Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ответственность главы государства: Россия и зарубежный опыт

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Юридическая ответственность главы государства существует в контексте разделения властей, является действенным элементом механизма сдержек и противовесов, обеспечивающих равновесие ветвей власти. Посредством этой ответственности поддерживается необходимый баланс власти, обеспечивается публичный контроль над представителями государства, реализуется идея ответственности государства перед гражданским… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
  • ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
    • 1. 1. Содержани’е и пределы ответственности главы государства
    • 1. 2. Юридические основания ответственности главы государства
  • ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    • 2. 1. Привлечение главы государства к ответственности
    • 2. 2. Отрешение от должности главы государства
    • 2. 3. Практика ответственности главы государства в России

Ответственность главы государства: Россия и зарубежный опыт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования объясняется прежде всего конституционной ценностью феномена юридической ответственности главы государства, которая является, пожалуй, наиболее убедительным доказательством демократического режима. Весьма показательно, что в странах авторитарных подобный институт отсутствует.

Ответственность является необходимым и неотъемлемым элементом статуса субъекта права, понимание содержания и назначения юридической ответственности главы государства дает объемное представление о природе президентской власти в целом, степени ее юридической самостоятельности и одновременно зависимости от гражданского общества.

Ответственность главы государства обусловлена разделением властей, является эффективным средством сдерживания президентской власти иными ветвями государственной власти. Знание закономерностей ответственности главы государства необходимо для системного представления о механизме разделения властей, современной системе сдержек и противовесов, тенденциях развития правовой государственности в России.

Актуальность избранной темы определяется также усилением степени ответственности главы государства, востребованностью этого института в современной государственной практике, в том числе в России, где после принятия Конституции РФ 1993 г. имели место реальные попытки отрешения Президента РФ от должности. Не приходиться доказывать, что пределы и механизм ответственности главы государства в странах демократических должны соответствовать общим требованиям правовой ответственности, гарантировать устойчивость и непрерывность государственной власти в целом и президентской в отдельности, способствовать скорейшему преодолению конституционных конфликтов и кризиса власти.

В интересах этого необходим отлаженный механизм юридической ответственности главы государства, достаточно выверенный с позицией целей и задач этой ответственности, вполне учитывающий практику ее реализации и закономерности эволюции.

Это требует внимательного научного прочтения института ответственности главы государства, выявления возможностей совершенствования этого института и выработку соответствующих научно-практических рекомендаций.

Основным объектом настоящего диссертационного исследования является институт ответственности главы государства в России в его федеральном и региональном аспектах. Однако исследование природы президентской ответственности в России невозможно без анализа этого института в зарубежных странах, сопоставления российского и зарубежных моделей этой ответственности, что позволяет достаточно точно определить уровень этой ответственности в России, недостатки либо преимущества российской модели в сравнении с зарубежными аналогами.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является комплексное исследование института юридической ответственности главы государства в Российской Федерации и за рубежом в его теоретических, законодательных и эмпирических предпосылках, выработка научно-практических рекомендаций по его совершенствованию с учетом отечественной и зарубежной конституционной практики.

Эта цель определяет следующие научные задачи:

— определение места ответственности главы государства в системе и механизме юридической ответственности, установление ее родовой принадлежности;

— исследование истории возникновения и развития этого института в России;

— определение параметров юридической ответственности главы государства, оснований, механизма и правовых последствий этой ответственности;

— исследование зарубежного конституционного законодательства в части регулирования вопросов ответственности главы государства, выявление возможностей использования зарубежного опыта в аналогичной российской практике;

— исследование отечественной практики ответственности главы государства, степени ее идентичности конституционным и законодательным основаниям;

Объектом исследования является сформировавшийся в конституционном праве институт ответственности главы государства, роль этого института в обеспечении разделения властей и утверждении режима правового государства в России и за рубежом.

Предметом исследования выступают конституционно-правовые норм, раскрывающие содержания исследуемого института, основания и механизм ответственности главы государства в его разнообразных формах.

