Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Снижение степени неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества через оптимизацию планирования внутреннего аудита

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная система оптимизации планирования внутренних • аудитов повышает оперативность и качество научно-обоснованного планирования и оценки эффективности внутреннего аудита, позволяет рационально использовать ресурсы организации для проведения проверки состояния системы менеджмента качества, что нашло подтверждение по результатам внедрения его в ФГУ «Ярославский ЦСМ». Разработанные методы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.:. к
  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О
  • СОСТОЯНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 1. 1. Исторический анализ развития требований к структурированным системам менеджмента качества
    • 1. 2. Анализ связи между состоянием системы менеджмента качества и качеством выпускаемой продукции в контексте вопроса проведения аудита
    • 1. 3. Анализ методов получения информации о состоянии системы менеджмента качества
    • 1. 4. Место и роль внутреннего аудита в получении информации о состоянии системы менеджмента качества и ее совершенствовании
      • 1. 4. 1. Виды, методы и содержание аудита
      • 1. 4. 2. Процессный подход к проведению аудита
      • 1. 4. 3. Особые вопросы планирования аудита
    • 1. 5. Анализ методов оценки информации о состоянии системы
    • 1. 6. Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ОЦЕНКИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
    • 2. 1. Содержание внутреннего аудита
    • 2. 2. Общая методика решения задач выполнения внутреннего аудита
    • 2. 3. Разработка алгоритма оценки состояния системы менеджмента качества
    • 2. 4. Разработка математической модели оценки неопределенности л информации о состоянии системы менеджмента качества
    • 2. 5. Исследование эффективности проведения внутреннего аудита
    • 2. 6. Оптимизация алгоритма проведения внутреннего аудита на основании критерия информативности
    • 1. 2.7 Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
    • 3. 1. Разработка программного обеспечения для реализации и разработанных математических моделей и методики формирования плана внутреннего аудита, близкого к оптимальному
    • 3. 2. Расчет параметров неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества на этапе планирования
    • 3. 3. Планирование внутреннего аудита системы менеджмента качества
    • 3. 4. Расчет степени неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества по результатам внутреннего аудита
    • 3. 5. Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПОДХОДА К ПЛАНИРОВАНИЮ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 4. 1. Расчет затрат на планирование и реализацию алгоритма внутреннего аудита
      • 4. 1. 1. Расчет производственных затрат на программное обеспечение
      • 4. 1. 2. Расчет капитальных затрат
      • 4. 1. 3. Расчет текущих годовых затрат
      • 4. 1. 4. Расчет годовых приведенных затрат на реализацию программы проведения внутреннего аудита
    • 4. 2. Оценка эффективности внедрения предлагаемой методики формирования плана внутреннего аудита в сравнении с традиционным подходом
    • 4. 3. Выводы по главе 4

Снижение степени неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества через оптимизацию планирования внутреннего аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Менеджмент качества рассматривается сегодня во всем мире как один из главных видов управленческой деятельности в сфере производства. В условиях рыночной экономики именно с резким повышением качества производимой продукции связана сама возможность успешной конкуренции российских товаропроизводителей на мировом рынке.

Большое внимание вопросам управления качеством уделено в книгах Э. Деминга [36], Т. Конти [41, 42 97], В. В. Бойцова [14], Б. В. Бойцова [13], А. В. Гличева [28,29], В. В. Окрепилова [58] и др.

В России, которая продолжает необходимую для вступления в ВТО гармонизацию своей экономики с мировой, одним из эффективных способов не только выживания, но и успешного развития предприятий является внедрение и совершенствование систем качества в соответствии со стандартами серии ИСО 9000.

Обеспечение качества с применением систем менеджмента требует постоянного контроля за их соответствием предъявляемым требованиям. По этой причине большое значение имеют методы получения информации о состоянии системы, а также методы оценки достоверности этой информации. Одним из основных инструментов оценки результативности внедрения и функционирования системы качества является внутренний аудит.

Ряд вопросов по проблемам внутреннего аудита систем менеджмента качества рассмотрен в научных работах Б. Робертсона [65], М. З Свиткина [50, 56, 69, 70], JI. Альперина [5, 7], М. В. Якушева [88].

