Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие конкурентоспособности региона с туристской специализацией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С использованием матрицы определения уровня конкурентоспособности региона с туристской специализацией на основе анализа развития туризма в Республике Алтай впервые определены стадия развития туристско-рекреационного комплекса Республики Алтай и уровень конкурентоспособности экономики региона. ТРК региона находится на стадии роста. Данный факт подтверждает устойчивая возрастающая тенденция… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ С ТУРИСТСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
    • 1. 1. Теоретические подходы формирования конкурентоспособности региона ^
    • 1. 2. Туристско-рекреационный комплекс как основа конкурентоспособности региона с туристской специализацией
    • 1. 3. Особенности формирования конкурентоспособности региона с туристской специализацией ^д
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК РЕГИОНА С ТУРИСТСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
    • 2. 1. Источники и факторы конкурентоспособности Республики Алтай как туристского региона и его конкурентные преимущества ^

    2.2 Анализ развития туристско-рекреационного комплекса региона и оценка его современного состояния ^ 2.3. Особенности регулирования туризма в Республике Алтай как направления специализации экономики региона д ^

    ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА С ТУРИСТСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

    3.1. Направления повышения конкурентоспособности туристского региона

    3.2. Совершенствование организационного механизма регулирования развития региона с туристской специализацией

Формирование и развитие конкурентоспособности региона с туристской специализацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Формирование конкурентоспособной экономики в настоящее время является определяющей задачей не только на федеральном уровне, но и на региональном. При этом конкурентоспособность экономики, в соответствии с положениями современной экономической теории, определяется преимуществами в развитии той или иной отрасли или группы отраслей, отдельных хозяйствующих субъектов или их совокупности. Данное обстоятельство определяет активный поиск регионами РФ точек роста, путей и механизмов обеспечения конкурентоспособности региональной экономики, включая пересмотр отраслевой специализации.

Одним из новых для российской экономики в целом и ее регионов отраслевым приоритетом развития является туризм. В настоящее время в Российской Федерации появился ряд регионов с туристской специализацией, то есть регионов, специализирующихся на организации внутреннего и внешнего туризма. Одним из таких регионов является Республика Алтай. Регион позиционирует себя как территория с высоким рекреационным потенциалом, определяющим необходимость туристской специализации как основы роста региональной экономики. Вместе с тем туристская специализация требует наличия на территории региона высоко развитого туристско-рекреационного комплекса. В настоящий период Республика Алтай как регион с туристской специализацией имеет недостаточную конкурентоспособность и конкурирует на туристском рынке с другими схожими туристскими территориями (Алтайский край, Хакассия, Бурятия и пр.). Для повышения уровня конкурентоспособности региона необходимо ускорить процесс формирования на его территории развитого туристско-рекреационного комплекса.

Вместе с тем вопросы формирования конкурентоспособности региона с туристской специализацией имеют недостаточную научно-методическую базу. Следовательно, перед российскими регионами, специализирующимися на предоставлении туристских услуг, встает проблема определения конкурентных преимуществ, способствующих формированию конкурентоспособной региональной экономики, построения эффективной системы ее повышения, которая позволила бы укрепить рыночные позиции каждой региональной организации индустрии туризма в отдельности и способствовать тем самым дальнейшему развитию туристской территории в целом. Данные обстоятельства определили выбор темы диссертации и ее актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. В последнее время в научной экономической литературе возрастает интерес к региональным аспектам социально-экономического развития, что приводит к расширению теоретических исследований в этой области. Так, проблемами региональной экономики занимаются такие отечественные ученые, как H.H. Баранский, А. Г. Гранберг, Н. Е. Колосовский, H.H. Некрасова, A.C. Новоселов, В. П. Орешин, С. Т. Тодошева, Е. Е, Шваков, JI.M. Шодоева и др.

Вопросам общей теории конкурентоспособности и развития конкуренции посвящены работы таких авторов, как П. Друкер, М. Гельвановский, В. Жуковская, И. В. Князева, М. Портер, Ю. В. Тарануха, И. Трофимова, А. П. Челенков и др. Направления, связанные с проблемами оценки конкурентоспособности региона, рассмотрены в работах P.P. Ахунова, С. Г. Воронкова, И. П. Данилова, Л. В. Иваненко, Н. Я. Калюжновой, Ю. К. Перского и др.

Проблемы маркетинга территорий находятся в центре внимания в работах таких авторов, как И. В. Арженовский, В. И. Беляев, И. С. Важенина, Д. В. Визгалов, A.B. Кирьянко, И. В. Князева, А. П. Панкрухин и др.

Анализ отдельных проблем развития современного туризма, таких как теория организации, вопросы маркетинга и стратегического управления, представлен в работах В. И. Азара, А. Ю. Александровой, М. А. Жуковой, И. В. Зорина, В. А. Квартального, Ф. Котлера, B.C. Сенина, А. Д. Чудновского и др.

Особенности регулирования туристско-рекреационного комплекса как территориального образования исследуются в работах многих отечественных ученых: Е. А. Джанджугазовой, Е. А. Кобловой, JI.B. Ковыневой, Е.А. Котля-рова, Г. М. Малышевой, B.C. Ребриковой Е. А., Семинихиной, и др.

