Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности: на примере телевидения Вологодской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность поставленной диссертантом проблемы определяется проведенной в середине 90-х годов прошлого века реорганизацией региональных ГТРК, входящих в холдинг ВГТРК, и купированием регионального ТВ-контента, выстроенного местными телекомпаниями. Если раньше была возможность размещать контент собственного производства на канале «Россия» ежедневно в утренней линейке программ и в отведенный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические вопросы влияния телевизионных программ на национальное самосознание жителей моноэтнического региона
    • 1. 1. Терминологические, понятийные аспекты и генезис историкокраеведческой тематики в контексте вологодской журналистики
    • 1. 2. Этнический состав Вологодского региона. Аудитория вологодского телевидения
    • 1. 3. Информационное поле Вологодской области в зеркале социологических исследований
  • Глава II. Особенности телевизионного вещания в моноэтническом регионе
    • 2. 1. Воссоздание этнографических деталей, историко-фольклорных, этнических элементов в программах историко-краеведческой тематики
    • 2. 2. Жанрово-стилистические особенности ТВ-программ, направленных на актуализацию этнической общности
  • Глава III. Языковая специфика программ вологодского телевидения
    • 3. 1. Диалектная лексика в ТВ — программах как выразительное средство художественной образности
    • 3. 2. Особенности речи автора и героев телепередач этнической направленности

Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности: на примере телевидения Вологодской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дискуссия о роли и месте ТВ в отражении социальной действительности не утихает в среде академического сообщества. Вопрос о том, как ярчайшее и оперативнейшее из визуальных искусств, выполняя свою природную функцию, отражает реальность, о способах и средствах такого отражения, регулярно поднимается на страницах профильных журналов, на заседаниях соответствующих секций в рамках научно-практических конференций, в колонках известных телекритиков, на заседаниях диссертационных советов. Несомненным остается положение о том, что региональное ТВ, ориентируясь на местные новости и локальные события, в большей степени, нежели федеральное телевидение, большие телеканалы, представляет на телеэкране культурный срез норм бытия, обычаи и традиции, сохранившиеся в конкретном регионе. Ведь края и области Российской Федерации (автор исключает здесь автономные национальные образования — республики, округа и т. п.) являются полиэтническими регионами. Но основная часть населения в них, как правило, — представители титульной нации.

Средства массовой информации, в освещении этнической проблематики нередко затрагивают такой ракурс — этнические конфликты с участием коренных жителей и русских, или русских и выходцев с Кавказа. На современном телевидении принимаются меры, которые направлены на профилактику национальных конфликтов и закрепление в сознании этнического меньшинства статуса полноправного гражданина страны. Так, примером может служить появление в эфире ведущего федеральных новостей, внешность и имя которого подчеркивают принадлежность к той или иной этнической общности. Тем самым в целях профилактики конфликта, национальная культура меньшинств афишируется. Но вместе с тем моноэтнической культуры в федеральном ТВ-пространстве порой очень не хватает.

Возникающий в СМИ дискурс, например, о возрождении традиций русского народа подчас сводится к обсуждению проблематики нацизма, акций.

Русского марша". Тогда как есть множество аспектов для культивирования национальных традиций, которые в настоящее время утрачивают свои позиции в повседневной жизни. Такие традиции важны для национального самосознания и этнокультурной идентичности личности, для определения отдельным индивидуумом своего назначения в жизни, выбора им ценностнонравственных и культурологических, а также профессиональных ориентиров в t эволюционирующей жизни.

Культура России имеет межнациональную основу, состоит из множества самобытных культур, существующих в регионах, что и представляет единую русскую культуру. И сегодня важнейшим аспектом развития российской нации является не только сохранение культуры каждого региона, но и развитие межкультурной коммуникации. Одной из таких форм сохранения и приумножения культурных традиций в российском обществе является экранный образ этнокультурной направленности регионов, предстающий в ТВ-программах.

Данная тематика в последнее время становится объектом внимания многих исследователей, обращающих свой практический опыт и научный потенциал в область этнических процессов t.

О развитии регионального телевидения размышляют многие крупные исследователи. Вопрос чаще всего сводится к тому, какая роль в современном ТВ-пространстве отводится региональному телевидению? Как справедливо пишет B.JI. Цвик, «и общетеоретические проблемы, и проблемы журналистского мастерства на ТВ анализируются по-преимуществу на материалах федеральных телеканалов"1. Но этнокультурный «ландшафт» России далеко не однороден, он так же не сфокусирован в пределах Садового кольца. «Хорошо известно, что и в нескольких десятках километров от МКАД, и в тысячах верст от аэропорта Внуково течет совсем иная, чем в столице, жизнь россиян. И добросовестный исследователь современного состояния отечественного телевещания не может не замечать не всегда отвечающей.

1 Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. высоким стандартам профессионализма, но всегда непростой, очень нужной, подвижнической работы тележурналистов местных студий" 2.

Актуальность поставленной диссертантом проблемы определяется проведенной в середине 90-х годов прошлого века реорганизацией региональных ГТРК, входящих в холдинг ВГТРК, и купированием регионального ТВ-контента, выстроенного местными телекомпаниями. Если раньше была возможность размещать контент собственного производства на канале «Россия» ежедневно в утренней линейке программ и в отведенный тайм-слот с 16.00 до 20.00, то в современных условиях ВГТРК отводит местным студиям лишь двадцать минут после программы «Вести» и час вещания в субботнем эфире. Региональные журналисты практически перестали работать над авторскими программами. Дискуссия по данной проблеме не раз> поднималась в медиасреде. Например, в заявлении Союза журналистов России подчеркнуто, что: «под флагом «реорганизации» ВГТРК в настоящее время в стране происходит целенаправленное разрушение всей системы регионального государственного телевидения <.>, местные программы уходят из эфира, где остаются лишь малоформатные информационные врезки на канале «Россия». Все это грубейшим образом нарушает, прежде всего, права телезрителей, лишающихся самой возможности в должной мере знать о том, что происходит непосредственно у них в республике, области, крае3.

