Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в контексте развития федеративных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широкий круг законодательных полномочий Совета Федерации создает благоприятные правовые возможности для активной деятельности по законодательному обеспечению федеративной государственности. Особая ответственность возлагается на Совет Федерации в реализации полномочий по обязательному рассмотрению принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджетафедеральных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-правовая природа и особенности конституционно-правового статуса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    • 1. Социально-правовая природа Совета Федерации, его роль в двухпалатной системе российского парламента
    • 2. Особенности регулирования конституционно-правового статуса Совета
  • Федерации
    • 3. Особенности формирования Совета Федерации по законодательству Российской Федерации. Действующий порядок формирования Совета Федерации
    • 4. Принципы организации и деятельности Совета Федерации, его структура и функции
    • 5. Полномочия Совета Федерации
    • 6. Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации
  • Глава II. Роль Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в развитии федеративных отношений: современное состояние и проблемы совершенствования
    • 1. Участие Совета Федерации в законодательном обеспечении федеративной государственности современной России
    • 2. Механизм взаимодействия Совета Федерации с Государственной Думой
    • 3. Особенности взаимоотношений Совета Федерации с Президентом
  • Российской Федерации и Правительством Российской Федерации
    • 4. Правовые и институциональные основы взаимодействия Совета Федерации с субъектами Российской Федерации: современное состояние и задачи совершенствования

Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в контексте развития федеративных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Российская Федерация определена в ст. 1 Конституции Российской Федерации как демократическое федеративное правовое государство. Соединение этих начал предполагает формирование конституционного статуса органов государственной власти в соответствии с принципом разделения властей и принципами федеративного устройства, закрепленными в ст. 5 Конституции РФ. К их числу относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Среди высших органов государственной власти, формирование которых обусловлено федеративной природой России, особое место занимает Федеральное Собрание Российской Федерации (далее — Федеральное Собрание РФ). Конституционно-правовой статус одной из палат российского парламента — Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) с момента ее учреждения стал объектом пристального внимания отечественной науки конституционного права. При этом актуальность этой темы не снижается. Напротив, события последних лет свидетельствуют о возрастании ее значимости благодаря появлению новых аспектов, нуждающихся в углубленном, системном исследовании. К ним относится, в частности, вопрос о реальной роли Совета Федерации в системе государственной власти и особенностях совершенствования его статуса в контексте задач укрепления государственности и развития федеративных отношений.

В Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года Президентом Российской Федерации среди приоритетных направлений развития федеративных отношений особо выделена задача повышения роли.

Совета Федерации в отражении интересов субъектов Российской Федерации, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В законодательном порядке реализовано предложение Президента РФ о новом порядке формирования Совета Федерации только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации, осуществлена отмена «ценза оседлости», позволяющая дополнительно вовлечь в работу граждан, прошедших процедуру публичного избрания, имеющих опыт работы с избирателями и представляющих не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население1.

Предложения по совершенствованию статуса Совета Федерации и конкретные законодательные меры, предпринятые в последнее время в этом направлении, требуют соответствующего научно-практического осмысления, проведения новых исследований по проблемам роли Совета Федерации в укреплении и развитии федеративной государственности России.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности анализа теоретических, исторических и конституционно-правовых аспектов содержания и особенностей конституционно-правового статуса Совета Федерации, позволяющих оценить уровень эффективности его деятельности, направленной на реализацию задач по совершенствованию федеративных отношений в России.

Степень научной разработанности темы.

В отечественной юридической науке анализ теоретических, исторических и конституционно-правовых аспектов содержания и особенностей конституционно-правового статуса Совета Федерации является направлением, не потерявшим своей значимости как предмет системного исследования, учитывающего новейшие изменения в законодательстве и в.

1 См.: Федеральный закон РФ от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 18 февраля 2009 года. практике развития российской государственности.

Следует отметить, что специальному анализу конституционно-правового статуса Совета Федерации в контексте увязки с особенностями федеративного устройства и развития федеративной государственности России на современном этапе посвящено немного работ. Как правило, этот вопрос исследуется во взаимодействии лишь с отдельными аспектами федеративного устройства России, либо Совет Федерации анализируется как часть целого — Федерального Собрания Российской Федерации.

Существует ряд проблем в разработке понятийного аппарата и совершенствовании конституционно-правового регулирования статуса Совета Федерации. Недостаточная теоретическая разработанность таких понятий как «статус Совета Федерации», «правовой статус Совета Федерации», «конституционно-правовой статус Совета Федерации», «основные элементы конституционно-правового статуса Совета Федерации» и других, не может не оказывать влияния на практику их применения. Действующее федеральное конституционное законодательство не проводит четких различий между категориями «правовой статус Совета Федерации» и «конституционно-правовой статус Совета Федерации», не определяет понятие и формы изменения конституционно-правового статуса субъекта Федерации.

Отдавая должное вкладу отечественных ученых в разработку избранной автором проблематики, вместе с тем нельзя не отметить, что потенциал конституционно-правовых исследований в этой сфере далеко не исчерпан. Кроме того, предстоит обобщить и систематизировать.

2 Среди работ, посвященных данной проблематике или отдельным ее аспектам можно назвать, в частности: Авакьян С. А. Федеральное Собрание в системе государственной власти Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период: Материалы Всероссийской научной конференции. М., T.1 2003. Зенкин С. А. Совет Федерации: назначать или избирать? // Рос. Федерация. М., 1995. № 15. Миронов С. М. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти // Журнал российского права. М., 2003. № 1 -С. 3−8.

3 Среди работ, посвященных данной проблематике или отдельным ее аспектам можно назвать, в частности: Авакьян С. А. Федеральное Собрание — парламент России. М., 1999. Барсенгов А. С., Корецкий В. А. Федеральное Собрание Российской Федерации. М., 1997. Горобец В. Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998. законодательную и правоприменительную практику в исследуемой сфере, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Таким образом, выбранная тема диссертационного исследования нуждается в углубленном исследовании и комплексной разработке.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целями данного диссертационного исследования является осмысление и обоснование социально-правовой природы и особенностей конституционно-правового статуса Совета Федерации, его роли в укреплении и развитии федеративных отношений на основе общетеоретических положений российской юридической науки, а также анализа существующей практики.

Для достижения поставленных целей в работе решались следующие задачи: определение понятия, содержания и основных элементов конституционно-правового статуса Совета Федерации;

— проведение системного анализа функций Совета Федерации;

— исследование особенностей формирования Совета Федерации по законодательству Российской Федерации, а также проведение критического анализа действующего порядка формирования Совета Федерации;

— раскрытие особенностей полномочий Совета Федерации как палаты, представляющей интересы субъектов РФ;

— изучение и внесение предложений по совершенствованию структуры Совета Федерации и порядка его деятельности;

— исследование механизма взаимодействия Совета Федерации с Государственной Думой как инструмента обеспечения и развития федеративных отношений в России;

— выявление особенностей взаимоотношений Совета Федерации с Президентом РФ и Правительством РФ в условиях федеративной государственности России;

— анализ современного состояния и задач совершенствования правовых и институциональных основ взаимодействия Совета Федерации с субъектами РФ.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, раскрывающие содержание и особенности конституционно-правового статуса Совета Федерации в контексте развития федеративных отношений.