Теоретические основы исследования и степень научной разработанности темы. Теоретической основой исследования являются научные труды, посвященные вопросам юридической, в том числе конституционной, ответственности, проблемам разделения властей, статусу главы государства в России и за рубежом.

Статус главы государства в России и зарубежных странах в контексте существующих форм государственного правления получил обстоятельную научную оценку в трудах С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Ю. А. Дмитриева, В. Д. Зорькина, Е. И. Колюшина, А. А. Котенкова, О. Е. Кутафин, Л. А. Окунькова, В. И. Радченко, О. Г. Румянцева, Н. А. Сахарова, В. Н. Суворова, Б. С. Эбзеева.

Вопросы ответственности государственных руководителей и высших должностных лиц федерального и регионального уровней нашли глубокую разработку в трудах таких ученых, как И. Н. Барциц, Н. А. Боброва, В. А. Виноградов, Н. В. Витрук, Б. И. Габричидзе, P.M. Дзидзоев, А. Н. Домрин, Л. В. Забровская, Т. Д. Зражевская, В. Т. Кабышев, С. Г. Колбая, Н. М. Колосова, А. А. Кондрашев, М. А. Краснов, А. А. Ливеровский, В. О. Лучин, С. Э. Несмеянова, Н. А. Михалева, Ж. И. Овсепян, Г. С. Родионова, А. С. Сергеев, М. Статкявичус, Б. А. Страшун, В. Е. Усанов, В. Е. Чиркин, Т. Д. Шон, А. Е. Якубов.

Несмотря на наличие солидной теоретической базы, посвященной разным аспектам статуса главы государства, в том числе его ответственности, как неотъемлемого и характерного элемента этого статуса, конституционно-правовой науке все еще не достает монографических исследований, содержащих основные научные характеристики института ответственности главы государства, лежащей в основании построения правового демократического государства.

Методологическая основа исследования включает в себя систему различных методов и приемов научного познания: диалектический, формальнологические методы (анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагирования), исторический, метод толкования норм права, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический, синергетический.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой одно из первых в отечественной науке конституционного права монографических исследований, содержащих целостную и развернутую научную оценку ответственности главы государства в России и зарубежных странах в сравнительном виде в качестве конституционно-правового института.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Ответственность главы государства лежит в плоскости конституционной ответственности, выражающей необходимость публичной ответственности государства и его представителей перед гражданским обществом, представляет собой конституционно-правовую санкцию репрессивного свойства, предусматривающую принудительное досрочное прекращение полномочий главы государства и невозможность пользования привилегиями президента в отставке.

2. Президент Российской Федерации в юридическом отношении несет только конституционную (конституционно-правовую) ответственность, которая заключается в отрешении его от занимаемой должности. Отрешение Президента Российской Федерации от должности представляет собой принудительную меру в отношении главы государства, конституционно-правовую санкцию, применяемую палатами Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации в экстраординарной конституционной процедуре, состоящую в досрочном прекращении полномочий главы государства по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

3. Конституционная ответственность главы государства является необходимым условием привлечения его к уголовной и иной юридической ответственности. Природе президентской власти противоречит возможность судебного преследования действующего главы государства. В то же время отрешение главы государства от должности не является лишь способом лишения его неприкосновенности, организационной предпосылкой последующей уголовной или административной ответственности, это конституционно-правовая мера, преследующая цель наказания действующего главы государства, пренебрегающего конституцией и законом.

4. Ответственность главы государства органически вытекает из разделения властей, режима сдержек и противовесов, является своеобразным противовесом президентской власти, которая в постсоциалистических государствах нуждается в сильных сдерживающих началах. Интересы главы государства обеспечиваются наличием особой конституционной процедуры ответственности, включающей разделение функции обвинения и наказания по субъектам, обязательное участие в процессе отрешения парламента, усложненным порядком решения вопросов ответственности главы государства.

