Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционные основы правового регулирования территории Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертант полагает, что при определении подсудности споров о принадлежности территории следует исходить из того, что территория отнесена Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации. Законодательством о судебной системе в настоящее время не определена подсудность указанной категории дел. Спор о принадлежности территории или прохождении линии административной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общие принципы регулирования государственной территории
    • 1. Понятие государства в международном и конституционном праве
    • 2. Принципы и нормы международного права, регулирующие вопросы государственной территории
    • 3. Право народов на самоопределение и территориальная целостность государства
    • 4. Соотношение норм международного права и конституционного права при регулировании государственной территории
  • Глава 2. Правовое регулирование территории Российской Федерации
    • 1. Понятия государственной территории и территории субъекта Российской Федерации
    • 2. Изменение территории Российской Федерации. Принятие в состав Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации
    • 3. Сложносоставные субъекты и проблемы их территорий. Изменение территорий субъектов Российской Федерации и границ между ними
  • Глава 3. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации
    • 1. Государственное устройство Российской Федерации и принцип территориального верховенства Российской Федерации
    • 2. Гарантии территориальной целостности Российской 125 Федерации
    • 3. Конституционные возможности оптимизации 148 количества субъектов Российской Федерации

Конституционные основы правового регулирования территории Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. После распада СССР одной из важнейших задач для федеральных органов государственной власти являлось сохранение единства и территориальной целостности Российской Федерации. Главная угроза территориальной целостности Российской Федерации исходила не от иностранных государств, а от внутренних проблем, таких как рост сепаратизма в ряде российских регионов, несоблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, нарушение единства экономического пространства, установление запретов на свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и других.

Наличие разногласий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам территории и установления административных границ актуализируют проблему правового регулирования государственной территории. В науке конституционного права еще недостаточно исследованы вопросы изменения территорий субъектов Российской Федерации.

Конституционное закрепление понятия «территории субъектов Российской Федерации», установленное ч. 3 ст. 67 Конституции Российской Федерации 1993 г. 1 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 3 ст. 4, п. «б» ст. 71 Конституции Российской Федерации, актуализирует следующие исследовательские задачи: 1) рассмотрение составляющих понятий «государственная территория» и «территория субъекта Российской Федерации" — 2) каким должен быть порядок изменения границ между субъектами Федерации и какими нормативными правовыми актами он должен быть установлен? 3) какой суд правомочен рассматривать споры между органами государственной власти субъектов.

1 Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 1978. С. 26.

Российской Федерации об установлении административной границы (или принадлежности территории)? 4) какие механизмы используются российским правом для обеспечения территориальной целостности и государственного единства? 5) что представляет собой территория Союзного государства России и Беларусь?

В диссертации автором на основании изучения мирового и отечественного опыта предпринята попытка комплексного анализа современных проблем реализации конституционных основ обеспечения территориальной целостности государства, правового регулирования территории Российской Федерации, а также связанных с ними вопросов изменения территорий субъектов Федерации и административных границ.

Рассматриваются проблемы реализации Закона Российской Федерации от 26 апреля 1991 г. № 1107−1 «О реабилитации репрессированных народов».2.

Итогом проведенного исследования является представление конкретных предложений, направленных на разрешение ряда актуальных проблем государственного строительства России.

Цели и задачи диссертационного исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы, недостаточной разработанности вопросов изменения территорий субъектов Российской Федерации в данном исследовании ставится цель — рассмотреть правовые средства защиты территориальной целостности Российской Федерации и правового регулирования изменения территорий ее субъектов, а также обозначить возможные организационно-правовые средства их совершенствования.

В соответствии с указанной целью автор стремится разрешить следующие конкретные задачи:

2 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 18. Ст. 572.

• проанализировать конституционно-правовые основы прерогатив Российской Федерации при решении вопросов установления государственной территории Российской Федерации и границ территорий субъектов Российской Федерации;

• рассмотреть конституционные гарантии обеспечения территориальной целостности Российской Федерации с учетом воздействия принципов и норм международного права на развитие конституционного права в России;

• проанализировать конституционные основы изменения территории субъектов зарубежных Федераций и субъектов Российской Федерации, а также теоретические основы укрупнения субъектов Российской Федерации;

• исследовать проблемы реализации конституционных норм в текущем законодательстве;

• обобщить современные концепции института федерального вмешательства в дела субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются государственно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации конституционных норм, регулирующих территорию Российской Федерации, установление или изменение границ между субъектами Российской Федерации, а также осуществление взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации по вопросам правового регулирования территории Российской Федерации и обеспечения ее территориальной целостности.

Аналитический потенциал категории «территория Российской Федерации» состоит в том, что при его изучении возможно выявить перспективы развития государства, рассмотреть условия функционирования государства и его составных частей, а также органов государственной власти.

Предмет исследования составляют теоретические вопросы территории Российской Федерации, ее изменения и территориального деления, формы и методы, которыми конституционное право регулирует отношения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по вопросам территории.

Изучены реальные проблемы охраны территории Российской Федерации и изменения границ между субъектами Российской Федерации: конституционные гарантии обеспечения территориальной целостности, перечень мер обеспечения территориальной целостности и государственного единства странырассмотрены вопросы территории и изменения границ между субъектами Федерации в конституционном и международном праве.

Степень научной разработанности и круг использованных источников. Данное исследование проведено с использованием теоретического фундамента, созданного трудами отечественных и зарубежных ученых по конституционному и международному праву, по вопросам государственного устройства, государственной территории, административно-территориального устройства, обеспечения территориальной целостности.

