Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление банковскими инновациями на рынке дистанционного обслуживания на основе оценки экономической эффективности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на перспективность систем дистанционного банковского обслуживания, на данном этапе их развития в России весьма сложно прогнозировать степень проникновения дистанционных сервисов и ее динамику, как в розничном, так и в оптовом секторе банковского рынка. Оценки разными экспертами этих показателей отличаютсябанку при осуществлении инновации в данной сфере предстоит действовать в условиях… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
    • 1. 1. Влияние инноваций в сфере дистанционного банковского обслуживания на экономику
    • 1. 2. Подходы к управлению инновациями в сфере дистанционного обслуживания
  • 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ ДИСТАНЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
    • 2. 1. Построение системы управления инновациями в сфере дистанционных банковских услуг на основе оценки экономической эффективности
    • 2. 2. Организация управления комплексом дистанционных сервисов в банке
  • 3. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ С ПОЗИЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СФЕРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
    • 3. 1. Модель управления инновациями в сфере банковских карт на основе оценок эффективности
    • 3. 2. Управление инновациями с позиций экономической эффективности в интернет-банкинге, системах мобильных платежей, платежных системах самообслуживания

Управление банковскими инновациями на рынке дистанционного обслуживания на основе оценки экономической эффективности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Рост экономики в любой сфере возможен только на основе инноваций при использовании научных и технических достижений. Не является исключением и сфера дистанционного обслуживания.

Расчеты с использованием наличных денег требуют затрат на осуществление денежного оборота. В России, по экспертным оценкам, около 20% стоимости каждого рубля уходит на поддержание его обращения.

Одним из современных направлений банковских инноваций, позволяющим решить проблемы наличного оборота, является дистанционное обслуживание. Дистанционное банковское обслуживание относят к комбинаторным, а в ряде случаев и к базовым инновациям, в связи с их инновационным потенциалом и влиянию на эффективность экономики.

Развитие дистанционного банкинга позволяет:

• значительно сократить издержки наличного денежного обращения;

• повысить доступность банковских услуг для населения и увеличить количество средств на банковских депозитах;

• облегчить доступ бизнеса к глобальной финансовой инфраструктуре;

• создать возможность для внедрения ориентированных на клиента решений;

• автоматизировать электронные расчеты;

• сократить стоимость и увеличить эффективность электронных транзакций;

• увеличить доверие к банковской системе.

В тоже время, сфера дистанционного обслуживания является достаточно специфичной в силу ряда причин:

• повышенных требований к информационной и операционной системам банка при совершении операций в режиме реального времени;

• увеличения зависимости банков от информационных технологий, общедоступности глобальной сети Интернет, которая изначально не предназначалась для совершения финансовых транзакций;

• отсутствия личного контакта между клиентами и менеджерами банка.

Таким образом, осуществление инноваций в сфере дистанционного обслуживания сопряжено с повышенным уровнем риска и неопределенности и требует учета различных групп факторов: организационных, технологических, факторов безопасности, правовых. Отметим также, что инновации в этой сфере являются относительно новыми для российских банков.

Все вышесказанное требует разработки механизмов управления инновациями в сфере дистанционного банковского обслуживания, которые позволили бы создавать бизнес-модели, ориентированные на потребности клиентов и интегрировать различные виды дистанционных сервисов.

Исследования инноваций в сфере дистанционного банкинга проводились в ряде зарубежных стран, где рынок дистанционного обслуживания более развит. Но следует учитывать, что эти исследования ориентированы на зарубежный опыт, и не учитывают особенности российского рынка, не предлагают методик оценки его эффективности в условиях неопределенности и моделей систем дистанционного обслуживания.

Степень разработанности проблемы.

Разработка теоретических и методических положений по управлению инновациями в сфере дистанционного обслуживания и экономической оценке их эффективности является относительно новым направлением для российской науки.

Актуальные вопросы инноватики и инновационного менеджмента исследованы в публикациях отечественных и зарубежных авторов, таких как: Дж. Бернал, JI. М. Гохберг, В. Ф. Гринев, Н. Иванова, В. В. Ивантер, Н. Д. Кондратьев, К. М. Кристенсен, Б. Н. Кузык, И. П. Молчанов, X. Нойбауэр, А. И. Пригожин, Б. Санто, Б. Твисс, М. И. Туган-Барановский, Г. У. Чезборо, Й. Шумпетер, Ю. В Яковец.

Разработчики теории инноваций в банковской сфере: В. С. Викулов, О. Н. Литун, Е. Лакосник, О. В. Мирошкина, А. И. Полищук, Т. Б Рубинштейн. В работах Г. Н. Белоглазовой, А. С. Генкина, М. В. Грачевой, О. И. Лаврушина, Дж. Синки и других содержатся рекомендации по применению информационных технологий в банковском деле.

Решения проблем, связанных с управлением банковскими картами и платежными системами самообслуживания, рассмотрены в работах Л. В. Быстрова, Д. В. Гайсиной, М. Дробышева, Н. В. Иванова, И. И. Ильина, Д. А. Кочергина, О. В. Мирошкиной, Е. В. Орловой, Т. Б. Рубинштейна, И. А. Спиранова, С. А. Страдымова, Ю. В. Темного, В. М. Усоскина, А. В Шамраева. За рубежом основные исследования в этой сфере проводятся в США, странах Западной Европы, Скандинавии, Балтии, Юго-Восточной Азиив частности, это работы U. Hansmann, М. S. Nicklous, Т. Schack, F. Seliger, P. Finnegan, J Kilmartin.

Решению актуальных проблем в сфере интернет-банкинга посвящены работы таких авторов, как А. Г. Чесноков, И. Паперная, А. Кузьменко, К. Бочаровский, В. Наумов, А. Иньшина, Б. Скородумов, в сфере телекоммуникационных услуг нужно отметить работы В. М. Овсяникова, И. В. Сироткина, С. С. Станицкого.

Аналитические агентства и консалтинговые компании Cnews Analytics, Celent Communications, Datamonotor, Dove Consulting, Gartner Group, International Communications Research проводят анализ статистической информации в области дистанционного банковского обслуживания. Аналитические материалы, касающиеся банковских карт, регулярно публикуются Центральным банком РФ, Комитетом по платежным и расчетным системам центральных банков стран группы десяти, Ассоциацией американских банков (American Bankers Association — ABA), специализированными изданиями «Мир карточек», «Бизнес и банки», «Банковские технологии».

Вопросы влияния дистанционного банковского обслуживания на экономический рост исследованы под эгидой платежной системы Visa International.

В исследованиях О. Marenzi, М. Hickman, L. Dehler из консалтинговой компании Celent Communications и О. Lustsik из Университета Тарту предложены подходы к оценке эффективности внедрения новых банковских продуктов.

