Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гуманистическую воспитанность старшего дошкольника мы рассматриваем как согласованность между его личностными смыслами, знаниями, эмоциями и реальным поведением, проявляющимся в процессе деятельности. Поэтому в структуре гуманистической воспитанности как интегратив-ном личностном образовании выделяем две составляющие. Первая составляющая включает систему знаний и эмоционально-личностную сферу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты гуманистического воспитания старших дошкольников
    • 1. 1. Методологические аспекты гуманистического воспитания старших дошкольников
    • 1. 2. Теоретическая модель гуманистического воспитания старших дошкольников
    • 1. 3. Педагогические условия и технология реализации гуманистических воспитательных возможностей в обучении старших дошкольников
  • Выводы теоретической части исследования
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование педагогических условий гуманистического воспитания старших дошкольников
    • 2. 1. Состояние гуманистической воспитанности старших дошкольников (по материалам констатирующего эксперимента)
    • 2. 2. Педагогические условия формирования гуманистической воспитанности старших дошкольников в обучении на занятиях по ознакомлению с окружающей социальной действительностью
    • 2. 3. Динамика гуманистической воспитанности старших дошкольников
  • Выводы практической части исследования

Педагогические условия гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Дошкольный возраст — это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок является легко ранимым, социально не адаптированным, находится в стадии эмоционального и духовно-нравственного становления. Преобладающие в российском обществе антигуманные образцы оказывают негативное влияние на становление личности старшего дошкольника. Поэтому гуманистическое воспитание необходимо осуществлять начиная с дошкольного возраста. Проблема делает актуальными многочисленные исследования, направленные на разработку путей её решения.

Теоретические аспекты проблемы гуманистического воспитания нашли отражение в работах философов, признававших ценность личности, отводивших центральное место раскрытию её гуманистического потенциала (Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского и других) — психологов, изучавших процессы и механизмы формирования сознания и деятельности ребёнка, давших психологическое обоснование гуманистического воспитания (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Мас-лоу, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна и других) — педагогов, рассматривающих гуманистическое воспитание как формирование образа «Я» личности, духовности и т. д. (М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревской, В. В. Краевского, Б. Т. Лихачёва, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и других).

Проблема нравственного развития ребёнка, приобщения его к гуманистическим ценностям, воспитания гуманных чувств и отношений нашла отражение в исследованиях В. В. Абраменковой, Р. С. Буре, II. Ф. Виноградовой, Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, Я. 3. Не! верович, В. Г. Нечаевой, Н. И. Непомнящей, Т. А. Репиной и других.

В дошкольной педагогике разрабатываются программы, воплощающие гуманистический подход к ребёнку (Т. И. Алиева, В. Г. Антонова,.

Т. Д. Доронова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, В. И. Логинова, С. Г. Якобсон и другие).

Данные программы отличаются гуманистической направленностью, предполагают личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребёнказнания, умения и навыки, рассматриваются не как цель, а как средство для полноценного развития личности старшего дошкольника. Воспитание осуществляется в различных видах деятельности, включая занятия, по основным направлениям. Содержание занятий освобождено от идеологии, центрировано на человеке (человек как творец предметного мира, человек как неотъемлемая часть и в то же время хранитель природного мира). Происходит приобщение детей к общечеловеческим ценноф стям, ведущим сферам бытия — миру людей, предметов, природы, осознание ребёнком себя как субъекта действий и переживаний.

Таким образом, программы, по которым работают ДОУ, предполагают развитие гуманной личности в различных видах деятельности, включая занятия. В то же время воспитательные возможности в процессе обучения на занятиях реализуются недостаточно, чтобы в значительной степени снизить влияние преобладающих в обществе антигуманных образцов. Практика показала, что представления о гуманности некоторых дошкольников смутны и не дифференцированны, гуманные качества проявляются эпизодически или отсутствуют. В то же время именно занятия обращены к интеллекту ребёнка, дают возможность осознать первичные гуманно-нравственные понятия.

Возникает противоречие между: необходимым и реальным уровнем воспитанности старших дошкольниковантигуманными стихийными воздействиями и недостаточностью противостоящих им воспитательных воздействий в практике работы ДОУ;

• —возрастающей необходимостью гуманистического воспитания старших дошкольников и слабой степенью изученности данного вопроса в теории.

С учётом этого противоречия был сделан выбор темы диссертационного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и технология гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является теория и практика гуманистического воспитания старших дошкольников.

Предмет исследования — процесс гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы задачи: раскрыть сущностные характеристики гуманистического воспитания старших дошкольниковразработать теоретическую модель гуманистического воспитания старших дошкольниковразработать педагогические условия гуманистического воспитания дошкольников на занятиях в детском саду и технологию их реализацииопределить критерии и уровни гуманистической воспитанности старших дошкольников.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза:

Эффективность процесса гуманистического воспитания дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающей социальной действительностью может быть существенно повышена, если: а) реализованы следующие педагогические условия: чётко определено содержание первичных гуманно-нравственных понятий, формируемых у старших дошкольниковзанятия направлены на формирование умения поступать гуманно как в привычных, так и в нестандартных ситуацияхзанятия взаимосвязаны с другими видами жизнедеятельности старших дошкольников в детском саду и воспитанием в семьепроизводится доведение до сознания детей оснований для оценивания различных проявлений гуманности и её антиподаб) разработана эффективная технология реализации педагогических условий гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: философские аспекты проблемы гуманизации образования (С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, Э. Фромм и другие), лично-стно-деятельностный подход к гуманистическому воспитанию (Е. В. Бон* даревская, Л. С. Выготский, А. II. Леонтьев, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), труды отечественных педагогов-исследователей в области гуманистического воспитания дошкольников (В. В. Абраменкова, Р. С. Буре, Л. И. Божович, Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, II. И. Непомнящая и др.).