При рассмотрении отдельных вопросов автор диссертационного исследования опирался на труды известных отечественных ученых в сфере конституционного права: С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, С. Н. Бабурина, М. В. Баглая, Ю. Г. Барсегова, И. Н. Барцица, Г. А. Гаджиева, Б. П. Елисеева, Н. А. Емельянова, Д. Л. Златопольского, И. А. Исаева, В. Б. Исакова, Л. М. Карапетяна, Д. А. Керимова, Н. Г. Кобеца, Б. М. Клименко, Д. А. Ковачева, А. А. Кондрашева, Б. С. Крылова, О. Е. Кутафина, В. А. Кряжкова, В. И. Лафитского, В. О. Лучина, Г. В. Мальцева, Л. С. Мамута, М. Н. Марченко, Т. Д. Матвеевой, М. И. Пискотина, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Г. И. Тункина, И. А. Умновой, Т. Я. Хабриевой,.

В.Е.Чиркина, Т. М. Шамбы, С. М. Шахрая, Ю. Л. Шульженко, Б. С. Эбзеева, И. С. Яценко и других.

Отдельные аспекты темы, исследуемой автором, освещены в работах: А. ПАлехина, Р. ГЛбдулатипова, М. С. Джунусова, А. Н. Домрина, Л. Ф. Болтенковой, Л. И. Воловой, Ю. М. Козлова, А. В. Лужина, В. А. Михайлова, М. Г. Мойсеенко, А. С. Саломаткина, С. В. Степашина, В. А. Тишкова, Ф. Х. Мухаметшина, М. Ш. Шаймиева.

Правовую основу работы составляют конституционные акты (Конституция Российской Федерации, Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации), решения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, зарубежных стран, международные конвенции и договоры, нормативные акты советского периода.

Методология исследования. Теоретической основой исследования являются концепции государственной территории и федерального вмешательства, разработанные в науке конституционного права.

При решении конкретных задач автор опирался на современные методы научного познания, выявленные и разработанные юридической наукой. В ходе исследования применялись конкретно-исторический, сравнительно-правовой и другие методы.

Конкретно-исторический метод применялся при анализе истории формирования государственного устройства и государственной территории России. Сравнительно-правовой метод применялся при рассмотрении действующего законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также для анализа Конституций и иных правовых актов ряда зарубежных стран, в частности, Австрии, Бельгии, Канады, Мексики, США, ФРГ, Швейцарии.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации с позиций современных научных подходов проведено комплексное исследование теоретических проблем правового регулирования территории Российской Федерации как в общетеоретическом плане, так и применительно к практической деятельности федеральных органов государственной власти.

Автор диссертации выделил и обобщил виды федерального вмешательства. Им предлагаются меры по разрешению спорных ситуаций между субъектами Российской Федерации по вопросам территории и установления границ между ними.

Рассмотрена роль федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении реализации конституционных норм по вопросам территории Российской Федерации и изменения границ между субъектами Российской Федерации.

В диссертации исследованы правовые аспекты предупреждения и недопущения прецедентов, направленных на нарушение стабильности территориального устройства государства, и устранения возможной угрозы его целостности, безопасности и суверенитету. Проанализированы формы и пределы федерального вмешательства, а также предлагается законодательное решение указанных проблем.

Основные положения, выносимые на защиту. Результатом научного анализа данной проблемы являются следующие выносимые на защиту выводы и предложения:

• Диссертант полагает, что Конституция Российской Федерации содержит все необходимые гарантии, направленные на обеспечение ее территориальной целостности, в том числе возможность и необходимость федерального вмешательства (применение мер государственного принуждения) для обеспечения государственной и территориальной целостности Российской Федерации. В работе высказываются соображения связанные с необходимостью определить формы и пределы такого вмешательства, комплексно урегулировать решение вопросов государственной территории в рамках прерогатив Российской.

Федерации: каковы полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации, специально уполномоченных органов в области охраны границ и международных отношений при решении этих вопросов, а также в отношении изменения границ между субъектами Российской Федерации.

• Проведенный диссертантом анализ показал, что нередко встречающийся в литературе тезис о необходимости оптимизации количества субъектов Российской Федерации путем реформы государственного устройства России и изменения ее территориального деления возможен только при соблюдении основ конституционного строя и принципов федеративного государства на основании действующей Конституции Российской Федерации.

• В работе высказываются соображения, связанные с необходимостью законодательного закрепления порядка изменения границ между субъектами Российской Федерации и процедур разрешения конфликтных ситуаций между органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам установления, изменения или уточнения границ, в том числе возможность федеральных органов государственной власти принимать окончательное решение по этим вопросам в случаях, если сами участники спора не нашли согласованного решения.

Диссертант полагает, что при определении подсудности споров о принадлежности территории следует исходить из того, что территория отнесена Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации. Законодательством о судебной системе в настоящее время не определена подсудность указанной категории дел. Спор о принадлежности территории или прохождении линии административной границы не является ни гражданско-правовым спором, ни спором о конституционности нормативных правовых актов. Автор диссертации полагает, что судом первой инстанции по территориальным спорам может быть Верховный Суд Российской Федерации, в связи с чем целесообразно внести дополнения в гражданско-процессуальное законодательство. Спор о компетенции между различными органами государственной власти — кто из них вправе разрешать споры о принадлежности территории, установлении линии административной границы — может быть решен Конституционным Судом Российской Федерации.

