Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические основы эффективного развития системы высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход к рыночным отношениям выявил ряд проблем высшего образования, среди которых основными являются экономические, организационно-управленческие, социальные и финансовые. Для их преодоления инициатором реформ в образовании должно выступать государство в лице федерального и регионального правительств. Новая государственная политика в сфере высшего образования должна опираться на традиции… Читать ещё >

Содержание

  • ЗВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЗЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Роль и значение системы образования в общественном прогрессе
    • 1. 2. Цели, задачи и функции системы высшего образования
    • 1. 3. Проблемы развития высшего образования на. современном этапе реформирования экономики
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСШ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Особенности управления развитием системы зысшего образования в современных условиях хозяйствования
    • 2. 2. Показатели, критерии и методы оценки эффективности функционирования системы высшего образования
    • 2. 3. Анализ развития системы высшего образования в Республике Дагестан
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Стратегический маркетинг образовательных учреждений как фактор эффективного развития системы высшего образования
    • 3. 2. Механизм финансирования системы высшего образования региона
    • 3. 3. Совершенствование организационных форм управления развитием системы высшего образования

Организационно-экономические основы эффективного развития системы высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе реформирования экономики рост и благосостояние страны во многом зависят от уровня развитая базовых отраслей общественного производства, среди которых исключительно важную роль играет высшее образование. Накопление и применение квалифицированных профессиональных знаний становится основным фактором экономического развития и приобретает все большее значение как главное конкурентное преимущество России в масштабах мировой экономики.

В результате активной адаптационной деятельности многих учебных заведений всех ступеней образования наметились и развиваются позитивные тенденции в формировании организационно-экономического механизма их функционированияв перераспределении упраЕленческих функцийв элементах многоканального финансированияв функционирозании негосударственных учебных заведениях, в содержании образовательных программ и т. д.

В тоже время, формирование многоукладной образовательной системы и становление рынка образовательных услуг поставили перед высшими учебными заведениями страны целый ряд проблем, имеющих как теоретическое, так и практическое значение для динамичного их развития, к которым, в первую очередь, можно отнести недостаточный уровень финансирования, а также неэффективный и непрозрачный механизм распределения бюджетных средств и, как следствие, усиление социальной дифференциации в доступе к качественному образованию, низкий уровень социальной поддержки учащихся и работников системы высшего образован ия.

Решение наиболее важных вопросов реформирования системы высшего образования, возникающих в ходе создания организационно-экономического механизма эффективного ее развития, приобретает в настоящее время особую актуальность, так как способствует поддержанию и воспроизводству интеллектуального и ресурсного потенциала страны, реализации все более возрастающей роли подготовки конкурентоспособных кадров, что вызывает необходимость пересмотра традиционных подходов к управлению образовательным процессом в высшей школе.

Сегодня перед системой высшего образования России стоит исключительно сложная задача — обеспечить адаптацию человека к изменениям в экономике и социальной сфере на основе непрерывного повышения уровня пнаний и квалификации на протяжении всего рабочего периода жизни. В связи с этим, выдвигаются новые требования к развитию высшей школы, дополнительному обучению в сфере производства и системе повторного обучения, включающим переподготовку специалистов и рабочих, повышение квалификации и преодоление морального старения знаний. Исходя из этого, научные исследования, связанные с разработкой теоретических и методических основ эффективного развития системы высшего образования, представляются зесьма актуальными и своевременными, что предопределило выбор темы диссертационной работы.

Решением методологических и организационных проблем управления з сфере высшего образования занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как А. Е. Абрамешин, Е. Н. Богачев, Ю. С. Васильев, В. П. Гапенко, А. Б. Дайновский, С. А. Дятлов, У. Г. Зиннуров,.

А.И.Михайлушкин, В. В. Окрепилов, А. П. Панкрухин, А. А. Румянцев, М. А. Русаков, АЛ. Савельев, Н. А. Селезнева, И. И. Сигов, А. И. Субетто,.