Проверка исходных предположений и решение поставленных задач обеспечивались применением следующих групп методов исследования: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретро-^ спективный, историографический), беседа, опрос, анализ ситуаций, наблюдение, социометрия, эксперимент, математическая обработка результатов.

Базой исследования послужили дошкольные образовательные учреждения № 32 и № 34 г. Ельца. В исследовании принимало участие 120 человек.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1998 — 1999 гг.) — поисково-теоретический, посвящен осмыслению и формулированию проблемы, цели и гипотезы исследования, разработке задач и плана работы. Исследование на данной стадии осуществлялось с помощью научного теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы по выявленной проблеме. В результате была определена степень изученности данного вопроса в теории. Были определены основные положения собственного исследования.

Второй этап (1999 — 2003 гг.) — опытно-экспериментальный, включал проведение опытно-экспериментальной работы: определены уровни гуманистической воспитанности старших дошкольников, выявлены педагогические условия гуманистического воспитания дошкольников, осуществлена экспериментальная проверка гипотезы, уточнены теоретические положения исследования.

Третий этап (2003 — 2004 гг.) — обобщающий: проведена качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация и систематизация, осуществлялось обобщение итогов щ исследования, формулировались выводы по работе.

Основные положения, выносимые на защиту.

Гуманистическое воспитание старших дошкольников является целенаправленным воздействием воспитателя на ребёнка, предполагающим развитие гуманно-ценностного отношения к действительности при условии обеспечения непротиворечивости внешней (социальной) и внутренней (духовной) детерминант и формирования гуманных качеств личности. Уровни гуманистической воспитанности дошкольников (низкий, средний, ^ выше среднего, высокий) определяются критериями (информированность, эмоциональность, гуманно-ценностное отношение, проявление гуманных отношений в деятельности), из которых системообразующим выступает ценностное отношение к другому человеку.

Теоретическая модель гуманистического воспитания старших дошкольников включает в себя следующие блоки: а) методологический блок гуманистического воспитания, содержащий взаимосвязанные компоненты: философские подходы к гуманистическому воспитанию личности, гуманистические ценности, понятия и утверждения, задающие механизм реализации ценностей, общественно значимые цели, основные принципы гуманизмаб) содержательный блок теоретической модели гуманистического воспитания старших дошкольников, состоящий из взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевого, информационного, эмоционального, ценностно-смыслового, практического компонентов.

Эффективность процесса гуманистического воспитания дошкольников на занятиях в детском саду обеспечивают следующие педагогические условия: а) полное, чёткое и дифференцированное отражение содержания нравственных понятий с ярко выраженной гуманистической направленностью (гуманно-нравственных понятий) и их антиподов в процессе гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающей социальной действительностьюб) формирование умений проявлять гуманность в реальных ситуациях на основе нравственных обобщений, поступать гуманно как в привычных, так и в нестандартных ситуацияхв) согласование воспитательных воздействий в детском саду и семье, обогащение личного опыта детей, оказание старшим дошкольникам своевременной помощи и поддержки. Помощь оказывается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, удержания позиции равноправного партнёра во взаимодействии, нацелена на поддержание активности каждого ребёнка, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятияхг) систематическое оценивание знаний и умений, доведение до сознания детей оснований для оценивания различных проявлений гуманности и её антипода, повышение уровня оценочных суждений, развитие собственного отношения на основе этических оценок, осмысление личного опыта.

Технология реализации педагогических условий включает в себя целевой этап: цели и задачи гуманистического воспитания старших дошкольниковсодержательный этап: отбор содержания в соответствии с основны* ми принципами гуманизма, включающего в себя: реальные объекты и отношения, соответствующие эмоции и чувствагуманно-нравственные понятия, собственное отношение на основе этических оценок и суждений, обобщение собственного отношенияпроцессуальный этап: формы (малые группы) — методы (игровые, репродуктивные, творческие, логические, практические) средстварезультативный этап, определяющий позитивную динамику гуманистической воспитанности детей 6 —-7 лет.