Зачастую при традиционном подходе программа проведения внутреннего аудита формируется без учета значимости процессов для результативности и эффективности функционирования системы менеджмента качества. Подобный подход приводит к значительным затратам времени и средств на аудит процессов, имеющих незначительное влияние на деятельность системы качества в целом. В условиях ограниченных ресурсов это приводит к снижению информированности руководителя организации о состоянии системы по сравнению с вариантом, при котором при планировании программы внутреннего аудита учитывается значимость процессов. Увеличение неопределенности информации о состоянии системы приводит к росту вероятности принятия решений о нахождении системы менеджмента качества в недопустимом состоянии при ее нахождении в допустимом состоянии, и наоборот. Это может привести к значительным экономическим потерям.

Повышая степень информированности руководства организации о состоянии системы менеджмента качества, проведение внутренних аудитов способствует своевременной разработке корректирующих и предупреждающих действий, а также принятию мер для повышения удовлетворенности потребителей.

Целью выполнения научного исследования является повышение эффективности функционирования системы менеджмента качества путем снижения степени неопределенности информации о ее состоянии по результатам проведения внутреннего аудита.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать критерии значимости и информативности процессов системы менеджмента качества с точки зрения их информационной насыщенности.

2. Разработать методику оценки неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества.

3. Разработать методику формирования планов внутреннего аудита, близких к оптимальному.

Создание эффективной системы внутреннего аудита является одним из наиболее важных направлений улучшения систем менеджмента качества, именно поэтому решение проблем внутреннего аудита выбрано в качестве предмета диссертационной работы.

При теоретических разработках автором использованы методы теории управления качеством, теории информации, теории эффективности, теории вероятности и математической статистики.

Научная новизна работы.

1. Разработаны математические модели оценки неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества и оценки эффективности проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества.

2. Предложены критерии оценки информативности и значимости процессов для функционирования системы менеджмента качества.

Практическая значимость работы.

1. Разработаны методические материалы и программное обеспечение для оценки неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества.

2. Разработана методика формирования планов внутреннего аудита, близких к оптимальному.

3. Разработана методика оценки эффективности проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества.

В литературе, посвященной внутреннему аудиту, много внимания уделяется вопросам содержания этой деятельности, её задачам, организации и проведения. К сожалению, информационный аспект этой деятельности не нашел должного отражения в имеющихся публикациях, что восполняется предлагаемой работой.

Диссертация состоит из четырех глав.

В первой главе выполнен анализ требований к информации о состоянии систем менеджмента качества, методов её получения и количественной оценки. Анализ выполнен на основе обзора имеющейся литературы.

Во второй главе выполнена разработка математических моделей оценки степени неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества и эффективности аудиторских проверок, алгоритма формирования плана внутреннего аудита близкого к оптимальному и методики оценки состояния системы менеджмента качества.

В третьей главе приведены результаты использования методических материалов и программного обеспечения, созданных на основе разработанных математических моделей, алгоритмов и методов, при формировании плана внутреннего аудита ФГУ «Ярославский ЦСМ», анализе его выполнения и оценке состояния системы менеджмента качества.

В четвертой главе приводится экономическое обоснование целесообразности реализации предлагаемого подхода к планированию и анализу результатов внутреннего аудита системы менеджмента качества в сравнении с традиционным подходом.

В приложении, А приведён детализированный Перечень обязательных требований ГОСТ Р ИСО 9001−2001.

В приложении Б приведена разработанная программа формирования плана внутреннего аудита.

4.3 Выводы по главе 4.

1. Для экономического обоснования целесообразности применения разработанного метода планирования внутреннего аудита в качестве критерия предложена мера относительной организованности системы на рубль затрат.

2. При сравнительном анализе эффективности предлагаемого и традиционного подходов было получено положительное значение показателя AW, что указывает на экономическую целесообразность применения предлагаемого метода. Необходимо также отметить, что значительное увеличение затрат на проведение внутреннего аудита при предлагаемом подходе характерно лишь при введении в действие подобного подхода составляющая З^), а в последствии затраты на проведение аудита соизмеримы с затратами при традиционном подходе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Информация о состоянии системы менеджмента качества является источником для принятия управленческих решений, кардинальным образом.

• влияющих на конкурентоспособность продукции. Наиболее эффективным методом получения информации о системе является внутренний аудит.

Важно при планировании и проведении внутреннего аудита учитывать значимость процессов для функционирования системы менеджмента качества. С этой целью автором были разработаны критерии и методы оценки значимости и информативности процессов (подпроцессов) системы менеджмента качества, что позволяет эффективно реализовать процессный подход при планировании и проведении внутреннего аудита.

