Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка информационной образовательной среды на основе деятельностного подхода: Для системы повышения квалификации педагогических кадров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показывает, что при использовании инновационными движениями средств и специализированных инструментов ИОС число их участников в значительной степени возрастает, что в свою очередь ведет к более широкому распространению инновационных образовательных практик в системе общего образования региона. Реализованная модель информационной образовательной среды является динамически изменяющимся проектом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Структура, принципы и особенности информационных
    • V. образовательных сред в практике Российского и зарубежного образования
      • 1. 1. Феноменология информационных образовательных сред
      • 1. 2. Компоненты информационных образовательных сред в контексте масштаба использования и методологических оснований
      • 1. 3. Инновационные технологии и деятельностная педагогика в информационной образовательной среде системы повышения квалификации
      • 1. 4. Примеры реализации информационных образовательных сред в Российской и зарубежной образовательной практике
  • Глава 2. Модель информационной образовательной среды системы повышения квалификации работников образования на основе деятельностного подхода
    • 2. 1. Особенности краевой образовательной политики. Принципы, функциональные роли и требования к построению информационной образовательной среды
      • 2. 1. 1. Принципы построения ИОС
      • 2. 1. 2. Функциональные роли подсистем ИОС.'
      • 2. 1. 3. Система требований к ИОС
    • 2. 2. Системная модель ИОС на уровне подсистем и процессов
  • Глава 3. Реализация модели информационной образовательной среды для системы повышения квалификации Красноярского края
    • 3. 1. Влияние ИОС на инновационную деятельность. д
    • 3. 2. Автоматизированные инструменты системы общего образования
    • 3. 3. Обеспечение функционирования подсистем ИОС
      • 3. 3. 1. Разработка инструментальных средств ИОС
      • 3. 3. 2. Обучение участников среды
      • 3. 3. 3. Автоматизация учебной работы СПК
      • 3. 3. 4. Дистанционное повышение квалификации

Разработка информационной образовательной среды на основе деятельностного подхода: Для системы повышения квалификации педагогических кадров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Информатизация современного Российского общества ставит перед системой образования задачи, в решении которых система повышения квалификации (СПК) занимает одно из значимых мест. Именно перед СГЖ ставится задача научить педагогов профессиональным способам работы в новой ситуации — информатизации образовательных процессов.

Широкому использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании препятствует не только малое количество ИКТ-грамотных педагогов, но и недостаточный приток в систему образования молодых специалистов. Задачу внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс усложняет как увеличение среднего возраста педагогических работников, так и низкий уровень ИКТ-компетентности у сельских педагогов. И это притом, что одним из приоритетных направлений развития образования является информатизация. Основная причина такой ситуации — отсутствие методической и научной базы для работы с информационными технологиями, отсутствие, как таковой, информационной образовательной среды в системе повышения квалификации.

Красноярский край традиционно является территорией, где активно используются и распространяются инновационные образовательные практики. В настоящем исследовании информационные и коммуникационные технологии отнесены к категории инновационных. Благодаря развитию инновационных движений СПК края имеет два четких направления: первое направление ориентировано на поддержку педагогов в рамках профессиональных норм, второе — на развитие новых образовательных технологий. Наличие этих направлений задает вектор развития системы общего образования в целом на уровне региона, а информационные технологии призваны удовлетворять информационные потребности и обеспечивать условия повышения их эффективности. В условиях информатизации образования информационная потребность в СПК представляется ключевой. Существует также потребность с минимальными издержками в условиях географической разобщенности организовывать деятельность педагогов края, формирующих основу педагогических инновационных движений, поскольку традиционные очные сборы на конференции, семинары, дискурсы являются затратными.

Очевидным шагом развития в организации как традиционной, так и инновационной образовательной деятельности может служить создание информационной образовательной среды, являющейся как средством решения проблемы коммуникации, так и базой для организации и информационного обеспечения деятельности работников образования.