5. Ответственность главы государства вытекает из его должностного статуса и связана с осуществлением им конституционных полномочий. В виду этого представляется целесообразным конституционную ответственность главы государства обусловить его функциональными обязанностями, предусмотрев, что Президент Российской Федерации несет ответственность виде отрешения от занимаемой должности за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей.

6. Утрата доверия Президента РФ, как основание конституционной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, не может полагаться юридически корректной, поскольку не содержит в себе правовых критериев наступления юридической ответственности, допускает произвол в отношении руководителя субъекта Федерации, расходится с целями и интересами конституционной ответственности и должна быть исключена из системы федеративной ответственности.

7. Институт ответственности главы государства в России в сравнении с зарубежными аналогами и потребностями построения правового государства в России представляется несовершенным в части как оснований и режима ответственности, так и ее юридических последствий. В диссертации обосновываются предложения, реализация которых, как представляется, будет способствовать усилению исследуемого института публичной власти, повышению степени ответственности главы государства в России. Эти предложения состоят преимущественно в следующем:

— основания конституционной ответственности Президента России должны включать совершение им серьезных конституционных деликтов, состоящих в грубом либо неоднократном нарушении им Конституции РФ, установленных Конституционным Судом РФ;

— требование квалифицированного (2/3) большинства депутатов Государственной Думы, необходимого для выдвижения обвинения против Президента РФ, представляется несоответствующим назначению стадии выдвижения обвинения, которая состоит лишь в официальном формулировании обвинения и не предрешает вопроса отрешения Президента РФ от должности. Представляется, что выдвижение обвинения Президенту должно осуществляться большинством от общего числа депутатов Государственной Думы;

— требуют конституционного закрепления обстоятельства, исключающие возможность выдвижения обвинения против Президента РФ, такие как наличие военного или чрезвычайного положения на всей или большей части территории Российской Федерации;

— Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с отрешением от должности, должен утратить право занимать какую-либо выборную должность в федеральном государственном аппарате.

— лицо, добровольно ушедшее в отставку с поста Президента России после предъявления Государственной Думой ему обвинения в порядке статьи 93 Конституции РФ, не должно пользоваться льготамР! и привилегиями экс-президента, предусмотренными федеральным законодательством.

Научно-практическая значимость и апробация результатов исследования. Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем научно-практические предложения и рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования исследуемого института власти, повышения уровня ответственностей представителей государства. Теоретические положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе, в процессе преподавании конституционного права Российской Федерации и зарубежного конституционного права.

Положения диссертационного исследования получили необходимую апробацию в публикациях по теме исследования, в том числе в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, в участии автора в научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение и список использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный диссертационный анализ позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Ответственность главы государства представляет собой характерный институт конституционного права, включающий материальные и процессуальные нормы, определяющие правовые основания ответственности, механизм ее реализации и юридические последствия. Эта ответственность обладает признаками конституционно-правовой санкции, неблагоприятные последствия которой состоят в лишении лица высшей государственной должности, полной либо частичной утраты прежнего иммунитета и невозможности (чаще всего) в будущем занимать эту должность или баллотироваться на нее. Представляется, что запрет лицу, отрешенному от должности Президента РФ, регистрироваться кандидатом на ближайших президентских выборах, установленный избирательным законом, является недостаточным. Лицо, лишенное президентского звания по компрометирующим основаниям, однозначно должен утратить право занимать какую-либо выборную должность в федеральном государственном аппарате.

2. Юридическая ответственность главы государства существует в контексте разделения властей, является действенным элементом механизма сдержек и противовесов, обеспечивающих равновесие ветвей власти. Посредством этой ответственности поддерживается необходимый баланс власти, обеспечивается публичный контроль над представителями государства, реализуется идея ответственности государства перед гражданским обществом. Эффективность президентской ответственности больше проявляется в его предупредительной силе, поскольку реальных фактов импичмента не много, в самой возможности этой ответственности, которая заставляет главу государства считаться с позицией иных ветвей власти и общественным мнением в целом. Уход в отставку под угрозой импичмента весьма примечательное явление в зарубежных странах. В этой связи можно было бы предложить, чтобы лицо, добровольно ушедшее в отставку с поста Президента России после предъявления Государственной Думой ему обвинения в порядке статьи 93 Конституции РФ, не могло пользоваться льготами и привилегиями экс-президента, предусмотренными федеральным законодательством.