2. На основании анализа ГОСТ Р ИСО 9001−2001 автором предложен детальный перечень обязательных требований к системе менеджмента качества организации. Результат классификации требований по критерию их принадлежности к провозглашаемым принципам МС ИСО серии 9000:2000 и процессам системы менеджмента качества ФГУ «Ярославский ЦСМ», а также предложенный автором метод оценки критичности несоответствий, выявленных при проведении внутреннего аудита, позволили разработать два альтернативных варианта получения интегрированной оценки состояния системы менеджмента качества.

3. Автором предложена математическая модель оценки степени неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества с применением показателей меры относительной организованности и энтропии системы, базирующихся на значениях коэффициентов информативности процессов (подпроцессов) системы менеджмента качества.

Созданная модель нацелена на оптимизацию принятия управленческих решений, максимальное снижение рисков нахождения системы в недопустимом состоянии и снижение непроизводительных затрат.

4. Разработан алгоритм формирования плана внутренних аудитов, близкого к оптимальному, по критерию минимизации степени неопределенности информации о состоянии системы менеджмента качества.

Разработанная система оптимизации планирования внутренних • аудитов повышает оперативность и качество научно-обоснованного планирования и оценки эффективности внутреннего аудита, позволяет рационально использовать ресурсы организации для проведения проверки состояния системы менеджмента качества, что нашло подтверждение по результатам внедрения его в ФГУ «Ярославский ЦСМ». Разработанные методы оказывают положительное влияние на эффективность действующих и внедряемых систем менеджмента качества, что способствует повышению качества выпускаемой продукции и услуг.