Теория эффективности внедрения информационных технологий, нашла отражение в работах западных ученных: Дж. Борка, Ф. Бриттана, Т. Мэйора и в работах отечественных ученых и специалистов: С. 3. Базоева, А. М. Вендрова, Р. В. Кащеева, К. Красноперова, Д. А. Матвеева, А. И. Мишенина, Ю. Петрова, Д. В. Репана, А. Терехова. Среди теоретических исследований, посвященных оценке эффективности инвестиций, необходимо отметить работы В. М. Аныпина, Дж. В. Бейли, Ю. В. Богатина, Г. П. Герасименко, Д. А. Ендовицкого, Э. А. Макарьяна, Е. Н. Станиславчика, В. В. Царева, Е. М. Четыркина, А. С. Шапкина, В. А. Швандра.

Проблемы, связанные с оценкой экономической эффективности инноваций в сфере дистанционного обслуживания, и с управлением ими на основе оценки эффективности пока не разработаны в достаточной степени. Все это определило цель, тему, логику и структуру настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является разработка и научное обоснование теоретических и методических положений по оценке эффективности инноваций в сфере дистанционного обслуживания и создание системы управления инновациями на основе этой оценки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• выявить влияние дистанционного банковского обслуживания на процессы в финансовой и производственной сферах;

• определить подходы к управлению инновациями в сфере дистанционного банковского обслуживания;

• разработать модели оценки систем дистанционного обслуживания и экономической эффективности;

• предложить методику оценки эффективности инвестиций на рынке дистанционного банкинга в условиях неопределенности.

Областью исследования является 4. управление инновациями и инвестиционной деятельностью: 4.10 разработка институциональных форм, эффективных структур и систем управления инновационной деятельностью, 4.11. разработка теории, методологии, прогнозирования и методов эффективного инвестирования обновления основного капитала и формирования нового технологического уклада экономического роста, 4.15. развитие методологии анализа, методов оценки, моделирования и прогнозирования инвестиционной деятельности в экономических системах, 4.21. критерии и показатели эффективности инвестирования новых инвестиционных проектов и программ.

Объмсгом исследования являются инновационные процессы в сфере дистанционного банковского обслуживания.

Предмет исследования составляет деятельность коммерческих банков по построению системы управления инновациями в сфере дистанционного банковского обслуживания, рассматриваемыми с позиций экономической эффективности.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической основой диссертационного исследования явились фундаментальные труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные оценке эффективности инноваций в информационные технологии в коммерческих банках, современному менеджменту и инвестиционному анализу, применению эвристических и вероятностных методов анализа.

Основные методы исследования.

В процессе исследования были применены общенаучные методы познания: анализ, обобщение, моделирование, абстрагирование, логический метод. Для решения поставленных в работе задач применялся диалектический метод, методы системного анализа, методы математического и имитационного моделирования, методы экономической оценки инвестиций и прикладной информационной экономики. В диссертационном исследовании использовались системный и институционально-эволюционный подходы.

Информационную базу исследования составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструкции, положения, указания и письма Центрального Банка Российской Федерации, данные сборников Федеральной службы государственной статистики, Центрального Банка, материалы специализированной периодической печати (журналы «Мир карточек», «Банковские технологии», «Банковское дело», «Эксперт», «Бизнес и банки», «Мир электронной коммерции», «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке» и др.), сети Интернет, статистическая и аналитическая информация отечественных и зарубежных агентств и консультационных групп, характеризующая развитие банковской системы, систем расчетов по банковским картам и дистанционного банковского обслуживания, литературные источники, а также собственные исследования автора.

Наиболее существенные результаты, полученные автором, и их научная новизна.

1. Выявлены зависимости между эффективностью дистанционного банковского обслуживания и формированием бизнес-модели дистанционных услуг, ориентированной на клиентадоказано, что эффективное управление инновациями в сфере дистанционного банковского обслуживания содействует: увеличению денежных средств, которые государство может израсходовать на развитие инфраструктуры, контролю операционных потоков и движения иностранной валюты, увеличению количества средств на банковских депозитах, доступу бизнеса к глобальной финансовой инфраструктуре, его входу на рынки и взаимодействию бизнеса с государством (п. 4.11 паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

2. Разработана система: а) принятия управленческого решения относительно проведения банком инноваций в сфере дистанционного банковского обслуживания, б) управления системой дистанционного обслуживания на основе оценок экономической эффективности (п. 4.10, 4.21 паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

3. На основе анализа статистических данных доказана перспективность инновации в сфере дистанционного обслуживания, которая подтверждается положительной динамикой потенциального и платежеспособного спроса в данной сфере, а также ростом предложения дистанционных банковских услуг (п. 4.15 паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

4. Разработаны модели оценки систем дистанционного обслуживания и экономической эффективности, ориентированные на получение дохода из косвенных источников (увеличение дохода от размещения привлеченных средств клиентов, снижение затрат банка на развитие и содержание традиционной инфраструктуры, дохода за счет увеличения кредитной базы банка), применение которых позволяет прогнозировать рентабельность систем дистанционного обслуживания (п. 4.15, 4.21 паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

5. Выявлены факторы, влияющие на эффективность и срок окупаемости инвестиций в сфере дистанционного банковского обслуживаниястепень проникновения систем дистанционного обслуживания, количество подключаемых клиентов, функциональность банковских продуктов, предоставляемых дистанционно, и на основе корреляционного анализа выявлен характер зависимости эффективности и сроков окупаемости инвестиций от этих факторов (п. 4.21 паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

6. На основе методов вероятностного анализа предложен подход к оценке эффективности инвестиций на рынке дистанционного банкинга в условиях неопределенности с использованием имитационных экспериментов и сценариев развития данного рынка (п. 4.15,4.21 паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

Прастическая значимость исследования.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что его методологические и методические положения и выводы могут быть использованы при оценке влияния систем дистанционного обслуживания на макроэкономические показатели и в работе коммерческих банков при внедрении инноваций в сфере дистанционного банковского обслуживания, в том числе для повышения их эффективности. Основные теоретические положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «Инновации и инновационная деятельность», «Инвестиции и инвестиционная деятельность» и «Банковское дело».

Предложенные модели систем дистанционного банковского обслуживания могут быть адаптированы под нужды различных банков и других финансовых институтов.

Апробация результатов исследования.

Основные выводы, рекомендации и предложения диссертационного исследования были доложены и обсуждены на III межвузовской научно-практической конференции «Современный финансовый рынок РФ» 14 апреля 2005 года, IV межвузовской научно-практической конференции «Современный финансовый рынок РФ» 13−14 апреля 2006 года, V межвузовской научно-практической конференции «Современный финансовый рынок РФ» 17 мая 2007 года в Пермском государственном университете.

Публикации. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 6 научных публикациях, общим объемом 4,16 п. л. (личный вклад автора 3,79 п. л.).

Структуру диссертационной работы определили цель и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Во второй главе диссертационной работы мы показали, что имеется значительный потенциал для инноваций в сфере дистанционного банковского обслуживания. Развитие глобальной сети Интернет, рост количества ее пользователей как во всем мире, так и в России, создает потенциальный спрос на услуги интернет-банкинга. Прирост числа клиентов интернет-банкинга позволяет говорить о формировании устойчивого платежеспособного спроса на эти услуги. Растет и предложение онлайновых банковских услуг со стороны банков: сегодня большая часть российских банков предлагает своим клиентам дистанционные услуги, что мы проиллюстрировали данными Приложения 4.