3. Основания и механизм ответственности главы государства в России с точки зрения природы, назначения и потребностей этой ответственности представляются несовершенными. Учитывая имевшие место в конституционной практике России случаи нарушения Конституции РФ федеральным Президентом, необходимо расширить основания отрешения от должности Президента РФ за счет конституционных деликтов — грубого или неоднократного нарушения главой государства Конституции РФ, установленного Конституционным Судом РФ. Мы также предлагаем основанием ответственности Президента РФ указать совершение им преступления независимо от степени его тяжести, поскольку преступное лицо по определению не может возглавлять государство.

Наши предложения по совершенствованию процедуры отрешения Президента РФ от должности основываются на практике импичмента в России и ее потребностей, и в совокупности могут способствовать повышению уровня и достижимости государственной ответственности Президента Федерации.

4. Основания отрешения от должности главы субъекта Российской Федерации (высшего должностного лица субъекта РФ) Президентом России, на наш взгляд, расходятся с целями и назначением федеративной ответственности, как разновидности конституционной, которая должна носить крайний и вынужденный характер, с самим принципом федерализма, составляющим основу конституционного строя России.

Основаниями юридической ответственности, в том числе конституционно-правовой, должны выступать правонарушения, имеющие конкретный состав, определенный законом. Такое основание ответственности высшего должностного лица субъекта РФ, как утрата доверия, имеет весьма расплывчатое содержание, целиком определяемое федеральным Президентом, что допускает объективное вменение. Право отрешенного главы субъекта РФ обжалования указа Президента РФ в Верховный Суд РФ теряет смысл, поскольку степень служебного доверия юридически измерить невозможно.