Ф Научная новизна исследования состоит в том, что: разработана модель гуманистического воспитания старших дошкольниковпредставлены педагогические условия гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающей социальной действительностьюразработана технология реализации педагогических условий гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском садувыявлены критерии и уровни гуманистической воспитанности ^ старших дошкольников.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении понятия «гуманистическое воспитание старших дошкольников», в разработке и научном обосновании теоретических аспектов построения модели гуманистического воспитания старших дошкольников, в выявлении и теоретическом обосновании педагогических условий, повышающих эффективность процесса гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду на основе личностно-деятельностного подхода. • Практическая значимость исследования определяется тем, что предложена диагностическая методика изучения гуманистической воспитанности дошкольников, реализована технология гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду. Результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольных учреждений и начальной школы, в подготовке методических рекомендаций для воспитателей ДОУ, которые могут быть применены в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в практике повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечена исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных его целям и задачам, и логикой проведения эксперимента, репрезентативностью выборки участников эксперимента, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикации его материалов и их обсуждения на конференциях, методических семинарах. Основные теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр дошкольной и коррекционной педагогики, педагогики начального обучения ЕГУ им. И. А. Бунина, докладывались на межвузовских конференциях в г. Ельце (2000, 2001 гг.), в г. Белгороде (2004 г.), изложены в публикациях межвузовских сборников, а также в авторской программе курса по выбору «Проблемы гуманистического воспитания старших дошкольников».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

Результаты исследования показали, что уровни гуманистической воспитанности старших дошкольников неодинаковы. Проведённый эксперимент позволил условно выделить уровни гуманистической воспитанности старших дошкольников по критериям и показателям.

На первом уровне (низком) гуманно-этические восприятия смутны и не дифференцированны. Самоощущение отрицательное, в поведении преобладают эгоистические проявления.

На втором уровне (среднем) гуманно-этические восприятия частично адекватны. В целом положительное самоощущение, но некоторые ситуации вызывают эмоциональный дискомфорт. Дети эпизодически включаются в активную взаимопомощь.

На третьем уровне (выше среднего) гуманно-ценностные восприятия адекватны. Положительное самоощущение преобладает. Дети замечают и понимают переживания других в ярких эмоциональных ситуациях. Знают способы взаимопомощи.

На четвёртом уровне (высоком) ребёнок знает несколько существенных признаков, доступных для усвоения в данном возрасте гуманно-нравственных понятий. Знает способы взаимопомощи, сформированы умения. Самоутверждение сочетается с гуманистической направленностью поведения.

Результаты статистической обработки позволили сделать вывод о том, что в связи с использованием описанных выше педагогических условий происходит повышение уровня гуманистической воспитанности старших дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое нами исследование педагогических условий развития гуманистической воспитанности старших дошкольников на занятиях в детском саду позволяет сделать следующие выводы.

Современная система образования в целом ориентирована на духовное совершенствование личности, раскрытия её духовного потенциала. Приоритетной задачей дошкольной педагогики становится личностное гуманистическое развитие ребёнка-дошкольника. Духовно-нравственное совершенствование личности неразрывно связано с гуманистическим воспитанием. Такая постановка вопроса побудила нас к рассмотрению проблемы гуманистического воспитания старших дошкольников, возможностей повышения уровня гуманистической воспитанности старших дошкольников в процессе реализации воспитательных возможностей в обучении.

В исследовании выделены два аспекта гуманистического воспитания: теоретический, который научно обосновывает эту идею, и практический, позволяющий развивать её в непосредственной педагогической деятельности.

Теоретическая сторона идеи гуманистического воспитания опирается на анализ философских подходов к воспитанию личности, раскрывающий сущность гуманистического воспитания с позиций аксиологической и культурологической тенденций. Эти тенденции позволяют во всём многообразии проявлений гуманного в разных культурах проанализировать отечественные философские гуманистические традиции и на их основе выделить совокупность положений, составляющих методологическую основу исследования. К ним относятся: концепция «Всеединства», идеи коэволюции, позволяющие рассматривать старшего дошкольника как духовно-нравственную, активную, обладающую свободой воли развивающуюся личность.

Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход в воспитании и обучении. Мы учитываем, что категория деятельности является основной в определении сущности активности человека, а личностный компонент все процессы и состояния рассматривает как принадлежащие конкретному человеку. Таким образом, философские положения гуманизма позволяют рассматривать старшего дошкольника как развивающего субъекта, меняющего себя и своё отношение к миру.

Изучение гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду с философских позиций гуманизма и личностно-деятельностного подхода обусловило рассмотрение таких понятий, как развитие, личность, активность, самореализация, самоутверждение, «об-раз-Я», ценности и смыслы.

Использование этих понятий является перспективным для определения содержательного компонента гуманистического воспитания и построения теоретической модели гуманистического воспитания старших дошкольников.

Теоретическая модель гуманистического воспитания представляет собой определённую целостность, основанную на субъект-субъектном взаимодействии, и включает такие взаимосвязанные блоки, как: а) методологический блок гуманистического воспитанияб) содержательный блок теоретической модели гуманистического воспитания старших дошкольников.

Гуманистическую воспитанность старшего дошкольника мы рассматриваем как согласованность между его личностными смыслами, знаниями, эмоциями и реальным поведением, проявляющимся в процессе деятельности. Поэтому в структуре гуманистической воспитанности как интегратив-ном личностном образовании выделяем две составляющие. Первая составляющая включает систему знаний и эмоционально-личностную сферу (отражает изменения в субъекте). Вторая составляющая определяет проявления гуманистической воспитанности непосредственно в отношениях на основе субъект-субъектного взаимодействия. Она содержит два подуровня: ценностно-смысловой и проявления гуманных отношений в деятельности.