Наличие программного обеспечения позволяет повысить эффективность и снизить сроки внедрения разработанных методов и математических моделей. I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. К. Аудит, добавляющий ценность Текст. / Е. К. Аванесов // Методы менеджмента качества. 2001. — № 8. — С. 14−17.
  2. , Ю. Восемь принципов, которые меняют мир Текст. / Ю. Адлер // Стандарты и качество. 2001. — № 5−6. — С. 49 — 61.
  3. , Г. Г. Квалиметрия для менеджеров Текст. / Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1996. — 104 с.
  4. , Е. А. Организация и управление Текст. / Е. А. Александров, В. П. Боголепов. -М.: Наука, 1968. — 284 с.
  5. , Л. Менеджмент качества и сертификация: опыт и проблемы Текст. / Л. Альперин // Стандарты и качество. 2001. — № 3. -С. 62−65.
  6. , Л. Менеджмент качества: тенденции и перспективы Текст. / Л. Альперин // Стандарты и качество. 2001. — № 7−8. — С. 74 — 76.
  7. , Л. На что должна быть нацелена стратегия введения в действие МС ИСО серии 9000:2000? Текст. / Л. Альперин // Стандарты и качество. 2002. — № 2. — С. 7.
  8. , Л. Процветание через качество Текст. / Л Альперин. // Стандарты и качество. 2001. — № 7 — 8. — С. 66 — 73.
  9. , С. Ф. Человек и машина Текст. / С. Ф. Анисимов. -М.: Мысль, 1959.-255 с.
  10. , В. Л. Оценка производства при сертификации продукции в системе ГОСТ Р Текст. / В. Л. Аршакуни, В. В. Устинов // Стандарты и качество. 2001. — № 5 — 6. — С. 134 — 136.
  11. , Г. П. О статистической оценке энтропии независимых случайных величин Текст. / Г. П. Башарин // Теория вероятностей и ее применение. 1956.-T.IV.-№ 3. — С. 361 -364.
  12. , Б. В. Кибернетика и методология науки Текст. / Б. В. Бирюков, И. Б. Гутчин. М.: Радио и связь, 1974. — 136 с.
  13. , Б. В. Антология русского качества Текст. / Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 432 с.
  14. , В. В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства Текст. / В. В. Бойцов. -М.: Машиностроение, 1982. 319 с.
  15. , В. В. Оценка риска и последствий отказов комплексной системы, конструкции, процессов Текст. / В. В. Брагин, Ф. Чабон // Рынок и качество Ярославии 1997. — № 1. — 48 с.
  16. , Ю. В. Путь QFD: проектирование и производство продукции, исходя из ожиданий потребителей Текст. / Ю. В. Брагин, В. Ф. Корольков. Ярославль: ННОУ «Центр качества», 2003. — 240 с.
  17. Быстро скачем Текст. // Эксперт. 2004. — № 1с. 30 — 38
  18. Введение во внутренний аудит Текст.: пер. с англ. И. 3. Аронова, Г. И. Ляпиной // Надежность и контроль качества. Методы менеджмента качества. 1999. — № 3. — С. 18 — 21.
  19. , В. Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии Текст. / В. Г. Версан // Стандарты и качество. 2001. -№ 12.-С. 56−61.
  20. , Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине Текст.: пер. с англ. под ред. Г. Н. Попова./ Н. Винер. -М.: Советское радио, 1958. 213 с.
  21. , А. В. Внедрение процессной модели на предприятиях Текст. / А. В. Владимирцев, О. А Марцыновский,. Ю. Ф. Шеханов //Методы менеджмента качества-2002 -№ 8.-С.15 -21.
  22. Внутренний аудит: рекомендации Текст. // ИСО 9000+ ИСО 14 000+. 2004. — № 2. — С. 15 — 17.
  23. , Г. П. Освоение систем качества путь на мировой рынок Текст. / Г. П. Воронин // Стандарты и качество — 2001. — № 5 — 6. — С. 44 — 48.
  24. Ф 25 Глудкин, О. П. Всеобщее управление качеством Текст.: учебникдля вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. -М.: Горячая линия Телеком, 2001. — 600 с.
  25. , В. И. Кухня процессного подхода Текст. / В. И. Галеев, К. В. Пичугин //Методы менеджмента качества-2003.-№ 4.- С. 12 -21.
  26. , Р. Преодоление парадокса процессов Текст. / Р. Гарднер // Стандарты и качество. 2002. — № 1. — С.82 — 88.
  27. , А. В. КС УКП, ИСО 9000 и TQM вехи мирового опытауправления качеством продукции Текст. / А. В. Гличев // Стандарты и качество.-2001.-№ 5 б.-С. 80−88.
  28. , А. В. Основы управления качеством продукции Текст. / щ А. В. Гличев. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.- 418 с.
  29. , В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст.: учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. 7-е изд. — М.: Высшая школа, 1999−479 с.
  30. , В. Г. Информационные методы в управлении • качеством Текст. / В. Г. Григорович, С. В. Юдин, Н. О. Козлова,
  31. В.В. Шильдин. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 208 с.
  32. , И. И. Понятие информации. Логико-методологический аспект Текст. / И. И. Гришкин. М.: Наука, 1973. — 231 с.
  33. , В. Новое в подходе к сертификации систем менеджмента качества Текст. / В. Гуленков, М. Куприянова // Стандарты и качество. -2002. № 3. — С.90 — 95.
  34. , С. Т. Размышления у процессного подхода Текст. / а С. Т. Гура // Методы менеджмента качества. 2005. — № 3. — С. 14−22.
