Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

C.В.Кортов, В. М. Кутузов, С. А. Митрофанов, М. Н. Стриханов, А. В. Суворинов, В. С. Суровцев, В. Ю. Тюрина, Д. Б. Шульгин и др. Работы перечисленных авторов имеют большое значение для анализа конкретных явлений в управлении научно-инновационной деятельностью высшей школы. Тем не менее, в научной литературе непосредственно вопросам управления ресурсным обеспечением научно-инновационной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Актуальные проблемы управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза
    • 1. 1. Теория инноваций и научно-инновационной деятельности
    • 1. 2. Основы управления научно-инновационной деятельностью вуза
    • 1. 3. Проблемы управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза
  • Глава 2. Исследование проблем управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза
    • 2. 1. Анализ нормативно-правовых проблем управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности вуза
    • 2. 2. Анализ практики управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности в ведущих отечественных вузах
    • 2. 3. Систематизация зарубежного опыта управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза
  • Глава 3. Теоретико-организационные основы управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза
    • 3. 1. Концепция управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза
    • 3. 2. Организационная структура управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза
    • 3. 3. Организация управления коммерциализацией технологий в вузе

Управление развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Опыт мирового развития свидетельствует о формировании нового типа экономики, основанной на знаниях, в которой возможность и способность получить доступ к знаниям или присоединиться к связям по обладанию ими определяет социально-экономическое положение не только организаций и индивидуумов, но и государств. В странах с развитой экономикой доля инновационной продукции достигает 60 — 70% ВВП, в то время как в России этот показатель находится на уровне 5 — 10% ВВП.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий провозглашается переход к инновационному пути развития страны, а для её достижения поставлены основные задачи, среди которых одной важнейших является укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы. Однако к настоящему времени на практике темпы и масштабы реализации этой задачи остаются недостаточными, вследствие чего изменения в данной области пока не приводят к качественному улучшению положения науки в российских вузах.

Политико-экономические преобразования, осуществленные в России в конце прошлого века, сопровождались кризисом во всех отраслях народного хозяйства. В условиях сокращения источников финансирования высшей школы в целом (как по структуре, так и по объемам финансовых средств) возникла необходимость поиска дополнительных источников ресурсного обеспечения деятельности и дальнейшего развития сектора науки высшей школы России, рационализации форм организации научно-инновационной деятельности и использования на практике организационных моделей управления научно-инновационной деятельностью, адекватных рыночно-ориентированной экономике.

Вопросам управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности в высшей школе в зарубежной и отечественной литературе уделяется большое внимание. К области организации и управления инновациями относятся труды А. О. Грудзинского, В. Г. Зинова, Л. Э. Миндели, С. А. Цыганова,.

B.Е.Шукшунова, Ю. В. Яковца, П. Друкера, Ф. Котлера, Б. Р. Кларка, Г. Менша, Г. Минцберга, М. Портера, Б. Санто, Й. Шумпетера и др. Существенный вклад в развитие теории организации и управления организациями внесли Г. Р. Латфуллин, Б. З. Мильнер, З. П. Румянцева и др. Аспекты управления научно-инновационной деятельностью в образовательных учреждениях высшего профессионального образования исследовали учёные В. Р. Атоян, Г. А. Балыхин, Л. М. Гохберг,.

C.В.Кортов, В. М. Кутузов, С. А. Митрофанов, М. Н. Стриханов, А. В. Суворинов, В. С. Суровцев, В. Ю. Тюрина, Д. Б. Шульгин и др. Работы перечисленных авторов имеют большое значение для анализа конкретных явлений в управлении научно-инновационной деятельностью высшей школы. Тем не менее, в научной литературе непосредственно вопросам управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности высшего учебного заведения уделяется недостаточное внимание, что обуславливает необходимость проведения теоретико-методологических исследований в этом направлении.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью вопросов, связанных с управлением ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности высших учебных заведений и необходимостью использования адаптированных к современным условиям методов управления этой сферой деятельности высшей школы, что обусловило выбор темы диссертационной работы.

Целью исследования является разработка теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по управлению развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности в высшем учебном заведении.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

— исследовать содержание понятий «инновация» и «научно-инновационная деятельность» применительно к деятельности высшего учебного заведения;

— систематизировать и обобщить теоретические и практические подходы к управлению ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности в высших учебных заведениях в России и за рубежом;

— сформулировать ключевые направления развития теории и практики управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности в высших учебных заведениях и выделить ограничения достаточного ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза, которые существуют в нормативно-правовой сфере;

— разработать концепцию и методические рекомендации по управлению ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности высшего учебного заведения, адекватные рыночным условиям с учетом специфики российской экономики;

— научно обосновать и сформировать типовую организационную структуру управления коммерциализацией интеллектуальной собственности в высших учебных заведениях.

Объект исследования — сектор научно-инновационной деятельности высшего учебного заведения.

Предмет исследования — принципы и методы управления научно-инновационной деятельностью высшего учебного заведения.

Методологическую основу исследования составляют эволюционный и системный подходы. Основные результаты исследования получены на основе применения общенаучных методов: структурного, факторного, функционального, логического, статистического и сравнительного анализов, а также традиционных приемов экономического анализа (наблюдения, группировки, обобщений).

