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе) и ежемесячно уменьшается на значение суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.
В случае, если суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) становится менее 40 тыс. руб. предприятие вправе ликвидировать указанную группу (подгруппу), при этом значение суммарного баланса относится на внереализационные расходы текущего периода.
Пример. Суммарный баланс первой амортизируемой группы фирмы на начало года составил 240 тыс. руб. Осуществить расчет суммы начисленной амортизации нелинейным методом.
Норма амортизации первой группы за месяц 14,3%
Суммы ежемесячных начислений амортизации и значений суммарного баланса амортизируемой группы выглядят следующим образом:
Таблица 4
месяц | Суммарный баланс | Сумма амортизации при норме 14,3% | |
240,0 | 34,3 | ||
205,7 | 29,4 | ||
176,3 | 25,2 | ||
151,1 | 21,6 | ||
129,5 | 18,5 | ||
110,9 | 15,9 | ||
95,1 | 13,6 | ||
81,5 | 11,7 | ||
69,8 | 10,0 | ||
59,8 | 8,6 | ||
51,3 | 7,3 | ||
44,0 | 6,3 | ||
37,7 | ; | ||
Суммарный баланс с 13 месяца (менее 40 тыс. руб.) относят на внереализационные расходы предприятия.
Установленные нормы амортизации, как для линейного, так и нелинейного методов могут быть в отдельных случаях увеличиваться или уменьшаться путем умножения на повышающий или понижающий коэффициент.
Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Значительная часть этих расходов приходится на ремонт основных средств, освоение природных ресурсов, НИОКР, а также на расходы на обязательное и добровольное страхование имущества.
Расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактических затрат.
Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также добровольного страхования имущества, средств транспорта, грузов, товарно-материальных запасов и т. д.
Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
Расходы по добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся также следующие расходы:
• суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке;
• расходы на сертификацию продукции и услуг;
• суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
• расходы на обеспечение пожарной безопасности, содержание службы газоспасателей, услуги по охране имущества, а также расходы на содержание собственной службы безопасности;
• расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности;
• расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала;
• расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
• арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
• расходы на содержание служебного транспорта (в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации);
• командировочные расходы;
• расходы на юридические, консультационные и информационные услуги;
• расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями;
• представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций;
• расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате предприятия;
• расходы на оплату услуг связи, а также информационных систем;
• расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);
• расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках;
• потери от брака;
• другие расходы, связанные с производством и реализацией.
Внереализационные расходы. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией. К ним относятся, в частности, расходы на:
• содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу;
• в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам;
• выпуск ценных бумаг, а также обслуживание их и финансовых сделок;
• расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса Центрального банка РФ;
• ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов;
• судебные расходы и арбитражные сборы;
• аннулированные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции;
• в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;
• расходы на услуги банков;
• другие обоснованные расходы.
• К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные фирмой в отчетном периоде, в частности:
• в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде;
• суммы безнадежных долгов;
• потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
• расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на фирмах в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены;
• потери от стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
3. Калькулирование себестоимости продукции
Бухгалтерский и налоговый учет фирмы требует для финансовой отчетности информацию об общей величине себестоимости всей реализованной продукции и общей стоимости остатков товарной продукции, в то время как в управленческом учете основной акцент делается на себестоимость производства единицы продукции.
На основе данных о себестоимости отдельных видов продукции фирма определяет по отношению того или иного вида продукции свою ценовую стратегию, а также определяет ассортиментную политику, разрабатывает производственную программу. Таким образом, от обоснованности расчета себестоимости отдельных видов продукции зависит выбор определенного управленческого решения и в конечном итоге успех самой фирмы.
В зависимости от объекта учета затрат можно выделить следующие основные методы калькулирования себестоимости:
— позаказный;
— попередельный (попроцессный);
— пооперационный;
— попартионный.
Позаказный и попроцессный методы являются основными методами пообъектного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Остальные системы калькулирования, как правило, представляют собой их разновидности или комбинации этих двух методов (пооперационный, попартионный).
В основе разделения позаказного и попроцессного, методов лежит методика расчета себестоимости единицы продукции. В том случае, когда единица продукции обладает определенными характерными свойствами и легко идентифицируется, применяется позаказный метод. Основная область применения позаказного метода — это индивидуальное и мелкосерийное производство. Так, в строительстве, судостроении, авиационной промышленности и полиграфии широко применятся позаказный метод, предусматривающий аккумуляцию затрат по отдельным работам (подрядам, заказам). Себестоимость каждого заказа определяется после завершения работ по его выполнению.