Такое понимание гуманистического воспитания и гуманистической воспитанности позволяет реализовать гуманистические воспитательные возможности на занятиях в детском саду детей 6 — 7 лет на основе сочетания индивидуально свободного и социально необходимого.

Разработка теоретических основ гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду позволила провести экспериментальное исследование, обосновав следующие педагогические условия:

1. Чёткое определение содержания первичных гуманно-нравственных понятий, формируемых у старших дошкольников.

2. Направленность занятий на формирование умения поступать гуманно как в привычных, так и в нестандартных ситуациях.

3. Взаимосвязанность занятий с другими видами жизнедеятельности старших дошкольников в детском саду и воспитанием в семье.

4. Доведение до сознания детей оснований для оценивания различных проявлений гуманности и её антипода.

Основная идея условий состоит в том, что принципы гуманизма определяют нормы гуманного взаимодействия и соответствующие гуманно-нравственные понятия, содержание которых может быть доступно для усвоения детьми 6 — 7 лет. Результатом воспитания выступает формирование первичных гуманно-нравственных понятий в обобщённом виде (на уровне значения и смысла). Это, в свою очередь, ориентирует ребёнка на гуманную позицию в общении и деятельности.

Формы и методы обеспечивают эффективность воздействия на информационную, эмоциональную и мотивационную сферу личности, обеспечивают личностно-деятельный характер усвоения знания, формирование соответствующих умений, проявление гуманных отношений в деятельности, гармонизацию отношений между личностью и коллективом.

Осуществление этой идеи возможно методами, характеризующими активность субъекта: игровыми, обеспечивающими эмоциональную окраску познавательной деятельностиметодами, активизирующими мышление ребёнка (анализ, синтез, сравнение, практические методы и т. д.) — практическими, способствующими проявлению гуманных отношений в деятельности.

Разработанная нами технология реализации педагогических условий позволила усилить гуманистическую направленность воспитания в процессе обучения старших дошкольников.

Педагогический анализ и результаты экспериментальной работы позволили выделить следующие критерии и показатели гуманистической воспитанности старших дошкольников.

Первый обобщённый критерий — «информированность» — может быть представлен тремя показателями: адекватность, глубина, полнота выделения объектов гуманного взаимодействия.

Показатели критерия «эмоциональность» — это самоощущение в процессе деятельности, эмпатия, действенность и устойчивость эмоций (критерии, характеризующие изменения в субъекте).

Вторую группу составляют критерии, характеризующие сформиро-ванность гуманных отношений на основе субъект-субъектного взаимодействия.

Критерий «гуманно-ценностные отношения» включает показатели: мотивированность, глубина и содержание гуманно-ценностных оценок.