• На основании анализа Договора Российской Федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства"3 автор констатирует, что Договор в определенной мере ограничивает суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации и Республики Беларусь. Диссертант делает вывод о том, что Союзное государство является по форме государственно-политических связей (отношений) — конфедерацией, и его территория, хотя и является общей территорией государств-участников, не является единой территорией.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Рассмотрение вопросов изменения территории субъектов Российской Федерации и границ между ними происходит в практическом аспекте. Автор предлагает проекты федеральных законов «О порядке изменения границ между субъектами Российской Федерации», «О порядке принятия в состав Российской Федерации иностранного государства или части территории иностранного государства», «О гарантиях государственной целостности Российской Федерации».

Основные выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при последующей научной разработке проблем изменения границ между субъектами Российской Федерации, при совершенствовании федерального законодательства, регламентирующего вопросы территории Российской Федерации, при подготовке курса лекций.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы обсуждены и одобрены на методическом семинаре и заседании кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендованы к защите.

Результаты диссертационного исследования получили апробацию при разработке проектов федеральных законов, в частности, Закона Российской Федерации от 3 июля 1992 г. «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации"4, Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 29 июля 2000 г.)5, Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"6.

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора. Материалы и выводы были представлены на международных семинарах и конференциях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в г. Казани, а также были использованы при разработке законопроектов.

Автор являлся участником рабочих групп Комитета по делам Федерации и региональной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по разработке.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 7. Ст. 786.

4 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 32. Ст. 1868.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 31. Ст. 3205.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52. Ст. 4916. федеральных законов по указанной тематике, а также входил в состав рабочей группы Государственного Совета при Президенте Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальными уровнями власти.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативных правовых источников и научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Конституционное закрепление понятия «территории субъектов Российской Федерации», установленное ч. 3 ст. 67 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 3 ст. 4, пунктом «б» ст. 71 Конституции Российской Федерации, потребовало рассмотрения следующих вопросов: что входит в понятие «территория» субъекта Российской Федерациикаким должен быть порядок изменения границ между субъектами федерации и какими нормативными правовыми актами он должен быть установлен, подсудность территориальных споров.

Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Данное конституционное определение территории необходимо соотносить с определением государственной территории данным в статье 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г.), где под территорией, с точки зрения международного права, понимается суша, воды, недра и воздушное пространство Российской Федерации. Выделение территорий субъектов Российской Федерации в самостоятельную категорию в конституционном праве, в отличие от определения территории в международном праве, является следствием федеративного устройства страны и результатом территориального деления государственной территории на территории ее субъектов.

Указанное положение во взаимосвязи с положением о том, что границы между субъектами федерации могут быть изменены лишь при их согласии, является конституционной гарантией федеративного устройства.

Это позволяет сделать вывод о том, что пределы ведения Федерации, т. е. правомочия федеральных органов государственной власти в отношении территории субъектов Российской Федерации, ограничены федеральной Конституцией.

Во-первых, административно-территориальное устройство отнесено к исключительному ведению субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, границы между субъектами Российской Федерации не могут быть изменены без их согласия.

В-третьих, статус субъектов Российской Федерации может быть изменен только по взаимному согласию Федерации и ее субъекта.

В-четвертых, образование нового субъекта Российской Федерации в результате объединения двух или более субъектов (или из части их территорий) и ликвидация субъекта в результате его слияния с другим субъектом Российской Федерации возможны только при согласии указанных субъектов Федерации на основании результатов референдума.

Однако это не означает, что федеральные органы государственной власти не участвуют в этом процессе, так как федеративное устройство и территория Российской Федерации в соответствии с пунктом «б» ст. 71 Конституции находятся в ведении Российской Федерации. Установленное Конституцией разграничение предметов ведения и полномочий, а именно отнесение к исключительному ведению Российской Федерации федеративного устройства и территории Российской Федерации, принятия и изменения Конституции Российской Федерации, определения статуса и защиты государственной границы, обороны и безопасности, внешней политики и международных отношений Российской Федерации, геодезии и картографии и др., направлено на обеспечение государственного и территориального единства.

Конституция Российской Федерации предусматривает все необходимые гарантии, направленные на обеспечение ее территориальной целостности, в том числе возможность и необходимость федерального вмешательства (применение мер государственного воздействия и принуждения) для обеспечения государственной и территориальной целостности Российской Федерации, осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерацииобязанностью Президента Российской Федерации принимать меры по охране суверенитета Российской > Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, установленные ст. ст. 4 (ч. 3), 71, 78 (ч. 4), 80 (ч. 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.

Необходимо определить формы и пределы федерального вмешательства. Следует комплексно урегулировать решение вопросов государственной территории в рамках прерогатив Российской Федерацииустановить каковы полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, специально уполномоченных органов в области охраны границ и международных отношений при решении этих вопросов, а также установления границ между субъектами Российской Федерации. Все эти вопросы могут быть J решены путем принятия новых федеральных законов о федеральном вмешательстве, о порядке изменения границ между субъектами Российской Федерации, а также внесения дополнений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».

Предложения о внесении дополнений в Конституцию Российской Федерации в части закрепления института федерального вмешательства, в том числе положения о возможности ликвидации субъектов федерации, являются нецелесообразными. С учетом нового подхода к определению территорий субъектов Российской Федерации, а также международного ' принципа права народов на самоопределение, изменение государственного устройства должно происходить не только по воле федеральных властей, без согласия самих субъектов Российской Федерации, и не только по инициативе самих субъектов Российской Федерации, без согласия федеральных властей, а должно строиться на взаимном согласии — при полном учете интересов друг друга. Оптимизация количества субъектов Российской Федерации или изменение их территорий по инициативе федеральных органов государственной власти возможны на основе конституционных положений об изменении границ между субъектами при их согласии, а также при условии обеспечения приоритета прав и свобод человека и гражданина и права народов на самоопределение в Российской Федерации путем референдума.

