Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности торговых центров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функционирование автоматизированной системы мониторинга конкурентов ТЦ также предполагает возможность продажи информации, собранной из открытых источников сторонним организациям на платной основе, что позволяет спрогнозировать приток денежных средств в год в сумме до 1500 тыс. руб. В соответствии с бюджетом реализации автоматизированной системы мониторинга конкурентов ТЦ общая сумма затрат… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы оценки деятельности конкурентов в составе маркетинговой деятельности предприятия
    • 1. 1. Конкуренция в системе факторов маркетинговой деятельности предприятия и современные подходы к ее исследованию
    • 1. 2. Роль и значение мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности предприятия
    • 1. 3. Организационно-экономическое обеспечение мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности предприятия
  • 2. Методическое обеспечение мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности торговых центров
    • 2. 1. Современные методы мониторинга, анализа и оценки деятельности конкурентов в маркетинге
    • 2. 2. Методы исследования потребительского поведения при решении информационных задач мониторинга конкурентов
    • 2. 3. Информационные модели и особенности их использования при организации мониторинга конкурентов
  • 3. Исследование тенденций и особенностей конкурентной борьбы торговых центров с использованием мониторинга в качестве инструмента маркетинга
    • 3. 1. Динамика, факторы и тенденции развития сферы розничной торговли в экономике России. Ю
    • 3. 2. Особенности конкурентной борьбы в сегменте торговых центров сферы розничной торговли Краснодарского края
    • 3. 3. Маркетинговое исследование конкурентных позиций торговых центров Краснодара
    • 3. 4. Проект внедрения информационной модели мониторинга конкурентов в маркетинговую деятельность торгового центра

Повышение эффективности мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности торговых центров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью постоянного учета фактора конкуренции при разработке и реализации маркетинговой стратегии торговых центров на конкурентном рынке. Конкуренция с точки зрения торговых центров может рассматриваться как процесс разработки, внедрения, устаревания нововведений, который требует полной мобилизации конкурентного потенциала, непрерывного полноценного мониторингового обеспечения маркетинговой деятельности, принятия конкретных управленческих решений в условиях риска и неопределенности, которые поддаются изучению и снижению при применении современных методов и инструментов мониторинга конкурентов, внедрении актуальных информационных моделей и систем, обеспечивающих реализацию принципов системности, комплексности и планомерности при реализации информационной функции маркетинга современных предприятий различных отраслей и сфер деятельности.

Мониторинг конкурентов служит исходным пунктом разработки и реализации конкурентной стратегии любого субъекта конкуренции вне зависимости от его размера, местонахождения, концепции управления, целей и задач деятельности. Вместе с тем организационно-экономическое обеспечение мониторинговой деятельности в части мониторинга конкурентов является сегодня недостаточным для повышения эффективности ее практической реализации в составе маркетинговой деятельности современных предприятий. Существующие методические подходы к организации мониторинга конкурентов не учитывают особенностей разработки и реализации стратегии маркетинга в условиях конкурентной борьбы, характеризуются излишней всеобщностью и отсутствием конкретики.

Отдельным направлением научных исследований выступает разработка и внедрение специализированных мониторингово-информационных моделей и систем корпоративного уровня, позволяющих повысить эффективность маркетингового сопровождения конкурентной активности, ее результативность и в конечном счете — экономическую эффективность деятельности предприятий в условиях конкуренции. Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности научной проблемы. Фундаментальным исследованиям особенностей управления предприятиями в условиях конкуренции посвящены труды В. Д. Андрианова, Г. Л. Азоева, В. В. Глухова, И. Б. Гуркова, A.B. Ишханова, Г. В. Куликова, О. В. Михайлова, Ю. Б. Рубина, С. Г. Светунькова, P.A. Фатхутдинова, А. Ю. Юданова. Вопросы управления предприятием в условиях агрессивной конкурентной среды рассмотрены в трудах H.A. Овчаренко, A.A. Орлова, С. С. Сулакшина, К. Ю. Тотьева, Н. Е. Фонаревой, А. Шаститко, В. И. Якунина. Отдельные аспекты организации мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности предприятия освещены в работах Г. Л. Багиева, A.A. Гаврилова, Б. И. Герасимова, В. П. Зинченко, С. Киселева, Е. И. Мазилкиной, М.О. Ман-веляна, Т. Г. Паничкиной, Ю. Д. Панова, Н. Р. Ромачева, В. М. Тарасевич. Особенности использования информационных моделей в практике маркетинговой деятельности предприятия рассмотрены в трудах A.B. Березкиной, H.H. Мозгова, И. Ю. Нежданова, С. Нищева, H.A. Савельевой.

Из зарубежных исследователей в области разработки и реализации маркетинговой стратегии в условиях конкуренции необходимо отметить Д. Аакера, П. Дойля, М. Портера, М. Сакакибара, X. Такеути, Ф. А. Хайека. Развитию структурного подхода к проблемам конкуренции посвящены труды Дж. Робинсон, Э. Чемберлена, развитию инновационного подхода — труды Й. Шумпетера.