A.Н.Тихонов и др. Исследованию специфики и многообразия воздействия зысшей школы на экономику посвятили свои труды такие ученые как.

B.А.Антропов, А. И. Галаган, В. М. Зуев, В. Г. Кинелев и другие. В работах указанных ученых решаются вопросы совершенствования государственного управления высшим образованием, повышения его эффективности на федеральном, региональном и институциональном зфовне. Отдельно выделяются вопросы повышения конкурентоспособности российского образования, стимулирования интеграционных процессов в образовании, создания новых типов учебных заведений, научных школ и центров в регионах, регионального прогнозирования потребности общества в определенных навыках и видах знаний и удовлетворения социального спроса населения в высшем непрерывном образовании.

В то же время, в существующей экономической литературе не в полной мере проработаны вопросы совершенствования законодательно-нормативной базы и механизма финансирования системы высшего образования, оптимального соотношения государственного и внебюджетного источников финансирования вузов, морально этической стороны платности образовательных услуг, развития новых организационных форм и методов управления системой высшего образования и т. д. Важность рассматриваемой проблемы для эффективного развития системы высшего образования на долгосрочную перспективу и предопределила цель, задачи и направления диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка теоретических и методических положений, способствующих созданию организационно-экономических условий эффективного развития системы высшего образования на этапе расширения и углубления рыночных отношений.

В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

— исследование роли и места высшего образования в процессе общественного производства;

— анализ современного состояния и тенденций развития системы высшего образования;

— выявление и обобщение экономических, демографических, организационно-педагогических факторов, влияющих на эффективное развитие системы высшего образования;

— обоснование методических подходов к оценке экономической эффективности развития системы высшего образования;

— разработка рекомендаций по совершенствованию финансовых взаимоотношений государства и вузов в современных условиях;

— уточнение методических положений по оценке качества образовательных услуг;

— разработка комплекса мер по организации маркетинговой деятельности: зысших учебных заведений.

Предметом исследования является совокупность форм и методов правления развитием системы высшего образования на современном этапе реформирования экономики.

Объектом исследования определена система высшего образованияРоссийской Федерации и ее субъектов.

Теоретической основой диссертационного исследования являются достижения научной мысли отечественных и зарубежных леченых в области формирования и управления системой высшего образования.

В процессе проведения исследования были использоеюны методы анализа и синтеза, логического и системного анализа, статистического анализа и другие общенаучные методы.

Информационное обеспечение диссертации составили законодательные и нормативные документы правительств Российской Федерации и Республики Дагестан относящиеся к предмету исследования, труды российских л зарубежных ученых по проблемам экономики образования, отчетные данные Государственного комитета по статистике РФ и РД, материалы периодической печати, результаты исследований ИСЭИ ДНЦ РАН и ДГТУ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических и методических основ совершенствования управления системой высшего образования, а также разработке комплекса организационно-экономических мер, способствующих ее эффективному развитию.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

— по результатам анализа функционирования и управления вузами в РФ и субъектах Федерации определены задачи эффективного развития системы высшего образования и наиболее важные функции образовательного процесса, отражающие специфику современного этапа хозяйствования;

— обоснованы и уточнены методические подходы к оценке экономической эффективности развития системы высшего образования, основанные на соизмерении интегрального социально-экономического эффе1сга, выраженного в стоимостной форме и полученного в результате реализации процесса обучения, с общей суммой затрат, обусловивших этот эффектлибо на соизмерении полученного конечного полезного результата с предварительно заданными целевыми результатами;

— на основе исследования проблем экономики образования и особенностей развития рыночных отношений в данной отрасли определены оснозные источники финансирования, возможности инвестирования и распределения государственных финансовых ресурсов;

— установлены составляющие качества образовательных услуг для потребителей, призванные обеспечивать сбалансированное соответствие высшего образования многообразным и изменяющимся потребностям, целям, тргбовани-ям, нормам, условиям;

— предложен комплекс практических мер по использованию стратегического маркетинга в целях обеспечения конкурентоспособности и повышения эффективности функционирования вузов;