Процесс реорганизации двояко сказался на состоянии регионального ТВ. С одной стороны, отведенное ранее местному вещанию эфирное время нужно было чем-то заполнять, и в эфир шли наскоро сделанные передачи, имеющие актуальность для узкой части местной аудитории. Штат региональных ГТРК нередко состоял из малопрофессиональных журналистов, готовящих к эфиру некачественный информационный продуктпрограммы создавались по примитивному, за годы работы доведенному до шаблонного, сценарию. В.

2 Цвик В. Л. Новости — время местное // Вестник Моск. Ун.та. Серия X. Журналистика. 2003. № 3. С.ЗЗ.

3 Заявление союза журналистов России // http://www.ruj.ru/news2005/news050221l.htm профессиональном мастерстве региональное телевидение всегда уступало федеральным каналам и нуждалось в реорганизации.

Однако сокращение эфирного времени приводит к дополнительному творческому кризису в региональном ТВ, что сказывается на информационном пространстве региона. Не секрет, что местные телекомпании, освещая частные проблемы коренных жителей, нередко помогают населению бороться с бюрократией и коррупцией. Для многих граждан региональные журналисты, региональное телевидение — единственная и последняя надежда в поиске справедливого решения социальных вопросов, когда не работают ветви власти. В этой связи справедливо мнение В. В. Егорова, что «именно местное телевидение и радиовещание могут активнее, чем в центре, использовать знакомые конкретной аудитории факты и явления из жизни республики, края, области, города. Это делает информацию более убедительнойпередачи могут идти на родном языке, быть более доступными коренному населениюместные передачи могут носить более открытый и доверительный характер, чем программы из Москвы, когда многие авторы с мест не хотят «выносить сор из избы" — местные передачи способны более точно улавливать национальные, региональные, возрастные, исторические и иные особенности аудитории. Это также повышает эффективность местного вещания"4.

В диссертационном исследовании анализируется опыт создания телепередач, посвященных укоренению национальных и этнических традиций, тематика которых определена как историко-краеведческая. Спланированная журналистским коллективом акция — районный праздник — дает возможность жителям сельской местности показать свои успехи и достижения в различных промыслах, обменяться опытом и посоревноваться в традиционных для русского крестьянства умениях и навыках. Присутствие в региональном эфире таких передач рассматривается нами и как факт состоятельности.

4 Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. — М, 1993.С.27 журналистского творчества, и как оригинальный формат, основанный на местных реалиях, где отражается колорит повседневной жизни. Такие телепрограммы являются не только заметным событием в культурной жизни региона, но и новым содержательным направлением в телевизионном творчестве, что особенно важно в эпоху поиска современных форм и жанровых моделей телевизионной журналистики.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы.

Актуальным проблемам телевизионного творчества посвящены исследования Э. Г. Багирова, В. М. Березина, Р. А. Борецкого, В. В. Гаспаряна, Н. А. Голядкина, В. В Егорова, С. Н. Ильченко, О. Р. Самарцева, Б. М. Сапунова, B.C. Саппака, B.C. Хелемендика, В. Л. Цвика и других авторов5.

Теоретические и практические аспекты развития и функционирования регионального телевидения раскрыты в работах Н. И. Дворецкой, Н. В Зверевой,.

А.Г. Качкаевой, О. В. Коноваловой, Т. С. Мартыновой, Е. И. Попа, В. Г. Семенова б и др.

Ряд исследователей рассматривает современный телевизионный процесс в регионах, обращая свой практический опыт и научный потенциал в область изучения этнических процессов7. Однако анализ краеведческих передач, способных обратить внимание аудитории на вопросы, связанные с этнической принадлежностью жителей конкретного региона, предпринимается впервые.

5 Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды.-М., 1976; Борецкий Р. Л. Телевидение на перепутье.- М., 1998; Гаспарян В. В. Три этапа Новейшей истории телевизионной журналистики (1985;1998)-М., 2000; Голядкин Н. Л. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. — М., 1996; Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. — М, 1993; Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания: Учебное пособие. — СПб., 2006; Цвик В. Л. Парадоксы развития местного вещания. // Телевидение: вчера, сегодня, завтра. — М., 1989. С.64−74.

6 См. Дворецкая Н. И. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993;2003 годы): Автореф. .канд. филол. наук. -М., 2004. — 28 е.- Зверева Н. В. Специфика деятельности регионального тележурналиста: Автореф. .канд. филол. наук. -М., 2002. — 24 е.- Качкаева А. Г. Телевидение в социальном развитии региона: Автореф. .канд. филол. наук. -М., 1990. — 28 е.- Коновалова О. В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (На материалах телевидения Юга России): Автореф, .докт. филол. наук. — М., 1999. — 47 е.- Мартынова Т. С. Региональная телепублицистика: диапазон жанров, стилистика выразительных средств: Автореф. .канд. филол. наук. — М., 2002. — 25 е.- Попа Е. И. Выпуски новостей как тип программ республиканского телевидения: проблемы развития и функционирования: Дисс. .канд. филол. наук. — М., 1985. — 275 е.- Семенов В. Г. Особенности тележурналистики в условиях регионального вещания: Автореф. .канд. филол. наук. — М., 2000. -28с.

