Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка использования экологически чистого автомобильного транспорта на территории городов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В мире в настоящий момент реализуется достаточно большое количество проектов, предусматривающих эксплуатацию экологически чистого транспорта, реализуемых как с привлечением средств эксплуатантов, так и финансирования из государственных и муниципальных источников. В то же время, существует потребность в механизме комплексной оценки таких проектов, что, в свою очередь, предопределило выбор темы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Роль транспортной системы в обеспечении устойчивого развития городов
    • 1. 1. Динамика урбанизации в России и мире
    • 1. 2. Влияние автомобильного транспорта на состояние окружающей среды городских территорий
    • 1. 3. Требования к автомобильному транспорту в рамках поддержки концепций устойчивого развития территорий и здорового городского планирования
    • 1. 4. Требования к автомобильному транспорту с точки зрения повышения топливной безопасности экономики
    • 1. 5. Мировой опыт разработки и использования технологий экологизации автотранспортных средств
  • 2. Оценка экономических потерь города в результате загрязнения атмосферы автомобильным транспортом на примере г. Москвы
    • 2. 1. Оценка приведённой массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобильным транспортом на территории города
    • 2. 2. Выявление источников потерь бюджета г. Москвы в результате загрязнения атмосферы автомобильным транспортом
      • 2. 2. 1. Оценка расходов бюджета на преодоление негативного воздействия от выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом
      • 2. 2. 2. Прогноз ВРП и расчёт потерь ВРП в результате заболеваемости и смертности населения под влиянием загрязнения атмосферы автомобильным транспортом
    • 2. 3. Расчёт потерь бюджета г. Москвы в результате загрязнения атмосферы автомобильным транспортом
    • 2. 4. Суммарные экономические потери г. Москвы в результате загрязнения атмосферы автомобильным транспортом
    • 2. 5. Возможности сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобильным транспортом
  • 3. Разработка стратегии экологизации автомобильного транспорта г. Москвы
    • 3. 1. Определение критериев для анализа альтернативных вариантов сокращения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду на территории г. Москвы
    • 3. 2. Определение наиболее оптимальных сегментов использования экологически чистых транспортных средств

    3.3. Формирование методических подходов к прогнозированию размера сокращения ущерба от загрязнения атмосферы автомобильным транспортом в результате замещения части автомобильного парка г. Москвы экологически чистыми автотранспортными средствами.

Оценка использования экологически чистого автомобильного транспорта на территории городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В настоящее время во всём мире все большее внимание уделяется проблематике повышения качества жизни населения, что подразумевает в том числе улучшение состояния окружающей среды как одного из важнейших факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни.

Зачастую основным загрязнителем воздуха на территории городов является автомобильный транспорт (в отдельных городах «вклад» автотранспорта в загрязнение атмосферы достигает 90% и более), в силу следующих причин:

— сосредоточенности автомобильного парка в крупных городах;

— относительно высокой экономической активности городского населения, как следствие — большим спросом на передвижения, в т. ч. на автомобиле;

— концентрации деловой активности бизнеса, в результате — концентрации товаропотоков, обслуживаемых автомобильным транспортом;

— перегруженности улично-дорожной сети, приводящей к снижению средней скорости движения и росту выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Результатом является ухудшение экологической ситуации на городских территориях, что в свою очередь приводит к негативным последствиям:

— социальным — рост заболеваемости и смертности населения, сокращение продолжительности жизни людей под воздействием факторов окружающей среды;

— экономическим — рост потерь городских и региональных бюджетов, вызванный как ростом затрат на преодоление негативных последствий загрязнения окружающей среды, так и сокращением производства валового регионального продукта по причине падения производительности труда, заболеваемости населения и сокращения средней продолжительности жизни.

В связи с этим актуальными являются вопросы количественной оценки выбросов в атмосферу от автомобильного транспортаоценки бюджетных потерь городов в результате ущерба от загрязнений и ухудшения здоровья людей, сокращения продолжительности жизниоценки проектов использования экологически чистых транспортных средств в городах с точки зрения соотношения затрат на реализацию, достигаемого экологического эффекта.

Игнорирование экологии городов нарушает функционирование города как системы и делает невозможным его устойчивое развитие, что приводит к ухудшению качества жизни людей.