— разработаны методические подходы к совершенствованию организационных форм управления системой высшего образования, обеспечивающие динамичное развитие высших учебных заведений.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в качестве теоретической и методической основы формирования эффективной системы высшего образования, а также при разработке мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услугпри внедрении в практику образовательной деятельности эффективных механизмов организации и инновационных методов сбразования, содействующих получению качественного и личностно-ориентированного профессионального образования широкими слоями населения.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения диссертации отражены в публикациях по теме работы, обсуждены и одобрены на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и аспирантов в ДГТУ, ИСЭИ ДНЦ РАН за 2002;2005 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная научно-техническая революция существенно изменила материально-технические условия производства и жизни, но не менее важным ее следствием стало коренное изменение структуры, содержания и характера запаса знаний, навыков, опыта рабочей силы.

В настоящее время система высшего образования состоит из вузов, реализующих образовательные программы, которые располагаются на территории тех или иных регионов, обслуживая потребности экономики и населения. Неотъемлемой стороной функционирования системы высшего образования является ее развитие как процесса перехода из одного состояния в другое, более совершенное, качественное. С этой позиции в работе проанализированы общие тенденции развития рынка образовательных услуг в целом по России и, в том числе, Республике Дагестан. Исследование показало, что формирование рыночных отношений в сфере образования, развитие конкуренции и либерализация государственного регулирования происходят на фоне значительного изменения параметров спроса на образовательные услуги. 13 процессе изменения характера спроса на образовательные услуги обозначились следующие тенденции развития системы высшего образования: постепенная стабилизация спроса на экономические, юридические, управленческие специальностипереориентация спроса на технические и дрзтие специальности, имеющие четко выраженную прикладную направленностьувеличение спроса на качественную, а не формальную сторону образовательного процессавосстановление и рост рейтинга базовых государственных высших учебных заведений.

Переход к рыночным отношениям выявил ряд проблем высшего образования, среди которых основными являются экономические, организационно-управленческие, социальные и финансовые. Для их преодоления инициатором реформ в образовании должно выступать государство в лице федерального и регионального правительств. Новая государственная политика в сфере высшего образования должна опираться на традиции российской высшей школы и вместе с тем включать новые элементы, присущие странам с рыночной экономикой. Поэтому первым и главным шагом, направленным на эффективное развитие высшего образования, должно стать приведение положений Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины образования и других документов в соответствие с положениями Гражданского, Бюджетного, Налогового кодексов и других законодательных актовопределение в законодательно-правовой базе целей и направления действий, а именно организационно-экономического механизма реализации программных мероприятий в образовательной сфере.

В составе экономического механизма управления развитием высшего образования одна из решающих ролей принадлежит финансовому механизму, представляющему собой совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств высшими учебными заведениями в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.

Создание рациональной модели финансирования высшего профессионального образования связано с решением таких перспективных задач, как превращение высших учебных заведений в центры образования, культуры, науки и новых технологийинтеграция образования, науки и производства, включая объединение научных исследований с образовательным процессоминтеграция российской системы образования и м ировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций, имеющихся в образовательном пространстве территорий, дифференцированных по своему национально-зсультурному содержанию.

Ограниченность бюджетного финансирования высшего образования в последние десятилетия заставляет вузы искать новые источники пополнения своих ресурсов, в том числе путем оказания платных образовательных услуг, развития коммерческой деятельности, изменения взаимодействия с потребителями образовательных услуг, государственными структурами управления, другими учебными заведениями. Однако расширение финансовых источников не способно полностью решить проблемы эффе]стивного развития российского образования в силу недостаточной разработанности механизма финансовой поддержки студентовограниченности социальных нормативов на образованиеотсутствия условий и инфраструктуры для получения целевых образовательных кредитов, субсидий, займовне развитости системы образовательного страхования, финансирования системы частными фирмами, спонсорской помощи общественными фондами и частными лицами. В целях сохранения, укрепления и развития лучших качеств российской образовательной системы необходимо укрепление бюджетного финансирования.