Проблеме информатизации образования посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: Бешенкова С. А., Ваграменко Я. А., Гаврилина А. В., Гершунского Б. С., Глушкова В. М., Денисовой A.JI., Ершова А. П., Кузнецова А. А., Кузнецова Э. И., Машбица Е. И., Монахова В. М., Лапчика М. П., Разумовского В. Г., Роберт И. В., Пейперта С., Первина Ю. А., Смоляниновой О. Г., Уварова А. Ю. и др.

Концептуальные основы деятельностного подхода описаны в работах Г. П. Щедровицкого, П. Г. Щедровицкого, В. П. Зинченко, Б. А. Грушина, О. И. Генисаретского и др. Вопросы автоматизации и машинизации деятельности людей были описаны в работах Ю. Ф. Гущина, А. А. Пископпеля, Г. П. Щедровицкого, И. В. Жежко. На основе деятельностной парадигмы выстроены такие инновационные движения в образовании, как: развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. И. Адамский, Б. И. Хасан, JI.B. Занков и др.), индивидуально ориентированная система обучения (А.А. Ярулов, М. В. Минова и др.), коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко, М. А. Мкртчян и др.).

В последнее время учеными проводились исследования в области подготовки специалистов (в практике высшей школы) к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности работы Денисовой A. JL, Кузнецова Э. И., Киселева Г. М. и др.), формирования информационной образовательной среды ВУЗа (Захарова И.Г. и др.) и системы образования (Андреев А.А., Солдаткин В. И. и др.), моделирования информационной технологии подготовки и повышения квалификации преподавателей профессиональных учебных заведений (Астафьева Н.Е., Солопова Н. К. и др.). Однако, несмотря на достижения в отмеченных областях, в системе повышения квалификации в настоящее время на федеральном и региональном уровнях, как правило, отсутствует целостная информационная образовательная среда, обеспечивающая развитие коллективной деятельности и обеспечивающая условия формирования сетевых сообществ профессионалов.

Анализ состояния СПК позволяет сделать вывод, что использование средств ИКТ и сетевых инструментов в организации деятельности подразделений не стало общепринятой культурой или нормой.

Подготовка специалистов высокой квалификации в СПК потребовала концептуального обоснования вопросов организации информационной образовательной среды и внедрения специализированных средств информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на решение задач информатизации системы общего образования.

Научные разработки последних лет, посвященные информатизации и информационным образовательным средам (ИОС), в большинстве случаев уделяют недостаточно внимания системе повышения квалификации, а зачастую и вовсе оставляют ее без внимания. В подобных подходах, как правило, рассматриваются способы решения кадровых проблем, в то время, как в большинстве уже организованных систем отсутствуют специализированные сервисы для СПК. Это обстоятельство послужило основанием для разработки модели информационной образовательной среды СПК, как одного из базовых условий развития общего образования в Красноярском крае. Разработка средств ИКТ и обеспечение профессиональной деятельности учителя в системе повышения квалификации должны осуществляться при надлежащем научно-методическом обосновании с опорой на теоретическую модель информационной образовательной среды для СПК.

Проблема настоящего исследования определена разрывом в системе общего образования между накопленным потенциалом инновационных движений, развивающих передовые методики обучения, и невозможностью массового распространения таких методик в силу отсутствия информационной образовательной среды в системе повышения квалификации, обеспечивающей накопление результатов деятельности инициативных движений, а также быстрое и широкое распространение методик среди работников образования.

Цель исследования состоит в разработке теоретических принципов и модели информационной образовательной среды для системы повышения квалификации работников образования, обеспечивающей решение задач самообразования педагогов и их непрерывного повышения квалификации и поддерживающей сетевые сообщества инициативных движений в общем образовании.

Объектом исследования является система повышения квалификации педагогических кадров, а его предметом — принципы и функциональные модели информационной образовательной среды для нужд системы повышения квалификации педагогических кадров.

Гипотеза исследования заключается в том, что если систему повышения квалификации педагогических кадров строить на основе информационной образовательной среды, в методологическое основание которой заложен деятельностный подход и которая предоставляет педагогам:

1. новые инструменты, формы и методы повышения квалификации, адекватные происходящим процессам,.

2. условия для сетевой соорганизации посредством Интернет технологий,.