7 Капустин В. И. СМИ в регулировании межнациональных и межконфессиональных отношений: (на примере Оренбургской области). Дне. .канд. полит, наук. — М., 2002. — 123с.- Овлякулиев С. Е. Формирование национального самосознания средствами радиовещания. Автореф. дис. канд. ист. паук. -M., 1995. -26с.

Проблема исследования заключается в имеющемся противоречии, существующем между ролевыми функциями телевидения как социального института, которые проявляются в организационном стимулировании социокультурных приоритетов и национального духа в обществе, и реальным вкладом современных телепрограмм в этот процесс.

Объект исследования — деятельность региональных тележурналистов, направленная на отражение культурологической проблематики в местном телеэфире.

Предмет исследования — историко-краеведческая тематика как средство возрождения и утверждения национальных традиций конкретного региона в контексте социокультурных преобразований нового времени.

Цель исследования — определить роль и место передач данной тематической направленности регионального телевидения, их структурно-функциональные особенности, уточнение которых способствует формированию стратегической концепции ТВ-контента, рассчитанного на актуализацию национального самосознания.

На основе объекта и предмета исследования, а также в соответствии с выдвинутой целью, формулируются следующие задачи:

— определить границы ключевых понятий и терминов, необходимых для рассмотрения эфирного регионального контента в контексте программ историко-краеведческой тематики;

— исследовать влияние подобного рода программ на аудиторию регионального телевидения;

— провести анализ рынка информационных услуг региона на предмет наличия телевизионного продукта историко-краеведческой тематики;

— выявить жанрово-стилистические, языковые особенности телевизионного вещания в моноэтническом регионе, историко-фольклорные, этнические элементы в программах историко-краеведческой тематики;

— рассмотреть языковые и речевые средства, с помощью которых достигается высокая степень художественной образности исследуемых телепередач;

— проанализировать проблемы функционирования местной ГТРК в условиях эфирного сетевого партнерства с крупным федеральным телеканалом;

— оценить методики и способы привлечения зрительской аудитории.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов: формирование человеческой личности и процесс ее развития в условиях существования отдельного этноса исследованы в трудах С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, В. А. Тишкова, Н. Н. Чебоксарова и др.- изучению психологии народного творчества и его взаимодействию с другими областями духовной жизни посвящены работы М. А. Вавиловой, В. И. Козлова, В. Я. Проппа и др.- основу правильного понимания языковых проблем составили работы отечественных лингвистов В. В. Виноградова, Ю. А. Бельчикова, И. А. Бодуэна дэ Куртене, Ю. Н. Караулова, В. И. Карасика, А. А. Потебни и др. В своем исследовании автор опирался на произведения как классиков отечественной социально-философской мысли Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, B.C. Соловьева и др., так и современных исследователей философских проблем массовой коммуникации Н. А. Барабаш, Ж. Бодрийяра, В. И. Михалковича, Б. М. Сапунова.

В процессе исследования использовались следующие методы:

• социально-ситуативный метод, предполагающий учет состояния конкретного социума, в данном случае аудитории вологодского телевидения;

• экспертная оценка, на основе которой исследовалась специфика проведения региональных праздников и их отражение в авторских документальных фильмах-репортажах;

• филологический анализ речевых характеристик телепрограмм культурной направленности.

Основные гипотезы исследования:

В условиях нечастого обращения к местной проблематике журналистами федеральных каналов наибольший интерес у региональных зрителей вызывают передачи местного телевидения, дающие представление о самобытном характере жизни в регионе.

Современные телепередачи регионального телевидения оказывают существенное влияние на процесс формирования национального самосознания и национальной гордости у жителей региона.

Наличие в региональном ТВ-эфире передач историко-краеведческой тематики может благоприятно сказаться на предпочтениях аудитории и послужить стимулом для привлечения внимания к различным сферам общественной жизни (экономики, промышленности, сельского хозяйства, туризма, культуры).

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается: совокупностью исходных методологических и теоретических положенийиспользованием системного подхода к решению поставленной проблемыдлительным характером изучения реальной телевизионной действительности регионаматериалами анализа статистических данных.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты анализа историко-краеведческой тематики могут служить ориентиром в развитии регионального телевещания. Определены жанровые признаки телепередач вышеуказанной тематики, возможные в практике работы региональных журналистских коллективов. На основе анализа телепередач цикла «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» с опорой на большое количество лексикографических источников определены некоторые диалектные особенности на уровне фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, способствующие восприятию историко-культурной тематики передач телевидения региональным зрителем. Исследование может представлять интерес для журналистов-практиков, культурологов, использоваться при разработке соответствующих спецкурсов на факультетах и отделениях / журналистики.

Научная новизна диссертации состоит в самой постановке проблемы: впервые предпринята попытка исследования телепублицистики на примере программ историко-краеведческой тематики. В работе представлен эксклюзивный материал, раскрывающий особенности деятельности тележурналиста, создающего контент эфира с опорой на проводимую каналом акцию.

На защиту выносятся следующие положения:

• Степень положительного воздействия передач вологодского ТВ на национальные этнические самоидентификационные характеристики в значительной мере определяется выбранной структурой, формой и содержанием передач, их соответствием специфике реалистического экранного искусства.

• Подобного рода ТВ-передачи — характерная примета в большей степени регионального эфира.

• Сохранение и приумножение российской культуры может быть решено через стимулирование социокультурных процессов в каждом крае. Одной из форм такого сохранения локальной культуры является присутствие в ТВ-эфире программ этнической направленности.

• Программы, призванные освещать еще сохранившиеся в регионе национальные культурные традиции и обычаи, а также возрождающие утраченные культурные нормы бытия, поданные в новом современном прочтении, являются не только и не столько насущной необходимостью и фактом творческой состоятельности журналисткой деятельности, но и важнейшим событием культурной жизни региона.