Проблемы конкурентоспособности в туризме рассмотрены Д. Д. Богдановым, А. А. Гольдиным, Я. И. Доренковой, В. В. Жоховой, Е. В. Ополченовой, А. Л. Саакяном, Л. С. Хоцятовской и др. Следует отметить, что в работах этих авторов в большей степени рассмотрены вопросы, касающиеся конкурентоспособности туристских предприятий, туристского продукта или туристского рынка.

Анализ зарубежной и отечественной литературы и практики показал, что теория и методология развития регионов с туристской специализацией недостаточно разработана, что определяется, в том числе, и относительно недавним появлением в РФ данной отраслевой специализации регионов. Так, в региональной экономике слабо изучены факторы и источники формирования и развития конкурентоспособности туристского региона, взаимосвязь региональной конкурентоспособности с уровнем развития туристско-рекреационного комплекса, механизм повышения конкурентоспособности региона с туристской специализацией. Наличие нерешенных и дискуссионных вопросов в данной области предопределили цель, задачи и содержание диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка теоретических и методологических положений формирования конкурентоспособности региона с туристкой специализацией и выработка предложений по совершенствованию механизма ее повышения.

Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:

— обобщение теоретических подходов к определению содержания конкурентоспособности региона;

— обоснование туристско-рекреационного комплекса как основы формирования конкурентоспособности региона с туристской специализацией;

— выявление особенностей формирования конкурентоспособности туристского региона и ее повышения;

— анализ источников и факторов конкурентоспособности и определение конкурентных преимуществ Республики Алтай как региона с туристской специализацией;

— анализ развития туристско-рекреационного комплекса Республики Алтай и оценка его современного состояния;

— совершенствование механизма повышения уровня конкурентоспособности Республики Алтай как региона с туристской специализацией.

Объектом исследования является конкурентоспособность региональных экономических систем на примере Республики Алтай.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития конкурентоспособности региона с туристской специализацией.

Область исследования — п. 3.22. «Эффективность использования материальных и нематериальных факторов развития региональной экономики.» Паспорта специальностей ВАК по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).

Теоретическая и методологическая база исследования. Методологическую и методическую основу исследования составляют системный подход к изучению проблем регулирования экономического развития региона, комплексный экономический анализ, математическое моделирование. Автор в своем исследовании опирался на отечественные и зарубежные теоретические и методологические разработки в области теории организации и управления, маркетинга, региональной экономики и организации управления в туризме, материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов и семинаров. В работе использована официальная нормативно-правовая документация по управлению региональной экономикой и туризмом как отраслью экономики, данные и материалы международных организаций и Росстатапубликации и аналитические данные Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтайопросы, наблюдения и выводы автора, полученные в ходе маркетинговых исследований туристской сферы РА.

Научная новизна исследования. В результате научного исследования получены следующие научные результаты:

1. На основе исследования теоретических положений формирования конкурентоспособности экономики и уточнения понятия категории «турист-ско-рекреационный комплекс» обоснован теоретико-методологический подход формирования конкурентоспособности региона с туристкой специализацией. В отличие от иных подходов в предложенном учтены особенности туристского продукта, который формируется совокупностью видов деятельности, относящихся к разным отраслям (услуги размещения, общественное питание, транспорт, торговля и т. д.). Конкурентоспособность туристского региона определяется не отраслевыми факторами, а состоянием туристско-рекреационного комплекса (ТРК), который выступает источником конкурентоспособности, а также факторами его развития, спросом на его услуги, наличием в регионе родственных и поддерживающих отраслей и условиями, способствующими развитию конкуренции. Предложена классификация факторов конкурентоспособности региона с туристской специализацией, которые по способам воздействия на источники предложено разделить на экономические, организационные и информационные.

2. Применительно к регионам с туристской специализацией впервые предложена матрица определения уровня конкурентоспособности региона, взаимоувязывающая стадии развития туристско-рекреационного комплекса и уровень конкурентоспособности туристского региона с определением возможностей и направлений регулирования туризма как основы региональной специализации с позиций развития региональной экономики и повышения ее конкурентоспособности. При этом использование матричного подхода для целей определения уровня конкурентоспособности является новым методическим приемом.

3. В развитии предложенного теоретико-методологического подхода впервые выявлены источники конкурентоспособности Республики Алтай как региона с туристской специализацией, в качестве которых выступают параметры туристско-рекреационного комплекса региона: наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, благоприятные природно-климатические условия и возможность развивать более десяти видов туризма. Определены и сгруппированы факторы конкурентоспособности Республики Алтай. На основе 8? ОТ-анализа параметров ТРК региона и факторов его развития установлены конкурентные преимущества Республики Алтай как региона с туристской специализацией. В качестве таковых предложено принять: разнообразие туристского продуктаналичие уникальных туробъек-тов, привлекающих туристовцена регионального туристского продуктабезопасность туристских путешествий.

4. С использованием матрицы определения уровня конкурентоспособности региона с туристской специализацией на основе анализа развития туризма в Республике Алтай впервые определены стадия развития туристско-рекреационного комплекса Республики Алтай и уровень конкурентоспособности экономики региона. ТРК региона находится на стадии роста. Данный факт подтверждает устойчивая возрастающая тенденция основных показателей развития туризма в регионе. Соответственно уровень конкурентоспособности Республики Алтай как региона с туристкой специализацией характеризуется как средний и предполагающий активное воздействие региональных органов власти на параметры туристско-рекреационного комплекса как источника конкурентоспособности туристского региона. Очерчен круг проблем РА как туристского региона, решение которых является условием обеспечения конкурентоспособности региона и роста ее уровня.