Теоретической основой исследования явились современные экономические теории и фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных по актуальным вопросам управления, экономики и организации научно-инновационной деятельности высшей школы.

Информационную основу исследований составили статистические данные Росстата, статистические и методические материалы Рособразования, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, законодательство зарубежных стран, статистические данные ОЭСР, печатные и электронные публикации, опубликованные и собственные материалы эмпирических исследований, личные наблюдения и выводы автора, полученные в период работы.

Научная новизна диссертационной работы состоит в уточнении понятийного аппарата и классификации наиболее значимых задач управления научно-инновационной деятельностью вуза, разработке концепции управления научно-инновационной деятельностью в высшей школе, что способствует повышению уровня организации ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности и развитию научно-инновационного потенциала высшей школы.

Автором получены новые научные результаты:

— уточнён понятийный аппарат (в отношении понятий «инновация» и «научно-инновационная деятельность») на основе исследования теоретических основ управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности высших учебных заведений в России и за рубежом;

— классифицированы основные задачи развития ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности высших учебных заведений по таким критериям, как организационно-управленческие, финансовые, кадровые и др.;

— систематизированы основные проблемы нормативно-правового обеспечения научно-инновационной деятельности и определены ключевые направления развития правового поля, включая сферу налогового законодательства и регулирования научно-инновационной деятельности в высшей школе;

— разработана концепция управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности в высших учебных заведениях исходя из систематизации российского и зарубежного опыта в области управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности;

— разработана рациональная типовая организационная структура управления коммерциализации интеллектуальной собственности в высших учебных заведениях.

Достоверность научных результатов и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается применением научных методов исследования, использованием официальных статистических данных по России в целом и отдельным организациям высшей школы, полнотой анализа теоретических и практических разработок, представлением и обсуждением основных положений диссертационного исследования на международных и всероссийских научных конференциях и семинарах, практической проверкой и внедрением результатов.

Значение диссертации для теории и практики. Полученные автором научные результаты теоретически обосновывают необходимость создания целостной системы управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования в государственных и негосударственных вузах России результатов исследования по организации управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности в современных условиях для привлечения дополнительных источников финансирования и воспроизводства научно-технического потенциала.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях и семинарах: Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления» (ГУУ, Москва, 2003 — 2006), II Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие» (ПГСХА, Пенза, 2004), Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (ГУУ, Москва, 2003 — 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Бухгалтерский учет, аудит и налогообложение: Теория и практика» (ПГСА, Пенза,.

2004), Всероссийских студенческих семинарах «Проблемы управления» (ГУУ, Москва, 2003, 2004, 2006).

Внедрение результатов исследования. Результаты научного исследования использованы в деятельности научно-исследовательской части ГУУ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ общим объемом 3,7 пл., раскрывающих направления развития ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности вуза.

Структура и объем диссертации

Работа объемом 180 стр. состоит из введения, трех глав основного текста, выводов и рекомендаций, списка литературы из 270 наименований. В тексте имеется 54 рисунка и 1 таблица.

Основные результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Высшая школа характеризуется значительным научно-инновационным потенциалом. Сфера науки высшей школы России функционирует в последнее время в сложных условиях ресурсного обеспечения, что приводит к ухудшению её материально-технического состояния и не способствует повышению объёмов и качества научных исследований. Проблемы финансового характера приводят к оттоку и старению кадров высшей профессиональной квалификации.

Проведённое исследование теории и практики управления в области научно-инновационной деятельности позволяет сделать вывод о необходимости структурных изменений в управлении вузом, вследствие постоянно изменяющейся внешней среды, ставящей новые проблемы перед высшими учебными заведениями. Поэтому в настоящее время назрела необходимость создания механизма управления инновационными процессами высшей школы, призванного сформировать новую организационно-экономическую среду, благоприятную для ускоренного создания нововведений и их восприятием субъектами народного хозяйства.

2. Исследование в области теории управления научно-инновационной деятельностью показало, что инновационная деятельность сравнительно молодое направление в науке и характеризуется наличием большого количества неустоявшихся терминов, что потребовало изучения экономической категории «инновация».

3. Для управления зарубежных вузов характерны те же проблемы, что и для российских: падение ресурсного обеспечения со стороны государства, кадровые проблемы, неэффективное управление, — для успешного решения которых изменяется система управления научно-инновационной деятельностью, которая учитывает специфику отдельно взятой страны.

4. Проведённое исследование нормативно-правой базы в области управления научно-инновационной деятельностью позволяет сделать вывод о существенном влиянии на ресурсное обеспечение многочисленных пробелов в законодательстве, особенно в области налогового администрирования и управления интеллектуальной собственностью.

Выявленные проблемы показали необходимость изменения принципов управления научно-инновационной деятельностью в вузе. Они должны быть направлены: на развитие научных исследований и изобретательствасоздание, правовую защиту и эффективное использование интеллектуальной собственностиобеспечение учета интересов вуза, авторов и инвесторовсоздание необходимых условий для передачи технологий и объектов интеллектуальной собственности.