Вместе с тем малоисследованными областями научного знания в части мониторинга конкурентов остаются вопросы организационно-экономического обеспечения мониторинга конкурентов, прежде всего содержательная классификация его целей и соответствующих им направлений маркетинговых исследований, его особенности в условиях рынков разного уровня конкуренции, оценка информационной эффективности мониторинга конкурентов и ее повышение на основе разработки и внедрения специализированных информационных моделей, интегрированных в корпоративные маркетинговые информационные системы. Все сказанное позволило сформулировать цели и задачи настоящей диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования — теоретическое обоснование и разработка методического обеспечения мониторинга конкурентов в деятельности современных торговых центров, направленные на повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятий в сфере розничной торговли.

Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

— проанализировать и критически обобщить теоретические основы деятельности конкурентов в маркетинговой деятельности предприятия;

— обобщить существующие методы и подходы к мониторингу, анализу и оценке деятельности конкурентов в маркетинге и охарактеризовать их эффективность;

— разработать и апробировать авторский подход к усовершенствованию организационно-экономического обеспечения мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности предприятия;

— обосновать авторскую концепцию информационной эффективности мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности торговых центров;

— выявить динамику, факторы и тенденции развития сферы розничной торговли России и Краснодарского края, провести маркетинговое исследование конкурентных позиций торговых центров г. Краснодара;

— предложить конкретные пути повышения эффективности мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности торговых центров на основе разработки и внедрения специализированных информационно-мониторинговых моделей.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг, п. 9.8 «Оценка деятельности конкурентов, ее использование в маркетинговой политике компаниибенчмаркинг» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (экономические науки).

Объект исследования — торговые центры г. Краснодара, относящиеся к сегменту крупных торговых предприятий, обеспечивающих значительный объем товарооборота в структуре региональной торговли.

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе осуществления маркетинговой деятельности торговых центров на конкурентном рынке.

Теоретико-методологической базой исследования послужили законодательные акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности торговых центров. В работе использовались законы РФ, нормативные документы органов государственного управления экономикой, документы отдельных предприятий, материалы специальных периодических изданий, учебная литература. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы ретроспективного, системно-функционального, сравнительного анализа, а также методы маркетинговых исследований, маркетингового моделирования и прогнозирования, сценарных экономико-математических расчетов, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена эмпирическими и аналитическими материалами торговых центров г. Краснодара, статистическими данными Росстата, Минэкономразвития,.

Минпромторга об особенностях организации мониторинга конкурентов в сфере торговли российской экономики, материалами публичной бухгалтерской и внутренней отчетности торговых центров Краснодара.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о наличии резервов роста информационной и экономической эффективности маркетинговой деятельности торгового предприятия за счет непрерывного планомерного и системного исследования особенностей деятельности конкурентов с последующим анализом его результатов, копированием удачных конкурентных новаций, прогнозированием конкурентной конъюнктуры и адаптацией к ней собственной маркетинговой стратегии.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Основной тенденцией развития конкуренции между торговыми предприятиями, прежде всего современных форматов (торговые центры), является ее обострение за счет введения в эксплуатацию значительно числа торговых площадей и объектов, не согласованных между собой в рамках стратегии развития Краснодара. При этом уровень обеспеченности торговыми площадями на душу населения в городе превышает среднероссийский показатель почти вдвое, число торговых центров превышает объективную потребность в них, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности и финансовых результатах работы.

2. Информационная эффективность мониторинга конкурентов определяется соотношением числа и масштабов выявленных и осуществленных за конкретный период конкурентных нововведений. При этом стратегическим направлением повышения эффективности мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности торговых центров выступает внедрение специализированных информационных моделей мониторинга, позволяющих реализовать бизнес-процесс мониторинга конкурентов на непрерывной основе, вовлекая в него всех работников предприятия, представителей ключевых контактных аудиторий торгового центра, используя информационные ресурсы Интернета.

3. Мониторинг конкурентов служит исходным этапом разработки или корректировки бизнес-стратегии предприятия в той ее части, которая касается деятельности на рынках с высоким уровнем конкуренции. В конкретной управленческой ситуации разработчиками конкурентной стратегии формируется набор необходимых для прогнозирования деятельности конкурентов данных, которые могут быть дифференцированы в трех основных направлениях, определяющих специфику исследовательской деятельности в области мониторинга конкурентов: исследование реализуемой конкурентной активности, исследование конкурентного потенциала и ресурсной базы конкурентов, исследование конкурентных планов (замыслов).

4. Формализованное описание бизнес-процесса «Мониторинг конкурентов» предполагает выделение трех уровней участников бизнес-процесса (руководство предприятия, руководитель мониторингового проекта, специалисты мониторингового проекта), которые реализуют пошаговые действия, обеспечивающие качественное достижение целей инициации бизнес-процесса. Отличие бизнес-процесса «Мониторинг конкурентов» от комплекса специализированных маркетинговых исследований, проводимых единовременно, состоит в повышенной информационной эффективности, достигаемой непрерывным осуществлением мониторинговых процедур.

