Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеющиеся на сегодняшний день труды чеченских ученых Я. З. Ахмадова, Я. С. Вагапова, В. Ю. Гиреева, И. Б. Мунаева, Х. В. Туркаева, М. И. Халидова, С.-М.А. Хасиева, Д. Ю. Чахкиева, М. Д. Чентиевой, Р. К. Ужаховой и др. являются основой изучения проблем национальной литературы и фольклора. Используя эти методологические ориентиры, необходимо систематизировать накопленный опыт в области исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Формирование и развитие жанров чеченского фольклора
    • 1. 1. Изучение и систематизация исследований жанра героико-исторической песни илли
    • 1. 2. Истоки и развитие жанра героико-исторических песен илли
  • Глава вторая. Поэтический строй героико-исторических песен илли
    • 2. 1. Поэтические особенности.'
    • 2. 2. Национальное своеобразие характера героя-канта
    • 2. 3. Символическое значение образа коня
    • 2. 4. Ареальные связи в чеченских героико-исторических песнях илли
      • 2. 4. 1. Инонациональные к’анты в илли
      • 2. 4. 2. Ономастические элементы в илли

Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Героико-исторические песни илли в чеченском фольклоре занимают важное место. Жанр, притерпевая изменения, формировался на протяжении длительного времени, и на сегодняшний день представляет собой совершенно уникальное в художественном отношении явление, социально насыщенное, со сложным сюжетным развитием, своеобразной композицией, с яркими образами и богатым поэтическим языком. Основными жанрообразующими элементами илли наряду с социально-историческими условиями явились морально-этические нормы и принципы народных сказителей, а также идейно-эстетические каноны изображения героев, событий и описание природы.

Чеченские героико-исторические песни илли являются «поздним эпосом», т. е. они созданы значительно позже, скажем, нарт-орстхойских сказаний. Эпические мотивы песен илли позволяют считать, что нартский эпос оказал существенное влияние на их сюжетостроение и содержание. В ходе эволюции жанра менялись принципы изображения времени и героя, однако концептуальная направленность героико-исторических песен илли всегда сохранялась.

В большинстве своем героические песни илли имеют историческую мотивировку, отражают конкретные территориальные названия, примером служат героико-исторические песни «Илли об Сурхо Адиеве и князе Мусосте», «Илли о свержении черкесского князя Кагермана бяччой Балу», «Илли об Ахмате Автуринском» и др.

Илли вдохновляли чеченцев на борьбу за независимость и свободу. Народ, создавая их, выражал в них свои стремления и надежды, в героях концентрировались лучшие качества. Человека, который полностью соответствовал нравственно-эстетическим представлениям о геройстве, называли «къонах-к1ант» (молодец). Это считалось наивысшей наградой, которую завоёвывали честью и смелостью, тогда о таком герое слагали илли.

Саадулла Батакаев, один из наибов имама Шамиля, свидетельствовал: «Труднее всего быть «къонахом», ещё труднее оставаться «къонахом» всю жизнь"1.

Следует отметить, что с течением времени смысловое значение «къонах-к1ант» в героико-исторических песнях менялось, точнее говоря, менялись акценты, обусловленные временем и событиями. Например, в «Илли о сыне Жоьра-бабы и вероломном Манце» Вдовий сын отстаивает своё право на невесту и требует справедливого отношенияк себе. Главные качества героя, особо ценимые в данном случае в «къонахе-к1анте» -стойкость в борьбе с несправедливостью, мужество, храбрость, реализация своих прав, верность слову и товарищам.

К образу «къонах-к1анта» в «Илли о Шихмирзе, сыне Зайты» наряду с традиционными качествами воина (лучший конь, умение обращаться с оружием) добавляется умение проявлять воспитанность, забоёвывать любовь и преданность своих близких. В более поздних илли от героя требуетсяещё больше выдержки и проявления мужества, например, Сурхо, сын Ады вступает в борьбу против иноземного князя, причем он становится предводителем, чувствуя свою ответственность перед своим народом, только после настоятельной просьбы сельчан и желания матери.