5. Предложены меры по совершенствованию механизма повышения уровня конкурентоспособности Республики Алтай как региона с туристской специализацией, в основу которых положен методологический прием, взаимоувязывающий параметры ТРК как источника конкурентоспособности, факторы конкурентоспособности, на них влияющие, и формируемое конкурентное преимущество региона с туристской специализацией. Обоснованы направления по использованию факторов конкурентоспособности, а также определен перечень мероприятий экономического, организационного и информационного характера, способствующих превращению источников конкурентоспособности в конкурентные преимущества, и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики Республики Алтай.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования углубляют существующие теоретические представления о функционировании региональной экономики с позиций повышения ее конкурентоспособности на основе отраслевой специализации.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что разработанные в диссертации положения создают теоретическую основу для совершенствования системы регулирования экономики регионов с туристской специализацией. Важное практическое значение имеют рекомендации по совершенствованию механизма воздействия на источники конкурентоспособности с целью создания конкурентных преимуществ.

Разработанные в ходе работы над диссертацией подходы, положения и методические рекомендации по формированию механизма повышения конкурентоспособности туристского региона могут быть использованы органами региональной и муниципальной власти при разработке программ развития региона и обосновании концепции регулирования функционирования субъектов хозяйственной деятельности региона с туристской специализацией.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации доложены на пяти научно-практических конференциях: Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы географии» (март 2006 года, г. Горно-Алтайск), Международной научно-практической конференции «Туристско-рекреационные ресурсы Алтайского региона» (Барнаул, 15−16 ноября 2006 г.) — Международной конференции «Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов» (апрель 2007, г. Горно-Алтайск) — Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (апрель 2009, г. Москва) — на научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» (апрель 2009, г. Москва).

Публикации. По теме исследования автором опубликовано 8 научных работ общим объемом 5,4 п.л., в том числе 2 статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных работ.

Структура диссертационной работы включает введение, три главы, библиографический список и приложения. Основное содержание работы изложено на 168 страницах машинописного текста и раскрывается в следующей последовательности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основными теоретическими выводами и предложениями, имеющими целью решение конкретной экономической проблемы — разработка теоретических и методологических положений формирования конкурентоспособности региона с туристкой специализацией и выработка предложений по совершенствованию механизма ее достижения, являются следующие:

1. В современных условиях в основе экономических взаимоотношений между регионами лежит, с одной стороны, соперничество за перспективные рынки и привлечение факторов производства, с другой стороны, взаимовыгодное сотрудничество и партнерство в целях обеспечения конкурентоспособности в глобальных масштабах. В соответствии с теорией основой конкурентоспособности региональной экономики в целом может быть только высокая конкурентоспособность ее отраслей или комплексов отраслей на общероссийском и мировых рынках. Поэтому для региона важно определить ту отрасль или комплекс отраслей, которые будут обеспечивать конкурентоспособность региону, и со стороны региональных властей важно обеспечить все необходимые условия для развития имеющих конкурентных преимуществ.

2. Формирование конкурентоспособности осуществляется на основе ее источников под воздействием факторов. В соответствии с предложенной теоретико-методологической концепцией процесса формирования конкурентоспособности региона с туристкой специализацией его конкурентоспособность определяется уровнем развития туристско-рекреационного комплекса, который должен обладать определенной совокупностью параметров, привлекательных для туристов. С этих позиций туристско-рекреационный комплекс, по-нашему мнению, представляет собой систему экономических взаимосвязей в рамках территориального образования, испытывающую на себе влияние внешней среды и государственных органов власти, обладающую туристской инфраструктурой, туристско-рекреационными ресурсами, необходимыми для создания регионального туристского продукта, удовлетворяющего появляющийся спрос на него.

3. Применительно к региону с туристкой специализацией установлено, что источники конкурентоспособности такого региона — это так называемые аттракторы туризма, привлекающие туристов в регион, или совокупность материальных и нематериальных элементов туристско-рекреационного комплекса, обладающие рыночной ценностью и способствующие привлечению внимания целевых потребителей к региону, повышению спроса на другие элементы комплекса и используемые для создания конкурентного преимущества.

4. С позиций формирования конкурентоспособности региона с туристской специализацией и активного воздействия на данный процесс со стороны органов власти все факторы, в зависимости от специфики воздействия на источники конкурентоспособности, объединены в три группы: организационные, экономические и информационные.

5. Конкурентоспособность региона с туристкой специализацией определяется уровнем развития туристско-рекреационного комплекса, который, как и всякий другой продукт, в своем развитии имеет несколько стадий: зарождение, развитие, зрелость, спад. На каждой из стадий развития ТРК перечень факторов, используемых для обеспечения конкурентоспособности региона с туристской специализацией различен. Взаимообусловленность указанных явлений доказывает предложенная в работе матрица определения уровня конкурентоспособности региона с туристской специализацией. Предложенная новация взаимоувязывает стадии развития туристско-рекреационного комплекса и уровень конкурентоспособности туристского региона с определением возможностей и направлений регулирования туризма как отрасли региональной специализации с позиций повышения конкурентоспособности региональной экономики.