5.Разработанная концепция управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности, предусматривает создание структуры управления НИНД вуза, адекватной требованиям рыночной экономики и функционального подразделения, отвечающего за коммерциализацию результатов НИНДрасширение функций и использование современных принципов управления развитием ресурсного обеспечения НИНД вуза.

6. Разработанная структура управления научно-инновационной деятельностью вуза позволяет расширить источники ресурсного обеспечения за счёт ориентации на выполнение конкретных проектов и программ, привлечение к деятельности экспертов различного профиля и, как следствие, повышения уровня результатов научно-инновационной деятельности.

7. В основу реализации единой политики управления научно-инновационной деятельностью вуза положена структура, осуществляющая эту политику — отдел коммерциализации технологий вуза, работа которого должна быть направлена на достижение цели и задач концепции системы управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности вуза. Отдела должен принимать непосредственное участие в формировании основных научных направлений вуза и разработке внутривузовских комплексных научно-технических программ, посредством выполнения следующих функций: оценка перспективности научных направлений вузаанализ планируемых к выполнению научных работ и прогнозирование их результатовопределение уровня востребованности и конкурентоспособности планируемой к производству наукоемкой продукциивыявление охраноспособных НИР, обладающих коммерческим потенциалом.

8. Использование результатов исследования на практике, обобщающее функционирование систем управления в вузах России, позволит повысить их конкурентоспособность, создать условия для обеспечения многоканального внебюджетного обеспечения ресурсами и решит задачу интеграции научно-инновационного и учебного процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Кулькин A.M. Государственная научно-техническая политика Японии. М., 2000. — 298 с.
  2. .Л. Развитие вуза как субъекта рыночных отношений / Б. JL Агранович // Предпринимательство и преобразование российских университетов. Ростов н /Д: Рост, ун-т, 2003. С. 135 — 142.
  3. С.М., Зинов В. Г. Службы коммерциализации результатов исследований в научных организациях. // Инновации. 2003. — № 4.
  4. С. Сколько вы тратите на НИОКР? // Коммерсант. 2001.-№ 127.
  5. М. Ученый стал бизнесменом. // Ведомости. 2005. -№ 73(1354).
  6. В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе. Саратов: Сарат. гос. техн. университет, 1996. — 226 с.
  7. В.Р. Роль университетов в формировании и развитии инновационной системы региона / В. Р. Атоян, У. Арнольд, Н. В. Казакова,
  8. А.Н. Плотников, К. Смит // Предпринимательство и преобразование российских университетов. Ростов н /Д: Рост, ун-т, 2003. — С. 174−184.
  9. В.А. Опыт Кубанского государственного университета при реализации замкнутого научно-инновационного цикла // Инновации. 2005. -№ 6. — с.36−39.
  10. В.В. Управление воспроизводством научного потенциала Высшей школы России : дис.. докт. эк. наук // В. В. Балашов Москва, ГУУ, 2001.
  11. В.В., Масленников В, В., Румянцев B.C. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе: Монография / ГУУ. М., 2000. 365 с.
  12. Г. А. Управление развитием образования (организационно-экономический аспект). М.: Экономика, 2003. — 428 с.
  13. А.Ф. Теория организации: учебник для вузов М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2004.-700 с.
  14. Ф.Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. -1998. № 2−3.
  15. Большая советская энциклопедия.// 3-е изд., Т. 1−30, — М.: издательство «Советская энциклопедия», 1978.
  16. Т. Управление научно-техническим нововведениями. М.: Экономика, 1989.
  17. Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг- Пер. с англ.-. Под ред. JI. Н. Ковалик. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  18. М. Основные направления и задачи совершенствования систем оплаты труда, налогообложения, других финансово-экономических инструментов государственного управления в сфере ИР // http://www.geocities.com/collegepark/lab/5590/naukal.htm 1998 г.
  19. Бутник-Сиверский А. Интеллектуальный капитал: теоретический аспект. / А. Бутник-Сиверский //http://www.kipa.org.ua/stl.htm
  20. Бюджетный кодекс РФ. С изменениями и дополнениями 2006 года. -М.: Эксмо-пресс, 2006. 288 с.
  21. В трубе процветания. // Поиск. 2005. — № 3 5 (849).
  22. В.А. В поисках научно-технической политики // Отечественные записки (Блеск и нищета российской науки). С. 186.
  23. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Филин, 1997.
  24. Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс, 1985.
  25. М. Трансфер технологий, разработанных при федеральном финансировании НИОКР: перспективы, определенные форумом по трансферу технологий / М. Ванг // Инновации. 2003. № 8 (65). — С. 83 — 92.
  26. И. П. Об организации работы отдела интеллектуальной собственности в Таганрогском государственном радиотехническом университете / И. П. Василовская // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 1 (20). С. 13−16.
  27. А. Д. Ермилов Н.Н., Кутузов В. М. Основные этапы развития технопарка Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» // Инновации. 2005. — № 6. — С.57−61