3. возможность реализации в учебно-воспитательном процессе этого подхода, тогда произойдет ее развитие, адекватное происходящим инновационным образовательным процессам региона.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом, в исследовании решались следующие задачи:

1. Разработка теоретических и методических принципов, требований к построению информационной образовательной среды.

2. Описание и создание технологической модели информационной образовательной среды для системы повышения квалификации на основе деятельностного подхода.

3. Практическая реализация и апробация модели информационной образовательной среды в работе Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.

4. Анализ методических материалов, теоретических разработок, информационных источников по теме исследования.

5. Анализ отечественного и зарубежного опыта создания и использования информационных образовательных сред в повышении квалификации работников образования.

Теоретическими основами исследования являются концепции деятельностной педагогики (А.П. Зинченко, • Г. П. Щедровицкий, П. Г. Щедровицкий и др.) — образовательных сред (Г.Ю. Беляев, Ю. Н. Кулюткин, С. В. Тарасов и др.) — информационных образовательных сред общего и вузовского образования (А.А. Андреев, Ж. Н. Зайцева, О. А. Ильченко, И. Г. Захарова и др.) — теория открытых систем (Н.Н. Моисеев, И. Пригожин, Г. Хакен, А. И. Уемов и др.) — теоретические и практические разработки психолого-педагогических проблем использования современных информационных технологий в обучении (В.П. Беспалько, А. Г. Гейн, Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко, М. П. Лапчик, И. В. Роберт, Э. Г. Скибицкий, O.K. Тихомиров и др.) и теория формирования информационной среды учебных заведений (А.А. Андреев, Ю. Н. Афанасьев, В. В. Рубцов, И. К. Шалаев, В. А. Ясвин и др.).

Существенное значение в разработке принципов и требований к ИОС имели положения о сущности педагогического процесса (Ю.А. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев и др.) — о принципиальных основах формирования содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.).

Большое влияние на построение модели обучения посредством ИОС оказали исследования особенностей внедрения информационно-коммуникационных технологий в краевую образовательную систему, проведенные А. В. Гаврилиным, Д. Ю. Черниковым и др., а также теоретические исследования вопросов использования информационной технологии обучения, разработанные А. А. Андреевым, С. А. Бешенковым, Е. П. Велиховым, А. Л. Денисовой, А. А. Кузнецовым, В. М. Монаховым, В. Г. Разумовским, И. В. Роберт, О. Г. Смоляниновой, В. И. Солдаткиным, А. Ю. Уваровым.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования:

1. Методы теоретического исследования: теоретический анализ педагогической, научно-технической литературы по проблеме исследованияобобщение, сравнение, — абстрагирование, моделирование.

2. Методы эмпирического исследования: анкетирование, обобщение педагогического опыта, разработка и опытная эксплуатация программных средств информационной образовательной среды.

3. Обработка статистических данныхграфическое представление результатов.

Опытно-экспернментальиая база исследования.

Работа проводилась с 2000 по 2004 год в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования, в которую были вовлечены педагогические работники учреждений общего и дополнительного образования. Использовался многолетний опыт работы по организации и использованию средств информационных технологий в учебном процессе Центра информатизации образования Красноярского краевого института повышения квалификации, школ г. Красноярска и краяпередовой опыт отечественной и зарубежной практики.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2000;2001 гг.) изучалось и анализировалось современное состояние исследуемой проблемы в теории и практике разработки ИОС. Были определены цель, объект и предмет исследования, сформулирована предварительная гипотеза, намечены задачи исследования и общие подходы к решению проблемы. Разработаны отдельные блоки модели информационной образовательной среды и определены способы их реализации. Намечены условия, обеспечивающие функционирование информационной среды в начальной стадии, организована опытно-экспериментальная работа в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования.

На втором этапе (2001;2003 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, цели и задачи исследования, разрабатывалась и апробировалась модель информационной образовательной среды для СПК, реализовывались отдельные компоненты ИОС, совершенствовалось ее инструментальное наполнение, разрабатывалисьметодические материалы, изучались потребности учителей в подготовке и повышении квалификации по проблемам информатизации и совершенствования учебно-познавательной деятельности посредством информационных технологий.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) была выполнена обработка полученных результатов, проведено обобщение исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации по внедрению результатов исследования, завершено оформление работы. Реализовывалась действующая модель ИОС.