5. Предлагаемая специализированная информационная модель, обеспечивающая исследование конкурентной деятельности торговых центров, в качестве основы имеет информационную базу торговых центров. При этом суть информационной модели состоит во введении конкретных информационных атрибутов, позволяющих систематизировать и в дальнейшем обрабатывать и использовать данные мониторинга, превращая их в актуальный информационный продукт. Модель включает атрибуты функциональных направлений мониторинга конкурентной активности, конкурентного потенциала и конкурентных планов (замыслов), применение которых позволяет накапливать в конкурентном досье конкретные данные о конкуренте, учитывать их при разработке и реализации собственной конкурентной стратегии, корректировать маркетинговую политику в соответствии с опытом и ошибками в маркетинговой деятельности торговых центров — конкурентов.

Научная новизна результатов исследования состоит в обосновании концептуальной идеи развития маркетинговой деятельности торговых предприятий на основе повышения эффективности мониторинга конкурентов в условиях усиления конкуренции в сфере современных форматов розничной торговли. Конкретное приращение научного знания заключается в следующем:

— расширено содержание основных тенденций мониторинговой деятельности в отношении конкурентов за счет выделения и обоснования направлений конкурентной активности, конкурентного потенциала и конкурентных замыслов, что позволяет уточнить структуру и направления мониторинговых мероприятий, повысить их целенаправленность и результативность;

— дополнено организационно-экономическое обеспечение мониторинга конкурентов за счет введения в научный оборот термина «конкурентный замысел», означающего действия, направленные на захват конкурентной инициативы, что позволяет выделить новое направление мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности предприятия, обосновать его цели, задачи и методы;

— диверсифицирован методический аппарат мониторинговой деятельности за счет формализованного описания бизнес-процесса «Мониторинг конкурентов», позволяющего обеспечить непрерывную реализацию исследовательской функции маркетинговой деятельности в отношении конкурентов на предприятиях современных форматов розничной торговли;

— расширен состав методик специализированных маркетинговых исследований конкуренции за счет методики оценки конкурентных позиций торговых центров с применением метода экспертного ранжирования характеристик привлекательности торгового центра, позволяющей повысить уровень объективности при оценке их конкурентной активности за счет сочетания количественных и качественных методов оценки;

— предложен оригинальный подход к информационному моделированию конкурентных процессов за счет разработки и апробации специализированной информационной модели мониторинга конкурентной активности торговых центров, позволяющей повысить эффективность мониторинговой деятельности в составе реализации маркетинговой стратегии торговых предприятий современных форматов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в совершенствовании организационно-экономического обеспечения мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности предприятия на конкурентом рынке, предусматривающей структурирование основных направлений мониторинга, целей, задач и методов мониторинга, разработку и апробацию информационной модели мониторинга конкурентов — торговых центров, а также в предложении и внедрении авторской методики специализированных маркетинговых исследований, направленной на расширение состава методов оценки конкурентоспособности.

Разработанный инструментарий организации и осуществления мониторинга конкурентов позволяет существенно активизировать маркетинговую деятельность предприятия в конкурентной среде за счет оценки реализации конкурентной стратегии предприятия и его конкурентов, оценки значимости конкурентных преимуществ, корректировки на этой основе маркетинговой деятельности торговых центров в стратегическом и тактическом аспектах.

Практическое значение имеет исследование закономерностей развития процессов конкуренции в сфере современных форматов торговли в г. Краснодаре, позволяющее охарактеризовать особенности применения маркетинговых инструментов в конкурентной борьбе, предложить мероприятия по совершенствованию мониторинга конкурентов с расчетом экономического эффекта от их внедрения.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выводы и предложения могут быть использованы специалистами центрального аппарата и региональных органов Минпромторга, Департамента развития конкуренции Минэкономразвития РФ и региональных органов управления, отраслевых объединений, торговых предприятий, структур регионального государственного управления в качестве основы для разработки и реализации мониторинговых систем, обеспечивающих накопление и возможность использования маркетинговой информации в стратегическом управлении развитием отдельных сегментов торговли в России и Краснодарском крае.

Основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области маркетинга, маркетинговых исследований, конкуренции, экономики торговли, торговом маркетинге.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования опубликованы в сборниках научных трудов, научных журналах, рекомендованных ВАК. По материалам диссертации опубликовано 16 научных работ, в том числе 6 статей из списка ВАК. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет 21,5 п.л. (авт. — 6,2 п.л.).

Структура и объем работы обусловлены логикой исследования, его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы (178 источников). Работа содержит 27 таблиц и 25 рисунков.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. Объективная реальность деятельности российских предприятий на конкурентных рынках требует от них разработки и функционирования эффективных корпоративных мониторинговых систем, основной целью которых является мониторинг и прогнозирование конкурентной активности конкурентов.