• Телепередачи краеведческой тематики, способствуя национальной самоидентификации зрителей, становятся одновременно и элементом активной социализации человека.

• Тематическая направленность таких телепередач может быть исключительно разнообразной и явиться эффективным инструментом в проведении социальной политики в регионе. Побочная цель этих передач может быть сфокусирована как на возрождении региональной промышленности, так и на привлечении внимания к роли сельского хозяйстватрадиционного занятия для русской глубинки.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались в ходе ряда научно-практических конференций, материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях, в том числе в журнале «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета», рецензируемом научном журнале из перечня ВАК. Обращение к данной научной проблематике помогло при разработке спецкурса на отделении журналистики Вологодского государственного педагогического университета, где диссертант работает в качестве заведующего отделением.

Эмпирическая база и хронологические рамки исследования.

Автором проанализированы содержание и структура цикла программ «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине», выходившего в эфир с 1998 по 2008 гг. Фильмы этого цикла": «Устюжна — Железное Поле», «Под звон топоров», «Буренка нашей мечты», «Праздник в Потеряево», «Звезды Ильюшина», «Как пройти в библиотеку Ивана Грозного» «Край зачарованный» «Как во граде славном Устюге», «Нестяжатели» «Возвращение «красного коня», «50 лет своим умом», «Душа просит праздника», «Банная ассамблея, «С Ермаком от Сухоны до Иртыша», «Прощай, Америка», «Потехи час», «Праздник коровы», «Буренка нашей мечты».

Заключение

.

Телевидение, безусловно, — одно из величайших открытий ушедшего столетия и достояние человечества на все последующие времена. Но потоки телевизионных сообщений не всегда мобилизуют и объединяют людей. Диспропорция между потенциально высоким назначением ТВ в жизни современного человека и реальной ролью, которую оно играет в его миропонимании и поведении заметно увеличивается.

Подчеркнём, что какого бы прогресса не достигла телевизионная коммуникация, каким вездесущим и всепроникающим не стал телесигнал, общество всегда будет нуждаться в телеинформации разных уровней: глобальной, представляющей всеобщий интерес, и локальной, адресованной отдельным группам телеаудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет её территориальная принадлежность, постольку всегда будет существовать потребность в центральных и местных телепрограммах. Как отмечают Э. Багиров и И. Кацев в своей работе «Телевидение, XX век»: «Как бы подробно и всесторонне не отражала центральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раздвигая панораму жизни за счёт более подробного отражения событий и проблем данной местности"72.

В рассмотренном цикле передач «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» этнические характеристики являются не столько объектом изучения, сколько материалом для проблемного анализа. Возрождение этнического своеобразия может стать реальной исторической и синхронной, практической и духовной, рациональной и эмоциональной, личностной и коллективной основой в восстановлении единства, целостности общества в моноэтническом регионе.

72 Багиров Э., Кацев И. Телевидение, ХХвек. М., 1968. С.44−45.

В программах подобного типа настойчиво проводится в жизнь главная идея — сохранение и возрождение традиционных для края видов жизнеобеспечивающей деятельности, что достаточно удачно сопоставляется с существующим кризисом в области сельского хозяйства.

Этнические особенности, их поддержание и сохранение, понимание, актуализация и возможность обогащения в современной практике становятся в контексте историко-краеведческой тематики своеобразным и весьма значимым критерием в оценке истинности характеров, событий и явлений.

Этнические характеристики данного региона, отображенные в телевизионных программах и проверенные временем, являются непосредственным, а потому и наиболее объективным отражением самой сущности не только быта, но и бытия определенного этнического сообщества, а их забвение, утрата ведет к постепенному разрушению фундаментальных ценностей.

Взгляд на этнические проблемы, подход к их отражению, анализу и решению, предлагаемый Вологодским ТВ, связан с двумя принципиальными моментами:

1). все проблемы представлены на материале из жизни села;

2. все самые острые, а подчас и драматические, даже трагические противоречия в социально-этническом бытовании детерминируются теми острыми и глубокими проблемами, которые вот уже почти столетие сопровождают существование русской нации в целом.

Проецируя ретроспективу на современность, необходимо отметить, что существует возможность использования атрибутивных форм, отражающих характер связи этнической традиции и современности. Причем, если традиционная символика, что естественно, решена в национально-этническом ключе, то жанровое своеобразие и специфика проведения такого праздника подчеркнуто заимствованы из культур иных стран и народов или из неких шаблонных образцов западной масс-культуры, не имеющих привязки ни к какому национально этническому содержанию.

В документальных фильмах, подготовленных по материалам этих праздников, журналистское внимание сосредоточено на людях, которые продолжают традиции вологжан во владении тем или иным ремеслом.

Опора на фундамент национальной самоидентификации в любых обстоятельствах способна сделать человека сильным. Она не позволит ему раствориться во времени, но, напротив, сделает его самостоятельной и значимой единицей в актуальной действительности.

Подобная специфика передач этнической направленности через посредство реконструкции традиционных моделей поведения, в которых может поучаствовать любой человек, приехавший в качестве зрителя, в конечном итоге образует деятельностные установки, занимающие верхнюю ступень в шкале этнических ценностей северорусского народонаселения — «чувство хозяина», поскольку хозяин воспринимается и определяется как человек экономически самостоятельный, способный не только материально обеспечить жизнь, но и создать определенный уровень экономической устойчивости. Хозяин — это в равной степени человек, который сознательно разделяет ответственность за обустройство окружающего пространства, социальной и культурной среды, наряду со всеми участвует в созидательном труде на благо своей земли. Отсюда и особое значение трудовых рукотворных результатов, и ощущение труда как искусства, как творческого процесса в различных его формах (животноводстве, ремеслах, строительстве и проч.) Такое отношение к окружающему пространству вообще издревле было отличительной чертой русичей, но в северо-западных областях России оно закрепилось именно как устойчивый признак этноса.