В работе предложены практические меры, направленные на совершенствование форм финансирования системы высшего образования, которые диктуют необходимость распределения государственных финансовых ресурсов на основе оценки качества образовательных услуг.

Обобщив требования, предъявляемые заинтересованными сторонами к высшему образованию, можно выделить следующие составные части качества образовательных услуг: хорошая теоретическаяпрактические навыки, умения, опытнаучный потенциалличностно-психологические характеристики, необходимые для профессиональной деятельностиуровеньобще-]сультурный уровень, образованностьфизическоездоровье.

Залогом эффективного развития системы высшего образования в условиях рынка является стратегический маркетинг предлагаемых услуг. Проведение маркетинговых исследований в системе высшего образования позволяет выявить и уточнить негативные тенденции в области профессиональной ориентации молодежиустранить возникающие диспропорции на рынке труда и сокращение безработицы среди молодых специалистов с высшим образованиемрасширить формы маркетинговых коммуникаций, используемых лузами для доведения информационной рекламы до будущих абитуриентовопределить собственную нишу на рынке услуг высшего образования, позвоыющую наиболее качественно использовать свор: материально-технические и кадровые возможностипривлечь внебюджетные источники инвестиций в сферу высшего образования.

Для этого в работе предложены тактические приемы совершенствования образовательных услуг и прогрессивные методы маркетингового анализа, основанные на разработке и создании новых характеристик образовательных программ и оказания услугсовершенствовании организации содержания учебного и научного процесса в университетеповышении концентрации, специализации и диверсификации в образованияиспользовании кадровых, научных и образовательных преимуществпоиске и расширении новых сегментов образовательных услуг.