  28. А.Д. Развитие инновационной деятельности в вузах России // Инновации. 2005. — № 6. — с.31.
  29. Л. Стратегия управления инновациями. М.: Экономика, 1989.
  30. Всемирный банк Электронный ресурс.: аналитическая записка -Система управления в секторе высшего образования: сравнительный анализ и возможные варианты стратегии для Российской Федерации. Всемирный банк, 2004. 67 с. — Режим доступа: www.worldbank.org
  31. Вузовский технопарк как базовая структура инновационной деятельности региона / В. Р. Атоян, А. А. Коваль, В. Ю. Тюрина, Ю. В. Чеботаревский- Под общ. ред. В. Р. Атояна. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001.- 127 с.
  32. Е.П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 5
  33. Н.А., Филь М. М. Комментарий к Федеральному закону «О науке и научно-технической политике». М., 1997. — С.53−65.
  34. Ю.Ф. Состояние, проблемы и пути повышения эффективности инновационной деятельности университета (на примере КГТУ им. А. Н. Туполева КАИ) // Инновации. — 2005. — № 6. — С.68−71.
  35. Д. Три тормоза для двух ВВП. Политологи и экономисты предложили различные пути выполнения задачи, поставленной Президентом // Российская газета. 2002. — 11 сентября. — С.4.
  36. Гохберг J1.M. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. М., 1996.
  37. Л.М. Статистика науки. М.: ТЕИС, 2003. — 478 с.
  38. Гражданский Кодекс РФ с постатейным приложением судебной практики ВС РФ, ВАС РФ и федеральных арбитражных судов округов. М.: Проспект, 2005. — 1328 с.
  39. Грамматика. Причастие: сложные формы. // http://www.englspace.com/online/lesson23/index.shtml
  40. А.О. Концепция проектно-ориентированного университета //Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3. — С. 24−37.
  41. А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2004.
  42. Е. Витамины для ВВП // Российская газета. 2003. 2 сентября. С. 9.
  43. И.Г. Интеллектуальная собственность в России: проблемы государственного регулирования / И. Дежина, И. Леонов // Инновации. 2003. -№ 8. — С. 14−20.
  44. И.Г. Перспективные направления и инструменты государственной научной политики в России. // Науковедение. 2003. — № 3.
  45. И.Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок. М.: ИЭПП 2004 г. — 148с. // www.iet.ru
  46. Диксон Питер Р. Управление маркетингом. — М.: Бином, 1998.
  47. Доклад Министра образования РФ В. М. Филипова // Бюллетень МО РФ -2004-№ 4.
  48. Доклад Председателя Комиссии «Развитие науки в РСФСР» Республиканского научного совета по проблемам научно-технического исоциально-экономического прогнозирования АН СССР и Госплана РСФСР Э. К. Калинина, 1983 г.
  49. Ф.П. Рынок: как выйти в лидеры. Принципы и практика. -Москва: BCI, 1992. 352 с.
  50. П.Н., Казанцев А. К., Миндели Л. Э. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. СПб.: Наука, 1997.
  51. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300−1 (ред. от 27.07.2006) О защите прав потребителей. // Справочно-правовая система Консультант. // http://nalog.consultant.ru/online/?req=doc-base=NBU-n=62 003
  52. Закон РФ от 27.12.91 № 2116−1 (ред. от 06.08.2001) О налоге на прибыль предприятий и организаций. // Справочно-правовая система Консультант. // http://nalog.consultant.ru/online/?req=doc-base=NBU-n=32 930
  53. В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб. пособие/В. Г. Зинов. -М.: Дело, 2003. 513 с.
  54. Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
  55. И.А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах // И. А. Иванюк // http://publish.cis2000.ru/books/book44/mtro.shtml
  56. Инновационные процессы: история развития и современная практика / С. М. Лисовский, А. В. Яковлев, К. В. Лушпинин и др. Саратов: Поволжск. акад. гос. службы, 2003. — 276 с.
  57. Инновационный менеджмент / Под ред. Е. А. Олейникова, уч. пособие. -М.: ФГУ «НИИ РИНКЦЭ», 2004. 288 с.
  58. Интернет-интервью с Вице-президентом Российской академии наук академиком Козловым Валерием Васильевичем «Проблемы развития отечественной науки. Законодательное обеспечение научной деятельности» 24 марта 2004 г. // Правовая система «Гарант».
  59. Н.В. Университеты и экономика, основанная на знаниях / Н. В. Казакова. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. — 271 с.
  60. Н.В. Управление инновационной деятельностью университетских комплексов Российской Федерации (теория и методология): Автореф. дис.докт. экон. наук/Н. В. Казакова. Саратов, 2003. — 35 с.
  61. Э.К. О научно-инновационном потенциале высшей школы и о её реформах // Инновации. 2005. — № 6. — с. 19.
  62. М. Модернизация российского образования. Достижения и уроки. Аналитический доклад Всемирного банка. 2004, — с. 44 // www. worldbank. org
  63. А.К. Новые модели управления вузом: шаг вперед или два назад? // Университетское управление. 2004. — № 5−6(33). — С. 53−61.
  64. А.Н., Насонкин В. В. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании». -М.: Юристь, 2006. 509 с.
  65. К. Догнать Стэнфорд //Ведомости. 2005. — № 126 (1407).
  66. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 1993. -N237.
  67. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // СПС «Гарант»
  68. С.В. Эволюционное моделирование жизненного цикла инноваций. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. — 342 с.