Основными обстоятельствами, определяющими важность организации эффективного мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности современного предприятия являются: высокий уровень неопределенности конкурентной деятельности, значительная динамика детерминантов конкурентной среды предприятийснижение значимости уникальных конкурентных преимуществ, ускорение процессов конкурентного реинжиниринга и бенчмаркингазначительные масштабы недобросовестной конкуренции и необходимость учета этого фактора в организации маркетинговой деятельности на конкурентном рынкеограниченность корпоративных ресурсов, выделяемых на мониторинговую деятельность.

Современные научные подходы к организации мониторинга конкурентов нуждаются в модернизации организационно-экономического обеспечения, позволяющего систематизировать мониторинговую деятельность, обеспечить ее целенаправленность и баланс между стоимостью и качеством мониторинговой информации.

В практике маркетинговой деятельности современного предприятия мониторинг конкурентов целесообразно рассматривать в следующих основных аспектах: как эффективный инструмент конкурентной борьбы, позволяющий получать и удерживать конкурентное преимущество в объеме и качестве информации, необходимой для принятия управленческих решений в конкурентной борьбе как специализированный маркетинговый бизнес-процесс, подразумевающий разработку и реализацию определенной последовательности действий в рамках организационной структуры маркетинга на предприятиикак направление функции маркетинговых исследований, подразумевающий совокупность методов добросовестной и недобросовестной исследовательской деятельности, позволяющих получать необходимые для ведения конкурентной борьбы сведения о конкурентах;

Потребность в проведении полноценного мониторинга конкурентов сильно дифференцирована в зависимости от уровня конкуренции на конкретном рынке. Чем больше на рынке доля и объем конкурентных транзакций, тем больше ресурсов предприятия вынуждены тратить на конкурентную борьбу. При этом суть конкурентной борьбы складывается из трех стратегических направлений: изучение потребителя и удовлетворение его нужд и потребностей на основе маркетинговой ориентации системы управления предприятиемпрогнозирование динамики развития конкурентной среды с целью поиска и реализации конкурентных преимуществисследование и прогнозирование конкурентной стратегии конкурентов, изучение их сильных и слабых мест, разработка и реализация мероприятий контрконкурентного характера.

В конкретной управленческой ситуации разработчиками конкурентной стратегии формируется набор необходимых для прогнозирования деятельности конкурентов данных, которые могут быть дифференцированы в трех основных направлениях, определяющих специфику исследовательской деятельности в части мониторинга конкурентов: исследование реализуемой конкурентной активности, исследование конкурентного потенциала и ресурсной базы конкурентов, исследование конкурентных замыслов конкурентов.

Предлагаемое описание бизнес-процесса «Мониторинг конкурентов» позволяет формализовать его исполнение по цепочке исполнителей, четко обозначив при этом последовательность основных стадий бизнес-процесса и ответственных исполнителей. Такой подход позволяет также осуществлять предварительный, текущий и заключительный маркетинговый контроль инициации, проведения и финализации бизнес-процесса, оценивать эффективность постановки и достижения целей специализированного маркетингового исследования.

Анализ современного методического обеспечения деятельности по мониторингу конкурентов позволил сформулировать следующие выводы:

— к основным современным методам исследования мотивов потребительского поведения в процессе принятия ими решения о покупке относятся вторичные исследования, опрос, фокус-группа, методы проецирования, наблюдение, шкала ценностей Рокича, метод VALS, этнографические наблюджения. Сочетание этих методов в комплексных маркетинговых исследованиях позволяет обеспечить необходимый уровень понимания структуры мотивов потребительского поведения и обеспечить целенаправленное управленческое воздействие на нее для достижения маркетинговых целей предприятия;

— одну из основных ролей в мотивах потребительского поведении играет отношение потенциального покупателя к товару, фирме торговой марке. Отношение оказывает непосредственное воздействие на принятие решения о покупке, а эти решения, в свою очередь, сами влияют на формирование и изменение отношения потребителя. Поэтому отношение потребителя возникает в процессе обучения (включая привычки, опыт, познавательное и оперативно обучение). Анализ отношения потребителя может служить исходной информацией как для диагностики мотивов потребительского поведения, так и для построения его прогноза, что является методической основой разработки стратегии управления решениями потреби лей о покупке товара. Основными методами исследования отношения потребителей являются самоотчет, наблюдение за поведением, косвенные методы, решение реальных задач, оценка психологической реакции;

— предлагаемая авторская методика конкурентного ранжирования торговых центров позволяет получать конкурентные рейтинги, основанные на исследовании модели поведения потребителей в условиях конкуренции, и использовать их в практической маркетинговой деятельности для корректировки или усиления имеющихся конкурентных преимуществ. Она расширяет арсенал количественных методов маркетинговых исследований и позволяет снизить уровень неопределенности при принятии управленческих решений в части разработки и реализации конкретных мероприятий комплекса маркетинга торговых центров, а также повысить эффективность контроля маркетинговой деятельности при применении повторяющихся опросов, позволяющих зафиксировать динамику изменения отношения респондентов к отдельным параметрам и конкурентной позиции торгового центра — участника исследования в целом.