Не меньшим потенциалом, по нашему мнению, обладают и инновации в сфере мобильных платежей. Этому способствует рост количества пользователей сотовой связи, увеличение степени ее проникновения. Вместе с возрастающей платежеспособностью населения эти факторы позволяют говорить о процессе формирования спроса на услуги мобильных платежей.

По нашему мнению, развитие технологий дистанционного банковского обслуживания особенно актуально для России. Несмотря на рост в банковском секторе и продолжающийся «кредитный бум», значительная часть населения до сих пор находится «вне банка», то есть, не имеет счета в банке и не пользуется ни какими формами банковского обслуживания. Причины подобного положения «вне банка» носят как субъективный характер — сохраняющееся недоверие населения к банковской системе, так и с объективный — низкая плотность населения в ряде регионов страны, территориальная удаленность и труднодоступность многих населенных пунктов. Эти обстоятельства делают нерентабельным, с точки зрения банка, открытие традиционных банковских офисов в сельской местности и небольших городах (за исключением тех, где есть успешно работающие градообразующие предприятия).

Таким образом, существенная часть населения страны не имеет доступа к банковским услугам. Аналогичным образом с проблемой ограничения доступа к полноценному банковскому обслуживанию сталкивается и бизнес. Это касается в первую очередь малого бизнеса в небольших населенных пунктах, крестьянских и фермерских хозяйств.

Мы считаем, что системы дистанционного банковского обслуживания позволят значительно увеличить доступность банковских услуг и вовлечь в банковскую сферу большее количество населения.

Развитие современной информационных технологий, в том числе систем телекоммуникаций, сетей мобильной связи и глобальной компьютерной сети Интернет приводит, с одной стороны, к удешевлению и облегчению доступа к глобальным информационным ресурсам, а с другой — создает новые возможности для продвижения банковских услуг путем внедрения новых технологий. Мы полагаем, что эти две «встречные» тенденции позволяют говорить о широких перспективах и значимости дистанционного банковского обслуживания для национальной экономики, так как системы дистанционного обслуживания:

— облегчают доступ бизнеса к глобальной финансовой инфраструктуре, вход на рынки и взаимодействие бизнеса с государством;

— повышают оборачиваемость денежных средств;

— повышают уровень ликвидности в экономике;

— позволяют сосредоточить время и капитал на производственной деятельности;

— увеличивают денежные средства, которые государство может израсходовать на развитие инфраструктуры;

— обеспечивают необходимый капитал для развития производства и экономического роста.

С другой стороны, для эффективного управления инновациями на рынке дистанционного обслуживания необходимы:

— гибкая тарифная политика;

— увеличение количества клиентов за счет новых в географическом отношении рынков;

— предоставление клиентам новых сервисов;

— интенсификация маркетинговых усилий;

— возможно, использование услуг аутсорсинговой компании.

В среднесрочной перспективе в условиях конкуренции банк создает ориентированную на клиента бизнес-модель дистанционного обслуживания. За счет использования систем дистанционного банковского обслуживания и осуществления банками финансового аутсорсинга ресурсы высвобождаются из сферы управления финансами и вовлекаются в сферу управления бизнесом, что позволяет как предприятию, так и банку концентрировать ресурсы на профильном бизнесе.

В то же время, необходимо отметить, что рынки дистанционных банковских услуг в России находятся, в основном, на начальной стадии развития, что обуславливает неопределенность и высокие риски при выходе на эти рынки. Кроме того, рынки дистанционного обслуживания имеют свою специфику, касающуюся всех аспектов работы на них: технических, правовых, организационных. Поэтому, по нашему мнению, внедрение системы дистанционного обслуживания требует как минимум среднесрочного планирования, учета всей специфики новых рынков, готовности к действиям в условиях неопределенности.

Положительное влияние дистанционного обслуживания на экономику в целом не означает эффективности инноваций в данной сфере для конкретной кредитной организации. Поскольку банк представляет собой коммерческую организацию, и конечной целью проводимых им инноваций является получение прибыли, мы считаем, что необходимо оценивать инновации каждого конкретного банка в сфере дистанционного обслуживания с позиции их эффективности.

Эффективность инновации с коммерческой точки зрения представляет собой соотношение полученных в результате ее внедрения доходов и расходов, которых такое внедрение потребует. Соответственно, необходимо выявить все источники доходов и расходов, причем не только прямые, но и косвенные, чтобы в дальнейшем оценить эффективность наиболее полно. Планирование доходов и расходов необходимо проводить с учетом специфики инноваций на рынке дистанционного обслуживания. На основании проведенных исследований, сформулированы подходы к управлению инновациями на рынке дистанционного обслуживания.

Нам представляется, что банку целесообразно оценить готовность своей информационной и операционной систем к выходу на рынок систем дистанционного обслуживания экспертным методом, возможно, с привлечением сторонних экспертов.

Необходимо также оценить возможную степень проникновения дистанционных сервисов и количество новых клиентов, привлеченных за счет внедрения таких сервисов. Как показали результаты экономико-математического моделирования и вероятностного анализа, указанные факторы в значительной степени влияют на эффективность инноваций в сфере дистанционного обслуживания. Тщательное изучение спроса на дистанционные сервисы среди существующих клиентов банка, их готовность к восприятию новых технологий позволит наиболее точно определить возможный срок окупаемости инвестиций.

Следует обратить внимание и на то, что, по результатам наших исследований, создание собственной системы дистанционного обслуживания для небольших банков может оказаться убыточным.

Затем следует выявить источники доходов от инноваций в сфере дистанционного обслуживания. С нашей точки зрения, важнейшую роль играет учет именно косвенных источников — новых доходов за счет увеличения ресурсной базы банка, увеличения продаж других банковских продуктов (в первую очередь, кредитных) и ряда других.

Следующим шагом будет планирование расходов при внедрении систем дистанционного банковского обслуживания. Помимо стоимости нового аппаратного и программного обеспечения, фонда заработной платы персонала, требуется учесть также и расходы на доработку существующей информационной системы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к ней при выходе банка на рынок дистанционного обслуживания.

Учитываются как единовременные издержки (например, закупка и установка оборудования, стоимость лицензий на программное обеспечение), так и текущие (в частности, заработная плата сотрудников, аренда каналов связи). Важнейшим элементом при планировании будущих расходов, по нашему мнению, является учет возрастания нагрузки на систему при увеличении количества подключаемых клиентов, использования новых сервисов, количества совершаемых транзакций. Рост нагрузки на систему, а также адекватный ответ на возникающие угрозы безопасности, потребуют приобретения нового оборудования и программного обеспечения, то есть увеличения первоначальных затрат.

Важнейшим выводом этапа планирования расходов является управленческое решение относительно того, будет ли банк внедрять систему дистанционного банковского обслуживания своими силами или воспользуется услугами аутсорсинговой компании. Небольшим банкам, как показали наши исследования, представляется целесообразным отказаться от создания собственных систем дистанционного обслуживания в пользу услуг аутсорсинговой компании.

Затем предлагается сравнить затраты для клиентов на системы интернет-банкинга и традиционного «Клиент-Банка» по методу совокупной стоимости владения (ТСО). Эта оценка будет важна при предложении услуг дистанционного банкинга клиентам — юридическим лицам.