При этом методе все прямые расходы отражаются в карточках заказа и собираются по каждому конкретному заказу в отдельности или партии продукции, а не по отдельным подразделениям или отчетным периодам. Косвенные расходы могут быть распределены по видам продукции только с помощью специальных расчетов, при этом часто используя специальные нормативные коэффициенты.
Когда практически невозможно определить расходы, связанные с отдельными единицами (как это происходит при применении метода позаказной калькуляции), из-за непрерывного характера процесса производства, и когда единица продукции теряется в массе других таких же единиц, более предпочтителен попроцессный (попередельный) метод. Так, в металлургии исходное сырье в процессе переработки последовательно проходит несколько самостоятельных фаз обработки, так называемых переделов. Каждый передел, за исключением последнего, это законченная фаза обработки сырья, в результате которой предприятие получает полуфабрикат собственного производства, который может быть реализован на сторону или использован в дальнейшей переработке. Калькулирование себестоимости при попередельном методе заключается в следующем: прямые затраты отражаются по каждому переделу в отдельности, косвенные расходы распределяются по переделам, а себестоимость конечного продукта составляет сумму затрат всех переделов.
По способу расчета на практике в основном применяют следующие основные методы калькулирования себестоимости продукции:
• прямого счета (расчетно-аналитический);
• нормативный (стандарт-костинг);
• параметрический;
• директ — костинг;
Если фирма выпускает продукцию или оказывает услугу одного наименования, себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы издержек производства и обращения на количество произведенной продукции.
Пример. Себестоимость всей товарной продукции 1500 тыс. руб., выпуск продукции одного наименования составил 30 тыс. шт.
Себестоимость одного изделия тогда составит 1500 /30=50 руб.
Такой метод калькулирования называется методом прямого счета.
Задача калькулирования себестоимости усложняется при расширении номенклатуры продукции. В случае выпуска разнообразной продукции вначале устанавливают прямые расходы, а затем распределяют косвенные (накладные) расходы. При этом для расчета себестоимости используется модификация метода прямого счета — расчетно-аналитический способ калькулирования, который предполагает определение прямых затрат на единицу продукции на основе норм расхода, а косвенных затрат — пропорционально признаку, установленному в отрасли.
Возникает проблема обоснованного отнесения косвенных затрат на каждый вид продукции. На практике могут применяться различные базы распределения косвенных затрат на изделие:
· прямые расходы;
· количество расходуемого основного производственного материала (в материалоемких отраслях);
· стоимость расходуемого основного производственного материала (в отраслях, где производство требует применения дорогостоящих сырьевых ресурсов);
· прямые затраты рабочего времени (в трудоемких отраслях);
· основная заработная плата производственных рабочих;
· физические характеристики продукции (удельный вес, объем);
· учет одновременно нескольких вышеназванных или других факторов в равной степени или в соответствии их весовыми значениями.
При этом различные виды косвенных затрат распределяют по различной базе. Например, зарплату непроизводственных рабочих распределяют пропорционально зарплате основных производственных рабочих, коммерческие расходы — по доле в объеме реализации и т. д. От порядка распределения косвенных затрат зависит принятие управленческих решений об оценке рентабельности продукции.
Пример. Фирма имеет следующие показатели:
Вид продукции | Количество выпуска, шт. | Прямые расходы одного изделия, руб. | Себестоимость всей продукции, тыс. руб. | |
А | ||||
Б | ||||
Итого | ||||
Определить себестоимость каждого вида продукции. Здесь единственным параметром, по которым различаются изделия, это их удельные прямые расходы. Поэтому накладные расходы распределим пропорционально прямым расходам изделий фирмы.
Прямые расходы по изделию, А 400*250=100 тыс. руб.
Прямые расходы по изделию Б 200*600=120 тыс. руб.
Итого прямые расходы фирмы 100+120=220 тыс. руб.
Всего накладные расходы 330−220=110 тыс. руб. Накладные расходы составляют 50% к прямым расходам. Соответственно накладные расходы по, А 100*50%=50 тыс. руб. По Б 120*50%=60 тыс. руб.
Себестоимость изделия, А (100+50)/400=375 руб.
Себестоимость изделия Б (120+60)/200=900 руб.
Пример. А теперь дополнительно к имеющимся условиям известно, что накладные расходы в большей степени зависят от веса груза. Изделие, А весит 14 кг., а изделие Б 10 кг.
Тогда накладные расходы распределим пропорционально весу изделий: Вес изделий, А 14*400=5600 кг., вес изделий Б 10*200=2000 кг. Итого вес всей продукции 5600+2000=7600 кг.