Основные особенности конкурентной борьбы в сегменте торговых центров сферы розничной торговли Краснодарского края выглядели следующим образом:

— розничная торговля продолжает испытывать системный дефицит современных объектов торговой инфраструктуры, уровень заполнения в подобных ТЦ Краснодара приближается к 100%, в то время как ребилдинговые проекты заполнены на 50−70%;

— крупнейшие игроки рынка активно применяют все особенности ТЦ в ведении конкурентной борьбы, при этом активной маркетинговой деятельностью характеризуются прежде всего ТЦ «Красная площадь», SBS Mega Mall, «Сити-Центр», Ikea-Mega, Галерея. Остальные ТЦ реализуют пассивную конкурентную стратегию, следуя за лидерами и экономя на маркетинговой деятельности;

— в ближайшей перспективе крупнейшие игроки рынка планируют увеличить собственный конкурентный потенциал за счет введения в эксплуатацию новых торговых площадей, что вызовет дальнейший переход арендаторов от пассивных в конкурентном плане торговых центров к лидерам.

По результатам конкурентного ранжирования ведущих торговых центров г. Краснодара было выявлено, что Из приведенных данных видно, что самыми сильными конкурентными позициями в Краснодаре из участников исследования обладали SBS Mega Mall (78,% от идеала), ООО «Сити-Центр» (77,6%>) и «Красная площадь» (12,2%). Групп лидеров, выявленная по результатам исследования, характеризовалась совершенно разными конкурентными стратегиями:

— SBS Mega Mall — суперокружной торговый центр с мощной бизнес-единицей развлечений «7 звезд» и крупными якорными арендаторами «Ашан», «Леруа Мерлен», «М-Видео», «Наша мебель», значительным количеством собственных торговых точек и арендаторов, без сомнения, занимает лидирующие позиции среди торговых центров Краснодарского края;

— «Сити-Центр» активно реализует стратегию концентрации, являясь образцом последовательной и активной конкурентной стратегии, направленной на завоевание наиболее обеспеченной целевой группы клиентов. Конкурентные преимущества ТЦ «Сити-Центр», последовательно отстаиваемые инструментами маркетинговой стратегии: уникальный набор арендаторов уровня upper medium и premiumулучшенный интерьер, максимум комфорта, широкий комплекс дополнительных услугустойчивый имидж «статусного» места, четкая маркетинговая стратегия и оригинальные методы продвижения. В 2010;2011 гг. ООО «Сити-Центр» отказалось от масштабных акций по привлечению посетителей. Основные усилия сейчас направлены на удержание постоянных клиентов, предоставление новых услуг и новых брендов, улучшение внутреннего пространства в соответствии с пожеланиями посетителей;

— торговый центр «Красная площадь» (якорные арендаторыгипермаркет «Магнит», гипермаркет «М-Видео») активно конкурирует с торговыми центрами — лидерами, прежде всего за счет сбалансированного состава арендаторов, относительно удобного месторасположения, маркетинговой концепции центра и активной конкурентной стратегии, направленной как на поддержание лояльности постоянных посетителей центра, так и на привлечение новых. Дополнительным фактором конкурентоспособности «Красной площади» является активное жилищное строительство вокруг ТЦ, в ходе которого будут возведены, как минимум, три новых жилых микрорайона.

По итогам проведенного исследования были внесены следующие предложения. Автором разработана и апробирована информационная модель мониторинга торговых центров-конкурентов с использованием дифференцированного подхода, предусматривающего освещение деятельности конкурентов в разрезе их конкурентной активности, конкурентного потенциала и конкурентных замыслов. На основании предложенной модели был разработан проект внедрения автоматизированной системы мониторинга конкурентов в маркетинговую деятельность торгового центра. Стоимость его реализации в стандартном исполнении, пригодном для использования маркетинговой службой торгового центра должна составить 1550 тыс. руб.

В текущей маркетинговой деятельности на реализацию подфункции мониторинга конкурентов торговый центр может расходовать в год до 1035 тыс. руб. При этом основными направлениями использования маркетинговой информации о конкурентах являлись следующие направления: составление годового плана развитиясоставление текущих планов развитиясоставление годового и квартальных отчетов о деятельности ТЦразработка кредитных заявокразработка досье конкурентов по запросам линейных руководителей и топ-менеджеров.

Функционирование автоматизированной системы мониторинга конкурентов ТЦ также предполагает возможность продажи информации, собранной из открытых источников сторонним организациям на платной основе, что позволяет спрогнозировать приток денежных средств в год в сумме до 1500 тыс. руб. В соответствии с бюджетом реализации автоматизированной системы мониторинга конкурентов ТЦ общая сумма затрат на разработку ее проекта и фактическое внедрение составит 1550 тыс. руб. Экономический эффект, выраженный в разнице суммы экономии затрат на сотрудничество со специализированным мониторинговым агентством и возможных продаж маркетинговой информации сторонним организациям, и затрат на реализацию системы может составить 985 тыс. руб. в первый же год функционирования системы, рентабельность предлагаемого мероприятия планируется на уровне 64%.