  35. , А. И. Теория вероятностей с элементами математической статистики Текст. / А. И. Гурский. М.: Высшая школа, 1971.- 328 с.
  36. , Э. Выход из кризиса Текст. / Э. Деминг Тверь: Альба, 1994.-497 с.
  37. , В. В. Проблемы системологии Текст. / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов- М.: Советское радио, 1976. 296 с.
  38. , Р. Обзор и перспективы использования методологии IDEF при описании процессов организации Текст. / Р. Карякин // Квалификация и кадры, 2001.- № 4. С. 35 — 38.
  39. , В. А. Насколько точно «русское лицо» стандартов ИСО серии 9000:2000 Текст. / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 2002 -№ 6.-С. 31−38.
  40. , В. А. Несоответствия при сертификации СМК: некоторые итоги первых аудитов по стандарту ИСО 9001:2000 Текст. / В. А. Качалов // Методы менеджмента качества. 2003 — № 11. — С. 48 — 54.
  41. , Т. Самооценка в организациях Текст. /Т. Конти. пер. с англ. И. Н. Рыбакова при участии Г. Е Герасимовой. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 328 с.
  42. , В. Ф. Процессы управления организацией Текст. /
  43. B. Ф. Корольков, В. В. Брагин- Ярославль: изд-во Яртелекома, 2001. -416 с.
  44. , Д. И. Когда консультант приносит пользу? Текст. / Д. И. Космачев, Д. М. Грузберг // Стандарты и качество. 2001 — № 9 .1. C. 43−53.
  45. , В. А. Общая метрология Текст. / В. А. Кузнецов, Г. В. Ялунина. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. — 272 с.
  46. , А. Я. Начала кибернетики Текст. / А. Я. Лернер. -М.: Энергия, 1967. 359 с.
  47. Маркетинг это устройство для роста Текст. // Эксперт. — 2003. -№ 42.-С. 32−36.
  48. , А. Менеджмент бизнес-процессов на базе информационных технологий Текст. / А. Мартенсен // Методы менеджмента качества-2002.-№ 8 -С.32−37.
  49. , Д. В. Функциональная модель оценки менеджмента Текст. / Д. В. Маслов, П. Ватсон, Н. Чилиши // Методы менеджмента качества. 2005 -№ 3. — С. 24 — 28.
  50. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО Текст. / М. 3. Свиткин, В. Д. Мацута, К. М. Рахлин. СПб.: изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. — 403 с.
  51. Методы квалиметрии в машиностроении Текст. / Под ред.
  52. B. Я. Кершенбаума, Р. М. Хвастунова. М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.-211 с.
  53. , Н. А. ИСО 900 094 запоздалая критика Текст. / Н. А. Мочалов, Д. М. Темкин // Стандарты и качество. 2000 — № 10.1. C. 26 27.
  54. Надежность и эффективность в технике Текст.: справочник. В 10 кн. Кн. 1. Методология. Организация. Терминология / Ред. совет: В. С. Авдуевский [и др.]. М.: Машиностроение, 1986 — 224 с.
  55. Надежность и эффективность в технике Текст.: справочник. В 10 кн. Кн. 3. Эффективность технических систем / Ред. совет: В. С. Авдуевский [и др.]. М.: Машиностроение, 1986. — 328 с.
  56. Надежность и эффективность в технике Текст.: справочник. В 10 кн. Кн. 9. Техническая диагностика / Ред. совет: В. С. Авдуевский [и др.]. -М.: Машиностроение, 1986. 328 с.
  57. Настольная книга внутреннего аудитора Текст. / М. 3. Свиткин, К. М. Рахлин, В. Д. Мацута, О. Д. Дымкина. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.-68 с.
  58. , П. В. Основы информационной теории измерений Текст. / П. В. Новицкий. JL: Энергия, 1968. — 248 с.
  59. , В. В. Всеобщее управление качеством Текст. В 4-х кн. Кн. 1. / В. В. Окрепилов. М.: изд-во СПб УФ, 1996.- 464 с.
  60. , Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации Текст. / пер. с англ. М.: Мир, 1967. — 324 с.
  61. , М. Когда консультант приносит пользу клиенту Текст. / М. Подольский // Стандарты и качество. 2000 — № 9. — С. 62 — 64.
  62. , И. Порядок из хаоса Текст. / И. Пригожий. -М.: Прогресс, 1986. 327 с.
  63. , К. М. МС ИСО серии 9000 версии 2000 года: сущность и содержание процессного подхода Текст. / К. М. Рахлин // Стандарты и качество. 2001. — № 1. — С 45 — 47.
  64. , В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов Текст. / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 408 с.
  65. Решение проблем качества рабочими группами Текст. // Методы менеджмента качества. 2005 — № 6. — С. 18 — 23.
  66. , Б. Лекции об аудите качества Текст. / Б. Робертсон. -2-е изд., испр.- пер. с англ. под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 264 с.
  67. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в сфере услуг Текст. / пер с англ. A. JI. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.- 192 с.
  68. Реализация процессного подхода при внедрении системы менеджмента качества. Практическое пособие ООО «Конфлакс» Текст. / Составитель М. 3. Свиткин. СПб.: ООО «Конфлакс», 2002. — 37 с.
  69. , В. Н. К вопросу о методических принципах исследования предметов, представляющих собой системы Текст. /
  70. B. Н. Садовский // Проблемы методологии и логики наук. 1962. — С. 72.