Критерий «проявление гуманных отношений в деятельности» включает показатели: взаимопомощь, реакции ребёнка на затруднения других детей, умение отказаться от привлекательного объекта в пользу другого, сочетание личных и групповых интересов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре /В. В. Абраменкова. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. —416 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни /К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991.
  3. В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе /В. Н. Аванесова. — Изд. 2-е, испр. — М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
  4. М. М. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студентов выс. и сред. пед. учеб. заведений /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 160 с.
  5. Ан С. А. Человек в религиях мира: Монография /С. А. Ан. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — 239 с.
  6. О. А. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /О. А. Анищенко. — М., 1980. — 24 с.
  7. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. /Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  8. В. Г. Системность и общество /В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1980. — 248 с.
  9. Г. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук /Г. И. Бабаева. — М., 1975. — 18 с.
  10. О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /О. И. Бадулина. — М., 1998. —23 с.
  11. П.Барило Н. И. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /II. И. Барило. — М., 1999. — 19 с.
  12. В. С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии /В. С. Барулин. — М.: Онега, 1994. —256 с.
  13. Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления /Л. М. Баткин. — М.: Наука, 1989. — С. 10.
  14. Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3 — 7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Н. И. Белоцерковец. — Ставрополь, 2002. — 18 с.
  15. Н. А. Философия свободного духа /Н. А. Бердяев. — М.: Республика, 1994.
  16. Н. В. Роль соревнования на уроках английского языка в подготовительных группах детского сада и в начальной школе /Н. В. Березина//Начальная школа. — 1997. —№ 1. — С. 33 — 35.
  17. М. Н. Состояние и перспективы гуманизмации образования /М. Н. Берулава //Педагогика. — 1996. — № 1. — С. 9 — 11.
  18. В. А. Мир моральных ценностей /В. А. Блюмкин. — М.: Знание, 1981. —64 с.
  19. Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. —464 с.
  20. Л. Р. Дошкольная педагогика /Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. Н. Баранов. — М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  21. Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие /Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — М.: Ростов н/Д, 1999. — 560 с.
  22. Е. В. Ценностные основы личностно ориентированного воспитания /Е. В. Бондаревская //Педагогика. — № 4. — С. 31 — 37.
  23. М. П. Общечеловеческие ценности личности: проблема выбора и формирования: Автореф. дисс.. канд. филос. наук /М. П. Бочаров. — М&bdquo- 1992.
  24. . С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века /Б. С. Братусь //Вопр. психологии. — 1996. — № 1. — С. 7.
  25. А. В. Деятельностный подход и психологическая наука /А. В. Брушлинский //Вопр. философии. — 2001. — № 2. — С. 88 — 95.
  26. Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду /Р. С. Буре. — М.: Педагогика, 1981. — 87 с.
  27. Р. С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Р. С. Буре. — М., 1968.
  28. Р. С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств на занятиях в детском саду: Автореф. дисс.. докт. пед. наук /Р. С. Буре. — М., 1986. — 34 с.
  29. Л. И. Чувственный образ в процессе усвоения младшими школьниками первоначальных научных понятий /Л. И. Бурова //Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности: Межвуз. сб.1. М., 1983, — С. 75 — 78.
  30. Васильева 3. И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы XX в., Россия): Педагогическое исследование /3. И. Васильева. — СПб.: Химиздат, 2003. — 336 с.
  31. Васильева-Гангнус JI. П. Азбука вежливости /Л. П. Васильева-Гангнус. — М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
  32. В. И. Размышления натуралиста /В. И. Вернадский. — Кн. 2.—М&bdquo- 1977.
  33. М. А. Педагогические условия лидерских качеств личности ребёнка старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /М. А. Викулина. — Нижний Новгород, 1997. — 24 с.
  34. Воспитание гуманных чувств у детей /В. К. Котырло, С. Е. Кулач-ковская, С. А. Ладывир и др.- Под ред. Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло.
  35. Киев: Рад. школа, 1987. — 172 с.
  36. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада /Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.- Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  37. Л. С. Проблема развития /Л. С. Выготский //Собр. соч.1. В 6 т, —Т. 4, —М&bdquo- 1984.
  38. Т. В. Педагогическая психология: Учебное пособие /Т. В. Габай. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 160 с.
  39. Ю. О. Воспитание ценностного отношения к старшим у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук ПО. О. Галушинская. — Екатеринбург, 1998. — 25 с.
  40. В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада /В. В. Гербова. — М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  41. О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века /О. С. Гозман //Новые ценности образования. — Вып. 6. — М., 1996.—С. 10 — 37.
  42. JI. Н. Словарь философских терминов /Л. Н. Голубева. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. — 171 с.
  43. Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании старших и путь реализации /Н. А. Горлова. — М., 2000. — 195 с.
  44. Д. П. Краткий словарь по логике. — М.: Просвещение, 1991. —С. 112.
  45. П. С. Философия культуры: Учебник для высшей школы /П. С. Гуревич. — М.: Изд. дом Nota Bene, 2001. — 352 с.
  46. А. А. Социальная природа нравственности: Автореф. дисс.. д-ра филос. наук /А. А. Гусейнов. — М., 1977. — 30 с.
  47. А. А. Этика: Учебник /А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М.: Гардарика, 1998. —470 с.
  48. Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика /Т. М. Давыденко. — М.: Белгород, 1995. — 250 с.
  49. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка /В. И. Даль. — М.: Русский язык, 1981.
  50. Данилов-Данильян В. И. Возможна ли коэволюция природы и общества /В. И. Данилов-Данильян //Вопр. философии. — 1998. — С. 15 — 24.