Предметом диссертационного исследования являются конституционно-правовые нормы, регулирующие общее и особенное в конституционно-правовом статусе Совета Федерации, в контексте развития федеративных отношений.

Теоретическая основа диссертационного исследования базируется на использовании современных научных концепций парламентаризма и федерализма, конституционно-правовых доктрин государственного устройства.

Общетеоретической основой исследования послужили труды таких современных отечественных ученых-правоведов, как: С. А. Авакьян, А. С. Автономов, JI.B. Андриченко, К. В. Арановский, М. В. Баглай, И. Н. Барциц, Л. Ф. Болтенкова, Н. С. Бондарь, О. Н. Булаков, Н. А. Варламова, В. И. Васильев, Н. В. Витрук, Г. А. Гаджиев, И. В. Гранкин, М. В. Золотарева, Т. Д. Зражевская, В. В. Иванов, В. Т. Кабышев, JI.M. Карапетян, А. Н. Кокотов, И. А. Конюхова (Умнова), Е. И. Козлова, Н. М. Колосова, К. Д. Коркмасова, Б. С. Крылов, В. А. Кряжков, О. Е. Кутафин, В. О. Лучин, А. В. Малько, М. А. Митюков, Н. А. Михалева, Н. И. Матузов, В. В. Невинский, С. И. Некрасов, Л. А. Нудненко, Ж. И. Овсепян, М. А. Садыкин, Г. Д. Садовникова, В. Е. Сафонов, Б. А. Страшун, Э. В. Тадевосян, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, Т. Я. Хабриева, В. А. Черепанов, В. Е. Чиркин, С. М. Шахрай, Б. С. Эбзеев и др.

Автор опирался также на работы государствоведов советского периода. Известными учеными этого периода, участвующими в разработке теории отечественного федерализма, являются, в частности, Д. Л. Златопольский,.

И.П. Ильинский, А. И. Ким, М. Г. Кириченко, С. С. Кравчук, Н. Я. Куприц, И. Д. Левин, А. И. Лепешкин, А. И. Лукьянов, B.C. Основин, В. А. Ржевский, Ю. Г. Судницын, Я. Н. Уманский, И. Е. Фарбер, М. А. Шафир, Б. В. Щетинин и др.

Существенное значение для понимания объективности процессов, происходящих как в прошлом, так и в настоящее время, имело изучение работ правоведов, специализирующихся в своих исследованиях по избранной диссертантом тематике. К их числу относятся: А. И. Абрамова, А. С. Адамович, И. А. Алебастрова, В. В. Балытников, О. Н. Булаков, И. В. Гранкин, Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исаков, В. В. Комарова, М. В. Прохоров, Т. С. Румянцев, Г. Д. Садовникова, Л. В. Смирнягин и др. Среди практиков, необходимо отметить А. А. Вихарева, Г. Э. Бурбулиса, А. П. Любимова, С. М. Миронова, Б. В. Мирошина, Л .Я. Полуяна, В. Ф. Шумейко, A.M. Юсуповского.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Исследование особенностей конституционно-правового статуса Совета Федерации осуществлялось в соответствии с научно обоснованной методологией, обеспечивающей, по возможности, выбор наиболее целесообразных и результативных методик.

Диссертант исходил из того, что рассматриваемое в диссертации правовое явление — совокупность материально-правовых и процессуальных характеристик, имеет комплексный, многоуровневый характер.

При решении поставленных задач в интересах достижения цели диссертационного исследования, при анализе российского законодательства, формировании определений, предложений и выводов применялись диалектический метод, метод системного анализа, логический, исторический, сравнительно-правовой, социологический и статистический методы исследования. Автор проводил анализ на основе таких научных принципов как единство абстрактного и конкретного, общего и особенного, единичного и уникального. Их применение позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Нормативная основа и эмпирическая база диссертационного исследования.

В работе исследовались положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, регламентов палат, иных нормативных правовых актов Российской Федерацииконституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, решений Конституционного Суда Российской Федерации и иных судов Российской Федерации.

В дополнение к национальному законодательству диссертант ознакомился с конституциями некоторых зарубежных стран и их законодательной практикой, а также международно-правовыми документами в указанной сфере с целью выявления прогрессивного опыта, а также установления уровня применения международно-правовых стандартов в Российской Федерации относительно исследуемого вопроса.

Используемые в работе руководящие политические документы и информационно-аналитические материалы (в частности, послания Президента РФ и доклады Совета Федерации), обзоры судебной практики, материалы научно-практических конференций, периодической печати, статистические и социологические данные позволили выявить актуальные проблемы, связанные с объектом исследования, и обозначить пути их решения.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании современного состояния конституционно-правового статуса Совета Федерации в контексте развития федеративных отношений в России в период после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.

Глубина и всесторонность исследования обеспечены использованием общетеоретических посылок и выводов, формулированием научно-практических предложений, определением перспектив и прогнозированием ситуации в будущем.

Основные положения, выносимые на защиту.

Научная новизна диссертационного исследования находит свое выражение в следующих выводах и положениях, выносимых на защиту:

1. В России как федеративном государстве Совет Федерации имеет двойственную природу. С одной стороны, будучи палатой общенационального парламента, Совет Федерации призван осуществлять свою деятельность в интересах всего российского народа. С другой стороны, данная палата представляет интересы субъектов Российской Федерации. Это обусловливает наличие особых задач и функций у Совета Федерации, связанных с отражением интересов как Федерации в целом, так и субъектов Российской Федерации, с поиском баланса федеральных и региональных интересов.

Двойственная природа Совета Федерации влияет на содержание его конституционно-правового статуса, под которым понимается урегулированные нормами конституционного права принципы организации и деятельности, порядок формирования, полномочия, гарантии деятельности Совета Федерацииорганизационно-правовые формы взаимоотношения с иными государственными органами в Российской Федерации.

2. Действующий в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации» порядок формирования Совета Федерации является приемлемым и в этой связи представляется более перспективным в современный период не изменение, а совершенствовании законодательного регулирования действующего порядка формирования Совета Федерации.

Совершенствование законодательного регулирования порядка назначения и избрания членов Совета Федерации, не снимает, однако, возможности оптимизации способа формирования палаты, что доказывается широкой дискуссией и многовариантностью предложений. Выбор такого способа должен основываться на следующем требовании: Совет Федерации не может быть повторением Государственной Думы, состав Совета.

Федерации должен адекватно отражать конституционный принцип представительства субъектов Российской Федерации.

3. Совет Федерации осуществляет законодательные, представительные и контрольные полномочия.

Широкий круг законодательных полномочий Совета Федерации создает благоприятные правовые возможности для активной деятельности по законодательному обеспечению федеративной государственности. Особая ответственность возлагается на Совет Федерации в реализации полномочий по обязательному рассмотрению принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджетафедеральных налогов и сборовфинансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссииратификации и денонсации международных договоров Российской Федерациистатуса и защиты государственной границы Российской Федерациивойны и мира. Представляется важным, чтобы Совет Федерации не только проявлял особое внимание к этим вопросам, но и проводил собственную законопроектную работу, активнее использовал право законодательной инициативы.