Экологизация городского транспорта является важным резервом для поддержки процесса устойчивого развития и оздоровления окружающей среды городов. В связи с масштабностью таких проектов и необходимостью больших затрат на НИОКР, внедрение и реализацию становится необходимым привлечение средств как из государственных, так и частных источниковв свою очередь, это приводит к необходимости рассматривать инвестиционный аспект таких программ и возможности использования механизма государственно-частного партнёрства.

При выполнении данного исследования были проанализированы существующие научные разработки отечественных и зарубежных учёных в следующих областях исследований:

— теоретические основы функционирования и развития транспортных систем описаны в работах В. А. Персианова, Н. С. Ускова, П. В. Метёлкина, И. В. Спирина, B.C. Горина, Е. Ф. Косиченко, A.A. Степанова, Е. В. Купцовой, Л. С. Фёдорова, М. А. Иваненко, В. Г. Галабурды, Т. Литмана и ряде других;

— проблематика развития современных городов изложена в работах Д. В. Данилова, А. Д. Чудновского, П. Ньюмана, Дж. Кенворти, X. Бартона, К. Цуру, Д. Сэттертвэйта;

— вопросы воздействия окружающей среды на здоровье и качество жизни человека рассмотрены в работах Н. Ф. Реймерса, С. А. Сковронской, Е. Ф. Корочкина, И. И. Погорлецкого, А. А. Котенко и ряде других;

— вопросы потребления энергии транспортом рассмотрены в материалах Международного энергетического агентства и крупнейших транснациональных топливных компаний.

Практически ни в одной из существующих работ не затрагивается проблематика комплексной эколого-экономической оценки проектов использования экологически чистого автомобильного транспорта в городах. Вместе с тем, актуальность разработки данной проблемы объясняется такими факторами, как рост внимания к экологическим и социальным последствиям загрязнения атмосферы городов, распространение и постепенное удешевление технологий экологически чистого автомобильного транспорта. Эти обстоятельства обусловили необходимость научного изучения проблематики инвестиций в развитие экологически чистого автомобильного транспорта.

В мире в настоящий момент реализуется достаточно большое количество проектов, предусматривающих эксплуатацию экологически чистого транспорта, реализуемых как с привлечением средств эксплуатантов, так и финансирования из государственных и муниципальных источников. В то же время, существует потребность в механизме комплексной оценки таких проектов, что, в свою очередь, предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Цель работы заключается в разработке методики комплексной оценки проектов по созданию и эксплуатации экологически чистого автомобильного транспорта в городских условиях.

Задачи диссертационного исследования:

— проанализировать существующий терминологический аппарат в области экологически чистого транспорта;

— обосновать выбор направлений оценки влияния транспорта на развитие города при рассмотрении вопросов планирования и развития транспортных систем;

— разработать методику оценки бюджетных потерь городов в результате загрязнения атмосферы автомобильным транспортом;

— предложить критерии для анализа вариантов сокращения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду;

— определить круг участников проектов по экологизации городского транспорта;

— сформировать методику прогнозирования размера сокращения экономического и экологического ущерба в результате реализации проектов созданию и эксплуатации систем экологически чистого автомобильного транспорта на территории городов.

Объектом исследования является совокупность организаций автомобильного транспорта, осуществляющих деятельность на территории крупных городов, включая необходимую транспортную инфраструктуру.

Предметом исследования выступает оценка путей развития автомобильного транспорта, его влияния на экологию и экономику городов и возможностей его экологизации.

Теоретической и методологической основой диссертации являются:

— концепция устойчивого развития, поддерживаемая Организацией объединённых наций (ООН) и организацией объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

— концепция здорового городского планирования, разработанная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ);

— основные положения и концепции теорий проектирования, создания и функционирования транспортных систем;

— научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам экологии городов, экономической оценки последствий загрязнения окружающей среды.

Эмпирическая база исследования сформирована на основе использования диалектического метода познания, методов логического, экономико-статистического, социального и маркетингового анализа, методов сравнения и группировок, методов количественного и качественного изучения, принципов системности и развития. В ходе обоснования основных положений диссертации использовались также методы наблюдения и экспертных оценок.

При подготовке работы проанализированы официальные нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики, национальная и зарубежная статистическая информация, отчеты консалтинговых служб, маркетинговых агентств и ассоциаций, материалы международных и российских конференций, данные периодической печати и сети Интернет.