Для повышения эффективности образования необходимо позаботиться о ресурсном обеспечении образовательного процесса, доступе к современным информационным ресурсам, наборе абитуриентов с высоким начальным потенциалом, создании условий для активного з’частия студентов в научно-практической, культурной, спортивной деятельности, установлении связи с предприятиями для практической подготовки студентов и формировании программы практической подготовки в самом вузе. Дополнительным стимулированием подготовки высококвалифицированных специалистов предлагается создание Регионального Фонда поддержки высшего образования (РФПВО), а также холдинговые региональные университеты. В таких -,^чебных заведениях появляется возможность расширять поле деятельности, выходя как за рамки традиционных направлений работы, так и за пределы региона, создавая новые учебные заведения по сетевому принципу, значительно расширяя и постоянно обновляя номенклатуру специальностей, вводя новые специализации в соответствии с изменениями на рынках труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автономия образовательного учреждения. Иод ред. Н. П. Литвиновой. СПб, 1999 г, с.169
  2. И.Г. прогнозирование потребности ъ специалистах и управление региональной системой образования. М.: Высшая школа, 1998, с.306
  3. P.M. Совершенствование механизма управления развитием сферы образования. Диссерт.к.э.н. Махачкалг., 2002
  4. Е.Л. «Современные социально-экономические аспекты и методы развития системы высшего образования». Диссерт.к.э.н, Пермь, 2000 г, с. 184
  5. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995. с.743
  6. Ф.А. Формирование экономического механизма развития высших учебных заведений. Диссерт.к.э.н., Махачкала, 1997
  7. Г., Кривошеев Н. Кризис в высшем образовании преодолим // ВВШ№ 3,2003 г., с. 21.
  8. Л., Колесников Ю., Юрков А. Метаморфозы воспитательного про-, цесса в эпоху кризиса и реформ // ВВШ № 9, 1997 г., с.6
  9. Болотин И, Киринюк А. Открытое образование. Дистанционное. // Высшее образование в России, № 3, 2003, с.75−81
  10. Е. Качество образования и место высшей школы в обществе // ВВШ, 2003, № 11, с.9
  11. К.Г. Формирование маркетинговой стратегии развития высшего учебного заведения Диссерт.к.э.н., Махачкала, 2002
  12. Бюджетная система России / Под ред. Г. Б. Полякова. М., 1999
  13. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П., Федотов A.B. Управление развитием вуза. От политехнического института к техническому университету. СПб, СПбГТУ, 1998, с.328
  14. М. Управленческий анализ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность // Бухгалтерское приложение. 2001. — № 25, с. 21−23
  15. В. Задачи высшего образования нашего времени. // ВВШ № 12,1998 г., с.42−47
  16. В. Организационная структура российских вузов, // Высшее образование в России, 2001 г., № 5, с.5−11
  17. Г. Е. Управление качеством высшего образования, Диссерт.к.э.н, Москва, 2001 г., 269с.
  18. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры.//ВВШ № 3. 1999 г, с.29
  19. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. / под ред. Цей-ковичаК.Н. М., 1994.
  20. A.A. «Экономические аспекты совершенствования функционирования системы высшего образования в современных условиях». Диссерт.к.э.н., Махачкала, 2002 г, с. 147
  21. А.И. Проблемы государственного контроля и автономии вузов в России и некоторых зарубежных странах.// сб. Социально-гуманитарные знания, с. 175−192
  22. А.И. Финансирование образования: обзор мировых тенденций. // 2003, № 2, с. 101.
  23. А.И., Ананьев М. А., Савельев А. Я. Проблемы оказания финансовой помощи студентам высших учебных заведений в развитых зарубежных странах. М., 1993
  24. Э. Исследования различий в темпах экономического роста. М., 1971.
  25. .Ш. Организационно-экономические основы формирования управления развитием образования Диссерт. к.э.н., Махачкала, 2003
  26. С.А. Человеческий капитал в системе современной экономики. Автореф. дисс.д.э.н., СПб.: 1995, с.46
  27. С., Суворов С. Целостная система многоступенчатого образования. / Высшее образование в России № 3, 2003 г, с.35
  28. Л.Г. Стратегия управления развитием высшего образования в республиках-субъектах РФ./Диссерт.д.э.н., Чувашия, 200 030. Закон «Об образовании»
  29. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании» от 22 авг. 1996 г. № 125-ФЗ