Полномочия, реализуемые в рамках представительной функции Совета Федерации, можно классифицировать по нескольким подгруппам: а) кадровые полномочияб) полномочия по разрешению экстремальных ситуацийв) решение вопросов федеративного устройстваг) иные полномочия. Степень важности и масштаб данного вида полномочий Совета Федерации свидетельствуют о расширении возможностей палаты оказывать влияние на формирование кадрового состава системы государственной власти, обеспечении федеративной государственности, защите прав и интересов субъектов Российской Федерации. В то же время, оценивая деятельность Совета Федерации по реализации данных полномочий, нельзя не отметить доминирование роли Президента Российской Федерации как главы государства и выполнение палатой в некоторых случаях функции статиста, «одобряющего волю Президента».

К контрольным полномочиям Совета Федерации относятся: а) контроль за соблюдением и исполнением законовб) бюджетно-финансовый контрольв) контроль за деятельностью исполнительной властиг) контроль за сферой государственного управления, связанного с осуществлением Советом Федерации кадровых назначений и освобождения от должности. Действующее нормативное регулирование этих полномочий подтверждает важность их систематизации и определения в специальном федеральном законе о контрольных полномочиях Федерального Собрания Российской Федерации.

4. На современном этапе Совет Федерации проявляет недостаточно активное участие в процессе законодательного обеспечения федеративной государственности современной России. Его деятельность по внесению законодательных инициатив, по рассмотрению и одобрению федеральных законов, проведению аналитической работы в данной сфере отличается бессистемным и непоследовательным подходом, зачастую противоречащим самой идее отстаивания федерализма как основы гармоничных отношений между Федерацией и ее субъектами.

Для повышения роли Совета Федерации в законодательном обеспечении федеративной государственности современной России необходимо активизировать использование права законодательной инициативы, повысить ответственность за деятельность по одобрению федеральных законов и принятию соответствующих постановлений. Важное значение в планировании и осуществлении законодательной деятельности с учетом проблем федеративного устройства сыграло бы внедрение практики подготовки ежегодных специальных докладов Совета Федерации по состоянию и перспективам развития федеративных отношений в России, организации и проведения ежегодных форумов по обсуждению современных проблем российского федерализма.

5. В контексте ограничения деятельности члена Совета Федерации интересами и волей населения и органов государственной власти субъектов.

Российской Федерации, которых он представляет, не дает оснований говорить о том, что член Совета Федерации обладает свободным мандатом. Представляется, что и юридически, и фактически он наделен так называемым «региональным представительским» мандатом, обязывающим члена Совета Федерации всегда руководствоваться задачами сбалансирования общенациональных интересов и интересов региона. В конечном итоге у члена Совета Федерации стоит задача при осуществлении своей деятельности органично соединять три вида интересов: общенациональные интересы, интересы регионов в целом и интересы конкретного субъекта Федерации.

6. Представляется важным расширить возможности Совета Федерации по участию в формировании и направлении деятельности Правительства Российской Федерации, предусмотреть необходимость получения Президентом Российской Федерации заключений профильных комитетов и комиссий Совета Федерации для осуществления назначений ряда министровзакрепить за Советом Федерации полномочия по одобрению программ Правительства Российской Федерации, касающихся укрепления федеративной государственности и регионального развитияпредоставить Совету Федерации полномочия по выражению недоверия отдельным членам Правительства, ответственным за обеспечение конституционной законности, укрепление и совершенствование системы безопасности и федеративных отношений, развитие регионов и местного самоуправления.

7. Основы взаимодействия Совета Федерации с субъектами Российской Федерации нуждается в их совершенствовании. Можно выделить следующие направления первоочередных мер:

— гармонизация федерального и регионального законодательства в сфере совместного ведения с целью обоснованного учета интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов;

— совершенствование деятельности Совета Федерации по поддержке законодательной инициативы субъектов Федерации;

— создание координационных органов, формируемых с одновременным участием в них представителей Совета Федерации и субъектов РФ и привлекаемых к обсуждению как законодательной политики в целом, так и конкретных законов и законопроектов;

— поиск новых форм взаимодействия Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Практическая значимость диссертационного исследования Полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе практические предложения направлены на совершенствование регулирования конституционно-правового статуса Совета Федерации, повышение его роли в укреплении и развитии федеративных отношений в России. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы как при подготовке законопроектов, так и в практической деятельности государственных органов.

Практическая значимость результатов исследования состоит также в том, что изложенные диссертантом выводы и предложения могут быть использованы в научно-педагогической работе в вузах и иных учебных заведениях по преподаванию конституционного права и спецкурсов, в практической деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Апробация результатов диссертационного исследования Основные научные и практические выводы диссертационного исследования изложены в публикациях, в тезисах и научных сообщениях, докладах на всероссийских, региональных научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах, в том числе на проводимых Российской академией правосудия I Конституционных чтениях «Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период» (г. Москва, 17−21 февраля 2003 г.), на Всероссийской научной конференции «Конституционные основы судебной власти» (23 октября 2003 г.), на межвузовских и межкафедральных круглых столов аспирантов и студентов по правоведению МГЮА (2005 год), на Всероссийской научной конференции «Проблемы формирования государственных политик в России: состояние и перспективы» (31 мая 2006 г.), на II Конституционных чтениях «Конституционное право и международное право: проблемы взаимодействия в современных условиях развития» (г. Москва, 14−17 октября 2008 г.), на межвузовских конференциях молодых ученых и аспирантов.

Выводы и результаты исследований сформировались и были в определенной мере использованы в процессе работы диссертанта в качестве помощника члена Совета Федерации (в 2004;2005 годах), а также члена Экспертного Совета Комиссии по Регламенту и организации парламентской деятельности Совета Федерации (в 2006;2008 годах).

Структура диссертационного исследования определена объектом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих десять параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

В России, как федеративном государстве Совет Федерации имеет двойственную природу. С одной стороны, будучи палатой общенационального парламента, Совет Федерации является федеральным законодательным органом, призванный осуществлять свою деятельность в интересах всего российского народа. С другой стороны, данная палата учреждена как орган государственной власти, представляющий интересы субъектов РФ. Это обуславливает наличие особых задач у Совета Федерации, неразрывно связанных с отражением интересов как Федерации в целом, так и ее субъектов. Отсюда, характер деятельности Совета Федерации должен быть связан с поиском баланса федеральных и региональных интересов.

Совет Федерации играет важную роль как вторая палата российского парламента, обеспечивающая роль законодательного органа, рассматривающего принимаемые Государственной Думой законы, во-первых, с точки зрения соблюдения объективного компромисса интересов нации и регионов, во-вторых, с позиции, обеспечения качества законов и следования требованиям законодательной юридической техники. В контексте анализа места в системе властной иерархии обе палаты являются равноправными и их компетенция как общенациональных законодательных и представительных органов по Конституции РФ относительно сбалансирована.

В настоящее время отсутствует специальный закон, на системном уровне комплексно определяющий конституционно-правовой статус Совета Федерации. По мнению диссертанта целесообразно принятие Федерального конституционного закона «О Федеральном Собрании Российской Федерации», определяющего статус Совета Федерации. В данный закон, следуя предложенной ранее конструкции, следует включить правовые нормы, раскрывающие особенности природы и основные элементы конституционно-правового статуса Совета Федерации .