Научная новизна диссертации состоит в формировании автором методики комплексной эколого-экономической оценки проектов по созданию и эксплуатации систем экологически чистого автомобильного транспорта на территории городов.

Наиболее значимые положения научной новизны, принадлежащие лично автору и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— уточнён термин «экологически чистый автомобильный транспорт» с точки зрения использования данных транспортных средств в условиях крупных городов;

— обоснована необходимость оценки влияния транспорта на город как на среду обитания и как на экономический субъект при рассмотрении вопросов планирования и развития транспортных систем городов;

— разработана методика оценки бюджетных потерь городов в результате загрязнения атмосферы автомобильным транспортом;

— предложены критерии для анализа вариантов сокращения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду;

— определён круг участников проектов по экологизации городского транспорта;

— сформирована методика прогнозирования размера сокращения экономического и экологического ущерба в результате реализации проектов по созданию и эксплуатации систем экологически чистого автомобильного транспорта на территории городов.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что в работе рассмотрен круг вопросов, недостаточно исследованных и представляющих научно-практическую значимость. В диссертации решены задачи, позволившие разработать методику комплексной эколого-экономической оценки проектов по развитию экологически чистого автомобильного транспорта на территории городов. Полученные результаты могут быть использованы: органами государственного управления для принятия решений о целесообразности экономических мер по содействию проектам экологизации автомобильного транспортаорганами муниципального управления территорий для принятия решений о целесообразности развития экологически чистого транспорта в пределах городских территорий и размерам необходимого финансированияорганизациями — производителями и разработчиками экологически чистых транспортных средств и их компонентов, а также инфраструктуры для них для определения требований разработкамэксплуатантами транспортных средств — для определения целесообразности их эксплуатации по сравнению с транспортными средствами, использующими традиционное топливо. Апробация работы и внедрение результатов исследования. Теоретические и методические разработки, выполненные в ходе подготовки диссертации, были использованы:

— при составлении отчётов о научно-исследовательской работе по темам:

• «разработка предложений по формированию оценок стоимости.

ЛЭТС и его компонентов" (номер госрегистрации 01.20.1 054 994, шифр темы по плану ГУУ № 7157−10);

• «разработка предложений по формированию оценок стоимости электробуса и его компонентов» (номер госрегистрации 01.20.1 054 993, шифр темы по плану ГУУ № 7158−10);

— в учебно-методических комплексах практических занятий и деловых игр в ГУУ на кафедре управления транспортно-экспедиционным обслуживанием по дисциплине: «Управление международным автомобильным бизнесом»;

— были предметом обсуждения на 14-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2009». Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 4 работах, из них 2 статьи — в научных журналах, которые входят в список, рекомендованный ВАК.

Структура и объём диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Диссертация изложена на 144 страницах, содержит 52 таблицы, 26 рисунков.

Список литературы

включает 102 наименования.

Выводы к главе 3.

Наиболее перспективным сегментом для использования электромобилей на территории г. Москвы представляется коммерческий транспорт, а именноразвозные грузовые автомобили грузоподъёмностью до 6 т и городские маршрутные такси и автобусы, т.к. данные транспортные средства эксплуатируются наиболее интенсивно и в то же время их использование требует меньших вложений в инфраструктуру (прежде всего зарядную).

Перспективы использования электромобилей коммерческими перевозчиками во многом определяются экономическим фактором, а именно — стоимостью владения транспортным средством. Согласно имеющимся данным автопроизводителей, дилеров и независимых источников в настоящее время можно говорить об окупаемости коммерческой эксплуатации электромобиля в условиях г. Москвы, однако необходимо преодолеть ряд ограничений в области развития зарядной инфраструктуры и технических характеристик самих транспортных средств.

В будущем эксплуатация электромобилей будет становиться всё более экономически выгодной в связи с их удешевлением, что определяет необходимость упреждающего развития инфраструктуры для обеспечения их эксплуатации.

При условии реализации рассмотренного в главе 3 сценария замещения электромобилями части автомобильного парка г. Москвы, при сокращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 10% к 2025 г. достигаемый суммарный экономический эффект от сокращения потерь бюджета города за рассматриваемый период равен 17,1 млрд руб., что определяет возможный размер инвестиций со стороны города при условии их окупаемости в рассматриваемый период.