Накладные расходы изделий, А 110*5600/7600=81 тыс. руб., а одного изделия 81 000/400=202,5 руб. Накладные расходы изделий Б 110*2000/7600=28,9 тыс. руб. а одного изделия 28 947/200=145 руб.
Себестоимость изделия, А 250+202,5=452,5 руб. Себестоимость изделия Б 600+145=745 руб.
Расчет себестоимости на основе параметров продукции, называется параметрическим методом.
К примеру, если себестоимость золотого изделия весом 10 гр. составляет 5 тыс. руб., себестоимость изделия весом 16 гр. будет составлять 8 тыс. руб.
Для расчета себестоимости могут использоваться и нормы расхода по тем или иным видам. При нормативном методе («стандарт — костинг») по каждому изделию на основе действующих норм и смет составляется предварительная калькуляция себестоимости продукции. Этот метод калькулирования широко используется для контроля и анализа фактических затрат.
В странах развитой рыночной экономики широкое применение получило учет по изделию только прямых затрат, по так называемому методу директ-костинга. Накладные расходы отражаются на общих финансовых результатах реализации продукции. Калькулирование неполной себестоимости позволяет фирмам оперативно решать вопросы товарной политики.
4. Особенности анализа издержек обращения
В рыночной экономике значительную часть расходов фирмы определяет ее коммерческая деятельность. В этой связи актуальным становится анализ издержек обращения фирмы.
Коммерческое предприятие имеет различные по своей природе и способу возмещения затраты. Денежные средства, потраченные на покупку товаров, как правило, после их продажи возмещаются в полном объеме и по своей сути являются авансированными средствами. Вот почему и Налоговым кодексом РФ (статья 268) предусматривается уменьшение доходов торгового предприятия на стоимость реализованных товаров.
Затраты на приобретение основных фондов как правило являются единовременными и выступают капитальными вложениями.
Все текущие затраты предприятия по осуществлению коммерческой деятельности, т. е. по доведению товаров от поставщика до потребителя, называются издержками обращения. В отличие от издержек производства в издержки обращения не включается покупная стоимость товара. Количественную сторону издержек обращения характеризует их сумма, а качественную сторону — их уровень. Уровень издержек обращения это процентное отношение суммы издержек обращения к объёму товарооборота и отражает издержкоемкость, т. е. долю текущих затрат по продаже товара в его цене продажи. Уровень издержек обращения (уИО) определяется следующим образом:
где, ИО — сумма издержек обращения;
Т — товарооборот.
Уровень издержек обращения можно определить и по отношению валового дохода. В рыночных условиях хозяйствования последний показатель имеет преимущественное значение перед уровнем издержек обращения по товарообороту.
Обратным показателем уровня издержек обращения (издержкоемкости) выступает показатель издержкоотдачи, который определяется соотношением результатов хозяйствования (товарооборота, дохода) к сумме издержек обращения.
На уровень издержек обращения влияют различные факторы в сторону его снижения или повышения.
С ростом объёма продажи растут условно-переменные расходы, а условно-постоянные не меняются. Тем самым в целом темпы роста суммы издержек обращения ниже темпов роста объёмов продаж. Следовательно, с ростом объёма товарооборота снижается уровень издержек обращения, и наоборот.
Увеличение доли более издержкоёмких товаров (например, продтоваров по сравнению с непродовольственными) увеличивает уровень издержек обращение.
Рост цен на товары увеличивает объём товарооборота, но физический объём продажи может снизиться, что приведет к снижению суммы затрат и уровня в целом.
Увеличение транспортных тарифов, арендных ставок, процентов за кредит и других цен на услуги сторонних предприятий увеличивает уровень издержек обращения.
На снижение уровня издержек обращения влияют прогрессивные технологии доставки и продажи товаров, совершенствование организации коммерческой деятельности, применение эффективных рычагов стимулирующих экономию живого и овеществлённого труда.
С целью выявления резервов снижения издержек обращения проводится их анализ. В ходе анализа вначале сравнивают фактическую и плановую сумму издержек обращения, определяют их отклонение, которое называется абсолютной экономией (перерасходом) издержек обращения.
где, АЭ (П) — абсолютная экономия (перерасход издержек обращения) ИОф — фактическая сумма издержек обращения;
ИОп — плановая сумма издержек обращения.
При отсутствии плановых данных сравнивают с фактическими данными прошлого периода. Таким же образом определяют отклонение уровней издержек обращения.
где ?уИО — отклонение уровня издержек обращения;
уИОф, уИОп — фактический и плановый уровень издержек обращения соответственно.