6. Основными параметрами ТРК, выступающими источниками конкурентоспособности, применительно к Республике Алтай как региону с туристской специализацией, являются наличие привлекательных историко-культурных и природных объектов, природно-климатические условия, виды туризма, которые имеют предпосылки для развития в регионе. Проведенный анализ показывает, что в Республике Алтай параметры ТРК оказывают в большей степени положительное влияние на развитие туризма. Параметры ТРК, выступающие источниками конкурентоспособности определяют возможности для развития более 30 видов туристских услуг. Это при эффективном использовании имеющегося туристского потенциала позволит занять Республике Алтай высокие конкурентные позиции как на отечественном, так и на международном рынке.

7. Факторы конкурентоспособности в настоящий период времени не способствуют формированию конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса и в большей степени выступают сдерживающими условиями развития туристско-рекреационного комплекса. Существует дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда (имеется дефицит квалифицированной рабочей силы для обеспечения текущих и потенциальных потребностей туристского комплекса при отсутствии учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по оздоровлению и рекреации). Является острой проблема обеспечения экологической безопасности в наиболее востребованных туристами районах республики (может привести к потере рекреационной привлекательности отдельных территорий и объектов РА). Регион имеет низкий уровень развития транспортной инфраструктуры (отсутствие железнодорожного транспорта, устаревшая материально-техническая база воздушного транспорта и аэропорта).

8. Результат анализа количественных показателей развития туристскорекреационного комплекса показывает, что в сравнении с предложенными теоретической части работы значениями количественных критериев для определения стадии развития туристско-рекреационного комплекса, ТРК Республики Алтай в настоящий период времени находится на переходе от стадии зарождения к стадии становления. Значение четырех критериев из предложенных пяти свидетельствует, что ТРК РА находится на стадии становления и один — на стадии зарождения. Соответственно Республика Алтай в как регион с туристской специализацией имеет средний уровень конкурентоспособности. Для дальнейшего успешного развития региона как территории с туристской специализацией требуется активное государственное воздействие на ТРК с целью формирования конкурентных преимуществ.

9. Использование SWOT-aнaлизa позволило установить, что конкурентоспособность Республики Алтай как туристского региона можно обеспечить на основе следующих конкурентных преимуществ:

— разнообразие туристского продукта;

— узнаваемость туристского бренда — Горный Алтай;

— цена регионального туристского продукта;

— безопасность отдыха и туристских путешествий.

10.Формированию активной модели государственного воздействия на параметры туристско-рекреационного комплекса в Республике Алтай с целью обеспечения конкурентоспособности региональной экономики препятствует отсутствие сложившихся подходов к регулированию туризма. В регионе наблюдается постоянное изменение организационной структуры региональной власти, координирующей деятельность туристских организаций и ее функций. Несмотря на принятии стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2028 года, определяющей развитие туризма в республике точкой экономического роста, система регулирования туристской деятельности в Республике Алтай осталась неизменной и малоэффективной. Необходимо формирование четкой региональной политики в сфере туризма и усиление регулирующего воздействия на параметры ТРК с позиций формирования конкурентоспособной региональной экономики.

И.Основным направлением регулирования туристкой сферы на стадии развития, характерной для туристско-рекреационного комплекса Республики Алтай, является формирование конкурентных преимуществ. Для этих целей механизм регулирования предполагает взаимоувязанные действия органов власти Республики Алтай по трем направлениям: экономическому, организационному и информационному.

12. Экономическая подсистема механизма создания конкурентных преимуществ Республики Алтай как региона с туристкой специализацией включает в себя следующие мероприятия, реализуемые органами власти региона:

— создание условий для притока инвестиций в инфраструктуру туризма;

— экономическая поддержка для предприятий сферы туризма;

— предоставление налоговых льгот для малого бизнеса;

— разработка и применение туристкой ренты;

— создание системы кадрового обеспечения сферы туризма.

13.Результатом применяемых мер является обеспечение разнообразия предоставляемых туристических услуг и снижение цены на оказываемые туристские услуги как конкурентных преимуществ Республики Алтай на туристском рынке.

1Информационная подсистема механизма создания конкурентных преимуществ Республики Алтай обеспечивает формирование условий для удовлетворения потребностей субъектов туризма в информации, взаимодействия потребителя и производителей услуг в условиях современного рынка. Также данная подсистема обеспечивает продвижение регионального туристского продукта на рынок посредством маркетинга территории и обеспечивает, в первую очередь, формирование в качестве конкурентного преимущества региона — узнаваемость туристского бренда Республики Алтай.

15. Организационная подсистема механизма создания конкурентных преимуществ предполагает осуществление со стороны органов власти Республики Алтай таких мероприятий, как формирование регионального координационного совета по вопросам развития ТРКразработка концепции регулирования туризмаведение единого реестра туристских путешествий на территории региона и оказание влияния на обеспечение безопасности отдыха и туристских путешествий, формирование всей совокупности прочих конкурентных преимуществ региона.