Однако, следует помнить о существовании отложенных эффектов, возникающих ввиду большого количества факторов, влияющих на здоровье и продолжительность жизни населения, разной продолжительностью их действия, наличия в некоторых случаях «эффекта накопления» и временным лагом между устранением воздействия вредных факторов и наступлением эффекта.

Деятельность администрации города должна быть направлена в первую очередь на организацию взаимодействия различных участников проекта, создание условий для формирования необходимой инфраструктуры на основе единых технических стандартов.

Заключение

.

В данном исследовании решались следующие задачи:

— формирование методики количественной оценки выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом в атмосферу города;

— формирование методики оценки потерь бюджета города в результате загрязнения атмосферы автомобильным транспортом;

— изучение мирового опыта автомобилестроения и существующих технологий снижения выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом;

— изучение мирового опыта реализации проектов по эксплуатации экологически чистых транспортных средств;

— определение критериев для анализа вариантов сокращения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду;

— формирование методики прогнозирования размера сокращения экономического и экологического ущерба в результате реализации проектов по эксплуатации экологически чистых транспортных средств.

С учётом таких факторов, как:

— высокая на данный момент стоимость электромобилей, что делает их эксплуатацию экономически выгодной только при условии достаточной интенсивности;

— отсутствие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации электромобилей, высокая на данный момент стоимость её создания;

— желательность минимизации трат бюджета города на реализацию данного проекта;

— высокая доля грузового транспорта в приведённой массе выбросов, рациональным представляется приоритет экологизации коммерческого транспорта при постепенном увеличении парка электромобилей, созданию единой сети зарядной инфраструктуры, доступной эксплуатантам на общих основаниях.