  51. Детство: Прогр. развития и воспитания детей в детском саду /Рос. гос. пед. университет им. А. И. Герцена, каф. дошк. педагогики- В. И. Логинова и др. — СПб.: Акцидент, 1995. — 284 с.
  52. А. А. Влияние учебно-игровой деятельности старших дошкольников на успешность их обучаемости в начальной школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /А. А. Долгова. — М., 2002. — 20 с.
  53. А. И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения /А. И. Дулов. — Красноярск, 1975. — 67 с.
  54. Н. Д. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Дисс.. канд. пед. наук /II. Д. Епанчинцева. — Белгород, 2001. — 174 с.
  55. Т. В. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет /Т. В. Ермолова, Е. Ю. Мещерякова, Н. И. Ганапенко //Вопр. психологии. — 1999. — № 1. — С. 51 — 59.
  56. Г. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Г. И. Ерофева. — М., 1986. — 22 с.
  57. Р. И. Пособие для воспитателей детского сада /Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова- Под ред. С. А. Козловой. — М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  58. Р. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада /Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. — М.: Просвещение, 1981. — 390 с.
  59. В. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования /В. Загвязинский //Alma Mater. — 2004. — № 9, —С. 21 —25.
  60. А. С. Образование: философия, культурология, политика /А. С. Запесоцкий. — М.: Наука, 2002. — 456 с.
  61. И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие /И. А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. —477 с.
  62. О. И. Реализация воспитательной функции обучения на занятиях с детьми шестилетнего возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /О. И. Зиннирова. — М., 1993. — 16 с.
  63. В. П. Наука о человеке /В. П. Зинченко //Вопр. философии. — 1989. — № 11. — С. 9 — 17.
  64. Е. К. Педагогические условия осознания ребёнком нравственной ценности поступка: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Е. К. Золотарёва. — М., 1993. — 20 с.
  65. Изучение познавательной и учебной деятельности дошкольников: Сб. науч. трудов /Моск. гос. заоч. пед. ин-т- Редкол.: 3. М. Истомина, В. М. Захарова. — М.: МГЗПИ, 1981. —131 с.
  66. И. В. Развитие дидактической системы учителя в контексте антропологической парадигмы: Монография /И. В. Ирхина. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. — 219 с.
  67. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника /Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца- Г. И. Алиева и др. — М.: Карапуз, 2001. — 303 с.
  68. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. — М., 1999. — 520 с.
  69. М. С. Философия теории ценностей /М. С. Каган. — СПб., 1997.-205 с.
  70. В. П. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения /В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991. — 304 с.
  71. В. Д. Педагогическая оценка как средство формирования коллективной направленности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /В. Д. Калишенко. — М., 1985, —22 с.
  72. Я. А. Материнская школа /Я. А. Коменский. — М., 1947. С. 64.
  73. В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса /В. Караковский //Воспитание школьников. — 1993.—№ 2. —С. 4.
  74. В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание /В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. — М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  75. Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем /Е. 11. Князев, С. П. Курдюмов. — М.: Наука, 1994. — 230 с.
  76. Г. М. Педагогический словарь: Для студ. выс. и сред, пед. уч. заведений /Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
  77. О. Н. Национальные модели воспитания и гуманизм: Учебное пособие /О. Н. Козлова. — М.: МГОПИ, 1993. — 155 с.
  78. И. А. Воспитание человеческих качеств /И. А. Колесникова //Педагогика. — 1998. — № 8. — С. 56 — 61.
  79. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах/Я. Л. Коломинский. — Минск, 1976. — 217 с.
  80. Концепция дошкольного воспитания: Дошкольное образование в России. — М.: Изд-во АСТ, 1997. — 336 с.
  81. В. М. Воспитывающее обучение /В. М. Коротов. — М., 1980, — 191 с.
  82. Н. Г. Содержание личного опыта дошкольников, его организация и использование в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Н. Г. Косолапова. — М., 1980. — 19 с.
  83. Краткая философская энциклопедия /Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др.
  84. М.: Прогресс: Энциклопедия, 1994.
  85. Краткий педагогический словарь /Сост. М. Н. Колмакова, В. С. Суров. — М.: Политиздат, 1988. — С. 293.
  86. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — С. 91, 101, 442.
  87. П. А. Этика /Общ. ред., сост. и предисл. Ю. В. Гридчи-на. — М.: Политиздат, 1991. — 496 с.
  88. Л. Воспитание и развитие личности /Л. Кузнецова //Воспитание школьников. — 1995. — № 5. — С. 6 — 10.
  89. В. П. Количественный анализ и математические методы в исследовании педагогических проблем /В. П. Кузовлев, А. В. Музальков.
  90. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. — 108 с.
  91. С. В. Педагогика личности от концепций до технологий /С. В. Кульневич. — Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  92. Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии /Д. Г. Левитес. — М.: Воронеж, 1998. — 288 с.
  93. И. Я. Особенности взаимодействия дошкольников со взрослыми в ситуациях учебного типа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /И. Я. Лейбман. — М., 2003. — 28 с.
  94. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  95. Л. Идея свободного воспитания в истории русской и советской дошкольной педагогики /Л. Литвин //Дошкольное воспитание. — 1991. — № 6. — С. 54 — 59.
  96. М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада /М. Ф. Литвинова. — М.: Просвещение, 1986. —79 с.
  97. . Т. Воспитательные аспекты обучения: пособие по спецкурсу для педагогических институтов /Б. Т. Лихачёв. — М., 1982. — 192 с.
  98. . Т. Педагогика противления злу насилием /Б. Т. Лихачёв //Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 20 — 24.
  99. В. В. Русский толковый словарь /В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. — М.: Рус. яз., 1998. — 832 с.
  100. Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущуения у дошкольников: Ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук /Г. В. Лунина. — М., 1995. — 21 с.