Главные качества чеченских героико-историческое песен илли, которые всегда оставались без изменений, — духовно-нравственное содержание и героическая составляющая, как основные смыслообразующие компоненты. В свою очередь, каждому произведению свойственна строгая сюжетная организация и своебразная форма, они имеют определённый стихотворный размер — двухстопный или четырёхстопный дактиль, реже — трёхстопный, объём варьируется' от 200 до 700 стихов. Рифма в чеченском стихе отсутствует, ритм строго соблюдается путем добавления на месте недостающей гласной частичек-слов «тов», «ва», «и».

1 Чеченская народная поэзия Х1Х-ХХ вв. — М.: Новый Ключ, 1995. — С. 12.

Собирание и изучение чеченского фольклора, в том числе героико-исторических песен илли, систематизировано стало вестись во второй половине 20-х гг. прошлого столетия. Фольклористы и писатели конца Х1Х-го — начала XX вв. (П. Услар, И. Цискаров, У. Лаудаев, Т. Эльдарханов, С. Бадуев, А. Нажаев, М. Сальмурзаев, С.-Б. Арсанов, X. Ошаев и многие другие) стремились в письменной форме сохранить богатейший материал устного народного творчества.

После создания письменности в 1922 году были изданы несколько сборников фольклора, в том числе «Чеченские песни, сказания и пословицы» (1927), «Чечено-ингушский фольклор» (1940), включающие в себя героико-исторические песни. С начала 50-х и до конца 80-х годов прошлого века учеными Чечено-Ингушского научно-исследовательского института проводилась большая работа по сбору и изучению национального фольклора.

Имеющиеся на сегодняшний день труды чеченских ученых Я. З. Ахмадова, Я. С. Вагапова, В. Ю. Гиреева, И. Б. Мунаева, Х. В. Туркаева, М. И. Халидова, С.-М.А. Хасиева, Д. Ю. Чахкиева, М. Д. Чентиевой, Р. К. Ужаховой и др. являются основой изучения проблем национальной литературы и фольклора. Используя эти методологические ориентиры, необходимо систематизировать накопленный опыт в области исследования героико-исторических песен илли и развивать его с учетом современных научных тенденций. Чеченской литературоведческой науке сегодня необходимо возрождение и восстановление опыта и традиций. В этом видится актуальность данного научного исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что наряду с жанровыми особенностями героико-исторических песен глубоко изучаются поэтические особенности впервые вводимого в научный оборот материала, собранного и записанного автором в ходе научных экспедиций.

Объектом анализа является концепция жанровой эволюции чеченских героико-исторических песен и вопросы поэтики.

Материалом исследования, послужили героико-исторические песни илли, собранные и изданные автором диссертации в сборнике «Чеченский фольклор» (1990) и неопубликованные записи илли из личного архива.

Цель исследования — выявление жанровой специфики и поэтических осбенностей чеченских героико-исторических песен илли в контексте северокавказского фольклора — определила следующие задачи:

• выявить особенности формирования и эволюции жанра чеченских героико-исторических песен илли;

• определить типологические связи народной эпической поэзии в северокавказском фольклоре;

• в ходе проводимого анализа текстов чеченских героико-исторических песен илли выделить их поэтические особенности и специфику национальной художественности.

Решение поставленных задач предполагает исследование целостной системы факторов, обсуловивших специфику жанра и поэтику героико-исторических песен илли, и обстоятельное изучение имеющихся на сегодняшний день научных работ, связанных с проблематикой данной диссертации.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы известных отечественных учёных М. Бахтина, В. Виноградова, В. Жирмунского, С. Жукас, Е. Мелетинского, В. Проппа, К. Чистова и северокавказских исследователей А. Алиевой, Я. Вагапова, А. Гадагатля, А. Гутова, У. Далгата, 3. Джопуа, С. Зухбы, В. Корзуна, X. Малкондуева, 3. Мальсагова, И. Мунаева, X. Ошаева, Н. Пюрвеевои, В. Тугова, X. Туркаева, Р. Унароковой, Д. Чахкиева, А. Шерипова и др.