В виду этого мы предлагаем исключить такое основание ответственности высшего должностного лица субъект Федерации как утрата доверия Президента России, как не отвечающее требованиям юридической ответственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. — М., 1993.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации"// СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712- 1998. № 1. Ст. 1.
  3. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 111.
  4. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512.
  5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г.// СЗ РФ. 1998. № 7. Ст.801- № 16.
  6. Указ Президента РСФСР от 22 августа 1991 г. «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 34. Ст. 1146. '¦'¦¦.¦¦-. / «.''
  7. Указ Президента РСФСР от 11 сентября 1991 г. «О роли Совета Министров РСФСР в системе исполнительной власти Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР * и В ерховного Совета РСФСР 1991. № 37. Ст. 1200.: ''
  8. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. «Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности глав администраций» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст.193
  9. Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. «О функционировании органов исполнительной власти в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и правительства РФ. 1993. № 40. Ст. 3739.
  10. Указ Президента РФ от 10 ноября 1993 г. «О главе администрации Свердловской области» // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1993. № 46. Ст. 4483.
  11. Указ Президента РФ 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» // СЗ РФ.1994. № 24. Ст. 2598.
  12. Указ Президента РФ от 12 февраля 1994 г. «О главе администрации Ямало-Ненецкого автономного округа» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 7. Ст. 551.
  13. Указ Президента РФ от 18 июня 1994 г. «О Егорове Н.Д.» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 8. Ст. 851.
  14. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 10 марта.
  15. Указ Президента РФ от 30 марта 2004 г. «Об администрации Президента РФ» // Российская газета. 2004. 31 марта.
  16. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 22 мая.
  17. Указ Президента РФ от 9 марта 2005 г. «О Логинове В.А.» // СЗ РФ. 2005. № 11. Ст. 934.
  18. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.
  19. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации//Российская газета. 1999. 10 февраля.
  20. Государство Россия. Пути к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства): Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2000.
  21. Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации: Документы и материалы. М.: Республика, 1993.
  22. Государственная дума: Стенограмма заседаний. Т.9. М.:Известия, 1995.
  23. Государственная Дума: Стенограмма заседаний. Весенняя сессия. Т. 18. 7−23 июня 1995 г. М.: Известия, 1996.
  24. Государственная Дума: Стенограмма заседаний. Т.19. 1997. М.: Известия, 1999.
  25. Государственная Дума: Стенограмма заседаний. Т. 18. 7−23 июня 1995 г. М.: Известия, 1996.
  26. С.А. Санкции в советском государственном праве // Сов. государство и право. 1973. № 11.
  27. С.А. Государственно-правовая ответственность // Сов. государство и право. 1975. № 10.Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, 1997.
  28. С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса.// Вестник Московского университета. Серия «Право». 1998. № 1.
  29. С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. 1999. №.3.
  30. С.А. Федеральное собрание парламент России. М., 1999.
  31. С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2001.
  32. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М., 2000.
  33. М.П. Конституционно-правовые санкции и конституционно-правовая ответственность // Государство и право. 2005. № 7.
  34. Австрийская республика. Конституция и законодательные акты. М., 1985.
  35. А.С. Системность категорий конституционного права. Дис.. д-ра юрид. наук (12.00.02) /Ин-т гос-ва и права РАН/. М., 1999.
  36. Алжирская Народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1983.
  37. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: обзор научной конференции // Государство и право. 2002. № 2.
  38. И.А. Проблемы формирования теоретической конструкции института конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2001.
  39. И.А. Муниципально-правовая ответственность: проблемы теории и практики. Дис. .д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2007.
  40. Ф. Франция: государственная система. М., 1994.
  41. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 2001.
  42. И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. М., 1999.
  43. М.С. К вопросу о концепции конституционно-правовой ответственности // Право и политика. 2006. № 9.
  44. И.Л. Организация исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук Бачило И. Л. М.: Юристъ, 1998.
  45. И.Л. Становление системы исполнительной власти в России // Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук Бачило И. Л. М.: Юристъ, 1998.
  46. А.А., Солдатов С. А. Конституционное право России. В трех томах М.: ООО «Профобразование», 2001.
  47. К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. № 3. 1997.
  48. Н.А. Реформа власти и перспективы развития авторитарных элементом российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1.
  49. А.И., Горшкова Н. Г., Ивакин В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М., 2003.
  50. Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1998. № 3.
  51. Н.А. Система науки конституционного права. М.: Юристъ, 2001.
  52. Л.В., Цаликова М. Б. Импичмент Президента США У.Клинтон // Правоведение. 2004. № 5.
  53. П. Эволюция британской конституции. М., 1978.
  54. О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003.
  55. В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000.
  56. В.А. Субъекты конституционной ответственности. Дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
  57. В.А. Парламентские процедуры как форма реализации конституционно-правовой ответственности // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы науч. конф., г. Москва, 2123 марта 2002 г. М., 2003.
  58. В.А. Вина в конституционном праве // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 3.