16.Реализация мероприятий, проводимых в рамках трех подсистем формирования конкурентных преимуществ, улучшит состояние туристскорекреационного комплекса республики, что в целом приведет к повышению уровня конкурентоспособности Республики Алтай. В частности, позволит оптимизировать туристские потоки на территории республики с целью максимизации доходов от отраслирационально использовать имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые, инвестиционные) — сформировать региональный турпродукт, основанный на узнаваемости бренда, и положительный имидж Республики Алтай на национальном рынке туруслуг. Это в конечном итоге приведет к формированию в регионе туристкой отрасли, способной выдерживать сильную конкуренцию как на внутреннем, так и на международном рынке и обеспечит переход туристско-рекреационного комплекса региона к следующей стадии развития — стадии зрелости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации // Вопросы экономики. 2001. — № 5.с- ПЗ-126. тд
  2. В.И. Экономика туристского рынка. / Азар В. И., 1уманов и.
  3. Ю М.: Ин-т междунар. туризма, 1998. — 239 с.
  4. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: в 2 т. 2-е изд., испр. Т.1: Теория вероятностей и прикладная статистика. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 656 с.
  5. А.Ю. Территориальная организация социально-экономической системы международного туризма. Электронный ресурс.: Дис. док. геогр. наук: 25.00.24. М.: РГБ, Москва, 2002. — 366 с.
  6. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989-.325
  7. Н.В. Активизация рекреационно-туристской деятельности в регионе. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  8. A.B. Институциональные условия конкурентоспособности регионов. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. -М.: РГБ Уфа 2007 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  9. И. В. Социально-экономические проблемы регионального воспроизводства в условиях рыночной экономики. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01. М.: РГБ, Нижний Новгород, 1995 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
  10. Л.Г. Организационно-институциональное развитие системы стратегического управления экономикой региона в условиях модернизации: монография. М.: МАКС Пресс, 2009. — 393 с.
  11. Ахунов Р Р. Конкурентоспособность региона: обоснование категорий и подход к оценке // Сборник научных трудов молодых ученных «Региональная наука». Книга 2. М.: СОПС, 2004. — с. 20−31
  12. Ф.М. Экономико-теоретические основы обеспечения конкурентоспособности региона Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08 00.01. М.: РГБ, Астрахань 2004 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  13. H.H. Экономическая география СССР. Москва, 1949.- 250
  14. С 15 Бачинина Ю. П. Обеспечение конкурентоспособностью сложно построенного региона на основе кластерного подхода. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М, РГБ, Тюмень 2008 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  15. В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник/ В.и.
  16. Беляев.: КНОРУС, 2005. — 672с.
  17. Блохин Ю А. Концепция социально-экономическои модели развития туризма в крупной туристском центре или регионе. // Туристские фирмы.- Вып. 17. СПб.: ТОО «ОЛБИС», 1998. — С.47−63.
  18. Д. Д. Стратегии повышения конкурентоспособности российских компаний в сфере туристских услуг. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, Москва, 2006. — 140 с. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  19. В.К. Системные свойства региона как объекта управления//
  20. Регионология. 2008.-№ 63. — С.8−17
  21. Г. А. Туристический продукт и направления его инновации.монография М.: Дашков и К0, 2011. — 187 с.
  22. И.С. Концептуальные основы формирования имиджа ирепутации территории в конкурентной среде. Электронный ресурс :
  23. Дис .доктора экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, Екатеринбург, 2008 — 409 с.
  24. Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  25. В.А. Эконометрика: учебник. М, Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2006. 448 с.
  26. Д.В. Брендинг города. М.: Ин-т экономики города, 2014 1 Винокурова М. В. Повышение конкурентоспособности региона: кластерный подход / Федеральное агентство по с^ов™^ гос. ун-т экономики и права. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — 20Z с.
  27. России//Регион: экономика и социология.-2001.-№ 4. С. 163−175
  28. Е.Ю. Тактика управления рынком туризма // Международный бизнес России. 1996. — № 1−2.
  29. А. Конкурентоспособность регионов и задачи региональных властей в области корпоративной политики // Российский экономический журнал. 2001. — № 7. — С. 94.
  30. А.И. Региональная экономика и управление:учеб.пособие.- М.: ЮНИТИ, 2002.-150 с.
  31. Н.И., Зацепило О. Н. Рентные отношения в рекреационной деятельности: монография / Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петерургский гос. ун-т сервиса и экономики Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУСЭ. 2009. — 103 с.
  32. Гельвановский М&bdquo- Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровнях // Российский экономический журнал. 1998.3.-С. 67−77
  33. А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя // Регион: экономика социология. 2005. — № 1. — С.6171
  34. В.В. Воздействие туризма на развитие региона. Петрозаводск: Скандинавия, 2003. — С. 192
  35. Г. Н. Инновационная конкурентоспособность региона.оценка и концепция развития: монография / Федеральное агентство по образованию, Самарский гос. экономический ун-т. Самара: Изд-во Самарскогогос. экономического ун-та, 2008.-163 с.
  36. В.П. Инновационное развитие и конкурентоспособность.
  37. Очерки развития российских предприятий. М.: Теис, 2003. — 236 с.