Под конституционно-правовым статусом Совета Федерации в данной работе понимается урегулированные нормами конституционного права принципы организации и деятельности, порядок формирования, полномочия, гарантии деятельности Совета Федерацииорганизационно-правовые формы взаимоотношений с государственными органами в Российской Федерации.

Совершенствование законодательного регулирования порядка назначения и избрания членов Совета Федерации, не снимает, однако, общего вопроса о возможной оптимизации способа формирования палаты, что доказывается широкой дискуссией и многовариантностью предложений. Думается, что выбор такого способа должен основываться на следующем основополагающем критерии: Совет Федерации не может быть повторением Государственной Думы ни в плане осуществления представительской функции, ни с точки зрения способов формирования. Его состав должен адекватно отражать конституционный принцип представительства субъектов РФ.

Обозначая функции Совета Федерации, диссертант посчитал целесообразным выделить следующие основные: законодательная, представительная и контрольная.

Предназначение главной — законодательной функции данной палаты выражается в осуществлении Советом Федерации, во-первых, роли эффективного фильтра законодательной деятельности и, во-вторых, в придании закону качества легитимности.

216 Как уже отмечалось выше, Конституция РФ ограничивает число случаев принятия федеральных конституционных законов и не закрепляет принятия федерального конституционного закона о Федеральном собрании РФ. Отсюда проблема может быть решена лишь расширением этого перечня и указанием непосредственно в Конституции РФ на возможность принятия иных конституционных законов, в том числе о Федеральном Собрании РФ. Жесткий механизм внесения поправок в действующую Конституцию РФ усложняет практическое решение этой задачи. Возможно, именно эта причина и является основной, по которой дискуссия о принятии федерального конституционного закона о Федеральном Собрании РФ до сих пор не выходит за рамки научных кругов.

Законодательная функция тесно связана с представительной функцией Совета Федерации. При одобрении законов, принимаемых Государственной Думой, Совет Федерации исследует их не только с точки зрения качества и соблюдения требований юридической техники, но стремится обеспечить объективный компромисс между интересами всего российского народа и интересами народа (населения) субъектов Федерации.

Контрольные функции Совета Федерации не получили должного отражения в Конституции РФ и не систематизированы на законодательном уровне по причине отсутствия специального закона, регулирующего правовое положение Федерального Собрания. Обобщая действующие конституционные нормы, следует выделить следующие основные направления контрольной функции палаты: 1) бюджетно-финансовый контроль, 2) контроль за деятельностью исполнительной власти- 3) контроль в сфере внешнеполитической деятельности- 4) контроль за сферой государственного управления.

Исходя из функций Совета Федерации его полномочия можно разделить на три основные группы: законодательные, представительные и контрольные.

К законодательным полномочиям Совета Федерации относятся право законодательной инициативырассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов с последующим принятием решения об их одобрении или отклоненииучастие в процедуре преодоления возникших разногласий между палатами Федерального Собрания в связи с отклонением Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального законаобязательное рассмотрение федеральных законов по вопросам, установленным ст. 106 Конституции РФповторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции в порядке ч. 3 ст. 107 Конституции РФодобрение федеральных конституционных законов (ч. 2 ст.

108 Конституции РФ) — рассмотрение и одобрение закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (ст. 108, 136 Конституции РФ).

Столь широкий круг законодательных полномочий Совета Федерации создает благоприятные правовые возможности для активной деятельности по законодательному обеспечению федеративной государственности. Особая ответственность возлагается на Совет Федерации в реализации полномочий по обязательному рассмотрению принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджетафедеральных налогов и сборовфинансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссииратификации и денонсации международных договоров Российской Федерациистатуса и защиты государственной границы Российской Федерациивойны и мира. Представляется важным, чтобы Совет Федерации не только проявлял особое внимание к этим вопросам, но и проводил собственную законопроектную работу, активнее использовал право законодательной инициативы.

В рамках представительной функции полномочия Совета Федерации можно классифицировать по нескольким подгруппам: а) кадровые (институциональные) полномочияб) полномочия по разрешению экстремальных ситуацийв) решение вопросов федеративного устройстваг) иные полномочия.

Степень важности и масштаб исключительных конституционных полномочий Совета Федерации по реализации его представительной функции свидетельствуют о расширении возможностей Совета Федерации оказывать влияние на формирование кадрового состава системы государственной власти, обеспечении федеративной государственности, защите прав и интересов субъектов Российской Федерации. В то же время, оценивая деятельность Совета Федерации по реализации данных полномочий, нельзя не отметить доминирование влияния Президента РФ как главы государства и выполнение палатой в некоторых случаях роли статиста, «одобряющего волю Президента».

Контрольные полномочия Совета Федерации лишь частично определяются в Конституции РФ. Вместе с тем, исходя из практики их регулирования в федеральных законах и в Регламенте Совета Федерации, к полномочиям палаты относятся осуществление: контроля за соблюдением и исполнением законовбюджетно-финансового законодательстваза деятельностью исполнительной властиза сферой государственного управления, связанного с осуществлением Советом Федерации кадровых назначений и освобождения от должности. Разрозненность регулирования этих полномочий подтверждает важность их систематизации и определения в Федеральном законе о Федеральном Собрании РФ либо в специальном федеральном законе о контрольных полномочиях российского парламента.

Рассматривая механизм взаимоотношений Совета Федерации с Президентом РФ, Правительством РФ, Государственной Думой РФ, с субъектами РФ, важно подчеркнуть как позитивную динамику, так и проблемы, связанные с недостаточной проработанностью действующих форм взаимодействия.

Предметом особого внимания со стороны науки должно быть.

01 *7 взаимодействие Совета Федерации с субъектами Российской Федерации .

Несмотря на интенсивное развитие федерального законодательства, конкретизирующего правовые и институциональные основы взаимодействия Совета Федерации с субъектами РФ, существует немало возможностей для их совершенствования. Можно выделить следующие направления первоочередных законодательных мер:

— гармонизация федерального и регионального законодательства в сфере совместного ведения с целью обоснованного учета интересов субъектов РФ при принятии федеральных законов (созданию целостного и эффективного механизма кооперации в процессе согласования законотворчества способствовало бы принятие специального Федерального.

217 Булаков О. Н. Взаимодействие Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, международными и общественными организациями // Законодательство и экономика. М., 2004. № 9. — С. 19−24. закона, определяющего условия и процедуру согласования законотворчества по предметам совместного ведения);

— совершенствование деятельности Совета Федерации по поддержке законодательной инициативы субъектов РФ (расширение механизмов влияния на рассмотрение и принятие Государственной Думой проектов законодательной инициативы субъектов, организация их широкого обсужденияоказание аппаратом Совета Федерации таких услуг, как предварительная юридическая и методологическая экспертиза законодательных инициатив субъектов РФ). Целесообразно было бы при Правовом управлении Совета Федерации создать методический отдел по работе с регионами, на который возложить функции по мониторингу законотворческой и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации, систематизации и экспертизе регионального законодательства с точки зрения формирования единого правового пространства в Российской Федерации, по учету и предварительной экспертизе законодательных инициатив субъектов РФ.