Следующим этапом при подготовке к внедрению системы дистанционного обслуживания является собственно расчет доходов и определение эффективности инноваций с помощью методов экономико-математического моделирования и прикладной информационной экономики. На основании этого расчета делается вывод об эффективности инноваций и сроках окупаемости инвестиций в них.

Несмотря на перспективность систем дистанционного банковского обслуживания, на данном этапе их развития в России весьма сложно прогнозировать степень проникновения дистанционных сервисов и ее динамику, как в розничном, так и в оптовом секторе банковского рынка. Оценки разными экспертами этих показателей отличаютсябанку при осуществлении инновации в данной сфере предстоит действовать в условиях неопределенности. Поэтому при принятии управленческих решений важно оценить эффективность и сроки окупаемости для интервала ключевых переменных, характеризующих скорость перехода клиентов на дистанционное обслуживание, используя вероятностные методы и имитационные эксперименты.

Зависимость рынка дистанционного банковского обслуживания от политической конъюнктуры и действий регулирующих органов, недостатки законодательства в этой сфере требуют рассмотрения нескольких сценариев развития событий в краткои среднесрочной перспективе. Поэтому мы считаем целесообразным на завершающем этапе подготовки к внедрению систем дистанционного банкинга, используя вероятностные методы, рассмотреть возможные сценарии (пессимистичный, умеренный, оптимистичный) развития рынка и на основании полученных результатов оценить вероятность прибылей (убытков) от инноваций в сфере дистанционного обслуживания.

Одновременно с внедрением системы необходимо выстраивать систему ее мониторинга с тем, чтобы отследить потенциально неблагоприятные воздействия на систему дистанционного обслуживания (например, появление новых угроз безопасности, снижение надежности используемого оборудования из-за выработки им своего ресурса), принять адекватные меры и минимизировать или исключить отрицательный эффект подобных воздействий.

Для сохранения конкурентоспособности банка на рынке дистанционного обслуживания, достижения максимальной эффективности и сокращения сроков окупаемости инвестиций необходим постоянный анализ деятельности банка на данном рынке и контроль функционирования системы. Нам представляется, что эта работа должна проходить по трем основным направлениям: управление функционированием систем дистанционного обслуживанияреакция на изменения во внешней средеуправление эффективностью инвестиций: определение фактической эффективности инвестиций (возврата на инвестиции, дисконтированных денежных потоков) и их сопоставление с расчетными (плановыми) показателями. Управление функционированием системы состоит в постоянном мониторинге технологических характеристик самой системы: нагрузки на систему, уровня безопасности, количества отказов. При существенном изменении этих характеристик требуются действия, адекватные возникающим проблемам. Может потребоваться увеличение расходов, так как в случае, если банком не будут проведены мероприятия, направленные на подержание функционирования системы дистанционного обслуживания, то в ближайшей перспективе это приведет к оттоку клиентов и, следовательно, снижению доходов от инноваций и их эффективности. Кроме того, в подобной ситуации возникает риск ухудшения репутации банка.

В нашей работе мы рассмотрели три гипотезы относительно инноваций на рынке дистанционного банковского обслуживания:

Гипотеза 1. Инновации в сфере дистанционного обслуживания, в общем случае, перспективны и прибыльны для банка.

Гипотеза 2. На эффективность и срок окупаемости инноваций в сфере дистанционного банковского обслуживания можно влиять путем изменения определенных факторов (в частности, степени проникновения систем дистанционного обслуживания, количества подключаемых клиентов, предоставления новых сервисов).

Гипотеза 3. Эффективное управление инновациями в сфере дистанционного обслуживания создает предпосылки для роста экономики.

Подводя итог рассмотрению перспектив инноваций в сфере дистанционных банковских услуг, отметим, что на данном рынке наблюдается стойко развивающийся спрос — как потенциальный, так и платежеспособный.

Одновременно имеет место предложение банками — в первую очередь, зарубежными — дистанционных банковских услуг. Таким образом, мы показали обоснованность первой части гипотезы 1, а именно — инновации в сфере дистанционного обслуживания, в общем случае, перспективны для банка.

Как показали наши исследования, инновации в сфере дистанционного банковского обслуживания — систем расчетов на основе банковских карт, интернет-банкинга, мобильных платежей и систем самообслуживания могут быть прибыльными для банка. Таким образом, доказана вторая часть Гипотезы 1, то есть инновации в сфере дистанционного обслуживания — в общем случаеприбыльны для банка.

Кроме того, в ходе исследования эффективности различных видов дистанционных банковских услуг, мы выявили те факторы, которые оказывают влияние на эффективность инноваций и сроки окупаемости инвестиций. К ним относятся, в первую очередь, количество клиентов, привлекаемых за счет предложения дистанционных услуг и степень проникновения дистанционных банковских сервисов. Также прослеживается зависимость эффективности от количества банковских продуктов, предоставляемых банком дистанционно.

Количество банковских продуктов, предоставляемых банком дистанционно, управляется им непосредственно с помощью приобретения и использования соответствующего программного обеспечения и предложения соответствующих сервисов клиентам. Такие факторы, как количество новых клиентов и степень проникновения дистанционных сервисов, в значительной степени могут управляться банком, например, путем интенсификации маркетинговых усилий по продвижению дистанционного банковского обслуживания и расширению географического охвата клиентов, расширения клиентской базы за счет выхода на новые сегменты банковского рынка с привлекательными для клиентов предложениями банковских продуктов дистанционно.

Одновременно нами показано положительное влияние увеличения степени проникновения дистанционных сервисов и количества вновь подключаемых клиентов, а также расширения спектра банковских продуктов, предлагаемых дистанционно, на эффективность инноваций и сроки окупаемости инвестиций в сфере дистанционного банкинга. Использование методов корреляционного анализа также показало прямую зависимость значений чистых приведенных доходов, возврата на инвестиции и сроков окупаемости от степени проникновения и количества новых пользователей.

Все это подтверждает Гипотезу 2 — на эффективность и срок окупаемости инноваций в сфере дистанционного банковского обслуживания можно влиять путем изменения определенных факторов (в частности, степени проникновения систем дистанционного обслуживания, количества подключаемых клиентов, предоставления новых сервисов).

Обратимся теперь к схеме влияния дистанционного банковского обслуживания на эффективность экономики, которая была построена нами в первой главе. Эффективность инноваций в сфере дистанционного банкинга и сокращение сроков окупаемости инвестиций могут быть достигнуты главным образом за счет увеличения числа новых клиентов и предложения в рамках дистанционного сервиса широкого спектра банковских продуктов. Таким образом, банк, добиваясь эффективности инноваций, распространяет технологии дистанционного обслуживания. Это, в свою очередь, облегчает бизнесу доступ к глобальной финансовой инфраструктуре, выводит его на новые рынки и упрощает взаимодействие бизнеса с государством.

Расширение набора банковских продуктов, предоставляемых банком дистанционно, создает возможности для внедрения ориентированных на клиента решений. Это увеличивает гибкость управления финансами предприятий, что, в свою очередь, повышает оборачиваемость денежных средств. Автоматизация электронных расчетов, сопутствующая внедрению систем дистанционного банкинга, обеспечивает нетто-расчеты между покупателям и продавцами и тем самым повышает уровень ликвидности в экономике.