При образовании нового субъекта Российской Федерации в результате объединения нескольких субъектов Российской Федерации следует иметь в виду, что изменение состава субъектов Российской Федерации может нести в себе при определенных условиях возможность угрозы государственному единству и соблюдению субординации в деятельности властей. Оно может привести к противостоянию крупного и экономически сильного субъекта Российской Федерации самой федеральной власти. С учетом международного опыта в данном случае применим принцип верности федеративному государству, сформулированный в решении Федерального Конституционного Суда Германии: «земли, равно как и Федерация, несут конституционно-правовую обязанность сотрудничать адекватно сущности объединяющего их конституционно-правового союза и содействовать его укреплению и защите коренных интересов Федерации и составляющих ее государств».

В целях предупреждения и разрешения споров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам установления, изменения или уточнения административных границ между ними целесообразно законодательное закрепление порядка изменения границ и процедур разрешения конфликтных ситуаций федеральным законом. При невозможности найти согласованное решение самими субъектами правоотношений полагаю возможным предоставить право федеральным органам государственной власти при участии Конституционного Суда Российской Федерации принимать окончательное решение по этим вопросам после соблюдения определенной процедуры.

Как уже отмечалось, в соответствии со статьей 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации федеративное устройство и территория Российской Федерации относятся к ведению Российской Федерации. Исключительные полномочия по утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации, установленные статьей 102 (пункт «б») Конституции Российской Федерации, также принадлежат Федерации, эти вопросы отнесены к ведению Совета Федерации. Федеративное устройство представляет собой территориальное деление государственной территории Российской Федерации административными границами на территории ее субъектов. Таким образом, установление границ между субъектами Российской Федерации также относится к ведению Федерации. Конституционные нормы не только относят к ведению Российской Федерации территорию, но и предписывают обязательность утверждения изменения границ субъектов Российской Федерации Советом Федерации.

При регулировании территории федеральный законодатель связан и другими нормами Конституции Российской Федерации. В частности, ст. 71 (пункт «р») Конституции Российской Федерации относит к ведению Федерации геодезию и картографию, что также связано с вопросами регулирования территории, а именно установления границ между ее субъектами. Данные нормы свидетельствуют о том, что вопрос о разграничении компетенции в области установления границ однозначно решен самой Конституцией Российской Федерации.

С учетом разграничения полномочий федеральные органы государственной власти не могут оставаться в стороне при наличии спорных ситуаций между субъектами Российской Федерации, они должны оказывать содействие в разрешении таких ситуаций между субъектами Российской Федерации.

Возможными мерами для разрешения спорных ситуаций между субъектами Российской Федерации могут быть: 1) заключение соглашения органами государственной власти сопредельных субъектов Российской Федерации- 2) согласительные процедуры в рамках ст. 85 Конституции Российской Федерации- 3) разрешение дела Верховным Судом Российской Федерации- 4) введение моратория на государственно-территориальное разграничение.

При определении подсудности территориальных споров следует исходить из того, что территория отнесена Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации. Законодательством о судебной системе в настоящее время не определена подсудность указанной категории дел. С одной стороны, спор о принадлежности территории или прохождении линии административной границы не является гражданско-правовым спором. С другой стороны, он не является спором о конституционности нормативных правовых актов. Полагаю, что судом первой инстанции по территориальным спорам может быть Верховный Суд Российской Федерации, в связи с чем целесообразно внести дополнения в гражданско-процессуальное законодательство. Спор о компетенции между различными органами государственной власти — кто из них вправе разрешать территориальные споры — может быть решен Конституционным Судом.