Научная новнзна исследования состоит в: определении структуры и содержания информационной образовательной среды системы повышения квалификации, основанной на деятельностном подходеопределении содержания повышения квалификации работников образования для использования инструментов информационной образовательной среды в профессиональной деятельности и распространении инновационных инициативобосновании управленческих и организационных условий, обеспечивающих эффективность внедрения современной информационной образовательной среды в систему повышения квалификации педагогических кадров, поддерживающих инновационные педагогические движения.

Теоретическая значимость исследования.

Представлены основополагающие принципы, описаны функциональные роли, сформирована система требований к информационной образовательной среде на основе деятельностного подхода для системы повышения квалификации работников образования, а также определен набор фундаментальных подсистем ИОС.

Описана модель информационной образовательной среды на основе деятельностного подхода для системы повышения квалификации региона.

Практическая значимость исследования.

Разработано программное и методическое обеспечение системы подготовки педагогических кадров для работы с информационной образовательной средой, состоящее из модульных курсов повышения квалификации.

Создана действующая модель информационной образовательной среды, ориентированная на повышение квалификации и организацию деятельности педагогических кадров.

Разработана, лицензирована и включена в перечень курсовых мероприятий Красноярского краевого института повышения квалификации образовательная программа «Информационная среда образовательного учреждения», на основе которой подготавливаются специалисты системы общего образования, владеющие ИКТ инструментарием и способные создавать методические материалы и специализированные модули информационной образовательной среды.

Положения, выносимые на защиту:

1. Принципы, система требований, функциональные роли и фундаментальный набор подсистем информационной образовательной среды на основе деятельностного подхода для системы повышения квалификации работников образования.

2. Структура и функциональная модель информационной образовательной среды, ориентированной на поддержку инновационных педагогических движений в системе повышения квалификации педагогических кадров.

3. Системообразующие модули, составляющие технологическую основу информационной образовательной среды для системы повышения квалификации Красноярского края и направленные на развитие инициативных движений.

4. Содержание повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающее обучение работе с модулями информационной образовательной среды и обучение созданию модулей, развивающих функциональные возможности информационной образовательной среды.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования получили отражение в учебно-методических пособиях, программах курсов повышения квалификации, научных статьях, докладах и тезисах докладов. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на международных, Всероссийских, региональных конференциях:

Краевая научная конференция молодых ученых и студентов «Психолого-педагогическая наука для перспективных гуманитарных технологий» 2 апреля 2001 года, Красноярск;

Краевая научная конференция молодых ученых и студентов «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии» 17 апреля 2002 года, Красноярск;

IX Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление» 25−27 апреля 2002 года, Красноярск;

Международный семинар «Виртуальные сообщества (Wired communities)» декабрь 2002 года, Москва;

X Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика'2003» 14−17 апреля 2003 года, Санкт — Петербург;

X Всероссийская конференция «Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах» 2225 апреля 2003 года, Красноярск;

Научно — практическая конференция «Пространство социального развития ребенка в условиях модернизации образования» 21−23 апреля 2003, Красноярск.

Международная научно-методическая конференция «Развитие системы образования в России XXI века» 24−26 октября 2003 года: Красноярский государственный университет, Красноярск;

Всероссийский научно-методический семинар «Спутниковые технологии в школе» 17−20 мая 2004 года, Томск.

Основные положения, описанные в диссертационном исследовании, обсуждались на семинарах Красноярского краевого института повышения квалификации (2000;2004 гг.), семинарах Центра информатизации образования ИПК (2000;2004 гг.), коллегиях Главного управления образования администрации Красноярского края (2000;2004 гг.), кафедре информационных технологий образования Красноярского государственного университета (2000;2004 гг.). Результаты исследования были использованы при разработке «Программы информатизации образования Красноярского края на 2005;2007 гг.» .