  69. Л.Ю., Усанов Д. А. Направления развития научной и инновационной деятельности в Саратовском государственном университете. // Инновации. 2005. — № 6 — с.61−63.
  70. Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1999. — 896 с.
  71. Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. — СПб.: Питер, 1998.
  72. .Н. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.
  73. П.А. Научно-технический потенциал и эффективность его использования. Вильнюс, 1974. — 26 с. (Литов. НИИНТИ и ТЭИ), с. 4.
  74. В.М. Исследование проблем и разработка путей становления и развития академических инновационных университетов в России в условиях рыночного социально-экономического уклада. Отчет о НИР. СПб.: СПГЭТУ, 2003 г.
  75. В.В. Закон о науке: анализ нормативного содержания // Законодательство и экономика. 2003 г. — № 5.
  76. В.В. Политика Российской Федерации в области науки и технологий: проблемы правового обеспечения // Законодательство и экономика. 2004 г. — № 2.
  77. В.Н. Социальные аспекты управления нововведениями. -Таллин, 1981.
  78. И.Ф. Вопросы управления в области интеллектуальной собственности в высшей школе (на примере университетов) / И. Ф. Леонов, Т. И. Матвеева, А. А. Матвеев / 1999. — http://unipat.pu.ru./Russian/ Papers/Upravl.html
  79. Л., Кулагин А. Чтобы льгота работала // Поиск. 2003. — N 5 (ббЗ).-С.Ю.
  80. В.П., Титов А. В., Харин А. А. Использование экспертных технологий для управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности. // Инновации. 2005. — № 8 (85) — с. 73−76.
  81. В.Л. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Социально-экономические аспекты развития М.: Наука, 2001. -С.137.
  82. А. Центры трансфера технологий звено между наукой и бизнесом / А. Малиновский //Инновации. — 2004. — № 3. — С. 24 — 36.
  83. В. Маркетинг в деятельности вуза / В. Мануйлов, А. Федотова, И. Фёдоров // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 42−48.
  84. Матричное управление в высшем учебном заведении Н. П. Макаркин, О. Б. Томилин, И. М. Фадеева // Университетское управление. 2004. — № 1(29). -С. 43−47.
  85. Ю. Миллиард в конверте // Российская газета. 2006. -№ 4022.
  86. В.Г. Инновационное предпринимательство М.: Экономика, 1997.
  87. В.Г., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М.: ЮНИТИ, 1999.-413с.
  88. Менеджмент организации. Учебное пособие /Под ред. Румянцевой З. П., Саломатина Н. А. и др. М.: ИНФРА-М, 1996. -432 с.
  89. Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970 г.
  90. .З. Теория организации: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2004. — 648 с.
  91. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. — 512 е.: ил. -(Серия «Деловой бестселлер»),
  92. С. А. Особенности стратегического развития инновационного и внедренческого потенциала вузов, — М., 2003 г.
  93. Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг -СПб., 1995.
  94. О.П. Инновационный менеджмент М.: Вита пресс, 2001.
  95. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2 (по сост. на 10.05.2006) М.: Омега-Л, 2006. — 672 с.
  96. Наука России в цифрах: 2003. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2003.
  97. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию 2004: Стат.сб./ФГНУ «СЗНМЦ», СПб., 2005.
  98. Научный потенциал вузов и научных организаций федерального агентства по образованию, 2003: Стат, сб,/ФГНУ «СЗМНЦ», СПб&bdquo-2004.
  99. A.M. Благотворительная помощь: проблемы и путь решения // Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 3(14). — С.54−56.
  100. И.П. Ресурсы инноваций. М.: ЮНИТИ, 2003.
  101. Ф. Инновационный менеджмент. М., Экономика, 1997.
  102. И.А., Лысак В. И. Опыт развития инновационного потенциала Волгоградского государственного технического университета. // Инновации. -2005. № 6. — С.40−51.
  103. О доктрине развития российской науки указ президента РФ от 13 июня 1996 г. N 884 (с изм. от 25 августа 2004 г.) // СПС «Гарант».
  104. О коммерческой тайне: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98 ФЗ // СПС Гарант.
  105. О ходе производства и поставки вузами народному хозяйству мелкосерийной и малотоннажной наукоёмкой продукции по государственному заказу Гособразования СССР в 1988—1990 годах: Аналитич. обзор / Сарат.политехн.ин-т. М., 1990. — 44 с.
  106. Обращение VII съезда Российского союза ректоров высших учебных заведений Бюллетень МО РФ 2003. — № 1.
  107. Объявление о проведении конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования // Поиск. 2006. -№ 1011 (876−877). — с.6.
  108. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576) // СПС «Гарант».
  109. Отчет по научно-исследовательской работе № 9 012. Исследование стратегического развития научно-инновационного и внедренческого потенциала Уральского государственного технического университета. УГТУ, Екатеринбург, 2003 г.
  110. Отчёт по научно-исследовательской работе. Отработка механизмов реализации инновационных проектов с целью создания инновационно-промышленного комплекса. МЭИ., Москва, 2000 г.
  111. Отчет по научно-исследовательской работе. Разработка стратегии развития инновационного потенциала Новгородского государственного университета. НГУ, Великий Новгород, 2003.