  38. Е.А. Экономические аспекты развития туристского рекреационного комплекса // Вестник МГУ. М., 2005. — № 3. — С. 66−72.
  39. Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  40. Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2011. 154 с.
  41. Я.И. Формирование конкурентного рынка услуг туризма в регионе . Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, Москва, 2004. — 174 с. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  42. С.П., Савкина Р. В. Туристско-рекреационные комплексы и условия их устойчивого развития: монография / Российский гос. Торговоэкономический ун-т. -М.: РГТЭУ, 2010. 122 с.
  43. П. Эффективное управление: Экон. задачи и оптим. решения / П. Друкер.- М.: Гранд: ФАИР-ПРЕСС, 1998.- 284 с.
  44. A.B. Механизм разработки региональной программы развития туризма / Материалы научно-технической конференции МГТУ «Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга, экономики и права». М., 1. МГТУ, 2000. С. 28−32.
  45. М.А. Интеграционная стратегия как средства достижения конкурентных преимуществ в индустрии туризма // Экономическая наука современной России. 2002. — № 4. — С. 112−123.
  46. А.Б. Агротуристский комплекс: формирование и развитие / Рос. междунар. акад. Туризма. М.: Логос, 2011. — С. 200−202.
  47. И. В. и др. Развитие экологического туризма в регионах России : монография / под общ. ред. Е. В. Серединой. М.: Логос, 2011. — 182 с.
  48. Т.С. История, состояние и перспективы формирования управления туристской отраслью Республики Алтай // Сборник, посвященный 250-ю вхождения Республики Алтай в состав России. Горно-Алтайск:1. РИО ГАГУ, 2006. С 20−26.
  49. Т.С. Определение необходимости управления или регулирования деятельности в туристском регионе // Мир Алтая: сборник научных трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. — С. 75−81.
  50. Изд-во АлтГАКИ, 2007. С. 56−59.
  51. Т.С. Туристско-рекреационный комплекс региона как объект государственного воздействия // Вестник национальной академии туризма. С-Пб, 2009. — № 3(11) июль-сентябрь. — С 10−13.
  52. Л.В. Оптимизационная модель эффективного управления регионом, разработанная на основе концепции мегакластерной организации // Экономические науки. 2007. — № 12. — С. 212−215.
  53. Н.Ф. Роль региона в развитии туризма // Состояние и перспективы развития туризма в СНГ: материалы ежегодной научно-практической конференции. СПб.: ИУЭ, 2001. — С. 21−23.
  54. Н. И. Менеджмент туризма: Уч. пособие. Мн.: БГЭУ, 1999.-С. 644
  55. И.С. Конкурентоспособность региона: тенденции формирования, оценка, механизм реализации: автореферат дис. Кандидата экономических наук: 08.00.05. / Какушкина И.С.- Место защиты: Юж. федеральный ун-т. Ростов на Дону, 2008.
  56. Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2003. -117 с.
  57. Ю.Г. Экономика отраслевых рынков: оценка эффективности. СПб.: А-Принт, 2010.- 178 с.
  58. В.А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: В 4 т. / В. А. Квартальнов. Рос. междунар. акад. туризма, 2002.
  59. И. В. Трансформация антимонопольной политики в политику защиты конкуренции в современных экономических условиях / И. В. Князева, O.A. Лукашенко. Новосибирск: Изд-во СибАГС, Изд-во НГТУ, 2011, — 304 с.
  60. И.В. Маркетинг территорий: курс лекций для студентов очной формы обучения/ И. В. Князева, Е. В. Швецова. Новосибирск: СибАГС, 2007. 200 с.
  61. И.В. Теория отраслевых рынков: курс лекций для студентов очной формы обучения. Новосибирск: И-во СибАГС, 2008. — 200 с.
  62. И.В. Политика защиты конкуренции и поддержки предпринимательства на муниципальных рынках. Научный вестник Уральской академия государственной службы: экономика, социология. Право.- Екатеринбург: УрАГС, 2008.- № 3(4), декабрь -164 с.
  63. И. В. Социальные аспекты государственной конкурентной политики / И. В. Князева // Идеи и идеалы. 2010. — № 2. — Т. 1. — С. 106−116.
  64. Л. В.Совершенствование управления в сфере регионального туризмаЭлектронный ресурс.: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. -М: РГБ, Иркутск, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)
  65. М.У. Стратегия повышения конкурентоспособности региона- на примере республики Ингушетия. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, Нальчик, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  66. О.В. Конкурентоспособность как основа управленияразвитием региона. Электронный ресурс.: Дис.. док. экон. наук: 08.00.05 -М.: РГБ, Томск, 2006 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  67. В.М. Туристская рента: методологические рекомендации.
  68. М • Финансы и статистика, 1998. 80 е.: ил. С. 9.
  69. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка / под ред. Г. А. Унтуры. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. — 125 с.
  70. Конкурентоспособность в системе мирового хозяйства: пространственный анализ / под ред. Н. С. Мироненко. М.: Пресс-соло, 2002. — 472 с.
  71. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. проф. д.э.н. Ю. К. Перского, доц. к.э.н. Н. Я. Калюжновой. М.:1. ТЕИС, 2003. 472 с.
  72. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М.: Международные отношения, 2003. — 376 с.
  73. Конкурентные преимущества фирмы. / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков- Гос. ун-т упр., Нац. фонд подготовки кадров.- М.: Новости, 2000. 254 с.
  74. A.A. Обеспечение конкурентоспособности региона на основе кластерного подхода. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, Тамбов, 2008 (Из фондов Российской Государственной1. Библиотеки).
  75. Ф. Основы маркетинга. М.: Вильяме, 2009. — 106 / с
  76. Е.Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: теория и практика реформирования. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. — 336 с.
  77. Ю. В. и др. Проблемы туризма: теория, управление, инновации. СПб.: Астерион, 2011. — 240 с.