  30. Из доклада ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» под ред. О. Попова. ВВШ, № 9, 1997 г, с. 22.
  31. Т.А., Азаев М. Г., Гасанов К. А. Система управления качеством подготовки специалистов в Дагестанском государственном техническом университете. Сборник нормативных документов, Махачкала, 2005 г., 250с.
  32. В. Проблемы управления качеством з вузах. // Стандарты и каче-, ство.-2000.-№ 5−7, 9−12.
  33. В.Г. Образование и цивилизация //Регионология. 1996 № 3−4, с. 157−173
  34. Н.Д. Государственная политика налоговой и ценовой дискриминации в системе образования. // Научные труды МШУ. Серия: социально-исторические науки. М., 1997. С.209
  35. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002.-199с.
  36. В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. М., 1985. С.152
  37. К.К. Человек и будущее: динамический вызов. ВВШ № 10, 1999 г., с. 10.
  38. Концепция высшего образования в РФ.41. Конституция РФ
  39. Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб. Питер, 1998
  40. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М., 1992 г.
  41. Г. Дистанционное обучение в России // Вузовские вести. — 2002. № 1
  42. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков // Высшее образование в России: 1996, № 2, с. 130−136
  43. Т.Н. Методологические основы управления качеством высшего образования. Диссерт.к.э.н, Чебоксары, 2000, с. 158
  44. В.Ф. Реформирование региональной системы ВПО в условиях макроэкономической рыночной трансформации. Диссерт. к.э.н, Ставрополь, 2001 г.
  45. JI. Эмиграционные намерения студентов бывшего СССР // «Утечка умоЕ»: потенциал, проблемы, перспективы / Под ред. Ж. Зайон-човской и Дж. Азраэля. Вып.П. ИПЗ РАН, РЭНД.-М., 1993 г.
  46. Л., Некипелова Е. Научные и миграционные планы молодежи. // Альма матер, № 7, 2003 г, с. 16−22
  47. Н.П., Шереметева В. В., Пилипеньо В. И., Андреева В. И. Маркетинг образовательных услуг. СПб, 1997
  48. А. «Образование: проблемы глобализации и региональность». ВВШ № 11, 1997 г, с. 4−9
  49. М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя. // Высшее образование в России № 1, 2003 г, с.40
  50. А.П. Совершенствование государственного управления системойвысшего образования в регионе. Диссерт. д.э.н, Астрахань, 2000 г., с.349
  51. II.А. Организационно-экономические аспекты формирования системы управления качеством в высших учебных заведениях Дис-Сбрт" к.э.н. Махачкала, 2004
  52. И. Высшая школа и промышленность: аспекты взаимоотношений. // ВВШ № 9, 2003 г., с.3−9
  53. Е.А. Маркетинговые исследования рынка услуг в сфере высшего профессионального образования. Диссерт. к.э.н., Калининград, 1999, с.208
  54. E.H. Методы и модели управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием в регионе. Диссерт.к.э.н., Ростовна Дону, 2000', с.207
  55. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панари-на. Моск. Центр Карнеги. — М.: Интердиалект-н, 2000.
  56. В.А. Некоторые аспекты совершенствования российского законодательства в области образования. / Стандарты и мониторинг в образовании.!^, 1999 г, с.8
  57. А.И. «Методология и методы управления развитием ВПО региона». Диссерт. д.э.н., Санкт-Петербург, 1999 г. -345с.
  58. А.И., Соловьева Д. В. Анализ рынка высшего профессионального образования. Методологический аспект. СПб, СПбГИЭА, 1998, с. 82.
  59. М.К. Совершенствование управления вузом в условиях реформирования образования. Диссерт.к.э.н. Махачкала, 2003
  60. Национальная доктрина образования РФ
  61. Национальный доклад о состоянии системы образования. М., Аналитический центр НИИ ВО, 1999.
  62. A.A. Система образования в России и образование России.// Мир России.-1999, № 3, С. 93.
  63. O.A., Гасанов М. М. Университетский комплекс Республики Дагестан как региональная система непрерывного образования в России. М., 2005 г, с.308
  64. Р.И. Организационно-экономические основы совершенствования стратегического планирования в высших учебных заведениях в новых экономических условиях Диссерт.к.э.н., Махачкала, 2005
  65. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мирау под ред. Татур Ю. Г. М., 1994.
  66. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Уч.пособие. М.: Интерпракс, 1995
  67. А.П. Маркетинг: Основы теории, стратегии и технологии. Становление в России. Особенности в различных сферах деятельности. Уч. пособ. М., 1997