  112. Отчёт по научно-исследовательской работе. Состояние и стратегия развития инновационного и внедренческого потенциала Орловского государственного технического университета. ОГТУ, Орёл, 2003 г.
  113. Ф.С., Бертран И. К., Эрнандес Т. Н. Университетское планирование и развитие // Высшее образование сегодня. 2002. — № 4. — С. 3452.
  114. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517−1 (с изм. от 07.02.2003) // СПС «Гарант»
  115. Передача технологии американская мечта? Перевод, статьи «Technology Transfer — the American Dream?» Innovation & Technology Transfer, vol 5/99. // Инновации. — 2000. — № 1−2 (28−29) — С. 88−89.
  116. .В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях: автореф. дис.. канд. эк. наук (08.00.05) / Першуткин Борис Васильевич- Государственный ун-т управления. -Москва, 2006.
  117. JI.К. Формирование ресурсной базы вузовской науки, автореф. дис.. канд. эк. наук (08.00.05) / Пипия Людмила Карловна — МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 1993.
  118. В. Битва за научные фонды // НГ-Наука. 2002. — N 11(53). -С.12.
  119. М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2002.
  120. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах» // СПС «Гарант».
  121. Постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности»
  122. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 812 «Об утверждении положения о Министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации» // СПС «Гарант»
  123. Приоритетные задачи модернизации российского образования в 2003 г // Бюллетень МО РФ. 2003. — № 4.
  124. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 гг.), утв. распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2002 г. N 388 // СПС «Гарант».
  125. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу утв. распоряжением правительства РФ от 15 августа 2003 г. (2003−2005 годы) // СПС «Гарант».
  126. Проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» // Инновации. 1998. -№ 2−3.
  127. В. В. Опыт работы офиса коммерциализации разработок в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники / В. В. Пудакова, А. Ф. Уваров // Инновации. 2004. — № 9 (26). — С. 61 — 63.
  128. Д.В. общ. ред. Развитие университетского комплекса: традиции и новации. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. — 304 с.
  129. России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2002. — 19 апреля. — С.6.
  130. В.А. Развитие негосударственных инновационных структур в сфере образования, автореф. дис.. канд. эк. наук (08.00.05) / Рудников Вячеслав Алексеевич Москва, 2005.
  131. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. — 304 с. — (Высшее образование).
  132. Е. В. Золотой ключик управления нематериальными активами / Е. В. Савиковская // Патенты и лицензии. 2002. — № 10. — С. 43−48.
  133. В.А. Реорганизация управления образованием и наукой и перспективные задачи высшей школы // Alma mater. 2004. — N 4. — С. 3−7.
  134. . Инновация как средство экономического развития. М.:Наука, 1990.
  135. Саратовский государственный технический университет 1998−2000 гг. Информационно-аналитические материалы / В. Р. Атоян, А. А. Коваль, В. Ю. Тюрина и др.- Под общ. ред. В. Р. Атояна. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. 253 с.
  136. У. Е. Руководство по наилучшим методам трансфера технологий / У. Е. Саудер, А. С. Нашар, В. Падманабхан // Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм: Сб. статей. Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», 1995. -С. 46−60.
  137. Г. К., Бердашкевич А. П. Проблемы научно-технической и инновационной деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации // Инновации. 2001. — № 6.
  138. Сводный аналитический доклад Счетной палаты РФ. Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала. // http://www.ach.gov.ru/
  139. С.С. Программно-целевой метод управления научно-исследовательской деятельностью, автореф. дис.. канд. эк. наук (08.00.05) / Серебренников Сергей Сергеевич- ГУУ. Москва, 2006.
  140. Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании. Материалы конф. НФПК. М., 3−4 декабря 2002 г.
  141. Структура законодательства о науке как отрасли права. М.: Госдума, 2002. — С.99−101.
  142. А.В. Вот новый оборот // Поиск. 2006. — № 10−11 (876−877). -с.21.
  143. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
  144. Терминология // Отечественные записки (Блеск и нищета российской науки). 2002. — N 7. — С.22.
  145. А. Б. Маркетинг и управление инновациями / А. Б. Титов. / СПб.: Питер, 2001. -240 с.
  146. А.В. Прогнозирование влияния науки и социально-культурных факторов на экономический рост. // Науковедение. 2004. — № 1.
  147. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. Под общ. ред. Н. М. Фронштейна. М.: АНХ, 1999. — 296 с.
  148. Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы / В. Р. Атоян, Ю. В. Чеботаревский, Н. В. Казакова, В. Ю. Тюрина и др.- Под общ. ред. В. Р. Атояна. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001.-416 с.
  149. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2004 г.) // СПС «Гарант».
  150. В. Ю. Центры трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности университетских комплексов / В. Ю. Тюрина. М.: «Издательский дом «Финансы и кредит», 2005. 139 с.
  151. В.Ю. Университетские комплексы и интеллектуальная собственность /В. Ю. Тюрина. Самара: Самар. гос. эконом, акад, 2004. 122 с.