Методы исследования. В работе используются принципы исторического и сравнительно-типологического изучения фольклорных произведений, а также системный подход, позволяющий характеризовать жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли в контексте северокавказского фольклора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Чеченские героико-исторические песни илли — один из древнейших жанров фолькора, претерпевший длительную эволюцию и сложившийся в идейно-художественную и духовно-эстетическую систему.

2. Героико-исторические песни илли имеют свою неповторимую поэтическую структуру, особенности рифмы и ритма, обусловленную национальным своеобразием и образом народного сказителя.

3. Прослеживаются типологические связи чеченских героико-исторических песен илли с абхазскими, адыгскими, карачаево-балкарскими, осетинскими, дагестанскими.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования жанровых и поэтических особенностей чеченских героико-исторических песен могут быть использованы при дальнейшем изучении национального фольклора и при разработке курса лекционных, пракических занятий, спецкурсов, спецсеминаров по изучению устного народного творчества народов Северного Кавказа.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре чеченской литературы и фольклора Чеченского государственного университета и на кафедре литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, отражены в 40 опубликованных докладах, статьях, тезисах.

Структура работы. Данная диссертация состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение

.

Чеченские героико-исторические песни илли имеют глубокую историю формирования и развития, отражают духовно-эстетический опыт и являются формой выражения поэтического мышления народа.

JI. Толстой, находившийся на Кавказе в феврале 1852 г., впервые записал слова двух чеченских народных песен. Считается, что именно эта дата является вехой в истории чеченского народа: впервые было записано то, что существовало в устной традиции. В опубликованных работах 20−50-х годов. прошлого века У. Далгата, А. Мальсагова, Н. Яковлева и др. даётся глубокий научный анализ первого опыта записи чеченских песен с помощью русского алфавита.

С появлением чеченской письменности собирание и исследование национального фольклора стало неотъемлемой частью общей работы по сохранению духовного наследия, в которой принимали участие известые чеченские ученые и писатели А. Нажаев, X. Ошаев, С. Эльмурзаев, С.-Б. Арсанов и др.

Формирование жанра чеченских героико-исторических песен относится к XVI—XVIII вв. и связано с периодом роста и утверждения самосознания народа. Вопросы развития и содержания жанра илли наиболее глубоко исследованы в трудах И. Мунаева, концепции которого мы придерживались в диссертации, в работах Я. Вагапова, И. Дахкильгова, С. Зухбы, Н. Пюрвеевой, Р. Унароковой и других содержатся ценные и значимые научные наблюдения, испульзуемые в раскрытии поставленной проблемы.

В героико-исторических песнях илли чеченцы провозглашали свои эстетические и этические принципы, основанные на опыте истории и национальных традициях. По своему содержанию и направленности в жанре илли выдеяются следующие разновидности:

1. Патриотические песни (конфликт героя с поработителями);

2. Песни социального звучания (конфликт социальный между членами общества);

3. Илли о военных походах и набегах;

4. Илли о дружбе (как правило, с представителями других народов);

5. Илли о любви.

Главным героем всех героико-исторических песен илли является «къонах-к1ант» — молодец, витязь, удалец, носитель высоких нравственных качеств, приходит на помощь вдовам и сиротам, защищает родное село от набегов. Один из таких героев («Илли о Гихо, сыне Гехо и Лорсе, сыне Акхби») прямо заявляет иноплеменному князю: «Ты с Чечнёй теперь не шути, ныне Чечня тебя не боится!».

От защиты своих селений герои илли переходят к набегам на богатых князей, живущих далеко за Тереком. Возвратившись с добычей, обязательно взятой в бою, только такая добыча считалась «белой», «чистой», «к1ант» распределял её между бедными и обездоленными.

Ориентация на достоверность изображений в илли получила фольклорное осмысление, например, в «Илли о Сурхо и князе Мусосте» речь идёт о борьбе с князьями в XVI — XVII вв. Борьба чеченцев против наступления царской России дала новое идейно-тематическое направление жанру. Образ «к1анта», сражающегося с князьями, трансформируется в образ борца с иноземной экспансией, в соответствие с этим прежние мотивы и качества продолжают служить новым идеям освободительной борьбы.