Сокращение стоимости транзакций как для банка, так и для клиентов, и увеличение их эффективности, в соответствии с составленной схемой, выводит издержки денежного обращения за рамки реального сектора экономики и тем самым позволяет бизнесу сосредоточить время и капитал на основных бизнес-процессах и производственной деятельности.

Наконец, любой банк, который ценит свою репутацию среди клиентов — а в сфере дистанционного банковского обслуживания репутация банка играет важнейшую роль — будет принимать все меры для ее поддержания на высоком уровне, в конечном итоге увеличивая доверие к банковской системе в целом. Таким образом, в банковскую систему будет привлекаться больше людей, что, в свою очередь, увеличит количество средств на банковских счетах, а это обеспечит необходимый капитал для развития производства и экономического роста.

Таким образом, подтверждается наша Гипотеза 3 — эффективное управление инноваииями в сфере дистанционного обслуживания содействует увеличению эффективности экономики.

В целом, можно говорить о перспективности и среднесрочной прибыльности внедрения систем дистанционного обслуживания. Однако, для достижения максимальной эффективности инноваций необходимо:

— наличие достаточного количества клиентов;

— предоставление через системы дистанционного банковского обслуживания широкого спектра банковских продуктов;

— маркетинговые усилия по продвижению системы среди клиентов;