Помимо непосредственного экологического и экономического эффекта, одним из стратегических преимуществ использования электромобилей является снижение зависимости от поставок традиционного топлива в сочетании с возможностью использования экологически чистой электроэнергии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Итоги первого квартала. // Автобизнес. 2011. № 118. С. 4 34.
  2. О.Б. Альтернативные моторные топлива: мировые тенденции и выбор для России. Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева), 2008, т. LII, № 6.
  3. С.А. Транспортные системы городов: общий подход и стратегия до 2010 года // Сб. «социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния». Екатеринбург, 2000. С. 17−21.
  4. В. Автостроение страны и экономический кризис // Автомобильный транспорт. 2009, № 3. С. 40−44.
  5. П. Здравоохранение обеспечит рост ВРП. // Экономика и время. 11.09.2006. № 34 (620). С. 11 13.
  6. Временная методика определения предотвращённого экологического ущерба. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. Москва, 1999.
  7. А., Козенко А., Николаева Д. Москвичи болеют на работе. // Коммерсантъ. № 199 (3530), 24.10.2006.
  8. Г. Е., Новиков Ю. В. Окружающая среда и транспорт. М.: Транспорт, 1987.
  9. М.М., Коровкин A.C., Порошин A.C. Состояние и перспективы развития рынка и производства грузовых автомобилей в России на период до 2015 года//Автомобильная промышленность, 2007, № 5. С. 1−3.
  10. Л. Технологические тенденции в глобальном двигателестроении. //Автобизнес. № 6(101). 2009. С. 40 50.
  11. Л. Экологическая модернизация европейского автопрома. // Автобизнес. № 89−90. 2008. С. 91 96.
  12. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. М., 2010. — 525 с.
  13. В.В., Степанов A.A., Ибраев К. А., Петрова А. П. Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортных предприятиях различных форм собственности: Учебное пособие.-М.: ГУУ, 2009 77 с.
  14. Единая транспортная система: учебник для ВУЗов / В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, A.A. Тимошин и др. под ред. В. Г. Галабурды. 2-е изд., изм и доп. М: Транспорт, 2001. 303 с.
  15. В.И., Николаенко A.B. Экономическая и экологическая эффективность применения электрического привода НТС.
  16. Качество воздуха в крупнейших городах России за десять лет 1998 2007 г. г. Аналитический обзор. Спб., ГУ «ГГО», Росгидромет, 2009. — 133 с.
  17. В.П. Системная оценка экономической эффективности инвестиционных проектов на транспорте. М.: ВИНИТИ РАН, 2006. 152 с.
  18. А. Е. Роль экологически чистого транспорта в поддержке устойчивого развития городов. // Теория и практика общественного развития, № 4, 2012.
  19. А.Е. Тенденции модернизации парка подвижного состава грузового автомобильного транспорта России // Вестник транспорта, № 7, 2009. -0,5 п.л.
  20. Е. В., Кондратьев А. Е. Автомобильный транспорт: воздействие на окружающую среду и направления экологизации. // Вестник Государственного университета управления, № 14 (24), 2008.
  21. О. Н. Методологические аспекты интеграции различных видов транспорта в единую систему // Вестник транспорта, 2007, № 7. С. 10−13.
  22. Маркетинговый подход к управлению транспортно-экспедиционным обслуживанием / B.C. Горин и др.: Монография/ИКФ «Каталог» М.:2006. — 150 с.
  23. Методические рекомендации по составлению Обзора выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории республики (края, области, автономного округа) за 2007 год. СПб, ФГУП НИИ «Атмосфера», 2008. -24 с.
  24. В., Пущик Е. Бензин и этанол мировые перспективы. Способы получения, стандарты, обзор мирового рынка и производителей топлива. // Проблемы местного самоуправления. 2010. № 40. С.10−15.
  25. Московский статистический ежегодник. Мосгоркомстат. 2000.
  26. М. Факторы конкурентоспособности международных автоперевозчиков. // Автобизнес. № 76. 2007. С. 15 20.
  27. А. Экология: «Дизельная альтернатива: „за“ и „против“». // Автоперевозчик. 2011. № 3 (126). С. 41 44.
  28. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году: Государственный доклад.—М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010.— 456 с.
  29. Перспективы энергетических технологий. В поддержку Плана действий «Группы восьми». Сценарии и стратегии до 2050 г. ОЭСР/МЭА, WWF России (перевод на русский язык, ред. часть 1 А. Кокорин, часть 2 Т. Муратова). М. 2007.-586 с.
  30. . А., Сидоренко В. Н. Экономические последствия воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения. Пособие по региональной экологической политике / под. ред. В. М. Захарова, С. Н. Бобылева. — М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007. — 56 с.
  31. И.Г., Шорина О. С. Основы экологии и рационального природопользования. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП, 2001. 146 с.
  32. Сервис на транспорте. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Николашин, H.A. Зудилин, A.C. Синицына и др.- под ред. В. М. Николашина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
  33. В. А., Берестов А. Тенденции в развитии транспортных средств с использованием электрического привода // Силовая электроника, № 1 (2004), с. 85−87.
  34. С.А. Восприятие риска и характеристика ущерба как основные элементы анализа риска. Авт.реф.дис., ГУ НИИ экологии человек и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, 2006, 24 с.
  35. И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. И. В. Спирин. — 5-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 400 с.
  36. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России № 319 от 23 апреля 2010 года.