Сама неопределенность этнической принадлежности в реальной жизни большинства людей и есть верный признак целого комплекса серьезных проблем в существовании этноса и нации в целом, а следовательно, каждого человека в частности.

Демографический тендерный аспект этнических проблем Вологодской области представлен в телевизионных материалах и в ином своем воплощении.

Здесь речь идет уже не о молодом поколении, необходимом для продолжения и обновления этноса, а о людях зрелых, через которых обеспечивается связь современности с исторической этнической памятью.

Одним из важных элементов авторской концепции в отражении жизни Вологодского края является включение в структуру телевизионных сюжетов разных жанров в качестве важной смыслообразующей составляющей картин северорусской природы: пейзаж редко играет роль простого фона, а часто изображение природы становится едва ли не полноправным персонажем, включенным в действие, в развертывание авторской концепции.

В исторически сложившейся государственно-идеологической системе русская нация вообще утратила право на самоопределение, так как была наделена функцией представления некоего усредненного этнического варианта под названием «Советский народ», в гораздо большей степени, нежели другие этносы и национальности, населявшие Советский Союз. Это невыделенное своеобразие национальных потребностей, интересов, характеров, насаждаемое мощной государственно-административной системой, привело к тому, что стала нивелироваться и этническая специфика регионов России, русских краев, областей, ибо ее определение — особенного и общего — невозможно вне связи с этнонациональными характеристиками.

Последнее столетие стало веком уничтожения российских этносов и национальных признаков, причем их ломка была если не намеренной, то принимаемой за закономерную и оправданную потерю.

Принципиально важным является способ включения автора в развертывающиеся духовно-мыслительные акты, способ его соучастия в процессе самоопределения и сотрудничества в нем со своими героями. Позиция, занятая автором-ведущим, изначально подчеркнуто объективна, а цель его журналистской работы — реализация самого незамысловатого человеческого любопытства, знакомство с молодыми, интересными людьми, живущими рядом.

Журналист остается активным персонажем разворачивающегося сюжета. Он заполняет своими комментариями-ремарками те культурные пробелы и мировоззренческие разрывы, которые собственно и делают современный процесс этнонационального самоопределения довольно сложным. Кроме того, автор не договаривает за героев, но концептуально намечает некоторые причинно следственные связи, что придает размышлениям на экране завершенную целостность.

В решении комплекса экономических, административных, социальных и духовных проблем в основу любых волевых усилий должно быть положено глубокое понимание региональных (и, в качестве важной составляющей, этнорегиональных) особенностей. А для этого нужно, как минимум, признать их существование и не упускать из поля зрения.

Другим важным направлением в решении этнических проблем видится подлинное осмысление их причин. Здесь среди главных называется разрыв исторических связей и уничтожение генофонда, что не могло не вызвать кризисные явления в существовании этнического сообщества.

В силу сложившихся особенностей северорусской этнической группы советские реформы на селе были восприняты крестьянами не как нежелательные, а как противоестественные по отношению к самой жизни.

Принципиальным отличием вологодского ТВ в освещении историко-краеведческой тематики является то, что оно не ограничивается освещением, анализом и пропагандой тем и идей. Одна из важнейших задач передач такого рода — показать, насколько естественно и органично вписываются в современный контекст традиционные для русского Севера занятия, трудовые приемы и связанный с ними образ жизнинасколько легко и естественно принимаются и воспроизводятся они участниками праздника, потому что, не смотря ни на что, остаются частью их жизни, их сознания, хотя бы как этногенетическая составляющая.

С этим по преимуществу и связано решение этнических проблем разного уровня в цикле «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине».

В работах телепублициста Анатолия Константиновича Ехалова выявлены основные жанровые признаки документального телефильма, как то: публицистичность, достоверность, наличие действующих лиц, продолжительный хронометраж, включенность в сетку вещания. Кроме того, мы выяснили, какую роль играет автор в собственных картинах. Все это позволяет нам судить о том, что цикл «С Ехаловым по Вологодчине» состоит именно из документальных телефильмов.

Употребление диалектной лексики способствует реалистическому показу действительности, помогает передать речевыми средствами жизнь деревни, такой, какая она есть на самом деле. Кроме того, диалектизмы употребляются как средство художественной выразительности, для создания художественной емкости повествования. Для показа субъективного отношения к изображаемой действительности, для того, чтобы создать впечатление чего-то исконно русского, деревенского, родного. Также диалектная лексика выполняет и номинативную функцию. Цель их употребления — реалистическое описание обстановки, которая окружает героев. Но число таких диалектизмов в программах сравнительно невелико.

При помощи диалектизмов создается яркий художественный образ, который не мог бы быть создан употреблением слов литературного языка. Диалектизмы служат средством раскрытия образа героя передачи, с их помощью раскрывается его внутренний мир. Так как большинство диалектизмов не имеют однословного литературного эквивалента, то употребление их в телепрограмме вносит лаконичность. Кроме того, для диалектизмов характерна повышенная образность, экспрессивность. Это достаточно показательно в контексте краеведческой тематики и актуализации этнической общности, а также в поднятии самосознания населения русской деревни.

Роль регионального телевидения в социокультурном контексте выражена в его предназначении. «Какого прогресса ни достигла бы телевизионная коммуникация, каким бы вездесущим и всепроникающим ни стал телесигнал, общество всегда будет нуждаться в телеинформации разных уровней: глобальной, представляющей всеобщий интерес, и локальной, адресованной отдельным группам телеаудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, постольку всегда будет существовать потребность в центральных и местных телепрограммах"73.