Несависимо от изменения внутренних параметров содержания в героико-исторических песнях илли неизменной всегда оставалась общая составляющая, направленная на воспевание мужества, храбрости, верности слова, нравственной чистотое, уважение к женщине, на борьбу с угнетателями и поработителями. Гимн человеческому разуму, предотвращающему вражду между людьми, приносящему равноправие и свободу, стремление жить в мире и дружбе с другими народами всегда звучал произведениях, которые исполняли «илланчи». Примечательным фактом является то, что большую ¦ часть в композиционной структуре илли занимает прямая речь, в которойгерой выражал свою просьбу, обращение к собеседникам, она всегда предельно эмоциональная, отличается национальным колоритом и живописностью языка. Важно и то, что диалог строится по определённым правилам: выразительнее, насыщеннее, глубже выглядит речь положительных героев, значительно беднее, корочеотрицательных персонажей (князей, властителей и т. д.), как, например, в «Илли о князе Мусосте и Gypxo, сыне Ады, жившим на берегах Терека».

Определяющими качествами героя илли являютсямужество и благородство, его успех в бою зависит от вооружения и боевого коня. Как правило, все героико-исторические песни илли содержат описание оружия и одежды. Выделяется идеальный характер предметов, их качество, подчеркивается достоинство и значимость героя. В ходе исследования’жанра и поэтики илли, следуя концепции И. Мунаева, приходим к выводу, что качество оружияи других — предметов воинского снаряжения имеет исключительно важное значение для характеристики героя. Обладая самым лучшим оружием и доспехами, герой не может быть слабым и трусливым.

В содержании героико-исторических песен илли отсутствуют прямые указания на самостоятельную роль оружия, как в волшебных сказках. Предметы и вещи в илли находятся в тесной связи с их обладателями, эта связь неразрывна и статична, нет героя без превосходного оружия, благородной одежды и скакуна. Таким образом, можно говорить о прямой взаимообусловленности и взаимосвязи понятий: герой (человек, обладающий высокими моральными и физическими достоинствами), вещи (оружие, одежда) и превосходный конь. Эта связь объясняется не только жанровыми особенностями" илли, но своеобразием духовной культурой чеченцев и восприятием целостности мира.

Важно отметить и то, что в илли наметилась тенденция к языковому объединению. Являясь народным по содержательной значимости и по территории бытования произведениями, илли не могли бытовать на языке диалекта, хотя отдельные местные особенности имели место. В связи с этим 3. Мальсагов отмечал, что в среде нахских живых наречий и говоров имеется междиалектная общая форма для всего народа, это язык народной поэзии, язык илли.

Чеченские героико-исторические песни илли своим художественным совершенством оказали огромное влияние на формирование и развитие национальной литературы, сегодня они определяют возрождение чеченской культуры и творчества. Подтверждением является статья Е. Гурьяновой «Сокровища поэтически необычайные» («Дружба народов», 2005, № 9) по поводу издания в Москве сборника чеченской народной поэзии. По признанию автора, погружаясь в мир этих песен, «невольно обращаешься в собственную душу» и задумываешься об истинных ценностях и идеалах человеческого существования, о последствиях утраты культурного диалога. «Мятущийся дух» чеченских героико-истоических илли «вырывается на очень высокие просторы и одаривает каждого верой в красоту и силу человеческого гения».