  71. , М. 3. Процессный подход при внедрении систем качества в организации Текст. / М. 3. Свиткин // Стандарты и качество. 2002. -№3. — С. 74−77.
  72. , М. 3. Внутренний аудит систем менеджмента качества. Новые подходы Текст. / М. 3. Свиткин, О. Д. Дымкина // Все о качестве. Отечественные разработки: сб. трудов. М: НТК «Трек», 2002. — Вып. 19.1. C. 20−27.
  73. , Е. Мир электроники Текст. / Е. Седов, Д. Кузнецов. -М.: Молодая гвардия, 1990. 446 с.
  74. , Е. А. Репортаж с ничейной земли. Рассказы о информации Текст. / Е. А. Седов. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1966. — 300 с.
  75. , JI. Как определять результативность и эффективность процессов Текст. / JI. Скрипко // Стандарты и качество. 2005. — № 5. -С. 60−63.
  76. , JI. Е. Экономика качества тенденции и перспективы развития Текст. / JI. Е. Скрипко // Стандарты и качество. — 2003. — № 1. -С.68−71.
  77. , В. Н. Интегрированные системы менеджмента что это такое? Текст. / В. Н. Трошин // Стандарты и качество. — 2002. — № 11. -С. 10−13.
  78. , А. Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки Текст. / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1975. — 287 с.
  79. , Г. Самоорганизующиеся системы Текст. / Г. Ферстер. -М.: Наука, 1964.-328 с.
  80. , У. Новые стимулы для внутреннего аудита Текст. / У. Фрей // Европейское качество. 1999. — № 2. — С. 38 — 41.
  81. , А. Д. Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация Текст. / А. Д. Шадрин // Стандарты и качество. 2002. — № 6. -С. 68−73.
  82. , А. В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы Текст. 2-е изд., перераб. и доп. / пер. с англ. — ОАО «Весть», ООО «Метатехнология». — 2000. — 205 с.
  83. , К. Математическая теория связи. Текст. / пер. с англ. под ред. P. JI. Добрушина и О. Б. Лупанова // Работы по теории информации и кибернетике: сб. статей. -М.:Изд-во. иностр. лит. 1963. — 829 с.
  84. , Т. Б. Системы человек-машина: модели обработки информации, управления и принятия решения человеком-оператором Текст. / Т. Б. Шеридан, У. Р. Феррел. М.: Машиностроение, 1980. — 400 с.
  85. , A. JI. О борьбе с системой качества Текст. / A. JI. Шестаков // Стандарты и качество. 2000 — № 10. — С. 60 — 65.
  86. , A. JI. Процессы и финансы Текст. / A. JI. Шестаков // Методы менеджмента качества. -2002. -№ 11.-С. 10−13
  87. , М. Методы принятия решений Текст. / М. Эддоус- пер. с англ. под ред. И. И. Елисеевой. М.:Аудит, Юнити, 1997. — 590 с.
  88. Экономические аспекты системы менеджмента качества. Практическое пособие ООО «Конфлакс» Текст. / составитель JI. Е. Скрипко. СПб.: ООО «Конфлакс», 2004. — 63 с.
  89. Экономические методы менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000:2000 Текст. // Стандарты и качество. 2002. — № 7. — С. 66 — 69
  90. , М. В. Проблемы внутреннего аудита Текст. / М. В. Якушев // Методы менеджмента качества. 2004 — № 4. — С. 18 — 22.
  91. ГОСТ 27 518–87. Диагностирование изделий. Общие требования Текст. -Введ. 1989−01 01. -М.: Издательство стандартов, 2001. — II. -6 с.
  92. ГОСТ 27.310−95. Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения Текст. Введ. 1997 -01 -01. — М.: Издательство стандартов, 1995. — IV. — 20 с.
  93. ГОСТ Р ИСО 19 011−2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента Текст. -Введ. 2001 -08 31. — М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2001.-IIX.-22 с.
  94. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь Текст. Введ. 2004 — 04 — 01. — М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2003. -XI. — 22 с.
  95. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования Текст. Введ. 2001 -08 — 31. — М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2001. — ИХ. — 22 с.
  96. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности Текст. Введ. 2001 -08 -31.-М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2001. — ИХ. — 22 с.
  97. РД 50−601−45−99. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премии Российской Федерации в области качества Текст.-Введ. 2001 -01 -01.-М.: ВНИИС, 1999.-IV.-53 с.
  98. Adler, Yu. Quality Management: Statistical Approach Текст. / Yu. Adler // Proceedings Ninth International Conference of the Israel Society for Quality Assurance. Ierusalem, 1992, November 17−19. — P. 932 — 934
  99. Conti, T. Organizational Self-Assessment Текст. / Т. Conti. London: Chapman and Hall, 1997. — 184 p.
  100. Dale, B. G. The Use and Value of Assessment Instruments in thePursuit of Business Excellence Текст. / В. G. Dale. // Conventional Proceedings. European Quality Convention. Paris, 1998, 21−23 Okt. — P. 101 — 109
  101. Fisher, R.A. Theory of Statyistical Estimation Текст. / R. A. Fisher-Proc. Camb. Phil. Sos., 1925. 725 p.118
Заполнить форму текущей работой