По теме исследования опубликовано 10 работ.

Результаты исследования внедрены в систему общего образования Красноярского края, а также в учебный процесс Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из 3 глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенное исследование было направлено на разработку теоретических принципов и модели информационной образовательной среды для системы повышения квалификации работников образования, обеспечивающей решение задач самообразования педагогов, их непрерывного повышения квалификации и поддерживающей сетевые сообщества инициативных педагогических движений в системе общего образования Красноярского края.

В процессе исследования были получены следующие основные результаты:

1. Принципы, система требований, функциональные роли и фундаментальный набор подсистем информационной образовательной среды на основе деятельностного подхода для системы повышения квалификации работников образования.

2. Структура и функциональная модель информационной образовательной среды системы повышения квалификации педагогических кадров.

3. Системообразующие модули, составляющие технологическую основу информационной образовательной среды системы повышения квалификации Красноярского края.

4. Содержание повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающее обучение работе с модулями информационной образовательной среды и создание модулей, развивающих функциональные возможности информационной образовательной среды, самими участниками ИОС.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Анализ информационных образовательных сред (ИОС) разного уровня показывает крайне недостаточную проработку компонентов ИОС для нужд системы повышения квалификации работников образования. Существующие среды либо вообще не ориентированы на систему повышения квалификации, либо уделяют ей недостаточное внимание, в то время как создание ИОС для целей повышения квалификации представляется актуальным и востребованным в современных условиях.

2. Анализ различных ИОС указывает на их системную организацию, определяемую фундаментальным набором основных подсистем: управленческой, организационной, педагогической и технологической.

3. Теоретическая и методологическая база для создания ИОС, поддерживающей сетевые инновационные сообщества педагогов, должна основываться на деятельностном подходе. В основу подобной системы должны быть положены такие теоретические принципы, как: ориентированность на организацию деятельности, масштабируемость, расширяемость, возможность развития, системность и открытость. На следующем уровне теоретической модели должны • находиться функциональные роли, соответствующие определенным подсистемам, и на последнем — набор требований функциональных подсистем к технологической подсистеме ИОС. На основе теоретической модели, с учетом принципов, функциональных ролей и требований, формируется технологическая модель ИОС, состоящая из модулей. Реализация ИОС в соответствии с представленной моделью ориентирована на систему повышения квалификации.

4. Для реализации комплексного внедрения ИОС в систему повышения квалификации необходима разработка методических материалов и организация постоянного обучения работников образования средствам и методам работы со специализированными инструментами ИОС.

5. Анализ статистических данных:

— доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования;

— показывает эффективность внедрения ИОС в практику повышения квалификации;