Проведенное исследование показало, что вопросы правового регулирования территории нуждаются в дальнейшем исследовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы и нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993.
  3. Конституция (Основной Закон) Российской СоветскойФедеративной Социалистической Республики. — М.: Советская Россия, 1991.
  4. Конституция (Основной Закон) Российской ФедерацииРоссии. М.: Известия, 1992.
  5. Конституция (Основной Закон) Союза СоветскихСоциалистических Республик. -М.: Юрид. лит., 1990.
  6. Федеративный Договор // Российская газета. 1992 .16 мая.
  7. Декларация о государственном суверенитете РоссийскойСоветской Федеративной Социалистической Республики // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
  8. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.:Изд-во БЕК, 1994.
  9. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Подобщей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. — М.: Юрид. лит., 1994.
  10. Конституция Российской Федерации: Проблемныйкомментарий. / Отв. ред. В. А. Четвернин. — М.: 1997.
  11. Конституция Российской Федерации. Научно-практическийкомментарий // Под. ред. Акад. Б. Н. Топорнина. — М.: Юристь, 1997.
  12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ.ред. Ю.В. Кудрявцева-М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
  13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв.ред. Л. А. Окуньков. — М.: Издательская группа ИНФРА М- НОРМА, 1997.
  14. О чрезвычайном положении. Закон Российской СоветскойФедеративной Социалистической Республики от 17 мая 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 22. — Ст. 773.
  15. Об установлении переходного периода по государственнотерриториальному разграничению в Российской Федерации. Закон Российской Федерации // Российская газета. — 1992. — 8 сентября.
  16. Таможенный кодекс Российской Федерации // ВедомостиВерховного Совета РФ. — 1993. — № 31. — Ст. 1224.
  17. Об общих принципах организации местного самоуправления. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 35. — Ст. 3506.
  18. О геодезии и картографии. Федеральный закон от 26 декабря1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 1. -Ст .2 .
  19. Об обороне. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. // Собраниезаконодательства Российской Федерации. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
  20. О гражданской обороне. Федеральный закон от 12 февраля1998 года № 28-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.-N7.-Ст. 799.
  21. О чрезвычайном положении. Федеральный конституционныйзакон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — N 23. — Ст. 2277.
  22. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.-N35.-Ст. 3648.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября1995 г. «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995 — № 39 — Ст. 3732.
  24. Послание Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)». — М., 1994.
  25. Послание Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию «О действенности государственной власти в России». — М.: Юрид.лит., 1995.
  26. Послание Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию «Россия, за которую мы в ответе. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». — М.- Юрид.лит., 1996.
  27. Послание Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию «Порядок во власти — порядок в стране». — М.: Юрид.лит., 1997.
  28. Послание Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию «Общими силами — к подъему России» // Российская газета. 1998. — 24 февраля.
  29. Послание Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию «Россия на рубеже эпох» // Российская газета. — 1999. — 31 марта.
  30. Послание Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию «Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)». — М., 2000.
  31. Послание Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета. № 66. — 2001. — 4 апреля.
  32. Постановление Конституционного Суда РоссийскойФедерации от 1 февраля 1996 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений устава (Основного закона) Читинской области» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 1996. — № 1.
  33. Постановление Конституционного Суда РоссийскойФедерации от 1 февраля 1996 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 4. — Ст. 409.
  34. Постановления и определения Конституционного СудаРоссийской Федерации за период 1992—1997 гг. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации за 1992−1996 гг.- Собрание законодательства Российской Федерации за 1997 г.
  35. Постановление Пленума Верховного Суда РоссийскойФедерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Государство и право. — 1996. — № 4.
  36. Конституции республик в составе Российской Федерации.М.: Известия, 1996. Вып. 1−2.
  37. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. М.: Известия, 1995−1997. Вып. 1−3.
  38. Сборник договоров и соглашений между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. — М.: Известия, 1997.
  39. Договор об образовании Союза Советских СоциалистическихРеспублик // История Советской Конституции в документах. 19 171 956. -М.: Госюриздат, 1957.
  40. Устав Содружества Независимых Государств // Российскаягазета. — 1993. — 12 февраля.
  41. Протокол к соглашению о создании СодружестваНезависимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 г. в г. Минске Республикой Беларусь, РСФСР, Украиной // Известия. — 1991. — 23 декабря.
  42. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — N 7.-Ст. 786.
  43. Алма-Атинская Декларация // Известия. — 1991. — 24 декабря.
  44. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальнойцелостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ от 15 апреля 1994 года //Бюллетень международных договоров. — 1994, июль. — № 7.
  45. Конституции государств Европейского Союза / Под ред.Л.А. Окунькова-М.: ИНФРА-М — Норма, 1997.
  46. Конституции зарубежных государств. — М.: БЕК, 1997.
  47. Современные зарубежные конституции. М.: МЮИ, 1992.