— развитие правовых и институциональных основ организации и деятельности координационных органов, формируемых с одновременным участием в них представителей Совета Федерации и субъектов РФ и привлекаемых к обсуждению как законодательной политики в целом, так и конкретных законов и законопроектов. В этом направлении нуждается в совершенствовании деятельность Совета законодателей, потенциал которого трудно переоценить. Для повышения авторитета этого органа в качестве промежуточных форм сотрудничества полезны были бы регулярные встречи руководителей палат Федерального Собрания и руководителей органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ по вопросам текущего законодательства.

— развитие новых форм взаимодействия Совета Федерации с органами государственной власти субъектов РФ.

На основе вышеизложенного можно заметить, что роль Совета.

Федерации еще не полностью реализована в условиях современного федерализма, учитывая тот огромный потенциал, которым обладает верхняя палата. Следует предположить, что все те выводы и предложения, которые сформулированы в данной работе, могли бы найти свое отражение в ближайшем будущем в законодательной и правоприменительной практике, что, в свою очередь, послужило бы импульсом развития всего российского федерализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета от 21 января 2009 года.1. AAA
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 2253.
  3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 года по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 13. Ст. 1207.
  4. Определение Конституционного Суда РФ от 28 декабря 1995 года «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы от 21 июня 1995 года о толковании ч. 2. ст. 95 Конституции РФ» // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления.
  5. Определения. 1992−1996. М., 1997.1. А к А
  6. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
  7. Федеральный конституционный закон от 17 января 1997 № 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.
  8. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2007) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.1. А, А Л
  9. Федеральный закон от 27 января 2005 (ред. от 30.12.2006) № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 1. Ст. 7.
  10. Федеральный закон от 18 мая 2005 № 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 51. Ст. 4982.
  11. Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.
  12. Федеральный закон от 05 августа 2000 № 113-Ф3 (ред. от 14.02.2009) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3336.
  13. Федеральный закон от 31 мая 1999 (ред. от 19.12.2005, с изм. от 24.11.2008) № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.06.1999. № 23. Ст. 2807.
  14. Федеральный закон от 4 марта 1998 № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступлении в силу поправок к Конституции РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 10. Ст. 1146.
  15. Федеральный закон от 31 мая 1996 № 61-ФЗ (ред. от 09.04.2009) «Об обороне» (ред. от 26.06.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.
  16. Федеральный закон от 11 января 1995 № 4-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 167.
  17. Федеральный закон от 13 января 1995 № 7-ФЗ (ред. от 16.10.2006) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 170.
  18. Федеральный закон от 5 декабря 1995 № 192 ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4869. (утратил силу).
  19. Федеральный закон от 08 мая 1994 № З-ФЗ (ред. от 14.02.2009) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 3466.
  20. Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 (ред. от 26.06.2008) № 2446−1 «О безопасности» (ред. от 02.03.2007) // Российская газета. № 103. 06.05.1992.1. AAA
  21. Указ Президента РФ от 01 сентября 2000 № 1602 (ред. от 23.02.2007) «О Государственном Совете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 36.Ст. 3633.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 (с изм. от 31.05.1993) «О созыве Конституционного совещания и завершении проекта Конституции РФ» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 21. Ст. 1903.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» //
  24. Российская газета. 19 октября 1993.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 3994.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» //
  27. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.* *
  28. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 03 октября 1994 «Об утверждении изменения границы между Ивановской и Нижегородской областями» // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 84.
  29. Регламент Курганской областной Думы от 23 апреля 2002 (ред. от 25.11.2008) //Новый мир. № 88. 18.05.2002.
  30. Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 19 октября 1999 № 536 (ред. от 24.12.2008) «О Регламенте Законодательного Собрания области» // в данном виде документ опубликован не был.
  31. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» полная и краткая версия. // Официальный сайт Совета Федерации www.council.gov.ru.
  32. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С. М. Миронова, Г. Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации. 2006.
  33. Распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 июня 2002 года № 247рп-СФ о создании научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального
  34. Учебники, учебные пособия, монографии, комментарии, книги, брошюры
  35. С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд. перераб. и доп. в 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 2007. 719 с.
  36. С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. 528 с.
  37. С.А. Федеральное Собрание Парламент России. М., 1999. — 432 с.
  38. А.С. Конституционно-правовая природа Совета Федерации и реалии. М., 2002.
  39. И.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Проспект, 2007. 624 с.
  40. С.С. Общая теория права: Курс в двух томах. М.: Юрид. лит., 1981−1982. Т.1. 360 с.
  41. Алексис де Токвиль Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. -560 с.
  42. А. «Национализм федерализм — демократия. Пример Бельгии». Изд-во Левенского института Центральной и Восточной Европы. 1994.
  43. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. М., 2008. 816 с.
  44. А.С., Корецкий В. А. Федеральное Собрание Российской Федерации: Биографический справочник. М.: Типография Института всеобщей истории и этнологии, 1997.
  45. Д.Н. Административное право. М., 2008. 650 с.
  46. А.А., Беломестных Л. Л. Конституционное право РФ. М. Изд-во АЭФП. 2005. 1099 с.
  47. О.Н. Парламентское право России: учебник. М.: Эксмо. 2006.-656 с.
  48. Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства. МГУ, Воронеж ГУ, 2006. 372 с.
  49. В. И. Павлушкин А.В. Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. Учебное пособие. М., 2001. 288 с.
  50. Н.В. Верность Конституции: Монография. М.: Издательство Российской академии правосудия, 2008. 272 с.
  51. Н.В. Конституционное правосудие в России (1991−2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: «Городец-издат», 2001. 508 с.
  52. Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Юрист, 2005.-527 с.
  53. Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. 448 с.
  54. А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: вопросы конституционной теории и практики. М.: «Эслан», 2003.
  55. А.В. Парламентское право России: Учебное пособие. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. 92 с.
  56. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.-304 с.
  57. Л.Я. Государственная Дума. М., 1999. 95 с .
  58. А. Н. Грудцина Л.Ю. Конституционное право России: учебник// под ред. Н. А. Михалёвой. М.: Эксмо, 2006. 864 с.
  59. В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998.-219 с.