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Языковые особенности описания пространства. На материале французского и русского языков / Дисс.. канд. филол. наук. Уфа, 2003
  2. Актуальные проблемы полевой фольклористики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002
  3. С.М. Этнографические сюжеты в киргизском эпосе «Манас». СЭ. — 1947. — № 2.
  4. A.M. Кумыкская народная поэзия. (Вопросы типологии и связей в типологическом освещении). — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1983
  5. А.И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов / Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980. — С. 228 247
  6. И.Ю. Названия оружия в нахских языках / Археолого-этнографический сборник. Т. 4. Грозный, 1976
  7. И.Ю. Нахские языки и культура. Грозный, 1978
  8. Н.П. Фольклор и его история / Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986
  9. В.И. Символ, условность, культура // Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 1993. — № 3
  10. Ю.Арсанукаев Ш. А. Современный чеченский стих // Орга. -1984. № 2. — С. 63−69. (На чеченском языке)
  11. П.Артеменко Е. Б. О бифункциональном характере членов синтаксических конструкций в песенном фольклоре / Язык русского фольклора. Петрозаводск, 2006.
  12. Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры / Res philologica филологические исследования. Ред. Д. С. Лихачев. М.- - Л., 1990.
  13. И.А. Чеченское оружие. М.: Клуб «Кавказ», 2001
  14. А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. -М., 1981
  15. Я.З. К вопросу о взаимосвязанности героя с боевым скакуном «дин» в героико-исторических песнях илли / ГЭНСК.-С. 123−124
  16. Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М.: Мир дому твоему, 2001
  17. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966
  18. Р.Г. Некоторые названия лошадей в татарском языке // Советская тюркология. 1975. — № 2
  19. А.К., Левинтон Г. А. О соотношении фольклорных и этнографических фактов. / Acta Ethnographica Academiae Scientiarium Hungaricae. 1983. Т. 32. p. 3−31
  20. A.K., Левинтон Г. А. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / Фольклор и этнография. -Л., 1984.-С. 229−245
  21. Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. -М., 1989
  22. Г. Потерянный язык символов. М., 1996
  23. A.M. Конь в культах и идеологических представлениях народов Средней Азии и евразийских степей в древности и раннем средневековье // КСИА. 1978. — № 154
  24. Е.М. Поединок с девой-воительницей в героических илли / Вопросы поэтики и жанровой классификациичеченских героико-исторических песен илли. Грозный, 1984. -С. 83−86
  25. А.Р. Лингвистическая и ономастическая поэтика татарских народных песен / Дисс. .канд. филол. наук. — Казань, 2003
  26. М.А. Динамика народно-песенной речи (на материале фитонимической лексики в необрядовой русской народной лирической песне) / Автореф. дис. .канд. филол. наук. Воронеж, 1990
  27. Х.С. Символика огня и меча в адыгском фольклоре. Национальное и общечеловеческое в мифе, эпосе и традиционной культуре / Дисс. .канд. филол. наук. Майкоп, 2003
  28. К. Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа / Семиотика. Ред. Ю. С. Степанова. М., 1983.-С. 429−436
  29. Р. А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого // Русская речь. 1973. — № 1. — С. 26−31
  30. Я.С. Чеченское стихосложение. Орга. 1962. — № 1. — С. 59−61. (На чеченском языке)
  31. Я.С. Чечено-Ингушские эпические песни XVI—XVIII вв.. / Автореф. дисс. .канд. филол. наук. Грозный, 1969
  32. Я.С. Изображение феодальной верхушки в чеченских эпических песнях / Археолого-этнографический сборник. Т. 2. -Грозный, 1968
  33. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963
  34. В.Б. Исторический эпос о вайнахско-кабардинских отношениях // ГЭНСК. С. 137−140
  35. Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли / Сб. научных трудов ЧИИИСФ. Грозный, 1984
  36. JI.JI. Семантические особенности слова в фольклорном тексте / Автореф. дисс. .канд. филол. наук. М., 1986
  37. Г. Национальные образы мира. М., 1995