  48. Устав Организации Объединенных Наций / Действующеемеждународное право. В 3 т. Составители Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т.1. — М.: Изд. Моск. независимого института международного права, 1996.
  49. Действующее международное право. В 3-х томах /Составители Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т.1. независ, института международн. права, 1996- Т.2. независ, института международн. права, 1997- Т.З. независ, института международн. права, 1997.
  50. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. и др.Федерализм в истории России: В 3 кн. Кн. 1. -М.: Республика, 1992.
  51. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М., 1997.
  52. А.С. Правовая онтология политики: к построениюсистемы категорий. -М.: 0 0 0 Фирма «Инфограф», 1999.
  53. Н.Н. Современное положение науки о государстве иее ближайшие задачи. — М.: 1998.
  54. С. Общая теория права. Курс в 2 т. T.I. — М.:Юрид.лиг., 1981- Т.П. -М.: Юрид. лит., 1982.
  55. А.П., Козлов Ю. М. Административное правоРоссийской Федерации. — М.: ТЕИС, 1994. Ч. 1.
  56. Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей: Избр.ст.: С прилож. док>ту1ентов: Декларация независимости. Статьи Конфедерации. Конституция США / Пер., примеч. и вступит, заметка Г. Фрейдин.-М., 1990.
  57. Э.Х. де. Современное международное право. — М., 1983.
  58. А.Н. К новой стратегии развития России.Федерализация и гражданское общество. — М.: 0 0 0 «Северо-Принт», 2000.
  59. Г. В. Теория государственного управления.- М.:Юрид. лит., 1997.
  60. СИ. Территория государства: правовые игеополитические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 1997.
  61. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедияконституционного права. — М.: БЕК, 1998.
  62. М.В. Конституционное право Российской Федерации.М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА М, 1998.
  63. Ю.Г. Территория в международном праве.Юридическая природа территориального верховенства и правовые основания распоряжения территорией. — М.: Госюриздат, 1958.
  64. И.Н. Прововое пространство России: вопросыконституционной теории и практики. — М.: 2000.
  65. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системегарантий конституционных норм. — Воронеж, Изд-во Воронежского унта, 1985.
  66. Д. Федерализм: российская история и российскаяреальность / Ин-т экономики РАН. — М., 1998.
  67. A.M. Правовые категории. Методологическиеаспекты разработки системы категорий теории права. — М.: Юрид. лит., 1976.
  68. А.Б. Теория государства и права. — М.: Новыйюрист, 1998.
  69. Л.И. Принцип территориальной целостности инеприкосновенности в современном международном праве. — Ростовн/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1981.
  70. Государственное пространство России. Актуальные проблемыкоммуникаций с внешним миром. / ИМЭМО РАН. — М.: 1996.
  71. Действующее международное право. В 3-х томах/Составители Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Том 1. .М.: МНИМП, 1996.
  72. М.С. Суверенитет как социальный феномен. — М., 1994.
  73. А.Н. Федеральная интервенция: Особенностиправового регулирования // Очерки конституционного права иностранных государств: Учеб. и науч.-практ. пособие / Под ред. Д. А. Ковачева. -М.: Спарк, 1999.
  74. Л. Конституционное право: общая теория государства.М., 1908.
  75. Г. Общее учение о государстве. — СПб.: Мартынов, 1908.
  76. А.Г. Межнациональные конфликты впостсоветском пространстве. — М.: Аспект Пресс, 1997.
  77. Д.Л. Единство советской федерации — СоюзаССР и национальной государственности его народов // КПСС и развитие советской политической системы. — М.: Мысль, 1987.
  78. Д.Л. СССР — федеративное государство. — М.:1967.
  79. И.А. История России: Традиция государственности.М.: Ю1СИС, 1995.
  80. Д.А. Общая теория государства и права. Предмет, структура, функции. -М.: Юрид. лит, 1977.
  81. Д.А. Философские основания политико-правовыхисследований. -М.: Мысль, 1986.
  82. .М. Государственная территория. Вопросы теориии практики международного права. — М.: Международные отношения, 1974.
  83. Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное правоРоссийской Федерации. М.: Юристь. 1995.
  84. Н.М. Конституционная ответственность вРоссийской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской федерации. — М.: Городец, 2000.
  85. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т.1. Отв.ред. Б. А. Страшун. — М.: БЕК, 1993.
  86. Конституционное право / Отв. ред. А. Е. Козлов. — М.: БЕК, 1996.
  87. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Тома 1−2// Отв. ред. Б. А. Страшун — М.: Издательство БЕК, 1995.
  88. Конституционные гарантии целостности федерации взарубежных странах. — М., 1996.
  89. Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления, Определения. 1992 — 1996 г. -М.: Новый Юрист. 1997.
  90. Конституция Российской Федерации с комментариямиКонституционного Суда Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2001.
  91. Концепции развития российского законодательства. М.: 1998.
  92. Координация правотворчества в Российской Федерации /Авт. Михалева Н. А., — М.: ИНИОН РАН, 1996.
  93. В.А. Конституционное правосудие в субъектахРоссийской Федерации (правовые основы и практика). — М.: Формула права, 1999.
  94. О.Е. Конституционные основы общественного строяи политики СССР. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
  95. А.Н. Статус субъекта Российской Федерации(Основы концепции, конституционная модель, практика). — М.: ИГиП РАН, 1999.
  96. И.Д. Суверенитет. — М.: Госюриздат, 1948.
  97. И.В. Договорное регулирование федеративныхотношений в России. -М.: УРСС, 1998.
  98. В.И. К вопросу о национальностях или обавтономизации // Поли. собр. соч. — Т. 45.
  99. В.И. Критические заметки по национальному вопросу //Поли. собр. соч. — Т. 24.
  100. В.И. О лозунге Соединенных Штатов Европы // Поли, собр. соч. -Т. 26.
  101. В.И. О праве наций на самоопределение // Поли. собр.соч. — Т. 25.
  102. Р.З. Теория права. Учебник. — М.: Изд-во БЕК, 2001.
  103. А.В. Административно-территориальное устройствоСоветского государства. — М.: Юрид лит., 1969.