73 Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 136с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. — М.: Славянский диалог, 2000. — 367 с.
  2. Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия -к взаимодействию. М.: Институт социологии РАН, 1999. — 136 с.
  3. Актуальные проблемы журналистики // Материалы научно-практической конференции «Средства массовой информации в постсоветском обществе». М. — 1997. — 124 с.
  4. А. И. Введение в культурологию. М.: НАКиОЦ, 1993.349 с.
  5. С.А. Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004.213 с.
  6. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие (Peoples and cultures. Their development and interaction). M.: Наука, 1989. — 243 с.
  7. Ю.В. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 271 с.
  8. В.А. Этнополитология: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 337 с.
  9. Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 119 с.
  10. И) Багиров Э., Кацев И. Телевидение, XX век: Политика. Искусство. Мораль. М.: Искусство, 1968. — 303 с.
  11. Г. П. Конвергенция медиа и журналистика. М.: ИПК, 2002.- 133 с.
  12. Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005. — 176 с.
  13. Н.А. Опыт философского анализа современного ТВ. -Ташкент, 1988.
  14. Ю.А. Анализ языка и стиля публицистических произведений. —М.: Изд-во МГУ, 1962. — 21 с.
  15. Ю.А. Стилистика и культура речи. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 158 с.
  16. С. А. Документальный видеофильм: Этап становления. -М.: Искусство, 1982.
  17. Н.А. Душа России. Л.: Сказ, 1990. — 29 с.
  18. Н.А. Русская идея. Судьба России. М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. — 540 с.
  19. Н.А. Философия неравенства. М.: Экопрос, 1993. — 94 с.
  20. . Общество потребления: его мифы и структуры. — Москва: Республика: Культурная революция, 2006. 218 с.
  21. . Система вещей. М.: Рудомино, Б.г., 1999. — 218 с.
  22. Р.А. В бермудском треугольнике ТВ. М.: ИКАР, 1998.204 с.
  23. Р. Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.: Искусство, 1990. — 152 с.
  24. Р.А. Осторожно, телевидение. М.: ИКАР, 2002. — 260 с.
  25. Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт // Телерадиоэфир: история и современность. — М.: Аспект-Пресс, 2005. 239 с.
  26. Р.А. Телевидение на перепутье: Статьи 1989−1998. М.: ТЭФИ, 1998.- 104 с.
  27. Р.А. Телевизионная программа: Очерк теории пропаганды. М.: НМО ГКРТ, 1967. — 214 с.
  28. Д.Р., Файерстоун Ч. М., Мицкевич Э. Теле- и радионовости и меньшинства. М.: Интерпракс, 1994. — 184 с.
  29. Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983. 412 с.
  30. Ю.В. Современные проблемы этнографии: (Очерки теории и истории). -М.: Наука, 1981. 390 с.
  31. Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. — М.: Мысль, 1990.-391 с.
  32. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. — 333 с.
  33. Ю.П. Системность и изучение массовых информационных процессов. М.: МГИМО, 1986. — 168 с.
  34. Ю.П. Социология массовой коммуникации. М.: МНЭПУ, 1995. — 112 с.
  35. М.А. Устное народное творчество в контексте культуры: сборник статей: к 75-летию автора. Вологда: Книжное наследие, 2005. — 139 с.
  36. У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования. Киев: Вища школа, 1979. — 263 с.
  37. В.Н. О языке радио и телепередач. М.: НМО ГКРТ, 1960.104 с.
  38. А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. -М.:ВШ, 2003. -320 с.
  39. В.В. О теории художественной речи.— М.: Высшая школа, 1971. — 240 с.
  40. И. В. Этническая история и формирование населения Русского Севера // Русскй Север этническая история и народная культура XII -XX века / Отв. ред. И. В Власова. М.: Наука, 2001. — 846 с.
  41. Вологодская энциклопедия. Вологда: ВГТТУ Изд-во Русь, 2006.608 с.
  42. Вологодчина на рубеже веков. Социально-экономическое развитие Вологодской области (1996 2006 годы). — Вологда: НП «Фест» 2006. — 254 с.
  43. Вое Де Дж. Психология культур. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001. — 555с.
  44. . Д., Макарова С. К., Новикова В. И., Оссовская М. П. Мастерство эфирного выступления. М.: Аспект-пресс, 2004. — 283 с.
  45. .Д. Методика и практика редактирования телевизионных передач: (Методическое пособие для редакторов общественно-политических передач). М.: Искусство, 1975. — 131 с.
  46. В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра.- М.: ИПК, 1995.- 68 с.
  47. В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985−1988). М.: 2000. — 18 с.
  48. Гласность в системе межнациональных отношений: Сб. статей / Под ред. Р. П. Овсепяна. М., 1990. — 82 с.
  49. Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: ИПК, 1996. — 125 с.
  50. Н.А. Методы исследования средств массовой коммуникации. М.: ИПК, 1997. — 96 с.
  51. Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения,— М.: Аспект пресс, 2004. 140 с.
  52. Н.А. ТВ информация в США. Часть 1. М.:2001. — 108 с.
  53. Н.А. ТВ информация в США. Часть 2. М. :2001. — 230 с.
  54. Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. -Казань: Экоцентр, 2004. 216 с.
  55. JI.H. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-пресс, 2003. — 384с.
  56. С.В. Текстовая и внетекстовая реальность в системе аудиовизуальной коммуникации. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. М., 1981. — 68с.
  57. В.В. Телевидение. Страницы истории. М.: Аспект пресс, 2004. — 202 с.
  58. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999. — 415 с.
  59. В.В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. — М.: Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики/, 1993. 306 с.
  60. В.В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии / Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР. 3-е изд., доп. — М., 1997. — 92 с.