  60. И.В. Парламент России. 2-е изд. доп. М., 2001. С. 368.
  61. Двухпалатность в мире. / Пер. на русский язык Управления международных связей Совета Федерации. Париж, Служба международных отношений Сената Французской Республики, 2000.
  62. Ю.А., Черкашин Е. Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания: Сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации / Ю. А. Дмитриев, Е. Ю. Черкашин. М.: Манускрипт. 1995. 103 с
  63. Ю.А., Евтеев А. А., Петров С. М. Административное право. Учебник. М., 2007.
  64. .П. Система органов государственной власти в современной России. М., 1997. 255 с.
  65. В.А. Аппарат Государственной Думы и законотворческий процесс. М., 1999. 237.
  66. Д.Л. Верховный Совет СССР выразитель воли советского народа. М., 1982.
  67. В.И. Парламент Российской Федерации. Правовое регулирование и организация деятельности: Учеб. пособие. М., 1995. 87 с.
  68. Г. И., Коминский И. В., Червонюк В. И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общей редакцией В. И. Червонюка М.: Юрид.лит., 2002.
  69. М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997.
  70. История Советской Конституции (в документах) 1917−1956 гг. М., 1957 г. 383 с.
  71. В.Т. Конституционное право России: Учеб. метод. Пособие 7-е изд., перераб. и доп. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2005.-170 с.
  72. М. Вопросы советского строительства. Статьи и речи. (1919−1946). М., 1958.-712 с.
  73. Н.Н. Парламент России: Учеб. Пособие / ред. Бурыкин М.К. Н. Новгород, 1993.
  74. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации М., 2008. 608 с.
  75. Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. 381 с.
  76. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. В. Д. Карповича. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Юрайт. М.: Новая правовая культура, 2002. — 959 с.
  77. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть. / Под ред. Б. А. Страшуна. М., 2007. 896 с.
  78. РФ. Научно-практический комментарий /Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997. 180 с.
  79. Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 3 / Под общ. ред.: Окунькова JI.A. М.: Норма, 2001. 792 с.
  80. И.А. Конституционное право РФ: Общая часть: Курс лекций. М.: Издательский Дом «Городец», 2006. 592 с.
  81. И.А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия. М.: «Формула права». 2006. 496 с.
  82. И.А. Современный Российский Федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития (Монография). М. 2004.
  83. Ю.А. Верховный Совет СССР. М., 1986.
  84. П.В. Федеральный законотворческий процесс. М., 2001. 123 с.
  85. В.А. Личность, свобода, право. М., 1978.
  86. Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: ОАО «Издательский дом „Городец“», «Формула права». 2003. 236 с.
  87. В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998.
  88. В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 33.
  89. В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 36.
  90. В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 45.
  91. А.И. Советское государственное право. М., 1962. Т.2.
  92. А.И. Развитие законодательства о советскихпредставительных органах власти (некоторые вопросы истории, теории и практики). М., 1978.
  93. В.Н. Десять лет современного российского парламента: некоторые итоги и перспективы: Докл. к заседанию круглого стола на тему: Десять лет соврем, рос. парламентаризма: итоги и перспективы / В. Н. Лысенко. М.: Ин-т соврем, политики, 2000. 26 с.
  94. В.Н. Заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». М., 2003.
  95. Л.М. Фракции и блоки российского парламента: позиции и платформы по проблеме возрождения России, региональной политики, отношений со странами СНГ, внешней, экономической и социальной политики. М., 1993. 101 с.
  96. В.Н. Советская власть в борьбе за русскую государственность. М., 1922.
  97. А. П. Парламентское право России. Учебное пособие. М.: Маркетинг. 2002. 368 с.
  98. А.П. Политическое право и практика лоббизма (Антикоррупционный проект). М.: Издание Государственной Думы, 2001. -240с.
  99. К., Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 17.
  100. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.
  101. С.В. Народное представительство и права граждан Российской Федерации. М., 2001.
  102. Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1996. 188 с.
  103. . Е.Б. Заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 24.12.2003.
  104. И.И. История Великого Октября. М., 1967. Т.1.
  105. А.А., Власихин В. А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1985. 336 с.
  106. А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. М., 1972.
  107. Ш. Избранные произведения. М., 1955. 800 с.
  108. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В. Лазарев). СПС «Гарант». 2003.
  109. Национальные моменты в партийном и государственном строительстве. Тезисы Доклада «О Национальных моментах в партийном и государственном строительстве» к 12 съезду РКП (б).
  110. .Т. Становление парламента в России: Учеб. Пособие. Ростов-на-Дону, 2000. 120 с.
  111. А.Г. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки. М., 2001. 152 с.
  112. Парламентаризм в России: опыт и перспективы 1994 г. / Фонд развития парламентаризма в России. М., 1994. 271 с.
  113. Парламентское право России / Хабриева Т. Я. М.: Юристъ, 2003.
  114. Парламенты мира. Сборник. М.: Интерпракс, 1991. 624 с.
  115. , С. В. Законотворчество в Российской Федерации / Институт, государства и права РАН. М., 1996. 146 с.
  116. Ю.А. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и население. М., 1986.
  117. Правовые проблемы дальнейшего совершенствования представительных органов власти / Под ред. С. С. Кравчука. М., Издательство МГУ, 1973.
  118. Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997.
  119. Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998.
  120. Проблемы парламентского права России / Под ред. Л. Иванова.1. М., 1996.
  121. P.M. Российский парламентаризм: история и современность / P.M. Романов- Науч. ред. Яковлев А. И. М., 2000. 330 с.
  122. П. И. Конституция Бельгии. Екатеринбург. 1998.
  123. П.А., Н.И. Кондратенко- «Проблемы реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 24.12.2003.
  124. Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995.
  125. Г. Н. Закон, власть, политика: государственный и местный уровни / Г. Н. Селезнев, В. А. Гневко — Акад. нац. безопасности- Ин-т упр. и экономики. СПб., 1998. 255 с.
  126. JI.B. Совет Федерации: Эволюция статуса и функций (Монография) М., 2003. 454 с.
  127. Советская представительная система / Коток В. Ф. М.: Госюриздат, 1963. 93 с.
  128. Советское государственное право / Под ред. М. Г. Кириченко. М. 1983.-320 с.
  129. Советское Государственное право под редакцией Козловой Е. И. и Шевцова B.C. М., 1978 год.
  130. Современный парламент: Теория, мировой опыт, российская практика // Под общ. ред. О. Н. Булакова. М., 2005. 320 с.
  131. Состав ЦИК СССР 1, 2, 3 созывов. Ст. сб. М., 1926.
  132. .П. Система народного представительства в Народной Республики Болгарии. М., 1965.
  133. И.В. Доклад «О Национальных моментах в партийном и государственном строительстве». Сочинения Т.5 1921−1923 гг., М. 1947.
  134. И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма: Очерк-эссе. М., 1996.
  135. .А. Конституционное (государственное) правозарубежных стран. Особенная часть. Издание 3. М. 2008. 1136 с.
  136. В.Г. Конституционное право Российской Федерации М., 2002. 260 с.
  137. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997.
  138. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. 560 с.
  139. Третий съезд Советов СССР. Стенографический отчет. М., 1925 г. // Бюллетень № 14.
  140. A.M. Государственный строй СССР и РСФСР. М., 1927.
  141. Е., Филлипс Г. Конституционное право. М., 1950.