  104. В.О. Конституционные нормы и правоотношения.Учебн. пособие для вузов. — М.: Закон и право- ЮНИТИ, 1997.
  105. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. — М.:Прометей, 1999.
  106. Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формахправа и государства. — М.: Изд-во РАГС, 2000.
  107. Л.С. Проблемы теории государства в современнойидеологической борьбе (против буржуазной критики взглядов К. Маркса на государство). — М.: Юрид. лит., 1976.
  108. Международное право / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.: Междунар. отношения. 1995.
  109. Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. М.: Юрид. лит.1994.
  110. СВ. Международно-правовой режим открытогоморя и континентального шельфа. — М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960.
  111. B.C. Философия права. — М.: Норма, 1997.
  112. Общая теория государства и права / Отв. ред. Д. А. Керимов иB.C. Петров. В 2 т. Т. 1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  113. Общая теория права и государства: Академический курс: в 2-хтомах.: Учебник для вузов/ Отв. ред. М.Н. Марченко- МГУ. — М.: Зерцало, 1998.
  114. В. Смысл американского федерализма. Что такоесамоуправляющееся общество / Предисл. А. Оболенского. — М.: Арена, 1993.
  115. Очерки конституционного права иностранных государств. Учебное и научно практическое пособие / Отв. ред Д. А. Ковачев. — М.: Спарк, 1999.
  116. Парламентская демократия и федерализм в России иГермании. — Москва — Мюнхен — Вюрцбург, 1999.
  117. Популярный юридический энциклопедический словарь /Редкол.: О. Е. Кутафин, В. А. Туманов, И. В. Шмаров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
  118. Право и политика современной России / Колл. авт. Г. В. Мальцев, Е. А. Лукашева, B.C. Нерсесянц и др. — М.: Былина, 1996.
  119. Проблемы суверенитета в Российской Федерации — М.:Республика, 1994.
  120. Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник.-М.: Юрид. лит., 1993.
  121. А.С. Административно-территориальноеустройство Российской Федерации (Вопросы теории и практики). — М.: Манускрипт, 1995.
  122. СВ., Шульц В. Л. Вопросы безопасности в системегосударственного и муниципального управления. Учебник. — СПб, 1994.
  123. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.М. Н. Марченко. — М.: Зерцало- ТЕИС, 1996.
  124. Ю.А. Теория закона. — М.: Наука, 1982.
  125. Ю.А. Юридическая коллизия. -М., 1984.
  126. Ю.А., Котелевская И. В. Правовые акты — М.: 1999.
  127. Г. И. Теория международного права. — М.: Междунар. отношения, 1970.
  128. И.А. Конституционные основы современногороссийского федерализма: Учеб.-практ. пособие. -М.: Дело, 1998.
  129. Н.А. Международное право: основные термины ипонятия. Учебное пособие / РАН. Ин-т государства и права. — М., 1996.
  130. Н.А. Суверенитет в современном международномправе.-М., 1963.
  131. Федерализм: теория и история развития (сравнительноправовой анализ). Учеб. пособие / Отв. ред. М. Н. Марченко. — М.: Юристь, 2000.
  132. Федерация в зарубежных странах. — М.: Юрид. лит. 1993.
  133. В.Е. Государственное управление. Элементарныйкурс. — М.: Юристь, 2001.
  134. В.Е. Элементы сравнительного государствоведения /РАН. Ин-т государства и права. — М., 1994.
  135. М.Ш. Шесть лет по пути укреплениягосударственности Республики Татарстан. Республика Татарстан: время больших перемен. — Казань, 1996.
  136. Т.М. Национальная политика и национальногосударственное устройство Российской Федерации. — М.: Изд-во МГУК, 2000.
  137. СМ. Конституционное правосудие в системероссийского федерализма: монография — Санкт-Петербургский университет МВД России. — 2001.
  138. Ю.Л. Самоохрана Конституции РоссийскойФедерации. М.: ИНИОН РАН, 1999.
  139. .С. Конституция правового государства.Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. — М.: Закон и право- ЮНИТИ, 1997.
  140. Энциклопедический словарь, том IX / Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Санкт-Петербург, 1898.
  141. Юридический конфликт: сферы и механизм / Отв. ред.В. Н. Кудрявцев. — М., 1994.
  142. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред.А. Я. Сухарев — М.: Сов. энцикл., 1984. 1.I. Статьи (журналы)
  143. Р.Г. Россия: национальное возрождение имежнациональное сотрудничество // Регионология. — 1994. — № 2−3.
  144. А. Практика российской государственности //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социол. и политология, 1997. — № 1.
  145. А. Договор между Республикой Беларусь иРоссийской Федерацией о создании Союзного государства: конституционно-правовой анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. П. Право, 2001,-№ 1.
  146. А. Территориальное сообщество — проблемыправового статуса // Местное самоуправление: проблемы и решения: Материалы междунар. симпозиума, Москва, 1995 г. — М., 1996.
  147. А.Б., Сукало А. Е. Развитие договорных отношениймежду субъектами Российской Федерации // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. — М., 1995.
  148. Аналитический обзор конституций республик, входящих всостав Российской Федерации // Российская Федерация. — 1994. — Ха 21.
  149. Г. А. Выступление на конференции в ИЗиСП //Журнал российского права. — 1998.
  150. Дж. Соотношение международного и внутреннегоправа в СССР и России // Государство и право. — 1994. — № 3.
  151. Н.И., Перегляд В. П. Бюджетный федерализм: реалии иперспективы // Этнополис. — 1995.
  152. Государственно-правовые отношения в обновляющейсяфедерации // Сов. государство и право. — 1991. — № 9.
  153. А.В. Концепция и конституционные основыинститута чрезвычайного положения // Государство и право. — 1994. № 6.
  154. Н.М. Проблемы правового регулированияотношений края (области) с входящими в их состав автономными округами // Государство и право. — 1998. — № 7.
  155. .П. Договоры и соглашения между РоссийскойФедерацией и субъектами Российской Федерации: решение или порождение проблем // Государство и право. — 1999. — № 4.
  156. Д.Л. Государственное единство РоссийскойФедерации: некоторые аспекты проблемы: Субъекты Российской Федерации и проблема ее государственного единства//Вестн. Моск. ун-та. Cep. ll, Право.- 1994.- № 4.