  59. В.А. Конституционно-правовая ответственность членов правительства // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5.
  60. В.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации // Конституционно право: восточноевропейское обозрение. 2004. № 2.
  61. В. Иммунитеты в конституционном праве // Сравнительное Конституционное Обозрение. 2005. № 1. С. 4.
  62. Н.В. Конституционное правосудие. М., 1998.
  63. Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. — М.: Изд-во МГУ, 2001.
  64. .Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001.
  65. .Н., Чернявский А. Г. Органы государственной власти современной России: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.
  66. .Н., Чернявский А. Г. Юридическая ответственность: Учебное пособие. М., 2005.
  67. Е.К., Степанов И. М., Шульженко Ю. Л. Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.
  68. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. М.: Юрид. лит., 1996.
  69. Государственно-правовое развитие зарубежных стран в 70−80-е годы: Сб. науч. тр. М.: 1986.
  70. Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1990.
  71. Государственное право Германии. М., 1994, Т.1.
  72. В.И. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
  73. Г. В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. М., Юрист, 2003.
  74. P.M. Конституционно-правовая ответственность: Учеб. пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004. С. 50.
  75. Дмитриев Ю. А, Измайлова Ф. Ш. Проблемы контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4.
  76. А.Н. Конституционная процедура импичмента в США // Журнал российского права. 2004. № 7.
  77. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. — М., 2002.
  78. Д.Л. Институт президента в Восточной Европе: порядок выборов и ответственность // Вестн. Моск. ун-та. Cep. ll, Право. 1994. № 5.
  79. Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Воронеж, 1980.
  80. Н.С. Отрешение от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11.
  81. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию 1994 2005 гг. Новосибирск, 2006.
  82. .П. Институт Президента Российской Федерации. М., 1992.
  83. .П. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 1998.
  84. В.Л., Комарова В. В., Поленский И. А. Структура исполнительной власти РФ в современный период // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 1.
  85. А.В. Импичмент главы государства: историко-теоретические аспекты // Правоведение, 2004. № 5.
  86. И.П. Парламент Австрии. М., 1990.
  87. Импичмент. Позиция «Яблока». М., 1999.
  88. Институт губернатора в России: традиции и современные реальности / Под ред.Н. С. Слепцова. М.: РАГС, 1997.
  89. Н.В. К проблеме ответственности в конституционном праве // Правоведение. 2004. № 2.
  90. Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.
  91. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук Бачило И. Л. М.: Юристъ, 1998.
  92. Д.А. и др. Демократизация советского общества / Учебн. пособие. М.: Мысль, 1989.
  93. А. Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. № 10.
  94. А.Д. Проблемы конституционной реформы и государственного строительства в России. — М.: Аванта+, 2001.
  95. Г. С. Институт отставки в постсоветском праве, вопросы теории и практики. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Казань, 2003.
  96. О.В. Парламентские процедуры в Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. Самара, 2004. С. 171. См. также: Скуратов Ю. И. Парламент и Президент в РФ // Конституционный строй в России. Вып. 2. М., 1995.
  97. А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М.: ИНИОН РАН, 1996.
  98. Ю.М. Исполнительная власть: Правительство Российской Федерации // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 11, Право. 1993. № 4.
  99. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 3-е изд. М. Колбая С. Г. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Журнал российского права. 2004. № 4.
  100. Н.М. Конституционная ответственность самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. № 2.
  101. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.
  102. А.А. Конституционно-правовые основы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 2.
  103. А.А. Позитивная ответственность органов государственной власти в конституционном законодательстве Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.
  104. Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов). М.: Манускрипт, 1995.
  105. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М.: Юрид. лит., 1995.
  106. Н. Разделение властей в современном Российском государстве // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 2.
  107. В.А. Совершенствование государственного аппарата в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. М., 2000.
  108. Конституционное законодательство и вопросы совершенствования государственного управления: Сб. ст. / Под ред. В. Ф. Воловича, А. И. Кима. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1987.
  109. Конституционное право: Словарь / Отв. Ред. В. В. Маклаков. М., 2001.
  110. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2001.
  111. Конституции государств Юго-Восточной Азии и Тихого Океана / Под ред. З. И. Луковниковой. М., 1960.
  112. Конституции государств Европы: В 3 т. М., 2001.
  113. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/сост. проф. В. В. Маклаков. М., 2001.
  114. Конституции стран СНГ и Балтии. М., 1999.
  115. Конституционное право: Словарь / Отв. дед. В. В. Маклаков. М., 2001.
  116. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997.
  117. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2001.
  118. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, Юристъ, 1997.
  119. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юрид. лит., 1994.
  120. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997.
  121. А.Н., Плешакова О. В. Правовые основы неприкосновенности должностных лиц // Юридический мир. 2002. № 5.
  122. М.А. Ответственность в системе народного представительства. М., 1995.
  123. Кристофер Осакве. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М., 2002.
  124. .С. Парламент буржуазного государства. М., 1963.
  125. М.А. Парламент Франции. М., 1988.
  126. М.А. Президент Французской республики. Правовое положение. М., 1980.
  127. О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001.
Заполнить форму текущей работой