  78. Д.И., Кузьмина H.H., Попов H.A. Конкурентоспособностьрегиона и государственно-частное партнерство: монография / Югорскии гос. ун-т Ханты-Мансийск: Югорский гос. ун-т, 2010. — 166 с.
  79. Е.А. Методология идентификации и формирования региональных промышленных кластеров // Экономические науки. 20 081. Noll. С. 164−168.
  80. РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2011. 135 с.
  81. С. И. и др. Инструменты формирования стратегии развития рынка туристских услуг в регионе / науч. ред. Бостанова А. И. Ростов-на-Дону: Изд-во ГОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», 2011. — 106 с.
  82. С.И. Моделирование и оптимизация развития туристского рынка. М.: Изд-во Международной ин-та системной организации науки, 2010.-95 с.
  83. Н.Е. Совершенствование управления развитием конкурентоспособности промышленного региона. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, Москва, 2006 (Из фондов Российской
  84. Государственной Библиотеки).
  85. А. В. Формирование межрегиональных туристских комплексов. М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — 198 с.
  86. Г. М. Размещение туристских ресурсов и стратегия управления их развитием: лекция. М.: Изд-во Рос. Эконо. Акад., 1995. — 40с.
  87. ПО.Маринин М. Какие нужны меры по защите отечественного туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. — № 2. — С.12−15.
  88. Н.С. Стратегическое планирование развития туризма в регионе: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. Владивосток: Изд-во1. ВГУЭС, 2011.-275 с.
  89. A.C., Новоселов A.C. Управление экономикой региона:
  90. Учебное пособие. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.- 404 с.
  91. Н.С., Пилипенко И. В. Конкурентоспособность малых высокоразвитых стран Западной Европы на мировом рынке прямого инвестирования // Вестник Московского университета. Серия 5. География. М., 2004. № 1. — С.11−17.
  92. Мониторинг и оценка в условиях программно-целевого управления региональным развитием. / Д. В. Визгалов и др.- Фонд «Агентство развития
  93. Том. обл.». Томск: Дельтаплан, 2004. — 325 с.
  94. Н.В., Рыбаков Р. А. Современный маркетинг в туризме: инфраструктурный аспект: монография / М-во образования и науки
  95. РФ, Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела, Фил. Сочинского гос. ун-та туризма и курортного дела в г. Н. Новгород Фак. менеджмента. Нижний Новгород: Пламя, 2010. — 151 с.
  96. В. А. Индустрия туризма как сложная социально-экономическая система. Современные проблемы экономической теории.1. М.-.ТЕИС, 2004.-130 с.
  97. М.А., Коль О. Д. Дестинация важнейший элемент туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы.-1998.-№ 1. — С. 22−24
  98. Н.С. Формирование и развитие туристского рынка: монография / Российский новый ун-т. Москва: РосНОУ, 2009. — 136 с.
  99. Н.Г. Государственное регулирование сферы туристско-рекреационных услуг: Дис. кандидата экономических наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2006 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  100. H.H. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975.- 120с.
  101. Е.А. Проблемы развития экономики региона в контексте их конкурентоспособности // Регионология. № 2/2008 (№ 63). — С. 110−112.
  102. Об утверждении Положения о государственном комитете РФ по физической культуре, спорту и туризму Электронный ресурс.: Постановление Правительства РФ от 25.01.01 № 58. Доступ из справ.-правовой системы1. КонсультантПлюс".
  103. Об утверждении положения о министерстве туризма и предпринимательства республики Алтай Электронный ресурс.: Постановление Правительства Республики Алтай от 15 марта 2007 г. № 44. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  104. Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Электронный ресурс.: Постановление Правительства № 909 от 21.12.2000. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  105. А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы: монография. М.: ИНФРА-М, 2011 — 279 с.
  106. В.П. Регулирование региональной экономики: специфика и альтернативы: Лекции по спецкурсу / В. П. Орешин. М.: МАКС Пресс, 2001 — 520 с.
  107. A.B. Пути повышения конкурентоспособности региона. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  108. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа как форма инновационного развития Республики Алтай: монграфия /Е.Е. Шва-ков, Р. Т. Адарина, Т. С. Зяблицкая, Г. Н. Шеффер- под ред. Е. Е. Швакова.
  109. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2010.-164 с.
  110. Т.Б. Состояние и перспективы развития туристско-рекреационных комплексов: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. ун-т сервиса и экономики.
  111. СПб.: СПбГУСЭ, 2010. 99 с.
  112. А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Правда, 2006.411 с.
  113. И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в мировом хозяйстве // Известия академии наук. Серия географическая. 2003. — № 6. — С. 15−25.
  114. И.В. Кластерная политика и повышение конкурентоспособности городов // Сборник материалов конференции «Города в условиях трансформации социально-экономической структуры общества». Смоленск:
  115. Ойкумена, 2003.-С.155−159.
  116. И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы.
  117. Смоленск: Ойкумена, 2005.-496 с.
  118. И.В. Повышение конкурентоспособности с помощью развития кластеров и промышленных районов // Гуманитарный стратегический маневр / Под ред. В. Н. Кузнецова. М.: Книга и бизнес, 2004. — С. 130 155.
  119. Пилипенко И. В. Региональная модель геоэкономическои стратегии повышения конкурентоспособности региональных инновационных систем в
  120. Томской и Новосибирской областях // «Безопасность Евразии». 2005. — № 2. -С. 418−429.