  157. В.Б. Проблемы обеспечения единствазаконодательства в Российской Федерации // Законодательство. — 1997. № 4.
  158. Л.М. Грани суверенитета и самоопределениенародов // Государство и право. — 1993. — № 1.
  159. Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма.Критический обзор некоторых публикаций // Государство и право. 1996.-№ 12.
  160. Н.М. Конституционная ответственностьсамостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право.-1997.-№ 2.
  161. М.А. Публично-правовая ответственностьпредставительных органов за нарушение закона // Государство и право. 1993.-№ 6.
  162. Крылов Б. С, Кузнецов И. Н., Михалева Н. А. КонцепцияСоюзного договора // Сов. государство и право. — 1990. — № 10.
  163. .С. Федерализм и его будущее // ЖурналРоссийского права. — 1999. — № 1.
  164. A.M. Юридическая природа территориальноговерховенства // Вестник МГУ. — 1948. — № 10.
  165. П.А. Стандарты Совета Европы и правовая системаРоссийской Федерации // Журнал российского права. — 1997. — № 5.
  166. В. О. Ответственность в механизме реализацииКонституции // Право и жизнь. -1992. — № 1.
  167. Г. В. Правовая система субъекта РоссийскойФедерации // Материалы научно-практической конференции Государственность и право республики в составе Российской Федерации (10−11 апреля 1996 г., г. Нальчик). — Ростов н/Д, 1996.
  168. Г. В. Правовые системы субъектов федерации //Государственная служба. — 1999. — Хо 4.
  169. Л.С. Государство как публичновластным образоморганизованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3.
  170. М.А. Конституционные (уставные) суды субъектовРоссийской Федерации // Аналит. вестн. Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М., 1996. № 20 (44).
  171. Ф.Х. Российский федерализм: проблемыформирования отношений нового типа // Государство и право. — 1994. № 3.
  172. А.С., Студеникина М.С, Рахманина Т. Н. Проблемысовершенствования российского законодательства // Юридический мир. 1998.-№ 11−12.
  173. В.В. Международная деятельность субъектовфедерации // Московский журнал международного права. — 1992. — № 2.
  174. В.В. Члены федерации как субъектымеждународного права II Сов. государство и право. — 1992. — № 1.
  175. Ю.А. Право на самоопределение и отделение.Московский журнал международного права. 1994. № 1.
  176. И. «Расползание» правовой системы — угрозаконституционной безопасности России // Федерализм. — 1997. — № 4.
  177. В.Е. Межрегиональная интеграция субъектовРоссийской Федерации: перспективы развития и механизмы осуществления // Вторая международная конференция по федерализму (16−17 декабря 1997 г., г. Москва). М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  178. Е.С. Размышления о Центральной России //Этнополитический вестник. — 1996. -JSfel.
  179. Ю.А. Реализация международно-правовых актов вроссийской правовой системе // Журнал российского права. — 1999. № ¾.
  180. Ю.А. Юридическая коллизия: власть иправопорядок // Государство и право. — 1994, — № 1.
  181. А.А. Институт интервенции в государственном правелатиноамериканских федераций // Проблемы государства и права. Тр. науч. сотрудников и аспирантов. — Вып. 9. — М., 1974.
  182. Т. Я. Границы субъектов Российской Федерации иих изменение // Государство и право. — .2002. — JV2 2.
  183. В.Е. Модели современного федерализма:сравнительный анализ // Государство и право. — 1994. — № 8−9.
  184. В.Е. Государственная власть субъекта Федерации //Государство и право. 2000. >fo 10.
  185. О.И. Договор об образовании СССР исовременность // Вести. Моск. ун-та. Сер 11, Право, 1995. — № 2.
  186. Г. Л. Реформирование федеративных отношений:как обеспечить сбалансированность интересов центра и регионов // Журнал российского права. — 1999. — № 7−8.
  187. СМ. Договорный процесс в Российской Федерации //Вторая международная конференция по федерализму. (16−17 декабря 1997 г., г. Москва). М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  188. СМ. Договоры о разграничении предметов ведения иполномочий как инструмент региональной политики федеративного государства // Договорные принципы и формы федеративных отношений в России. -1999.
  189. Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство иправо.-1995. — № 7.
  190. . Российский федерализм и единствоконституционного пространства // Российская Федерация. -1994. — № 17.
  191. Эбзеев Б. С, Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. — 1995. — № 3. 1. Статьи (газеты)
  192. Р.Г. Только закон может остановить беззаконие.Об институте федерального вмешательства в дела субъектов Федерации // Независимая газета. — 1996. — 16 июля.
  193. А. Федеральная интервенция в дела субъектовфедерации // Независимая газета. — 1995. — 28 февраля.
  194. В.Н. Декларации о суверенитете и союзныйдоговор // Правда. — 1990.-1 августа.
  195. Петров Н. …Плюс сплошная федерализация всей России //Независимая газета. — 1991. — 16 октября.
  196. Предложения о поправках к преамбуле и главам 3−8Конституции Российской Федерации. Фонд «ИНДЕМ» // Независимая газета. — 1999. — 19 августа
  197. Президентское правление и право // Гласность. — 1991. — >Г9 6(35)
  198. Е.М. Деньги в регионы уже пошли // Российскаягазета. — 1998. — 30 сентября.
  199. Л. Путин борется с местными суверенитетами //Независимая газета. — 2000. — 12 мая.
  200. В.А. Вперед, назад или в никуда? Северный Кавказ:проблемы и политика // Независимая газета, -1998.-22 янв.
  201. В.А. Концептуальная эволюция национальнойполитики в России. — Федерализм. — 1997. — № 3. Y. Диссертации и авторефераты диссертаций
  202. .М. Основные проблемы государственнойтерритории в международном праве: Автореф… дис. д-ра юрид. наук. М. 1970.
  203. В.О. Теоретические проблемы реализацииконституционных норм: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. — М., 1993.
  204. В.В. Конституционные основы участия РоссийскойФедерации в Содружестве Независимых Государств. Автореф. дис… канд. юрид. наук. — Саратов, 1999.
  205. А.С. Территориальная организация Российскогогосударства (государственно-правовые вопросы): Автореф… дис д-ра юрид. наук. — М., 1996
Заполнить форму текущей работой