  152. В.Ю. Управление инновационными процессам и интеллектуальной собственностью университетских комплексов, автореф. дис.. докт. эк. наук (08.00.05) / Тюрина Вера Юрьевна- СГТУ. Саратов, 2005.
  153. Управление в высшей школе: опыт, тенденции и перспективы развития. Аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива В. М. Филиппов. -М.: Логос, 2005. 540 с.
  154. Управление государственным сектором науки. Зарубежный опыт: сокр. излож. М.: ЦИСН, 2004. — (Научно-техническая и инновационная политика).
  155. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 7. / Гунин В. Н. М.: ИНФРА-М, 2000.-272 с.
  156. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001.-669 с.
  157. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А.Г. Поршнев- ГУУ, отд-е экономики РАН. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2002. — 702 с.
  158. Э.А. Инновационный менеджмент. М.: Акалис, 1996.
  159. Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел -Синтез», 2000.
  160. Федеральный закон о бюджетной классификации Российской Федерации № 115-ФЗ (с изм. от 22.12.2005) // СПС «Гарант».
  161. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании № 125-ФЗ (с изм. от 23.12.2003) // СПС «Гарант».
  162. Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике № 127-ФЗ (с изм. от 23.12.2003) // СПС «Гарант».
  163. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. / Пер. с англ. — М: Издательство «Весь Мир», 2003. — 232 с.
  164. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают, М.: Прогресс, 1987.
  165. А.А. Инновационная политика России: приоритеты и направления реализации / А. А. Фурсенко // Наука Москвы и регионов. 2003. -№ 3. — С. 4−7.
  166. А. А. Налоговое законодательство и образовательные учреждения // «Бухгалтерский учет, аудит и налогообложение: Теория и практика»: Сб. материалов 1-й Всероссийской научно-практической конференции. -Пенза, ПГСА, 2004. С.131−133.
  167. А. А. О налоге на прибыль для образовательных учреждений // «Проблемы управления 2003»: Сб. материалов 11-го Всероссийского студенческого семинара, Вып. 2. — М.: ГУУ, 2003. — С.86−87.
  168. А. А. Проблемы организации научных исследований в высших учебных заведениях // «Актуальные проблемы управления 2003»: Сб. материалов 5-й Международной научно-практической конференции, Вып. 5. -М.:ГУУ, 2003. С.271−274.
  169. А. А. Проблемы управления ресурсным обеспечением научно-инновационной деятельности вуза в регионе // Экономика. Управление. Культура. Сб. научных статей, Вып. 12, ч. 2.- М.: ГУУ, 2005. С. 157−159.
  170. А. А. Управление научно-инновационной деятельностью вуза // «Проблемы управления 2006»: Сб. материалов 14-го Всероссийского студенческого семинара, Вып. 1. -М.: ГУУ, 2006. — С.131−135.
  171. А.А. О зарубежном опыте управления развитием ресурсного обеспечения научно-инновационной деятельности высшего учебного заведения // Качество. Инновации. Образование. 2006. № 5.
  172. Хартманн X. Leitung industrieller forchung und entwicklund. Берлин, 1979.
  173. С.А., Рычёв М. В., Лаптев Г. Д. Инфраструктура трансфера университетских технологии. М.:МГУ, 2000.
  174. А.И. Инновационный менеджмент // Российское предпринимательство. 2000. — № 1. / http ://www.melap .ru/archive/articles/2000/01 /innovac.htm
  175. И.П., Ямпольский В. З., Чудинов В. Н. Модели управления учебным процессом вуза. Томск: ТГУ, 1992.
  176. В.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России // Инновации. 2005. — № 6. — с. 11−18.
  177. Д.Б. Модель системы управления интеллектуальной собственностью в вузе / Д. Б. Шульгин, В. С. Кортов // Университетское управление: практика и анализ. 2002. — № 1(20). — С. 36−42.
  178. И.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  179. Экономика и организация управления вузом. / ред. В. В. Глухова / -СПб.: Лань, 2001. 544с.
  180. Экономическое наследие Н. Д. Кондратьева и современность. СПб., 1994.
  181. Электронный словарь. // www.lingvo.ru
  182. Ю.В. Научное наследие Н.Д.Кондратьева: современные оценки // Н. Д. Кондратьев. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993.
  183. Ю.В. Ускорение НТП: теория и экономический механизм / Ю. В. Яковец // М.: Экономика, 1988. — 335 с.
  184. Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. -444 с.
  185. К.П. Введение в инновационное предпринимательство / К. П. Янковский. СПб.: Питер, 2004. — 188 с.
  186. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974.
  187. К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
  188. Т., Stalker G.M. (1961) Management of Innovation., Tavistock Publications, London.
  189. Caught in a Web- Intellectual Property in Cyberspace// Review Internet Business News. 2001. March // Http:// www.findarticles.com/p/articles/mimOBN G/is200 1 March20/ai71945797
  190. Cervantes, M., and D. Malldn. 2001. «Russia's Innovation Gap.» OECD Observer (November): 10.
  191. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Oxford: Pergamon Press. 1998.
  192. Cooke Ian, Mayers P. Introduction to innovation and technology transfer. Boston: Artech House Inc., 1996, 235p
  193. Dodgson M. The management of technological innovation: An international and strategic approach. Oxford University Press, 2000, 248p