— поддержание высокого уровня предоставляемых услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон от 02.12.1990 № 395−1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 03.02.96 № 17-ФЗ, от 31.07.98 № 151-ФЗ, от 05.07.99 № 126-ФЗ, от 08.07.99 № 136-Ф3).
  2. Положения Банка России от 9.04.98 № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».
  3. Указание Банка России от 9.04.99 № 536-У «Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов».
  4. Постановление Госкомстата Российской Федерации от 27.07.2006 за N 42 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью в области науки, инвестиций и труда на 2007 год» (в редакции от 15.09.2006).
  5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период 2006 2008 годов. Утвержденна Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 года.
  6. Е. Н. Логистизация потребительского рынка на основе технологии пластиковых карт : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Самара, 2001 195 с.
  7. В.М. Инвестиционный анализ. М.: Дело, 2004
  8. Ю.Апеков А. В. Управление системой безналичных расчетов по банковским картам в социальной сфере и агропромышленном комплексе Электронный ресурс.: На примере Кабардино-Балкарской Республики: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05,08.00.10,2000.
  9. В. Интернет задача на завтра // Эксперт — 2001. — № 11. — С. 3239.
  10. Л.А., Соколов Д. В., Франева Л. К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛЭФИ, 1991.
  11. Банковское дело: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина М.: Финансы и статистика, 2000. — 567с.
  12. М.Белоглазова Г. Н. Современный банковский бизнес. Ответы на вызов нового времени // Проблемы современной экономики. № 1.
  13. О. Г. Информационные резервы повышения качества услуг интернет-банкинга. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 .-М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
  14. Дж. Наука в истории общества. М.:ИЛ, 1956., С.ЗО.
  15. Ю.В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ. М.: «Издательство Юнити-Дана», 2001.
  16. К. Интернет-банкинг как часть розничного бизнеса. // Банковское обозрение, № 10.-2004.
  17. А. Энциклопедия MForum: «Мобильный банкинг» (m-banking) банковский офис в вашем телефоне. Обзор / MForum.ru
  18. Дж. Инвестиции в ИТ // Директор ИС/ 2001.- № 6. — С. 24−30.
  19. Р. Информатизация крупнейших банков: честный взгляд. / ИТ в банках и страховых компания. // Материалы Cnews Analytics, 31.10.2003.
  20. К. В FCN платят через PayCash. // Деловая панорама, № 4, 2000.
  21. К. Интернет-торговля должна набрать вес. // Деловая панорама, № 4,2000.
  22. К. Петербургские разработчики выводят платежи в Интернет. // Деловая панорама, № 4, 2000.
  23. М. Заплати через мобильник. «Открытые системы».
  24. А. Перспективы развития российского рынка финансовых Интернет-услуг. // Журнал «eCommerce World», № 3, 2000 год.: -Издательство «Открытые системы».
  25. А. В., Катькало В. С. Новые тенденции в концептуализации стратегического управления инновациями. // Российский журнал менеджмента, № 4,2004. С. 59−66
  26. А. В. Пластиковые карты: принципы построения платежных систем / А. В. Вавилов, И. И. Ильин. М.: ЕВРОПЕУМ- ПРЕСС, 1999
  27. С.В. Управление инновационным бизнесом. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-343 с.
  28. Я. Что мешает развитию интернет-банкинга. // Финансовые известия, 23.06.2004.
  29. ЗЬВендров A.M. Case-технологии: Соврем, методы и средства проектирования информ. систем / A.M. Вендров. М.: Финансы и статистика, 1998
  30. B.C. Типология банковских инноваций / B.C. Викулов // Фин. менеджмент. 2004. — № 6. — С. 75−82. — Библиогр.: 4 назв.
  31. Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со словац. М.: Экономика, 1989. — 167 с.
  32. Волынский В. SmartVista — новые возможности формирования портфеля банковских продуктов // Банковские технологии. 2002. № 4.
  33. Д. В. Моделирование и оценка рисков банковских операций с пластиковыми картами : Дис. канд. экон. наук: 08.00.13. М., 2003
  34. А.С. Юридический статус электронных денег и электронных платежных систем // Бизнес и банки. -2003. № 15
  35. JI.M. Статистика науки инноваций: краткий терминологический словарь. М., 1996. — 290 с.
  36. М. Управление рисками в сфере электронных банковских услуг. // Журнал «eCommerce World», № 4, 2001 год.: Издательство «Открытые системы».
  37. Грачева М. В Электронные банковские услуги: особенности управления рисками. // Банковские технологии. 2002. -№ 6. — С. 21−25.
  38. М.В. Центральные банки в эпоху электронных денег: потеря былого могущества? // Мир электронной коммерции. 2000. — № 10, -2001.- № 1, № 2. Электронная публикация.
  39. В.Ф. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — 2-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2001. — 152 е.: ил.
  40. Дельберг JL, Павлов О. Как микропроцессорная карточка принесет прибыль банку? // Сайт BGS SmartCard Systems 2002.
  41. Ю. Спецификации ЕМУ и будущее платежных систем // Сайт BGS SmartCard Systems. 2002.
  42. М.О. Методы оценки эффективности интернет-теннологий в коммерческих банках: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10 .-М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
  43. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.
  44. М. С. Пластиковая карта как инструмент безналичных расчетов в России : Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.10 Моск. гос. соц. ун-т. М., 2004
  45. М. А. Расчет эффективности предоставления розничных услуг. 2001.
  46. Европейцы все активнее пользуются услугами интернет-банков. // Материалы Cnews Analytics, 01.04.2003.
  47. Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе эконо мики: Учебное пособие. М: Финансы и статистика, 2003.
  48. П.А. Интернет-банкинг как один из способов дистанционного банковского обслуживания. Электронная публикация, http://www.deeplace.md/rom/section/95/).
  49. В.В. «Банковские услуги в Интернет». Электронная публикация, (http://www.e-commerce.ru/biz tech/implementation/inet services/bank service. html)
  50. Н. В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке. М.: БДЦ-пресс, 2003
  51. С. Перспективы платежных систем на рынке В2 В России. / Информационные технологии в банковской сфере. // Материалы Cnews Analytics, 22.04.2004.
  52. Н. Инновационная сфера: итоги столетия. 2001 г.
  53. В.В., Кузык Б. Н. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? / В. В. Ивантер, Б. Н. Кузык М.: Институт экономических стратегий, 2005. -144 с.
  54. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, JI.M. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 327 с.
  55. Инновация как объект гуманитарного исследования в образовании. \ Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Коллективная монография под ред. Г. Н. Прозументовой. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002.
  56. Интервью главы российского представительства международной платежной системы MasterCard Андрея Королева. Агентство «Прайм-ТАСС». 2002.16 июля.
  57. Интервью директора управления банковских карт Сбербанка России Андрея Соболева // Агентство «Прайм-ТАСС». 2002. 7 июня.
  58. Интервью старшего вице-президента VISA СЕМЕА Ивана Ремшика // Агентство «Прайм-ТАСС». 2002.14 марта.
  59. Интернет-банкинг: медленно, но верно. Обзор рынка услуг в России, Европе и США. // Материалы Cnews Analytics, 22.04.2002.
  60. А. Исследование целевых рынков использования систем интернет-банкинга в банках Иркутска. // Мир карточек. 2002. — № 5.
  61. М. Зачем банку смарт-карточки EMV? // Мир карточек. 2001. № 5.
  62. P.B., Базоев С. З. Управление акционерной стоимостью. М.: изд-во «ДМК ПрессГод», 2002.
  63. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М: Экономика, 2002.- с. 382−383.
  64. Д. А. Развитие онлайновых банковских услуг в экономически развитых странах и России. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, № 2. 2001.
  65. Д. А. Современные формы дистанционного банковского обслуживания физических лиц. СпбГУ
  66. К.М. Управление эффективностью внедрения информационных технологий подготовки производства на основе оценки системных свойств конкурентоспособности : Дис.. канд. экон. наук: 05.02.22, 08.00.05. Ижевск. 2004.
  67. К. М., Рейнор М. Е. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  68. О. В. Системы безналичных расчетов с использованием платежных карт: мировой опыт и Россия: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.14, 08.00.10 Москва, 2004.
  69. Кто победит банки или мошенники? // Мир карточек. 2002. № 1. С. 24−26
  70. В. Маркетинг смарт-карточек и безопасность // Мир карточек. 2001. № 3.
  71. .Н. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва/Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Издательство „Экономика“», 2005. -624 с.
  72. А., Интернет-банкинг: смена ориентиров или второе дыхание? // Бизнес online. 2001. — № 10.