  121. И.В. Факторы и методы повышения конкурентоспособности стран и регионов: анализ теоретических подходов // Региональная наука: сборник научных трудов. Книга 1. М.: СОПС, 2005. — С.8−20.
  122. М.М. Управление конкурентоспособностью на уровне региона. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, Тамбов 2006 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  123. М.В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма: монография. М.: Технологии стратегического менеджмента, 2011.-191 с. ^
  124. М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», Z0U2.496 с. ,
  125. А.Н. Региональная конкурентоспособность как феномен глобализации: Автореферат дис.канд.полит.наук. М., 1999. — 20 с.
  126. Д.В. Теория и методология управления конкурентоспособностью региона: Дис. доктора экономических наук: 08.00.05 / Проскура Дмитрий Викторович- Место защиты: Институт проблем региональной экономики РАН. Санкт-Петербург, 2009. — 291 с.
  127. B.C. Формирование регионального механизма регулирования туристского территориального комплекса Электронный ресурс.: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. -М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской государственной библиотеки)
  128. Республика Алтай в цифрах. 2009: Крат. стат. сб./ Алтаистат. г.
  129. Горно-Алтайск, 2009. 84 с.
  130. Республиканская целевая программа «Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008−20 010 годы»
  131. С.М. Традиционные и современные функции государства //1. ЭШ.-2005.-№ 8.-С. 35−36
  132. Саакян А. Л. Конкурентоспособность туристического бизнеса в
  133. России. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 М.: РГБ, Москва, 2004 — 172 с. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  134. В. Г., Жохова В. В. Конкурентоспособность экологического туризма: монография / НОУ ВПО «Ин-т технологии и бизнеса». Находка: НОУ ВПО «Ин-т технологии и бизнеса», 2011 — 142 с.
  135. Т.В. Территориальный маркетинг: повышение качества территориального управления, конкурентоспособность территории, реализация на уровне страны, региона, муниципального образования. М.: Питер, 2009. — 368 с.
  136. А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методические вопросы анализа и оценки) // Экономист. 1996. — № 2. С. 9−11.
  137. А. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юрист, 1999. — 30 с.
  138. Е.А. Реформирование региональной системы управления территориально-рекреационным комплексом Электронный ресурс.: На примере Сочинского ТРК: Дис. Канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
  139. И.А. Международная конкуренция и Россия. М.: Инфра-М, 1997. 170 с.
  140. Статистический ежегодник Республики Алтай. 2007: Стат. сборник/
  141. Алтайстат. Горно-Алтайск, 2010. — 422 с.
  142. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 217 с.
  143. А.Г., Сигов В. И., Северова Л. Н. Государственное регулирование регионального развития. СПб.: Астерион, 2000. — С.32
  144. Стратегия развития региона: теория, методология, практика: монография/ под общ. ред. Л. М. Шодоевой, Е. Е. Швакова. Барнаул: Изд-во Алт.1. Ун-та, 2006. 272 с.
  145. Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учеб-метод.пособие / Тарануха Ю. В, -М: Издательство «Дело и сервис». 2008 272 с.
  146. Татаркин А. И. Формирование конкурентных преимуществ регионов
  147. Регион: экономика и социология 2006.-№ 1. С.141−154.
  148. Ш. Татаркин А. И., Юрганова JI.A. Теоретические и методологические подходы к исследованию региональной конкуренции // Экономика региона. -2006. -№ 1.- С. 4−22.
  149. Тенденции туристского рынка // Туристский бизнес, 2000. № 11,27 с.
  150. С.Т. Концепция антикризисного управления социально-экономическим развитием региона России. М., 2004. -174 с.
  151. В.М. Формирование конкурентоспособности как фактора развития региона. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 .М.: РГБ, Тамбов, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
  152. Ю.Н., Макаров A.A. Анализ данных на компьютере/ под. ред. В. Э. Фигурнова. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2003. — 544с.
  153. Управление региональной экономикой: Учеб. пособие / В. П. Орешин, Л. В. Потапов М.: ТЕИС, 2003. 328 с.
  154. Т. В. и др. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона / Российская акад. наук, Ин-т социально-экономического развития территорий РАН. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. — 245 с.
  155. P.A. Проблемы оценки и повышения конкурентоспособности России // «Стандарты и качество». 2000. — № 7. — С. 3−9.
  156. С.С. Формирование преактивных стратегий развития региональных территориально-отраслевых подсистем (на материалах турист-ско-рекреационного комплекса Республики Адыгея). Майкоп.: Изд-во1. МГТУ, 2010.-42 с.
  157. А. Д. Управление индустрией туризма: учеб. пособие для студентов вузов / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. -М.:1. КНОРУС, 2006. 436 С.
  158. Е.Е. Формирование и реализация инвестиционной политики экономического роста в регионах Российской Федерации: монография / Е. Е. Шваков.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006. 281 с.
  159. И.Ю. Региональное управление конкурентоспособностью туристических услуг: методология и практика. Симферополь: Феникс, 2011. -363 с.
  160. А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации и путях ее изменения // Российский экономический журнал. 2006. — № 5−6. — С. 20−34.
  161. A.A. Стратегическое управление развитием туризма (опыт Северо-Востока России: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. ун-т сервиса и экономики.
  162. СПб.: СПбГУСЭ, 2011. 163 с.
  163. А.Е. Конкурентоспособность региона: На примере Республики Бурятия. Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. -М.: РГБ, Москва, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
Заполнить форму текущей работой