  101. В. В. Воспитание нравственных потребностей младших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /В. В. Маркова. — М., 1984.
  102. Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада /Т. А. Маркова. —М.: Просвещение, 1991. — 108 с.
  103. А. Мотивация и личность /А. Маслоу //Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. — Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1996. — С. 422 — 449.
  104. А. Психология бытия /А. Маслоу. — М.: Рефл-бук, 1997. — 304 с.
  105. В. Е. Методические рекомендации по проведению педагогического эксперимента: учебно-методическое пособие /В. Е. Медведев. — Елец, 2002. — 26 с.
  106. Н. Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Метод, рекомендации /Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М.: Творческая педагогика, 1991. — 35 с.
  107. H.H. Ещё раз о проблеме коэволюции /H.H. Моисеев //Вопр. философии. — 1998. — № 8. — С. 27 — 32.
  108. Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле /Н. Н. Моисеев //Вопр. философии. — 1990. — № 6.
  109. М. Дом ребёнка /М. Монтессори. — М., 1929. — С. 130.
  110. А. В. Методологические основы в исследовании педагогических проблем /А. В. Музальков. — Елец, 2000.
  111. А. В. Педагогические основы формирования дисциплинированности учащихся: Монография /А. В. Музальков. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996.
  112. В. С. К проблеме социального развития ребёнка /В. С. Мухина //Психологический журнал. — 1980. — № 5. — С. 46 — 53.
  113. Н. И. Преемственность развития гуманных качеств у детей 6 — 10 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук /Н. И. Мушенок. — М., 1996.
  114. В. Н. Психология отношений /В. Н. Мясшцев. —М., 1995.
  115. Я. Е. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности /Я. Е. Неверович //Эмоциональное развитие дошкольника:
  116. Пособие для воспитателей детского сада /A.B. Запорожец, Я. 3. Неверо-вич, А. Д. Кошелева и др.- Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. —С. 29 — 44.
  117. Я. 3. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе /Я. 3. Неверович //Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. — М., 1976. — С. 209 — 211.
  118. JI. А. Воспитание дисциплинированности дошкольников в учебной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Л. А. Немировская. — JL, 1978. — 20 с.
  119. Н. И. Становление личности ребёнка 6 — 7 лет /Н. И. Непомнящая- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  120. В. Г. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в СССР /Нечаева В. Г. //Тезисы советско-американского семинара по проблемам дошкольного воспитания (1 — 3 декабря 1975). — М., 1975.
  121. Н. Д. Ценности как основа целей воспитания /Н. Д. Никандров //Педагогика. — 1998. — № 3. С. 3 — 8.
  122. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1984. — 269 с.
  123. А. Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников /А. Ж. Овчинникова. — М.: Наука, 1997. — 105 с.
  124. С. И. Словарь русского языка /Под ред. II. Ю. Шведовой.1. М.: Рус. яз., 1988.
  125. С. И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой.1. М.:Рус. яз., 1988.
  126. А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса) /А. Б. Орлов //Вопр. психологии. — 2002. — № 2. С. 64 — 84.
  127. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.
  128. Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1978.
  129. В. А. Формирование положительных взаимоотношений детей шестого года жизни в совместной трудовой деятельности: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук /В. А. Павленчик. — Киев, 1982. — 25 с.
  130. Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка /Л. Парамонова //Дошк. воспитание. — 1997. — № 6. — С. 79 — 80.
  131. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  132. Педагогическая энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1964 — 1967. —Т. 1. —С. 171 — 172.
  133. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — С. 58.
  134. И. Г. Избранные педагогические сочинения /И. Г. Песталоцци. — М., 1963. — Т. 2.
  135. С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста /С. В. Петерина. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  136. С. В. Теория и методика повышения эффективности процесса нравственного воспитания в дошкольных учреждениях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /С. В. Петерина. — М., 1992.
  137. А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды /А. В. Петровский. — М., 1984.
  138. H. Н. Вопросы психологического развития ребёнка /Н. Н. Поддъяков //Проблемы дошкольного образования XXI века: Матер, практ. конф., посвящ. 110-летию со дня рожд. Е. А. Флёриной. —М.: МГЛУ, 2000.
  139. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.: Просвещение, 1987. — С. 142.
  140. Психолого-педагогическая характеристика активности учащихся: Монография /В. П. Кузовлев, А. В. Музальков. — Елец, 2002. — 142 с.
  141. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 — 7 лет в детском саду /Т. Н. Доронова и др.- Сост. Т. П. Доронова. —М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  142. Л. С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Л. С. Римашевская. — СПб., 2002. — 17 с.
  143. Р. М. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения: Материалы «круглого стола» /Р. М. Рогова //Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 20.
  144. И. П. Идеальные и реальные цели воспитания /И. П. Рожков //Проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века: Матер.междунар. науч.-практ. конф. 25 — 26 ноября 1998 г. /Под общ. ред. В. М. Петруленкова. — Смоленск, 1998. — С. 51 — 54.
  145. Н. С. Культура, ценности и развитие образования (Основания реформы гуманитарного образования): Учебное пособие /Н. С. Розов.
  146. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992. — 154 с.
  147. Л. В. Гуманистическая традиция как феномен отечественного педагогического наследия второй половины 19 века: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. — М., 2002.
  148. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. —Т. 1.
  149. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — Т. 1: А — М. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  150. С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн.1. М., 1973, —С. 192.
  151. В. В. О двух путях образования понятий у ребёнка /В. В. Рубцов //Психологическая наука и образование. — 1997. — № 3. — С. 5354.