  142. Федералист: Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея (под ред. Яковлева Н.Н.- пер. с англ.- комм. Степановой О.Л.). М. 2001.-592 с.
  143. Федеральное Собрание России: опыт первых выборов / Ин-т государства и права РАН. М., 1994. 120 с.
  144. Федеральное Собрание: Совет Федерации. Государственная Дума: Справ./ Авт.сост. Г. В. Белонучкин- Фонд развития парламентаризма в России. М., 2000. 355 с.
  145. К.Г. Союзные органы власти (1922−1962) (Монография). М., 1963.
  146. . Т.Я. Парламентское право России. М., 2003.
  147. Г. М. Верховный Совет Союзной Республики. М., 1975.
  148. В.Е. Современное федеративное государство. М., 2000.128 с.
  149. В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М.: Юристъ. 2002. 540 с.
  150. В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007.-368 с.
  151. И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989−1995 гг.). М., 1997.
  152. А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М., 1997.
  153. А.Н. Шестая Государственная Дума: законотворчество и политика. М., 1999. 183 с.
  154. JI.M. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.- 176 с.
  155. Юридическая конфликтология / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Центр конфликтологических исследований РАН, 1995. — 316 с.
  156. Ц.Я. Общественные организации и развитие Советской социалистической государственности. М., 1965.1. Статьи
  157. А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. 2008.
  158. Авакьян С. А Парламентские процедуры: конституционно-правовое регулирование и практика // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. Изд. МГУ. М., 2003.
  159. С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 11.
  160. С.А. Федеральное Собрание в системе государственной власти Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период: Материалы Всероссийской научной конференции. М., Т.1 2003.
  161. С.А. Проблемы реформы Конституции // Российский конституционализм: проблемы и решения (Материалы международной конференции). М., 1999.
  162. А.С. О категории народного представительства в210конституционном праве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С. А. Авакьяна. М., 1999.
  163. JI.C. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы // Журнал российского права. М., 2000. № 3.
  164. В.А. Перспективы российского парламентаризма // Ученые записки. СПб, 1999. С. 87 — 93.
  165. В.А. Парламент как институт представительной демократии //Ученые записки. Выпуск 8. СПб., 2001. С. 136−141.
  166. В.В. К вопросу о совершенствовании порядка формирования Совета Федерации // Юрист. 2000. № 8. С. 2−3.
  167. Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. № 2.
  168. А.А. Совет Федерации: от выборов к выборам? // Формула права. М., 2005. № 1 (4). С. 55−57.
  169. Н.А. К вопросу о понятии и моделях народного представительства в современном государстве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С. А. Авакьяна. М., 1999.
  170. О.Н. «Верхняя» палата Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. М., 2003. № 4. С. 7−22.
  171. О.Н. Функции палат парламентов (теория и практика) // Представительная власть 21 век: законодательство, комментарии, проблемы. М., 2003. № 6. — С. 2−6.
  172. О.Н. Особенности реализации законодательной функции Советом Федерации и верхними палатами европейских государств // Государство и право. 2004. № 7. С. 90−95.
  173. О.Н. Представительная власть в системе разделениявластей // Законодательство и экономика. М., 2004. № 8. С. 19−23
  174. О.Н. Взаимодействие Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, международными и общественными организациями // Законодательство и экономика. М., 2004. № 9. С. 19−24.
  175. О.Н. Разделение властей, парламент и парламентаризм // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. М., 2004. № 1. С. 406−428.
  176. Т.А. Общероссийские политические выборы 1993 года: федеративный аспект// Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М.: Ин-т государства и права РАН, 1994. С. 71−86.
  177. А.А. Проблемы реализации права законодательной инициативы субъектов РФ // Конституция РФ и развитие законодательства в современный период. Том IIРАП. М, 2003. С. 93−94.
  178. Н.В. Конституционность в контексте правовой жизни современной России // Российское правосудие. 2007. № 7. С. 44 — 55.
  179. А.А. «Совет федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики) // Аналитический вестник № 23 (179), М. 2002.
  180. Л.Д. Понятие правового положения личности и особенности статуса различных категорий лиц в СССР // Сов. государство и право / Под ред. С. С. Кравчука. М., 1985. С. 139−150.
  181. В.И. Прошлое и будущее российского парламентаризма//Обозреватель. М., 1994. № 14.
  182. Н.А. О принципах формирования Совета Федерации и структуре российского парламента. // Молодежь в юридической науке: ст. студентов Акад. правового ун-та. М., 2000. С. 25 — 30.
  183. В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания // Государство и право. М., 1998. № 8. С. 33 — 38.
  184. В.В., Васецкий Н. А., Полуян Л. А. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики (аналитический обзор) //
  185. Государство и право. М., 1998. № 9. С. 91 — 97.
  186. Гуторова A. J1. «Генезис представительной власти в Росси и современные проблемы». // Политическая теория и практика: тенденции и проблемы. М., 1995. Выпуск 3. С. 32−45.
  187. А.Н. Осуществление права законодательной инициативы верхними палатами парламентов // Проблемы государственного строительства. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. № 12(168). М., 2001.
  188. И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. М., 1993. № 10. С. 26 -34.
  189. Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 1999. № 1.-С. 83 -94.
  190. С.А. Совет Федерации: назначать или избирать? // Рос. Федерация. М., 1995. № 15.
  191. В.И. Совет Национальностей ЦИК СССР. Сб. Советское строительство // М., 1926. № 2.
  192. В., Ширяева Н. Полное собрание субъектов // Профиль. 2002. № 5. С. 17−20.
  193. П.Н. Законодательная основа формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Современные проблемы юриспруденции: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1999. С. 48−56.
  194. П.Н. Представительная функция верхних палат парламентов // Право: история, теория, практика: Сб. ст. и материалов. Брянск, 2003. Вып. 7.
  195. А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура//Правоведение. 2001. № 1. С.54−56.
  196. Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. .№ 4.
  197. В.В. Динамика процесса формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Право и политика. 2002. № 9.
  198. И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика. // Журнал российского права. 2004. № 1.
  199. И.А. Настоящее и будущее Совета Федерации. // Российская Федерация сегодня. 2004. № 7.
  200. И.В. Современный парламент // Государство и право. М., 1997. № 3.
  201. А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. М., 1998. № 10.
  202. А.А. Президент РФ Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. М., 1998. № 9.
  203. , Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах. //Политические исследования. 1997. № 3. -С. 148 168.
  204. Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов //Государство и право. М., 1995. № 12.
  205. Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих обязательному рассмотрению // Государство и право. М., 1997. № 9.
  206. В. Комментарий к федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Выборы. М., 2000. № 7/8.
  207. В.В. Вопросы совершенствования регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ // Адвокат. М., 1999. № 4.
  208. В.О., Филиппов И. В. Реформа Совета Федерации // Право и политика. М., 2000. № 10.
  209. А.П. К вопросу о формировании и функционировании Совета Федерации // Представительная власть. 2000. № 2−3.