  37. С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Э. Сханова, О. В. Попова, А. Э. Горев. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия, 2008 — 432 с.
  38. Транспорт в России: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 2003 — 182 с.
  39. Транспортная политика России: ситуационный анализ, исторический опыт, проблемные вопросы. Под общей редакцией В. А. Персианова. Монография. М.: Альта — Принт, 2009. — 464 е.: ил.
  40. Труд и занятость в России. 2009: Стат.сб./Росстат. М., 2009. — 623 с.
  41. Факторы окружающей среды и здоровье населения. Практическая медицина 02 (10). http://pmarchive.ru/faktory-okruzhayushhej-sredy-i-zdorove-naseleniya/
  42. Jl.С. Общий курс транспортной логистики : учеб. пособ. гриф УМО / Л. С. Фёдоров, В. А. Персианов, И. Б. Мухаметдинов — ред. Л. С. Фёдоров. -М. :КНОРУС, 2011.-312 с.
  43. А.Т. Легковое автомобилестроение в России // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 2008, № 1. С. 104 114.
  44. А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. Засл. работника высшей школы проф., д э н. Чудновского А. Д. Изд. 2-е перераб. доп. М.: ЮРКНИГА, 2005. — 448 с.
  45. К., Бартон X. Здоровое городское планирование: методическое руководство ВОЗ. Пер. с англ. Центр поддержки проекта «Здоровые города» в России. НИИ Общественного здоровья и Управления здравоохранением ММА им. И. М. Сеченова. Москва, 2004. — 212 с.
  46. Энергетические сценарии концерна «Шелл» до 2050 года. VMS Гаага Н7133, 2008. 2-ое издание. 50 с.
  47. П. Н. Реализация «Концепции развития автомобильной промышленности России инструмент государственной поддержки и ресурс развития отечественных автомобилестроителей» // Автомобильная промышленность, 2007, № 9. С. 1−4.
  48. Annual Energy Review 2009. U.S. Energy Information Administration, 2009. 447 c.
  49. Batteries for Electric cars: Challenges, Opportunities and the Outlook to 2020. The Boston Consulting Group Inc., 2010. 18 c.
  50. Charging forward: Electric vehicle survey. PriceWaterhouseCoopers, 2011.12 c.
  51. СОАГ: LIQUID FUELS. World Coal Institute, United Kingdom, 2006. 32 c.
  52. Greening urban transportation. Peter Newman and Jeff Kenworthy // State of the world 2007. New York: W.W. Norton & Company, 2007.
  53. David Satterthwaite. The transition to a predominantly urban world and its underpinnings. International Institute for Environment and Development, Human Settlements Discussion Paper Series, 4 September 2007. 99 c.
  54. European automobile industry report 07/08. ACEA. 2008. 89 c.
  55. European automobile industry report 09/10. ACEA. 2010. 89 c.
  56. International Energy Outlook 2008. U.S. Energy Information Administration, 2008.-260 c.
  57. Key World Energy Statistics. International Energy Agency (IEA), 2010. 82c.
  58. Key World Energy Statistics. International Energy Agency (IEA), 2011.-82c.
  59. OECD Territorial Reviews: Competitive Cities in the Global Economy. Paris, OECD Publishing. 2006 446 c.
  60. The Principles of Public Transport Network Planning: A review of the emerging literature with select examples. Jago Dodson, Paul Mees, John Stone, Matthew Burke. Griffith University Brisbane, QLD 4111. www.griffith.edu.au/urp.
  61. UNECE Transport Review. Second edition May 2009.
  62. Unplugged: Electric vehicle realities versus consumer expectations. Deloitte, 2011.-30 c.
  63. World population data sheet. Population Reference Bureau, 2010. 19 c.
  64. World Urbanization Prospects: The 2009 Revision. Highlights. UNITED NATIONS, Department of Economic and Social Affairs POPULATION DIVISION.2009.-56 c.
  65. Информация аналитического агентства «Автостат» (Пресс-релиз: автомобильные парки городов России.) www.autostat.ru
  66. Перспективная топливная энергетика. Информационно-аналитический обзор № 345. «Интегрум», 2010. http://www.integrum.ru/73. www.ecology.ru74. http://www.ngvrus.ru/story08.shtml
  67. Данные Energy Information Agency. http://people.hofstra.edu/geotrans/eng/ch8en/conc8en/retailgasolineprices.html76. http://allminsk.biz/content/view/2722/l 16/
  68. Http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/17/vdohnutdushuvrunoky83. http ://www.expert.ru/printissues/expert/2005/3 6/3 6ex-benzin2/84. http://www.ecology.ru/index.php?area=l&p=static&page=ecvop#gr
  69. Прогноз индексов-дефляторов до 2020 г., выполненный Министерством экономического развития РФ. www.ako.ru/Ekonomik/INVEST/defl.xls
  70. Данные http://moscow.gks.ru/
  71. Томас Герэ (Thomas Gueret) и Пол Вэйд (Paul Waide). Международное энергетическое агентство. http://www.iea.org/russian/pdf/workshopsIEAvehicleefficiencyRussian.pdf
  72. Sustainable Transportation and TDM. Planning That Balances Economic, Social and Ecological Objectives, http://www.vtpi.org/tdm/tdm67.htm
  73. Данные International Association of Public Transport (UITP). www.uitp.org
  74. По материалам исследования «Оценка экологического состояния города для целей градостроительного регулирования (на примере г. Москвы)» http://www.geogr.msu.ru.
  75. Improving Knowledge and Communication for Decision Making on Air Pollution and Health in Europe. Summary report of the Aphekom project 2008−2011. www.aphekom.org
  76. The impact of lower oil consumption in Europe on world oil prices. www.enerdata.fr
  77. Win-Win Transportation Solutions. Mobility Management Strategies That Provide Economic, Social and Environmental Benefits. Todd Litman, Victoria Transport Policy Institute, www.vtpi.org
Заполнить форму текущей работой