  38. Героическая поэзия = Htroik poetry / Сесил Морис Боура // Новое лит. обозрение, 2002
  39. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1955
  40. О.И. Логика метафорических преобразований. -СПб., 2000.-С. 56
  41. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. -Грозный, 1988
  42. А.И. Вопросы лингвистического анализа текста // Русская речь. 1976. — № 2. — С. 93−102
  43. А. В поисках трансформационных моделей / Зарубежные исследования по семиотике фольклора. -М, 1985. -С. 89−108
  44. В.Е. Художественный метод фольклора // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. — С. 99−110
  45. М.М. Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы / Автореф. дисс. .канд. фил. наук. Майкоп, 2006
  46. A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. Нальчик: «Эль-Фа», 2000
  47. .К. Первобытная религия чеченцев / Терский сборник. Вып. 3.-Владикавказ, 1893
  48. УБ. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972
  49. Э.Х. Ингушская поэзия начала XX века. Народные традиции. Генезис и поэтика жанров / Дисс. .канд. филол. наук, 2003
  50. И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978
  51. И.А. О взаимосвязях чечено-ингушского эпоса с преданиями и легендами / ГЭНСК. С. 107−110
  52. О.А. Дореволюционные народные сказители / Тезисы докладов конференции профессорско-преподавательского состава Чечено-Ингушского госуниверситета имени JI.H. Толстого по итогам научно-исследовательской работы за 1982 год. Грозный, 1983
  53. Чеченский фольклор. Сост., пред, научн. комм. О. А. Джамбекова. Грозный: Книга, 1990. — 592 с. (На чеченском языке)
  54. О.А. История записи и публикаций чеченских народных лирических песен в XIX—XX вв.. // Проблемы чеченской филологии. № 1. Грозный, 1999. — С. 22−28. (На чеченском языке)
  55. О.А. О некоторых особенностях метрики чеченской народной поэзии // Орга. 2003. — № 3. — С. 53−55. (На чеченском языке)
  56. З.Д. Абхазские архаические сказания о Сасрыкуа и Абрыскиле. Систематика и интерпретация текстов в сопоставлении с кавказским эпическим творчеством / Дисс.. доктора филол. наук. Сухуми, 2003
  57. М.Д. Чечено-ингушская народная социально-бытовая лирика / Ученые записки. Серия филологическая. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1968. — С. 77−84
  58. Д.О. Национально-культурная специфика во фразеологии // В Я. 1997. — № 6
  59. . Верховные боги индоевропейцев. -М, 1986
  60. А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII—XX вв.. М.- - Д., 1963
  61. В.И. Поэтический строй русской народной лирики. — Д., 1978
  62. В.М. К вопросу об эпитете / Сборник памяти П. И. Сакулина. М., 1931
  63. С.Л. На сквозняке времён. Сухуми: Изд-во Абхазского госуниверситета. — М., 2006
  64. Л. Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М.: Пандори, 2004
  65. А.А. Обычай «избегания» (avoidance) у чеченцев и ингушей. Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. I, вып. 1. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1972.-С. 133−155
  66. Исторические песни XVII века. Курск: Изд-во Кур. гос. пед. ун-та, 2002
  67. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. — Грозный, 1979
  68. А.П. Этнографический очерк Аргунского округа. — Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Раздел 3. -Тифлис, 1868.
  69. Ю.Ю. Джигит и волк. СПб., 1996.
  70. А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX—XIII вв.. Л.: Наука, 1973
  71. Комплексное собирание, систематизазия, экспериментальная текстология: Материалы V междунар. школы фольклориста. — Архангельск: Помор, гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2002
  72. В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. — Грозный, 1966
  73. Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов. — В кн.: Скйфы 'и сарматы. Киев: Наукова думка, 1977
  74. А.В. Художественно-стилевые традиции эпоса мопголоязычных и тюркоязычных народов Сибири / Дисс. .доктора филол. наук. М., 2003
  75. М.А. О функциональном статусе слова и морфемы в языке устной поэзии // ВЯ. 1982. — № 6