  61. М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М.: Искусство, 1976. — 103с.
  62. Я. Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой / Под ред. Я. Н. Засурского // Средства массовой информации постсоветской России. — М.: Аспект-пресс, 2002. 303 с.
  63. Н.В. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста. М.: ИПК, 2002. — 60с.
  64. И.А. О Русской идее // Русская идея. М.: Республика, 1992. — 404 с.
  65. С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания: Учебное пособие. СПб.: Роза мира, 2006. — 140 с.
  66. В.И. Язык социального статуса. — М.: Гнозис, 2002. —333 с.
  67. С. С. Этнология. Конспект лекций.- Ростов-на-Д.: «Феникс», 2005. 176 с.
  68. А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000. 671 с.
  69. В.Г. Этнопсихология и международные отношения. Курс лекций / В. Г. Крысько. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. — 448 с.
  70. Г. В. Журналист на экране. М.: Искусство, 1985. — 208 с.
  71. Г. В. Так работают журналисты ТВ. М.: МГУ, 2000.- 220с.
  72. Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. -М.: РИП-холдинг, 2002. 220 с.
  73. Г. В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М.: ИПК, 2002. — 93 с.
  74. И.В. История отечественной журналистики (1917−2000). -М.: Флинта, Наука, 2002. 640 с.
  75. Культура русской речи. М.: Норма, 2001. — 550 с.
  76. Культурология в терминах и понятиях, именах / Сост. Б. И. Кононенко. М.: Щит-М, 2001. — 406 с.
  77. Г. В. Профессиональная этика журналиста.- М.: Аспект пресс, 2004. 207 с.
  78. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Велика. М.: Смысл, 2001. — 555 с.
  79. , М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. М.- Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. -464с.
  80. М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / Перевод с англ. М.: Академический проект, 2005. — 495с.
  81. Малоформатное телевизионное производство. М.: АЛБУР, 1996.135 с.
  82. В.К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. М., 2004. — 280с.
  83. В.И. О сущности телевидения. М.: ИПК, 1998. — 50 с.
  84. М.О. Культуры. Этносы. Нации: размышления об истоках и природе национальной общности: монография. Москва: МГИМО-ун-т, 2005. — 349 с.
  85. М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М.: Юнити, 2004. — 367с.
  86. М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М.: Анкил, 1998. — 187 с.
  87. С. А. Пристрастная камера. М.: Аспект Пресс, 2004.187 с.
  88. С.А. Телевидение в поисках телевидения. М.: МГУ, 2001. -175 с.
  89. С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. — М.: Аспект пресс, 2003. 205 с.
  90. С.А. ТВ эволюция нетерпимости: (История и конфликты этич. представлений). — М.: Б.и., 2000. — 241 с.
  91. В.П. Языковая ситуация в России: 1991−2001 годы // Государственные и титульные языки России: энциклопедический словарь-справочник. М.: Academia, 2002. — 616с.
  92. Очерки по истории Российского телевидения. М.: Воскресенье, 1999.-416с.
  93. М. X. О природе слов с пометой «областное» // Вопросы языкознания. 1978 — № 1. — С. 109−117.
  94. Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. -СПб.: Речь, 2002.-520с.
  95. А.А. Символ и миф в народной культуре. — М.: Лабиринт, 2000. — 479 с.
  96. А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989. — 622 с.
  97. В.Я. Фольклор и действительность: Избр.статьи. М.: Наука, 1976.-325 с.
  98. Е.П. Журналистика и демократия. М.: РИП-холдинг, 2001.-296 с.
  99. Ф. Звезды телевидения. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2000.- 432с.
  100. Д.Э. Материалы по практическим занятиям по курсу «язык и стиль радио-телепередач» М.: ВИПК, 1976. — 37с.
  101. Русский язык в эфире: проблемы и пути их решения. Материалы круглого стола / Комиссия «Русский язык в средствах массовой информации» Совета по русскому языку при Правительстве РФ. М.: МПТР России, 2001. -88с.
  102. JI.B. Национальная политика и PR-технологии // Научные записки СибАГС. Т.4 (юбилейный). — Новосибирск: СибАГС, 2001. — 524с.
  103. А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. -М.: Высш. школа, 2005.-310с.
  104. А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М.: Высш. школа: ACADEMIA, 2000. 302 с.
  105. Садохин А. П. Этнология: Учебный словарь. М.: Гардарики, 2002. — 208 с.
  106. B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы / 3 изд. М.: Искусство, 1988. — 167с.
  107. .М. Культурология телевидения: Основы истории мировой и российской культуры / Б. М. Сапунов. М.: Айына, 2001. — 298 с.
  108. .М. К храму Христа или дьявола. Роль телевидения в нравственном воспитании молодежи // Материалы Международной конференции «Молодежь и современный мир». М.:.- 1996.
  109. В.А. Азбука телевидения: Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 2002. 233 с.
  110. С.В. Телевизионная речь: функции и структура / под ред. Я. Н. Засурского. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 151 с.
  111. Л.Г. Профессия: журналист. М.: Аспект Пресс, 2003. — 255с.
  112. В.Г. Региональная тележурналистика. М.: ИПК, 2001.97 с.
  113. Словарь иностранных слов. 18 изд. стер. — М.: Рус. яз., 1989. — 510с.
  114. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Сборник статей аспирантов. Выпуск 10. М.: ИПК, 2002. — 92 с.
  115. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Сборник статей аспирантов. Выпуск 13.- М.: ИПК, 2004. 100 с.
  116. B.C. Русская идея // Русская идея. М.: Республика, 1992. — 496 с.
  117. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. —303с.
  118. Р.Г. Этнопсихология. М.: Аспект-пресс, 2003.- 367 с.
  119. Телевидение вчера, сегодня, завтра, — М.: Искусство, 1989. 240 с.
  120. Телевизионная журналистика. М.: ВШ, 2002. — 300 с.