  152. С. С. Проблема обучения в истории советской дошкольной педагогики (1945 — 1960 гг.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук /С. С. Селютина. — М., 1981. —18 с.
  153. Г. Г. Гуманистическое воспитание старших дошкольников: Учеб.-метод. пособие /Г. Г. Сергеичева. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 149 с.
  154. В. В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии /В. В. Сериков //Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М&bdquo- 1994.
  155. Е. И. Умные слова /Е. И. Синицина. — М.: Лист, 1999.176 с.
  156. Словарь по этике /Под ред. И. С. Кона. — М.: Политиздат, 1983.
  157. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на седьмых Рождественских чтениях /Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 65.
  158. Т. О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Т. О. Смежева. — М., 1989, — 15 с.
  159. Д. С. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения /Д. С. Смирнов //Вопр. психологии. — 1993. — № 4. —С. 94—101.
  160. Е. О. Межличностные отношения дошкольников — Диагностика проблемы, коррекция /Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Владос, 2003. — 158 с.
  161. Е. О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам /Е. О. Смирнова, Е. В. Калягина //Вопр. психологии. — 1998. — № 3. — С. 59.
  162. Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Р. А. Смирнова. — М., 1981. — 20 с.
  163. JI. Принцип гуманизма и его реализация в истории развития образования /Л. Смятских //Дошк. воспитание. —1996. —№ 8. — С. 113 — 116.
  164. В. Гуманизация образования /В. Собкин //Народное образование. — 1992. — № 9 — 10. — С. 72 — 75.
  165. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для пед. вузов, колледжей /Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М.: Академия, 1999. — 344 с.
  166. А. И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы): Пособие для воспитателя дет. сада /А. И. Сорокина. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  167. JI. А. Феномен советской педагогики /Л. А. Степашко //Педагогика. — 1998. — № 6. — С. 73 — 74.
  168. Е. И. Формирование положительных межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Е. И. Стрюк. — Киев, 1990. — 24 с.
  169. Теории учения: Хрестоматия /Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — 148 с.
  170. Н. В. Самореализация личности дошкольника в обучении как педагогическая проблема: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Н. В. Тимофеева. — Хабаровск, 1999. — 19 с.
  171. Л. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) /Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1972. — 176 с.
  172. С. Н. Гуманизация педагогики /С. Н. Ткачёв //Дошк. воспитание. — 1996. — № 3. — С. 10 — 12.
  173. Толковый словарь конца XX века: Языковые изменения /Под ред. Скляревской- РАН- Институт лингвистических исследований. — СПб.: Фомо-Пресс, 1998. —С. 186.
  174. Толковый словарь русского языка /Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. Энциклопедия, 1935. — 1562 с.
  175. Г. Характеристика некоторых нравственных представлений дошкольников /Г. Узбекова //Дошк. воспитание. — 1983. — № 8. — С. 29 — 32.
  176. С. А. Формирование гуманистической направленности поведения у детей пятого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /С. А. Улитко. — М: Моск. пед. ун-т, 1995. — 17 с.
  177. Умственное воспитание дошкольников /Под ред. H.H. Поддъя-кова. — М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  178. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольников /Г. А. Урунтаева. — М.: Academia, 1996. — С. 26, 59.
  179. А. П. Обучение в детском саду /Под ред. А. В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  180. К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании /К. Д. Ушинский //Педагогические сочинения: В 6 т. — Т. 2. — М., 1988.
  181. К. Д. Человек как предмет воспитания /К. Д. Ушинский //Собр. соч. — Т. 2. — М.: Л., 1950. — 627 с.
  182. Н. Ф. Философия общего дела /Н. Ф. Фёдоров //Русский космизм: Антология философской мысли. — М., 1993. — С. 72 — 75.
  183. Философия активности учебной деятельности учащихся: Монография. — Елец, 2004. — 219 с.
  184. Философский словарь /Под ред. И. Г. Фролова. — М.: Политиздат, 1981. —С. 79,91,294.
  185. Философский энциклопедический словарь. — М.: Политиздат, 1989, —С. 130.
  186. В. Человек в поисках смысла: Сборник /Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  187. Хрестоматия для дошкольников 5 — 7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. Н. П. Ильчук. — М.: ACT, 1998. — 656 с.
  188. Н. П. Воспитание заботливого отношения к людям у младших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Н. П. Царёва. — М., 1982.
  189. Н. И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Н. И. Цуканова. — М., 1994.
  190. Т. Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания /Т. Черник //Дошк. воспитание. — 1994. — № 11. — С. 62.
  191. В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека /В. И. Чирков //Вопр. психологии. — 1996. — № 3. — С. 116 — 130.
  192. Е. Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Е. Э. Шишлова. — М., 1992. — 16 с.
  193. Е. Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Е. Н. Шиянов, Ю. Б. Котова. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. —288 с.
  194. Школьный словарь иностранных слов /В. В. Одинцов, В. В. и Г. П. Иванов и др.- Под ред. В. В. Иванова. — М.: Просвещение, 1994. — С. 148.
  195. В. А. Роль моделей в познании /В. А. Штефф. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. — 128 с.
  196. В. В. Формирование у будущих учителей умений диагностирования нравственной воспитанности учащихся (при проведении подвижных игр): Автореф. дисс. канд. пед. наук /В. В. Щеглов. — М., 1991. — 18 с.
  197. Н. Ценностные отношения /Н. Щуркова //Воспитание школьников. — 1999. — № 3. —С. 17—19.
  198. И. С. Технология личностно-ориентированного образования /И. С. Якиманская. — М., 2000.
  199. С. Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников /С. Г. Якобсон, Г. И. Морева //Вопр. психологии. — 1989. — № 6. — С. 34—42.
  200. С. Г. Психологические проблемы этического развития детей /С. Г. Якобсон. — М.: Педагогика, 1984.
  201. С. Г. Психологические проблемы этического развития детей /С. Г. Якобсон. — М.: Педагогика, 1984: —-143 с.
  202. М. Г. История психологии. От античности до середины XX века: Учебное пособие для высш. уч. заведений /М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 1996.
Заполнить форму текущей работой