Подводя итог сказанному отметим, что основными путями повышения эффективности мониторинга конкурентов, рассмотренными и обоснованными в диссертационной работе являются:

— разработка авторского подхода к организационно-экономическому обеспечению мониторинга конкурентов, подразумевающего переосмысление существующих теоретических положений в этой области и позволяющего обеспечить непрерывность и комплексность мониторинговых мероприятий;

— усовершенствование методического подхода к организации мониторинга конкурентов в рамках маркетинговой деятельности торговых центров на конкурентных рынках посредством разработки и внедрения специализированных информационных моделей;

— предложение и апробация авторской методики конкурентного ранжирования торговых центров;

— разработка и реализация проекта автоматизации бизнес-процесса «Мониторинг конкурентов» с дальнейшим его внедрением в одном из крупнейших торговых центров г. Краснодара.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЭ (в редакции от 8.11.2008) // http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts9498.html
  2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-Ф3 http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts 50 306. html
  3. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года. http://www.consultant¦ru/online/base/?req=doc-base=LAW-n=69 479
  4. Федеральный закон № 381-ФЭ от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/8059.html
  5. Д. Стратегическое рыночное управление. СПб., 2011.
  6. Д.А. Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений. М., 2007.
  7. В.А. Принятие решений в условиях неполной информации. Л., 1986.
  8. С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики, 2003, № 9.
  9. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике //Маркетинг. 1999. № 2. С. 3−19.
  10. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М., 2000.
  11. Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. М., 2006.
  12. Ю.Ю. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (21). URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=21 900
  13. И. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. М., 2006.
  14. А.И. Социально-экономическая эволюция России. М., 2004.
  15. Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. М., 2005.
  16. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг, 1999. № 5. С. 4−12.
  17. И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.
  18. В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб., 2004.
  19. Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг. СПб., 2010.
  20. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М., 2000.
  21. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб., 2001.
  22. С.П., Шеметов В. В. Стратегическая устойчивость предприятия. М., 2004.
  23. В.А., Харченко B.JI. Стратегический менеджмент. М., 2006.
  24. A.B. Концептуальные основы мониторинга конкурентной среды. URL: http ://www. economix. com.ua/?page=fullmarkid&num=76
  25. В.Л., Суслов В. И. Математическая модель конкурентной борьбы на рынке // Сибирский журнал индустриальной математики. Январь-март 2009.
  26. М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. М., 2002.
  27. И.А. Финансовая стратегия предприятия. М., 2004.
  28. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2004.
  29. Боргт Ван дер. Торговля и торговая политика. СПб., 1905.
  30. Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. СПб., 2004.
  31. В.В. Комплексный финансовый анализ. СПб., 2005.
  32. E.H. Стратегия и экономическая политика государства. М., 2003.
  33. О. С. Стратегическое управление. М., 2006.
  34. A.A. Конкурентоспособность предприятия в современных условиях хозяйствования. Краснодар, 2000.
  35. A.A. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции. Краснодар, 2003.
  36. A.A., Дегтярев А. Н. Предприятия и банки: конкурентоспособная интеграция. Краснодар, 2002.
  37. A.A., Хандамова Э. Ф. Имитационное моделирование маркетинговых коммуникаций // Практический маркетинг, № 7 (149), 2009.
  38. Все о Шумпетере. Статьи, книги, форум. // http ://www. schumpeter.ru/
  39. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». 8.02.2008 г. // Президент1. России. Официальный сайт. http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159 528.shtml
  40. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление. М., 2004.
  41. .И., Мозгов H.H. Маркетинговые исследования рынка. М., 2011.
  42. И.Н. Менеджмент. М., 2001.
  43. A.B. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 2009. № 2.
  44. В.В. Производственный менеджмент. СПб., 2008.
  45. И. Система стратегического управления инновационной деятельностью. М., 2006.
  46. И.В. Разработка конкурентных стратегий. М., 2004.
  47. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации /Якунин В.И., Сулакшин С. С., Фонарева Н. Е., Тотьев К. Ю. М., 2009.
  48. Е.А. Реструктуризация в системе инструментов и методов промышленного менеджмента. Дис.. канд. экон. наук. Краснодар, 2010.
  49. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М., 2003.
  50. И.Б. Стратегический менеджмент организации. М., 2004.
  51. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. Маркетинговые стратегии для роста компании и увеличения ее акционерной стоимости. СПб., 2001.
  52. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб., 2002.
  53. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2011 -2013 годы. Сайт Минпромторга РФ URL: http ://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/system/6
  54. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008 г. // Сайт Федеральной антимонопольной службы ftp://www.fas.gov.ru/competition/goods/20 916.shtml