  121. В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. — 542 с.
  122. М. Время и бытие: Статьи и выступления. — М.: Республика, 1993. 445 с.
  123. Хейзинга И. Homo Judens // В тени завтрашнего дня.- М.: Прогресс, 1992.-464 с.
  124. B.C. Воспитательные функции средств массовой коммуникации. — М.: АПН СССР, 1990. — 85 с.
  125. B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. М.: Мысль, 1977. -316с.
  126. B.JI. Новости время местное // Вестник Моск. Ун-та. Серия X. Журналистика. — 2003. — № 3.
  127. B.JI. Парадоксы развития местного вещания // Телевидение: вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1989. — 238 с.
  128. B.JI., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М.: Аспект пресс, 2002. — 173 с.
  129. В.JI. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
  130. Н.Н., Чебоксарова М. А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.-271 с.
  131. Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1956, — 182с.
  132. А. Телевидение поиски и решения. — М.: Искусство, 1975.- 183с.
  133. А.Я., Борецкий Р. А. Основы телевизионной журналистики. М.: Изд-во Московского университета, 1966. — 332 с. 1. Статьи и публикации
  134. Ю.А. Признаки экстремизма в текстах СМИ / Ю. Бельчиков, Е. Галяшина, М. Горбаневский // Журналист. — 2003. — N 10. — С. 79 80.
  135. Е.Л. Современная медиаструктура / Под ред. Я. Н. Засурского // Средства массовой информации постсоветской России. — М.: Аспект Пресс, 2002. С. 10−85.
  136. Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета. Журналистика на рубеже тысячелетий / Отв. ред: Я. Н. Засурский и Е. Л. Вартанова. М.: Изд-во МГУ, 2000. — С. 10−86.
  137. В.И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979. — 278 с.
  138. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974.
  139. С. Стопроцентный вологжанин // Речь. 2006. — 24 марта.52.
  140. Г. Д. Принцип тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов // Социологические исследования. 1994 — № 1. — С. 135 143.
  141. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. — № 2.
  142. К. Как пройти в библиотеку? // Вологодская неделя. 2006. — 6 июля (№ 23)
  143. Диссертации и авторефераты
  144. Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (2 п. 1950−1985 гг.): Автореф. дис. .канд. ист. наук, — Казань.: 2004.-26 с.
  145. Н.И. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белогородская Т.В. 1993−2003 годы): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2004.-28 с.
  146. Е.Я. Типология программ местного телевидения: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1977. 24 с.
  147. Зверева Н. В. Специфика деятельности регионального тележурналиста: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-24 с.
  148. Е.А. Влияние федерального телевещания на региональные телевизионные каналы: На примере Ростовской области: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Ростов-на-Дону.: 2003.-24 с.
  149. В.И. СМИ в регулировании межнациональных и межконфессиональных отношений: (на примере Оренбургской области): Дис.. канд. полит, наук.-М.:2002.-123 с.
  150. А.Г. Телевидение в социальном развитии региона: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 1990.-28 с.
  151. О.В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (На материалах телевидения Юга России): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 1999.-47 с.
  152. А.Н. Структура и стилистика новостных программ телевидения Северного Кавказа: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2005,24 с.
  153. Т.С. Региональная телепублицистика: диапазон жанров, стилистика выразительных средств: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-25 с.
  154. Н.А. Специфика рекламной деятельности на региональном телевидении: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2000.-25 с.
  155. Ю.В. Структура и содержание телевизионных сообщений как факторы их эффективности: Автореф. дис. .канд. филол. наук.-М.: 2002.-25 с.
  156. Я. В. Информационное вещание государственных и частных телеканалов: эволюция, сравнительный анализ: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-25с.
  157. Е.И. Выпуски новостей как тип программ республиканского телевидения: проблемы развития и функционирования: Дисс.. канд. филол. наук.-М., 1985.-275 с.
  158. В.Г. Особенности тележурналистики в условиях регионального вещания: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2000.-28с.
  159. Использованные словари и их сокращенные обозначения
  160. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь / Науч. — ред. совет изд-ва «Сов. энцикл.», Ин-т языкознания АН СССР.- Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энцикл., 1990.
  161. MAC Словарь русского языка: в 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Русский язык, 1985−1988.
  162. СВГ — Словарь вологодских говоров: Учеб. пособие по русской диалектологии. / Федер. агенство по образованию ГОУ ВПО Волог. гос. пед. ун-т- Науч. ред. Т. Г. Паникаровская. Вологда: Русь, 1983−2005.
  163. СД Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. — М.: Русский язык, 1980−1981.
  164. СО Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 60 ООО слов и фразеологических выражений / Под общ. ред. проф. JT. И. Скворцова. — 25-е изд., доп. — М.: ООО «Издательство «Оникс»: «Издательство «Мир и Образование», 2007.
  165. СРГК— Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей: в 6-ти т. / Гл. ред. Герд А. С. — СПб.: Изд-во СПб-го университета, 1994—2006.
  166. СРНГ — Словарь русских народных говоров. — М. — JL: Наука, 1965—2006. Вып. 1 40.
  167. СУ Толковый словарь русского языка: в 3-х т. / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова — М.: Вече «Мир книги», 2001.
Заполнить форму текущей работой