  68. Н.Р. Методы управления деятельностью высшего учебного заведения как субъекта рынка образовательных услуг. Диссерт. к.э.н.,
  69. Санкт-Петербург, 2000 г., с.244
  70. А., Мануйлов В., Приходько В., Журавский В. Концептуальные основания. // Высшее образование в России: 2004, № 2, с.41
  71. М. Международная конкуренция. М., 1993
  72. Ю. Проблемы и основные направления совершенствования инженерного образования // ВВШ, 2003, № 10, с. З
  73. Проблемы социологии образования. Интернет
  74. Проблемы законодательного регулирования процесса сохранения образовательного пространства в России. // ВВШ № 6, 1999 г., с. 10.
  75. А., Романкова Л. Кадры высшей школы: молодежная политика. ВВШ № 4, 2001 г., с. З
  76. А.С. Уровень жизни населения (методология и проблемы регионального исследования). — М.: Наука, 1989, с.144
  77. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003 г.: Стат.Сб. / Госкомстат России.-М., 2003, 895с.
  78. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат.сб./ Росстат. М., 2004, с. 966 .
  79. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.Сб. / Госкомстат России.-М., 2003, с.705
  80. В. Традиции и современность. // Высшее образование в России, № 1,2003 г., с.11
  81. Сенашенко, Ткач «Болонский процесс и качество образования» // ВВШ, 2003, № 8, с.8
  82. Е.Ю. Социальная инфраструктура региона в современных условиях. Диссерт.к.э.н. 1994 г.
  83. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2004: Стат.сб./ Росстат. М., 2004, с. 509
  84. Тенденции развития высшего образования в современном мире / Рук. авт. коллект. E.H. Жильцов. М., 1992 г.
  85. В.П. Открытое образование: предпосылки, проблемы, тенденции развития. М., МЭСИ, 2000, с. 178
  86. А.Н., Абрамешин А. И. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-Пресс, 1998, с.256
  87. В. К вопросу об оптимизации образовательного процесса на основе новых информационных технологий. // ВВШ, 2003, № 11, с.45−47
  88. P.A. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999
  89. Федерико Майор Сарагоса Универсальный университет // ВВШ 1998, № 7, с.5
  90. С.П. Социальная инфраструктура российских городов: состояние и перспективы развития. Диссерт.к.с.н., 2000
  91. Фитце-Архипова Н. Управление ставит новые задачи перед образованием // Проблемы теории и практики управления, № 1, 1998 г, с.40
  92. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь мир», 2003, с. 232
  93. А., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированный университет. ВВШ № 2, 2002 г., с. З
  94. С.А. Формирование эффективного механизма управления социальным развитием региона в условиях становления рыночной экономики. Диссерт.к.э.н, Махачкала. 1998 г.
  95. И.И. Образование как резерв развития общества сб. Социально-гуманитарные знания 2003, № 2, с. 251.
  96. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М., 1998.
  97. Экономика и организация управления вузом. Учебник. Под ред. д.э.н. В. В. Глухова. 1999 г. СПб.: Издательство «Лань», 1999 г. — 448с.
  98. Е. В. «Механизм оценки эффективности подготовки кадров с высшим образованием для промышленности». Диссерт. к.э.н., 1. Екатеринбург, 1998
  99. .С. Формирование маркетинговых технологий управления конкурентоспособностью высших учебных заведений Диссерт. к.э.н.1. Махачкала, 2004
  100. Динамика изменений в подготовке специгшистов в государственныхвузах (выпуск студентов, тыс. чел.).1995г 2000 г 2001 г 2002 г 2003г 2004 г Изменения 2004 г. к 2000 г. (±), %
  101. ВСЕГО 4Д 6,9 7,8 12,0 13,8 14,9
  102. Естественнонаучные 0,6 0,7 0,7 0,9 0,9 0,7к итогу 14,6 10,0 9,0 7,5 6,5 4,7 -5,3
  103. Гуманитарно-социальные 1,0 2,3 2,8 3,8 4,2 2,8к итогу 24,4 33,3 35,9 31,7 30,4 18,8 -14,5
  104. Образование 0,6 0,7 0,7 0,9 1,1 3,6к итогу 14,6 10,0 9,0 7,5 8,0 24,2 +14,2
  105. Здравоохранение 0,5 0,4 0,4 0,5 0,6 0,7к итогу 12,2 5,8 5,1 41,7 4,3 4,7 -1Д
  106. Культура и искусство 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 ОДк итогу 2,4 1,4 1,3 0,8 0,7 0,7 -0,7
  107. Экономика и управление 0,5 1,7 1,5 2,0 2,6 2,7к итогу 12,2 24,6 19,2 16,7 18,8 18,1 -6,5
  108. Инженерно-технические 0,6 0,5 0,7 0,9 0,9 0,8к итогу 14,6 7,2 9,0 7,5 6,5 5,4 -1,8
  109. Сельскохозяйственные 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3к итогу 4,9 2,9 2,6 1,7 1,4 2,0 -0,9
  110. Экологические 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0к итогу 0,0 0,0 0,0 0,0 0,7 0,0
Заполнить форму текущей работой