  55. Доклад о состоянии конкуренции и социально-экономических последствиях реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации в 2009 г. М., Министерство экономического развития РФ, Департамент развития конкуренции. 2010 г.
  56. Т.А. Современный менеджмент. М., 2005.
  57. Ю. Впередсмотрящие бизнеса. // Экономические стратегии. 2000. Май-июнь.
  58. Е. Воспитание счастья //Forbes, май 2010.
  59. В.Ф. Бизнес-проектирование. СПб., 2010.
  60. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент. М., 2002.
  61. В.П., Панов Д. Ю. и др. Инженерная психология. М., 1964.
  62. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М., 2004.
  63. М.А., Шустерман Д. М. Организация как Ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса. М., 2004.
  64. О.В., Митрофанова И. В. Социально-экономические индикаторы развития южных регионов России: тенденции и прогнозы // Региональная экономика: теория и практика, № 14(53) 2007, октябрь.
  65. Исследование McKinsey & Company: главная проблема российской экономики — низкая производительность труда http://gtmarket.ru/news/state/2009/04/29/1986
  66. Итоги контроля экономической концентрации. Анализ процессов перераспределения прав собственности в разрезе товарных рынков и регионов. // Сайт Федеральной антимонопольной службы http://www.fas.gov.rU/competition/goods/analisys/a 387. shtml
  67. A.B. Методологические основы определения национальной конкурентоспособности. Теория и практика. Краснодар, 2005.
  68. A.B. Национальная конкурентоспособность. Краснодар, 2005.
  69. К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.
  70. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2002.
  71. Э., Лачс К. С. Стратегический синергизм. СПб., 2004.
  72. С. Модель информационной системы бизнес-разведки. URL: http://www.a-rsb.ru/index.php?go=News&in=view&id= 190
  73. Классификация торговых центров. URL: http://www.likos.com.ua/trade-center-classification/
  74. Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике //Вопросы экономики, № 4, 2004.
  75. A.B. Введение в финансовый менеджмент. М., 1999.
  76. В.В., Ковалев В. В. Учет, анализ и финансовый менеджмент. М., 2006.
  77. Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. СПб., 2006.
  78. Н., Яковец Ю., Абалкин Л. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М., 2002.
  79. Конина Н. Ю Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний. М., 2005.
  80. Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М., 2006.
  81. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.) / http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159 528.shtml
  82. X., Керкленд Дж., Вигерн П. Стратегия в условиях неопределенности // Управление в условиях неопределенности. М., 2006.
  83. Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. М., 2006.
  84. Дж.П., Коэн Д. С. Суть перемен. Невыдуманные истории о том, как люди изменяют свои организации. М., 2004.
  85. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. СПб., 2003.
  86. В.А. Формирование конкурентной среды как фактор устойчивого развития национальной экономики. Автореф. дисс.. канд. экон. наук. М., 2008.
  87. М.Н. Концептуальные основы бизнес-стратегии. М., 2006.
  88. В.В. Конкуренция. М., 2004.
  89. Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент. М., 2003.
  90. А.В. Бизнес от первого лица. СПб., 2006.
  91. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М., 2000.
  92. Курс экономики /под ред. Б. А. Райзберга. М., 2000.
  93. Д. Д. Повышение эффективности реализации конкурентной политики в условиях модернизации промышленности. Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Краснодар, 2010.
  94. .Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и оперативный маркетинг. СПб., 2004.
  95. А.Н. Стратегическое управление современной организацией. М.: Управление персоналом, 2006.
  96. Г. Нелинейный стратегический менеджмент или искусство конкуренции. М., 2006.
  97. Л.И. Экономико-математический словарь. М., 2003.
  98. Д.С. Экономика развития. М., 2002.
  99. Е.И., Паничкина Т. Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2009.
  100. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона //http ://slovari .yandex.ru/dict/brokminor
  101. М.О. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методика оценки и пути повышения. Дисс.. канд. экон. наук. Краснодар, 2009.
  102. К.К. Все верные решения. Руководство по созданию стратегий прорыва. СПб., 2005.
  103. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. Новосибирск, 2005.
  104. А. Принципы политической экономии. М., 1984.
  105. Д.А. Россия, вперед! //http://news.kremlin.ru/news/5413
  106. Дж. Бизнес это поединок. М., 2005.
  107. Меры конкурентной и антимонопольной политики. Современные тенденции развития конкурентной политики // Национальный совет по корпоративному управлению http://www.nccg.ru/site.xp/49 054 055 056 124.html
  108. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2006.
  109. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации // http://www.ir-pep.ru/analytics/inno v/detail/?itemid=218
  110. Дж. Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса. Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен. М., 2006.
  111. ПЗ.Милль Дж.С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии (пер. с англ. Боброва В. Б., Бомкина В. И., Калинина A.A. и др.- биограф, очерк Туган-Барановского М.И.- под ред. Филатова И.В.). М., 2007.
  112. Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 2.
  113. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб., 2000.