  73. В. Г. Маркетинг пластиковых карт в банке: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10 Москва, 1997.
  74. С. JI. Развитие систем расчетов с использованием банковских пластиковых карт в Российской Федерации : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10. Иркутск, 2003.
  75. Е. Банковские инновации на развивающихся рынках. // Банковская практика за рубежом. 2007, № 7.
  76. О.Н. Формирование инновационных сетей как условие реструктуризации банковского сектора экономики. // Пятая Санкт-Петербургская Ассамблея молодых ученых и специалистов. Тезисы докладов. СПб., 2000 224 с.
  77. Э.А., Маркарьян С. Э., Герасименко Г. П. Управленческий анализ в отраслях. М.: МарТ, 2004.
  78. К., Смирнова Е. Оценка рынка технологий удалённого банковского обслуживания // www.bankir.ru
  79. Д.А. Оценка эффективности проектов развития информационных систем : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05.Владимир, 2004.
  80. О. Сорок лет спустя. Российский рынок пластиковых карт на подъеме // Эксперт. 2001, № 15.
  81. А.И. Теория экономических информационных систем. М. -Финансы и статистика, 2005.
  82. Модели и эффективность банковского обслуживания с использованием пластиковых карт/ Соколов Е. В., Немтинов С. И., Елисеев А. А. -М.: Издат. дом Мелап, 2002.
  83. И.П. Инновационный процесс. СПб., 1995.
  84. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 446 с.
  85. В. В. Материалы к совещанию по проекту процессингового центра. 2001.
  86. В. «Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации. // Ecommerce World.-2000. № 7
  87. В.К. Учет и операционная техника в банках. Техника и учет расчетов банковскими картами: Учеб. пособие для вузов Немчинов
  88. В.К., Рудакова О. С., Подольский Д.В.- М- во образования Рос. Федерации. Всерос. заоч. финансово- экон. ин-т. М.: Финстатинформ, 2002
  89. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях / Херберт Нойбауэр. // Пробл. теории и практики упр,-2002.-№ 3,-С. 62−67.
  90. Опросы „Интернет в России“, выпуск 6, 2003−2004 год. / Фонд „Общественное мнение“, www.fom.ru99.0рлова Е. В. Пластиковые карты. Учет и налогообложение Е. В. Орлова Учет и налогообложение. М.: Налог-Инфо: Статус- Кво 97, 2005
  91. И. Банкоматы забирают деньги. // Финанс. 2003. — №
  92. И. Российский i-banking: достижений меньше, чем проблем // Финанс. 2003. — № 24
  93. Ю. Информационные технологии „на вес“. // Цифровой мир, № 8 (24) // Эксперт, 2002, № 39.
  94. Пластиковые карточки. Руководство для пользователей А. А. Андреев, А. Г. Морозов, Ю. В. Селиванов, В. JI. Торхов М.: Концерн „Банк, деловой центр“, 1998.
  95. Пластиковые карты Быстров JI. В. и др. М.: БДЦ-пресс, 2005.
  96. Пластиковые карты. М.- Издательская группа „БДЦ-Пресс“, 1999.
  97. А.И. Управление деятельностью кредитных организаций (банковский менеджмент). М.: Юристь, 2002.
  98. Ю7.Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин. М.: Политиздат, 1989. 271 с.
  99. М. Интернет-банкинг в России: обделенные „частники“. // Материалы Cnews Analytics, 31.10.2003.
  100. М. Интернет-банкинг: медленно, но верно. Обзор рынка услуг в России, Европе и США. // Материалы Cnews Analytics, 2204.2002.
  101. Российские банки заинтересовались интернетчиками. // Материалы Cnews Analytics, 29.04.2004.
  102. Россию ожидает Интернет-бум. // РосБизнесКонсалтинг, 2705.2003, www.rbc.ru.
  103. Т. Б., Мирошкина О. В. Пластиковые карты. — М.: Гелкос АРВ, 2005.пз.Самылина Е. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации. Электронная публикацияhttp://www.advocacy.ru/pub/innovacii.pdf.
  104. . Инновация как средство экономического развития. М.: „Прогресс“, 1990.
  105. Синки Джозеф Ф. Управление финансами в коммерческих банках. -М.: Изд-во „Catallaxy“, 1994.
  106. И. В. Формирование гибких структур управления в экономической системе мобильной связи : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Пенза, 2004.
  107. . Электронный банкинг в Европе: опыт и проблемы. // Мир карточек, № 5−6 2003.
  108. В. Банки и Интернет. Электронная публикация (http://www.i2r.ru article. shtml?id= 103).
  109. В. Сотовая связь в России на мировом фоне. Материалы Cnews Analytics, 17.12.2003.
  110. И.А. Правовое регулирование операций с банковскими картами / И. А. Спиранов. М.: Интеркрим- Пресс, 2000.
  111. Е.Н. Бизнес-план. Управление инвестиционными проектами. М.: Ось-89, 2001.
  112. С. С. Мобильные деньги как средство осуществления расчётов в информационной экономике. Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2003.
  113. С. А. Системный анализ, методы и средства обеспечения безналичных расчетов на основе пластиковых карт : Автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.13.01 Сам. гос. техн. ун-т. Самара, 2001
  114. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
  115. Ю. В. Пластиковые карты: история, особенности маркетинга Ю. В. Темный, JI.P. Темная, Т. В. Панькова — М-во образования Рос. Федерации, Кам. гос. политехи, ин-т. Набережные Челны: КамПИ, 2004.
  116. А. Виртуальный банк: стратегия реального бизнеса. // Эксперт, № 47. 1999.
  117. В. М. Банковские пластиковые карточки В. М. Усоскин. М.: Изд.- произв. центр „Вазар- Ферро“, 1995
  118. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. -СПб: Питер, 2004.ш.Чезборо Г. У., Тис Д. Дж. Организационные формы инноваций: когда виртуальная корпорация эффективна? Российский журнал менеджмента (1). 2003: 123−136.
  119. О. В. Экономические условия применения пластиковых карточек в системе безналичных расчетов и кредитования в Российской Федерации : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01. М., 1999
  120. А.Г. Интернет-коммерция новый сектор экономики XXI века / А. Г. Чесноков // Экон. наука соврем. России. — 1999. — № 4. — С. 106−112.
  121. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. — М.: Изд-во „Год“, 2002.
  122. Что такое E-banking. Электронная публикация http://www.susanin.com/tops.phtm.
  123. Н.Э. Совершенствование механизма управления инновационным развитием промышленного предприятия. Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Восточно-Сибирский гос. тех. ун-т. 2006.
  124. А.С. Экономические и финансовые риски: Оценка, управление, портфель. — 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2004.
  125. У.Ф., Александер Г. Дж., Бейли Дж.В. Инвестиции. -М.: „Инфра-М“, 1998.
  126. И. Теория экономического развития. М.:Прогресс, 1982.мо.Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика: 1995.
  127. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. -М.: ЗАО „Изд-во „Экономика““, 2003. -441 с.
  128. Ю.В. Эпохальные инновации XXI Века. — М.: Экономика., 2004.143. 18 to 34 Year-Olds: Behavioral Analysis Dedicated to representing the highest standards in Internet publishing 11 www. online-publishers.org
  129. Adrian B. Digital Insight’s AXIS dispels myths about ASPs. Gartner Research, Inc. 2004
  130. After the hype E-commerce payments grow up. // Federal Reserve bank of Philadelphia or The Federal Reserve system. 2003.
  131. APEC Working Group On Electronic Financial Transactions Systems (E-FITS). Final Report 26 July 2002
  132. B. Adrian. .Digital Insight’s AXIS Dispels Myths About ASPs. Products, P-23−1573 Research Note. 27 августа 2004
  133. Barry C. Ranking the Vendors of Small Business Banking: Segmenting the Client Base. Digital Insight’s AXIS cash management platform profile. // Celent Communications. 2003. www.celent.com
  134. Barry C. Ranking the Vendors of Small Business Banking: Segmenting the Client Base. Материалы Celent Communications. Апрель 2003 г. www.celent.com
  135. Bollen R. Copyright in the Digital Domain
  136. Bonasia J. Firms Build Interest In Internet Banking // Investor’s business daily, 2 июля 2003 г.
  137. Bonasia J. Firms build interest in internet banking. // Investor’s business daily.- 02.07.2003. www.investors.com
  138. Brittan P. Software projects~ROI balancing acts. ZDNet, November 13, 2003.
  139. Cachon G. P. Supply chain coordination with contracts. The Wharton School of Business, University of Pennsylvania. 2001. http://opim.wharton.upenn.edu
  140. Chi E. Evaluation of micropayment schemes. 13.01.1997
  141. Claessens S., Glaessner Т., Klingebiel D. Electronic Finance: Reshaping the Financial Landscape Around the World. //
  142. Costello D. Mobility and micropayment // Zafion (Mobile Payments Consultancy) 2003 r.
  143. Dee Bruce Sun, Banking Industry in the Networking Economy // China Construction Bank, Beijing, China, 20 апреля 2001 г.
  144. Dorman J. C. Ceo/Company interview // The Wall Street transcript. 31 января 2000 г. 161. eBanking Strategies in Europe 2003. // Datamonitor report. -Datamonitor. 2003. www.datamonitor.com/financial
  145. Electronic money: consumer protection, law enforcement, supervisory and cross border issues. // Report of the working party on electronic money. Bank for international settlements, international monetary fund. 1997.• Http://www.bis.org