— показывает, что при использовании инновационными движениями средств и специализированных инструментов ИОС число их участников в значительной степени возрастает, что в свою очередь ведет к более широкому распространению инновационных образовательных практик в системе общего образования региона. Реализованная модель информационной образовательной среды является динамически изменяющимся проектом. Таким образом, представленное исследование позволяет говорить лишь о завершении одного из этапов развертывания ИОС в Красноярском крае. Без сомнения результаты представленной работы позволяют наметить пути совершенствования информационной образовательной среды системы повышения квалификации Красноярского края. Разработанная модель построения и внедрения ИОС края может служить методической основой для построения ИОС в региональных образовательных системах Российской федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Сеть как организация // http://eurekanet.ru
  2. Г. Н., Иванкова Н. И., Тимошкина Н. В., Чшиева T.JT. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании // Educational Technology & Society 3(2) 2000, ISSN 1436−4522, pp. 134−149.
  3. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий. -1969 (1 -е изд.) — 1973 (2-е изд.)
  4. Г. С. Творчество как точная наука М.: Советское радио, 1979.
  5. Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  6. А.А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. 168 е.- сс.58−84
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  8. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М.: ИЦКПС, 2000.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  10. С.А., РакитинаЕ.А. Содержательные линии общеобразовательного курса информатики // Математика и информатика: наука и образование. Межвузовский сборник научных трудов. Ежегодник. Вып. 1. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — С. 188−192.
  11. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1997. -335 с.
  12. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер М.: Сов. радио, 1968.
  13. А.В., Черников Д. Ю. Коммуникационная образовательная сеть Сибири КРОСС // «Информатика и образование», № 2, 1997, с.55−56.
  14. А.В., Черников Д. Ю. Концепции построения Красноярской телекоммуникационной сети образования // «Инновационная деятельность в образовании», № 2, 1994, с.43−48.
  15. А.В., Черников Д. Ю. Организация доступа к ресурсам региональных телекоммуникационных систем абонентов локальных многоранговых сетей // Тез. докл. регион, конф. «Компьютерные технологии в школьном образовании», Красноярск, 1995. 2с.
  16. Г. И., Илюхина JI.B. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы (социологический аспект). Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 1999 г.
  17. Н.В. Интернет, постмодернизм и современное образование // Кентавр. № 27 (ноябрь 2001 г.). С. 55.
  18. В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004.
  19. В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001.
  20. .Н., Говорский А. Э. Интернет-учебник виртуальная среда обучения//Труды VIII научно-практической конференции «Открытое образование России XXI века», Изд. МЭСИ, М.: 2000 г.
  21. Закон Красноярского края от 26.03.01 № 14−1221 «О краевой целевой программе „Информатизация образования: информационные технологии в общем образовании“ на 2001−2004 годы».
  22. Закон Российской Федерации «Об образовании» // http://www.psu.ru/general/doc/zakon2/index.html
  23. Н.С. Организационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации. Дисс. Канд. пед. наук. М.-2000.
  24. О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. — М., 2002.
  25. А.А. Моделирование систем знаний для курсов дистанционного обучения / А. А. Калмыков // Открытое образование.-2001.-№ 6.-С.23−30.
  26. А.А., Хачатуров JI.A. Дистантное образование как форма управления человеческими ресурсами. // Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы / Под ред. Ю. М. Забродина и Н. А. Носова. -М.: Магистр, 1997. 216 с.
  27. А.А., Хачатуров JI.A. Опыт организации виртуальных образовательных сред // Школьные технологии № 2, 2000 г.
  28. Ю.А. Инновации, интеллект, образование.- М.: Изд-во МГУЛ, 1998. С. 68.
  29. В.А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды // Педагог № 7, 1999.
  30. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. /Проблемы информатизации высшей школы, № 3- 4, 1998. 322 с.
  31. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды открытого образования системы образования РФ (краткая редакция). // http://www.openet.edu.mAJniversity.nsf/Index.htm?Open&Menu=VUOpenEducati on-Environment-AHTopics.
  32. А. А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 14−16.
  33. Кулюткин Ю. Н, Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие личности //Новые знания. 2001. — № 1. — С. 6−7.
  34. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. / Т. Кун- Сост. В. Ю. Кузнецов.-М.-.ООО «Издательство ACT», 2001.
  35. М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: Монография. Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1999. — 294 с.
  36. В. С. Содержание образования. М.: Высш. школа, 1989. — 360 с.
  37. В. С., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 1998. -№ 3. — С. 76−78.