  194. Douglas C. Creation myths: does innovation require intellectual property rights? / Douglas Clement II Reason. 2003. March www.fmdarticles.com/p/articles/miml 5 68/isl 034/ai98125298
  195. Drucker Peter F. (1974), Management. Taslcs, Responsibilities, Practices, Harper & Row
  196. Drucker Peter F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles. L.: Pan Books, 1985,396 p.
  197. Fagerberg Jan (2004), The Oxford Handbook of Innovation, Oxford University Press, Oxford, New York.
  198. Fayol, H., General and industrial management. New York: Pitman, 1949. First published in French in 1916.
  199. Fostering Public-Private partnership for innovation in Russia. OECD 2005. // www.oecd.org
  200. Freeman C. Technology policy and economic performance. London: Pinter publishers, 1987
  201. Freeman, C. and L. Soete (1997) The economics of industrial innovation. 3rd edition. London and Washington, Pinter.
  202. Glanz, James. 2001. «Trolling for Brains in International Waters» New York Times (April 1).
  203. Governance of public research. Toward better practices. OECD 2003. // www.oecd.org
  204. Hamilton K.S. and Olivastro D. The increasing linkage between US technology policy and public science // Research policy, 1997, № 26
  205. Harrison, Lawrence E., and Samuel P. Huntington, eds. 2000. Culture Matters: «How Values Shape Human Progress». New York: Basic Books.
  206. Henderson R., Jaffe A.B. and Trajtenberg N. Universities as a source of commercial technology: a detailed analysis of university patenting 1965−1988 // NBER Working Paper, 1995, № 5068
  207. Innovation policy and performance. A cross-country comparison. OECD 2005. // www.oecd.org
  208. Intellectual Property: Chances Of An Agreement On Resale Rights Fading // European Report. 1999. October // Http:// www.fmdarticles.com/p/articles/mimOWX I/is1999Octl 6/ai56471702
  209. , A. (1990) «Are there Schumpeterian waves of innovation?» Cambridge Journal of Economics 14: 81−92
  210. Lam, A. (2004), «Organizational Innovation», Chapter 5 in J. Fagerberg, D. Mowery and RR. Nelson (eds.), The Oxford Handbook of Innovation, Oxford University Press, Oxford.
  211. Landis Todd E. Intellectual property? protection through patents, trademarks, copyrights / Todd E. Landis // New Mexico Business Journal. 2000. September
  212. Litzinger, W., A, Mayrinac, and J. Wagle, «The Manned Spacecraft Center in Houston: The Practice of Matrix Management» International Review of Administrative Sciences, 1970, pp. 3−7.
  213. Marshall E. Nobel Prize for Theory of Economic Growth 11 Science, 1987, 238, № 4828
  214. Mensch G. Stalemate in technology: Innovations overcome the depression. Ballinger, 1979.
  215. OECD (1993), Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development: «Frascati Manual 1993», The Measurement of Scientific and Technical Activities Series, Paris, www.oecd.org 5th edition
  216. Oslo manual Guidelines for collecting and interpreting innovation data 3rd Edition 2005 http://www.sourceoecd.org/scienceIT/9 264 013 083
  217. Oslo manual OECD www.oecd.org 1997
  218. Peter Boer F. The Valuation of Tehnology: Business and Financial Issues in R&D / Boer F. Peter. // John Wiley & Sons. 1999.
  219. Porter M. Competitiveness Advantage of Nation, Harvard Business Review, March-April 1990.
  220. , P. 1990. «Endogenous Technological Change». Journal of Political Economy 98: S71-S102.
  221. , J.A. (1934), The Theory of Economic Development, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts. First published in 1911.
  222. , J.A. (1939). Business Cycles: a theoretical, historical and statistical analysis of the capitalist process. New York, McGraw-Hill
  223. Science and Innovation Statistics OECD 2004 www.oecd.org
  224. Science and technology statistical compendium 2004. OECD www.oecd.org
  225. Science, technology and industry outlook 2004. OECD www.oecd.org
  226. Science, technology and industry scoreboard 2005. OECD www.oecd.org
  227. Slaughter S., Leslie L. Academic capitalism. Politics, politicies, and the Entrepreneurial University. Akademia Capitalism. Baltimore, MA: The John Hopkins University Press, 1997.
  228. Sporn В. Adaptive University Structures // Jessica Kingslex Publishers Ltd, London and Philadelphia, 1999.
  229. Stern, Scott, Michael E. Porter, and Jeffrey L. Furman. 2000. «The Determinants of National Innovative Capacity.» NBER Working Paper 7876. National Bureau of Economic Research, Cambridge, Mass.
  230. Stewart T. A. Intellektual Capital. The New Wealth of Orqanizations. N.Y. -L., Doubleday / T. A. Stewart // Currency, 1997.
  231. Techniques to turn intellectual property into more profitable assets// Journal of Accountancy. 2001. September //Http://www.fmdarticles.com/p/articles/mim628 0/is3l 92/ai78335493
  232. The knowledge-based economy. Paris: OECD, 1996. // www.oecd.org267.- Twiss B.C. Managing technological innovation. Pitman, 1992.
  233. J. M. (1986), Innovation and Corporate Strategy, International Journal of Technology Management, vol. 1
  234. Van Duijn, J. J. (1983). The long waves in economic life. London, Allen & Unwin.
  235. World Bank. World Development Indicators. Washington, D.C. 2000. // www.worldbank.org
Заполнить форму текущей работой