  146. Electronic payment system- accountability guidance. Centre for Tax Policy and Administration — 2002.
  147. E-payments without frontiers. // issues paperfor the ecb conference. 10 ноября 2004 г.
  148. Essayan M., Rutstein C., Wetenhall P. Activate and Integrate: Optimizing the Value of Online Banking / Opportunities for Action in Financial Services. // The Boston Consulting Group, Inc. 2002 www.bcg.com
  149. Famulla R. Point of view ideas that create the future // www.accenture.com.
  150. Fischmeister S., Vigna G., Kemmerer R. A. Evaluating the security of three java-based mobile agent systems. Department of Computer Science University of California. — 2004. cs.ucsb.edu
  151. Fitch IB С A // http://www.fitchibca.com.
  152. Fonseca I., Katkov N. Sang Lee. Lending Solution Vendors in the U.S. Материалы Celent Communications. Март 2003 г. www.celent.com
  153. Furst К., Lang W. W., Nolle D. E. Internet banking: developments and prospects. Economic and Policy Analysis Working Paper 2000−9 // Office of the Comptroller of the Currency. 2000.
  154. Ginovsky J. Internet Consumer Lending. Do It, But Do It Right. // The Biweekly Newspaper of the American Bankers Association Volume 10, Issue 22.
  155. Global dialogue electronic safety and soundness». // The World Bank. -10.09.2003
  156. Gordon-Lathrop S. Proximity payments the quiet revolution in electronic payments // Visa International Services Association, 2003 r.
  157. Gormez Y., Budd C.H. Electronic money free banking and some implications for central banking // The Central Bank of the Republic of Turkey, Research Department, март 2003
  158. Guerin D. Fraud in electronic payments. // Trintech group pic. 2003. www.trintech.com
  159. Hansmann U. Smart card application development using Java / Uwe Hansmann, Martin S. Nicklous, Thomas Schack, Frank Seliger Многофункциональное использование пластиковых карточек. Berlin etc.: Springer, Cop. 2000
  160. Humphrey D., Willesson M., Bergendahl G., Lindblom T. Cost savings from electronic payments and ATMS in Europe // Working Paper NO. 0316: — Federal Reserve bank of Philadelphia, август 2003 г.
  161. Implications for central banks of the development of electronic money. Bank for international settlements. 1996. Http://www.bis.org
  162. Integrating back office and online systems factsheet. // Department of Trade and Industry, www.dti.gov.uk
  163. Internet banking technology risk management guidelines. Version 1.2 // The Monetary Authority of Singapore, сентябрь 2002 г.
  164. Internet banking vendors: escaping the doldrums. Celent Communications. — 2003. www.celent.com
  165. Internet Banking Vendors: Escaping the Doldrums. Материалы Celent Communications. Октябрь 2003 г. www.celent.com
  166. Issing О. New Technologies in Payments: A Challenge to Monetary Policy // Lecture to be delivered at the Center for Financial Studies Frankfurt am Main, 28 июня 2000 г.
  167. Jansen К. Changing Profitability Drivers In Banking // Western Independent Bankers, июнь/июль 2004 г.
  168. Johnson D. Internet banking profitability: promise or pipe dream // ABA US Banking. 2002.
  169. Johnson D. Internet banking: is it offense or defense // ABA US Banking. 2002.
  170. Jones R. Micropayment Architectures. // The NuVantage Group. 2001. http://www.nuvantage.com/
  171. Kamppari S. Business models in m-services. // S-38.042 Seminar on Internet pricing and charging. MS MobileService Consulting. — 2003.
  172. Kaushik P. D. TRIPS: IPR Regime for the Digital Medium // FellowRajiv Gandhi Foundation
  173. Kearney A.T. Mobinet Index #5. // University of Cambridge 2002.
  174. Kerem K. Internet Banking in Estonia // PRAXIS Center for Policy Studies, 2003 r.
  175. Latter T. Implications of e-commerce for the banking and monetary system. // Conference on China in the New Millennium: WTO,
  176. Entrepreneurs, and New Technology for Global Trade in Nansha, 24 марта 2000 г.
  177. Li H., Ward R., Zhang H. Risk, Convenience, Cost and Online Payment Choice: A Study of ebay Transactions. // Georgia Institute of Technology.
  178. Lieberman K. Hacks happen are you ready? // Visa international. www.visa.com
  179. Lustsik 0. Can e-banking services be profitable? // Tartu University Press. -2004.
  180. Management and supervision of cross-border electronic banking activities. // Basel Committee on Banking Supervision. Bank for international settlements. 2003.
  181. Marenzi O., Hickman M., Dehler L. Is internet banking profitable? // Celent Communications. 2000.www.celent.com
  182. T. // A buyer’s guide to IT value methodologies // CIO, July 15, 2002.
  183. Michael d. C., Sutherland g., Lang n. S. Digital dragons: how asia-pacific's large companies can generate real value from consumer e-business. // The Boston Consulting Group, Inc. 2001. www.bcg.com
  184. Mobile commerce. Winning the on-air consumer. // The Boston Consulting Group, Inc. 2000 www.bcg.com
  185. Number of europeans using e-banking channels, 1999−2004. // Datamonitor. 2003.
  186. Olson E., Trascasa C., Essayan M. Customization: making real money in a virtual world. Opportunities for action in financial services. // The Boston Consulting Group, Inc. 2001 www.bcg.com
  187. Online Banking Adoption In The US, 2001 2005. // Celent Communications. — 2003.
  188. Online banking and the high cost of customer technical support: You can’t support, а Ц transaction with a $ 10 phone call // A SafeHarbor white paper, www.safeharbor.com
  189. Online banking by the numbers. // OBR special report seriesnew. -2004. Www.onlinebankingreport.com
  190. Online banking. Factsheet. Department of Trade and Industry of UK. -2004. www.dti.gov.uk/bestpractice
  191. Payment and securities settlement systems in the european union. Blue book. // European Central Bank, frankfurt am main, germany, апрель 2004.
  192. Perumal V., Shanmugam B. Internet Banking: Boon or Bane? // Monash University Malaysia. JIBC. -2003.
  193. Pihl T. Analysis of Estonian IT Sector Innovation System: Estonian ICT cluster: Present State and Future Outlooks. // Archimedes Foundation.-2002.
  194. Qualisteam // http://www.qualisteam.com
  195. Radu C. Implementing electronic card payment systems. // Artech House, www.artechhouse.com
  196. Reid M. Multi-application smart cards ready for primetime. // Visa International Services Association. — 2003.
  197. Report on electronic money. European Central bank. — 1998. Http://www.bis.org
  198. Report on Electronic Money. European Central Bank. Frankfurt am Main. August 1998, p. 7.
  199. Retail Internet Banking // Informa Research Services, 2003 r.
  200. Risk management for electronic banking and electronic money activities.: Basle committee on banking supervision. 1998. Http://www.bis.org
  201. Risk management principles for electronic banking. // Basel Committee on Banking Supervision. Bank for international settlements. 2003.
  202. R. S., Spencer W. J. (eds). 1996. Engines of Innovation. Harvard Business School Press: Boston, MA.
  203. Rutstein C., Whitt J. Online bill payment: A path to doubling profits. Opportunities for action in financial services // The Boston Consulting Group, Inc. 2003 www.bcg.com
  204. Schapp S., Cornelius R. D., U-Commerce: Leading the new world of payments // Visa International
  205. SECURITY OF ELECTRONIC MONEY // Report by the Committee on Payment and Settlement Systems and the Group of Computer Experts of the central banks of the Group of Ten countries. Bank for International Settlements. -1996. Http. V/www.bis.org
  206. Setting the standard //Visa International Services Association. 2003.
  207. Small Business Internet Banking // Informa Research Services, 2003 r.
  208. Study on Electronic Payment Systems. Volume I: Main Report. // Institute for Prospective Technological Studies (IPTS) European Commission, Joint Research Centre, Seville, Spain, май 1999.
  209. Tan Khee Giap. The impact of information technology on banking and finance in Asia. // Central banking policies research unit nanyang technological university, Singapore The third Asia development forum.
  210. The future of retail electronic payments systems: industry interviews and analysis // Board of Governors of the Federal Reserve System, Staff Study 175, декабрь 2002 г.
  211. The virtuous circle: electronic payments and economic growth. // Visa International Global Insight, Inc., июнь 2003 г.
  212. Thuan J.-C. The new Customer-Bank relationship model. Tema School Reims Management School Group. 2003.
  213. Turner P. S., Wunnicke D. B. Managing the risks of payment. John Wiley & Sons, inc.-2003.
  214. U-Commerce: electronic payments, economic growth, and financial efficiency. // United Nations conference on trade and development financing. Visa International. — 2002.
  215. Vigna G. Mobile agents: ten reasons for failure.- Department of Computer Science University of California. 2004. cs.ucsb.edu236. www.fincen.gov
Заполнить форму текущей работой