  38. П.С. Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. // http://education.rekom.ru/l2003/28.html
  39. И.Г. Краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий. // Коллективный способ обучения № 3 Красноярск, 1997 г.
  40. Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России) ПРИКАЗ от 18.11.2003 № 4274 «О подготовке реализации проекта „Информатизация системы образования“ в рамках первого этапа».
  41. Министерство образования Российской Федерации ПРИКАЗ от 11.02.2002 Москва N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  42. Минобразования России, Гос НИИ системной интеграции, бюллетень 34 (13−14) 1998, Проблемы информатизации высшей школы, М. 1998 г., 322 с.
  43. М.В. К вопросу о назначении методолога в ситуации инновационных работ в школе// Новая педагогическая технология и обучение по способностям, Тезисы Красноярской краевой научно-практической конференции. Красноярск, 1994. С. 27 29.
  44. М.А. Постулаты обучения. // Коллективный способ обучения. -2000. -№ 5.
  45. М.В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ: автореферат кандидатской диссертации. М., 1997.
  46. О.П. Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии // Дистанционное образование.-1999.-№ З.-С. 33−37.
  47. О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования // Дистанционное образование.-2000.-№ 2.-С.37−43.
  48. А.Я. Открытые системы основное направление информационных технологий для построения информационной инфраструктуры. «Радиотехника», 1998 г., № 12, С. З
  49. А.Я. Открытые системы: концепция и реальность. Открытые системы, 1993, осень, С. 53.
  50. Основная программа общего образования Красноярского края на период до 2006 года // http://www.cross-edu.ru/MainProgram.htm.
  51. Основы открытого образования Т.1 /Отв. ред. В. И. Солдаткин. — М.: НИИЦ РАО, 2002
  52. И.П. Педагогика: Учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1. М.: Педагогика, 1999. — 426 с.
  53. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). Сборник М.: Стройиздат, 1975.
  54. Разработка методологии создания системы образовательных порталов // Научно-технический отчет Том 1 «Основные результаты».
  55. Разработка методологии создания системы образовательных порталов // Научно-технический отчет Том 5 «Интернет-порталы как средство совершенствования педагогических подходов в среднем образовании».
  56. Разработка методологии создания системы образовательных порталов // Научно-технический отчет Том 6 «Аналитический обзор по российским и зарубежным образовательным Интернет-ресурсам и образовательным порталам» Приложение.
  57. Е.А., Лыскова В. Ю. Информационные поля в учебной деятельности//Информатика и образование, № 1, 1999.
  58. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1994. 339 с.
  59. Российское образование: проблемы реформирования. Вып. II / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2000. — № 12(79). -С 58−63.
  60. Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: Дис. д. п. н. СПб., 2000. — 429 с.
  61. Сайт «За.индивидуализацию.ги» // www.ioso.cross-ipk.ru-
  62. Сайт проекта «Интернет государство учителей» // http://www.intergu.ru
  63. Сайт центра англоязычного образования // www.kinsetplus.cross-ipk.ru-
  64. М. Вычислительные машины и здравый смысл: Миф о думающих машинах. Перев. с англ.-М.: Прогресс, 1964
  65. А.Н. Экспертиза инновационной школы // Инновационное движение. С. 162.163,164
  66. А. Может ли машина мыслить? С приложением статьи Дж. фон Неймана «Общая и логическая теория автоматов». Перев. с англ.- М.: Физматгиз, 1960.
  67. Уваров АЛО. Два кризиса образования, учебная архитектура и Интернет // http://bspu.ab.rn/Journal/vestnik/ARHIW/N22002/nauchkonf/plenar/uvarov.pdf
  68. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 630-
  69. И.К., Веряев А. А. От образовательных сред к информационному пространству: понятие, формирование, свойство. // «Вопросы педагогики». 1998
  70. М. В. Методическая система фундаментальной ' подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994. — 411 с.
  71. Т.Г. Инструменты автоматизации управления системы повышения квалификации педагогов. Открытое и дистанционное образование, Выпуск 3(15), 2004
  72. Ю.А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура. -Новосибирск, 1990. -С. 50−81
  73. Г. П. Избранные труды М.: Шк. Культ. Полит., 1995. -800 с.
  74. Г. П. ММК: развитие идей и подходов. Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.8. Вып.1. М.:Путь. 2004 — 352 с.
  75. А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода// Завуч.- М., 2000, № 3
  76. А.А. Психолого-педагогическое обоснование индивидуально-ориентированной системы обучения// Коллективный способ обучения. Красноярск, 2000, № 4
  77. S. Beer Brain of the Firm (Classic Beer Series). John Wiley & Sons- 2 edition, 1994.
  78. Sandy Britain, Oleg Liber A Framework for Pedagogical Evaluation of Virtual Learning Environments. University of Wales Bangor, October 1999
  79. Virtual Learning Environment Activity in Further Education in the UK // http://wwwjisc.ac.uk/index.cfm?name=projectmleactivity#mlestudyreport
  80. What is a Managed Learning Environment? // http://www.ictadvice.org.uk.1. Анкета
Заполнить форму текущей работой