  114. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М., 1999.
  115. A.A. Формирование и развитие конкурентной среды рынка культивируемых грибов. Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Ижевск, 2008.
  116. ., Экономии П. Библия менеджмента. СПб.2006.
  117. М.В., Егорова И. Е. О проблеме формирования кластеров в российской экономике / Проблемы современной экономики, 2007, № 3 (19).
  118. С. Маркетинг: необходимость и проблемы анализа конкурентного положения предприятия на рынке (российская специфика). URL: http://www.iteam.ru/articles.php?pid=2&tid=2&sid=23&id=82
  119. Т.Т. Стратегия и тактика ценообразования. Руководство для принятия решений, приносящих прибыль. СПб. 2004.
  120. H.A. Методология создания и развития конкурентной среды в промышленности. Краснодар, 2011.
  121. Г. И. Конкурентные стратегии на мировых рынках. М., 2005.
  122. A.A. Война за доли рынка: конкурентные бои без правил. М., 2008.
  123. Оценка конкурентной среды.1ЖЕ: http://www.kribel.ru/market/knsr.html
  124. Оценка конкурентной среды. URL: http://www.kribel.ru/market/knsr.html
  125. Оценка конкурентной среды. URL: http://www.kribel.ru/market/knsr.html
  126. Е.А. Конкурентная среда и ее развитие на товарных рынках России. Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Воронеж, 2008.
  127. С.А. Конкурентное право. М., 2002.
  128. А. Экономическая теория благосостояния. М., Прогресс, 1985.
  129. Политика в области конкуренции Competition Policy // Сайт Всероссийской академии внешней торговли URL: http://mgm.vavt.m/wto/wto/CompetitionPolicy
  130. М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М., 2006.
  131. М. Конкуренция. М., 2010.
  132. М. Международная конкуренция. М., 1993.
  133. М. Такеути X., Сакакибара М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? М., 2005.
  134. Приказ ФАС от 25 апреля 2006 года № 108 Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке. URL: http://antimonopoly-law.m/?p=26
  135. Программа «Развитие конкуренции в Краснодарском крае на 20 102 012 годы"/ Департамент инвестиций и проектного сопровождения Администрации Краснодарского края URL: http://dips.kubangov.ru/metod5.html
  136. Программа развития конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/concuration/programconcur/#vi
  137. И.Д. Теория игр и исследование операций. М.: Гелиос АРВ, 2006.
  138. Развитие конкуренции в Краснодарском крае на 2010−2012 годы URL: http://krasnodar.fas.gov.ru/getfile.php?id=78&ext=doc
  139. Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. М., 2007.
  140. Дж. Экономика несовершенной конкуренции. М., Наука, 1988.
  141. Н.Р., Нежданов И. Ю. Конкурентная разведка. М., 2007.
  142. Российский статистический ежегодник 2009. М., 2010.
  143. Российский статистический ежегодник 2010. М., 2010.
  144. Россия в цифрах. 2010. М., 2010.
  145. Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М., 2004.
  146. H.A. Управление конкурентоспособностью фирмы. Ростов-на-Дону, 2009.
  147. П. Конкуренция. СПб., 2004.
  148. С.Г., Литвинов A.A. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск, 2000.
  149. Е.К. Экономические показатели бизнеса. М., 2002.
  150. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1986.
  151. И.А. Международная конкуренция и проблемы повышения конкурентоспособности экономики России. М., 1996.
  152. Д. Психология потребителя. СПб., 2003.
  153. Стратегия развития внутренней торговли в Российской Федерации на 2011−2015 годы и период до 2020 г. Сайт Минпромторга РФ. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/system/
  154. Д.Ш. Теория и методология активизации инновационной деятельности в нефтеперерабатывающей отрасли на основе развития конкурентной среды. Автореф. дисс.. д-ра экон. наук. СПб., 2008.
  155. В. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. М., 2003.
  156. Теория игр для экономистов: подготовка принятия решений в рыночной экономике /под ред. Воронова A.A. Краснодар, 1995.
  157. В.М. Маркетинг: новые технологии в России. СПб., 2001.
  158. В.М. Маркетинг-терапия. СПб., 2004.
  159. Ф.М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М., 2011
  160. К.Ю. Конкурентное право. М., 2000.
  161. H.H. Управление процессом формирования конкурентной среды в России. Автореф. дисс.. д-ра экон. наук. СПб., 2008.
  162. Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982.
  163. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2002.
  164. P.A. Стратегический маркетинг. М., 2009.
  165. Ф.А. Познание, конкуренция и свобода. СПб., 1999.
  166. Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1998.
  167. Й. А. Теория экономического развития. М., 1982.
  168. Экономика Российской Федерации и конкуренция //http://www.au92.ru/msg/20 081 105 8 110 505.html
  169. А.Ю. Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач. М., 2007.
  170. В.И., Сулакшин С. С., Фонарева Н. Е., Тотьев К. Ю. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. М.: Научный эксперт, 2008.
  171. В.И., Сулакшина A.C., Ахметзянова И. Р. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики РФ // Власть № 5, 2007. http://www.rusrand.ru/public/public 54. html
  172. В. Военные методы в бизнесе. Тактика. СПб., 2003.
  173. Е.Г., Яковлев A.A. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта // Конкурентоспособность и модернизация экономики. М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
  174. Clark J.M. Toward a Concept of Workable Competition // The American Economic Review, 1940, vol.30, nr.2. P. 256.
  175. URL: http://mirslovarei.com/contentpsy/INFORMACIONNAJA-MODEL-1581 .html178.1ЖЬ: геа1ехреЛ. к1еу.иа>й1е8/С1а881йсайопз/
Заполнить форму текущей работой