  76. М.А., Кумахова 3.10. Вопросы изучения языка народного эпоса // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. XIV. -1986.- № 4
  77. Г. А. Замечания о жанровом пространстве русского фольклора / Судьбы традиционной культуры. Сб. статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. СПб., 1998. — С. 56−71
  78. Р.С. Меч из редкостной бронзы: (Отголоски эпохи освоения металлов в тюрко-монгольском эпосе). СЭ. — 1978. -№ 2
  79. Х.Х. К вопросу об эволюции историзма балкаро-карачаевского героико-исторического песенного фольклора // ГЭНСК.-С. 103−106
  80. Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики XVI—XIX вв.. Часть I. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2000
  81. З.К. Чеченский народный стих / Известия Ингушского НИИ. Т. 4. Владикавказ, 1933
  82. ЮО.Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. (К изучению эстетики устно-поэтического канона) / Русский фольклор. Т. XXI. Л., 1981
  83. Х.М., Чахкиев Д. Ю. Оружие героя в вайнахских героико-исторических песнях илли.//ГЭНСК. С. 141−144.
  84. ЮЗ.Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976
  85. И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли (проблема формирования жанра и его системные связи) / Автореф. дисс. .канд. филол. наук. -М., 1981
  86. Юб.Мунаев И. Б., Ахмадов Я. З. Опыт комплексного изучения героико-исторических илли // ГЭНСК. С. 52−60
  87. И.Б. О чеченском песенном фольклоре. Предисловие к сб. «Чеченская народная поэзия в записях XIX—XX вв. Илли, узамы». М.: Новый ключ, 2005
  88. З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1978
  89. Народная словесность. М.: Крафт+, 2002
  90. Ш. Нехай С. М. Художественно-поэтическое своеобразие жанров лирической песни в устном творчестве адыгов / Автореф. дисс. .канд. фил. наук. Майкоп, 2007
  91. Нартский эпос и Древний Восток / Э. Сафина. Владикавказ, 2002
  92. Память нации = Лъэпкъым иипэжь: Идейно-темат. и художеств, своеобразие героического эпоса «Нартхэр» адыг. народов / A.M. Гадагатль. Майкоп: Адыгея, 2002
  93. Е.С. Фольклор обряд — верования. Опыт структурно-семантического изучения текстов устной культуры. — М.: РГГУ, 2002
  94. Опыт сопоставительного анализа в лингвофольклористике. -Курск: Изд-во Кур. госпединститута, 2002
  95. Х.Д., Джамалханов З. Д. Чеченское устное народное творчество. Пред. к сб. «Чеченские илли и лирические песни». Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1959. — С. 3−15. (На чеченском языке)
  96. А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000
  97. Поэтика фольклора. М., 1970
  98. Поэтика чеченских героических песен илли. Сб ст. -Грозный, 1983
  99. В.Я. Русский героический эпос. Введение / Русское народное поэтическое творчество. — М., 1986
  100. В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976
  101. В.Я. Морфология сказки. М., 1969
  102. .Н. Проблемы героико-исторического эпоса народов Кавказа в общем контексте современного эпосоведения // ГЭНСК. С. 30−40
  103. Н.Б. Поэтика героического эпоса «Джангар» / Дисс. .доктора филол. наук. Элиста, 2003
  104. Г. А. Необрядовые песни адыгов // Адыгский фольклор. В 2-х кн. Кн. 1. Майкоп, 1980. — С. 152 -177
  105. И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. М.: ИД «Русская жизнь», 1997
  106. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX—XX вв. М.: Наука, 1983
  107. В.К. Исторические песни как этап в развитии народной историко-героической поэзии // ГЭНСК. С. 17−29
  108. Сто мелодий. (Эпические песни илли и лирические песни). Сост: Я. Хасбулатов. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1977. (На чеченском языке)
  109. А. А. Некоторые способы выражения субъективной модальности в языке чеченркого героико-исторического эпоса илли // ГЭНСК. С. 150−154
  110. А.С. Топонимия Чечни. Нальчик: ИЦ «ЭльФа», 1997
  111. А.Х. Проблема эстетического идеала в героико-исторических песнях илли вайнахов // ГЭНСК. — С. 125−127
  112. А.Х. О системе ценностей в героико-эпических песнях илли вайнахов / «Джангар» и проблема эпического творчества тюрско-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1978.