  210. В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных актов // Государство и право. М., 1995. № 5.
  211. А.В., Синюков В. Н. Императивный мандат: прошлое и настоящее // Изв. вузов. Правоведение. СПб., 1992. № 2.
  212. С.М. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти // Журнал российского права. М., 2003. № 1 С. 3−8.
  213. .В. Проблемы представительства интересов в Совете Федерации // Конституция как символ эпохи: Материалы ежегодной конференции 3−5 апр. 2003. В 2 т. М., 2004. Т.1.
  214. А.А. Парламент Канады // Парламенты мира. М., 1991. С. 203−246.
  215. М.И. Информационная политика Государственной Думы Федерального Собрания РФ через зеркало взаимодействия власти, прессы и общества // Закон и право. М., 1999. № 8.
  216. Л.И. «О нормативно-правовом регулировании вопросов формирования Совета Федерации в субъектах Российской Федерации» // Аналитический вестник № 24 (244), М. 2004.
  217. А.И., Емельянов Н. П., Артамонов Ю. Д. Возрождение Государственной Думы: первые после 1917 многопартийные выборы в России. Н. Новгород, 1994.
  218. С.И. Российский федерализм и некоторые проблемы разделения властных полномочий по вертикали // Журнал российского права. М., 1999. № 10. С. 65−73.
  219. А.В. Исторический аспект формирования Совета Федерации // Юридический мир 2003. № 11.
  220. .И. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2. С. 9−17.
  221. Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. № 2.
  222. А.В. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с Федеральным Собранием. // Конституция РФ и развитие законодательства в современный период. Том IРАП. М, 2003.
  223. Н.Д. Проблемы законодательства о Счетной палате Российской Федерации // Государство и право. М., 1997. № 11.
  224. Полуян Л .Я Верхняя палата парламента в системе органовгосударственной власти // Аналитический вестник № 34 (190), М. 2002.
  225. М.А. Совет национальностей ЦИК СССР. Сб. Советское строительство //М., 1925. № 1 .
  226. Т. Бикамерализм и Совет Федерации России / Пер. с англ. А. Титкова // Конституционное право: восточноевропейское образование. 2003. № 3.
  227. P.M. Двухпалатный парламент: особенности функционирования // Социология власти. 1998. № 6. С. 41 — 49.
  228. P.M. Парламентаризм в системе управления обществом/ P.M. Романов // Современный менеджмент ключ к экономическому подъему. М., 1998. Ч. 1. — С. 3 — 24.
  229. P.M. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление // ПОЛИС: Политические исследования. 1998. № 5.-С. 123 133.
  230. Т.С. Федеральное Собрание: Конституционно-правовой статус // Конституционный строй России. Вопросы парламентского права: Сб. М., 1995. Вып. 2.
  231. Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. М., 2001. № 9.
  232. П.И. Развитие конституции Бельгии 1831 // Государство и право. 1996. № 10.
  233. Г. Д. Парламентские расследования и развитие института парламентского контроля в РФ // «Государственная власть и местное самоуправление». 2006. № 2.
  234. Г. Д. Некоторые направления развития институтов Российского парламентаризма // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. М. МГУ. 2003.
  235. Состав Верховного Совета СССР с учетом обновления (ротации), проведенного на Четвертом Съезде народных депутатов 27 дек. 1990 г., а также состав комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий его палат. Ст. Сб. М.: «Известия» 1991.
  236. М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. М., 2000. № 7.
  237. В.Г. К вопросу о новом порядке формирования верхней палаты российского парламента в свете президентских инициатив укрепления государственной власти // Юрид. вестн. Ростов, гос. экон. ун-та. Ростов н/ Дону, 2001. № 2.
  238. В.Г. Некоторые аспекты ограничения законотворческой компетенции Федерального Собрания Российской Федерации // Право и политика. М., 2000. № 11.
  239. Ю.П. Парламентское право ФРГ// Очерки парламентского права (Зарубежный опыт) / Под ред. Б. И. Топорнина. М., 1993.
  240. Хроника законодательной деятельности Государственной Думы: март 2004 // Журнал российского права. М., 2004. № 5.
  241. Д.Д. Статус органов управления // Советское государство и право. 1978. № 2.
  242. В. О повышении государственной роли Совета Федерации // Этнополитический вестник М., 1995. № 4.
  243. A.M. Совет Федерации: политический портрет палаты Федерального Собрания РФ // Россия: экономика, политика. 1995. № 5.1. Авторефераты, диссертации
  244. А.С. Конституционно-правовое регулирование законодательной компетенции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: автореферат дис. к.ю.н. 12.00.02. М., 2001. 25 с.
  245. С.В. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Становление и перспективы развития: дис. к.ю.н.: 12.00.02. Ростов, 2007.
  246. О.Н. Совет Федерации в системе государственной власти Российской Федерации: дис. д.ю.н.: 12.00.02. М., 2004. 395 с.
  247. А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики): дис. к.ю.н.: 12.00.02. Екатеринбург, 2002. 192 с.
  248. Ю.Р. Взаимоотношения законодательного (представительного) органа государственной власти республики и Федерального Собрания Российской Федерации. Проблемы взаимодействия и ответственности: дис. к.ю.н.: 12.00.02. Казань, 2003. 187 с.
  249. , В. Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации: автореферат дис. к.ю.н.: 12.00.02. М., 2000. 36 с.
  250. А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовые основы формирования и деятельности: автореферат дис. к.ю.н.: 12.00.02. М., 2008.
  251. П.Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: дис. к.ю.н.: 12.00.02. М., 2005. 190 с.
  252. С.М. Верхние палаты парламентов федеративных государств: дис. к.ю.н.: 12.00.02. М., 2006. 197 с.
  253. С.С. Конституционно-правовой механизм взаимодействия парламента с другими органами государственной власти и местного самоуправления: дис. к.ю.н.: 12.00.02. М., 2003.
  254. А.В. Административно-правовой статус исполнительных органов местного самоуправления. дисс. к.ю.н. Саратов, 2003.
  255. Е.А. Контрольная функция Федерального собрания Российской Федерации: дис. к.ю.н.: 12.00.02. М., 2007.
  256. М.Н. Конституционно-правовой статус парламента России: Теория, практика, перспективы: дис. к.ю.н.: 12.00.02. С.-Пб., 2004. 180 с.
  257. П.Н. Правовое положение коллективных субъектов права: дисс. к.ю.н.: 12.00.02. Самара., 2003.
  258. М.В. Федеративные начала в организации и деятельности парламента: проблемы России и опыт зарубежных стран: автореф. дис. к.ю.н.: 12.00.02. Наук. М., 1997. 19 с.
  259. И.С. Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: дис. к.ю.н.: 12.00.02. С.-Пб., 2005. 179 с.
  260. Е.П. Правовой статус палат Федерального Собрания Российской Федерации: состояние и перспективы: дис. к.ю.н.: 12.00.02. М., 2006.- 169 с.* *
  261. Nationalism Federalism — Democracy: The example Belgium / By Prof. Dr. Andre Alen. -Leuven: Garant Publishers. 1994. — 59 c.1. Газеты
  262. Обращение членов Совета Федерации М. М. Прусака, Е. С. Савченко, О. А. Богомолова к и. о. Президента Российской Федерации
  263. В.В. Путину «О реформе системы государственной власти и основных направлениях экономической политики» // Независимая газета. 2000. 25 февраля.
  264. Г. Сатаров и М. Краснов «Проект поправок к Конституции РФ» // Независимая газета от 19.08.1999.
  265. М. Шевчук, С. Фаризова, И. Нагорных Единороссы покусились на Конституцию // КоммерсантЪ». 15.02.2007.
  266. Т. Создан Совет законодателей // Российская газета от 22 мая 2002.
  267. Н. Совет Федерации отклонил Договор с Казанью // КоммерсантЪ. 21.02.2007.
  268. Текст обращения В. В. Путина // Российская газета от 19 мая
  269. П.А. «Проблемы реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». 24.12.2003.1. Другое
  270. В.М. Заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». 24.12.2003.
Заполнить форму текущей работой