Изучая динамику уровня издержек обращения можно определить темп изменения уровня издержек обращения по следующей формуле:
где, К — темп изменения уровня издержек обращения в%;
уИОб — базисный (с чем сравнивают) уровень издержек обращения.
Для определения реальной экономии или перерасхода издержек обращения следует фактическую сумму издержек обращения сравнивать не с плановой суммой, а с пересчитанным планом издержек обращения на фактический товарооборот.
Пересчитанная плановая сумма издержек обращения (ИОпп) на фактический товарооборот рассчитывается следующим образом:
где, ИОп1 — сумма плановых условно — постоянных расходов в сумме уИОп2 — плановый уровень условно — переменных расходов, Тф — фактический товарооборот.
Сравнивая фактическую сумму издержек обращения с плановой пересчитанной суммой издержек на фактический товарооборот, определяем относительную экономию или перерасход издержек обращения.
где, ОЭ (П) — относительная экономия или перерасход издержек обращения.
В случае отсутствия данных по издержкам обращения раздельно по условно — постоянным и условно — переменным, относительную экономию (перерасход) определяется упрощённым методом:
Пример. Торговое предприятие по итогам хозяйственной деятельности за год имеет следующие показатели:
Показатели | план | Факт. | % вып. плана | откл., +,; | |
Товарооборот, тыс. руб. | 110.0 | +200 | |||
Издержки обращения, тыс. руб. | 427,9 | 107,0 | +27,9 | ||
в т.ч. условно-переменные | 221,1 | 110,6 | +21,1 | ||
условно-постоянные | 206,8 | 103,4 | +6,8 | ||
Уровень издержек обращения, % | 20,00 | 19,45 | — 0,55 | ||
в т.ч. уровень условно-переменных | 10,00 | 10,05 | +0,05 | ||
уровень условно-постоянных | 10,00 | 9,40 | — 0,60 | ||
На основе приведенных выше формул, определим абсолютную экономию (перерасход) издержек обращения;
отклонение уровня издержек обращения;
темп изменения уровня издержек обращения;
пересчитанную плановую сумму издержек обращения;
относительную экономию (перерасход) издержек обращения;
Следующим этапом анализа является определение влияния различных факторов на издержки обращения.
Влияние изменения объёма товарооборот определяется как разность между пересчитанной на фактический оборот плановой суммой издержек обращения и плановой.
ѓ(?Т) = ИОпп — ИОп
где, ѓ(?Т) — влияние изменения объёма товарооборота на издержки обращения.
В нашем примере влияние изменения объёма товарооборота на издержки обращения составит ѓ(?Т) = 420 — 400 = +20 тыс. руб.
Влияние изменения структуры товарооборота на уровень издержек обращения определяется по формуле:
где, ѓ(?qi) — отклонение уровня издержек обращения из-за изменения структуры товарооборота;
УрИОi — плановой уровень издержек обращения i-й группы товаров;
?qi — разница между фактическим и плановым удельными весами товарооборота i-й группы в общем объёме.
Пример. Определить влияние изменения структуры товарооборота на уровень издержек обращения.
Товарные группы | Структура товарооборота | Уровень издержек обращения | ||
план | факт | план | ||
Продовольственные | ||||
Непродовольственные | ||||
Изменение структуры товарооборота привело к снижению уровня издержек обращения на 0,5% к обороту.
Влияние изменения арендной платы, транспортных тарифов, процентных ставок и т. д. на те, или иные статьи определяется методом прямого счёта.
1. Балашов А. И.: Производственный менеджмент (организация производства) на предприятии. — СПб.: Питер, 2009
2. Берёзкина О. П.: Product Placement: технологии скрытой рекламы. — СПб.: Питер, 2009
3. Веснин В. Р.: Менеджмент. — М.: Проспект, 2009
4. Волков О. И.: Экономика предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2009
5. Глухов В. В.: Менеджмент. — СПб.: Питер, 2009
6. Горемыкин В. А.: Планирование на предприятии. — М.: Высшее образование, 2009
7. Грибов В. Д.: Экономика организации (предприятия). — М.: КноРус, 2009
8. Гулин В. Н.: Информационный менеджмент. — Минск: Современная школа, 2009
9. Е. Ю. Добровольский и др.: Бюджетирование: шаг за шагом. — СПб.: Питер, 2009
10. Ерёмин В. Н.: Маркетинг: основы и маркетинг информации. — М.: КНОРУС, 2009
11. Ильдеменов С. В.: Операционный менеджмент. — М.: Инфра-М, 2009
12. Кантор В. Е.: Менеджмент. — М.: Эксмо, 2009
13. Кантор Е. Л.: Экономика предприятия. — СПб.: Питер, 2009