  113. С.В. Особенности музыкального исполнительского мастерства чеченских илланчей / Вопросы поэтики и жанровой, классификации чеченских героико-исторических песен илли. Грозный, 1984. — С. 63−74
  114. А.Д., Мунаев И. Б. Лирические узамы. Орга. -1986. -№ 1.-С. 110−114
  115. НЗ.Томашевский Б. В. Сравнение / Томашевский Б. В. Стилистика. Л.: Наука, 1983. — С. 204−21 б
  116. В.Н. О мифопоэтическом пространстве. Рига, 1994
  117. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ.-М., 1995
  118. Традиционная адыгейская песня-плач ГЪЫБЗЭ / Б. Г. Ашхотов. Нальчик: Эль-Фа, 2002
  119. Х.В. Чувства добрые. Предисловие к сборнику «Чеченские песни о кабардинцах». Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1999
  120. В. Символ и ритуал. — М., 1983
  121. Р.К. Женские образы в героико-историческом эпосе //ГЭНСК.-С. 128−132
  122. О.М. Поэтика сюжета и жанра. JL, 1936
  123. З.Х. Проблема перевода чеченских героико-исторических песен на русский // ГЭНСК. С. 145−149
  124. Хасиев С.-М.А. Чеченцы // «Пхьармат» («Прометей»), -1991. № 1−2
  125. Фольклор и этнография. М., 1970
  126. Фольклорный текст 2001. — Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2002
  127. А.Т. Семантическая структура фольклорного слова // Русский фольклор. Т. I. JL, 1979
  128. А.Т. Ассоциативные ряды в народной лирике / Русский фольклор. Т. XXI. JI., 1981
  129. А.Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. Воронеж, 1 981 163. Хульчаева М. Х. Поэтика Керима Отарова. Художественные принципы утверждения лирического героя / Дисс. .канд. филол. наук. Нальчик, 2003
  130. Чахкиев Д-Ю. Боевые ножи и кинжалы у позднесредневековых вайнахов / Актуальные проблемы археологии и этнографии народов Чечено-Ингушетии. -' Грозный: Книга, 1990. С. 36−55
  131. П.П. Семантический язык фольклорной традиции. Ростов-на-Дону, 1989
  132. Чеченская народная поэзия XIX—XX вв. М.: Новый Ключ, 2005
  133. Чеченский фольклор. Т. I. (Героико-эпические илли и лирические песни) / Составители: С. Эльмурзаев, 3. Джамалханов. Грозный, 1959. (На чеченском языке)
  134. Чеченский фольклор / Составитель: О. А. Джамбеков. -Грозный, 1990. (На чеченском языке)
  135. Чеченский фольклор / Составители: Д. К. Бардавелидзе, Р. И. Пареулидзе. Тбилиси: Кавказский дом, 1996
  136. Чеченский фольклор. Т. IV / Составитель: С. Эльмурзаев. -Грозный, 2005. (На чеченском языке)171 .Чеченский фольклор. T. V / Составитель: И. Мунаев. -Грозный, 2007. (На чеченском языке)
  137. Чеченский эпический кодекс / Составители: JI.M. Ильясов, P.M. Дошаев. М.: Пантори, 2006
  138. Чеченско-русский словарь. Составитель: А. Мациев. М.: Государственное издательство иностральных и национальных словарей, 1961
  139. К.В. Вариативность и поэтика фольклорного текста / IX Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1983
  140. Чудесные родники. Сказания, сказки и песни народов Чечено-Ингушетии / Подбор, подготовка текстов и примечания С.-Б.А. Арсанова. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1963
  141. Т.В. К семантике пространственных и временных показателей в фольклоре / Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973
  142. А.А. Мифо-эпическая традиция адыгов. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2004
  143. JI.E. Символика образов растительного мира в марийских народных песнях / Дисс. .канд. филол. наук: -Йошкар-Ола, 2001
  144. Е.В. Семантика художественного образа и символа. На материале англоязычной поэзии XX в. / Дисс.. канд. филол. наук: -М., 1998
  145. А.Д. О чеченских народных песнях. Предисловие к сборнику «Из чеченских песен». — Влакавказ, 1 918 181 .Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1985- 1988
  146. Bartmiriski J. Definicja kognitywna jakonarzedie opisu konotacja / Konotacja. Lublin, 1988
  147. Key P. Linguistic competence: Folk theories of language: Two English hedges / Cultural models in language and thought. -Cambridge, 1987
  148. Lord A. The singer of tales. Cambridge, 1960
  149. Mayer-Baranowska U. Stereotyp jezykowy placzu w polsczyznie ludowey / Etnolingwistyka. Lublin, 1988
Заполнить форму текущей работой